Телеведение.Как заставка ВИDa стала мемом
Новости 15.01.2023Умер Вахтанг Кикабидзе
Сборник
Сибирь
Новости 14.01.2023Умерла Инна Чурикова
Новости 29.12.2022Умер композитор Эдуард Артемьев
Создание логотипа телекомпании ВИD овеяно легендами, что для телевидения 1990-х — нормальное явление. Многое делалось «на коленке», а идеи были коллективными. Про один из самых жутких телелоготипов доподлинно известно следующее.
Авторы и создатели телекомпании решили пойти наперекор телевизионной моде. Несмотря на повальное увлечение компьютерной графикой, «видовцы» решили за основу логотипа взять некий символ-артефакт, что-то аналоговое.
В музее была обнаружена керамическая маска в виде головы философа Хоу Сяна (англ. Guo Xiang) с трехлапой жабой. Однако музей наложил вето на использование оригинального образа в качестве логотипа. Да и уши у философа были не телегеничными.
Экспонат Музея Востока. (ekd.me)
В результате древний артефакт повстречался с новейшими технологиями: голова была слегка изменена с применением компьютерной графики и получила название «маска ВИD», ведь на экране она стала двумерной.
Логотип телекомпании получился довольно жутким. Во-первых, изображение было похоже на лицо покойного. Во-вторых, из-за низкого качества жаба вообще не считывалась — её принимали за странный нарост. Кроме того, заставка сопровождалась довольно специфической музыкальной композицией, созданной композитором Владимиром Рацкевичем.
Первая версия заставки начиналась с того, что на бело-сером фоне появлялась чёрная черта, напоминавшая бильярдный кий. Вибрируя, она двигалась вправо, при этом звучало нечто, схожее с оружейными выстрелами или работой отбойного молотка. Затем на экране появлялся небольшой шар серого цвета, который, прокатившись по чёрной черте, падал вниз. По кругам, появившимся после падения, можно предположить, что шар оказался в воде. Тут же экран затемнялся, и из ниоткуда появлялась «маска ВИDа».
Надо сказать, что жутковатый образ нового логотипа сразу вызвал волну возмущения. Но несмотря ни на что, маску не меняли. Более того, над ней открыто «прикалывались» уже и в 1990-е.
Московская улица, 1990-е. (wikipedia.org)
Волну мемов над заставкой запустили сами телевизионщики. Так, появился новогодний логотип «С новым ВИDом».
«Я снимаю» — команда оператора, стала основой для игры с логотипом ВИDа: снимали простынь, а предупреждали о жутковатом зрелище. Ход сохранился в еще более тревожном и страшном мультипликационном ролике.
Не остался в стороне и король поп-эстрады Филипп Киркоров. В его песне «Атлантида» есть такая строчка: «Ты исчезла из вида». В клипе она была проиллюстрирована заставкой телекомпании ВИD.
Наверное, самая пугающая версия и без того тревожной заставки телекомпании ВИD принадлежит Леониду Ярмольнику. Она была создана для его программы «L клуб».
«Вид с языком». (wikipedia.org)
Заставка буквально оживала благодаря тому, что её заменяло стилизованное лицо Ярмольника. Внезапность этого эффекта испугала в свое время очень многих зрителей.
Были и более мирные телеинтерпретации заставки. В 1992 году программа Игоря Угольникова «Оба-на!..» начиналась со слов «ВИD, ВИD… Ничего не видно по вашему ВИDу!»
Скриншот заставки передачи Угольника. (YouTube)
В 2009 году заставку вспомнили интернет-пользователи, и она стала новым мемом. Термин «мем» впервые употребил Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген» в 1976 году. Этим словом он обозначает единицу культурной информации, способную «размножаться».
И действительно, мемы со скоростью света распространяются в виртуальном пространстве. Сегодня мем — это некий шаблон, способный стать основой для новой шутки. Чем больше вариантов — тем выше жизнеспособность мема. Прежде всего интернет-аудитория вспоминает заставку ВИDа как главный страх своего детства.Мем. (wikipedia.org)
Кто-то увидел параллель между жабой на голове философа с гипножабой из мультсериала «Футурама».
Гипножаба из «Футурамы». (wikipedia.org)
Есть и хоррор-версия «ВИD из окна».
Хоррор-версия заставки ВИDа. (wikipedia.org)
Не обошлось и без аллюзий на власть.
Мем, посвящённый Ельцину. (wikipedia.org)
Мем о Путине и Медведеве. (wikipedia.org)
Скример — разновидность флеш-анимации с неожиданным «шок-эффектом». Первые скримеры появились в виде флеш-версий игр на внимательность.
Кричащий ВИD. (wikipedia.org)
«Крик» Мунка. (wikipedia.org)
В телевизионной версии примером скримера может быть ожившая маска ВИDа c Ярмольником.
Авторы интернет-видео сделали обычную заставку телекомпании, обработанную и дополненную различными эффектами элементами различных скримеров:
Мем напоминает, что интернет-пространство — виртуальный мир, где все представленное является лишь двоичным кодом, набором нулей и единиц. Изображение нельзя убить — оно бессмертно, но изменить его до неузнаваемости можно очень легко.
Отсюда и культ мемов — визуальных анекдотов, подрывающих саму суть информационного постиндустриального общества.Сборник: Телеведение
Как менялось телевидение? Кто стоял у истоков и кто совершил революцию? Какие передачи стали культовыми? История одного из главных инструментов пропаганды.
- Статьи
- Америка
- XXI век
Party Like A Russian
Party Like A Russian
Культурно-исторический подстрочник клипа Робби Уильямса.
- Статьи
- Америка
- XXI век
Кунсткамера Ганнибала Лектера
Кунсткамера Ганнибала Лектера
Чудовищные преступления здесь возведены в ранг искусства. И это не просто метафора.
- Статьи
- Азия
- XX-XXI вв.
КНДР в прямом эфире
КНДР в прямом эфире
Посмотреть телевизор — совершить настоящий ритуал. Это не фон, а почти священная информация о Родине, партии и вожде.
- Статьи
- Европа
- XX век
Как заставка ВИDa стала мемом
Как заставка ВИDa стала мемом
Заставка, которая не даёт покоя повзрослевшим детям 1990-х. Телекомпания ВИD и не представляла, какого джинна она выпустила из бутылки.
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
Смех как оружие
Они входят в каждый дом без стука и смешат, смешат, смешат… но не только. И противостоять им никак не получится.
- Статьи
- Америка
- XXI век
Party Like A Russian
Культурно-исторический подстрочник клипа Робби Уильямса.
- Статьи
- Америка
- XXI век
Кунсткамера Ганнибала Лектера
Чудовищные преступления здесь возведены в ранг искусства. И это не просто метафора.
- Статьи
- Азия
- XX-XXI вв.
КНДР в прямом эфире
Посмотреть телевизор — совершить настоящий ритуал. Это не фон, а почти священная информация о Родине, партии и вожде.
- Статьи
- Европа
- XX век
Как заставка ВИDa стала мемом
Заставка, которая не даёт покоя повзрослевшим детям 1990-х. Телекомпания ВИD и не представляла, какого джинна она выпустила из бутылки.
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
Смех как оружие
Они входят в каждый дом без стука и смешат, смешат, смешат… но не только. И противостоять им никак не получится.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Кто предал Зою?
- Статьи
- Европа
- XX век
Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Басни Крылова в иллюстрациях
- Статьи
- Европа
- XX век
Великое ограбление поезда
- Статьи
- Европа
- XV век
Маршал-людоед
- Статьи
- Европа
- XIX век
«Указ о вольных хлебопашцах»
- Статьи
- Европа
- I до н. э. -I вв.
Октавиан Август: удачливый и коварный
- Статьи
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Последняя из династии Стюарт
- Статьи
- Европа
- XVI век
Португальский Робинзон
- Статьи
- Европа
- XIX век
И навеки веков: история жён декабристов
- Статьи
- Европа
- XX век
Кто предал Зою?
- Статьи
- Европа
- XX век
«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР
- Статьи
- Европа
- VIII-XV вв.
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех
- Статьи
- Европа
- XX век
Была ли успешной денацификация в Германии?
- Статьи
- Европа
- XX век
Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Рядом с императрицей: судьба Зинаиды Менгден
- Статьи
- Азия
- XVI век
Жизнь и смерть атамана Ермака
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Басни Крылова в иллюстрациях
- Статьи
- Европа
- XX век
Сбежавшая из СССР
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 212250
- 📚 Статьи
- 👀 96885
- 📚 Статьи
- 👀 96472
- 📚 Статьи
- 👀 83871
- 📚 Статьи
- 👀 59565
- 📚 Статьи
- 👀 57293
- 📚 Статьи
- 👀 48593
- 📚 Статьи
- 👀 37797
- 📚 Статьи
- 👀 36685
- 📚 Статьи
- 👀 30641
- 📚 Статьи
- 👀 227046
- 📚 Статьи
- 👀 212250
- 📚 Статьи
- 👀 162842
- 📚 Статьи
- 👀 141556
- 📚 Статьи
- 👀 132437
- 📚 Статьи
- 👀 96885
- 📚 Статьи
- 👀 96472
- 📚 Статьи
- 👀 93846
- 📚 Статьи
- 👀 83871
- 📚 Статьи
- 👀 76680
Язык — зеркало желудка, и не только
Глаза — зеркало души человека, а язык смело можно назвать зеркалом здоровья. Цвет языка, форма и наличие налета на нем может говорить о той или иной патологии. Многие заболевания не дают о себе знать достаточно долго, и неожиданно проявляется развернутая картина клинических симптомов. Многие врачи предупреждают, что организм дает знать о заболевании практически сразу, и самое главное — это заметить и научиться распознавать болезни. Непосредственная помощь в определении здоровья это, конечно же, язык.
Анатомия языка
Язык — это мышечный орган, который покрыт слизистой оболочкой. Орган выполняет множество функций, участвует в образовании речи, определении вкуса пищи, перемешивает и помогает образованию пищевого комка, проталкивает его в пищевод. Анатомически язык разделяется на две части, задняя часть языка называется корнем, а передняя часть, которая свободно двигается, называется телом. Верхнюю поверхность, которая похожа на бархат, называют спинкой языка. Весь язык покрыт сосочками 4 групп, которые отвечают за определение вкуса.
Как должен выглядеть здоровый язык?
Язык здорового человека бледно-розового цвета с ровной складкой, которая проходит вдоль языка. Язык мягкий, и не приносит никаких неприятных ощущений при движении. Сосочки на языке хорошо различимы, и не сглажены. В зависимости от времени года на здоровом языке может быть немного белого налета, летом налет немного толще, и сквозь него все равно просматриваются сосочки слизистой оболочки. Зимой налет может принимать желтоватый оттенок, а осенью налет становится светлее и суше. К тому же наличие тонкого налета на языке может говорить о незначительной патологии, которая развивается местно в полости рта, например гингивит десен, кандидоз полости рта и даже кариес. Уплотнение налета, при котором уже трудно отличить спинку языка, является сигналом к действиям, и может указывать на некоторые заболевания, в том числе и даже хронические.
О чем говорит цвет языка?
По цвету языка можно определить множество заболеваний, и каждому из них соответствует свой характерный цвет. При инфекционных заболеваниях, например, кори или гриппе, цвет языка становится бардовым, к тому же, такой цвет языка говорит о наличии жара. Бледный язык говорит о недостаточном питании, патологии крови — анемии, или о сердечной недостаточности. Фиолетовый язык сигнализирует не только о заболеваниях крови, но и указывает на заболевания дыхательной системы. Желтый или серый язык бывает у курильщиков, при желтухе или указывает на проблемы с желудочно-кишечным трактом. Черный язык, который так пугает родителей, и кстати не зря, говорит о слабости печени и селезенки, дизентерии, о серьезных вирусных инфекциях и даже об абсцессах. О заболеваниях почек говорит синий цвет языка. Голубоватый оттенок языка встречается при плохой циркуляции крови, цинге и при отравлениях тяжелыми металлами, особенно ртутью. Белый язык говорит непосредственно о грибковой инфекции или обезвоживании организма. О проблемах в полости рта можно судить при наличии темно-коричневого языка, что указывает на кровотечения в полости рта и в частности при пародонтите и гингивите.
Причины налета на языке
Главной причиной, конечно, является плохая гигиена полости рта. Ухаживать надо не только за зубами, но и за языком. По этим причинам выпущены специальный щетки, которые подходят для чистки зубов (щетинки) и для языка, обратная сторона такой зубной щетки имеет ребристую поверхность. Но не всем деткам в силу возраста можно пользоваться зубной щеткой, для таких целей отлично подойдет и зубные щетки — напальчники с ребристой рабочей поверхностью.
Но не только плохая гигиена провоцирует образование налета, различные проблемы в полости рта стоматологического характера могут провоцировать образование налета. При первых подозрениях и появлении налета на языке, необходимо изначально обратится к стоматологу для исключения стоматологической патологии. Нарушение работы желудка или всего желудочно-кишечного тракта в целом так же является провокатором в образовании налета. Скопление налета на языке у детей происходит по различным причинам. Самой распространенной причиной налета на языке у грудных детей является кандидоз полости рта. У детей пубертатного возраста налет может образовываться из-за гормонально скачка, и воспалительных заболеваний слизистой оболочки полости рта, так называемого юношеского гингивита.
О чем говорит цвет налета на языке?
Цвет налета может сказать о том или ином заболевании, о той или иной проблеме с определенным органом и даже группой органов. Но, для полного понимания процесса, еще необходимо учитывать места расположения налета, только сложив эти два компонента, можно говорить практически со 100% вероятностью, что это именно данная патология.
Налет на языке в большинстве случаев отличается от цвета языка. Чем толще налет, тем серьезнее патологический процесс. Налет — это первый признак снижения иммунитета, по толщине налета на языке можно сделать вывод о нарушении какого иммунитета идет речь (общий или местный).
О заболеваниях желудочно-кишечного тракта говорит наличие толстого белого налета, именно такой налет указывает на наличие запоров. Тонкий налет по серединке языка говорит о наличии гастрита, и если налет толстый, то, скорое всего, начались осложнения гастрита или гастрит принял хроническую форму. Если налет расположен у корня языка, по нему можно судить о воспалении кишечника. О незаметно протекающих хронических заболеваниях кишечника и желудка, например повышенной кислотности, говорит наличие серого налета. Желтый и черный налет языка говорит о проблеме с желчным пузырем, селезенкой и печенью, в том случае, если он не проходит в течение недели. Если все же налет был временным явлением, то это указывает на нарушение микробного баланса полости рта, а причина этого явления — заболевания желудочно-кишечного тракта.
Но, белый налет и его оттенки могут указывать и на заболевание других органов, если налет по краям и спереди языка — это указывает на заболевание легких, постепенное потемнение налета говорит об осложнении заболевания — пневмонии.
Форма и размеры языка — важно ли это?
Форма, размер так же важны при диагностике, как и цвет самого языка и цвет налета. Необходимо помнить, что язык относят к органам желудочно-кишечного тракта, и он является практически началом пищеварения. Если язык стал отечным и увеличен в размерах, то в первую очередь, необходимо исключить заболевания желудочно-кишечного тракта и пройти обследование у эндокринолога. Толстый или широкий язык указывает на недостаток кальция и витамина D, или нарушение обменных процессов, заболевания лимфатической системы. При таком состоянии так же можно говорить о воспалении самого языка, заболеваниях гипофиза. При постепенном уменьшении размеров или внезапном его сжатии можно заподозрить заболевания центральной нервной системы, общее истощение организма, в том числе и обезвоживание.
Внешний вид языка
Из-за атрофии сосочков языка, он становится сглаженным, блестящим и приобретает ярко-красную окраску, такой язык называется лакированным. Такую картину можно увидеть при онкологии желудка или хронических колитах. При дефиците витамина В и никотиновой кислоты в организме, такое заболевание называется пеллагра и относится к классу авитаминозов, язык похож на шахматную доску, покрыт черно-коричневым налетом с трещинами. С развитием заболевания язык меняет свой окрас и становится красным.
Язык с глубокими бороздками различного размера и цвета называют географическим. Такой язык можно наблюдать при хроническом поражении желудка и кишечника (когда родители кормят ребенка неправильно), при некоторых формах психических заболеваний. По такому языку можно незамедлительно судить о наличии аллергической реакции. Если нарушена функция мозжечка, мозгового кровообращения, язык может искривляться или отклоняться в сторону. По некоторым данным, искривление языка может быть связано с соматическими нарушениями организма. При нарушении функции органов левой или правой половины тела соответствующая сторона языка незначительно увеличивается в размере, и кончик меняет положение – отклоняется. При патологии подъязычного нерва или при парезах язык так же может менять свое положение.
Четко видная серединная линия языка напрямую связана с позвоночником и может указывать на его проблемы. Изогнутая линия у корня языка указывает на проблемы в поясничном отделе позвоночника, если изогнута посередине — средняя часть спины, и соответственно если изгиб у кончика языка, то проблема кроется в шейном отделе позвоночника.
Трещины или изъязвленья
Язвы на поверхности языка могут возникать по различным причинам. Прежде чем впадать в панику необходимо исключить простую травму языка, например при прикусывании, или при повреждении от полуразрушенных зубов. Последний вариант очень опасен, так как постоянная травма может вызвать глоссит воспаление языка.
При воспалении желудочно-кишечного тракта (болезни Крона) на языке появляются язвы небольшого размера, и сразу образуется большое их количество. Язвочки болезненны и приносят множество неудобств.
При сифилисе на языке возникает всего одна язва, совершенно различного размера и формы. Поверхность ярко-красного цвета, блестящая и твердая. Язвочка не дает о себе знать, совершенно безболезненная. Проявлением ВИЧ — инфекции на языке может быть образование бородавок. Выглядит это в виде разрастания слизистой оболочки языка на боках языка или ближе к корню. Плоские язвочки, которые расположены на кончике языка, боковых отделах или вдоль срединной линии, указывают на туберкулезный процесс. Поперечные полосы на языке указывают на сосудистые нарушения головного мозга.
Неприятные ощущения в языке
Сами неприятные ощущения разнообразны и могут проявляться болью, излишней сухостью, жжением и др. Сухость языка и полости рта называется ксеростомией, и является сигналом к исследованию на сахарный диабет. Сухость может быть связана и с нарушением деятельности слюнных желез, повышенной температурой тела, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и обезвоживанием. При длительной ксеростомии цвет налета на языке становится темным, и появляются трещины.
Боль в языке или глоссалгия возникает обычно при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нарушениях со стороны эндокринной системы или при неврологических расстройствах. Боль при глоссалгии различного характера, локализуется в кончике языка и может меняться в течение всего дня. Провоцировать боль могут острые, горячие и маринованные продукты.
При появлении зуда и жжении языка первым делом необходимо обследоваться у стоматолога и проверить наличие грибковых поражений языка (молочница). Жжение может быть и признаком анемии или повышенной кислотности желудочного сока.
Знаки внутренних органов на языке
Каждому из внутренних органов на языке отводится свое место. В китайской медицине язык делят на три части, корень языка соответствует нижней части тела, тело языка соответствует средней части тела, и соответственно кончик верхней части тела. Но есть другое мнение, при котором каждому органу отводят свое место, и она является более точной.
Передняя часть языка является зеркальным отображением печени, сердца и легких, середина показывает желудок, поджелудочную железу и селезенку. Отделы кишечника можно диагностировать по корню языка, а вот почки по боковым участкам языка. Различные изменения язвы, покраснения налет в этих проекциях, указывает на ту или иную патологию соответствующего органа. Необходимо своевременно заметить признаки заболевания и своевременно принять меры.
Покажи язык — и я скажу чем ты болен!
Видеть языком | The New Yorker
По словам одного ученого, «вы не видите глазами. Вы видите мозгом». Иллюстрация Чада Хагена.
Альпинисты в тренажерном зале Earth Treks в Голдене, штат Колорадо, разминались: растягивались, пристегивались ремнями безопасности и мелили руки, готовясь взобраться на стены, покрытые разноцветным пластиком. держит. Сидящий сбоку, с тонкой серой пластиковой лентой вокруг лба, Эрик Вейхенмайер тоже разминался — читая карточки. «Я вижу букву «Е» в конце», — сказал он, проводя головой по верхней карте из стороны в сторону, вверх и вниз. «Это определенно хлопает — это «пожалуйста»?» он спросил меня. Это было. Weihenmayer торжествующе перешел к следующей карте.
Эрик Вейхенмайер — единственный слепой человек, покоривший Эверест. Он родился с ювенильным ретиношизисом, наследственным заболеванием, из-за которого его сетчатка полностью разрушилась к первому году обучения в старшей школе. Не имея возможности играть в игры с мячом, в которых преуспели его отец и братья, он занялся скалолазанием после того, как познакомился с ним в летнем лагере для слепых. Он научился похлопывать скалу руками или постукивать по ней ледорубом, чтобы найти следующую зацепку, следуя звуку маленького колокольчика, который носил проводник, который также описывал местность впереди. С помощью этой техники он покорил самые высокие вершины на всех семи континентах.
Десять лет назад Вейхенмайер начал использовать BrainPort, устройство, которое позволяет ему «видеть» скалу с помощью языка. BrainPort состоит из двух частей: лента на его лбу поддерживает крошечную видеокамеру; к нему кабелем подключен белый пластиковый леденец размером с почтовую марку, который он держит во рту. Изображение с камеры уменьшено в разрешении до сетки из четырехсот пикселей в градациях серого и передается на его язык через соответствующую сетку из четырехсот крошечных электродов на леденце. Темные пиксели обеспечивают сильный удар; более светлые пиксели просто покалывают. Возникающее в результате видение представляет собой ощущение, которое Вейхенмайер описывает как «картинки, нарисованные крошечными пузырьками».
Чтение карт перед восхождением помогло Вейхенмайеру откалибровать интенсивность электрической стимуляции и убедиться, что камера направлена именно туда, куда он думал. Закончив, он привязал себя ремнями безопасности и отправился в «Бешеный пёс» — трудный маршрут, отмеченный маленькими синими пластиковыми трюмами, расставленными далеко друг от друга на стене. Без BrainPort стиль лазания Вейхенмайера выглядит неэлегантно, но удивительно быстро — паучья схватка с руками и ногами, скользящими, как дворники, по стене перед ним, чтобы нащупать следующую зацепку. С устройством на языке он намного медленнее, но более обдуманно. После каждого движения он отклоняется от стены, осматривает скалу, а затем осторожно вытягивает руку в воздух, где она зависает на долю секунды, прежде чем броситься к зацепу в нескольких футах от него. «Вы должны делать это вручную, потому что трудно понять, где именно находятся объекты в космосе», — объяснил Вейхенмайер, когда я готовился к «Плаксе», гораздо более простому маршруту. «Как только моя рука блокирует захват, я знаю, что нахожусь перед ним, и тогда я просто вхожу туда».
Вейхенмайер сказал мне, что не возьмет BrainPort на Эверест — полагаться на неисправную электронику в таких экстремальных условиях было бы безрассудно. Но он использовал его во время сложных восхождений на открытом воздухе в Юте и окрестностях Колорадо, и ему нравится, как он восстанавливает утраченную зрительно-моторную координацию. «Я вижу трюм, протягиваю руку и говорю: «Фу!» — сказал он. «Он в космосе, и я только что схватил его в космосе. Звучит так просто, когда у тебя есть глаза, но это действительно классное чувство».
BrainPort, который использует осязание вместо зрения, является одним из растущего числа так называемых сенсорно-замещающих устройств. Другой, vOICe, превращает визуальную информацию в звук. Другие переводят слуховую информацию в тактильные ощущения для глухих или используют звуки для восполнения недостающей тактильной информации для жертв ожогов и больных проказой. Хотя эти устройства были разработаны с целью восстановления утраченных ощущений, в последнее десятилетие они начали пересматривать наше понимание организации и развития мозга. Идея, лежащая в основе сенсорного замещения, является радикальной: мозг способен обрабатывать перцептивную информацию практически одинаково, независимо от того, какой орган ее доставляет. Как выразился изобретатель BrainPort, нейробиолог Пол Бах-и-Рита: «Вы не видите глазами. Ты видишь мозгом».
Бах-и-Рита, умерший в 2006 году, известен как «отец сенсорного замещения», хотя, как он любил подчеркивать, и шрифт Брайля, и белые трости по сути представляют собой системы сенсорного замещения, заменяющие информацию, которая обычно визуальные — слова на странице, предметы на расстоянии — с тактильными ощущениями. Он даже утверждал, что письмо следует считать первоначальным предшественником, потому что оно позволяет визуально представить ранее слуховой опыт устного слова.
Бах-и-Рита начал свою медицинскую карьеру в области зрительной реабилитации, заработав репутацию специалиста в области нейрофизиологии глазных мышц. В 19В 59 лет его отец, Педро Бах-и-Рита, каталонский поэт, иммигрировавший в Бронкс и преподававший в Городском колледже, перенес катастрофический инсульт. Врачи сказали, что он больше никогда не сможет говорить и ходить, но брат Пола, в то время студент-медик, разработал изнурительный режим реабилитации: Педро должен был ползать на наколенниках, пока не научился ходить, и практиковаться в сборе монет, пока не научился есть. сам. Через год Педро вернулся к работе учителем, а через два уже смог жить самостоятельно. Когда он в конце концов умер — в 1965 лет от сердечного приступа — он поднимался на гору в Колумбии. И все же, как показало вскрытие, его мозг все еще был серьезно поврежден; области, ответственные за движения и непроизвольные движения мышц, были почти разрушены. — Как он мог так поправиться? Бах-и-Рита восхитился. «Если он смог выздороветь, почему другие не выздоровели?»
Бах-и-Рита уже начал возиться с устройствами, заменяющими зрение тактильными ощущениями, но, воодушевленный этим личным доказательством способности мозга адаптироваться к утрате, он закончил свой первый прототип в 1969. Он был построен из ненужных вещей — выброшенного стоматологического кресла, старой телекамеры — и весил четыреста фунтов. Слепой человек мог сидеть в кресле и сканировать сцену, используя рукоятки для перемещения камеры. Аналоговый видеопоток подавался на огромный компьютер, который преобразовывал его в четыреста точек в градациях серого. Затем эти точки информации передавались не на четыре сотни электродов, как в BrainPort, а на сетку вибрирующих штифтов с тефлоновыми наконечниками, закрепленных на спинке кресла. Штифты сильно вибрировали для темных пикселей и оставались неподвижными для светлых, что позволяло пользователям чувствовать пульсацию изображения на спине. Всего через несколько часов первые шесть добровольцев Бах-и-Риты, все слепые от рождения, смогли отличить прямые линии от кривых, опознать телефон и кофейную кружку и даже узнали изображение супермодели Твигги.
Бах-и-Рита опубликовал свои результаты в журнале Nature в 1969 году. В течение следующего десятилетия он продолжал совершенствовать систему, проверяя своих слепых испытуемых с помощью все более и более сложных задач, пытаясь превратить огромное хитроумное изобретение в нечто большее. управляемый. Масса камер и компьютеров в то время была не единственной проблемой. Он также столкнулся с тактильным ограничением, известным как «двухточечное различение» — нашей способностью сказать, что два предмета, соприкасающиеся с кожей, действительно являются отдельными объектами, а не одним большим. Пространственное разрешение кожи сильно различается; на спине стимулы должны были быть довольно далеко друг от друга, и Бах-и-Рита потратил годы на поиски лучшего места. Некоторые из наиболее чувствительных областей находятся на руке, но если слепые пользователи засунут руки в устройство, они не смогут манипулировать объектами, которые они недавно могли видеть. Коллеги Бах-и-Риты усмехнулись, когда он остановился на языке, указав на сложность работы устройства во влажной среде. Но влажность языка делает его отличным передатчиком электрической энергии, и он так же чувствителен к двухточечной дискриминации, как кончик пальца.
В 1998 году Бах-и-Рита основал компанию Wicab для коммерциализации своего изобретения. Он базируется в небольшом офисном парке в пригороде Мэдисона, штат Висконсин, и делит безликое двухэтажное стеклянное здание и атриум, заполненный растениями, с семейным дантистом. Пара десятков сотрудников сидят за кабинками или в небольшой мастерской, где каждое из устройств до сих пор собирается вручную. Во время моего визита Триша Грант, директор по клиническим исследованиям Wicab, провела меня по первым шагам десятичасовой программы обучения, которую она разработала, чтобы помочь новым пользователям привыкнуть к устройству.
Грант расстелил черную ткань на столе в конференц-зале — новичкам легче начинать в высококонтрастной среде — и завязал мне глаза. Она надела повязку с камерой на мои уши и дала пластиковый леденец, чтобы я положил его в рот. Пока я шевелила пальцами перед лицом, она объясняла, как увеличить интенсивность электрических импульсов на моем языке, пока я не смогу их почувствовать. (Курильщикам и пожилым людям обычно требуется больше стимуляции, чем молодым пользователям.) Внезапно на моем языке появилось легкое кислое шипение, и мы были готовы начать.
Грант сказала мне, что кладет на стол пластиковый банан и мячик. «Вот как мы всегда начинаем», — сказала она. «Посмотри, сможешь ли ты сказать, что слева, а что справа». Сомкнув губы на кабеле BrainPort, я медленно повел головой из стороны в сторону, словно гладил бровью стол, издавая испуганное «Ммм», когда натыкался на каждый шипучий предмет. Хотя я не мог точно объяснить, откуда я это знаю, после нескольких секунд сканирования вперед и назад я был почти уверен, что мяч находится слева, а банан справа, и я потянулся, чтобы перепроверить. «Ты схватил мяч так, как будто видел его!» — сказал Грант.
Через полчаса я успешно преодолел полосу препятствий из офисных стульев и узнал букву «О», написанную на доске. (С заглавной «L» оказалось немного сложнее — вместо этого я угадал «E».) «Что еще я могу увидеть?» — спросил я Гранта. Как раз в этот момент принесли наш обед. Она предупредила меня, чтобы я избегал острого перца и соленых огурцов, чтобы уберечь мой чрезмерно возбужденный язык. Я почти не слышал ее, рухнул на стул и вдруг осознал, как усердно я концентрировался последние сорок пять минут. Лишенный зрения, я должен был выжимать каждую каплю информации об окружающем мире из пластикового квадратика, покалывавшего, как поп-рок, на моем языке.
Мы прошли только первую часть курса Грант, но она сказала мне, что через десять часов я смогу использовать BrainPort для безопасного передвижения по дому. Достижение мастерства занимает гораздо больше времени. «Мы рекомендуем заниматься не менее двадцати минут в день», — сказала она. «Это как учить иностранный язык».
Wicab производит BrainPort уже почти два десятилетия, и устройство получило одобрение F. D.A. одобрение в качестве средства для зрения в 2015 году. Однако было отправлено не более двухсот, и в сообществе слепых он остается не более чем диковинкой. Эрик Бриджес, исполнительный директор Американского совета слепых, сказал мне, что не слышал ни об этом, ни о различных альтернативных устройствах, таких как vOICe. Он устало сказал, что к нему постоянно обращаются люди, утверждающие, что они изобрели следующее большое средство от слепоты, но лишь немногие из этих идей когда-либо доходят до коммерческого производства. Хотя 1,3 миллиона американцев слепы, а еще 8,7 миллиона имеют слабовидящие, они по-прежнему составляют нишу на рынке. «И угадай что?» Добавлены мосты. «Слепое и слабовидящее сообщество имеет очень низкий уровень участия в рабочей силе. У нас не так много наличных». Хотя пользователям vOICe нужно купить только смартфон и пару дешевых очков дополненной реальности — программное обеспечение бесплатное — BrainPort в настоящее время стоит десять тысяч долларов. (Wicab лоббирует, чтобы устройство соответствовало условиям возмещения расходов по программе Medicaid. )
Но цена не единственное препятствие. Научиться пользоваться сенсорно-замещающим устройством — тяжелая работа. «Я почти думаю об этом как о возможности увидеть, каким должно быть сенсорное восприятие, когда вы были младенцем», — сказал мне Майкл Пру, психолог-экспериментатор, изучающий сенсорное замещение. «Мы не можем вспомнить первый год жизни и то, насколько запутанной была бы вся эта визуальная информация». Научиться видеть с помощью vOICe или BrainPort, по его словам, «снова начать с нуля, и со временем вы должны накопить опыт и понимание». Неудивительно, что многие слепые люди, для которых перемещение из пункта А в пункт Б в зрячем мире уже представляет собой серьезную ежедневную проблему, не считают, что стоит тратить время, деньги и энергию на то, чтобы стать опытным пользователем устройства, которое, в лучшем случае дает ограниченные результаты. В конце концов, изображения BrainPort черно-белые и с низким разрешением, а его слуховой конкурент, vOICe, работает со встроенной временной задержкой, так что он даже не может помочь вам перейти улицу.
В конце 1950-х в подвале Университета Джона Хопкинса без окон нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель начали серию экспериментов, которые в итоге принесли им Нобелевскую премию за вклад в наше понимание зрительной коры. Некоторые из их наиболее важных работ относятся к началу шестидесятых, когда они исследовали развитие обработки изображений. Они зашили закрытый единственный глаз восьмидневного котенка и расшили его через три месяца. Хотя у котенка теперь было два неповрежденных глаза, он оставался слепым на тот глаз, который был лишен зрения. Изучая зрительную кору котенка, Хьюбел и Визель обнаружили, что открытый глаз поглощает нейроны закрытого, в результате чего котенок навсегда не может обрабатывать информацию от второго глаза.
Это открытие стало центральным доказательством теории так называемых «критических периодов» развития мозга. Теория утверждает, что если в критической фазе отсутствует сенсорный ввод, мозг не сможет нормально развиваться и останется неспособным обрабатывать такого рода информацию, даже если сенсорный ввод позже восстановится. Согласно этой теории, устройство сенсорной замены Пола Баха-и-Риты не должно было работать для взрослых, которые всю свою жизнь были слепыми, потому что их мозг никогда не развил бы способность интерпретировать визуальную информацию.
Однако совсем недавно другие нейробиологи нашли подсказки, указывающие на то, что мозг взрослого человека сохраняет некоторую способность к адаптации — качество, известное как пластичность. В 2002 году ученые установили крошечное стеклянное окошко в черепах взрослых мышей и подстригли все остальные усы; они смогли наблюдать, как центр обработки пространственных данных в мозгу мыши реконфигурировал себя, чтобы компенсировать сенсорное повреждение. (Мыши полагаются на свои усы, чтобы ориентироваться.) Поскольку концепция взрослой нейропластичности посягала на догму о критических периодах, новое поколение нейробиологов ухватилось за устройства сенсорной замены как ценный инструмент для исследования развития и организации человеческого мозга.
В 2007 году израильский нейробиолог Элла Стрием-Амит приступила к докторской диссертации, чтобы выяснить, смогут ли люди, слепые от рождения, научиться воспринимать визуальную информацию так, как это делают зрячие люди. Она присоединилась к лаборатории Амира Амеди, невролога из Еврейского университета в Иерусалиме, и они приступили к обучению небольшой группы слепых от рождения людей использованию vOICe. vOICe переводит изображение с камеры в электронные ноты в соответствии с достаточно простыми принципами: яркость сопоставляется с громкостью, а высота — с высотой тона. Камера сканирует на сто восемьдесят градусов и каждую секунду делает новый снимок, а звук слышен в стереофоническом режиме, что позволяет определить, с какой стороны находится объект. Лестница, первая ступенька которой находится слева от вас, а наверху есть залитое солнцем окно, будет, например, звучать как музыкальная гамма, увеличивающаяся по мере увеличения высоты тона.
Стрим-Амит обнаружил, что обучение людей видеть с помощью VOICe требует большего, чем просто помощь в освоении технологии. «Слепые от рождения люди не знают, как работает зрение», — объяснила она. «Они не знают принципов окклюзии» — того, что один объект может загораживать другой — «или того, что предметы кажутся больше, когда они ближе». Тем не менее, после семидесяти часов обучения ее испытуемые смогли понять эти понятия и идентифицировать формы, объекты и даже лица. На видео одного эксперимента слепой женщине показали изображение мужчины, раскинувшего руки и ноги в форме звезды, встающего и имитирующего его положение. В другом случае мужчина, использующий похожее устройство для идентификации клетчатой рубашки, говорит: «Звучит немного клетчато».
Более примечательными были результаты фМРТ-картирования мозга слепых людей. Хотя первоначальная обработка звуковых ландшафтов vOICe происходила в слуховой коре, последующие задачи, такие как идентификация объектов, выполнялись в тех же областях мозга, что и у зрячих людей. Стрием-Амит и Амеди считают, что результаты прямо противоречат теории критических периодов развития мозга. «Мы утверждаем, что многие из этих областей мозга с самого начала не зависели от визуального опыта», — объяснил Стрим-Амит. Вместо этого, утверждают они, правильная проводка закладывается в мозгу независимо от того, используется ли она когда-либо.
Амеди, бывший джазовый саксофонист, недавно разработал устройство под названием Eye-Music, которое заменяет бездушное электронное пищание vOICe инструментальными тембрами, добавляющими красок слуховому переводу визуальной информации: синий и так далее. После тридцатичасового обучения на устройстве девяти слепых от рождения испытуемых он показывал им фигуры I, V и X в трех разных цветах, одновременно картируя их мозг. Когда участников попросили отличить фигуры от букв, участники показали наибольшую активацию в области мозга, связанной с чтением; когда участников попросили идентифицировать фигуры как римские цифры, их мозг загорелся в области, связанной с числами и количеством; и когда участники рассортировали фигуры по цвету, Амеди и его коллеги увидели активность в цветовых центрах мозга, а также в слуховой коре.
«Если вы сейчас откроете учебник по неврологии, в нем все равно будет говориться о зрительной коре, слуховой коре и так далее, — сказала Амеди. «Я бы сказал, что эта маркировка неверна». В конце концов, если слепые от рождения люди способны слушать, а затем точно идентифицировать красное яблоко в корзине бабушек Смитов, используя ту же область мозга, что и зрячие люди, почему эта область должна считаться зрительной? Вместо этого Стрием-Амит и Амеди начали доказывать, что мозг организован в соответствии с конкретными задачами и что зрительная кора, по-видимому, связана со зрением только потому, что большинство из нас использует зрение для сбора той информации, которая ему необходима. процессы. «Это не просто семантическая вещь, — сказал Амеди. «Глядя на мозг таким образом, мы можем лучше понять, что на самом деле делает каждая область и как она это делает».
«Это все еще спорный вопрос», — признал Стрим-Амит. «Еще многое предстоит сделать». Другой нейробиолог, Дэвид Иглман, сравнивает современное состояние нейробиологических знаний с областью генетики до того, как Крик и Уотсон открыли структуру ДНК. «Нейронаука настолько молода, что мы почти ничего не знаем о мозге, — сказал он мне. Тем не менее, он склоняется к точке зрения, потенциально даже более радикальной, чем точка зрения Стрием-Амита и Амеди, — что мозг взрослого человека может быть достаточно гибким, чтобы охватывать совершенно новые чувства.
Компания Eagleman также разработала сенсорно-замещающее устройство под названием VEST (Универсальный экстрасенсорный датчик), которое будет доступно в 2018 году. Это жилет с тридцатью двумя встроенными вибродвигателями, подключенный к смартфону. приложение, которое переводит звуковые частоты в тактильные раздражители. Он предназначен для глухих людей, которые, как утверждает Иглман, должны при соответствующей подготовке понимать не только основные звуки окружающей среды, но и речь. — Это просто, — сказал он. «Мы просто прикрепляем улитку к туловищу».
Но амбиции Иглмана не ограничиваются сенсорной заменой: его более крупной целью является сенсорная аугментация. Он ожидает, что пользователи VEST смогут, в зависимости от данных, передаваемых через их кожу, «чувствовать» электромагнитные поля, данные фондового рынка или даже космическую погоду. «Возможно, мы можем добавить одно, два, три или более чувств, и у мозга не возникнет проблем», — сказал он. Амеди также предполагает, что сенсорное усиление позволит нам «видеть» тела сквозь стены, используя инфракрасный спектр, или «слышать» местонахождение членов семьи, используя GPS. технология отслеживания. «Сообщество людей, занимающихся сенсорной заменой, очень мало, и девяносто девять процентов из них, включая меня, раньше были очень сосредоточены на восстановлении, реабилитации и фундаментальной науке», — сказал мне Амеди. «Теперь, даже за последний год, маятник качнулся в сторону создания сверхспособностей».
Наука о сенсорном замещении также начала привлекать внимание философов и психологов-экспериментаторов, которые надеются, что она прольет свет на природу перцептивного опыта. В конце концов, что такое видеть, если ваш язык может это сделать? Испытывает ли человек, воспринимающий визуальную информацию через слуховую систему, зрение, звук или их беспрецедентный гибрид? Философ Фиона Макферсон сказала мне, что мнения по этим вопросам разделились, отчасти потому, что нет единого мнения о том, что такое чувство на самом деле. Некоторые утверждают, что зрение определяется органом, который поглощает информацию: все, что не проходит через глаз, не является зрением, и поэтому Эрик Вейхенмайер скорее чувствует, чем видит каменную стену перед собой. Стрим-Амит, с другой стороны, является одним из многих нейробиологов, которые поддерживают определение зрения, которое определяется источником стимула: зрение — это любая обработка информации, поступающая от отраженных лучей света. По этому показателю Вейхенмайер видит, и точка. «В течение последних двадцати лет нейробиология преобладала», — сказала мне французский психолог-экспериментатор Малика Овре, имея в виду, что активация в зрительной коре является достаточным доказательством того, что опыт был визуальным. «Но люди определили зрительную область мозга как место в мозгу, где вы получаете активацию в ответ на визуальные стимулы, так что здесь есть определенная замкнутость».
Последним критерием, обычно используемым в этих дебатах, является жизненный чувственный опыт — то, что философы называют «qualia». Это различие имеет интуитивную логику: большинство людей уверены, что они никогда не спутают ощущение видения чего-либо с ощущением осязания или слышания. Но опыт, о котором сообщают пользователи сенсорной замены, различен. Некоторые слепые говорят, что если они смотрят на яблоко с помощью BrainPort, vOICe или EyeMusic, то чувствуют, что видят: знание того, что перед ними на столе лежит яблоко, появляется в их мозгу в виде мысленного образа. Действительно, некоторые пользователи vOICe настолько сильно обусловлены его звуком, что испытывают непроизвольные зрительные образы: один сообщил, что видел светло-серую дугу в небе каждый раз, когда проезжала полицейская машина с ревом сирены. Другие, однако, определяют опыт в более когнитивных терминах: они расшифровывают электрические стимулы, которые они чувствуют, или звуки, которые они слышат, чтобы прийти к пониманию того, что яблоко присутствует.
Малика Овре и Амир Амеди провели индивидуальные эксперименты, направленные на изучение причин этого отклонения. Они обнаружили различия между людьми, родившимися слепыми, и теми, кто потерял зрение во взрослом возрасте, а также между теми, кто только начал пользоваться данным приспособлением, и теми, кто полностью к нему привык. Оврей показал, что один пользователь vOICe может иметь различный опыт в зависимости от стоящей перед ним задачи: процесс идентификации объекта часто ощущается на слух, а процесс определения его местонахождения — на визуальном уровне. Амеди предполагает, что большая часть этой вариации зависит от яркости мысленных образов человека, которые, как известно, сильно различаются даже среди зрячих людей: если попросить изобразить яблоко, некоторые люди (включая Амеди) едва могут представить себе очертания, тогда как другие сразу представляют себе фотореалистичное изображение. Тем временем Иглман считает, что дальнейшие эксперименты могут показать, что субъективные качества наших сенсорных переживаний действительно создаются самой структурой поступающих данных. Другими словами, мозг человека, ощущающего флуктуации электромагнитного поля посредством вибраций в его VEST каким-то образом распознает, что этот поток данных содержит паттерны, не связанные с прикосновением, а вместо этого квалифицируемые как нечто совершенно новое.
Я разговаривал с Йенсом Науманом, канадцем немецкого происхождения, который к двадцати годам потерял зрение на оба глаза в двух разных несчастных случаях. Он использует vOICe, и когда я спросил, похоже ли это на зрение, он указал, что даже обычное зрение является воротами к целому ряду переживаний. «Одна просто функциональна», — сказал он. «И именно здесь устройство сенсорной замены означает, что я могу видеть такие вещи, как край тротуара или вход в здание. Но другое — красота». ГОЛОС никогда не сможет успешно передать визуальный опыт взгляда на лицо своей жены или наблюдения за закатом солнца над заснеженными горами за пределами Банфа. Но, добавил он, «виниловый сайдинг издает очень приятный звук, на самом деле почти как музыка. Так что красота в этом есть».
После того, как мы закончили восхождение, Вейхенмайер и я отправились на обед — карри в местный непальский ресторан, вопреки рекомендации Триши Грант избегать острой пищи после использования устройства. Он сказал мне, что никогда не видел мир особенно хорошо, даже до того, как полностью ослеп. «С BrainPort это похоже на то, что я мог видеть раньше», — сказал он. «Формы, оттенки света и тьмы — там, где в основном были вещи, но ничего сверхяркого, понимаете?»
Скайлер Уильямс, напарник Вейхенмайера по скалолазанию, присоединился к нам и провел его вдоль линии буфета, накладывая ложкой курицу тикка масала и саг алоу на его тарелку. Вейхенмайер использовал трость, «ощупывая» края комнаты, чтобы вернуться на свое место. Пока мы ели, он рассказал мне о своем опыте лазания с BrainPort в усыпанном вершинами ландшафте недалеко от Моава, штат Юта. Когда он медленно поднимался на Каслтонскую башню, солнце было прямо позади него, и тени сбивали его с толку. «Я продолжал тянуться и пытался дотронуться до этой штуки, и это был просто камень», — сказал он. «Всякий раз, когда я двигал головой, она тоже двигалась, и в конце концов я понял, что смотрю на себя. Моя голова, мои руки — и они были так очерчены, что это было безумием. Я не видел себя с тех пор, как был придурком, прыщавым четырнадцатилетним подростком».
«Это многое из того, чем является BrainPort», — объяснил Вейхенмайер. «Ты просто снова протягиваешь руку, как ребенок, и думаешь: что это, черт возьми, такое?» Переживание переключается между декодированием и видением, между разочарованием и благоговением, часто в одно и то же мгновение. Позже во время этого восхождения, когда он приблизился к вершине, солнце скрылось за башней. «Освещение было идеальным, — сказал Вейхенмайер. «В тот момент я даже не думал о своем языке. Я просто думаю о картинке в моем мозгу».
Weihenmayer не использует BrainPort исключительно для скалолазания. Когда он путешествует, это позволяет ему находить выключатели света и пульты дистанционного управления, не обыскивая целые гостиничные номера. Дома он бродит с ним, «просто разглядывая вещи», сказал он, или тусуется со своими детьми, пиная футбольный мяч или играя в камень, ножницы, бумага. По телефону он показал мне короткий фильм о том, как он использует BrainPort, чтобы играть в крестики-нолики со своей дочерью Эммой. Вейхенмайер тщательно ощупывал толстые, нарисованные маркером края каждого квадрата, прежде чем рисовать свои «О», в то время как его дочь уверенно расставляла свои «Х». Нарисовав свой третий крестик подряд, Эмма подпрыгивала и кричала: «Я выиграла! Я снова выиграл!»
«Подождите, я думал, что у меня есть круги слева вверху, слева посередине и слева внизу», — сказал Вейхенмайер, просматривая лист. «Ты вонючка!»
— О, — сказала Эмма, пойманная на жульничестве. — Может, мы оба выиграли?
«Когда ослепнешь, тебя выгонят из клуба», — сказал мне Вейхенмайер. По его словам, использование BrainPort позволяет ему снова почувствовать себя частью банды. Он может видеть, что делает его семья, и никому не нужно говорить ему об этом. И он никогда не забудет, как впервые увидел улыбку своего сына. «Я видел, как его губы мерцают, шевелятся», — сказал Вейхенмайер. «И тогда я мог видеть, как его рот просто издавал «Бррррп» и занимал все его лицо. И это было круто, потому что я совершенно забыл, что это делают улыбки». ♦
Устройство транслируется из камеры в мозг через язык
6 июля 2016 г. Дэвид Тененбаум
Устройство, которое может передавать визуальную информацию слепому человеку с помощью языка, запатентованное почти 20 лет назад дальновидным доктором из Университета Висконсин-Мэдисон, появилось на рынке после долгой кампании основанной им компании.
Через год после того, как Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов одобрило свою революционную систему, Wicab Inc. продала более 40 из них по 10 000 долларов за штуку. Это большие деньги, но компания ожидает, что продажи увеличатся, если и когда она получит право на страховое возмещение.
Женщина демонстрирует систему помощи зрению BrainPort V100, в которой видеокамера, расположенная между глазами, подключается к процессору, который подает электрические импульсы на пластину на языке. Фото предоставлено Wicab
В системе помощи зрению BrainPort V100 видеокамера, расположенная между глазами, подключается к процессору, который подает электрические импульсы на пластину на языке, где густая сеть сенсорных нервов улавливает крошечные стимулы. Наконец, как и при обычном зрении, мозг интерпретирует поступающие ощущения, чтобы составить картину мира.
Компания была основана покойным Полом Бах-и-Ритой, пионером в области нейропластичности — идеи, до недавнего времени считавшейся еретической, что мозг взрослого человека может обучаться и существенно изменяться в ходе тренировок. Будучи врачом реабилитационной медицины в Университете Вашингтона в Мэдисоне, он увлекся одним аспектом нейропластичности: идеей сенсорного замещения.
Слепые уже давно заменяют зрение, ощущая неровности текста Брайля или слушая говорящие книги, но у Бах-и-Риты была более радикальная идея. После экспериментального размещения визуальных стимулов на спине и в других местах он остановился на языке. Язык, наполненный чувствительными нервами, тесно связанными с мозгом, «отличился по сравнению со всеми частями тела, которые он тестировал», — говорит генеральный директор Wicab Роберт Бекман. «Он предоставил пользователю больше всего информации».
Пол Бах-и-Рита
Осознав это, Бах-и-Рита сформировала Wicab в 1998 году и начала долгую борьбу за признание. Первоначально компания сосредоточилась на устройстве для восстановления баланса, которое также стимулировало язык. Но к началу 2010 года, после пяти лет разработки, устройство не прошло окончательное исследование FDA.
Wicab была на грани банкротства.
Неудача была более чем маловероятной, так как компания обдумывала вывод устройства на рынок, пока не вмешались два самых богатых технолога. В конце 2010 года армия США выделила 3,2 миллиона долларов на финансирование разработки BrainPort.
А затем, во время демонстрации в Google, летчик ВВС, ослепленный придорожной бомбой, сунул устройство в рот и вскоре начал ориентироваться в комнате, основываясь на визуальном сигнале, поступающем с его языка.
«Это поразило сотрудников Google», включая соучредителя Google Эрика Шмидта, который был свидетелем демонстрации, говорит Бекман. Google предоставил 2,5 миллиона долларов в течение трех лет для финансирования исследования одобрения FDA, не получив никаких прав или прав собственности. «Это был подарок от Google», — говорит Бекман, который начал работать в фирме еще до смерти Бах-и-Риты в 2006 году.0003
Роберт Бекман
Билл Конн
Имея 12 штатных сотрудников в Миддлтоне, значительную поддержку инвесторов и одобрение FDA для устройства технического зрения, Wicab наконец-то встала на прочную основу, говорит Бекман. Примечательно, что он также имеет лицензию Исследовательского фонда выпускников Висконсина на патент Бах-и-Риты, который «широко распространяется на любое устройство, передающее информацию через язык с помощью электрической стимуляции», — говорит вице-президент по продажам Билл Конн.
. За 10 часов обучения слепой человек учится связывать ощущения покалывания от 400 электродов в очертания окружающего мира. Отчетливо видны сильные контрасты и быстрое движение; система недостаточно детализирована для отображения обычного текста.
Идею о том, что видение можно перевести на язык, может быть трудно принять, и действительно, Wicab «не называет это видением, — говорит Конн, — но люди, которые его используют, часто называют это видением. BrainPort не заменяет трость или собаку, это дополнительный сенсорный ввод. Это похоже на изучение нового языка — чем дольше вы остаетесь с ним, тем лучше у вас получается».
«Все, что может сделать беспилотный автомобиль, мы тоже хотели бы сделать».
Robert Beckman
По мере того, как компания Wicab продвигает свою продукцию в Китае, Канаде, Европе и США, она разрабатывает устройство второго поколения, в котором электронный контроллер встроен в головной убор. Что еще более важно, устройство будет подключаться по беспроводной сети к мобильному телефону или планшету для запуска мобильных приложений. Первоначальное приложение заставит телефон вибрировать, когда он найдет знак выхода или мужской или женский туалет.
По мере того, как BrainPort становится умнее, Бекман видит аналогию с достижениями в области беспилотных автомобилей.
«Все, что может сделать беспилотный автомобиль, мы тоже хотели бы сделать. Автомобиль должен оставаться в полосе, а наши пользователи должны оставаться на тротуаре.