“Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно” (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевкого “Преступление и наказание” 📕
Русская литература 2-й половины XIX века
“Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно” (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевкого “Преступление и наказание”)
Это высказывание русского классика как нельзя лучше отражает смысл его психологического романа “Преступление и наказание”. Некая черта, которую могут безнаказанно с позиций собственной совести переступать лишь избранные, на протяжении сюжета будоражит сознание главного героя – Родиона Раскольникова.
Тщеславное желание причислить себя к сонму богов, дабы оправдать собственную неприспособленность в социальном мире, провоцирует умного и одаренного студента на создание циничной теории разделения людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”. Так ли оно, задает меж строк вопрос сам писатель. И с помощью героя сам дает на него ответ. “Убить-то я убил, а переступить – не переступил!”, “Убил, а честного человека из себя строит. Бледным ангелом ходит!” Герою стоит огромного труда понять, что, совершив убийство, он отрезал себя от мира семьи, друзей и всех более-менее порядочных людей, перейдя на сторону злодеев и ничтожеств. И уже находясь в лагере порока, он пытается доказать, что сам лучше, чем эти люди. Писатель не случайно сталкивает его с “двойниками” – Лужиным и Свидригайловым.Лужин – совершеннейшее ничтожество и, несмотря на неплохую с виду “упаковку”, исключительно отрицательный герой в романе – появляется перед героем из письма матери. Раскольников понимает, о чем именно мать пишет ему между строк, и верно распознает сущность холодного хищного дельца Лужина. У того есть своя и экономическая теория, и теория выгодной женитьбы. Эти теории своим цинизмом и расчетливостью отражают теорию Раскольникова, о которой читатель, судя по фабуле, еще не знает.
Почему автор знакомит нас с теорией Раскольникова в середине повествования, а не открывает истинные мотивы героя уже в начале? Раскольников обаятелен, умен, несчастлив – автор умелыми штрихами располагает читателя к своему герою. По эффекту края мы можем и не обратить внимания на досадную статейку в уже закрывшейся газете, которая вызывает спор между следователем и подозреваемым. Привлекают к себе слова Разумихина: “Что ж, выходит, ты по совести кровь разрешаешь? Так это же страшнее, чем если бы вот так законное разрешение кровь проливать? Нет, ты не можешь так думать!..” Может! И Разумихин полностью прав в том, что разрешение по совести совершать преступление страшнее законного, если бы даже и существовал такой закон. Суд собственной совести не подразумевает ни прощения, ни искупления. Возможно покаяние, но герой не приходит к нему. Почему автор “спасает” своего героя – не совсем понятно из текста. Раскольников не раскаивается в своем преступлении, он еще более люто ненавидит старушонку процентщицу, он не жалеет, что убил ее. Лишь одно его гложет: убить убил, а переступить – не переступил. Подлости не хватило. Он не подл, он добр и в чем-то благороден. По сути, с его умом не понимать нравственных законов было бы нонсенсом. Он высокомерен и тщеславен – в этом его основные грехи. Он не думал о том, что нравственные законы беспощадны для всех. Он дерзнул сразиться с Богом и был повержен. Достоевский как христианский писатель русской классической литературы передает нам в своих произведениях постулаты Нового Завета: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не сотвори себе кумира. И герой, попирая эти постулаты, не в состоянии сдержать вопиющие муки собственной души, хотя муками совести назвать это можно с трудом. А может быть, он слишком горд, чтобы распознать под всей шелухой рухнувшего эгоизма слабый голос совести.
Еще один “двойник” Раскольникова, человек, тоже в свое время переступивший роковой барьер собственной совести, – Свидригайлов. Сладострастие, растление и прочие пороки, свидетельствующие об отсутствии чувства меры и осознания духовности, приводят его к крайнему отчаянию. Это отчаяние не явное, как у Катерины Ивановны, а скрытое, ведь внешне у него все хорошо: он богат, свободен, формально чист перед законом. Однако он, как человек умный, не может не понимать неизбежности высшего суда над собой. Его совесть не оставляет ему выбора. Он пытается найти спасение в любви, единственном чувстве, которое очищает, но любовь ему не подвластна. Осознав или ощутив бесполезность собственного существования, он, однако, достойно распоряжается собственным имуществом, чтобы хоть как-то искупить свою вину и помочь людям. Достоевский подводит Аркадия Свидригайлова, также одного из самых обаятельных и умных своих героев, к смертному греху самоубийства. Но в исполнении Свидригайлова это действо выглядит благородно, он грешен и сам себя карает.
Раскольникову же не хватает смелости не то что покарать себя, а даже признать свою вину – честно сказать себе, что он переступил черту и обратно уже не вернется. Он тешит себя малодушными мечтами, что будет жить, а о старухе и не вспомнит, но сам поневоле нагнетает собственное отчаяние, потому что гордыня хотя и сильна, но не может справиться с чувством вины. Он винит себя если не в преступности, то в малодушии. С ним остаются чувства вины, закрытости от мира и Бога, которые и на каторге не покидают его. Может быть, писатель действительно в последний момент просто пожелал ему счастья и скрасил его участь, направив к верному и любящему человеку. Может быть, Родион действительно изменился, но как – писатель от нас утаил. Очевидно одно, что продолжать жить после совершения нравственного преступления уже нельзя. Нужно либо держаться вдали от искуса и всячески ему противостоять, либо, переступив черту, меняться через покаяние, но менять свою природу радикально. Как бы то ни было, прежним наш герой уже не будет, потому что нравственные ценности – это как стекло: разбилось и не склеишь.
Читать книгу Сочинения по русской литературе. Все темы 2011 г. Н. В. Козловской : онлайн чтение
«Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно» (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевкого «Преступление и наказание»)
Это высказывание русского классика как нельзя лучше отражает смысл его психологического романа «Преступление и наказание». Некая черта, которую могут безнаказанно с позиций собственной совести переступать лишь избранные, на протяжении сюжета будоражит сознание главного героя – Родиона Раскольникова. Тщеславное желание причислить себя к сонму богов, дабы оправдать собственную неприспособленность в социальном мире, провоцирует умного и одаренного студента на создание циничной теории разделения людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Так ли оно, задает меж строк вопрос сам писатель. И с помощью героя сам дает на него ответ. «Убить-то я убил, а переступить – не переступил!», «Убил, а честного человека из себя строит. Бледным ангелом ходит!» Герою стоит огромного труда понять, что, совершив убийство, он отрезал себя от мира семьи, друзей и всех более-менее порядочных людей, перейдя на сторону злодеев и ничтожеств. И уже находясь в лагере порока, он пытается доказать, что сам лучше, чем эти люди. Писатель не случайно сталкивает его с «двойниками» – Лужиным и Свидригайловым.
Лужин – совершеннейшее ничтожество и, несмотря на неплохую с виду «упаковку», исключительно отрицательный герой в романе – появляется перед героем из письма матери. Раскольников понимает, о чем именно мать пишет ему между строк, и верно распознает сущность холодного хищного дельца Лужина. У того есть своя и экономическая теория, и теория выгодной женитьбы. Эти теории своим цинизмом и расчетливостью отражают теорию Раскольникова, о которой читатель, судя по фабуле, еще не знает.
Почему автор знакомит нас с теорией Раскольникова в середине повествования, а не открывает истинные мотивы героя уже в начале? Раскольников обаятелен, умен, несчастлив – автор умелыми штрихами располагает читателя к своему герою. По эффекту края мы можем и не обратить внимания на досадную статейку в уже закрывшейся газете, которая вызывает спор между следователем и подозреваемым. Привлекают к себе слова Разумихина: «Что ж, выходит, ты по совести кровь разрешаешь? Так это же страшнее, чем если бы вот так законное разрешение кровь проливать? Нет, ты не можешь так думать!..» Может! И Разумихин полностью прав в том, что разрешение по совести совершать преступление страшнее законного, если бы даже и существовал такой закон. Суд собственной совести не подразумевает ни прощения, ни искупления. Возможно покаяние, но герой не приходит к нему. Почему автор «спасает» своего героя – не совсем понятно из текста. Раскольников не раскаивается в своем преступлении, он еще более люто ненавидит старушонку процентщицу, он не жалеет, что убил ее. Лишь одно его гложет: убить убил, а переступить – не переступил. Подлости не хватило. Он не подл, он добр и в чем-то благороден. По сути, с его умом не понимать нравственных законов было бы нонсенсом. Он высокомерен и тщеславен – в этом его основные грехи. Он не думал о том, что нравственные законы беспощадны для всех. Он дерзнул сразиться с Богом и был повержен. Достоевский как христианский писатель русской классической литературы передает нам в своих произведениях постулаты Нового Завета: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не сотвори себе кумира. И герой, попирая эти постулаты, не в состоянии сдержать вопиющие муки собственной души, хотя муками совести назвать это можно с трудом. А может быть, он слишком горд, чтобы распознать под всей шелухой рухнувшего эгоизма слабый голос совести.
Еще один «двойник» Раскольникова, человек, тоже в свое время переступивший роковой барьер собственной совести, – Свидригайлов. Сладострастие, растление и прочие пороки, свидетельствующие об отсутствии чувства меры и осознания духовности, приводят его к крайнему отчаянию. Это отчаяние не явное, как у Катерины Ивановны, а скрытое, ведь внешне у него все хорошо: он богат, свободен, формально чист перед законом. Однако он, как человек умный, не может не понимать неизбежности высшего суда над собой. Его совесть не оставляет ему выбора. Он пытается найти спасение в любви, единственном чувстве, которое очищает, но любовь ему не подвластна. Осознав или ощутив бесполезность собственного существования, он, однако, достойно распоряжается собственным имуществом, чтобы хоть как-то искупить свою вину и помочь людям. Достоевский подводит Аркадия Свидригайлова, также одного из самых обаятельных и умных своих героев, к смертному греху самоубийства. Но в исполнении Свидригайлова это действо выглядит благородно, он грешен и сам себя карает.
Раскольникову же не хватает смелости не то что покарать себя, а даже признать свою вину – честно сказать себе, что он переступил черту и обратно уже не вернется. Он тешит себя малодушными мечтами, что будет жить, а о старухе и не вспомнит, но сам поневоле нагнетает собственное отчаяние, потому что гордыня хотя и сильна, но не может справиться с чувством вины. Он винит себя если не в преступности, то в малодушии. С ним остаются чувства вины, закрытости от мира и Бога, которые и на каторге не покидают его. Может быть, писатель действительно в последний момент просто пожелал ему счастья и скрасил его участь, направив к верному и любящему человеку. Может быть, Родион действительно изменился, но как – писатель от нас утаил. Очевидно одно, что продолжать жить после совершения нравственного преступления уже нельзя. Нужно либо держаться вдали от искуса и всячески ему противостоять, либо, переступив черту, меняться через покаяние, но менять свою природу радикально. Как бы то ни было, прежним наш герой уже не будет, потому что нравственные ценности – это как стекло: разбилось и не склеишь.
Человек – целый мир (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
В устах величайшего русского писателя, классика, признанного не только на родине, но и за рубежом, олицетворяющего русскую литературу, Федора Михайловича Достоевского необыкновенно четко звучат эти пророческие слова о человеке. Его герои представляют собой сложнейшие характеры, переплетение страстей и исступленного стремления в потемках пройти к свету. Постараемся показать это на примере образа Раскольникова, как одного из ярчайших героев Достоевского и, бесспорно, самого обаятельного «злодея» в мировой классической литературе.
С Раскольниковым мы знакомимся на первой странице романа и его внутренний мир показан в романе с доскональной подробностью. На первый взгляд, молодой человек задавлен бедностью, жизнью и с помощью преступления пытается исправить свое социальное положение. Однако эпитет «немецкий шляпник», возникший в романе не случайно, несколько меняет угол зрения авторского восприятия. Герой не такой, как все, а точнее, считает себя совершенно особенным. «Помилуйте, кто же сейчас на Руси себя Наполеоном не считает?» – вопрошает следователь Порфирий Петрович, человек по уму если не превосходящий, то явно не уступающий главному герою.
Еще один момент. Решив убить старуху, Родион тем самым наталкивает читателя на буквальное восприятие слова «преступление» в названии романа. Обратим внимание на объем романа до и после совершения преступления в сюжете. До – писатель нам преподносит факты, вызывающие негативное отношение к старухе, быту главного героя, жутким обстоятельствам жизни его семьи и окружения. Однако после преступления обстановка еще более нагнетается, всплывают доселе непримечательные подробности мировоззрения главного героя, позволяющие читателю представить себе, как любящий сын, внимательный брат, просто добрый человек, коим он является для семейства Мармеладовых, может одновременно быть и автором бесчеловечной теории о разделении людей на тварей дрожащих и право имеющих. Безусловно, в сей теории есть своя правда, поскольку Раскольников – человек увлекающийся, неординарный и далеко не глупый – верит в свою концепцию мироздания. Но жизнь как специально сталкивает его с людьми и событиями, полностью, на корню противоречащими этой теории.
Кто из героев тварь дрожащая? Сонечка Мармеладова, которая любит его всей душой, а собой жертвует ради семьи? Или же его сестра Дуня, опозоренная молвой? По сути теории, любой, кто не способен переступить через кровь, – тварь дрожащая. Тонкая, язвительная ирония Достоевского на фоне заведомого превознесения своего героя позволяет рассмотреть еще одну грань в образе Раскольникова. Как он воспринимает крушение своих надежд и своего тщеславия. Что ему наибольшую боль приносит лишь осознание своей неправоты, того, что он ошибся. Несмотря на ум, доброту, способность к любви, герой Достоевского опутан тщеславием, высокомерием, гордыней. А что же, если не эти качества, от лукавого?
Таким образом, писатель, христианское мировоззрение которого не нуждается в комментариях, подводит нас к ключевому моменту осознания идеи произведения. В любом человеке борются два начала: одно от неба и другое от дьявола. Его герой изначально поддается греху гордыни и тщеславия, а дальше подобно снежному кому нарастают его прегрешения: искалеченные судьбы следуют одна за другой. Так, душа Родиона Раскольникова выступает ареной для сражения горнего и низшего миров. И писатель постоянно дает ему возможность изменить свое отношение, постоянно ставит его перед выбором: поддаться ли на уговоры тщеславия, гордыни и другие искушения или, несмотря на трудности, умерить гордыню и сохранить свой нравственный облик. Для Достоевского чистота помыслов гораздо важнее формального следования нормам морали. Так, образ Сонечки стоит упреком всем ханжам, а злодей Свидригайлов оказывается в конечном счете самым внятным и порядочным персонажем даже при том, что Достоевский не отрицает тяжести смертного греха самоубийства. Этот герой наказывает себя сам вполне заслуженно и справедливо, чем поневоле вызывает наше уважение.
А что же Раскольников? Наряду с бешеным порывом, когда он бросается на неприглядного франта на бульваре или выступает перед всеми, открыто обвиняя Лужина в подлости, ему не хватает смелости признать свою неправоту. Он не раскаивается в убийстве, он не берет на себя ответственность за содеянное, хотя и не может не понимать его тяжести. Именно потому, что не чувствует покаяния, он медлит с правосудием. Итак, и грехи и добродетели, и зло и добро проявляют себя в одной человеческой душе. И эта душа есть поле сражения, вечной битвы темных и светлых сил. Достоевский как гениальный писатель-пророк намечает линию жизни и указывает на результат следования по ней. То, что Раскольников меняется, не случайно. Писатель верит в изначальную победу добра, только для ее укрепления необходимо пройти множество тяжелых испытаний, о чем он и говорит нам в конце эпилога к роману. Процесс в этом случае оказывается важнее результата, потому что по христианскому догмату душа изначально принадлежит Богу, а истинно великий труд – как раз на земле оставаться человеком.
Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Влияние христианства можно проследить в творчестве многих русских писателей, так как вера в триединого бога и сына его Иисуса Христа была общепринятой русской религией с достопамятных времен. Не избежал этой участи и роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Религия в романе представлена автором как возможность, предоставленная главному герою, для того чтобы вырваться из морально-этических бездн раскаяния. Главную мысль романа можно выразить так: человек должен быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением «истинной веры». Это чисто христианская точка зрения, поэтому произведение можно охарактеризовать как «роман-проповедь».
Грех и добродетель, гордыня и раскаяние четко противопоставлены друг другу в романе Достоевского. Особенно ярко выражен в произведении образ добровольного мученика. Не случайно автором вводятся в текст такие персонажи, как Соня Мармеладова, Дуня Раскольникова, Миколка. Эти герои олицетворяют собой чистоту и сострадание к окружающим.
Соня идет на панель, чтобы прокормить семью, кроме того, она помогает Раскольникову раскаяться и подталкивает его к признанию с помощью чтения Библии и увещеваний. Мне кажется, что сцену чтения Евангелия Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Эпизод чтения Евангелия в романе психологически наиболее напряженный и интересный. Старания героини увенчались успехом. Апофеозом совместных бесед стали слова Раскольникова: «Пойдем вместе. Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!» Образ Сони сравним с образом Марии Магдалены, небезызвестной библейской блудницы.
Дуня, сестра главного героя, жертвует собой ради брата и семьи, давая согласие выйти замуж за Лужина, чтобы Раскольников перестал жить в нищете. Образ Дуни ассоциируется с Иисусом Христом, принявшим свою участь во искупление грехов наших и просто из человеколюбия.
Миколка тоже пытается «пострадать за других», взяв на себя вину; его можно назвать двойником Дуни, но сравнивать его с сыном божьим нельзя, потому как он шел на бессмысленную жертву, возможно помешавшую бы Раскольникову раскаяться и признаться, и его благой душевный порыв обратился бы во зло.
Интересным для понимания позиции Достоевского является образ Свидригайлова, который можно сопоставить с образом Иуды. Марфа Петровна выкупает Свидригайлова из тюрьмы и дает ему безбедную жизнь, а он предает жену, отдавшую ему расписку, становится причиной ее смерти. Позже к нему приходит раскаяние, как и к Иуде, и он совершает грех самоубийства. Этот поступок можно сопоставить с самоповешеньем Иуды на осине. Свидригайлов уже при жизни имеет собственное представление о загробном мире. Его ад предстает перед нами в виде «черной бани с пауками и мышами».
В романе очень сильна связь с религией. Цифры, являющиеся символичными в христианстве, – это цифры три и семь. Достоевский неоднократно использует эти символы: так, Раскольников три раза звонит в колокольчик у двери и столько же раз бьет старуху по голове; происходят всего три встречи с Порфирием Петровичем. Число семь тоже несет определенную смысловую нагрузку: Свидригайлов прожил с Марфой Петровной семь лет; Раскольников узнает, что именно в седьмом часу не будет дома Лизаветы, следовательно, совершает преступление «в седьмом часу»; в эпилоге герою остается отбыть семь лет каторги. Таким образом, Достоевский хочет показать, что у каждого героя свой путь к Богу и, что бы ни происходило, герой этот путь пройдет.
Сам Родион Раскольников олицетворяет образ раскаявшегося грешника. Убив старуху, герой начинает испытывать душевные терзания, несовместимые с его тонкой, интеллигентной душевной организацией. Раскольникову было изначально предопределено наказание, но не за убийство старухи и Лизаветы, а за его греховную теорию, заключавшуюся в делении людей на два сорта, низшего – «тварей дрожащих» – и высшего – «Наполеонов», что абсолютно противоречит канонам христианства, ведь в этой религии все люди равны.
Также в романе присутствуют такие религиозные образы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и в этом заключается своеобразное наказание героя, как бы постоянное напоминание о содеянном. Кроме того, Соня надевает Раскольникову на шею свой крест, а сама берет Лизаветин, и понятие «крест» приобретает переносное значение: они оба несут общий крест страдания и раскаяния, за которыми последуют духовное очищение, возрождение к жизни.
Итак, можно сделать вывод, что замысел романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» состоит в том, что герои проходят путь страдания, для того чтобы прийти к истине, и именно библейские мотивы и образы помогают читателю понять смысл произведения.
Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» множество образов, которые зачастую противоречат друг другу, являются контрастными. Женские образы также раскрываются по-разному, помогая читателю увидеть общество того времени со всех сторон.
Центральным и, вне всяких сомнений, самым значимым женским образом в романе является образ Сони Мармеладовой. С этой героиней автор также связывает библейские мотивы, поскольку на протяжении всего произведения евангельские истины рассматриваются через призму личности Сони. Непорочность, чистота, бескорыстие, самопожертвование ради семьи – вот главные черты, присущие характеру героини, то, что определяет ее отношение к жизни, ее взгляд на мир. Образ этой девушки вызывает у читателя очень теплые чувства, смешанные с безграничной жалостью к ней. Страшно перечитывать те строки, в которых автор описывает «падение» Сони: «И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла… Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила… а взяла только… платок… накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да тело все вздрагивают…» Несмотря на то что Соня становится «падшим существом» в глазах общества, в этом «падении» мы видим величайший подвиг ради близких.
Образ Сони помогает нам также раскрыть характер главного героя романа – Раскольникова. Духовность героини сталкивается с бесчеловечной, антигуманной теорией студента и в какой-то степени направляет его на путь истинный, помогает излечиться от тяжкой болезни. Соня – высокоморальный человек. Если вспомнить текст романа, мы увидим, что именно в ее уста автор вкладывает одну из ключевых фраз произведения. На слова Раскольникова «Да я вошь убил!» Соня отвечает: «Это человек-то вошь?»
К сожалению, несмотря на ту огромную спасительную роль, которую Соня играет в произведении, мы понимаем, что она греховна. Героиня нарушила одну из самых важных заповедей и несет наказание вместе с Раскольниковым, отправляясь на каторгу.
Соня Мармеладова, являясь одним из наиболее ярких образов «униженных и оскорбленных», не теряет своей веры, уверенности в возможности спасения, и именно в этом раскрывается сила героини.
Еще одним значимым женским образом в романе становится сестра Раскольникова Дуня. В ней мы также видим пример самопожертвования ради близких. Дуня собирается выйти замуж за чуждого ей, недостойного человека, ради того чтобы Родион Раскольников не опускался до нищенского существования. Ее образ очень тесно переплетается с образом матери Раскольникова Пульхерии Александровны. Обе героини безумно любят Родиона и готовы ради него на все. Об этом мы можем судить из письма, полученного Раскольниковым в самом начале романа: «Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все, вся надежда, упование наше». Мать и сестра пытаются помочь герою, несмотря на то что самим им приходится очень плохо, – в этом заключается их слепая любовь. Однако не стоит осуждать ни Дуню, ни Пульхерию Александровну, поскольку мотив самопожертвования с их стороны звучит в романе наравне с подвигом Сони Мармеладовой, раскрывает силу характеров этих женщин.
Еще одним образом, с которым Достоевский связывает евангельские мотивы, является образ Лизаветы. Тихая, скромная, кроткая, работящая, она никому и никогда не делала зла. Лизавета показана в романе как святая, беззащитная и невинная жертва Раскольникова. Эта героиня была необходима Достоевскому, поскольку она усиливает тяжесть преступления главного героя. Раскольников убивает того человека, ради которого, по его теории, он «переступает черту».
Совершенно противоположным всем проанализированным образам является старуха-процентщица Алена Ивановна. Отвращение к ней просыпается в душе читателя, как только он встречается с ней впервые: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка». Образ старухи отождествляется в романе со злом, несправедливостью, ничтожеством, однако он подтверждает идею о том, что «кровь по совести» невозможна, поскольку даже убийство такого человека заставляет героя страдать.
Итак, если рассмотреть женские образы в романе «Преступление и наказание», то хочется отметить, что, какими бы контрастными они порою ни были, каждый из них играет огромную смысловую роль в произведении, а потому не может быть пропущен или забыт.
«Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно» (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевкого «Преступление и наказание» — Русская литература 2-й половины XIX века — Сочинения по русской литературе. Все темы
Сочинения по русской литературе. Все темы
Русская литература 2-й половины XIX века
«Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно» (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевкого «Преступление и наказание»)
Это высказывание русского классика как нельзя лучше отражает смысл его психологического романа «Преступление и наказание». Некая черта, которую могут безнаказанно с позиций собственной совести переступать лишь избранные, на протяжении сюжета будоражит сознание главного героя – Родиона Раскольникова. Тщеславное желание причислить себя к сонму богов, дабы оправдать собственную неприспособленность в социальном мире, провоцирует умного и одаренного студента на создание циничной теории разделения людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Так ли оно, задает меж строк вопрос сам писатель. И с помощью героя сам дает на него ответ. «Убить-то я убил, а переступить – не переступил!», «Убил, а честного человека из себя строит. Бледным ангелом ходит!» Герою стоит огромного труда понять, что, совершив убийство, он отрезал себя от мира семьи, друзей и всех более-менее порядочных людей, перейдя на сторону злодеев и ничтожеств. И уже находясь в лагере порока, он пытается доказать, что сам лучше, чем эти люди. Писатель не случайно сталкивает его с «двойниками» – Лужиным и Свидригайловым.Лужин – совершеннейшее ничтожество и, несмотря на неплохую с виду «упаковку», исключительно отрицательный герой в романе – появляется перед героем из письма матери. Раскольников понимает, о чем именно мать пишет ему между строк, и верно распознает сущность холодного хищного дельца Лужина. У того есть своя и экономическая теория, и теория выгодной женитьбы. Эти теории своим цинизмом и расчетливостью отражают теорию Раскольникова, о которой читатель, судя по фабуле, еще не знает.
Почему автор знакомит нас с теорией Раскольникова в середине повествования, а не открывает истинные мотивы героя уже в начале? Раскольников обаятелен, умен, несчастлив – автор умелыми штрихами располагает читателя к своему герою. По эффекту края мы можем и не обратить внимания на досадную статейку в уже закрывшейся газете, которая вызывает спор между следователем и подозреваемым. Привлекают к себе слова Разумихина: «Что ж, выходит, ты по совести кровь разрешаешь? Так это же страшнее, чем если бы вот так законное разрешение кровь проливать? Нет, ты не можешь так думать!..» Может! И Разумихин полностью прав в том, что разрешение по совести совершать преступление страшнее законного, если бы даже и существовал такой закон. Суд собственной совести не подразумевает ни прощения, ни искупления. Возможно покаяние, но герой не приходит к нему. Почему автор «спасает» своего героя – не совсем понятно из текста. Раскольников не раскаивается в своем преступлении, он еще более люто ненавидит старушонку процентщицу, он не жалеет, что убил ее. Лишь одно его гложет: убить убил, а переступить – не переступил. Подлости не хватило. Он не подл, он добр и в чем-то благороден. По сути, с его умом не понимать нравственных законов было бы нонсенсом. Он высокомерен и тщеславен – в этом его основные грехи. Он не думал о том, что нравственные законы беспощадны для всех. Он дерзнул сразиться с Богом и был повержен. Достоевский как христианский писатель русской классической литературы передает нам в своих произведениях постулаты Нового Завета: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не сотвори себе кумира. И герой, попирая эти постулаты, не в состоянии сдержать вопиющие муки собственной души, хотя муками совести назвать это можно с трудом. А может быть, он слишком горд, чтобы распознать под всей шелухой рухнувшего эгоизма слабый голос совести.
Еще один «двойник» Раскольникова, человек, тоже в свое время переступивший роковой барьер собственной совести, – Свидригайлов. Сладострастие, растление и прочие пороки, свидетельствующие об отсутствии чувства меры и осознания духовности, приводят его к крайнему отчаянию. Это отчаяние не явное, как у Катерины Ивановны, а скрытое, ведь внешне у него все хорошо: он богат, свободен, формально чист перед законом. Однако он, как человек умный, не может не понимать неизбежности высшего суда над собой. Его совесть не оставляет ему выбора. Он пытается найти спасение в любви, единственном чувстве, которое очищает, но любовь ему не подвластна. Осознав или ощутив бесполезность собственного существования, он, однако, достойно распоряжается собственным имуществом, чтобы хоть как-то искупить свою вину и помочь людям. Достоевский подводит Аркадия Свидригайлова, также одного из самых обаятельных и умных своих героев, к смертному греху самоубийства. Но в исполнении Свидригайлова это действо выглядит благородно, он грешен и сам себя карает.
Раскольникову же не хватает смелости не то что покарать себя, а даже признать свою вину – честно сказать себе, что он переступил черту и обратно уже не вернется. Он тешит себя малодушными мечтами, что будет жить, а о старухе и не вспомнит, но сам поневоле нагнетает собственное отчаяние, потому что гордыня хотя и сильна, но не может справиться с чувством вины. Он винит себя если не в преступности, то в малодушии. С ним остаются чувства вины, закрытости от мира и Бога, которые и на каторге не покидают его. Может быть, писатель действительно в последний момент просто пожелал ему счастья и скрасил его участь, направив к верному и любящему человеку. Может быть, Родион действительно изменился, но как – писатель от нас утаил. Очевидно одно, что продолжать жить после совершения нравственного преступления уже нельзя. Нужно либо держаться вдали от искуса и всячески ему противостоять, либо, переступив черту, меняться через покаяние, но менять свою природу радикально. Как бы то ни было, прежним наш герой уже не будет, потому что нравственные ценности – это как стекло: разбилось и не склеишь.
Цитаты Преступление и наказание — LibreBook.me
Русские люди вообще широкие люди, Авдотья Романовна, широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности.
Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь,(…) а потому отчего же и не побывать пошляком
Увы, он и по-русски-то не умел объясняться порядочно (не зная, впрочем, никакого другого языка)…
…Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними [за «необычными» людьми] этого права, казнит их и вешает (более или менее) и тем, совершенно справедливо, исполняет консервативное свое назначение, с тем, однако ж, что в следующих поколениях эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется (более или менее).
Эх вы, тупицы прогрессивные, ничего-то не понимаете! Человека не уважаете, себя обижаете…
Нет, на родине лучше: тут, по крайней мере, во всем других винишь, а себя оправдываешь.
Вранье — дело милое, потому что к правде ведёт.
Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано.
Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его на простом собьют.
Они и любят, точно ненавидят.
Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти.
Тварь ли я дрожащая или право имею?
Ко всему-то подлец человек привыкает!
Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.
Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!
Неужели такая сила в этом желании жить, и так трудно одолеть его?
Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. …он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он и счел себя… человеком, которому более разрешено, чем другому.
— Как уничтожить зло на земле?
— Уничтожить мир.
Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть.
оскорбления, Авдотья Романовна, которые, при всей
оскорбления, Авдотья Романовна, которые, при всей доброй воле, забыть нельзя-с. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
– Я вам не про то, собственно, говорила, Петр Петрович, – немного с нетерпение перебила Дуня, – поймите хорошенько, что все наше будущее зависит теперь от того, разъяснится ли и уладится ли все это как можно скорей или нет? Я прямо, с первого слова говорю, что иначе не могу смотреть, и если вы хоть сколько-нибудь мною дорожите, то, хоть и трудно, а вся эта история должна сегодня же кончиться. Повторяю вам, если брат виноват, он будет просить прощения.
– Удивляюсь, что вы ставите так вопрос, Авдотья Романовна, – раздражался все более и более Лужин. – Ценя и, так сказать, обожая вас, я в то же время весьма и весьма могу не любить кого-нибудь из ваших домашних.
Претендуя на счастье вашей руки, не могу в то же время принять на себя обязательств несогласимых…
– Ах, оставьте всю эту обидчивость, Петр Петрович, – с чувством перебила Дуня, – и будьте тем умным и благородным человеком, каким я вас всегда считала и считать хочу. Я вам дала великое обещание, я ваша невеста; доверьтесь же мне в этом деле, и поверьте, я в силах буду рассудить беспристрастно. То, что я беру на себя роль судьи, это такой же сюрприз моему брату, как и вам. Когда я пригласила его сегодня, после письма вашего, непременно прийти на наше свидание, я ничего ему не сообщила из моих намерений. Поймите, что если вы не помиритесь, то я должна же выбирать между вами: или вы, или он. Так стал вопрос и с его, и с вашей стороны. Я не хочу и не должна ошибиться в выборе. Для вас я должна разорвать с братом; для брата я должна разорвать с вами. Я хочу и могу узнать теперь наверно: брат ли он мне? А про вас: дорога ли я вам, цените ли вы меня: муж ли вы мне?
– Авдотья Романовна, – закоробившись, произнес Лужин, – ваши слова слишком многозначительны для меня, скажу более, даже обидны, ввиду того положения, которое я имею честь занимать в отношении к вам. Не говоря уже ни слова об обидном и странном сопоставлении, на одну доску, между мной и… заносчивым юношей, словами вашими вы допускаете возможность нарушения данного мне обещания. Вы говорите: «или вы, или он?», стало быть, тем самым показываете мне, как немного я для вас значу… я не могу допустить этого при отношениях и… обязательствах, существующих между нами.
– Как! – вспыхнула Дуня, – я ставлю ваш интерес рядом со всем, что до сих пор было мне драгоценно в жизни, что до сих
“Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно” (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевкого “Преступление и наказание” 👍
Русская литература 2-й половины XIX века
“Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно” (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевкого “Преступление и наказание”)
Это высказывание русского классика как нельзя лучше отражает смысл его психологического романа “Преступление и наказание”. Некая черта, которую могут безнаказанно с позиций собственной совести переступать лишь избранные, на протяжении сюжета будоражит сознание главного героя – Родиона Раскольникова.
Тщеславное желание причислить себя к сонму богов, дабы оправдать собственную неприспособленность в социальном мире, провоцирует умного и одаренного студента на создание циничной теории разделения людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”. Так ли оно, задает меж строк вопрос сам писатель.И с помощью героя сам дает на него ответ. “Убить-то я убил, а переступить – не переступил!”, “Убил, а честного человека из себя строит. Бледным ангелом ходит!” Герою стоит огромного труда понять, что, совершив убийство, он отрезал себя от мира семьи, друзей и всех более-менее порядочных людей, перейдя на сторону злодеев и ничтожеств. И уже находясь в лагере порока, он пытается доказать, что сам лучше, чем эти люди.
Писатель не случайно сталкивает его с “двойниками” – Лужиным и Свидригайловым.
Лужин – совершеннейшее ничтожество и, несмотря на неплохую с виду “упаковку”, исключительно отрицательный герой в романе – появляется перед героем из письма матери. Раскольников понимает, о чем именно мать пишет ему между строк, и верно распознает сущность холодного хищного дельца Лужина. У того есть своя и экономическая теория, и теория выгодной женитьбы.
Эти теории своим цинизмом и расчетливостью отражают теорию Раскольникова, о которой читатель, судя по фабуле, еще не знает.
Почему автор знакомит нас с теорией Раскольникова в середине повествования, а не открывает истинные мотивы героя уже в начале? Раскольников обаятелен, умен, несчастлив – автор умелыми штрихами располагает читателя к своему герою. По эффекту края мы можем и не обратить внимания на досадную статейку в уже закрывшейся газете, которая вызывает спор между следователем и подозреваемым.
Привлекают к себе слова Разумихина: “Что ж, выходит, ты по совести кровь разрешаешь? Так это же страшнее, чем если бы вот так законное разрешение кровь проливать? Нет, ты не можешь так думать!..” Может! И Разумихин полностью прав в том, что разрешение по совести совершать преступление страшнее законного, если бы даже и существовал такой закон.
Суд собственной совести не подразумевает ни прощения, ни искупления. Возможно покаяние, но герой не приходит к нему. Почему автор “спасает” своего героя – не совсем понятно из текста. Раскольников не раскаивается в своем преступлении, он еще более люто ненавидит старушонку процентщицу, он не жалеет, что убил ее.
Лишь одно его гложет: убить убил, а переступить – не переступил. Подлости не хватило. Он не подл, он добр и в чем-то благороден. По сути, с его умом не понимать нравственных законов было бы нонсенсом.
Он высокомерен и тщеславен – в этом его основные грехи. Он не думал о том, что нравственные законы беспощадны для всех. Он дерзнул сразиться с Богом и был повержен. Достоевский как христианский писатель русской классической литературы передает нам в своих произведениях постулаты Нового Завета: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не сотвори себе кумира.
И герой, попирая эти постулаты, не в состоянии сдержать вопиющие муки собственной души, хотя муками совести назвать это можно с трудом. А может быть, он слишком горд, чтобы распознать под всей шелухой рухнувшего эгоизма слабый голос совести.
Еще один “двойник” Раскольникова, человек, тоже в свое время переступивший роковой барьер собственной совести, – Свидригайлов. Сладострастие, растление и прочие пороки, свидетельствующие об отсутствии чувства меры и осознания духовности, приводят его к крайнему отчаянию. Это отчаяние не явное, как у Катерины Ивановны, а скрытое, ведь внешне у него все хорошо: он богат, свободен, формально чист перед законом.
Однако он, как человек умный, не может не понимать неизбежности высшего суда над собой. Его совесть не оставляет ему выбора. Он пытается найти спасение в любви, единственном чувстве, которое очищает, но любовь ему не подвластна. Осознав или ощутив бесполезность собственного существования, он, однако, достойно распоряжается собственным имуществом, чтобы хоть как-то искупить свою вину и помочь людям.
Достоевский подводит Аркадия Свидригайлова, также одного из самых обаятельных и умных своих героев, к смертному греху самоубийства. Но в исполнении Свидригайлова это действо выглядит благородно, он грешен и сам себя карает.
Раскольникову же не хватает смелости не то что покарать себя, а даже признать свою вину – честно сказать себе, что он переступил черту и обратно уже не вернется. Он тешит себя малодушными мечтами, что будет жить, а о старухе и не вспомнит, но сам поневоле нагнетает собственное отчаяние, потому что гордыня хотя и сильна, но не может справиться с чувством вины. Он винит себя если не в преступности, то в малодушии.
С ним остаются чувства вины, закрытости от мира и Бога, которые и на каторге не покидают его. Может быть, писатель действительно в последний момент просто пожелал ему счастья и скрасил его участь, направив к верному и любящему человеку. Может быть, Родион действительно изменился, но как – писатель от нас утаил. Очевидно одно, что продолжать жить после совершения нравственного преступления уже нельзя.
Нужно либо держаться вдали от искуса и всячески ему противостоять, либо, переступив черту, меняться через покаяние, но менять свою природу радикально. Как бы то ни было, прежним наш герой уже не будет, потому что нравственные ценности – это как стекло: разбилось и не склеишь.
Возможно, этот совет поможет вам принять правильное решение, Самоконсультации по фэн-шуй и ба-цзы помогут самостоятельно проанализировать фэн-шуй своего дома и свою карту ба-цзы. Информация является платной |
. Ваш Совет на сегодня
За каждым из нас стоят некие Силы, которые ведут нас по жизни, не давая возможности свернуть с нашего Пути. У этих Сил нет возможности говорить с нами не иначе как с помощью ощущений, знаков, событий. Нет ничего случайного в потоке нашей жизни. Каждое событие, приятное или неприятное, болезни, случайные на первый взгляд совпадения, люди, которые встречаются в нашей жизни, приходят ровно тогда, когда они должны были прийти. Очень часто именно для того, чтобы нам что-то объяснить, дать знак, помочь понять что-то важное. Если мы все делаем правильно, выполняем наши жизненные задачи, не нарушаем Законы этого Мира, то и жизнь наша гладкая, полная приятных событий и положительных эмоций. Если мы ошибаемся, сворачиваем со своего Пути, нарушаем Законы, которые правят этим Миром, то появляется дискомфорт, неприятности, болезни… В первую очередь, мы должны научиться слушать себя, свое сердце, довериться своей интуиции. Ведь очень часто наши эмоции, будь то страх, или радость, или сомнение, или что-то другое — не что иное, как подсказка Высших Сил, нашего Ангела-Хранителя. Что-то не клеится, срывается, затягивается – значит, Время еще не пришло или мы свернули со своей Дороги. Нас обижают, недооценивают, предают – нужно разобраться, чем вызваны эти эмоции, какой урок нам Преподают с помощью того, кто вызвал обиду или боль. Есть и другие знаки, которые посылают нам наши Ангелы-Хранители. Для кого-то это цифра или символ, для другого – случайно услышанная фраза, для третьего – сон… Однако, очень часто многие из нас проходят мимо подсказок, даже несмотря на сильную эмоциональную окраску в момент происходящих, якобы случайно, событий. Но нужно обязательно научиться читать Течение Жизни! Очень часто, когда нам нужно принять какое-то важное решение, разгадать то, что неясно, получить ответ на какой-то важный вопрос, ответ приходит самым неожиданным образом. Главное, четко сформулировать то, что нас волнует и попросить дать нам четкий и однозначный ответ. Возможно, для кого-то фраза, написанная на этой странице, станет еще одной подсказкой, которая поможет сделать правильный выбор или найти ответ на волнующий вопрос. Важно обращаться за советом один раз, четко сформулировав свой вопрос, или просто услышать подсказку, к чему именно вам нужно быть готовыми именно сегодня.
Во всем есть черта, за которую перейти опасно. Ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
Ф.М.Достоевский |
Летящие Звезды – система знаний в фэн-шуй, основанная на влиянии времени и энергий Космоса на тот или иной сектор помещения. Разные по качеству энергии принято называть Звездами. Существуют благоприятные и неблагоприятные Звезды. Одни могут принести неприятности и болезни, другие – успех и процветание. Точный прогноз возможных ситуаций в доме делается на основе анализа взаимодействия прилетающих Звезд периода, года и месяца, Звезд натальной карты дома, Звезд Дворца и числа Гуа каждого жильца. Также учитываются возраст, пол, профессия проживающих в доме. Энергии благоприятных Звезд можно усилить, поместив те или иные элементы или активизаторы фэн-шуй в нужном секторе дома, а энергии неблагоприятных – нейтрализовать. Чтобы избежать неприятностей, вероятных из-за влияния той или иной негативной Звезды, нужно постараться как можно меньше находиться в неблагоприятном секторе. Соответственно, чтобы воспользоваться по максимуму энергией хороших Звезд – нужно использовать соответствующие сектора для сна и работы, активной деятельности. Наша задача – отслеживать полеты Звезд и принимать вовремя соответствующие меры. Достаточно это делать один раз в начале года (год начинается 4 или 5 февраля) и в начале каждого месяца (месяц начинается 4, 5, 6, 7 или 8 числа). Не стоит недооценивать влияние Летящих Звезд!!! Это действенная и четкая система знаний, позволяющая анализировать происходящее и существенно влиять на обстоятельства и качество нашей жизни. Январь 2020
|