В исламе значение снов – Сновидения в исламе. Тайная история сновидений [Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей]

Какую информацию несут в себе сновидения

Люди всегда обращали внимание на сны, придавали им большое значение. К этому их подталкивает чувство любопытства, желание узнать будущее, это часть человеческой природы. И, к сожалению, некоторые мусульмане, особенно в последнее время,  начали придавать большое значение снам. В этой статье, с помощью Аллаха, мы постараемся немного раскрыть тему сновидений.

Есть ли вообще смысл у сновидений?

Аллах упомянул имя только одного пророка в Коране, которого Он обучил толкованию снов, пониманию их значения – пророка Юсуфа (мир ему). С самого детства у него была связь со снами, так, однажды он сказал своему отцу: «Я видел во сне 11 звезд, солнце и луну, совершающими мне поклон» (сура «Юсуф», аят 4).

 إِذْ قَالَ يُوسُفُ لِأَبِيهِ يَا أَبَتِ إِنِّي رَأَيْتُ أَحَدَ عَشَرَ كَوْكَبًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ رَأَيْتُهُمْ لِي سَاجِدِينَ

Отец Юсуфа Якуб (мир ему) понял, что это не простой сон, что в нём   содержится   большой смысл, который  прояснится в будущем. Именно поэтому он велел Юсуфу (мир ему) скрыть свой сон от других его братьев, чтобы те не навредили ему. Также Пророк Юсуф (мир ему) толковал сны и других людей, например, сновидения заключённых и фараона. Источником понимания Юсуфом (мир ему) значений снов было внушение от Аллаха (ильхам), порой божественное откровение (вахью), а иногда дар, данный ему Аллахом, иначе говоря, проницательность и мудрость.

Однажды сподвижник Пророка (мир ему и благословение) по имени Убада бин ас-Самит (да будет доволен им Аллах) попросил Пророка (мир ему и благословение) объяснить значение слов Аллаха в Коране: «Верующих ожидает благая весть на этом и том свете...». Пророк (да будет доволен им Аллах) ответил ему: «Это благой сон, который снится праведному человеку или другому в пользу праведного» («Муснаду Ахмада», № 22688).

يَا رَسُولَ اللَّهِ أَرَأَيْتَ قَوْلَ اللَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى { لَهُمْ الْبُشْرَى فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ } فَقَالَ لَقَدْ سَأَلْتَنِي عَنْ شَيْءٍ مَا سَأَلَنِي عَنْهُ أَحَدٌ مِنْ أُمَّتِي أَوْ أَحَدٌ قَبْلَكَ قَالَ تِلْكَ الرُّؤْيَا الصَّالِحَةُ يَرَاهَا الرَّجُلُ الصَّالِحُ أَوْ تُرَى لَه

 В другом хадисе, переданном Абу Хурайрой, говорится: «Не осталось из пророчества ничего, кроме предвещающих благое. Тогда Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Что же предвещает нам это?». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это- благой сон» («Сахих аль-Бухари» № 6475).

حَدَّثَنَا أَبُو الْيَمَانِ أَخْبَرَنَا شُعَيْبٌ عَنْ الزُّهْرِيِّ حَدَّثَنِي سَعِيدُ بْنُ الْمُسَيَّبِ أَنَّ أَبَا هُرَيْرَةَ قَالَ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ لَمْ يَبْقَ مِنْ النُّبُوَّةِ إِلَّا الْمُبَشِّرَاتُ قَالُوا وَمَا الْمُبَشِّرَاتُ قَالَ الرُّؤْيَا الصَّالِحَةُ

В ещё одном изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что Джабир (да будет доволен им Аллах) слышал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Сон верующего, праведного человека есть часть пророчества» («Муснаду Ахмада» № 14681)

 رُؤْيَا الرَّجُلِ الْمُؤْمِنِ جُزْءٌ مِنْ النُّبُوَّةِ

 Эти и многие другие доводы говорят, что сон порой может иметь смысл и даже быть вестником неких событий, которые произойдут в будущем в жизни человека, которому он приснился.

Источники сновидений

Источников снов три:

1. Сон от Аллаха.

2. Сны от шайтана.

3. Мысли и воображение (хадису-н-нафс)

Сон от Аллаха, или «вещий сон»

Сновидение, источником которого является Аллах, бывает истинным, такой сон всегда имеет смысл и сбывается. Сновидения пророков всегда имеют смысл и сбываются, потому они являются либо откровением (вахью), либо внушением (ильхам) от Всевышнего.  Сны праведников тоже, зачастую, бывают вещими, особенно ближе к Судному дню.  Доводам в пользу того, что сны Пророков (мир им) бывают вещими являются вышеприведённая история о пророке Юсуфе (мир ему), изречения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и история пророка Ибрахима (мир ему), которая тоже повествуется в самом Коране: (смысл): «Ибрахим (мир ему) сказал: «Сынок мой, я видел во сне, как предаю тебя в жертву ради Аллаха, что ты думаешь об этом?» (сура «ас-Саффат», аят 102).

قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانْظُرْ مَاذَا تَرَى

Сон от шайтана

Как правило, сны, источником которых является шайтан, бывают пугающими, вселяющими в человека тревогу, грусть и сомнения. Примеры такого сна: человек видит, что он падает с высокой горы, что его убивают, он тонет, душат и т.п. Шайтан пытается навредить человеку хотя бы во сне, когда не может сделать этого наяву. И об этом Аллах в Коране сказал:

(смысл): «Воистину шайтан наущает верующим дурное, чтобы опечалить их» (сура аль-Муджадаля», аят 10).

 إِنَّمَا النَّجْوَى مِنَ الشَّيْطَانِ لِيَحْزُنَ الَّذِينَ آمَنُوا

 В таких случаях, проснувшись от кошмара, надо трижды произносить «аузубилляхи мина-ш-шайтани-р-раджим», каждый раз поплёвывая, поворачивая голову влево. 

Также очень желательно читать «муаввизатайн» (суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), суру «аль-Ихляс» (кулху) и аят «аль-Курси» (255 аят суры «аль-Бакара»).

Как свести к минимуму сновидения от шайтана?

Чтобы оградить себя от снов от шайтана и физического зла от него, необходимо ложиться спать при обязательном омовении   или обновив его, при необходимости. Также каждую ночь очень желательно сомкнуть кисти рук как во время дуа и читать на них «муаввизатайн» (суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), суру «аль-Ихляс» (кулху) и аят «аль-Курси» (255 аят суры «аль-Бакара»), а затем провести ладонями по всему телу. Очень важно не ложиться спать без чтения Корана и молитв (азкары, вирды). Если человеку будет суждено умереть во сне, то он умрёт поминающим Аллаха. Довольно многие люди позволяют себе ложиться спать без омовения, не прочитав никаких молитв, есть и такие, кто засыпает под музыку и потом ещё жалуются на то, что им снятся кошмары. Ведь известно, что музыка манит шайтана не хуже красивого чтения Корана для верующего. 

Мысли и воображение (хадису-н-нафс)

Третьим источником снов являются его мысли и воображение. Довольно часто человеку снится то, чем он занимается, о чём много говорит, думает … К примеру, когда человек обсуждает кого-либо или что-либо, это может ему присниться. Может обсуждать с друзьями какую-нибудь машину, а затем увидеть её во сне; может планировать поездку и после увидеть её во сне и т.п. Такой сон не имеет ни значения, никакого-либо влияния, иначе говоря, это всего лишь человеческая фантазия и игра воображения.

Сонники и исламские сонники

Сегодня на прилавках книжных магазинов с легкостью можно найти так называемые сонники, встречаются и, якобы исламские, сонники. Однозначно могу сказать, что пользы от этих сонников, в том числе и так называемых «исламских» нет! Поэтому не стоит их покупать и вообще   тратить время на их чтение. Они бесполезны, потому что в лучшем случае составлены из отрывков историй, в которых некие праведники и мудрецы толковали сны обратившихся к ним людей, которым приснился тот или иной сон. Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что сонники составляются таким образом в лучшем случае, в иных же случаях они попросту придумываются ради жажды заработать деньги на их продаже.

Так, например, однажды к Ибн Сирину (да смилуется над ним Аллах) пришёл некий человек и сказал, что видел себя во сне призывающим (к молитве). Ибн Сирин (да смилуется над ним Аллах) растолковал его сон так, что он в ближайшем будущем совершит хадж [паломничество в Мекку]. Однако, когда к Ибн Сирину (да смилуется над ним Аллах) пришёл другой человек и рассказал ему про такой же сон, Ибн Сирин (да смилуется над ним Аллах) заявил, что он вор! Сон первого был растолкован таким образом, потому что он был праведным человеком. Аллах в Коране сказал: (смысл) «И призови, о Ибрахим, людей к хаджу…» (сура «аль-Хадж, аят 27).

 وَأَذِّنْ فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ

 Что же касается второго, то он был нечестивцем, грешником и это было известно всем. В Коране сказано: (смысл) «<…> затем воззвал один из них: «О караван, да вы воры»» (сура «Юсуф», аят 70). 

ثُمَّ أَذَّنَ مُؤَذِّنٌ أَيَّتُهَا الْعِيرُ إِنَّكُمْ لَسَارِقُونَ

 Как ясно из этого случая, даже один и тот же сон может иметь совсем разное значение для разных людей.

 Можно ли рассказывать свой сон?

Когда человеку снится какой-нибудь удивительный сон, ему не следует рассказывать его. Можно рассказать алиму или хорошему и честному человеку, который любит тебя и желает для тебя только блага, и который может дать тебе хороший совет.  Но ни в коем случае не рассказывайте о своих снах всем подряд, людям, которые не отвечают вышеприведённым критериям. Ибо Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «

Сон привязан к лапке птицы до тех пор, пока тот, кому он приснился не расскажет его. А когда он расскажет его другому, он упадет (т.е. может не сбыться). И не рассказывай свой сон никому, кроме алима, искреннего советчика, умному и проницательному. Благой сон есть 1/46 часть пророчества»  («Джамиуль-ахадис», № 12813).

الرؤيا معلقة برجل طائر ما لم يحدث بها صاحبها فإذا حدث بها وقعت فلا تحدثن بها إلا عالمًا أو ناصحًا أو لبيبًا والرؤيا الصالحة جزءًا من ستة وأربعين جزء من النبوة

Если Вам приснился благой сон и Вам есть с кем поделиться им, естественно, им должен быть любящий Вас и желающий Вам только добра человек, можете рассказать его. А если Вам приснился плохой сон, никому не рассказывайте его!

Сунна Пророка (мир ему) в случае плохих снов

16:13 , 30 сентября 2015

105733

Что делать верующему, если приснился плохой сон?

Что делать верующему, если приснился плохой сон?

Сны могут относиться к одной из трех категорий:

  1. Видения или сны от Аллаха.
  2. Попытки шайтана напугать нас.
  3. Работа нашего подсознания.

Об этих трех категориях сказано в хадисе, переданном Сахих Муслим. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Когда приблизится Судный день, сны верующего уже почти не будут лгать».

«Когда приблизится время, сновидения верующего почти всегда будут находить свое подтверждение. И самые правдивые сновидения будут видеть самые правдивые из вас в речах. Ведь сновидения верующего являются одной из сорока шести частей пророчества. А то, что имеет отношение к пророчеству, не является ложным. А сны бывают трех видов:

  1. Сны от Аллаха.
  2. Горестные сны от шайтана.
  3. Сны, связанные с тем, что человек думает, когда он бодрствует, а затем видит это во сне».

В хадисе сказано: «Если кто-нибудь из вас увидел сон, который ему нравится, то это только от Аллаха Всевышнего. Так пусть же он воздает Аллаху хвалу за это и рассказывает другим о нем».

Пророк Мухаммад (мир ему) говорил, что «Сон в когтях птицы», так как является сокровенным и тайным посланием от Всевышнего, рассказывать которое было бы неправильно.

Также посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Сновидение бывает трех видов! Из них то, что от шайтана из числа ужасов, которыми он печалит сынов Адама. Из них то, что заботит человека, когда он бодрствует, а затем видит это во сне. И из них то, что от Аллаха, что является одной из сорока шестой части пророчества».

Каждый хочет знать, что значит его сон. Но толкование сна – очень деликатное дело, так как сон – это очень скрытое и священное, и, как все священное, очень сакрально и скрытно. В любой ситуации мусульманин обращается к Корану и сунне, и в хадисах посланника Аллаха (мир ему) о снах сказано:

  1. Пророк (мир ему) сказал: «Хорошие сны от Аллаха, а плохие – от шайтана. Если кто-нибудь видит сон, который испугал его, пусть сплюнет влево три раза и ищет убежища у Аллаха от шайтана, и сон не причинит ему вреда».
  2. Пророк Мухаммад (мир ему) объяснил разницу между хорошими и плохими снами. Он сказал: «Если кто-нибудь из вас видит такие сны, которые ему нравятся, это только от Аллаха Всевышнего. Так пусть же он воздает Аллаху хвалу за это и не рассказывает об этом никому, кроме тех, кого он любит. Но если он видит сон, который ему не нравится, то он – от шайтана, пусть не рассказывает о нем никому и он не принесет вреда».
  3. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Если кто-либо из вас увидит плохой сон, то пусть не рассказывает об этом никому. Пусть встанет и совершит молитву».
  4. В хадисе сказано: «Поистине, величайшими видами лжи являются: объявление человеком себя сыном не своего отца; заявление о том, что он видел во сне то, чего на самом деле не видел; и приписывание посланнику Аллаха того, чего он не говорил!»
  5. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «В мире ином на того, кто станет рассказывать о том, чего на самом деле он во сне не видел, будет возложена обязанность связать узлом два ячменных зерна, чего он никогда сделать не сможет!»
  6. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Не рассказывайте сон никому, кроме ученого или искреннего наставника!»
  7. В хадисе сказано: «Поистине, сновидение станет таким, как было истолковано! Пример этому – человек, который поднял ногу и ждет, пока опустит ее. И если кто-либо из вас увидел сон, то пусть не рассказывает о нем никому, кроме ученого или искреннего наставника».

Согласно хадису, можно сказать, что человек, который увидел неблагоприятный сон, должен:

  1. Он должен знать, что это сон от шайтана, который хочет вызвать тоску, он не должен придавать значения такому сну.
  2. Он должен просить помощи у Аллаха от шайтана и произнести «Аузу билляхи минаш-шайтанир-раджим» – «Я прошу у Аллаха помощи (защиты) от шайтана».
  3. Он должен искать помощи у Аллаха от зла его сна.
  4. Он должен плюнуть три раза влево.
  5. Не нужно рассказывать о таком сне.
  6. Следует перевернуться на другой бок, так если человек спал на левом боку и ему приснился плохой сон, то нужно перевернуться на правый бок и наоборот.
  7. Нужно встать и помолиться.

В таком случае, ИншаЛлах, сон не навредит человеку.

А Аллах знает лучше.

Сайда Хайат

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Почему в Исламе нельзя рассказывать о своих снах?

17:45 , 17 октября 2019

3587

В исламе сны бывают трех видов – сны от Аллаха, сны от шайтана, и подсознательные сны.

В исламе сны бывают трех видов – сны от Аллаха, сны от шайтана, и подсознательные сны.

Аллах забирает души в момент смерти, а ту, которая пока не умирает, — во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (39:42).

Ежедневно на протяжении всей своей жизни Аллах предопределил человеку определенный промежуток для отдыха, выделил ночь для сна и накопления сил для предстоящего дня. Ночь – особенное время, когда весь мир затихает, чтобы проснуться новым днем, стирается грань между вчера и сегодня, а человек погружается в таинственный мир сновидений.

Красочные и пугающие, радостные и страшные, таинственные и вещие –. наше сознание переносится в мир снов и начинается совершенно другая жизнь, где встречается прошлое и будущее, происходят невероятные события, оживают те, кто покинул нас. В этом чудесном явлении – значение Всевышнего Аллаха.

Иногда сны приводят в замешательство, и мы не знаем как реагировать. В исламе сны бывают трех видов – сны от Аллаха, сны от шайтана и подсознательные сны. Сны от Аллаха могут предвещать события, указывать на важные моменты в жизни, остерегать от чего-то, быть напоминанием, в любом случае несут в себе благо. Сны от шайтана пугают, а подсознательные сны связаны с тем, что человек думает на протяжении дня.

Можно ли рассказывать о своих снах?

Согласно хадисам, если человек увидел хороший сон – то есть сон от Аллаха, ему следует возвеличить Всевышнего и можно рассказать о нем близкому человеку.

«Если кто-нибудь из вас увидел сон, который ему нравится, то это только от Аллаха Всевышнего. Так пусть же он воздает Аллаху хвалу за это и рассказывает другим о нем» (Бухари).

Если человек увидел сон от шайтана, или кошмар, о нем не стоит никому рассказывать. В таком случае следует прочитать дуа, возвеличить Аллаха и забыть этот сон. Если верующий будет слишком много внимания уделять такому сну, значит, он поддается уловке шайтана, цель которого лишить верующего спокойствия.

«Если кто-нибудь из вас видит сон, который ему не нравится, то он – от шайтана, пусть не рассказывает о нем никому, и он не принесет вреда» (Бухари).

Почему нельзя рассказывать о своих снах?

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Сон – в когтях птицы, пока человек не расскажет его». То есть сны являются настолько тонкой материей, что будут исполнены, исходя из того, как о нем подумают. И подобно любой вещи, дарованной от Аллаха, сны имеют сакральное значение и должны оберегаться.

«Поистине, сновидение станет таким, как было истолковано! Пример этому – человек, который поднял ногу и ждет, пока опустит ее. И если кто-либо из вас увидел сон, то пусть не рассказывает о нем никому, кроме ученого или искреннего наставника» (Анас).

Для тех, кто хочет увидеть Пророка Мухаммада (ﷺ) во сне…

Islam-Today

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

3 вида снов с точки зрения Ислама

3 вида снов с точки зрения Ислама

3 вида снов с точки зрения Ислама

Вот Йусуф сказал своему отцу: «О мой отец! Я видел (во сне) одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они поклонились мне». Он сказал: «О сын мой! Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они замыслят против тебя дурное. Воистину, сатана – явный враг человеку. Твой Господь изберет тебя, научит тебя толковать сны и одарит совершенной милостью тебя и род Йакуба, подобно тому, как еще раньше Он одарил совершенной милостью твоих отцов Ибрахима и Исхака. Воистину, твой Господь – Знающий, Мудрый» (Сура «Йусуф», аяты 4-6)

Если в спящем состоянии человек видит какие-то образы и события, то это называется сновидением. Сны характеризуют наше душевное состояние и не имеют четко очерченных границ. Завеса таинственности над ними до сих пор не раскрыта. Несмотря на некоторую путаницу, которую мы наблюдаем во время сновидений, люди в течение всей истории старались толковать сны, стремились разгадать их смысл.

Как видно из приведенных аятов, в Коране повествуется о вещем сне пророка Йусуфа (а.с.). В нем также говорится о том, что Всевышний Аллах сделал правдивым сон, увиденный нашим Пророком, или доподлинно его исполнил. (Сура «Фетих», 48:27). В хадисах также говорится о том, что правдивый сон мусульманина составляет сорок шестую часть пророчества. Таким образом, обращено внимание на важность внушенных Аллахом сновидений. (Бухари, “Табир”, 1-5; Муслим, “Книга сновидений”, 3-9).

В исламских источниках речь идет о трех видах снов:

  1. Рахмани (божественный) сон. Этот вид сновидений называют правдивыми. Такие сны представляют собой истинные внушения, приходящие от Аллаха посредством ангелов. Хазрати Пророк дал им название “мубашшират”, что значит «добрые вестники». Он говорил, что хоти приход пророков и завершился, но остался мубашшират, то есть правдивые сны мусульман. (Бухари, “Табир”, 5; Муслим, “Книга сновидений”, 2-3). Эти сны будут для людей указателями пути и осветят им дорогу.
  2. Шайтани (сатанинский) сон. Это лживые сновидения, рожденные в результате запугивания, обмана и искушения шайтана. Они толкают людей к совершению злодеяний. Такие сны не рекомендуется рассказывать другим и толковать.
  3. Нафсани сон. Они являются порождениями нафса, темной стороны нашей души. Возникают такие сновидения под влиянием повседневных забот, наших страстей и пустых мечтаний, а также в результате испытуемых нами во время сна внешних воздействий.

В Коране говорится о толковании снов (сура «Йусуф», 12:43-46) и что пророк Йусуф (а.с.) был этому обучен (сура «Йусуф», 12:6, 21). Также зафиксирован такой факт, что после утреннего намаза наш Пророк спрашивал о том, видел ли кто-нибудь сны, а затем приступал к их толкованию. (Бухари, “Табир”, 47; Абу Дауд, “Иман”, 10). Если он сам видел сон, то рассказывал его, после чего кто-то из сахабов или сам Пророк толковали этот сон. Когда люди рассказывали хорошие сны и толковали их, Пророк приветствовал это. Но он не хотел, чтобы люди рассказывали и толковали плохие сны.

Йусуф (а.с.) был обучен толкованию снов и истолковал сны тех, кто сидел в зиндане вместе с ним:

«Вместе с ним в темницу попали двое юношей. Один из них сказал: “Я видел, что выжимаю виноград”. Другой сказал: “Я видел, что несу на голове хлеб, который клюют птицы. Поведай нам толкование этого, ибо мы считаем тебя одним из праведников”. Он сказал: “Не успеют принести еду, которой вас кормят, как еще раньше я растолкую ваши сновидения. Это – часть того, чему научил меня мой Господь. Воистину, я отрекся от религии людей, которые не веруют в Аллаха и не признают Последнюю жизнь. Я последовал за верой моих отцов Ибрахима, Исхака и Йакуба.

Нам не подобает поклоняться никому, кроме Аллаха. Такова милость Аллаха к нам и к человечеству, но большинство людей неблагодарны. О мои товарищи по темнице! Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный? Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого. О мои товарищи по темнице! Один из вас будет разливать вино для своего господина, а другой будет распят, и птицы будут клевать с его головы. Дело, о котором вы спрашивали, уже предрешено”» (Сура «Йусуф», 12:36-41).

А еще сообщается о том, что Йусуф (а.с.) растолковал сон правителя:

«Царь сказал: “Я видел, как семь тощих коров пожирают семерых тучных, а также семь зеленых колосьев и семь высохших. О знатные люди! Разъясните мое видение, если вы умеет толковать сны”. Они сказали: “Это – бессвязные сны! Мы не умеем толковать такие сновидения”. Но тот из двух людей, который спасся, вдруг вспомнил его спустя много времени и сказал: “Я расскажу вам его толкование, только пошлите меня”. Он сказал: “О Йусуф! О правдивый муж! Поведай нам о семи тучных коровах, которых пожирают семь тощих, а также о семи зеленых колосьях и семи высохших, чтобы я вернулся к людям. Быть может, они уразумеют”» (Сура «Йусуф», 12:43-46).

Йусуф же сказал: «Семь лет подряд вы будете усердно сеять. То, что вы пожнете, оставляйте в колосьях, за исключением небольшого количества, которое вы будете есть. Затем наступят семь тяжелых лет, которые поедят то, что вы приготовите для них, кроме небольшого количества, которое вы сбережете. Вслед за ними наступит год, когда люди получат обильные дожди и будут выжимать плоды». (Сура «Йусуф», 12:47-49). Так пророк Йусуф (а.с.) растолковал сон правителя.

В наши дни мы являемся свидетелями того, как некоторые люди превращают толкование снов в прибыльную профессию и вводят людей в заблуждение, вкось и вкрив толкуя сны. Нельзя доверять таким людям и верить тому, как они истолковали ваши сны.

Стоит отметить, что сновидения и толкования не дают точных знаний, кроме снов пророков и их же толкований. По этой причине будет неправильным устанавливать или отменять религиозные решения, опираясь лишь на сновидения, а также в соответствии с ними направлять свою жизнь. Как само сновидение, так и его толкование касаются только того человека, которому оно приснилось. Поэтому неприемлемо, чтобы другие люди на основе этого толкования принимали какие-то решения.

Islam-Today

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Толкование снов в Исламе: Молитва во сне

МолитваБывает трех видов — обязательная, сунна (желательная) и добровольная.
Когда выполняется молитва сунна — это говорит о чистоте сновидца, его стойкости в испытаниях, а также означает проявление в нём наиболее хороших и достойных качеств согласно изречению всевышнего — «был для вас в посланнике аллаха хороший пример».
Соблюдать сунну, проявляя к ней всю полноту уважения — указывает на сострадание сновидца к творениям божьим и его великодушие к детям и к тем, кто находится на его попечении или его защитой.
Он окружит их своей теплотой и заботой, обеспечивая их пищей и одеждой, сверх того, что требуется.
Также увидевший такой сон обязан стремиться к тому, чтобы помогать друзьям своим в их делах. И всё этого он обретет престиж среди людей.
Добровольная молитва — символизирует исчезновение забот, и указывает на полноту добродетели сновидца.
Если кто-то увидит сон, в котором он будто бы совершает полуденную молитву в ясный и погожий день — это будет означать, что такой человек способен стать посредником в деле, которое принесёт ему силу и славу, о чем и свидетельствует хорошая погода этого дня.
Если же всё это произойдёт в иной, непогожий день, то увидевшему такой сон — следует подготовиться к возникновение неких сложностей и трудностей.
Если кто увидит, что совершает послеполуденную молитву — это будет означать, что у него от той работы, которую он выполняет в этот день, останется не так уж и много.
Увидеть исполнение полудневной молитвы, в то время как он должен выполнять послеполуденную молитву — означает погашение прежнего долга.
Если кто увидит, что совершает вечернюю молитву — это означает, что он ревностно относится к исполнению тех дел, которые связаны с проблемами его отпрысков.
Если кто-то увидит, что он совершает молитву первой трети ночи — это означает, что он обращается с детьми своими таким образом, что вносит в их души чувство радости.
В свою очередь, дети добровольно доверяют ему свои духовные помыслы.
Увидевшего сон, в котором он совершает утреннюю молитву — характеризует желание заниматься тем делом, которое тесно связано с изменением жизненных условий, как его самого, так и его детей.
Тот, кто увидит, что колено преклонённо — совершает полуденную или послеполуденную или вечернюю молитву, тому предстоит путешествие.
Если же такой сон увидит женщина — это предвещает наступление у неё срока месячных.
У того, кто увидит, что совершает молитву в сидячем положении, не имея на то каких-либо резонных оснований, работа не будет принята.
Если же кто-нибудь увидит, что совершает молитву — ему уготовано благополучие.
Того, кто увидит себя, совершающим молитву, сидя верхом на лошади, охватит неописуемый испуг.
Увидеть сон, в котором имам совершит молитву среди людей, сидя, как и они на лошадях в период военных действий — означает несомненную победу молящихся.
Увидевший себя молящимся на пашне — сможет с помощью аллаха оплатить часть долга.
Тот, кто увидит себя, совершающим молитву в отхожем месте, совершит какой-то грех.
Говорят, что он может даже совратить маленького мальчика.
Кто увидит, что время предписанной молитвы вышло, а ему так и не удалось найти подобающего для её исполнения места — тот не может надеяться на удачу получить нечто такое, что ему хотелось бы получить.
Если кто-то увидит, что он совершает коллективный намаз, при котором ряды молящихся равны, и все они многократно произносят хвалу аллаху — это будет соответствовать речению всевышнего — «поистине, мы стоим рядами, и мы ведь произносим хвалу».
Если кто-то увидит, что раньше времени прекращает обязательную молитву — это означает, что такой человек пренебрегает некоторыми незыблемыми предписаниями веры.
Поклоны свидетельствуют о триумфе веры, а покаяние в грехах-об успехе в имущественных делах, о долгой жизни и спасении от опасностей.
Тот, кто сидит и произносит слова исповедания веры, освободится от забот, а его потребности будут удовлетворены.
Если кто-либо увидит то, как он дает приветствие после полного завершения ритуала молитвы — это означает, что его покинут все заботы.
Если кто-то видит, что он возглавляет группу женщин в молитве — тот будет покровителем слабых и немощных.
Увидевший себя, руководящим людьми на молитве, но при этом не способным хорошо читать коран — в реальной жизни домогается того, что не может отыскать.
Обратиться с известной просьбой — означает обязанность соблюдать предписанную молитву, а обращаться с мольбой без упоминания имени аллаха это всё равно, что совершать молитву лицемерно.
Увидевший, как он будто бы обращается с личной просьбой — получит сына согласно высказыванию всевышнего — «вот воззвал он к господу своему голосом тайным».
Если кто-то видит, что обращается к господу своему, подвергаясь притеснениям, спасётся согласно словам всевышнего — «вот воззвали они во мраке».

К чему снится ислам — значение сна ислам по соннику

Ислам по Исламскому соннику

Ислам — кто бы из мусульман не увидел во сне, что принимает Ислам, может быть уверен в своей искренности и чистосердечности.

Ислам — Если же он увидит такой сон повторно, то избежит всех бед и несчастий.

Снится ислам — Не мусульманин, увидевший себя во сне принимающим Ислам или благодарящим Аллаха или молящимся у Каабы, станет мусульманином.

Что означает Закят в Исламе — во сне он указывает на прирост имущества и его удваивание. И еще Закят в Исламе во сне указывает на многочисленную выгоду и пользу, повышение степени его достоинства и защиту от бед и несчастий.

Что означает Замзам в Исламе — кто увидит во сне, что пьет воду Замзам в Исламе, то это признак исцеления от болезней, особенно, если он выпьет ее ради чего — то определенного как, например, для приобретения денег или знаний, то он достигнет этого.

Что означает Зафиран в Исламе — во сне он указывает на яркую похвалу и прекрасные отзывы людей о том, кто увидит его.

Что означает Идрис в Исламе — если кто — либо увидит во сне Идриса а.с, тот будет пожалован благочестием и одарен благом.

Что означает Исмаил в Исламе — кто увидит его во сне, достигнет главенства и красноречия, и построит мечеть ради довольства Аллаха им. Иногда его видение указывает на человека, который дал ему обещание в чем — либо, и он в этом искренен и честен.

Снится Ислам — Увидевшего Исмаила в Исламе, во сне, также постигнут трудности, связанные с его отцом, но затем Всевышний избавит его от таковых.

Что означает Ридван в Исламе — ангел Ридван в Исламе — это страж Рая, и его видение во сне — предвещает постоянную радость и милость, жизнь в достатке и довольство Аллаха. Если кто-то увидит во сне Ридвана, хранителя входа в Рай в Исламе, то к нему придут радость, благоденствие и аромат жизни, пока он будет жив, и он избежит бед, по словам его Всевышнего: «…И скажут им стражи его: «Мир вам!»…»

Что означает Салих в Исламе — кто увидит во сне Салиха, а.с, в отношении того обстоит такое же дело, как и с теми, кто увидит Худа, а.с.

Сколько сейчас на статье: 0
Сколько просмотров за сегодня: 1
Сколько всего было просмотров: 22

Сновидения в исламе. Тайная история сновидений [Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей]

Сновидения в исламе

Чрезвычайная важность сновидений и их толкования в истории ислама подтверждается с помощью двух арабских книг. Первая представляет собой обширный биографический словарь, который составил некий Аль-Халлал в IV веке. Книга под названием «Уроки толкования сновидений» включает в себя истории жизни не менее семи с половиной тысяч человек, которые были известны как толкователи сновидений. Эта книга не только содержит множество имен мудрецов, принадлежащих мусульманскому миру, но и демонстрирует глубокое знание автором других культур, особенно греческой, иудейской и индийской [63].

Вторая книга «Мукаддима», или «Введение во всеобщую историю», была написана Ибн Халдуном в 1377 году. Ибн Халдун был выдающимся философом своего времени, человеком пытливого ума и весьма прогрессивных взглядов. За пять столетий до Дарвина он создал теорию эволюции, осмелившись предположить, что в ходе развития жизни на Земле ее низшие формы всегда стремились эволюционировать в высшие. «Последний уровень каждого вида становится первым уровнем следующего вида… Человеческий вид является высшей формой развития вида обезьян» [64]. В свою очередь люди могут достигать уровня ангелов; но пока только пророкам удавалось проникнуть в их мир.

«Мукаддима» начинается с шести длинных рассказов, в которых определяются внешние условия, оказывающие влияние на ход истории; например, речь идет о воздействии климата или географических особенностей на деятельность людей, их потребность в создании государства и природу коллективного сознания.

Шестой рассказ является самым захватывающим. Он посвящен «различным типам человеческих существ, обладающим сверхъестественным восприятием благодаря своим природным способностям или приобретенным путем тренировок, которым предшествует влияние вдохновения и сновидений» [65]. Ибн Халдун отмечает, что история человечества неразрывно связана с присутствием высших сил. Главным же требованием для возникновения цивилизации является присутствие и деятельность людей, способных ясно видеть скрытый порядок вещей и выступать посредниками между человечеством и высшими силами. В число этих людей входят сновидцы и пророки.

«Бог создал человека таким образом, что пелена, лежащая на его способности к восприятию, исчезает во время сна, который является для него естественным состоянием. Когда эта пелена спадает, душа готова познавать вещи, которые ей интересны, в мире Истины». Каждый хотя бы однажды переживал подобное состояние. «Любой человек много раз видел во сне то, что на самом деле сбывалось после того, как он просыпался. Поэтому мы уверены, что душа во сне обладает сверхъестественным восприятием». Возможное во сне «становится доступным и в других состояниях сознания, потому что природа нашего восприятия остается уникальной, а его качественные характеристики – неизменными. Бог ведет нас к истине» [66].

Мы не можем постичь истинной природы и причин разного рода событий, если только не изучим «внутреннюю сторону» истории, которая включает в себя анализ кажущихся совпадений, а также снов и воображения. Внутренние и внешние факторы всегда оказывают взаимосвязанное влияние на то, что происходит в окружающем нас мире. Случай (аль-бакхт) и совпадение (аль-иттифак) – это определения, которыми мы обозначаем «неизвестные нам причины» [67].

В этой книге дается обзор исторических событий, где сновидениям отведена самая главная роль. Историк, который стремится понять как внутреннюю, так и внешнюю логику происходящего, не должен довольствоваться изучением того, как другие видят сны и толкуют свои сновидения; он должен сам практиковать сновидение. Ибн Халдун описывает, каким образом он создавал свои сны: он объявлял о том, что хочет узнать за ночь, и укреплял свое намерение, повторяя вслух определенные формулы, известные как «сонные слова». По его словам, результаты были весьма многообещающими. «С помощью этих слов я помогал себе настроиться и увидеть чудесные сны, во время которых узнавал интересовавшие меня вещи» [68].

До настоящего времени все направления ислама характеризуются глубоким уважением к снам и видениям (между которыми редко проводится различие). «Истинное» видение во сне (аль-руйа) часто становилось залогом обретения политической или духовной власти.

Причины исламской увлеченности сновидениями обусловлены влиянием двух различных факторов. Рассмотрим сначала, какую роль сны и видения сыграли в возникновении ислама как религии. Особенно показательно в этом отношении «ночное путешествие» пророка Магомета в сопровождении Гавриила, архангела сновидений, которого мусульмане называют Джибраил. Затем обратимся к мотиву сновидений в исламских предсказательных практиках.

Одной из основ ислама является понимание того, что существует некая скрытая реальность, где происходят «истинные сновидения». Для этого либо душа сновидца совершает путешествие в скрытую реальность, либо его самого посещают настоящие проводники, которые приходят из этого мира. Самое блестящее описание этой скрытой реальности – «мост для воображения» – принадлежит перу средневековых суфийских философов Ибн Араби и Сухраварди.

Очень известный хадис (слова, приписываемые пророку Магомету) утверждает, что «сновидение – всего лишь одна сорок шестая часть пророчества» [69]. Казалось бы, такая крошечная часть не может оказать существенного влияния на общую ситуацию, однако мы так можем подумать потому, что мы не знаем ее контекста. По словам жены пророка Хадиджи, сновидение – единственное, чем Магомет занимался в течение шести месяцев, предшествовавших лаилат аль-мир ай, путешествию на небеса, откуда он вернулся с полным текстом Корана. Это путешествие сделало его пророком. После той потрясающей ночи откровения он прожил еще двадцать три года. Шесть месяцев – это 1/46 часть от двадцати трех лет. В этом контексте слова о том, что сновидение – это «всего лишь одна сорок шестая часть пророчества», свидетельствуют о его неоспоримой важности; именно сновидение является ключом и непременным условием для будущего пророчества.

По традиции Коран считается даром, полученным во время удивительного сновидения, в котором Магомет совершает путешествие по многим мирам, включая райские «сады и кущи», в сопровождении Гавриила. Гавриил, у которого «140 пар крыльев», диктует ему Коран сура за сурой (глава за главой). Именно Гавриил сопровождает Магомета в его ночном путешествии (мир ай), чтобы он смог воочию увидеть высшие миры.

Гавриил дает Магомету волшебную кобылу Бурак, которую иногда изображают в виде мула с женским лицом. Подобно человеческому разуму, Бурак упряма и норовиста, поэтому ангелу приходится успокаивать ее, прежде чем она может пронести Магомета сквозь время и пространство. Они летят в Иерусалим со скоростью мысли, поднимаются в горний мир с вершины скалы и исследуют одну за другой небесные сферы (некоторые говорят, что их было семь, другие – девять), где Магомет разговаривает с духовными учителями, когда-то жившими на Земле, а также с земными ангелами.

Гавриил оставляет Магомета у Лотосового дерева Крайнего Предела. Лотосовое дерево не похоже ни на какое другое дерево на земле. Оно обозначает внешнюю границу мира воображения; ни один разум не способен проникнуть за его пределы.

Когда Магомет возвращается в свое тело, он обнаруживает, что вода из кувшина, который его волшебная лошадь опрокинула перед началом путешествия, все еще льется на пол его пещеры. Его странствия по небесным мирам заняли меньше времени, чем требуется для опорожнения кувшина воды.

В Коране сура 8, «Добыча», повествует о двух сновидениях Магомета, которые придавали ему мужества в разгар его борьбы. Сура 12 рассказывает об истории Иосифа в Египте, утверждая, что способность Иосифа к толкованию сновидений – особенно тех из них, которые касаются будущих событий, – является признаком божественного покровительства.

Будучи правителем и военачальником, Магомет часто демонстрировал способности предсказателя или ясновидящего. Когда его спрашивали о местоположении какого-нибудь каравана, Магомет изменял свое восприятие – «приподнимал завесу» – и говорил, что тот прибудет утром; так оно и случалось [70].

Магомет начинал свой день с того, что спрашивал у своих друзей, видели ли они какие-нибудь сны, которые он мог бы истолковать. В хадисах (записанных словах и деяниях пророка) есть многочисленные упоминания о снах и их толкованиях. В собрании хадисов «Букхари» приводятся слова жены Магомета Хадиджи, утверждающей, что истоки его «божественного вдохновения» находятся в «сновидениях, которые он видит, когда засыпает». Она была уверена в том, что «его сны являются не фантазиями, а истинами, предстающими перед его глазами во всем блеске яркого солнечного дня» [71].

Помимо того влияния, которое сновидения оказали на личную жизнь Магомета, они сыграли важнейшую роль в возникновении ислама. Друг пророка Абдулла ибн Зайд услышал во сне азан, повторяющийся пять раз в день исламский призыв к молитве, именно в то время, когда Магомет и его последователи искали способ обозначения своей новой веры, который бы отличался от звучания трубы у иудеев и колокольного звона у христиан.

Способность предвидения и передачи мыслей на расстоянии также приписывалась халифам, последователям Магомета и духовным лидерам ислама. Когда халиф Умар Хаттаб читал Священное Писание, у него открылись способности к ясновидению (мукташафа), и он увидел, что враг устроил засаду одному из его генералов, Сарийе, которого он направил вместе с армией в Нихазар. Он приказал своему генералу: «Иди в гору!» За многие мили от дворца Сарийя услышал эти слова, поднялся на гору и одержал победу [72].

Традиционное исламское толкование сновидений делит все сны на три категории. «Истинное сновидение» (аль-руйа) человек получает от Бога или его пророка, и оно представляет собой проявление высшего аспекта духа или сознания. Жестокие или лживые сны посылает шайтан, дьявол. Кроме того, существует большое количество снов, не обладающих какой-либо важностью и отражающих запутанные и беспорядочные желания нафс, низшего аспекта сознания.

Сухраварди открыто заявляет о том, что невозможно дать точное толкование сновидения, если мы не знаем, какой аспект личности сновидца был задействован в этом сне. «Некоторые из них являются истинными, а некоторые – ложными» в зависимости от того, влияние какого аспекта человеческой души преобладало во время сна: нафс или высшего аспекта сознания, рух. Сновидение – это путешествие, поэтому тот факт, что сновидец может видеть нечто удаленное от него во времени или пространстве, не должен вызывать удивления: «отделившись от тела, душа (рух) знает даже о самых незначительных вещах, которые происходят в нашем мире» [73].

Сновидение, скорее всего, окажется вещим, если в нем появляется образ пророка, а его послание соответствует учению Корана и хадисам. В одном из хадисов пророк говорит: «Кто бы ни увидел меня во сне, пусть будет уверен: он видел именно меня, потому что сатана не может принять мой облик» [74]. Однако некоторые шейхи считают это заверение сомнительным, так же как средневековые церковники сомневались в явлении Иисуса или святых. Действительно, кто может сказать наверняка, был ли этот таинственный гость на самом деле тем, за кого он себя выдавал?

В исламской традиции очень часто толкование сновидений вменяется в обязанность человеку, обладающему заслуженным авторитетом, религиозному лидеру. Существует увлекательное исследование, в котором подробно говорится о жизни современной египетской мусульманской общины, ведущей совместную книгу «истинных сновидений». Амира Миттермайер, автор книги, рассказывает о том, что главенствующая роль в определении подлинности снов и их интерпретации принадлежит религиозному лидеру [75]. Однако если толкование сновидений осуществляется исключительно на правах авторитета – а их значимость остается очень высокой, – существует большая вероятность злоупотребления властью и установления контроля над разумом. Подумайте, что было бы, если бы вашим духовным лидером оказался Усама бен Ладен и он стал бы объяснять значения ваших снов так же, как делал это для членов Аль-Каиды до 11 сентября.

В хадисах содержится следующее заявление относительно снов: «Сновидение отдыхает на перьях птицы и не возымеет никакого действия, если только оно не связано с конкретным человеком». Буквально это означает, что нам следует рассказывать о своих хороших снах, но быть очень осторожными, делясь плохими, если наш рассказ способен помочь материализоваться тому, что мы увидели во сне. В любом случае, мы должны с осторожностью подходить к выбору своих советчиков («Рассказывайте свои сны только знающим людям и тем, кого вы любите») и опасаться тех, кто может использовать наши сны против нас самих.

Хадисы включают и зловещие предупреждения о том, что люди, солгавшие о своих снах, будут страдать от невыносимых мук. Вот что ждет человека, придумавшего сон, которого не было: «Тот, кто утверждает, что видел сон, и при этом лжет, должен будет [в аду] завязать узел между двумя зернами ячменя, и никогда не сможет этого сделать» [76]. Это наказание уходит своими корнями в культуру, где считалось, что сны действительно имеют огромное значение! Там, где сон может даровать авторитет и власть – даже власть царя или пророка, – было необходимо обезопасить себя от лживых сновидцев.

В мире ислама сновидение считается способом взаимодействия между миром живых и миром мертвых. Обычные слова, с которых начинаются многие мусульманские рассказы о сновидениях, – «кто-то пришел ко мне во сне» (атани атин фи ль-манам) – часто означают визит покойника. Существует множество свидетельств о договоренности между друзьями, что тот из них, кто умрет первым, должен будет выйти на связь с оставшимся в живых из загробного мира. «Книга снов» (Китаб аль-Манам) Ибн Аби Дунии (894 год) содержит триста рассказов о сновидениях, в которых фигурировали покойники. Ибн Сирин (728 год), уважаемый мусульманский толкователь сновидений, чьи книги до сих пор пользуются большой популярностью, утверждал: «Что бы ни сказал вам покойник во сне, все является правдой, поскольку он пребывает в мире истины» [77].

В древнем арабском мире существовала практика встреч во сне с умершими людьми, когда сновидец ложился спать возле их могил [78].

Умершие сопровождают сновидцев в их путешествии в рай. Там для тех, кто жил подобающим образом и достойно закончил земной путь, возведены прекрасные дворцы, где новоприбывших ожидают черноокие девы. В мусульманских сонниках счастливый покойник, обитатель рая, часто появляется в зеленых одеждах, озаренный ярким светом. Вновь и вновь подчеркивается, что умершие знают о живых людях, которые хотят получить от них известие, – на них оказывают непосредственное влияние действия и поступки оставленных друзей и членов семьи [79].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >