В нескольких фразах попытайтесь выразить собственное отношение: 12 крылатых выражений, значение которых известно не всем | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ – Предложения со словосочетанием ВЫРАЗИТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ

12 крылатых выражений, значение которых известно не всем | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Крылатые выражения помогают точнее выразить мысль, придают речи более эмоциональную окраску. Они позволяют в нескольких коротких, но точных словах выразить больше эмоций и передать личное отношение к происходящему.

АиФ.ru напоминает значения некоторых русских фразеологизмов.

Тихой сапой

Первоначально это выражение подразумевало скрытно вырыть подкоп или потайной туннель. Слово «цаппа» (в переводе с итальянского) означает «лопата для земляной работы».

Заимствованное во французский язык, слово превратилось во французское «сап» и получило значение «земляных, окопных и подкопных работ», от этого слова также возникло слово «сапёр».

В русском языке слово «сапа» и выражение «тихая сапа» означало работы, которые ведутся с особой осторожностью, без шума, для того, чтобы подобраться к противнику незаметно, в полной тайне.

После широкого распространения выражение получило значение: осторожно, в глубокой тайне и не спеша (например, «Так он тихой сапой всю еду с кухни перетаскает!»).

Ни зги не видно

Согласно одной из версий, слово «зга» произошло от названия части конской упряжи — колечка в верхней части дуги, в которое просовывали повод, чтобы не болтался. Когда ямщику нужно было распрячь лошадь, и было так темно, что этого колечка (зги) не видно было, говорили, что «ни зги не видать».

Согласно другой версии слово «зга» произошло от древнерусского «сътьга» — «дорога, путь, стезя». В таком случае смысл выражения трактуют — «так темно, что не видно даже дороги, тропы». Сегодня выражение «ни зги не видно», «ни зги не видать» означает «ничего не видно», «непроглядная тьма».

Слепой слепца водит, а оба зги не видят. (посл.)

«Над землёй висит тьма: зги не видно…» (Антон Чехов, «Зеркало»)

Танцевать от печки

Василий Алексеевич Слепцов. 1870 год Василий Алексеевич Слепцов. 1870 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Published in St Petersburg, 1903

Выражение «танцевать от печки» впервые появилось в романе русского писателя XIX века Василия Слепцова «Хороший человек». Книга вышла в 1871 году. В ней есть эпизод, когда главный герой Серёжа Теребенев вспоминает, как его учили танцевать, а требуемые от учителя танцев «па» у него никак не получались. В книге есть фраза:

— Эх, какой ты, брат! — с укором говорит отец. — Ну, ступай опять к печке, начинай сначала.

В русском языке это выражение стали употреблять, говоря о людях, у которых привычка действовать по затверженному сценарию заменяет знания. Человек может выполнить определённые действия только «от печки», с самого начала, с самого простого и привычного действия:

«Когда ему (архитектору) заказывали план, то он обыкновенно чертил сначала зал и гостиницу; как в былое время институтки могли танцевать только от печки, так и его художественная идея могла исходить и развиваться только от зала до гостиной». (

Антон Чехов, «Моя жизнь»).

Затрапезный вид

Во времена царя Петра I жил Иван Затрапезников — предприниматель, который получил от императора ярославскую текстильную мануфактуру. Фабрика выпускала материю под названием «пестрядь», или «пестрядина», в народе прозванную «затрапезом», «затрапезником» — грубое и низкокачественное сукно из пеньки (конопляного волокна).

Из затрапеза шили одежду в основном бедные люди, которые не могли купить себе что-то лучшее. И вид у таких бедняков был соответствующий. С тех пор, если человек одет неряшливо, о нём и говорят, что у него затрапезный вид:

«Сенных девушек плохо кормили, одевали в затрапез и мало давали спать, изнуряя почти непрерывной работой». (Михаил Салтыков-Щедрин, «Пошехонская старина»)

Точить лясы

Точить лясы означает пустословить, заниматься бесполезной болтовней. Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка.

Сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Однако умельцев вести такую беседу было немного и со временем выражение стало обозначать пустую болтовню:

«Усядутся, бывало, в кружок, кто на лавке, кто попросту — наземь, каждая с каким-нибудь делом, прялкою, гребнем или коклюшками, и пойдут и пойдут точить лясы да баить про иное, бывалое время». (Дмитрий Григорович, «Деревня»).

Врёт, как сивый мерин

Врать, как сивый мерин, означает говорить небылицы, ничуть не смущаясь. В XIX веке в одном из полков русской армии служил офицер, немец по фамилии фон Сиверс-Меринг. Он любил рассказывать офицерам смешные истории и небылицы. Выражение «врёт, как Сиверс-Меринг», было понятное только его сослуживцам. Однако его стали употреблять по всей России, окончательно забывая об истоках. В народе появились поговорки: «ленив, как сивый мерин», «глуп, как сивый мерин», хотя лошадиная порода к этому никакого отношения не имеет.

Бред сивой кобылы

Владимир Иванович Даль. Портрет кисти В. Г. Перова. Фрагмент. По одной из версий, выражение «бред сивой кобылы» произошло от «врёт, как сивый мерин» (по сути, эти две фразы являются синонимами)

Также существует версия, что выражение «бред сивой кобылы» пошло от имени одного учёного — Brad Steve Cobile, который как-то написал очень бестолковую статью. Его имя, созвучное со словами «бред сивой кобылы» соотнесли с научной чепухой.

По другой версии, «бред сивой кобылы» — выражение, обозначающие глупое высказывание или мысль; появилось из-за верований славян в то, что сивая лошадь (серая с примесью другого цвета) была самым бестолковым животным. Была примета, согласно которой если приснится сивая кобыла, то наяву сновидца обманут.

Андроны едут

«Андроны едут» означает ерунду, чепуху, вздор, полную бессмыслицу.

В русском языке эту фразу употребляют в ответ тому, кто говорит неправду, некстати важничает и хвастается о себе. В 1840-х на территории почти всей России андрец (андрон) означало повозку, различного рода телеги.

«А ругать тебе мой дом не приходится! — А я разве ругаю?.. Перекрестись, Петровнушка, андроны едут! (Павел Зарубин, «Тёмные и светлые стороны русской жизни»)

Бирюком жить

Выражение «бирюком жить» означает быть отшельником и замкнутым человеком. В южных регионах России бирюком называют волка. Волк издавна считался опасным для хозяйства хищным зверем. Крестьяне прекрасно изучили его повадки и привычки и нередко вспоминали их, говоря и о человеке. «Ох, и постарел же ты, братушка! — сожалеюще сказала Дуняшка. — Серый какой-то стал, как бирюк». (Михаил Шолохов, «Тихий Дон»)

Владимир Иванович Даль. Портрет кисти В. Г. Перова. Фрагмент.
Михаил Голубович в фильме «Бирюк». 1977 год.

В бирюльки играть

Бирюльки — различные маленькие предметы домашнего обихода, которые использовались во время старинной игры. Ее смысл заключался в том, чтобы из кучки игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальные. Пошевеливший соседнюю бирюльку передаёт ход следующему игроку. Игра продолжается, пока не разберут всю кучу. К началу ХХ века бирюльки стали одной из самых популярных игр в стране и были очень распространены не только у детей, но и у взрослых.

В переносном смысле выражение «играть в бирюльки» означает заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное:

«Ведь я пришел в мастерскую работать, а не сидеть сложа руки да играть в бирюльки». (Михаил Новорусский «Записки шлиссельбуржца»)

Пироги с котятами

На Руси никогда не ели кошек, разве что в сильный голод. При длительных осадах городов их жители, истощив все продуктовые запасы, люди использовали в пищу домашних животных, в последнюю очередь шли именно коты и кошки.

Таким образом, это выражение означает катастрофическое положение дел. Обычно поговорку сокращают и говорят: «Вот такие пироги», другими словами «вот такие дела».

Уйти несолоно хлебавши

Иллюстрация к сказке Шемякин суд . Гравюра на меди, первая половина XVIII века. Репродукция Иллюстрация к сказке «Шемякин суд». Гравюра на меди, первая половина XVIII века. Репродукция. Фото: РИА Новости / Балабанов

На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить её приходилось издалека по бездорожью, налоги на соль были очень высокими. Приходя в гости, хозяин солил пищу сам, своей рукой. Порой, выражая своё почтение, особо дорогим гостям, он даже пересаливал еду, а тем, кто сидел в дальнем конце стола, соли иногда не доставалось вовсе. Отсюда и выражение — «уйти несолоно хлебавши»:

«И чем больше она говорила, и чем искреннее улыбалась, тем сильнее становилась во мне уверенность, что я уеду от неё несолоно хлебавши». (Антон Чехов «Огни»)

«Упустила лисица поживу и пошла прочь несолоно хлебавши». (Алексей Толстой «Лиса и петух»)

Шемякин суд

Выражение «шемякин суд» употребляется, когда хотят подчеркнуть несправедливость какого-либо мнения, суждения или оценки. Шемяка — реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка, знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. Прославился неутомимой, упорной борьбой с великим князем Василием Темным, своим двоюродным братом, за московский престол. Сегодня, когда хотят указать на пристрастность, несправедливость какого-нибудь суждения, говорят: «Разве это критика? Шемякин суд какой-то».

Предложения со словосочетанием ВЫРАЗИТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ

Мы оформляем свою внешность, укрепляем здоровье, отдаём дань санитарии и гигиене, решаем широчайший круг профессиональных задач, знакомимся с окружающими, принимаем пищу,
выражаем своё отношение
к глобальным проблемам, разговариваем о добре и зле, признаемся в любви и занимаемся ею… сте-ре-о-тип-но. Позже с их помощью он будет выражать своё отношение к миру, проявлять эмоции с помощью жестов. Она открыто выразила своё отношение к той теме, которую представила на сцене. Это возможность, пусть и опосредованно, выразить своё отношение каждому участнику, когда нет возможности выделить много времени на вопросы и перекрестное обсуждение. Впоследствии я выразил своё отношение к малой родине в любительской поэтической форме.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: метафизика — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Посредством мифа древний человек стремился выразить своё отношение к искусству. Ему хватает доверия к себе для того, чтобы серьёзно отнестись к возникшему у него неприятному чувству и выразить своё отношение окружающим. Составители письменных текстов нередко выражали своё отношение к тексту, к его содержанию. Солдаты стали выражать своё отношение к войне самым простым и наглядным способом — дезертирством. Выразили своё отношение к происходившему весьма своеобразно. В причёсках они выражали своё отношение к событиям, происходящим в общественно-политической жизни страны. Поскольку этим судья косвенным образом выразила своё отношение к главному доказательству стороны обвинения — заключения эксперта, то у стороны защиты уже не осталось никаких сомнений относительно тенденциозности судьи. Мы сами себя мучаем. Потому что это мы оцениваем себя. Мы выражаем своё отношение к своим поступкам, результатам. Теперь, когда он так ясно выражал своё отношение к ней, настало время оставить прежнее высокомерие. Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают своё отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонации, мимики, жестов, речи. Учёные и исследователи схожи во мнении, что в понятие «ценность» заложен личностный смысл для индивидов отдельных предметов и явлений действительности, поскольку человек выражает своё отношение к тому или иному объекту. Первый предполагает анализ литературных данных по определённой теме, попытку систематизировать материал и выразить своё отношение к нему. Оно обычно используется в таких ситуациях общения, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает выразить своё отношение к тому или иному событию, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает трудности в выражении своих проблем. Поэтому практически каждый представитель постпозитивизма должен был выразить своё отношение к позитивистскому наследию. Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Писатель может выразить своё отношение к миру, к его устройству, к каким-то вещам в нём. Раздел «Ребёнок в мире изобразительного искусства и музыки» (подразделы «Изобразительное искусство», «Музыка») делает акцент на восприятие дошкольниками различных художественных и музыкальных произведений, создание устойчивого интереса, знакомство с разными средствами выразительности, развитие эмоционально-эстетических чувств, вкуса, умения в речи выражать своё отношение к увиденному и соответствующей детской деятельности. Задавая вопросы по содержанию сказки, мы стараемся, чтобы ответы детей были близки к тексту и они могли выразить своё отношение к происходящему в произведении. Как бы ты ни выражал своё отношение к образу — всё равно это есть ты в предлагаемых обстоятельствах. Ею обладают языковые единицы, с помощью которых говорящий или пишущий выражает своё отношение к предмету сообщения, к адресату сообщения, возможно, к самому себе. Мама закатила глаза, выражая своё отношение к ограничением. Она умеет одним взмахом лорнета выразить своё отношение к собеседнику. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-то другим. Чтобы выразить своё отношение к этой философии, вновь приведу ещё один жизненный эпизод, на этот раз уже из своей биографии. Думать о них ты можешь всё, что угодно. Но вслух выражай своё отношение к тому или иному человеку с осторожностью. Кто-то ведь может и так выразить своё отношение к изложенному выше, не так ли? У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. Как говорили, лучше всего выразил своё отношение к этому сообщению диктор и обозреватель английского радио. Ранний период развития характеризуется тем, что ребёнок проявляет повышенную заинтересованность к предметам и учится выражать своё отношение к окружающей действительности. Первоначально задача выразить своё отношение к элементарным событиям в жизни учёных казалась мне относительно простой, однако по мере написания она сильно усложнилась. В каждом преступлении гражданин выражает своё отношение к внешнему миру, обществу, отдельной личности11. Чехова «Тоска») — возможность беспрепятственно раскрыться, выразить своё отношение к значимым проблемам, доказать незримому партнёру по общению (психотерапевту) ценность, неординарность своей личности. Выражая своё отношение к данным подходам, следует отметить, что, разумеется, и в рассуждениях этих исследователей имеется определённый резон, однако, с их постоянным подчёркиванием единичности и уникальности каждого исторического события едва ли возможно согласиться. В выходные, по вечерам, особенно когда на улице было холодно или шёл дождь, они собирались на кухне за чашкой чая и непременно заводили разговоры об электричестве, и естественно, что каждый выражал своё отношение к нему. Если негативная новость трогает человека, он начинает отвечать на воздействие: выражает своё отношение, переживает, а значит, излучает в ответ энергию того же порядка, что и первый толчок. Также и собака: она же никогда не сможет выразить своего отношения к действиям хозяина. Он уже способен выразить своё отношение к ним. Он равнодушен к детям, редко выражает своё отношение к происходящему. Развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Продолжать воспитывать стремление выражать своё отношение к окружающей действительности. Пользуясь эмоциональностью детей, воспитатель должен выразить своё отношение к драке, объяснить, что можно делать, а что нельзя. Читая художественные произведения, следует обращать внимание детей на вежливых и невежливых героев; учить их сочувствовать положительным героям, выражать своё отношение к ним. Но при создании атмосферы любви и заботы, когда мать быстро откликается на любые проявления недовольства ребёнка, ловит его взгляд, ласкает малыша, всеми возможными способами выражает своё отношение к нему, она уже к концу 1-го месяца может быть осчастливлена первой его улыбкой. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунках, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают своё отношение к ним. Когда впоследствии дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихотворений, активизируются их фантазия, стремление выразить своё отношение к тому, что узнали на занятиях по развитию речи, в изобразительной форме.

Конспект урока: Выражение отношения в процентах.

Конспект урока: Выражение отношения в процентах.

6 класс. УМК Дорофеева Г.В.

Цель урока: сформулировать правило выражения отношения в процентах.

Регулятивные цели: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия.

Коммуникативные цели: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать и принимать мнения своих одноклассников.

Личностные цели: учить использовать полученную информацию для решения образовательных задач.

Метапредметные цели:  учить обнаруживать пробелы в знаниях и уметь их восполнять.

Задачи урока:

Обучающие: обучать приемам и методам рассуждения. Формировать навыки решения задач, в том числе задач с практическим содержанием, с реальными данными, на нахождение процентного отношения двух величин.

Развивающие: развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, логическое мышление, математическую речь (устную и письменную), внимание, интерес к математике, познавательную активность, кругозор.

Воспитательные: воспитание точности, аккуратности, стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний, активности, чувства ответственности, уверенности в себе, воспитание элементов культуры общения, уважительного отношения друг к другу, взаимопониманию.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтально-коллективная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Оборудование:  интерактивная доска (ИД),презентация,  чертёжные инструменты.

План проведения урока:

Этапы урока

Формируемые учебные действия учащихся

1.Организационный момент (1 мин.)

Саморегуляция

2.Актуализация знаний (10 мин.)

 

Сравнивать и анализировать, наблюдать и опровергать неверные решения. Оценка имеющихся вычислительных навыков.

3.Целеполагание и мотивация (1 мин.)

Прогнозирование, рефлексия

4.Изучение нового материала  (8 мин.)

Понимать представленную информацию. Построение речевых конструкций, рационализация, применение алгоритма, выдвижение и проверка гипотез, умение  анализировать и реагировать на поступающие ответы

5. Физминутка (2 мин)

Эстетическое восприятие, здоровьесбережение, саморегуляция

6.Закрепление изученного материала

(18 мин)

Оформлять свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Сличать свой способ действия с эталоном. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

8.Подведение итогов урока, рефлексия

(5 мин.)

Предметная рефлексия, осознание актуальности изученного материала. Сопоставление и сравнение личных успехов с чужими.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие и проверка общей готовности и  отдельных учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, контролируют собственную готовность (на партах — тетради, учебники, ручки, карандаши, линейки, угольники, дневники)

2. Актуализация знаний

Слайд 1

Устная работа:

№1. Вопросы:1) Что такое процент? 2) Что такое отношение? 3) Что показывает отношение, если числитель больше знаменателя? 4) Что показывает отношение, если числитель больше знаменателя? 5) Как выразить отношение в виде десятичной дроби?

№2.

Выразите десятичной дробью: 40 %, 5 %, 370%.

№3. Разделите число 480 в отношении 5:3.

№1. 1) Одна сотая доля величины.
2) Частное двух чисел. 3) Во сколько раз первое число больше второго. 4)Какую часть первое число составляет от второго. 5)Поделить столбиком первое число на второе.

№2. 40%=0,4

5%=0,05

300%=3,7

№3.

hello_html_ma13302b.gif*5=480:8*5=60*5=300

hello_html_ma13302b.gif*3=480:8*3=60*3=180

(или 480-300=180)

3. Целеполагание и мотивация 

Сегодня на уроке мы продолжим решать задачи и узнаем, как  выражать   отношение  в процентах. Кто попробует сформулировать цель урока?

Слайд 2

Учащиеся записывают в тетрадь: Классная работа. «Выражение отношения в процентах.»

Цель: научиться выражать отношения в процентах.

4.Изучение нового материала

 Задача: Для выращивания рассады огурцов посадили 60 семян. Проросло 48 семян. Определите, какая часть семян проросла?

Что известно в задаче? Сколько семян посадили? Сколько семян проросло?
Что можно составить? Что будет показывать данное отношение?

Какое отношение будет показывать, какую часть проросшие семена составляют от посаженных семян?

Какую дробь получили?

Можно ли перевести данную обыкновенную дробь в десятичную? Каким способом?

Ответили на вопрос задачи? Как правильно сформулировать ответ?

Можем ли ответить на вопрос задачи, используя проценты?

Что для этого нужно сделать?

Как перевести десятичную дробь в проценты?

«Пройдитесь» по решению данной задачи. Можно ли сказать, что мы выразили отношение в процентах? Как мы это сделали? Составьте алгоритм выражения отношения в процентах.

Учащиеся  обсуждают пути решения.

Дано количество посаженных и проросших семян. 60 и 48. Можно составить отношение, которое будет показывать, какую часть первое число составляет от второго.

Правильную, сократимую.

hello_html_m457bea1f.gif

Да, поделить числитель на знаменатель стол,0би0ком.

hello_html_m3f14fe1a.gif

Ответ: Проросло 0,8 всех семян.

Да, перевести дробь 0,8 в %. 0,8*100%=80%

Ответ: 80 % всех семян проросли.

Да, выразили отношение десятичной дробью, перевели данную дробь в проценты.

Алгоритм: 1) Вычислить отношение. Ответ выразить десятичной дробью. 2) Умножить полученную дробь на 100 %.

5. Физминутка

Слайды 3-5. +Напишите глазками на стене своё имя и фамилию.

Учащиеся выполняют зарядку для глаз

6.Закрепление изученного материала

№ из учебника

№ 533(а). 534, 535, 538(а), 539(а,б)

Слайд 6

 

7.Подведение итогов урока, рефлексия

Подводит итог урока, оценивает работу учащихся, сообщает домашнее задание. Слайд 7 д.з. п.6.4 №533(б), 538(б), 539 (в,г)

Что нового сегодня узнали? Как выразить отношение в процентах?

Слайд 8

— Оцените свое состояние на сегодняшнем уроке. Насколько комфортно вы себя чувствовали, работая на уроке. Все ли было вам понятно.

— Изобразите, в зависимости от вашей самооценки, в своих тетрадях один из вариантов «смайлика».

Слайд 9

Спасибо за урок.

Слайд 10

Как выражать отношения в процентах. Вычислить отношение, ответь дать в виде десятичной дроби. Умножить полученную дробь на 100%.

Записывают домашнее задание в дневники.

 

 

 

 

 

Учебное пособие для юридических вузов

§ 5. Логические отношения между понятиями

Так как все предметы находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие данные предметы, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.

Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по свое­му содержанию, то они называются несравнимыми. Например, «симфониче­ская музыка» и «кассационная жалоба», «процессуальные акты предварительного расследования» и «общая тетрадь».

Сравнимыми называются понятия, отражающие некоторые общие суще­ственные признаки предмета или класса однородных предметов. Например, «юрист» и «адвокат», «взятка» и «кража».

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. В зависимости от того, как соотносятся их объемы, понятия делятся на две группы: совместимые и несовместимые.

Совместимые — это такие понятия, объемы которых совпадают полно­стью или частично. Несовместимые — это понятия, объемы которых не сов­падают ни в одном элементе, но которые могут быть включены частично или полностью в объем общего для них понятия. На представленной схеме по­казаны виды совместимых и несовместимых понятий.

Отношения между понятиями принято иллюстрировать при помощи кругов Эйлера (круговых схем), названных так в честь Леонардо Эйлера (1707-1783) — одного из крупнейших математиков XVIII века, родившегося в Швейцарии, но весь свой талант отдавшего России. Каждый круг обозна­чает объем понятия, а любая точка внутри круга — предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше осмыслить и усвоить эти отношения.

Рассмотрим совместимые понятия.

В отношениях равнозначности находятся совместимые понятия, объемы которых полностью совпадают. В таких понятиях мыслится один и тот же предмет или класс однородных предметов. Однако содержание этих понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону (су­щественный признак) данного предмета или класса однородных предметов.

Например, объемы понятий А — «сын» и В — «внук» совпа­дают (каждый сын есть чей-то внук и каждый внук — чей-то сын), но содержания их различны.

Необходимо отличать равнозначные понятия от равнозначных слов-синонимов. У равнозначных понятий одинаковый объем, но разное содержание. А слова-синонимы выражают понятия с одинаковым объемом и содержанием. Замена в любом осмысленном высказывании слов-си­нонимов друг с другом не влияет на смысл высказывания. Замена же слов, вы­ражающих равнозначные понятия, может привести к существенному искаже­нию смысла. Например, в высказывании «В 1980 году Москва была столицей игр XXII Олимпиады» нельзя заменить понятие «столица игр XXII Олимпиа­ды» равнозначным ему понятием «центр Московской области». Таким обра­зом, слова или словосочетания, выражающие равнозначные понятия, сами по себе не являются равнозначными.

В отношении пересечения находятся совместимые поня­тия, у которых объемы частично совпадают. Частично совпадает и содержание данных понятий.

Например, пересекающимися понятиями являются А -«спортсмен» и В — «юрист»: часть спортсменов являются юристами, a часть юристов — спортсменами. В совместившейся части кругов мыслятся те спортсмены, которые являются юристами, а также те юристы, которые являются спортсменами.

В отношении подчинения находятся совместимые понятия, объем одно­го из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.

В таком отношении, например, находятся понятия А -«кража» и В — «кража личного имущества граждан».

Объем первого понятия шире объема второго поня­тия: кроме кражи личного имущества граждан в него входит также кража государственного, кооперативного имущества.

Из двух понятий, находящихся в отношении подчинения, понятие с большим объемом (подчиняющее) является родовым, или родом по отношению к понятию с меньшим объемом (подчиненному), а последнее по отношению к первому называется видовым, или видом. Родовидовые отноше­ния лежат в основе логических операций ограничения и обобщения понятий, деления объема понятий и некоторых видов определения.

Перейдем к рассмотрению несовместимых понятий.

При иллюстрации отношений между несовместимыми понятиями возни­кает потребность во введении более широкого по объему понятия, которое включало бы объемы несовместимых понятий.

В отношении соподчинения находятся два или более непересекающихся понятий, принадлежащих общему родо­вому понятию.

Соподчиненные понятия В и С — это виды одного рода А, у них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например, В — «должностное преступление» и С — «хозяйствен­ное преступление», где А — «преступление».

В отношении противоположности находятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки отрицает и заменяет противоположными при­знаками.

Например, А — «тяжкое телесное повреждение» и В — «легкое телесное повреждение», где родовое понятие — «телесное повреждение». Объемы про­тивоположных понятий составляют лишь часть объема общего для них родо­вого понятия.

Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонима­ми. Например: осудить — оправдать, обвинение — защита, алиби — улики, мягкое наказание — строгое наказание и др. Неудачное использование анто­нимов приводит к неясности мысли: «Потерпевший делал все возможное, силясь побороть свою слабость или «Гудов участвовал в преступных дейст­виях в силу слабости своего характера».

В отношении противоречия находятся такие два поня­тия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками.

Например, А — «виновный» и не-А — «невиновный», где родовое понятие — «человек». Объемы двух противоречащих понятий со­ставляют весь объем рода, видами которого они являются.

Таким образом, уяснение логической структуры понятий, определение их видов и отношений между сравнимыми понятиями дает возможность пе­рейти к рассмотрению логических действий, или операций над понятиями.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Выраженная одним словом или короткой фразой основная идея 5 букв

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Краткое изречение или слово, которое на конкурсах автор ставит на произведении вместо своего имени

Ответ: Девиз

Вопрос: Краткое изречение, обычно выражающее руководящую идею в поведении или деятельности

Ответ: Девиз

Вопрос: За веру, царя, Отечество

Ответ: Девиз

Вопрос: Изречение на щите рыцарей

Ответ: Девиз

Вопрос: Изречение, выражающее руководящую идею, цель

Ответ: Девиз

Вопрос: Краткое изречение идеи поведения, деятельности

Ответ: Девиз

Вопрос: Краткое изречение, выражающее идею, цель

Ответ: Девиз

Вопрос: Краткое изречение, выражающее руководящую идею в поведении

Ответ: Девиз

Вопрос: Кратчайшее из «руководств к действию

Ответ: Девиз

Вопрос: Надпись или эмблема на щите, гербе

Ответ: Девиз

Вопрос: Надпись на гербе, щите, обычно в метафорической форме характеризующая владельца или обладателя (в геральдике)

Ответ: Девиз

Вопрос: Символическая надпись, изречение. Напр. «Через тернии- к звездам

Ответ: Девиз

Вопрос: Символическая надпись, изречение

Ответ: Девиз

Вопрос: Слово или краткое изречение, которое на закрытых конкурсах автор ставит на произведении вместо своего имени

Ответ: Девиз

Вопрос: В геральдике гербовая фигура или изречение на гербе

Ответ: Девиз

Вопрос: Выраженная одним словом или короткой фразой основная идея, определяющая поведение, деятельность, устремления

Ответ: Девиз

Вопрос: Краткое изречение

Ответ: Девиз

Вопрос: «Слоган» рыцаря

Ответ: Девиз

Вопрос: Персональный лозунг

Ответ: Девиз

Вопрос: Жизнеопределяющий лозунг

Ответ: Девиз

Вопрос: Изречение на гербе

Ответ: Девиз

Вопрос: «Всегда готов!»

Ответ: Девиз

Вопрос: Афоризм на гербе

Ответ: Девиз

Вопрос: Кредо

Ответ: Девиз

Вопрос: Призывной лозунг

Ответ: Девиз

Вопрос: