Ученые материалисты: Материализм и идеализм в философии

Материализм и идеализм в философии

Есть не так много вопросов в философии, которые столь же фундаментальны и извечны, как вопрос о том, что первично – материя или сознание. Этот вопрос является одним из основных во всей философской науке, и он в значительной мере повлиял на ее развитие и углубление. Мыслители давно пытаются выяснить, что же произошло в самом начале и породило все многообразие жизни и мира. Другими словами, бытие ли определяет сознание или же наоборот? Последователей первой точки зрения называют материалистами, а тех, кто придерживается противоположных воззрений, – идеалистами.

Если суть этих двух философских направлений понять не так уж сложно, то разобраться во всех их нюансах, деталях и подтипах гораздо сложнее. Ориентироваться в теории как идеализма, так и материализма – дело не из легких, и обилие имен представителей обеих позиций, равно как и разнообразие терминов, может сбить с толку. В этой статье мы предлагаем вам вместе с нами попробовать разобраться в главных направлениях философской науки.

Давайте разберем суть обоих подходов к вопросу первичности сущего, их положения и предпосылки, а также познакомимся с их разновидностями и основными представителями. Начнем, пожалуй, с определений и прояснения сути отношения материи к сознанию.

В чем суть материализма и идеализма

Как было указано выше, материализм в корне отличается от идеализма в вопросе о том, что первично: бытие или сознание, материя или мышление. Поясним.

Материалисты убеждены, что материальное первично и объективно, в то время как сознание, мышление, духовное – суть производное этой формы бытия.Сознание зависит от материального и подчинено ему.

В противовес этому, идеалистическая направленность признает первичность мышления, сознания, идеи. Все материальное, все существующее явилось порождением, продуктом сознания, и, таким образом, внешний мир – суть отражение внутреннего. Единственно верным и существующим является то, что мы ощущаем, чувствуем, осознаем, а внешний мир и предметы – это проекция наших внутренних процессов, комбинации наших сенсорных ощущений. В обоих направлениях вопрос отношения мышления к бытию отличается в ряде моментов, и о них стоит поговорить отдельно.

Поскольку к данной теме неприменим строго научный принцип опровергаемости (фальсифицируемости), т.е. невозможно однозначно доказать или подтвердить одну из теорий и опровергнуть противоположную, сам вопрос тоже остается открытым. Споры о том, что было раньше, курица или яйцо, продолжаются по сей день и двигают познание вперед.

Теперь давайте познакомимся с основными представителями идеализма и его формами.

Идеализм

Внутри идеализма выделяют объективный и субъективный идеализм.Различаются эти две точки зрения своим взглядом на существующую материю. Объективный идеализм признает реальный, существующий мир, а наряду с ним и мир идей,некое мировое сознание. Последнее и является формирующим и определяющим все сущее. Те же, кто придерживается субъективного идеализма, считают, что реальность представляет собой лишь наши ощущения и восприятие, и все, что действительно есть, – это наш чувственный опыт, мысли и сознание. Таким образом, внешний мир существует лишь как отражение наших субъективных сенсорных восприятий и переживаний.

Идеализм уходит своими началами вглубь веков, в античную философию. Одним из первых апологетов такого подхода можно назвать Платона (V-IV вв. до н.э.), а среди философов Нового Времени — Лейбница (1646–1716) и Гегеля (1770–1831). Они представляли направление объективного идеализма и признавали наличие некоей души, которая все породила и господствует над всем материальным. Именно благодаря этому идеальному (= нематериалистическому), бестелесному, психическому началу человек способен понимать абстрактные и нематериальные явления, руководствоваться этикой и моралью, испытывать высокие чувства и переживать духовный опыт.

Те философы, которые стояли на позициях субъективного идеализма, настаивали на том, что окружающие нас предметы и мир являются не более чем производными от наших ощущений. К этим философам относились Джордж Беркли (1685–1753), Дэвид Юм (1711–1786), Иммануил Кант (1724–1804) и другие.

Многое в теории идеализма роднит его с религией, и за это он часто подвергался критике. Религиозные и схоластические авторы Средневековья много писали о божественном происхождении всего сущего как творении мышления Бога. Так, идеалистические выкладки в очень большой степени использовались средневековыми схоластами и философами для подтверждения существования бога и религиозных догматов.

Кроме того, другим поводом для критики идеализма становился тот факт, что в нем можно найти продолжение примитивных воззрений мифологического общества. Так, тяготение к анимизму и антропоцентризму высмеивалось противниками идеализма как пережиток первобытного сознания. Напомним, что анимизмом называют представление о том, что все предметы и явления обладают душой, в то время как антропоцентризм – это мировоззренческая позиция о том, что человек является центром мироздания, и мир рассматривается как существующий, в первую очередь, для человеческого блага.

На диаметрально противоположном конце спектра «бытие – сознание» находится материализм. Давайте разберем этот философский принцип освоения реальности.

Материализм

Как ясно из названия, материализм стоит на позиции, что материя являет собой единственное существующее, первичное начало. Мир материален, вещественен – все сущее существует объективно, вне зависимости от сознания. Идеальное, психическое – вторично, и определяется материальной природой мира. Само сознание возникло и развивалось в процессе осознания и восприятия объективно существующей действительности, и является не более чем ее отражением. Таким образом, бытие определяет сознание, и никак иначе.

Подобно идеализму, материализм имеет долгую историю и был присущ ряду античных философов. Демокрит Абдерский (V-IV вв. до н.э.), один из ученых и умнейших мужей Древней Греции, был основоположником атомического материализма. Согласно ему, все состоит из атомов – неделимых частиц вещества, обладающих бытием. Движение этих самых частиц в пустоте и определяет многообразие форм существующих предметов и явлений. Как мы видим, Демокрит во многом предвосхитил современное научное понимание о природе вещей.

Среди других античных материалистов стоит упомянуть грека Эпикура (IV-III вв. до н.э.) и римлянина Лукреция Кара (I в. до н.э.). Помимо теорий этих философов, материалистические представления обнаруживаются и в других учениях, трактующих природу психического. Примером может служить дошедшая до нас идея о том, что темперамент человека определяется характером и соотношением материальных компонентов, таких как стихии или гуморальные жидкости.

Этот подтип материализма получил название стихийного. На следующем витке развития уже философы Нового Времени разрабатывали учение о материалистической природе всего сущего с другой позиции – механистического материализма. Ему не свойственна диалектика, а, наоборот, на первый план выступают такие характеристики материи как устойчивость, постоянство, неизменчивость. Материя – это вещь в себе, спорили материалисты, а сознание – ее атрибут. Таким образом, мир непознаваем.

Представители механистического материализма, также называемого метафизическим, – это Фрэнсис Бэкон (1561–1626), Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк (1632–1704), Жюльен Ламетри (1709–1751), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771), Поль Анри Гольбах (1723–1789). Они жили и творили в эпоху больших научных и индустриальных открытий и прогресса, и стремление познать мир с точки зрения точных наук и механики находит отражение в их философских концепциях.

Следующим важным этапом развития материализма явилось создание его диалектической разновидности. Это учение, созданное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и впоследствии развитое Владимиром Лениным, легло в основу советской научной методологии. Оно соединяет в себе диалектику – учение о развитии через внутренние противоречия, и материализм – признание объективно существующей реальности, независимой от сознания или мышления. Те, кто придерживается этого направления философской мысли, стоят на том, что реальное, бытие принципиально познаваемо.

Сильными сторонами диалектического материализма являются всестороннее рассмотрение предмета, объективность и многосторонность, гибкость и научность подхода, признание внутренних противоречий и конфликтующих начал, а через них и постоянное развитие существующих явлений и вещей и переход на новые витки эволюции.

Таковы три основных варианта материализма. С развитием материалистического подхода к жизни казалось, что он способен объяснить устройство мира, но даже самый объективный и всеобъемлющий материализм не может дать ответы на многие вопросы, затрагивающие идеальное и неосязаемое. То, как охватить оба конца спектра жизни, не давало покоя думающим, размышляющим людям всех веков, и создавались новые концепции, призванные снять противоречие между ними. О некоторых из подобных воззрений в философской теории стоит поговорить отдельно.

Как совместить материализм и идеализм?

В стремлении примирить две противоречащие друг другу точки зрения на материю и сознание философская мысль рождала новые установки и направления познания. К примеру, такое философское учение как пантеизм объединяет все сущее с Богом. Таким образом, материя неотделима от сознания, и противоречие снимается.

Далее стоит упомянуть гилозоизм, согласно которому вся материя тем или иным образом одушевлена. Все тела в мире, природа и космос представляют собой живые организмы, в которых проявляется Мировая душа.

Однако же наибольшей степени гармоничности идея совмещения материализма и идеализма достигла в учении о дуализме. Суть его заключается в том, что оба начала – материальное и идеальное, бытие и сознание – признаются как равноправные и независимые друг от друга. К дуалистам относились такие мыслители как Рене Декарт (1596–1650), Вольтер (1694–1778), Исаак Ньютон (1642–1727) и другие.

Таким образом, философская мысль с древних времен стремилась найти точки соприкосновения идеализма и материализма и даже совместить их. В то же самое время однозначного ответа на основной вопрос философии о соотношении духа к материи, мышления к бытию по сей день нет. Философы продолжают искать ответы и на другую сторону вопроса: а познаваем ли мир вообще? Но это отдельная дискуссия, о которой мы, вполне возможно, поговорим в будущем.

А сейчас предлагаем проверить, насколько вам удалось разобраться в материале статьи, с помощью небольшого теста.

Теперь подведем итоги всему вышесказанному.

Резюме

Итак, главный вопрос, на который философия пытается ответить уже много веков, – это вопрос о том, что первично: материя или дух, бытие или сознание. Здесь существует две диаметрально противоположные точки зрения – материализм и идеализм.

Первый утверждает, что материальное начало первично и доминантно по отношению к идеальному, духовному, психическому. Сознание порождено бытием, которое отражает и стремится осмыслить. Три основные разновидности материализма включают:

  • стихийный материализм Античности;
  • механистический материализм Нового времени;
  • диалектический материализм отцов коммунистической мысли.

Идеализм же в свою очередь признает первенство за сознанием. Первичны и реальны именно наши субъективные ощущения и мышление, с помощью которых мы осваиваем мир, а предметы и прочее – лишь проявления этих ощущений, утверждают идеалисты. Это направление философии подразделяется на объективный и субъективный идеализм.

Оба мировоззрения резко противопоставлены друг другу и несовместимы. Тем не менее дуализм стремился примирить обе эти точки зрения, признавая равнозначность и равноправность обоих начал. Одно остается неизменным – тема, которой сотни лет, и поныне остается актуальной. Таков один из главных вопросов философского знания, который в своей диалектике способствовал развитию и углублению этой дисциплины.

Насколько вам легко ориентироваться в философских учениях и идеях? Возможно, было бы нелишним лучше разобраться в том, что такое научное мышление, а еще лучше развить свое собственное. Обращаем ваше внимание на нашу онлайн-программу «Когнитивистика», призванную обучить эффективным техникам мышления, которые позволяют успешнее рассуждать, принимать решения и находить нестандартные выходы из ситуаций.

Главное, продолжайте задаваться вопросами и искать на них ответы, углубляя свое понимание.

Успехов вам в этом!

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание

Материализм и идеализм в психологии античности

Авторы: Огольцова Елена Геннадиевна, Широкая Дарья Дмитриевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 08.12.2022 2022-12-08

Статья просмотрена:

96 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 4 (pdf)

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Материализм и идеализм в психологии античности / Е. Г. Огольцова, Д. Д. Широкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97379/ (дата обращения: 09.02.2023).



В статье авторы пытаются определить суть материализма и идеализма, рассмотрев истоки, исходящие со времен античности.

Ключевые слова: материализм, идеализм, душа, Платон.

На тему материального и духовного рассуждали еще более 2 тыс. лет назад. Но даже спустя время этот вопрос остался актуален. Вопрос о создании человека, природы, Вселенной и сущности бытия задавали себе философы на протяжении всей истории человечества. И даже в современном обществе, индивид находится во многом схожем положении, как и античное общество — дилемма о обосновании единства мира: весь мир тела, происходящие из одного вещества, или идея о существовании бестелесного начала мира? Философия античности стала основой для развития культурного и интеллектуального развития не только Европы, но и мира.

И сейчас, отвечая на вопрос сущности мира, стоит обращаться прежде всего на истоки, на мысли философов тех эпох.

На тему материализма в античной психологии было написано большое количество научной литературы. Особого внимания заслуживает статья И. В. Вишева «Материалисты античности о смерти и бессмертии человека» [4]. В статье рассматриваются взгляды материалистов античных времен на бессмертие человека. Убеждения Эпикура и Лукреция о смерти. Они считали, что человек не встречается со смертью, и страх перед ней не имеет существенных причин. Особого внимания заслуживает научная работа Ж. К. Кениспаева и Н. С. Серовой «Идеализм современного человека». В этой статье отражается актуальность поставленного вопроса об учении материализма и идеализма. Авторы пишут, что «Мы еще живем в эпоху торжества платоновского идеализма, который высшей реальностью признает вечные идеи. Многочисленные социальные утопии, революции, проекты — это яркая демонстрация безоглядной веры человека в могущество внешне привлекательных идей» [5].

Эта мысль подтверждает взаимосвязь сознания современного человека с прошлыми эпохами, что еще раз подчеркивает необходимость изучения античной психологии.

Сущность данной проблемы заключается прежде всего в противоречивости взглядов философов тех времен. Их учения противоположны, но несмотря на это, обе стороны имели последователей. Рассматривать две разные психологии необходимо в совокупности и сравнении.

Античная философия древних римлян и греков зародилась в конце VII в. До н. э. Её конец пришел на начало VI в. До н. э., после закрытия императором Юстианом последнюю греческую философскую школу — Платоновскую Академию. Вопрос материализма и идеализма был в период расцвета древнегреческого рабовладельческого общества. В этот период материалистические учения расцветают и растут, в противостоянии с идеалистической философской концепцией. Впоследствии возникли две различные по направлениям философии линии — «линия Демокрита» (материализма) и «линия Платона» (идеализма).

Основная проблема дискуссии — вопрос об отношении мышления к бытию. Материалисты доказывали свое мировоззрение тем, что весь окружающий мир, в том числе и человек, это результат естественного процесса, происходящий в природе и её круговороте, и отрицали присутствие высших сил в создании мира. Они полагали, что существующая материя независима от разума, она является строительным материалом, которым стремились к созданию к определенному веществу — к огню, воде, воздуху, айперону. Одним из представителей материализма был Гераклит, который известен в истории как Эффеский. Он относил материальное первоначало как к основе всего существующего. Огонь — способен перейти из одного состояние в другое, двигаться и менять свой первоначальный вид. Борьба противоположностей, которые создали его, послужила основой создания мира. В своем учении Гераклит говорил и о космосе. Для него это организм, с собственной душой, представляющий собой единство противоположностей — «вечно живого огня» и «огненного логоса», и именно из-за этого «все происходит».

«Этот космос, один и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто из людей, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерно возгорающимся и мерно угасающим».

Особого внимания заслуживает теория Демокрита. Согласно его концепции, весь мир состоит из мельчайших частиц, которые человеческий глаз не способен увидеть — атомов. Природа, человек, его душа — все это состоит из атомов, различных по форме и порядком частиц. Самым крупным источником «энергии атомов» является душа, которая после смерти, как и тело, умирает, рассеиваясь на частицы в воздухе.

Демокрит обозначал две ступени познания мира — ощущение и мышление. Человек может «ощущать» окружающий мир, слышать его, прикасаться. Мышлению же философ отдавал большее значение. Именно путем размышления мы приходим к выводу о существовании атомов. Демокрит так же ввёл и понятие первичных и вторичных качеств объекта. К «первичным» качествам относятся «физические» признаки объекта (вес, поверхность), к вторичным же те признаки, которые человек создал сам для собственного удобства– цвет, запах, вкус.

«Только во мнении есть кислое и сладкое, красное и зеленое, а действительно есть только пустота и атомы».

Демокрит стал основоположником учения детерминизма, сущность которого заключается в обусловленности происходящих процессов в мире. Главной проблемой детерминизма является вопрос существования и действия законов, касающихся природы, её взаимодействия с обществом и движущих сил, влияющих на развитие общества с точки зрения морали, науки и другую человеческую деятельность.

Противоположен такой философии идеализм. Источником истины является духовное начало, нематериальное. Идеализм близок с догмами религии о мире и Боге. Зачинателем «линии Платона» и объективного идеализма был Сократ — представитель идеализма, поставивший перед собой задачу опровержения материалистического миропонимания. Сократовская мысль состояла прежде всего вера в бога и его могуществе. Работа человеческого разума и весь мир — это божественные творения. Познание природы от отрицал, считал её ненужной, вторичной.

Особое значение Сократ уделял познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель, что есть благо и прекрасное, и вместе с тем полезное для человека.

Самым главным представителем идеализма был Платон — основатель мирового идеализма. Его учение — это система объективного идеализма. Согласно его концепции, лишь встав на путь прекрасного, можно познать истину мироздания. По Платону «прекрасное»-это одна из высших идей. К основным признакам прекрасного он относит объективность, независимость от ограниченности пространства, времени, пределов чувств. Учение о душе Платона говорит о существовании другой реальности, идеального мира, который состоит из «душ» вещей — идей, первоначальных прототипов «реальных» предметов окружающего мира. Все эти образцы — абсолютно совершенны, «реальным» предметам лишь стремятся к заданному идеала.

Платон на основе идеалистических мыслей создал собственную модель идеального государства и общества, которая в той или иной мере является логическим следствием объективного материализма. Он разделил общество на три группы, как три части души — правители-философы — разумная часть души, стратеги-воины — воля и благородная страсть, земледельцы и ремесленники — чувственность и влечения, которые должны быть управляемые. Далее, трем сословиям соответствуют три из четырех основных добродетелей (о чем и говорил Сократ) — мудрость, храбрость, умеренность. Справедливость Платон выделяет отдельно, так как она относится к «державной» добродетелью.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что материализм и идеализм в психологии античности совершенно противоположные учения, но вместе повлиявшие на дальнейшее развития мироздания и познания мира в целом. Представители обоих учений сделали вклад в развитие общества, а их труды по сей день является одними из основоположных источников. Философы нового времени стали последователями данных учений, так, например приверженцами теории идеализма стали Джордж Беркли, Дэвид Юм, Иммануил Кант, а материализма — Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк и многие другие.

Литература:

  1. Гагаев, А. А. Философия здравого смысла: Критика оснований разума. Кни-га 2–2: Здравый смысл как основание науки / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. — М.: Ленанд, 2015. — 568 c.
  2. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон: — Харьков: ООО «Издательство АСТ», 2000. — 846 с.
  3. Антонина Ждан Ж История психологии от Античности до наших дней / Ж Антонина Ждан. — Москва: Академический проект, 2018. — 587 с.
  4. Вишев, И. В. Материалисты Античности о смерти и бессмертии человека / И. В. Вишев //Научные горизонты.–2020 № 5(33).– C.39–59
  5. Кениспаев Ж. К., Серова Н.С Идеализм современного человека// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2017. — Т. 86, № 12–1. — С. 99–101.

Основные термины (генерируются автоматически): идеализм, особое внимание, VII, античная психология, живой огонь, идея, материализм, мир, объективный идеализм, окружающий мир, развитие общества, современный человек, учение.

Ключевые слова

душа, платон, материализм, идеализм

материализм, идеализм, душа, Платон

Похожие статьи

Развитие педагогики и образования в античном мире

Более подробный взгляд на эпоху античности позволяет понять, что развитие общества и

Педагогические идеи времен античности ярко иллюстрируются философией того времени.

в «припоминании» высших идей, которые влияют на формирование человека как личности.

Его идеи оказали влияние на развитие педагогических взглядов и эволюцию образования в целом.

Платон как психолог | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: Платон, душа, мир идей и вещей, идея жизни.

Всего Платоном написано 36 произведений, но особых работ по психологии у него нет.

Платон объясняет, что мир вещей дает нам искаженный образ бытия.

С объективной точки зрения окружающий нас мир для всех одинаков, но каждый из нас мыслит, радуется и страдает в мире своих представлений.

Философия

античности: общая характеристика | Статья в журнале…

Мир Демокрита — это мир атомов и пустоты. Атомы способны соединяться в группы, образуя

Философия эллинистическо-римского периода истории античного общества (примерно с

Идеализм же в этот период больше всего развивается представителями неоплатонизма

Понятно, что человек этого периода, привыкший воспринимать мир через мифы, был больше. ..

Античная натурфилософия как первая форма научного мышления

Человек, таким образом, не представлялся каким-то выделенным существом во Вселенной, противостоящим ей к исследующим ее

Философский основой его достижений в науке является учение о числах.

Пифагор учил, что мир состоит из пяти стихий: земли, огня, воздуха, воды и эфира.

Рахматуллин Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания…

Влияние

развития техники и технологий на жизнь людей

Вместе с этим от ДТП в мире каждый день погибает несколько сотен тысяч человек.

из рук гаджеты, люди даже не поднимают глаз, не обращая внимания на окружающий нас мир.

Пока бессмертие физического тела на современных этапах развития науки невозможно, однако это не…

сеть, виртуальный мир, внешний мир, живое общение, молодой человек, реальное…

Влияние

античных космологических концепций на современную

Некоторые из этих концепций повлияли на ход развития изучения астрономии.

Но чтобы объяснить и познать окружающий мир, нужно прийти к поиску первоначала.

Цель статьи — разбор развития античных концепций происхождения мира, изучение материалистического и

Ведь в современной науке человек состоит из элементов, которые есть и в космосе.

Современные теории сознания | Статья в журнале. ..

Третья теория — идеализм (Плотин, Дж. Беркли, Г. В. Ф. Гегель, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг

“Популярная метафизика делит мир на сознание и материю, а человека — на душу и тело.

От идеализма, материализма и дуализма ее отличает тезис о том, что различие между

5. Райл Г. Понятие сознания / Г. Райл. — М.: Дом интеллектуальной книги, Идея-Пресс, 2000.

Античная наука | Статья в сборнике международной научной…

На рубеже VII-VI веков до нашей эры, Греция вступила в период интенсивного культурного

Прозорливой была и его мысль о том, что в живой природе выживают те виды, которые

Философия эллинистическо-римского периода истории античного общества (примерно с

Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре. ..

История зарождения и

развития классической и неклассической…

Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию

З.Фрейд назвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для

Эти науки внесли в изображение мира идею развития, отсутствующую в механистической картине мира.

М. Г. Ярошевский История психологии от античности до середины 20в.

Похожие статьи

Развитие педагогики и образования в античном мире

Более подробный взгляд на эпоху античности позволяет понять, что развитие общества и

Педагогические идеи времен античности ярко иллюстрируются философией того времени.

в «припоминании» высших идей, которые влияют на формирование человека как личности.

Его идеи оказали влияние на развитие педагогических взглядов и эволюцию образования в целом.

Платон как психолог | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: Платон, душа, мир идей и вещей, идея жизни.

Всего Платоном написано 36 произведений, но особых работ по психологии у него нет.

Платон объясняет, что мир вещей дает нам искаженный образ бытия.

С объективной точки зрения окружающий нас мир для всех одинаков, но каждый из нас мыслит, радуется и страдает в мире своих представлений.

Философия

античности: общая характеристика | Статья в журнале. ..

Мир Демокрита — это мир атомов и пустоты. Атомы способны соединяться в группы, образуя

Философия эллинистическо-римского периода истории античного общества (примерно с

Идеализм же в этот период больше всего развивается представителями неоплатонизма

Понятно, что человек этого периода, привыкший воспринимать мир через мифы, был больше…

Античная натурфилософия как первая форма научного мышления

Человек, таким образом, не представлялся каким-то выделенным существом во Вселенной, противостоящим ей к исследующим ее

Философский основой его достижений в науке является учение о числах.

Пифагор учил, что мир состоит из пяти стихий: земли, огня, воздуха, воды и эфира.

Рахматуллин Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания…

Влияние

развития техники и технологий на жизнь людей

Вместе с этим от ДТП в мире каждый день погибает несколько сотен тысяч человек.

из рук гаджеты, люди даже не поднимают глаз, не обращая внимания на окружающий нас мир.

Пока бессмертие физического тела на современных этапах развития науки невозможно, однако это не…

сеть, виртуальный мир, внешний мир, живое общение, молодой человек, реальное…

Влияние

античных космологических концепций на современную

Некоторые из этих концепций повлияли на ход развития изучения астрономии.

Но чтобы объяснить и познать окружающий мир, нужно прийти к поиску первоначала.

Цель статьи — разбор развития античных концепций происхождения мира, изучение материалистического и

Ведь в современной науке человек состоит из элементов, которые есть и в космосе.

Современные теории сознания | Статья в журнале…

Третья теория — идеализм (Плотин, Дж. Беркли, Г. В. Ф. Гегель, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг

“Популярная метафизика делит мир на сознание и материю, а человека — на душу и тело.

От идеализма, материализма и дуализма ее отличает тезис о том, что различие между

5. Райл Г. Понятие сознания / Г. Райл. — М.: Дом интеллектуальной книги, Идея-Пресс, 2000.

Античная наука | Статья в сборнике международной научной. ..

На рубеже VII-VI веков до нашей эры, Греция вступила в период интенсивного культурного

Прозорливой была и его мысль о том, что в живой природе выживают те виды, которые

Философия эллинистическо-римского периода истории античного общества (примерно с

Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре…

История зарождения и

развития классической и неклассической…

Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию

З.Фрейд назвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для

Эти науки внесли в изображение мира идею развития, отсутствующую в механистической картине мира.

М. Г. Ярошевский История психологии от античности до середины 20в.

Указатель основных статей SMR « Блог SMR

900 ключ массива «page_post_options» в /homepages/28/d209781849/htdocs/sciencemeetsreligion/blog/wp-content/themes/atahualpa/functions/bfa_post_parts.php онлайн 33

Автор: Дэвид Х. Бейли, 29 ноября 2022 г.

Обновлено 2 декабря 2022 г. (c) 2022

Вернуться на главную страницу блога SMR

Поиски гармонии: краткое изложение
Эволюция, геология, креационизм и разумный замысел
  1. Является ли креационизм вызовом для геологии и эволюции?: Креационизм
  2. Были ли виды разработаны индивидуально?: Дизайн
  3. Что ДНК говорит об эволюции?: ДНК
  4. Может ли эволюционная программа генерировать английский текст?: Английский текст
  5. Какие доказательства эволюции?: Эволюция-доказательства
  6. Что ископаемые говорят об эволюции?: Окаменелости
  7. Является ли разумный замысел вызовом для эволюции?: Разумный замысел
  8. Что ученые понимают о происхождении жизни?: Происхождение
  9. Есть ли недостающие связи между древними приматами и современными людьми?: дочеловеческие окаменелости
  10. Доводы о вероятности опровергают эволюцию?: Вероятность
  11. Насколько надежен радиоуглеродный анализ?: Радиоуглеродный анализ
  12. Как работает радиометрическое датирование?: Радиометрическое датирование
  13. Насколько надежно геологическое датирование?: Надежность
  14. Сколько ученых сомневаются в эволюции?: Ученые-эволюция
Философия, постмодернизм и прогресс
  1. Что новая атеистическая литература говорит о науке и религии?: Атеисты
  2. Современное общество в упадке?: упадок
  3. Всегда ли наука и религия воевали?: История
  4. Является ли современная наука социально сконструированной и всегда экспериментальной?: Постмодерн
  5. Как идея прогресса повлияла на современное общество?: Progress
  6. Реальный ли научный прогресс?: Прогресс-наука
Физика, космология, астрономия и парадокс Ферми
  1. Что такое антропный принцип космологии?: Антропный принцип
  2. Насколько надежны доказательства большого взрыва?: Большой взрыв
  3. Как рассчитываются расстояния до звезд и галактик?: Расстояние
  4. Где внеземные цивилизации? (Парадокс Ферми): Парадокс Ферми
  5. Настроена ли Вселенная для разумной жизни?: Настроена
  6. Что такое инфляционная теория космологии?: Инфляция
  7. Что такое Мультивселенная и каково ее значение?: Мультивселенная
Библейские исследования
  1. Поддерживается ли Библия современной археологией?: Библейская археология
  2. Можно ли использовать библейскую хронологию для определения даты сотворения?: Библейская хронология
  3. Какой была древняя библейская космология?: Библейская космология
  4. Безошибочна ли Библия?: Безошибочная Библия
  5. Является ли Бог великим обманщиком? Центральное заблуждение креационистской теологии: Обманщик
  6. Отвергает ли современная наука чудеса?: Чудеса
  7. Являются ли Ноев ковчег и потоп буквальными научными фактами?: Ноев потоп

Комментарии закрыты.


Предупреждение : Неопределенный ключ массива «widget_center_bottom» в /homepages/28/d209781849/htdocs/sciencemeetsreligion/blog/wp-content/themes/atahualpa/index.php на линии 51 99

Предупреждение : Неопределенный ключ массива «widget_center_top» в /homepages/28/d209781849/htdocs/sciencemeetsreligion/blog/wp-content/themes/atahualpa/index.php в строке 11

Является ли научный материализм «почти наверняка ложным»?

В науке у нас парадоксальная эпоха. С одной стороны, выдающиеся физики провозглашают, что они разгадывают загадку реальности и тем самым окончательно вытесняют религиозные мифы о творении. Это бьющее в грудь послание таких книг, как 9.0137 Великий замысел физиков Стивена Хокинга и Леонарда Млодинова и Вселенная из ничего Лоуренса Краусса. Следствием этого триумфального взгляда является то, что наука неизбежно разгадает и все другие загадки.

С другой стороны, пределы науки никогда не были так очевидны. В своем отчаянном стремлении создать «теорию всего», объединяющую квантовую механику и теорию относительности и объясняющую происхождение и структуру нашего космоса, физики приняли псевдонаучные предположения, такие как теории множественных вселенных и антропный принцип (утверждающий, что Вселенная должен быть таким, каким мы его наблюдаем, потому что в противном случае нас бы здесь не было, чтобы его наблюдать). Такие области, как неврология, эволюционная психология, поведенческая генетика и сложность, далеко не оправдали своего ажиотажа.

Некоторые ученые, особенно философ Томас Нагель, настолько не впечатлены наукой, что ставят под сомнение ее фундаментальные предположения. В своей новой книге «Разум и космос: почему материалистическая неодарвиновская концепция природы почти наверняка ложна » Нагель утверждает, что современные научные теории и методы не могут объяснить возникновение жизни в целом и одного двуногого человека с большим мозгом. виды в частности. Чтобы решить эти проблемы, утверждает Нагель, науке нужна «крупная концептуальная революция», столь же радикальная, как те, которые были вызваны гелиоцентризмом, эволюцией и теорией относительности.

Многие ученые мужи, призывающие к такой революции, торгуют какой-то религиозной программой, будь то христианство или нью-эйдж. Нагель — атеист, который не может принять Бога как окончательный ответ, и тем не менее он разделяет некоторые теологические критические замечания в отношении науки. «Физико-химический редукционизм, — пишет он, — не может сказать нам, как материя стала одушевленной на Земле более трех миллиардов лет назад; оно также не может объяснить возникновение у наших предков сознания, разума и морали.

Психологи-эволюционисты ссылаются на естественный отбор, чтобы объяснить замечательные черты человечества, но, по словам Нагеля, только в ретроспективной манере. Настоящая теория всего, считает он, должна объяснять необычайный факт, что вселенная «пробуждается и начинает осознавать себя». Другими словами, теория должна показать, что жизнь, разум, мораль и разум не только возможны, но даже неизбежны, скрыты в космосе с момента его взрывного зарождения. Нагель признает, что понятия не имеет, какую форму примет такая теория; его цель — показать, насколько далека современная наука от достижения этой цели.

Я разделяю мнение Нагеля о недостатках науки. Более того, я поклонник его работ, особенно его знаменитого эссе «Каково быть летучей мышью?», причудливого взгляда на проблему разума и тела (которое вдохновило мою колонку «Каково это быть кошкой»). ?»). Так что я был немного разочарован сухим, абстрактным стилем Mind and Cosmos . Книга, похоже, предназначена в первую очередь для философов и ученых, то есть профессионалов, а не для непрофессиональных читателей.

Нагель признает, что его попытка представить себе более широкую научную парадигму «слишком лишена воображения». Он мог бы написать более убедительную работу, если бы в своем обзоре альтернатив материалистическим догмам он более широко разошелся. Например, теоретик сложности Стюарт Кауфман постулировал существование новой силы, противодействующей всеобщему смещению в сторону беспорядка, предписываемому вторым законом термодинамики. Кауфман подозревает, что эта антиэнтропийная сила может объяснить возникновение и эволюцию жизни. Нагель упоминает теорию «самоорганизации» Кауфмана в сноске, но не останавливается на ней. (Я критиковал область исследования сложности в недавней колонке.)

По словам физика Джона Уилера, квантовая механика подразумевает, что наши наблюдения за реальностью влияют на ее развитие. Мы живем в «совместной вселенной», предположил Уилер, в которой разум столь же фундаментален, как и материя. Философ Дэвид Чалмерс, коллега Нагеля по Нью-Йоркскому университету, предполагает, что «информация», которая возникает из определенных физических конфигураций и процессов и влечет за собой сознание, является фундаментальным компонентом реальности, так же как время, пространство, материя и энергия.

Я никогда не воспринимал всерьез гипотезу Чалмера — отчасти потому, что она подразумевает, что тостеры могут иметь сознание, — но я был бы признателен за точку зрения Нагеля. (Критику идей Уилера и Чалмерса см. в моей колонке «Почему информация не может быть основой реальности».)

Нагель кратко касается свободы воли, когда он предполагает, что наш моральный и эстетический выбор не может к физическим процессам, но я ожидал более глубокого рассмотрения темы. Многие ведущие ученые, от Фрэнсиса Крика до Хокинга, утверждали, что свобода воли — это такая же иллюзия, как Бог и призраки. Эта точка зрения, как мне кажется, проистекает из ограниченного, сверхредуктивного взгляда на причинность, против которого, я бы хотел, чтобы Нагель выступил более энергично.

Помимо этих сомнений, я рекомендую книгу Нагеля, которая служит столь необходимым противовесом самодовольному всезнайству многих современных ученых. И Хокинг, и Краусс утверждают, что наука сделала философию устаревшей. На самом деле, сейчас как никогда нам нужны философы, особенно такие скептики, как Сократ, Декарт, Томас Кун и Нагель, которые стремятся уберечь нас от попадания в ловушку в пещере наших убеждений.

Предупреждение Lehrer : Этот обзор был первоначально опубликован в канадской газете Глобус энд мейл .

 

Выраженные взгляды принадлежат автору (авторам) и не обязательно совпадают с мнением Scientific American.

ОБ АВТОРАХ

    Джон Хорган руководит Центром научных публикаций при Технологическом институте Стивенса.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *