Уровень эмоциональных связей между: 500 Internal Server Error – Attention Required! | Cloudflare

Энергетическая и эмоциональная связь между мужчиной и женщиной

Недавно подсчитала, что у меня был юбилей — двадцать лет, как я в психологии. Последние десять лет я практикую только встречи с семейными парами — именно эта сфера интересует меня больше всего и кажется самой перспективной. За такие годы я поняла, что самое важное в паре — это эмоциональная связь, которая со временем становиться энергетической.

Это очень тонкая вещь, но если он есть — паре будет очень нелегко разойтись. Но образуется она далеко не у всех, даже спустя годы отношений. В этом тексте я расскажу, что это за связь, как она получается и как ее разрубить — если надо.

Что такое энергетическая и эмоциональная связь?

Эмоциональная связь — это то, что возникает у людей, жизнь которых связана друг с другом. Они как будто врастают друг в друга. Это чувство нельзя назвать любовью, это скорее та самая привязанность, которая так часто держит вместе людей.

Такая связь — это по сути общее пространство, которое у вас возникает с конкретным человеком. Пары, которые долго вместе и у которых все хорошо часто срастаются в единое целое. Их перестают воспринимать отдельно окружающие, да и сами по себе они ощущают себя цельными.

Эта связь еще крепче, если есть дети или любимые животные. Люди могут не любить друг друга и конфликтовать, но связь все равно будет держать их рядом. В противоположной ситуации, когда люди любят и уважают друг друга, связь только делает их союз крепче и лучше.

Разрыв связи часто чувствуют пары, один участник которой резко вырвался вперед по карьерной лестнице. У него много новых интересов на работе, появляется новые хобби и окружение. У второго же человека — все по-прежнему, пара все меньше пересекается в одной плоскости. Вот так и разрывается эта связь.

Слишком тесная связь — тоже плохо. В любой паре у каждого человека должны быть его личные увлечения и его личное пространство. Оно критически надо, чтобы люди успевали друг от друга отдохнуть и соскучиться. Любые конфликты будут меньше, если вы сможете переключать фокус внимания на что-то другое. Поэтому помните об этом и старайтесь всегда держать баланс. Золотая середина — на то и золотая, что хороша во всем.

Как создать связь?

  • Самое простое — общее пространство. Жить вместе, сделать это место уютным и создать в нем ощущение дома. Не так важно, свое это жилье или съемное — когда человек чувствует, что он дома, когда ему хорошо и уютно, появляется это ощущение. И естественно, его во-многом создает человек, который живет с ним.
  • Общие связи — знакомства с родственниками, друзьями, общие компании. Чем лучше ваши отношения с друзьями и родными вашего партнера — тем лучше. А вот ссоры и плохие отношения с ними наоборот, разрушают эмоциональную связь. Потому что партнер постоянно вынужден разрываться между вами и ними.
  • Общие хобби — совместное занятие, почти любое. Главное — чтобы вы занимались им вместе и чтобы оно одинаково нравилось и вам, и партнеру. Вы можете заниматься хобби вдвоем или командой — это не имеет принципиального значения. Связь в любом случае появится.
  • Не давите и не тащите ничего силой. Все, что человек делает из-под палки, а не по собственному желанию — заставляет его отдалиться от вас. Если вы чего-то хотите, а ваш партнер не хочет — единственный путь это диалог и поиск компромисса. Другой вариант — просто ласково попросить Если это не сработало — не требуйте ничего.

Как разорвать связь, если она уже есть?

  • Во-первых, по максимуму уберите из жизни напоминания. Сентиментальные мелочи, подарки, фотографии. Чем меньше этого будет вокруг, тем быстрее из вашего сердца уйдут нежелательные воспоминания. Не стоит устраивать «ритуалов» — жечь подарки или показательно выкидывать их. Спокойно уберите пока что в шкаф — потом решите, что с ними делать, когда улягутся эмоции.
  • Займите свою жизнь чем-то другим. Главный момент — чтобы это было полезное занятие. Ни в коем случае не пытайтесь утопить связь с человеком в алкоголе, наркотиках и (тем более) беспорядочном сексе. Возможно на час-два вам станет легче, но утром вы почувствуете себя намного хуже.
  • Лучший вариант — это улучшать себя. С головой уйти в работу, начать ходить в спортзал или учить новый язык. Побольше гуляйте пешком, пейте чистую воду, читайте хорошие книги и смотрите хорошее кино. Пусть ваша голова будет забита хорошим и качественным продуктом.

Подведем итоги

  • Эмоциональная и энергетическая связь — это то, что держит вместе пары. Это не любовь, а скорее общее пространство — то, что уже не представляется без партнера. Можно назвать это привязанностью или привычкой.
  • В парах, где отношения хорошие эта связь только делает людей ближе. А если есть конфликты — все наоборот. Связь мешает людям объективно посмотреть друг на друга, делает ссоры эмоциональнее и острее.
  • В этом деле важно поддерживать золотую середину — иметь в паре общее пространство и одновременно чтобы каждый имел свое. Тогда партнеры успевают отдохнуть друг от друга и соскучиться, кроме того у них есть чем поделиться.
  • Чтобы создать связь надо по максимуму относиться с уважением и интересом к увлечением друг друга. Поддерживать хорошие отношения с друзьями и родственниками, спрашивать о хобби, вовлекать друг друга в быт.
  • Иногда возникает необходимость разорвать связь. В этом случае надо заполнить свою жизнь и, что особенно важно, мысли чем-то другим. Важно, чтобы это был не алкоголь и наркотики, а интересные и полезные дела для саморазвития. Спорт или новое хобби будет идеальным выбором.

10 признаков истинной эмоциональной связи!


Вам интересно, есть ли у вас настоящая эмоциональная связь с вашим партнером? Этот вопрос имеет смысл, когда мы говорим о только-только зародившихся отношениях.

На начальных этапах отношений, может быть достаточно сложным, определить, есть ли у вас сильная эмоциональная связь с вашим партнером. Вы наверняка задаетесь вопросом, отдается ли ваш партнер отношениям так же, как и вы. Или может это отношения на одну ночь? Или может вы замечаете признаки того, что ваш партнер испытывает такую же глубокую любовную связь с вами.

В сегодняшней статье мы обсудим 10 самых значимых признаков, которые говорят, что у вас и у вашего партнера, есть подлинная эмоциональная связь друг с другом.

1. Вы не будете бояться проявлять свои странные привычки

Подлинная связь приносит что-то больше, чем чувства. Это приносит много удовольствия в ваши отношения, так как вы и ваш супруг не боитесь показывать свои странные привычки. Это действительно классно, потому что человек, с которым вы делитесь своими странностями, не будет судить вас!

2. Общение всегда будет гладким и никогда не принужденным!

Общение между вами и вашим партнёром может многое рассказать о силе вашей эмоциональной связи. Родственные души могут разговаривать несколько дней напролет и не скучать при этом.

3. Вы можете шутить, не принимая ничего на свой счет

Сильная эмоциональная связь меняет людей. Если несколько месяцев назад вы могли бы осуждать своего супруга за его шутки, то спустя определенное время, вы начинаете понимать, что вам не надо все принимать на свой счет. Вы поймете, что это просто шутки, предназначенные для развлечения и привлечения внимания. Вы можете шутить вместе, и не испытывать желания дразнить друг друга.

4. Вы не будете искать возможности, чтобы быть вместе, вы просто будете вместе

Учитывая, что вы двое не живете вместе, звонки и смс-ки будут очень частыми. Если вы влюблены в кого-то, вам никогда не понадобится причина для контакта. Вы просто будете делать это, а не искать причины и возможности.

5. Как другие воспринимают ваши отношения, вас не волнует

Сильная эмоциональная связь разрушит любые осуждения, которые могут исходить от окружающих людей. Если в вашем партнере есть что-то особенное, что вы признаете уникальным, ничто иное не имеет значение для вас.

Если ваши родители, друзья или знакомые не согласны с вашим выбором — это их проблемы! Чувства сильнее мнений!

6. Ваш партнер будет предоставлять вам личное пространство без лишних вопросов

Каждый раз, когда вам нужно будет что-то делать самостоятельно, ваш супруг будет понимать это, и не будет создавать лишнюю головную боль. Учитывая, что между вами существует серьезная эмоциональная связь, вы и ваш супруг не будете чувствовать необходимости задавать друг другу лишние вопросы.

Личное пространство важно для любого типа межличностных отношений. В романтических отношениях, однако, взаимоуважение и понимание личных потребностей друг друга будет определять качество проведенного вместе времени.

7. Вы сможете открыто говорить о своих чувствах

Если вы чувствуете необходимость сказать что-то, вы скажете это, так поступит и ваш партнер. Когда эмоциональная связь между вами взаимная, разговоры о ваших чувствах будут чрезвычайно приятными и легкими.

8. Вы не будете проявлять неуважение

Когда вам не нравится что-то в вашем партнере, вы не захотите говорить об этом вслух. Самое важное — это чувствовать уверенность в том, что ваши замечания приведут к положительным изменениям. Когда у вас будет сильная эмоциональная связь с кем-то, несогласия не будут вызывать конфликтов, потому что замечания не будут показывать отсутствие уважения.

9. Ваш партнер всегда будет поддерживать вас в сложных ситуациях

Родственные души не всегда соглашаются со всем. Но когда речь идет о самых важных вещах в жизни, касающихся ценностей, целей, основных убеждений и приоритетов, то здесь вы должны сходиться во мнениях.

Более того, всякий раз, когда вы будете сталкиваться с тяжелой жизненной ситуацией, ваш партнер будет поддерживать вас и помогать вам.

10. Вы будете разделять взаимное уважение

Отношения часто распадаются, когда два человека пытаются изменить друг друга. Но родственные души принимают друг друга полностью, потому что они гордятся друг другом. Они поддерживают друг друга во всем и демонстрируют безусловное уважение друг к другу.

Похожие статьи

Об эмоциональной связи с разных сторон — причины и следствия

Просмотров: 1 380

26 июня, 2019 — 2 комментария

Часть 2

Начало читайте здесь

Увидела его и потеряла голову! Что за шутки природы? Никого, кроме него, не вижу, не чувствую. Рядом с ним растворяюсь в каком-то сладком тумане…

Это не шутки природы — это действие феромонов влечения, соединяющее людей в пару. Остается совсем немногое, но очень важное — создать эмоциональную связь. Осознанно протянуть к любимому соединяющие ниточки сокровенного знания друг о друге.

Что дает эмоциональная связь

Сила влечения со временем начинает слабеть. Этот факт подметили давно. В недавнем прошлом на этом не акцентировали внимания и чаще не расставались, а просто полагались на привычку. Реалии современного мира изменили отношения в паре. Теперь, как только ослабло влечение, бывшие влюбленные начинают активно искать удовольствие в новых связях, даже не подозревая, как они могли бы быть счастливы в прежних отношениях.

Эмоциональная связь между мужчиной и женщиной — это отношения, основанные на доверии. И абсолютная душевная связь. Счастливы те, кто интуитивно нащупал струнки души, которые отзываются в ответ на слова откровения и выражаемые чувства. Такой паре не грозит одиночество вдвоем, когда вроде и есть рядом живая душа, а поговорить не о чем.

Эмоциональная обратная связь — это отклик партнера, говорящий вам, что он или она слышит, понимает, чувствует с вами в унисон. Неоценимое свидетельство того, что он не изменит и в трудную минуту не оставит в беде. То, что прочитаете дальше, — откровение женщины — ее желание создать такую связь или свидетельство того, что она есть… неважно! Важны чувства.

Мечта

«Эмоциональная связь создает особый вид реальности, в которой есть только вас двое. «Ваши» слова, фразы, песня, кафе. Чашка чая с третью ложечки сахара в этой реальности наполнена особым смыслом — так любит Он. Потому что совсем без сахара невкусно, а полная ложка — слишком много.

В этой реальности уютно и тепло. В нее стремится вернуться с работы мужчина. В ней женщина ощущает себя, как в крепких объятиях любимых рук.

Именно эта реальность во время близости дарит мужчине ощущение владеющего своей женщиной, а ей — принадлежащей своему мужчине. Невероятное взаимопроникновение душ».

Возможно, вы не чувствуете так. Или утратили. Или не верите, что так бывает.

Такие отношения — просто мечта! Воплотить мечту в жизнь — значит стать счастливым. Кто этого не хочет? Или не может? Почему, посмотрим далее.

Из личного опыта

В очень давние времена мне довелось побывать на приеме у психиатра (тогда не было психологов). Обратилась по поводу усталости. Внимательно расспросив о моей и родительской семьях, врач многозначительно сказала медсестре: «Вот не зря говорят, что дочь копирует судьбу матери». Лечение, назначенное доктором, состояло из таблеток и микстуры, от которых я чуть не уснула на работе, проводя занятие с детьми…

Таблетки я пить не стала — поняла бесполезность такого исцеления от душевных травм. А более глубокое понимание связей родительской семьи и моей жизни пришло много позднее. Когда ошибки были совершены и последствия ошибок пережиты и наконец осознаны.

Возраст и создание глубокой эмоциональной связи

В зрелом возрасте свои тонкости создания эмоциональных связей. К тому же патриархальное воспитание — это беспрекословное подчинение родителям при выборе жениха или невесты.

Из прошлого

Разговор двух пожилых женщин рисует яркую картинку: «А ты слушала, что тебе мать говорила?! Попробовала бы не послушать…» Послушала, подчинилась, но, прожив вместе 50 лет, счастья не изведала… Хотя по-разному бывает.

Крепкие союзы до самого последнего часа и пары, живущие рядом, как соседи. Узнаете среди окружения? В первом случае невидимая, но ощущаемая всеми глубокая эмоциональная вовлеченность — созданная и приносящая радость общения.

Во втором — отсутствие такой связи, холод безразличия — страдание длиной в жизнь. Где истоки его? Ведь начиналось все так прекрасно! В молодости интерес и желание, узнавание друг друга. Казалось бы, изучили привычки до мелочей, возникает ощущение, что вот близкий, родной… И вдруг однажды увидели рядом чужого человека. Подменили? Нет, он все тот же! Просто вы его совсем не знали.

Когда раздражает медлительность и дотошность одного, отстраненность и погруженность в себя другого, вместо эмоциональной связи начинается настоящая местечковая война по исправлению воображаемых недостатков супруга.

Ожидание от спутника жизни, что он догадается и сделает то, о чем вы думаете, — тоже из этого ряда. Сколько обид и недоразумений с обеих сторон возникает на пустом месте! На том месте, где могло быть взаимопонимание и включенность друг в друга.

Крик души: «Вышла на пенсию. Ощущение, что вся жизнь мимо. Не там училась, работала, жила. Не чувствую сильных эмоций, и сама сухая, неэмоциональная. Жить неинтересно. С мужем не сложилась счастливая жизнь. Обида с обеих сторон. Не расстались, но и вместе плохо обоим. Нет понимания и желания понимать».

Жизненная драма двоих, многократно повторяемая в этом мире. Кажется, исправить невозможно — уже и желания нет! Но примеры людей, прошедших тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология, утверждают — можно!

«…Сижу, плачу… Несколько месяцев назад сидела перед своей разбитой жизнью, и тоже текли слезы… другие…
Придя на тренинг, была уверенна в том, что отношений нам уже не спасти. И где-то оказалась права. Получилось так, что спасать то, что было до тренинга, не хочется. Сейчас с мужем складываются новые отношения. На совершенно ином уровне! И это после двадцати лет совместной жизни, приведших к полному непониманию, обидам. Как такое возможно???

Мало того, что следа не осталось от обид и непонимания… В наших отношениях появляется такая нереальная близость (иногда даже после долгого молчания начинаем одно и то же говорить!) После 20 лет — знакомимся друг с другом заново! Это ли не ЧУДО?!»

Вероника Д., Виль, Германия 

Жизнь продолжается

«Могу ли я встретить мужчину еще, если я вдова и если не могу забыть мужа, а жизнь проходит?»

Совершенно особая тема, вызывающая много вопросов. Когда смертью супруга обрывается глубокая эмоциональная связь, в жизни женщины образуется пустота. Заполнить ее страданием или, спустя определенное время, новыми отношениями? Ответ скрыт в глубине бессознательного.

Есть женщины, особо чувствительные и эмоциональные, для которых жизненно необходимо чувствовать рядом мужчину как гаранта защищенности. Он помогает преодолевать ее природный страх смерти, реализуя себя в отношениях. Особенно это касается бездетных женщин.

Но есть и другие, для которых потеря кажется невосполнимой. Их память о глубокой эмоциональной связи из прошлого не пропускает в жизнь новые отношения. Сосредоточение на детях после утраты мужа на некоторое время служит утешением. Но ненадолго. Против такого внимания они могут протестовать — у взрослых детей своя жизнь.

«…Я наконец-то понимаю мою дочь, у нас совершенно новое взаимопонимание — и это во время подросткового периода. Лекция по уретральным девочкам открыла мне глаза на ее поступки, я научилась не бояться за нее по пустякам и стала доверять ее «стае». Лекция по зрению научила меня адекватно реагировать на ее эмоциональные раскачки, как и на мои, впрочем, тоже. После звуковой лекции плакала часами от осознания ущерба, нанесенного ее психике в раннем детстве мною и воспитателями…»

Жибек А., Мюнхен, Германия 

Можно ли зрелым людям вступить в новые отношения и сблизиться душевно?

Прошлый опыт, привычки, бессознательное желание увидеть в избраннике желаемые качества часто становятся препятствием на пути создания эмоциональной связи. А ведь в возрасте 50+ и старше феромоны влечения уступают первенство именно близости душевной, вырастающей из интереса к человеку.

Посмотрите, как это произошло в жизни женщины 65 лет.

Эмоциональные связи между людьми: что мешает их создавать

Современным молодым людям проще найти общий язык — сказываются изменения в социуме и стандартизация полов. Сходство интересов сближает. Вспыхнувшее влечение соединяет в пару. А дальше?

Начинается самое интересное — выбор! А выбор-то невелик: создавать и повышать уровень эмоциональной связи или «как пойдет».

В этом «как пойдет» вариантов хватает. Наиболее часто встречается подражание родителям.

Дети бессознательно копируют поведение родителей в браке и затем переносят это в свою семью. Если они выросли в семье, где эмоциональная связь налажена и продолжает развиваться, это станет их потребностью. Они уже научены примером и захотят ему следовать.

А если такого примера нет? Ведь родители, как ни странно, тоже выбирают. И их выбор не всегда в сторону создания душевных отношений. Сложно в этом разобраться, однако необходимо. Хотя бы ради того, чтобы самому выбраться из ловушек бессознательного.

Подражание родителю своего пола, так же, как и протестное решение никогда не быть таким как мать или отец, кроме недоразумений и страданий ничего не вносит в жизнь семейной пары, разрушая ее.

Ситуации

1. Пришлось однажды побеседовать с женщиной, у которой были проблемы в отношениях. Тогда стало ясно, что в своей семье она ведет себя так, как в свое время вела себя мать, о чем ей и было сказано. Удивлению не было предела — ведь однажды в детстве она сказала себе, что никогда не будет такой как мама, и вдруг стала именно такой! Дочь взяла на вооружение авторитарность матери. Не было и намека на желание создавать эмоциональную связь. Она даже не знала, что это такое…

2. У мамы семейная жизнь не сложилась. Но общительная, привлекательная женщина редко остается одна — кавалеры сменяют друг друга. Однако отношения длятся недолго, так как она сама их разрывает. Повзрослевшая дочь старается держаться от мужчин подальше, считая даже дружеское общение чем-то непристойным. Обвиняет мать в том, что она довела папу и он ушел.

3. Жена считает, что не надо обсуждать с мужем глубоко личные вопросы, делиться с ним проблемами. Только сугубо бытовые моменты. Для душевного общения есть верная подруга. С ней давно уже создана сильная эмоциональная связь. А мужу достается завтрак-обед-ужин и чистая рубашка.

Истории имеют одну общую черту — отсутствуют эмоциональные связи между людьми.

Но не это причина всех душевных переживаний, выпавших на долю невольных героев повествования. Это всего лишь следствие. Следствие незнания обычных свойств психики. Ведь вся наша жизнь от рождения и до бесконечности наполнена самыми разными следствиями, исходящими из причин.

  • Любили в детстве — счастлив и доверяешь людям.
  • Обижали — ненавидишь весь мир.
  • Обманывали, предавали — никому больше не веришь.
  • Плохо тебе — пусть будет всем плохо.
  • Обсмеяли, отвергли — замкнешься в себе, будешь мстить (так перерождаются в маньяка).

У кого-то получается именно так. Кто-то совершенно иначе проходит психологические травмы детства. Мы все имеем дело со следствием, и в наших силах лично для себя, а значит, и для всех окружающих раскрыть причину и понять наши побуждения. Как следствие — изменить отношения в лучшую сторону — в сторону создания глубоких эмоциональных связей.

Это возможно! Начинаем с бесплатного онлайн-тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрация здесь.

Автор Надежда Астахова

Корректор Екатерина Жаворонкова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Предыдущая статья
Типология личности в психологии Следующая статья
Как понять психологию женщины. Памятка для мужчин

5 признаков, что между вами есть эмоциональная связь — Сайт для души

Мы много чего ищем в потенциальном партнере. Но мало кто придает значение так называемой эмоциональной связи.


Сначала нас физически привлекает внешность человека, но потом это привлечение должно перейти на эмоциональный уровень, иначе никакие серьезные отношения не получатся. Так что именно на такую связь нужно обращать внимание, чтобы оценить ваши перспективы. И вот 5 признаков, что вы притягиваетесь на эмоциональном уровне:

1. У вас одинаковое чувство юмора.

Помимо внешности, чувство юмора — одна из первых вещей, на которую мы обращаем внимание. И если вы сразу смеетесь над одними и теми же шутками, это уже очевидный признак эмоционального привлечения.

Скажете, что смех и шутки никак не влияют на перспективу отношений? Как бы не так. Именно похожее чувство юмора помогает сохранять оптимизм в сложных ситуациях, которых в вашей жизни будет немало. Это помогает партнерам расслабиться и чувствовать себя более комфортно друг с другом, что сближает и укрепляет связь.

2. У вас одинаковые ценности и взгляды на мир.

В начале отношений редко кто говорит о жизненных ценностях и убеждениях. Поначалу даже разные мнения по этому поводу не кажутся проблемой, когда вы по уши влюблены. Но когда все становится серьезно, и вы начинаете планировать будущее, тогда вы начинаете видеть проблему в различиях ваших ценностей.

Эти принципы — то, что сформировало вас как личность, так что важно, чтобы в этом вы были похожи. Особенно, когда вам придется передавать эти ценности своим детям: чему вы будете их учить? Чьи взгляды будете им прививать: отца или матери? Ценности должны быть семейными.

3. Вы можете поговорить о чем угодно.

Один из первых признаков эмоционального привлечения — это чувство, когда вы разговариваете с этим человеком. Вы чувствуете, что у вас нет запретных тем, что вы можете позволить себе быть слабым и уязвимым рядом с вашим партнером. Вы не боитесь выглядеть глупо, не боитесь осуждения, что бы вы ни сказали.

Это особенно верно для мужчин, потому что они в своем большинстве редко делятся потаенным. Так что если вы встретили мужчину, который начал рассказывать вам о своих чувствах, страхах, надеждах и мечтах, значит он чувствует с вами эмоциональную связь.

4. Вам никогда не скучно вдвоем.

Вы не надоедаете друг другу. Вы всегда готовы выслушать друг друга, вы цените то, что говорит другой, внимательно слушаете, пытаясь понять, даже если с чем-то не согласны. Если у вас есть такая эмоциональная связь, у вас впереди долгая совместная жизнь.

5. Вы уважаете мнение друг друга.

Когда вы уважаете мнение партнера и учитываете его, это один из признаков эмоциональной связи. Если вам действительно важен его совет по серьезным вопросам, значит вы цените эмоциональную зрелость человека. Уважение подразумевает и то, что вы соглашаетесь не соглашаться друг с другом. Да, в вопросе жизненных ценностей вы единомышленники, но в разных других вещах вы можете иметь разное мнение. Но если вы уважаете точку зрения друг друга, не пытаясь переубедить, это и есть эмоционально зрелые отношения.

5 признаков, что между вами есть эмоциональная связь

Как узнать, что у вас низкий уровень эмоционального интеллекта, и что с этим делать

Вопросы для самопроверки

1. Адекватен ли я в оценке своих возможностей?

Наверняка вам встречались очень скучные люди, которые искренне считают, что у них отличное чувство юмора. Или графоманы, утверждающие, что они прекрасные писатели или журналисты. Или фотографы, делающие снимки, которые нравятся только им самим, а остальные просто не понимают художника… 
С большой долей вероятности это люди с низким уровнем EQ.

Хорошо развитый эмоциональный интеллект предполагает, что человек хорошо знает свои сильные и слабые стороны, развивает достоинства и борется с недостатками, которые мешают жить не только ему, но и окружающим.

Чтобы наверняка распознать человека с низким уровнем эмоционального интеллекта, скажите ему, что он не понимает чувств других людей. В ответ последует заявление, что он лучший эмпат, чем вы и все окружающие вместе взятые.

Признак низкого уровня EQ: вы часто ощущаете, что вас не понимают и не ценят, не признают заслуг, несправедливо критикуют, неправильно оценивают.

2. Много ли я критикую?

Обладатели низкого уровня EQ, как правило, очень критичны по отношению к другим. Призыв понять и простить — не для них. Они раздражаются, когда их просят войти в положение, быть снисходительным, любят осуждать и раздавать советы.

Как правило, люди с низким уровнем эмоционального интеллекта считают, что другие слишком чувствительны (потому что они не чувствуют то же самое). Могут пошутить за гранью, в неподходящий момент, высмеять недостатки: обычно это делается якобы во благо, чтобы раскрыть глаза на правду. Они не осознают, что таким образом могут сделать человеку хуже, усилить его боль, сделать несчастным.

Причина проста: люди с низким уровнем EQ не понимают, что чувствуют другие.

Признак низкого уровня EQ: если человек реагирует на вашу шутку болезненно, вы делаете вывод, что он слишком эмоционален, придаёт слишком большое значение глупостям. Если от вас просят проявления эмоций в ответ, это вызывает досаду, раздражение, злость.

3. Принимаю ли я чужую точку зрения?

Ещё одна особенность обладателей низкого EQ — любовь к спорам и негибкость. Такие люди настолько искренне уверены в своей правоте, что переубедить их невозможно. Они отказываются принимать аргументы, отличные от их точки зрения, считают их заведомо лживыми.

Признак низкого уровня EQ: вы часто заводите спор на пустом месте (поводом может стать что угодно) и всегда требуете от оппонента предоставить большое количество аргументов. В словесную битву вовлекается множество людей: друзья, близкие и коллеги. Спор зачастую становится эмоционально выматывающим для всех сторон.

4. Обвиняю ли я других в своих ошибках?

Неумение управлять своими чувствами часто приводит к эмоциональным вспышкам. Человеку, который имеет более высокий уровень EQ, проще их не допускать, ведь он понимает, что происходит с ним, и старается контролировать эмоции.

Но совершенно иная картина у тех, кто обладает низким уровнем EQ. Контролировать то, что ты не понимаешь, очень сложно. Поэтому окружающие, имеющие более развитый эмоциональный интеллект, оценивают такие вспышки как неадекватность.

Признак низкого уровня EQ: вы обычно вините в своём неадекватном поведении не себя, а других людей или какие-то обстоятельства. Это происходит инстинктивно, так как вы не осознаёте, что сами стали причиной эмоциональной вспышки. Вы уверены, что выбора у вас не было, а окружающие просто этого не понимают. Из-за этого вы чувствуете себя жертвой, вам обидно.

5. Скрываю ли я свои истинные эмоции?

Особенность людей с низким уровнем EQ — неспособность справиться с ситуациями, которые вызывают сильные эмоции. Они стараются их избегать. А потому скрывают свои истинные эмоции от других.

Признак низкого уровня EQ: вам сложно поддерживать дружеские и любовные отношения. Вас раздражает необходимость идти на уступки и искать компромиссы, считаться с мнением человека рядом. Вы не находите в себе чувства сострадания, вам сложно понять, как именно можно и нужно поддерживать близкого человека.

6. Могу ли я поставить себя на место другого?

Здесь всё просто: так как при низком уровне эмоционального интеллекта человек не понимает ни свои, ни чужие эмоции, он лишён эмпатии. При этом в некоторых случаях он может попытаться сопереживать (например, его могут растрогать бездомные котята и щенки). Но в отношениях с людьми всё иначе.

Признак низкого уровня EQ: вы никогда не задумываетесь, что бы чувствовали, какие эмоции переживали, оказавшись на месте другого человека.

Ещё несколько особенностей людей с низким уровнем EQ

  • Им неинтересны люди, они не хотят понять, каков их характер, что скрывается за поступками.
  • Они испытывают негативные эмоции, но зачастую не могут понять их причину.
  • Они сосредоточены на себе, не всегда замечают, что другие нуждаются в помощи.
  • Они боятся ошибок и не делают из них выводы, тяжело приходят в себя после неудачи, часто зацикливаются на промахах, занимаются самобичеванием.
  • Они не доверяют интуиции, считают, что это глупо.
  • Они плохо адаптируются к новым условиям, не любят перемены.
  • Они не умеют слушать и слышать.

Для того чтобы определить уровень своего эмоционального интеллекта, также можно пройти тест, разработанный психологом Николасом Холлом.

Как развить эмоциональный интеллект

  • Изучите себя. Для этого вам нужно на протяжении определённого времени (например, недели) записывать события и то, какие эмоции они у вас вызвали. Пишите обо всём: с какими чувствами проснулись утром, что ощущаете, когда выпьете первую чашку кофе, едете на работу, получаете нагоняй от начальника, встречаетесь с друзьями и так далее.
  • Определите, как ваш организм реагирует на разные эмоции. Чувствуете ли вы бабочек в животе, когда влюблены? Как ведёте себя во время стресса: вам хочется плакать или, напротив, крушить всё вокруг? Что происходит, когда вы устаёте? Каково послевкусие сильных эмоций, которые вы испытали?
  • Найдите связь между эмоциями и вашим поведением. К примеру, если вы раздражены, то переносите негатив на того, кто рядом. Или, если вам стыдно, вы предпочитаете ни с кем не общаться. Проанализируйте эту взаимосвязь и определите для себя, что бы вы хотели изменить.
  • Найдите свой источник положительных эмоций. Это может быть посещение любимого кафе, вкусный кофе, улыбка ребёнка, красивый вид из окна, прогулка по лесу. Это будет ваш неприкосновенный запас для тех случаев, когда потребуется позитивная подпитка. Станьте оптимистом.
  • В общении с другими людьми будьте максимально открытыми и спокойными. Чётко аргументируйте свою позицию, но не давите.
  • Чтобы научиться принимать другую точку зрения, попробуйте проанализировать, к примеру, телевизионные дебаты. Встаньте на сторону одного оппонента, а затем другого.
  • Развивайте эмпатию: чаще ставьте себя на место других, пытайтесь представить, какие эмоции испытывает человек, как ему можно помочь.
  • Интересуйтесь другими людьми, их мнением, позицией. Попробуйте угадывать их эмоции по жестам, мимике, голосу.
  • Определите, как вы сами действуете на людей. Раздражаете или радуете? Нервируете или успокаиваете? Вы можете задать этот вопрос близким людям, но не расстраивайтесь из-за неприятных ответов. Всегда есть возможность это исправить.
  • Помните: когда вы начнёте понимать модели своего поведения, контролировать его станет проще. Вы сможете не поддаваться эмоциям, а осознанно решать, как именно поступать в том или ином случае.

Предпосылки развития эмоционального интеллекта Ψ Сайт психолога Ирины Андреевой

Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева

// Вопросы психологии. — 2007. — № 5. — С. 57—65.

Рассматриваются предпосылки развития эмоционального интеллекта. Показано, что к их биологическим предпосылкам относятся уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации. В качестве социальных предпосылок эмоционального интеллекта рассматриваются синтония, закономерно сменяющаяся рационализацией, степень развития самосознания ребенка, уверенность в эмоциональной компетентности, уровень образования родителей и семейный доход, эмоционально благополучные отношения между родителями, андрогинность, внешний локус контроля, религиозность.

Развитие эмоционального интеллекта как фактор адаптации

В основе биологических предпосылок для развития способностей эмоционального интеллекта лежат врожденные различия, касающиеся функциональной асимметрии мозга и свойств темперамента. Социальные предпосылки эмоционального интеллекта складываются прежде всего в семейном окружении. Они определяются характером отношений между супругами, их вниманием к внутренней жизни ребенка и такой стратегией воспитания, которая предполагает формирование адекватной самооценки и позитивного образа Я, развитие самоконтроля и способности к взвешенному анализу эмоциональной информации; отсутствие жесткой установки на соответствие поведения ребенка требованиям его тендерной роли. Внимание исследователей к эмоциональному интеллекту (ЭИ) — совокупности ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой [2], [3], [16] — обусловлено тем, что она является предпосылкой просоциального и иного позитивного поведения, и его развитие оптимизирует межличностные взаимодействия.

Высокий эмоциональный интеллект способствует теплым отношениям родителей к детям и эмоционально благополучным семейным отношениям [42], [43], [46], [49]. В то же время, эмоциональный интеллект отрицательно коррелирует с проблемами в поведении, такими как агрессивные проявления, жестокость, хулиганство и употребление наркотиков, курение ([47], [50]), антисоциальное поведение [34].

Развитие эмоционального интеллекта является важным фактором адаптации в социальном окружении. Согласно результатам эмпирического исследования О.И. Власовой, «эмоционально одаренные» подростки легко уживаются в коллективе, часто приобретают статус лидера, хорошо адаптируются к новым условиям, способствуют улучшению социально-психологического климата общности [6].

По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в психологии существуют два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень эмоционального интеллекта практически невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. В то же время эмоциональные знания — вид информации, которой эмоциональный интеллект оперирует, — относительно легко приобретаются, в том числе и в процессе обучения.

Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Одним из подтверждений этой позиции является тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. В связи с этим становится возможным и эмоциональное развитие, которое проявляется в сознательном регулировании эмоций [6].

Последней точки зрения придерживается и Т.П. Березовская, результаты эмпирического исследования которой указывают на возможность развития эмоционального интеллекта путем специально организованного обучения и воспитания. В ее исследовании установлено, что обучение сценической деятельности содействует расширению эмоциональной компетентности старшеклассников в целом, и, в частности, у юношей — развитию способности распознавать эмоции других людей и эмпатии, у девушек — развитию произвольности в управлении эмоциональной сферой [5]. Можно предположить, что обучение в школе с театральным уклоном делает возможным развитие андрогинных психологических характеристик у лиц обоего пола, что, как мы убедимся в дальнейшем, способствует повышению эмоционального интеллекта.

Сторонники развития эмоционального интеллекта утверждают, что в школе необходимо проводить специальное обучение, направленное на развитие эмоциональной компетентности. Подобное «эмоциональное образование» может осуществляться как через прямое обучение, так и через создание определенного психологического климата, вовлечение учеников, учителей и родителей в совместную деятельность. Как показал анализ имеющихся результатов, работа по подобным программам оказывает благотворное действие на психическое здоровье, способствует снижению употребления алкоголя и курения, уменьшению антисоциального поведения [34]. Однако строгих замеров их эффективности не проводилось. Отмечается, что предстоит провести значительную работу по разработке научной основы для методов развития и предъявления тестов эмоционального интеллекта до и после проведения программ в целях оценки их эффективности [22].

Очевидно, что разработка научной основы для развития эмоционального интеллекта должна опираться на знание его предпосылок.

Цель данного исследования — рассмотреть биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта.

К биологическим предпосылкам эмоционального интеллекта можно отнести уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации.

Уровень эмоционального интеллекта родителей.

Генетический компонент эмоционального интеллекта связан в первую очередь с полом. В исследованиях Д.Д. Гуастелло и С.Дж. Гуастелло была выявлена значимая корреляция между уровнем эмоционального интеллекта детей и их матерей, в то время как между уровнем эмоционального интеллекта детей и их отцов такая корреляция отсутствовала. На основании полученных результатов было выдвинуто предположение, что отношения «отец—сын» связаны с низким уровнем эмоционального интеллекта и поведения [35].

Полученные результаты на мой взгляд, объясняются следующим образом. С одной стороны, возможно, что уровень эмоциональности родителей действует опосредованно: как «обогащенная среда», в которой ребенок может приобрести необходимые для адаптации знания, навыки и развить уверенность в своей эмоциональной компетентности. Наиболее значимым фактором этой среды является мать, которая, как правило, проводит с ребенком больше времени, чем отец. В подростковом и юношеском возрасте, когда семья утрачивает свою первостепенное значение как фактор развития, «обогащенной средой» для развития эмоционального интеллекта становится группа сверстников. Этим и объясняются те факты, что более значимым в развитии эмоционального интеллекта детей оказалось групповое влияние, а не семейные связи, и уровень эмоционального интеллекта в целом выше у молодого поколения, нежели у их родителей [35].

С другой стороны, правомерно предположение, что эмоциональный интеллект связан с функциональной асимметрией мозга, в частности с доминированием правого полушария.

Правополушарный тип мышления связан с невербальным интеллектом, он способствует точному распознаванию эмоциональной окраски речи [26]. Известно, что люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающих, чем на самих себя, лучше распознают эмоции [14]. Установлено, что «правополушарные» музыканты лучше идентифицируют эмоциональное состояние говорящего, чем «левополушарные» математики [44]; кроме того, музыканты и вокалисты обладают более развитой способностью к адекватному восприятию эмоционального состояния человека по его голосу [20]; у лиц «художественного» типа более выражена способность к правильному определению вида эмоционального контекста звучащей речи, они более эмпатийны и тревожны [21]. Таким образом, правополушарный тип мышления способствует более точному распознаванию эмоций других людей.

Доминирование правого полушария выступает, на мой взгляд, в качестве определенного наследственного задатка эмоциональной восприимчивости, которая характеризует успешность адаптации эмоционального отклика на стимул к обстоятельствам. Слабо развитая эмоциональная восприимчивость частично наследственна и предполагает незрелые и непроработанные чувства. Для лиц, у которых она развита высоко, характерно сочетание удовлетворения личных потребностей с интересами общества. [33]. Таким образом, эмоциональная восприимчивость связана с эффективной обработкой информации, касающейся эмоций.

Свойства темперамента можно отнести к врожденным задаткам эмоциональной восприимчивости. По мнению А.В. Либина, и темперамент, и интеллект являются характеристиками инструментальной сферы индивидуальности, только темперамент характеризует ее со стороны активности, энергии, а интеллект — со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться этой энергией [15]. В структуре каждого из указанных психических явлений «существуют общие фундаментальные энергоинформационные процессы, зависящие, по-видимому, от одних и тех же биологических свойств человека (илизадатков)» [25; 76]. Очевидно, что интеллект наряду со свойствами темперамента входит в единую систему психических свойств.

Особенности темперамента ребенка во многом определяют такие личностные характеристики, как нейротизм, экстраверсия и сознательность, которые высоко коррелируют с опросниками на эмоциональный интеллект [22]. Это означает, что свойства темперамента образуют взаимосвязи с эмоциональным интеллектом — чертой личности.

Возникает вопрос о том, каким образом взаимосвязаны эмоциональный интеллект — способность и темперамент. В исследовании В.М. Русалова и С.И. Дудина установлено, что темперамент и способности взаимодействуют друг с другом прежде всего через характеристики активности — эргичность, пластичность и темп. Интересно, что плотность связей между двумя данными подструктурами зависит от двух параметров: возраста (у подростков связь показателей темперамента и интеллекта оказалась более значимой) и уровня умственного развития (чем выше интеллект, тем слабее связи между изучаемыми признаками индивидуальности) [24].

Наряду с активностью базовым параметром темперамента является эмоциональность [23]. Высокий уровень последней может рассматриваться как показатель эмоционального интеллекта, поскольку предполагает когнитивный анализ эмоциональной информации на достаточно высоком уровне. При этом проявления эмоциональности преобладают у экстравертов.

Исследования различий в мышлении экстравертов и интравертов, проведенные китайскими учеными [52] на основе использования метода классификации рисунков, позволили сделать предположение, что экстраверсия обусловливает более эффективную обработку образной информации. Это может быть связано с тем, что данное личностное свойство подразумевает склонность к широким, разнообразным социальным контактам, ориентацию не на внутренний, а на внешний мир, и соответственно способствует формированию адекватного эмоционального ответа на действия и поведение окружающих.

От особенностей темперамента во многом зависят предпочтения человеком эмоциональных переживаний определенного характера. Так, оркестранты-экстраверты стремятся исполнять произведения, побуждающие к переживанию радости, к активности, и избегают переживаний, связанных с печалью. Интроверты, в свою очередь, игнорируют музыкальные произведения, вызывающие переживания гнева, активности и радости [11].

Остается неясным, выступает ли в роли предпосылки эмоционального интеллекта нейротизм. В исследованиях К. Бранда и В. Игана установлено, что уровень общего интеллекта возрастает вместе с повышением уровня нейротизма [10], одним из проявлений которого является тревожность [1]. Последняя рассматривается как мотивационный «вечный двигатель» умственной активности человека [10]. При этом, в отличие от общего интеллекта, эмоциональный интеллект отрицательно связан с нейротизмом [40].

С такими свойствами темперамента, как экстраверсия и нейротизм, связаны особенности переработки информации. В исследованиях личности выявлено существование индивидуальных различий при переработке стимулов с положительной и отрицательной валентностью. При этом экстраверсия способствует переработке положительных, а нейротизм — отрицательных стимулов [22]. Можно предположить существование когнитивных факторов, способствующих переработке когнитивно окрашенных стимулов и, следовательно, влияющих на уровень эмоционального интеллекта. Однако неясно, выгодна ли для организма быстрая переработка положительных стимулов и медленная переработка отрицательных (или наоборот).

Cоциальные предпосылки эмоционального интеллекта

К социальным предпосылкам эмоционального интеллекта можно отнести синтонию, закономерно сменяющуюся рационализацией, степень развития самосознания ребенка, уверенность в своей эмоциональной компетентности, уровень образования родителей и семейный доход, эмоционально благополучные отношения между родителями, андрогинность, внешний локус контроля и религиозность.

Важнейшей предпосылкой развития эмоционального интеллекта, и в частности, такого его компонента, как распознавание эмоций других людей, является синтония, определяемая Я. Мазуркевичем как инстинктивное созвучие с окружением. Синтоническая личность поневоле переживает эмоции, совпадающие с эмоциями людей, с которым она находится в непосредственном контакте [41].

Синтония рассматривается как инстинкт, реакция типа безусловного эмоционального рефлекса врожденного механизма высвобождения [41] или как приобретенная реакция [45]. На мой взгляд, развитие синтонии связано, в первую очередь, с эмоциональными реакциями окружения на действия ребенка. Становлению синтоничности ребенка препятствует, во-первых, гиперопека и переоценка его родителями. В условиях постоянной заботы родителей, их чрезмерной любви у ребенка нет необходимости стремиться к установлению эмоционального контакта со взрослыми, вследствие чего механизмы, позволяющие сделать это, не формируются. Во-вторых, развитие синтонии блокируется, если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается такой возможности из-за безразличия или враждебности окружения. Асинтоничность, возникшая как следствие депривации потребности в эмоциональном контакте, затрудняет процесс выражения эмоций субъектом и понимания его партнерами по общению.

Синтоничность ребенка — необходимый этап его психического развития. Однако по мере становления логического, причинно-следственного мышления синтония сменяется эмпатией, которая представляет собой не столько эмоциональное созвучие с состоянием другого человека, сколько его распознавание [37]. В связи с развитием склонности к рефлексии происходит естественное ослабление синтонности в пользу так называемой шизоидизации — стремление отгородится от внешнего мира и аффективного влияния окружающих.

Сопротивление негативному аффективному влиянию осуществляется посредством рационализации отношения к окружающим людям и происходящим событиям.

Согласно теории А. Эллиса (А-В-С), жизненная ситуация, в которой оказывается человек (активирующее событие А), не влечет за собой непосредственные эмоциональные и поведенческие реакции (С). Между ними лежит когнитивное опосредствующее звено (В) — система идей, убеждений, верований, — которое и выступает как причина эмоциональных и поведенческих реакций [17].

Индивидуальные системы верований могут содержать как рациональные идеи, так и иррациональные. Понятие «иррациональная идея» означает мысль, возникшую экспромтом под влиянием аффективно заряженной части сознания. К оценке происходящего человек может применить как разумные, реалистические идеи, так и эмпирически необоснованные, не поддающиеся логическому объяснению иррациональные идеи. Рациональные утверждения (например, «Это не самое худшее, я смогу вынести это») уменьшают эмоциональный дистресс и снижают интенсивность как «неуместных» эмоций (гнева, тревоги, депрессии), так и «уместных» (раздражения, беспокойства, печали) [38].

Иррациональные убеждения и соответствующее им непродуктивное эмоциональное поведение складываются как следствие неконструктивного взаимодействия когнитивных и аффективных процессов, описанного X. Джекинсом как «дистрессовые стереотипы» поведения. Неадекватные модели поведения родителей в стрессовой ситуации фиксируются в раннем опыте. В дальнейшем при достаточно сильном напоминании о прежнем дистрессовом опыте люди помимо своей воли «превращаются в нечто, ведущее себя как живой автоматический проигрыватель» [9; 408]. Человек начинает действовать нерационально, он говорит неуместные вещи, совершает беспомощные поступки, испытывая при этом чувства, не адекватные настоящей ситуации.

Уровень развития самосознания.

Эмоциональные реакции ближайшего окружения на действия ребенка не только выступают как условия для развития синтонии, но и являются ориентирами для его самоотношения и самооценки. Основы реалистичного восприятия себя и самопринятия закладываются на ранних стадиях онтогенеза, определяясь исходным принятием ребенка со стороны родителей [13].

На самых ранних ступенях развития личности формируются также и механизмы саморегуляции. На личностном уровне саморегуляция осуществляется по трем основаниям: смысловому, личностных образований и психических состояний. Саморегуляция психических состояний связана непосредственно с самоконтролем. Вся система личностной саморегуляции базируется на степени развитости самосознания [8]. Иными словами, уровень развития самосознания выступает в качестве предпосылки управления собственными эмоциями.

Процессы самооценки и саморегуляции лежат в основе уверенности в своей эмоциональной компетентности (т.е. в основе представлений человека о том, может ли он понимать эмоции, управлять ими и межличностными взаимодействиями). Данный конструкт зависит от образа Я, формирующегося в ходе социального научения [29].

Чем выше уровень образования родителей и семейный доход, тем более высокими являются показатели эмоционального интеллекта у подростков. [36]. Основываясь на достаточно оптимистической позиции Д. Гоулмана [32], можно предположить, что достижение родителями карьерных и материальных успехов является следствием высокого уровня эмоционального интеллекта; при этом соответствующие задатки могут наследоваться их детьми. В то же время, возможно, что люди с более высоким уровнем образования (и поэтому с более высоким материальным доходом, поскольку эти показатели в западных странах взаимосвязаны) могут отдавать больше времени самопознанию и саморазвитию, при этом их дети развиваются в более эмоционально и интеллектуально «обогащенной среде», нежели потомки необразованных и малообеспеченных родителей.

Эмоционально благополучные взаимоотношения между родителями. Известно, что создание оптимальных условий для эмоционального развития ребенка во многом зависит от характера взаимоотношений между супругами, от того, насколько родители удовлетворены семейной жизнью. В исследовании, проведенном в США, было выявлено, что люди, удовлетворенные своей семейной жизнью, имели значительно более высокое значение EQ, чем не удовлетворенные [19]. Можно предположить, что родители с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны создать гармоничные условия семейных взаимоотношений, детерминирующие, в свою очередь, развитие эмоционального интеллекта их детей. В такой семье ее члены более внимательно относятся к переживаниям друг друга и чаще обсуждают эмоциональные проблемы.

Склонность родителей к обсуждению эмоциональных проблем способствует лучшему пониманию ребенком собственных эмоций и развитию у него способности к саморегуляции. Представления о необходимости и частоте «разговоров по душам» в разных семьях различаются. При этом наблюдается явная тенденция перехода количества в качество: чем чаще матери обсуждают со своими детьми различные эмоциональные состояния, тем более успешно адаптируются дети, достигнув шестилетнего возраста, к эмоциональным проявлениям незнакомых взрослых [15]. Итак, в эмоционально благополучной семье складывается особая воспитательная стратегия, во главу угла которой ставится внимание не столько к поведению и событиям жизни ребенка, сколько к его переживаниям.

Гендерные особенности воспитания.

Известно, что паттерны эмоциональных различий среди взрослых мужчин и женщин изначально детерминированы разными подходами к воспитанию детей [31]. Различия в социализации девочек и мальчиков продиктованы неосознанным стремлением родителей подготовить детей к выполнению соответствующих гендерных ролей [4]. Гендерные различия обнаруживаются, прежде всего, тем, что эмоциональный интеллект у женщин проявляется в большей степени на уровне межличностных отношений, а у мужчин — на внутриличностном уровне эмоционального интеллекта [19].

Андрогинностъ как предпосылка эмоционального интеллекта может формироваться в результате определенной стратегии воспитания в семье, при которой у девочек поощряются самоконтроль и выдержка, в то время как проявления эмпатии и нежных чувств у мальчиков не встречают осуждения взрослых. Андрогинные испытуемые в отличие от индивидов с маскулинными и феминными характеристиками проявляют большую эмоциональную гибкость: в зависимости от ситуации они могут быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми [18]. По-видимому, андрогинные индивиды сочетают в себе продуктивные эмоциональные стратегии, присущие как женскому, так и мужскому полу. Иными словами, им свойственно сочетание выраженных способностей как к распознаванию и выражению, так и к самоконтролю эмоций. Взаимосвязь андрогинности и эмоционального интеллекта обнаружена в исследовании Д.Д. Гуастелло, С.Дж. Гуастелло [35].

Первоначально в семье, а затем под влиянием ближайшего окружения ребенка у него формируются эмоциональные знания и навыки, которые аналогичны когнитивным. Эти навыки могут иметь в большей степени имплицитный, чем эксплицитный характер. Имплицитные навыки можно соотнести с кристаллизованным интеллектом, эксплицитные — с декларативными знаниями об эмоциях [28].

Локус контроля формируется в процессе социализации и становится в дальнейшем устойчивым личностным качеством [12]. Результаты исследований [51] показывают, что испытуемые с внутренним локус-контролем чаще осуждают себя и более сензитивны к ситуации, когда осуждают других, в то время как их коллеги с внешней локализацией контроля более склонны прощать как других, так и себя. Способность к прощению связана с осознанием собственных эмоций и управлением ими, эмпатией по отношению к обидчику [7]. Это означает, что внешний локус контроля и способность к прощению предполагают достаточно высокий уровень развития когнитивных способностей, связанных с обработкой эмоциональной информации.

Религиозность.

Выявлена взаимосвязь между высокими оценками по шкале «религиозность» и по шкале «эмоциональный интеллект» [39]. На мой взгляд, существует несколько возможных объяснений данной связи. Во-первых, у религиозных людей преобладает внешний локус контроля, который, как было показано выше, способствует эмпатии и самоконтролю эмоций: во всех событиях своей жизни верующие видят проявление Божьей воли. Во-вторых, религиозное воспитание предполагает воспитание нравственных чувств, в первую очередь развитие чувства безусловной любви. В-третьих, подготовка к церковным таинствам невозможна без самоанализа деятельности и сопровождающих ее эмоций; исповедь сопровождается переживанием катарсического освобождения и является стимулом к самосовершенствованию, которое требует самоограничения и саморегуляции. Стоит согласиться с положением В.Д. Шадрикова о том, что вера не только делает чувства человека эмоционально насыщенными, но и перестраивает всю его внутреннюю жизнь, обогащает его эмоции и чувства, придавая им новое качество [27].

Итак, развитие эмоционального интеллекта является важным фактором адаптации, оптимизации межличностного взаимодействия, просоциального и иного позитивного поведения. С повышением эмоционального интеллекта связано снижение деструктивных тенденций в поведении людей.

Проблема возможности развития эмоционального интеллекта находится в центре научных дискуссий. Тем не менее существует согласие в том, что эмоциональные знания и навыки могут приобретаться в процессе специального обучения. В настоящее время необходимо разработать научную основу для «эмоционального образования», которая должна базироваться на знании биологических и социальных предпосылок эмоционального интеллекта.

Анализ результатов исследований показывает, что в основе биологических предпосылок для развития способностей эмоционального интеллекта лежат врожденные различия, касающиеся функциональной асимметрии мозга и свойств темперамента. Социальные предпосылки эмоционального интеллекта складываются прежде всего в ближайшем семейном окружении. Они определяются характером отношений между супругами, их вниманием к внутренней жизни ребенка и такой стратегией воспитания, которая предполагает формирование адекватной самооценки и позитивного образа Я, развитие самоконтроля и способности к взвешенному анализу эмоциональной информации, отсутствие жесткой установки на соответствие поведения ребенка требованиям его гендерной роли.

Литература

1. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психол. — 1995. — № 1. — С. 111—129.
2. Андреева, И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации / И.Н. Андреева // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения: Материалы III международной научной конференции, 18—19 октября 2006 года, г. Гомель / Науч. ред. А.А. Лытко, И.В. Сильченко. — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2006. — С. 128—131.
3. Андреева, И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте / И.Н. Андреева // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. научно-практ. конф., 30-31 января 2004 г., г. Брест / Ред. А.В. Северин. — Брест: Изд-во УО «БРГУ им. А.С. Пушкина», 2004. — С. 12—13.
4. Андреева, И.Н. Гендерные стратегии контроля деструктивных эмоций и буддистская психология / И.Н. Андреева // Гендер и проблемы коммуникативного поведения: Сборник материалов второй междунар. научной конференции 20—21 сентября 2005. — Полоцк: ПГУ, 2005. — С. 115—118.
5. Березовская Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников // Когнитивная психология: сб. ст. / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. Мн.: БГПУ, 2006. — С. 16—20.
6. Власова О.І. Психологія соціальних здібностей: структура, динаміка, чинники розвитку: Монографія. Київ: ВПЦ «Київський університет», 2005.
7. Гассин Э.А. Психология прощения // Вопр. психол. 1999. № 4. С. 93—102.
8. Гребенникова Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности: Автореф. канд. дис. М., 1995.
9. Джекинс Х. Человеческое в человеке // Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. С. 392-434.
10. Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 88—95.
11. Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 6. С. 44-52.
12. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003.
13. Кравченко А. Нарцисс и его отражения // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 2. С. 96—113.
14. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: Изд. центр «Академия», 2001.
15. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл; Per Se, 2000.
16. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. С. 29—36.
17. Мак-Маллин Р. Практикум по когнитивной психотерапии: Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000.
18. Олифирович Н., Громова И. Тендерная дифференциация стратегий преодоления ревности // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 6—7 ноября 2002 г., г. Минск / Ред.коллегия: Черепанова Л.А., Шатон Г.И., Аладьин А.А. Минск, 2003. С. 215-218.
19. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М: КСП+, 2003.
20. Пашина А.Х. О структуре эмоционального слуха// Психол. журн. 1992. Т. 13. № 3. С.76-83.
21. Пашина А.Х. Художественный и мыслительный типы личности: особенности эмоциональной сферы // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 3. С. 89-98.
22. Роберте Р.Д. и др. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3-26.
23. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента: Метод, пособие. М.: ИПАН, 1990.
24. Русалов В.М., Дудин СИ. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Психол. журн. 1995. № 5. С. 12—23.
25. Русалов В.М., Наумова Е.Р. О связи общих способностей с «интеллектуальными» шкалами темперамента // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 1. С. 70-77.
26. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ИН-ФРА-М, 1999.
27. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М.: Логос, 2002.
28. Ackerman P.L. A theory of adult intellectual development: Process, personality interests, and knowledge // Intelligence. 1996.V. 22. P. 227-257.
29. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change // Baumeister R.R (ed.). The self in social psychology. Philadelfia, PA: Psychology Press, 1999. P. 285-288.
30. Brackett M.A., Mayer J.D. Convergent, discriminant and incremental validity of competing measures of emotional intelligence // Pers. and Soc. Psychol. Bull. 2003. V. 29. P. 1147-1158.
31. Goleman D. Sex roles reign powerful as ever in the emotions. The New York Times. August 23. 1988. © 1988 by The New York Times Company. (Reprinted by permission).
32. Goleman D. Working with emotional intelligence. N.Y.: Bantam Books, 1998.
33.Gottfries C.G., Roos B.E. Man’s emotional capability — an unexplored and unexploited possibility // Med. Hypotheses. 1994. № 43. N 5. P. 347-355.
34. Greenberg M.T. et al. Enhancing school-based prevention and youth development throuth coordinated social, emotional, and academic learning // Amer. Psychol. 2003. N 58. P. 466-474.
35. Guastello D.D., Guastello S.J. Androgyny, gender role behavior, and emotional intelligence among college students and their parents // Sex Roles: A J. of Research. 2003, Dec. Mode of access: http://www.findarticles.eom/p/articles/
36. Harrod N.R., Sheer S.D. An exploration of adolescent emotional intelligence in relation to demographic characteristics //Adolescence. 2005, Fall. Mode of access: http://www.findarticles.eom/p/ articles/
37. Hoffman M. Empathy, role taking and development of altruistic motives // Takela M. (ed.). Moral development and behavior. N.Y.: Holl, 1976.
38. Kramer D., Kupshik G. Effect of rational and irrational statements on intensity and «inappro-priations» of emotional distress and irrational beliefs in psychotherapy pacients // Brit. J. Clin. Psychol. 1993. V. 32. № 3. P. 319-325.
39. Lewis C.A., McGuckin C. Are religious people more intelligent? Examination the relationship betgween religiosity fnd emotional intelligence: [Nothern Ireland Branch Conference of British Psychological Society. Carrygart, 5—7 May, 2000] Proc. Brit. Psychol. Soc. 2001. V. 9. № 1. P. 22.
40. Lopes P.N., Salovey P., Straus R. Emotional intelligence, personality, and perceived quality social relationships // Pers. & Individ. Diff. 2003. N35. P. 641-658.
41. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications // Psychol. Inq. 2004. V. 15. № 3. P. 197-215.
42. Mazurkiewicz J. Wstep do psychofiziologii normalney. T. 1. Warszawa: PZWL, 1950.
43. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence meet traditional standard for an intelligence // Intelligence. 1999. 27. P. 267-298.
44. PashinaA.Kh. Peculiarites of identification of the sound speechs emotional context // Int. J. Psy-chophisiol. 1991. V.ll. № 1. P. 63.
45. Reykowski J., Kochanska G. Skice z teorii osolowski. Warszawa: WP, 1980.
46. Rice C.L. A quantative study of emotional intelligence and its impact on team performance. Unpublished master’s thesis. Pepperdine University, Malibu, USA, 1999.
47. Rubin M.M. Emotional intelligence and its role in multygating aggression: A correlational study of relationship between emotional intelligence and aggression in urban adolescents. UnpubUshed dissertation, Immaculata College, Immaculata, Pennsylvania, 1999.
48. Salovey P., Mayer J.D. Some final thoughts about personality and intelligence // Stenberg J., Ruzlis P. (eds). Personality and Intelligence. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
49. Salovey P., Mayer J.D., Lopes P.N. Measuring emotional intelligence as a set of mental abilities with MSCEIT // Lopez S.J., Snyder S.R. (eds). Handbook of positive psychology assessment. Washington, D.C.: Amer. Psychol. Assoc, 2001.
50. Trinidad D.R., Jonson C.A. The assotiation between emotional intelligence and early adolescent tobacco and alcohol use // Pers. Individ. Differences. 2002. N 32. P. 95-105.
51. Wang D., Anderson N.H. Excuse-making and blaming as a function of internal-external locus of control // Eur. Psychol. 1994. V. 24. № 2. P. 259-302.
52. Zhonggeng Chen, Yan Wank. The relationship between extraversion and overly inclusive thinking in normal Chinese subjects // Int. J. Ment. Health. 1991. V. 20. № 1. P. 48-55.

Summary

Предпосылки развития эмоционального интеллекта

Article Name

Предпосылки развития эмоционального интеллекта

Description

К биологическим предпосылкам эмоционального интеллекта можно отнести уровень эмоционального интеллекта родителей, свойства темперамента, особенности переработки информации.

Author

И.Н. Андреева

Publisher Name

Вопросы психологии

Publisher Logo

Вопросы психологии

что это, его составляющие, уровень и теории ЭИ, тест для диагностики.

О том, что такое интеллект большинство из нас имеет четкое представление. Об интеллекте с приставкой «эмоциональный» заговорили недавно. Расскажем, что означает это понятие и как применять его на практике.

Эмоциональный интеллект

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоции присущи каждому индивиду независимо от пола, национальности, места жительства, религии и других факторов. Наши эмоции обычно неконтролируемы и подсознательно отражаются на лице. Так, эмоция страха приводит к тому, что брови приподнимаются и сводятся к переносице, глаза расширяются, рот открыт и оттянут немного назад. Гормон стресса кортизол заставляет сердце биться учащенно, готовя человека к нападению или бегству. Эти вещи происходят с нами бессознательно, на уровне физиологии.

Эмоциональный интеллект (Emotional Quotient) — это способность личности распознать собственные эмоции, а также умение их контролировать (управлять).

Данное понятие включает в себя и возможность определять эмоциональное состояние других людей для дальнейшей конструктивной коммуникации.

Человек с высоким Emotional Quotient умеет сопереживать, способен к эмпатии, старается помочь человеку, находящегося под влиянием сильных негативных переживаний.

Становление эмоционального интеллекта проходит в четыре этапа:

  • Умение выражать эмоции и различать их. С взрослением формируется способность отличать искренние эмоции от наигранных (дежурная улыбка).
  • Анализ и оценка. Человек не просто распознает эмоции, а сравнивает их друг с другом, дает описание.
  • Внутреннее понимание связи между эмоциями и причинами, из вызвавшими. Например, человек осознает, что радость он испытывает от общения с приятным человеком или игры с домашним животным, а гнев появляется из-за обостренного чувства справедливости.
  • Способность управления эмоциями. Человеку доступна саморегуляция, то есть нейтрализация негативных либо слишком острых эмоций, он в состоянии их видоизменить, а также оказать помощь другому человеку, находящемуся в критическом эмоциональном состоянии.

Несмотря на то, что эмоциям всегда уделялось внимание в психологии, всерьез об эмоциональном интеллекте заговорили только в 90-ые годы ХХ века. Все теоретики согласны с тем, что эмоциональный интеллект нужно в себе развивать, во-первых, для сохранения собственного психического и физического здоровья, а во-вторых, для достижения успеха в жизни.

Как показывает практика, лидирующие позиции занимают не люди с более высоким уровнем знаний, а те личности, которые умеют «держать лицо», договариваться, выстраивать эффективные коммуникации. Именно поэтому, не всегда бывшие отличники добиваются успеха во взрослой жизни, их опережают посредственные в учебе, но общительные и оптимистичные «троечники».

Составляющие Emotional Quotient

Пять компонентов Emotional Quotient были выделены американским психологом Д. Гоулманом в работе «Эмоциональный интеллект», в их числе.

Самосознание

Индивид осознает свои сильные и слабые стороны, знает себе цену. Такие люди имеют реальную самооценку, не склонны к самовосхвалению или самобичеванию. Критика воспринимается адекватно: необоснованная – отметается, конструктивная – служит сигналом для внутренних изменений.

Саморегуляция

Гоулмэн доказывает, что эмоции – это часть физиологии человека, прожить без них не представляется возможным. В тоже время, собственные переживания нужно уметь подчинять разуму. Любая эмоция должна соответствовать обстоятельствам и ситуации, в которой она возникла. Как нельзя подавлять эмоции, так нельзя и выказывать их во всей красе в неподобающем месте и с неподобающими людьми.

Мотивация

Особое эмоциональное состояние, которое помогает целеполаганию и достижению цели. Грамотная самомотивация обуславливает адекватное отношение к трудностям на пути к успеху, позволяет относится к проблемам с оптимизмом.

Социальные навыки

Способность выстраивать эффективные коммуникации с другими людьми, умение общаться, вызывать нужные реакции. Человек с развитыми социальными навыками приветлив, желанен в любом обществе, может найти общий язык с людьми различных профессий и социальных слоев.

Эмпатия

Умение распознавать чувства других людей и сопереживать. Это врожденное чувство, многие люди не способны на то, чтобы понять другого человека. Они ограничиваются формальными фразами: «Не переживай», «Не обращай внимания». Эмпатичная личность пропускает чужие неприятности и радости через себя.

Эмпатия

Если все перечисленные составляющие развиты в личности, то она обладает высоким эмоциональным интеллектом.

Уровень эмоционального интеллекта

Как определить уровень Emotional Quotient у себя и окружающих.

ВЫСОКИЙ

  • Человек искренне интересуется другими людьми, их заботами и проблемами, пытается оказать посильную помощь. Он буквально считывает мимику и эмоции окружающих.
  • Индивид осознает причину своего плохого настроения, он понимает почему в данный момент расстроен, злится или испытывает чувство вины.
  • Находит силы и методы справляться с трудностями и неудачами. Любой человек может оказаться в состоянии стресса и определенный период переживать его последствия, но индивид с высоком эмо-интеллектом справляется с таким состоянием эффективно, без значительных психологических потерь.
  • Эмоционально развитые люди осознают сильные и слабые стороны, стараются развивать первые и искоренять (минимизировать) вторые.
  • Человек умеет отказывать в просьбах, которые ведут к ущемлению его собственных интересов.
  • Высокий уровень эмоционального развития не дружит с перфекционизмом. Человек уверен в себе и ничего доказывать другим не станет.
  • Человек умеет слышать собеседника, проникаться его словами, читать между строк. Формальное слушание не для него.

НИЗКИЙ

Людей с низким ЭИ можно опознать по следующим признакам:

  1. Они всегда готовы вступить в жаркий спор, требуя от собеседника серьезной аргументации. Остановится, подумать, проиграть такие личности не в состоянии.

  2. Человек часто обвиняет других в чрезмерной чувствительности. Это связано с привычкой неуместно шутить, критиковать, подкалывать, а ответ на просьбу прекратить эмоциональное насилие, возлагать вину за конфликт на другого.

  3. Человек с пониженным ЭИ абсолютно не понимает чувства другой личности. Он не видит, что собеседник расстроен, озадачен или смущен и не желает дальнейшего общения.

  4. Вина за все неудачи и трудности возлагается такими людьми на окружающих или обстоятельства. На себя ответственность принимать они не хотят, выступая в роли вечной жертвы.

  5. Переживает частые неконтролируемые эмоциональные вспышки. Человек не умеет, да и не считает нужным сдерживать свои эмоции, даже если они не уместны либо нарушают комфорт других людей.

Люди с низким ЭИ пасуют перед неудачами, тяжело переживают их, впадают в депрессию, но менять ситуацию, действовать не хотят. Они редко имеют друзей и широкий круг общения.

Тест

Теории ЭИ

Рассмотрим две теории ЭИ, предложенные психологами Люсиным и Холлом.

Гипотеза Люсина

Психолог Люсин Д.В. (Россия) в 2004 году предложил модель эмоционального интеллекта, выделив в ее структуре две составляющие:

  • Способность к идентификации и управлению эмоцией. Человек осознает свое чувство, дает ему название, видит причину его возникновения. При этом эмоция личностью управляема – она может быть снижена по накалу, устранена или не выражена внешне.
  • Направленность к эмоциям своим или других людей.

Автор на основании указанных компонентов выделяет два типа ЭИ:

  • Внутриличностный – понимание и управление своими чувствами.
  • Межличностный – осознание и управление эмоциями окружающих.

На основе своей теории Люсиным Д.В. разработан опросник ЭмИн – методика, позволяющая оценить уровень эмоционального интеллекта. Опросник состоит из 46 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, коррелирующие степень его согласия с предложенными утверждениями по 4х-бальной шкале.

Теория Холла

Альтернативная методика тестирования уровня ЭИ разработана Холлом. В данном случае опросник состоит из 30 позиций и ответы оцениваются по шестибалльной шкале.

Прохождение анкетирования позволит тестируемому понять:

  1. Осознает ли он испытываемые эмоции и причину их появления.

  2. Может ли он контролировать чувства.

  3. Имеет ли влияние на других людей.

  4. Каков его уровень эмпатии.

  5. Возможности к самомотивации.

Обе методики применяются в психологии и широко представлены в сети интернет для прохождения в онлайн режиме.

Тест для диагностики онлайн

Предлагаем вашему вниманию тест для определения индивидуального уровня эмоционального интеллекта. Необходимо ответить на вопросы путем согласия или не согласия с высказыванием.

Ставим себе оценки по такому принципу:

  • категорически не согласен: — 3;
  • скорее не согласен: — 2;
  • частично не соглашусь: — 1;
  • частично соглашусь: 1;
  • скорее согласен: 2;
  • абсолютно согласен: 3.

Итак, приступим.

  • Любые эмоции (и плохие, и хорошие) являются основой для понимания того, как действовать.
  • Негативные эмоции вынуждают меня произвести изменения в жизни.
  • Мое спокойствие не страдает в случае давления на меня.
  • Я могу понять, как изменяются мои чувства.
  • Если это нужно, я буду спокойным и уверенным в себе.
  • При необходимости я в состоянии быть веселым, оптимистичным.
  • Я обращаю внимание на свое эмоциональное самочувствие.
  • Если я расстроился, то могу быстро прийти в норму.
  • Я способен выслушать жалобы от человека.
  • Я стараюсь быстро избавиться от разрушительных эмоций.
  • Я проникаюсь чувствами других.
  • Со мной люди ощущают себя спокойно.
  • Я упорно преодолеваю трудности.
  • Мне нравится креативно решать проблемы.
  • Настроения и потребности других людей вызывают у меня адекватные реакции.
  • Я с легкостью ввожу себя в состояние гармонии.
  • Если есть время, я анализирую свои отрицательные эмоции.
  • Я недолго переживаю.
  • Осознание эмоций важно для хорошего самочувствия.
  • Я умею считывать чувства людей, даже если они их маскируют.
  • Я вижу эмоции по мимике.
  • Если нужно «идти в бой», я держу эмоции в узде.
  • Я без слов улавливаю истинные желания людей.
  • Окружающие считают меня способным к сопереживанию.
  • Человек, понимающий причины эмоций, способен управлять течением жизни.
  • Я могу развеселить и вдохновить людей.
  • Друзья советуются со мной по вопросам личной жизни.
  • Мне легко поставить себя на место другого человека.
  • Я помогаю другим разобраться в себе.
  • Я не зацикливаюсь на переживаниях.

Теперь посчитайте общий балл, который говорит об уровне ЭИ:

высокий – свыше 70;

средний – 40-69;

низкий- 0-39.

Не расстраивайтесь, если «недобрали» баллы, эмоциональный интеллект можно развить.

Методы развития эмоционального интеллекта

Учитывая, что высокий эмоциональный интеллект положительно влияет на качество жизни, его нужно развивать. Расскажем, как это сделать.

Упражнения

Наблюдение за эмоциями

Чувства нельзя игнорировать, их следует проживать и анализировать. Научитесь осознавать свои эмоции в течение дня. Почему вы расстроились, чему обрадовались? К примеру, как отреагировали на критику руководства – возникла обида, огорчение или неприятие. Эмоциональные реакции можно записывать: «Я злюсь, если…»., «Я в восторге, когда…».

Прислушивайтесь к физическому состоянию

Чувства, испытываемые нами, обязательно отражаются в виде телесных сигналов. Когда страшно, мы неосознанно зажмуриваемся, радость ощущается легкостью и порханием бабочек в животе. Стресс, шок сразу проявляются давлением в области желудка. Выявите ваши индивидуальные взаимосвязи.

Выявите связи между эмоциями и поступками

Необходимо понять, как чувства влияют на поведенческие реакции. К примеру, если вам стыдно, то вы обычно пытаетесь нападать в ответ? Такая реакция не даст эффективного результата в коммуникации, поэтому ее необходимо устранить. Правильно будет спокойно выслушать собеседника и прояснить свою позицию, если нужно признать неправоту.

Поймите, что нет неправильных эмоций

Каждый из нас имеет право на злость, гнев и ярость. Это ответ психики на агрессивные внешние вызовы. Но всегда нужно обращать внимание на обстоятельства, вызвавшие негатив. Вы кому-то позавидовали? Ничего страшного, но подумайте в чем проблема, возможно в низкой самооценке.

Выбирайте достойные поведенческие модели

Если определенные эмоции заставляют вас чувствовать себя проигрышно, подумайте, как можно изменить ситуацию. К примеру, в ответ на замечание вы начинаете кричать, злиться, чем еще больше раззадориваете соперника. Если оппонент спокоен внешне, то считайте, что в споре он выйдет победителем. Не дайте чувствам взять верх над разумом.

Станьте открытым к диалогам с другими людьми

Внимательно слушайте человека, старайтесь понять его аргументацию. В то же время сами прямо говорите о своих чувствах и отношению к обсуждаемой теме. Будьте сговорчивы.

Прокачивайте способность к эмпатии

Поставьте себя на место другого человека, чтобы прочувствовать его радость или боль. Не будьте пассивным слушателем. Искренне старайтесь помочь добрым словом или ценным советом. Фальшивое сочувствие всегда видно со стороны, настоящих друзей и сторонников на его основе не завоюешь.

Следите за соответствием слов и мимики

Не лукавьте, если вы скажете: «Я так рад тебе помочь» с унылым выражением лица, неискренность будет видна. Вы имеете право открыто выражать свои эмоции, не хотите помогать, и не надо. Лучше сказать правду. Также следите за мимикой других людей, учитесь читать между строк.

Смотреть видео