Учение марк аврелий: Марк Аврелий

Марк Аврелий



Марк Аврелий

161-180

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Марк Аврелий

 

Марк Аврелий Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) (26. 4.121, Рим,—17.3.180, Виндобона, ныне Вена), римский философ-стоик, император (с 161 года). Автор сочинения «К самому себе» (на древнегреческом языке), содержащего записи кратких рассуждений по вопросам мироустройства и этики. Практицизм и скептицизм Марка Аврелия не позволили ему быть вполне последовательным стоиком. Стоическая философия сочетается у Марка Аврелия с некоторыми идеями эпикурейцев, перипатетиков и киников. Всё происходящее в мире Марк Аврелий рассматривает как проявление промысла природы, отождествляемой с богом — активным, разумным и материальным началом, проникающим весь мир и объединяющим его в единое целое. У  Марка Аврелия сильнее, чем в раннем стоицизме, проявляется яичное религ. отношение к миру как к богу и требование активного сотрудничества каждого человека с мировыми силами. Как и Эпиктет, Марк Аврелий подчёркивает различие между внешним миром, не зависящим от человека, и собственным внутренним миром, единственно подвластным человеку.

Счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внешним миром, в котором всё происходит согласно естественному закону, т. е. разуму всеобщей природы. Во многих записях, отступая от стоической доктрины, Марк Аврелий рассматривал человеческий разум как нечто полностью отделённое от души и как единственное подлинно человеческое начало. В некоторых случаях разум признаётся божественным истечением в духе неоплатонизма или отождествляется с внутренним божеством человека, как и у Посидония. Марк Аврелий не отрицал гераклитовского учения о мировых пожарах с той решительностью, как это делал Панетий, но, как и последний, склонялся к идее непрерывных превращений первостихий. Часто варьируемая у Марка Аврелия гераклитовская идея текучести всего существующего, тема смерти, некоторые платонические и неопифагорейские мотивы, создающие впечатление резиньяции и пессимизма, принадлежат к общим местам увещательной литературы.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: в рус. пер.: Наедине с собой, пер. С. Роговина, Μ.,1914.

Литература: Dalfen J., Formgeschichtliche UntefsXiclumgen zu» den Selbstbetrachtungen Marc Aureis, Münch., 1967.


Вернуться на главную страницу Марка Аврелия

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Марк Аврелий



Марк Аврелий

161-180

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Марк Аврелий

 

Марк Аврелий (121-180) — один из наиболее значительных представителей римского стоицизма. Он был императором, преемником Антонина Пия, которому доводился приемным сыном. После смерти оставил философское сочинение под названием «Наедине с собой» (или К самому себе ). Это произведение представляет собой записки, не предназначенные для публикации, своего рода размышления, которыми он делится сам с собой, размышления о жизни. В них он обращается к самому себе, пытаясь осознать окружающую жизнь. Марк Аврелий в основном стоит на позициях стоицизма, и главное, что он излагает в своих записках, — это этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться. В своих основных положениях Марк Аврелий не оригинален и следует в основном за Эпиктетом.

Прежде всего он осознает бренность жизни, в которой мы живем. Свою оценку Марк Аврелий выводит из понимания времени: Время есть река стремительный поток. Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо, но проносится и другое и вновь на виду первое [Наедине с собой. СПб.. 1914. Кн. I. Разд. 43]. Время беспредельно, и перед этой беспредельностью длительность каждой человеческой жизни — это какой-то миг, и жизнь по отношению к этой беспредельности крайне ничтожна. «Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет» [III, 10]. «Помни также, что каждый живет лишь… ничтожно малым моментом» [II, 10].

Марк Аврелий делает вывод и о краткости памяти, которая остается после смерти человека. «Все кратковременно и вскоре начинает походить на миф, а затем предается и полному забвению. И я еще говорю о людях, в свое время окруженных ореолом. Что же касается остальных, то стоит им испустить дух, чтобы «не стало о них и помину». Что же такое вечная слава? — сущая суета» [IV, 33].

Оценивая свою жизнь, жизнь прошлых времен, жизнь настоящую, Марк Аврелий делает вывод, что она довольно однообразна и не дает ничего нового, все одно и то же, все повторяется. «Окинь мысленным взором хотя бы времена Веспасиана, и ты увидишь все то же, что и теперь: люди вступают в браки, взращивают детей, болеют, умирают, ведут войны, справляют празднества, путешествуют, обрабатывают землю, льстят, предаются высокомерию, подозревают, злоумышляют, желают смерти других, ропщут на настоящее, любят, собирают сокровища, добиваются почетных должностей и трона.

Что же стало с их жизнью? Она сгинула. Перенесись во времена Траяна: опять все то же. Опочила и эта жизнь. Взгляни равным образом и на другие периоды в жизни целых народов и обрати внимание на то, сколько людей умерло вскоре по достижении заветной цели и разложилось на элементы» [IV, 32].

В этих строках, проникнутых острым пессимизмом, отразилась пессимистическая настроенность целой эпохи, в которой жил Марк Аврелий. Это была эпоха разочарованности и усталости, охвативших целые народы. В то же время мировоззрение Марка Аврелия отличает одна примечательная особенность. Его пессимистическая оценка жизни и общей направленности всех деяний человека не определяет тех выводов, которые он делает из всего этого. Выводы совсем не пессимистические, как можно было бы ожидать и как часто происходит у людей, пессимистически относящихся к жизни, а именно — стремление к бездействию или нарушениям нравственных законов, стремление предаваться только наслаждению. Своему пессимизму он сам противопоставляет идеал человека, который олицетворяет все положительное в личности, а именно — мужественность, зрелость, преданность интересам государства.

В этой суетной жизни, которую он обрисовал, есть, по его мнению, нравственные ценности, к которым следует стремиться, это — справедливость, истина, благоразумие, мужество. К истинным ценностям он также относит общеполезную деятельность, гражданственность, которые противостоят таким мнимым, по его мнению, ценностям, как «одобрение толпы, богатство, жизнь, полная наслаждений» [III, 6].

Марк Аврелий смотрит на человека как на сложное социальное существо, которое, с одной стороны, живет настоящим, суетным, а с другой, — занимается деятельностью, которая преследует долговременные цели. Поэтому он осуждает того, кто свои дела не согласовывает с высшими целями, под которыми имеет в виду благо государство. Этому он дает философское обоснование. Несмотря на текучесть всего происходящего, существует нечто целое, которое управляется логосом, разумом. Этим разумом люди объединены, в каждом человеке живет частица этого разума, которому он должен поклоняться и служить. «Тот, кто отдал предпочтение своему духу, гению и служению его добродетели, не надевает трагической маски, не издает стенаний, не нуждается ни в уединении, ни в многолюдстве.

Он будет жить — и это самое главное — ‘ничего не преследуя и ничего не избегая. Его совершенно не беспокоит, в течение большего или меньшего времени его душа будет пребывать в телесной оболочке. Ведь всю свою жизнь он только и думает о том, чтобы не дать своей душе опуститься до состояния, недостойного разумного и призванного к гражданственности существа» [Ш, 7]. Этот гений никогда не «побудит тебя преступить обещание, забыть стыд, ненавидеть кого-нибудь, подозревать, клясть, лицемерить, пожелать чего-нибудь такого, что прячут за стенами и замками» [Ш, 16].

Поэтому Марк Аврелий считает, что несмотря на тщетность жизни человека перед ним стоят высокие нравственные задачи, которые он, повинуясь долгу, должен выполнять. И в этом ему помогает философия. «философствовать же значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться того, чтобы он стал выше наслаждений и страданий, чтобы не было в его действиях ни безрассудства, ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось его, делает или не делает чего-либо его ближний, чтобы на все происходящее и данное ему в удел он смотрел, как на все проистекающее оттуда, откуда изошел и он сам а самое главное, — чтобы он безропотно ждал смерти, как простого разложения тех элементов, из которых слагается каждое живое существо » [1,17].

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.


Вернуться на главную страницу Марка Аврелия

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

5 вневременных жизненных уроков от Марка Аврелия

Мудрость

С титулом «римский император» вы могли подумать, что жизнь Марка Аврелия была бы легкой, но это не так. В течение первого года его правления одно из государств-клиентов Рима, Армения, было захвачено их общим врагом, парфянами. Последовала война за возвращение Армении, поскольку Аврелий столкнулся с другими трудностями в Империи, включая хронические физические боли, но благодаря стоическому обучению Аврелий смог овладеть своим восприятием и рассматривать каждое препятствие как возможность стать лучше.

Марк Аврелий знал, что не может контролировать все, что с ним происходит, но он мог контролировать свою реакцию. Эта стоическая практика, а также пять других, приведенных ниже, могут помочь вам взять под контроль свое счастье и жить лучшей жизнью.

[1] Тренируйте свое восприятие

«У вас есть власть над своим разумом, а не над внешними событиями. Осознайте это, и вы обретете силу». — Марк Аврелий, Медитации

Стоики знали важность овладения своим восприятием. Они наблюдали, как легко нас, людей, могут толкать и тянуть вещи, которые находятся вне нашего контроля. Аврелий, Эпиктет и Сенека много писали на эту тему, доказывая, что это один из важнейших принципов стоицизма. Стоики использовали эту практику, чтобы делать то, чего другие не делали или не стали бы делать — брать на себя ответственность за свою жизнь.

Наше восприятие влияет на все, что мы переживаем, так зачем наделять этой силой других людей или ситуации? Доведение вашего восприятия до мастерства не только отдает качество вашей жизни в ваши руки, или, в данном случае, в вашу голову, но и помогает вам достичь ваших целей:

«Характеристики разумной души: Самовосприятие, экзамен, и власть сделать из себя все, что она хочет. Собирает свой урожай. Он достигает намеченной цели, где бы ни был установлен предел его жизни. Какую бы задачу вы ни выбрали — она выполнила свою миссию, выполнила свою работу полностью. Чтобы он мог сказать: «Я получил то, за чем пришел». — Марк Аврелий, 9 лет.0024 Медитации

У стоиков для этого есть слово hypolêpsis , что означает «восприятие» восприятий, мыслей и суждений нашим разумом». Практикуйте следующие уроки Аврелия, чтобы тренировать и «развивать» свое восприятие.

[2] Подставь другую щеку

«Бог не хотел, чтобы мое счастье покоилось с кем-то другим». — Марк Аврелий, Медитации

Будучи императором, Марк Аврелий подвергался и критике, и похвале, но научился не поддаваться ни тому, ни другому. Он наблюдал человеческую природу и часто писал о ней в своих размышлениях о жизни, ныне переведенных в книгу Медитации:

«Проснувшись утром, скажите себе: люди, с которыми я буду иметь дело сегодня, будут назойливыми, неблагодарными, высокомерными, нечестными, ревнивыми и недружелюбными».

Возможно, мир и изменился за почти 2000 лет со времен Аврелия, но поведение людей — нет. Каждый день есть люди и вещи, которые могут нас раздражать и отвлекать, но в наших силах этого не допустить. Все зависит от нашей реакции. Не берите на себя ответственность за поведение других людей, берите ответственность за свое собственное.

«Если кто-то презирает меня — это его проблема. Моя — не делать и не говорить ничего гадкого. Если кто-то меня ненавидит — это их проблема. Моя — быть терпеливой и веселой со всеми, в том числе и с ними. Готов показать им их ошибку. Не злобно и не для того, чтобы показать свое самообладание, а честно, прямо. Вот такими мы должны быть внутри, и никогда не позволяйте богам застать нас в гневе или обиде». — Марк Аврелий, Медитации

Люди никогда не оправдают наших высоких ожиданий от них, поэтому, прежде чем позволить их поведению вызывать наши эмоции, давайте вернемся к тому, что находится под нашим контролем. Какую добродетель мы можем практиковать в этот момент? Это путь к тому, чтобы стать лучшим стоиком и лучшим человеком.

[3] Воспринимайте препятствия как возможности

«Подобно тому, как природа берет каждое препятствие, каждое препятствие и обходит его — обращает его к своим целям, включает в себя — так и разумное существо может каждую неудачу превращать в сырье и использовать для достижения своей цели». — Марк Аврелий, Медитации

Аврелий и стоики знали, что препятствия вовсе не плохи, что они на самом деле являются возможностью добиться успеха и стать лучше в процессе. Будь, как говорит Аврелий, подобно природе в том, что она использует все, и хорошее, и плохое, для достижения своей цели. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, которые можно интерпретировать либо как помеху, либо как способ практиковать добродетель. Продолжайте напоминать себе, что вы — рассказчик своей истории, и то, как вы интерпретируете то, с чем сталкиваетесь, зависит только от вас. Найдите время, чтобы сделать выбор, который укрепит ваш характер и добавит вам самоконтроля. Это выбор, который поможет вам увидеть возможность в каждом препятствии, с которым вы сталкиваетесь.

[4] Люби свою судьбу

«Любить только то, что происходит, то, что суждено. Нет большей гармонии». — Марк Аврелий, Медитации

Стоики верили, что универсальная направляющая сила тянет их и всех нас к тому, что предначертано. Они сравнили это представление с собакой, которую тянет телега: мы можем либо упираться задними лапами и сопротивляться тяге, борясь туда, куда нас ведет судьба, либо мы можем принять тягу, наслаждаясь путешествием своей судьбы.

Фридрих Ницше приписывал человеческое величие этому понятию, Amor Fati , что в переводе с латыни означает любовь к своей судьбе:

«Моя формула величия в человеке — это Amor Fati: человек хочет, чтобы он ничем не отличался, ни вперед, ни назад, ни во всю вечность. Не только нести необходимое, но и тем более скрывать… но любить его»

Стоики выбрали путь, который им был указан, и наслаждались им. Они верили, что мы можем либо любить свою судьбу и следовать ей, либо сопротивляться ей и бороться.

В нашей жизни есть вещи, которые мы хотели бы изменить в тот или иной момент. Мы хотим быть похожими на других людей, мы хотим вписаться, но мы были созданы специально для нашего собственного пути. Найдите хорошее в своей ситуации, и если вы еще не нашли его, продолжайте искать. Это здесь.

[5] Сравните свою жизнь с вечностью

«Помните: Материя — как мала ваша доля в ней.

Время — как кратко и мимолетно тебе его удел.

Судьба — как мала твоя роль в ней. — Марк Аврелий, 9 лет.0024 Медитации

Аврелий постоянно размышлял о быстротечности жизни. Это отражено в бесчисленных упоминаниях в его личных дневниках, теперь известных как Meditations . Он напомнил себе обо всех людях, которые приходили и уходили, о разнообразии занятий, которые у всех у них были, и о том, что теперь они просто дым и пыль. Фраза для этого напоминания о смерти — Memento Mori, что в переводе с латыни означает «Помни, что ты умрешь». Мы можем использовать это напоминание, как это делал Аврелий, чтобы вдохновить нас жить лучшей жизнью, отпустить тривиальные заботы, жить добродетельной жизнью, понимать и сопереживать и любить свою судьбу.

Взгляд на вечную перспективу может помочь нам увидеть возможности в наших препятствиях. Во времена радости мы можем использовать Memento Mori, чтобы оценить величие этого момента здесь, прямо сейчас.

Сравнение нашей жизни с вечностью унизительно. Это показывает нам, насколько мала роль, которую мы играем в этой вселенной, и это нормально. Вы можете использовать практику стоиков, когда смотрите сверху, представляя себя в космосе и смотрящим вниз на все, что происходит на Земле. Аврелий смог принять эту точку зрения, развивая сочувствие ко всем людям, доброжелательно относясь к людям, потому что он мог объективно смотреть на жизнь, понимая, что мы все связаны.

«Мой город и государство — Рим — как Антонин. Но как человек? Мир. Поэтому для меня «хорошо» может означать только то, что хорошо для обоих сообществ». — Марк Аврелий, Meditations

Вот видео, которое дает нам представление о Земле из космоса. Это выступление Карла Сагана с различными визуальными эффектами, связанными с человеческим видом и нашей голубой планетой.

______

Аврелий и стоики предоставили нам практики, идеи и примеры того, как жить хорошо. Не будем больше терять время. Приступим к делу.

***

Подробнее о Марке Аврелии:

Кто такой Марк Аврелий? Знакомство с римским императором

Медитации Марка Аврелия: краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты

Как контролировать свой гнев (Уроки Марка Аврелия)

Строительство внутренней крепости в мире войны: Марк Аврелий и стоики Техники управления тревогой

Хороших дней с распорядком дня Марка Аврелия

 

16 величайших уроков за 16 лет работы с Марком Аврелием

Мудрость

Чуть более шестнадцати лет назад я купил книгу Марка Аврелия «Медитации» на Amazon. Amazon Prime тогда еще не существовало, и чтобы претендовать на бесплатную доставку, мне нужно было купить несколько других книг одновременно.

Мне было 19 лет. Я не знал, что такое стоицизм. Я не знал, кто такой Маркус Аврелий (кроме того старика в Гладиаторе ). Я, конечно, не знал, кто такой Грегори Хейс, переводчик. Я даже не знаю, почему я получил этот перевод — он просто появился первым в поиске. Но если бы я не заказал эту книгу, если бы она не появилась в моей студенческой квартире через несколько дней, я не уверен, кем бы я оказался.

Для меня это было то, что Тайлер Коуэн назвал бы «книгой о землетрясениях», потрясшей все, что, как мне казалось, я знал о мире (как бы мало это ни было на самом деле в 19 лет). Я также стал бы тем, кого Стивен Марке назвал «сантиридером», прочитав Марка Аврелия более 100 раз в нескольких изданиях и экземплярах.

На самом деле, совсем недавно я начал читать новый экземпляр… потому что мой 16-летний экземпляр начал изнашиваться. Обложка была приклеена обратно. Почти каждая страница помечена разными ручками и маркерами, почти каждая страница была сложена или развернута в тот или иной момент.

Итак, я вышел и создал издание с уровнем качества, недостижимым для книг массового производства. Сначала я обратился к Грегори Хейсу, переводчику издания Modern Library Meditations , и купил права на мой любимый перевод. Затем я нашел лучшего производителя Библии в Соединенном Королевстве и работал с ними над выпуском изданий с обложкой, отштампованной золотой фольгой, и страницами с позолоченными краями, напечатанными на бумаге высшего сорта на их фабрике в Лондоне. Я нашел отличного дизайнера для создания пользовательских иллюстраций, чтобы очертить каждый раздел. И, наконец, я нашел упаковочную компанию, которая сделала коробку с тиснением золотой фольгой для еще одного уровня защиты в рамках подготовки к этому изданию, чтобы оно выдержало испытание временем, как и содержимое внутри.

Итак, с выпуском этого премиум-издания я хотел уделить время размышлениям о 16 величайших уроках, которые я усвоил за более чем шестнадцать лет из одной из величайших когда-либо созданных книг.

16 величайших уроков за 16 лет работы с Марком Аврелием

1: В моем первом чтении Медитации я выделил строку «Это может разрушить вашу жизнь, только если разрушит ваш характер». Но COVID дал мне другой способ увидеть и понять то, о чем писал Маркус. Когда он говорит о двух видах чумы: чуме, которая может забрать вашу жизнь, и чуме, которая может разрушить ваш характер, — он говорил о вещах, которые мы наблюдаем в мире, которые мы видим ежедневно на протяжении всей жизни. последние два года.

2: Одна из моих любимых строк: «Принять без высокомерия, отпустить с равнодушием». Другой перевод того же: «Принимай без гордыни, отпускай без привязанности». Значение: вы тот, кто вы есть, успех или неудача, восхищение или игнорирование.

3: В пятой книге я узнал, что такое философия на самом деле. Это не «инструктор», как выразился Маркус. Это не те курсы, которые я проходил в школе. Это медицина. Это «успокаивающая мазь, согревающий лосьон». Он призван помочь нам справиться с жизненными трудностями — исцелить, как сказал Эпикур, страдания человека.

4: Во введении к переводу Грегори Хейса (мой любимый перевод и перевод, который мы использовали в издании в кожаном переплете) я впервые познакомился с разделением стоицизма на три отдельные дисциплины (восприятие, действие, воля). Именно этот порядок в конечном итоге сформировал как The Obstacle is the Way , так и The Daily Stoic . Когда меня просят объяснить три дисциплины, я обычно отвечаю коротко: смотри на вещи такими, какие они есть. Делайте то, что мы можем. Терпеть и терпеть то, что мы должны.

5: Маркус пишет: «Идите прямо к месту разума» и «Мастерство чтения и письма требует мастера. Тем более жизнь». Я написал «RG» на полях моего оригинального экземпляра. RG означает Роберта Грина, который был и остается моим мастером в писательстве и, тем более, в жизни.

6: От Маркуса я узнал, кто такой Гераклит (Маркус много его цитирует). «Никто не войдет в одну и ту же реку дважды», — цитирует он одну из строк. Даже в моем шестнадцатилетнем путешествии я все еще черпаю что-то новое из «Медитации» каждый раз, когда берусь за нее.

7: На третьем или четвертом прочтении я отметил этот отрывок: «Вы можете уйти из жизни прямо сейчас. Пусть это определяет, что вы делаете, говорите и думаете». С тех пор я стараюсь думать о смерти хотя бы пару раз в день. Помни о смерти.

8: В какой-то момент после того, как я прочитал перевод Хейса, я наткнулся на другой перевод Маркуса, который также был бесплатным в Интернете. Меня сразу поразило то, как красивая, лирическая книга, которую я любил, стала плотной и нечитаемой. Мне пришло в голову, что если бы я подешевел и попытался получить бесплатно то, что купил вместо этого, вся моя жизнь могла бы сложиться иначе. Книги — это инвестиции. Будьте рады вложить свои деньги.

9: У Маркуса есть замечательная фраза для одобрения и поддержки других людей. Он называет это «щелканьем языками» — вот и вся публичная похвала, говорит он. Любой, кто работает на публику, кто выставляет свои работы на всеобщее обозрение, должен постоянно помнить об этой фразе.

10: «Студент как боксер, а не фехтовальщик». Почему? Потому что у фехтовальщика есть оружие, которое он должен подобрать. Оружие боксера — часть его самого, он и оружие — одно целое. То же самое касается знания, философии и мудрости.

11: «Он смотрит вам прямо в лицо», — пишет Маркус. «Ни одна роль так не подходит для философии, как та, в которой вы оказались прямо сейчас». Он имел в виду конкретно роль императора? Он имел в виду, что любая роль идеальна для философии? Я предпочитаю думать, что это последнее.

12: Забавно думать, что его произведения могут быть такими особенными, потому что они никогда не предназначались для нашего чтения. Почти каждое второе литературное произведение — своего рода спектакль — оно делается для публики. Медитации нет. Фактически, их первоначальное название ( Ta eis heauton ) примерно переводится как Самому Себе . Вот почему слоган на моем сайте — «Размышления о стратегии и жизни» — в основном я пишу для себя и для себя.

13: Большое риторическое упражнение Маркуса звучит примерно так: «Возможен ли мир без бесстыдных людей? Нет. Значит, этот человек, которого вы только что встретили, — один из них. Преодолей это». Это то, о чем я стараюсь напоминать себе каждый раз, когда встречаю кого-то, кто меня расстраивает или беспокоит.

14: Одной из наиболее практических вещей, которым я научился у стоиков, является упражнение, которое я назвал «презрительными выражениями». Мне нравится, как Маркус брал причудливые вещи и описывал их почти циничным, пренебрежительным языком: «увидел перед собой жареное мясо и другие блюда и вдруг понял: это дохлая рыба. Мертвая птица. Мертвая свинья». Он даже описывает фиолетовый плащ Императора как кусок ткани, окрашенный кровью моллюсков. Цель состояла в том, чтобы увидеть эти вещи такими, какие они есть на самом деле, чтобы «сбросить с них легенду». Когда я брал интервью у Роберта Грина для Daily Stoic, я был удивлен, узнав, что ему тоже понравился этот отрывок. Как он объяснил мне: «Я пытался передать это в своем письме. Например, разобрать такие вещи, как сила и соблазн, и увидеть реальные элементы в игре, а не окружающие их легенды».

15: Читая прекрасную книгу Пьера Адо « Внутренняя цитадель », я впервые получил подробное объяснение стоического упражнения, которое он называет «переворачиванием препятствий с ног на голову». Я читал оригинальный отрывок в «Размышлениях », но перевод Адо был другим, он сделал его более ясным. Первоначальное название моей книги было «Переворачивая препятствия с ног на голову».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *