В церкви старой – Переделка старых церквей, в которых больше не найти прихожан и священников: фото

7 древнейших храмов России

Северный храм в Карачаево-Черкесии построили еще до Крещения Руси, а керченскую церковь Иоанна Предтечи — во времена Тмутараканского княжества. В новгородском соборе Софии Премудрости Божией в Новгороде молился Иван Грозный, а собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире реставрировал Андрей Рублев. Рассказываем о самых древних храмах России, некоторым из них — больше 1000 лет.

Храм на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия

Храм на Нижне-Архызском городище (Северный). Республика Карачаево-Черкесия, X век. Фотография: pravoslavie.ru

Каменный храм недалеко от Нижнего Архыза в Карачаево-Черкесии возник в X веке, возможно еще до Крещения Руси. В этих местах находилась столица древнего государства Алания — жители этого города приняли христианство в 916 году.

Стены храма построены из песчаника, а крыша выстлана тонкими каменными плитами. Под ними находилась прослойка из бересты — такой прием не встречался ни в одном храме на территории Северного Кавказа. Внутри зодчие устроили единственную в Алании в те времена купель для крещения, а за храмом появилось кладбище. Церковь посвятили святому Николаю — небесному покровителю Николая Мистика, который тогда был константинопольским патриархом.

За всю историю здание ни разу не перестраивали, сейчас оно выглядит так же, как и 10 веков назад. На скалах недалеко от храма можно увидеть лик Иисуса Христа, написанный прямо на камнях.

В наше время храм пустует. Богослужения здесь проходят только раз в году — 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца, самого почитаемого святого на Кавказе.

Подробнее о храме на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия.

Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи

Храм Святого Иоанна Предтечи. Керчь, Республика Крым, X век. Фотография: vkrym.su

Точная дата постройки храма неизвестна. Исследователи полагают, что его возвели в X веке, а в строительстве использовали элементы еще более древнего культового здания VI века. Среди них — византийский обожженный кирпич, резные колонны из греческого мрамора с голубыми прожилками и каменные перекрытия. В стенах обнаружили амфоры VIII века, они служили голосниками — усиливали звук и устраняли эхо.

В XIII–XV веках, когда Керчь стала генуэзской колонией, в храме появились итальянские фрески. Часть из них погибла во времена Крымского ханства: власти отдали здание под мечеть, и рабочие выскоблили и замазали лики святых.

Достраивать храм начали в XIX веке. В 1801 году возвели западный придел, а в 1845-м — двухъярусную колокольню и северный притвор в неовизантийском стиле. Когда копали фундамент, обнаружили погребальные стелы V века до н. э. Камни вмонтировали в южную стену храма.

В советское время в храме находился Керченский лапидарий — коллекция археологических находок античных времен. А в наши дни здесь снова проходят богослужения.

Подробнее о храме Святого Иоанна Предтечи в Керчи.

Собор Софии Премудрости Божией в Новгороде

Собор Софии Премудрости Божией. Великий Новгород, 1045–1050 годы. Фотография:
fakt777.ru

Софийский собор в Великом Новгороде заложил князь Ярослав Мудрый на месте 13-главого храма 989 года. Освятил его первый русский епископ Лука Жидята в 1050 году.

Собор построили по распространенному в Древней Руси типу — крестово-купольному. Очертания его основания напоминали крест, а внутреннее пространство состояло из основного объема под куполом и четырех галерей с разных сторон.

Изнутри отделывали храм уже в следующем столетии. Его декорировали на манер византийских соборов, только вместо мрамора и мозаики на стены нанесли штукатурку и фрески. В конце XII века в соборе установили бронзовые врата, которые создали в Магдебурге немецкие мастера. Створки украсили барельефами по сюжетам из Ветхого и Нового Заветов.

В соборе сохранились фрагменты фресок XII века: изображения пророков и ангелов на сводах главного купола и настенные лики святых Константина и Елены. В храме можно также увидеть царское моленное место, которое установили по приказу Ивана Грозного, и паникадило — основной канделябр. Его подарил собору Борис Годунов.

Подробнее о соборе Софии Премудрости Божией в Новгороде.

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Петропавловский храм). Смоленск, 1146 год. Фотография: ru.esosedi.org

Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.

В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.

В XVII–XVIII веках в храме достроили третий этаж, расширили главный неф и подняли пол до уровня первого этажа пристройки. Первоначальный облик церковь обрела только в середине прошлого столетия.

Сегодня в Петропавловской церкви можно увидеть фрагменты средневековых фресок, старинные цветные изразцы, а также раритетные граффити — надписи XII века.

Подробнее о храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм).

Церковь Бориса и Глеба села Кидекша

Церковь Бориса и Глеба. Село Кидекша, Владимирская область, 1152 год. Фотография: golddomes.ru

Борисоглебская церковь в селе Кидекша недалеко от Суздаля появилась еще во времена Юрия Долгорукого, в 1152 году. Это одно из первых белокаменных зданий Северо-Восточной Руси.

Возводить церковь в те времена было почти так же сложно, как и египетские пирамиды. Материал добывали под Москвой, за 500 км от этих мест, перевозили по рекам и сушей. Рабочие обтесывали булыжники и укладывали их практически без раствора.

В облике церкви сочетались черты русской средневековой архитектуры и западного романского стиля: традиционное кубическое основание, необычно оформленный портал и аркатура — ряды декоративных ложных арок на стенах. На протяжении всей истории храм не раз реставрировали, а в XVII веке заменили купол.

В конце ХХ века Борисоглебскую церковь включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни храм не действует, здесь изучают фрески XII века и проходят раскопки. Под современным полом исследователи обнаружили первоначальное основание иконостаса и омфалий — место для епископа — из редкого розового камня. Омфалий Борисоглебской церкви — самый древний в России.

Подробнее о церкви Бориса и Глеба села Кидекша.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Псков, 1156 год. Фотография: ecominfo.spb.ru

Спасо-Преображенский собор возвели на берегу реки Великой в Пскове по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Точную дату постройки установить не удалось, однако известно, что в 1156 году храм уже существовал.

Здание построено практически без фундамента, местами зодчие даже не стали снимать верхний слой почвы с травой. Дело в том, что берег сложен из песчаника — очень подвижного материала, который сильно расширяется в зимнее время. Фундамент со временем мог треснуть. Вместо него строители подсыпали бутовый камень, а стены укрепили специальным раствором с известью. Поэтому здание не разрушалось, несмотря на процессы в почве.

Храм расписали в 30-х годах XII века греческие мастера. Фрески были выполнены минеральными красками и схожи с византийскими иконами. В XVII веке изображения закрыли штукатуркой и забелили. По случайности это помогло сохранить около 80% рисунков. Сегодня росписи Спасо-Преображенского собора — наиболее полный памятник средневековой фресковой живописи в России.

Подробнее о Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Владимир, 1160 год. Фотография: al-eparhiya.ru

Белокаменный Успенский собор возвел в 1160 году великий князь Андрей Боголюбский. Купола покрыли позолоченными медными листами с молитвенными надписями, а само здание украсили фресками.

В 1185 году после пожара храм перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Он добавил боковые галереи, и старое сооружение оказалось внутри нового. Стены первоначального собора частично разобрали, оставили только опоры сводов.

В XIII веке собор пережил еще один пожар — его сожгли монголо-татары. Храм вновь восстановили, но расписывали значительно позже, в начале XV века. Для этого сюда приезжали Андрей Рублев и Даниил Черный.

На протяжении всей истории храм несколько раз обновляли и достраивали. Барочный иконостас, который в соборе можно увидеть сегодня, установили при реставрации в XVIII веке, тогда же появилась и четырехярусная колокольня. Большую часть рублевских фресок закрыли штукатуркой. До наших дней сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» на западной стене и часть фресок в алтарной.

В наши дни собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Подробнее о соборе Успения Пресвятой Богородицы во Владимире.

Автор: Лидия Туляганова

Самые старые церкви мира: matveychev_oleg — LiveJournal

10 культовых сооружений, которые пережили не одно столетие

Церкви являются одними из самых величественных зданий в мире. С незапамятных времен люди собирались в этих зданиях для поклонения. Многие культовые сооружения, построенные в далеком прошлом, стоят и сегодня. Их древние стены пережили не одно столетие и повидали многое, но все так же восхищают своим величием. Самые старые церкви мира непременно оставят неизгладимое впечатление!

Собор Святой Софии, Стамбул (532 – 537 гг. н.э.)
На протяжении более тысячи лет собор Святой Софии, расположенный в Стамбуле, был самой большой христианской церковью в мире. Построенный византийским императором Юстинианом I, он претерпел много изменений за эти годы. За время своего долгого существования собор был и христианским, и греко-православным, и римско-католическим. Был он и императорской мечетью.
В наши дни собор Святой Софии является не церковью, а музеем, который может посетить любой желающий.


Эчмиадзинский кафедральный собор (начало строительства — 483 год н.э.)

Эчмиадзинский собор был первым собором, построенным в древней Армении. Это самый старый из существующих христианских соборов в мире. В 301 году нашей эры на этом месте была построена церковь, но уже в 483 году она была заменена нынешним культовым сооружением.
Собор действует и сегодня. Это главная святыня для христиан Армении, которая внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Базилика Святого Лаврентия, Милан (начало строительства — 364 год н.э.)

Базилика Святого Лаврентия является одним из старейших зданий в Милане. После завершения строительства это была самая большая круглая церковь в мире.
Сегодня базилика по-прежнему является действующей церковью. За долгие годы ее неоднократно перестраивали, но до сих пор сохранились некоторые первоначальные элементы.

Трирский собор (340 год н.э.)

Трирский собор является старейшим в Германии. Самое интересное в соборе — это его реликвии. Здесь есть один из Гвоздей Креста Господня, которій, согласно Евангелию, являлся одним из Орудий Страстей. Есть здесь и артефакт, известный как Риза Господня, которую Он носил незадолго до распятия. Но эту реликвию не часто демонстрируют: последний раз ее показывали в 2012 году.

Базилика Святого Петра, Ватикан (326-360 гг. н.э.)

Базилика Святого Петра — самая известная церковь, в которой хранится огромное количество произведений искусства, среди которых и «Оплакивание Христа» работы Микеланджело. Церковь была заказана Константином I, и была местом коронации Карла Великого, когда он стал императором Священной Римской империи.
Оригинальная церковь стояла до XVI века, а потом было построено новое здание, которое мы видим сегодня. Здесь находится гробница Святого Петра.

Базилика Рождества Христова, Вифлеем (начало строительства — 325 год н.э.)

Базилика Рождества Христова является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, и в настоящее время находится на реконструкции. Эту церковь делят между собой четыре религиозных общины —православная, армянская апостольская, римско-католическая и сиро-яковитская православная, между которыми периодически возникают столкновения.

Мар Саркис, Маалула, Сирия (до 325 года н.э.)

Мар Саркис — это монастырь, который был построен еще до 325 года нашей эры, но точная дата постройки неизвестна. В этом старейшем христианском монастыре есть древние иконы, некоторые из которых относятся к IV веку.

Древняя церковь в Акабе, Иордания (293-303 год н.э.)

Церковь в Акабе была скрыта в течение тысяч лет, пока в 1998 году не была обнаружена группой археологов. Считается, что это самая старая из сохранившихся христианских церквей.
Во время раскопок были найдены гробницы с золотыми крестами, а также стеклянные лампы и монеты в коробке. Еще было обнаружено кладбище с более чем 20 скелетами. По оценкам исследователей, церковь могла вместить 60 верующих. Считается, что она была разрушена во время землетрясения в 363 году нашей эры. Когда церковь была восстановлена, ее вместимость удвоилась.

Церковь Мегиддо, Тель-Мегиддо, Израиль (конец III – начало IV века н.э.)

Интересен тот факт, что на месте, где когда-то была церковь Мегиддо, сейчас расположена тюрьма. Заключенный случайно обнаружили древние камни, что в 2005 году привело к археологическим раскопкам, во время которых были найдены несколько христианских артефактов и хорошо сохранившаяся мозаика. Слова, написанные на мозаике, были на греческом языке. Есть на ней и изображение рыбы — раннего символа христианства.

Церковь Дура-Эвропос, Сирия (ок. 233 г. н.э.)

Церковь Дура-Эвропос, вероятно, является самой старой христианской церковью из существующих. Однако считается, что до того, как здание начали использовать как церковь, здесь был частный дом. Сегодня это руины, полностью раскопанные в течение 1920-х и 1930-х годов французскими и американскими археологами. Во время раскопок были сняты несколько фресок, которые можно увидеть в художественной галерее Йельского университета.


фото

Песни у костра - Церковь, аккорды для гитары

   C   Em        Am
   Ночью церковь старая пуста
    C       Em    Am
   Лишь лампада тусклая мерцала
    Dm            Em    Am         
   Пред лицом распятого Христа       
    C       Em       Am              
   На коленях девушка стояла       
    Dm            Em    Am         
   Пред лицом распятого Христа       
    C       Em       Am              
   На коленях девушка стояла       

   C   Em        Am
   Боже, пред тобою я грешна,
   C   Em        Am
   Он любил, а я вдруг разлюбила,
    Dm            Em Am         
   Налила с отравою вина,
   C   Em        Am
   Парня молодого загубила...
    Dm            Em Am         
   Налила с отравою вина,
   C   Em        Am
   Парня молодого загубила...

   C   Em        Am
   Так в ночи, в полночной тишине
   C   Em        Am
   На коленях девушка стояла
    Dm            Em    Am         
   И не слышала, как за спиной
   C   Em        Am
   Дверь большая тихо отворялась.
    Dm            Em    Am         
   И не слышала, как за спиной
   C   Em        Am
   Дверь большая тихо отворялась.

   C   Em        Am
   Обернувшись, вскрикнула она,
   C   Em        Am
   В ужасе закрыв лицо руками -
    Dm            Em    Am         
   Перед ней шатаясь он стоял,
   C   Em        Am
   Бледный парень с желтыми глазами
    Dm            Em    Am         
   Перед ней шатаясь он стоял,
   C   Em        Am
   Бледный парень с желтыми глазами

   C   Em        Am
   Я уйду, но ты уйдешь со мной,
   C   Em        Am
   Будем спать с тобой в могиле сладко,
    Dm            Em   Am         
   И своей дрожащею рукой
   C   Em        Am
   Нож вонзил ей в грудь по рукоятку.
    Dm            Em   Am         
   И своей дрожащею рукой
   C   Em        Am
   Нож вонзил ей в грудь по рукоятку.

   C   Em        Am
   Так они лежали до утра,
   C   Em        Am
   И смешалась кровь с ее слезами,
    Dm            Em    Am         
   И на это со стены смотрел
   C   Em        Am
   Благодетель с кроткими глазами...
    Dm            Em    Am         
   И на это со стены смотрел
   C   Em        Am
   Благодетель с кроткими глазами...

   C   Em        Am
   Ночью церковь старая пуста,
   C   Em        Am
   Лишь лампада тусклая мерцала,
    Dm            Em    Am         
   Пред лицом распятого Христа
   C   Em        Am
   На полу два трупа лишь лежало...
    Dm            Em    Am         
   Пред лицом распятого Христа
   C   Em        Am
   На полу два трупа лишь лежало...

Ежова Ирина - Церковь, аккорды для гитары

C           E      Am  Am  
Ночью церковь старая пуста     
C              E      Am      Am
лишь лампада тускло в ней мерцает    
Dm         E        Am  Am  
пред лицом распятого Христа     
C          E       Am  Am
на коленях девушка рыдает

C           E      Am  Am  
Боже пред тобою я грешна 
C           E      Am  Am  
он любил, а я вдруг разлюбила
Dm         E        Am Am  
подлила с отравою вина 
C           E      Am Am  
парня молодого погубила

C           E      Am  Am  
И вот так в полночной тишине 
C           E      Am  Am  
на коленях девушка молилась
Dm         E        Am  Am  
и не слышала как за спиной 
C           E      Am  Am  
дверь большая тихо отворилась

C           E      Am  Am  
Оглянувшись, вскрикнула она 
C           E      Am  Am  
в ужасе закрыв лицо руками 
Dm         E        Am  Am  
перед ней шатавшийся стоял
C           E      Am  Am  
парень с мутными глазами

C           E      Am  Am  
я умру, но ты умрешь со мной
С         E        Am  Am  
будем спать в сырой могиле сладко!
Dm         E        Am Am  
и своей дрожащею рукой 
C           E      Am  Am  
в грудь вонзил ей нож до рукоятки

C           E      Am Am  
Так они лежали до утра
C           E      Am  Am  
и смешалась кровь с ее слезами 
Dm         E        Am  Am  
и на это все со стены смотрел 
C           E      Am  Am  
благодетель с кроткими глазами

C           E      Am  Am  
ночью церковь старая пуста
C           E      Am  Am  
лишь лампада тусклая мерцает
Dm         E        Am  Am  
пред лицом распятого Христа
C           E      Am  Am  
парочка влюбленных умирает

режим работы 2019 и стоимость билетов, описание и официальный сайт

Старая церковь Делфта пережила на своем веку множество перестроек и реставраций, бедствий и войн, золотые времена и процветание. Это не только храм, но и памятник многовековой истории, одна из самых посещаемых достопримечательностей Делфта.

Первая церковь на этом месте была построена в 1050 году из туфа и имела размеры 30 на 12 метров. В 1240 году Бартоломеус ван дер Маде начал первую перестройку и расширение Старой церкви, поэтому она получила имя его покровителя – Святого Бартоломея. Строительство храма заканчивается только в 14 веке и посвящена уже Святому Ипполиту – покровителю Делфта. После реформации она получает имя «Старая церковь» - в противоположность от Новой церкви на Рыночной площади.

Во время Иконоборческого восстания в 1566 и 1572 годах неистовствующие толпы врываются в здание и тогда церковь обретает свой нынешний, довольно скромный вид. После восстания Новая и Старая церкви становятся протестантскими.


Режим работы Старой церкви в Делфте в 2019 г.

  • С апреля по октябрь
    • с понедельника по субботу - с 9:00 до 18:00
    • воскресенье - выходной день
  • С ноября по январь
    • с понедельника по пятницу - с 11:00 до 16:00
    • суббота - с 10:00 до 17:00
    • воскресенье - выходной день
  • Февраль и март
    • с понедельника по субботу - с 10:00 до 17:00
    • воскресенье - выходной день

Стоимость билетов Старую церковь Делфта в 2019 г.

По одному билету можно посетить Новую церковь и Старую церковь. Всем посетителям выдается подробный буклет (есть на русском языке).

  • Только церкви
    • Взрослый - 5,50 евро
    • Дети и студенты (12-25 лет) - 4 евро
    • Дети 6-11 лет - 1,5 евро
    • Дети до 5 лет - бесплатно
  • Комбинированный билет (церкви + смотровая площадка на колокольне Новой церкви)
    • Взрослый - 8,50 евро
    • Дети и студенты (12-25 лет) - 6 евро
    • Дети 6-11 лет - 3,5 евро
    • Дети до 5 лет не допускаются на колокольню

Делфтская Пизанская башня

Строительство колокольни Старой церкви началось в 1325 году. Постройка планировалась настолько большой, что для ее строительства пришлось засыпать часть канала. На середине строительства колокольня начала наклоняться. Сначала это пытались объяснить тем, что в основание уложены коровьи шкуры, однако наиболее вероятной причиной крена является непрочный грунт. Немного подумав, строители продолжили строительство, но уже вертикально, поэтому где-то в середине башня имеет надлом и поэтому ее еще называют «Кривой Ян».

В 1900 году были обновлены 4 боковые башни, которые стоят вертикально. Всего же отклонение составляет 2 метра.

Кривая башня наводила ужас на жителей противоположного берега канала, которые опасались, что колокольня рано или поздно рухнет. Местная управа уже собиралась в 1843 году снести ее, но ограничилась ремонтом.

На башне установлен колокол Бурдон или колокол Троицы – самый большой исторический и звучащий колокол в Нидерландах. Он весит 9 тонн и имеет диаметр 2,3 метра. Сильные вибрации от Бурдона могут разрушить колокольню, поэтому бьют в него не часто.


Кафедра в Старой церкви Делфта

Кафера Старой церкви считается одной из самых красивых в Нидерландах. Она была установлена в 1548 году, автор неизвестен. Панели чаши кафедры поражают тонкой резьбой. На средней панели изображен Иоанн Креститель, на боковых - евангелисты, которых легко узнать по символам: Матфей с ангелом, Марк со львом, Лука с теленком, Иоанн с орлом.

Сейчас кафедра находится между 5 и 6 колоннами (если считать от органа). Однако много столетий до этого она располагалась в середине церкви, около 4-й колонны. Предполагается, что это спасло ее во время Иконоборческого восстания – согласно Реформации в центре должна быть библия. Литургия у алтаря, напротив, характерна для римского католичества.


Орган в Старой церкви Делфта

Фома Аквинский считал орган инструментом, который возвышает душу. Однако первые протестанты были против органной музыки во время богослужений, поэтому сломанные органы не ремонтировали, а новые не устанавливали. Община Старой церкви в Делфте считается новатором. Они посчитали, что служба без музыкального сопровождения звучит пресно, и в 1633 году было решено восстановить не работавший орган. Таким образом Делфт стал первым городом в протестантской Голландии, где службы сопровождались органной музыкой.

Сегодня в  Старой церкви 3 органа, которые созданы относительно недавно. Главный из них построен в 1857 году мастером Г.Ф. Витте. Он имеет 2832 трубы, которые способны издавать звуки от нежной флейты до тяжелого рокота. Одновременно звучащие регистры главного органа можно сравнить со стеной звука, которая поражает слушателя.


Витражи Старой церкви

В средние века большинство прихожан не могли следить за богослужением, поскольку оно велось на латыни. Витражи были своеобразными «рассказами из стекла» и использовались для образования прихожан.

Первые витражи в Старой церкви датируются 1406 годом. Однако большой  пожар 1536 года расплавил большую часть уникальных изображений.


Выдающиеся люди в Старой церкви

В храме похоронены около 400 более или менее известных нидерландцев. Например, Питер Хейн – главнокомандующий флотом во время Восьмидесятилетней войны. Надгробный памятник из единого куска мрамора украшен многочисленными деталями и скульптурой морского героя.

Мартин Тромп был первым командующим при Питер Хейне, а после его смерти стал главнокомандующим. Надгробный памятник изображает офицера в полной амуниции, голова на корабельной пушке, а тело – на штурвале. Памятник говорит об уважении  друзей и врагов – оружие является подарком короля Франции Людовика XIII, а грифоны – короля Англии Карла I.

В 18 веке в церкви было более 250 эпитафий (надписей на стене). Они не только являлись украшением, но и были источником дохода - за каждую надпись церковь получала от 25 до 50 гульденов. На сегодня осталось только 6 надписей. Обратите внимание на эпитафию Клари ван Спарвауде, которая находится на столбе у большого органа. Дочь мастера золотых дел скончалась в 1615 году, предварительно учредив фонд, который осуществлял выплаты при заключении брака бедными потомками. В 1922 году фонд пришлось закрыть, поскольку число бедных потомков, заключающих брак, увеличилось настолько, что сумма каждой выплаты составляла всего 11,35 евро.

В Старой церкви похоронен известный художник Ян Вермеер. Он умер в бедности, поэтому в церковной книге указано «ничего не уплачено». Первоначально его пришлось хоронить в семейном склепе его тещи, о чем напоминает небольшой камень в северном поперечном нефе. Только в 2007 году был установлен большой надгробный камень, украшенный медальоном Святого Луки.

Во времена французской оккупации люди выступали за равенство, свободу и братство, поэтому в начале 19 века почти со всех надгробий были удалены все символы сословий, гербы и флаги, но зато появились сколы от топоров. Лишь несколько надгробных плит сохранились в первоначальном виде и только благодаря тому, что их вовремя перевернули.


Официальный сайт Старой церкви в Делфте

oudeennieuwekerkdelft.nl

Самая древняя церковь в России: фото, описание, карта

Многих интересует вопрос: «Какая церковь самая древняя»? Самый древний храм в России — церковь Иоанна Предтечи в Керчи. Эта величественная памятка архитектуры пережила монголо-татарскую навалу, Великую Отечественную войну и антицерковное движение во времена Советского союза.

самый старый храм в России

Архитектурный стиль памятки

Самая древняя православная церковь является примером византийского архитектурного стиля, который объединил в себе лучшие традиции европейского и восточного зодчества. Строение церкви Иоанна Предтечи представлено четырьмя столбами, тремя апсидами и одним плоским куполом.

самая старая церковь России

Стены самого старого православного храма являют собой специфическое чередование белых и красных блоков. Внутренняя часть храма состоит из двух элементов: первоначального сооружения и пристройки, возведённой в конце XIX века.

История жизни самой древней церкви в России

Историки утверждают, что самая старая церковь была возведена примерно в конце VIII – начале IX столетия. Такой вывод специалисты сделали исходя из древнегреческой надписи, обнаруженной на колонне. Она утверждает, что здесь покоится человек, рождённый 752 года от Рождества Христова. Кроме того, в кладке были найдены амфоры, изготовленные в VIII-IX веках.

самая старая церковь России

В период от XV до XVIII века самый древний храм России пребывал под властью Крымского ханства и был переделан под мечеть. Однако уже в 1774 году, когда город Керчь возвратился в лоно Российской империи, церковь снова стала православным достоянием. Из рукописей того времени стало известно, что ещё в XVIII веке церковь существовала без именного посвящения, и только в начале следующего столетия храм был назван именем святого Иоанна Предтечи.

В тридцатые года XX века было принято решение закрыть самую древнюю христианскую церковь. Причиной назвали малое количество прихожан. К счастью, в пятидесятые годы в стране возобновился интерес к византийской культуре, и церковь снова открыли в 1957 году как пример архитектуры византийской эпохи.

самая старая церковь России

На этом злоключения самой старинной церкви в России не прекращаются. Хотя храм и существовал, ходили туда преимущественно крестьяне и рабочие, так как вокруг него открыли рыбный базар. Можно представить, что в шестидесятые годы старая церковь являла собой поистине жалкое зрелище – разбитые окна, заросшие мхом стены, прогнившая крыша и, главное, несносный смрад рыбных костяков.

самая старая церковь России

И только в семидесятых годах власть решила восстановить храм. Реставрационные работы проводились на протяжении четырёх лет – от 1974 до 1978 года. Руководила ими Е. И. Лопушинская.

Осуществить перестройку самой древней христианской церкви было нелегко. Чтобы купол не упал, зодчие приставили железный каркас. Также отстроили колокольни и очистили стены. Архитекторам помогали художники, заданием которых было отреставрировать древние мозаики внутренней отделки храма.

самая старая церковь России

Летом 1990 года самый старый храм в России перешел православному обществу Керчи.

На данный момент самая древняя церковь в России функционирует. Сюда можно прийти и выслушать богослужение в любое время.

Старейшая церковь на карте

Анастасия Берсенева, Валентина Фокина

Никольские церкви старой Москвы / Православие.Ru

’Церковь
’Церковь
В старой Москве церквей, освященных во имя самого чтимого на Руси святого Николая Чудотворца, было огромное число - и сохранившихся до наших дней, и разрушенных при советской власти. В числе последних помянем самую знаменитую церковь св. Николая "Большой Крест", стоявшую в самом начале Ильинки и основанную там еще до возведения Китайгородской стены в первой половине XVI века. В ней приводили к присяге - "крестному целованию" - граждан, имевших судебные тяжбы, и в храме по обету его создателей был воздвигнут огромный крест с частицами святых мощей.

Одна из ныне действующих церквей Николая Чудотворца находится на Берсеневской набережной около палат Аверкия Кириллова. Недавно отреставрированная, она похожа на пряничный теремок. Ее ныне существующее здание было возведено в XVII веке, но сама церковь появилась здесь гораздо раньше. Всю свою историю церковь была связана и с этим легендарным домом, и с этим зловещим местом. В мрачные средневековые времена Иоанна Грозного, и в советское лихолетие она оставалась здесь единственным оплотом православной веры, и прибежищем живших тут москвичей - может быть и поэтому церковь чудесно уцелела. О ней мы уже упоминали в очерке об истории церкви Похвалы Богородицы, стоявшей на противоположном берегу Москвы-реки рядом с храмом Христа Спасителя (см. нашу публикацию от 12 апреля с.г.)

Церковь Николая Чудотворца, в Берсеневке. Фото: hram.codis.ru
Церковь Николая Чудотворца, в Берсеневке. Фото: hram.codis.ru
Само название местности - Берсеневка - уже наводит на мрачное воспоминание о казненном в далеких временах московском боярине. В XVI - XVIII в.в. здесь находилась "Берсенева решетка", то есть ночная застава, запираемая и охраняемая сторожами, которые следили за порядком в городе. В годы правления Ивана III за караул в этом участке отвечал "объезжий голова" боярин И.Н. Берсень-Беклемишев, имя которого носит и одна из Кремлевских башен - Беклемишевская, потому что рядом с ней располагался его двор. Где-то там, у Москвы-реки, боярин был казнен в 1525 году - из-за неосторожной и смелой искренности с великим князем Василием III. А еще говорили, что перед смертью опальный боярин переехал из Кремля со всем своим двором на Берсеневку.

Впрочем, другая, менее обоснованная версия гласит, что название этой местности произошло от сибирского слова "берсень" - крыжовник, который мог расти в близлежащем Государевом саду на Софийке. Он был разбит еще повелением великого князя Ивана III в 1493 году, когда в пожаре выгорело все Заречье против Кремля, и государь приказал устроить там только сад, без жилых домов, дабы предостеречься от огня в городе впредь.

Уже в конце XIV века здесь, в районе Берсеневки, был монастырь под именем Никола Старый, что "на Болоте" - такое название получила эта топкая местность из-за постоянных разливов Москвы-реки и сильных дождей, которые превращали правобережную часть города в болото до постройки в 1786 году Водоотводного канала.

Видимо, с тех времен, от древнего монастыря и осталась на Берсеневке Никольская церковь - возможно даже, что она была прежде соборным храмом этой обители или одной из ее церквей. Церковь упоминается еще в 1475 году, когда была деревянной, а в 1625 году называлась "Великий чудотворец Никола за Берсеневой решеткой". А память о замосквореченском, или, как говорили в старину, зареченском монастыре Москва хранила долго - молва утверждала, что именно в него Иван Грозный заточил опального митрополита Филиппа. И будто со всей первопрестольной стекался на Болото народ и толпился у стен темницы мученика. На самом же деле митрополита держали под арестом в Богоявленском монастыре Китай-города, а предание о Берсеневке появилось из-за слухов о Малюте Скуратове. С его именем молва связывала соседние с церковью красные палаты - будто бы жил в них сам главный опричник, к которому мрачный дом перешел от того самого боярина Берсеня.

Древняя часть этих палат действительно относится к XVI веку, и возможно, что именно здесь происходили тайные и кровавые расправы над неугодными царю. В 1906 году при сооружении электрической станции здесь, неподалеку от будущего Дома на Набережной, были открыты старинные подземные помещения - настолько высокие, что в них могла поместиться лошадь, о чем свидетельствуют обнаруженные там кости. В мрачных подземельях были найдены и останки человека, и множество тисков, а вскоре рядом нашли серебряные монеты времени Грозного. Вероятно, это и были пыточные подземелья Малюты Скуратова, который жил где-то рядом. Однако в советское время могила опричника была обнаружена на противоположном берегу Москвы-реки, близ церкви Похвалы Богородицы, что оставило историкам новую загадку, - ведь в те времена умерших хоронили только в своих церковных приходах, а значит, Скуратов жил не на Берсеневке, а прямо напротив нее.

Так или иначе, но только Берсеневка в московской молве была тесно связана с Малютой Скуратовым. Еще одно предание гласит, что после Скуратова дом перешел к его зятю, Борису Годунову - царь был женат на дочери Малюты.

Лишь с середины XVII века дом и церковь на Берсеневке имеют доподлинно известную историю. В 1657 году из старых палат построил себе усадьбу думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший царскими садами в Замоскворечье. Тогда же он выстроил заново и красавицу-церковь с главным престолом, освященным во имя Св.Троицы, и с Никольским приделом, которая стала его домовым храмом. В 1695 году, уже после гибели дьяка, на ее колокольне появился колокол в 1200 пудов, отлитый самим Иваном Моториным - 42 года спустя он вместе с сыном будет отливать в Кремле печально знаменитый Царь-Колокол.

Надолго растянулось строительство палат - работы еще велись и на рубеже XVII-XVIII столетий. Полагают, что в создании их окончательного вида принимал участие знаменитый М.Чоглоков, архитектор Сухаревой башни. Однако другая, более точная версия называет автором палат Ивана Зарудного - из-за сходства декора Берсеневских палат с элементами его Меншиковой башни, построенной позднее.

После смерти царя Федора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в круг придворных лиц, которых замыслили погубить Милославские. И был дьяк убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили, и труп поволокли на Красную площадь с криками: "Расступитесь, думный едет!" Он был погребен здесь, на Берсеневке, в приходе своей домовой церкви.

Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь. Кирилловы много жертвовали на эту обитель - именно на их средства были сооружены монастырские красные стены с красивыми башнями.

С 1756 года дом на Берсеневке стал принадлежать казне: сначала здесь располагался сенатский архив, потом в нем жили сенатские курьеры, и дом именовался "Курьерским". В 60-х годах ХIХ века бывший дом Кирилловых был подарен правительством московскому Археологическому обществу, которое проводило в нем свои знаменитые публичные научные заседания.

Церковь же с середины XVIII века стала обыкновенной приходской. В 1812 году она пострадала от пожара - "обгорела" и отреставрированная, была вновь освящена в следующем году после изгнания Наполеона.

В конце 1920-х годов в бывших палатах думного дьяка разместилось общежитие строителей Дома на Набережной. А в 30-е годы в подвале под закрытой Никольской церковью были найдены старинные иконы и скелет девушки с косой и вплетенной лентой, замурованный в нишу. Увидеть страшную находку больше никому не удалось - когда открыли каменную плиту, прах вмиг рассыпался.

В 1930 году после закрытия замосквореченской церкви немедленно стали добиваться ее сноса: в тот же год уничтожили колокольню, поскольку она "затемняла" помещение соседних реставрационных мастерских. Причина же сноса была, разумеется, другой - о ликвидации церкви на Берсеневке особенно хлопотал пресловутый архитектор Борис Иофан, строивший в том месте целый архитектурный ансамбль - Дворец Советов и Дом на Набережной - как образец социалистического "дома-города" в стиле конструктивизма. По первоначальному проекту Дом должен был гармонировать с Кремлем и в замысле предполагался красно-розового цвета. Но судьба распорядилась иначе, и дом оказался мрачно-серым.

Трагедия Берсеневки продолжилась и в зловещем Доме на Набережной - пошла молва, что он был построен из кладбищенских плит с разоренных большевиками могил, и потому столь несчастно складывалась судьба его многочисленных жильцов. Это были в основном члены советского правительства, министры и их заместители, маршалы и адмиралы, на головы которых в 30-е годы обрушилась секира сталинских репрессий. Лишь единицы из них избежали казни и лагерей. Даже "покой" жителей дома вместо консьержек охраняли военные, а в маленьких подвалах-окошках первого этажа держали сторожевых собак.

Старинный Никольский храм начали разбирать - в таком соседстве с новым идеологическим центром советской столицы ему не было места. А потом строительство Дворца Советов было приостановлено, и храм чудом уцелел. В 1958 году в нем был открыт НИИ музееведения, а в 70-х годах началась его реставрация.

Богослужения в нем были возобновлены в 1992 году. На празднике Преображения того же года в церкви был отслужен молебен о мире в Абхазии. В настоящее время храм действует.

Церковь Николая Чудотворца, именуемая [Красный звон]. Фото из книги Н.А. Найденова [Москва. Соборы, монастыри и церкви]. 1882-83гг.
Церковь Николая Чудотворца, именуемая [Красный звон]. Фото из книги Н.А. Найденова [Москва. Соборы, монастыри и церкви]. 1882-83гг.
Еще одна замечательная и очень древняя, но, к сожалению, закрытая Никольская церковь Москвы находится в Китай-городе (бывший Юшков переулок, в советское время - проезд Владимирова, а с 1992 года - Никольский пер.). Она называется "Красный звон", или "у красных колоколов" - от "красного", красивого звона своих колоколов. В старину была известная поговорка: "Хлеба-соли покушать, Красного звону матушки Москвы послушать", а китайгородская Никольская церковь, как Москва, славилась своими колоколами.

Церковь безусловно принадлежит к числу древнейших московских храмов. Раньше в ней был придел во имя св. Зосимы Соловецкого, и это навело исследователей на мысль, что эту церковь, столь близкую к Кремлю, основал сам митрополит Филипп в 1566 году - в память мирных дней своего пребывания в Соловецкой обители. И когда святитель попал в опалу, Иван Грозный в ярости приказал переосвятить китайгородский храм, который и переименовали в честь св. Николая Чудотворца. А когда митрополит Филипп был причислен к лику святых, и мощи его торжественно встретили в Москве, то во время очередного обновления храма в конце XVII века С.Г.Нарышкин, чтя память святителя, вновь устроил в Никольской церкви придел в честь соловецких святых Зосимы и Савватия.

Другая история гласит, что эта церковь появилась здесь еще в 1561 году, каменной, тщанием обыкновенного китайгородского купца Григория Твердикова, а некоторые и вовсе относят его жизнь к следующему, XVII столетию. Обычная путаница истории.

В XVII веке Никольская церковь называлась "что слывет у Красных колокольниц на Посольской улице" - здесь тогда размещался Посольский двор. Ее главный престол был освящен во имя Рождества Богородицы, и здесь находилась бесценная святыня - икона Одигитрии письма Симона Ушакова.

Этот храм был известен тем, что в нем, по легенде, была захоронена голова мятежника Алексея Соковнина - начальника Конюшенного приказа, который в 1697 году участвовал в заговоре сторонников царевны Софьи против Петра I и был за то казнен. Его родственники вытребовали останки, но тело власти отправили в "убогий дом", и была погребена с почестями только отсеченная голова.

В 1858 году неоднократно перестроенную к тому времени церковь разобрали совсем и старанием купца Полякова построили новый храм, доживший до нашего времени. Возможно, его архитектором был известный Н.И.Козловский, построивший храм Всех Скорбящих Радость в Калитниках, - он точно делал иконостас новой Никольской церкви.

И самая интересная страничка в истории Никольского храма связана с его "красными" колоколами. От старомосковского названия церкви произошла легенда, будто ее колокола на диво в Москве были покрашены красной краской, но это всего лишь вымысел: покрывать священные колокола краской было бы нелепо, тем более, что колокола на Руси иногда благолепно золотили. Они так и назывались - золоченые. А были еще царские - большие колокола, отлитые по высочайшему указу, или для главных церквей, звонившие в очень большие праздники. В Кремле, например, существовал еще один "царь-колокол" весом в тысячу пудов, в который ударяли редко, в случае смерти царя или патриарха, медленно и с расстановкой, три раза. Он был отлит уже в середине XVI века и находился в особом деревянном срубе, а потом был перелит с добавлением меди, назван "Праздничным" и помещен на Успенскую звонницу.

Кроме царских и золоченых, были еще пленные, ссыльные и лыковые колокола. Один из таких колоколов и находился в Никольской церкви. Пленными назывались колокола, взятые у противника на войне в качестве трофея. Ссыльными были опальные или те же пленные колокола, которые отправлялись на окраины страны: иногда одни, а иногда вместе с попавшими в опалу или плен людьми. Так, при царе Алексее Михайловиче в глухие русские провинции были сосланы многие поляки и литовцы и вместе с ними - их пленные колокола. Лыковыми назывались опальные колокола, сначала разбитые по указу, а потом перевязанные лыком ( однако некоторые считают, что это были обычные колокола более простой отделки.)

В Никольской церкви был помещен один пленный колокол, взятый при царе Алексее Михайловиче во время войны с Польшей: 1575 года отливки, с изображением трех лилий и со старинной надписью на иностранном языке: "Вся надежда на колокол из Шена во Франции" - так представили ее перевод в виде рабочей гипотезы современные специалисты. Этому пленному колоколу "повезло" - он не был отправлен в какую-то далекую ссылку, а остался в стольном граде Москве, да еще на красивой центральной церкви. После же закрытия Никольского храма в 1927 году его передали в музей в село Коломенское.

Звон колоколов на Руси неизменно сопровождал все великие торжества, знаменовал и радостные, и печальные события. Колокольный звон созывал православный народ на церковную службу, а тех, кто не мог придти в храм, он побуждал к внутренней молитве. И согласно церковному уставу красным именовался звон колоколов на Страстной неделе. Здесь, в Никольской церкви, расположенной близко к Кремлю, все колокола были подобраны "в один тон, и звук от них был приятный", - писал один из далеких современников, слышавших ее звон. Посему эта церковь называлась еще "у хорошего звона".

В конце 1922 года Никольский храм был захвачен какой-то "Свободной трудовой церковью", в 1925 году предназначен к сносу, еще через два года закрыт, но чудом уцелел. Одно время в нем даже размещалась электроподстанция. На государственной охране церковь не состояла, и ее только включили в список объектов, предложенных к этой постановке.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *