Творческие личности: 6 неожиданных признаков творческой личности

6 неожиданных признаков творческой личности

27 мартаВдохновение

Если вы постоянно язвите, нервничаете и не контролируете творческий процесс, возможно, вы действительно креативный человек.

Поделиться

0

1. Вы саркастичны

Несмотря на то, что сарказм считается самой неприятной формой остроумия, он требует значительного умственного напряжения. Франко-американское исследованиеLi Huanga, Francesca Ginob, Adam D. Galinsky. The highest form of intelligence: Sarcasm increases creativity for both expressers and recipients / Organizational Behavior and Human Decision Processes показало, что у участников саркастичного разговора активизируется абстрактное мышление и усиливается креативность.

Дополнительный вывод, к которому пришли учёные: сарказм провоцирует конфликт между не очень близкими людьми, но вот с теми, у кого установились доверительные отношения, такого не происходит. Так что можно смело троллить друзей — это только на пользу вашей творческой стороне.

2. Вы невротичны

Невротизм (нейротизм) считается не самой положительной чертой: он характеризуется эмоциональной неустойчивостью и тревожностью. Однако исследователи из Великобритании и США отмечаютAdam M. Perkins, Danilo Arnone, Jonathan Smallwood, Dean Mobbs. Thinking too much: self-generated thought as the engine of neuroticism / Opinion, что это свойство личности также сильно связано с творчеством и воображением.

В чём суть? Грубо говоря в том, что для постоянного придумывания угроз нужно обладать неплохой фантазией.

3. Вы витаете в облаках

Моше Бар (Moshe Bar), профессор, исследовавшийVadim Axelrod, Geraint Rees, Michal Lavidor, and Moshe Bar. Increasing propensity to mind-wander with transcranial direct current stimulation / PNAS блуждающий ум (состояние, когда человек поглощён своими мыслями, не сконцентрирован сугубо на задаче или окружении), отмечаетDaydreaming is NOT Just A Waste Of Time, Studies Finds / PsyBlog, что такое состояние задействует многие области мозга. А это очень полезно для творчества.

Интересно, что мозг при «блужданиях» продолжает успешно справляться с рутинными делами. Вам это хорошо знакомо, если вы хоть раз мыли посуду.

4. Вы легко отвлекаетесь

В каком-то смысле противоположный предыдущему вывод сделали американские учёные. Согласно результатам их исследованияDarya L. Zabelina, Daniel O’Leary, Narun Pornpattananangkul, Robin Nusslock, Mark Beeman. Creativity and sensory gating indexed by the P50: Selective versus leaky sensory gating in divergent thinkers and creative achievers / Neuropsychologia, творческие личности легче отвлекаются на посторонние сигналы. На память приходит Марсель Пруст, который запирался в обитой пробкой комнате и надевал беруши, чтобы работать в тишине.

Исследователи отмечают, что повышенная чувствительность бывает полезна творцам: с её помощью они могут тоньше почувствовать мир. Но какой ценой!

5. Вы открыты для разных людей и идей

Исследователи коллективного разума утверждаютMichael Muthukrishna and Joseph Henrich. Innovation in the collective brain / The Royal Society: инновация — это продукт не талантливых единиц, а многих. Другими словами, инновации возникают благодаря общению и обмену идеями.

Один из авторов исследования призывает: если хотите быть более креативными, поговорите с людьми, с которыми несогласны.

Необязательно воспринимать эти слова буквально. Но если вы действительно готовы слышать и слушать разные мнения, у вас, вероятно, больше шансов на создание чего-то прорывного.

6. Вы доверяете работу бессознательному

Чем меньше вы контролируете творческий процесс, тем лучше результат. Примерно к такому выводу пришли учёные, следившие за работой мозга во время рисования.

Для своего экспериментаManish Saggar, Eve-Marie Quintin, Eliza Kienitz, Nicholas T. Bott, Zhaochun Sun, Wei-Chen Hong, Yin-hsuan Chien, Ning Liu, Robert F. Dougherty, Adam Royalty, Grace Hawthorne & Allan L. Reiss. Pictionary-based fMRI paradigm to study the neural correlates of spontaneous improvisation and figural creativity / Nature они просили испытуемых графически объяснить разные слова. Самые креативные работы получились у тех, кто сознательно не влиял на процесс.

«Активация центров исполнительного контроля мозга — зон, которые отвечают за планирование, организацию и управление действиями, — отрицательно связана с творческой реализацией задачи», — отметилиThe Creativity Secret That Most People Don’t Know / PsyBlog исследователи.

В то же время неожиданно важную роль в процессе стал играть мозжечок — область, ответственная за координацию движений. То есть более креативные результаты получились у тех, кто был вовлечён в создание рисунка, а не думал о нём.

Читайте также 🧐

  • 42 классных приложения для творческих людей
  • 6 способов подстегнуть воображение и выйти из творческого тупика
  • 5 негативных установок, которые мешают заниматься творчеством

ЛИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ | Энциклопедия Кругосвет

ЛИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ. Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Некоторые психоневрологи видят сущность психотерапии в излечении неврозов путем пробуждения творческих стремлений человека. М.Зощенко в своей автобиографической повести рассказывает о том, как он благодаря творчеству излечился от депрессии.

Взгляд на креативность как универсальную черту личности человека предполагает определенное понимание творчества. Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.

Существуют профессии – их называют «творческими профессиями» – где от человека требуется как необходимое качество быть творческой личностью. Это такие профессии, как быть актером, музыкантом, изобретателем и др. Тут недостаточно быть «хорошим специалистом». Необходимо быть творцом, а не ремесленником, даже очень квалифицированным. Разумеется, творческие личности встречаются и среди других профессий – среди педагогов, врачей, тренеров и многих других.

В настоящее время творчество все больше и больше специализируется и приобретает элитарный характер. Уровень силы творческой потребности и энергии, требуемый для профессионального творчества, в большинстве сфер человеческой культуры таков, что за пределами профессионального творчества остается большинство людей. Есть точка зрения, что у творческой личности имеется избыточный энергетический потенциал. Избыточный по отношению к затратам на приспособительное (адаптивное) поведение. Возможность для творчества, как правило, появляется тогда, когда человеку не нужно решать задачи на адаптацию, когда в его распоряжении «покой и воля». Он или не занят заботами о хлебе насущном или пренебрегает этими заботами. Чаще всего это происходит на досуге, когда он предоставлен самому себе – ночью за письменным столом Болдинской осенью, в камере одиночного заключения, на больничной койке.

Многим людям, даже творчески одаренным, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности. Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры. Во-вторых, насколько он владеет специфическими «языками» разных видов творческой деятельности, набором кодов, позволяющих ему дешифровать информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества. Например, как живописец может использовать достижения современной музыки, или ученый-экономист – открытия в области математического моделирования. По образному выражению одного психолога, творцы сегодня похожи на птиц, сидящих на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, они далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга. Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностью системой «технических» навыков и умений (например, технологией живописного ремесла), от которой зависит способность осуществить задуманные и «придуманные» идеи. Разные виды творчества (научного, поэтического и др.) предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности.

Невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности породило массовое любительское творчество, «творчество на досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью.

Творческая компетентность – это всего лишь условие проявления креативной способности. К таким же условиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемой задачей. В чем же заключается сама креативная способность? Практика творческих достижений и тестирования подводит к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет способность творческой фантазии (см. ФАНТАЗИЯ), понимаемой как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения). Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии. К.Паустовский проницательно писал: «…будьте милостивы к воображению. Не избегайте его. Не преследуйте, не одергивайте и прежде всего не стесняйтесь его, как бедного родственника. Это тот нищий, что прячет несметные сокровища Голконды».

Определяющим для творческой фантазии является направление сознания (и бессознательного), заключающегося в отходе от наличной действительности и реального Я в известную относительно автономную и свободную деятельность сознания (и бессознательного). Эта деятельность отличается от непосредственного познания действительности и своего Я и направлена на их преобразование и создание новой (мысленной) действительности и нового Я.

Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Ответить на эти вопросы – значит подойти к пониманию сущности творческой личности.

Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение, неясную или более определенную тревогу, обнаруживая в реальной действительности (внешней и внутренней) отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором он чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Реальные противоречия, дискомфорт и дисгармония как бы сами находят творческую личность. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в двух режимах, сменяющих друг друга: напряжения и релаксации (катарсиса), тревоги и успокоения, неудовлетворенности и радости. Такое постоянно воспроизводимое состояние двойственности является одним из проявлений нейротизма как личностной черты творческих личностей.

Нейротизм, повышенная чувствительность – норма для творческой личности точно так же, как для обычного нормального человека является нормой эмоциональность (отсутствие равнодушия) в любом виде деятельности. Но нейротизм, двойственность творческой личности находится близко к той грани, за которой начинается психопатология. Следует признать факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторыми психопатологическими чертами. Но, во-первых, это не является нормой и тем более, во-вторых, не дает оснований для выводов, которые делают последователи Ломброзо о родстве гениальности и безумия.

Двойственность творца предполагает феномен «естественного раздвоения Я» на реальное Я и творческое (воображенное) Я. Даже в самом сильном порыве вдохновения творец не теряет чувства реального Я. Например, (как заметил Станиславский), ни один актер не упал в оркестровую яму и не опирается на картонный задник декорации. И все же активность творческого Я, «заставляющая» пребывать творца в мире воображенной, условной реальности – словесной, изображенной, символически-понятийной, сценически воплощенной и т.п. – объясняет наличие у творческой личности черт и особенностей, отличающей ее от обычного человека. Поведение творца в обыденной жизни нередко кажется «странным», «чудоковатым». И этому есть объяснение.

Сильная потребность в деятельности воображения и сосредоточенность на ней, что неразрывно связано с любознательностью и потребностью в новых впечатлениях (новых идеях, образах и т.п.) придает творческим личностям черты «детскости». Например, биографы Эйнштейна пишут, что он был мудрый старец со всепонимающими глазами. И вместе с тем в нем было что-то детское, он навсегда сохранил в себе удивление пятилетнего мальчика, впервые увидевшего компас. «Игровой» компонент в акте воображения, по-видимому, объясняет нередкую любовь творцов, как и детей, к играм, розыгрышам, шуткам. Погруженность в свой воображенный творческий мир иногда делает их поведение в быту не вполне адекватным. Про них нередко говорят, что они «не от мира сего». Классической иллюстрацией может служить «профессорская» рассеянность.

Детская, или «наивная» креативность отличается от креативности взрослого, она имеет другую структуру и содержание, чем культурная креативность творческой личности. Детская креативность – это естественное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов. Свежий взгляд ребенка на мир – от бедности его опыта и от наивного бесстрашия его мысли: все действительно может быть. Наивная креативность – характеристика возраста и присуща большинству детей. Напротив, культурная креативность творцов – явление далеко не массовое.

Бесстрашие мысли творца не носит наивный характер, оно предполагает богатый опыт, глубокие и обширные знания. Это бесстрашие творческой смелости, дерзости, готовности к риску. Творца не пугает необходимость усомниться в общепризнанном. Он отважно идет на разрушение стереотипов во имя создания лучшего, нового, не боясь конфликтов. А.С.Пушкин писал: «Есть высшая смелость: смелость изобретения».

Творческая смелость – это черта творческого Я, и она может отсутствовать у реального Я творца, в обыденной жизни. Так, по свидетельству жены знаменитого импрессиониста Марке, смелый новатор в живописи был в жизни довольно робким человеком. Такая двойственность может быть обнаружена и в отношении других личностных качеств. Например, рассеянный в жизни, творец «обязан» быть в творчестве сосредоточенно-внимательным и точным. Творческая этика не тождественна этике реального Я. Художник Валентин Серов часто признавался, что недолюбливал людей. Создавая портреты и внимательно вглядевшись в человека, он каждый раз увлекался, вдохновлялся, но не самим лицом, которое часто бывало пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте. О специфической художественной любви пишет А.Блок: любим мы все то, что хотим изобразить; Грибоедов любил Фамусова, Гоголь – Чичикова, Пушкин – скупого, Шекспир – Фальстафа. Творческие личности порой производят в жизни впечатления бездельников, внешне недисциплинированных, иногда беспечных и безответственных. В творчестве же они обнаруживают огромное трудолюбие, внутреннюю честность и ответственность. Отчетливо выраженное стремление к самоутверждению творческого Я может принимать неприятные формы на уровне поведения в реальной жизни: ревнивое внимание к чужим успехам, враждебность к коллегам и к их заслугам, надменно-агрессивная манера излагать свои суждения и т. п. Стремление к интеллектуальной независимости, характерное для творческих личностей, часто сопровождается самоуверенностью, склонностью давать высокую оценку собственным способностям и достижениям. Такая склонность отмечается уже у «творческих» подростков. Известный психолог К.Юнг утверждал, что творческая личность не боится выявить в поведении противоположные черты своей натуры. Не боится потому, что недостатки своего реального Я она компенсирует достоинствами творческого Я.

Креативность как специфическая способность творческой личности коренится во врожденной одаренности человека. Но реализация этой способности и одаренности зависит от развития личности в целом и, в частности, от развития других общих и специальных способностей. Установлено, что интеллект должен быть выше среднего. Огромное значение имеет развитая память, причем приспособленная к той или иной сфере творческой деятельности: музыкальная память, зрительная, цифровая, двигательная и т.п. Имеют значение и физические, анатомо-физиологические свойства человека, часто врожденные. Так, певческому таланту Шаляпина в немалой степени способствовали его удивительные голосовые связки – мощные и пластичные. В то же время не зафиксирована устойчивая корреляция между уровнем креативной способности и особенностями характера и темперамента реального Я. Творческими личностями могут быть люди с любым характером и любым темпераментом.

Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социо-культурная.

Евгений Басин

Признаки творческой личности: как определить, поведение, отличия

Ни для кого не секрет, что творческие люди отличаются от обычных. Это подтверждают ученые, объясняя особенности мышления творцов различиями в работе правого и левого полушарий. Процессы работы мозга до конца не изучены. С уверенностью можно утверждать только то, что поведение творческих личностей иногда отличается сложностью и парадоксальностью. И все же в их поведении можно выделить несколько общих отличительных черт.

Внутренняя мотивация

Творческие люди не могут не творить. Это, наверное, их главная отличительная особенность. Творчество – это их состояние души, их образ жизни. Все остальные дела уходят на второй план, когда ими овладевает вдохновение.

Страстное увлечение делом помогает создавать шедевры, которыми восхищается весь мир

Творцами двигает больше внутренняя мотивация, а не материальное вознаграждение. Деньги являются приятным бонусом. Обычно продвижением гениев занимаются агенты.

Мечтательность

Это качество находится на втором месте. Только не нужно путать с мечтательностью Обломова. Мечты творческих личностей обычно находят выход в написании художественных произведений, создании проектов необычных архитектурных сооружений, новой линейке одежды и других делах.

Мечтательность

Любые изобретения начинаются с мечты, образа, который потом воплощается в жизнь. Мечтательность помогает творцам выходить за границы настоящей реальности. Благодаря этой мечтательности они осваивают иные способы мышления, не ограниченные стереотипами.

Наблюдательность

О творческих личностях часто говорят, что они находятся в каком-то своем мире, «на своей волне». На самом деле это не совсем так. Они действительно могут не замечать, что едят, на чем сидят, что надевают. Об одном профессоре химии, современнике Маршака, рассказывали, что он машинально снимал калоши, входя в трамвай. Он даже говорил, что Рассеянного с улицы Бассейной поэт написал с него.

Такая наблюдательность, как правило, проявляется в какой-то одной области. Если это писатель, то он замечает мельчайшие детали в поведении людей, в их речи, взаимоотношениях. Если это скульптор, то жесты, позы людей он видит по-своему.

Их способности позволяют им видеть возможности там, где другие их не замечают

Когда творцов спрашивают, как вы это сделали, они зачастую не могут этого объяснить. Творчество – это особый процесс, синтезирующий несколько на первый взгляд не связанных между собой вещей.

Творческая личность

Часы активности

Творцы часто имеют нестандартный распорядок дня. Например, общение Владимира Набокова с музой происходило обычно ранним утром. Он просыпался до 6 утра и садился работать. У Н. М. Карамзина был достаточно традиционный режим. Он вставал рано утром, обязательно выходил на утреннюю прогулку. После этого завтракал и шел в кабинет. Беспокоить его в эти часы категорически запрещалось, исключение составляли жена и дети.

Некоторые творческие личности работают по ночам, днем отдыхают. Часто вдохновение приходит неожиданно, тогда они бросают все дела и погружаются в работу. Поэты иногда просыпаются ночью и хватаются за ручку, чтобы записать сложившиеся во сне строки. Кто-то работает «запоями» по несколько недель, а потом в голову месяцами не приходят никакие идеи. Случаются и творческие кризисы.

Творческая активность

Чтобы творить, человеку нужно погрузиться в состояние отвлеченности от повседневных забот, достичь уровня повышенной концентрации. Рядом с творческими личностями находятся люди, готовые создавать им условия для работы. Они берут все рутинные обязанности на себя.

Творческий процесс характеризуется особенным состоянием, когда человек испытывает вдохновение, удовлетворенность, подъем

Поиск новых впечатлений

Креативные личности стремятся к новым впечатлениям. Они любят их испытывать, специально ищут. В них творцы черпают материал для своих творений. Любознательность, поиск новых ощущений, эмоциональность, чувствительность, развитое воображение являются двигателем их творческой активности.

Для более продуктивной работы многие используют медитацию. Она оптимизирует эмоции, снимает тревожность, стимулирует ясность ума, что позволяет настроиться на творческий процесс.

Медитация

Смелость и сила

Творцам часто приходится рисковать, проводя в жизнь свои изобретения. Здесь нужна определенная смелость, потому что творение может не найти отклика, может быть подвергнуто критике. Требуется немало внутренних сил, чтобы противостоять подобным явлениям.

Зачастую бесконечные опыты и эксперименты, на которые было потрачено много сил и денег, заканчиваются неудачей. Творцы не боятся ошибаться. Чтобы принять провал и взяться за дело с нуля, требуется сильная воля, целеустремленность, оптимизм и настойчивость.

Стабильное креативное мышление отличает всех творческих личностей. В то же время вдохновением, идеями, которые возникают из ниоткуда, невозможно управлять. Они как приходят неожиданно, так же внезапно исчезают, повергая творца в уныние.

Какие еще бывают признаки творческой личности, вы узнаете, посмотрев видео:

Творческая личность | Психология сегодня

Автор: Mihaly Csikszentmihalyi, опубликовано 1 июля 1996 г. — последняя проверка сделана 22 февраля 2021 г.

Из всех видов человеческой деятельности творчество ближе всего к осуществлению того, что мы все надеемся получить в своей жизни. Назовите это полноценной жизнью.

Творчество — центральный источник смысла нашей жизни. Большинство вещей, которые интересны, важны и человечны, являются результатом творчества. То, что отличает нас от обезьян — наш язык, ценности, художественное выражение, научное понимание и технологии — является результатом индивидуальной изобретательности, которая признавалась, вознаграждалась и передавалась через обучение.

Когда мы творим, мы чувствуем, что живем более полно, чем в остальное время. Возбуждение художника за мольбертом или ученого в лаборатории приближается к идеальному удовлетворению, которое мы все надеемся получить от жизни, но так редко получаем. Возможно, только секс, спорт, музыка и религиозный экстаз — даже если эти переживания мимолетны и не оставляют следов — дают глубокое ощущение того, что мы являемся частью чего-то большего, чем мы сами. Но творчество также оставляет результат, добавляющий богатству и сложности будущему.

Я посвятил 30 лет изучению того, как живут и работают творческие люди, чтобы сделать более понятным таинственный процесс, посредством которого они приходят к новым идеям и новым вещам. Творческие личности замечательны своей способностью приспосабливаться практически к любой ситуации и обходиться всем, что есть под рукой, для достижения своих целей. Если бы мне нужно было выразить одним словом, что отличает их личности от других, то это сложность .

Они показывают тенденции мысли и действия, которые у большинства людей сегрегированы. Они содержат противоречивые крайности; вместо того, чтобы быть «индивидуумом», каждый из них является «множеством».

Вот 10 противоположных черт, часто присутствующих у творческих людей, которые сливаются друг с другом в диалектическом напряжении.

1. Творческие люди обладают большой физической энергией, но они также часто тихи и отдыхают. Они работают долгие часы, с большой концентрацией, излучая ауру свежести и энтузиазма. Это предполагает превосходные физические данные, генетическое преимущество. Тем не менее удивительно, как часто люди, которые в свои семьдесят и восемьдесят лет излучают энергию и здоровье, помнят детство, измученное болезнями. Кажется, что их энергия генерируется изнутри, в большей степени благодаря их сосредоточенному уму, чем превосходству их генов.

Это не значит, что творческие люди гиперактивны, всегда «включены». На самом деле они часто отдыхают и много спят.

Важно то, что они контролируют свою энергию; не правит календарь, док, внешнее расписание. При необходимости они могут сфокусировать его, как лазерный луч; когда нет, творческие типы немедленно перезаряжают свои батареи. Они считают очень важным для успеха своей работы ритм активности, за которым следует праздность или размышления. Это не биоритм, унаследованный с их генами; это было изучено методом проб и ошибок как стратегия для достижения своих целей.

Одним из проявлений энергии является сексуальность. Творческие люди парадоксальны и в этом отношении. У них, кажется, довольно сильная доза эроса, или генерализованной либидинозной энергии, которую некоторые прямо выражают в сексуальности. В то же время некое спартанское безбрачие также является частью их характера; воздержание, как правило, сопровождает превосходные достижения. Без эроса было бы трудно энергично браться за жизнь; без ограничений энергия может легко рассеяться.

2. Творческие люди, как правило, умны и в то же время наивны. Насколько они умны на самом деле, остается открытым вопросом. Вероятно, то, что психологи называют «g-фактором», то есть ядром общего интеллекта, действительно высоко у людей, которые вносят важный творческий вклад.

Самое раннее лонгитюдное исследование превосходных умственных способностей, начатое в Стэнфордском университете психологом Льюисом Терманом в 1921 году, довольно убедительно показывает, что дети с очень высоким IQ преуспевают в жизни, но после определенного момента IQ, по-видимому, не коррелирует ни с чем. дольше с превосходной производительностью в реальной жизни. Более поздние исследования показывают, что точка отсечки составляет около 120; может быть трудно выполнять творческую работу с более низким IQ, но IQ выше 120 не обязательно означает более высокую креативность.

Другой способ выражения этой диалектики — противопоставление полюсов мудрости и ребячества. Как заметил Говард Гарднер в своем исследовании главных творческих гениев этого века, определенная незрелость, как эмоциональная, так и умственная, может идти рука об руку с глубочайшими прозрениями. Сразу вспоминается Моцарт.

Кроме того, люди, которые вносят приемлемое новшество в область, по-видимому, способны хорошо использовать два противоположных способа мышления: конвергентный и дивергентный. Конвергентное мышление измеряется тестами IQ и включает в себя решение четко определенных рациональных задач с одним правильным ответом. Дивергентное мышление не приводит к согласованному решению. Это включает в себя беглость или способность генерировать большое количество идей; гибкость или способность переключаться с одной точки зрения на другую; и оригинальность в подборе необычных ассоциаций идей. Это параметры мышления, которые измеряют большинство творческих тестов и которые пытаются улучшить большинство семинаров.

Тем не менее остается мучительное подозрение, что на высших уровнях творческих достижений создание новизны не является главной проблемой. Люди часто утверждали, что за всю свою карьеру у них было только две или три хорошие идеи, но каждая идея была настолько продуктивной, что они всю жизнь были заняты тестированием, заполнением, проработкой и применением.

Дивергентное мышление бесполезно без способности отличить хорошую идею от плохой, и эта избирательность включает в себя конвергентное мышление.

3. Творческие люди сочетают в себе игривость и дисциплину или ответственность и безответственность. Нет сомнений в том, что игриво-легкий настрой типичен для творческих личностей. Но эта игривость не уходит далеко без своей противоположности, качества упрямства, выносливости, настойчивости.

Нина Холтон, чьи игриво-дикие зародыши идей легли в основу ее скульптуры, очень твердо убеждена в важности тяжелой работы: «Скажите кому-нибудь, что вы скульптор, и они скажут: «О, как интересно, как чудесно». .’ И я обычно говорю: «Что такого замечательного?» Это как быть каменщиком или плотником, половину рабочего дня. Но они не хотят этого слышать, потому что на самом деле представляют только первую часть, захватывающую часть. Но, как однажды сказал Хрущев, от этого блинов не жаришь, понимаете. Этот зародыш идеи не создает скульптуру, которая стоит. Он просто сидит там. Итак, следующий этап — тяжелая работа. Вы действительно можете воплотить его в произведение скульптуры?»

Джейкоб Рабинов, инженер-электрик, использует интересную умственную технику, чтобы замедлить себя, когда работа над изобретением требует больше выносливости, чем интуиции: «Когда у меня есть работа, требующая больших усилий, медленно, я притворяюсь, тюрьма. Если я в тюрьме, время не имеет значения. Другими словами, если на это уйдет неделя, это займет неделю. Что мне еще делать? Я буду здесь в течение двадцати лет. Видите? Это своего рода умственный трюк. Иначе вы скажете: «Боже мой, это не работает», а затем сделаете ошибки. По-моему, вы говорите, что время абсолютно не имеет значения».

Несмотря на беззаботный вид, которым обладают многие творческие люди, большинство из них работают до поздней ночи и упорствуют, в то время как менее целеустремленные люди этого не делают. Вазари писал в 1550 году, что когда художник эпохи Возрождения Паоло Уччелло разрабатывал законы визуальной перспективы, он всю ночь ходил взад и вперед, бормоча себе под нос: «Как прекрасна эта перспектива!» в то время как его жена безуспешно звала его обратно в постель.

4. Творческие люди чередуют воображение и фантазию с укоренившимся чувством реальности. Великое искусство и великая наука предполагают прыжок воображения в мир, отличный от настоящего. Остальная часть общества часто рассматривает эти новые идеи как фантазии, не имеющие отношения к текущей реальности. И они правы. Но весь смысл искусства и науки в том, чтобы выйти за пределы того, что мы сейчас считаем реальным, и создать новую реальность. В то же время этот «побег» не в страну никогда-никогда. Что делает новую идею творческой, так это то, что, однажды увидев ее, мы рано или поздно осознаем, что, как ни странно, это правда.

Большинство из нас полагает, что артисты — музыканты, писатели, поэты, художники — сильны в фантазиях, тогда как ученые, политики и бизнесмены — реалисты. Это может быть верно с точки зрения повседневной рутинной деятельности. Но когда человек начинает работать творчески, все ставки снимаются.

5. Творческие люди склонны быть как экстравертами, так и интровертами. Обычно мы то одно, то другое, предпочитая либо быть в гуще толпы, либо сидеть в сторонке и наблюдать за проходящим шоу. На самом деле в психологических исследованиях экстраверсия и интроверсия считаются наиболее устойчивыми личностными чертами, отличающими людей друг от друга и поддающимися надежному измерению. С другой стороны, творческие личности, по-видимому, проявляют обе черты одновременно.

6. Творческие люди скромны и горды одновременно. Удивительно встретить известного человека, который, как вы ожидаете, будет высокомерным или высокомерным, но вместо этого столкнетесь с самоуничижением и застенчивостью. Тем не менее, есть веские причины, почему это должно быть так. Эти люди прекрасно понимают, что стоят, по выражению Ньютона, «на плечах гигантов». Их уважение к области, в которой они работают, заставляет их осознать длинную череду предыдущих вкладов в нее, рассматривая свои собственные в перспективе. Они также осознают ту роль, которую удача сыграла в их собственных достижениях.

И обычно они настолько сосредоточены на будущих проектах и ​​текущих задачах, что прошлые достижения, какими бы выдающимися они ни были, уже не очень их интересуют. В то же время они знают, что по сравнению с другими добились очень многого. И это знание дает чувство защищенности, даже гордости.

7. Творческие люди в какой-то степени избегают жестких гендерно-ролевых стереотипов. Когда молодых людей тестируют на мужественность/женственность, снова и снова обнаруживается, что творческие и талантливые девочки более властны и круты, чем другие девочки, а творческие мальчики более чувствительны и менее агрессивны, чем их сверстники-мужчины.

Эту склонность к андрогинности иногда понимают в чисто сексуальных терминах, и поэтому ее путают с гомосексуализмом. Но психологическая андрогинность — гораздо более широкое понятие, относящееся к способности человека быть одновременно агрессивным и заботливым, чувствительным и ригидным, доминирующим и покорным, независимо от пола. Психологически андрогинный человек фактически удваивает свой репертуар реакций. Творческие личности чаще обладают сильными сторонами не только своего пола, но и другого пола.

8. Творческие люди одновременно бунтари и консерваторы. Невозможно быть творческим, не усвоив сначала область культуры. Поэтому трудно понять, как человек может быть творческим, не будучи одновременно традиционным и консервативным, и в то же время мятежным и иконоборческим. Быть только традиционным оставляет область неизменной; постоянный риск без учета того, что ценилось в прошлом, редко приводит к новизне, которая воспринимается как улучшение. Художница Ева Зейзель, которая говорит, что фольклорная традиция, в которой она работает, является «ее домом», тем не менее производит керамику, признанную Музеем современного искусства шедеврами современного дизайна. Вот что она говорит об инновациях ради инноваций:

«Эта идея создать что-то не является моей целью. Быть другим — это отрицательный мотив, и никакая творческая мысль или созданная вещь не вырастает из отрицательного импульса. Негативный импульс всегда фрустрирует. А быть другим означает «не нравится» это» и «не так». А «не нравится» — вот почему постмодернизм с приставкой «пост» не мог работать. Никакой отрицательный импульс не может работать, не может произвести какое-либо счастливое творение. Только положительный».

Но также необходима готовность пойти на риск, порвать с безопасностью традиции. Экономист Джордж Стиглер очень категоричен в этом отношении: «Я бы сказал, что одной из самых распространенных ошибок способных людей является отсутствие мужества. Они будут играть в безопасные игры. если это будет интересно. Невозможно предсказать, что все пойдет хорошо».

9. Большинство творческих людей очень увлечены своей работой, но при этом могут быть предельно объективны. Без страсти мы быстро теряем интерес к сложной задаче. Тем не менее, не будучи объективным, наша работа не очень хороша и не вызывает доверия. Вот как об этом говорит историк Натали Дэвис:

«Я думаю, что очень важно найти способ отстраниться от того, что вы пишете, чтобы вы не могли настолько отождествиться со своей работой, что вы не можете принять критику. и отклик, и в этом опасность такого сильного влияния, как у меня. Но я знаю об этом и о том, когда я думаю, что особенно важно отстраниться от работы, и это то, где возраст действительно помогает».

10. Открытость и чувствительность творческих людей часто подвергают их страданию и боли, но также и большому удовольствию. Большинство согласится со словами Рабинова: «У изобретателей низкий болевой порог. Их беспокоят вещи». Плохо спроектированная машина причиняет изобретательному инженеру боль точно так же, как творческому писателю больно читать плохую прозу.

Одиночество в авангарде дисциплины также делает вас незащищенным и уязвимым. Высокое положение вызывает критику и часто жестокие нападки. Когда художник потратил годы на создание скульптуры или ученый на разработку теории, это разрушительно, если никому до этого нет дела.

Глубокий интерес и участие в малоизвестных темах часто остаются без вознаграждения или даже вызывают насмешки. Дивергентное мышление часто воспринимается большинством как девиантное, поэтому творческий человек может чувствовать себя изолированным и непонятым.

Пожалуй, самое тяжелое для творческих личностей — это чувство утраты и пустоты, которые они испытывают, когда по каким-то причинам не могут работать. Это особенно болезненно, когда человек чувствует, что его творчество иссякает.

Но когда человек работает в сфере своей компетенции, тревоги и заботы отпадают, сменяясь чувством блаженства. Пожалуй, самое важное качество, которое наиболее последовательно присутствует у всех творческих личностей, — это способность получать удовольствие от процесса творчества ради самого процесса. Без этой черты поэты отказались бы от стремления к совершенству и стали бы писать рекламные джинглы, экономисты работали бы в банках, где зарабатывали бы как минимум в два раза больше, чем в университетах, а физики перестали бы заниматься фундаментальными исследованиями и устроились бы в промышленные лаборатории, где условия лучше, а ожидания более предсказуемы.

Из Творчество: работа и жизнь 91 выдающегося человека , Михали Чиксентмихайи, опубликовано HarperCollins, 1996.

Согласно одной известной теории, творческий процесс включает четыре стадии: подготовка, инкубация, озарение и проверка. Это все хорошо и хорошо в теории. В реальности творческий процесс часто выглядит так:

 

Или это:

Творческий процесс — от первой капли краски на холсте до художественной выставки — включает в себя смесь эмоций, побуждений, навыков и поведения. Было бы чудесно, если бы эти эмоции, черты и поведение не часто конфликтовали друг с другом во время творческого процесса, создавая внутреннее и внешнее напряжение. Действительно, творческих людей часто считают странными, странными и эксцентричными.

На протяжении многих лет ученые пытались запечатлеть личности творческих людей. Но было нелегко поместить их под микроскоп. Как указывает психолог Михай Чиксентмихайи, который брал интервью у творческих людей в различных областях, творческие люди «демонстрируют тенденции мысли и действия, которые у большинства людей разделены. Они содержат противоречивые крайности; вместо того, чтобы быть «личностью», каждый из них является «множество»

Так как же нам навести порядок в запутанных умах творцов? Новая статья дает некоторую надежду. Психологи Гийом Ферст, Паоло Гизлетта и Тодд Любарт представляют интегративную модель творчества и личности, которая глубоко основана на прошлых исследованиях личности творческих людей.

Объединив множество различных направлений исследований за прошедшие годы, они определили три «суперфактора» личности, которые определяют креативность: пластичность, дивергенция и конвергенция.

Сверхфакторы личности

Пластичность состоит из таких черт личности, как открытость опыту, экстраверсия, высокая энергия и вдохновение. факторы личности, как правило, имеют много дофамина — «нейромодулятора исследования» — циркулирующего в их мозгу. Предыдущие исследования показали сильную связь между пластичностью и творчеством, особенно в искусстве.

Дивергенция состоит из несоответствия, импульсивности, низкой уступчивости и низкой добросовестности. Люди с высоким уровнем дивергенции могут показаться придурками, но зачастую они просто очень независимые мыслители. Этот сверхфактор близок к концепции «психотизма» Ганса Айзенка. На протяжении всей своей жизни Айзенк утверждал, что эти несоответствующие характеристики внесли важный вклад в высокие творческие достижения.

Наконец, Конвергенция состоит из высокой добросовестности, точности, настойчивости и критического чутья. Хотя эти характеристики обычно не включаются в дискуссии о творчестве, они также вносят важный вклад в творческий процесс.

Исследователи обнаружили, что Конвергенция тесно связана с Пластичностью. Другими словами, те, кто был открыт новому опыту, вдохновлен, энергичен и стремился к исследованиям, также отличались высоким уровнем настойчивости и точности. Общий фактор здесь, скорее всего, высокой энергии . Пот и вдохновение подпитывают друг друга, что приводит к еще большему повышению уровня энергии.

Тем не менее, эти три суперфактора хотя бы частично различались. Например, люди с высокой открытостью опыту и вдохновению не обязательно были мятежными, импульсивными, критичными или мотивированными на достижение.

Стадии Творчества

Критически важно, что эти три суперфактора различались по важности в зависимости от стадии творческого процесса. Хотя творческий процесс действительно запутан, ученые, по крайней мере, упорядочили его, договорившись о двух широких классах процессов, которые работают совместно, чтобы привести к высоким уровням творчества: Генерация и Отбор.

Поколение состоит из идей и оригинальности. На этом этапе крайне важно заставить замолчать внутреннего критика и представить множество различных возможностей. Этот этап всего около количество идей.

Генерация необходима, но недостаточна для творчества. Selection помогает сделать идеи не только новыми, но и ценными для общества. Этап отбора включает в себя такие процессы, как критика, оценка, формализация и проработка идей. Как отмечают Фёрст и его коллеги, «конечная цель Отбора, таким образом, состоит в том, чтобы сформировать целостный конечный продукт, обеспечивая постоянную проверку во время его разработки».

Изучая суперфакторы личности, исследователи обнаружили, что Пластичность и Дивергенция наиболее сильно связаны со стадией творчества Генерация. Напротив, Конвергенция была наиболее тесно связана с Отбором. Это имеет смысл, учитывая, что творчество включает в себя как процессы, связанные с новизной, так и процессы, связанные с полезностью. Действительно, исследователи обнаружили, что взаимодействие Генерации и Отбора было связано как с интенсивностью, так и с достижениями повседневной творческой деятельности.**

Но подождите, скажете вы. Как творчество может быть связано со всеми этими вещами: открытостью опыту, вдохновением, высокой энергией, импульсивностью, непокорностью, критическим мышлением, точностью и добросовестностью? Разве это не противоречиво?

Что возвращает нас к началу этой статьи. Творчество включает в себя множество различных этапов. Те, кто способен достичь высот человеческого творческого самовыражения, — это те, кто обладает всеми этими характеристиками и поведением внутри себя и могут гибко переключаться между ними в зависимости от стадии творческого процесса и того, что наиболее адаптивно в данный момент.

Я говорил вам, что творчество — это беспорядок.

С Новым годом! Спасибо за поддержку Beautiful Minds в 2014 году. В 2015 году вас ждут новые идеи об интеллекте и творчестве, а также новая книга о последних достижениях науки о творчестве, написанная в соавторстве с Кэролин Грегуар.

© 2014 Скотт Бэрри Кауфман, Все права защищены

* Исследователи измерили «экстраверсию», используя структуру Большой пятерки. В этой структуре экстраверсия состоит из набора черт, связанных с высокой чувствительностью к наградам окружающей среды, включая положительные эмоции, общительность, энтузиазм, поиск новизны, напористость и уверенность в себе. Это открытие означает, что , а не , интроверты менее склонны к творчеству. Фактически, исследования показывают, что компонент общительности экстраверсии не так сильно связан с творчеством, как другие компоненты экстраверсии. Во всяком случае, исследования показывают, что способность к одиночеству необходима для оптимального творчества. Аспекты экстраверсии, которые кажутся наиболее важными для творчества, связаны с энтузиазмом, уверенностью и амбициями.

**Интересно, что отбор сам по себе не был связан с творчеством. В частности, они обнаружили, что люди, которые были действительно хороши в Отборе, демонстрировали снижение уровня творчества , если их навыки Генерирования были низкими. Таким образом, навыки Генерирования необходимы для творчества, и хотя навыки Генерирования могут компенсировать более низкие уровни способности Отбора, самые высокие уровни Отбора в мире могут не помочь вам творить, если у вас очень низкая способность Генерирования.

Благодарности: Спасибо Андреа Кушевски и Каролин Грегуар за то, что они привлекли мое внимание к этим альтернативным концепциям творческого процесса. 🙂

Высказанные мнения принадлежат авторам и не обязательно совпадают с мнением Scientific American.

ОБ АВТОРАХ

    Скотт Бэрри Кауфман, доктор философии, психолог-гуманист, исследующий глубины человеческого потенциала. Он читал курсы по интеллекту, творчеству и благополучию в Колумбийском университете, Нью-Йоркском университете, Пенсильванском университете и других местах. Он ведет подкаст The Psychology, а также является автором и/или редактором 9книги, в том числе Transcend: Новая наука о самоактуализации , Wired to Create: Unraveling the Mysteries of the Creative Mind  (с Кэролайн Грегуар) и Ungifted: Intelligence Redefined . В 2015 году журнал Business Insider назвал его одним из «50 ученых-новаторов, которые меняют наш взгляд на мир». Узнайте больше на http://ScottBarryKaufman.com. Он написал чрезвычайно популярный блог Beautiful Minds для Scientific American 9.0012 в течение почти десяти лет. Подписывайтесь на Скотта Бэрри Кауфмана в Твиттере. Фото: Эндрю Френч

    Десять основных черт личности творческих людей

    Существует целый список прилагательных, которые часто используются для описания творческих людей. Но точны ли они?

    Креативность описывается как « использование воображения или оригинальных идей для создания чего-либо». Само определение вполне может предположить, что все мы в той или иной степени «творцы» и что не существует каких-то конкретных «типов» личности, связанных с творчеством.

    Хотя на самом деле существуют заметные различия между «творцами» и теми, кто использует свое воображение более тонкими способами. Исследования показывают, что профессия, к которой тянутся люди, часто является большой выгодой.

    Карьера, основанная на творчестве

    Людей с творческим характером часто можно найти на работе, которая требует от них в той или иной степени использования своего воображения. К этим работам относятся:

    • Дизайн интерьера
    • Коммерческое искусство
    • Анимация
    • Графический дизайн
    • Внештатный писатель
    • Художественная режиссура


    Удивительно, но людей с «художественным чутьем» можно найти на должностях, которые вообще нельзя считать «творческими», например, в управлении мероприятиями.

    Эти виды работ обычно называют «корпоративными», однако эта профессия требует определенной степени воображения, поскольку по существу предполагает «создание чего-либо» (например, создание мероприятия).

    Психолог Роберт Штернберг сформулировал «Триархическую теорию интеллекта» , которая определяет творческий интеллект как « способность сталкиваться с новой проблемой и разрабатывать новое и уникальное решение». во многих формах заявлений о приеме на работу критерии обычно гласят, что кандидаты «должны обладать творческими навыками решения проблем».0012 с «творческими» типами, попадающими в более абстрактные сферы.

    Хотя художники и поэты могут быть первыми, кто приходит на ум при мысли о творческом интеллекте, Штернберг показывает, что это не всегда так. Креативность может проявиться как тот друг, который предлагает кажущиеся «странными» решения конкретной проблемы.

    Штернберг показывает, что просто быть художником, писателем или поэтом не обязательно дает кому-то творческую лицензию. По словам Штернберга, разработка новых решений старых проблем является одним из признаков инноваций, так же как и экспериментирование с различными идеями и пробование чего-то нового.

    Хотя это исследование показывает, что эта идея не всегда соответствует шаблону, некоторые черты личности предполагают более высокий уровень творчества у одних людей в большей степени, чем у других (например, черты ниже).

    #1. эксцентрик.

    Эксцентричность часто ассоциируется с сумасшедшими профессорами в очках с толстой оправой, но эксцентричные люди часто являются самыми креативными, поскольку у них нестандартный стиль мышления. Эксцентрикам легко потеряться в своей работе и потерять счет времени. Когда они участвуют в творческих проектах, они, как правило, работают в тандеме и не обязательно выполняют задачи структурированным образом.

    Постороннему такой способ работы может показаться неорганизованным и хаотичным, но для чудака это не так! Они очень вдохновляющие, точные и добросовестные, а на другом конце спектра — мятежные, критические и импульсивные. Как бы мы ни смотрели на это, они делают свою работу идеально, и результаты редко разочаровывают.

    #2. Независимый.

    Креативщики — это отчаянно независимые люди, которые приветствуют вызовы и не отказываются от «кажущихся» трудными задач. Они принимают свою уникальность и рассматривают препятствия как возможность для роста. Они счастливы работать автономно и не боятся исследовать личную свободу, которую дает работа в одиночестве.

    #3. Носите их сердца на рукавах.

    Креативным типам свойственно не руководствоваться руководством, поскольку они склонны носить свое сердце на рукаве, а не следовать какому-то определенному набору правил. Творческие люди склонны склоняться к самовыражению, а не к правилам, и их не впечатляет авторитет. Они больше заинтересованы в стремлении к справедливости, чем в служении истеблишменту.

    #4. Креативщики склонны мечтать.

    Неудивительно, что творческие люди часто мечтают. Их воображение может простираться на многие мили, и они большие мыслители, которые неустанно работают. Их нелегко обидеть, и их мало волнует, что думают другие, они не возражают против того, чтобы другие называли их странными или странными.

     Эти люди часто являются самыми известными новаторами в мире.

    #5. Наивный.

    Какими бы умными они ни были, творческие люди часто бывают наивными, поскольку обладают врожденным очарованием всего, что их окружает, что делает их легковерными, поскольку они доверяют другим так же, как и самим себе. Эта открытость также может привести к тому, что ими воспользуются.

    #6. Творческие люди бывают экстравертами и интровертами.

    Ганс Айзенк (1916-1997) разработал печально известное экстравертно-невротическое измерение, в котором он основывал свои исследования на том, соответствуют ли люди «интровертному» или «экстравертному» типу личности.

    Айзенк определил экстраверсию как нечто; «ориентация своих интересов и энергии на внешний мир людей и вещей, а не на внутренний мир субъективного опыта. Экстраверты, скорее всего, будут более общительными, общительными, общительными и более открыто экспрессивными». Интроверты, с другой стороны, склонны ориентироваться на самих себя и свои внутренние мысли и чувства. Мир интроверта — это мир одиночества и субъективного опыта (Ганс Айзенк, 1916–1997).

    Если мы применим теорию Айзенка к творчеству, мы обнаружим своего рода поляризацию. Например, писателей часто считают «творческими», но они также известны как «интроверты», и эти две черты характера не часто сочетаются. Однако исследования показывают, что творческие типы могут быть как интровертами, так и экстравертами.

    #7. Низкая переносимость скуки.

    Поскольку творческие люди эмоционально заряжены, у них обычно низкий порог скуки. В этом нет ничего удивительного, поскольку эта группа людей постоянно ищет (и обеспечивает) умственную стимуляцию, и все, что не питает воображение или может рассматриваться как приземленное, обычно легко игнорируется.

    Творческие люди склонны искать содержательные разговоры и ситуации и имеют низкий порог, когда дело доходит до махинаций.

    #8. Любопытный.

    Их врожденная тяга к знаниям делает их любопытными, и они постоянно находятся в поисках истины и сборе информации. Их поиск фактов охватывает множество тем, поскольку их интересы безграничны.

    Если вы когда-нибудь поговорите с творческим человеком, вы обнаружите, что нет предмета, в котором он не разбирается. Эти люди действительно разговорчивые хамелеоны!

    #9. Физическая энергия.

    Исследования показывают, что творческие люди, как правило, обладают высоким уровнем энергии, особенно либидинозной! Помимо их работы, еще одним способом проявления этой энергии является сексуальность. Артистичные люди, как правило, имеют сильную долю эроса, который частично выражается непосредственно через сексуальность. Интересно, что безбрачие также является частью их ДНК, поскольку воздержание, как правило, сопровождает большие достижения.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *