В углу стоять: Стояние в углу: полезно ли такое наказание для ребенка?

Стояние в углу: полезно ли такое наказание для ребенка?

Оглав­ле­ние
  • Рус­ский угол – красный
  • Кол­пак с боль­шими ушами
  • Отбить жела­ние к учёбе
  • Пред­вест­ники «Чучела»
  • Угол как «тайм-аут»
  • «Углы» из дет­ских книжек
  •  «Угол» и обида
  • Нака­за­ние как наказ

Поста­вить ребенка в угол ино­гда полезно, – счи­тают мно­гие роди­тели и даже сове­туют неко­то­рые авто­ри­тет­ные пси­хо­логи. Вос­пе­ва­нию пользы и без­опас­но­сти нака­за­ния в углу посвя­щены целые «вос­пи­та­тель­ные трак­таты» в соц­се­тях. Вроде бы, что пло­хого: пси­хику не трав­ми­руем, телу не вре­дим. Так ста­вить или не ставить? 

Русский угол – красный

Отпра­вить своё чадо в угол для рус­ского чело­века так же есте­ственно, как обнять березку. Нака­за­ние в углу – одна из ста­рин­ных вос­пи­та­тель­ных тра­ди­ций род­ного Оте­че­ства, при­чем одна из самых щадящих.

Если углу­биться в исто­рию нака­за­ний детей на Руси, можно понять, что Сред­не­ве­ко­вье в нашей дер­жаве про­дли­лось зна­чи­тельно дольше рису­е­мых исто­ри­ками и фило­ло­гами рамок.

Нака­за­ния детей в Рос­сии дол­гое время были довольно жесто­кими, при­чем в основ­ном прак­ти­ко­ва­лись пря­мые, то есть физи­че­ские методы воз­дей­ствия. Система нака­за­ний была слож­ной и раз­ветв­лен­ной, и при­мерно до сере­дины ХVIII – начала ХIХ века дет­ские нака­за­ния мало раз­ли­ча­лись по сослов­ному при­знаку. Потом дво­рян­ское вос­пи­та­ние детей и отро­ков резко обосо­би­лось и стало более гуманным.

В кре­стьян­ской среде во все века стро­гость по отно­ше­нию к детям была нор­мой – при­выч­ной и одоб­ря­е­мой. Типич­ные ошибки роди­те­лей в вос­пи­та­нии сво­его чада опре­де­ляла рус­ская посло­вица – «С черта вырос, а кну­том не стёган».

Отме­тим, что кре­стьян­ская среда много сто­ле­тий под­ряд была не такой дре­му­чей и тем­ной, как пред­став­ля­ется неко­то­рым сего­дня – а была она глу­боко рели­ги­оз­ной, ведь именно из нее вышло столько свя­тых подвиж­ни­ков, мона­ше­ству­ю­щих и иного духовенства.

Кре­стьян­ские труды на земле и будни тес­нейше были впле­тены в цер­ков­ный кален­дарь, а жизнь чело­века за горо­дом была немыс­лима без цер­ков­ной жизни, без цер­ков­ного бла­го­че­стия. Жизнь семьи про­хо­дила на виду у сосе­дей и близ­ких, дети росли тоже на виду, и их нрав­ствен­ный облик имел огром­ное зна­че­ние для родителей.

Рус­ские кре­стьяне – далеко не про­стецы, помимо прак­ти­че­ской смет­ли­во­сти и хватки, они разу­мели Писа­ние, хорошо знали книги Вет­хого Завета, так что слова царя Соло­мона «Кто жалеет розги своей, тот нена­ви­дит сына; а кто любит, тот с дет­ства нака­зы­вает его» были им известны в числе дру­гих выска­зы­ва­ний о науче­нии чад.

Никто спе­ци­ально не учил ребенка цер­ков­ной жизни и молитве – он был вклю­чен в кру­го­во­рот цер­ков­ного года, как и вся его семья. Ста­вили ли в угол кре­стьян­ских дети­шек? Ста­вили, при­чем не в любой угол (про­стран­ство в избе исполь­зо­ва­лось эрго­но­мично, лиш­него места не было).

Един­ствен­ным про­стор­ным и сво­бод­ным от загро­мож­де­ния углом зача­стую был угол крас­ный – то есть тот, где сто­яли иконы, горела лам­падка и моли­лись члены семьи. И это было луч­шее место в доме, чистое, кра­си­вое, свет­лое и все­гда при­бран­ное – вопрос бла­го­че­стия для рус­ского человека.

Посто­ять в крас­ном углу для дере­вен­ского охаль­ника бывало небес­по­лез­ным заня­тием – стоя перед ико­нами с мир­ным лам­пад­ным огонь­ком, он, может быть, и не молился горячо, но, во вся­ком слу­чае, при­хо­дил в чув­ство, успо­ка­и­вался, «стя­жал дух мирен» и заду­мы­вался о своих поступках.

Отме­тим, что нака­за­ние в кре­стьян­ской среде не было ред­ким, уве­ренно вхо­дило в оби­ход и, воз­можно, поэтому не счи­та­лось чем-то обид­ным. Науче­ния от роди­те­лей сно­сили спо­койно и, если верить лите­ра­туре, ино­гда даже с бла­го­дар­но­стью (для совре­мен­ного уха это зву­чит странно, почти фантастически).

Нака­за­ние в углу счи­та­лось щадя­щим, и жесто­ко­сти в рус­ских кре­стьян­ских семьях, оче­видно, хва­тало. И всё же, говоря о кре­стьян­ском быте и вос­пи­та­нии, мно­гие сгу­щают краски – силь­ные выра­же­ния вроде «тем­ная Русь, звер­ства, побои, домо­стро­ев­щина» не вполне отра­жают реальность.

Так, говоря о чадах, «Домо­строй» при­зы­вает «любить их и беречь, но и стра­хом спа­сать, нака­зы­вая и поучая, а когда и побить. Нака­зы­вай детей в юно­сти – упо­коят тебя в ста­ро­сти твоей», – и смыс­ло­вой акцент в этом выска­зы­ва­нии, взя­том нами из кон­тек­ста – нет сомне­ний, именно «любить и беречь».

Колпак с большими ушами

Лите­ра­тура, изоб­ра­зи­тель­ное, искус­ство и науки, став­шие доступ­ными в рус­ский «золо­той» век, не поме­шали луч­шим умам оте­че­ства спо­койно отно­ситься к дет­ским наказаниям.

Известно, что «солнце рус­ской поэ­зии» А.С. Пуш­кин само­лично порол своих детей, при­чем от мала до велика. Его сестра Пав­ли­щева в пере­писке упо­ми­нает: «Алек­сандр порет сво­его маль­чишку, кото­рому всего два года; Машу он тоже бьет, впро­чем, он неж­ный отец».

К роз­гам обра­ща­лись и дру­гие его извест­ные совре­мен­ники, исчер­пав­шие иные сред­ства воз­дей­ствия на моло­дые умы.

Некая м‑м М.К. Цеб­ри­кова в своих мему­а­рах упо­ми­нает и такой момент: нака­за­ния роз­гами стра­ши­лись не из-за боли – им при­хо­ди­лось тре­ни­ро­вать волю и досто­ин­ство (тер­петь и не выда­вать стра­да­ния, подав­лять слезы и крики).

Дети бра­ви­ро­вали друг перед дру­гом своим геро­и­че­ским пове­де­нием при нака­за­нии и ста­ра­лись пока­заться друг другу сме­лыми и бес­страст­ными. «Гораздо хуже боли от порки были нра­во­уче­ния и выго­воры, тянув­шие душу», – пишет она.

О телес­ных нака­за­ниях детей спо­койно, как о чем-то разу­ме­ю­щемся, гово­рят в вос­по­ми­на­ниях и в худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ниях и М. Лер­мон­тов (правда, заме­чая, что «…поня­тья были низки в ста­рый век»), и М. Сал­ты­ков-Щед­рин, и И. Тур­ге­нев, и Н. Лесков.

Так, в рас­сказе “Житие одной бабы” клас­сик отме­чает: «У нас от самого Бобова до Липи­хина матери одна перед дру­гой хва­ли­лись, кто своих детей хлад­но­кров­нее сечет, и сечь на сон гря­ду­щий счи­та­лось высо­ким педа­го­ги­че­ским приемом».

В дру­гом про­из­ве­де­нии Лес­ков рас­суж­дает: «Не злая была жен­щина Настина барыня, даже жалост­ли­вая и про­сто­сер­деч­ная, а тук­манку дать девке или сво­ему род­ному дитяти ей было нипо­чем. Сыз­маль­ства у нас к этой сквер­но­сти при­уча­ются и в мужи­чьем быту, и в дво­рян­ском. Один у дру­гого словно перенимает».

Писа­тель и путе­ше­ствен­ник, совре­мен­ник Досто­ев­ского Д.В. Гри­го­ро­вич, сын поме­щика и фран­цу­женки, вос­пи­тан­ный в рус­ско-фран­цуз­ских дво­рян­ских тра­ди­циях, вспо­ми­нал: «Меня немед­ленно ста­вили в угол и для боль­шего нази­да­ния наде­вали на голову бумаж­ный кол­пак с боль­шими ушами».

И все же, к сере­дине XIX века с рас­про­стра­не­нием запад­ного поня­тия сво­бод дво­рян начали меньше вос­пи­ты­вать физи­че­ски, при­сты­дить дур­ным пове­де­нием и несо­от­вет­ствием манер обще­ствен­ному вкусу. Инте­ресно, что моло­дых ари­сто­кра­ти­че­ских отпрыс­ков, кото­рые вышли на Сенат­скую пло­щадь и вошли в исто­рию под име­нем декаб­ри­стов, при­чис­ляли к пер­вому так ска­зать «непо­ро­тому поколению» .

Отбить желание к учёбе

В дво­рян­ских и ари­сто­кра­ти­че­ских семьях, нака­зы­вая детей или отро­ков, ни о каких пси­хо­ло­ги­че­ских дет­ских трав­мах не заду­мы­ва­лись. Напро­тив, нака­за­ния счи­та­лись ско­рее духов­ным упраж­не­нием, спо­соб­ным зака­лить дух про­ви­нив­ше­гося дитяти ко вся­кого рода житей­ским невзго­дам и испытаниям.

Инте­ресно, что право нака­за­ния имели не только мама и папа и близ­кие род­ствен­ники, но также и при­слуга, в число кото­рой (с немного более высо­ким ста­ту­сом) вхо­дили гувер­нантки и домаш­ние учителя.

Худо­же­ствен­ная лите­ра­тура того вре­мени, а также днев­ни­ко­вые записи и мему­ары поз­во­ляют заклю­чить, что в дво­рян­ских семьях имели место самые раз­но­об­раз­ные воз­дей­ствия на чад и нера­ди­вых недо­рос­лей, то есть подростков.

Так, малень­ких про­каз­ни­ков и их стар­ших бра­тьев и сестер могли лишить не только сла­до­стей, но и пол­но­цен­ного при­ема пищи, во время общего обеда по стойке смирно поста­вить у стола, а также пока­за­тельно и при­людно высечь или больно побить по паль­цам учеб­ными посо­би­ями (указ­ками, линей­ками и тетрадками).

Угол также вхо­дил в спи­сок воз­мож­ных нака­за­ний, при­чем отпра­вить в угол чадо могли не на чет­верть или пол­часа, как сде­лали бы мы сего­дня, а… на несколько часов. Согла­си­тесь, прин­ци­пи­аль­ная раз­ница в подходах.

Самых нера­ди­вых ста­вили на колени на горох, а угол мог быть не углом в пря­мом смысле слова и даже не пустой нежи­лой ком­на­той, а тем­ным наглухо закры­тым чула­ном, откуда невоз­можно дозваться взрослых.

Сло­вом, исто­рия Сал­ты­чихи на фоне опи­са­ний дет­ских нака­за­ний в ста­рой Рос­сии не кажется экс­тра­ор­ди­нар­ной. Тот самый Рус­ский мир, кото­рый сего­дня часто иде­а­ли­зи­ру­ется, похоже, был мно­го­по­ля­рен, а по отно­ше­нию к детям довольно жесток.

Воз­можно, это тогда, в 18 и 19 сто­ле­тиях, закре­пи­лось в речи рас­хо­жее выра­же­ние «отбить жела­ние к учебе» – в рус­скую ста­рину оно имело пря­мой, а не пере­нос­ный смысл: в домаш­нем классе висел хлыст и зама­чи­ва­лись розги, а мате­риал, кото­рый плохо усва­и­вался, бук­вально вби­вали в нера­ди­вого уче­ника, так что учебно-вос­пи­та­тель­ный про­цесс в ста­рой Рос­сии про­те­кал болезненно.

Предвестники «Чучела»

В совет­ские годы физи­че­ские нака­за­ния детей были осуж­дены обще­ственно и объ­яв­лены ста­ро­ре­жим­ным бур­жу­аз­ным пере­жит­ком. Появи­лись  стихи и рас­сказы, фелье­тоны и кари­ка­туры, пла­каты и кар­тины, пори­ца­ю­щие роди­тель­скую стро­гость и жестокость.

Совет­ские пси­хо­логи, педа­гоги, прак­тики и тео­ре­тики вос­пи­та­ния напи­сали на эту тему немало работ, кате­го­рично и убеж­денно выска­зы­вая мне­ние о вреде шлеп­ков, рем­ней, тума­ков и про­чих наказаний.

Новый под­ход отча­сти хорошо пока­зал себя на прак­тике – учиться дети стали гораздо лучше. И в этом нельзя не при­знать шаг впе­ред оте­че­ствен­ной педагогики.

Правда, лукаво умал­чи­ва­лось дру­гое обсто­я­тель­ство: под­дер­жи­вать дис­ци­плину у совет­ских детей всё-таки при­хо­ди­лось (сколько детей стало сиро­тами, отпра­ви­лось в дет­дома и закры­тые учеб­ные заве­де­ния – а сколько среди них было небла­го­по­луч­ных и агрес­сив­ных). Сдер­жи­вать агрес­сию и водво­рять поря­док при­хо­ди­лось – а уда­ва­лось это только с помо­щью мораль­ных нака­за­ний, гораздо более трав­ми­ру­ю­щих и болез­нен­ных для ребенка, чем пара шлепков.

Мел­кие про­вин­но­сти, более слож­ные про­блемы и шеро­хо­ва­то­сти в отно­ше­ниях и пове­де­нии детей теперь обсуж­да­лись при­людно, открыто – на октяб­рят­ских и пио­нер­ских собра­ниях, в классе, в лет­нем лагере. Ребенка «выво­дили на чистую воду», сты­дили, уни­жали, осуж­дали в пря­мой и бес­ком­про­мисс­ной форме – и это было не менее жестоко, чем пуб­лич­ная порка в доре­во­лю­ци­он­ной гим­на­зии. Това­ри­ще­ский суд не имел жало­сти и снисхождения.

Ско­рее всего, этот ход про­счи­ты­вался совет­скими идео­ло­гами, но вряд ли они до конца пони­мали послед­ствия своей поли­тики. Пока­зав детям, что жест­кие, кон­ку­рент­ные, без­жа­лост­ные отно­ше­ния в дет­ской среде – норма, педа­гоги и вожа­тые не пони­мали, что откры­вают ящик Пандоры.

Именно тогда, а отнюдь не в пере­стройку, уча­сти­лись слу­чаи дет­ской жесто­ко­сти, начала расти пре­ступ­ность в среде под­рост­ков. Запреты были сняты. Пре­да­тель­ство роди­те­лей или дру­зей, «сту­ка­че­ство», стрем­ле­ние про­явить «силу и само­быт­ность совет­ского харак­тера» стали соци­ально одобряемыми.

Про­блема долго замал­чи­ва­лась – неслу­чайно сня­тый в 1984 году фильм «Чучело» вызы­вает такой шквал нега­тив­ных эмо­ций. Доб­ро­по­ря­доч­ные совет­ские граж­дане не верят люби­мому режис­серу Ролану Быкову, кото­рый, по общему мне­нию, бес­че­стит совет­ских детей, пока­зы­вая дет­ские отно­ше­ния во всей их взрос­лой непри­гляд­ной жестокости.

Сло­вом, в Стране Сове­тов про­изо­шел слом мно­го­ве­ко­вых устоев и их пол­ный пере­во­рот: в вос­при­я­тии масс ребе­нок пере­стал быть «послуш­ли­вым чадом» и «рабом» своих роди­те­лей – он стал их вла­сте­ли­ном, лич­но­стью номер один, чело­ве­ком из того свет­лого буду­щего, к кото­рому уве­рен­ным шагом шла Родина.

Поэтому вокруг фан­та­сти­че­ского героя – ребенка – с беше­ной ско­ро­стью завра­ща­лось всё: здра­во­охра­не­ние и обра­зо­ва­ние (в том числе дет­ские лагеря, раз­ви­ва­ю­щие заня­тия и кружки), лег­кая про­мыш­лен­ность и т.д.

Появи­лась новая, по сути, госу­дар­ствен­ная инду­стрия, кото­рой до рево­лю­ции не суще­ство­вало для масс – мир игру­шек, одежды, книг, а позже диа­филь­мов, пла­сти­нок, раз­ви­ва­ю­щих игр и проч.

Образ счаст­ли­вого дет­ства созда­вался осо­знанно, поэтому по своей силе, ярко­сти и убе­ди­тель­но­сти пре­вос­хо­дил и затме­вал образ счаст­ли­вой совет­ской взрос­ло­сти – геро­и­че­ский образ чело­века-тру­же­ника в его славе.

Пере­стройка, можно ска­зать, немного отбро­сила «назад в Сред­не­ве­ко­вье». Пря­мых при­зы­вов к воз­врату розог и хлы­стов и про­чих «дедов­ских» мето­дов вос­пи­та­ния не зву­чало, но в СМИ появи­лось мно­же­ство скан­даль­ных пуб­ли­ка­ций о жесто­ком обра­ще­нии с детьми с вопи­ю­щими подроб­но­стями, кото­рые открыто и непри­глядно пуб­лично смаковались.

Совет­скому чело­веку такие слу­чаи (как и слу­чаи дет­ской жесто­ко­сти) чаще всего были не известны. Да, где-то за сте­ной сосед учил жизни рем­нем стар­шего Ваньку, а млад­шего Витьку тас­кал за уши, но все это оста­ва­лось далеко, за две­рями квар­тир и домов, в част­ной жизни. И вдруг столько фак­тов бес­пре­це­дент­ной роди­тель­ской жест­ко­сти вышло наружу… Раз так бывает, зна­чит, так можно? Гра­ницы нормы раз­дви­ну­лись. Рас­пус­кать руки – одоб­ря­емо, а нака­за­ние ребенка в углу стало казаться архаизмом.

Учи­теля в шко­лах жестче воз­дей­ство­вали морально, и от роди­те­лей дома ребенку доста­ва­лось больше и морально, и физи­че­ски. Высо­кий гра­дус обще­ствен­ной напря­жен­но­сти сразу отра­зился на наи­бо­лее без­за­щит­ных – на детях.

Угол как «тайм-аут»

Мне­ния совре­мен­ных пси­хо­ло­гов, педа­го­гов и педи­ат­ров о сто­я­нии ребенка в углу нахо­дятся в широ­ком диа­па­зоне от «конечно, можно» до «нет, ни в коем слу­чае» и, по-види­мому, стро­ятся не столько на дости­же­ниях совре­мен­ной пси­хо­ло­гии, педа­го­гики и педи­ат­рии, на лич­ном опыте (а воз­можно, и на своих дет­ских вос­по­ми­на­ниях). Что и понятно – вопрос, в общем-то, не науч­ный и не миро­вой важ­но­сти. Поэтому мы не будем их подробно цити­ро­вать, но дно из любо­пыт­ных мне­ний всё-таки приведём.

Попу­ляр­ный бло­гер док­тор Кома­ров­ский счи­тает, что ста­вить детей в угол – уни­каль­ная исконно рус­ская мето­дика, но заме­чает при этом, что вос­пи­та­ние «углом» – также извест­ная мето­дика актив­ного вос­пи­та­ния в запад­ной педа­го­гике под назва­нием «тайм-аут». Для рус­ского слуха такая интер­пре­та­ция ста­рин­ного рус­ского нака­за­ния непри­вычна, но, как пока­зы­вает запад­ный опыт, вполне при­жи­лась за рубежом.

«Здо­рово, чтобы ребе­нок остался наедине с собой, и ему нечем было бы заняться, – гово­рит Кома­ров­ский в одной из своих пере­дач на канале «YouTube». – Тогда он мог бы поду­мать: «А почему я здесь оказался?»»

По мне­нию веду­щего блога о здо­ро­вье и вос­пи­та­нии, угол хорош тем, что ника­ких игру­шек и раз­вле­че­ний там нет, а зна­чит, это удач­ное место для раз­ду­мий. А поду­мать про­ви­нив­ше­муся ребенку все­гда будет над чем. Глав­ное, чтобы неко­то­рое время он дей­стви­тельно был предо­став­лен самому себе.

По сло­вам Кома­ров­ского, сего­дняш­ние роди­тели исполь­зуют угол в край­ней ситу­а­ции и как самый жест­кий спо­соб нака­за­ния, и напрасно. Если ребе­нок ведет себя неуправ­ля­емо, «угол» без­условно срабатывает,

Дру­гое дело, что роди­тели зача­стую сами не реша­ются обра­титься к такой мере воз­дей­ствия. Если обыч­ное роди­тель­ское слово почему-то не бывает услы­шано (хотя в норме одной просьбы мамы или папы должно быть доста­точно, чтобы ребе­нок слу­шался), есть дру­гие спо­собы повли­ять на пове­де­ние детей. Напри­мер, лишить малыша слад­кого. «Ребе­нок пол­но­стью зави­сим от вас. Лишать его повсе­днев­ной необ­хо­ди­мой пищи никто не при­зы­вает, но не дать ему вкус­нень­кого – ваше право. И это будет дей­ственно», – заклю­чает он.

«Углы» из детских книжек

У каж­дого взрос­лого живы вос­по­ми­на­ния о дет­стве, при­чем не только радост­ные и радуж­ные. Но пло­хое имеет свой­ство забы­ваться, так что во взрос­лом состо­я­нии нам бывает непро­сто пони­мать пере­жи­ва­ния наших чад. Мно­гое о дет­ском вос­при­я­тии нака­за­ний можно почерп­нуть в дет­ской же лите­ра­туре, посмот­рев на про­блему изнутри. Пере­ли­стали клас­сику? Итак, что мы имеем?

Попро­бо­вал бы кто-нибудь поста­вить в угол Питера Пена – вот глу­по­сти, ска­зал бы тот и уле­тел, оста­вив на память о себе тень. Малыш в углу мыс­ленно раз­го­ва­ри­вает с Карлсо­ном, ему грустно, оди­ноко и не хва­тает друга, спо­соб­ного к пони­ма­нию. Бура­тино, запер­тый в тем­ном углу с пау­ками, сетует на горь­кую судьбу, строит план побега и вскоре ока­зы­ва­ется на свободе.

А бра­тья Леля и Оська из пове­сти Льва Кас­силя «Кон­дуит и Швам­бра­ния» бла­го­даря тому, что их поста­вили в угол за про­вин­ность, откры­вают выду­ман­ную страну, в кото­рой чув­ствуют себя силь­ными, муд­рыми, воль­ными и счастливыми.

Этот изу­ми­тель­ный отры­вок дет­ской прозы невоз­можно не при­ве­сти целиком.

* * *

« – Марш оба в «аптечку» – в угол! – закри­чал в довер­ше­ние всего отец. – Вандалы!!!

Мы погля­дели друг на друга и дружно заревели.

– Если бы я знал, что у меня такой папа будет, – ревел Оська, – ни за что бы в жизни не родился!

Мама тоже часто замор­гала гла­зами и готова была «кап­нуть». Но это не смяг­чило папу. И мы побрели в «аптечку».

«Аптеч­кой» у нас почему-то назы­ва­лась полу­тем­ная про­ход­ная ком­ната около убор­ной и кухни. На малень­ком оконце сто­яли пыль­ные склянки и бутылки. Веро­ятно, это и поро­дило кличку.

В одном из углов «аптечки» была малень­кая ска­ме­ечка, извест­ная под назва­нием «ска­мьи под­су­ди­мых». Дело в том, что папа-док­тор счи­тал сто­я­ние детей в углу неги­ги­е­нич­ным и не ста­вил нас в угол, а сажал.

* * *

Мы сидели на позор­ной ска­мье. В «аптечке» синели тюрем­ные сумерки. Оська сказал:

– Это он про цирк ругался… что там мед­ведь с вещами обра­ща­ется? Да?

– Да.

– А ван­далы тоже в цирке?

– Ван­далы – это раз­бой­ники, – мрачно пояс­нил я.

– Я так и дога­дался, – обра­до­вался Оська, – на них набуты кандáлы.

В кухон­ной двери пока­за­лась голова кухарки Аннушки.

– Что ж это такое? – него­ду­юще всплес­нула руками Аннушка. – Из-за бари­но­вой бирюльки дитёв в угол содят… Ах вы, греш­ники мои! При­не­сти, что ль, кошку поиграться?

– А ну её, твою кошку! – бурк­нул я, и уже погас­шая обида вспых­нула с новой силой.

Сумерки сгу­ща­лись. Несчаст­ли­вый день закан­чи­вался. Земля пово­ра­чи­ва­лась спи­ной к Солнцу, и мир тоже повер­нулся к нам самой обид­ной стороной.

Из сво­его позор­ного угла мы обо­зре­вали неспра­вед­ли­вый мир. Мир был очень велик, как учила гео­гра­фия, но мéста для детей в нем не было уде­лено. Всеми пятью частями света вла­дели взрослые.

Они рас­по­ря­жа­лись исто­рией, ска­кали вер­хом, охо­ти­лись, коман­до­вали кораб­лями, курили, масте­рили насто­я­щие вещи, вое­вали, любили, спа­сали, похи­щали, играли в шах­маты… А дети сто­яли в углах.

* * *

Вече­ром 8 фев­раля 1914 года мы с бра­том отбы­вали нака­за­ние в углу. На 12‑й минуте бра­тишку как млад­шего поми­ло­вали, но он отка­зался поки­нуть меня, пока мой срок не исте­чет, и остался в углу. Несколько минут затем мы вдум­чиво и ося­за­тельно иссле­до­вали недра своих носов. На 4‑й минуте, когда носы были исчер­паны, мы открыли Швамбранию…»

 «Угол» и обида

В этом по-дет­ски забав­ном и в то же время по-взрос­лому муд­ром фило­соф­ском повест­во­ва­нии Льва Кас­силя содер­жится боль­шая правда. Пожа­луй, клю­че­вое слово этого тек­ста – обида, и вос­кли­ца­ние млад­шего бра­тишки о том, знай он, что папа будет таким, он бы не родился – это искрен­ний крик дет­ской души. Можно ска­зать, вопль Иова устами младенца.

Конечно, о своей про­вин­но­сти нака­зан­ный в углу ребе­нок заду­ма­ется и, может быть, даже в ней пока­ется (кстати, Оська и его брат у Льва Кас­силя в книжке не были вино­ваты и, как им каза­лось, «муче­ни­че­ски пострадали»).

Но воз­мо­жен и иной сце­на­рий – в момент нака­за­ния в душе ребенка уко­ре­ни­лась опас­ная страсть – памя­то­зло­бие, или, говоря проще, обида. И это ни что иное как обид­ное нака­за­ние ее спровоцировало.

При­чем ребе­нок пони­мает (гене­ти­че­ски зало­жено), что обида, раз­дра­же­ние, гнев, направ­лен­ные на роди­те­лей – это плохо, это грех. Воз­можно, он еще не знает вто­рой запо­веди, но уже ощу­щает это под­со­зна­тельно. Но как не оби­жаться на мать и отца, если больно и обидно и тебе всего-то лет пять?

По сло­вам пре­по­доб­ного Иоанна Лествич­ника, обид­чи­вость так же раз­ру­ши­тельна для духов­ной жизни, как ржав­чина для железа. При­ве­дем его выска­зы­ва­ние пол­но­стью: «Памя­то­зло­бие – это ржав­чина души, червь ума, посрам­ле­ние молитвы, пре­се­че­ние моле­ния, гвоздь, вон­зен­ный в душу, непри­ят­ное чув­ство, в огор­че­нии с услаж­де­нием любимое».

Пре­по­доб­ный отец тонко уло­вил осо­бен­ность стра­сти – «в огор­че­нии с услаж­де­нием люби­мое». Насла­ждаться своей оби­дой, «вариться» в ней, бес­ко­нечно «стро­ить из себя оби­жен­ного» не про­сто ста­но­вится для малень­кого чело­века воз­можно, но и чрез­вы­чайно при­ятно, и «пере­за­гру­зить», «пере­де­лать его обратно» будет непросто.

И, конечно, самая малень­кая обида очень мучи­тельна. А у ребенка она может быть очень боль­шой и очень остро пере­жи­ва­е­мой, поскольку его эмо­ци­о­наль­ная сфера только фор­ми­ру­ется и она очень подвижна и восприимчива.

Наказание как наказ

Пре­по­доб­ный Пор­фи­рий Афон­ский, настав­ляя своё чадо, замечал:

«Детка, един­ствен­ный твой недо­ста­ток состоит в том, что ты страшно чув­стви­тель­ный и не выно­сишь ника­ких обид. Нет ничего хуже, чем обла­дать повы­шен­ной чув­стви­тель­но­стью! Имей в виду, что она явля­ется пер­во­при­чи­ной всех забо­ле­ва­ний! Поэтому ста­райся от нее изба­виться, или по крайне мере как-то ее огра­ни­чить. Иначе ты будешь при­чи­нять вред и самому себе, и своим близким…»

Один из совре­мен­ных пас­ты­рей так опре­де­ляет духов­ный меха­низм обиды в нашем сердце: «Когда чело­век гре­шит, он отде­ля­ется от ближ­них и при­об­ре­тает чув­ство, что они его не любят, не жалеют, не думают о нем, не инте­ре­су­ются им.

Подобно тому, как язык, поте­ряв­ший чув­ство вкуса, не ощу­щает сла­дость мёда, так и чело­век греха стра­дает нечув­ствием, не вос­при­ни­мает любовь людей, оби­жа­ется и всё тол­кует непра­вильно, счи­тая, что все хотят ему зла, что все живут и раду­ются, а его бросили.

И даже если ты про­льешь за него кровь, он даст дру­гое тол­ко­ва­ние твоей любви. Если ты ска­жешь ему что-то доб­рое, он посчи­тает, что ты вме­ши­ва­ешься в его жизнь. Если ска­жешь ему: садись тут, он будет счи­тать, что ты его пре­зи­ра­ешь. Греш­ный чело­век живет в око­вах сво­его греха и страш­ной тем­нице сво­его одиночества.

Когда чело­век, ока­зы­ва­ясь в подоб­ных ситу­а­циях много раз, при­хо­дит к выводу, что ближ­ние его не любят, не жалеют, не помо­гают ему, что они в чем-то вино­ваты, то совер­шенно ясно, что он согрешил.

Тот, кто осво­бо­дился от греха, при­об­ре­тает чув­ство, что все его любят, жалеют, всех он ощу­щает как род­ных, ему хочется всех обнять, потому что все испол­нены мило­сти к нему. Итак, чем более я осво­бож­да­юсь от греха, тем более при­хожу в един­ство с ближ­ними. И наобо­рот, чем больше грешу, тем больше от всех отделяюсь».

Это настав­ле­ние каса­ется, конечно, в первую оче­редь, взрос­лых. Но лучше не про­во­ци­ро­вать раз­ви­тие стра­сти памя­то­зло­бия у ребенка, кото­рый еще не совсем точно пони­мает, «что такое хорошо, а что такое плохо», душевно слаб и незрел.

У ребенка есть само­лю­бие и гор­дость, но это совсем не то же самое, что самость и гор­дыня. Часто про­во­ци­руя обиду и раз­ви­вая обид­чи­вость у своих детей, мы также раз­ви­ваем у них и гор­дыню, кото­рая, по сви­де­тель­ству свя­тых отцов, мать мно­гих грехов.

Что же делать? Поса­дить своих чад под стек­лян­ный кол­пак, чтобы огра­дить от обид? Это невоз­можно. Обиды в их жизни обя­за­тельно будут – увы, через это испы­та­ние про­хо­дит каждый.

Но…пусть хотя бы в самую свет­лую пору дет­ства обиды не исхо­дят от близ­ких людей. Мама и папа дают ребенку чув­ство надеж­но­сти и защи­щен­но­сти, это их начало начал и глав­ная точка опоры. И именно с дове­рия к близ­ким людям начи­на­ется дове­рие к Богу, позна­вая Кото­рого, ребе­нок смот­рит на сво­его отца.

Слово нака­за­ние про­ис­хо­дит от слова «наказ» – то есть поуче­ние, настав­ле­ние. Нака­за­ние ребенка в этом смысле, похоже, необ­хо­димо, потому что учить и настав­лять детей – наша роди­тель­ская обязанность.

Но любое нака­за­ние и лише­ние, исхо­дя­щее от любя­щих роди­те­лей – будь то лег­кий шле­пок, отправка в угол или три для без слад­кого – должно быть спо­кой­ным и спра­вед­ли­вым, а не выгля­деть злой взрос­лой местью. И, если мы пове­дем себя разумно и снис­хо­ди­тельно, если мы очень поста­ра­емся – оно не будет вос­при­нято как обида.

Вален­тина Киденко

Фото из откры­тых источников

Зачем детей ставят в угол? Пользователи Твиттера попытались разобраться

Зачем детей ставят в угол? Пользователи Твиттера попытались разобраться

© Лиза Стрельцова

А вы задумывались, в чем смысл этого наказания?

Поставить расшалившегося ребенка в угол – это одно из самых простых и известных наказаний, хотя родители и психологи часто спорят по поводу его гуманности. Но многих интересует, что заставило людей придумать такое наказание. Вот и пользовательница Twitter @@jikannohoshi задалась этим вопросом. Люди рассказали, как их родители и бабушки объясняли наказание.

то что детей в наказание ставят в угол это так странно типо?? почему именно в угол?? почему ребёнок должен стоять в месте где сходятся стены??? чему это способствует??? нет ну просто подумайте. ....

— монструозная звезда ари (@jikannohoshi) October 14, 2020

Встречаются приземленные версии. Некоторые считают, что в квартирах не всегда находится место, в которое можно отправить провинившегося ребенка. Зато в углу он точно никому не помешает. Есть вариант еще очевиднее: в углу не найти ничего интересного, поэтому заскучавшему ребенку неизбежно придется задуматься о своем поведении.

Как рассказала пользовательница с ником Клубничное молоко, запугивать детей углом придумали на Руси. Тогда люди верили, что это место обитания темных сил. Оказалось, некоторые родители до сих пор используют такое объяснение. А вот бабушки могут подходить к делу с большей фантазией.

Хз мне бабка говорила, что когда ребенок пакостничает, это ему на голову нечистый садится, а в углу у него рога в стены упираются и он падает.

— ?Жабонька? (@mi67XShd1abcpy4) October 15, 2020

Студентка педагогического колледжа высказала мнение, что ставить в угол – не самое жестокое наказание.

Куда страшнее усадить ребенка за стол и сказать ничего не делать.

Вообще, нам в колледже говорили, что самое жестокое наказание для ребенка, это посадить его за стол и сказать ему ничего не делать, в углу он ещё может с ноги на ногу походить, поковыряться, в за столом нет, для ребенка младшей возрастной группы больше 5 минут это невыносимо...

— Кая/Ян (@Crazy_Durac) October 14, 2020

Мы же по-прежнему призываем вас отказываться от практики любых наказаний!

Ещё почитать по теме

    Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
    Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.

    Я согласен на обработку моих персональных данных

    Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресах и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта.

    Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.

    ->

    Стоять в углу — хорошее наказание? – Стратегии для родителей

    В наши дни трудно сказать, какие традиционные наказания являются плохой идеей, а какие просто вышли из моды. Некоторые из них все еще можно использовать сегодня, в то время как другие могут быть действительно вредными. Куда падает стояние ребенка в углу? Я потратил некоторое время на изучение ответа, чтобы узнать.

    Стоять в углу — хорошее наказание? Нет. Стоять в углу в качестве наказания вредно для здоровья ребенка. История говорит нам, что это жестоко, а наука говорит нам, что это создает проблемы для ребенка в более позднем возрасте, которые значительно перевешивают предполагаемые преимущества.

    Иногда легко забыть, что то, что мы делаем сегодня, уходит своими корнями в исторические практики, которые задолго до любой современной науки и исследований. В данном случае, хотите верьте, хотите нет, но корни идеи почти так же стары, как и сам научный метод, а практике около 200 лет.

    Я немного расскажу о происхождении этой практики и о том, говорит ли наука о ее эффективности, а затем я расскажу о том, что вы можете сделать вместо этого, чтобы ваши дети выросли дисциплинированными и уважительными молодыми людьми.

    Что говорят история и наука

    История

    Идея поставить ребенка в угол наиболее широко использовалась в качестве стратегии в викторианской Англии и примерно в то же время в Америке, когда карательная дисциплина была основной инструмент для поддержания контроля над детьми. Их отправляли стоять в углу болвана, сидеть за специально отведенным столом болвана и/или носить печально известную кепку болвана.

    Идея заключалась в том, что все ученики не хотели бы, чтобы их выставляли напоказ перед классом или называли «болваном». Каждый метод был предназначен для получения одного и того же результата — уступчивости через стыд.

    Каждый подход получил свое название от того же места, что и сам шапка балбеса, Иоанна Дунса Скота (род. около 1266 г.).

    Он был средневековым философом, который считал, что остроконечные шляпы стимулируют мозг и направляют мудрость человеку, который их носил, предположительно с небес.

    Позже, когда Ренессанс и Просвещение породили великих мыслителей и идей, его взгляды и само имя Дунс (произносится как дурак) стали синонимом «идиотизма».

    После викторианского периода наше общество постепенно осознало, что стыдить детей неправильно, и отошло от этой практики. Однако некоторые пережитки той эпохи, вроде загона детей в угол, все же остались. На самом деле, в Великобритании его до сих пор называют уголком болвана.

    Хотя мы не называем его так здесь, в США, он используется для той же цели. Для тех, кто хочет понять историю и первоначальный замысел этой практики, ясно, что отделять детей от других и выставлять их напоказ нездорово.

    Он производит ту же культуру стыда, что и викторианская практика, и ничего не делает, чтобы помочь ребенку учиться на своей ошибке с достоинством и уважением.

    Любое дисциплинарное взыскание, которое вы решите применить к своему ребенку, должно исходить из его наилучших интересов и должно выполняться с любовью и сочувствием, чтобы ребенок мог вырасти из этого.

    Когда мы смотрим на историю этой практики, кажется, что она исходит не из того места, которое приносит пользу детям. Наука по этому вопросу также поддерживает это.

    Наука

    За последние 40 лет было проведено большое количество научных исследований стыда детей, которые подтвердили, что это плохая идея.

    Хотя большинство людей согласны с тем, что заставлять ребенка носить дурацкую кепку — плохое решение, избавиться от дурацкого уголка было не так просто.

    Даже если мы не называем это так в США, это то, что есть.

    Постановка ребенка в угол может показаться полезной в то время, потому что это выводит его из ситуации и делает из него пример для всех присутствующих детей, но это стратегия стыда, которая может иметь серьезные долгосрочные последствия. .

    Использование стыда в качестве дисциплинарной стратегии для детей имеет значительные немедленные и долгосрочные последствия.

    Тем, кто использует его для воспитания хорошего поведения у ребенка, следует задать два вопроса: действительно ли результирующее поведение является естественным или принудительным и какова будет цена для благополучия ребенка?

    Является ли результирующее поведение естественным или вынужденным?

    Естественное поведение отражает то, кем ребенок является на самом деле.

    Так их мысли, действия и привычки органично становятся частью их характера.

    Вынужденное поведение отражает действия ребенка из-за страха перед последствиями без реального понимания причин (за исключением того, чтобы избежать последствий).

    Хотя это может показаться отличной идеей изменить краткосрочное поведение, это не очень хорошо для их эмоционального развития.

    Если принуждение посредством стыда является постоянной частью их жизни, это может создать некоторые очень нежелательные черты характера, о которых я расскажу ниже.

    Какова будет стоимость благополучия ребенка?

    Размышляя о том, как стыд влияет на детей, я хочу, чтобы вы подумали об этом.

    То, что говорит и/или делает ребенку любимый или авторитетный человек, может сильно повлиять на его чувство собственного достоинства

    .

    Это потому, что их самоидентификация формируется тем, что они слышат о себе и тем, как к ним относятся.

    Дети в таких ситуациях часто чувствуют себя незначительными, потому что думают, что они просто плохие дети.

    Так они ничему не учатся. Иногда они могут делать то, что вы от них хотите, из-за естественного желания угодить вам.

    Имейте в виду, это может быть ложным сигналом успеха.

    Если вы использовали дисциплинарную стратегию, которая могла вызвать стыд, задайте себе следующие вопросы:

    • Считаю ли я, что моему ребенку было стыдно?
    • Я хочу, чтобы мой ребенок чувствовал стыд?
    • Они подчинились только ради подчинения?
    • Отошли ли они потом?
    • Они не хотели говорить мне, что они на самом деле чувствовали?
    • Они выражали гнев?
    • Как только они оказались вне зоны моего досягаемости, сделали ли они что-то тревожное или несвойственное мне?
    • Действительно ли они узнали то, что им нужно было узнать?

    Ответы на приведенные выше вопросы предназначены для размышления и должны помочь вам понять, начинают ли они возводить стену.

    Вместо того, чтобы думать об использовании этой стратегии в качестве тактики немедленного изменения поведения, спросите себя, хотите ли вы, чтобы такой подход к дисциплине стал частью вашей семейной культуры.

    Понятно, почему у родителей и опекунов возникает искушение использовать стратегии пристыжения, например, заставить ребенка повернуться лицом к стене или сунуть нос в угол. Они, кажется, работают. В краткосрочной перспективе они могут изменить поведение ребенка, и в пылу момента мы просто хотим исправить поведение, чтобы мы могли спокойно продолжать свой день и пытаться наслаждаться нашим временем вместе. Но вы должны попытаться запомнить это;

    стыд является ингибитором . Он не решает проблемы, он просто закапывает их и заставляет ребенка бояться быть недостаточно хорошим (среди прочего).

    Чувство неодобрения, вызванное стыдом, заставляет ребенка думать, что другие его не одобряют, что приводит к замкнутости и другим тревожным эмоциональным реакциям. В краткосрочной перспективе ребенок может отреагировать, пытаясь угодить родителю. Согласно исследованиям того, что происходит в долгосрочной перспективе, оно того не стоит.

    По мере того, как эти чувства накапливаются со временем, они усугубляются и могут проявляться как враждебность, неуверенность в себе, пассивная агрессия и даже ярость.

    Жизнь, рожденная от стыда, может стать жизнью застенчивости и внутреннего унижения.

    Хотя мы можем думать, что помогаем нашим детям, давая им время и делая из них пример в углу, мы, конечно же, не хотим вызывать у них подобные чувства.

    Тем не менее, согласно исследованию, это именно то, что может сделать их загон в угол. Со временем стратегии стыда даже навредили их отношениям с другими.

    Отношения

     Ребенка или подростка, которого загоняют в угол, неявно (а иногда и явно) называют плохим ребенком (даже если за этим наблюдают только братья, сестры или друзья). Со временем они привыкают к этому ярлыку и начинают понимать себя как человека, которому принадлежит эта роль. На самом деле это просто природа ребенка, адаптирующегося к окружающей среде.

    Это не та адаптация, которую мы от них хотим. Им нужно научиться чувствовать в той или иной ситуации и испытывать то, что чувствуют другие. Они не могут этого сделать, если их постоянно удаляют из ситуаций, в которых им нужна возможность учиться. По мере того, как они становятся более разобщенными, им становится все труднее развивать эмпатию — ключевой личный и профессиональный навык, который им понадобится во взрослой жизни.

    Так что мы можем сделать?

    После проведения этого исследования стало ясно, что наука и история не поддерживают использование стратегий стыда в качестве инструмента, помогающего детям отличить правильное от неправильного. Постарайтесь помнить, что большую часть времени поведение зависит от развития, и если вы остаетесь позитивным и поддерживаете ребенка в каждый период жизни, он перерастет краткосрочное поведение и будет лучше в долгосрочной перспективе.

    В основе любого родительского подхода должны лежать любовь, сострадание, связь, осмысленная структура и дисциплина, которые развивают личную ответственность. Подробнее о том, как постоянно показывать эти качества своим детям, вы можете узнать из статьи, которую я написала на эту тему.

    Некоторые лучшие способы помочь ребенку научиться улучшать свое поведение включают:

    • Четкое объяснение того, что от него ожидается
    • Значимое размышление (можно в другой комнате), где они объясняют, что узнали потом
    • Искупление (вам показывают исправленное поведение)
    • Внедрите подпрограммы, которые направят их
    • Установите структуры, которые работают в фоновом режиме, чтобы формировать их поведение

    Есть много других стратегий, которые вы можете изучить на моем сайте, я перечислил некоторые мощные идеи в этой статье. Все это стратегии «долгой игры», которые в конце концов выигрывают. Попасть в ловушку короткой игры может быть легко, потому что мы не хотим, чтобы у наших детей развивалось поведение, которое уведет их по ложному пути, но впоследствии оно часто не окупается.

    Если вы много читаете мои статьи, то знаете, что я не слабак. Я глубоко верю в твердое, но справедливое мышление, когда дело доходит до дисциплинирования детей. Я применяю этот подход к своим детям и ученикам. Я ожидаю, что мои дети будут вести себя хорошо, и ежедневно работаю с ними, чтобы убедиться, что они вырастут уважительными, хорошо приспособленными людьми. Я знаю, что для того, чтобы этот подход работал, в основе его должны лежать любовь и уважение к ребенку.

    Дети могут чувствовать, когда мы расстроены, когда мы злимся, и да, когда мы просто злимся.

    Невероятно важно (и одна из самых сложных вещей в мире) постоянно моделировать здоровое поведение.

    Никто из нас не совершенен. Тем не менее, мы все равно должны стремиться делать все возможное каждый день и учиться на самой лучшей информации, чтобы становиться немного лучше шаг за шагом.

    Как вы эффективно используете тайм-аут?

    Тайм-ауты следует использовать, чтобы прервать действие и дать ребенку время успокоиться.

    Общее эмпирическое правило — одна минута в год, но это может варьироваться. Вы можете просто позволить им выйти, когда они будут готовы.

    Малыши особенно непредсказуемы, потому что они могут вообще не помнить, зачем они здесь, и пугаться.

    Как наказать непослушного ребенка?

    Работая с непослушным ребенком, вы должны сохранять спокойствие и уравновешенность. Напомните им об ожидаемом поведении.

    Будьте ясны в отношении правил и последствий. Дайте им возможность практиковать желаемое поведение и хвалите их, когда они это делают.

    Самое главное, подключитесь и помните, что когда вы дисциплинируете, вы пытаетесь воспитать ученика.

    стоять в углу для наказания|TikTok Search

    TikTok

    Загрузить

    lovexstephx

    Стеф ♡

    Я проплакала все 20 минуты, козявки и все такое 😭 #fyp #учителя

    140 Лайки, видео в TikTok от Стеф ♡ (@lovexstephx): «Я проплакала все 20 минут, козявки и все такое 😭 #fyp #teachers». Когда мой учитель в средней школе заставил меня стоять в углу в наказание за то, что я забыл исходный звук словаря — <3.

    2323 просмотра|

    оригинальный звук —
    <3

    blackbestcatdad

    Black Best Cat Dad

    My Cats on Punishment! Заставил его стоять в углу!! #наказание #кот

    3K лайков, 39 комментариев. Видео TikTok от Black Best Cat Dad (@blackbestcatdad): «Мои коты на наказании! Заставили его стоять в углу !! #наказание #кот». СИДИТЕ В УГОЛ! YOURE ON PUNISMENT sonido original — Mr. Dayger music.

    23,9 тыс. просмотров|

    sonido original — Mr. Dayger music

    sweetmotherkush

    S•M•K | Александра

    почему мне сейчас так смешно. 😅 травма.

    133 Likes, TikTok видео от S•M•K | Александра (@sweetmotherkush): «Почему мне сейчас так смешно. 😅 травма.». родители наказывают своих детей нормально | Стоял в углу 3 часа сын оригинал — 𝒸𝒽𝒾𝒶𝓇𝒶 🪫.

    2972 ​​просмотра|

    сын оригинал — 𝒸𝒽𝒾𝒶𝓇𝒶 🪫

    мирандатедемон

    мирандатедемон

    Лайк почему 😂😂 #SplashSummerVibe #ShowUrGrillSkillz #ShowOffLandOFrost #alternativeuniverse #alternativetiktok #alternativegirl #comedу #punishments #fypシ

    540 лайков, 43 комментария . Видео TikTok от Mirandathedemon (@mirandathedemon): «Как почему 😂😂 #SplashSummerVibe #ShowUrGrillSkillz #ShowOffLandOFrost #alternativeuniverse #alternativetiktok #alternativegirl #comedу #punishments #fypシ». Родители дают нормальные наказания | Я стою в углу уже час, сынок оригинал — 𝒸𝒽𝒾𝒶𝓇𝒶 🪫.

    3583 просмотра|

    son original — 𝒸𝒽𝒾𝒶𝓇𝒶 🪫

    theresamariewilson

    Theresa ♌️🤍

    У меня их достаточно, чтобы сделать целую серию, мое детство было тяжелым. #toxicmoms #trauma #fyp

    12,2 тыс. лайков, 169 комментариев. Видео в TikTok от Терезы ♌️🤍 (@theresamariewilson): «У меня их достаточно, чтобы сделать целую серию, мое детство было тяжелым. #toxicmoms #trauma #fyp». Ты думаешь, что можешь причинить мне боль. Моя мама обычно заставляла стоять в углу, поскольку она называла это «наказанием», по 12-14 часов в день и говорила, что посещение туалета было предлогом, чтобы сесть, и на нее уставились и сказали поторопиться. пока занимался своими делами… в 16 лет. Это вызвало проблемы с позвоночником и проблемы с развитием тела. Оригинальный звук — Ailyn.Arellano.

    244,7 тыс. просмотров|

    оригинальный звук — Ailyn.Arellano

    учительшаун

    Шон | Поведение и инклюзивность

    Ответ на @zarl75 Я понимаю ваше разочарование #schoolbehavior #behaviourmanagement

    111 лайков, 22 комментария. Видео TikTok от Шона | Поведение и инклюзия (@teachershaun): «Отвечая на @zarl75, я понимаю ваше разочарование #schoolbehavior #behaviourmanagement». Вот почему я делаю видео с оригинальным звуком — Shaun | Поведение и инклюзия.

    5138 просмотров|

    оригинальный звук — Шон | Поведение и инклюзия

    stxner_love

    𝓒𝓱𝓵𝓸𝓮

    #punishment #fyp #foryou 9000 7 #damaged #alt #emo #parents

    24 лайка, TikTok видео от 𝓒𝓱𝓵𝓸𝓮 (@ stxner_love): «#наказание #fyp #foryou #поврежденный #alt #emo #parents». родители регулярно наказывают своих детей | я стою в углу в течение длительного периода времени, мне не разрешают двигаться, имея пенни между носом и углом, сын оригинал — 𝒸𝒽𝒾𝒶𝓇𝒶 🪫.

    711 просмотров|

    сын оригинал — 𝒸𝒽𝒾𝒶𝓇𝒶 🪫

    juicyb0ngripp

    𖦹☮︎︎𝔎𝔞𝔶𝔩𝔞 𝔐𝔞 𝔶☮︎︎𖦹

    #fyp #детство #toxicmom

    390 лайков, TikTok видео от 𖦹☮︎︎𝔎𝔞 𝔶𝔩𝔞 𝔐𝔞𝔶☮︎︎𖦹 (@juicyb0ngripp) : «#fyp #детство #toxicmom».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *