страсть — Викисловарь
страсть (существительное)
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | стра́сть | стра́сти |
Р. | стра́сти | страсте́й |
Д. | стра́сти | страстя́м |
В. | стра́сть | стра́сти |
Тв. | стра́стью | страстя́ми |
Пр. | стра́сти | страстя́х |
страсть
Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8e по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -страсть-.
Произношение
- МФА: ед. ч. [strasʲtʲ] мн. ч. [ˈstrasʲtʲɪ]
Семантические свойства
Значение
- сильная, безудержная любовь с крайним преобладанием чувственного, физического влечения ◆ Сердце Волынского не знало постоянной страсти, а после мгновенной ветрености он возвращался всегда пламенным любовником к ногам супруги. И. И. Лажечников, «Ледяной дом», 1835 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Люблю тебя нездешней страстью, // Как полюбить не можешь ты М. Ю. Лермонтов, «Демон», 1841 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Он воспылал страстью к моей соседке, 20-летней девчушке, и приставал к ней невероятно ― просил свидания, обещал осыпать золотом и т. д. Нина Катерли, «Сквозь сумрак бытия», 2002 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта ◆ Всю жизнь в толпе людей затерян, // Порой доступен их страстям Ф. И. Тютчев, «Живым сочувствием привета…», 1840 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Давно ли народ твой игрушкой служил // Позорным страстям господина? Н. А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо», 1865–1877 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть // Кур красть? И. А. Крылов, «Крестьянин и лисица», 1811 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- сильное влечение к чему-нибудь; постоянная склонность к какой-либо деятельности, занятию ◆ У меня в детстве была страсть к живописи, но как отец мой был настоящий суворовский солдат, то он о живописи и вообще о изящных искусствах имел самое грубое понятие или, лучше сказать, никакого. Т. Г. Шевченко, «Капитанша», 1855 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- предмет (предметы) чьего-либо сильного увлечения ◆ Она занимается переводами австралийской поэзии, Австралия ― её страсть. Д. А. Гранин, «Месяц вверх ногами», 1966 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- книжн., церк., мн. ч. страдание, мучение ◆ Страсти Христовы. ◆ Страсти по Матфею.
- прост., часто мн. ч. страх, ужас, нечто страшное, пугающее (см. также страсти-мордасти). ◆ Что за страсти ты рассказываешь! ◆ Вот на прошлой неделе, ночью, пьяный приехал: развоевался так, что на́ поди. Страсти да и только: посуду колотит. А. Н. Островский, «Свои люди — сочтёмся», 1850 г. (цитата из Викитеки)
Синонимы
- любовь, нежное чувство
- порыв, горячность, пыл, исступление
- любовь, пристрастие, влечение, увлечение
- любовь
- страдание, мучение, му́ка (му́ки)
- ужас, ужастик, страх, страшилка, жуть, кошмар
Антонимы
- безразличие, равнодушие, пренебрежение, холодность
- хладнокровие, бесстрастность, выдержка
- безразличие, равнодушие, пренебрежение
- —
- —
- —
Гиперонимы
- —
- —
- —
- —
- —
- —
Гипонимы
Родственные слова
Этимология
Происходит от праслав. *strastь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. страсть (др.-греч. πάθος, ὀδύνη), русск., укр. страсть, белор. страсць, чешск. strast «горе, страдание, печаль», словацк. strаsť — то же. Во всяком случае, связано со страдать, из *strad-tь. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
любовь, чувство | |
|
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
страсть (наречие)
Морфологические и синтаксические свойства
страсть
Наречие; неизменяемое.
Корень: -страсть-.
Произношение
Семантические свойства
Значение
- прост. очень, крайне, весьма ◆ Он страсть как хочет поговорить с вами. ◆ Только и твердит, чтоб пенок как можно больше, потому барышня страсть их любят. А. Островский.
Синонимы
- ужасно
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
См. страсть (существительное).
Этимология
См. страсть (существительное).
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Список переводов | |
Библиография
Морфологические и синтаксические свойства
страсть
Существительное, женский род.
Корень: —.
Произношение
Семантические свойства
Значение
- страдания, лишения ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- боль, болезнь, физическое страдание, мучения ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- мученическая смерть, подвиг мученичества ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство | |
Этимология
Происходит от праслав. *strastь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. страсть (др.-греч. πάθος, ὀδύνη), русск., укр. страсть, белор. страсць, чешск. strast «горе, страдание, печаль», словацк. strаsť — то же. Во всяком случае, связано со страдать, из *strad-tь. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Библиография
СТРАСТЬ — это… Что такое СТРАСТЬ?
