Виды самооценки: Виды самооценки: повышенная, низкая, адекватная

виды, структура и формирование — iNormal — Психология и Жизнь

Человек — социальное существо, вся его деятельность и сам он, как личность, подвергается постоянному оцениванию окружающих. Мы сравниваем себя с другими людьми, а те, в свою очередь, выносят нам гласную или скрытую оценку. Мнение окружающих имеет значение, но не менее важна самооценка, наше собственное представление о себе

Содержание

  1. Что такое самооценка
  2. Классификация
  3. Виды самооценки
  4. Уровни самооценки
  5. Адекватная
  6. Заниженная
  7. Завышенная
  8. Структура самооценки
  9. Функции
  10. Процесс формирования
  11. Факторы, влияющие на формирование самооценки
  12. Диагностика
  13. Как повысить самооценку

Что такое самооценка

Самооценка — это то, каким человек видит себя, как он представляет себя и своё место среди других людей. Изо дня в день мы выносим заключение о своём характере, привычках, способностях, сравниваем себя с окружающими, делаем выводы, стараемся измениться, стать лучше, совершеннее. Одни считают себя выше других, успешнее или талантливее. Другие — наоборот, страдают от несовершенства, непохожести на избранный идеал.

С раннего детства самооценка определяет поведение, настроение, внутренний баланс чувств человека. Ребёнок начинает оценивать себя, не научившись толком говорить. Малыш может расплакаться от того, что не в состоянии застегнуть сандалии.

— Значит, я хуже, чем мама, — думает трёхлетний карапуз, и его самооценка стремительно падает.

А если мама при этом напоминает, что соседский Славик давно уже сам одевается и обувается, — что ж, считайте, что начало комплексу заниженной самооценки положено.

То, как человек оценивает себя, накладывает отпечаток на всю его жизнь. Завышенная или заниженная самооценка одинаково опасны. Необъективная оценка собственных достоинств и недостатков приводит к тому, что человека неадекватно воспринимают окружающие. Трудно оценить самого себя объективно, и всё же, по выражению английского философа Фрэнсиса Брэдли, «каждый человек есть то, что он о себе думает».


Классификация

Самооценка присутствует у любого человека. У некоторых она представлена в зачаточном состоянии, на уровне «лучше — хуже», «он может, а я не могу», «меня ругают, а я хороший». Такой уровень самооценки характерен для детей, но может сохраниться и у взрослого. Чаще с возрастом человек формирует о себе устойчивое мнение, которое с трудом поддаётся корректировке.

Самооценки не может быть слишком много — её либо достаточно, либо недостаточно. В зависимости от того, насколько здраво человек подходит к оценке своих сил, качеств, поступков, можно выделить адекватную и неадекватную оценку. Самооценка может зависеть от конкретной ситуации или настроения человека. Критериев, по которым человек оценивает себя, — великое множество, однако можно выделить наиболее характерные и присущие большинству людей.

Читайте также:
Как стать сильной личностью: 33 дельных совета

Виды самооценки

Адекватная и неадекватная

Сложность в разделении этих двух видов заключается в том, что человек всегда считает себя правым в оценке собственных достоинств и недостатков. Уровень адекватности определяется уровнем здравомыслия, способностью оценивать свои поступки и личностные качества.

Стабильная и плавающая

В процессе взросления формируется отношение к самому себе, оценка своих способностей и возможностей. К определённому возрасту каждый человек точно знает, способен ли он стать космонавтом или примой балета. В то же время на самооценку влияет настроение и достигнутые успехи: похвала начальника или проигрыш в соревнованиях может значительно повысить или понизить уровень самооценки.

Общая, частная и ситуативная

Это разделение указывает на область или сферу самооценки. Можно иметь высокую общую самооценку, но признавать несостоятельность в хозяйственных делах. Или наоборот, страдать от комплекса неполноценности, но гордиться успешными детьми или пышными волосами.

При обозначении вида самооценки не используют такие понятия как «хорошая» или «плохая». Самооценка может быть различной по уровню — повышенной, низкой или средней

Психологи используют и другие способы классификации самооценки. В частности, выделяются актуальная самооценка, или оценка по достигнутым результатам; парциальная, зависящая от достижений в какой-то одной области; потенциальная, обусловленная врождёнными способностями и задатками.

В зависимости от того, как относится человек к своим достоинствам и недостаткам, принижает или завышает их значимость в собственных глазах, можно говорить о различных уровнях самооценки.


Уровни самооценки

Если абстрагироваться от видов самооценки, можно выделить повышенный, заниженный и адекватный уровень самооценки. То же самое можно выразить немного другими словами: высокая, низкая и средняя самооценка. Принципиальной разницы здесь нет, различие только в принятых формулировках.

Представление о средней, или адекватной самооценке, не имеет чётких границ. Точно так же, как трудно охарактеризовать «среднего», неприметного человека, не просто описать и среднюю самооценку в отрыве от её крайних проявлений.

Адекватная


Это реалистичное восприятие самого себя, не слишком отличающееся от того, как воспринимают вас окружающие. Человек с адекватной самооценкой несёт в себе осознанную уверенность, чувства его стабильны, а душевное состояние находится в гармонии с внешними проявлениями чувств и эмоций. Реалистически воспринимающие себя люди легко строят отношения с окружающими, спокойно реагируют на критику и всегда готовы пошутить над собой.

Адекватная самооценка подразумевает соответствие притязаний человека и возможностей реализовать эти притязания. Известный тост — «Пусть ваши желания всегда совпадают с вашими возможностями!» — хорошо отражает суть адекватной самооценки.

Заниженная


Если оценка собственных возможностей занижена по отношению к их реальной величине, можно говорить о низкой самооценке. Такой человек не уверен в своих силах и проявляет сильную зависимость от оценки окружающих. Мало того, выводы о своих возможностях он делает не по реальным высказываниям других людей, а по собственным домыслам — наверное, они думают обо мне так-то и так-то.

Человек с низкой самооценкой отличается повышенной тревожностью, мнительностью, неспособностью принимать решения и брать ответственность на себя. Такие люди часто настроены негативно по отношению к окружающим, им всюду мерещится подвох, попытка ущемить их права.

Другая сторона заниженной самооценки — неуверенность, стеснительность, робость. Заниженной самооценкой может страдать и умный, талантливый, достойный во всех отношениях человек, которому родители или другие люди — учителя, руководители, супруги — внушили мысль о его якобы неполноценности.

Завышенная


Завышенная самооценка не является сугубо отрицательным качеством до тех пор, пока высокое мнение о себе не начинает мешать адекватному восприятию такого человека окружающими. Если человек с повышенной самооценкой обладает реальным превосходством, например, лучше всех решает задачи или быстрее всех бегает, окружающие до поры до времени прощают его зазнайство.

Чаще бывает иначе: человек с завышенной самооценкой взирает на окружающих свысока, не имея для этого никаких оснований. Все свои поступки и мысли он считает единственно правильными, а в случае неудач винит в этом обстоятельства или других людей.

Рука об руку с завышенной самооценкой идут зазнайство, высокомерие, чванливость, неуважение к чужому мнению, а порой агрессивность и жестокость. Такие люди не выносят критики, их невозможно переубедить, заставить посмотреть на происходящее с другой стороны. Все эти качества отталкивают людей, создают социальный вакуум вокруг неадекватной личности.

Следует понимать разницу между высокой и завышенной самооценкой. Высокая базируется на реальных достоинствах и достижениях, завышенная — говорит о ложном самовосприятии


Структура самооценки

Понятие самооценки условно можно разделить на два компонента: когнитивный или познавательный, и эмоциональный, построенный на переживании человеком представлений о самом себе. Другими словами, самооценка складывается из набора качеств, которыми обладает человек, и из его отношения к этим качествам.

К этим компонентам можно добавить третью составляющую — поведенческий компонент, являющийся связующим звеном между внутренней оценкой себя и тем, как оценивает индивидуума общество. Таким образом, самооценка складывается из трёх взаимосвязанных частей:

представление человека о своих способностях, внешности, характере, месте в социуме
собственное отношение к этим представлениям
выстраивание взаимоотношений с окружающими на основе этих представлений

В сумме эти три составляющие дают понятие «самости», или «Я-концепции» — термина, распространённого в зарубежной психологии. Ядром «Я-концепции» является эмоциональный компонент, именно он отвечает за степень самоуважения, баланс между уровнем притязаний личности и её реальными достижениями.

Читайте также:
Как стать настоящим неудачником: вредные советы

Функции

Способность к самооценке и потребность в оценивании своих качеств заложена в природу человека. Отсутствие этой способности затрудняет существование в социуме, делает невозможным адекватное восприятие мира и себя в этом мире.

Можно выделить такие основные функции самооценки:

регуляторная
защитная
отражающая
развивающая
эмоциональная

Регуляторная функция помогает принять решение, сделать выбор. С помощью этой функции человек решает, как ему повести себя в той или иной ситуации — сделать или не сделать, согласиться или отказаться.

Защитная функция характерна для адекватной и завышенной самооценок. В случае неудачи или непредвиденных обстоятельств она позволяет пережить ситуацию без серьёзных потерь, не даёт опускать руки и терять веру в себя. У людей с низкой самооценкой эта функция не срабатывает.

Отражающая функция отображает отношение человека к самому себе. Она реалистически показывает, как индивидуум относится к своим поступкам, способствует адекватной оценке собственных действий.

Развивающая функция не позволяет останавливаться на достигнутом. Она стимулирует постоянное саморазвитие, личностный рост, подталкивает к мысли о необходимости получать новые знания и навыки.

Эмоциональная функция занимает особое место. Именно она отвечает за степень удовлетворённости собственными качествами, позволяет чувствовать себя адекватно и комфортно.

Помимо перечисленных можно выделить и некоторые другие функции самооценки — адаптационную, помогающую приспособиться к внешним обстоятельствам; корригирующую, выполняющую контрольные функции в процессе жизнедеятельности; терминальную, заставляющую прекратить действия в случае их нежелательного развития, и некоторые другие.


Процесс формирования самооценки

Формирование самооценки происходит на протяжении всего периода развития личности. Начинается этот процесс с момента рождения и достигает кульминации в дошкольные и школьные годы.

Есть основания предполагать, что самооценка начинает формироваться уже в период внутриутробного развития. Влияние оказывают такие факты: желанный ребёнок или нет, возлагают родители большие надежды на наследника или воспринимают появление ребёнка как текущее событие своей жизни.

Самооценка формируется на базе взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Первые люди, с которыми сталкивается малыш — его родители, братья и сёстры, другие родственники. Затем приходит черёд воспитателей детского сада и учителей. Характер оценки окружающими поведения и способностей ребёнка в первые пять лет жизни откладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Уважительное отношение со стороны родителей, высокая оценка способностей, заслуженные похвалы, поддержка инициативы формируют у ребёнка адекватную или повышенную самооценку

Если ребёнка с малых лет приучают к мысли, что он ничего не умеет, всё делает хуже, чем его сверстники, если ему не дают возможности проявить самостоятельность, фантазию, инициативу, — в результате вырастает неуверенный в себе, закомплексованный неудачник с пониженной самооценкой. Большим везением в этом случае станут опытные педагоги или талантливые тренеры и наставники.

В школьном возрасте есть возможность откорректировать и поднять самооценку за счёт выявления и стимулирования способностей к творчеству, наукам, спорту. Если упущен момент для формирования общей высокой самооценки, есть шанс поднять частную самооценку, научить выше оценивать себя в какой-то одной области.


Факторы, влияющие на формирование самооценки

В раннем возрасте на формирование самооценки влияют люди, с которыми ребёнок сталкивается чаще всего — родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Самооценка не рождается сама по себе, «ниоткуда». Привычка оценивать себя развивается постепенно, под влиянием тех оценок, которые дают нам окружающие люди.

С возрастом удельный вес различных факторов меняется. Если для маленького ребёнка на первом месте стоит оценка его поступков родителями, то для школьника приоритеты смещаются в сторону оценки учителей и сверстников. Примерный перечень факторов, влияющих на самооценку школьника младших классов, выглядит следующим образом:

оценка со стороны учителя, наставника, тренера
мнение родителей, родственников
мнение товарищей по учёбе, увлечениям
личный опыт, чувство компетентности
влияние рефлексии

После поступления ребёнка в школу формирование самооценки стремительно набирает обороты. Происходит внутренняя переоценка ценностей: избалованный ребёнок получает критические замечания со стороны педагога, подвергается насмешкам сверстников, сталкивается с первыми неудачами в процессе обучения. Это может привести к понижению самооценки, нервным срывам, нежеланию ходить в школу. И наоборот — те качества, за которые раньше ругали родители, оказываются востребованными и пользуются признанием у одноклассников, что способствует повышению самооценки.

Читайте также:
33 способа бросить себе вызов

С возрастом факторы меняются: на передний план выходит личный опыт, собственная оценка своих поступков и личностных качеств.

Человек начинает сопоставлять своё реальное «Я» с тем образом, к которому он внутренне стремится. Мнение окружающих по-прежнему имеет значение, но корректируется собственными представлениями о «правильном» и «неправильном». Успешная карьера, хорошая физическая форма, счастливый брак способствуют укреплению высокой самооценки. И наоборот, постоянные упрёки со стороны близких, неудачи на работе, финансовые проблемы способны загнать человека в ловушку низкой самооценки.


Диагностика

Одним из качеств, характеризующих взрослого, самодостаточного человека, является умение правильно оценить свои возможности и способности, отделить собственную оценку от мнения окружающих. Насколько человек объективен в этой оценке, можно определить с помощью различных способов и методов диагностики самооценки.

Диагностика оценки личностью своих умений, качеств, особенностей характера лежит в сфере компетентности специалистов — психологов, психотерапевтов, педагогов. Анализируя различные виды самооценки, психологи пришли к выводу, что она бывает оптимальной и неоптимальной, или, говоря другими словами, адекватной и неадекватной.

Для того, чтобы правильно диагностировать самооценку, необходимы консультации специалиста, использование научных методик и различные способы тестирования

Оптимальная самооценка выражается в том, что человек относится к себе со здоровой долей критичности, оценивая себя реально. При такой самооценке индивидуум способен замечать в себе плюсы и минусы, видит свои успехи и отмечает неудачи, ставит перед собой реальные цели и способен корректировать своё поведение. Человек адекватно оценивает себя, старается представить, как выглядят его поступки со стороны. Внутреннее состояние такого человека отличается гармонией и стабильностью.

Под неоптимальной самооценкой подразумевается чрезмерно завышенная или наоборот, заниженная самооценка. Люди с неадекватной самооценкой либо идеализируют себя, либо необоснованно принижают. Никакие замечания извне такими людьми не воспринимаются, либо трактуются в угоду собственному мнению. Справедливый упрёк или просьба пересмотреть своё отношение воспринимается как попытка унизить или оскорбить достоинство. Такой человек, даже если не может отрицать очевидный промах, списывает его за счёт придирок или зависти окружающих.

Читайте также:
Синдром самозванца: как обрести уверенность в себе

Наука предлагает много способов и методик диагностики самооценки. В частности, с помощью определения величины рангового соотношения можно довольно ясно увидеть разрыв между теми качествами, которые реально присутствуют в человеке, и теми, которые он хотел бы иметь.

На этом принципе основана методика анализа самооценки С. А. Будасси. Испытуемому предоставляется список свойств личности — аккуратность, вспыльчивость, доброта, подозрительность и прочее — и предлагается выбрать те из них, которые присущи данному человеку. Затем выясняется важность выбранных качеств от большего к меньшему и выраженность выбранных качеств у данного индивидуума. На основе полученных данных составляется корреляция, по которой вычисляется степень адекватности самооценки.


Как повысить самооценку

Хорошо, если этим вопросом озаботятся родители ребёнка, обнаружившие в нём признаки заниженной самооценки. Для этого не нужно быть профессиональным психологом, достаточно посмотреть, как реагирует малыш на замечания взрослых. Растерянность, слёзы на глазах говорят о низкой самооценке. Если же ребёнок пытается отстоять своё мнение, сделать по-своему — это хороший знак. Попытки ребёнка подвести логическую базу под свои действия, например, сказать, что так для него удобнее или проще, говорят о хорошей, адекватной самооценке.

Когда ребёнок начинает посещать детский сад или школу, его самооценке могут быть нанесены серьёзные удары. Привыкший к родительским похвалам за каждое пустяковое достижение, он с трудом переносит критику старших или насмешки сверстников. Задача родителей на этом этапе — поддержать ребёнка, проанализировать ситуацию, дать мудрый совет. Если школьнику никак не даются точные науки, нужно подыскать такие предметы, которые вызывают наибольший интерес. Вполне возможно, что двойки по математике не помешают ребёнку стать талантливым биологом или писателем.

Выраженная самооценка полностью формируется у ребёнка уже к 5 годам. Поднять уровень самооценки на достаточную высоту — важная задача родителей и воспитателей детских учреждений

Низкую самооценку можно поднять и взрослому человеку. Сделать это сложнее, чем в детстве, ведь придётся полностью перекраивать сформировавшееся отношение к себе. В детстве это отношение складывается на основе оценок других людей. Значит, и теперь нужно найти таких людей, которые помогут пройти весь путь становления самооценки заново.

Таким человеком может стать профессиональный психолог или специалист, практикующий методики повышения самооценки. Хороший результат даст посещение вебинаров, работа в группе единомышленников, самостоятельное изучение соответствующей литературы.

Есть несколько простых, но действенных способов поднять самооценку:

Используйте формулы самовнушения, периодически мысленно или вслух произносите фразы: «Это мне по силам. Я обязательно добьюсь успеха», или: «Не боги горшки обжигают. У меня тоже всё получится!»

Определите сферы своих компетенций. Невозможно быть идеальным во всём — если вы страдаете, сравнивая себя с красивой и стройной подругой, почаще рассказывайте о том, какие вкусные блинчики и пирожки вы умеете готовить.

Читайте также:
10 способов повысить самооценку

Учитесь адекватно воспринимать похвалу. Люди с заниженной самооценкой слишком смущаются, когда слышат комплименты в свой адрес, они кажутся им насмешкой. Просто ответьте «спасибо!» и примите на веру услышанное.

Замените самокритику на сочувствие к себе. Иногда необходимо улыбнуться своему отражению в зеркале вместо того, чтобы расстраиваться по поводу прыщика на носу.

На каждый минус найдите плюс. Понизили зарплату — нужно поискать другую, более интересную работу. Любимый человек забыл поздравить с днём рождения — это его, а не ваша проблема. Плохая погода — повод посмотреть хороший фильм.

Задаваясь вопросом, как повысить самооценку, нужно отделять важное от второстепенного. Перед тем как что-то менять, следует задуматься, насколько это важно для вас и не повлечет ли ещё больших неприятностей. Знаменитая фраза «Если не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним» — вполне подходит и к вопросу повышения самооценки.

* * *

Низкая самооценка — это не обязательно плохо. Можно привести немало примеров успешных людей, которые всю жизнь страдали от неуверенности в себе, чрезмерно критического отношения к собственным слабостям и недостаткам. Особенно это свойственно тонким творческим натурам — актёрам, писателям, художникам.

Если в вашем окружении есть такие люди, протяните им руку поддержки. Намекните при случае, что тактичность, скромность, отсутствие амбиций — это их плюс, а не минус. Но если низкая самооценка мешает жить, работать, добиваться задуманного, вспомните слова Билла Гейтса: «Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от вас закончить дело ДО того, как вы почувствуете себя уверенно».

Наталия Алексеeва

22. Самооценка и ее виды

Самооценкой называют то, как человек воспринимает, осознает свои личные качества, а также то, как он оценивает их. Видит ли он свои достоинства и недостатки в реальном свете — это зависит от самооценки.

  • Адекватная/неадекватная самооценка. Пожалуй, самые важные виды самооценки личности, так как определяют насколько здраво и верно оценивает человек свои силы, поступки и качества.

  • Высокая/средняя/низкая самооценка. Здесь определяется непосредственно уровень оценки. Проявляется в придании излишней значимости или наоборот – незначительности собственным достоинствам и недостаткам. Крайние виды самооценки редко способствуют продуктивному развитию человека, так как низкая блокирует решительность действий, а завышенная – подсказывает, что всё и так прекрасно, и ничего делать, в общем-то, не нужно.

  • Стабильная/плавающая самооценка. Определяется тем, зависит ли самооценка человека от его настроения или успешности в тот или иной ситуации (периоде жизни).

  • Общая/частная/конкретно-ситуативная самооценка. Указывает область, на которую данная оценка распространяется. Оценивает ли человек себя по физическим или умственным данным, в конкретной сфере: бизнес, семья, личная жизнь. Порой же это может касаться лишь определённых ситуаций.

23. особенности каждого типа темперамента

Холерики

Тип темперамента холерик имеет как свои положительные, так и отрицательные качества. Рассмотрим для начала плюсы

Холерики прямолинейны, решительны. Они всегда знают, что делать в определенной ситуации. Это люди быстрые, подвижные, работа в их руках просто кипит. За новое дело представители этого типа темперамента берутся без проблем и боязни. Все делают быстро, без затруднений преодолевают различные препятствия. Холерики любят спорить, доказывать свою правоту. Мимика таких людей выразительна. У них, как говориться, все написано на лице. Речь у таких людей живая, эмоциональная. Они могут дополнять ее различные движениями рук, тела. Чувства у холериков проявляются очень быстро, они всегда ярки и эмоционально окрашены. Холерики практически никогда не обижаются, обиды не запоминают. Засыпает и просыпается такой человек быстро.

Недостатки холерического темперамента

Быстрота холерика нередко перетекает в торопливость. Движения резкие, порывистые, нередко неуравновешенные и несдержанные. Холерикам явно не хватает терпения. Прямолинейность иногда может играть и свою негативную роль. На высказывания холериков люди очень часто обижаются. Личности с данным типом темперамента нередко провоцируют различного рода конфликтные ситуации. Холерики привыкли работать рывками. Резкий подъем сменяется спадом деятельности. И так по кругу. Это люди, которые не боятся рисковать. Именно поэтому они нередко оказываются в неудобных ситуациях. Холерики поверхностны. Они не любят вникать в суть проблемы. Склонны к переменам настроения. Такие люди не терпят промахи других

Флегматик

Достоинства, позитивные стороны флегматиков

В первую очередь это спокойные, рассудительные и уравновешенные люди. У них есть выдержка в любой, даже конфликтной и спорной ситуации. Такие люди последовательны в делах. Они обязательно все начатое доводят до логического завершения. Речь их размеренная, спокойная. Нет лишних движений или ярко выраженной мимики лица. Такие люди мало разговаривают. В работе придерживаются системности, не любят отступать от порядка. Постоянны не только в отношениях, но и в интересах. Это чаще всего однолюбы. Чувства их глубоки, но тщательно скрыты от окружающих глаз. Это надежные, незлопамятные люди, которых очень тяжело вывести из себя

Негативные стороны флегматиков

Они слабо реагируют на внешние раздражители, поэтому достаточно медленно принимают новые обстоятельства. Такие люди малоэмоциональны. Порой невозможно понять, что именно творится в их душе. Очень медленно включаются в новую работу, а также переключаются с одного дела на иное. Довольно трудно адаптируются в новой обстановке. Нелегко сходятся с новыми людьми. Стоит отметить, что в жизни флегматиков довольно много шаблонов и стереотипов, которым они неукоснительно следуют.

Сангвиник

+ Настроение их преимущественно хорошее. Но может резко меняться. Все чувства у таких людей возникают очень быстро. Однако не отличаются глубиной. Неприятности, неудачи переживают без особых проблем, достаточно легко. Выносливость и работоспособность находятся на высоком уровне. Без проблем заводят новые знакомства. В общении с новыми людьми не испытывают дискомфорта, неудобств, страха. Такие люди даже в самых сложных ситуациях сдерживают свои эмоции. У них отличное чувство самообладания. Речь громкая, торопливая, при этом отчетливая. Мимика и жесты яркие, выраженные. Это хорошие организаторы. В деятельности настойчивы, все дела доводят до логического завершения.

Склонны не доводить дела до конца. Однако это справедливо только в том случае, если интерес к деятельности утрачен. Сангвиники не приемлют однообразной работы. Такие люди нередко переоценивают себя и свои возможности. Это люди, которые быстро меняют увлечения. Это касается как интересов, так и личной жизни. В решениях такие личности могут быть поспешными, опрометчивыми. Настроение сангвиников неустойчивое и склонное к переменам.

Меланхолик

+ Меланхолики чувствительны. Однако это может относиться также и к недостаткам типа темперамента. Такие люди выдвигают к себе завышенные требования, что заставляет их стремиться к лучшему. Они тактичны, сдержанны. Меланхолики отлично чувствуют других людей, их настроение. Эмоции таких людей сильные, глубокие, яркие, постоянные. Работают спокойно и продуктивно. Однако исключительно в привычной для себя обстановке.

Опять же на первый план выходит повышенная чувствительность, эмоциональность. Такие люди очень тяжело переносят обиды, если огорчаются, то надолго. Меланхолики в большинстве случаев застенчивые, стеснительные, не склонные к общению личности. Это люди, которые редко смеются. В основном они пессимистично настроены. Не любят ничего нового, долго адаптируются в новом коллективе. Изменения для них – это что-то ужасное, трудное. В работе им надо делать паузы, так как они склонны к быстрому утомлению. Речь их тихая, слабая. Мимика и жесты практически отсутствуют. Это слезливые, плаксивые люди. В большинстве случаев меланхолики боязливы, тревожны и замкнуты. В сложные моменты такие люди склонны теряться, они нередко опускают руки перед препятствиями, не стараясь их обойти или же убрать с пути

15 Бесплатный шаблон формы самооценки + [Пример вопроса]

В тот или иной момент вы должны были поймать себя на том, что оцениваете свои действия и анализируете свое поведение или результаты. Это самооценка, и она играет решающую роль в повышении вашей уверенности, улучшении вашего чувства суждения и в том, как вы взаимодействуете с другими.

Очень часто мы зависим от других людей в оценке наших действий; будь то на рабочем месте или в нашей повседневной жизни. Хотя это чрезвычайно полезно, вы также должны сознательно исследовать свое поведение, действия и результаты как форму самооценки.

В конце этой статьи вы поймете важность самооценки и узнаете, как правильно проводить самооценку, чтобы достичь наилучших результатов. Самооценка также важна для вашего личного развития как профессионала на рабочем месте.

Что такое самооценка?

Самооценка — это процесс анализа ваших действий, поведения, производительности и мнений в различных контекстах для выявления аспектов, которые необходимо улучшить. Это своего рода самоанализ, который позволяет вам размышлять о ваших текущих действиях и определять, как их улучшить.

Самооценка помогает вам определить свои сильные и слабые стороны и то, как вы можете постоянно совершенствовать свои действия, чтобы помочь вам достичь своих целей и задач. Во многих организациях это важная часть всесторонней обратной связи или многофакторной оценки сотрудников.

Во время самооценки вы должны сосредоточиться на своих навыках, личных отношениях, карьерных целях, проблемах, возможностях, восприятии и решениях за определенный период. Это помогает создать подробную картину того, как далеко вы продвинулись и какие изменения вам необходимо внести в будущем. 9Типы самооценки Например, вы можете провести личную самооценку в конце года, чтобы узнать, как далеко вы продвинулись в своих решениях и что вам нужно делать по-другому в будущем.

Личная самооценка поможет вам узнать больше о себе и определить ценности, которые действительно важны для вас. Это также позволяет вам развить более уверенную личность и привести свои навыки и привычки в соответствие с вашими целями.

Несколько онлайн-тестов помогут вам оценить свои привычки, определить свой тип личности и выделить свои сильные и слабые стороны. Вы также можете нанять личностного тренера, чтобы интерпретировать результаты и наметить следующие шаги, которые вам нужно предпринять, чтобы улучшить свои привычки.

Самооценка сотрудника

Это формальный тип самооценки, при котором сотрудник оценивает свою работу на рабочем месте. Это важная часть обратной связи на 360 градусов, которая позволяет сотруднику уважать себя и определять взлеты и падения, которые ознаменовали его путь в организации.

Самооценка сотрудников играет решающую роль в улучшении отношений на рабочем месте, а также способствует беспрепятственному общению. Например, вы узнаете мотивацию сотрудников, основные проблемы, с которыми они столкнулись, и то, что они считают своими победами и поражениями.

Когда сотрудники оценивают свою работу и действия, они получают полезную информацию, которая помогает им улучшить свою рабочую этику и производительность. Что еще более важно, они могут видеть, как их работа вписывается в общую картину организации, и чувствовать себя важной частью команды.

Вот несколько советов по самооценке сотрудников:

  • Не стесняйтесь признавать и подчеркивать свои достижения. Обязательно подчеркните, как эти достижения помогли компании достичь своих целей; то есть их влияние на общую цепочку создания стоимости бизнеса.
  • Критически оценивайте свою работу и ограничивайте любые формы сантиментов и субъективности. Признайте свои недостатки и слабости и укажите области, в которых вы не справились.
  • Подчеркните свою приверженность росту, обучению и развитию.
  • Предоставляйте данные в режиме реального времени для поддержки ваших достижений.

Самооценка обучения  

Самооценка обучения — это тип оценки, который помогает облегчить процесс обучения; будь то в школе или на работе. Здесь сотрудник или студент размышляет об учебном занятии или курсовой работе, чтобы оценить свой уровень понимания, а также определить любые проблемы, с которыми они, возможно, столкнулись во время обучения.

Самооценка во время обучения является важной частью процесса обучения, поскольку она побуждает студентов задуматься о том, насколько их собственная работа соответствует целям, поставленным перед курсовой работой. Это побуждает студента владеть процессом обучения и помогает преподавателям понять, правильно ли студент понимает суть обучения.



Примеры вопросов для самооценки

Личная самооценка

1. Каких 3 вещей вы достигли за этот месяц?

2. С какими тремя вещами вы столкнулись больше всего в этом году?

3. Насколько улучшилось ваше взаимодействие с другими людьми?

  • В значительной степени
  • Совсем нет
  • Лучше не говорить.

4. Что вы могли бы сделать лучше в этом году?

5. Какая/кто была вашей самой сильной системой(ами) поддержки?

6. Как бы вы оценили свои навыки межличностного общения?

7. Как бы вы оценили свои навыки тайм-менеджмента?

8. Вы установили и поддерживаете для себя высокие стандарты взаимодействия?

9. Правильно ли вы использовали имеющиеся ресурсы?

10. По шкале от 1 до 10 оцените свое общее личностное развитие.

B. Самооценка сотрудников

1. Как бы вы оценили свою общую эффективность на рабочем месте?

  • Отлично
  • Средний
  • Бедняга

2. Объясните, пожалуйста, причину вашей оценки в вопросе 1.

3. Какие основные цели и задачи вы поставили перед собой в этой организации?

4. Чем вы больше всего гордитесь в этой организации?

5. С какими серьезными проблемами вы сталкивались при выполнении своей работы?

6. Какие 3 области вы хотели бы улучшить в профессиональном плане?

7. Как вы думаете, в каких проектах и ​​областях ваши навыки принесут наибольшую пользу?

8. Как бы вы оценили свой опыт работы в нашей организации?

9. Что вам больше всего нравится в вашей нынешней организации?

10. Каковы ваши самые значительные достижения и вклад на этой должности?

Прочтите: Оценка мотивации: определения, типы, инструменты + [примеры анкет]

Вопросы для самооценки

1. Оцените по шкале от 1 до 10, насколько вам понравилось обучение?

2. Вы нашли курсовую работу сложной?

  • Да
  • Лучше не говорить.

3. Как бы вы оценили метод преподавания инструктора?

4. Насколько инструктор был подготовлен к занятию?

  • Очень подготовленный
  • Немного подготовлен
  • Совсем не подготовлен

5. Легко ли было понять курсовую работу?

6. Предоставлял ли преподаватель дополнительные указания, которые помогут вам понять материалы курса?

7. Предоставлял ли инструктор конструктивную обратную связь во время обучения?

8. Выделите 3 ключевых вывода из тренинга?

9. Предложите 3 способа улучшить этот тренинг.

10. Насколько вероятно, что вы порекомендуете этот курс другу?

  • Весьма вероятно
  • Скорее всего
  • Очень маловероятно

Шаблоны форм самооценки  
  • Форма оценки сотрудников. Этот шаблон формы лучше всего подходит для оценки эффективности работы сотрудников и позволяет соответствующему сотруднику оценить свой вклад на рабочем месте в течение фиксированного периода времени. Вы можете изменить этот шаблон в конструкторе форм, чтобы он лучше соответствовал потребностям вашей организации.


Используйте этот шаблон

  • Форма оценки курса. После завершения обучения или курсовой работы вы можете попросить участников заполнить эту форму оценки курса, чтобы определить, насколько хорошо они усвоили материал курса. Это отличный способ для студентов проверить свой уровень знаний и определить любые проблемы, с которыми они столкнулись на курсе.


Используйте этот шаблон

  • Форма самооценки: форма самооценки Formplus позволяет вам легко оценить свою работу, навыки и поведение; будь то сотрудник на рабочем месте или как физическое лицо. Он включает в себя несколько полей формы и вопросы, которые помогут вам выявить свои сильные и слабые стороны. Обратная связь от этого процесса может улучшить человека или сотрудника.


Используйте этот шаблон

Как создать форму самооценки

Formplus — это инструмент для сбора данных, который позволяет создавать различные типы форм и опросов с нуля. Вот как вы можете создать форму самооценки с помощью Formplus.

  • Сначала посетите сайт www.formpl.us, чтобы войти в свою учетную запись Formplus. Если у вас нет учетной записи Formplus, вы можете легко создать ее, выбрав опцию «зарегистрироваться здесь» внизу страницы.

 

  • На панели инструментов Formplus нажмите кнопку «Создать новую форму», чтобы получить доступ к конструктору форм.
  • В конструкторе Formplus вы можете легко создать форму самооценки, используя многочисленные доступные параметры. В левой части конструктора вы найдете раздел полей формы с более чем 30 параметрами, которые вы можете добавить в форму самооценки.

  • Перетащите предпочтительные поля формы в форму самооценки из раздела полей конструктора. После добавления полей вы можете изменить их, щелкнув значок редактирования рядом с каждым полем.

  • Сохраните внесенные изменения, нажав значок «Сохранить» в правом верхнем углу конструктора.
  • Затем украсьте форму самооценки, используя параметры настройки конструктора. Вы можете изменить макет своей формы, добавить логотип своей организации, изменить шрифт формы или персонализировать ее внешний вид с помощью пользовательского CSS.

  • Скопируйте ссылку на форму и поделитесь ею с респондентами.

Заключение  

При проведении самооценки вы должны поддерживать объективный баланс между своими достижениями и недостатками. Вы должны четко сообщать о своей ценности, выражая при этом готовность расти и учиться; будь то самооценка работника или личная самооценка.

Самооценку не следует проводить в спешке; найдите время, чтобы подумать о том, как далеко вы продвинулись, и выделите различные события, которые ознаменовали ваш путь. Что еще более важно, сохраняйте позитивный настрой при описании своих проблем и показывайте, как вы собираетесь их преодолевать.

Инструменты для самооценки | Фонд Эдварда Лоу

Какой ты лидер? Прохождение теста самооценки может многое рассказать о том, как вы общаетесь с другими, как вы принимаете решения и каковы ваши сильные и слабые стороны.

ОБЗОР [наверх]

Когда вы отчитываетесь перед боссом, вас оценивают, нравится вам это или нет. От обзоров производительности до повышения заработной платы, вы будете знать, как вас воспринимают.

Однако предприниматели действуют в одиночку. Поскольку в корпоративной иерархии нет никого выше них, инструменты самооценки могут послужить отправной точкой, чтобы помочь им узнать о себе. Этот процесс выявляет сильные и слабые стороны, черты характера, предубеждения и предпочтения, а также другие оттенки личности.

В лучшем случае инструмент самооценки учит вас равняться на самого себя. Проводя честную самооценку, вы начинаете осознавать свои самые сокровенные побуждения, желания и системы убеждений. Эта осведомленность может помочь вам более эффективно управлять людьми, принимать более мудрые решения и осознавать области, в которых вам нужно улучшиться.

В этом Кратком чтении вы найдете:

  • Как инструменты самооценки могут помочь вам сбалансировать вашу деловую и личную жизнь.
  • Типы информации, которую можно получить с помощью инструментов оценки.
  • Несколько примеров инструментов для самооценки и принцип их работы.

РЕШЕНИЕ [наверх]

Инструмент самооценки может помочь вам определить неизвестные сильные и слабые стороны. Это, в свою очередь, может помочь вам стать лучшим руководителем вашей растущей компании.

Наем бизнес-тренера для анализа ваших лидерских качеств может помочь вам лучше понять себя, но настоящие прорывы происходят только в том случае, если вы относитесь к поиску самопознания как к постоянному процессу.

В конце концов, ваша личность не статична. Он постоянно адаптируется к изменяющимся личным и профессиональным обстоятельствам. В первые несколько лет ведения развивающегося бизнеса большинство предпринимателей открывают для себя новые грани, о существовании которых они не подозревали, — от давно дремлющего энтузиазма до новых творческих возможностей.

Инструменты самооценки могут пролить свет на ваши навыки, способности и таланты. Более того, они могут помочь вам сохранить чувство равновесия, если бизнес угрожает настигнуть вашу жизнь.

Например, глава быстрорастущей авиационной фирмы с помощью простого теста на самооценку понял, что около 80% своего времени он посвящает своему бизнесу. Это объясняло его угасающий предпринимательский дух. В результате оценки он решил тратить «только» 50% своего времени на бизнес, а другую половину разделить на семью, участие в общественной жизни и личный рост. Сегодня он намного счастливее.

Инструменты самооценки обычно состоят из формальных или неформальных упражнений. Консультанты по менеджменту и организационные психологи продают набор таких тестов (часто называемых «профилями»), в том числе некоторые из них предназначены для руководителей.

Вы можете пройти многие онлайн-тесты и самостоятельно оценить свои результаты, хотя некоторые инструменты должны администрироваться сертифицированным консультантом, который также интерпретирует результаты. Инструменты самооценки обычно сосредоточены на одной или нескольких из следующих областей:

  1. Ценности и убеждения.
  2. Черты характера.
  3. Модели поведения.
  4. Природные способности и компетенции.
  5. Карьерные интересы и личные цели.

Большинство предпринимателей используют инструменты оценки, чтобы научиться лучше руководить людьми. Они также могут стремиться интегрировать свои личные ценности со своим профессиональным успехом. Остерегайтесь, однако, использовать инструмент оценки, чтобы сказать вам, что делать. Он не предназначен для составления всеобъемлющего плана действий или предоставления предписывающих рекомендаций.

Его цель — предоставить подсказки о вас в связи с вышеуказанными областями. Например, вы можете обнаружить, что быстро злитесь, когда напряжены, или склонны не доверять людям, которые слишком много говорят.

Типичным инструментом оценки, подходящим для предпринимателей, является «Профиль DISC» — онлайн-тест, выполнение которого занимает около 10 минут. Он производит обширный отчет, который касается таких областей, как принятие решений, решение проблем и эффективное общение.

В частности, тест измеряет, в какой степени вы доминируете и требовательны, а не склонны к сотрудничеству и сотрудничеству. Он также исследует, импульсивны вы или преднамеренны, и анализирует ваши навыки влияния и ваше отношение к уступчивости.

Поскольку вы можете надевать поведенческую маску на работе, которая отличается от вашей роли дома, оценка DISC пытается определить ваш истинный стиль поведения. Как и в случае с тестами Майерс-Бриггс и другими личностными тестами, вам необходимо нанять бизнес-тренера или сертифицированного консультанта для администрирования этого профиля.

РЕАЛЬНЫЙ ПРИМЕР [наверх]

Проработав 11 лет в сфере разработки программного обеспечения, Роб Дейли по-прежнему стремится учиться и расти как лидер. Дейли, президент Intelligent Banking Solutions в Нью-Лондоне, штат Нью-Хэмпшир, использовал профиль DISC в качестве инструмента самооценки.

Пройдя короткий тест с несколькими вариантами ответов, он встретился со своим тренером, чтобы просмотреть результаты. «Я получил 24-страничный самоанализ, который был весьма поучительным», — говорит он.

Например, Дейли узнал, как улучшить общение со своими сотрудниками. Теперь он слушает более внимательно и задает более качественные уточняющие вопросы, чтобы подтвердить понимание.

«Раньше, когда сотрудник говорил: «Я могу составить план продаж к такой-то дате», я не верил этому», — говорит он. «Я предпочитал сотрудников, которые заранее сообщали мне больше деталей, чтобы я мог быть уверен в их обязательствах».

Теперь Дейли понимает, что ему, возможно, придется копаться в деталях, если сотрудник заявляет: «Ага, считай, дело сделано». Вместо того, чтобы игнорировать это сообщение, он собирает больше информации, сохраняя при этом непредвзятость.

СДЕЛАЙТЕ ЭТО [наверх]

  1. Если вы проходите тест личности, давайте честные ответы. Определите, кто вы на самом деле, а не то, что вы считаете «правильным» ответом или кем вы надеетесь стать.
  2. Ведите ежедневный журнал своих действий и поведения, поскольку они связаны с вашим личностным ростом. Примеры включают то, как вы тратите свое время, обдумываете проблемы, разрабатываете стратегию и принимаете решения. Каждую неделю просматривайте свой журнал. Только это может привести к самопознанию.
  3. После завершения упражнения по самооценке просмотрите данные с любопытством и непредвзятостью. Не спешите оценивать или обозначать результаты как «хорошие» или «плохие».
  4. Перед тем, как нанять коуча или консультанта для проведения личностного профиля или диагностического теста, убедитесь, что коуч встретится с вами, чтобы интерпретировать результаты. Спросите, как долго вы можете рассчитывать на дебрифинг с тренером и какой письменный отчет вы получите. Попросите образцы других отчетов, чтобы оценить глубину анализа тренера.
  5. Подумайте о том, чтобы предложить упражнение по личностной инвентаризации для всех сотрудников. Преимущества профилей личности, ориентированных на работу, включают распознавание различных типов личности и то, как каждый из них должен изменить свое поведение, чтобы работать с другим типом наиболее эффективно, а также указание видов работы и рабочих заданий, которые лучше всего подходят каждому сотруднику. См. список ресурсов в кратком обзоре «Выявление человека, стоящего за резюме» для получения хороших инструментов для оценки личности и навыков.

РЕСУРСЫ [наверх]

Книги

Executive EQ: Emotional Intelligence in Leadership and Organizations Robert K. Cooper and Ayman Sawaf (Grosset/Putnam, 1997). Приложение: «Опросник карты EQ: картирование вашего эмоционального интеллекта». После того, как вы заполните анкету, найдите боковые панели EQ-Map в каждой главе, чтобы найти обсуждение и советы, которые помогут вам компенсировать личностные черты, которые могут препятствовать вашей эффективности.

16 типов личности: описания для самопознания Линды В. Беренс и Дарио Нарди (Телос, 1999). Эти краткие обзоры типов личности Майерс-Бриггс представляют собой удобный обзор для тех, кто прошел анализ типов Майерс-Бриггс.


Интернет-сайты

«Что волнует ваших коллег и вас?» Гарвардское информационное письмо руководству (апрель 2000 г.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *