Что такое внутренняя свобода? Как обрести внутреннюю свободу?
Что такое внутренняя свобода?
Не существует независимых людей. У каждого есть обязательства. Быть внутренне свободным, это не значит игнорировать свои обязательства по отношению к другим. Осознанная необходимость вынуждает им следовать.
Внутренняя свобода — это способность человека делать осознанный выбор в различных ситуациях, который определяется его потребностями, его пониманием того, что необходимо. Этот выбор должен опираться на осознанность и быть только своим. Лучшие фильмы или книги (есть рейтинг) объединяет стремление к внутренней свободе. Когда герой, несмотря на препятствия, делает важный шаг, в согласии с собой.
Иногда внутреннюю свободу ассоциируют отрешенностью, безразличием к тому, что происходит вокруг. Это, скорее, психологическая защита, игнорирование, уход от проблем, неприятие того, что окружает, неумение адаптироваться и взаимодействовать. Человеку необходим для счастья эмоциональный контакт. Это его базовая потребность. Значит, уход от такого контакта не может быть благом, каким бы изощренным индивидуализмом это не оправдывалось.
Не существует независимых людей. У каждого есть обязательства. Быть внутренне свободным, это не значит игнорировать свои обязательства по отношению к другим. Осознанная необходимость вынуждает им следовать. Желание отдать деньги, которые взял в долг, совпадает с внутренним убеждением и никак не ограничивает внутренней свободы. Но есть вещи, не принятые внутренне, интроекты, полученные разными способами от других людей, не ставшие собственными убеждениями. Чаще всего они из детства от родителей или других значимых людей. Они диктуют, как поступать или реагировать в разных ситуациях. И тогда человек, как робот, запрограммирован на реакции и поступки. Он и хочет сделать по другому, но что-то, чаще не осознаваемое, мешает этому. Как будто, кто-то другой делает это за него. Он не выбирает и не обладает внутренней свободой.
Мама говорит дочери — сиди дома, на улице много опасностей и плохих людей. Так она спасается от своих страхов за дочь. Школа, институт, только самое необходимое общение. Дочь успешно выполняет эту установку, и к двадцати годам совсем не умеет общаться, испытывает страх нахождения среди людей. Она зависима от этого жизненного сценария, он не оставляет ей выбора, ограничивает ее внутреннюю свободу.
Такие ограничители есть в жизни каждого человека. Рамки морали, навязанной извне и не принятой внутренне, родительские «нельзя», как красные флажки, через которые не прыгнуть, зависимости, с помощью которых отыгрываются психологические травмы, традиции, ложные убеждения, страхи… Так нельзя. А почему, собственно? Может быть это чужое нельзя? Чем больше ограничителей — тем меньше внутренней свободы.
Часто таким ограничителем выступает сравнение. У соседа больше денег, он круче, у подруги фигура лучше, я меньше знаю, меня не примут в этой компании. Сравнение отнимает много энергии. Человек скован, застенчив, если считает себя хуже или заносчив агрессивен, если другой кажется слабее. Впрочем, бывает и наоборот. Главное, что мотивами поведения управляют собственные комплексы. Не так важно, что скажут или подумают другие. Они озабочены, в основном, тем же самым. Главное — внутреннее согласие.
Порой, интересы пересекаются, и нужно находить компромисс. Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого. Приходится как-то уживаться. Свободный человек уважает чужое личное пространство, потому, что для него это ценность. Взрослому легче отстоять свои права. А вот родителей не выбирают. За их ошибки в воспитании приходится расплачиваться детям. Мать решает полностью посвятить себя воспитанию сына, жертвуя своей личной жизнью, а сыну для своей правильной адаптации в мире необходим рядом гармонично развитый взрослый, а не жертва. Тиран — отец подавляет волю ребенка, лишает его самостоятельности. В результате не развивается способность слышать себя, принимать решения. Да, стартовые условия разные, но все преодолимо, было бы желание.
Важность, которая иногда придается поступкам в жизни, может мешать решению. Молодая женщина понимает, что не хочет жить со своим партнером, они просто совсем разные. К тому же, она терпит физическое и психологическое насилие, и ситуация не меняется долгое время. Единственным разумным шагом является развод. Но развод для нее — слишком серьезный шаг. За этим стоит ложное убеждение, что замуж обязательно нужно выходить один раз и на всю жизнь. Об этом ей говорила еще бабушка, поднимая вверх палец и очень значительно. Не делая этот шаг много лет, она мучается, лишая себя возможного счастья, теряя драгоценное время своей жизни. Каждый день неповторим.
Зависимость лежит на другом полюсе свободы. Зависимость от чужого мнения сковывает, снижает количество вариантов поведения. «Так поступают все, так принято, и ты должен». Это навязанное извне очень трудно преодолеть. Реклама вбивает в голову выбор товаров, услуг, даже людей. Одеваться нужно так, это модно, машина должна быть дорогая, это имидж, отдыхать нужно на Мальдивах, это престижно. А нужно ли это конкретному индивидууму? Поток информации захлестывает. Стоит прислушаться к себе, понять свои истинные потребности, сделать свой собственный выбор. Это и есть внутренняя свобода.
Курящий зависим от сигареты, и пока он курит, у него нет выбора: курить или нет. Но есть выбор бросить курить. Чем меньше зависимостей, тем больше вариантов выбора. Курящий в перерыве пойдет курить, а у некурящего есть разные варианты. Первым шагом к преодолению любой зависимости является ее признание. Избавляясь от зависимостей, вы расширяете свое пространство внутренней свободы.
Иногда, кажется, что нет разумного решения. Это результат работы внутренних «табу». Здесь очень помогает поисковая активность — активное поведение по поиску решения в условиях неопределенности результата. Всегда есть выбор: смириться с отсутствием решения или продолжить его поиск. Внутренняя свобода предполагает наличие выбора, значит, если смириться, то и свободы уже нет. «Успех это движение от неуспеха к неуспеху без потери энтузиазма». У. Черчиль. (Нобелевский лауреат по литературе, между прочим). Любые великие свершения включают в себя фазу неудачи. Но поисковая активность рано или поздно приводит к достижению результата. Без нее внутренняя свобода ограничена.
Внутренняя свобода, как и свобода, вообще, требует мужества, т.к. она предполагает ответственность за свою жизнь. Для многих людей это невыносимый груз. Э. Фромм пишет об этом в своей книге с говорящим названием «Бегство от свободы». Свобода предполагает ответственность. Эти понятия неразрывны. Безответственным быть легко. Не надо принимать решения, если доверится богу, правителю, жене или соседу. Тогда просто можно плыть по течению, от себя ничего не зависит, за себя не надо отвечать, и ни о какой свободе говорить не приходится. Да и не нужна она мне — скажет кто-то — и так нормально. И это тоже выбор. Каждому свое.
Одним решения даются легко, другие не могут шагу ступить без оценки этого шага со всех сторон. Им кажется, что нужно непременно сделать этот шаг правильно. Однако, не бывает объективно правильного или неправильного для человека, если речь не идет о движении в сторону зависимостей. Он сам и объект, и субъект одновременно. Любой внешний взгляд является поверхностным. Со стороны кажется, что успешный врач, которая вдруг уволилась из престижной клиники и стала делать и продавать куклы, совершила нелепый поступок. Но если учесть, что она мечтала об этом всю жизнь, а в медицинский институт поступила по настоянию родителей, то картина меняется. Теперь она занимается, наконец, любимым делом и получает от этого удовольствие каждый день.
Это сложно — находить и осмысливать свои ограничители, но процесс значительно облегчается и ускоряется, если удается успешно справится хотя бы с одним. Появляется опыт успеха, который рождает уверенность. Чтобы обойти земной шар, надо сделать первый шаг, говорит китайская мудрость. Так, «выдавливая из себя раба по капле», рождается пространство внутренней свободы.
Не потому ли мы испытываем радость, когда кто-нибудь преодолевает на наших глазах свой ограничитель и делает свободный выбор? Классический пример: фильм «Полет над гнездом кукушки» где финальный эпизод — символ прорыва к внутренней свободе. Такие моменты рождают переживания, которые помогают переосмысливать эпизоды собственной жизни, даря особое, ни с чем несравнимое чувство полета, инсайд, чувство своего успеха.
Для человека, который обладает внутренней свободой, характерно легкое, может быть, чуть ироничное отношение к жизни, а еще чувство юмора. Помните фразу внутренне свободного Мюнхаузена «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь.…»
Свободный человек живет в гармонии с собой. Он делает любимую работу, он идет домой с удовольствием, потому, что там его ждет близкий ему человек, он может изменить свою жизнь, если что-то пошло не так. Он имеет пространство выбора — внутреннюю свободу. Есть такие? Конечно, есть, и всегда есть к чему стремится.
В мире не все в руках человека, жизнь конечна, бывают трагические случайности. Нельзя избежать печали и потерь, и счастливые тоже плачут. Это экзистенциальная данность, ее нельзя изменить. Но в рамках своей жизни всегда есть выбор. Внутренняя свобода приближает к пониманию своего предназначения, позволяет чувствовать мир во всей его полноте, это обретение себя настоящего.
Автор: Чвалун Евгений Викторович
Как обрести внутреннюю свободу?
Как и в случае любой болезни, где путь к выздоровлению начинается с признания самого факта, что ты, друг, болен, путь к обретению внутренней свободы начинается с осознания того, что ты на самом деле – раб. В первую очередь раб «инсталлированных» в твоё бессознательное в ходе воспитания и социализации способов мышления, неадекватных реальности мировоззренческих установок, правил поведения, критериев принятия решений и т.д. и т.п.
Вследствие этого многие вещи, которые бы человек хотел или мог бы сделать и которые принесли бы ему новые возможности, новые ресурсы, удовольствие от жизни, счастье, комфорт и душевное благополучие он не делает потому что «это неприлично», «позорно», «так нормальные люди не делают» и прочие «стопперы». В результате он проживает относительную сытую и безопасную жизнь, каждый божий день обманывая себя, что всё у него, в целом, неплохо, что живет он, в принципе, не хуже других.
Несчастная судьба многих людей — следствие не сделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела — лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней
Эрих Фромм
Признать себя рабом неприятно, дискомфортно, болезненно для гордыни, но без этого не обрести внутреннюю свободу. Можно постелить на дырявый гнилой пол чистый свежий паркет и какое-то время всё будет хорошо, какое-то время иллюзия «ремонта» будет работать. Но однажды пол провалится вместе с паркетом и незадачливым бедолагой, его постелившим.
Методично выдавливать раба по капле
Антон Павлович Чехов в письме к своему коллеге Алексею Суворину советовал:
Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…
Суворин рассказ не написал, но фраза сделалась крылатой.
Именно выдавливать из себя по каплям рабам и является единственно возможной, надежной и эффективной стратегией обретения внутренней свободы. Процесс этот не очень приятный, болезненный, поскольку приходится выдирать из плоти своего сознания прочно проросшие там рабские установки и представления о жизни. Комфортной прогулкой по морскому берегу (как многие представляют себе процесс личностного роста) это точно не является.
Хорошо, ЧТО именно делать в целом понятно. А теперь, пожалуйста, КАК именно «выдавливать из себя раба», КАК повышать в себе уровень внутренней свободы? Пожалуй, именно этот вопрос интересует читателя больше всего. И возможно я его разочарую, сказав, что КАК – это, собственно, и есть весь процесс методичного и последовательного (но непохожего на технические инструкции) личностного роста, регулярной работы по выдавливанию из своей психики разного рода блокировок. Да, для этого есть специальные техники (доступ к ним можно получить, например, в рамках Школы [системного развития]), но дело не в техниках, а в намерении и самодисциплине. Что толку от пистолета, если в нужный момент нет внутренней готовности нажать на курок, чтобы выстрелить?
На пути к свободе
Главное препятствие на пути к свободе находится не снаружи, а внутри. Это концентрированное выражение всех наложенных обществом на индивида ограничений можно назвать внутренним контролером или надсмотрщиком. Можно считать его «программой», аспектом, субличностью, внутренним голосом, фрейдовским Сверх-Я – название не важно. Важно понимать его функцию. А она очень проста – не выпускать Вас за рамки дозволенного господствующей в обществе системы представлений о жизни (морали, культуры, историко-идеологических мифологем и etc.).
Надсмотрщик указывает на то о чём думать и что делать нельзя, потому что это «неприлично», «постыдно», «позорно», «неудобно», «нехорошо», «неправильно», «плохо» и так далее и тому подобное. Поскольку Вы не осознаете факт того, что Вашим поведением управляет надсмотрщик, то кажется, что это всё думаете и делаете Вы, что это Ваш выбор. Но это не так.
Путь к свободе – это путь ослабления надсмотрщика. Победить его невозможно, да и ненужно, поскольку такая победа означает окончательный разрыв с обществом, а значит и отказ от самореализации, ведь самореализация предполагает активную деятельность в социуме, содействие его изменению и развитию. Стремление к абсолютной свободе по сути есть фикция, недостижимая в рамках отдельной человеческой жизни.
А для того, чтобы ослабить надсмотрщика нужно быть сильным. Сильным своим духом. Осознавать и контролировать свои стремления, желания и прочие мотивации. Это опять же путь работы над собой, путь серьезного, взрослого личностного роста.
В окружении рабов
Многие исследователи замечали, что несмотря на весь прогресс общественных отношений человек от этого свободнее не становился. Причина здесь в том, что у свободы есть и оборотная сторона – за неё надо отвечать. Перед самим собой. Поскольку все твои решения имеют последствия, а последствия имеют свойство затрагивать тебя самым непосредственным образом, то прежде чем сделать какой-либо серьезный шаг надо хорошенько подумать, взвесить риски. Человеку несвободному проще – решения за него принимают другие. И пусть последствия он всё равно чувствует на своей шкуре, но зато ответственность за это всегда можно спихнуть на других – мол, «это они виноваты». От этого и на душе комфортнее становится.
Поэтому большинство людей – внутренне являются рабами. Так им легче и проще. Эти рабы, как и прирученные человеком собаки, могут быть разными. Рабы сытые, рабы голодные и недовольные, рабы холёные, откормленные, бездельничающие, рабы цепные, рабы жалкие в своей ничтожности, рабы на «хлебном месте», рабы на пенсии и прочая. Но презирать их за это нельзя, только слабые и подлые люди издеваются над несчастными.
Поэтому нам понимание, что все вокруг рабы, нужно в первую очередь для осознания одной простой, но выглядящей (с точки зрения внутреннего «надсмотрщика») ужасающей мысли. Мысль эта состоит в следующем: мнение других – это ВСЕГДА мнение рабов, а ценность мнения рабов равносильная ценности собачьему лаю на проходящий караван. Другими словами, качество внутренне свободного человека – это полное игнорирование чужого мнения. Согласитесь, мысль крамольная. Но по-другому никак.
Внутренняя свобода – основа успешной самореализации
Очевидно, что чем меньше рамок внутри человека, тем более он успешен в своих действиях, поскольку способен делать такие вещи и такими способами решать поставленные задачи, о которых обычный человек даже помыслить не в состоянии, так как они находятся за пределами его рабского мировоззрения.
Например, людям с рабским мировоззрением не приходило в голову, что из плесени можно добыть лекарство (изобретение пенициллина Флемингом), ведь плесень – это «кака», копаться в ней «неприлично», как-то неудобно на вопрос окружающих «чем ты занимаешься?» отвечать «в плесени копаюсь». Не солидно как-то.
Если представить это в виде метафоры, то свободный человек забирается на дерево (то есть занимается личностным ростом) и обозревает оттуда жизнь во всей её широте и великолепии, понимает что к чему, куда, откуда и зачем. В то время как внутренне несвободный человек с рабской моралью топчется вокруг, поскольку залезать наверх страшно, да усилий требует, вот если бы безо всякого труда раз! и сразу на вершине. И видит несвободный только кусты, стволы, буреломы, да темень леса. И так и проживает жизнь в неведении и по чужим правилам, не реализовав свой потенциал. Жалко его.
Поэтому для тех, кто хочет построить свою жизнь сам, по своим канонам, согласно своему, выработанному, выстраданному, основанному на реальных фактах мировоззрению. Кто хочет прожить свою жизнь счастливо, полноценно, занимаясь тем чем он хочет, реализовать своё жизненное предназначение, выстроив свои отношения с миром так как ему удобно. Для таких людей вопрос обретения внутренней свободы – это вопрос глотка кислорода. Без всяких «или-или».
источник
Манифест Человек Свободный — Психологос
Высшая ценность
Прежняя идеология ушла не по воле злокозненных людей, как иногда думают и говорят, а потому, что в ее основании была красивая мечта – но несбыточная. В действительности мало кто верил в нее, поэтому воспитание постоянно оказывалось неэффективным. Официальная пропаганда, которой придерживалась и школа, разительно не соответствовала реальной жизни.
Теперь мы возвращаемся в реальный мир. Вот что в нем главное: он не советский, он не буржуазный, он действительный, реальный – мир, в котором живут люди. Хорошо или плохо, но живут. У каждого народа своя история, свой национальный характер, свой язык и свои мечтания – у каждого народа свое, особое. Но в целом мир един, реален.
И в этом реальном мире есть свои ценности, есть свои высшие цели для каждого человека. Есть и одна высшая ценность, относительно которой выстраиваются все другие цели и ценности.
Для учителя, для воспитателя, для воспитания крайне важно понимать, в чем же состоит эта высшая ценность.
По нашему мнению, такой высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого понимания, – свобода.
Спрашивают: кого же теперь воспитывать?
Мы отвечаем: человека свободного.
Что такое свобода?
Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. Бесконечное не определимо в словах. Оно выше слов.
Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. Как же это получается?
В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
Человек свободный – это человек, свободный внутренне. Как и все люди, внешне он зависит от общества. Но внутренне он независим. Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
Что такое внутренняя свобода?
Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. Он ценит свободу каждого человека. Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. Она дана ему в вечное владение. Он не живет для свободы, а живет свободно.
Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
Каждый из нас встречал свободных людей. Их всегда любят. Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. Это очень важно понять. От чего не свободен свободный человек?
От совести.
Что такое совесть?
Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. Такого человека называют как угодно, но только не свободным. Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть – то, что соединяет людей.
Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. Это главное в воспитании.
Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
Свободный ребенок
Воспитание внутренне свободного человека начинается в детстве. Внутренняя свобода – это природный дар, это особый талант, который можно заглушить, как и всякий другой талант, но можно и развить. Этот талант в той или иной мере есть у каждого, подобно тому как у каждого есть совесть, – но че-ловек или прислушивается к ней, старается жить по совести, или она заглушается обстоятельствами жизни и воспитанием.
Цель – воспитание свободного – определяет все формы, способы и методы общения с детьми. Если ребенок не знает угнетения и научается жить по совести, к нему сами собой приходят все житейские, общественные навыки, о которых так много говорится в традиционных теориях воспитания. На наш взгляд, воспитание заключается лишь в развитии той внутренней свободы, которая и без нас есть в ребенке, в ее поддержке и охране.
Но дети бывают своевольны, капризны, агрессивны. Многим взрослым, родителям и учителям кажется, что предоставлять детям свободу опасно.
Тут проходит граница двух подходов в воспитании.
Тот, кто хочет вырастить свободного ребенка, принимает его таким, какой он есть, – любит его освобождающей любовью. Он верит в ребенка, эта вера помогает ему быть терпеливым.
Тот, кто не думает о свободе, боится ее, не верит в ребенка, тот неизбежно угнетает его дух и тем губит, глушит его совесть. Любовь к ребенку становится угнетающей. Такое несвободное воспитание и дает обществу дурных людей. Без свободы все цели, даже если они кажутся высокими, становятся ложными и опасными для детей.
Свободный учитель
Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом с собой свободных людей, и в первую очередь – свободного учителя. Поскольку внутренняя свобода не прямо зависит от общества, всего лишь один учитель может сильно повлиять на талант свободы, скрытый в каждом ребенке, как это бывает и с музыкальными, спортивными, художественными талантами.
Воспитание свободного человека посильно каждому из нас, каждому отдельному учителю. Вот то поле, где один – воин, где один может все. Потому что дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им. Что бы ни происходило в школе, внутренне свободный учитель может быть в победителях.
Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком. И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек.
Быть может, он дает ребенку глоток свободы – и тем спасает его, научает его ценить свободу, показывает, что жить свободным человеком возможно.
Свободная школа
Учителю гораздо легче сделать первый шаг к воспитанию свободного, легче проявить свой талант к свободе, если он работает в свободной школе.
В свободной школе – свободные дети и свободные учителя.
Таких школ не столь уж много на свете, но все же они есть, и значит, этот идеал осуществим.
Главное в свободной школе не то, что детям предоставляют делать все, что они хотят, не освобождение от дисциплины, а учительский свободный дух, самостоятельность, уважение к учителю.
В мире много очень строгих элитных школ с традиционными порядками, которые дают наиболее ценных людей. Потому что в них свободные, талантливые, честные учителя, преданные своему делу, – и потому в школе поддерживается дух справедливости. Однако в таких авторитарных школах далеко не все дети вырастают свободными. У некоторых, слабейших, талант свободы заглушается, школа ломает их.
Подлинно свободная школа та, в которую дети идут с радостью. Именно в такой школе дети обретают смысл жизни. Они научаются думать свободно, держаться свободно, жить свободно и ценить свободу – свою и каждого человека.
Путь к воспитанию свободных
Свобода – это и цель, и дорога.
Для учителя важно вступить на эту дорогу и идти по ней, не слишком уклоняясь. Дорога к свободе очень трудна, ее без ошибок не пройдешь, но будем придерживаться цели.
Первый вопрос воспитателя свободных: не угнетаю ли я детей? Если я принуждаю их к чему-то – ради чего? Я думаю, что ради их пользы, но не убиваю ли я детский талант свободы? Передо мной класс, я нуждаюсь в определенном порядке, чтобы вести занятия, но не ломаю ли я ребенка, стараясь подчинить его общей дисциплине?
Возможно, не каждый учитель найдет ответ на каждый вопрос, но важно, чтобы эти вопросы были заданы себе.
Свобода умирает там, где появляется страх. Путь к воспитанию свободных – возможно, полное избавление от страха. Учитель не боится детей, но и дети не боятся учителя – и свобода сама собой приходит в класс.
Освобождение от страха – первый шаг на пути к свободе в школе.
Осталось добавить, что человек свободный всегда красив. Воспитать духовно красивых, гордых людей – это ли не мечта учителя?
Внутренняя свобода
Понятие свободы включает в себя много аспектов: свобода воли, социальная свобода, философские вопросы. В этой статье я коснусь только психологического понятия свободы.
Что такое внутренняя свобода? Что мешает поступать в соответствии со своими желаниями и потребностями, и что с этим делать?
Внутренняя свобода — это способность человека делать в различных ситуациях осознанный выбор, который определяется его потребностями, его пониманием того, что необходимо. Этот выбор должен опираться на осознанность и быть только своим. Мне кажется, что лучшие фильмы или книги (есть рейтинг) объединяет стремление к внутренней свободе. Когда герой, несмотря на препятствия, делает важный шаг в согласии с собой.
Иногда внутреннюю свободу ассоциируют с отрешенностью, безразличием к тому, что происходит вокруг. Это скорее психологическая защита, игнорирование, уход от проблем, неприятие того, что окружает, неумение адаптироваться и взаимодействовать. Человеку необходим для счастья эмоциональный контакт — это его базовая потребность. Значит, уход от такого контакта не может быть благом, каким бы изощренным индивидуализмом это не оправдывалось.
Не существует независимых людей. У каждого есть обязательства. Быть внутренне свободным — это не значит игнорировать свои обязательства по отношению к другим. Осознанная необходимость вынуждает им следовать. Желание отдать деньги, которые взял в долг, совпадает с внутренним убеждением и никак не ограничивает внутренней свободы.
Но есть вещи, не принятые внутренне, интроекты, полученные разными способами от других людей, не ставшие собственными убеждениями. Чаще всего они из детства от родителей или других значимых людей. Они диктуют, как поступать или реагировать в разных ситуациях. И тогда человек, как робот, запрограммирован на реакции и поступки. Он и хочет сделать по-другому, но что-то (чаще неосознаваемое) мешает этому. Как будто кто-то другой делает это за него. Он не выбирает и не обладает внутренней свободой.
Мама говорит дочери — сиди дома, на улице много опасностей и плохих людей. Так она спасается от своих страхов за дочь. Школа, институт, только самое необходимое общение. Дочь успешно выполняет эту установку, и к двадцати годам совсем не умеет общаться, испытывает страх нахождения среди людей. Она зависима от этого жизненного сценария, он не оставляет ей выбора, ограничивает ее внутреннюю свободу.
Такие ограничители есть в жизни каждого человека:
- рамки морали, навязанной извне и не принятой внутренне,
- родительские «нельзя» как красные флажки, через которые не прыгнуть,
- зависимости, с помощью которых отыгрываются психологические травмы,
- традиции,
- ложные убеждения,
- страхи…
Так нельзя. А почему, собственно? Может быть это чужое «нельзя»?
Чем больше ограничителей — тем меньше внутренней свободы.
Часто таким ограничителем выступает сравнение:
У соседа больше денег, он круче.
У подруги фигура лучше.
Я меньше знаю, меня не примут в этой компании.
Сравнение отнимает много энергии. Человек скован, застенчив, если считает себя хуже — или заносчив, агрессивен, если другой кажется слабее. Впрочем, бывает и наоборот. Главное, что мотивами поведения управляют собственные комплексы. Не так важно, что скажут или подумают другие. Они озабочены в основном тем же самым. Главное — внутреннее согласие.
Порой интересы пересекаются, и нужно находить компромисс. Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого. Приходится как-то уживаться. Свободный человек уважает чужое личное пространство, потому что для него это ценность.
Взрослому легче отстоять свои права. А вот родителей не выбирают. За их ошибки в воспитании приходится расплачиваться детям. Мать решает полностью посвятить себя воспитанию сына, жертвуя своей личной жизнью — а сыну для правильной адаптации в мире необходим рядом гармонично развитый взрослый, а не жертва. Отец-тиран подавляет волю ребенка, лишает его самостоятельности — в результате не развивается способность слышать себя, принимать решения. Да, стартовые условия разные, но все преодолимо, было бы желание.
Важность, которая иногда придается поступкам в жизни, может мешать решению. Молодая женщина понимает, что не хочет жить со своим партнером, они просто совсем разные. К тому же она терпит физическое и психологическое насилие, и ситуация не меняется долгое время. Единственным разумным шагом является развод. Но развод для нее — слишком серьезный шаг. За этим стоит ложное убеждение, что замуж обязательно нужно выходить один раз и на всю жизнь. Об этом ей говорила еще бабушка, поднимая вверх палец и очень значительно. Не делая этот шаг много лет, она мучается, лишая себя возможного счастья, теряя драгоценное время своей жизни, которое нельзя вернуть. Каждый день неповторим.
Зависимость лежит на другом полюсе свободы. Зависимость от чужого мнения сковывает, снижает количество вариантов поведения. «Так поступают все, так принято, и ты должен». Это навязанное извне очень трудно преодолеть. Реклама вбивает в голову выбор товаров, услуг, даже людей.
Одеваться нужно так — это модно.
Машина должна быть дорогая — это имидж.
Отдыхать нужно на Мальдивах — это престижно.
А нужно ли это конкретному индивидууму? Поток информации захлестывает. Стоит прислушаться к себе, понять свои истинные потребности, сделать свой собственный выбор. Это и есть внутренняя свобода.
Курящий зависим от сигареты, и пока он курит, у него нет выбора: курить или нет. Но есть выбор бросить курить. Чем меньше зависимостей, тем больше вариантов выбора. Курящий в перерыве пойдет курить, а у некурящего есть разные варианты. Первым шагом к преодолению любой зависимости является ее признание. Избавляясь от зависимостей, вы расширяете свое пространство внутренней свободы.
Иногда кажется, что нет разумного решения. Это результат работы внутренних «табу». Здесь очень помогает поисковая активность — активное поведение по поиску решения в условиях неопределенности результата. Всегда есть выбор: смириться с отсутствием решения или продолжить его поиск. Внутренняя свобода предполагает наличие выбора, значит, если смириться, то и свободы уже нет.
«Успех это движение от неуспеха к неуспеху
без потери энтузиазма».
У. Черчилль (Нобелевский лауреат по литературе, между прочим).
Любые великие свершения включают в себя фазу неудачи. Но поисковая активность рано или поздно приводит к достижению результата. Без нее внутренняя свобода ограничена.
Внутренняя свобода, как и свобода вообще, требует мужества, так как она предполагает ответственность за свою жизнь. Для многих людей это невыносимый груз. Э. Фромм пишет об этом в своей книге с говорящим названием «Бегство от свободы».
Свобода предполагает ответственность. Эти понятия неразрывны. Безответственным быть легко. Не надо принимать решения, если доверится богу, правителю, жене или соседу. Тогда можно просто плыть по течению, от себя ничего не зависит, за себя не надо отвечать, и ни о какой свободе говорить не приходится. Да и не нужна она мне — скажет кто-то — и так нормально. И это тоже выбор. Каждому свое.
Одним решения даются легко, другие не могут шагу ступить без оценки этого шага со всех сторон. Им кажется, что нужно непременно сделать этот шаг правильно. Однако не бывает объективно правильного или неправильного для человека, если речь не идет о движении в сторону зависимостей. Он сам и объект, и субъект одновременно. Любой внешний взгляд является поверхностным.
Со стороны кажется, что успешный врач, которая вдруг уволилась из престижной клиники и стала делать и продавать куклы, совершила нелепый поступок. Но если учесть, что она мечтала об этом всю жизнь, а в медицинский институт поступила по настоянию родителей, то картина меняется. Теперь она занимается, наконец, любимым делом и получает от этого удовольствие каждый день.
Это сложно — находить и осмысливать свои ограничители, но процесс значительно облегчается и ускоряется, если удается успешно справиться хотя бы с одним. Появляется опыт успеха, который рождает уверенность. Чтобы обойти земной шар, надо сделать первый шаг, говорит китайская мудрость. Так, «выдавливая из себя раба по капле», рождается пространство внутренней свободы.
Не потому ли мы испытываем радость, когда кто-нибудь преодолевает на наших глазах свой ограничитель и делает свободный выбор? Классический пример: фильм «Полет над гнездом кукушки» где финальный эпизод — символ прорыва к внутренней свободе. Такие моменты рождают переживания, которые помогают переосмысливать эпизоды собственной жизни, даря особое, ни с чем не сравнимое чувство полета, инсайд, чувство своего успеха.
Для человека, который обладает внутренней свободой, характерно легкое, может быть, чуть ироничное отношение к жизни, а еще чувство юмора. Помните фразу внутренне свободного Мюнхгаузена:
Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны.
Умное лицо — это еще не признак ума, господа.
Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением лица.
Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь…
Свободный человек живет в гармонии с собой. Он делает любимую работу, он идет домой с удовольствием, потому что там его ждет близкий ему человек, он может изменить свою жизнь, если что-то пошло не так. Он имеет пространство выбора — внутреннюю свободу. Есть такие? Конечно, есть, и всегда есть к чему стремится.
В мире не все в руках человека, жизнь конечна, бывают трагические случайности. Нельзя избежать печали и потерь, и счастливые тоже плачут. Это экзистенциальная данность, ее нельзя изменить. Но в рамках своей жизни всегда есть выбор. Внутренняя свобода приближает к пониманию своего предназначения, позволяет чувствовать мир во всей его полноте, это обретение себя настоящего.
Обретение внутренней свободы ~ Саморазвитие без фокусов
В прошлой статье про внутреннюю свободу я писал об основных источниках несвободы. Таких источников сыскалось немало и, что характерно, один из них — это наше стремление сделать жизнь лучше, гармоничнее, свободнее. В этой статье я постараюсь нащупать дорожку к обретению внутренней свободы, насколько она вообще доступна человеку.Первым делом дадим все же более-менее рабочее определение внутренней свободы.
Внутренняя свобода – это состояние человека, в котором его мысли, желания и действия зависят прежде всего от него самого, а внешнее давление вроде общественного мнения сначала как следует осознается и анализируется с позиций самого человека.
Проще говоря, внутренняя свобода – это когда человек думает и делает то, что он хочет на самом деле (в крайнем случае – то, к чему подталкивают реальные обстоятельства, но не чужие мнения и идеи). И — немаловажное дополнение! — при этом человек должен чувствовать себя комфортно. «Поступать по-своему» умеют и дети — с криком и плачем. Нет, внутренне свободный человек, поступая по своему не терзается и не испытывает сомнений.
Ну а теперь к главному. Как же все-таки обрести внутреннюю свободу?
Так и подмывает написать что-то вроде:
«Дык, все просто! Нужно для начала разобраться со своими истинными целями и смыслом жизни, как следует подумать и заставить себя поменять отношение к миру: так, чтобы рассматривать все с позиций разума, делать только то, что тебе на самом деле нужно, отметать к чертовой бабушке общественные стереотипы, ко всему подходить с циничной ухмылочкой и арифмометром».
И это был бы действительно правильный совет. Более того, совет универсальный, вышеприведенный абзац — это краткая, но содержащая все необходимое инструкция по саморазвитию НА ГОДЫ.
Но мы сегодня говорим исключительно о внутренней свободе, пытаемся взглянуть на саморазвитие с этой точки зрения, забыв о других (в этом, собственно и есть польза многочисленных психологических понятий, которые часто пересекаются друг с другом, таких как: уверенность, самодисциплина, вера в себя, самооценка и т.д.)
Поэтому я предложу специальный вариант обретения внутренней свободы (можно сказать, программа освобождения). Выдавливать из себя раба будем вот так:
1. Определяем, что именно делает вас зависимым и несвободным в наибольшей степени. Небольшой перечень возможных источников есть в предыдущей статье. Но вы — поразмыслив пять минут — легко найдете главного врага своей свободы и самостоятельно. Это может быть ваша компания или коллеги на работе, член семьи, регулярно читающий вам мораль (самые распространенные случаи). Это может быть и нечто более экзотическое — кумир-авторитет в любой сфере, стереотипы, прививаемые «гуру» поп-психологии, даже любимая книга, фильм (ау, поклонники «Секрета»!) или афоризм.
2. Теперь искореняем влияние этого фактора. Как искореняем? Просто вдумываемся во все, что слышим (или воспринимаем по-другому) от этого источника. Вдумываемся, анализируем, находим противоречия и (особенно важно) несоответствия вашему внутреннему миру. Этот шаг не так уж сложен. Главное здесь — научиться воспринимать не в фоновом режиме, а активно, обдумывая. На развитие этого умения может уйти некоторое время.
В итоге вы получите небольшой глоточек свободы — свободы именно от выбранного источника несвободы (корявенько сказано, но что поделать). Свобода не значит полное отрицание. Свобода — подчеркиваю — означает разумный выбор. То есть вы будете продолжать слушать коллегу, который учит вас жизни, но его речи будут иметь только то значение, которое вы выбираете САМИ, в соответствии со своими целями и желаниями. Вас не будет это раздражать. Вы вообще сможете не допустить это в свою жизнь. Или — допустить, обогатить и использовать себе на пользу.
(Кстати. Когда вы добиваетесь этой цели, то чувствуете мощный подъем и воодушевление, захватывающее ощущение свободы и власти над собой. Хотя бы ради него стоит попробовать)
3. (можно делать одновременно с шагом 2) Вы ведь ведете дневник? Нет? Жаль, это неплохой инструмент саморазвития. Тогда заведите хотя бы на недельку. Пишите туда мысли и дела безо всякого стеснения, чем подробнее, тем лучше. Пишите для себя, наплевав на правильное оформление, красивый почерк и орфографию. Не стесняйтесь записывать самые бредовые и малозначительные мысли.
Под конец недельки берем красный карандаш (или инструмент «маркер» в ворде) и перечитываем свою писанину. Ищем мысли, поступки и слова, которые свидетельствуют о нашей несвободе. Разбираем каждый случай, спрашивая себя «а как правильно»?
Относитесь к этому легко, как к игре. Хорошо делать подобные упражнения вдвоем с человеком, которому доверяете, помогая друг другу.
4. На следующей неделе вылавливаем помеченные несвободой мысли и дела уже в процессе — и стараемся исправиться. Это не так уж сложно. — потому что главные «тараканы» повторяются изо дня в день. Если все же сталкиваетесь с трудностями — повторите предыдущий шаг.
Благодаря 4 шагам по прошествии некоторого времени вы должны:
а) избавиться от одного из самых зловредных источников внутренней несвободы
б) научиться анализировать себя и свое поведение, бороться с проявлениями несвободы
в) решить часть своих проблем и выработать некоторые полезные качества
Теперь для закрепления эффекта можно сделать еще две вещи:
5. Проделайте с днем то же самое, что и с неделей (можно даже расчертить табличку по часам: что делал-думал-говорил, что было неправильно, как надо. Смысл тут — в концентрации на мелочах. Это позволяет не только усилить эффект, но и открыть для себя новые горизонты: мелочи помогают выявить или предвидеть более важные вещи.
6. И наконец рекомендую на время сменить обстановку и круг общения. Уехать в отпуск, например. Это позволяет «оттенить» свои достижения (издалека вещи зачастую понятнее и четче). А еще новая обстановка поможет вам потренироваться в противодействии новым источникам несвободы, бороться с которыми проще, чем с застарелыми. Ну и просто отдохнуть от трудов праведных на ниве саморазвития))))
Откуда эта методика?
Методика моя собственная. Когда-то я использовал почти такую же, добиваясь устойчивого позитивного настроя. Результатами я доволен, так что с легким сердцем рекомендую для использования.
p.s.
А все-таки изложенный в самом начале рецепт саморазвития вообще — гораздо лучше! Возможно, труднее в исполнении, но в то же время проще по сути и естественнее. Разумное, осознанное отношение к жизни делает ненужными легионы методик и «секретов успеха». Такой подход универсален. А все потому, что у человека — так уж сложилось — нет иного действенного инструмента познания и изменения себя. Только разум и логика. Ведь даже в описанных шести шагах работают именно осознание и анализ, именно они как скальпели отрубают одну за другой опутывающие человека щупальца несвободы.
Такие дела.
Успехов вам и свободы — внутренней и не только!
Как обрести внутреннюю свободу
Несмотря на то, что тема свободы кажется такой привлекательной, большинство людей предпочитают бежать от неё как черт от ладана (это известный феномен, описанный Эрихом Фроммом в его книге «Бегство от свободы»). При этом некоторые искренне врут себе, что на самом деле свободны, что могут делать всё что хотят, не замечая или не желая замечать, что рамки их свободы надежно и жестко ограничены нормами воспитания, мещанской или интеллигентской морали, родительских установок, стереотипов поведения.
Как говорил по этому поводу Гёте «самое большое рабство – не обладая свободой, считать себя свободным» («Избирательное сродство»). В этом они напоминают алкоголиков, которые, выпивая каждый вечер по «чекушке», искренне считают, что они не рабы алкоголя, а всего лишь «культурно выпивают».
Первый шаг к свободе
Как и в случае любой болезни, где путь к выздоровлению начинается с признания самого факта, что ты, друг, болен, путь к обретению внутренней свободы начинается с осознания того, что ты на самом деле – раб. В первую очередь раб «инсталлированных» в твоё бессознательное в ходе воспитания и социализации способов мышления, неадекватных реальности мировоззренческих установок, правил поведения, критериев принятия решений и т.д. и т.п.
Вследствие этого многие вещи, которые бы человек хотел или мог бы сделать и которые принесли бы ему новые возможности, новые ресурсы, удовольствие от жизни, счастье, комфорт и душевное благополучие он не делает потому что «это неприлично», «позорно», «так нормальные люди не делают» и прочие «стопперы». В результате он проживает относительную сытую и безопасную жизнь, каждый божий день обманывая себя, что всё у него, в целом, неплохо, что живет он, в принципе, не хуже других.
Несчастная судьба многих людей — следствие не сделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела — лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней
Эрих Фромм
Признать себя рабом неприятно, дискомфортно, болезненно для гордыни, но без этого не обрести внутреннюю свободу. Можно постелить на дырявый гнилой пол чистый свежий паркет и какое-то время всё будет хорошо, какое-то время иллюзия «ремонта» будет работать. Но однажды пол провалится вместе с паркетом и незадачливым бедолагой, его постелившим.
Методично выдавливать раба по капле
Антон Павлович Чехов в письме к своему коллеге Алексею Суворину советовал:
Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…
Суворин рассказ не написал, но фраза сделалась крылатой.
Именно выдавливать из себя по каплям рабам и является единственно возможной, надежной и эффективной стратегией обретения внутренней свободы. Процесс этот не очень приятный, болезненный, поскольку приходится выдирать из плоти своего сознания прочно проросшие там рабские установки и представления о жизни. Комфортной прогулкой по морскому берегу (как многие представляют себе процесс личностного роста) это точно не является.
Хорошо, ЧТО именно делать в целом понятно. А теперь, пожалуйста, КАК именно «выдавливать из себя раба», КАК повышать в себе уровень внутренней свободы? Пожалуй, именно этот вопрос интересует читателя больше всего. И возможно я его разочарую, сказав, что КАК – это, собственно, и есть весь процесс методичного и последовательного (но непохожего на технические инструкции) личностного роста, регулярной работы по выдавливанию из своей психики разного рода блокировок. Да, для этого есть специальные техники (доступ к ним можно получить, например, в рамках Школы [системного развития]), но дело не в техниках, а в намерении и самодисциплине. Что толку от пистолета, если в нужный момент нет внутренней готовности нажать на курок, чтобы выстрелить?
На пути к свободе
Главное препятствие на пути к свободе находится не снаружи, а внутри. Это концентрированное выражение всех наложенных обществом на индивида ограничений можно назвать внутренним контролером или надсмотрщиком. Можно считать его «программой», аспектом, субличностью, внутренним голосом, фрейдовским Сверх-Я – название не важно. Важно понимать его функцию. А она очень проста – не выпускать Вас за рамки дозволенного господствующей в обществе системы представлений о жизни (морали, культуры, историко-идеологических мифологем и etc.).
Надсмотрщик указывает на то о чём думать и что делать нельзя, потому что это «неприлично», «постыдно», «позорно», «неудобно», «нехорошо», «неправильно», «плохо» и так далее и тому подобное. Поскольку Вы не осознаете факт того, что Вашим поведением управляет надсмотрщик, то кажется, что это всё думаете и делаете Вы, что это Ваш выбор. Но это не так.
Путь к свободе – это путь ослабления надсмотрщика. Победить его невозможно, да и ненужно, поскольку такая победа означает окончательный разрыв с обществом, а значит и отказ от самореализации, ведь самореализация предполагает активную деятельность в социуме, содействие его изменению и развитию. Стремление к абсолютной свободе по сути есть фикция, недостижимая в рамках отдельной человеческой жизни.
А для того, чтобы ослабить надсмотрщика нужно быть сильным. Сильным своим духом. Осознавать и контролировать свои стремления, желания и прочие мотивации. Это опять же путь работы над собой, путь серьезного, взрослого личностного роста.
В окружении рабов
Многие исследователи замечали, что несмотря на весь прогресс общественных отношений человек от этого свободнее не становился. Причина здесь в том, что у свободы есть и оборотная сторона – за неё надо отвечать. Перед самим собой. Поскольку все твои решения имеют последствия, а последствия имеют свойство затрагивать тебя самым непосредственным образом, то прежде чем сделать какой-либо серьезный шаг надо хорошенько подумать, взвесить риски. Человеку несвободному проще – решения за него принимают другие. И пусть последствия он всё равно чувствует на своей шкуре, но зато ответственность за это всегда можно спихнуть на других – мол, «это они виноваты». От этого и на душе комфортнее становится.
Поэтому большинство людей – внутренне являются рабами. Так им легче и проще. Эти рабы, как и прирученные человеком собаки, могут быть разными. Рабы сытые, рабы голодные и недовольные, рабы холёные, откормленные, бездельничающие, рабы цепные, рабы жалкие в своей ничтожности, рабы на «хлебном месте», рабы на пенсии и прочая. Но презирать их за это нельзя, только слабые и подлые люди издеваются над несчастными.
Поэтому нам понимание, что все вокруг рабы, нужно в первую очередь для осознания одной простой, но выглядящей (с точки зрения внутреннего «надсмотрщика») ужасающей мысли. Мысль эта состоит в следующем: мнение других – это ВСЕГДА мнение рабов, а ценность мнения рабов равносильная ценности собачьему лаю на проходящий караван. Другими словами, качество внутренне свободного человека – это полное игнорирование чужого мнения. Согласитесь, мысль крамольная. Но по-другому никак.
Внутренняя свобода – основа успешной самореализации
Очевидно, что чем меньше рамок внутри человека, тем более он успешен в своих действиях, поскольку способен делать такие вещи и такими способами решать поставленные задачи, о которых обычный человек даже помыслить не в состоянии, так как они находятся за пределами его рабского мировоззрения.
Например, людям с рабским мировоззрением не приходило в голову, что из плесени можно добыть лекарство (изобретение пенициллина Флемингом), ведь плесень – это «кака», копаться в ней «неприлично», как-то неудобно на вопрос окружающих «чем ты занимаешься?» отвечать «в плесени копаюсь». Не солидно как-то.
Если представить это в виде метафоры, то свободный человек забирается на дерево (то есть занимается личностным ростом) и обозревает оттуда жизнь во всей её широте и великолепии, понимает что к чему, куда, откуда и зачем. В то время как внутренне несвободный человек с рабской моралью топчется вокруг, поскольку залезать наверх страшно, да усилий требует, вот если бы безо всякого труда раз! и сразу на вершине. И видит несвободный только кусты, стволы, буреломы, да темень леса. И так и проживает жизнь в неведении и по чужим правилам, не реализовав свой потенциал. Жалко его.
Поэтому для тех, кто хочет построить свою жизнь сам, по своим канонам, согласно своему, выработанному, выстраданному, основанному на реальных фактах мировоззрению. Кто хочет прожить свою жизнь счастливо, полноценно, занимаясь тем чем он хочет, реализовать своё жизненное предназначение, выстроив свои отношения с миром так как ему удобно. Для таких людей вопрос обретения внутренней свободы – это вопрос глотка кислорода. Без всяких «или-или».
P.S. Конкретные тактические вопросы обретения внутренней свободы будут рассматриваться на онлайн-семинаре «Азбука превосходства: 9 инструментов личностного роста». Успейте зарегистрироваться.
Что такое внутренняя свобода и где «живёт» свобода выбора
Виктор Франкл был детерминистом, воспитанным в традициях психологии Фрейда, которая утверждает, что все, происходившее с вами в детстве, формирует ваш характер и личность и определяет всю вашу жизнь. Ограничения и параметры вашей жизни установлены, и вы почти ничего не можете изменить.
Кроме того, Франкл был психиатром и евреем по национальности. Его заключили в нацистский лагерь смерти, где ему довелось испытать тяжелейшие мучения и стать свидетелем явлений, столь несовместимых с нашим представлением о человечности, что без содрогания невозможно их описать.
Его родители, брат и жена погибли в газовых камерах. Из всей семьи уцелела лишь одна сестра. Сам Франкл пережил пытки и бесчисленные унижения; он никогда не знал, что случится с ним в следующий момент: отправят ли его прямиком в печь или же он останется среди «уцелевших» и будет убирать трупы или выгребать пепел несчастных.
Однажды, сидя нагишом в одиночной камере, он открыл для себя то, что позже назвал «последней человеческой свободой», той свободой, которую никто из его мучителей-нацистов отнять у него не мог. Они могли иметь власть над всем, что его окружало, могли причинить какую угодно боль его телу, однако сам Виктор Франкл являлся существом, обладавшим самосознанием, и мог смотреть отстраненно на все, что с ним происходило. Его внутренняя сущность оставалась неуязвима. Он сам мог решать, какое влияние на него окажет то, что его окружает. Между тем, что воздействовало на него (раздражителем), и его реакцией на происходящее была свобода выбора этой реакции.
В воображении Франкл стал представлять себя в различных ситуациях, например, как он читает лекции студентам после своего освобождения из концлагеря. Он мог в мыслях перенестись в аудиторию и, как бы со стороны, увидеть себя, рассказывающего студентам об уроках лагерной жизни.
Посредством многократного повторения этих упражнений — интеллектуальных, эмоциональных и нравственных — с привлечением памяти и фантазии Франкл взращивал в себе свою маленькую, едва зародившуюся свободу, пока та не выросла и не сделала его более свободным, чем охранявшие его тюремщики. У них была большая внешняя свобода — большая свобода действий, большие возможности выбора, он располагал большей внутренней свободой — внутренней силой для реализации своих возможностей. Франкл сделался вдохновляющим примером для всех, кто окружал его, даже для некоторых охранников. Он помогал людям находить смысл жизни и сохранять достоинство, несмотря на страдания и трудности существования в неволе.
Находясь в невыразимо тяжелых обстоятельствах, Франкл воспользовался человеческим даром самосознания и открыл фундаментальный принцип человеческой природы:
между раздражителем и реакцией человек имеет свободу выбора
Свобода выбора содержит внутри себя те уникальные качества, которые делают нас людьми. Помимо самосознания мы обладаем воображением — способностью создавать что-либо в уме независимо от окружающей действительности. Мы обладаем совестью — глубоким внутренним осознанием того, что правильно, а что нет, принципами поведения и ощущением того, насколько наши мысли и поступки им соответствуют. И, кроме того, мы располагаем независимой волей — способностью действовать, опираясь на самосознание, независимо от всякого влияния извне.
Даже самые умные животные лишены подобных ценных качеств. Используя компьютерную метафору, можно сказать, что они запрограммированы своими инстинктами и/или дрессировкой. Их можно обучить быть ответственными, но они не могут принять на себя ответственность за это обучение. Иными словами, они не могут направлять его. Они не способны изменить программу. Они даже не осознают того, что их обучают.
Но именно в силу этих наших ценных человеческих качеств мы способны создавать для себя программы совершенно независимо от собственных инстинктов и обучения. Вот почему способности животного относительно ограничены, а способности человека безграничны. Однако, если мы будем жить, как животные, исходя из своих инстинктов, программ, условий и общепринятого опыта, мы также будем ограничены.
Наши уникальные человеческие способности возвышают нас над миром животных. От степени развития этих способностей зависит возможность реализации нашего уникального человеческого потенциала.
Между раздражителем и реакцией находится наша величайшая сила — свобода.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОАКТИВНОСТИ
Открыв фундаментальный принцип человеческой природы, Франкл описал точную собственную карту, на основе которой начал развивать первый и самый важный навык человека, высокоэффективного в любых обстоятельствах, — навык проактивности.
Позиция проактивности
Хотя термин проактивность довольно широко распространен сегодня в литературе по управлению, вы вряд ли встретите это слово в большинстве словарей. Оно означает нечто большее, чем просто активность.
Оно означает, что, будучи людьми, мы несем ответственность за свои собственные жизни. Наше поведение зависит от наших решений, а не от окружающих условий. Мы можем подчинять чувства нашим ценностям. Мы инициируем происходящее и несем за это ответственность.
«Ответ» является корнем ответственности — способности выбирать свой ответ на происходящее. Высокоэффективные люди признают за собой такую ответственность. Они не объясняют свое поведение условиями, обстоятельствами и трудными ситуациями. Их поведение есть продукт их собственного сознательного выбора, базирующегося на ценностях, а не продукт окружающих условий, основанный на чувствах.
По природе своей мы проактивны, и если наша жизнь стала зависеть от различных обстоятельств, то это потому, что мы — сознательно или нет — сделали свой выбор и позволили этим силам управлять нами.
Делая такой выбор, мы становимся реактивными. Реактивные люди часто находятся в зависимости от физических условий окружающей среды. Если погода хорошая, они чувствуют себя хорошо. Если погода плохая, то это сказывается на их настроении и работе.
Проактивные люди носят в себе свою собственную погоду. Для них не имеет значения, идет ли дождь или светит солнце. Они движимы ценностями; и если ценностью для них является высококачественное выполнение работы, то это не будет зависеть от того, способствует этому погода или нет.
Реактивные люди, кроме того, зависят от социальных условий окружающей среды, от «социальной погоды». Если окружающие относятся к ним хорошо, у них все в порядке, если же плохо, то они становятся закрытыми и занимают оборонительную позицию. Реактивные люди строят свою эмоциональную жизнь на поведении окружающих, позволяя их слабостям управлять собой.
Способность подчинять импульсивную реакцию своим ценностям составляет сущность проективной личности. Реактивные люди движимы чувствами, обстоятельствами, условиями и своим окружением. Проактивные люди движимы ценностями — тщательно продуманными, отобранными и принятыми.
На проактивных людей тоже воздействуют внешние факторы: физические, социальные или психологические. Но их реакция на этот раздражитель — сознательная или нет — является выбором, основанным на ценностях.
Как сказала Элеонора Рузвельт: «Никто не может причинить вам боль без вашего на то согласия».
Или, говоря словами Ганди: «У нас невозможно отобрать самоуважение, если мы сами его не отдадим».
Именно наша готовность уступить, наше согласие с тем, что с нами происходит, наносит нам гораздо больший вред, чем само происходящее. Я понимаю, что принять эту мысль очень трудно эмоционально, особенно после того, как долгие годы мы оправдывали свои несчастья обстоятельствами или поступками других людей. Однако до тех пор, пока человек не сможет открыто и честно сказать: «Сегодня я такой, какой есть, из-за выбора, сделанного мной вчера», этот человек не сможет провозгласить: «Я делаю другой выбор».
Боль нам доставляет не то, что происходит, а наше отношение к тому, что происходит. Разумеется, какие-то события могут доставлять нам физические или экономические неприятности. Но наш характер, наша внутренняя сущность ни в коей мере не должны страдать от этого. Собственно говоря, наши самые тяжелые испытания становятся тем горнилом, где выковывается наш характер и развиваются внутренние силы — свобода, необходимая, чтобы справляться с будущими тяжелыми обстоятельствами и воодушевлять на это других людей.
Франкл был одним из многих людей, оказавшихся способными в труднейших обстоятельствах развить в себе внутреннюю свободу и оказать благотворное, вдохновляющее воздействие на окружающих.
Стивен Р. Кови «Семь навыков высокоэффективных людей»
EcoLives. Внутренняя свобода человека: уровень, способы развития
Внутренняя свобода — это концепция, которая всегда занимала человечество. Мы все хотим быть свободными, но свободной от чего? Разве мы действительно знаем, какую свободу мы ищем, или как мы можем достичь этой свободы?
Мы будем использовать философию для изучения и понимания свободы с упором на внутреннюю свободу, которая важнее и ценнее, чем физическая свобода, популярная сегодня. Внутренняя свобода — это свобода нашего разума, эмоций и действий. Каковы эти силы, которые мешают нам обрести внутреннюю свободу? Каковы факторы, которые препятствуют нашему свободному мышлению, свободному чувству и свободным действиям?
Философия рассматривается как способ познания себя в Древней Греции и Риме.
Нам нужно знать о природе человека, чтобы иметь возможность справиться с проблемой свободы. Знание самого себя позволяет нам знать, как мы мыслим и чувствуем, распознавать препятствия для внутренней свободы. Обретение нашей человеческой натуры поможет нам обнаружить ту свободу, которой мы заслуживаем.
Свобода — это состояние ума и сердца, не зависящее ни от каких обстоятельств, ни от человека, но не изоляция или неподвижность. Концепция «зависимости» играет важную роль в понимании свободы. Быть независимым не означает быть изолированным от людей или действий, которые могут привести к изменению вещей, а не быть зависимыми от условий и других людей в наших мыслях, чувствах и действиях.
В отношении зависимости любая привязанность к состоянию, объекту, статусу, карьере или человеку означает потерю нашей свободы, поскольку приложенное условие будет определять наше мышление и чувство.
Люди находятся в постоянной битве за различные внутренние силы, а свобода — это действие, вытекающее из нашего разума и свободной воли среди этих многих сил. Свобода означает не контролировать и управлять этими силами, а нашей разведкой и свободной волей. Каковы эти другие силы: ненависть, гнев, зависть, предрассудки, умственные и эмоциональные привычки, некоторые из них — автоматизм.
Если мы возьмем гнев в качестве примера; когда гнев присутствует в нашем сознании, он пытается контролировать наше мышление и действия, и если это так, то оно начинает вести нас в том направлении, в котором оно хочет идти. Он пытается разгрузить свою разрушительную энергию на что-то или на кого-то.
Как противостоять гневу?
Мы, как существо разума и свободной воли, должны противостоять нашему гневу, а не контролировать его и искоренять его. Как мы можем достичь этого? Прежде всего, осознавая свой гнев, признавая существование этой разрушительной эмоции внутри нас. И тогда нам нужно больше узнать об этом, как это превалирует над нами, каковы условия, которые помогают ей расти и привести ее к власти. Почему гнев никогда не помогает решать проблемы, почему мы сожалеем в конце, когда наши действия были вызваны гневом?
Изучая свой внутренний мир, мы больше узнаем о наших внутренних «врагах», мы можем разработать более эффективные стратегии борьбы с ними. Итак
Практика внутренняя свобода — белое пламя, видео
Эта удивительная практика поможет вам обрести внутреннюю свободу и доверие к миру и начать воспринимать события и ситуации, как подарки. При условии регулярного выполнения она заметно повышает духовные вибрации.
Другой пример — наши умственные привычки. Мы склонны мыслить стереотипно,что конечно же, чем мыслить творчески и свободно. Эти ментальные закономерности могут развиваться различными факторами, такими как общество, религия, мода, семья, образование, средства массовой информации и т. д.
Если мы начнем думать о том, как нас учили религия, реклама или общество или мода, мы теряют способность к свободному мышлению, потому что мы не думаем, а следуем ментальной схеме, которая имеет определенное предназначение для нас.
Мы не можем быть творческими и инновационными под давлением ментальной картины мира. Мы не можем видеть разные аспекты и глубину проблемы, когда мы следуем ментальной схеме.
Суеверия как механизм ограничения свободы
Суеверия — это крайние случаи ментальных узоров, где ментальный образ становится настолько сильным и глубоким в уме. Слишком сложно избавиться от давления суеверия. Когда мы смотрим на историю человечества, мы находим некоторые периоды страданий, в которых общество руководствуется некоторыми суевериями, такими как в средневековье Европы. Суеверия также вызывают различные виды страхов, которые лишают нас свободы.
Что относительно предрассудков?
Общества или люди превращают предыдущий опыт в ментальный образ и начинают следовать ему в подобных обстоятельствах. Предрассудок мешает нам видеть вещи такими, каковы они есть, потому что мы видим их через объектив психического узора, выгравированного в нашем сознании.
Например, болезненный опыт с другом в прошлом может превратиться в предрассудок, который заставляет нас думать, что люди не заслуживают доверия, как друзья. Это предубеждение не позволяет нам свободно устанавливать новые отношения. Это потеря свободы на пути создания новых друзей. Осторожность отличается от слепого предубеждения.
Вы можете видеть некоторые тенденции в обществе, которые мыслят определенным образом по некоторым предметам. Человечество теряет здравый смысл, который связан с мудростью общества. Например, большинство людей считает, что счастье приходит с покупкой нового автомобиля, успешной карьерой или праздником.
Мы думаем «концепциями» или «шаблонами», которые определяются средствами массовой информации, религией, друзьями, обществом или образованием. И если мы не будем заниматься исследованием и более глубоко изучать самих себя мы будем брести как стадо…
Счастье от новых приобретений, от достижения долгожданнной цели в карьере очень скоротечно и быстро сменяется пустотой.
Свобода сейчас в общем понимается как физическая свобода. Свобода покупать то, что вы хотите, свободу идти куда угодно, свободу делать то, что вы хотите. Но истинная внутренняя свобода — это быть свободным от навязанных нам общепринятых стереотипов мышления и поведения!
Другим примером является термин «философия», который сегодня утратил свой классический смысл. Философия просто означает любовь к мудрости, но мы склонны думать о «философии» как о скучной и бесполезной вещи, интеллектуальном занятии вдали от практической жизни. Мы презираем наших друзей, говоря: «Не философствуй», когда они говорят за пределами обыденных тем. Мы не чувствуем никакой необходимости тратить время на философию, поскольку мы видим ее отчужденной и чуждой жизни.
Потеря свободы заканчивается страданиями. Даже когда вы смотрите на мир животных, вы можете ясно видеть, насколько болезненно для них жить в клетке или ограниченном пространстве. Птицы стали символом свободы во многих древних традициях; особенно ограничивая птицу в клетку, отнимая у нее свободу летать, не имеет смысла, когда мы так чувствительны к нашей собственной свободе. Мы знаем боль, когда свобода теряется, так почему мы хотим причинить такую же боль животным?
Открытие самого себя — это долгая, но необходимая поездка, которую все мы должны сделать, и философия была лучшей компанией человечества в этом длинном и трудном путешествии. Это также путешествие к нашей внутренней свободе, которая не может быть устранена каким-либо внешним фактором или состоянием, но приходит с самопознанием.
Вспомним знаменитый девиз греческих философов: «Познай самого себя», сделай его проводником в своей жизни, чтобы узнать, какая внутренняя свобода нам нужно.
30 Янв 2018 tolstoy_eco 1051 Поделитесь записью