страсть — страсть, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь
страсть — Страсть … Словарь синонимов русского языка
Страсть — Страсть многозначный термин: Страсть одно из чувств человека. Страсть в соответствии с православным вероучением греховное расположение и навык человека, влекущий его к нарушению заповедей Божьих. Страсти музыкальное… … Википедия
Страсть — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов
СТРАСТЬ — жен. страсти мн. (страдать) страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска; особ. ·в·знач. подвига, сознательное принятые на себя тяготы, мученичества. Страсти Христовы. Страсти ·св. мучеников. Страсти ради нищих и… … Толковый словарь Даля
страсть — [любовь] сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? страсти, чему? страсти, (вижу) что? страсть, чем? страстью, о чём? о страсти; мн. что? страсти, (нет) чего? страстей, чему? страстям, (вижу) что? страсти, чем? страстями, о чём? о страстях 1 … Толковый словарь Дмитриева
Страсть — Страсть ♦ Passion Личное переживание, которому мы не способны помешать и которое не можем полностью преодолеть. Страсть и противоположна, и симметрична действию. Душа подчиняется телу, как говорили классики, т. е. той части себя, которая не… … Философский словарь Спонвиля
СТРАСТЬ — 1. СТРАСТЬ1, страсти, мн. страсти, страстей, жен. 1. Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. «Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что нибудь такое достигло до той … Толковый словарь Ушакова
страсть — СТРАСТЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Сильная любовь, сильное чувственное влечение. Воспылать страстью к кому н. 2. Сильно выраженное чувство, воодушевлённость. Страсти у спорщиков разгорелись. Со страстью делать что н. 3. Крайнее увлечение, пристрастие … Толковый словарь Ожегова
страсть — См. горячность, любовь, очень пылать страстью… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. страсть влечение, тяга, тяготение, стремление, склонность, устремление, наклонность,… … Словарь синонимов
психология отношений. Чем опасна страсть. Какая любовь должна быть между мужчиной и женщиной
Если на небесах разговоры только о море, как утверждают герои фильма «Достучаться до небес», то на земле разговоры только о любви. Наверное, нужно быть очень оригинальным, чтобы не написать про это в канун праздника влюбленных. А давайте поговорим о любви и страсти!
Для многих людей эти два понятия тождественны, их периодически путают, но с точки зрения психологического здоровья и здоровых отношений, это чревато проблемами. Эта бесконечная путаница происходит по причине того, что часто эти два чувства происходят параллельно.
Если сейчас попытаться дать определение «любви», то придется выпустить многотомник с сотнями тысяч текста, и прибавить терабайты видео- и аудиоматериалов. Поэтому давайте сконцентрируем внимание на различиях между любовью и страстью, и будем опираться лишь на некоторые тезисы.
Словарь “Ожегова” любовь определяет, как сильное чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. А страсть, как пылкое желание.
Эти два противоречивых определения помогут нам различить эти чувства. Любовь основывается на близости, в то время как страсть исключительно на желании.
Страсть – вожделение человека, не поддающееся контролю и оказывающее значительное воздействие на его мышление и поведение.
Э.Фромм утверждал, что инстинкты, или естественные влечения, коренятся в физиологических потребностях человека, в то время как человеческие страсти – в его характере. Другими словами: инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, то страсти – ответ на его экзистенциальные потребности.
Э. Фромм различал рациональные страсти (например, любовь) и иррациональные страсти (жадность, тщеславие и др.). Рациональные страсти являются жизнеспособными. Они ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости, способствуют проявлению его целостности и придают смысл его жизни. Иррациональные страсти, напротив, мешают жизнедеятельности человека, подрывают его силы, ведут к раздвоенности и утрате смысла жизни. Человеком владеют такие страсти, как потребность в любви, нежности, солидарности, свободе, правде, с одной стороны, и жажда власти, подчинения, разрушения – с другой. Все эти и многие другие страсти ведут его по жизни, становятся причиной волнений и тревог, являются источником, питающим сновидения, мифы, легенды, религии, искусство, литературу.
Что лежит в основе отношений?
В контексте разговора об отношениях и любви, мы конечно же рассматриваем в первую очередь любовную страсть. Причина возникновения такой страсти лежит в области биохимии организма. Первое, что замечаем в объекте нашего влечения, это телесная симпатия, здесь срабатывают наши бессознательные идеалы красоты. Второе – запах, вырабатываемый феромоном, распознаваемый органом на стенке носовых пазух. Поэтому один запах человека для нас выглядит как «мой, привлекает», другой же наоборот «не мое».
Страсть – это чувство, вызывающее очень сильные эмоции из-за мощного выброса в кровь адреналина, нейротрофинов, которые действую как наркотик. Поэтому нам так нравится испытывать влечение.
Для человека это чувство как долгожданный, свежий глоток, дающий невероятное количество сил, бурю эмоций, невероятного подъема мотивации.
Вы уже впечатлились этой гремучей смесью биохимии и психических процессов? Но в отличие от животных, мы принимаем решения, пользуясь разумом и логикой. Страсти можно поддаться (такова природа человека), но придаваться ли страстям, это этический и психологический вопрос для каждого.
Отношения, основанные на страсти
В отношениях, основанных на страсти, удовлетворение своих желаний стоит на первом месте. В таком состоянии мы хотим испытывать яркие любовные эмоции, быть с другим, но не хотим привязываться. Эти две противоположные силы создают напряжение, барьер, который не позволяет увидеть и принять другого. Если страсть заполняет все пространство отношений, это погубит их, и в конечном счете приведет к одиночеству. В погоне за страстями, мы не в состоянии принять тепло и заботу другого. Часто независимые люди являются жертвами своей страсти: отношения принесли боль и разочарование, и теперь не пережитая страсть и страх мешают испытать настоящую любовь.
Поэтому можно сказать, что сама по себе страсть – это прекрасно, но когда она занимает лишь часть отношений и является рациональной. Тем более, что выработка гормонов, отвечающих за привязанность и положительное подкрепление сексуального поведения длится не более двух-трех лет. Болезненная страсть, как безумие, лишает человека личности. Мы стремимся поглотить другого, отказываясь от себя. Такие отношения сродни шантажу, где все время звучит вопрос «ты любишь меня?», хотя на самом деле человек приказывает «люби меня!».
В любви может присутствовать страсть, но в страсти нет месту любви.
Отношения на любви
А что же можно сказать о любви? Первое – это, несомненно, более продолжительное чувство, чем страсть. В здоровых отношениях есть «Я» и есть «ТЫ», есть четкие границы, есть свобода и доверие, есть забота и тепло, и при этом есть удивительное чувство близости. Я не зря выделил «здоровые отношения», потому что существуют нездоровые формы подобных отношений, которые склонны выдавать за любовь. К таким, например, относят зависимые отношения (зависимую любовь). Когда нет границ между «Я» и «ТЫ», а существует единственная форма – «МЫ». Такие отношения могут продолжаться годами и приносить массу страданий в обмен на мгновения счастья.
В любовных отношениях высоко ценятся счастье и желания другого, уважаются чувства другого. Такие отношения всегда длительны, и как любые отношения они неизбежно встречаются с кризисами. Однако, в случае взаимной любви, действия выбираются и рассматриваются с осторожностью, с желанием договориться и найти общее решение.
К сожалению, далеко не все люди имели опыт безусловной любви от своей матери, в своей родительской семье, не знали опыта открытых, безопасных и доверительных отношений. Поэтому во взрослой жизни могут демонстрировать некий суррогат, который им кажется любовью.
Исправить ситуацию может только чудо, если они встретят по-настоящему любящего другого человека и будут достаточно открыты, чтобы научиться любить. Во всех остальных случаях – это исключительно работа над собой. В житейской психологии принято считать, что люди не умеют выражать негативные чувства и эмоции, и от этого у них проблемы. Но я чаще сталкиваюсь с другим явлением, когда люди не умеют выражать чувства любви, а еще страшнее – они попросту не имеют опыта этой любви.
Учитесь отделять страсть от любви, учитесь любить! Пускай вас накрывает не только страсть, но в вашей жизни будет любовь!
читать другие статьи на этом сайте:
мужчина и женщина
отношения с бывшими
психология материнства
лишние отношения
Значение слова «Страсть» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.
Поделиться значением слова:ж. страсти мн. (страдать) страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска; особ. в знач. подвига, сознательное принятые на себя тяготы, мученичества. Страсти Христовы. Страсти св. мучеников. Страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь, Псалм. Многия страсти претерпесте страданий, Евр. Всяких страстей в плену натерпишься. | Страх, испуг, ужас, боязнь. Ух, какие страсти! Со страстей без ума стал. Страсть берет глядеть на это! Он бить не бьет, только страсть дает. Кабы эта страсть да к ночи! Половина страстей с костей (со счета). | Бездна, прoпасть, тма, множество, сила, ужас что; ужас как, весьма сильно, крайне, страх много или страшно сильно. У них страсть денег. Страсть, как больно. Страсть хочется. Страсть, как он скуп. Денег страсть, да не во что класть. Что мне прясть, коли готового страсть? | Страсть, душевный порыв к чему, нравственая жажда, жаданье, алчба, безотчетное влеченье, необузданное, неразумное хотенье. В животном страсти слиты в одно с рассудком, образуя побудку, а потому в страстях животного всегда есть мера; страсти человека, напротив, отделены от разумного начала, подчинены ему, но вечно с ним враждуют и никакой меры не знают. Всякая страсть слепа и безумна, она не видит и не рассуждает. Человек в страсти пуще зверя. Страсть к игре. Скупость легко обращается в страсть. Нет страсти неистовее безумной любви, но и она гаснет со временем; напротив, властолюбие, обратившись в страсть, растет с годами. Любовь и ненависть противоположные страсти. Его обуяла несчастная страсть. В нем есть страстишка к картежи. Страстный, ко страсти относящийся; обуянный страстью; кто, по нраву, часто и горячо увлекается, кем владеют чувства, а не рассудок. Страстный охотник, — игрок; — поклонник, влюбленный. — суд, судья, пристрастный и неправедный. Страстно любить; — судить. Страстная неделя, последняя неделя великого поста, перед светлою, посвященная памяти страстей, страданий Господних. -служба, — евангелие. Страстница, страстная седмица, неделя. Страстник, -ница, кто страстит, стращает, пугает, грозит. Полно детей страстить, экая страстница какая! Страстник, -ница, церк. распутный, развратный человек, предавшийся страстям; необузданный, порабощенный страстями. Страстовать, быть в страсти, в страстном духе, в неистовстве, в исступлении. Страстование стар. сост. по глаг. -ватель, -ница, кто в страстном состоянии. Страстность, состоянье страстного. Он увлекается своею страстностью. Малокровное сложенье человека располагает ко страстности. Страстолюбие, предание самого себя на волю страстей своих, похотей. Страстоносец; -сица, -терпец, -пица, церк. мученик. -положник церк. подвигоположник. -убийственый, что убивает и мертвит, порабощает страсти. Оживи окаянное сердце мое постом страстоубийственым, Триод. постн. Страстоубийца был еси воздержанием многим. -цвет м. кавалерник, растен. Passiflora.
I I, ж., род. п. -и, укр. слова-Страсть»>страсть, блр. страсць, др.-русск., ст.-слав. слова-Страсть»>страсть πάθος, ὀδύνη (Супр.), чеш. strast «горе, слова-Страдание»>страдание, печаль», слвц. strаst᾽ – то же. Во всяком случае, связано со страда́ть (см.), из *strad-tь. Не существует слова-Никакого»>никакого родства с *tręsǫ (см. трясу́), слова-Вопреки»>вопреки Иоклю (AfslPh 28, 7).
II II «слова-Страх»>страх», остра́стка, страща́ть. Связано со слова-Страх»>страх (Мi. ЕW 324; Преобр. II, 394). Эти слова сравнивают с лтш. struõstît, struõstêt «угрожать, предостерегать» (см. Эндзелин, KZ 44, 65 и сл.; М.–Э. 3, 1099).
СТРАСТЬ, страсти, мн. страсти, страстей, ·жен.
1. Сильное чувство, влечение»>увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. «Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что-нибудь такое достигло до той степени, где уж перестает действовать рассудок?» Гончаров. «Давно ли народ твой игрушкой служил позорным страстям господина?» Некрасов. «Всю жизнь в толпе людей затерян, порой доступен их страстям.» Тютчев.
| к чему, с ·инф. и ·без·доп. Сильное влечение к чему-нибудь, постоянная склонность. «В Маврушке ловкой зачем к пирожному припала страсть?» Пушкин. «Меня огорчает только твоя несчастная страсть к игре.» Л.Толстой. «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть кур красть?» Крылов. «Мало-помалу новое занятие обращается у него в страсть.» Кокорев. «У ней (собаки) была такая страсть: что из мясного ни достанет, в минуту стянет.» Крылов.
2. Сильная, безудержная любовь с крайним преобладанием чувственного, физического влечения. «Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал.» Пушкин. «Наука страсти нежной, которую воспел Назон.» Пушкин. «Ты ему отдаешься со страстию.» А.Блок.
3. преим. мн. Страдание, мучение (·книж. ·старин. ). Страсти христовы (церк.).
4. Страх, ужас, нечто страшное (·прост. ). — Развоевался так, что на поди. «Страсти, да и только! Посуду колотит.» А.Островский. «Про эти места рассказывали страсти: проезжих разбивал атаман Есмень Сокол.» А.Н.Толстой.
• До страсти (·прост.) — крайне, очень. «Он до страсти любил карты.» А.Тургенев. «Любит до страсти свой низменный край.» Некрасов.
II. СТРАСТЬ, нареч. (·прост. ). Очень, крайне, весьма. «Ему страсть хочется взбежать на огибавшую весь дом висячую галерею.» Гончаров.
влечение, тяга, тяготение, стремление, склонность, устремление, наклонность, склонность; горячность, любовь, очень; страстность, жар, пыл, зазноба, зазнобушка; парадоксомания, интерес, темпераментность, исступление, ужас, вдохновение, увлеченность, охота, взлет, панегиризм, пропагандизм, слабость, ужасть, чувство, горение, воодушевленность, пунктик, страстишка, вкус, пафос, прыть, подъем, пылкость, энтузиазм, бзик, авантюризм, душевный подъем, задор, огонек, комплекс, пункт, венера, мания, воодушевление, подъем духа, эрос, сердечная склонность, желание, влюбленность, любимое занятие, вожделение, азартность, жуть, трепет, живинка, конек, нежная страсть, эмоция, меломания, метромания, клептомания, слабая струна, нежное чувство, азарт, пиромания, дромомания, патетика, пламя, запал, увлечение, приверженность, любовь-морковь, огонь, хобби, влечение — род недуга, пристрастие, одержимость, страх, темперамент
сущ1. влечение, тяга, тяготение, стремление, склонность, устремление, наклонность2. конек, увлечение, слабость, хобби, любимое занятие3. любовь, приверженность, пристрастие, слабость, страстишка4. любовь, влюбленность, увлечение5. страстность, жар, пыл6. страх, ужас, боязнь, трепет, жуть, ужасть7. увлечение, пристрастие, конек, хобби8. увлечение, интерес, пристрастие
авантюризм, азарт, азартность, венера, влечение, влюбленность, вожделение, воодушевленность, горение, горячность, дромомания, жар, желание, жуть, интерес, исступление, клептомания, конек, любовь, мания, меломания, метромания, наклонность, огонь, панегиризм, парадоксомания, патетика, пафос, пиромания, приверженность, пристрастие, пропагандизм, прыть, пыл, пылкость, склонность, слабость, страстишка, страстность, страх, стремление, трепет, тяга, тяготение, увлечение, ужас, ужасть, хобби, чувство, эмоция
1. стра́сть,
стра́сти,
стра́сти,
страсте́й,
стра́сти,
страстя́м,
стра́сть,
стра́сти,
стра́стью,
страстя́ми,
стра́сти,
страстя́х
2. страсть
Страсть (чувство) — это… Что такое Страсть (чувство)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Страсть.Страсть — сильное, стойкое, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи.[1]
Чаще всего объектом страсти служит сексуальный партнёр, в таком случае слово «страсть» используется для обозначения высокой степени полового возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к этому партнёру. Зачастую, страсть как короткоживущее, преходящее чувство, отождествляют с влюблённостью, противопоставляя её любви.[2]
Также слово «Страсть» используется в качестве синонима слов «эмоция», «аффект», «чувство» — то есть эмоциональных процессов вообще.[3][4]
В древнегреческой философии
В стоицизме
По определению Зенона, страсть означает импульс души, беспорядочный и излишний. Страсть есть импульс, который, когда-то будучи естественным, стал неконтролируемым, непослушным разуму и, следовательно, противным природе. Для Цицерона, речь идет о болезни, но он добавляет, что не все страсти могут быть рассматриваемы таким образом[5] «Все страсти являются болезнями, и (…) их жертвы страдают умственными недугами»; они составляют «патологические расстройства личности»[6]. То есть, мудрый человек стремится к апатии, к уничтожению страстей.
В платонизме
Для Платона страсть скорее негативное, но неизбежное явление. В «Тимее» он исключает страсти из наиболее возвышенной части души, logistikon (Тимей, 69 cd). В «Республике» он указывает, что каждая часть души имеет свою собственную ей присущую страсть.
В аристотелизме
С точки зрения Аристотеля, выраженной в «Никомаховой этике», страсти включают не только вожделение и гнев, но также дружбу, мужество и радость, т.е сами по себе они ни благи, ни злы. Они нейтральны, и их надлежит умеренно и разумно использовать[7].
В религиях
В православии
В восточно-византийском богословии под страстью чаще всего понимаются греховные, противоестественные движения души, заключающиеся в ее увлечении чем-либо вместо Бога, и ставшие привычкой. Например, прп Нил Сорский «Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми»[8]
Страсть рассматривается как ошибочное, искаженное грехом проявления качеств. Согласно православному учению о борьбе с грехом в себе, аскетике, страсть считается извращённой (искажённой) добродетелью. Например, гнев может быть как праведным, так и греховным. В связи с этим утверждается, что страсть как проявление зла, не имеет собственной онтологической сущности, а паразитирует на изначально добром устроении Божественного творения (человека).
Обычно выделяют восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие (алчность), гнев, блуд, чревоугодие, уныние (лень), печаль. Их разделяют на телесные (чревоугодие, блуд) и душевные. Им противоположны восемь добродетелей: любовь, смирение, нестяжание, кротость, целомудрие, воздержание, трезвение, блаженный плач (радость).
Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своем временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться деньги (страсть сребролюбия), еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий (уныние, печаль).
Основанием страстей является самолюбие, противоположное любви к Богу и ближнему. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие.
В аскетике различают следующие ступени постепенного развития страсти.
- Прилог, когда без намерения и против воли входят в душу греховные представления, или через внешние и внутренние чувства, или через воображение. Это безгрешно, и только есть повод и близость к греху.
- Сочетание означает принятие прилога, добровольное размышление о нем, что не всегда безгрешно.
- Сложение есть услаждение души пришедшим помыслом.
- Пленение есть то состояние души, когда принужденно и невольно отводится ум на худые мысли, нарушающие мирное устроение души и душа с усилием, только при помощи Божией, возвращается в себя.
- Страсть есть долговременное и обратившееся в привычку услаждение страстными помыслами, влагаемыми от врага, и утвердившееся от частого размышления, мечтания и собеседования с ними. Это уже есть рабство греху, и не покаявшийся, не извергший из себя страсть, подлежит вечным мукам, которые есть выражение «видения» Творца и невозможность «общения» с Ним, бесконечно угнетенное состояние в результате собственного падения «на фоне Божественной чистоты».
Основой борьбы со страстями является борьба с помыслами.
Борьба со страстями — одна из главных задач христианина[9].
Наряду с греховными страстями различают так называемые неукоризненные страсти такие как голод, жажда, страх, усталость и т. п., являющиеся проявлениями первородного греха.
В католичестве
В латинской богословской традиции понятие «страсть» является синонимом понятий эмоция, чувство и само по себе рассматривается как нравственно нейтральное. Катехизис католической церкви поясняет: «Чувства или страсти означают эмоции или движения чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое (1763). Страсти сами по себе ни хороши, ни плохи. Они получают моральную оценку только в той мере, в какой они фактически зависимы от разума и воли. Страсти называются добровольными «либо потому, что воля диктует их, либо потому, что она им не препятствует (1767)».
Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».
В индуизме
В религиозно-философской традиции индуизма страсть — раджас — является одним из трёх «основных состояний» (гун), в котором может пребывать человеческий разум. Качественно страсть располагается ниже благости, но выше невежества.
Примечания
- ↑ Ожегов С. И. Страсть // Толковый словарь русского языка.
- ↑ Гумеров П. Дружба, влюблённость, любовь // Интернет-журнал Сретенского монастыря. — 2010.
- ↑ Дмитриев Д. В. Страсть // Толковый словарь русского языка.
- ↑ Ушаков Д. Н. Страсть // Толковый словарь русского языка.
- ↑ Цицерон. О пределах добра и зла, III, 35
- ↑ J.M. Rist, Stoic Philosophy, Cambridge, 1969, p. 26-27.
- ↑ Аристотель. Никомахова этика, II, 4-5 (1105b, 1106b)
- ↑ Преподобный Нил Сорский. О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ И О ПОБЕДЕ НАД НИМИ
- ↑ Страсть. Азбука веры
Страсть — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Стра́сть — многозначное слово:
- Страсть — одно из чувств человека.
- Страсть — в соответствии с православным вероучением греховное расположение и навык человека, влекущий его к нарушению заповедей Божьих.
- «Страсть» — сочинение для женского джазового вокала, солирующей скрипки и ансамбля нидерландского композитора Луи Андриссена, написанное в 2002 году.
- Страсть (фильм, 1940) / Leidenschaft— немецкий художественный фильм (1940) с Ольгой Чеховой.
- Страсть (фильм, 1954) / Passion — США
- Страсть (фильм, 1964) / Manji — Япония
- Страсть (фильм, 1966) / Aiyoku — Япония
- Страсть (фильм, 1969) / En passion — Швеция, реж. Ингмар Бергман
- Страсть (фильм, 1975) / Strast — Югославия
- Страсть (фильм, 1977, Польша) / Pasja — реж. Станислав Ружевич
- Страсть (фильм, 1977, Франция) / Chaleurs intimes
- Страсть (фильм, 1982) / Passion — Франция/Швейцария, реж. Жан-Люк Годар
- «Страсть[de]» (нем. Sehnsucht) — немецкий фильм режиссёра Юргена Брауэра, вышедший в 1990 году.
- Страсть (фильм, 1996) / La passione — Великобритания
- Страсть (фильм, 1997, Украина)
- Страсть (фильм, 1997, Индия) / Ishq
- Страсть (фильм, 1998) / Szenvedély — Венгрия
- Страсть (фильм, 1999) / Passion — Австралия
- Страсть (фильм, 2000) / The Right Temptation — США
- Страсть (фильм, 2002) / Milae — Южная Корея
- Страсть (фильм, 2003) / De passievrucht — Нидерланды
- Страсть (фильм, 2009, Австралия) / Crush
- Страсть (фильм, 2009, Беларусь)
- Страсть (фильм, 2009, Россия)
- Страсть (фильм, 2010, Италия) / La passione (англ.)
- Страсть (фильм, 2010, Россия)
- Страсть (фильм, 2010, США) / Passione — США/Италия
- Страсть (фильм, 2012) / Paixão — Португалия
- Страсть (фильм, 2013) / Passion — Германия/Франция/Великобритания/Испания
- Страсть (телесериал, 1999, США) / Passions
- Страсть (телесериал, 1999, Великобритания) / The Passion
- Страсть (телесериал, 2007) / Pasión — Мексика
- Страсть (телесериал, 2010) / Passione — Бразилия
- Страсть (фильм, 2012) / Passion — Франция, Германия, Испания, Великобритания, реж. Брайан Де Пальма
- Страсть (фильм, 2013) / Кумар — Киргизия
- Страсть (мультфильм) / Strast — Болгария, 1971
Страсть (фильм, 2012) — Википедия
«Страсть» (англ. Passion) — эротический триллер американского кинорежиссёра Брайана Де Пальмы, снятый в 2012 году. Ремейк французского триллера 2010 года «Преступная любовь (англ.)русск.» Алена Корно. Де Пальма изменил финал по-своему. Главные роли исполнили Нуми Рапас и Рэйчел Макадамс. Фильм совместного производства Франции, Германии, Испании и Великобритании. Картина сражалась за главную награду 69-го Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва»[1][2].
Кристин Стэнфорд и Изабель Джеймс — подруги по бизнесу, которые одновременно и любят, и ненавидят друг друга. Кристин — топ-менеджер крупной международной компании, любящая власть и интриги, а Изабель — её главная помощница. Один из любовников Кристин — работник компании Дирк, выполняющий все её сексуальные фантазии, включая ролевые игры с игрушками.
Однажды Изабель в сопровождении Дирка и своей помощницы Дэни уезжает в Лондон со своим деловым проектом. Там она вступает в интимную связь с Дирком, и тот снимает домашнее порно. После их возвращения Кристин присваивает успешный проект Изабель себе, чтобы в будущем поехать в Нью-Йорк, оправдываясь тем, что они — одна команда. После этой несправедливости, чтобы завоевать сердце Изабель, она приглашает её на банкет. По дороге, в машине Кристин целует Изабель в губы, говоря, что хочет любви и восхищения.
Изабель продолжает тайно встречаться с Дирком. Однажды в офисе Кристин рассказывает Изабель про трагический случай из детства, происшедший с сестрой-близняшкой, и та жалеет её. Когда приходит Дирк, Кристин шантажирует его тем, что она не будет прикрывать его финансовые махинации, и он покатится ко дну, а всё из-за того, что она заподозрила связь между ним и Изабель. В результате этого Дирк прекращает общаться с последней.
Вскоре Изабель достигает успеха с блестящей бизнес-идеей. Кристин теперь не может поехать в Нью-Йорк и завидует подруге. Дирк хочет встретиться с Изабель, та соглашается, однако вечером поступает звонок от Дирка по Skype. На экране видна Кристин, а рядом пьяный Дирк, который не в состоянии ничего сделать. Кристин показывает, что она всё знает и демонстрирует на камеру домашнее порно, записанное в Лондоне. В отчаянии и в слезах Изабель спускается на автопарковку, чтобы уехать домой из офиса. При выезде она случайно разбивает машину о колонну, выходит из машины, начинает бить по ней ногой и плакать. Всё это записывает камера видеонаблюдения.
На следующий день Кристин устраивает на работе вечеринку, на которой должны присутствовать все. В разгаре банкета Кристин, желая развеселить сотрудников, демонстрирует на экране смешные случаи из офиса, записанные камерами. В том числе она демонстрирует всем вчерашнюю истерику Изабель у машины, тем самым окончательно унизив её.
После этого инцидента Изабель окончательно теряется, злоупотребляет успокоительными таблетками, ведёт себя странно, что замечает её помощница Дэни. Кристин приходит письмо с угрозами мести, отосланное с компьютера Изабель. Та утверждает, что не писала этого. Дэни, в свою очередь, влюблена в Изабель и ревнует её к Кристин, когда замечает их поцелуй в губы в знак примирения. Кристин, желая избавиться от этой лесбиянки, требует, чтобы та написала заявление об уходе из компании.
Кадр из фильма. Изабель целует Кристин в знак примиренияДалее происходит ряд странных событий. В один из вечеров, когда Изабель идёт смотреть балет на музыку Дебюсси, кто-то убивает Кристин, перерезав ей горло в её доме. Накануне к ней приходило много гостей на вечеринку, в том числе пьяный Дирк. Все подозрения падают на Изабель, потому что находят письмо с угрозами. Также в доме убитой находят часть шарфа, который Кристин подарила Изабель. Под воздействием таблеток она признаёт свою вину, и её арестовывают. Вскоре здравый ум возвращается к ней и она начинает опровергать своё признание. По дате письма Изабель доказывает, что оно было послано за день до позорной вечеринки. Она просит инспектора Баха более внимательно обыскать её квартиру, чтобы найти шарф целым. По её версии было два шарфа. Шарф не находят, но обнаруживают важный компромат против Дирка, касающийся его финансовых махинаций. Изабель собрала их, но жалела Дирка и не хотела его погубить. Теперь под подозрение падает и Дирк. Он мог убить Кристин, так как та могла шантажировать его. Изабель просит Дэни найти её шарф, так как он не мог исчезнуть. Дэни находит его у горничной. Алиби Изабель подтверждает работник театра, в котором она смотрела в ту ночь балет. Изабель освобождают, инспектор Бах просит прощения за её арест, пытается ухаживать за ней. В машине Дирка обнаруживают окровавленный шарф и Дирка арестовывают по обвинению в убийстве Кристин. По версии полиции, она хотела вывести его на чистую воду за отмывание денег и стала жертвой.
Казалось бы, справедливость восторжествовала и дело закрыто. Изабель и Дэни сидят за компьютером, вспоминают всё с улыбкой. Дэни резко целует Изабель в губы, говоря, что любит и хочет её. Изабель с иронической улыбкой отказывает ей, и вызывает для Дэни такси. Тогда Дэни признаётся, что знает правду: на самом деле это Изабель убила Кристин. Ещё до убийства, когда Дэни случайно приняла её таблетки, она поняла, что это вовсе не таблетки для успокоения, всё это фарс. Она начала следить за Изабель, видела, как та покупает такой же шарф, чтобы в будущем полиция нашла его. Она устроила сцену в театре, чтобы запомниться и обеспечить себе алиби. В середине балета она покинула театр, отправилась к Кристин, забралась в дом и перерезала ей горло. Дэни, следя за ней, сняла сцену убийства на телефон через окно.
Теперь Дэни шантажирует Изабель, угрожая, что в случае отказа от любовных отношений она тут же пошлёт запись инспектору Баху. Изабель позволяет ей целовать себя и заниматься с ней сексом. После похорон Кристин, ночью, они спят вместе. Изабель находит в шкафу тот телефон, на котором записано убийство. Дэни просыпается и пытается отнять у неё телефон. Та душит и убивает её. В этот момент в дверь звонит инспектор Бах, пришедший с цветами к Изабель, чтобы ещё раз извиниться. Не дождавшись, он спускается обратно на лифте. Перед смертью Дэни успевает нажать на кнопку телефона и послать видеозапись инспектору. У Изабель возникает галлюцинация, ей кажется, что Кристин пришла за ней и душит её шарфом. Шокированный инспектор смотрит посланную ему запись. В последней сцене Изабель лежит на кровати, а рядом на полу — мёртвая Дэни.
Борьба за власть между женскими образами меня заинтересовала, но Ален Корно слишком рано раскрывает личность убийцы. Я думал, что я мог бы сделать лучше[3].
Брайан Де Пальма приобрёл права на сценарий французского фильма «Преступная любовь (англ.)русск.» в 2011 году. Получив поддержку голливудских студий, Де Пальма также финансировал свою картину в Европе, в частности, в Германии и Франции. Съёмки фильма проходили в Берлине. В некоторые сцены были включены известные достопримечательности города, например здание DZ Bank (англ.)русск.. Снималась картина на 35-мм плёнке[4].
Нуми Рапас и Рэйчел Макадамс получили те роли, в которых в фильме 2010 года снимались Людивин Санье и Кристин Скотт Томас. До этого они уже пересекались на съёмочной площадке фильма Гая Ричи: «Шерлок Холмс: Игра теней». По словам Де Пальмы это было ему выгодно: «Нуми и Рэйчел знали достаточно, чтобы позволить им углубиться в опасную территорию. Они не имели никаких ограничений друг с другом, что делает их дуэт очень динамичным и увлекательным»[5]. Он встретил Рапас в Нью-Йорке и предложил ей роль Изабель. На него произвели впечатление некоторые фильмы Рапас шведского производства[6]. А Рэйчел Макадамс Де Пальма видел в фильме «Дрянные девчонки» и решил дать ей роль Кристин[7].
В роли Дирка изначально должен был выступать Доминик Купер, однако он покинул проект и был заменён актёром Полом Андерсоном (англ.)русск., который также снимался в «Шерлоке Холмсе: Игре теней» с Рапас и Макадамс[3].
Де Пальма впервые начал сотрудничать в этом фильме с оператором Хосе Луисом Алькайне, часто работавшим с испанским кинорежиссёром Педро Альмодоваром. По словам Де Пальмы он выбрал Алькайне за то, что тот умеет снимать красивых женщин, как это видно в картинах Альмадовара. Де Пальма также жалел, что способность подчеркнуть женскую красоту затерялась в этом фильме, однако Алькайне, как истинный мастер, по-прежнему знал, как это делать. Он считал, что это важный вопрос, особенно в фильме, где фигурировали две красивые актрисы[8].
Для саундтрека Де Пальма контактировал с европейскими композиторами, с которыми никогда не работал. В конце концов, он сошёлся с итальянским композитором Пино Донаджо (англ.)русск., с кем он сделал семь кинокартин, включая «Кэрри» (1976), «Двойник тела» и «Воспитание Каина». По словам режиссёра, у Донаджо точная музыкальная чувствительность к триллерам[8].
Премьера «Страсти» прошла на 69-м Венецианском кинофестивале в сентябре 2012 года.
То, что делает фильм «Страсть» такой отчётливо современной интерпретацией устаревшего к настоящему времени эротического триллера, это то, что он обладает прекрасным чувство юмора по отношению к самому себе.
«Страсть» получила смешанные, в основном отрицательные отзывы кинокритиков. На авторитетных сайтах фильм оценили довольно низко. На сайте IMDb оценка составляет 5,3 из десяти[10], на Allmovie оценён тремя звёздочками[11]. Рейтинг на сайте Rotten Tomatoes составляет 34 %[12].
Роберт Белл из канадского журнала Exclaim!, дал фильму восемь баллов из десяти, записав: «С карьерой, во многих случаях помеченной жанром-нуар, в частности образами роковых женщин, эта гендерная история о женском поведении в корпоративной мужской среде маркетинга и рекламы изобилует роковыми прототипами и нуарными поворотами сюжета, служащими для Де Пальмы в конечном счёте в качестве шаблона, чтобы высмеять и представить всю его деятельность… Очень жаль, что те, кто не знакомы с другими работами режиссёра, не будут иметь абсолютно никакого контекста для абстрактных и косвенных тоновых сдвигов или ссылок, что лишит их возможности воспринять ужас фильма»[13].
Эрик Кох из новостного сайта Indiewire отнёс картину к классу «Б», говоря, что с самых ранних этапов карьеры Брайана Де Пальмы его триллеры постоянно находились на грани между самопародией и нелегкомысленным пастишем. По мнению Коха, этот ремейк обнадёживающим образом вполне занимает своё место в этом лагере и он, несмотря на многие недостатки, не просто реконструкция, а подлинный ремикс режиссёра. Кох посчитал, что эта картина обнадёживающая «старая школа»», несмотря на свои вопиющие недостатки[14].
Алан Пайк из электронного журнала Tiny Mix Tapes оценил фильм 2,5 звёздочками из пяти, написав следующее: «Босс рекламного агентства Кристин (Рэйчел Макадамс) манипулирует своей протеже Изабель (Нуми Рапас) и крадёт её наиболее удачную бизнес-идею, тем самым положив начало безвкусному обостряющемуся поединку между женщинами, который разворачивается в их профессиональной и личной жизни. Упомянутый поединок не вносит в фильм необходимые для сюжета вес или напряжённость, отчасти потому, что лишь очень немногие из неприятностей, в которые эти женщины вовлекают друг друга, кажутся хоть сколько-нибудь правдоподобными»[15].
Питер Собчиньский на сайте Роджера Эберта оценил кинокартину четырьмя звёздочками, назвав её «заманивающим триллером». Собчиньский высоко оценил вклад оператора Хосе Луиса Алькайне, монтажёра Франсуа Гедижье и композитора Пино Донаджо, с помощью которых, по его мнению, Де Пальма смог создать мечтательно-гипнотическую атмосферу, где логика реальности и логика кошмара становятся неразличимыми, благодаря нестандартным ракурсам съёмки и несбалансированным наложениям изображений. Он отметил, что результат этой картины оказался настолько красиво задуманным и выполненным, что он вполне имеет право служить мастер-классом в искусстве создания напряжения.[16].
Общий бюджет фильма составил 30 млн долларов. Картина была выпущена в четырнадцати театрах за первый месяц. За первые выходные дни показа фильма в США, «Страсть» заняла 54-е место в кассовых сборах. Уровень дохода после четырёх недель составил 33400 долларов. Общие сборы составили 92181 долларов[18]. По состоянию на 26 сентября 2013 года, «Страсть» набрала в общей сложности 1301226 долларов от поступлений билетов за пределами США. А совокупный, общий доход кассовых сборов за фильм в тот же период составил 1393407 долларов[19].