Владеть собой: ВЛАДЕТЬ СОБОЙ — это… Что такое ВЛАДЕТЬ СОБОЙ? – Дисциплина мысли. Как научиться владеть собой

5 шагов к умению владеть собой

Персональный самоконтроль может создать ту разницу между хорошей жизнью с реализованными планами и мечтами – с одной стороны, и чувством горечи и потери – с другой.

Автор Редакция На чтение 6 мин. Просмотров 902 Опубликовано

Перевод статьи Марка Тайрэлла, гипнотерапевта, сооснователя интернет сайта hypnosisdownloads.com.

Персональный самоконтроль может создать ту разницу между хорошей жизнью с реализованными планами и мечтами – с одной стороны, и чувством горечи и потери – с другой.

Исследования, проводившиеся в течение многих лет, показали, что дети, которые в четырехлетнем возрасте обладают самодисциплиной, и в выборе: одна конфета, но сейчас, или две конфеты, но позже, выбирают второй вариант, с большей вероятностью добиваются успеха в жизни, становясь взрослыми.

Самодисциплина

сама по себе не приводит к успеху, не делает человека более счастливым.

Но известно, что самоконтроль – это не просто лотерея по наследованию генетической предрасположенности к удаче: то, что или есть, или нет (как группа крови или цвет глаз). Мы все можем научиться контролировать свои сиюминутные желания и эмоции. Но как добиться этого? Как можно целенаправленно укрепить самодисциплину?

5 шагов к умению владеть собой:

Шаг первый: качайте свои «мускулы» самодисциплины

Обратите внимание на слова, которые мы используем, говоря о самодисциплине. Мы говорим о «сильной» или «слабой» воле: совсем как о мышцах. И, в соответствии с исследованиями, чем больше времени вы тратите на самоконтроль, тем более сильным он становится.

Тренировка в каком-то одном направлении (например, работа над заветным проектом определённое количество времени каждый день) начнёт укреплять самодисциплину в других сферах. Например, в умении говорить «нет» на какие-то приглашения, куда вы могли бы пойти раньше и послушать чужие проблемы. Итак, каждое упражнение будет влиять на общее состояние самодисциплины. Но, к сожалению, у дисциплины есть и другие свойства.

Шаг второй: не «перезанимайтесь»!

Тренировки каждый день, день за днём, поднятия тяжестей часами, в конце концов, не сделают вас сильнее, поскольку чересчур интенсивные занятие начнут ослаблять мышцы, сделают их уязвимыми.

Точно так же люди, которые обещают «с 1-го января начать новую жизнь» и сразу нагружают себя большим количеством обязательств, в конечном итоге часто заканчивают ещё большей потерей самоконтроля. Когда мы тренируем свою мускулатуру, в ней сгорает природный сахар (гликоген), и это приводит к потере мышцами силы и необходимости сделать передышку. То же самое касается и самодисциплины. Удивительно, но, практикуя самодисциплину, вы точно так же сжигаете гликоген в своём организме, как если бы вы занимались физической тренировкой. Установлено, что стабильный уровень сахара в крови помогает добиться бОльших успехов в самоконтроле. Так что решите, в каком направлении вы будете практиковать самодисциплину, и не переусердствуйте, пытаясь осилить всё и сразу.

Шаг третий: опасайтесь перфекционизма

Стремление сделать всё на высоком уровне может парадоксальным образом сказаться на качестве и эффективности общего результата. Не забывайте, что резкое увеличение активности вызывает в организме отток глюкозы. Перфекционизм мешает выделить главное в том или ином деле, заставляя концентрировать своё внимание абсолютно на всём, на ненужных мелочах. Чувство необходимости контроля всех без исключения аспектов деятельности, в том числе тех, которые вам не нужны (например, что думают и говорят остальные люди) – это потеря энергии, которая могла бы быть приложена там, где это действительно необходимо. Тяга к перфекционизму заставляет нас раньше сдаваться и бросать начатое, а также вызывает сомнения: «Если это не может быть сделано так, как хочется мне, то и возиться не стоит!»

Так что напоминайте себе, что вы – всего лишь человек, и что вам простительно делать ошибки, прежде чем выйти на более высокий уровень самодисциплины.

Шаг четвёртый: чётко представляйте себе последствия своих действий

Дети из исследования по самодисциплине, которое упоминалось в начале текста, могли вести себя двумя способами. Те, кто отказывался от одной конфеты сейчас, чтобы получить позднее две конфеты, отличались более развитым воображением. Это хороший пример того, как может быть использовано воображение – один из прекраснейших инструментов человека (но не стоит злоупотреблять этим, доводя себя до излишнего беспокойства). При необходимости задействовать самодисциплину и управлять своими эмоциями, просто представьте позитивный результат такой работы, который будет значительно превосходить тот, что имеется сейчас. Кто-то использует для этого гипноз, очень мощный инструмент для усиления воображения, который помогает остро ощутить будущую реальность.

Шаг пятый: напоминайте себе о том, кто вы и к чему стремитесь

Когда мы чувствуем себя слабыми, мы можем попасть в ловушку «настоящего» (иногда «жить одним днём» не так уж и здорово). Но достоверно установлено, что когда мы поддаёмся какому-либо искушению, напоминание наших основных идей, ценностей вслух или про себя может дать нам необходимый заряд самодисциплины и энергии. Такое упражнение позволяет нам отказаться от «тоннельного» зрения и освещает более крупную картину. Например, в следующий раз, когда вас будет магнетически тянуть к пончикам, скажите себе: «Здоровье и красота моего тела являются важными для меня!». Или если ситуация подталкивает вас на некорректные действия по отношению к какому-то человеку, скажите себе: «Быть порядочным человеком важно для меня!». Попробуйте.

Напоследок хотелось бы напомнить слова древнеримского поэта Горация: «Управляй своим умом, или им будут  управлять желания».

А также 22 совета по развитию самодисциплины:

[sociallocker]1. Давай себе небольшие задания на разное время суток.
2. Расписание задач составляй утром и вечером.
3. Не уделяй более 15 минут на выполнение одной задачи.
4. Дождись назначенного часа для выполнения задачи.

5. Работай в таком режиме минимум 2 месяца.

Это поможет тебе сконцентрироваться на приоритетных задачах. Акцентируй внимание на начале выполнения задачи, а не на ее завершении.

6. Не действуй импульсивно, дождись наступления времени для выполнения задачи согласно расписанию.
7. Следи за выполнением задачи, записывай достижения.

Ведение подобных записей поможет тебе определить количество времени для выполнения задачи.

8. Заполни оставшееся время мелкими задачами.
9. Не решай одну задачу в один день. Разбей большую задачу по времени на неделю так, чтобы она не занимала целиком твой день.
10. Будь решительна.
11. Соблюдай график и не трать больше времени на решение задачи чем запланировала.
12. Выполняй рекомендации по отношению к своей домашней работе и другим целям.
Следуя этим советам, ты прекратишь хвататься сразу за все дела.
13. Веди журнал для контроля начала и завершения работы.

14. Контролируй прогресс.

Это поможет тебе определить, насколько эффективно ты работаешь, и стоит ли это затраченного времени.

15. Составь с утра список задач, которые ты желаешь решить сегодня.
16. Скорректируй этот список с учетом приоритетов.
17. Приступи к выполнению важнейших задач.
18. Поступай так некоторое время, чтобы понять, что у тебя выработалась необходимая привычка.
19. Вырабатывай эту полезную привычку регулярно.
20. Не пугайся препятствий.
21. Появление неудач – естественный процесс.
22. После кратковременной паузы снова возьмись за дело.

Совмести старые привычки с новыми. Привыкнув пить чай, приучи себя в это же время составить список приоритетных задач.

Создай календарь своих успехов в удобном для тебя месте и записывай все свои достижения. Возьми пример с успешных людей. Спроси у них совета.[/sociallocker]

Самообладание – это качество, способность и искусство. Всё самое интересное об умении владеть собой. :: SYL.ru

Самообладание – это способность человека в любых ситуациях сохранять внутреннее спокойствие, и предпринимать разумные, взвешенные решения даже в сложных обстоятельствах. Популярным синонимом данного понятия является сдержанность. Принято считать, что она является ещё и качеством личности, особой чертой характера, которая указывает на умение человека владеть собой, ценящееся в современном обществе, но свойственное далеко не каждому.

самообладание это

Формирование качества

Самообладание – это такая черта характера, которую можно себе привить. Но не без труда. Для её формирования человек должен отличаться смелостью, решительностью и выдержкой. Без умения контролировать свои движения и поведение ничего не получится. Люди, которым присуще самообладание – это не только те личности, которые способны владеть собой и собственной речью. Помимо всего, у них получается воздерживаться от неосознанных действий, контролировать свои желания, добиваться поставленных целей и отказываться от чего-то, когда это нужно.

Такие люди успешно подавляют такие эмоции как гнев, страх, боль, усталость. Они не склонны к импульсивным действиям. У них получается сохранять хладнокровие даже в самых неоднозначных ситуациях. Что, бесспорно, является сложным, учитывая темп и динамичность жизни в современном обществе.

самообладание это что такое

Искусство владения собой

Нередко именно так психологи называют качество, о котором идёт речь. Впрочем, искусством вполне можно называть такое свойство, как самообладание. Значение слова было упомянуто выше, но это только краткое его определение. Искусство владеть собой подразумевает способность человека к рациональным действиям. Но люди – существа социальные. И в большинстве случаев наши поступки скорей эмоциональны, чем рациональны. Умение прислушиваться к разуму, а не к сердцу, вполне можно считать искусством, или даже талантом.

Такие люди терпеливы – они стойко переносят неудобства и трудности. У них получается воздерживаться от вредного (нередко очень желаемого) в сторону полезного. Они невозмутимы, уравновешенны, спокойны. А ещё у них есть «стержень». Даже в момент самых соблазнительных искушений и суровых жизненных испытаний они сохраняют верность и преданность тому, что для них ценно.

К тому же самообладание даёт возможность властвовать не только над собой, но ещё и над другими людьми. К рациональному человеку, видящему мир через призму уверенности в себе и спокойствия, обычно прислушиваются.

самообладание значение слова

Самоконтроль

Всё описанное выше может понять каждый человек, интересующийся вопросом «Самообладание – это что такое?». Вот только одни люди этим качеством обладают, а другие нет.

Всё потому, что оно проявляется в моменты эмоционального пика напряжения, которые сопровождаются сложными химическими процессами в организме, а также своеобразным «ответом» мозга и эндокринной системы на стресс. Взять, к примеру, обычную семейную ссору. У одних она перерастает в настоящий скандал с битьём посуды, пощёчинами и бранью. У других же всё решается за несколько минут спокойным разговором. Просто одни люди более уравновешены и менее впечатлительны. Поэтому у них получается справиться со стрессовыми ситуациями без особых встрясок для нервной системы.

Индивидуальные особенности

Трудно переоценить такое качество, как самообладание. Значение его важно, поскольку именно эта черта характера способна помочь человеку облегчить его существование в современном обществе.

Но умение личности контролировать себя зависит от индивидуальных поведенческих стереотипов, к которым относятся социальные и культурные установки, прививаемые человеку с раннего детства. Все мы регулярно замечаем, что нечто, являющееся категорически неприемлемым для одних людей, считается нормой для остальных. И поэтому нет ничего не удивительного в том, что в одинаковых ситуациях индивиды реагируют по-разному.

самообладание значение

Дело привычки

У людей ко всему вырабатывается иммунитет. И стрессовые ситуации не являются исключением. Можно привести простой пример. Если человек долго и активно работает с людьми, то у него не вызывает удивления их разное поведение, эмоциональные вспышки, отличающиеся реакции на что-либо. Он к такому привык, и чего только не видел. И если в какой-то момент в повседневной жизни ему доведётся столкнуться с агрессивным злым человеком, то скорей всего он от него лишь отмахнётся, сказав пару-тройку уместных слов, и забудет о случившемся.

А вот индивид, привыкший к миру и спокойствию в межличностных отношениях, в аналогичной ситуации будет вести себя по-другому. Вряд ли обойдётся без переживаний, повышенного взволнованного тона и последующих размышлений о случившемся. И подобных примеров тысячи.

Что ж, исходя из всего выше упомянутого, можно сделать вывод. Самообладание – это не просто черта характера. Это показатель социальной и эмоциональной зрелости личности, присутствие которого значительно облегчает жизнь человека в обществе.

владеть собой — это… Что такое владеть собой?

• ВЛАДЕТЬ СОБОЙ{{}}

[VP; subj: human; usu. this WO]

=====

⇒ to be able to suppress one’s feelings, hold back the expression of one’s emotions:

X владеет собой{{}}≈ X has self-control;

X has control of himself;

X controls himself;

X is in command (in possession) of himself;

|| учись владеть собой{{}}≈ you must learn to exercise self-control;

|| Neg X не владеет собой{{}}≈ X has lost self-control;

X cannot (is not able to) control himself.

     ♦ Луи Блан — и это большая сила и очень редкое свойство — мастерски владеет собой, в нём много выдержки, и он… никогда не выходит из себя в споре, не перестаёт весело улыбаться… (Герцен 3). Louis Blanc-and it is a great strength and a very rare quality — has complete self-control; he has a great deal of firmness and…never loses his temper in argument, never stops smiling good-humouredly… (3a).

     ♦ [Соня:] У меня уже нет гордости, нет сил владеть собой… (Чехов 3). [S.:] I have no pride left, no strength to control myself… (За).

     ♦ Видно было, что он [Орсини]… никогда вполне не отдаётся и удивительно владеет собой… (Герцен 2). It was evident that he [Orsini]… never fully let himself go and was wonderfully in command of himself… (2a).

     ♦ …Вместо плакавшей сейчас в каком-то надрыве своего чувства бедной оскоролённой девушки явилась вдруг женщина, совершенно владеющая собой… (Достоевский 1) — Instead of the poor, insulted girl who had just been crying in a sort of strain of emotion, there suddenly appeared a woman in complete possession of herself… (1a).

     ♦ …Злоба вскипала в нём [Орозкуле] ко всем и ко всему… Пусть провалится этот мир, где всё устроено не так, как требуется, не так, как положено Орозкулу по его достоинствам и по должности! Уже не владея собой, Орозкул повёл коня по кустарнику прямо на крутой спуск (Айтматов 1). …Anger boiled within him [Orozkul] against everything and every body. … To hell with the whole world, where everything was wrong, where Orozkul was not appreciated according to his merits and position. No longer able to control himself, Orozkul led the horse across the underbrush directly to a steep descent (1a).

Большой русско-английский фразеологический словарь. — М.: ACT-ПРЕСС КНИГА. С.И. Лубенская. 2004.

овладеть собой — это… Что такое овладеть собой?


овладеть собой
владеть/овладеть собой Чаще сов. Сохранять хладнокровие, уметь сдерживать свое волнение, свои чувства, порывы. = Держать себя в руках. С сущ. со знач. лица: выступающий, студент… овладел собой; овладеть собой как? быстро, мгновенно…

Чернышевский всегда отлично владел собой и если страдал… то всегда страдал гордо… (В. Короленко.)

Горбун содрогнулся, поднялся… и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее… (И. Бунин.)

Дочь не рванулась ко мне, не заторопилась, а, быстро овладев собой… подошла и нехотя дала себя обнять. (Распутин.)

Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. 1997.

  • владеть собой
  • вместе с тем

Смотреть что такое «овладеть собой» в других словарях:

  • овладеть собой — сдержать себя, перебродить, взять себя в руки, угомониться, перекипеть, перемочься, поостыть, вытерпеть, скрепиться, успокоиться, уняться, утихомириться, воздержаться, утерпеть, остыть, стерпеть, удержаться, уходиться, устаканиться, сдержаться… …   Словарь синонимов

  • Овладеть собой — ОВЛАДЕВАТЬ СОБОЙ. ОВЛАДЕТЬ СОБОЙ. Книжн. Преодолевать чувство растерянности, порыв настроений; добиваться полного самообладания. По её лицу, действительно, пробежала судорога, но девушка овладела собой и, когда она заговорила, голос её звучал… …   Фразеологический словарь русского литературного языка

  • овладеть собой — кто Суметь сдержаться, проявить самообладание, сохранить хладнокровие. Подразумевается, что ситуация настолько сложна и эмоционально нестабильна, что требуется особое, крайнее напряжение душевных сил, чтобы не дать волю своим чувствам, готовым… …   Фразеологический словарь русского языка

  • овладеть собой — Вернуть себе утраченное самообладание …   Словарь многих выражений

  • ОВЛАДЕТЬ — ОВЛАДЕТЬ, овладею, овладеешь, совер. (к овладевать) (книжн.). 1. чем. Взять, захватить что нибудь, добиться обладания чем нибудь. Овладеть стратегической позицией. Овладеть крепостью. 2. кем чем. Подчинить кого что нибудь себе, своему влиянию.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ОВЛАДЕТЬ — ОВЛАДЕТЬ, ею, еешь; совер. 1. кем (чем). Взять, стать обладателем кого чего н. О. крепостью. О. имуществом. 2. перен., кем (чем). Подчинить себе, придать чему н. нужное направление. О. вниманием слушателей. О. разговором. О. собой (перен.:… …   Толковый словарь Ожегова

  • овладеть — ею, еешь; св. кем чем. 1. Взять силой, захватить. О. городом. О. сокровищами. О. ценными бумагами. Овладев портом, получили выход к морю. // Вступить в половую связь с женщиной, девушкой Желание о. этой женщиной. 2. Подчинить себе, своей воле,… …   Энциклопедический словарь

  • овладеть — е/ю, е/ешь; св. см. тж. овладевать, овладение кем чем. 1) а) Взять силой, захватить. Овладе/ть городом. Овладе/ть сокровищами …   Словарь многих выражений

  • владеть собой — владеть/овладеть собой Чаще сов. Сохранять хладнокровие, уметь сдерживать свое волнение, свои чувства, порывы. = Держать себя в руках. С сущ. со знач. лица: выступающий, студент… овладел собой; овладеть собой как? быстро, мгновенно… Чернышевский… …   Учебный фразеологический словарь

  • владеть собой — ▲ контролировать ↑ свой, чувство владение собой. владеть [овладеть] собой [собою]. владеющий собой. брать [взять] себя в руки. держать себя в руках. держать себя в узде. бороться с собой. превозмочь [перебороть. пересилить] себя. переломить… …   Идеографический словарь русского языка

Книги

  • Право быть собой. Самооценка по-женски. Женщина на вес золота глазами мужчины (количество томов: 3), Ярошенко Диана. «Право быть собой. Как к себе относиться, чтобы тебя ценили» . Я давно избавилась от мысли:» А что обо мне подумают…» Вроде мелочь, но это действительно помогает жить иначе — свободнее, без… Подробнее  Купить за 811 руб
  • Искусство руководить собой. Новый взгляд, Ранди Б. Нойес. «Искусство руководить собой» — пособие, основанное на современных исследованиях эмоционального интеллекта человека. Книга поможет вам лучше узнать себя, найти своисильные стороны, овладеть… Подробнее  Купить за 430 руб
  • Прощай, агрессия! Практическое руководство для тех, кто желает управлять собой, С. В. Михейкина. Агрессивный дизайн, агрессивный маркетинг, агрессивная реклама — все это атрибуты сегодняшнего дня. Темп, натиск, быстрота, эмоциональный напор. Время скоростных сражений и сногсшибательных… Подробнее  Купить за 340 руб
Другие книги по запросу «овладеть собой» >>

умение владеть собой — это… Что такое умение владеть собой?

  • ВЛАДЕТЬ СОБОЙ — кто Сдерживаться, проявлять самообладание, сохранять хладнокровие. Имеется в виду, что лицо (X) в любых трудных, сложных, тяжёлых обстоятельствах умеет строго контролировать свои чувства и эмоции и сдерживать свои порывы. Говорится с одобрением.… …   Фразеологический словарь русского языка

  • ВЛАДЕТЬ СОБОЮ — кто Сдерживаться, проявлять самообладание, сохранять хладнокровие. Имеется в виду, что лицо (X) в любых трудных, сложных, тяжёлых обстоятельствах умеет строго контролировать свои чувства и эмоции и сдерживать свои порывы. Говорится с одобрением.… …   Фразеологический словарь русского языка

  • владеть — ею, еешь; нсв. 1. кем чем. Иметь что л. в собственности. В. имуществом, землёй. В. рабами. Пожизненно в. чем л. 2. кем чем. Держать в своей власти, подчинять себе, управлять чем л. Умение в. классом. В. собой (сохранять самообладание). В.… …   Энциклопедический словарь

  • владеть — е/ю, е/ешь; нсв. см. тж. владение 1) кем чем. Иметь что л. в собственности. Владе/ть имуществом, землёй. Владе/ть рабами. Пожизненно владе/ть чем л. 2) кем чем …   Словарь многих выражений

  • самообладание — бесстрастие, умение владеть собой, хладнокровность, сдержанность, флегма, хладнокровие, присутствие духа, эпическое спокойствие, олимпийское спокойствие, выдержка, спокойствие, флегматичность, бесстрастность, выдержанность, флегматизм,… …   Словарь синонимов

  • АССМАН —         (Assmann) Ян (р. 1938) нем. египтолог и культуролог, проф. Гейдельберг. ун та. Его работы, представляя самостоят, и глубокие исследования источников, в то же время подводят итог достижениям послевоенных немецкоязычных египтологов, по… …   Энциклопедия культурологии

  • выдержанность — постоянность, умение владеть собой, упорность, флегматизм, терпеливость, невозмутимость, неизменность, бесстрастие, самообладание, последовательность, постоянство, флегма, олимпийское спокойствие, упорство, эпическое спокойствие, выдержка,… …   Словарь синонимов

  • выдержка — См. извлечение, упрямство… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. выдержка вер …   Словарь синонимов

  • спокойствие — Мир. В семье царствовала тишь да гладь, да Божья благодать . Писемск. . См. отдых, хладнокровие… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 …   Словарь синонимов

  • РУССО Жан Жак — (Rousseau). (28.6.1712, Женева, 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), франц. философ просветитель, писатель. Сын часовщика, рано начал самостоятельную жизнь, странствовал по Швейцарии и Франции, перепробовал немало ремёсел. В нач. 1740 х гг.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Урок 8 ИСКУССТВО ВЛАДЕТЬ СОБОЙ. Уроки обольщения

    Урок 8

    ИСКУССТВО ВЛАДЕТЬ СОБОЙ

    Как делать эмоции?

    Можем ли мы управлять своими эмоциями? Не можем, а должны. Хотя существует расхожее мнение, что эмоции — это та сфера, где человек менее всего может собой управлять. Фразы типа: «На меня нахлынуло…», «Меня охватило…», «Меня понесло…» часто применяют по отношению к тем или иным сильным эмоциональным состояниям и к связанным с ними действиям, нередко разрушительным. А что делать? Настроение такое — «нашло»!

    Точно так же люди оправдывают свои действия и реакции любыми сильными чувствами, как разбивший витрину хулиган оправдывается в милиции: «Ну. Выпил я. Пьяный же был — ничего не соображал». И наверняка найдутся люди, которые его этим хоть немного да оправдают (потому что, вероятно, сами такими могут быть). Правда, по закону ответственность это не уменьшает. Лучше задать вопрос: «А зачем тогда пил? Если переварить не можешь?». Еще более замечательное оправдание для многих действий найдено уже давно — любовь. Ею все и объясняется. Тут уж все понятно: чувство высокое, а потому любую гадость может оправдать. Но об этом — в следующий раз.

    Вернемся к мифу о том, что эмоции возникают сами по себе. Это для ленивых и тех, кто хочет снять с себя ответственность за происходящее. На самом деле свои эмоции мы же и делаем: вызываем в себе, раскручиваем и культивируем. А затем выпускаем эмоциональные реакции вовне или накапливаем их в себе (все равно рано или поздно прорвет). Процесс «деланья» эмоций происходит, следуя уже наработанным в нашем сознании цепочкам реакций.

    Если не лениться и проследить шаг за шагом, как мы делаем и выражаем наши эмоциональные состояния, выяснится, что этот процесс состоит из набора весьма конкретных действий, которые совершают большинство людей. Зная это, мы можем заменять наши действия и создавать те эмоции, которые нам будут помогать в жизни, подпитывать нас силой и способствовать успешному общению с людьми.

    Какие эмоции нам нужны?

    Практически все. Если человек начинает подавлять свои чувства или некоторые из них, он начинает убивать свою эмоциональность и выразительность. К тому же подавляемые чувства никуда не исчезают. Их загоняют вовнутрь, и уже оттуда они проводят свою разрушительную работу в вашем организме, порой прорываясь в уродливом и непонятном виде наружу в самое неподходящее время. Подавленный гнев на кого-то может выходить в виде раздражения по совершенно иному поводу. Страх проявляется в неспособности открываться и наслаждаться. Подавленные желания — в виде потери интереса к жизни и окружающим людям.

    Каждой эмоции — свое время и место. Почему находящийся рядом со мной человек должен быть мусоркой, куда я буду сбрасывать свои негативные чувства или плохое настроение? Никому такой мусоркой быть не хочется, за исключением тех случаев, когда человек готов пойти на такую жертву ради того, чтобы потом в вас вывалить свой эмоциональный мусор. Кстати, часто на этом и строится то, что мы называем «дружбой». Столь «естественные» порой для нас чувства печали, тоски, тревоги, раздражения, презрения, отвращения, злости, недовольства и т. д. — лучше убрать подальше, так как они проявляются через наш взгляд, наше тело, интонации, слова, и партнер это угадывает.

    Выходя на улицу, появляясь в любом месте, где вы можете встретить потенциально интересных для вас людей (а они могут быть где угодно — никогда не угадаешь), позаботьтесь о том, чтобы вызвать в себе и начать излучать нужный вам эмоциональный настрой. Не ленитесь, и результаты не заставят себя ждать. Выбирайте эмоции, которые большинству людей помогают, и научитесь их в себе вызывать.

    Задание: Составьте список нужных вам эмоциональных состояний, а затем напротив них напишите, в каких случаях и с кем они вам нужны, то есть могут помочь, чтобы достичь поставленных целей. Сначала, представляя ситуацию или уже столкнувшись с ней, у вас уйдет какое-то время на определение и выбор нужного чувства. Это касается прежде всего ситуаций, в которых вы недовольны своими действиями или их результатами. Там что-то не то в вас, скорее всего, и это «не то» чаще всего лежит в эмоциональной сфере, которая влияет и на ваши действия. Сделайте изначально «то». Не ленитесь это делать и не идите по пути наименьшего сопротивления — «пусть будет как будет».

    Вы можете заранее мысленно прокрутить ситуацию и представить ваши действия в этом эмоциональном свете, а можете сразу попробовать вызвать в себе нужный настрой и действовать (далее можно подкорректировать). Но для этого нужно знать, каковы основные приемы вызова эмоций и отношений? Наиболее распространенные из них:

    воспоминание;

    фантазирование;

    внутренний текст;

    эмоциональный жест и поза;

    действие с определенным отношением;

    представление о действии.

    Есть и другие (их мы осваиваем на «тренинге эмоций»), но пока этого достаточно.

    Что я вспоминаю?

    От этого и зависит мое эмоциональное состояние. Если я вспоминаю ситуацию из жизни, когда мне было печально, отголосок этого чувства вновь рождается во мне. Если, глядя на человека, я вспоминаю, какую гадость он сделал мне или как кто-то другой меня обидел, в моих глазах отражается боль или обида, и это передается моему партнеру. Он даже не знает еще почему, но чувствует идущий от вас негатив. Таким образом мы создаем — вольно или невольно — отталкивающий взгляд. Вспомните про красный свет, который мы же и включаем. Если же я вспоминаю (лучше это делать подробно) ситуацию, когда у меня была сильная радость или веселье, соответственно эти чувства или их отголоски (а это тоже чувства) вновь возникают во мне. И так мы можем вызывать в себе любые эмоции по своему желанию.

    Задание: Используйте список написанных вами ранее нужных вам эмоциональных состояний. На каждое нужное вам чувство и эмоцию вспомните и подберите воспоминание, во время которого это чувство возникает. Создайте такой «загашник», где будут храниться «отмычки» вашей души. Лучше иметь запас: эмоции обладают способностью со временем стираться. Не сработало это — замените на другое. Тогда в «боевых условиях» не нужно будет тратить время на подбор и выбор — уже все готово.

    Задание: В паре с партнером вспомните и расскажите одно из воспоминаний, связанных с выбранным вами чувством (например, радостью). Попробуйте передать партнеру именно то, от чего это чувство возникло, чтоб он (она) мог это представить. Проследите, что происходит с вами (как меняется ваш настрой) и с ним. Заодно — как меняются в данный момент ваши отношения. Это упражнение удобно делать на курсе. И в жизни.

    Задание: Самостоятельно, при встрече с кем-либо, кого вы знаете, выберите из различных воспоминаний то, какое вам нужно для вызова отношения, и продолжайте общаться с данным человеком сквозь призму именно этого воспоминания (время от времени его вызывая в себе). Потом смените настройку (воспоминание) и продолжите общение уже в этом свете. Какова разница в вас и в его поведении? Так мешающие вам воспоминания можно заменять на полезные.

    Действуйте по принципу: свято место пусто не бывает. То есть, если ваше сознание не заполнено тем, что вам нужно, в него может заползти что угодно, в том числе и всякая гадость. Зачем вам это нужно? Настройте вашу память на полезную для вас волну. Позаботьтесь о себе таким образом.

    Что делать, если не вспоминается? А для чего же паше воображение? Вы можете представить себе то, от чего вы можете испытать тот же набор чувств. Идете тем же путем. Но здесь у вас еще больше простора для творчества, фантазии не ограничены возможностями и прежним опытом. Что я представляю? Это зависит от вас. Какая эмоция вам нужна?

    Радость? Представьте место на земле, где вы хотели бы побывать. Как вы проведете там день, как вы встретите там утро, с кем вы будете, что вас окружает и что вы делаете? Задавая себе такие вопросы, вы создаете питательную почву для своего воображения, которое и начинает отвечать на эти вопросы. Нежность? Представьте человека, который напротив вас, маленьким ребенком. Стоит в кроватке, с сосочкой, протягивает к вам свои ручонки.

    Что меняется в вашем отношении к человеку? Меняется ли ваше настроение? Ваш взгляд? Положение тела? А если представить, что у человека напротив вас — день рождения? И он будет рад подарку от вас. Что ему можно подарить? Как он будет этому радоваться? Представили? Каковы ваши чувства сейчас?

    Кстати, тем же путем мы вызываем и отрицательные чувства по отношению к другим людям. Мы общаемся не с физической оболочкой человека, а с нашим представлением о нем (набором фантазий и воспоминаний). Мы сами создаем его образ.

    Задание: Совместное переживание радостных чувств. Расскажите вашему партнеру о вашей мечте. Выберите любую, которая вас согревает. И расскажите так, чтобы он (она) это представил. Как меняется ваше эмоциональное состояние? А его (ее)? Еще более эффективно, если в эти фантазии вы включите вашего партнера. На него и па ваши отношения это подействует сильнее. Так формируются дружеские (и не только) взаимоотношения.

    Задание: Воздействуйте сами на себя. Потренируйтесь в жизни, при выходе на улицу представьте то или иное, что пробуждает в вас выбранный вами настрой. И в течение намеченного времени возобновляйте эти фантазии — поддерживайте, подпитывайте ими ваши чувства. А теперь делайте то же самое, общаясь с тем или иным партнером, представляя человека в той или иной воображаемой ситуации. Можно использовать весь спектр фантазий. Следите за эмоциональными изменениями, сменой отношения к партнеру и его ответными реакциями.

    Задание: Потренируйтесь переключать настрой, меняя фантазии. Но это задание посложнее, так как чувства уходят и приходят не сразу. Им нужно время для «переплавки» одного в другое, и это мы будем делать на ином курсе и в следующей моей книге. Но попробовать можно; есть люди, у которых это хорошо получается.

    Что я говорю внутри себя?

    А теперь посмотрите на окружающий вас мир (неважно, есть ли рядом с вами люди или нет) и откройте в нем то интересное, что вы раньше и не замечали. Внутри себя повторяйте слова (выбирайте то, что вам более всего подойдет): «Здорово!» или «Как классно!», или «Интересно!», или «Ух, ты!», или «Bay!», или иные подобные выражения. Естественно, их можно менять и добавлять к ним, что именно «классно» или «вау», хотя это совсем не обязательно — пусть будет «классно» само по себе, потому что так вам нужно. Казалось бы, совет элементарный и почти глупый — уж слишком прост. Но ведь действует! Проверено неоднократно и мной, и теми, кто занимался у меня на курсах. Ведь на этом принципе построены молитвы и мантры, заклинания и внушения. Когда вам нужно вызвать в себе то или иное чувство или отношение, вы начинаете повторять нужные вам слова для того, чтобы это произошло, эти заклинания входят в сознание и подсознание, становятся частью вас, и вас меняют. А значит, меняют ваше поведение.

    Можно повторять про себя или вслух, как вам плохо и тоскливо, и вам действительно станет плохо и тоскливо, а окружающие начнут обходить вас стороной (кому вы такие нужны?). А можно найти слова или фразы, которые вы произносили, когда вам было хорошо и радостно, или от которых вам так может быть, и повторяя их (в сочетании с улыбкой и расслабленным лицом), в иное время и иной ситуации создавать внутри себя то же радостное самочувствие. Оно может быть не обязательно таким же ярким. Оно больше похоже на эхо или предчувствие радости. Но этого вполне достаточно. Это будет излучаться вами. И окружающие сами увидят это и сознательно или неосознанно начнут раскрываться и идти навстречу вам.

    Задание: Для каждого намеченного вами чувства найдите слова, пробуждающие таким образом это чувство. У каждого они свои. Найдите именно ваши. Проверьте правильность выбора, повторяя эти слова про себя с усилением. Если есть результат, значит определили правильно. Если нет — ищите другие. Эти слова назовем «мохнатыми» — то есть «цепляющими душу». Обычно это те слова, которые непроизвольно вырываются у пас (или хотят вырваться из нас) в минуты сильных переживаний. Теперь же, не дожидаясь этих потрясений, вы можете вызывать чувства с другой стороны — через связанные с ними слова.

    Не ждите, когда чувство возникнет, а начинайте делать то, что это чувство может вызвать. Например, если я хочу испытать нежность к человеку, то мне не нужно ждать, когда же я почувствую нежность, а найти соответствующее действие. И выполнить его с данным отношением. Например, я начинаю гладить партнера по голове с нежностью и в результате начинаю чувствовать нежность. То же можно делать с различными чувствами. Главное, найти правильное действие и выполнить его с выбранным вами отношением.

    Задание: Найдите на каждое выбранное отношение и чувства подходящее действие. Выполните его (по возможности) с выбранным вами отношением. Проверьте по результату правильность вашего выбора и скорректируйте его. Вы получили новый набор инструментов, которыми можете воспользоваться в любой момент.

    Что делать, если сделать это невозможно?

    То есть я бы и рад погладить незнакомого человека, чтобы пробудить в себе нежность к нему, да вряд ли он мне это позволит. А для чего же воображение? Представьте, что вы это делаете с данным отношением. Представление о действии — это уже действие. Хотите создать доверие в себе и передать его человеку? Не обязательно сразу вовлекать его в ваши объятия — непривычный к этому может и испугаться. А достаточно просто представить, как вы его (ее) обнимаете. Какой вам нужен настрой? Ласковый? Так и обнимайте ласково. Веселый? Так и обнимайте весело. В этом преимущество данного метода. И на руках можно носить (в жизни не всегда), и к небу радостно подбрасывать (и не заботиться, поймаешь ли) — что угодно, лишь бы с нужным отношением.

    Задание: Везде, где только возможно, потренируйте данный прием, общаясь с людьми. Обратите внимание, как меняется ваше самочувствие, ваш взгляд (это можно уловить) и сигналы, которые вы посылаете.

    Как я двигаюсь?

    Каждая эмоция выражается через определенные движения. В эмоции заключен позыв к действию. Выполняя определенное действие, я вызываю эмоцию. Если найти подходящий жест, он может вызвать связанную с ним эмоцию (так же, как эмоция порождает определенный жест). Снова мы подходим к эмоции с другой стороны — и вызываем ее нашим телом. Если я хочу вызвать в себе радость, я открываю свое тело и развожу в стороны руки. Если печаль — опускаю плечи и голову, подаю грудь назад, образовывая на ее месте как бы пустоту. Если это сделать, вовлекая в движение все тело, возникает запланированная эмоция.

    А теперь посмотрите по сторонам: сколько людей ходят, опустив вниз плечи и головы. И они еще не понимают, почему не радуются? Почему их воспринимают как несчастных? Да в этой позе невозможно радоваться! Попробуйте. Против природы. А как можно печалиться, открывшись миру, с разведенными руками и плечами, с поднятой головой и улыбкой на устах? Все положительные эмоции связаны с раскрытием, расширением, устремлением вперед. Все отрицательные — с закрытием, отстранением. Посмотрите на тела людей, которые с вами общаются, и вы увидите, в каком основном эмоциональном состоянии находится человек, что бы он ни утверждал на словах.

    Задание: Тренировать движения, которые я называю «эмоциональными жестами». Они вызывают внутри нас эмоциональный отклик. Правильно найденный жест, выполненный с полной отдачей и в который вовлечено все ваше тело, всегда будет цеплять чувство, с которым связано. Это и проверка правильно найденного жеста. Как только замечаете, что находитесь «не в том» эмоциональном состоянии, сразу посмотрите на себя со стороны и задайте вопрос: «А что делает мое тело?». Наверняка вы найдете внутри себя мешающий вам быть в «том, что надо» настрое жест. Измените его. Если нужна радость — откройтесь, интерес — потянитесь вперед, любовь (влечение) — одновременно устремитесь вперед и раскройтесь. Я даю общие рекомендации, так как нахождение своего эффективного жеста — дело практическое, и это лучше делать на специальном курсе. Но попробовать и самому вполне возможно.

    А если условия не позволяют?

    Если это сложно выполнить (например, в транспорте, на улице, среди людей), то эмоциональный жест можно выполнить мысленно (как и действие). Принцип действия и эффект тот же. Совет: я не сдерживаю жест (это его убивает), а выполняю его физически, насколько могу, а дальше уже дорисовываю его в воображении, Это лучше работает, если до этого вы этот жест выполняли реально телом — оно его помнит.

    Задание: Попробуйте тот же жест радости — открытие, а теперь печали — закрытие. Опускаю плечи и голову, а остальное дорисовываю мысленно. И снова — открытие. Это можно тренировать где угодно — никому не помешаете, а вам — польза. Так же тренируйте все необходимые вам жесты.

    Как этим пользоваться?

    Лучше вначале опробовать предложенные приемы, а затем отобрать то, что у вас получается лучше всего. Но для этого желательно попробовать все. Опыт подсказывает, что каждому нужно подобрать к эмоциям свой ключик. Обычно лучше, когда используется сочетание нескольких приемов — они тогда усиливают друг друга. Например, чтобы вызвать радость, я открываюсь (эмоциональный жест), говорю про себя: «Здорово! Кайф!» (внутренний текст) и представляю, как весь мир меня обнимает (представление). И очень важный момент, который сформулируем как закон эмоции: Эмоция не вызывается путем насилия. Она приглашается. Эмоции нельзя приказывать. Ей надо дать возможность самой выйти на поверхность. Тогда будет не изображение эмоции, что делает человека фальшивым, а настоящее переживание в нужном вам направлении.

    Какие эмоции и кому я дарю?

    Для чего я это делаю? Чего я хочу добиться? Теперь все зависит от меня, выбираю я сам. Управлять эмоциями — как плавать в море. Я не могу его осушить (и надо ли?). Но я могу научиться в нем плавать: овладеть нужными движениями, если я хочу нырнуть и вынырнуть, плыть или отдохнуть, лежа на воде. От степени волнения на море зависит и моя способность держаться на плаву и не тонуть. Так же, как и от моей натренированности. Нетренированный пловец утонет (или никуда не доплывет), тренированный будет плавать и добираться, куда ему нужно. Знать, куда плывешь — это важно. Иначе болтаешься на волнах туда-сюда. Старинная испанская пословица говорит: «Для тех, кто никуда не плывет, не бывает попутного ветра».

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Значение словосочетания ВЛАДЕТЬ СОБОЙ. Что такое ВЛАДЕТЬ СОБОЙ?

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

    Насколько понятно значение слова вояж (существительное):

    Кристально
    понятно

    Понятно
    в общих чертах

    Могу только
    догадываться

    Понятия не имею,
    что это

    Другое
    Пропустить