9 мифов об охоте на ведьм, в которые вы верите из-за фильмов и сериалов
19 февраляОбразование
Пора узнать, как чувствовали себя колдуньи в Средневековье и правда ли, что всех красивых женщин в Европе сожгли на костре.
Поделиться
0Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Миф 1. Охота на ведьм шла в средневековой Европе
Сожжение ведьмы в Деренбурге, графство Рейнштейн. Иллюстрация 1555 г. Изображение: Wikimedia CommonsКогда мы слышим слова «ведьмы» и «охота», то представляем себе грязную необразованную средневековую Европу. Эти времена, казалось бы, лучше всего подходили для того, чтобы сжигать девиц, мало-мальски смахивающих на колдуний. Но на самом деле гонения начались позже.
До XIV века к ведьмовству относились довольно равнодушно. Оно считалось светским преступлением, пишет историк из университета Бристоля Анита Обермейер.
Вплоть до XV века церковь даже не хотела признавать существование ведьм и не судила людей за магию. А папа Александр IV в 1258 году официально запретил судить их церковным судом. Он заявил, что слугам Господа следует уничтожать еретиков, а со всякими там колдуньями и гадалками пусть местные власти разбираются.
Логично, ведь еретики — это реальная угроза, грозящая расколом в пастве. А какие-то травницы с заговорами на мужское бессилие и воровством молока — такая мелочь, что просто неудобно тратить время почтенных святых отцов.
Мнение правительства и общественности насчёт ведьм и колдунов не было постоянным и изменялось в зависимости от времени и места происшествия. Так, в средневековой Англии к ним могли обратиться за мелкими услугами — например, найти потерянный предмет, помочь при родах или содействовать в любовных делах.
Эдвард Бретвалл. «Визит к ведьме» (1882 г.). Изображение: Public DomainМногие священники и богословы вообще утверждали в проповедях, что ведьм не бывает. И что сама вера в колдовство — опасное суеверие, которое недопустимо для порядочных христиан.
Охота на ведьм началась уже после Ренессанса и открытия Нового Света. Большинство казней колдунов и колдуний произошло уже в Новое время, с XVI века, и они продолжались до XVIII века, пишет британский историк Хью Тревор-Ропер.
А миф об охоте на чародеек в Средневековье появился из-за документов якобы тех времён, описывающих массовые процессы по делам о колдовстве в Тулузе (Франция) с 1335 по 1350 год. На них опирался историк Джозеф Хансен, написавший в 1901 году масштабный труд об охоте на ведьм.
Но в 1975 году учёный из Сассекского университета Норман Кон опроверг исследование Хансена. Он обнаружил, что источники, на которые тот ссылался, оказались более поздней подделкой. Скорее всего, именно с подачи Джозефа Хансена стало традицией ошибочно связывать средневековую Европу и борьбу с колдовством.
Миф 2. Во время охоты на ведьм погибли девять миллионов человек
Иоганн Генрих Фюссли. «Три ведьмы» (1783). Изображение: Wikimedia CommonsЕщё одно заблуждение об охоте на ведьм связано с количеством пострадавших. В интернете можно встретить разные цифры: якобы по подозрению в колдовстве сожгли заживо 9, а то и 10 миллионов женщин. Но эти данные не соответствуют действительности.
Конечно, религиозная истерия в XVI–XVII веках и уничтожение невинных людей — это ужасно, но ни о каких миллионах жертв речи быть не может. Историк Уильям Монтер утверждает, что убито было около 35 тысяч человек, а Малькольм Гаскилл, Ричард Голден и Майкл Вулф говорят о 40–50 тысячах.
Охоту на ведьм принято считать апофеозом дикости и варварства, но войны, эпидемии, религиозные гонения и борьба с еретиками Ренессанса и Нового Времени унесли куда больше жизней.
Миф о девяти миллионах сожжённых ведьм появился из-за брошюры 1791 года, принадлежащей немецкому учёному Готфриду Кристиану Фойгту. Описывая зверства католической церкви, он немножко увлёкся.
Миф 3. В колдовстве обвинялись только женщины
Колдуны, призывающие дьявола. Двое мужчин в окружении дьявола. Гравюра 1720 г. Изображение: Public DomainСлово «ведьма» — женского рода, и в массовой культуре принято считать, что в прошлом на костёр за чародейство отправляли исключительно дам.
Это объясняется тем, что борьбу с колдуньями-де возглавляла церковь. А католические священники были вынуждены соблюдать обет безбрачия и поэтому повально проявляли мизогинические настроения. Однако тут есть нюансы, и в XVI–XVII веках колдуны мужского пола тоже были в немилости у населения.
Как подсчитал историк Джеффри Рассел, мужчины составляли четверть всех обвинённых в колдовстве.
В таких странах, как Эстония, Норвегия и Исландия, больше преследовали именно их, потому что считалось, что из них получаются более сильные и опасные колдуны. В Исландии 92% обвиняемых были мужчинами, в Эстонии — 60%. А в Нормандии, к примеру, архетип колдуна-пастуха, насылающего беды на своих конкурентов, куда популярнее, чем образ старухи-ведьмы.
Миф 4. Законный способ вычислить ведьму — утопить её
Чарльз Рейнхарт. Испытание ведьмы на «Гусином стуле», около 1867–1879 гг. Изображение: Public DomainМногие интересующиеся историей люди слышали о таком варварском обычае охотников на ведьм, как испытание водой. Берём подозреваемую и отправляем её в ледяную реку.
Если колдунья действительно в сговоре с дьяволом, то вода, как один из священных элементов, вытолкнет её на поверхность, отказавшись принимать проклятую душу. А если жертва утонула — значит, невиновна. Прощаем и хороним как добрую христианку.
Жуткие рассказы об испытании водой можно найти во многих произведениях о колдовстве, но распространённость такого метода несколько преувеличена.
Во-первых, в большинстве мест в Европе испытание водой было попросту незаконным. Во-вторых, даже там, где утопление подозреваемых в качестве «божьего суда» дозволялось, судьи этого действия не санкционировали. Видимо, понимали, что тест, который в любом случае убивает подсудимого, выглядит немного глупо.
В-третьих, даже если утопление и разрешали, испытуемого, который демонстрировал низкую плавучесть, живо вытаскивали за предусмотрительно привязанные к поясу верёвки и признавали невиновным.
Жертва погибала во время испытания водой лишь тогда, когда посторонние люди решали вершить «правосудие» над ней своими руками. Например, в 1751 году в Хертфорде (Англия) некий Томас Колли утопил 71-летнюю Рут Осборн, пытаясь перед толпой доказать её виновность в чародействе. Когда об этом узнали власти, суд присяжных приговорил Колли к повешенью за убийство.
Миф 5. Ведьм всегда сжигали на кострах
Повешение ведьм. Иллюстрация из книги Ральфа Гардинера (1655 г.). Изображение: Wikimedia CommonsТрадиционно считается, что самая подходящая казнь для ведьмы — это сожжение заживо. Однако на самом деле оно было далеко не обязательно.
Самой распространённой казнью колдунов и ведьм стало повешенье. С теми же салемскими ведьмами в Америке в XVII веке расправлялись именно так. В Европе к этому добавлялось обезглавливание (для особо почётных господ), утопление и изредка колесование.
Именно сожжение заживо же практиковалось реже всего перечисленного. Как и в случае с испытанием водой, на костёр ведьм отправляли, только когда судить их бралась толпа, а не официальные органы. А в английском праве этот вид казни вообще был зарезервирован исключительно для еретиков и предателей государства, а не для чародеек.
Но вот тела казнённых за колдовство людей уже сжигали, опасаясь, как бы те не встали из могилы, чтобы отомстить палачам. Из этого обычая и возник стереотип.
Кроме того, ведьм и ведьмаков подвергали и другим наказаниям, таким как нанесение увечий, клеймение, порка, обмакивание в ледяную воду, запирание в колодках, заключение в тюрьму, штраф, изгнание или продажа в рабство.
Миф 6. Подозреваемых ведьм убивали за их красоту
Джон Уильям Уотерхаус, «Волшебный круг» (1886 г.). Изображение: Wikimedia CommonsВ интернете можно найти немало утверждений о том, что «в Европе в Средние века всех самых красивых женщин сожгли как ведьм». Говорящие так пытаются подтвердить мнение, что славянские женщины намного симпатичнее жительниц Запада.
Кто на свете всех милее — вопрос дискуссионный, но вот то, что охотники на ведьм специально жгли красавиц, — заблуждение.
Большинство женщин, судимых за колдовство, были вдовами или одиночками старше 50 лет.
Историк Оклендского университета Анна Гарланд объясняет это рядом причин.
Во-первых, неправильно считать, что охотники на ведьм хватали жертв по первому доносу. Обвиняли тех, против кого уже накопились определённые подозрения. И на живущую вдали ото всех старушку определённо смотрели бы более опасливо, чем на юную красотку.
Во-вторых, у таких пожилых людей чаще проявлялись признаки асоциального или эксцентричного поведения, потому что одинокая старость не способствует здоровью психики.
В-третьих, люди тогда считали, что старики более склонны к колдовству как к средству мести или вымещению обиды, потому что уже не способны прибегнуть к физической силе.
Давид Тенирс Младший. «Сцена с ведьмами» (около 1700 г.). Изображение: Wikimedia CommonsИсторики Джеффри Скарре и Джон Кэллоу утверждают, что типичный портрет ведьмы — немолодая жена или вдова сельскохозяйственного рабочего либо мелкого фермера-арендатора, известная среди местных сварливым характером и агрессивностью.
Конечно, это не значит, что всем красивым женщинам можно было расслабиться. Жертвами обвинений в колдовстве становились все: богатые и бедные, старики и дети, женщины и мужчины — кто попадётся под горячую руку.
Но говорить, что охотники на ведьм целенаправленно истребляли красавиц, неверно.
Миф 7. В России на ведьм не охотились
Василий Максимов. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875 г.). Изображение: Wikimedia CommonsМногие считают, что чародеек преследовали только в средневековой Европе. Это не так. В западных странах гонения на ведьм начались только с Ренессансом. До этого на магию смотрели довольно равнодушно.
На Руси же за колдовство казнили не с таким энтузиазмом и масштабом, зато делали это издавна, потому что ведьм и ведьмаков считали вредителями, подрывающими экономику и сельское хозяйство.
К примеру, в 1024 году несколько человек в Суздале были убиты за то, что якобы наслали засуху. В Киеве в 1153 году, по свидетельству заехавшего туда арабского торговца Абу Хамид аль-Гарнати, группу пожилых женщин бросили в воду, и когда те всплыли, их сожгли за ведьмовство. В 1227 году четверо мужчин были казнены за колдовство в Новгороде — тоже засуху устроили. В 1411 году в Пскове сожгли разом 11 женщин по тому же обвинению.
На Руси, впрочем, на ведьм охотились меньше, чем на чернокнижников. Как подсчитал историк Джеффри Рассел, до 75% обвиняемых были мужчинами. Преследования их продолжались на территории Руси и Российской империи и в Новое время.
Пётр Первый, например, не только прорубил окно в Европу, но и законодательно утвердил казнь за колдовство в 1716 году.
Императрица Анна Иоанновна в 1731 году заявила, что колдуны — шарлатаны, но оставила для них смертную казнь в своём указе «О наказании за призывание волшебников и о казни таковых обманщиков». Ведьм и ведьмаков следовало сжигать, а их клиентов — пороть кнутом.
И только императрица Екатерина Великая отменила смертную казнь за колдовство в 1775 году, назвав это незначительным преступлением и суеверием.
Миф 8. Обвинённые в колдовстве были заведомо обречены
Томпкинс Харрисон Маттесон. «Допрос ведьмы» (1853 г.). Изображение: Wikimedia CommonsМногие считают, что если уж на человека донесли как на колдунью или ведьмака, то ему конец. Из жертвы выпытают признание, а затем, не отходя от кассы, отправят на казнь. Однако это не совсем так.
В Средние века, когда отношение к магии было более терпимым, чем в Новое время, схваченных колдунов и ведьм на костёр волочь не спешили. Хотя бывало так, что на них подавали в суд клиенты, требовавшие возмещения трат, когда — вот неожиданность — магия не работала.
Церковь же ограничивалась несколькими предупреждениями и накладывала епитимью. Ведьма извинялась, и о ней забывали.
И даже после Ренессанса, в разгар борьбы с колдовством, обвиняемых вполне могли оправдать. Например, как пишет историк Густав Хеннингсен, в 1609 году в Испании народ басков, охваченный религиозной истерией, устроил массовую охоту на ведьм.
Но за обвиняемых вступился тот, от кого этого меньше всего следовало ожидать, — инквизитор Алонсо де Саласара Фриаса. Он пересмотрел доказательства, представленные в местных светских судах, объявил, что никакого колдовства не было и быть не могло, и приказал освободить всех обвиняемых.
Франс Франкен Младший. «Шабаш ведьм» (1606 г.). Изображение: Wikimedia CommonsИсторик Бенг Анкарлоо из Оксфорда описывает, как в период с 1668 по 1676 год в Швеции разгорелись гонения на колдунов, получившие название «Великий шум». Сформированная Карлом XI в Стокгольме Королевская колдовская комиссия пересмотрела дела и приказала всем светским и церковным судам прекратить преследования и отказаться от любых обвинений.
Правда, его величество опоздал с созданием комиссии на восемь лет, и местные власти по всей стране успели за это время поубивать около трёх сотен мнимых чародеев и ведьм в религиозном угаре. Но в конце концов справедливость восторжествовала, и выживших подозреваемых простили. Лучше поздно, чем никогда, правда?
Миф 9. Все обвинённые в ведьмовстве поклонялись некоему «рогатому богу»
Ф. Гойя. «Шабаш ведьм» (1798 г.). Снимок росписи в «Доме Глухого» (1874). Изображение: Public DomainВ 1921 году антрополог и специалист по Древнему Египту Маргарет Мюррей написала книгу «Культ ведьм в Западной Европе». В ней она изложила довольно складно звучащую теорию о том, что все чародейки и колдуны, которых казнили во время преследований в XVI–XVII веках, на самом деле были членами некоего тайного языческого культа.
Мюррей предположила, что все ведьмы устраивали сексуальные игрища и странные обряды в честь дохристианского Диануса, или Януса, — бога с двумя лицами и рогами, имеющего римские корни. Это был своеобразный ритуал плодородия, которым члены так называемых ковенов пытались привлечь удачу в делах и богатство.
Эти ведьмовские организации якобы были настолько скрытны, дисциплинированы и хорошо организованы, что католическая церковь не подозревала об их существовании вплоть до начала Реформации.
Мюррей очень ярко живописала сексуальные утехи ведьм, их поклонение козлам, проклятия и шабаши. Вот только в своей работе она не ссылалась на сколько-нибудь значимые исторические источники, а всё больше прибегала к своим собственным фантазиям.
Даже современные ей историки ловили Маргарет на противоречиях в её книге, а уж более поздние критики и вовсе не оставили камня на камне на теориях о «рогатом боге».
Тем не менее именно благодаря работам Маргарет Мюррей появилось современное неоязыческое религиозное течение под названием викканство. Его почитатели поклоняются Богине Матери-Земле и её супругу, Рогатому богу Пану, и считают себя «продолжателями традиций» ведьм и колдунов XVI–XVII веков.
Хотя естественно, что несчастные, казнённые в ту эпоху по надуманным обвинениям мракобесами-современниками, и знать не знали, что являются апологетами «древней религии, предвосхитившей христианство».
Читайте также 🧐
- 15 необычных и пугающих сказок для взрослых
- 7 странных вещей, в которые верили в Средневековье
- «Исчадия ада»: как папа римский Григорий IX развязал войну с кошками
За что женщину могли признать ведьмой
Под периодом охоты на ведьм чаще всего понимают преследование за колдовство в Европе в XV–XVII веках. Быть ведьмой — значит осознанно совершить сделку с дьяволом, считалось тогда. Якобы женщины продавали душу, чтобы получить магические способности и сеять зло. Разбираемся, в каких преступлениях обвиняли женщин и почему их подозревали чаще, чем мужчин.
Какие злодеяния, по мнению инквизиции, совершали ведьмы
В 1484 году вышла булла папы Иннокентия VIII. В папском законе говорилось о необходимости уничтожить ересь и колдовство в Рейнской области. Этот документ официально признал факт существования колдовства и послужил началом «охоты на ведьм». В 1486 году, опираясь на буллу, инквизитор Генрих Крамер и демонолог Якоб Шпренгер написали книгу «Молот ведьм». Она стала неофициальным руководством для борцов с ведьмами. Авторы труда разъясняли, на какие преступления были способны ведьмы. Условно их можно разделить на три крупные категории.
Препятствовали деторождению
Ведьм обвиняли в том, что они не дают женщинам забеременеть, вызывают преждевременные роды, убивают детей в утробе или сразу после рождения. В «Молоте ведьм» прямо указывается, что повивальные бабки были ведьмами.
Знахарки и повивальные бабки в тот исторический период были среди немногих, кто мог сделать аборт. Работающих и доступных средств контрацепции почти не было, поэтому аборт оставался основным способом прервать нежеланную беременность. Церковь же считала аборты и контрацепцию грехом, поэтому пыталась разными способами пресечь деятельность повитух.
Выкидыши и проблемы с зачатием люди также объясняли колдовскими силами. Зачастую женщины, которые теряли своих детей, считали, что в этом могут быть виновны именно ведьмы.
«Там жила знаменитая ведьма, которая умела одним прикосновением в любое время околдовать и вызвать выкидыш. <…> По прошествии нескольких недель беременная, забыв предупреждение, вышла из замка, чтобы навестить нескольких собравшихся в гости женщин. Вскоре туда явилась ведьма и коснулась госпожи, как бы для приветствия, взяв её обеими руками за живот. Моментально госпожа почувствовала, как ребёнок мучительно задвигался»
Цитата из книги «Молот ведьм». Часть II. Глава VI. О способе, коим ведьмы имеют обыкновение задерживать силу деторождения
«Лишение мужчины полового члена» было ещё одним интересным ведьминским преступлением из этой категории. Однако сами авторы «Молота» указывают, что фактически никто мужчину ничего не лишал.
«Никоим образом не должно верить, что подобные члены вырываются или отделяются от тела благодаря чародейству, они скрываются демонами так, что нельзя их ни видеть, ни осязать».
Цитата из книги «Молот ведьм». Часть II. Глава VII. О способе, коим ведьмы лишают мужчин полового члена
Подобное описание может служить примером эректильной дисфункции — состояния, когда эрекции недостаточно для совершения полового акта. Мужчины часто обвиняли в таких проблемах бывших возлюбленных, полагая, что те околдовали их после расставания.
Создавали природные катаклизмы
Ливни, град, грозы и другие климатические происшествия, которые наносили ущерб хозяйству, также объясняли действиями ведьм. Иногда из-за погоды погибал весь урожай, и люди не могли поверить, что случившееся — случайность. Достаточных научных данных, которые могли бы объяснить резкую перемену климата или неожиданно пришедший ураган, тогда не было. А люди искали виноватых.
«…произошло великое градобитие. Все полевые злаки, весь посев, а также и виноградники были побиты градом. Виноградники пострадали так сильно, что все думали о возможности получить с них урожай не раньше, чем через три года. <…> и народ стал требовать её (инквизиции) вмешательства, считая это несчастие следствием чародеяния, тогда в продолжение четырнадцати дней инквизиция занималась допросами и снятием показаний. Две женщины были приговорены к наказанию».
Цитата из книги «Молот ведьм». Часть II. Глава XV. Как ведьмы производят градобитие и грозу и направляют молнии на людей и животных?
Обычно конкретных доказательств, указывающих на то, что именно женщина вызвала губительное природное явление, у инквизиции не было. Чаще всего главным свидетельством колдовства было признание самой ведьмы. При этом получали его инквизиторы под пытками. Также зачастую факт преступления инквизиторы доказывали за счёт связи с другими деяниями. Например, какая-то ведьма под пытками брала на себя вину за грозу над деревней. Инквизиторы делали вывод, что раз одна прислужница дьявола сделала такое, то следующая проблема с погодой может быть делом рук другой ведьмы.
«Грозы производятся также и без вмешательства ведьм. Однако добровольные признания ведьм доказывают, что они действительно часто приносят этот вред. Это видно и из той лёгкости, с какой ими производится градобитие. Если же они могут вызывать градобитие, почему же им нельзя вызывать и грозу».
Цитата из книги «Молот ведьм». Часть II. Глава XV. Как ведьмы производят градобитие и грозу и направляют молнии на людей и животных?
Насылали болезни на людей и животных
Считалось, что ведьмы могут наслать порчу на людей, ввести их в припадочное состояние. Всё, что не было понятно лекарям, считалось результатом тёмной магии. Но иногда люди притворялись, что пострадали от колдовства, и имитировали припадки, чтобы обвинить какую-то женщину из-за личной неприязни или желания отомстить за что-то.
Домашние животные были важным источником дохода и пропитания. Их гибель была настоящей трагедией. Если люди не могли найти причины, то нередко обвиняли в случившемся ведьм. Чтобы попасть под подозрения, женщине даже не нужно было ничего делать.
«Можно заключить, что ведьмам для поражения скота достаточно лишь прикоснуться или бросить взгляд, а всё остальное производит демон».
Цитата из книги «Молот ведьм». Часть II. Глава XIV. Как ведьмы наводят различную порчу на домашний скот?
Не имея объяснений происходящему, люди соглашались, что случившееся — результат колдовства. По сути, любое происшествие, причину которого человек не понимал, можно было списать на действие тёмных сил.
«Ни чумы, ни другой болезни среди скота не было замечено. Указанный собственник животных утверждал, что при всякой болезни они околевают не сразу, а чахнут постепенно. При упомянутом же околдовании погибали сразу. Все придерживались того мнения, что эта болезнь была не естественная, а наведённая чарами».
Цитата из книги «Молот ведьм». Часть II. Глава XIV. Как ведьмы наводят различную порчу на домашний скот?
Почему в колдовстве обвиняли именно женщин
В книге «Молот ведьм» указано, что отказаться от бога и совершить сделку с дьяволом может любой человек. Однако авторы уделили несколько глав, чтобы убедить читателей в том, что именно женщины чаще связываются с тёмными силами. Вот какие аргументы приводят Крамер и Шпренгер:
Женщины легковерны и глупы. Демоны стремятся увести человека от христианской веры, а женщин намного проще сбить с толку, обмануть.
Женщины болтливы. Демонам выгодно искушать женщин, потому что из-за любви к сплетням они будут распространять тёмную магию среди подруг.
Женщины похотливы. Авторы полагают, что женщины жаждут «плотских утех». Они не могут и не хотят контролировать свою страсть и готовы обращаться к тёмным силам, чтобы удовлетворить свои желания.
Женщины лживы. Авторы считают, что это природное свойство женщин.
Женщины мстительны. Они бесятся от гнева, когда их бросают возлюбленные, и готовы прибегнуть к любым средствам, чтобы им отомстить.
«Как из недостатка разума женщины скорее, чем мужчины, отступаются от веры, так и из своих необычайных аффектов и страстей они более рьяно ищут, выдумывают и выполняют свою месть с помощью чар или иными способами. Нет поэтому ничего удивительного в том, что среди женщин так много ведьм. <…> Вот они и прибегают к помощи дьявола, чтобы утешить свои страсти. Можно было бы рассказать об этом подробнее. Но для разумного человека и сказанного довольно, чтобы понять, почему колдовство более распространено среди женщин, чем среди мужчин».
Цитата из книги «Молот ведьм». Часть I. Почему женщины более склонны к колдовству?
Таким образом, авторы делают вывод, что сама женская природа становится основной для занятия колдовством. Значит, любая из представительниц женского пола попадает под подозрение и может оказаться ведьмой.
В каком случае женщину могли признать ведьмой
Охота на ведьм в каждой европейской стране проходила по-разному. Чаще всего обвинения в колдовстве женщинам предъявляли не церковнослужители, судьи или представители знати, а простые люди: крестьяне, ремесленники, горожане. Подобные обвинения могли стать результатом личных конфликтов, соперничества, обид. Инквизиторы обычно не забирали женщину после первого доноса. Но если соседи несколько раз сообщали о странностях или выдвигали обвинения, то репутацию женщины было уже не спасти.
Женщин подозревали в связи с дьяволом за любое поведение, которое не вписывалась в рамки нормы. Например:
Незамужние и бездетные женщины, которые вели асоциальный образ жизни, редко вызвали доверие у окружающих. Такое поведение могло свидетельствовать о сговоре с тёмными силами.
Женщины, у которых было много детей, хороший дом, много скота, тоже могли попасть под подозрения. Счастье и достаток, особенно на фоне менее успешных соседей, могли кому-то показаться свидетельством совершённой с дьяволом сделки.
Красивым женщинам действительно могли завидовать и могли лжесвидетельствовать против них из мести. Но такое случалось редко. В реальности чаще обвиняли пожилых женщин. Одна из причин — возрастные заболевания, которые влияли на поведение человека, делали его странным и подозрительным для окружающих.
Одинокие, больные и нищие женщины, то есть те, за кого некому было заступиться, чаще других часто становились подозреваемым в колдовстве. На них было проще повесить вину за необъяснимое происшествие, чтобы успокоить народ.
С обвинениями в колдовстве сталкивались и мужчины. Например, это часто случалось в скандинавских странах или во Франции. Но в странах Центральной Европы, в США и в Англии обвинения в колдовстве выдвигались в основном против женщин. А мужчины обычно представали перед судом, потому что были каким-то образом связаны с обвиняемыми женщинами. Были случаи, когда судили не только предполагаемую ведьму, но и её мужа как пособника.
Обложка: Ася Соколова / Горящая изба
Краткая история процессов над салемскими ведьмами | История
Т.Х. Маттесон, Допрос ведьмы , 1853 Общественное достояние через Wikimedia CommonsСуды над салемскими ведьмами происходили в колониальном Массачусетсе с начала 1692 по середину 1693 года. Более 200 человек были обвинены в колдовстве — дьявольской магии — и 20 казнены.
В 1711 году колониальные власти помиловали некоторых обвиняемых и выплатили компенсацию их семьям. Но только в июле 2022 года Элизабет Джонсон-младшая, последняя осужденная салемская «ведьма», чье имя еще предстоит очистить, была официально реабилитирована.
С 17 века история судебных процессов стала синонимом паранойи и несправедливости. Подпитываемая ксенофобией, религиозным экстремизмом и давно назревавшей социальной напряженностью, охота на ведьм продолжает будоражить воображение людей более 300 лет спустя.
Напряженность в Салеме
В средние века и раннее Новое время многие религии, включая христианство, учили, что дьявол может дать людям, известным как ведьмы, силу причинять вред другим в обмен на их лояльность. «Помешательство на колдовстве» прокатилось по Европе с 1300-х до конца 1600-х годов. Были казнены десятки тысяч предполагаемых ведьм, в основном женщин. Хотя Салемские процессы проходили как раз в то время, когда европейское помешательство шло на убыль, их начало объяснялось местными обстоятельствами.
В 1689 году английские монархи Вильгельм и Мария начали войну с Францией в американских колониях. Конфликт, известный колонистам как Война короля Вильгельма, опустошил регионы северной части штата Нью-Йорк, Новой Шотландии и Квебека, отправив беженцев в графство Эссекс — и, в частности, в деревню Салем — в колонии Массачусетского залива. (Деревня Салем — это современный Данверс, штат Массачусетс; колониальный город Салем стал тем, что сейчас называется Салемом.
) Карта деревни Салем 1692 г. Общественное достояние через Wikimedia Commonsг. Перемещенные лица увеличили нагрузку на ресурсы Салема, усугубив существующее соперничество между семьями, связанными с богатством порта Салем, и теми, кто все еще зависел от сельского хозяйства. Споры также разгорелись по поводу преподобного Сэмюэля Пэрриса, который стал первым рукоположенным священником Салем-Виллидж в 1689 году и быстро завоевал репутацию своим жестким поведением и жадным характером. Жители деревни-пуритане считали, что все ссоры были делом рук дьявола.
В январе 1692 года дочь Пэрриса Элизабет (или Бетти), 9 лет., и у племянницы Эбигейл Уильямс, 11 лет, начались «припадки». Они кричали, бросали вещи, издавали странные звуки и корчились в странных позах. Местный врач обвинил во всем сверхъестественное. Аналогичные эпизоды пережила и другая девочка, 12-летняя Энн Патнэм-младшая. 29 февраля под давлением магистратов Джонатана Корвина и Джона Хаторна, колониальных чиновников, рассматривавших местные дела, девушки обвинили в причинении им вреда трех женщин: Титубу, карибскую женщину, порабощенную семьей Пэррис; Сара Гуд, бездомная нищая; и Сара Осборн, пожилая обедневшая женщина.
Охота на ведьм начинается
Все три женщины предстали перед местными судьями и допрашивались в течение нескольких дней, начиная с 1 марта 1692 года. Осборн заявил о своей невиновности, как и Гуд. Но Титуба признался: «Дьявол пришел ко мне и велел служить ему». Она описала сложные изображения черных собак, рыжих кошек, желтых птиц и «высокого человека с белыми волосами», который хотел, чтобы она подписала его книгу. Она призналась, что подписала книгу, и заявила, что есть еще несколько ведьм, стремящихся уничтожить пуритан.
За семенами паранойи последовал поток обвинений в течение следующих нескольких месяцев. Обвинения против Марты Кори, верной прихожанки церкви в Салем-Виллидж, сильно обеспокоили общину; если она могла быть ведьмой, то любой мог. Судьи даже допросили 4-летнюю дочь Гуда Дороти, чьи робкие ответы были истолкованы как признание. Допрос стал более серьезным в апреле, когда на слушаниях присутствовали заместитель начальника колонии Томас Дэнфорт и его помощники.
На допросы были доставлены десятки жителей Салема и других деревень Массачусетса. Гравюра, на которой Марта Кори допрашивается официальными лицами. Общественное достояние через Wikimedia Commons27 мая 1692 года губернатор Уильям Фипс приказал учредить специальный суд Ойера (для слушаний) и Терминера (для принятия решений) для графств Саффолк, Эссекс и Мидлсекс. Первой обвиняемой ведьмой, представленной специальному суду, была Бриджит Бишоп, пожилая женщина, известная своими сплетничающими привычками и распущенностью. На вопрос, совершала ли она колдовство, Бишоп ответил: «Я так же невиновен, как нерожденный ребенок». Защита, должно быть, не была убедительной, потому что она была признана виновной и 10 июня стала первым человеком, повешенным на том месте, которое позже назвали Висельным холмом.
Всего через несколько дней после учреждения суда уважаемый министр Коттон Мазер написал письмо, в котором умолял суд не допускать призрачных доказательств — свидетельств о снах и видениях. Суд в значительной степени проигнорировал это требование, приговорив пять человек к повешению в июле, еще пятерых в августе и восемь в сентябре. 3 октября, следуя по стопам своего сына Коттона, Инкриз Мазер, тогдашний президент Гарварда, осудил использование призрачных доказательств: «Лучше, чтобы десять подозреваемых ведьм сбежали, чем один невиновный человек был осужден».
Фипс, в ответ на эти мольбы и допрос его собственной жены как подозреваемой ведьмы, запретил дальнейшие аресты и освободил многих обвиняемых ведьм. 29 октября он распустил суд Ойера и Терминера, заменив его Высшим судебным судом, который отклонил призрачные доказательства и осудил только 3 из 56 подсудимых.
К маю 1693 года Фипс помиловал всех заключенных в тюрьму по обвинению в колдовстве. Но ущерб уже был нанесен. Девятнадцать мужчин и женщин были повешены на холме Виселицы. Джайлс Кори, 71-летний муж Марты, был задавлен до смерти в сентябре 169 г.2 тяжелыми камнями после отказа предстать перед судом. По меньшей мере пятеро обвиняемых скончались в тюрьме. Жертвами массовой истерии стали даже животные: колонисты в деревнях Андовер и Салем убили двух собак, предположительно связанных с дьяволом.
Восстановление доброго имени
В годы, последовавшие за судебными процессами и казнями, некоторые участники, такие как судья Сэмюэл Сьюэлл и обвинитель Энн Патнэм, публично признали ошибку и вину. 14 января 169 г.7 марта Генеральный суд штата Массачусетс назначил день поста и самоанализа в связи с трагедией Салема. В 1702 году суд признал судебные процессы незаконными. А в 1711 году колония приняла закон о восстановлении прав и доброго имени многих обвиняемых, а также о выплате их наследникам реституции в размере 600 фунтов стерлингов. Но только в 1957 году — более чем 250 лет спустя — Массачусетс официально извинился за события 1692 года. 57 резолюции по неизвестным причинам, но получил официальное помилование после успешной лоббистской кампании, проведенной классом восьмиклассников, изучающих гражданское право.
В 20-м веке художники и ученые продолжали восхищаться судебными процессами над салемскими ведьмами. Драматург Артур Миллер воскресил эту историю в своей пьесе 1953 года « Горнило », используя судебные процессы как аллегорию антикоммунистического маккартизма, охватившего тогда страну. Ученые предлагали конкурирующие объяснения странного поведения, имевшего место в Салеме: ученые искали медицинскую причину несчастий обвинителей, а историки чаще основывали свои теории на напряженной социально-политической обстановке в сообществе.
Мемориал Ребекке Нерс, казненной за колдовство, в Мемориале Салемских ведьм в Салеме, Массачусетс. Фото Джима Дэвиса / The Boston Globe через Getty ImagesСогласно Vox , ранняя гипотеза, которая сейчас рассматривается как «маргинальная, особенно в исторических кругах», постулировала, что обвинители страдали от эрготизма, состояния, вызванного употреблением в пищу продуктов, зараженных грибком спорыньи.
В августе 1992 года, чтобы отметить 300-летие судебных процессов, лауреат Нобелевской премии Эли Визель открыл Мемориал над ведьмами в Салеме. Также в Салеме в музее Пибоди Эссекс, в котором хранятся оригинальные судебные документы, в конце 2021 и начале 2022 года была организована выставка, посвященная трагедии и исправившая ее. Наконец, самая посещаемая достопримечательность города, Салемский музей ведьм, свидетельствует о том, что общественность стойкое увлечение истерией 17-го века.
Примечание редактора, 24 октября 2022 г.: эта статья была обновлена, чтобы отразить последние исследования судебных процессов над салемскими ведьмами.
Рекомендуемые видео
Колдовство: восемь мифов и заблуждений
Истории
Колдовство — это область истории, с которой знакомо большинство людей. От Салемских процессов над ведьмами до ведьм из Макбета фигура ведьмы укоренилась в нашей культуре. Проблема в том, что большая часть того, что мы думаем, что знаем, неверно.
Профессор Диана Перкисс развенчивает восемь самых распространенных мифов о колдовстве.
В Англии ведьм вешали, а не сжигали. Эта иллюстрация взята из брошюры Ральфа Гардинера 1655 года.
1. Ведьм сжигали на костре
Не в англоязычных странах. Колдовство считалось уголовным преступлением как в Англии, так и в ее американских колониях, поэтому ведьм вешали, а не сжигали. Однако тела ведьм сжигали в Шотландии, хотя сначала их душили.
2. Девять миллионов ведьм погибли в годы гонений на ведьм
Около 30 000–60 000 человек были казнены за всю основную эпоху гонений на ведьм, с 1427–1436 годов охоты на ведьм в Савойе (в западные Альпы) до казни Анны Гольди в швейцарском кантоне Гларус в 1782 году. Эти цифры включают оценки случаев, по которым не существует записей.
3. Однажды обвиненная ведьма не имела шанса доказать свою невиновность
Только 25 процентов тех, кого судили за этот период в Англии, были признаны виновными и казнены.
Испанская инквизиция преследовала тех, кого католическая церковь считала еретиками, но колдовство в значительной степени считалось суеверием и не преследовалось властями как ересь, за исключением редких случаев.
4. Миллионы невинных людей были арестованы по подозрению в колдовстве
Общее количество людей, осужденных за колдовство в Англии за период гонений, не превышало 2000 человек. Большинство судей и многие присяжные весьма скептически относились к существованию магических сил, видя во всем этом огромную аферу мошенников. Многие другие знали, что соседи могут преследовать старух только потому, что они не очень привлекательны.
5. Испанская инквизиция и католическая церковь спровоцировали судебные процессы над ведьмами
Все четыре основные западные христианские конфессии (римско-католическая, лютеранская, кальвинистская и англиканская церкви) в той или иной степени преследовали ведьм. Восточно-христианские или православные церкви почти не занимались охотой на ведьм. В Англии, Шотландии, Скандинавии и Женеве суды над ведьмами проводились протестантскими государствами. Всего испанская инквизиция казнила только двух ведьм.
Иллюстрация из брошюры 1591 года «Новости из Шотландии», в которой сообщается о событиях судебного процесса над ведьмами в Северном Бервике в 1590 году. Обвиняемые женщины накладывают заклинания на котел (вверху справа) и вызывают дьявола (слева) © Courtesy of Британская библиотека
6. Король Яков I боялся ведьм и был ответственен за их охоту и казнь
За последнее десятилетие правления Елизаветы I (1558–1603) было казнено больше обвиненных в колдовстве ведьм, чем при ее преемнике Якове I (1603) –25).
Первый закон о колдовстве был принят при Генрихе VIII в 1542 году и объявил любое колдовство по договору (в котором заключалась сделка с дьяволом) или вызов духов уголовным преступлением. Закон о колдовстве 1604 года при Джеймсе можно охарактеризовать как возврат к этому статусу-кво, а не как нововведение.
В Шотландии, где он правил как Яков VI с 1587 года, Джеймс лично вмешался в судебный процесс 1590 года над ведьмами Северного Бервика, которых обвинили в попытке убить его. Он написал трактат Daemonologie , опубликованный в 1597 году. Однако, будучи королем Англии, Джеймс потратил некоторое время на разоблачение мошеннических случаев одержимости демонами, а не на поиск и преследование ведьм.
Философ и алхимик елизаветинской эпохи Джон Ди на протяжении всей своей жизни сталкивался с обвинениями в колдовстве. В число других мужчин, обвиняемых в колдовстве, входит целитель доктор Файан, который был казнен в ходе судебного процесса над ведьмами в Северном Бервике в 1590 году. © Hulton Archive/Getty Images
7. Охота на ведьм на самом деле была охотой на женщин, поскольку большинство ведьм были женщинами
В Англии большинство обвиняемых были женщинами. В других странах, в том числе в некоторых скандинавских странах, мужчины составляли незначительное большинство. Даже в Англии идея мужчины-ведьмы была вполне осуществима. По всей Европе в годы гонений на ведьм около 6000 мужчин — от 10 до 15 процентов от общего числа — были казнены за колдовство.
В Англии большинство обвинителей и тех, кто предъявлял письменные жалобы на ведьм, были женщины.
8. Ведьмы действительно были повивальными бабками-травниками, поклонявшимися богиням
Никто не поклонялся богиням во время охоты на ведьм, а если и поклонялись, то не оставили следов в исторических записях. Несмотря на убеждения юристов, историков и политиков (таких как Карл Эрнст Ярке, Франц-Йозеф Моне, Жюль Мишле, Маргарет Мюррей и Генрих Гиммлер среди прочих), «настоящего» языческого колдовства не существовало. В очень немногих испытаниях было некоторое остаточное язычество.
Идея о том, что обвиняемые в колдовстве были акушерками или травниками, и особенно что они были акушерками, обладающими женским опытом, который угрожал мужскому авторитету, является мифом. Акушерок редко обвиняли. Вместо этого они с большей вероятностью работали бок о бок с обвинителями, помогая им идентифицировать следы ведьм. Это были отметины на теле, которые, как считалось, указывали на то, что человек был ведьмой (не путать с отметинами, нацарапанными или вырезанными на зданиях для защиты от ведьм).
Дайан Перкисс, профессор английской литературы в Кебл-колледже Оксфордского университета )
Истории английского наследия
Загляните на страницы нашей истории, чтобы узнать больше о наших сайтах, о том, как они менялись с течением времени и кто сделал их такими, какие они есть сегодня.