Умей владеть собой – Статья по биологии (6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему: Умей владеть собой в любой ситуации

Классный час «Умей владеть собой» (11 класс)

Классный час «Умей владеть собой»

Цель классного часа: научить учащихся избегать ненужных эмоций; прививать ценные качества культуры поведения и общения.

Ход кл. часа.

Кл. рук.: Добрый день, ребята. Вы все люди вполне взрослые и поэтому в центре внимания нашей «деловой встречи», которая так и называется «Умей владеть собой» стоит проблема эмоционального стресса и неврозов. Сегодня, на классном часе, мы поговорим на тему «Я и мои эмоции». Способы управления эмоциями. Способы самоконтроля над своими эмоциями.

Почему мы об этом сегодня говорим?

hello_html_4cd1d7a3.pngДело в том, что любая жизненная ситуация — болезнь близких, неурядицы в семье, неудачи в учебе, неумение организовывать свое время и возникшее из-за этого физическое перенапряжение, однообразная монотонная деятельность и т.д. могут стать причинами неврозов и эмоциональных стрессов. Это состояние опасно тем, что нервно-эмоциональное перенапряжение ведет к нарушению деятельности нервной системы, и в конечном итоге, к язвенной болезни желудка, аллергическим, кожным и другим заболеваниям.

Можно ли предупредить стресс и предотвратить его опасные последствия?

Можно, если научиться управлять своими эмоциями. Чтобы проверить, умеете ли вы управлять своими эмоциями и угрожает ли вашему здоровью нервный срыв, я предлагаю провести тест.

Это интересно! Отвечая на вопросы, записывайте количество баллов, соответствующее нашему ответу.

Тест.

  • 1.Трудно ли Вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?

  • Да — 3, очень часто — 2, иногда — 0, редко — 0.

  • 2.Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?

  • Очень часто — 5, часто — 4, иногда — 2, редко — 0.

  • 3.Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?

  • Да — 5, часто — 4, иногда — 2, редко — 0.

  • 4.Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?

  • Да — 5, часто — 4, иногда — 2, редко — 0.

  • 5.Сколько времени Вы уделяете себе вечером?

  • 3 часа — 0, 2 часа -0, 1 час — 0, 0,5 часа -2, минуты — 4.

  • 6.Перебиваете ли Вы, недослушав, объясняющего вам что-либо.

  • Да — 4, часто — 3, в зависимости от обстоятельств — 2, редко — 1.

  • 7.О вас говорят, что Вы вечно спешите.

  • Да — 5, часто — 4, спешу — 1,никогда — 0.

  • 8.Трудно ли вам отказаться от вкусной еды.

  • Да — 3, часто — 2, иногда — 0, редко — 0.

  • 9.Приходиться ли Вам делать несколько дел одновременно?

  • Да — 5, часто — 4, иногда — 3, редко — 1.

  • 10. Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?

  • Очень — 5, часто — 4, случается — 3, иногда — 0.

  • 11.Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о случайных и ненужных вещах?

  • Очень — 5, часто — 4, случается — 3, иногда — 0.

  • 12.Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?

  • Очень часто — 4, часто — 3, иногда — 2, редко — 1.

  • 13.Любите ли вы давать советы?

  • Да — 4, часто — 3. иногда — 1, редко — 0.

  • 14.Долго ли колеблетесь, прежде чем принять решение?

  • Всегда — 3. часто — 2, редко — 3, никогда — 0.

  • 15.Как Вы говорите?

  • Торопливо — 3, быстро — 2, спокойно -0, медленно — 0.

А теперь подсчитаем баллы.

От 45 до 63 б. — нервный срыв для вас реальная угроза. Проверьте кровяное давление. Не пора ли изменить образ жизни?

От 20-44 б. — нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться.

До 19 б. — вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность.

0 б — если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, это чрезмерное спокойствие.

Мы попытались выяснить, угрожает ли вашему здоровью нервный срыв. Кому нужно относиться к жизненным ситуациям спокойнее и уметь в нужный момент расслабиться.

Второй этап — «Физминутка».

Физкультура и спорт помогают заряжаться положительными эмоциями, т.к. воспитывают культуру движения, поддерживают организм в высоком функциональном состоянии.

Классный руководитель: Мы зарядились с вами положительными эмоциями и хорошим настроением.

Третий этап — «Здоровая душа — душа здоровья».

Ученые установили, что веселые люди живут дольше.

Еще в XVI веке уч. фран. Врач Амбруаз Парэ говорил: «Веселый человек всегда выздоравливает». Вам необходимо тренировать свои эмоции и помнить при этом, что есть прекрасный способ разрядки стрессовой ситуации — это смех.

Класс делится на 3 группы:

  • 1 ряд — «смелые»

  • 2 ряд — «ловкие»

  • 3 ряд — «находчивые»

Цель: «Смех — дело серьезное» — выяснить насколько вы обладаете чувством юмора и как это может вам помочь в жизненной ситуации.

Задание: я называю жизненную ситуацию — вы находите остроумный, не лишенный чувства юмора ответ.

Задание 1 команде:

Вы едете в переполненном транспорте, пассажир, пытающийся пробраться к выходу, грубо толкает вас и раздраженно говорит: «Что стоишь, как корова?»

Задание 2 команде:

Вы находитесь в зрительном зале кинотеатра, проходите к своему месту, но оно занято. На вашу просьбу освободить его вам отвечают: «Откуда появился этот неопознанный объект»?

Задание 3 команде:

Вы на уроке. Вас вызывают отвечать к доске. Вы отвечаете, но учитель неудовлетворен вашим ответом и недовольно замечает: «Не голова, а дом Советов».

Вопрос на засыпку: «Почему у бублика дырка в виде круглика?»

Вам приз — связка баранок.

Четвертый этап — «Умей владеть собой»

Это поможет усвоить вам 6 заповедей.

Прошу приготовиться командам.

Внимание, вопросы!

  • 1.Какой ситуации следует избегать при выяснении отношений с родителями, товарищами, чтобы не привели к стрессу? (конфликт)

  • 2.Это чувство зачастую приводит к стрессу. Поддаваясь ему, человек приходит в ярость, в этот момент он способен сделать непоправимое — нанести душевную боль другому человеку. (гнев)

  • 3.Какое чувство может повредить ваше здоровье и довести до нервного срыва, если вы переживаете волнения за судьбу близкого человека. (тревога)

  • 4.Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями, с тем, что вас тревожит, поделитесь с доброжелателем — это облегчит ваше положение. (страх)

  • 5.Если вы постоянно стремитесь достичь непосильных высот и боитесь быть хуже других, то во что перейдет ваша боязнь, волнение, тревога? Что усугубляет конфликт? (брань)

  • 6.Если вы не прислушиваетесь к мнению товарищей, настаиваете на исполнении своего нелепого, пустякового желания, то как можно назвать вашу прихоть? (каприз)

hello_html_4cd1d7a3.pngКл. рук.: Кроссворд разгадан! Остается только назвать 7 заповедь, её определяет слово «стресс».

На этом мы заканчиваем нашу встречу, всего вам доброго, крепкого здоровья и отличного настроения! Помните, что здоровье в ваших руках!

Умейте владеть собой и своими эмоциями! Знайте, что эмоции раздражённого человека не идут на пользу его здоровью!

Классный час окончен. Спасибо за внимание. Следующий классный час, пройдет, как обычно, через неделю и его тема будет такой: «Мое свободное время».

Классный час «Умей владеть собой»

Воспитательный час: «Умей владеть собой»

Министерство образования и науки

Донецкой Народной Республики

«Комсомольский индустриальный техникум»

Воспитательный час:

«Умей владеть собой»

Классный руководитель гр. ТЭЭО-14

Кулага Т. Ф.

Классный час «Умей владеть собой»

Цель: научить учащихся избегать ненужных эмоций; прививать ценные качества культуры поведения и общения.

Ход кл. часа.

(Звучит спокойная музыка)

Ведущий: Добрый день, уважаемые десятиклассники. Вы все люди вполне взрослые и поэтому в центре внимания нашей «деловой встречи», которая так и называется «Умей владеть собой» стоит проблема эмоционального стресса и неврозов.

Почему мы об этом сегодня говорим? Я хочу задать этот вопрос врачу невропатологу.

Итак, почему сегодня необходимо говорить о вопросах по профилактике неврозов и эмоциональных стрессов?

Врач: Дело в том, что любая жизненная ситуация — болезнь близких, неурядицы в семье, неудачи в учебе, неумение организовывать свое время и возникшее из-за этого физическое перенапряжение, однообразная монотонная деятельность и т.д. могут стать причинами неврозов и эмоциональных стрессов. Это состояние опасно тем, что нервно-эмоциональное перенапряжение ведет к нарушению деятельности нервной системы, и в конечном итоге, к язвенной болезни желудка, аллергическим, кожным и другим заболеваниям.

Ведущий: Можно ли предупредить стресс и предотвратить его опасные последствия?

Врач: Можно, если научиться управлять своими эмоциями. Чтобы проверить, умеете ли вы управлять своими эмоциями и угрожает ли вашему здоровью нервный срыв, я предлагаю провести тест.

Ведущий: Это интересно! Отвечая на вопросы, записывайте количество баллов, соответствующее нашему ответу.

Тест.

• 1.Трудно ли Вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?

• Да — 3, очень часто — 2, иногда — 0, редко — 0.

• 2.Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?

• Очень часто — 5, часто — 4, иногда — 2, редко — 0.

• 3.Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?

• Да — 5, часто — 4, иногда — 2, редко — 0.

• 4.Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?

• Да — 5, часто — 4, иногда — 2, редко — 0.

• 5.Сколько времени Вы уделяете себе вечером?

• 3 часа — 0, 2 часа -0, 1 час — 0, 0,5 часа -2, минуты — 4.

• 6.Перебиваете ли Вы, недослушав, объясняющего вам что-либо.

• Да — 4, часто — 3, в зависимости от обстоятельств — 2, редко — 1.

• 7.О вас говорят, что Вы вечно спешите.

• Да — 5, часто — 4, спешу — 1,никогда — 0.

• 8.Трудно ли вам отказаться от вкусной еды.

• Да — 3, часто — 2, иногда — 0, редко — 0.

• 9.Приходиться ли Вам делать несколько дел одновременно?

• Да — 5, часто — 4, иногда — 3, редко — 1.

• 10. Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?

• Очень — 5, часто — 4, случается — 3, иногда — 0.

• 11.Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о случайных и ненужных вещах?

• Очень — 5, часто — 4, случается — 3, иногда — 0.

• 12.Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?

• Очень часто — 4, часто — 3, иногда — 2, редко — 1.

• 13.Любите ли вы давать советы?

• Да — 4, часто — 3. иногда — 1, редко — 0.

• 14.Долго ли колеблетесь, прежде чем принять решение?

• Всегда — 3. часто — 2, редко — 3, никогда — 0.

• 15.Как Вы говорите?

• Торопливо — 3, быстро — 2, спокойно -0, медленно — 0.

А теперь подсчитаем баллы.

От 45 до 63 б. — нервный срыв для вас реальная угроза. Проверьте кровяное давление. Не пора ли изменить образ жизни?

От 20-44 б. — нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться.

До 19 б. — вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность.

0 б — если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, это чрезмерное спокойствие.

Ведущий: Мы попытались выяснить, угрожает ли вашему здоровью нервный срыв. Кому нужно относиться к жизненным ситуациям спокойнее и уметь в нужный момент расслабиться.

Второй этап — «Физминутка».

Ведущий: Физкультура и спорт помогают заряжаться положительными эмоциями, т.к. воспитывают культуру движения, поддерживают организм в высоком функциональном состоянии.

Физзарядка в полчаса

Может сделать чудеса.

Коль устал ты не на шутку,

Проведем физкультминутку.

Ведущий: Мы зарядились с вами положительными эмоциями и хорошим настроением.

Третий этап — «Здоровая душа — душа здоровья».

Ученые установили, что веселые люди живут дольше.

Еще в XVI веке уч. фран. Врач Амбруаз Парэ говорил: «Веселый человек всегда выздоравливает». Вам необходимо тренировать свои эмоции и помнить при этом, что есть прекрасный способ разрядки стрессовой ситуации — это смех.

Класс делится на 3 группы:

• 1 ряд — «смелые»

• 2 ряд — «ловкие»

• 3 ряд — «находчивые»

Цель: «Смех — дело серьезное» — выяснить насколько вы обладаете чувством юмора и как это может вам помочь в жизненной ситуации.

Задание: я называю жизненную ситуацию — вы находите остроумный, не лишенный чувства юмора ответ.

Задание 1 команде:

Вы едете в переполненном транспорте, пассажир, пытающийся пробраться к выходу, грубо толкает вас и раздраженно говорит: «Что стоишь, как корова?»

Задание 2 команде:

Вы находитесь в зрительном зале кинотеатра, проходите к своему месту, но оно занято. На вашу просьбу освободить его вам отвечают: «Откуда появился этот неопознанный объект»?

Задание 3 команде:

Вы на уроке. Вас вызывают отвечать к доске. Вы отвечаете, но учитель неудовлетворен вашим ответом и недовольно замечает: «Не голова, а дом Советов».

Вопрос на засыпку: «Почему у бублика дырка в виде круглика?»

Вам приз — связка баранок.

Четвертый этап — «Умей владеть собой»

Это поможет усвоить вам 7 заповедей.

Прошу приготовиться командам.

Внимание, кроссворд!

• 1.Какой ситуации следует избегать при выяснении отношений с родителями, товарищами, чтобы не привели к стрессу? (конфликт)

• 2.Это чувство зачастую приводит к стрессу. Поддаваясь ему, человек приходит в ярость, в этот момент он способен сделать непоправимое — нанести душевную боль другому человеку. (гнев)

• 3.Какое чувство может повредить ваше здоровье и довести до нервного срыва, если вы переживаете волнения за судьбу близкого человека. (тревога)

• 4.Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями, с тем, что вас тревожит, поделитесь с доброжелателем — это облегчит ваше положение. (страх)

• 5.Если вы постоянно стремитесь достичь непосильных высот и боитесь быть хуже других, то во что перейдет ваша боязнь, волнение, тревога? Что усугубляет конфликт? (брань)

• 6.Если вы не прислушиваетесь к мнению товарищей, настаиваете на исполнении своего нелепого, пустякового желания, то как можно назвать вашу прихоть? (каприз)

Ведущий: Кроссворд разгадан! Остается только назвать 7 заповедь, её определяет слово «стресс».

На этом мы заканчиваем нашу встречу, всего вам доброго, крепкого здоровья и отличного настроения! Помните, что здоровье в ваших руках!

Умейте владеть собой!

Как научиться владеть собой и ситуацией: жизненные советы

Для того, чтобы не испытывать себя на прочность и не подвергаться опасности, важно уметь брать себя в руки и контролировать сложившиеся обстоятельства. Это поможет вам избежать многих проблем и превратностей Судьбы. Чтобы изменить свое отношение и поведение, используйте предложенные рекомендации.

pic

Не зацикливайтесь на неудачах

Помните, что жизнь идет своим ходом и часто преподносит довольно неприятные эмоции. Однако такое положение дел вовсе не повод для хандры. Научитесь более спокойно воспринимать произошедшее, не загоняя себя в депрессию и ухудшая собственное самочувствие. Неудача является поводом пересмотреть свои действия, расслабиться и развеяться перед исправлением неточностей и оплошностей. Негативные эмоции, которые сопровождают вас в случае ошибочных действий, требуют корректировки, настойчивости в достижении поставленных целей и задач.

Не впадайте в уныние

Недовольство собственной жизнью, безрадостные будни и ежедневная скука от монотонных и рутинных действий могут ослабить человека. Постарайтесь найти причину своего уныния, чтобы измениться в лучшую сторону. Не забывайте о том, что жизнь разнообразна, и вслед за темной полосой всегда придет светлая. Для того, чтобы избежать такого состояния, найдите себе занятие по душе, выбирайтесь на природу, найдите источник вдохновения в себе или в окружающем вас пространстве. Позволяйте себе маленькие радости в награду за рутину, и ваше настроение будет стремительно улучшаться.

Сохраняйте спокойствие в конфликтных ситуациях

Споры, повышенные тона, крики и раздражение — не лучшие помощники в разрешении споров. Научитесь справляться с собственными эмоциями и помните, что холодная уверенность и спокойствие (пусть только внешнее) быстро остужают агрессию и напор вашего собеседника. Уняв недовольство и руководствуясь доводами разума, вы сможете отстоять свою правоту, не ухудшая себе самочувствие и настроение лишними волнениями. Если оппонент не способен прислушиваться к вашим словам, заканчивайте разговор. Так вы избежите внутреннего напряжения и переутомления.

pic

Не реагируйте на агрессивные нападки

Оставаться спокойным в том случае, если вас вызывают на конфликт, важно для эмоционального и физического здоровья. Если вы столкнулись с такой ситуацией, соберитесь внутренне и постарайтесь абстрагироваться от агрессора. Медленно считайте, выравнивая дыхание и сосредоточившись на собственных ощущениях. Часто ваше ледяное спокойствие быстро остужает пыл обидчика, который не в силах вывести вас на ответные эмоции. Проводите упражнения по контролю за эмоциями с помощью дыхательной гимнастики.

Не пытайтесь угодить всем и каждому

У каждого человека есть завистники и недоброжелатели, однако это не повод впадать в уныние и депрессию. Помните, что своими действиями вы всегда будете вызывать как позитивные, так и негативные эмоции у окружающих. Самым верным оружием в борьбе с завистниками и манипуляторами будет ваше прекрасное расположение духа, подчеркнутая вежливость и умение говорить «нет» в ситуациях, когда вами и вашим трудом хотят воспользоваться в собственных корыстных целях.

Добивайтесь благополучия своими силами

Научившись справляться с трудностями самостоятельно, вы исключаете фактор зависимости от чужого настроения, желаний и умений. Научившись единожды преодолевать препятствия, вы вернете себе уверенность и выработаете стойкость. Не надейтесь на помощь каждую секунду, чтобы потом не пожинать горьких плодов разочарования и не культивировать собственную неуверенность.

pic

Не зацикливайтесь на случившемся

То, что произошло, уже не изменить, а раз так, не стоит бесконечно убиваться и возвращаться к негативным воспоминаниям. Извлекайте уроки из своих промахов, чтобы в дальнейшем не наступать на те же грабли. Многие ситуации можно исправить, взяв себя в руки и не ища себе ложных оправданий.

Не используйте обобщение

Обобщая негативные действия, вы становитесь заложниками сложившейся ситуации. Если с вами случаются неприятности, не говорите, что вам не везет постоянно. Найдите причину, чтобы продолжить стремление к благополучию. Порой достаточно просто завернуть за угол, чтобы убедиться в том, что жизнь имеет и позитивные стороны.

Доверяйте только проверенной информации

Часто мы становимся заложниками сплетен и домыслов, накручивая себя. Помните, что неприятные новости могут быть раздутыми из какой-то мелочи, поэтому доверяйте тому, в чем вы уверены. Догадки и предположения способны негативно отражаться на жизнедеятельности. Проверяйте информацию, которая поступает к вам, и вы сможете сделать правильные выводы, никого не обидев и не предав.

Оценивайте свои возможности

Стремление к идеалу должно быть стимулом для развития, поэтому не перехваливайте себя и действуйте по мере собственных возможностей и способностей. На начальном этапе четко распределяйте свою энергию, чтобы точно достичь необходимого результата и исключить разочарования.

pic

Ищите позитив во всем

Даже расставание с любимым человеком не повод для затяжной депрессии. Естественные чувства тоски, разочарования и уныния не должны вас захлестнуть с головой. Находите плюсы в сложившихся ситуациях, которые помогут вам взглянуть на неудачи с другой стороны. Не драматизируйте и не усложняйте, чтобы быстрее справиться с отрицательными эмоциями.

Любое ваше действие, направленное на развитие, станет дополнительным стимулом для овладения собой, своими эмоциями и действиями. Каждый день начинайте с позитивных мелочей, которые помогут вам зарядиться хорошим настроением. Не переставайте самосовершенствоваться, и не забывайте нажимать на кнопки и

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

16.08.2017 13:09

Беседа с подростками на тему: «Умение владеть собой»

Беседа «умение владеть собой.

Цель: убедить учащихся в важности самовоспитания для успешного решения

жизненных вопросов.

Задачи: воспитать чувство самоуважения, веры в себя, желание добиваться

поставленной цели.

Ход встречи:

Каждый из нас, естественно, хочет поступать правильно. Но не у всех получается, даже самых умных и мудрых. Часто бывает, что мы знаем точно, как следует поступать, но ведем себя совершенно иначе.

По словам главного раввина России Берла Лазара «Сильный не тот, кто поднимет больше, прыгнет дальше, а тот, кто может стать хозяином своих начинаний, своих желаний, кто умеет владеть собой, не ищет оправдания своим плохим поступкам, а предотвращает их.

Умейте управлять собой

Во всем ищите доброе начало

И, споря с трудною судьбой,

Учитесь, жизнь начать сначала…

Споткнувшись самому вставать,

В себе самом искать опору

А если двигаетесь в гору,

Себя в пути не потерять!

Управлять своими чувствами, психическим состоянием, поступками, поведением можно используя само одобрение, само убеждение, само приказ, самовнушение, аутогенную тренировку.

Само одобрение – обращение к самому себе для укрепления веры в себя.

При этом используются такие приемы самоуспокоения: самоуспокоение (дело посильное и я его выполню):

— внушение уверенности в себе (я могу)

— равнение на любимого героя (а ему было каково?; Как бы он поступил?)

— упрек в свой адрес (ну, что раскис?; Нельзя быть размазней!)

Само убеждение – убеждение себя в чем-либо путем соответствующих доводов и аргументов.

Само приказ – приказ самому себе. Это действенный прием, позволяющий не терять самообладание и управлять собой даже в самых экстремальных условиях. Само приказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По само приказу можно вставать с постели, выполнять режим дня, соблюдать дисциплину, доводить начатое дело до конца, совершенствовать свои личные качества, выполнять трудную работу, мобилизовать свои силы и волю в трудную минуту.

Для размышления предлагаю вам отрывок из книги Ю. Рагозина «Фехтование на нервах» (зачитывает подросток)

Человек может много, может все и еще столько же».

Гигантский лайнер лениво рассекал океанские волны. Время шло к обеду. Молодой человек, стоящий на корме, огляделся и, убедившись, что за ним никто не наблюдает, не торопясь перелез через ограждение; ему хотелось пощекотать свои нервы. Одно неосторожное движение — и с высоты шестого этажа он полетел в воду. Когда вынырнул, принялся кричать изо всех сил. На корабле по-прежнему играла музыка…

Молодой человек был весьма посредственным пловцом. Обессилевший от крика, он с ужасом понял, что на корабле его не услышат; надежды на спасение растаяли. По инерции он торопливо плыл в направлении удаляющегося лайнера, но очень скоро тот превратился в точку на горизонте, а потом и вовсе исчез.

Первой мыслью отчаянья было сделать как можно больший глоток горькой воды и, отдавшись стихии, пойти ко дну. Рассчитывать на то, что его случайно заметят с какого-нибудь проходящего судна, было безумием. Даже если на корабле хватятся и обнаружат, что пассажир исчез, то в безбрежном океане его все равно не найдут.

«И все-таки я поборюсь»,— подумал он, вспомнив изречение древних: дышу, пока надеюсь; надеюсь, пока дышу. Главное — не сбиться с курса, а торопиться уже некуда, можно плыть спокойно. Но сколько? Час? Два? Сутки? Никогда раньше он не находился в воде более получаса.

На корабле никто не обратил внимания, что один из туристов не пришел на обед. Когда его не увидели за столиком и во время ужина, спустились к нему в каюту. Она была пуста.

Вечером рядом с пловцом появились две акулы. Поначалу это очень напугало его. Но он вспомнил, что в такой ситуации нельзя делать резких движений — это признак страха, так ведут себя слабые или раненые животные; надо держаться хладнокровно. Акулы, видимо, удивленные тем, что их не боятся, не нападали и словно в недоумении плыли параллельно.

Ночью он пытался сверять свой курс по звездам.

Ему было неведомо, что поело того, как тщательный поиск пропавшего пассажира ничего не дал, корабль развернулся и на полных оборотах пошел и обратном па-правлении.

Они плыли навстречу друг другу — человек и корабль. Их разделял океан. Никто на корабле не верил, что исчезнувшего туриста удастся найти. Капитан понимал, что есть лишь один-единственный шанс из тысячи. Даже не из тысячи — из миллиона. Но не использовать его — грех.

Пловец пел песни, это успокаивало и помогало ровнее держать дыхание. Акулы слушали и плыли рядом. Он тоже сознавал, что есть только один шанс, что до берега никогда не доплыть. И все-таки — «дышу, пока надеюсь».

И он дышал и надеялся.

Через сутки, к великому огорчению акул, его подняли на борт родного судна и только тогда, коснувшись ногами палубы, он потерял сознание. Следующие сутки он полностью проспал.

С тех пор он верит в чудеса, но говорит, что чудеса происходят только с теми, кто очень хочет, чтобы они произошли.

Психолог:

Каждый человек может побороть свою пассивность, бездействие и добиться поставленной цели.

Вот несколько полезных советов:

  1. Цель должна быть полезной, общественно значимой;

  2. Поставленную цель необходимо сделать достижимой, привлекательной. Слишком трудная, отдаленная цель кажется нам абсолютно недостижимой, и у нас опускаются руки. Нужно наметить несколько последовательных посильных этапов на пути к цели. Постепенно преодолевая каждый этап, мы приобретаем уверенность в своих силах, в достижении поставленной цели.

  3. Поставленная цель должна соответствовать вашим возможностям.

Поставленную цель не обходимо конкретизировать. Положим, вы решили серьезно изучать иностранный язык. Намечаете дату.

  1. самостоятельных занятий. Готовите необходимые пособия. (Учебник, словари, тетрадь и т.д.). В назначенный день и час садитесь, и начинайте занятия. Точное определение объема ежедневной работы будет дисциплинировать вас, Не позволит расслабиться, а каждый ежедневный успех принесет моральное удовлетворение, стремление работать и дальше. В то же время напряженные ежедневные занятия укрепят вашу волю.

  2. Главная цель должна быть разбита на ряд промежуточных. Л.Н. Толстой советует: «Имею цель всей жизни. Цель для известной эпохи твоей жизни. Цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу и для минуты, жертвуя низшие цели высшим».

Благодаря четкой планировке работы, А.А. Любищев написал более 12000 страниц печатных листов книг, статей, брошюр по зоологии, генетике, философии, теории эволюции. 50 лет подряд А.А.Любищев аккуратно записывал и планировал расход времени. Он старался использовать для работы каждую минуту: поездки в городском транспорте, очереди и т.д. В поездах он читал книги, изучал языки. Английский язык он усвоил именно таким способом. А.А. Любищев планировал работу на день, месяц, год, пятилетку. Он считал, что у человека не должно быть времени пустого, лишнего и «чистого», предназначенного для одного только отдыха. А.А. Любищев обращался со временем почтительно. Как с хлебом насущным. Ему и в голову не могло прийти «убивать время». Любое время для него было благом.

Часто безвольные люди так оправдывают свое бездействие: «не хватает времени». Чаще всего на недостаток времени жалуются те, кто впустую растрачивает свое время.

А вот еще аргумент, к которому прибегают безвольные люди: «не стоит заниматься работой, если к ней не расположен». Те, кто прибегает к этому аргументу, ждут, когда к ним придет настроение, а то и вдохновение! Глубокое заблуждение! Чтобы втянуться в работу, нужно в начале ее приложить определенные волевые усилия, но их то и боится малодушный ленивец. Что касается вдохновения, то оно любит посещать лишь трудолюбивых. «Кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдется сила для свершения их» так написал Жюль Верн в своей книге «Пятнадцатилетний капитан».

«Я бы хотел хорошо учиться или быть мастером своего дела, но у меня нет способностей», — нередко можно услышать.

Многие люди, ставшие впоследствии мастерами своего дела, известными учеными, не всегда обладали, по их мнению, великолепными способностями, но они были очень трудолюбивы и требовательны к себе.

Бывает и так, что, поставив цель, приняв какое-то решение, человек не приступает сразу к его выполнению. Тогда цель превращается лишь в намерение. У людей слабовольных дальше намерения дело не идет. А каждое невыполненное решение еще больше расслабляет волю, мешает достижению цели. Эти человеческие слабости подметил еще в 12-м веке великий французский философ и писатель Франсуа Лярош Фуко. «Люди не могут утешиться,- писал он, — когда их обманут враги или изменят друзья, но когда они обманывают сами себя, они порой бывают довольны». Но это удовлетворение собой длится не вечно. Очень часто случается, что человек начинает осознавать, что жил он не так и ничего хорошего в жизни не сделал. Это очень горькие минуты, особенно в том возрасте, когда человек уже начинает подводить итоги своей жизни.

Вот письмо из книги философа А. Егидеса «Смысл жизни»: «Идет мне уже пятый десяток, а что я в жизни сделал? По существу ничего.… И это самое страшное… Тягостно прийти к финалу с ощущением, что твоя жизнь не имела какой-либо значительности для чего-то такого значительного.… И когда я понял это, хотя за свою жизнь исписал немало бумаги, прочитал немало лекций, я вдруг почувствовал, что жизнь моя лишена смысла: я проходил мимо того, с чем должен был бороться. А ведь я испытал много счастья, хороших минут, но потом вдруг почувствовал, что я глубоко несчастен. Что все это утекло, как сквозь дырявое ведро, что растратил жизнь, время, энергию на пустяки, на создание своего благополучия, уюта, боялся его потерять и из-за этой трусости поступал вопреки совести и поэтому никакого следа моя жизнь не оставит. Это все равно, как если бы я вовсе не жил».

Не правда ли ребята страшно прийти к такому итогу? Очевидно, чтобы избежать этой печальной участи, надо учиться смотреть в глаза своей совести. А для этого — развить свою волю.

Порой человек склонен забывать о сегодняшнем дне, надеется по-настоящему интересно и счастливо жить, всесторонне использовать и развивать свои способности в далеком завтра. Если человек постоянно относит «на завтра» выполнение важных дел, растрачивает энергию на повседневную суету, то, в конце концов, человек начинает осознавать, что жил он не так и ничего хорошего в жизни не сделал.

Поэтому советует Николай Новиков:

Ничего не откладывай – жизнь коротка.

Ты наивно считаешь, что она как река,

А она как ручей,

После таянья льдов — протечет, не оставив следов.

Не откладывай — другу помочь поспеши,

Не обкрадывай душу – лишишься души,

Пусть в расчете с мерзавцем не дрогнет рука,-

Не откладывай – жизнь коротка.

Не успел, не сумел…

Ну, а вдруг — навсегда?

Оглянулся – в потоке другая вода,

Жизнь, считал ты наивно, продлится века,

Не откладывай – жизнь коротка.

Многие мыслители давали такой совет: « Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу. То счастье само вас отыщет. Только труд придает нашей жизни смысл, полное ощущение бытия, которое праздные люди никогда не испытывали в полной мере. Физическая и умственная праздность, лень порождают у человека тяжелую, гнетущую скуку, у него атрофируется воля. Труд – источник радости и вдохновения. Об этом ярко пишет дагестанская поэтесса Ф. Алиева в стихотворении «Разговор с сыном»:

Ты, сын мой, должен помнить:

От того ржавеет лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской – во много раз трудней;

И в дверь души и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут к ней…

Запомни три из них, по крайней мере:

Во-первых, — зависть.

Ты ее убей в зародыше.

И научись, по праву,

Без ревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе – злость.

Беги от чувства злого.

Сей доброту.

Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коль простил себя.

И третье – корень наших многих бед,

Убийца всех достоинств в человеке – безделье.

И позорнее – вовеки порока в людях не было, и нет.

И в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл…

Сегодня ваше будущее в ваших руках. Какие цели вы поставите в жизни, как решите строить ее, такой и будет ваша жизнь. Ваша задача – использовать существующее и накапливать новые ресурсы, которые помогут вам поверить в себя, найти место в жизни, заниматься тем, что приносит радость самому и другим. Дерзайте, ищите, пробуйте, ошибаясь снова пробуйте, и, самое главное, поверьте в себя, потому что тайна наших успехов заключается в ВЕРЕ В СВОИ СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ. Используйте весь свой потенциал, придайте своей жизни смысл.

Ребята хочется завершить нашу встречу такими словами:

Если вы считаете себя побежденным, — то сдадитесь,

Если вы полагаете, что не отважитесь, — вам не хватит смелости,

Если вы хотели бы побеждать, но вам не хватает веры в победу,-

Можете быть уверены, что победа не дастся вам в руки.

Если вы считаете, что проиграете,- вам конец.

Ибо весь мир показывает нам,

Что успех начинается с человеческого желания,-

Все зависит от психологической установки.

Если вы считаете себя худшим, — таким вам и быть.

Чтобы вознестись вверх, цельте высоко.

Вы должны доверять себе,-

И тогда вам удастся выиграть главный приз.

В жизненных борениях далеко не всегда

Побеждает самый сильный,

А тот, КТО ДУМАЕТ: «Я СМОГУ!»

Из книги Б. Ньюмена « Парите вместе с орлами»

ЛИТЕРАТУРА

  1. Водейко Р.И., Мазо Г.Е. Как управлять собой. – М., 1986

  2. Добротворский И. 1001 путь к успеху. — М., 2001

  3. Ньюмен Б. Принципы успеха. – М., 2001

  4. Рувинский, Хохлов. ВШ № 6. 1990

  5. Селевко Г.К. Реализуй себя. – М., 2001

  6. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М., 1987

«Умей владеть собой» практическое занятие

« Умей владеть собой»

Цель: актуализация опыта и знаний детей, относящихся к эмоциональной сфере.

Задачи:

  1. тренировка умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

  2. обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

  3. создание позитивного эмоционального фона в группе.

Оборудование: воздушные шарики, ручки, листочки бумаги, карточки с заданиями, мусорная корзина.

Предварительная  работа: Прочитать рассказ «Царь и его ястреб» в пересказе Джеймса Болдуина.

Душа человека-это неисчерпаемый мир, эмоциональные переживания сигнализируют нам о состоянии души — « душа поет», «душа болит», «душа плачет», и всю свою жизнь человек что-то чувствует и ощущает.

Мы с вами прочитали рассказ «Царь и его ястреб» как вы думаете ,что почувствовал Чингисхан когда ястреб не давал ему пить?……

Ребята, что такое гнев? — (ответы детей)

Гнев – это реакция на обиду, разочарование и страх. Люди по-разному ведут себя в гневе. Кому-то хочется накричать на своего обидчика, ударить его или что-то разбить. Другие предпочитают остаться в одиночестве и никого не видеть. Только немногие способны обратить свой гнев на пользу, большинство же людей не умеют справляться с гневом, и всё кончается обидами и ссорами.

— Давайте попробуем ответить на вопрос:

— из-за чего я злюсь? — (ответы детей)

Я злюсь, когда:

-кто-то врёт, выдавая за правду;

-мне обещают что-то сделать и не делают; —

-приходится кого-то долго ждать;

-меня обзывают;

-кто-то выдаёт мои секреты;

-мне не разрешают сделать того, что мне хочется.

Праведный гнев

Гнев может оказаться и полезным, если он даёт вам силы сделать что-то хорошее в сложной ситуации. Не всякие обстоятельства можно терпеть. Когда люди ведут себя безнравственно и несправедливо, кто-то должен иметь смелость выступить против этого.

Праведный гнев возникает, когда человек злиться из-за того, что кто-то дурно поступает.

— Ребята давайте смоделируем ситуации, достойные того, чтобы вызвать благородный гнев. Вот, например:

— сильный бьёт того кто слабее;

— человек бьёт ни в чём не повинную собаку.

Примеры детей

Как люди выражают свой гнев?

Держат всё в себе. Держать в себе и притворяться, будто вы вовсе не злитесь. Беда в том, что, пряча гнев, человек причиняет себе боль.

Гнев, как яд разъедает всё изнутри, и человеку становится физически плохо.

Каковы последствия скрываемого гнева:

Вы можете почувствовать физическую боль (головную боль, боль в спине, раздражение на коже).

Вам может стать грустно, одиноко.

Неприязнь, которую вы ощущаете к обидевшим вас людям, становится всё глубже и постепенно может полностью разрушить ваши отношения.

Говорят оскорбительные слова.

 Некоторые люди, испытывая сильное чувство гнева, начинают говорить то, что обидно для окружающих. Они не объясняют, что злятся, а просто дразнят и оскорбляют тех, против кого направлена их злость. Потом они часто говорят. Что пошутили, но на самом деле это не так. При этом те, кто становится объектом их оскорблений, не могут понять, что они сделали не так, обижаются и стараются не общаться с таким человеком.

Взрываются.

Некоторые люди, испытывая сильное чувство гнева, начинают кричать, швыряться вещами, причинять боль себе и другим людям. ( Думаю, многие узнали себя.)

Такие люди подобны воздушным шарам.

А, что делаете, вы, когда злитесь? (ответы детей)

упражнение «Рассерженные шарики» :

Надуваю шарик и завязываю его.Объясняю детям, что шарик может символизировать тело, а находящийся в нем воздух — чувства раздражения и гнева. Пишу на шаре «Гнев, Злость, Раздражение»

— Может ли сейчас воздух входить в шарик и выходить из него и что случается, когда эти чувства переполняют человека? Может ли человек оставаться спокойными мыслить трезво?

Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? почему? потому что может взорваться!

— если шарик — это человек, то взрывающиеся шарики могут означать какой-то агрессивный поступок. Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?

 Надуваю еще один шарик, не завязываю, крепко держу, не давая воздуху выходить. Шарик по-прежнему символизирует человека, а воздух внутри него — злость, гнев. Предлагаю детям слегка надуть свои шарики, затем выпустить из них немного воздуха и вновь крепко зажать.

— Взорвался ли шарик? Может ли такой способ выражения гнева считать более безопасным? Шарик цел?

Да, шарик остался целым и невредимым, он никого не испугал. Подобным же образом, когда мы выражаем гнев контролируемым способом, он никому не причиняет вреда

Предлагаю детям сдувать шарики, пока в них совсем не останется воздуха.

Говоря о том, что мы должны избегать возможных осложнений, и когда в нас накапливается злость, она может вырваться наружу и напугать кого-то.

Нам нужно учиться выражать эти чувства безопасно!

Остановитесь и подумайте. Если вы не ощущаете в себе способности справиться с гневом, остановитесь в тот момент, когда вы чувствуете ускорение пульса от гнева, и ничего не делайте, пока не дадите себе время подумать. Подождать немножко — это совсем не то же самое, что подавить в себе гнев. Подавление — это игнорирование проблемы, нужно же остановиться и подумать и лишь после этого взяться за решение проблемы.

Признайте, что вы в гневе. Не подавляйте чувство гнева, но и не раздувайте его. Это только усиливает напряжение. Уйдите от обидчика а если это нельзя сделать, представьте себя выходящим из помещения куда-нибудь в более спокойное место.

Проанализируйте свои эмоции. Спросите себя, что именно вызвало ваш гнев. Подумайте о намерениях обидчика, а может это вы, ненароком, сами вызвали у него гнев.

Выговоритесь. Не жалейте времени на то, чтобы выговориться. Говорите спокойно и тщательно подбирайте слова. Избегайте утверждений типа «ты разозлил(а) меня». Обвиняющие замечания такого типа заставляют другого человека занять оборонительную позицию, что делает разрешение конфликта еще более трудным. Старайтесь вежливо отреагировать своими эмоциями. Плох не сам гнев, а то, что люди не умеют его выражать.

Поговорите сами с собой. Иногда вы не можете сказать человеку, на которого злитесь, почему именно вы злитесь на него. Вы не можете обругать учительницу, которая накричала на вас в присутствии других. Напоминая себе, что она действительно не контролирует, что говорит, вы можете быстро успокоиться.

Способов много применять нужно то, что вам поможет.

Написать предавшему другу письмо.

Объяснится по телефону, но чтобы «не ехала крыша», заготовить шпаргалку, о чем нужно будет сказать.

Если злость не проходит позвать третьего, чтобы выслушать его мнение.

Разорви на кусочки! Нарисуйте или напишите то, что расстраивает вас, на листе бумаги. Затем разорвать лист на мелкие кусочки и «бросить гнев» прочь.

Выпустить пар. Ударить подушку или боксерскую грушу, бросить камень или мяч в стену. Можно успокоить свой нрав с помощью физических упражнений.

Я предлагаю вам потренироваться в этом:

Упражнение «Покажи без слов»

Каждый участник вытягивает листок и показывает способ, который поможет успокоиться.

1. Громко спеть песню.

2. Пометать дротики в мишень..

3. Попрыгать на скакалке.

4. Полить цветы.

5. Забить несколько гвоздей в бревно.

6. Помыть посуду.

7. Копать землю.

8. Пускать мыльные пузыри.

9. Побегать.

10. Рубить дрова.

11. Постирать белье.

12. Отжаться от пола.

. 13. Порвать ненужную бумагу.

14. Скомкать несколько листов бумаги и выбросить.

15. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать.

16. Передвинуть мебель в комнате.

. 17. Потанцевать.

. 18. Послушать музыку.

Мусорное ведро. Давайте напишем свое чувство, от которого хотели бы избавиться, на листке бумаги, а затем его свернём и положим в копилку. Как вы думаете нужно копить обиды и гнев? Конечно, нет, я предлагаю выбросить эту копилку в мусорное ведро. (Мусорное ведро, стоит посреди класса. Ведро выносят помойку .) В завершении предлагаю вам сыграть в такую игру: «Комплимент и  улыбка»

Все по очереди говорят комплимент своему соседу справа и дарят улыбку. Например « Женя, ты добрый человек» и т.д. Получивший комплимент говорит «спасибо» и говорит комплимент следующему человеку.

Итог:

— Ребята, все иногда злятся, и свой гнев можно выражать так, чтобы не было больно ни вам, ни другим людям. Как вы думаете, что испытал Чингисхан, когда понял, что он сделал?

Гнев — плохой советчик!

Статья по биологии (6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему: Умей владеть собой в любой ситуации

Умей владеть собой в любой ситуации.

Нервничать приходилось каждому. Согласитесь, что состояние не из приятных . Большинство психологов утверждают, что это естественно и является защитой организма от стрессовых перегрузок. Конечно, минутная раздражительность неприятна, но не страшна .  Когда такое состояние повторяется, когда после чувствуешь опустошенность, это уже тревожно.

Житейская мудрость, опыт старших поколений, наблюдения писателей о быте и манере поведения различных по социальному составу групп людей также помогают найти свой оптимальный вариант разрешения конфликта. Мне хотелось бы, чтобы читатель смог найти нужные для себя рекомендации.

   Вначале несколько наиболее типичных причин наших волнений: повышенная способность принимать близко к сердцу мелкие неудачи и волнения; трудность в общении с окружающими; неумение пользоваться мелкими радостями жизни; невозможность «отключиться от   мрачных мыслей; недоверие к друзьям; необоснованная  неприязнь по отношению к некоторым людям. Список «болевых» проблем можно продолжить. Попробуйте воспользоваться моими советами — они мне очень помогают. Например:

*Стараюсь не быть наедине со своими неприятностями. Хорошо, если есть кому «поплакаться в жилетку»

Выберите для этого человека рассудительного, уравновешенного. Им может быть муж или жена, отец или мать, коллега по работе, ваш сосед.

В большинстве случаев это поможет, а иногда даже позволит посмотреть на «больной» вопрос совсем другими глазами.

*Отвлекаюсь на время от своих забот. Стараюсь ненадолго сбросить гнёт неприятностей. Кино, хорошая книга, прогулка, встреча с друзьями помогают мне это сделать.

* Стараюсь не впадать в гнев (начинаю считать в уме).

По собственному опыту знаю: после каждой вспышки гнева наступает чувство недовольства собой.

Нисколько не стало лучше, а напротив, как будто ещё хуже. Так что постарайтесь отложить разрешение конфликта до того момента, когда приступ гнева уже пройдёт. Хорошо отвлечься от него с помощью   физической работы.

*Нужно научиться уступать.

Упрямо настаивая на своём, мы часто  бываем  похожи на капризных детей или «упёртых баранов».

Сохраняйте свою точку зрения, но делайте это спокойно – и вы можете ошибаться, и ничего не случится, если вы иногда и уступите. С этого  момента напряжение разрядиться, и станет яснее выход из создавшейся ситуации.

*Сделайте что – то хорошее для других.

Прекратить  на время «пережёвывать» свои неприятности. Попробуйте   помочь подруге, детям, внукам, бабушке или дедушке, и вы  увидите: собственные неудачи, заботы поблекнуть. Значит вы кому – то понадобились. Такой поступок поднимет вас в собственных глазах.

*Всё по порядку! Людям нервным почти каждое обычное дело представляется таким сложным, что они не знают, с какой стороны за него взяться. А ведь самое сложное дело состоит из целого ряда простых маленьких дел. Поэтому начинайте свою работу обязательно с самого важного, не думая пока о менее значительных  делах.  А когда до них дойдёт очередь, они окажутся легче, чем представлялось раньше.

*Нельзя быть совершенством во всём

Некоторые люди живут в  вечном страхе, что они хуже других. Их условия удовлетворить наивысшим требованиям,  ведут часто к болезненным поражениям. Тем  временем таланты каждого из нас ограниченны.  Старайтесь, прежде всего,  отлично выполнить главную свою работу и то, к чему вы действительно имеете призвание.

*Всех не перегонишь

Некоторые раздражительные люди ведут себя так, словно участвуют в непрерывном соревновании по бегу. Во всех они видят или конкурентов, или противников. Но тот, кто постоянно «гонится» за кем – то, рискует в конце концов споткнуться. Соперничество – вещь неплохая, если оно не становится манией преследования. Дайте и другим выдвинуться! И не делайте трагедии из того, что очутились не на том месте, на котором хотелось бы быть.

*Под лежачий камень вода не течёт

— гласит народная мудрость. Нужно самому подходить к людям, к данной обстановке, так как каждая инициатива даёт какой – то результат, нужно только на неё решиться. Но нередко многие всю жизнь культивируют в себе горькое убеждение в том, что их недооценили, отодвинули в тень и т.д. А ведь часто это они сами забираются в свою скорлупу. Так что смелее действуйте в любой ситуации.

 

Тренинг для старшеклассников «Умей владеть собой»

Алимбетовская средняя школа-детский сад

Тренинг для старшеклассников

«Умей владеть собой»

Психолог Старченко А.Ю.

Тренинг: «Умей владеть собой»

Цель:  развитие  коммуникативных  навыков.

           Задачи:

                  — рассмотреть значение понятия «общение»;

             — научиться устанавливать контакты с другими людьми;

             — получить навык эффективной самопрезентации;

             — потренироваться давать и получать обратную связь.

      Категория участников: обучающиеся 10 класса ОУ.

Продолжительность тренинга: совмещенная пара уроков (1,5 часа).

Ход тренинга.

Психолог: Здравствуйте, ребята!  Вы вместе уже более десяти лет. За это время вы многое узнали друг о друге. Вам легко общаться?  Не всегда!  А совсем скоро каждый из вас попадёт в совершенно незнакомое окружение. Это будет студенческая группа, соседи в общежитии или рабочий коллектив. Тому как научиться успешно общаться с другими людьми и  будет посвящено наше занятие.  Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила поведения в тренинге:

  1. Активное участие в работе группы.

  2. Общение по принципу «здесь и сейчас»

  3. Высказывание своих мнений и чувств по поводу происходящего в группе, а не оценивание по принципу «хорошо-плохо» или «правильно-неправильно»

  4. Конфиденциальность. Всё, что происходит на тренинге, не выносится за пределы группы.

Упражнение 1. «Представление имени»

Время:  10 минут

Цель:  создать благоприятную обстановку в группе.

Группа встает в круг.

Инструкция:  каждый участник поочередно выходит в центр круга и называет своё имя, сопровождая его каким-либо жестом или позой. Выбор жеста или позы произволен – по желанию участника. Главное в том, чтобы через это движение был передан образ представляющегося человека.

Затем идет групповое обсуждение.

Упражнение 2. «Мы картина»

Время:  15 минут

Цель:  создать эмоциональное единство группы.

Инструкция: Группе предлагается создать «картину» из самих себя. Каждый участник решает, кем он будет на этой «картине». Он выходит, и, называя себя, занимает место, затем следующий участник должен дополнить сюжет «картины», выбрав себе роль и т. д., пока «картина» не будет закончена.

Психолог: Когда вы работаете в группе, очень важно уметь слушать друг друга и чувствовать друг друга. Этому учит данное упражнение.

Так как наш тренинг это тренинг общения, то давайте выясним, что же для каждого из вас  означает слово «общение».

 Высказывание участников  фиксируются  на доске.

Психолог: А теперь посмотрите, как  понятие «общение» трактуется  в психологии:

Общение – это процесс, имеющий три составляющие: перцептивную (восприятие человека человеком), коммуникативную (передачу  и обмен информацией) и интерактивную (взаимодействие, взаимовлияние).

 Давайте попробуем проиграть каждую из сторон процесса общения.

Упражнение 4. «Волшебный стул»

Время:  10 минут

Цель:  развитие наблюдательности в общении, способности позитивно принимать мнение о себе со стороны других людей.

Инструкция: Один из ребят по желанию садится на «волшебный стул» в центре класса. Так как стул волшебный, человек «превращается» в растение, время года, музыкальный инструмент. Каждый участник, глядя на сидящего на «волшебном стуле», называет с каким растением, временем года, музыкальным инструментом он его ассоциирует.

Участники обсуждают впечатления. Легко или трудно было подбирать ассоциации? В чем были трудности восприятия человека?

Психолог: Итак. В первые минуты общения мы воспринимаем друг друга, обращаем внимание на внешность человека, его  выражение лица, позу, жесты. Мы ещё ни слова не сказали друг другу, а так называемое, первое впечатление, уже сложилось! Обмен информацией может проходить при помощи слов, вербально, так и без них.  Большую часть информации в процессе общения мы получаем именно невербально.

Упражнение 5. «Инсценировка песни»

Время:  15 минут

Цель:  развитие навыков невербального общения, умения  устанавливать контакты с другими людьми.

Инструкция: группа делится на две команды, и каждая получает задание подготовить и затем показать инсценировку какой-либо известной песни. Инсценировка происходит без слов. Участники должны угадать эту песню.

Психолог: Кому удалось донести смысл песни? За счет чего? Какие трудности были при передаче и расшифровке информации? Замечаем ли мы сигналы жестов, мимики? Насколько часто в жизни мы пользуемся этими каналами передачи информации?

Упражнение на расслабление.

Психолог: Мы немного устали, давайте расслабимся и представим, что наш класс наполняется фиолетовым цветом, нам прохладно и неуютно, но чтобы стать ближе давайте пожмём друг другу руки. Теперь почувствуйте прохладу моря, класс наполняется голубым цветом, давайте прикоснёмся друг к другу плечом, нам станет теплее. А теперь мы на зелёной лужайке, улыбнитесь друг другу. Сколько красивых жёлтых цветов вокруг, солнышко согревает нас, пожелаем удачи друг другу и процветания! И стало совсем тепло от наших улыбок и сотрудничества, красный цвет радости, давайте похлопаем друг другу!

Психолог:  Продолжаем нашу работу.

Упражнение «Последний билет»

Время:  20  минут

Цель:  отработка навыков просьбы и отказа в общении, эффективной самопрезентации.

Инструкция: Для этого упражнения по желанию выбирается подгруппа из 6-7 участников. Они будут играть роль очереди в кассу автовокзала. Остальные ребята станут зрителями. Выбирается также 1 участник на роль кассира. Задача каждого человека убедить кассира продать именно ему единственный оставшийся билет. Можно использовать любые средства и приемы общения. Задача кассира, выслушав просьбу, отказать любым способом.

В конечном счете, кассир всё же отдает последний билет одному из участников.

Психолог: Почему билет достался именно этому человеку? Кто не согласен с решением кассира?

Известно, что люди, вступая в отношения с другими людьми, занимают определенную позицию. Английский  психолог Эрик Берн определил 4 позиции по отношению к себе и к другим:

  1. Я — хороший, ты — хороший. (Человек не ругает себя, не зацикливается, оптимист, творческая личность,  в ладу с самим собой и с окружающими.)

  2. Я — хороший, ты — плохой. (Человек смотрит на других сверху вниз.  Самооценка завышена, способности других  им явно занижаются)

  3. Я — плохой, ты — хороший.  (Человек себя считает менее удачливым, менее способным;  заниженная самооценка.)

  4. Я — плохой, ты – плохой. (Человек думает, что всё плохо, полный пессимист.)

Узнал ли кто-нибудь из вас, какую позицию по отношению к нашему кассиру занимал победитель? В общении с окружающими мы должны стремиться к взаимодействию на равных, «я-хороший и ты-хороший»!

Упражнение «Ладошка»

Время:  10  минут

Цель:  получение обратной связи, рефлексия.

Инструкция: участникам на листах бумаги предлагается нарисовать свою ладонь. На каждом пальце им необходимо дописать незаконченное предложение:

 большой палец — «Мне понравилось…»  

указательный – «Я узнал…»

средний – «Меня удивило…»

безымянный – «Я понял…»

мизинец – «Я почувствовал…»

Завершение тренинга: Все участники встают в круг, руки кладут друг другу на плечи и по очереди говорят соседу справа пожелание на букву его имени. Затем все участники  хором кричат «Спасибо!» и аплодируют.