Антонио Вивальди «Времена года» — Классика
Ещё при жизни Вивальди прославился как выдающийся знаток оркестра, он первым стал использовать многие колористические эффекты, значительно развил технику игры на скрипке. Но после своей смерти был забыт почти на 200 лет…
В 20-х годах XX в. итальянский музыковед А. Джентили случайно обнаружил уникальное собрание сочинений композитора (рукописи), которое состояло из 300 концертов, 19 опер, духовных и светских вокальных сочинений. С этого времени и началось возрождение былой славы Антонио Вивальди.
А уже в наше время этой славе способствовало эмоциональное исполнение 3 части «Лето» из «Времён года» Вивальди скрипачкой Ванессой Мэй.
Краткая биография Антонио Вивальди
Антонио ВивальдиАнто́нио Лю́чио Вива́льди (1678-1741) – итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII в. Один из крупнейших музыкантов эпохи барокко. Широкое признание в Европе получил ещё при жизни.
Будущий композитор родился в Венеции 4 марта 1678 г. в семье скрипача, который позже стал главным скрипачом в капелле собора святого Марка. О детстве Вивальди мало сведений, известно лишь, что он был старшим из 6 детей и что обучался игре на скрипке и клавесине. Скорее всего, именно отец и был первым музыкальным учителем Антонио. С 10 лет Антонио уже замещал отца в капелле собора святого Марка, играя на скрипке. В дальнейшем он принял решение стать священником и в 1693 г. был пострижен в монахи, а в 1703 г. рукоположен в сан священника.
Про другие шедевры:
Он был слаб здоровьем, поэтому через некоторое время перестал служить мессу, а затем был отрешён из сана священника.
В 1703 г. Вивальди поступил на службу преподавателем по классу скрипки в консерваторию церковного приюта «Пиета», одну из лучших музыкальных школ для девочек, а позже стал дирижёром оркестра и руководителем концертов, в его обязанности входило сочинение музыки для светских и духовных концертов.
В 1713 г. Вивальди написал своё первое произведение, трехактную оперу «Оттон на вилле» на сюжет римской истории, а всего композитору приписывают более 90 опер. Его произведения имели успех, он получал многочисленные заказы, но педагогическую работу также не оставлял.
И. С. Бах «для удовольствия и поучения» собственноручно переложил 9 скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа.
В 1740 г., незадолго до смерти, Вивальди отправился в свое последнее путешествие в Вену. Неясны причины его внезапного отъезда.
Всеми забытый, больной и без средств к существованию он скончался в Вене 28 июля 1741 г. от воспаления, вызванного простудой. Похоронен на кладбище для бедняков. Месяц спустя сёстры Маргарита и Дзанетта получили извещение о кончине Антонио. Вскоре после смерти имя выдающегося композитора было забыто.
«Времена года» Антонио Вивальди (1723)
Название этого произведения переводится не совсем точно. Правильное название – «Четыре времени года». Как будто бы одно и то же, но не совсем. Дело в том, что содержание цикла Вивальди несколько богаче, чем просто музыкальные картинки, рисующие природу. Он подразумевал разный возраст человека, от рождения до смерти (весна – пробуждение природных сил, лето – расцвет природы и личности человека, осень – начало увядания, а зима – конец жизни или старость). Такие символические намёки и побочные смыслы были характерны для времени барокко. Это было ясно любому тогдашнему просвещённому слушателю. Но в данном цикле Вивальди достиг высоты музыкальной изобразительности и безукоризненной формы, именно поэтому «Времена года» являются шедевром музыкального искусства.
Это лишь предполагаемый портрет Вивальди, так как подписи его фамилии на нём нет. Автор – Франсуа Морелон дё ля Кавэ (1723)Четыре концерта этого цикла уже во время Вивальди произвели неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством. Каждый концерт (а всего их 4) соответствует одному времени года. Он разделен на три части (по три месяца каждого времени года). Каждый из концертов сопровождается сонетом. Существует мнение, что Вивальди был автором не только музыки, но и стихов, которые являются предпосылкой и литературной программой музыки.
Содержание цикла
Концерт №1 ми мажор «Весна»
А. Милюков «Итальянский пейзаж»«Пришла весна»
«Спящий пастух»
«Деревенский танец»
Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Беззаботная мелодия начала передаёт радостные чувства, связанные с приходом весны. Пение птиц имитирует скрипка, а затем оркестр передаёт звуки грома. Каждый, наблюдавший весну в деревне, может создать свой образ весны. Звуки скрипки, пассажи напоминают о той радости, которую испытывает человек в начале жизни и в начале весны.
Концерт №2 соль минор «Лето»
Левитан Исаак «Лето»«Жара. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Плач крестьянина»
2) «Адажио»
3) «Летняя гроза»
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоён простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
Первая часть концерта построена на контрасте: вначале жара и притихшая природа, затем – приближение стихии. И вот потоки воды устремляются вниз, на землю… Их рисуют бурные пассажи гамм.
Концерт №3 фа мажор «Осень»
Левитан «Золотая осень»«Танец и песня крестьянских парней»
2) «Спящие пьяные»
3) «Охота»
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.
Праздник урожая – это веселье, разноцветные краски, жизнерадостное настроение.
Сцены охоты очень точно переданы музыкальными звуками и разнообразием инструментов.
Концерт №4 фа минор «Зима»
Шишкин «Зима»Allegro non molto
2) Largo
3) Allegro
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И с севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
Зимние картины не столь радостны, но в каждом времени года и в каждом возрасте есть свои преимущества – вот главная мысль этого концерта.
Конечно, пересказывать содержание музыкального произведения – дело неблагодарное и безуспешное. Музыку надо слушать, слушать и слушать! Мы старались лишь помочь Вам в этом, заинтересовать, чтобы Вы в полной мере могли насладиться музыкой и лучше понять этот музыкальный шедевр.
А. Вивальди. Времена года. Весна — Ресурсный центр Музыка
Скрипичные концерты «Времена года» («Four Seasons») — самое известное произведение итальянского композитора Антонио Вивальди и одно из популярнейших музыкальных произведений эпохи барокко. В данном цикле Вивальди достиг высоты музыкальной изобразительности и безукоризненной формы, именно поэтому эти шедевры музыкального искусства пережившие и славу, и забвение, до сих пор всенародно любимы в любой стране.
Написаны концерты в 1723 году и еще при жизни Вивальди произвели неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством.
Каждый из 4-х концертов посвящен одному из времен года. В свою очередь, каждый концерт состоит из 3-х частей (по три месяца каждого времени года). Каждому из концертов соответствует сонет, сочиненный, по мнению специалистов, самим Антонио Вивальди и в котором заложена литературная программа музыки.
Весна — это первый концерт из цикла «Времена года».
В нем при помощи музыки знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы.
Сонет Весна:
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пе с.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Сопровождающий прекрасную музыку сонет, Вивальди также разделил на три части: в первой выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй мирным сном спит пастушок, а в третьей – пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.
Беззаботная мелодия 1-го концерта передает радостные чувства, связанные с приходом весны. Пение птиц имитирует скрипка, а затем оркестр передает звуки грома. Каждый, наблюдавший весну в деревне, может создать свой образ весны. Звуки скрипки, пассажи напоминают о той радости, которую испытывает человек в начале жизни и в начале весны.
Содержание цикла Вивальди гораздо богаче, чем просто музыкальные картинки, рисующие природу. Любому тогдашнему просвещенному слушателю было ясно, что автор музыки подразумевал разный возраст человека, от рождения до смерти (весна – пробуждение природных сил, лето – расцвет природы и личности человека, осень – начало увядания, а зима – конец жизни или старость). Такие символические наме ки и побочные смыслы были характерны для времени барокко и понятны людям той эпохи.
Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром».
Радостная беззаботная мелодия в первой части весеннего цикла — Allegro — часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка и летняя гроза.
Вторая часть – Largo – мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт – мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть.
Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта – ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса».
Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую. Настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы. Главным героем цикла выбрал солирующую скрипку и смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок! выбрал солирующую скрипку,
Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269
По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии и для весны это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки землей.
Автор: Венская И.С.
Антонио Вивальди, композиторы, концерты, оркестр, симфоническая музыка, скрипка
Антонио Вивальди | Биография, сочинения и факты
Антонио Вивальди
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 4 марта 1678 г. Венеция Италия
- Умер:
- 28 июля 1741 г. (63 года) Вена Австрия
- Известные работы:
- «Концерт для четырех скрипок и виолончели си минор, соч. 3, № 10» «Концерт для двух труб до мажор» “Оттон на вилле” «Четыре сезона» «Концерт для скрипки си минор»
- Механизм/стиль:
- Музыка барокко
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Антонио Вивальди , полностью Антонио Лучио Вивальди , (родился 4 марта 1678, Венеция, Венецианская республика [Италия] — умер 28 июля 1741, Вена, Австрия), итальянский композитор и скрипач, оставивший решающую на форму концерта и стиль инструментальной музыки позднего барокко.
Главным учителем Вивальди, вероятно, был его отец, Джованни Баттиста, который в 1685 году был принят скрипачом в оркестр базилики Сан-Марко в Венеции. Антонио, старший ребенок, готовился к священству и был рукоположен в 1703 году. Его характерные рыжеватые волосы позже принесли ему прозвище Il Prete Rosso («Красный священник»). Он сделал свое первое известное публичное выступление, играя вместе со своим отцом в базилике в качестве «сверхштатного» скрипача в 1696 году. Он стал превосходным скрипачом, а в 1703 году он был назначен мастером скрипки в Ospedale della Pietà, приюте для подкидышей. Пьета специализировалась на музыкальном обучении своих женских подопечных, а те, у кого были музыкальные способности, были назначены в ее превосходный хор и оркестр, чьи высоко оцененные выступления помогли учреждению в поисках пожертвований и наследия. Вивальди имел дело с Пьетой на протяжении большей части своей карьеры: как скрипичный мастер (1703–09; 1711–15), руководитель инструментальной музыки (1716–17; 1735–38) и оплачиваемый внешний поставщик сочинений (1723–29; 1739–40).
Вскоре после рукоположения в священники Вивальди отказался от служения мессы из-за хронического заболевания, которым, как считается, была бронхиальная астма. Несмотря на это обстоятельство, он серьезно относился к своему статусу светского священника и даже заслужил репутацию религиозного фанатика.
Самые ранние музыкальные композиции Вивальди датируются его первыми годами в Пьете. Печатные сборники его трио-сонат и сонат для скрипки появились соответственно в 1705 и 1709 годах., а в 1711 году его первый и самый влиятельный набор концертов для скрипки и струнного оркестра (Opus 3,
Викторина «Британника»
Композиторы и их музыка
Вивальди дебютировал как сочинитель духовной вокальной музыки в 1713 году, когда хормейстер Пьеты оставил свой пост и учреждению пришлось обращаться к Вивальди и другим композиторам для новых сочинений. Он добился больших успехов со своей духовной вокальной музыкой, за которую позже получил заказы от других учреждений. Еще одно новое поле деятельности для него открылось в 1713 году, когда вышла его первая опера «9».0043 Ottone на вилле , произведено в Виченце. Вернувшись в Венецию, Вивальди сразу же погрузился в оперную деятельность в парных ролях композитора и импресарио. С 1718 по 1720 год он работал в Мантуе директором светской музыки у губернатора этого города принца Филиппа Гессен-Дармштадтского. Это был единственный постоянный пост, который когда-либо занимал Вивальди; он, кажется, предпочел жизнь композитора-фрилансера из-за гибкости и предпринимательских возможностей, которые она предлагала. Основными произведениями Вивальди в Мантуе были оперы, хотя он также сочинял кантаты и инструментальные произведения.
1720-е годы были зенитом творчества Вивальди. Снова обосновавшись в Венеции, но часто путешествуя по другим местам, он поставлял инструментальную музыку покровителям и клиентам по всей Европе. Между 1725 и 1729 годами он доверил пять новых сборников концертов (опусы 8–12) преемнику издателя Роже, Мишелю-Шарлю Ле Сену.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
В 1726 году контральто Анна Джиро впервые спела в опере Вивальди. Родившись в Мантуе около 1711 года, она уехала в Венецию, чтобы продолжить карьеру певицы. Голос у нее был не сильный, но она была привлекательна и хорошо играла. Она стала частью окружения Вивальди и незаменимой примадонной его последующих опер, породив слухи о том, что она была любовницей Вивальди. После смерти Вивальди она продолжала успешно выступать в опере, пока не покинула сцену в 1748 году, чтобы выйти замуж за дворянина.
В 1730-х годах карьера Вивальди постепенно пошла на спад. Французский путешественник Шарль де Бросс в 1739 году с сожалением сообщил, что его музыка больше не в моде.
Импресарианские набеги Вивальди все чаще заканчивались неудачей. В 1740 году он отправился в Вену, но заболел и не дожил до постановки там своей оперы «Ораколо в Мессении » в 1742 году. Простота его похорон 28 июля 1741 года позволяет предположить, что он умер в значительной бедность.После смерти Вивальди его огромная коллекция музыкальных рукописей, состоящая в основном из партитур с автографами его собственных произведений, была переплетена в 27 больших томов. Сначала их приобрел венецианский библиофил Якопо Соранцо, а затем граф Джакомо Дураццо, покровитель Кристофа Виллибальда Глюка. Вновь обнаружен в 1920-х годов эти рукописи сегодня являются частью коллекций Фоа и Джордано Национальной библиотеки в Турине.
История «Времена года» Вивальди: все об этом знаменитом концерте
История «Времена года» Вивальди: все об этом знаменитом концерте | Я Музыка ВенецианиБлог
История «Времен года» Вивальди: все об этом знаменитом концерте
Начнем с Opus 8, который представляет собой набор из 12 концертов (включая наши собственные), который по-итальянски называется «9». 0082 Il cimento dell’armonia e dell’invenzione »— Конкурс между гармонией и изобретательностью. Другими словами, разум и воображение сталкиваются, борются и примиряются; по крайней мере, таково было намерение композитора. Сборник был составлен Вивальди между 1723 и 1725 годами и был напечатан в Амстердаме в 1725 году. от грубого барокко до модерна сольный концерт .
История «Времен года» Вивальди: рассказываем об инновациях
Что такое сольный концерт ? Мы можем считать Антонио Вивальди изобретателем этого типа концерта. Теперь мы оказываемся перед одним или несколькими солирующими инструментами, которые ведут диалог с остальными инструментами, которые, в свою очередь, должным образом откликаются на импровизации солиста. Повесть «Времена года» Вивальди 9Таким образом, 0083 представляет новый способ организации оркестра: скрипка соло, струнный квартет (первая и вторая скрипки, альт и виолончель) и бассо континуо (клавесин или орган). Другая фундаментальная и новаторская характеристика этих концертов состоит в том, что они представляют собой программную музыку , то есть разновидность чисто описательной музыки.
Картины в музыке: повесть «Времена года» Вивальди
Каждый концерт сопровождается сонетом Антонио Вивальди. По крайней мере, он был предполагаемым композитором; некоторые, наоборот, утверждают, что эти сонеты были сочинены позднее анонимным автором. «Времена года» Вивальди — это настоящая музыкальная картина, повествующая о цикле и смене времен года, каждое из которых имеет свои особенности.
- Пружина : Тональность, выбранная для этого первого концерта, ми мажор, описывает чистый и теплый свет весеннего сезона.
- Лето : Соль минор мягкое и в то же время меланхоличное, как лето, которое окутывает нас своим зноем, но оставляет место проливным дождям, возвещающим о своем уходе.