Стояние в углу: полезно ли такое наказание для ребенка?
Оглавление- Русский угол – красный
- Колпак с большими ушами
- Отбить желание к учёбе
- Предвестники «Чучела»
- Угол как «тайм-аут»
- «Углы» из детских книжек
- «Угол» и обида
- Наказание как наказ
Поставить ребенка в угол иногда полезно, – считают многие родители и даже советуют некоторые авторитетные психологи. Воспеванию пользы и безопасности наказания в углу посвящены целые «воспитательные трактаты» в соцсетях. Вроде бы, что плохого: психику не травмируем, телу не вредим. Так ставить или не ставить?
Русский угол – красный
Отправить своё чадо в угол для русского человека так же естественно, как обнять березку. Наказание в углу – одна из старинных воспитательных традиций родного Отечества, причем одна из самых щадящих.
Если углубиться в историю наказаний детей на Руси, можно понять, что Средневековье в нашей державе продлилось значительно дольше рисуемых историками и филологами рамок.
Наказания детей в России долгое время были довольно жестокими, причем в основном практиковались прямые, то есть физические методы воздействия. Система наказаний была сложной и разветвленной, и примерно до середины ХVIII – начала ХIХ века детские наказания мало различались по сословному признаку. Потом дворянское воспитание детей и отроков резко обособилось и стало более гуманным.
В крестьянской среде во все века строгость по отношению к детям была нормой – привычной и одобряемой. Типичные ошибки родителей в воспитании своего чада определяла русская пословица – «С черта вырос, а кнутом не стёган».
Отметим, что крестьянская среда много столетий подряд была не такой дремучей и темной, как представляется некоторым сегодня – а была она глубоко религиозной, ведь именно из нее вышло столько святых подвижников, монашествующих и иного духовенства.
Крестьянские труды на земле и будни теснейше были вплетены в церковный календарь, а жизнь человека за городом была немыслима без церковной жизни, без церковного благочестия. Жизнь семьи проходила на виду у соседей и близких, дети росли тоже на виду, и их нравственный облик имел огромное значение для родителей.
Русские крестьяне – далеко не простецы, помимо практической сметливости и хватки, они разумели Писание, хорошо знали книги Ветхого Завета, так что слова царя Соломона «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» были им известны в числе других высказываний о научении чад.
Никто специально не учил ребенка церковной жизни и молитве – он был включен в круговорот церковного года, как и вся его семья. Ставили ли в угол крестьянских детишек? Ставили, причем не в любой угол (пространство в избе использовалось эргономично, лишнего места не было).
Единственным просторным и свободным от загромождения углом зачастую был угол красный – то есть тот, где стояли иконы, горела лампадка и молились члены семьи. И это было лучшее место в доме, чистое, красивое, светлое и всегда прибранное – вопрос благочестия для русского человека.
Постоять в красном углу для деревенского охальника бывало небесполезным занятием – стоя перед иконами с мирным лампадным огоньком, он, может быть, и не молился горячо, но, во всяком случае, приходил в чувство, успокаивался, «стяжал дух мирен» и задумывался о своих поступках.
Отметим, что наказание в крестьянской среде не было редким, уверенно входило в обиход и, возможно, поэтому не считалось чем-то обидным. Научения от родителей сносили спокойно и, если верить литературе, иногда даже с благодарностью (для современного уха это звучит странно, почти фантастически).
Наказание в углу считалось щадящим, и жестокости в русских крестьянских семьях, очевидно, хватало. И всё же, говоря о крестьянском быте и воспитании, многие сгущают краски – сильные выражения вроде «темная Русь, зверства, побои, домостроевщина» не вполне отражают реальность.
Так, говоря о чадах, «Домострой» призывает «любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей», – и смысловой акцент в этом высказывании, взятом нами из контекста – нет сомнений, именно «любить и беречь».
Колпак с большими ушами
Литература, изобразительное, искусство и науки, ставшие доступными в русский «золотой» век, не помешали лучшим умам отечества спокойно относиться к детским наказаниям.
Известно, что «солнце русской поэзии» А.С. Пушкин самолично порол своих детей, причем от мала до велика. Его сестра Павлищева в переписке упоминает: «Александр порет своего мальчишку, которому всего два года; Машу он тоже бьет, впрочем, он нежный отец».
К розгам обращались и другие его известные современники, исчерпавшие иные средства воздействия на молодые умы.
Некая м‑м М.К. Цебрикова в своих мемуарах упоминает и такой момент: наказания розгами страшились не из-за боли – им приходилось тренировать волю и достоинство (терпеть и не выдавать страдания, подавлять слезы и крики).
Дети бравировали друг перед другом своим героическим поведением при наказании и старались показаться друг другу смелыми и бесстрастными. «Гораздо хуже боли от порки были нравоучения и выговоры, тянувшие душу», – пишет она.
О телесных наказаниях детей спокойно, как о чем-то разумеющемся, говорят в воспоминаниях и в художественных произведениях и М. Лермонтов (правда, замечая, что «…понятья были низки в старый век»), и М. Салтыков-Щедрин, и И. Тургенев, и Н. Лесков.
Так, в рассказе “Житие одной бабы” классик отмечает: «У нас от самого Бобова до Липихина матери одна перед другой хвалились, кто своих детей хладнокровнее сечет, и сечь на сон грядущий считалось высоким педагогическим приемом».
В другом произведении Лесков рассуждает: «Не злая была женщина Настина барыня, даже жалостливая и простосердечная, а тукманку дать девке или своему родному дитяти ей было нипочем. Сызмальства у нас к этой скверности приучаются и в мужичьем быту, и в дворянском. Один у другого словно перенимает».
Писатель и путешественник, современник Достоевского Д.В. Григорович, сын помещика и француженки, воспитанный в русско-французских дворянских традициях, вспоминал: «Меня немедленно ставили в угол и для большего назидания надевали на голову бумажный колпак с большими ушами».
И все же, к середине XIX века с распространением западного понятия свобод дворян начали меньше воспитывать физически, пристыдить дурным поведением и несоответствием манер общественному вкусу. Интересно, что молодых аристократических отпрысков, которые вышли на Сенатскую площадь и вошли в историю под именем декабристов, причисляли к первому так сказать «непоротому поколению» .
Отбить желание к учёбе
В дворянских и аристократических семьях, наказывая детей или отроков, ни о каких психологических детских травмах не задумывались. Напротив, наказания считались скорее духовным упражнением, способным закалить дух провинившегося дитяти ко всякого рода житейским невзгодам и испытаниям.
Интересно, что право наказания имели не только мама и папа и близкие родственники, но также и прислуга, в число которой (с немного более высоким статусом) входили гувернантки и домашние учителя.
Художественная литература того времени, а также дневниковые записи и мемуары позволяют заключить, что в дворянских семьях имели место самые разнообразные воздействия на чад и нерадивых недорослей, то есть подростков.
Так, маленьких проказников и их старших братьев и сестер могли лишить не только сладостей, но и полноценного приема пищи, во время общего обеда по стойке смирно поставить у стола, а также показательно и прилюдно высечь или больно побить по пальцам учебными пособиями (указками, линейками и тетрадками).
Угол также входил в список возможных наказаний, причем отправить в угол чадо могли не на четверть или полчаса, как сделали бы мы сегодня, а… на несколько часов. Согласитесь, принципиальная разница в подходах.
Самых нерадивых ставили на колени на горох, а угол мог быть не углом в прямом смысле слова и даже не пустой нежилой комнатой, а темным наглухо закрытым чуланом, откуда невозможно дозваться взрослых.
Словом, история Салтычихи на фоне описаний детских наказаний в старой России не кажется экстраординарной. Тот самый Русский мир, который сегодня часто идеализируется, похоже, был многополярен, а по отношению к детям довольно жесток.
Возможно, это тогда, в 18 и 19 столетиях, закрепилось в речи расхожее выражение «отбить желание к учебе» – в русскую старину оно имело прямой, а не переносный смысл: в домашнем классе висел хлыст и замачивались розги, а материал, который плохо усваивался, буквально вбивали в нерадивого ученика, так что учебно-воспитательный процесс в старой России протекал болезненно.
Предвестники «Чучела»
В советские годы физические наказания детей были осуждены общественно и объявлены старорежимным буржуазным пережитком. Появились стихи и рассказы, фельетоны и карикатуры, плакаты и картины, порицающие родительскую строгость и жестокость.
Советские психологи, педагоги, практики и теоретики воспитания написали на эту тему немало работ, категорично и убежденно высказывая мнение о вреде шлепков, ремней, тумаков и прочих наказаний.
Новый подход отчасти хорошо показал себя на практике – учиться дети стали гораздо лучше. И в этом нельзя не признать шаг вперед отечественной педагогики.
Правда, лукаво умалчивалось другое обстоятельство: поддерживать дисциплину у советских детей всё-таки приходилось (сколько детей стало сиротами, отправилось в детдома и закрытые учебные заведения – а сколько среди них было неблагополучных и агрессивных). Сдерживать агрессию и водворять порядок приходилось – а удавалось это только с помощью моральных наказаний, гораздо более травмирующих и болезненных для ребенка, чем пара шлепков.
Мелкие провинности, более сложные проблемы и шероховатости в отношениях и поведении детей теперь обсуждались прилюдно, открыто – на октябрятских и пионерских собраниях, в классе, в летнем лагере. Ребенка «выводили на чистую воду», стыдили, унижали, осуждали в прямой и бескомпромиссной форме – и это было не менее жестоко, чем публичная порка в дореволюционной гимназии. Товарищеский суд не имел жалости и снисхождения.
Скорее всего, этот ход просчитывался советскими идеологами, но вряд ли они до конца понимали последствия своей политики. Показав детям, что жесткие, конкурентные, безжалостные отношения в детской среде – норма, педагоги и вожатые не понимали, что открывают ящик Пандоры.
Именно тогда, а отнюдь не в перестройку, участились случаи детской жестокости, начала расти преступность в среде подростков. Запреты были сняты. Предательство родителей или друзей, «стукачество», стремление проявить «силу и самобытность советского характера» стали социально одобряемыми.
Проблема долго замалчивалась – неслучайно снятый в 1984 году фильм «Чучело» вызывает такой шквал негативных эмоций. Добропорядочные советские граждане не верят любимому режиссеру Ролану Быкову, который, по общему мнению, бесчестит советских детей, показывая детские отношения во всей их взрослой неприглядной жестокости.
Словом, в Стране Советов произошел слом многовековых устоев и их полный переворот: в восприятии масс ребенок перестал быть «послушливым чадом» и «рабом» своих родителей – он стал их властелином, личностью номер один, человеком из того светлого будущего, к которому уверенным шагом шла Родина.
Поэтому вокруг фантастического героя – ребенка – с бешеной скоростью завращалось всё: здравоохранение и образование (в том числе детские лагеря, развивающие занятия и кружки), легкая промышленность и т.д.
Появилась новая, по сути, государственная индустрия, которой до революции не существовало для масс – мир игрушек, одежды, книг, а позже диафильмов, пластинок, развивающих игр и проч.
Образ счастливого детства создавался осознанно, поэтому по своей силе, яркости и убедительности превосходил и затмевал образ счастливой советской взрослости – героический образ человека-труженика в его славе.
Перестройка, можно сказать, немного отбросила «назад в Средневековье». Прямых призывов к возврату розог и хлыстов и прочих «дедовских» методов воспитания не звучало, но в СМИ появилось множество скандальных публикаций о жестоком обращении с детьми с вопиющими подробностями, которые открыто и неприглядно публично смаковались.
Советскому человеку такие случаи (как и случаи детской жестокости) чаще всего были не известны. Да, где-то за стеной сосед учил жизни ремнем старшего Ваньку, а младшего Витьку таскал за уши, но все это оставалось далеко, за дверями квартир и домов, в частной жизни. И вдруг столько фактов беспрецедентной родительской жесткости вышло наружу… Раз так бывает, значит, так можно? Границы нормы раздвинулись. Распускать руки – одобряемо, а наказание ребенка в углу стало казаться архаизмом.
Учителя в школах жестче воздействовали морально, и от родителей дома ребенку доставалось больше и морально, и физически. Высокий градус общественной напряженности сразу отразился на наиболее беззащитных – на детях.
Угол как «тайм-аут»
Мнения современных психологов, педагогов и педиатров о стоянии ребенка в углу находятся в широком диапазоне от «конечно, можно» до «нет, ни в коем случае» и, по-видимому, строятся не столько на достижениях современной психологии, педагогики и педиатрии, на личном опыте (а возможно, и на своих детских воспоминаниях). Что и понятно – вопрос, в общем-то, не научный и не мировой важности. Поэтому мы не будем их подробно цитировать, но дно из любопытных мнений всё-таки приведём.
Популярный блогер доктор Комаровский считает, что ставить детей в угол – уникальная исконно русская методика, но замечает при этом, что воспитание «углом» – также известная методика активного воспитания в западной педагогике под названием «тайм-аут». Для русского слуха такая интерпретация старинного русского наказания непривычна, но, как показывает западный опыт, вполне прижилась за рубежом.
«Здорово, чтобы ребенок остался наедине с собой, и ему нечем было бы заняться, – говорит Комаровский в одной из своих передач на канале «YouTube». – Тогда он мог бы подумать: «А почему я здесь оказался?»»
По мнению ведущего блога о здоровье и воспитании, угол хорош тем, что никаких игрушек и развлечений там нет, а значит, это удачное место для раздумий. А подумать провинившемуся ребенку всегда будет над чем. Главное, чтобы некоторое время он действительно был предоставлен самому себе.
По словам Комаровского, сегодняшние родители используют угол в крайней ситуации и как самый жесткий способ наказания, и напрасно. Если ребенок ведет себя неуправляемо, «угол» безусловно срабатывает,
Другое дело, что родители зачастую сами не решаются обратиться к такой мере воздействия. Если обычное родительское слово почему-то не бывает услышано (хотя в норме одной просьбы мамы или папы должно быть достаточно, чтобы ребенок слушался), есть другие способы повлиять на поведение детей. Например, лишить малыша сладкого. «Ребенок полностью зависим от вас. Лишать его повседневной необходимой пищи никто не призывает, но не дать ему вкусненького – ваше право. И это будет действенно», – заключает он.
«Углы» из детских книжек
У каждого взрослого живы воспоминания о детстве, причем не только радостные и радужные. Но плохое имеет свойство забываться, так что во взрослом состоянии нам бывает непросто понимать переживания наших чад. Многое о детском восприятии наказаний можно почерпнуть в детской же литературе, посмотрев на проблему изнутри. Перелистали классику? Итак, что мы имеем?
Попробовал бы кто-нибудь поставить в угол Питера Пена – вот глупости, сказал бы тот и улетел, оставив на память о себе тень. Малыш в углу мысленно разговаривает с Карлсоном, ему грустно, одиноко и не хватает друга, способного к пониманию. Буратино, запертый в темном углу с пауками, сетует на горькую судьбу, строит план побега и вскоре оказывается на свободе.
А братья Леля и Оська из повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» благодаря тому, что их поставили в угол за провинность, открывают выдуманную страну, в которой чувствуют себя сильными, мудрыми, вольными и счастливыми.
Этот изумительный отрывок детской прозы невозможно не привести целиком.
* * *
« – Марш оба в «аптечку» – в угол! – закричал в довершение всего отец. – Вандалы!!!
Мы поглядели друг на друга и дружно заревели.
– Если бы я знал, что у меня такой папа будет, – ревел Оська, – ни за что бы в жизни не родился!
Мама тоже часто заморгала глазами и готова была «капнуть». Но это не смягчило папу. И мы побрели в «аптечку».
«Аптечкой» у нас почему-то называлась полутемная проходная комната около уборной и кухни. На маленьком оконце стояли пыльные склянки и бутылки. Вероятно, это и породило кличку.
В одном из углов «аптечки» была маленькая скамеечка, известная под названием «скамьи подсудимых». Дело в том, что папа-доктор считал стояние детей в углу негигиеничным и не ставил нас в угол, а сажал.
* * *
Мы сидели на позорной скамье. В «аптечке» синели тюремные сумерки. Оська сказал:
– Это он про цирк ругался… что там медведь с вещами обращается? Да?
– Да.
– А вандалы тоже в цирке?
– Вандалы – это разбойники, – мрачно пояснил я.
– Я так и догадался, – обрадовался Оська, – на них набуты кандáлы.
В кухонной двери показалась голова кухарки Аннушки.
– Что ж это такое? – негодующе всплеснула руками Аннушка. – Из-за бариновой бирюльки дитёв в угол содят… Ах вы, грешники мои! Принести, что ль, кошку поиграться?
– А ну её, твою кошку! – буркнул я, и уже погасшая обида вспыхнула с новой силой.
Сумерки сгущались. Несчастливый день заканчивался. Земля поворачивалась спиной к Солнцу, и мир тоже повернулся к нам самой обидной стороной.
Из своего позорного угла мы обозревали несправедливый мир. Мир был очень велик, как учила география, но мéста для детей в нем не было уделено. Всеми пятью частями света владели взрослые.
Они распоряжались историей, скакали верхом, охотились, командовали кораблями, курили, мастерили настоящие вещи, воевали, любили, спасали, похищали, играли в шахматы… А дети стояли в углах.
* * *
Вечером 8 февраля 1914 года мы с братом отбывали наказание в углу. На 12‑й минуте братишку как младшего помиловали, но он отказался покинуть меня, пока мой срок не истечет, и остался в углу. Несколько минут затем мы вдумчиво и осязательно исследовали недра своих носов. На 4‑й минуте, когда носы были исчерпаны, мы открыли Швамбранию…»
«Угол» и обида
В этом по-детски забавном и в то же время по-взрослому мудром философском повествовании Льва Кассиля содержится большая правда. Пожалуй, ключевое слово этого текста – обида, и восклицание младшего братишки о том, знай он, что папа будет таким, он бы не родился – это искренний крик детской души. Можно сказать, вопль Иова устами младенца.
Конечно, о своей провинности наказанный в углу ребенок задумается и, может быть, даже в ней покается (кстати, Оська и его брат у Льва Кассиля в книжке не были виноваты и, как им казалось, «мученически пострадали»).
Но возможен и иной сценарий – в момент наказания в душе ребенка укоренилась опасная страсть – памятозлобие, или, говоря проще, обида. И это ни что иное как обидное наказание ее спровоцировало.
Причем ребенок понимает (генетически заложено), что обида, раздражение, гнев, направленные на родителей – это плохо, это грех. Возможно, он еще не знает второй заповеди, но уже ощущает это подсознательно. Но как не обижаться на мать и отца, если больно и обидно и тебе всего-то лет пять?
По словам преподобного Иоанна Лествичника, обидчивость так же разрушительна для духовной жизни, как ржавчина для железа. Приведем его высказывание полностью: «Памятозлобие – это ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое».
Преподобный отец тонко уловил особенность страсти – «в огорчении с услаждением любимое». Наслаждаться своей обидой, «вариться» в ней, бесконечно «строить из себя обиженного» не просто становится для маленького человека возможно, но и чрезвычайно приятно, и «перезагрузить», «переделать его обратно» будет непросто.
И, конечно, самая маленькая обида очень мучительна. А у ребенка она может быть очень большой и очень остро переживаемой, поскольку его эмоциональная сфера только формируется и она очень подвижна и восприимчива.
Наказание как наказ
Преподобный Порфирий Афонский, наставляя своё чадо, замечал:
«Детка, единственный твой недостаток состоит в том, что ты страшно чувствительный и не выносишь никаких обид. Нет ничего хуже, чем обладать повышенной чувствительностью! Имей в виду, что она является первопричиной всех заболеваний! Поэтому старайся от нее избавиться, или по крайне мере как-то ее ограничить. Иначе ты будешь причинять вред и самому себе, и своим близким…»
Один из современных пастырей так определяет духовный механизм обиды в нашем сердце: «Когда человек грешит, он отделяется от ближних и приобретает чувство, что они его не любят, не жалеют, не думают о нем, не интересуются им.
Подобно тому, как язык, потерявший чувство вкуса, не ощущает сладость мёда, так и человек греха страдает нечувствием, не воспринимает любовь людей, обижается и всё толкует неправильно, считая, что все хотят ему зла, что все живут и радуются, а его бросили.
И даже если ты прольешь за него кровь, он даст другое толкование твоей любви. Если ты скажешь ему что-то доброе, он посчитает, что ты вмешиваешься в его жизнь. Если скажешь ему: садись тут, он будет считать, что ты его презираешь. Грешный человек живет в оковах своего греха и страшной темнице своего одиночества.
Когда человек, оказываясь в подобных ситуациях много раз, приходит к выводу, что ближние его не любят, не жалеют, не помогают ему, что они в чем-то виноваты, то совершенно ясно, что он согрешил.
Тот, кто освободился от греха, приобретает чувство, что все его любят, жалеют, всех он ощущает как родных, ему хочется всех обнять, потому что все исполнены милости к нему. Итак, чем более я освобождаюсь от греха, тем более прихожу в единство с ближними. И наоборот, чем больше грешу, тем больше от всех отделяюсь».
Это наставление касается, конечно, в первую очередь, взрослых. Но лучше не провоцировать развитие страсти памятозлобия у ребенка, который еще не совсем точно понимает, «что такое хорошо, а что такое плохо», душевно слаб и незрел.
У ребенка есть самолюбие и гордость, но это совсем не то же самое, что самость и гордыня. Часто провоцируя обиду и развивая обидчивость у своих детей, мы также развиваем у них и гордыню, которая, по свидетельству святых отцов, мать многих грехов.
Что же делать? Посадить своих чад под стеклянный колпак, чтобы оградить от обид? Это невозможно. Обиды в их жизни обязательно будут – увы, через это испытание проходит каждый.
Но…пусть хотя бы в самую светлую пору детства обиды не исходят от близких людей. Мама и папа дают ребенку чувство надежности и защищенности, это их начало начал и главная точка опоры. И именно с доверия к близким людям начинается доверие к Богу, познавая Которого, ребенок смотрит на своего отца.
Слово наказание происходит от слова «наказ» – то есть поучение, наставление. Наказание ребенка в этом смысле, похоже, необходимо, потому что учить и наставлять детей – наша родительская обязанность.
Но любое наказание и лишение, исходящее от любящих родителей – будь то легкий шлепок, отправка в угол или три для без сладкого – должно быть спокойным и справедливым, а не выглядеть злой взрослой местью. И, если мы поведем себя разумно и снисходительно, если мы очень постараемся – оно не будет воспринято как обида.
Валентина Киденко
Фото из открытых источников
Зачем детей ставят в угол? Пользователи Твиттера попытались разобраться
Зачем детей ставят в угол? Пользователи Твиттера попытались разобраться© Лиза Стрельцова
А вы задумывались, в чем смысл этого наказания?
Поставить расшалившегося ребенка в угол – это одно из самых простых и известных наказаний, хотя родители и психологи часто спорят по поводу его гуманности. Но многих интересует, что заставило людей придумать такое наказание. Вот и пользовательница Twitter @@jikannohoshi задалась этим вопросом. Люди рассказали, как их родители и бабушки объясняли наказание.
то что детей в наказание ставят в угол это так странно типо?? почему именно в угол?? почему ребёнок должен стоять в месте где сходятся стены??? чему это способствует??? нет ну просто подумайте. ....
— монструозная звезда ари (@jikannohoshi) October 14, 2020
Встречаются приземленные версии. Некоторые считают, что в квартирах не всегда находится место, в которое можно отправить провинившегося ребенка. Зато в углу он точно никому не помешает. Есть вариант еще очевиднее: в углу не найти ничего интересного, поэтому заскучавшему ребенку неизбежно придется задуматься о своем поведении.
Как рассказала пользовательница с ником Клубничное молоко, запугивать детей углом придумали на Руси. Тогда люди верили, что это место обитания темных сил. Оказалось, некоторые родители до сих пор используют такое объяснение. А вот бабушки могут подходить к делу с большей фантазией.
Хз мне бабка говорила, что когда ребенок пакостничает, это ему на голову нечистый садится, а в углу у него рога в стены упираются и он падает.
— ?Жабонька? (@mi67XShd1abcpy4) October 15, 2020
Студентка педагогического колледжа высказала мнение, что ставить в угол – не самое жестокое наказание.
Куда страшнее усадить ребенка за стол и сказать ничего не делать.Вообще, нам в колледже говорили, что самое жестокое наказание для ребенка, это посадить его за стол и сказать ему ничего не делать, в углу он ещё может с ноги на ногу походить, поковыряться, в за столом нет, для ребенка младшей возрастной группы больше 5 минут это невыносимо...
— Кая/Ян (@Crazy_Durac) October 14, 2020
Мы же по-прежнему призываем вас отказываться от практики любых наказаний!
Ещё почитать по теме
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.
Я согласен на обработку моих персональных данных
Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресах и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.
->Стоять в углу — хорошее наказание? – Стратегии для родителей
В наши дни трудно сказать, какие традиционные наказания являются плохой идеей, а какие просто вышли из моды. Некоторые из них все еще можно использовать сегодня, в то время как другие могут быть действительно вредными. Куда падает стояние ребенка в углу? Я потратил некоторое время на изучение ответа, чтобы узнать.
Стоять в углу — хорошее наказание? Нет. Стоять в углу в качестве наказания вредно для здоровья ребенка. История говорит нам, что это жестоко, а наука говорит нам, что это создает проблемы для ребенка в более позднем возрасте, которые значительно перевешивают предполагаемые преимущества.
Иногда легко забыть, что то, что мы делаем сегодня, уходит своими корнями в исторические практики, которые задолго до любой современной науки и исследований. В данном случае, хотите верьте, хотите нет, но корни идеи почти так же стары, как и сам научный метод, а практике около 200 лет.
Я немного расскажу о происхождении этой практики и о том, говорит ли наука о ее эффективности, а затем я расскажу о том, что вы можете сделать вместо этого, чтобы ваши дети выросли дисциплинированными и уважительными молодыми людьми.
Что говорят история и наука ИсторияИдея поставить ребенка в угол наиболее широко использовалась в качестве стратегии в викторианской Англии и примерно в то же время в Америке, когда карательная дисциплина была основной инструмент для поддержания контроля над детьми. Их отправляли стоять в углу болвана, сидеть за специально отведенным столом болвана и/или носить печально известную кепку болвана.
Идея заключалась в том, что все ученики не хотели бы, чтобы их выставляли напоказ перед классом или называли «болваном». Каждый метод был предназначен для получения одного и того же результата — уступчивости через стыд.
Каждый подход получил свое название от того же места, что и сам шапка балбеса, Иоанна Дунса Скота (род. около 1266 г.).Он был средневековым философом, который считал, что остроконечные шляпы стимулируют мозг и направляют мудрость человеку, который их носил, предположительно с небес.
Позже, когда Ренессанс и Просвещение породили великих мыслителей и идей, его взгляды и само имя Дунс (произносится как дурак) стали синонимом «идиотизма».
После викторианского периода наше общество постепенно осознало, что стыдить детей неправильно, и отошло от этой практики. Однако некоторые пережитки той эпохи, вроде загона детей в угол, все же остались. На самом деле, в Великобритании его до сих пор называют уголком болвана.
Хотя мы не называем его так здесь, в США, он используется для той же цели. Для тех, кто хочет понять историю и первоначальный замысел этой практики, ясно, что отделять детей от других и выставлять их напоказ нездорово.
Он производит ту же культуру стыда, что и викторианская практика, и ничего не делает, чтобы помочь ребенку учиться на своей ошибке с достоинством и уважением.
Любое дисциплинарное взыскание, которое вы решите применить к своему ребенку, должно исходить из его наилучших интересов и должно выполняться с любовью и сочувствием, чтобы ребенок мог вырасти из этого.
Когда мы смотрим на историю этой практики, кажется, что она исходит не из того места, которое приносит пользу детям. Наука по этому вопросу также поддерживает это.
НаукаЗа последние 40 лет было проведено большое количество научных исследований стыда детей, которые подтвердили, что это плохая идея.
Хотя большинство людей согласны с тем, что заставлять ребенка носить дурацкую кепку — плохое решение, избавиться от дурацкого уголка было не так просто.
Даже если мы не называем это так в США, это то, что есть.
Постановка ребенка в угол может показаться полезной в то время, потому что это выводит его из ситуации и делает из него пример для всех присутствующих детей, но это стратегия стыда, которая может иметь серьезные долгосрочные последствия. .
Использование стыда в качестве дисциплинарной стратегии для детей имеет значительные немедленные и долгосрочные последствия.
Тем, кто использует его для воспитания хорошего поведения у ребенка, следует задать два вопроса: действительно ли результирующее поведение является естественным или принудительным и какова будет цена для благополучия ребенка?
Является ли результирующее поведение естественным или вынужденным?Естественное поведение отражает то, кем ребенок является на самом деле.
Так их мысли, действия и привычки органично становятся частью их характера.
Вынужденное поведение отражает действия ребенка из-за страха перед последствиями без реального понимания причин (за исключением того, чтобы избежать последствий).
Хотя это может показаться отличной идеей изменить краткосрочное поведение, это не очень хорошо для их эмоционального развития.
Если принуждение посредством стыда является постоянной частью их жизни, это может создать некоторые очень нежелательные черты характера, о которых я расскажу ниже.
Какова будет стоимость благополучия ребенка?Размышляя о том, как стыд влияет на детей, я хочу, чтобы вы подумали об этом.
То, что говорит и/или делает ребенку любимый или авторитетный человек, может сильно повлиять на его чувство собственного достоинства
.Это потому, что их самоидентификация формируется тем, что они слышат о себе и тем, как к ним относятся.
Дети в таких ситуациях часто чувствуют себя незначительными, потому что думают, что они просто плохие дети.
Так они ничему не учатся. Иногда они могут делать то, что вы от них хотите, из-за естественного желания угодить вам.
Имейте в виду, это может быть ложным сигналом успеха.
Если вы использовали дисциплинарную стратегию, которая могла вызвать стыд, задайте себе следующие вопросы:
- Считаю ли я, что моему ребенку было стыдно?
- Я хочу, чтобы мой ребенок чувствовал стыд?
- Они подчинились только ради подчинения?
- Отошли ли они потом?
- Они не хотели говорить мне, что они на самом деле чувствовали?
- Они выражали гнев?
- Как только они оказались вне зоны моего досягаемости, сделали ли они что-то тревожное или несвойственное мне?
- Действительно ли они узнали то, что им нужно было узнать?
Ответы на приведенные выше вопросы предназначены для размышления и должны помочь вам понять, начинают ли они возводить стену.
Вместо того, чтобы думать об использовании этой стратегии в качестве тактики немедленного изменения поведения, спросите себя, хотите ли вы, чтобы такой подход к дисциплине стал частью вашей семейной культуры.
Понятно, почему у родителей и опекунов возникает искушение использовать стратегии пристыжения, например, заставить ребенка повернуться лицом к стене или сунуть нос в угол. Они, кажется, работают. В краткосрочной перспективе они могут изменить поведение ребенка, и в пылу момента мы просто хотим исправить поведение, чтобы мы могли спокойно продолжать свой день и пытаться наслаждаться нашим временем вместе. Но вы должны попытаться запомнить это; стыд является ингибитором . Он не решает проблемы, он просто закапывает их и заставляет ребенка бояться быть недостаточно хорошим (среди прочего).
Чувство неодобрения, вызванное стыдом, заставляет ребенка думать, что другие его не одобряют, что приводит к замкнутости и другим тревожным эмоциональным реакциям. В краткосрочной перспективе ребенок может отреагировать, пытаясь угодить родителю. Согласно исследованиям того, что происходит в долгосрочной перспективе, оно того не стоит.
По мере того, как эти чувства накапливаются со временем, они усугубляются и могут проявляться как враждебность, неуверенность в себе, пассивная агрессия и даже ярость.
Жизнь, рожденная от стыда, может стать жизнью застенчивости и внутреннего унижения.
Хотя мы можем думать, что помогаем нашим детям, давая им время и делая из них пример в углу, мы, конечно же, не хотим вызывать у них подобные чувства.
Тем не менее, согласно исследованию, это именно то, что может сделать их загон в угол. Со временем стратегии стыда даже навредили их отношениям с другими.
ОтношенияРебенка или подростка, которого загоняют в угол, неявно (а иногда и явно) называют плохим ребенком (даже если за этим наблюдают только братья, сестры или друзья). Со временем они привыкают к этому ярлыку и начинают понимать себя как человека, которому принадлежит эта роль. На самом деле это просто природа ребенка, адаптирующегося к окружающей среде.
Это не та адаптация, которую мы от них хотим. Им нужно научиться чувствовать в той или иной ситуации и испытывать то, что чувствуют другие. Они не могут этого сделать, если их постоянно удаляют из ситуаций, в которых им нужна возможность учиться. По мере того, как они становятся более разобщенными, им становится все труднее развивать эмпатию — ключевой личный и профессиональный навык, который им понадобится во взрослой жизни.
Так что мы можем сделать?После проведения этого исследования стало ясно, что наука и история не поддерживают использование стратегий стыда в качестве инструмента, помогающего детям отличить правильное от неправильного. Постарайтесь помнить, что большую часть времени поведение зависит от развития, и если вы остаетесь позитивным и поддерживаете ребенка в каждый период жизни, он перерастет краткосрочное поведение и будет лучше в долгосрочной перспективе.
В основе любого родительского подхода должны лежать любовь, сострадание, связь, осмысленная структура и дисциплина, которые развивают личную ответственность. Подробнее о том, как постоянно показывать эти качества своим детям, вы можете узнать из статьи, которую я написала на эту тему.
Некоторые лучшие способы помочь ребенку научиться улучшать свое поведение включают:
- Четкое объяснение того, что от него ожидается
- Значимое размышление (можно в другой комнате), где они объясняют, что узнали потом
- Искупление (вам показывают исправленное поведение)
- Внедрите подпрограммы, которые направят их
- Установите структуры, которые работают в фоновом режиме, чтобы формировать их поведение
Есть много других стратегий, которые вы можете изучить на моем сайте, я перечислил некоторые мощные идеи в этой статье. Все это стратегии «долгой игры», которые в конце концов выигрывают. Попасть в ловушку короткой игры может быть легко, потому что мы не хотим, чтобы у наших детей развивалось поведение, которое уведет их по ложному пути, но впоследствии оно часто не окупается.
Если вы много читаете мои статьи, то знаете, что я не слабак. Я глубоко верю в твердое, но справедливое мышление, когда дело доходит до дисциплинирования детей. Я применяю этот подход к своим детям и ученикам. Я ожидаю, что мои дети будут вести себя хорошо, и ежедневно работаю с ними, чтобы убедиться, что они вырастут уважительными, хорошо приспособленными людьми. Я знаю, что для того, чтобы этот подход работал, в основе его должны лежать любовь и уважение к ребенку.
Дети могут чувствовать, когда мы расстроены, когда мы злимся, и да, когда мы просто злимся.
Невероятно важно (и одна из самых сложных вещей в мире) постоянно моделировать здоровое поведение.
Никто из нас не совершенен. Тем не менее, мы все равно должны стремиться делать все возможное каждый день и учиться на самой лучшей информации, чтобы становиться немного лучше шаг за шагом.
Как вы эффективно используете тайм-аут?Тайм-ауты следует использовать, чтобы прервать действие и дать ребенку время успокоиться.
Общее эмпирическое правило — одна минута в год, но это может варьироваться. Вы можете просто позволить им выйти, когда они будут готовы.
Малыши особенно непредсказуемы, потому что они могут вообще не помнить, зачем они здесь, и пугаться.
Как наказать непослушного ребенка?Работая с непослушным ребенком, вы должны сохранять спокойствие и уравновешенность. Напомните им об ожидаемом поведении.
Будьте ясны в отношении правил и последствий. Дайте им возможность практиковать желаемое поведение и хвалите их, когда они это делают.
Самое главное, подключитесь и помните, что когда вы дисциплинируете, вы пытаетесь воспитать ученика.
стоять в углу для наказания|TikTok Search
TikTok
Загрузить
lovexstephx
Стеф ♡
Я проплакала все 20 минуты, козявки и все такое 😭 #fyp #учителя
140 Лайки, видео в TikTok от Стеф ♡ (@lovexstephx): «Я проплакала все 20 минут, козявки и все такое 😭 #fyp #teachers». Когда мой учитель в средней школе заставил меня стоять в углу в наказание за то, что я забыл исходный звук словаря — <3.
2323 просмотра|
оригинальный звук —
<3blackbestcatdad
Black Best Cat Dad
My Cats on Punishment! Заставил его стоять в углу!! #наказание #кот
3K лайков, 39 комментариев. Видео TikTok от Black Best Cat Dad (@blackbestcatdad): «Мои коты на наказании! Заставили его стоять в углу !! #наказание #кот». СИДИТЕ В УГОЛ! YOURE ON PUNISMENT sonido original — Mr. Dayger music.
23,9 тыс. просмотров|
sonido original — Mr. Dayger music
sweetmotherkush
S•M•K | Александра
почему мне сейчас так смешно. 😅 травма.
133 Likes, TikTok видео от S•M•K | Александра (@sweetmotherkush): «Почему мне сейчас так смешно. 😅 травма.». родители наказывают своих детей нормально | Стоял в углу 3 часа сын оригинал — 𝒸𝒽𝒾𝒶𝓇𝒶 🪫.
2972 просмотра|
сын оригинал — 𝒸𝒽𝒾𝒶𝓇𝒶 🪫
мирандатедемон
мирандатедемон
Лайк почему 😂😂 #SplashSummerVibe #ShowUrGrillSkillz #ShowOffLandOFrost #alternativeuniverse #alternativetiktok #alternativegirl #comedу #punishments #fypシ
540 лайков, 43 комментария . Видео TikTok от Mirandathedemon (@mirandathedemon): «Как почему 😂😂 #SplashSummerVibe #ShowUrGrillSkillz #ShowOffLandOFrost #alternativeuniverse #alternativetiktok #alternativegirl #comedу #punishments #fypシ». Родители дают нормальные наказания | Я стою в углу уже час, сынок оригинал — 𝒸𝒽𝒾𝒶𝓇𝒶 🪫.
3583 просмотра|
son original — 𝒸𝒽𝒾𝒶𝓇𝒶 🪫
theresamariewilson
Theresa ♌️🤍
У меня их достаточно, чтобы сделать целую серию, мое детство было тяжелым. #toxicmoms #trauma #fyp
12,2 тыс. лайков, 169 комментариев. Видео в TikTok от Терезы ♌️🤍 (@theresamariewilson): «У меня их достаточно, чтобы сделать целую серию, мое детство было тяжелым. #toxicmoms #trauma #fyp». Ты думаешь, что можешь причинить мне боль. Моя мама обычно заставляла стоять в углу, поскольку она называла это «наказанием», по 12-14 часов в день и говорила, что посещение туалета было предлогом, чтобы сесть, и на нее уставились и сказали поторопиться. пока занимался своими делами… в 16 лет. Это вызвало проблемы с позвоночником и проблемы с развитием тела. Оригинальный звук — Ailyn.Arellano.
244,7 тыс. просмотров|
оригинальный звук — Ailyn.Arellano
учительшаун
Шон | Поведение и инклюзивность
Ответ на @zarl75 Я понимаю ваше разочарование #schoolbehavior #behaviourmanagement
111 лайков, 22 комментария. Видео TikTok от Шона | Поведение и инклюзия (@teachershaun): «Отвечая на @zarl75, я понимаю ваше разочарование #schoolbehavior #behaviourmanagement». Вот почему я делаю видео с оригинальным звуком — Shaun | Поведение и инклюзия.
5138 просмотров|
оригинальный звук — Шон | Поведение и инклюзия
stxner_love
𝓒𝓱𝓵𝓸𝓮
#punishment #fyp #foryou 9000 7 #damaged #alt #emo #parents
24 лайка, TikTok видео от 𝓒𝓱𝓵𝓸𝓮 (@ stxner_love): «#наказание #fyp #foryou #поврежденный #alt #emo #parents». родители регулярно наказывают своих детей | я стою в углу в течение длительного периода времени, мне не разрешают двигаться, имея пенни между носом и углом, сын оригинал — 𝒸𝒽𝒾𝒶𝓇𝒶 🪫.
711 просмотров|
сын оригинал — 𝒸𝒽𝒾𝒶𝓇𝒶 🪫
juicyb0ngripp
𖦹☮︎︎𝔎𝔞𝔶𝔩𝔞 𝔐𝔞 𝔶☮︎︎𖦹
#fyp #детство #toxicmom
390 лайков, TikTok видео от 𖦹☮︎︎𝔎𝔞 𝔶𝔩𝔞 𝔐𝔞𝔶☮︎︎𖦹 (@juicyb0ngripp) : «#fyp #детство #toxicmom».