Урарту древнее государство: УРАРТУ • Большая российская энциклопедия

УРАРТУ • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. Ю. Шелестин

УРА́РТУ (ас­сир.; урарт­ское – Би­ай­ни­ли, биб­лей­ское – Ара­рат), древ­нее го­су­дар­ст­во на тер­ри­то­рии Ар­мян­ско­го на­го­рья (со­вре­мен­ных Ар­ме­нии, Ира­на и Тур­ции). Осн. на­се­ле­ние – урар­ты, обо­со­бив­шие­ся от хур­рит­ских пле­мён в сер. 3-го тыс. до н. э. С нач. 13 в. урарт­ский во­ен.-по­ли­тич. со­юз Уру­ат­ри был объ­ек­том экс­пан­сии Ас­си­рии. В 10–9 вв. на ос­но­ве его и др. объ­е­ди­не­ний (сре­ди ко­то­рых боль­шое зна­че­ние имел Наи­ри) воз­ник­ло ран­не­го­су­дарств. об­ра­зо­ва­ние У. В ис­то­рии У. вы­де­ля­ют 3 пе­рио­да (хо­тя раз­ли­чия ме­ж­ду пер­вы­ми дву­мя не­ве­ли­ки).

В ран­не­урарт­ский пе­ри­од (при­мер­но до 810) при пра­ви­те­ле Сар­ду­ри I (во 2-й пол. 9 в.) сто­ли­цей У. ста­ла Туш­па. Бы­ла вве­де­на кли­но­пись, над­пи­си на ко­то­рой со­став­ля­лись при Сар­ду­ри I на ак­кад­ском яз., а на­чи­ная с его сы­на Иш­пуи­ни (ок. 825/820–810) – и на урарт­ском яз. Иш­пуи­ни вме­сте со сво­им сыном Ме­нуа в хо­де по­хо­дов в рай­он оз. Ур­мия по­ко­рил цар­ст­во Му­ца­цир в до­ли­не р. Боль­шой Заб и сде­лал его бо­га Хал­ди гла­вой урарт­ско­го пан­те­о­на.

В сред­не­урарт­ский пе­ри­од (ок. 810–680) пра­ви­тель Ме­нуа (ок. 810–785/780) ак­ти­ви­зи­ро­вал строи­тель­ст­во, уп­ро­чил кон­троль над с.-х. до­ли­на­ми и тор­го­вы­ми пу­тя­ми из Ана­то­лии и Сре­ди­зем­номо­рья в Ме­со­по­та­мию и Ср. Азию, под­чи­нил до­ли­ну р. Аракс. При Ар­гиш­ти I (ок. 785/780–760) обо­ст­ри­лась борь­ба с Ас­си­ри­ей за Сев. Ме­со­по­та­мию, с Ман­ней­ским цар­ст­вом за бас­сейн оз. Ур­мия, на­ча­лось ос­вое­ние Ара­рат­ской до­ли­ны, бы­ли ос­но­ва­ны кре­по­сти Эре­бу­ни (на хол­ме Арин-берд, пред­ше­ст­вен­ник совр. г. Ере­ван) и Ар­гиш­ти­хи­ни­ли (пред­ше­ст­вен­ник арм. г. Ар­мавир). Сар­ду­ри II (ок. 760–735/730) сфор­ми­ро­вал ан­ти­ас­си­рий­скую коа­ли­цию в Сев. Си­рии, ко­то­рая бы­ла раз­гром­ле­на Тиг­лат­па­ла­са­ром III в 743–735. Ряд тер­ри­то­рий от­ло­жи­лись от У. , на­ча­лись вос­ста­ния на пе­ри­фе­рии. Ру­са I (ок. 735/730–714) со­сре­до­то­чил­ся на ук­ре­п­ле­нии сев. гра­ниц, ус­пеш­но от­ра­зив ата­ку ким­ме­рий­цев, на ас­сир. на­прав­ле­нии ус­та­но­вил кон­троль над Му­ца­ци­ром. Во внутр. по­ли­ти­ке Ру­са I осла­бил власть на­чаль­ни­ков об­лас­тей, соз­дал мощ­ный хо­зяйств. ком­плекс к се­ве­ру от оз. Ур­мия. В 714 урарт­ская ар­мия бы­ла раз­гром­ле­на ас­сир. ца­рём Сар­го­ном II, со­вер­шив­шим круп­ный по­ход про­тив Му­ца­ци­ра и У. Ру­са I по­кон­чил жизнь са­мо­убий­ст­вом, его пре­ем­ник Ар­гиш­ти II (ок. 714–685) про­дол­жил ан­ти­ас­си­рий­скую по­ли­ти­ку, всту­пая в сою­зы с сир. про­тив­ни­ка­ми Ас­си­рии и раз­ви­вая экс­пан­сию в сто­ро­ну Кас­пий­ско­го мо­ря. Дан­ный пе­ри­од ис­то­рии У. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся рас­цве­том об­шир­ных цар­ских хо­зяйств, ис­поль­зо­вав­ших труд гос. ра­бов. Боль­шин­ст­во на­се­ле­ния со­став­ля­ли сво­бод­ные об­щин­ни­ки (до 1,5 млн. чел.). Ко­рен­ная тер­ри­то­рия У. бы­ла ок­ру­же­на по­лу­за­ви­си­мы­ми по­ли­тия­ми, что обес­пе­чи­ва­ло гиб­кость по­ли­тич. струк­ту­ры и не­воз­мож­ность её унич­то­же­ния в хо­де еди­нич­но­го втор­же­ния.

В позд­не­урарт­ский пе­ри­од (при­мер­но по­сле 685) сын Ар­гиш­ти II – Ру­са II (ок. 685–653) – раз­вер­нул по всей тер­ри­то­рии У. строи­тель­ст­во го­ро­дов-кре­по­стей (Тей­ше­баи­ни, Ру­са­хи­ни­ли, Ру­саи­па­та­ри и др.) и хра­мов (Ру­са­хи­ни­ли), про­вёл ре­фор­му адм. ап­па­ра­та и ввёл ряд но­вых бо­гов в ура­рт­ский пан­те­он. Про­дол­жа­лись вой­ны с Ас­си­ри­ей и её со­юз­ни­ка­ми, со­вер­ша­лись по­хо­ды в Ма­лую Азию. К 650 рост бю­ро­кра­тич. ап­па­ра­та, на­ря­ду с уга­са­ни­ем внеш­не­по­ли­тич. экс­пан­сии и внутр. меж­до­усо­би­ца­ми, при­вёл У. к кри­зи­су. В хо­де меж­до­усоб­ной вой­ны к вла­сти при­шёл Ру­са III (ок. 653–643), при­знав­ший гос­под­ство Ас­си­рии и введ­ший ас­сир. бо­га Аш­шу­ра в урарт­ский пан­те­он. О по­след­них урарт­ских ца­рях (Сар­ду­ри III, Ру­са IV, Сар­ду­ри IV) из­вест­но не­мно­гое, су­ще­ст­во­ва­ние не­ко­то­рых из них как са­мо­сто­ят. пра­ви­те­лей ос­па­ри­ва­ет­ся; стра­на пе­ре­жи­ва­ла упа­док. Мн. го­ро­да У. раз­ру­ше­ны во 2-й пол. 7 в. в ре­зуль­та­те меж­до­усобных войн, втор­же­ний ски­фов и ми­дий­цев. Тер­ри­то­рия У. бы­ла за­хва­че­на Ми­ди­ей не позд­нее 590, хо­тя не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что ос­тат­ки урарт­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти про­су­ще­ст­во­ва­ли до за­вое­ва­ния перс. ца­рём Ки­ром II в 547. По­след­ние упо­ми­на­ния У. как ак­кад­ско­го обо­зна­че­ния сат­ра­пии Ар­ми­на в со­ста­ве Ахе­ме­ни­дов го­су­дар­ст­ва от­но­сят­ся к нач. 4 в. до н. э.

УРАРТУ | Энциклопедия Кругосвет

УРАРТУ – могущественное рабовладельческое государство Древнего мира в IX–VI вв. до н.э. Располагалось на территории Армянского нагорья, в районе озер Ван (совр. Турция), Урмия (северо-запад Ирана), Гокча (Севан), включая бассейн реки Аракс и вплоть до реки Куры на севере.

Армянское нагорье населяли племена урартов и наири, лингвистически близкие к хурритам, жителям древнего государство Митанни на территории северной Месопотамии (середина 2-го тыс. до н.э.).

Первые ассирийские упоминания об Урарту относятся к Х в. до н.э. К середине IX в. до н.э. начинает складываться государство Урарту. Древние надписи в Тушпе (современный Ван), столице Урарту, упоминают о царе урартов Сардури I.

Ок. 832 до н.э. вновь встречаются упоминания о набегах ассирийцев на Урарту. Вероятно, ассирийцы хотели взять под свой контроль торговые пути, по которым Месопотамия снабжалась железом из юго-восточной Малой Азии (современная Турция). Впрочем, ассирийские походы 856 и 832 до н.э. против Урарту не были удачными. Поэтому ассирийский царь Салманасар III в 829 до н.э. вновь вторгается в район озера Урмия для подавления урартов, стремящихся к независимости. По всей вероятности, ассирийцы были в очередной раз отброшены, и Сардури I объявил себя «царем великим, царем сильным, царем множеств, царем Наири», бросив тем самым вызов могущественной Ассирии за господство в Передней Азии. См. также Салманасар III. Эти ассирийские походы против Урарту изображены на барельефах храмовых ворот в ассирийском городе Имгур-Эллиль (совр. Балават на севере Ирака).

Ослабив некогда могущественную Ассирийскую державу к концу IX – началу VIII вв., государство Урарту вступает в период своего расцвета. С этого времени начинается экспансия урартийских царей Ишпуини и Менуа. Утвердившись на территориях вокруг озер Ван и Урмия, урарты совершили ряд удачных походов на страну Диаухи (территория современной восточной Турции в районе Карса и Эрзерума) и Южное Закавказье (современная Армения и часть южной Грузии). В араратской долине была построена крепость Менуахинили как форпост для предстоящей экспансии урартов вглубь Закавказья.

Преемник Менуа – его сын Аргишти I – продолжил завоевательную политику своего отца. Он основал хорошо укрепленные крепости Эребуни (окраина Еревана) и Аргиштихинили (впоследствии Армавир) на левом берегу Аракса. Аргишти I разгромил страну Диаухи и вплотную приблизился к «стране Кулха» (Колхида). Походы Аргишти I сопровождались захватом большого количества рабов и скота. Об этих событиях нам повествует т. н. «Хорхорская летопись», высеченная на отвесных склонах Ванской скалы в Тушпе.

В 764–735 до н.э. на урартийском престоле воцаряется Сардури II, сын Аргишти I. Передовая армия урартов, созданная по образцу ассирийской (большие круглые щиты, остроконечные шлемы из бронзы, защитные пластинчатые доспехи и.д.), совершила ряд успешных походов в северное Закавказье, Ману (страна манеев на территории современного Южного Азербайджана в Иране) и Кумаху (Коммагену – турецкий анклав Курдистана). Сардури II заключил ряд союзов с сирийцами и стал угрожать Ассирийской державе с запада.

Неизбежная схватка между Урарту и Ассирией началась после восшествия на ассирийский престол Тиглатпаласара III, положившего конец междоусобным войнам и смутам внутри самой Ассирийской державы. Ок. 740 до н.э. Тиглатпаласар III направил свое войско в Кумаху, и в битве при Киштане и Халпе нанес серьезное поражение объединенной союзной армии урартов и сирийцев. Сардури II был вынужден отступить за Евфрат. Ассирийцы вытеснили урартов из Северной Месопотамии и Северной Сирии. По всей вероятности, Тиглатпаласар III ок. 735 до н.э. осадил урартийскую столицу Тушпу, но захватить цитадель на Ванской скале ассирийцы не смогли.

После смерти Сардури II (30-е годы VIII в. до н.э.) в Урарту воцарился Руса I, который провел ряд реформ для укрепления центральной власти и воздвиг новые крепости (на берегу Севанского озера и др.).

В это время в Урарту вторгаются кочевые племена киммерийцев из Закавказья. Руса I ценой огромных потерь смог противостоять опустошительным набегам киммерийцев и успешно вывести Урарту из этого кризиса.

После этого столкновение с Ассирией вновь становится неизбежным. Ок. 715 до н.э. ассирийский правитель Саргон II выдвинулся к озеру Урмия. В генеральном сражении при Уауш (близ оз. Урмия) ассирийцы наголову разбили войско Руса I и его союзников. Царь Урарту бежал в Тушпу, где покончил жизнь самоубийством. После этого ассирийцы жестоко разграбили и опустошили Урарту.

В начале VII в. до н.э. урартийский царь Руса II попытался восстановить относительное могущество Урарту. Им были построены ряд крепостей (в т.ч. Тейшебаини в Араратской долине). В союзе с киммерийскими племенами Руса II совершил ряд походов во Фригию. Между Урарту и Ассирией в целом сохранялись мирные отношения.

Во второй половине VII до. н.э. у северных закавказских границ Урарту появляются племена скифов, разгромившие и поглотившие киммерийцев. Над некогда могущественным государством Урарту нависла смертельная опасность вторжения скифов. Ок 630 до н.э. царь Урарту Сардури III обращается за помощью к ассирийскому царю Ашшурбанапалу (см. АШШУРБАНАПАЛ) за помощью, называя себя уже не «братом» как ранее, а «сыном», признав тем самым главенство Ассирии. Однако вскоре Ассирия была сама разгромлена возвысившимся Мидийским царством, существовавшим в северо-западных областях Иранского нагорья. После падения Ассирийской державы, ок. 609 до н.э. мидийские войска вторглись в Урарту и заняли Тушпу. К 590 до н.э. государство Урарту, очевидно, полностью утратило свою независимость.

Урарту было скорее государственным объединением различных этнических племен и народов. Геродот в V в. до н.э. рассказывает о четырех основных этнических группах населения Урарту – алародиев (собственно урартов), армениев (армян), матиенов (родственных хурритам) и саспейров (соответствующих картвельским племенам). Несомненно, государство Урарту сыграло огромную роль в формировании и становлении народов Армянского нагорья и Закавказья. Можно предположить, что конец истории Урарту является началом истории армянского и картвельского (восточно-грузинского) народов.

См. также ВАВИЛОН И АССИРИЯ.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

Пройти тест

Цивилизация Урарту — Энциклопедия всемирной истории

Урарту, также известная как Королевство Урарту или Королевство Ван, была цивилизацией, которая развивалась в бронзовом и железном веках древней Армении, восточной Турции и северо-западного Ирана с 9 века до нашей эры. . Контролируя территории с помощью военной мощи и строительства крепостей, королевство могло похвастаться оживленным производством искусства, особенно работы с металлом. Просуществовавшее всего два столетия, королевство таинственным образом исчезло в VI веке до н.й век н.э.

История Урарту остается фрагментарной из-за отсутствия подробных письменных источников и чрезмерной зависимости от потенциально предвзятых источников из современных враждебных государств, таких как Ассирия. Тем не менее, сохранившиеся надписи, архитектура и артефакты вместе с продолжающимися археологическими исследованиями помогли воссоздать достаточно подробную историю, чтобы указать на несомненную важность одной из самых влиятельных древних культур региона.

Удалить рекламу

Реклама

Имена

«Урарту» происходит от urashtu , ассирийского слова, обозначающего царство, и означает «высокое место», возможно, имея в виду либо горный район, либо обычную культурную практику строительства укреплений на скальных мысах. Для вавилонян они были uruatri, , а для евреев царство было известно как A rarat . Урарты называли себя Биайна и свое государство Биайнили (или Земля Наири ).

К 7 веку до н.э. Урарту контролировали территорию, простиравшуюся от Каспийского моря до Верхнего Евфрата.

Процветание

Урарту возник из конфедерации царств, которая развивалась с 14 или 13 века до нашей эры. Узнаваемое и независимое государство, известное как Урарту, возникло в 9 веке до нашей эры и объединило эти более мелкие царства, вероятно, в ответ на внешнюю угрозу со стороны Ассирии. Культура процветала благодаря поселению на обширном плодородном плато, хорошо снабжаемом реками. Посевы включали пшеницу, ячмень, просо, рожь, кунжут и лен. Виноградарство также имело важное значение, виноделие в регионе, возможно, было самым ранним в мире (хотя есть и другие кандидаты). Остатки фруктов, найденные на стоянках Урарту, включают сливы, яблоки, вишню, айву и гранаты.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Животноводство процветало благодаря отличным горным пастбищам, разводились овцы, козы, крупный рогатый скот и лошади. Месторождения полезных ископаемых в этом районе включали золото, серебро, медь, свинец, железо и олово. Расположение на торговых путях между древним Средиземноморьем и культурами Азии и Анатолии было еще одним источником процветания. Хотя с севера и юга город был защищен горами, защита от нападавших с востока и запада, стремящихся извлечь выгоду из богатств региона, была постоянно необходима.

Урарту

Артаксиад (CC BY-SA)

Правительство и территория

Правительство Урарту функционировало вокруг централизованной монархии с узким кругом советников и гораздо большей группой гражданских администраторов, которые контролировали храмы и такие строительные проекты, как крепости, дороги и каналы. Столица крепости Тушпа была построена на известняковом мысе на восточном берегу озера Ван в высокогорье. Позже Тушпа будет называться Ван, и, возможно, на пике его населения проживало до 50 000 человек. В столице также был царский некрополь, состоящий из палат, вырубленных в горе, на которой был построен город. Другие сохранившиеся останки включают святилище под открытым небом с гладкими стенами и множеством надписей, высеченных в скале. Региональные губернаторы представляли короля в провинциях, вершили правосудие и собирали натуральные налоги, которые направлялись обратно в столицу.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Первым известным монархом королевства был Араме, правивший ок. 860-840 гг. до н.э. Ассирийские источники упоминают, что королевство впервые приобрело известность с ок. 830 г. до н.э. при царе Сардури I (835-825 гг. до н.э.), чьи потомки будут править в течение следующих двух столетий. В 776 г. до н.э. Аргишти I (ок. 785-760 гг. до н.э.) основал новый город Аргиштихинили на Араратской равнине, который позже стал вторым городом царства и был переименован в Армавир. Затем с. В 685 г. до н.э. царь Руса II (ок. 685-645 гг. до н.э.) основал важный северный город Тейшебаини (современный Ереван), также на Араратской равнине. Другими важными центрами Урарту были Бастам, Кармир Блур, Адильцеваз и Аянис.

Государство контролировало большие площади сельскохозяйственного производства благодаря ежегодным походам своей армии и сети крепостей.

Государство контролировало большие площади сельскохозяйственного производства благодаря ежегодным походам своей армии и сети крепостей. Политика правителей по отношению к более слабым соседним племенам иногда сводилась к конфедерации и сбору дани в виде товаров и рабов, а не к завоеваниям. Однако есть известные случаи захвата рабов, такие как кампании Аргишти I против хатти и дсопков в 780-х годах до нашей эры, когда он, как говорят, захватил 320 000 рабов. Таким образом, к 7 веку до н.э. Урарту контролировал территорию, которая простиралась от Каспийского моря до Верхнего Евфрата (с востока на запад) и Кавказских гор на севере до хребта Тавр на юге.

Однако точный территориальный охват не согласован учеными.

Удалить рекламу

Реклама

Война

Похоже, что все цари Урарту вели свои армии в бой. Оружие, как указывали посвященные в храмах, включало железные и бронзовые мечи, копья и дротики, а также луки. Использовались тяжелые щиты с большими центральными выступами, украшенными изображениями мифических существ, быков и львов. Есть также свидетельства наличия шлемов и доспехов из металлической чешуи, которые, по крайней мере, носила элита. Главным противником была Неоассирийская империя, хотя есть и свидетельства торговых отношений между двумя государствами. Учитывая использование колесниц ассирийцами, было бы разумно предположить, что их противник также использовал их, особенно учитывая известность урартов как коневодов. Урарту действительно одержал некоторые победы в середине 8 века до н.э., но ассирийский правитель Тиглатпаласар III (годы правления 745-727 до н.э.) был более агрессивен, чем его предшественники, и осадил Тушпу.

Еще один значительный конфликт между двумя государствами произошел во время кампании Саргона II (722-705 гг. до н.э.) в 714 г. до н.э. Другими врагами Урарту были киммерийцы, скифы и, наконец, мидяне.

Религия

Подношения еды, оружия и драгоценностей, возлияния вина и жертвоприношения животных совершались богам в специально отведенных для ритуалов местах на открытом воздухе и в ложных дверных проемах, вырубленных в скалах, которые были известны как «Врата богам». Пантеон религии Урарту содержит смесь уникальных и хурритских богов, таких как бог бурь и грома Тейшеба из хурритского Тешуба. В середине 9 века до нашей эры царь Ишпуини возвысил Халди (Халди) до главы богов, божества иностранного происхождения, хотя его роль и функции неясны, кроме того, что он был связан с войной. Халди часто изображают как человека, стоящего на быке или льве, что символизирует его силу.

Барельеф Халди

Джеймс Блейк Винер (CC BY-NC-SA)

Халди, в частности, построил в его честь храмы с характерными квадратными башнями с усиленными углами. Этот бог был настолько важен, что урартийцев иногда называли халдианами или «детьми Халди». Правящий король был известен как «слуга Халди», и все войны велись от его имени.

Удалить рекламу

Реклама

Другим важным божеством был Шивани, бог Солнца, который, учитывая его изображение с крылатым солнечным диском, вероятно, был вдохновлен египетским богом той же ассоциации, Ра. Супруга Халди, Арубани, была самой важной богиней-женщиной; Сиеларди была богиней луны, а Сарди — богиней звезд. Искусство Урарту включает в себя символ Древа Жизни, общий для месопотамских культур, и обычно изображается с фигурой, стоящей по обе стороны и делающей подношения.

Архитектура

Урарты были новаторскими и амбициозными архитекторами. Важные строительные проекты включают 80-километровый выложенный камнем канал, по которому в столицу поступала пресная вода из гор Артос. Строение было построено королем Менуа (ок. 810-785 гг. до н.э.

) и позволило разрастись виноградникам и фруктовым садам, в результате чего Тушпа приобрела репутацию города-сада.

Несмотря на то, что до наших дней сохранилось несколько построек, пример урартского храма можно увидеть на рельефе во дворце ассирийского царя Саргона. На рельефе изображен храм Халди в Ардини до того, как он был разграблен ассирийцами в 714 г. до н.э. Здание имеет шестиколонный портик (фасад с шестью колоннами) и треугольный фронтон, с наружных стен свисают щиты, а по обе стороны от входа стоят большие урны.

Удалить рекламу

Реклама

Хотя от урартских укреплений мало что осталось, одна из самых значительных и лучше всего сохранившихся крепостей находится в Эребуни, недалеко от сегодняшней столицы Армении Еревана. Построенные во время правления царя Аргишти I впечатляющие участки крепостных стен сохранились и сегодня. Типичными чертами урартских укреплений являются массивные стены, опирающиеся на каменные фундаменты из крупных квадратных блоков и укрепленные башнями.

На ассирийских рельефах укреплений Урарту эти башни зубчатые и имеют окна. Их сохранение с древних времен является свидетельством строительных навыков урартов, особенно если учесть, что этот регион подвержен частым и сильным землетрясениям.

Секция стен, крепость Эребуни

Джеймс Блейк Винер (CC BY-NC-SA)

Дворцовые постройки состоят из нескольких камер и больших залов, первые обычно имеют крышу, поддерживаемую расположенной в центре деревянной колонной, а вторые — несколькими рядами колонн. Другими особенностями являются открытые дворы и кладовые, где в пол были утоплены большие глиняные кувшины для хранения продуктов питания, вина и пива. Более крупные экземпляры этих затонувших фляг имеют вместимость около 750 литров (200 галлонов) каждая. К сооружениям, расположенным вдали от жилых домов, вероятно, из-за пожароопасности, относятся гончарные и плавильные печи.

Внутренние стены могли нести фрески, а иногда в них также были вырезаны полости, в которые помещались декоративные бронзовые бляшки.

Используемые материалы включают большие «циклопические» блоки, сложенные вместе без раствора, обработанные каменные блоки и сырцовые кирпичи. Кровля делалась по деревянным балкам или бочкообразным сводам из сырцового кирпича. Полы в более престижных зданиях были каменными, а сохранившиеся примеры имели либо большие базальтовые плиты, либо даже полихромную мозаику из крупного камня с геометрическим орнаментом. Внутренние стены могли быть украшены фресками, а иногда в них также были прорезаны полости, в которые помещались декоративные бронзовые бляшки или резные каменные плиты красного, белого или черного цвета. Двери были сделаны из толстых деревянных досок и запирались на откидную бронзовую защелку.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Богатство и процветание Урарту подтверждается многочисленными сохранившимися свидетельствами его материальной культуры, особенно гончарными изделиями, предметами, используемыми в качестве религиозных посвящений, и примерами обработки бронзы. Крупные каменные скульптуры не сохранились, кроме фрагментов. Раскопки выявили как общественные, так и частные здания в урартских городах с внутренней настенной росписью. Сохранившиеся фрагменты, написанные на гипсе, изображают сцены с животными, мифическими существами, процессии богов и сцены из повседневной жизни, такие как сельское хозяйство и охота. Фон обычно белый, контуры нарисованы черным, а синий и красный цвета являются наиболее часто используемыми цветами.

Фрагмент фрески с урартской лошадью

Джеймс Блейк Винер (CC BY-NC-SA)

Металлообработка в регионе имеет долгую историю, восходящую к 10 веку до н.э. Ремесленники царства Урарту производили такие товары, как украшения, конские удила, шлемы, пряжки и канделябры из бронзы и меди. В большом количестве производились большие бронзовые котлы с головами животных или людей по краю. Изделия из металла отливали, чеканили, инкрустировали золотом или травили орнаментом. Искусство Урарту лучше всего видно в бронзовых скульптурах, выполненных по кругу, которые демонстрируют влияние Ассирии, особенно в выборе сюжетов — львов, быков, мифологических существ, таких как грифоны и кентавры, и военных тем, особенно всадников. Религиозное искусство включает бронзовые фигурки выдающихся богов, таких как Халди, Тейшеба и Шивани. Некоторые божества не идентифицированы, например, богиня-женщина, изображенная в кости, и гибридные фигуры человека-рыбы, человека-птицы и человека-скорпиона. Эти бронзовые предметы, принадлежащие королевскому дому, идентифицируются по надписям, которые также помогли идентифицировать произведения Урарту, найденные за пределами Азии, например, в этрусских гробницах в центральной Италии. Другие материалы, используемые в искусстве Урарту, включают слоновую кость, полудрагоценные камни и оленьи рога.

Ранняя урартская письменность использовала простые пиктограммы, но клинопись была заимствована и адаптирована из соседних современных месопотамских культур. Сохранившиеся клинописные надписи из царства, которых насчитывается около 400 примеров, показывают, что урартский язык был связан с хурритским, причем эти два языка, вероятно, имели общий язык предков, датируемый 3-м или 2-м тысячелетием до нашей эры.

Отказ

В 7 веке до нашей эры царство Урарту пришло к таинственному, но жестокому концу, когда где-то между ок. 640 и с. 590 г. до н. э. их города были разрушены. Государство, вероятно, было ослаблено десятилетиями сражений с ассирийцами и, возможно, было слишком растянуто, чтобы контролировать собственную империю. Преступники неизвестны, но скифы — один кандидат, киммерийцы — другой, и даже, возможно, силы с территорий, управляемых урартскими царями.

Наводящие на размышления находки трехконечных наконечников стрел, характерных для скифских лучников, обнаруженные на месте разорения Тейшебаини. Разрушение города пожаром где-то между 59 г.4 и 590 г. до н.э., кажется, были неожиданными, когда зернохранилища были недавно заполнены, а оружие и драгоценные вещи, казалось, были брошены в спешке. Вполне вероятно, что разные города Урарту в разное время поддавались разным народам в течение двух-трех десятилетий.

Территории, которые когда-то занимало царство Урарту, в конечном итоге были захвачены мидянами с ок. 585 г. до н.э., а затем включен в состав Ахеменидской империи Кира Великого в середине 6 века до н.э. Однако урартский язык сохранился до эллинистического периода. Многие урартские города стали местом расположения важных поселений на протяжении всей древности, и многие из их урартских названий сохранились до наших дней. Неучтенный и неизвестный древнегреческим историкам Урарту должен был дождаться археологических раскопок в XIX в.н.э., чтобы занять свое место в качестве важной региональной культуры бронзового века.

Эта статья стала возможной благодаря щедрой поддержке Национальной ассоциации арменоведов и исследований и Фонда арменоведческих исследований «Рыцари Вардана».

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Урарту — Ливиус

Q185068

Урарту (аккадский Урашту ; Еврейский Арарат ): древнее царство, расположенное вдоль рек Аракс (современный Аракс), Верхний Тигр и Верхний Евфрат.

Цитадель Вана

Первоначальное название Урарту было Биэнеле; его столицей была скальная крепость Тушпа (современный Ван на востоке Турции). Страну можно представить в виде большого прямоугольника с озером Ван («Фоспитис») в центре, озером Урмия («Матианус») в качестве юго-восточной границы, озером Севан («Лихнитис») в качестве его северо-восточной границы и Верхним Евфратом в качестве его границы. ее северо-западный угол. В его центре находилась гора Масис. Эта впечатляющая изолированная вершина в средние века называлась в честь древнего царства: Арарат, так хорошо известная из библейской истории о Ное 9.0155 примечание [Бытие 8.4.] и Великий потоп.

Эребуни, Гончарный круг

Жители Урарту, известные мастера по металлу, говорили на языке, родственном хурритскому (язык, не имеющий других известных родственных связей), и приспособили для своих целей упрощенную ассирийскую клинопись. Ученые могут прочитать большинство надписей — хотя их немного — и понять их: почти все эти тексты относятся к строительной деятельности урартских царей. Это означает, что для реконструкции урартской истории мы опираемся на ассирийские источники.

Урартская надпись

Представляется, что со второй четверти начала IX в. Урарту правила одна династия, расширившая царство на юг в период слабости Ассирии. Евфрат стал западной границей Урарту; за этой рекой были дружественные контакты с Фригией, еще одним ранним государством железного века.

Однако Ассирия оправилась, и в 714 г. до н. э. армянский царь Руса потерпел поражение от ассирийского царя Саргона, который прошел почти без сопротивления через страну на севере и завладел статуей урартского верховного бога Халди. (Событие записано в списке ассирийских эпонимов.) После этого унижения Руса отказался жить и покончил жизнь самоубийством.

Араму

… — c.840

Сардур I

c. 840 — c.830

Ишпуине

с.830 — с.810

Минуа

c.820 — c.785/780

Аргиште I

с.785/780 — 756

Сардур II

756 — с.730

Руса I

с.730 — 714/713

Рельеф анатолийского форта (из ассирийского города Нимруд)

г. Русе наследовал Аргиште II, избравший «внутреннюю экспансию»: страна вдоль Аракса была развита, что доказано археологами, которые установили, что существуют гораздо больше поселений седьмого века, чем поселений восьмого века. Через Трапезу шли торговые контакты с Грецией, что объясняет, почему львы в греческом искусстве этого периода напоминают львов, сделанных скульпторами из Урарту.

После столетия освоения плодородная страна стала естественной мишенью для кочевников, живших к северу от Кавказа (известных грекам как «скифы», саки, сакесинайцы, киммерийцы и т. д.). Археологи обнаружили, что многие урартские крепости (например, Кармир Блур, современный Ереван) были разрушены незадолго до 600 г. до н.э. Наконечники стрел типа, известного из современной Украины, предполагают, что ответственность за разрушения несут скифы, хотя есть и альтернативные объяснения. Проблема в том, что наши ассирийские источники обрываются именно в этот момент: вавилоняне и мидяне захватили Ниневию в 612 г. до н.э.

Аргиште II

713 — ?

Руса II

упоминается в 673/672 и 655/654

Сардур III

упоминается в 643

Эримена

упоминается как отец Русы III

Руса III

конец седьмого века

Чавустепе, общий вид

Пострадавшая от нашествия скифов страна могла стать легкой мишенью для вавилонян, но их это, похоже, не интересовало. Более вероятно, что Урарту находился под неким мидийским господством, потому что в 585 г. до н. э. мидийская армия сражалась у реки Галис в центральной Турции против лидийского царя Алиатта. Это возможно только в том случае, если мидяне нашли способ пройти через Урарту.

Бастам, стена

Аннексия возможна, и, возможно, мидийским завоевателем был Киаксар. В качестве альтернативы, контроль оставался очень слабым, и конец Урарту как независимого царства следует датировать немного позже, в 547 г., г., прим. г. [R. Роллинджер, «Мидийская империя», конец Урарту и поход Кира в 547 г. в: Материалы Первой международной конференции по древним культурным связям между Ираном и Западной Азией (2004 г.).] во время правления Кира Великого. , персидский царь, свергнувший мидийцев. Следует отметить, что такие места, как Чавустепе, были разрушены не только скифами, но и вторым, неизвестным врагом. Это могла быть мидийская или персидская армия.

Кармир Блур, Статуэтка бога войны Тейшеба

Каковы бы ни были точные обстоятельства падения Урарту, во второй половине шестого века Урарту был сатрапией империи Ахеменидов; сатрап, по-видимому, проживал во дворце в Эребуни, современный Ереван, где была идентифицирована ападана (тронный зал).

Среди урартских памятников:

  • Турция: Адилшеваз, Алтынтепе, Анзаф, Аствадзашен, Чавустепе, Каялидере, Патнос, Топраккале, Ван (древняя Тушпа)
  • Иран: Бастам, Хасанлу, Хафтаван Тепе
  • Армения: Эребуни, Кармир Блур; надписи обнаружены в а/о Гарни (текст), Лчашен, Зварноц
Урартская бутылка

Урарту существовало как сатрапия, а затем как независимое царство под названием Армения.

Литература

  • Кемаллетин Кёруглу и Эркан Коньяр (ред.) Урарту. Трансформация на Востоке (2011, Стамбул)
  • А. Курт, Древний Ближний Восток, ок. 3000–330 гг. до н.э. Том II (1995 Лондон) 548-561
  • Р. Роллинджер, «Мидийская империя, конец Урарту и поход Кира в 547 г.» в: Материалы Первой Международной конференции по древним культурным связям между Ираном и Западной Азией (2004 г.).

Мемориальная доска Аргиште II

Урартский шлем

Урартский шлем с гербом

Урартская богиня

Урартский колчан и стрелы

Урартские тюлени

Ван-Русахинили, Урартская чаша

Ереван, Урартский идол

Статуя барана (урартского?)

Ереван, Урартская ступка и пестик

Ереван, Урартская Керамика

Эребуни, Настенная живопись Ахеменидов

Эта страница была создана в 1998 году; последнее изменение: 12 октября 2020 г.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *