Учить во сне: Можно ли учиться во сне

Можно ли учиться во сне

В советском фильме «Большая перемена» есть эпизод, когда герой Евгения Леонова никак не может выучить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. Чтобы не зубрить, он ложится спать и просит дочь почитать учебник вслух. Во сне, мол, всё записывается на подкорке. Девушка сначала читает учебный материал, а потом включает радио. В итоге на уроке герой несёт белиберду из отрывков радиопередачи и тезисов о немецком капитализме.  

Эта шутка родилась не на пустом месте. Начиная с XX века учёные пытаются выяснить, действительно ли можно учиться во сне. 

Что такое гипнопедия

Гипнопедия — это обучение во время естественного сна.

История гипнопедии начинается с древнегреческих жрецов и буддийский монахов, которые использовали сон своих учеников как способ донесения смысла священных писаний.

В начале XX века руководство радистов военно-морской авиабазы Пенсакола во Флориде надевали на спящих подопечных наушники для заучивания азбуки Морзе.

Первая зафиксированная попытка практического применения гипнопедии была в 1923 году в США. Её осуществлял писатель-фантаст Джек Финней. В 1927 году бизнесмен Алоис Бенджамин Салигер изобрёл «психотелефон», с помощью которого решил, что естественный сон идентичен гипнотическому. Поэтому, когда человек спит, мозг остаётся восприимчив к информации (Источник — журнал The New Yorker, 1933 год). Немного позже, в 1936 году, опыт Финнея повторил психиатр Абрам Свядощ в СССР. В 1956 году Чарльз Саймон и Уильям Эммонс с помощью электроэнцефалографии выяснили, что обучение во сне «непрактично и, вероятно, невозможно». 

<<Форма демодоступа>>

В 50-60-х годах XX века учёные стремились дать теоретическое обоснование гипнопедии. В зарубежных исследованиях прослеживается влияние психоаналитических концепций, а в отечественной — павловского учения о сторожевых пунктах в коре больших полушарий головного мозга во время сна. 

Интерес к гипнопедии вновь проснулся в XXI веке, но до сих пор не ясны многие проблемы. Например, работоспособность системы, утомляемость человека после длительного применения, изменения в нервной системе. Стало очевидно, что гипнопедия не может заменить обучение во время бодрствования, но будет полезна для некоторых видов информации. Например, закреплении иностранных слов и формул. 

Что происходит с нашим мозгом во сне

Сон состоит из фазы медленного (Non-REM) и быстрого (REM) сна. Они сменяют друг друга и образуют циклы.  

Во время медленного сна тело расслаблено, а мозг малоактивен. Идёт восстановление физических сил.

В фазе быстрого сна, напротив, мозг усердно работает: он фильтрует информацию, перебрасывать файлы из «папки» кратковременной памяти в «папку» долговременной, а ненужное отправляет в «корзину». Человек в это время видит сны. 

Если и можно чему-то научиться во сне, то именно в этой фазе, когда мозг работает. Например, согласно исследованию французских психологов, опубликованному в 2017 году в журнале Nature, спящий человек во время REM-стадии может запоминать и идентифицировать после пробуждения звуки, которых раньше никогда не слышал. Проблема в том, что эта стадия короткая: в первом цикле сна она длится всего пять минут, в последнем может достигать одного часа. 

Для того чтобы хорошо учиться, мозгу важно давать отдыхать во время сна. Иначе обеспечены проблемы с вниманием, концентрацией, памятью. 

Как правильно спать, чтобы хорошо учиться

Вот несколько советов:

  • Соблюдать режим, старайся засыпать и просыпаться в одно и то же время.
  • Спать не меньше восьми часов в сутки. Можно разделить, например, 6 часов ночью и 2 — днём.
  • Следить, чтобы температура в спальне была не больше 21 ºС.
  • Стараться перед сном гулять или делать лёгкую разминку.
  • Не наедаться на ночь, чтобы не запускать пищеварительные процессы.
  • Не пользоваться гаджетами за час до сна, чтобы не подавлять выработку гормона мелатонина.

Вывод

Английский или историю во сне не выучить. Мозг не усваивает ничего нового, лишь перерабатывает информацию. Максимум, чему можно научиться, — это выработать некоторые рефлексы.  

Тем не менее хороший сон важен для обучения, потому что мозг «перезагружается».

Что и как можно выучить во сне

«Когда вы сегодня пойдёте спать, положите книжку под подушку. Проснувшись, вы вспомните всё, что там было написано», — так звучит самый несправедливый обман детства и самая популярная примета старшеклассников. Этот фокус никогда не срабатывал, но, оказывается, есть парочка вещей, которые можно выучить или, по крайней мере, подтянуть — во сне.

Сон состоит из двух фаз: медленной и быстрой. В медленную фазу сна наши воспоминания переносятся из краткосрочной памяти в долгосрочную, в которой они остаются еще какое-то время и не заменяются новыми. Первые полтора часа самые важные: именно в это время происходит «расфасовка» событий дня. Во время указанных ниже экспериментов ученые заметили, что люди, подвергавшиеся звуковому воздействию ночью, проводили больше времени в медленной фазе сна. Так что вы действительно можете улучшить кое-какие навыки во сне.

1. Иностранные слова

В недавнем эксперименте Томас Шрейнер и Бьорн Раш из Университета Цюриха предложили немецким студентам начать учить голландский язык с нуля. После повторения нескольких новых слов ученые разделили студентов на две группы и предложили им вздремнуть. Несколько часов первая группа прослушивала аудиозапись во сне, вторая же дремала в тишине. Позже, когда участников тестировали на знание словаря, те, кто спал по аккомпанемент новых слов, переводили их лучше. Чтобы убедиться, что открытие было связано именно со сном, ученые собрали еще одну группу. Теперь, пока первая половина спала под колыбельную из новых слов, вторая гуляла по парку. И опять спящие гораздо лучше справились с финальным тестом.


2. Забытые предметы

В 2013 году исследователи попросили 60 здоровых взрослых людей поместить виртуальный объект на определенное место компьютерного экрана. Когда участники выбирали место и помещали туда объект, раздавался своеобразный звук. У каждого объекта была своя «стоимость» — баллы, которые участник мог бы получить за предмет на финальном тесте, звуковой сигнал также различался в зависимости от «стоимости». Потом ученые провели два эксперимента, в каждом из которых некоторым волонтерам было предложено поспать полтора часа.

Во время первого перерыва участники спали без всякого звукового сопровождения, а во второй раз каждому из них был проигран звук, который раздавался при правильном размещении объекта на экране. При этом другая половина участников не спала, но мелодии звучали и для них тоже. Неудивительно, что, поспав, люди забывали месторасположения объектов. Однако в их воспоминаниях что-то оставалось, если они прослушивали звуковое сопровождение, причем неважно, во сне ли или бодрствуя. Интересно, что всем участникам проигрывался звук «дешевых» объектов, но участники, которые спали, смогли вспомнить местоположение большего числа предметов: один звук вызвал сразу несколько связанных воспоминаний.


3. Музыкальные навыки

Если вы учите новую мелодию, прослушивание ее во сне может помочь вам лучше сыграть ее в следующий раз. Это выяснили ученые Северо-Западного Университета штата Иллинойс.

Они отобрали 16 волонтеров с совершенно различным музыкальным образованием и предложили им выучить две мелодии, нажимая на кнопки в нужный момент, — как это происходит в игре Guitar Hero. Потом им предложили поспать полтора часа, на протяжении которых ученые включали одну из выученных ранее мелодий. Когда участники эксперимента проснулись, они могли лучше сыграть любую из двух композиций, но все допустили меньше ошибок при игре той мелодии, которую они слышали во сне, сами того не зная.


4. Особые воспоминания

Наш мозг использует целевой отбор, когда разбирает наши воспоминания за день и отделяет самые важные от тех, что менее важны. Те, которые мозг помечает как «важные», отправляются в долгосрочную память, остальные же быстро заменяются новыми. Но есть мнение, что эту систему можно «взломать».

Недавнее исследование Университета штата Иллинойс показало, что люди, которые слушали звук, связанный с их воспоминанием (даже не слишком важным), помогал запомнить его надолго. Сначала группу волонтеров попросили расположить иконки на компьютерном экране в определенные места. Машина была запрограммирована выдавать специальный звук каждый раз, когда объект помещался на свое место. Иконка с кошкой мяукала, колокольчик издавал характерный звон и так далее. Потом участники отправлялись спать. Половине спящих проиграли звук некоторых иконок, другая половина спала в полной тишине. Люди, которые прослушивали те или иные звуки во сне, лучше могли вспомнить расположение объектов. Звук одной иконки запускал сразу несколько связанных воспоминаний, как и в предыдущем опыте.


Результаты всех экспериментов сходятся в одном — память работает лучше не из-за посторонних звуков во сне, а просто из-за самого состояния сна. Этот вывод делает британский The Guardian. Сон помогает уравновесить все, что было выучено до него, но он не может внести в вашу голову информацию, которой там не было до этого. Так что накануне важных экзаменов не стоит мучить себя аудиоуроками, а лучше хорошенько выспаться.

Можно ли учиться во сне? Да, и вот как известно,

Сон имеет решающее значение для обучения и формирования памяти. Более того, ученым даже удалось выделить определенные воспоминания и закрепить их во время сна. Однако точные механизмы, лежащие в основе этого, были неизвестны — до сих пор.

Поделиться на Pinterest Возможно, однажды мы сможем индуцировать мозговые волны, которые позволят нам учиться во сне.

Те из нас, кто вырос на популярном мультфильме «Лаборатория Декстера», возможно, помнят знаменитый эпизод, в котором Декстер за одну ночь пытается выучить французский.

Он создает устройство, которое помогает ему учиться во сне, проигрывая ему французские фразы.

Конечно, поскольку сериал комедийный, запись Декстера застревает на фразе « Омлет из », и на следующий день он не в состоянии сказать что-либо еще.

Это, конечно же, проблема, из-за которой он попадает в ряд веселых ситуаций.

Мысль о том, что мы можем учиться во сне, пленила умы как художников, так и ученых; Возможность того, что однажды мы все сможем значительно повысить свою продуктивность, учась во сне, очень привлекательна. Но может ли такой сценарий когда-нибудь стать реальностью?

Новое исследование, кажется, предполагает это, и ученые в целом приближаются к пониманию того, что именно происходит в мозгу, когда мы спим, и как состояние покоя влияет на обучение и формирование памяти.

Например, предыдущие исследования показали, что сон с небыстрым движением глаз (не-БДГ) — или сон без сновидений — имеет решающее значение для консолидации воспоминаний.

Также было показано, что сонные веретена или внезапные всплески колебательной активности мозга, которые можно увидеть на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) во время второй стадии медленного сна, являются ключевыми для этой консолидации памяти.

Ученые также смогли целенаправленно воздействовать на определенные воспоминания и повторно активировать или усиливать их с помощью звуковых сигналов.

Однако механизм таких достижений до сих пор оставался загадкой. Исследователи также не знали, помогут ли такие механизмы запоминанию новой информации.

Поэтому группа исследователей приступила к расследованию. Скотт Кэрни из Йоркского университета в Соединенном Королевстве руководил исследованием вместе с Бернхардом Старезиной, который работает в Бирмингемском университете, также в Великобритании.0003

Их выводы были опубликованы в журнале Current Biology.

Кэрни объясняет мотивацию исследования, говоря: «Мы совершенно уверены, что воспоминания реактивируются в мозгу во время сна, но мы не знаем нейронных процессов, лежащих в основе этого явления».

«Сонные веретена, — продолжает он, — в предыдущих исследованиях были связаны с преимуществами сна для памяти, поэтому мы хотели выяснить, опосредуют ли эти мозговые волны реактивацию».

«Если они поддерживают повторную активацию памяти, мы также пришли к выводу, что можно расшифровать сигналы памяти в то время, когда эти веретена имели место».

Чтобы проверить свои гипотезы, Кэрни и его коллеги попросили 46 участников «выучить ассоциации между словами и изображениями объектов или сцен перед сном».

После этого некоторые участники вздремнули 90 минут, а другие бодрствовали. Для тех, кто вздремнул: «Половина слов […] воспроизводилась во время сна, чтобы вызвать реактивацию недавно выученных образов-воспоминаний», — объясняет Кэрни.

«Когда участники проснулись после хорошего периода сна, — говорит он, — мы снова представили им слова и попросили их вспомнить изображения объекта и сцены».

«Мы обнаружили, что их память была лучше для изображений, которые были связаны со словами, которые были представлены во сне, по сравнению с теми словами, которые не были связаны», — сообщает Кэйрни.

Используя аппарат ЭЭГ, исследователи также смогли увидеть, что воспроизведение связанных слов для реактивации воспоминаний активировало веретена сна в мозгу участников.

Более конкретно, паттерны веретена сна ЭЭГ «сообщили» исследователям, обрабатывали ли участники воспоминания, связанные с объектами, или воспоминания, связанные со сценами.

«Наши данные свидетельствуют о том, что веретена облегчают обработку соответствующих функций памяти во время сна и что этот процесс повышает консолидацию памяти», — говорит Старесина.

«Хотя ранее было показано, — продолжает он, — что целевая реактивация памяти может повысить консолидацию памяти во время сна, теперь мы показываем, что сонные веретена могут представлять собой ключевой механизм».

Кэрни добавляет: «Когда вы бодрствуете, вы изучаете новые вещи, но когда вы спите, вы совершенствуете их, облегчая их извлечение и правильное применение, когда они вам больше всего нужны. Это важно для того, как мы учимся, а также для того, как мы можем помочь сохранить здоровые функции мозга».

Старесина предполагает, что эти недавно полученные знания могут привести к эффективным стратегиям улучшения памяти во время сна.

«Прямая индукция веретен сна — например, путем стимуляции мозга электродами — возможно, в сочетании с целенаправленной реактивацией памяти может позволить нам еще больше улучшить работу памяти во время сна».

Бернхард Старезина

Таким образом, хотя изучение вещей с нуля в стиле «Лаборатории Декстера» может занять некоторое время, чтобы стать реальностью, мы можем с уверенностью сказать, что наш мозг продолжает учиться, пока мы спим, и что исследователи только что получили много ближе к пониманию, почему это происходит.

Можно ли учиться во сне? Да, и вот как известно,

Сон имеет решающее значение для обучения и формирования памяти. Более того, ученым даже удалось выделить определенные воспоминания и закрепить их во время сна. Однако точные механизмы, лежащие в основе этого, были неизвестны — до сих пор.

Поделиться на Pinterest Возможно, однажды мы сможем индуцировать мозговые волны, которые позволят нам учиться во сне.

Те из нас, кто вырос на популярном мультфильме «Лаборатория Декстера», возможно, помнят знаменитый эпизод, в котором Декстер за одну ночь пытается выучить французский.

Он создает устройство, которое помогает ему учиться во сне, проигрывая ему французские фразы.

Конечно, поскольку это комедия, запись Декстера застревает на фразе « Omelette du fromage 9».0010», а на следующий день он не в состоянии сказать что-либо еще.

Это, конечно же, проблема, из-за которой он попадает в ряд веселых ситуаций.

Мысль о том, что мы можем учиться во сне, пленила умы как художников, так и ученых; Возможность того, что однажды мы все сможем значительно повысить свою продуктивность, учась во сне, очень привлекательна.

Но может ли такой сценарий когда-нибудь стать реальностью?

Новое исследование, кажется, предполагает это, и ученые в целом приближаются к пониманию того, что именно происходит в мозгу, когда мы спим, и как состояние покоя влияет на обучение и формирование памяти.

Например, предыдущие исследования показали, что сон с небыстрым движением глаз (не-БДГ) — или сон без сновидений — имеет решающее значение для консолидации воспоминаний.

Также было показано, что сонные веретена или внезапные всплески колебательной активности мозга, которые можно увидеть на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) во время второй стадии медленного сна, являются ключевыми для этой консолидации памяти.

Ученые также смогли целенаправленно нацеливаться на определенные воспоминания и повторно активировать или усиливать их с помощью звуковых сигналов.

Однако механизм таких достижений до сих пор оставался загадкой. Исследователи также не знали, помогут ли такие механизмы запоминанию новой информации.

Поэтому группа исследователей приступила к расследованию. Скотт Кэрни из Йоркского университета в Соединенном Королевстве руководил исследованием вместе с Бернхардом Старесиной, который работает в Бирмингемском университете, также в Великобритании. Их результаты были опубликованы в журнале Current Biology.

Кэрни объясняет мотивацию исследования, говоря: «Мы совершенно уверены, что воспоминания реактивируются в мозгу во время сна, но мы не знаем нейронных процессов, лежащих в основе этого явления».

«Сонные веретена, — продолжает он, — в предыдущих исследованиях были связаны с преимуществами сна для памяти, поэтому мы хотели выяснить, опосредуют ли эти мозговые волны реактивацию».

«Если они поддерживают повторную активацию памяти, мы также пришли к выводу, что можно расшифровать сигналы памяти в то время, когда эти веретена имели место».

Чтобы проверить свои гипотезы, Кэрни и его коллеги попросили 46 участников «выучить ассоциации между словами и изображениями объектов или сцен перед сном».

После этого некоторые участники вздремнули 90 минут, а другие бодрствовали. Для тех, кто вздремнул: «Половина слов […] воспроизводилась во время сна, чтобы вызвать реактивацию недавно выученных образов-воспоминаний», — объясняет Кэрни.

«Когда участники проснулись после хорошего периода сна, — говорит он, — мы снова представили им слова и попросили их вспомнить объект и изображения сцены».

«Мы обнаружили, что их память была лучше для изображений, которые были связаны со словами, которые были представлены во сне, по сравнению с теми словами, которые не были связаны», — сообщает Кэйрни.

Используя аппарат ЭЭГ, исследователи также смогли увидеть, что воспроизведение связанных слов для реактивации воспоминаний активировало веретена сна в мозгу участников.

Более конкретно, паттерны веретена сна ЭЭГ «сообщили» исследователям, обрабатывали ли участники воспоминания, связанные с объектами, или воспоминания, связанные со сценами.

«Наши данные свидетельствуют о том, что веретена облегчают обработку соответствующих функций памяти во время сна и что этот процесс повышает консолидацию памяти», — говорит Старесина.

«Хотя ранее было показано, — продолжает он, — что целевая реактивация памяти может повысить консолидацию памяти во время сна, теперь мы показываем, что сонные веретена могут представлять собой ключевой механизм».

Кэрни добавляет: «Когда вы бодрствуете, вы изучаете новые вещи, но когда вы спите, вы совершенствуете их, облегчая их извлечение и правильное применение, когда они вам больше всего нужны. Это важно для того, как мы учимся, а также для того, как мы можем помочь сохранить здоровые функции мозга».

Старесина предполагает, что эти недавно полученные знания могут привести к эффективным стратегиям улучшения памяти во время сна.

«Прямая индукция веретен сна — например, путем стимуляции мозга электродами — возможно, в сочетании с целенаправленной реактивацией памяти может позволить нам еще больше улучшить работу памяти во время сна».

Bernhard Staresina

Таким образом, хотя изучение вещей с нуля в стиле «Лаборатории Декстера» может занять некоторое время, чтобы стать реальностью, мы можем с уверенностью сказать, что наш мозг продолжает учиться, пока мы спим, и что исследователи только что получили много нового.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *