Шедевры классики. «Времена года» Вивальди
Посещение концерта возможно только при наличии действующего с QR-кода, подтверждающего защиту от COVID-19. Чудесным осенним вечером приглашаем на изысканный концерт классической музыки в исполнении струнного квартета Capriccio. В прекрасной акустике и чарующей атмосфере для вас прозвучат подлинные шедевры — «Времена года» Антонио Вивальди. Четыре скрипичных концерта из цикла «Спор гармонии с изобретением», одни из самых знаменитых его произведений и одни из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Каждый концерт посвящён одному времени года, каждый состоит из трёх частей, крайние части являются быстрыми, а средняя медленной. Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Подарите себе и любимым музыкальный праздник, который принесет фейерверк эмоций и незабываемые впечатления. Исполнители: Струнный квартет Capriccio — женский коллектив виртуозов, призер многочисленных международных фестивалей и конкурсов, выступающий на известных и популярных сценах России и Европы.
«Времена года. От Вивальди до Пьяццоллы». Концерт в оранжерее
22 января в 20:00 в яркой программе среди растений прозвучит всеми любимый цикл концертов для скрипки и струнных Антонио Вивальди «Времена года» и четыре страстные танго из цикла аргентинского композитора Астора Пьяццоллы «Четыре времени года в Буэнос-Айресе».
Многие композиторы обращались к теме времен года и создавали свои сочинения с таким названием. Самый известный из них и самый ранний принадлежит Антонио Вивальди (1723). Его «Времена года» — одно из самых знаменитых произведений композитора. Имя великого итальянца, создавшего более 550 концертов и несколько десятков опер, ассоциируется именно с «Временами года». Четыре концерта «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима» на протяжении трех веков остаются самыми востребованными и исполняемыми.
В XX веке известный аргентинский композитор Астор Пьяццолла создал свой цикл — «Четыре времени года в Буэнос-Айресе». Этот композитор прославился тем, что дал новую жизнь танго. В XX веке это была одна из самых дерзких попыток по-новому осмыслить популярную музыкальную традицию. Пьяццолла создал новый стиль высокой музыки — музыки, наполненной живыми чувствами, искрящейся яркими красками!
Концерт пройдет в оранжерее павильона №14. Вход с противоположной стороны от центрального входа в здание. На концерте предусмотрена специальная рассадка зрителей на увеличенном расстоянии и будут соблюдены все санитарно-эпидемиологические нормы. Справки по телефону +7(903)019-30-04.
Состав музыкантов
Лауреаты международных конкурсов:
- Наталья Тупикова-Мороз — художественный руководитель, альт.
- Маргарита Тимошенко — скрипка.
- Деннис Гасанов — скрипка.
- Роман Мармыга — виолончель.
- Евгения Игнатова — партия фортепиано.
Квартет «Мелодион» под руководством Натальи Тупиковой-Мороз уже давно снискал заслуженную любовь у публики. Игру ансамбля отличают особый узнаваемый стиль, искренность, яркость и ансамблевая слаженность. Зрители буквально проживают вместе с музыкантами всю гамму красок и чувств. Исполнение квартета отличается виртуозностью, слаженностью, яркостью интерпретаций и ощущением музыкального единения.
Правила посещения
Количество посетителей мероприятия не будет превышать 25% от общей вместимости зала, будет соблюдено условие социального дистанцирования и другие санитарно-эпидемиологические нормы и требования, введенные в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19.
Внимание! В случае опоздания на концерт вам могут быть предложены места, отличные от указанной категории в вашем билете. Следуйте инструкциям администраторов и охраны. Рекомендуем приходить на концерты в саду заранее.
краткое сочинение по музыке на тему: песня вивальди времена года (весна)
За непривычный для венецианцев цвет волос его прозвали рыжим священником.17 августа 1704 получает дополнительное вознаграждение за преподавание игры наviola d’amore.Неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством, вошли ныне четыре всемирно известных концерта «Времена года»Времена года – цикл из четырёх скрипичных концертов Антонио Вивальди, одно из знаменитейших и известнейших музыкальных произведений в стиле. Написано в 1723 году, впервые опубликовано два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу.Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта – кончерто гроссо (concerto grosso). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста.
Цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром, где каждый из концертов в трех частях и каждый концерт изображает одно время года. Они входят в состав собрания (Op. 8), озаглавленного «Il Cimento dell’Armonia e dell’Inventione» («Спор Гармонии с Изобретением»).
Весна!
Часть 1.ALLEGRO
Пришла весна. И стаи птиц над кручей
Вновь радостные песни распевают,
Цветы ласкает нежный солнца лучик,
Ручей к реке с любовью поспешает,
От глаз чужих лазурь небес скрывая.
И воет ветер, грозный и могучий,
Грохочет гром, и молния сверкает.
Природа преисполнена смятенья.
Но буря минет, кончится она,
Развеет тучи, и в одно мгновенье
Вновь торжествует юная весна,
Звучат в высоком небе песнопенья,
Природа снова радости полна!
Лето! Часть 1. ALLEGRO NON MOLTO
Палящий зной разлился в небесах,
Пылает в дымке жаркий солнца круг.
Притихли даже птичьи голоса,
Лениво овцы разбрелись вокруг.
Лишь слышится кукушки зов в лесах.
От духоты ослаб уже пастух.
Но явно собирается гроза,
И в воздухе — борея грозный дух.
Недоброе предчувствие гнетёт —
Увы, не вечен на земле покой! —
За жарким полднем буря вслед идёт.
Пастух клянёт жестокий этот зной.
И горлица встревожено поёт,
Томима непонятною тоской.
Часть 1. ALLEGRO
Настало время сбора винограда.
Блестят крестьянок чёрные глаза.
Богатый урожай — трудам награда!
Горит огнём янтарная лоза..
Весь день в селе трудились до упада,
Воздав благодаренье небесам.
Напиток Бахуса так дивно сладок,
Такой прозрачный, чистый, как слеза.
Нарядный вечером выходит люд
В честь завершенья сбора урожая.
И должное крестьяне воздают
Вину. До ночи музыка играет,
В деревне веселятся и поют,
Покуда, захмелев, не засыпают.
Зима
Часть 1. ALLEGRO NON MOLTO
Дырявый плащ согреться не поможет —
Пронизывает ветер до костей
И пробирает холодом до дрожи
Строптивый, несговорчивый Борей,
Метёт в лицо колючею порошей,
Несёт промозглый воздух от морей.
Один вопрос упорно душу гложет:
Дойду ли до приветливых дверей?
Рассвирепевший ветер ледяной
И бесконечен путь унылый твой,
И вязнут ноги у тебя в снегу.
Торопишься, дрожа, к себе домой
Ты ежась от мороза на бегу.
Анализ музыкальной формы: А. Вивальди «Весна»
Концерт «Весна», как и три других концерта «Времен года» написан в трехчастной форме, утверждение которой в истории музыки связано как раз с именем А.Вивальди. Крайние части быстрые, написаны в старинной концертной форме. Вторая часть медленная, с певучей мелодией, написана в старинной двухчастной форме.
Первая часть
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
(Здесь и далее приводится поэтический текст сонетов в переводе Владимира Григорьева. Стремясь сохранить точность смысла, что, конечно же, очень важно, особенно, если речь идет о программности, автор русского перевода отошел от формы сонета и перевел этот текст, как и остальные, четырьмя четверостишьями.)
Общая схема части:
A (a+a+b+b) |
И |
A(b) |
И |
A(b) |
И |
A(b) |
И |
A(a-трансф. ) |
И |
A(b+b) |
Е-Dur |
|
Е-Dur |
|
H-Dur |
|
cis-moll |
|
|
|
Е-Dur |
Где «А» – это Tutti, «И» – это Интермедии, а «а» и «b» — тематические элементы Tutti.
Тематическим материалом первой части, который претерпевает определенное развитие, является музыкальный материал Tutti.
Рассмотрим его подробнее:
Его экспозиция представляет собой двухчастную форму, состоящую из четко разделенных на сегменты структур.
Раздел «а» — состоит из трех равновеликих фраз: \\с+с+с1\\, ярко представляя трехчастную структуру в миниатюре.
Сама фраза «с» — является основным тематическим зерном. Условно она может быть разделена на 2 субмотива (два ритмических акцента, достигаемых каждый на более высоком мелодическом звуке)
Ее характер празднично-танцевальный, энергичный, поступательный. Затактовый скачок на большую терцию от I к III ступени, а после на квинту от I к V ступени придает мелодии фанфарный характер. В целом тема танцевальна, о чем свидетельствует простота и повторность структур, а также вращающееся движение мелодии.
С точки зрения синтаксиса вся часть основана на единой ритмической формуле .
Ритмическое развитие построено путем ее перестановки и комбинаторики. В звуковысотном аспекте это игра с I, III и V ступенями как устоями. Объединяющим моментом выступает басовая линия (тоническое остинато чембало и баса ровными четвертями). Завершает это построение компактно расположенная каденция, останавливающаяся на D. Только у солиста и первых скрипок допевается D53 соединяя два раздела. Затем весь раздел повторяется на рр.
Итак, можно заметить, что практически весь музыкальный материал первого раздела Tutti вырастает из первого его построения.
Раздел «b» — структурно построен также как и раздел «а», из трех фраз: \d+d+d1\, хотя он длиннее раздела «а». Раздел «а» занимает 3 такта, а раздел «b» — 3,5 такта (добавляется в «d1»). Это вполне объяснимо, т.к. в разделе «b» — происходит «развитие» и «торможение» импульса, заложенного в разделе «а».
Мелодический материал этого раздела представляет собой продолжение развития восходящей квинтовой интонации. Здесь главенствует с ритмической стороны синкопа, а с звуковысотной – добавление VI ступени, и в целом ход – VI-V.
После затактового скачка к V ступени дальнейшее развитие базируется на ее опевании с остановкой на ней. Причем ритмический рисунок «d» взят из «с1»
Если поделить данный раздел на сегменты, можно проследить, как переставив их местами композитор создает эффект торможения:
В фактуре присутствуют два пласта: мелодический (изложенный почти все время параллельными терциями скрипками и альтами) и гармонический (изложенный чембало и басом).
с—-с—-с1 с—-с—-с1 d—-d—-d1 d—-d—-d1
Т ТSD Т ТSD Т ТDТ Т ТDТ
По всем признакам образуется фактура явно гомофонного типа – мелодия и аккомпанемент.
Прямо на последнюю долю Tutti вступает солист. Это раздел интермедии №1.
В этом разделе очень ярко и картинно изображается пение птиц, с помощью трех солистов: Солирующей скрипки и концертмейстеров 1х и 2х скрипок.
Причем средства, благодаря которым создается столь незабываемый эффект достаточно просты и скупы.
Два верхних голоса имитируют друг друга, в тот момент как нижний добавляет небольшие вкрапления повторяющихся подголосков, часто это просто один звук с украшением. Построение первой имитации представляет собой репетицию доминанты, постепенно ускоряющуюся (т.е. ритмически дробящуюся), с нисходящим гаммаобразным завершением. Построение второй имитации короче, это репетиция тоники на кварту выше. Третья имитация опевает и тонику и доминанту вместе. В целом получается структура дробления с замыканием. Третья имитация проходит и в нижнем голосе на квинту ниже (от тоники), что разрушает симметрию парных имитаций и подводит к проведению Tutti. Общая мелодическая структура интермедии напоминает волну — сопоставление мелодических опор си2, ми3, и в завершение си2 и ми3 в совместном звучании. В этой интермедии господствует полифонический принцип построения.
В качестве Tutti в этом концерте используется Раздел «b» первоначальной темы. Этот раздел в начальном Tutti играет роль продолжения развития и завершения. Он не симметричен и не квадратен, но структурно завершен, что, возможно, делает его подходящим материалом для создания связки между двумя развивающимися разделами — интермедиями.
Вторая интермедия сцеплена с концом Tutti. Поэтический текст отрывка говорит о журчании ручьев и дуновении Зефира. Интермедия состоит из двух разделов, каждый из которых представляет завершенную волну:
Первый раздел — волнообразное покачивание параллельными терциями. Тонально возникает четкая трехчастность – 2 такта тоники, 2 такта доминанты и 2 такта тоники. Практически энциклопедическая демонстрация принципа I:M:T, с кульминацией в точке золотого сечения. Мелодический материал строится путем опевания 3 и 5 ступеней тоники и доминанты, что отсылает нас к построению «а». Наименьшим сегментом из которого конструируется музыкальная ткань интермедии можно считать отрезок музыкальной ткани равный одной четверти. Следующий сегмент является уже вариантом первого – его обращением.
Схема 1 сегмента:
Его обращение:
Второй раздел интермедии продолжает движение первого. Он короче (соотношение 12:8, т.е. на одну треть), тонально более дробен, а мелодически более слитен. Шестнадцатые длительности в басовых голосах продолжают темп движения предыдущего раздела, а мелодическая линия в увеличении проводит сегмент повторяющегося мелодического отрывка из первого раздела, причем сразу же на высоте, достигнутой в кульминации поступательным движением первого раздела. Развитие останавливается на доминанте.
Tutti вступает в тональности доминанты.
Следующая интермедия также непосредственно подхватывает последний звук Tutti. Это картина грозы.
Структурно эта интермедия тоже представляет собой волну. Она построена как диалог двух типов фактур, каждая из которых подчеркивает определенные мелодико-гармонические опоры. Создается как бы два плана интермедии: «диалог» внешний (два противоположных фактурных типа – вначале сменяющих друг друга, а позже соединяющихся в совместном звучании), и «диалог» внутренний (восходящая, позже нисходящая мелодико-гармоническая секвенция, где вначале встречное мелодическое движение баса и мелодии, а позже параллельное нисходящее). При соединении всего вышеизложенного можно увидеть, что интермедия, хотя и является «связующим материалом», но структурно целостна и завершена. Эта интермедия единственная в концерте «Весна», где можно наблюдать интенсивное гармоническое движение. Именно это придает ей ощущение неустойчивости и мобильности, хотя структура ее достаточно ясная и завершенная.
Фактурное строение подчеркивает этот «лестничный» подъем и поступенный спад. Первые два такта экспонируют противостояние: весь оркестр целый такт исполняет репетиции на тонике (h), изображая по-видимому гром, а отвечающие им восходящие пассажи от тоники до тоники в верхнем регистре изображают, вероятно, молнию. Последующее развитие построено на диалоге солиста (арпеджированные фигурации в верхнем регистре) и оркестра (линия баса в виде репетиции звука), причем начала и концы реплик сцеплены друг с другом. Ответ баса наполовину короче реплики солиста, что добавляет устремленности в первой половине интермедии. В конце интермедии, когда требуется приостановить движение, нисходящее движение подчеркивается фактурным суммированием: единой без перерывов сольной линией и накладывающимися на нее репликами оркестра, появляющимися в два раза чаще, а в кадансе и вовсе сплошными.
Восхищает то, что весь этот раздел построен буквально из двух простейших фактурных сегментов, мастерски сопоставленных друг с другом и вплетенных в нить мелодико-гармонического развития.
Поскольку предыдущая интермедия модулировала в параллельный минор (cis-moll), то Tutti звучит в этой тональности опять плавно вплетаясь последним звуком в интермедию.
Следующая интермедия опять «посвящена» теме птичьего пения. Это создает определенную симметричную арку в форме. Фактура и принципы строения очень схожи. На фоне педали (тоники cis-moll) разворачиваются имитации тех же солистов, что и в первой интермедии. Первая двухтактная фраза солиста («просящее» хроматическое восхождение по звукам баса из предыдущей интермедии (гроза)) имитируется на квинту ниже у концертмейстера первых скрипок. Последующие переклички трелей на основе секстаккорда сis-moll, постепенно ускоряющиеся, как и в первой интермедии приводят к проведению трансформированного Tutti. Следует отметить, что это синтез Tutti и интермедии. Четыре с половиной такта Tutti представляют собой соединение ритмической, фактурной и частично мелодической структуры раздела «А» из первого Тutti с устремленным секвенционным гармоническим движением, характерным для интермедии.
Продолжение интермедии после раздела quasi- tutti звучит уже на педали доминанты к E-Dur. Это соло, напоминающее зеркально мотив имитаций, завершающих первую интермедию.
Небольшие масштабы вышеизложенных трех разделов дают возможность предположить, что это все единый раздел интермедии, включивший в себя туттийные элементы.
Во-первых, разделы (Tutti и интермедии) сильно дробятся (по протяженности И-Т-И представляют собой раздел равный одной из предыдущих интермедий), и каждый из разделов незавершен, хотя все в целом они представляют законченное построение.
Во-вторых, черты Тutti и интермедий синтезируются в Тutti.
И в-третьих, материал интермедий, обрамляющих Tutti родственен материалу первой интермедии.
Подобное дробление и изменение структур вполне закономерно в предрепризной интермедии.
Реприза дважды проводит тематический элемент «b» — Tutti.
Общая музыкальная логика части построена на изменении ведущей интонации из Tutti под влиянием индивидуализированных интермедий, и синтезирование ритмоинтонации Tutti и черт интермедийности в предрепризном разделе.
Вторая часть
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
Как и во всех вторых частях «Времен года» присутствует единство фактуры на протяжении всей части (хотя размеры части и не позволяют особенные контрасты). Часть написана в старинной двухчастной форме.
Всего в фактуре есть три пласта:
Верхний – мелодический – певучий, кантиленный.
Средний – гармоническое заполнение – «шелестение травы и листвы», очень тихий, написанный мелкими пунктирными длительностями, проводящий подголоски параллельными терциями. Движение средних голосов в основном трелеобразное, кружащееся. Причем первые две доли такта – статическое движение – терцовая «трель», которая, хоть и монотонная, но движущаяся, благодаря изысканному пунктиру. На третьей доле мелодическое движение активизируется – этим оно как бы подготавливает звуковую высоту следующего такта, создавая легкий «сдвиг» или «покачивание» фактуры.
И басовый – подчеркивающий гармоническую основу – ритмически характерный, изображающий «гавканье пса».
Как пишет Н. Арноркур «динамические изменения проходят совершенно несинхронно во всех голосах» (17,127). Такая же ситуация позже будет и во второй части концерта «Зима». Композитор динамически выделяет образно важный пласт фактуры.
Ритмическое остинато среднего и нижнего пласта фактуры практически сопутствует всей форме, что создает кинематографическое ощущение, что само состояние этой части длилось очень долго, — то есть длилось до того, как зазвучала музыка и будет длиться после этого, — но мы, как будто с кинокамерой, приблизили эту картинку всего на несколько минут, ощутили ее состояние, и также, неслышно отдалили. Такое же ощущение сопутствует и остальным вторым частям цикла.
Два раздела этой части по протяженности практически равнозначны. Также и музыкальный материал в основном тот же. Отличие частей обусловлено различием их функций в форме, и связано больше со структурой, группировкой музыкального материала. Первая часть состоит из двух разделов: первый – шесть тактов не считая вступления – экспозиция материала. Представляет собой три двухтактовых фразы.
Первые две фразы идентичны ритмически, хотя разнонаправлены мелодически. В своих окончаниях они как бы «зависают» на второй доле такта, причем на одном звуке – доминанте, что с одной стороны создает впечатление статичности (из-за постоянного возврата к одному звуку и остановкам на нем), а с другой – напряжения (т.к. этот звук доминанта, да еще и многоразово повторенная). Следует заметить, что в первой части концерта этот звук (соль-диез второй октавы) также был значимым опорным тоном мелодии Tutti, а мелодия также строилась по опорным звукам трезвучия.
Третья фраза ритмически завершает построение.
Мелодическое движение также смещается с акцентирования доминанты на тонику. Причем тонические звуки подчеркиваются и в сопровождении – начальная терция ми-соль диез становится терцией до диез-ми, то есть из сопровождения звук доминанты также исключается.
Следующая фраза по протяженности более длительная (12 тактов). Как и в разделе «b» первой части здесь завоевывается VI ступень. Построение модулирует в тональность доминанты. Усиление гармонического развития (диатоническая секвенция) сглаживается более статичным ритмом (три четверти и половинка с точкой) и волнообразно нисходящим мелодическим движением (секвенцией). В основу секвенции положена первая фраза части с измененным интервалом скачка (вначале секста, далее кварта). Во фразе присутствуют те же принципы комбинаторики, что и в разделах tutti первого концерта.
Интересен эффект в сопровождении – в первом такте оно находится в первой октаве, а во втором та же гармония перемещается во вторую, что создает эффект «взлета», усиливая незначительный сдвиг мелодии (на малую секунду по сравнению с первой фразой). Появляются изменения в среднем пласте – теперь все три доли продолжается мерное покачивание, лишь вначале секвенционного звена вторые скрипки подчеркивают верхний звук терции сопровождения на октаву ниже. Причем каждый такт первые и вторые скрипки мелодически перекрещиваются, создавая единую линию плавным нисходящим движением первых скрипок, оплетаемых вторыми.
Модуляция в тональность доминанты происходит очень быстро (4 такта) в конце части, как раз в кадансе. Это напоминает тактовую формулу среднего пласта – длительное статическое движение, и потом быстрый сдвиг в конце такта. Причем тональность Д не утверждается – следующая часть начинается, как и первая в тональности тоники.
Первое построение второй части представляет собой урезанный вариант построения из первой части. Из шеститактового построения изымаются 4-й и 5-й такты.
В связи с укорачиванием структуры появляется эффект недосказанности, ожидания последующего развития. «Изъятая» из первого построения интонация появляется, в восходящей хроматической секвенции, звено которой, соединяет общие контуры секвенции первой части с ритмом первого построения первой части, что опять нас отсылает к комбинаторике. В кульминации достигается та же вершина, что и в первой части (до 2-ой октавы), но на сильной доле и с завершающей интонацией (октавный скачок вниз), в отличии от первой интонации, требующей дальнейшего развития — восходящего октавного скачка на слабой доле. Кульминация подчеркнута цезурой – паузой на третьей доле такта. Последнее четырехтактовое построение (повторенное) создает эффект завершения, благодаря гармоническому кадансовому обороту, кружащемуся характеру движения и измененной ритмически завершающей интонации из первой части. Последний звук мелодии растворяется в продолжающейся фактурной фигурации.
Третья часть
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Общая схема части:
А (а+b+d+a1) |
И1 |
А2 (секвенционное развитие) |
И2 |
А3 (минорное проведение) |
И3 (предыкт перед репризой |
А4 |
E-Dur |
|
cis-moll |
|
E-Dur-moll |
|
E-Dur |
Хотя размер третьей части указан как 12/8, в действительности структурной единицей является 3/8, поскольку постоянный сдвиг сильной доли на разные доли такта не вызывает слухового «неудобства». Хотя фразы в основном строятся блоками по 12 восьмых.
Tutti (А) третьей части состоит из четырех интонационных блоков: а*2(3т + 2,75т) + b(2т) + c(1,75т) + а1(2т). Заметна достаточно явно структура дробления (с замыканием). Причем общий интонационный и структурный план напоминает идентичный план первой части концерта. Раздел «а» (повторенный дважды) построен, как с+с+с1, причем параллельными терциями на фоне тонической педали. Мелодическая линия (а она как и в первой части подчеркнута первыми скрипками и солирующей скрипкой) имеет те же точки опоры – вначале тоническую терцию, раскачивающуюся до квинты. Опоры второго раздела Tutti первой части распределились между тремя разделами третьей части (которые количественно в сумме равны первому разделу третьей части). В разделе b – подчеркнута доминанта, достижению которой «посвящена первая часть». Раздел d – подготовительная «раскачка» перед репризой – разделом а1 – в котором подчеркнуто нисхождение от шестой к третьей ступени. Вот один из примеров идентичности структур первой и третьей части на примере сравнения их мелодических голосов:
Первая часть, Tutti, раздел А
Третья часть, Tutti, раздел А
Сходство состоит не только в структуре мелодической линии, но и во всех средствах музыкальной выразительности.
Структурной единицей раздела а – является первый такт – с. Его интонационное строение наиболее отвечает подзаголовку части – danza pastorale. Эта фраза состоит из трех сегментов, которые в миниатюре образуют волну развития. Выдержаны ритмические модусы эпохи возрождения.
В третьей фразе происходит ритмический сдвиг – торможение, основанный на тех же принципах комбинаторики, что и в первой части концерта. Раздел «b» интонационно построен на фанфарных попевках, причем вторая фраза, как эхо первой. Третий раздел «d» ритмически построен на повторяющихся пунктирных попевках, а интонационно раскачивается, приводя к четвертому разделу, построенному на интонациях первого, а именно: первой попевке + спуск четвертными нотами – торможение.
Первая Интермедия (9,5т) – представляет собой мелодическую волну (с поддержкой баса), построенную из экспозиции (2,5т), развития (5т) и каданса (2т), и модулирует в параллельный минор – cis-moll. Экспозиция – это императивная мелодическая установка (волна с эхом) равномерными восьмыми по звукам трезвучия и опевающим, что сразу контрастирует с модусными ритмическими сегментами Tutti. В этом проявляется «индивидуальное» начало в концерте. Развитие представляет собой волну (2,5т + 2,5т), где восходящая секвенция уравновешивается нисходящей. Нисходящая секвенция подчеркнута хроматизированным фригийским оборотом. Причем момент начала одной и конца другой не определен – поскольку они вытекают одна из другой.
Второе tutti представляет значительный интерес. В отличии от первой части, где изменения в tutti происходят единожды во второй половине концерта, а во всех других случаях от tutti остается маленький «отрывок», здесь tutti активно изменяется, уже во втором проведении приобретая некоторые черты (и функции) интермедии.
Как и в первой части в качестве повторяющегося Tutti выбран отрывок «а» (три такта). Но его продолжение в стилистическом плане как бы «проваливается» в иное измерение. Полнокровное звучание Tutti, хоральная фактура, фригийский оборот в мелодии, опеваемый интонациями dies irae, ритмическое однообразие и замедление (движение ровными четвертями с точкой, как в разделе а1 tutti). Первые два такта эхом повторяются на piano. Последующие 5,5 тактов идет постепенный «выход» из данного состояния, на фоне ритмически однообразного фона восьмыми. Вначале (2 такта) мелодизируются начальные звуки «хорала», при этом превращаясь в мелодико-гармоническую секвенцию последующие 2 такта следует кадансирование в основной тональности (ми) с резким модулирующим сдвигом в доминанту в последних 1,5 тактах.
Вторая интермедия достаточно крупная (24такта) и многотемная. Фактически она выполняет функцию разработки. Она начинается в тональности доминанты и заканчивается в ней подготавливая тоническое проведение Tutti. Причем начальные 1,5 такта вполне можно было бы соединить с последним тактом интермедии, настолько они идентичны по типу материала, различаясь лишь по функции – экспозиция и завершение.
А вот все что происходит между двумя этими попевками фанфарного характера («индивидуализированный» вариант фанфарных интонаций Tutti) является продолжением интенсивного развития всех интонаций части, поскольку вторая интермедия является структурным вариантом первой.
В этой интермедии 3 раздела. Первый(4т) – это секвенционное развитие начальных интонаций. Ритмический рисунок перекликается с первой интермедией, но акцент делается на такой рисунок — из раздела второго tutti.
Второй раздел напоминает четвертый раздел tutti, и частично выполняет функцию Tutti. Он построен как 3 + 3 + 2 такта, вначале на педали Д потом на Т.
В следующем разделе(9 тактов), который напоминает вторую часть первой интермедии, вернее является ее структурным вариантом, поскольку сохраняется нисходящее движение и мелодические контуры, хотя и в обращении. Ритмический рисунок слегка варьируется. Звено секвенции в два раза длиннее, чем в первой Интермедии. После четырех звеньев секвенции следует кадансирование в тон H-Dur.
Следующее tutti вступает как реприза в основной тональности. Но после первого проведения темы его эхо (повторение) сильно видоизменяется. Под влиянием изменений во втором tutti интонации основной темы проводятся в одноименном миноре в полнокровной фактуре.
При этом во всех голосах движение перестраивается в сторону нисхождения. Первый фраза основана на измененной первой фразе tutti, проведенной здесь три раза, как звено нисходящей секвенции. Хроматизированный фригийский оборот появляется в средних голосах.
Следующий фраза связана с интонациями второго tutti, но тоже видоизмененными. Проведение мелодии «dies irae» в увеличении и с интонационными изменениями (малая секунда), активное секвенционное движение баса равномерными длительностями драматизирует движение.
Третье построение в некотором роде соединяет элементы двух предыдущих причем в «компрессии» (хотя и дважды повторенной): Минор и хроматизированный фригийский оборот (уже в басу) из первого и равномерное общее ритмическое движение, «певучесть» из второго. При этом мелодические контуры у них общие.
После подобной кульминации следует раздел «затишья» — предыкт перед репризой. Как и в первой части Весны – это монолог «одинокой» скрипки на фоне педали доминанты. В конце соло обыгрываются контуры фригийского оборота в мелодии.
Tutti звучит в сокращенном варианте – без фанфарного раздела и без повторов.
Обобщая анализ первого концерта, можно заметить:
-
Одну из основных ролей в построении музыкальной ткани концерта играют принципы похожие на комбинаторику, то есть формирование музыкальной ткани из ограниченного числа интонационно-ритмических сегментов.
-
Между частями концерта возникают параллели – ритмические, интонационные, звуковысотные, фактурные и другие.
-
Синтаксическое деление и соединение разделов Tutti в первой и третьей части подобны.
-
Интермедии концертов строятся как законченные эпизоды с экспозицией, развитием и репризой.
Вернуться в раздел Библиотека работ по анализу музыкальных форм
{jcomments on}
Урок музыки «А. Вивальди «Времена года». «Весна»»
Задачи:
- расширение кругозора юного музыканта;
- развитие слуховых навыков;
- воспитание «умных эмоций» (эмоции искусства).
План:
1. Стиль барокко
2. Жизнь А.Вивальди /1678-1741/
3. Венеция – город парадоксов
4. «Времена года» – шедевр музыкального
искусства
5. Путешествие в страну «Весна»
Использование на уроке оборудования и дидактического материала:
- компьютер;
- диск с записью музыкального материала;
- презентация с анимацией;
- фотоматериал;
- изоматериал.
Методы: беседа, ассоциативный поиск, анализ, сравнение, выводы
ХОД УРОКА
Организационный момент
Приветствие. Название темы. Вступительное слово учителя
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его.
За много веков древнегреческие рукописи гласят: «Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души». Удивительное дело, даже если не знать слов этой песни, всё и так понятно без перевода – это и есть волшебная сила музыки, голоса, интонации, если угодно.
Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы неповторима, являясь источником вдохновения. Композиторами написано много музыки, изображающей картины природы. Сегодня мы познакомимся с волшебной музыкой итальянского композитора Антонио Вивальди, который своей музыкой отразил красоту родной природы. Италия, страна, богатая своей культурой, древними памятниками, красивой природой.
Барокко (Barocco по-итальянски – вычурный). Эпоха барокко прославилась в истории мировой культуры, прежде всего именами двух крупнейших композиторов – Антонио Вивальди и Иоганна Себастьяна Баха. Музыкальное искусство Барокко является во всём величии только в самом конце своего исторического периода. Это Бах и Гендель – в Германии; за Моцартом явился Вивальди – в Италии.
Антонио Вивальди (1678-1741) был первенцем в многодетной семье (три сына и три дочери) брадобрея и скрипача Джованни Вивальди. От отца старший сын унаследовал исключительную музыкальную одарённость, страстный и вспыльчивый темперамент и кличку «Рыжий» за редкий для итальянцев цвет волос. Музыкальная среда, в которой формировался юный музыкант, сыграла определённую роль в его дальнейшей судьбе. Изучив азы музыкальной науки вместе с отцом, Антонио в короткие сроки овладел искусством скрипичной игры. Уже в возрасте десяти лет он смог замещать отца в оркестре собора Св.Марка. Первые сочинения Вивальди относятся к 1691 году, когда молодому композитору должно было исполниться всего тринадцать лет! Уже в этих первых музыкальных опытах проявляется необычно виртуозный стиль письма, присущий Вивальди. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить прославленную итальянскую скрипичную школу, вершиной которой стали Дж.Тартини, П.Локаттели и др.Вся Европа когда-то знала и любила этого гениального скрипача-виртуоза. Кому не известны его знаменитые скрипичные концерты «Времена года»? Да, Вивальди был «Maestro di Violino» и в этом качестве начал свою блестящую педагогическую да и творческую жизнь. К началу педагогической деятельности маэстро в знаменитой «Ospedale della Pieta» (Ospedale в переводе – госпиталь сострадания) во времена Вивальди в них находилось уже более шести тысяч детей. Композитор начал свой творческий путь с сочинения инструментальной музыки, преимущественно скрипичной.
Преподавая в «Ospedale», он ввёл обучение пению, игре на нескольких инструментах-скрипке, контрабасе, чембало, флейте, габое… Оказавшись в творческой, кипящей музыкальной атмосфере «консерватории», к преподаванию в которой приглашали лучших музыкантов, Вивальди почувствовал грандиозные просторы, открывающиеся для его музыкального таланта. Он непрерывно сочинял, написав для концертов учащихся огромное количество музыки разных жанров, работая с хористами, проводил оркестровые репетиции и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки.
Насыщенная многогранной деятельностью, жизнь Антонио Вивальди была неразрывно связана с Венецией – в прошлом крупным портовым городом, который сохранил редкую музыкальную атмосферу. Венеция – город парадоксов. В ней переплелись, казалось бы, несовместимое – готика и византизм, тирания и демократия, свобода мысли и инквизиция, благочестие и буйство карнавалов. И вот одним из парадоксов оказались её «консерватории». Они возникли из сиротских приютов при монастырях. Такое было невозможно ни в одном из больших европейских городов. Ещё в далёком XV веке, в той золотой Венеции, уже были созданы детские приюты при монастырях, а позже к ним присоединились разрешившие многие проблемы «Ospedale» (госпитали).Венеция с восхищением открывает в знаменитом скрипаче-виртуозе талантливого оперного композитора. Главным оперным жанром, сформировавшемся в конце XVII века под влиянием неаполитанской оперной школы, стала так называемая опера-seria, т.е.серьёзная опера. Её композиция состояла из множества чередующихся арий и речитативов, «разбавленных» зрелищными сценами. Многие иностранные музыканты мечтают учиться у Вивальди. Отдельного внимания заслуживает талант Вивальди как дипломата. В течение всей своей творческой деятельности он был собственным импресарио, с высоким искусством разрешая возникающие конфликты и привлекая к своим оперным постановкам лучших певцов.
В конце 1740 года Вивальди принял решение покинуть родину и направился в Вену. 28 июля 1741 года всеми забытый, вдали от родины скончался Антонио Вивальди, великий музыкант, за творчеством которого когда-то следила вся музыкальная Европа.
К сожалению, многие произведения композитора были утеряны. В настоящее время известно свыше 450 инструментальных концертов, их них –около 220 скрипичных. Наибольшей популярностью, как у современников, так и в последующие столетия, пользовались первые четыре концерта из опуса №8 (всего 12), известные как «Времена года», в Париже они постоянно исполнялись с 1728 года и были выпущены отдельным изданием. Это, пожалуй, единственный в творческом наследии композитора цикл концертов, снабжённых подробной программой или сюжетом. В одном из зарубежных изданий каждый из концертов предвосхищается стихотворным сонетом, в деталях раскрывающим содержание музыки. Автором сонетов, скорее всего, был сам Вивальди.
В цикле сохранился первоначальный порядок концертов – «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Музыка настолько изобразительна, что в ней с легкостью можно услышать и фанфарообразные интонации охоты («Осень»), и далёкие раскаты грома («Лето») и пастушьи наигрыши («Весна»), и даже стремительное кружение зимних вихрей («Зима»). Для многих само имя «Вивальди» является синонимом «Времён года» и наоборот. Одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко.
Давайте совершим путешествие в страну с
названием «Весна».
Мы послушаем отрывок из концерта, который
называется «Весна» и вы услышите, как точно,
красочно музыкальный язык передаёт нам
радостное ощущение прихода весны, как
просыпается природа, ликующе кричат птицы,
звенят ручьи, гремит первый гром.
Это произведение написал композитор Вивальди. Он же написал и стихи к этой музыке, чтобы люди, мало знакомые с музыкальным языком, смогли распознать в музыке все краски весны.
Вот эти стихи «Весна» (La Primavera)
Сонет:
Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло.
Журчат ручьи. И праздничные веси
Зефир разносит, точно волшебство.Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывёт в пространстве голубом.Цветов дыханье, шелест трав.
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания:
*скрипки – соло
*оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все вместе)
Принцип контраста определял трёхчастную форму концерта
Весна – пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала Рождение.
1. Март.Allegro. Пришла весна
Проталины, журчат ручьи, птички щебечут, радуясь весне, небо синеет, тучки разбежались. Солнце, весенние ветры Зефир и Борей разносят волшебство, просыпаются растения. Голубое небо–скрипка передаёт это своим звучанием.
Как композитору удалось так точно нарисовать нам весеннюю природу? В этом ему помогло разное звучание инструментов (весь оркестр – громкое радостное ликование от прихода весны, очень высокое пение скрипок – пение птиц, раскаты грома – стремительно и грозно несутся вперёд звуки всего оркестра, играющим в унисон).Вспышки молнии в первый раз звучат у всех трёх солистов скрипачей. И вновь, в следующем эпизоде – поют птицы, потом – отгремел гром– птицы начали снова своё прекрасное пение – здесь другое пение птиц. (Слайд 1)
2. Апрель.Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух
Зеленеет трава, первые цветы, природа полна
грёз. Температура воздуха повышается, дыхание
весны ещё ярче. Животные радуются первой зелёной
травке. 2-я часть – лирическая, певучая, более
скромная по размерам.
Мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий
сон крестьянина – образец поразительного
остроумия Вивальди. Pianissimo sempre (итал «всё время
очень тихо») в мягком пунктирном ритме играют все
скрипки оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам
Вивальди поручил изображать лай (или тявканье)
собаки, охраняющей сон хозяина. В альтах
резковатое «гав-гав», забавно контрастирующее с
мелодией солирующей скрипки в стиле bel canto, а не
сладкозвучное «бай-бай». (Слайд 2)
3.Май. Allegro,danza pactorale. Танец-пастораль /деревенский танец/
Распускаются фруктовые деревья, воздух вокруг ещё больше теплеет, щебет птиц, пение соловья, над полями «пастушеской волынки звук». Все рады приходу весны.
На небольшом звуковом пространстве композитору удаётся передать столько оттенков радости, вплоть до своеобразной радости грусти (в минорном эпизоде). 3-я часть – финал, подвижный, блестящий. (Слайд 3)
Подведение итогов урока
– Что такое барокко?
– Годы жизни А.Вивальди
– С каким городом связана жизнь композитора?
– Назвать самое известное произведение
А.Вивальди
– Какими средствами музыки композитор передал
пробуждение природы в концерте «Весна»?
Домашнее задание
Прослушать ещё раз концерт А.Вивальди «Весна»
Творческое задание: найти свои краски в звучании
произведения
Вопрос: какие эмоции вызывает это музыкальное
произведение?
Оформить своё видение концерта «Весна» в виде
презентации или буклета
Заключение
Приобщение к музыке создаёт предпосылки для
дальнейшего всестороннего развития личности.
Музыкальная эстетика должна научить ощущать
звуковые формы, чтобы ребёнок рос добрым,
отзывчивым, умел радоваться, от души смеяться.
Современные воспитательно-образовательные
программы большое внимание уделяют развитию
эмоциональной среды ребёнка. Детская душа
одинаково чувствительна и к родному слову, и к
красоте природы, и к музыкальной мелодии.
Формирование «умных эмоций», художественной и
эстетической культуры – актуальная задача
сегодняшнего дня. Искренняя, жизнеутверждающая
музыка Антонио Вивальди из цикла «Времена года»
– «Весна» как раз та, которая воспитывает и
формирует те самые «умные эмоции», даёт и дарит
радостное настроение слушателям.
Список литературы:
1. Большая Советская Энциклопедия. Вивальди.
2. ЗАО Издательский Дом «Комсомольская правда»
Москва, 2008.
3. Интернет–Wikipedia
4. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Методические
рекомендации к учебнику «Музыка», М.
«Просвещение», 2006.
5. С чего начинается Родина? Москва, Росмэн, 2008.
«Весна» и «Лето»: Interlude
Антонио Вивальди © KMFA
Мы думаем о четырех скрипичных концертах Вивальди, известных как The Four Seasons , как об одном из боевых коней классического мира. Они повсюду, используются в рекламе и в фильмах, часто даже используются для рекламы классических радиостанций. Однако на самом деле только за последние пятьдесят или шестьдесят лет они достигли своего статуса на вершине.
Название «Времена года» исходит от самого Вивальди — в посвящении этих работ он называет их «Le quattro stagioni.«Иллюстрация времен года, сделанная Вивальди, была невероятно оригинальной и имела мало прецедентов.
Четыре концерта были опубликованы в 1723 году как часть Il cimento dell’armonia e dell’inventione (Соревнование между гармонией и изобретением), соч. 8, набор из 12 скрипичных концертов. Four Seasons — первые 4 концерта в сете.
Марко Риччи: Пейзаж с горами и фигурами © Симфонический оркестр Торонто
Одна необычная деталь в этих четырех произведениях заключалась в том, что Вивальди также публиковал стихи с каждым концертом.Неизвестно, был ли Вивальди автором стихов или кто-то другой, но совпадение музыки и поэзии было уникальным. Гипотеза, часто встречающаяся в Интернете и в программных заметках, что Вивальди также был вдохновлен утерянным сезонным циклом картин Марко Риччи, похоже, возникла в 1970-х годах после статьи, в которой проводились общие сравнения стилей между Вивальди и Риччи. Никакие картины Риччи не были идентифицированы учеными Вивальди как источник вдохновения для Вивальди.
Начнем с весны.Это весело и весело, птицы поют голосом скрипок, и даже когда приближается гроза, мы знаем, что это лишь временное отвлечение от красоты сезона.
Allegro
Весна пришла.
Птицы празднуют ее возвращение праздничным пением,
и журчание ручьев
нежно ласкает ветерок.
Грозы, эти вестники Весны, рев,
накидывают свою темную мантию на небеса.
Затем они умирают в тишине,
и птицы снова начинают свои волшебные песни.
Антонио Вивальди: Времена года — Концерт для скрипки ми мажор, соч. 8, No. 1, RV 269, «La primavera» (Весна) — И. Аллегро (Алан Лаведей, скрипка; Академия Св. Мартина в полях; Невилл Марринер, конд.)
Медленная вторая часть кажется изобразить то, чего нет в стихотворении — что это за повторяющийся звук — невидимая птица? Ветки слились воедино? Как бы то ни было, сегодня медленный и сонный теплый день.
Ларго
На усыпанном цветами лугу, с лиственными ветвями
шумит над головой, козье стадо спит,
его верный пес рядом с ним.
Антонио Вивальди: Времена года — Концерт для скрипки ми мажор, соч. 8, No. 1, RV 269, «La primavera» (Весна) — II. Ларго (Алан Лавдей, скрипка; Академия Св. Мартина на полях; Невилл Марринер, конд.)
Слыша гудение волынки на нижних струнах, мы понимаем, что находимся на деревенском танце.Танцоры делают свои движения, иногда виртуозно поворачиваясь, и все празднуют весну.
Allegro
Под праздничным звуком деревенской волынки
нимфы и пастухи легко танцуют
под сияющим балдахином весны.
Антонио Вивальди: Времена года — Концерт для скрипки ми мажор, соч. 8, No. 1, RV 269, «La primavera» (Весна) — III. Аллегро (Алан Лавдей, скрипка; Академия Святого Мартина в полях; Невилл Марринер, конд.)
В качестве примечания: если мы посмотрим на оперу Вивальди Джустино , написанную в 1723 году и премьера которой состоялась в январе 1724 года в Риме во время карнавального сезона, мы увидим отголоски The Four Сезоны , написанные 3 года назад. В середине действия I есть небольшая короткая симфония, и мы можем услышать, что Вивальди сделал с темой из первой части своего нового концерта.
Антонио Вивальди: Джустино — Акт I: Симфония: Аллегро (Алессандро Страделла Консорт; Эстеван Веларди, конд.)
© HowStuffWorks
Проходя сквозь времена года, мы подходим к самому ожидаемому: Лето. Жаркие дни, легкий ветерок, случайные грозы, нарушающие тишину.
Вивальди использует контраст между все еще жарким днем и жестокостью штормов, чтобы прервать работу и сделать ее более драматичной, чем можно было бы предположить, просто исходя из названия. Удивительно, но работа соль минор, что намекает на то, что все не из приятных летних игр.Поэзия сосредоточена на сельской местности, с пастухами на холмах, ищущими спасения от солнца под редкими деревьями. Ветры дуют, но не для того, чтобы успокоить, а чтобы добавить драмы в воздух.
Allegro non molto
В тяжелое время года, загорелые солнцем
Человек и стадо и томятся, и сосны горят.
Мы слышим голос кукушки; за которыми следуют
сладких песен о горлице и зяблике.
Мягкий ветерок шевелит воздух, но, угрожая,
Северный ветер внезапно сметает их в сторону.
Пастух дрожит,
опасаясь сильных бурь и своей судьбы.
Антонио Вивальди: Времена года — Концерт для скрипки соль минор, соч. 8, No. 2, RV 315, «L’estate» (Лето) — I. Allegro non moto (Мишель Швальбе, скрипка; Эберхард Финке, виолончель; Хорст Гебель, клавесин; Берлинский филармонический оркестр; Герберт фон Караян, конд.)
Пастух все еще на холме, но не может отдыхать из-за надвигающейся бури. И, что еще хуже, мухи вышли, чтобы беспокоить его и его стадо.
Adagio e piano — Presto e forte
Страх перед молнией и свирепым громом
Не дает покоя его усталым конечностям
Как мошки и мухи неистово гудят вокруг.
Антонио Вивальди: Времена года: Концерт для скрипки соль минор, соч. 8, No. 2, RV 315, «L’estate» (лето): II. Адажио (Мишель Швальбе, скрипка; Эберхард Финке, виолончель; Хорст Гёбель, клавесин; Берлинский филармонический оркестр; Герберт фон Караян, конд.)
Наконец, наступает буря — гром и молния, и дождь вокруг.
Presto
Увы, его опасения оправдались.
Небеса гром и рев; и град
Срезает колосья пшенице и повреждает зерно.
Антонио Вивальди: Времена года — Концерт для скрипки соль минор, соч. 8, No. 2, RV 315, «L’estate» (Лето) — III. Престо (Мишель Швальбе, скрипка; Эберхард Финке, виолончель; Хорст Гёбель, клавесин; Берлинский филармонический оркестр; Герберт фон Караян, конд.)
В представлении Вивальди о человеке в мире человек является жертвой физического насилия природы — лето становится временем страха, а не временем игр.Это совершенно иное видение сезона, чем мы обычно видим или слышим.
Будет следующей осенью и зимой.
Чтобы узнать больше о лучших произведениях классической музыки, подпишитесь на нашу электронную рассылку
Vivaldi — The Four Seasons
«Времена года», написанные в 1723 году, — одно из самых известных сочинений Вивальди для скрипки в стиле барокко.Вот совершенно особенное исполнение одного из движений одного из лучших камерных оркестров Европы.
Мы обычно ассоциируем Вивальди с Венецией и итальянским солнцем. Однако оркестр взял «Зиму» из The Four Seasons и превратил ее в нечто совершенно иное.
Камерный оркестр Арктической филармонии решил исполнить этот шедевр в одном из самых северных мест на Земле, на Телеграфбукте, в Тромсё, далеко за Полярным кругом в Норвегии.Художественный руководитель оркестра и звездный скрипач Хеннинг Краггеруд исполняет сольные пассажи в отдельном кадре, снятом в снегу, льду и волшебном арктическом свете.
На их канале YouTube есть гораздо больше от Arctic Philharmonic (звукорежиссером этого невероятного видео был Асл Карстад, а создателем и редактором видео был Ховард Билсбак).
Подробнее об этих невероятных концертах …
Вивальди написал так много концертов, что, подобно Гайдну и его симфониям, для простоты использовал прозвища, а не числа.Каждый концерт из его Four Seasons соответствует разному времени года, поэтому нетрудно догадаться, как он назвал это конкретное произведение.
Музыка сопровождается прекрасными итальянскими сонетами, возможно, написанными самим Вивальди после того, как он был вдохновлен картинами времен года художника Марко Риччи. На некоторых концертах даже принято, что рассказчик перед выступлением читает стихи, чтобы оживить музыкальную историю.
Прислушайтесь к текстуре музыки, представляющей зиму, с пронзительным звуком струн, немного напоминающим холодный ледяной дождь.Есть также более описательные ярлыки, разбросанные по всем движениям: вторая часть Spring частично обозначена как «лай собаки», в то время как одна часть «Autumn» говорит «пьяные уснули». Летом вы даже можете услышать страстную грозу с приятной музыкой, представляющей теплый августовский вечер.
История четырех сезонов Вивальди
Антонио Вивальди (1678–1741) был плодовитым композитором XVIII века в стиле барокко, написавшим более 500 концертов.Около 230 из этих концертов были написаны для скрипки. Самым известным из всех произведений Вивальди является скрипичный концерт «Времена года» («Le quattro stagioni»).
Прочтите наш пост 17 удивительных фактов о Вивальди , чтобы узнать больше о композиторе. Сегодня мы хотим сосредоточиться на истории «Времен года».
«Времена года» Вивальди: радикальный концерт для скрипки
Молодым людям 21 века может быть сложно представить любое музыкальное произведение как «радикальное».В мире современной поп-культуры «радикальная» музыка означает включение ненормативной лексики, уничижительных или бунтарских высказываний и настроений.
В период барокко идея радикальной музыки отклонялась от традиционного образа жизни. Среди других «радикальных» композиторов-классиков своего времени — Моцарт и Стравинский. Однако, в отличие от этих композиторов, историки не могут утверждать, что «Времена года» Вивиалида вызвали какие-либо беспорядки. Тем не менее, первые выступления в Италии, Франции и на всем европейском континенте вызвали частые посетители концертов и теоретиков музыки, которые не знали, что им делать с его новомодными музыкальными представлениями.
Изобретательная музыкальная программа Вивальди
Одна из причин уникальности композиции Four Seasons Вивальди заключается в том, что это была одна из первых классических композиций, воплощавших и следовавших динамической музыкальной программе. Вы, вероятно, знакомы с концепцией «музыкальной программы», в которой музыка сочетается с определенным текстом. На самом деле, этот стиль исполнения не был популярен до эпохи романтизма.
Однако «Времена года» — это музыкальная партитура, созданная в честь четырех описательных сонетов о каждом сезоне (всего четыре сонета).Никто не знает, откуда берутся сонеты, поэтому большинство историков ссылаются на слух о том, что Вивальди написал сонеты сам.
Щелкните здесь, чтобы прочитать сонеты на итальянском и английском языках.
Движения «Времена года» на самом деле являются частью более крупной группы из 12 концертов, включая «Времена года». Более крупная работа называется Il cimento dell’armonia e dell’inventione, или «Соревнование между гармонией и изобретением».
Кстати об изобретениях и инновациях…
Формат программы был одним из «радикальных» нововведений, реализованных Вивальди, как и некоторые техники, необходимые Вивальди для исполнения пьесы. В то время как он был любителем оперы, блестящий ум Вивальди был очарован идеей описать пейзажи или сцены таким образом, чтобы это соответствовало человеческому поведению и эмоциям, но без использования определенных слов в музыке.
Итак, в то время как «Времена года» были написаны в честь тем, изложенных в ранее связанных сонетах, Вивальди сочинил музыку таким образом, чтобы техническая игра и интерпретации струнных музыкантов рассказывали историю — без повествования.
Он также включил уникальные динамические инструкции, которые остаются неизменными в партитуре сегодня. Музыканты используют свое воображение и воображение дирижера, чтобы интерпретировать то, что Вивальди представлял себе в голове, когда писал ноты музыкантам. Например, попросить скрипачей сыграть «как спящий пастух» или альтистов представить «лающую собаку».
Также стоит отметить, что концертного формата в том виде, в каком мы его знаем, в то время еще не существовало. На самом деле это был Вивальди, и такие пьесы, как «Времена года», разделяющие сольные инструменты (часто скрипку) при поддержке камерного ансамбля, дали начало той концертной форме, с которой мы знакомы сегодня.
Участник раннего феминистского движения
Помимо музыкального гения и страсти Вивальди к опере, он ценил женщин и то, что они могли выделить Вивальди среди многих его современников. Вивальди написал «Времена года» между 1720 и 1723 годами, работая в «El Pio Ospedale della Pieta», школе для девочек-сирот. Он работал там маэстро де Виолино (педагог по игре на скрипке) и написал некоторые из своих самых известных произведений в то время.
Хотя мы не можем сказать, что он был настоящим феминистом, мы не можем не ценить тот факт, что Антонио Вивальди провел значительную часть своей трудовой жизни (1703–1733 гг.), Наставляя молодых талантливых музыкантов. И с такими талантами и славой, как у него, у него, безусловно, был выбор в этом вопросе.
В честь этого мы рекомендуем подарить себе 48-минутный и 54-секундный подарок очень талантливой скрипачке Янин Янсен, которая сыграет «Времена года» Антонио Вивальди на Международном фестивале Камермузек в 2014 году.Наслаждайтесь прослушиванием повествования, которое музыкальный гений Вивальди воплощает в жизнь в воображении.
SLSO подарила американскую премьеру «Времена года» Вивальди
Чак Лавацци
Антонио Вивальди «Времена года», серия скрипичных концертов в стиле барокко, является популярным произведением среди исполнителей и публики. Он также имеет долгую и значительную историю с SLSO. Но прежде чем мы перейдем к этому, остановимся на некоторой предыстории.Сочиненный примерно в 1720 году (как и во многих аспектах жизни Вивальди, даты туманны), The Four Seasons первоначально был издан как часть набора из 12 концертов под названием Il cimento dell’armonia e dell’inventione («Соревнование между Гармония и изобретение »). Каждый из четырех концертов из трех частей описывает — часто ярко — аспекты определенного сезона. Они даже сопровождались сонетами (анонимными, но, возможно, самим Вивальди), которые содержат повествования для каждого концерта. Совместите эту почти кинематографическую картину тонов с даром мелодии Вивальди, и вы получите музыку, которой суждено было стать популярной.Так было, по крайней мере, во времена Вивальди. Однако после его смерти все изменилось. Интерес к его творчеству угас, а копии его музыки было трудно найти.
«В течение почти 200 лет, — пишет Питер Гутманн на сайте classicnotes.net, — Вивальди был исторической сноской, хотя и несколько влиятельной… Его единственное прочное признание пришло из горячего восхищения Бахом, который смоделировал свой собственный концертный стиль по образцу Вивальди. и адаптирован для клавишных девяти скрипичных концертов Вивальди (хотя приверженцы Баха имели тенденцию пренебрегать источником).” Ситуация начала меняться в 1926 году, когда в школе-интернате в Пьемонте был обнаружен огромный тайник старых рукописей, в том числе сотни произведений Вивальди. Он вызвал интерес ученых и дирижеров, в том числе Бернардино Молинари (1880-1952), который тогда был дирижером Академии Санта-Чечилия.
Бернардино Молинари был приглашенным дирижером в SLSO в январе 1928 года. В течение месяца он руководил выступлениями оперы Вивальди «Времена года», ставшей премьерой в США.Он также, как оказалось, собирался стать приглашенным дирижером в Св.Симфонический оркестр Луи. Книга 1962 года «Великая оркестровая музыка: сокровищница программных нот» под редакцией Джулиана Симана (Collier Books, 1962) помогает объяснить, что произошло потом. Его запись на The Four Seasons является краткой, но включает этот провокационный абзац, приписываемый покойному Лоуренсу Гилману (1878-1939), музыкальному критику New York Herald-Tribune: «Они [концерты] были опубликованы в современном издание подготовлено Бернардино Молинари в 1927 году. Г-н Молинари дал первые американские выступления полного сочинения с оркестром Св.Симфонический оркестр Луи в январе 1928 года ». Примечания к будущей программе SLSO для В Four Seasons указано, что первое выступление SLSO состоялось 20 февраля 1953 года с Владимиром Гольшманном на подиуме. Но если Гилман прав, первый спектакль был на 25 лет раньше, да еще и американская премьера. Очевидно, потребовалась некоторая детективная работа, чтобы определить, какая учетная запись верна. После просмотра 1928 экземпляров St. Louis Post-Dispatch в центральном офисе Публичной библиотеки Сент-Луиса стало ясно, что и программные примечания, и Гилман по-своему правы.Молинари действительно дирижировал The Four Seasons в январе 1928 года, но он растянул четыре концерта на целый месяц — «как в журнальных сериалах», как критически заметил в газете музыкальный критик Томас Б. Шерман. его обзор первого набора концертов. «Весна» была исполнена в паре концертов в пятницу и субботу, 6 и 7 января. «Лето» было на следующей неделе, а последние два концерта были даны на концертах 27 января и 28. Шерман любил исполнение SLSO, в любом случае, он назвал его «заискивающим, теплым и прозрачным» и описал струны как «богатые и цельные.” Итак, да, первое выступление SLSO The Four Seasons за одну ночь было в 1953 году. Но оркестр играл музыку намного раньше, и, очевидно, представил ее в США.
Чак Лавацци — Старший критик по исполнительскому искусству в KDHX и рецензировал концерты SLSO с 2002 года.
«Времена года» Вивальди: анализ и структура — видео и стенограмма урока
Весна: Концерт No.1 ми мажор
Первый сезон творчества Вивальди — весна. Сонеты, связанные с движением, можно перевести как:
«Пришла радостная весна
птицы приветствуют ее своей веселой песней,
и ручьи на легком ветру,
текут со сладким журчанием. »
Это то, что нужно слушать в музыке. Скрипки имитируют щебетание птиц и журчание ручьев, но затем меняют тон, когда приближается гроза.Оркестр имитирует раскаты грома; после того, как они отступают, маленькие птички возвращаются.
Вторая часть медленная и величественная, в музыкальном плане описывающая пастуха, спящего на цветущем лугу со своей собакой рядом с ним. Сцена безмятежная и идиллическая, запечатлевшая мирное праздность весны.
Третья часть изображает деревенский крестьянский танец. В стихотворении описываются нимфы и пастухи, танцующие под праздничные звуки. Оркестр представляет веселую мелодию, а также звуки радостного сборища людей.
Лето: Концерт № 2 соль минор
Описание Вивальди лета года соотносится со стихотворением о знойной погоде. Сильный, ленивый зной начинает сменяться прохладным освежающим ветерком в сопровождении пения разных птиц. Однако второстепенные аккорды и драматические оттенки предупреждают, что этот ветерок может превратиться в шторм. Пастух забеспокоился.
В «Лето» второе движение начинается медленно, но ускоряется по мере того, как пастырь становится более осведомленным о приближающейся буре.Оркестр имитирует не только гром, но и яростно жужжащих насекомых. Это совсем другой тон, чем то, что мы слышали до сих пор.
Последнее движение было поспешным, тревожным и драматичным, поскольку пастырь понимает, что шторм настолько силен, как он боялся. Сильная гроза обрушивает град на близлежащие посевы. Оркестр запечатлел грозу, ветер и град, а также беспокойство пастуха, ставшего свидетелем этой бури.
Осень: Концерт № 3 фа мажор
От летней жары и бурь мы переносимся в прохладные благословения осени .В целом, этот раздел оптимистичен и радостен, поскольку крестьяне празднуют обильный урожай. То, что посевы пережили летние бури, — это облегчение. Крестьяне напиваются до засыпания.
Часть вторая изображает мирный сон после праздника урожая. В стихотворении описывается прохладный ветерок, заменяющий песни и танцы. В оркестре праздничная музыка сменяется мирными мелодиями. Единственный пункт в повестке дня — приятный сон.
Последняя часть снова оптимистична, на этот раз более драматична.Сцена представляет собой охоту, поскольку продолжается празднование урожая. Музыка изображает радость и торжество охотников, а также панику и смерть добычи. Это предвещает грядущие события, поскольку живая осень начинает переходить в зиму.
Зима: Концерт № 4 фа минор
В последнем разделе рассказывается о Winter , начавшемся с самого окончательного из зимних переживаний: отморозки задницы. Оркестр записал в стихотворении описание стука зубов, пронизывающего ветра и ледяного снега.Темп приподнятый, но не по-праздничному. Вместо этого мы слышим, как человек бегает и топает ногами, чтобы не замерзнуть.
К счастью, есть отсрочка. Вторая часть апатична, поскольку наш осажденный обитатель находит теплый очаг и, как сказано в одном из переводов, может «с удовольствием отдыхать» рядом с ним. Однако под теплой расслабляющей музыкой все еще остаются намеки на шторм на улице. Трели и яркие ноты — это те, которые все еще застали под ледяным дождем и ветром.
Последнее движение начинается с пробуждения осторожного перехода по ледяной дорожке, затем скольжения, падения и быстрого отталкивания от льда из-за страха, что он треснет.Наконец, музыка ведет нас внутрь помещения. Хотя ветер все еще пробирается сквозь трещины, чувствуется покой. В распространенном переводе Вивальди заканчивает мыслью: «Это зима, которая, тем не менее, приносит свои прелести».
Значение
Итак, что все это значит? Зачем Вивальди взялся за такой проект? Four Seasons — это больше, чем просто изображение сезонной погоды. Он исследует наши отношения с природой. Природа может быть грозной и устрашающей или пассивной и приятной.Иногда мы с этим боремся. Иногда мы живем с этим мирно. Темы Вивальди постоянно исследуют эту идею; его структура основана на нем. Концерты «Весна» и «Осень» написаны в мажорной тональности, отражая позитивное отношение к природе. Воздух прохладный, и все хорошо. Разделы «Зима» и «Лето» представлены в минорной тональности и посвящены борьбе с сильной жарой или холодом. Однако их повторяющийся характер и повторение быстрых-медленных-быстрых паттернов движений напоминают нам, что природа существует циклично.Приятные сезоны закончатся, как и суровые. Единственное постоянство состоит в том, что природа определяет большую часть нашей жизни — сезон за сезоном и год за годом.
Краткое содержание урока
Антонио Вивальди был композитором 18-го века, чье самое известное произведение, Времена года , отражает суть всех четырех времен года. Каждый сезон представляет собой свой собственный концерт из трех частей, написанный для скрипки и исполняемый оркестром, и тематически сопровождается стихотворениями, описывающими музыкальные события.Это праздник всех четырех сезонов, идеальный саундтрек в течение всего года.
Музыка без лицензионных отчислений, созданная с Симфоническим оркестром
Музыкальный инструмент
Сортировать по: DefaultNewestPopularNameTempo ↑ Tempo ↓
Фильтры
Драматическая оркестровая реплика, которая начинается с эмбиентных текстур, солирующей трубы и валторны.Струнные играют ведущую роль в захватывающей романтической мелодии. Идеально для этого эпического голливудского ощущения.
Драматический современный оркестровый инструментал с завораживающим звучанием. Очень красиво и загадочно.
Мрачный, драматичный, кинематографический трек.Как и Ханс Циммер, этот трек был записан с живым оркестром в сочетании с семплами и живым вокалистом-сопрано. Бодрость, резкость, взмывание и покалывание в позвоночнике, усиливающееся повсюду.
Задумчивая и атмосферная композиция с захватывающим духом северного холода и племенного ритма. Подходит для эпических пейзажей, исторических / культурных тем, коренных народов и культур, далеких земель и удивительных историй о чудесах и трепете.
Эмоциональный, вдохновляющий кинематографический и оркестровый трек. Трек открывается тихим фортепиано, нарастающим слоями скрипки и виолончели. Поднимающий настроение и эпический аккорд продолжается в основной капле.
Epic Intense Trailer Intro II — это мощное вступление к трейлеру с гибридным оркестром, которое передает интенсивность и драматизм.В нем есть гулкие барабаны, звуки драйвового синтезатора, глубокие валторны, эпические струнные ритмы и потрясающая кульминация.
Торжественный и печальный, Оркестровые струны, тонкая медь и колокол смерти, к которым позже присоединилась хрупкая скрипка соло, Подходит для сцен утраты, печали, смерти, Возможно, после катастрофы или похорон,
Мрачный и напряженный трек в стиле трейлера, начинающийся с тихой драматической пьесы, которая позже переходит в напряженный зловещий блокбастер.Саспенс / Напряжение / Зловещее / Темное.
Фэнтези / приключенческий трек, наполненный удивлением, удивлением и загадочностью. Эпично, грандиозно и размашисто, но при этом мягко и сдержанно. Чудо / Трепет / Мечтательный / Бесплотный / Волшебный.
Страстный, серьезный и несколько печальный трек с полным оркестром, эпическими племенными барабанами и сольным женским голосом. Мощный оркестр и маршевые барабаны контрастируют с хрупким и эмоциональным вокалом. Может быть о человеческой борьбе и угнетении.
Густав Холст: Планеты, соч. 32. III. Меркурий, Крылатый вестник. Полная запись оркестра.
Алессандро Игнацио Марчелло — Концерт для гобоя ре минор, S. Z799: II, Adagio. Аранжировка и запись с живым оркестром.
Георгий Фридрих Гендель: Сюита для музыки на воде № 2, HWV 349. Часть 13: Менуэт ре мажор. Запись живого оркестра. Вариация без клавесина.
Сортировать по: DefaultNewestPopularNameTempo ↑ Tempo ↓
Музыка без лицензионных отчислений, созданная для скрипки
Музыкальный инструмент
Сортировать по: DefaultNewestPopularNameTempo ↑ Tempo ↓
Фильтры
Эмоциональный, вдохновляющий кинематографический и оркестровый трек.Трек открывается тихим фортепиано, нарастающим слоями скрипки и виолончели. Поднимающий настроение и эпический аккорд продолжается в основной капле.
Теплая, успокаивающая и нежная пьеса для фортепиано и скрипки. Элегантно, со вкусом и красиво. Хрупкий и нежный. Меланхоличен, но полон надежд.
Веселая бразильская мелодия в аранжировке для джазового квартета.Яркие, живые и полные жизни.
Традиционный польский / восточноевропейский / славянский / русский / чешский танец, исполняемый с аккордеонами, скрипками и рамным барабаном. Также может относиться к Беларуси, Украине и России. Медленно заводите и увеличивая темп.
Традиционная мелодия для скрипки соло.
Набор старых двойных традиционных ирландских двойных джигов, исполняемых в основном боксом, гитарой и бодхраном, при этом скрипка играет меньшую роль. Cliffs of Moher начинается в 01:05, когда входит гитара.
Запись этой традиционной кельтско-ирландской народной песни с живым исполнением.
Любопытный и причудливый трек с чувством насмешки и легкого озорства. Тайный / Странный / Необычный.
Интенсивный оркестровый инструментал с непринужденной атмосферой с колотящимися литаврами, неистовыми струнными и т. Д.Трейлер фильма выполнен в кульминационном стиле.
Медленное смывание нервных струн с загадочной арфой. Задумчивая, зловещая, тревожная. Красться, ждать. Драматическое подчеркивание, придающее нервозность и напряжение фильму, преступлению, расследованию, засаду, ужасу или мрачной тайне. Соло скрипки вступает позже.
Традиционная польская народная песня в исполнении женского вокала, скрипки, аккордеона и рамочного барабана.Доступна как вокальная версия, так и инструментальная версия с ведущим аккордеоном или сука билгорайска. Украина, Венгрия, Болгария и др.
Простое трогательное соло на фортепиано. Легкие, настойчивые струны входят и толкают музыку вперед. Обладает неизменно милым, обнадеживающим и немного сентиментальным настроением.
Запись этой традиционной кельтско-ирландской народной песни с живым исполнением.