Текст песни Вивальди — Времена года
«Весна» (La Primavera)
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
(здесь и далее сонеты приводятся в переводе Владимира Григорьева)
Концерты этого цикла — это так называемая программная музыка, то есть музыка, соответствующая определенной, в данном случае, литературной программе. Всего у Вивальди можно насчитать более сорока программных произведений. Но в них их «программа» формулируется лишь в названии, и программой это может быть названо весьма условно.
Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны — «Весна грядет!»; играет весь оркестр (tutti). Этот мотив (каждый раз в исполнении всего оркестра и солиста) помимо того, что обрамляет эту часть, еще несколько раз звучит по ходу части, являясь своего рода рефреном, что придает всей части форму, похожую на рондо.
Далее следуют эпизоды, иллюстрирующие следующие строки сонета. В этих случаях играют три солиста – скрипка-соло и концертмейстеры групп первых и вторых скрипок; все остальные участники молчат. Даже без имеющейся в партитуре ремарки — «Canto de gl’ Ucelli» — ясно, что музыка, звучащая в высоком регистре, изображает здесь «пение птиц» (дословный перевод строки сонета: «радостно приветствуют ее птицы своим пением.Следующий эпизод (после рефрена) иллюстрирует слова сонета о бегущих ручьях. И опять рефрен. Следующий эпизод — гремит гром («чернотой покрывается небо, весна возвещает о себе молнией и громом»). Вивальди в высшей степени изобретательно изображает это явление природы: раскаты грома переданы грозным стремительным звучанием всего оркестра, играющим в унисон. Вспышки молнии в первый раз звучат у всех трех солистов скрипачей во взметающихся гаммообразных пассажах. В следующие разы они переданы пассажами у главного солиста. Грозу сменяет музыка рефрена — неомраченная радость прихода весны.
Вторая часть («Сон крестьянина»). Образец поразительного остроумия Вивальди. Над аккомпанементом первых и вторых скрипок и альтов парит мелодия солирующей скрипки. Именно она иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Pianissimo sempre в мягком пунктирном ритме играют все скрипки оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам же Вивальди поручил изображать лай собаки, охраняющей сон хозяина.
Третья часть («Танец-пастораль»). Здесь царит полное энергии и жизнерадостности настроение. В литературе о Вивальди можно встретить утверждение, что «основным ритмом в этой части выступает поступь быстрой сицилианы».
ДОБАВИТЬ ТЕКСТ В ЛИЧНЫЙ СПИСОК
Антонио Вивальди «Весна»: история, интересные факты, содержание
Антонио Вивальди «Весна»
Времена года: весна, лето, осень, зима. Каждый из этих календарных периодов по-своему хорош и привлекателен. Лето нас греет ласковым солнышком и угощает вкусными ягодами и фруктами. Осень радует богатым урожаем и восхищает разноцветной листвой. Зима очаровывает искрящимся снегом, а также манит задорно покататься на санках и лыжах. Однако самым желанным всё же является весенний сезон, когда просыпается не только природа, но и человеческие души. Весна всегда вдохновляла талантливых людей на создание бесценных творений, среди которых особое место занимает скрипичный концерт великого Антонио Вивальди, входящий в его знаменитый цикл «Времена года».
Историю создания концерта Вивальди «Весна», а также множество интересных фактов и содержание произведения читайте на нашей странице.
Краткая история
Когда Антонио Вивальди впервые пришла мысль сочинить концерт «Весна», который впоследствии вошёл в его знаменитый цикл «Времена года»? Ответить на этот вопрос сегодня не может ни один биограф выдающегося композитора, и потому по данному поводу до сих пор высказываются лишь спорные предположения. Одни считают, что задумка отобразить в своих творениях временные изменения природы пришла Вивальди ещё в 1713 году, во время его творческой поездки в город Виченца. Это было первое путешествие Антонио по дорогам родной страны, ведь до того случая границы Венеции он никогда не покидал. Прогулка в дилижансе, с мелькающими за окном великолепными пейзажами, так впечатлила молодого композитора, что мысль воссоздать эти красоты в своих сочинениях глубоко запала в его душу. Иные исследователи творчества великого итальянца утверждают, что идея сочинить композиции, которые в итоге получили название «Времена года» появилась у Вивальди немного позднее, а конкретнее в 1716 году, так как по некоторым данным именно тогда композитор сделал первые наброски одного из концертов.
Антонио в то время было 38 лет, и он служил в сиротском заведении — консерватории «Оспедале делла Пиета». Работать в таком богоугодном заведении композитору позволял принятый им ранее священный сан. В должности преподавателя Вивальди обучал воспитанниц приюта не только теории музыки и хоровому пению, но и освоению скрипичных инструментов. В результате руководимые им хор и оркестр на воскресных благотворительских концертах своим искусным исполнением так восхищали местных аристократов и гостей Венеции, что они не скупясь оставляли для сироток щедрые денежные пожертвования. Помимо педагогической работы, у Вивальди в приюте «Оспедале делла Пиета» была ещё одна обязанность: к каждой праздничной церковной дате он должен был сочинять новые как инструментальные, так и хоровые произведения. Вне всякого сомнения, что такая активная творческая деятельность Антонио не осталась без внимания.
Молва о таланте виртуозного скрипача и музыкального педагога, мастерством которого восторгались даже короли, быстро разлетелась по Италии, а затем устремилась и за её пределы. В связи с ростом популярности и соответственно увеличению композиторских заказов Вивальди стал больше путешествовать по стране, а потому любования красотами природы в разное время года стали для него более доступными. Цветущие весенние сады, а также окрашенные в яркое разноцветье осенние деревья настолько впечатляли Антонио, что его желание изобразить всё это очарование музыкальными звуками становилось всё сильнее и сильнее.
Для себя композитор сразу определил: должно быть четыре концерта, в каждом из которых необходимо обособленно отразить весну, лето, осень и зиму.В 1718 году в жизни Вивальди произошли весьма значимые изменения. Он впервые надолго уехал из родной Венеции и по приглашению австрийского принца Филиппа Дармштадтского обосновался в Мантуе, где направление творческой деятельности композитора заметно поменялось. Для оркестра высокородного наместника он сочинял разнообразные инструментальные произведения, но также уделял много времени для создания музыки к оперным спектаклям, которые во время карнавальных праздников привлекали много публики. Тогда же Антонио познакомился с молодой певицей Анной Жиро и начал оказывать ей особое покровительство. В чисто дружеские и профессиональные отношения композитора и певицы никто не верил, а потому стали распространяться сплетни, вредившие репутации Вивальди – священника. Эти дурные кривотолки были настолько обнародованы, что впоследствии даже некоторые биографы композитора поверили, что Анна Жиро явилась музой, вдохновившей его на сочинение четырёх гениальных произведений, среди которых был вышеупомянутый концерт под заголовком «
В Венецию Антонио вновь вернулся в 1720 году, но перед этим ряд своих произведений, в числе которых были полностью написанные и отредактированные четыре календарных концерта, отправил в Амстердамское издательство. Все эти сочинения были опубликованы спустя пять лет под общим заголовком «Искус гармонии и инвенции», и лишь первые композиции имели самостоятельные названия: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Интересные факты
- Вивальди в своём творческом наследии оставил потомкам около тридцати произведений, которые имеют программные названия. Однако из них лишь четыре композиции, а именно составляющие цикл «Времена года», на самом деле оправдывают свои заголовки и отображают литературный текст, который автор выбрал в качестве эпиграфа к своим сочинениям.
- Антонио Вивальди в своё время признавался таким блестящим виртуозом, в совершенстве владеющим техникой своего искусства, что ему не было равных. Своим незаурядным мастерством великий скрипач восхищал как простых людей, так и королей. Его удивительно искусное исполнение приводило слушателей во всеобщий восторг, а феноменальная техничность левой руки и красота произведений, создавала благодатную почву для сочинения о музыканте различных мифов и легенд.
- Сегодня ни один биограф композитора Антонио Вивальди не может уверенно ответить на вопрос: кто автор сонета, предваряющего концерт с названием «Весна»? Тем не менее всё же существует предположение, что эти поэтические строки сочинил сам композитор.
- Богатое творческое наследие Антонио Вивальди включает в себя около восьмисот разножанровых произведений, при этом важно отметить, что практически все свои вновь созданные произведения он не торопился отдавать в издательство или вовсе не опубликовывал. Возможно таким образом композитор не хотел делиться своими исполнительскими секретами. Ровно через сто лет такой же профессиональной хитростью пользовался и Никколо Паганини.
- Среди страстных почитателей музыки Антонио Вивальди были такие монаршие особы, как датский король Фридрих IV и французский король Людовик XV. Например, в Версале, чтобы угодить и порадовать своего государя на музыку концерта «Весна» поставили балетный спектакль.
Содержание
«Весна». «La Primavera». Так называется первый концерт (Ми мажор), открывающий знаменитый цикл скрипичных концертов Антонио Вивальди «Времена года». Написанный в трёхчастной форме, где подвижные по характеру первый и последний разделы контрастируют со спокойной средней частью, он сопровождается поэтическими строками, а которых автор раскрывает свои композиторские замыслы.
В музыке много изобразительных элементов, которые отображают пение птиц, журчание ручья, раскаты грома и шелест листвы. Оркестр своей звуковой палитрой рисует порывы ветра, предвещающие грозу, а затем и саму стихию с проливным дождём и грозными вспышками молний.
Первый раздел произведения (Allegro), озаглавленный композитором «Пришла весна», имеет форму старинного концерта, то есть его главная тема постоянно чередуется со связующими построениями – интермедиями.
Композиция открывается жизнерадостной мелодией, отражающей восторженное настроение человека в связи с наступлением весны. Необычайную яркость музыке добавляет эффект эха, который для большей выразительности был весьма часто применяем композиторами эпохи Барокко. Затем в исполнении солирующей, и также скрипок оркестра звучат весёлые наигрыши, искусно имитирующие задорное пение птиц. Вскоре, после повторного проведения основной темы, и в соответствии с ремаркой композитора, живописно изображается плеск воды в бегущем ручье. Следом, за вновь прозвучавшим рефреном, музыкальная палитра вдруг приобретает тёмные оттенки: стремительный и жёсткий унисон оркестра предупреждает о надвигающейся грозе. Пассажи скрипок изображают открывающиеся и раскрашенные вспышками молний небеса, которые выливают на землю водяные потоки. Далее тучи рассеиваются, и опять возвращается прежнее настроение. Вновь ласково засветило солнышко, чарующий птичий щебет разносится по окрестностям, а воображение слушателей, вдохновившись такой музыкой, само невольно рисует красочные картины пробуждающейся весенней природы.
Часть вторая. Largo. «Спящий пастух» — так Вивальди озаглавил данный раздел концерта, который написан в старинной двухчастной форме, тональности до-диез минор и трёхдольном размере. Как было сказано выше, по характеру он контрастен энергичной первой части, то есть отличается лиричностью и певучестью. Необходимо также отметить, что звукоизобразительность автора в этой композиции достойна восхищения. Фактура произведения включает в себя всего три пласта. Верхний слой – это мелодичная в стиле бельканто красивая мелодия солирующей скрипки, иллюстрирующая безмятежный сон юного селянина. Средний пласт поручен первым и вторым скрипкам. Они с указанием композитора sempre pianissimo исполняют партию, в которой главенствующим является мягкий пунктирный ритм, воссоздающий шелест молодой листвы. Третий слой поручен альтам. Их короткие реплики изображают тявканье собаки, преданно охраняющей отдых своего хозяина.
Третья часть. Allegro. «Танец-пастораль». В этом заключительном разделе концерта вновь возвращается Ми мажорная тональность, жизнерадостное настроение и энергетика первой части. Сельские жители, радуясь приходу весны, исполняют весёлый танец, напоминающий, как сицилиану, так и жигу. Здесь автор вновь использует форму старинного концерта, где основная тема, весьма похожая на рефрен, сменяется различными связующими эпизодами, в которых передаётся невероятное количество оттенков радости и даже немного грусти (минорный эпизод).
«Весна». Данное выдающееся творение великого итальянского композитора, созданное три столетия назад, в нынешнее время считается драгоценным шедевром, занимающим достойное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры. Произведение пленяет слушателей красотой музыкального материала и звукоизобразительным мастерством автора, которое можно охарактеризовать не только как уникальное, но и магическое.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Антонио Вивальди «Весна»
youtube.com/embed/l-dYNttdgl0?rel=0&showinfo=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Поэзия в «Временах года» Вивальди: «Весна» и «Лето»
Антонио Вивальди © KMFA
Мы думаем о сборнике из четырех скрипичных концертов Вивальди, известном как «Времена года» , как об одном из боевых коней классического мира. Они повсюду, используются в рекламе и фильмах, часто даже используются для рекламы классических радиостанций. Однако на самом деле только в последние пятьдесят или шестьдесят лет они достигли своего статуса на вершине.
Название «Времена года» принадлежит самому Вивальди — в посвящении этих работ он называет их «Le quattro stagioni». Иллюстрация времен года Вивальди была невероятно оригинальной и не имела прецедентов.
Четыре концерта были изданы в 1723 году как часть Il cimento dell’armonia e dell’inventione (Борьба между гармонией и изобретательностью), соч. 8, набор из 12 скрипичных концертов. Four Seasons — первые 4 концерта в наборе.
Марко Риччи: Пейзаж с горами и фигурами © Симфонический оркестр Торонто
Одна необычная деталь этих четырех произведений заключалась в том, что Вивальди также публиковал стихи к каждому концерту. Неизвестно, был ли Вивальди автором стихов или кем-то другим, но совпадение музыки и поэзии было уникальным. Гипотеза, часто встречающаяся в Интернете и в примечаниях к программам, о том, что Вивальди также был вдохновлен утерянным сезонным циклом картин Марко Риччи, по-видимому, возникла в XIX веке.70-е годы после статьи, в которой проводится общее сравнение стилей Вивальди и Риччи. Исследователи Вивальди не определили ни одну картину Риччи как источник вдохновения для Вивальди.
Начнем с Весны. Он танцует и радуется, птицы поют голосом скрипок, и даже когда приходит гроза, мы знаем, что это лишь временное отвлечение от красоты этого времени года.
Аллегро
Пришла весна.
Птицы отмечают ее возвращение праздничным пением,
и журчащие ручейки
нежно ласкает ветерок.
Грозы, эти вестники Весны, ревут,
Набрасывают на небо свою темную мантию.
Затем они замирают в тишине,
и птицы снова начинают свою волшебную песню.
Антонио Вивальди: Времена года – Концерт для скрипки ми мажор, соч. 8, № 1, RV 269, «La primavera» (Весна) — I. Allegro (Алан Лавдей, скрипка; Академия Святого Мартина в полях; Невилл Марринер, конд.)
Медленная вторая часть, кажется, изображает вещи, которых нет в стихотворении — что это за повторяющийся звук — невидимая птица? Ветки бьются друг о друга? Неважно, это медленный и сонный теплый полдень.
Ларго
На усыпанном цветами лугу,
над головой шурша лиственными ветвями, спит козовод,
рядом с ним его верный пес.
Антонио Вивальди: Времена года – Концерт для скрипки ми мажор, соч. 8, № 1, РВ 269, «La primavera» (Весна) – II. Ларго (Алан Лавдей, скрипка; Академия Святого Мартина в полях; Невилл Марринер, конд. )
Услышав гудение волынки на нижних струнах, мы понимаем, что находимся на деревенском танце. Танцоры делают свои движения, время от времени виртуозно поворачиваясь, и все празднуют весну.
Allegro
Под праздничный звук деревенской волынки
нимфы и пастухи легко танцуют
под блестящим пологом весны.
Антонио Вивальди: Времена года – Концерт для скрипки ми мажор, соч. 8, № 1, РВ 269, «La primavera» (Весна) – III. Allegro (Алан Лавдей, скрипка; Academy of St. Martin in the Fields; Neville Marriner, cond.)
В качестве примечания, если мы посмотрим на оперу Вивальди Giustino , которая была написана в 1723 году и имела его премьера состоялась в январе 1724 года в Риме во время карнавального сезона, мы увидим отголосок «Времен года» , написанного тремя годами ранее. В середине первого акта звучит небольшая симфония, и мы слышим, что Вивальди сделал с темой из первой части своего нового концерта.
Антонио Вивальди: Джустино – Акт I: Симфония: Аллегро (Алессандро Страделла Консорт; Эстеван Веларди, дирижер)
© HowStuffWorks д один: Лето. Жаркие дни, легкий бриз, случайные грозы нарушают тишину.
Вивальди использует контраст между еще жарким днем и буйством бури, чтобы разбить произведение и сделать его более драматичным, чем можно было бы предположить из названия. Удивительно, но произведение находится в соль миноре, что дает нам намек на то, что все это не приятная летняя пьеса. В поэзии основное внимание уделяется сельской местности, пастухам на холмах, ищущим спасения от солнца под редкими деревьями. Ветер дует, но не для того, чтобы утешить, а для того, чтобы создать в воздухе некоторую драму.
Allegro non molto
Под суровым временем года, раскаленные солнцем
Человек и отара и томятся, и сосны горят.
Мы слышим голос кукушки; а затем
сладких песенок горлицы и зяблика.
Мягкие бризы колеблют воздух, но, угрожая,
Северный Ветер внезапно сметает их в сторону.
Пастух дрожит,
страшась сильных бурь и своей участи.
Антонио Вивальди: Времена года – Концерт для скрипки соль минор, соч. 8, № 2, RV 315, «L’Estate» (Лето) — I. Allegro non moto (Мишель Швальбе, скрипка; Эберхард Финке, виолончель; Хорст Гёбель, клавесин; Берлинский филармонический оркестр; Герберт фон Караян, конд.)
Пастух все еще на холме, но он не может отдыхать из-за приближающейся бури. И, что еще хуже, мухи начали беспокоить его и его стаю.
Адажио и фортепиано – Presto e forte
Страх перед молнией и яростным громом
Лишает его усталых конечностей покоя
Как комары и мухи яростно жужжат вокруг.
Антонио Вивальди: Времена года: Концерт для скрипки соль минор, соч. 8, № 2, РВ 315, «Поместье» (Лето): II. Адажио (Мишель Швальбе, скрипка; Эберхард Финке, виолончель; Хорст Гёбель, клавесин; Берлинский филармонический оркестр; Герберт фон Караян, конд. )
Наконец грянет буря – гром и молнии, и дождь кругом.
Presto
Увы, его страхи оправдались
Гром и рев небес; и град
Отрубает колосья пшеницы и повреждает зерно.
Антонио Вивальди: Времена года – Концерт для скрипки соль минор, соч. 8, № 2, РВ 315, «Поместье» (Лето) – III. Престо (Мишель Швальбе, скрипка; Эберхард Финке, виолончель; Хорст Гёбель, клавесин; Берлинский филармонический оркестр; Герберт фон Караян, конд.)
Вивальди видит человека в мире как жертву физического насилия природы – лето становится временем страха, а не игр. Это совсем другое видение сезона, чем мы обычно видим или слышим.
Ожидается следующей осенью и зимой.
Чтобы узнать больше о лучшем в классической музыке, в нашем электронном бюллетене
Stream Vivaldi — Four Seasons — Spring by Negy_Evszak
JavaScript отключен
Вам необходимо включить JavaScript для использования SoundCloud
Покажите мне, как включить его
опубликованоУкороченная версия: Пожалуйста, поддержите меня несколькими долларами или просто 50 центами. .. ! (Нет такой суммы, как «слишком маленькая»! На самом деле все что угодно.) www.paypal.com/paypalme/toseethesun Подробности: Привет, ребята и девушки, дамы и господа, я очень рад, что многим из вас это нравится! Каждую неделю 4-6 человек делятся этой моей записью, и еще больше людей ставят мне лайки (без репостов). Это прекрасно, спасибо! Если бы вы, вдобавок к этому, также подумали о том, чтобы дать мне (отправить мне) 1 доллар или даже десять центов, четвертак… только крошечную сумму, с которой вы чувствуете себя комфортно… сдачу, которую вы бы дали бездомный на улице… тогда я мог бы продолжать зарабатывать на жизнь как музыкант. Нет ничего «слишком маленького»!!! Потому что, знаете ли, когда я должен делать «что-то еще», чтобы платить по счетам (то, что я делаю только из-за денег, никакого призвания), то это отнимает у меня драгоценное (и ограниченное) Время, и в часы этого вид «работы на выживание» я явно не умею практиковать, не могу делать новые записи, не могу подготовить проекты в голове или на компьютере, не могу починить кабель и т. д. После работы устаю, ибо даже пытаюсь сесть с мои инструменты… я просто принимаю душ, что-то ем, сплю… и на следующий день все начинается сначала. Что совершенно нормально для многих из вас — мы оба знаем, что такое тяжелая работа! Но и у меня в сутках всего 24 часа. Тогда некоторые из вас могут «предложить» «хорошо, тогда не спи так много ;-)» ! Как будто я робот.. но я человек. Вы знаете, природа художественного творчества такова, что оно требует спокойного и отдохнувшего ума — и то же самое, например, когда я вожу машину или летаю на самолете. Если я попытаюсь прожить 2-3 жизни одновременно, рано или поздно что-то (или кто-то) пострадает… В любом случае, я прошу КАЖДОГО ИЗ ВАС, кому нравится эта моя запись, прислать мне хотя бы смехотворно маленькую сумму. Я имею в виду, 1 доллар слишком много, чтобы просить? Не беспокойтесь, тогда, пожалуйста, пришлите мне 50 центов! Если бы 1000 человек присылали мне по три-четыре доллара каждый месяц, я мог бы посвятить все свое время тому, что я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочу делать, например, продолжая работу над этой записью, Лето, затем Осень/Осень. .. И у меня много (МНОЖЕСТВО!) Больше идей для проектов в моей голове. Но мой прекрасный инструмент часто просто отдыхает дома, пока я должен заниматься «чем-то другим»… На этой конкретной записи, которая вам понравилась и/или которой вы поделились: Золтан Ленгьел (я) на церковном органе и Бертольд Оппиц на скрипке. И, конечно же, вы можете проверить и другие записи на этой же странице! (Они были сделаны с одинаковыми художественными стандартами.) Больше моих музыкальных «находок» (концертные записи, импровизации, моя музыка) на www.toseethesun.com
- Жанр
- Классический
- Пользователи, которым нравится Вивальди — Времена года — Весна
- Пользователей, которые сделали репост Вивальди — Времена года — Весна
- Плейлисты, содержащие Вивальди — Времена года — Весна
- Больше треков, похожих на Vivaldi — Four Seasons — Spring
Ваш текущий браузер несовместим с SoundCloud.