Олимпиада по литературе для 9 класса (школьный этап)
Всероссийская олимпиада школьников
Школьный этап
2015 – 2016 учебный год
Литература
9 класс
Задание №1
Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Объясните художественное назначение (функции) этих приемов/ явлений в данном произведении.
1.1. ……………. – произведение, поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.
1.2. ……………. – вопрос, который задают, не ожидая на него ответа.
1.3. …………….. – сближение предметов или явлений по сходству, сравнение без сравнительного союза.
1.4. …………….. – стихотворная повесть, в сюжете которой в жизнь героев вторгаются какие-то потусторонние силы – в реальности или во сне.
Задание №2
Найдите устаревшим словам соответствие в современном русском :
Фортеция, оказия, челобитье, обиняки, лазутчик, напасти.
Задание №3
Узнайте писателей.
А) [4 балла] Автор бессмертной комедии, «половина» стихов которой, по словам Пушкина,
Николаю I алмаз в 88,7 карата. Напишите имя, отчество, фамилию автора и название
комедии.________________________________________________________________________
Б) [6 баллов] Знаменитый французский драматург, современник Людовика XIV, неустанно
обличавший в своих комедиях глупость, алчность, ханжество. М.Булгаков посвятил его
жизни и творчеству прекрасную книгу и великолепную пьесу. Напишите имя и фамилию
драматурга, а также название хотя бы одной его комедии
_______________________________________________________________________________
Задание №4
Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.
б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».
в) Рифма — обязательно условия стихотворной речи.
г) Прототип — это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.
д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.
Задание №5
2. Подчеркните средства художественной выразительности, напишите их
названия. Номера стоят напротив строк, в которых представлены средства
художественной выразительности. Приёмы могут повторяться. Возможен не один
правильный ответ.
Пусть вечно милы посевы, скаты,
Кудрявость рощи, кресты церквей,
Что в яркой сини живут, сверкая, —
И все ж, деревня, прощай, родная!
Обречена ты, обречена ты
Железным ходом судьбы своей.
Весь этот мирный, весь этот старый,
Померкнуть должен, как в полдень брачныйРассветных тучек узор прозрачный,
Уже, как громы, гудят удары,
Тараны рока твой храм дробят. (Валерий Брюсов) 1)
2)
3), 4)
5)
6)
7), 8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
Задание №6
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
И.С.ТургеневСобака
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
Что такое открытые вопросы, и как они помогают выявить потребности
Умение правильно задавать вопросы — искусство и им можно овладеть. Поговорим про открытые вопросы: какими они должны быть, как их правильно составлять и как в процессе общения перейти от закрытых вопросов к открытым. Статья полезна менеджерам проектов, специалистам по продажам, а также тем, кто хочет получать информативные ответы на свои вопросы.
Представим, что вы на рыбалке. Что определяет успех данного мероприятия? Количество и качество рыбы, которую вы наловили. Умение задавать вопросы аналогично навыкам рыболовства: мелкие рыбешки, которых вы поймали на удочку, — это краткие и малоинформативные ответы, крупная рыба — это развернутые и понятные ответы на ваши вопросы. Чем больше крупной рыбы вы наловили (развернутых ответов получили), тем эффективнее будет строиться дальнейшая работа с заказчиком/клиентом/коллегой.
Что такое открытые вопросы?
Открытые вопросы — такие вопросы, которые не предполагают короткого ответа «да» или «нет», а предполагают развернутый ответ. Открытые вопросы еще называют ценностными, потому что они предоставляют полезную информацию либо спросившему (вам), либо обоим участникам. Снова представим ситуацию, вы задаете вопрос человеку, с которым работаете: «Вы видите перспективы нашего дальнейшего сотрудничества», — это закрытый вопрос (на него можно ответить «да» или «нет»). Если ответ положительный, то, скорее всего, ваш собеседник добровольно не разовьет тему, и вы не поймете: в чем именно заключаются перспективы. Но если вы выстроите вопрос по-другому: «Мы уже воплощаем вместе не первый проект, какие еще перспективы для работы вы видите?». В этом случае вы подкинете собеседнику пищу для размышлений. Преподаватель Стэнфордского университета и автор книг о творческом мышлении Тина Силиг заметила, что «Любой вопрос — это каркас, на котором строятся ответы… И когда вы меняете вопрос, заметно изменяется и спектр ответов, которые вы можете получить».
Открытые вопросы выполняют следующие практические задачи:
-
завязать разговор с заказчиком/клиентом;
-
понять, что стоит за утверждениями и убеждениями заказчика/клиента;
-
направить общение в нужную сторону;
-
получить паузу для обдумывания действий;
-
создать комфортную обстановку для общения;
-
укрепить партнерские отношения.
Как задавать открытые вопросы?
Открытый вопрос задают с помощью вопросительных слов, которые обычно ставятся в начале предложения, а дальше идет суть вопроса. Цель открытого вопроса — получить максимально развернутый и полный ответ по заданном теме. Перед встречей с потенциальным клиентом или известным заказчиком, стоит составить список вопросов, которые вы планируете задавать.Примеры открытых вопросов, которые помогут понять потребности заказчика/клиента:
-
Что вас интересует…?
-
Что для вас важно при выборе/покупке/создании и т. д. …?
-
Какие требования вы предъявляете к этому…?
-
Как бы вам хотелось…?
-
Как бы вы подбирали себе такой…?
-
Когда вы в последний раз сталкивались с этим…?
Примеры вопросов, которые помогут понять основные качества, характеристики и требования к продукту/услуге:
-
По каким критериям подбираете… ?
-
Как вы думаете, какими характеристиками должен обладать…?
-
Какие пожелания… ?
-
А до этого чем пользовались… ?
-
Что понравилось, что не нравилось… ?
-
Почему решили поменять… ?
-
На какие преимущества вы обратили внимание… ?
Примеры вопросы, которые помогут понять ожидания заказчика/клиента:
-
Какие результатов ожидаете… ?
-
Что хотите получить в итоге… ?
-
Что самое сложное в достижении этих результатов… ?
Примеры вопросов, которые помогут определить степень «теплоты» заказчика/клиента:
-
Когда вы сможете ознакомиться с нашим предложением?
-
Когда вы будете готовы к принятию решения?
-
Какой бюджет вы закладываете?
Примеры вопросов, которые помогут отработать возражения:
-
Какие есть опасения или сомнения… ?
-
Какие возможности вы перед собой видите?
-
С какими проблемами вы ожидаете столкнуться?
-
Если бы мы начали вместе над этим работать, какие основные результаты вы бы хотели увидеть?
-
Как вы будете оценивать успешность нашего сотрудничества?
-
Чем вы рискуете, если ситуация не обернется в вашу пользу?
-
Почему вы считаете свой выбор правильным?
Любой вопрос можно превратить в открытый. Если вы поймали себя на том, что никакой подробной информации не получаете, и собеседник отвечает односложно. То всегда добавляйте продолжение. Например, если на вопрос «Устраивает ли вас наше решение?», — вы получили односложное «Да», то вы всегда можете продолжить: «Чем именно?», «Что особенно удалось?» и подобные.
Открытые вопросы для выявления потребностей
Одним из показателей профессионального уровня менеджера проекта или продажника является умение максимально подробно выявить потребности. Не забывайте, что в основе успешного сотрудничества не сам продукт и его характеристики, а та польза, которую получает заказчик.
Что можно выяснить у заказчика/клиента с помощью открытых вопросов?
-
Проблему, которую хочет решить заказчик/клиент. Ваша задача — понять, что его интересует.
-
Критерии, которые он предъявляет в продукту или услуге. Ваша задача — узнать, что важно для заказчика и выстроить презентацию продукта или услуги, отталкиваясь от этих критериев.
-
Принципиальность предъявляемых критериев. Это позволит выяснить степень вашей свободы в предлагаемых вариантах.
-
Результаты, которые ожидают от вас получить. Ваша задача — максимально точно определить, что ждет заказчик от использования продукта или услуги.
-
Опыт в использовании продукта или услуги. Это знание поможет еще глубже понять потребности заказчика, а также узнать уровень его осведомленности о товаре/услуге.
-
Бюджет. Как правило, этого вопроса боятся больше всего, но знание бюджета помогает сэкономить время и предложить более конкретные решение. Здесь стоит сделать ремарку, что заказчики склонны занижать бюджет примерно на 30%.
-
Страхи и опасения. Как правило, страхи начинают вылезать на этапе работы с возражениями, но профессионалы могут их вытащить на этапе выяснения потребностей.
Воронка вопросов
Мы так много написали про открытые вопросы, поэтому будет логично, если кратко расскажем о двух других основных типах вопросов. В компании с открытыми вопросами есть еще закрытые и альтернативные.
-
Закрытые вопросы — вопросы, на которые можно получить только два ответа: «да» или «нет». Цель закрытого вопроса — получить согласие, подтверждение договоренностей, уточнить полученную информацию.
-
Альтернативные вопросы — вопросы, на которые можно получить ответ в виде выбора заказчиком/клиентом одного из вариантов, который мы обозначаем в самом вопросе. Цель альтернативного вопроса — понять сферу интересов заказчика/клиента, направить мышление заказчика/клиента на выбор альтернатив.
Мы рассказали о других типах вопросов, чтобы подвести к еще одному понятию — воронка вопросов. Это техника анализа потребностей заказчика/клиента, представляющая собой последовательность вопросов, которые вы задаете по структуре «от общего к частному»: открытые вопросы — альтернативные — закрытые. Сначала вы выясняете потребности, затем предлагаете варианты, и в финале — подводите итоги беседы.
Пример:
-
Какие возможности вы перед собой видите? — открытый вопрос.
-
Вы планируете выход на внешний рынок или остаться на внутреннем? — альтернативный вопрос.
-
Тогда делаем версию еще и на английском языке? — закрытый вопрос.
Чем грозит неумение задавать вопросы?
Если в процессе работы не задавать открытых вопросов: «А почему?», «А что конкретно?», то вы рискуете играть с заказчиком в «Угадайку». Вы можете не понять: что конкретно он хочет, вы сделаете работу на свое усмотрение, он ее не примет — вы переделаете, и снова окажется не то. И не понятно: что конкретно ему не нравится. Во-первых, угадать потребности практически невозможно, во-вторых, все тратят время, в-третьих, результат, как правило, плохой. Чтобы не играть в такую «Угадайку», задавайте вопросы.
Закрепим?
Перед вами вопросы — выберете из них те, которые считаете открытыми.
-
Какие основные приоритеты выделяете?
-
Вам важна скорость работы?
-
Что вы думаете по поводу сложившейся ситуации?
-
Как вы будете оценивать успешность нашего сотрудничества?
-
Мы с вами встретимся в понедельник или в четверг?
-
Может быть, вам необходима дополнительная информация?
-
Вам удобна доставка утром или вечером?
-
Чем вы рискуете, если ситуация не обернется в вашу пользу?
-
Когда вы будете готовы представить предыдущие наработки?
-
Кто ваш потенциальный клиент?
Правильные ответы: 1, 3, 4, 8, 9, 10
Есть шесть типов людей, задающих вопросы. / Блог radhika / Мир Адвайты
Первый тип людей, которые задают вопросы, это те, кто печален или несчастен.
Несчастные люди задают вопросы, но они не слушают ответов. Это просто факт, разве у вас не было подобного опыта? Кто из вас имел подобный опыт в своей жизни? Пожилые люди, особенно когда они становятся уже старыми и находятся дома, страдают, и задают вопросы «Ох, у меня вот такая проблема, почему же Бог так несправедлив ко мне? Почему у меня возникла эта проблема?» И они продолжают задавать эти вопросы, на которые даже не ожидают от вас ответа. Вспоминаете такое?! Они просто задают вопросы: «Почему я страдаю? Я делал всегда только хорошее, за что мне эти страдания? Итак, печальные или несчастные люди задают вопросы, но они не ожидают ответа.И если вы будете отвечать, то будете глупцом. Вам следует сохранять молчание. Просто улыбайтесь им. Просто будьте с ними добрыми.Когда в семье кто-то умирает, то члены семьи задаются вопросами: «Почему это произошло?» И вам нечего сказать. Разве вы можете что-то сказать? Нет, здесь нечего сказать. Поэтому простого вашего присутствия вполне достаточно. Не пытайтесь ответить на их вопросы, понятно?! А также, не выступайте в роли адвоката Бога и не настраивайте их против Бога. Обычно люди говорят: «Бог был несправедлив к тебе, природа была несправедлива к тебе, этого не должно было случится», и прочее. Это все равно им никак не поможет.Итак, когда опечаленные и несчастные люди задают вопросы, вам следует просто сохранять молчание.
Второй тип людей, задающих вопросы – это те, кто разозлен, кто чувствует, что по отношению к ним поступили несправедливо. Они испытывают очень сильный гнев и задают вопросы. И они не готовы слышать никакие ответы, потому что, когда человек зол, то его ум уже закрыт. Интеллект не действует. Преобладают эмоции. В подобной ситуации лучше позволить им успокоиться и не отвечать ни на какие вопросы. Бесполезно отвечать на вопросы разозленного человека.
Третий тип людей, задающих вопросы – это те, кто задают вопросы только для того, чтобы сделать свое присутствие заметным, они совсем не заинтересованы в ответе. «Я здесь, вы об этом знаете?» — это все, о чем они хотят знать, они вообще не заинтересованы ни в каком ответе. Если вы будете отвечать на их вопрос, то они будут смотреть куда-то в сторону или заниматься чем-то другим. Они задают вопрос только для того, чтобы их присутствие было замечено. Таков третий тип людей.Если вы школьный учитель, то у вас есть такой опыт. Преподаватели в колледжах писали об этом, что в колледже иногда люди поднимаются и выступают перед классом только для того, чтобы показать, что они есть в классе и какие они умные. Кто из вас имел подобный опыт?
Четвертый тип людей – это те, которые думают, что уже знают ответ, но они просто пришли проверить другого, знает ли он ответ или нет. Как будто говорят: «Я знаю все ответы, но я хочу проверить этого парня, знает он ответ или нет».С такими людьми говорить бесполезно.
Пятый тип людей, задающий вопросы – это те, кто пережил глубокий опыт и они хотят его понять.«Я медитировал и почувствовал, что возникают вот такие ощущения. Что это такое? Я хочу больше об этом знать».«Когда я медитировал, я видел свет и я ощутил такой чудесный аромат. Я хочу узнать об этом. Я хочу убедиться, что я правильно выполняю технику. Что означает этот опыт?» Такие вопросы задают после получения опыта, потому что опыт и понимание должны идти рука об руку. Когда некоторые люди впервые получают подобный опыт, они хотят понять его и поэтому задают вопросы.
Шестой тип людей, задающих вопросы, называют Jigyasu (джигьясу). В их уме присутствует страстное желание познать истину, познать реальность, и они имеют веру в того, кому они задают этот вопрос, что этот человек знает ответ, поэтому они идут к нему и спрашивают.Вы не задаете вопросы относительно медицины горничной. Кто-то подметает пол и моет посуду у вас дома, вы же не пойдете к ней задавать вопросы про медицину, потому что вы знаете, что она, возможно, не знает ответы. Когда вы болеете, вы идете к доктору и спрашиваете у него, потому что вы знаете, что он знает.Итак, когда вы уверены, что этот человек знает ответ, и вы хотите задать свой вопрос, тогда вы готовы и принять ответ. Такая ситуация, когда – вы не знаете, вы хотите узнать, и вы уверены, что этот человек, которому вы хотите задать этот вопрос, знает на него ответ. Когда все эти три фактора соединяются, тогда это Джигьяса – настоящий дух познания.
Вы не задаете вопрос дворнику, как проехать в аэропорт. Вы не идете к садовнику и не спрашиваете его, как водить машину или как выписывать лекарства. Вы знаете, что они не будут этого знать, потому что у вас есть представление о том, что они знают. Когда вы идете к садовнику и задаете ему вопрос из его области компетенции, тогда вы знаете, что он знает ответ. Истинный искатель обладает знанием того, что этот человек знает ответ, а я нет, и тогда он задает вопрос.Это шестой тип людей, задающих вопросы.
Все наши Шастры, все наши духовные писания в Индии начинались с вопроса. Какого типа вопроса? Не с первого типа, не со второго, не с третьего, не с четвертого, не с пятого, но с шестого типа вопроса – «Я не знаю, я хочу знать, и этот человек знает, поэтому я и задаю ему этот вопрос».Все знание в писаниях началось с истинного духа познания, через заданный вопрос.
Как-то один человек стоял на вокзале и задавал вопросы контролеру о каждом проходящем через станцию поезде. Контролер ответил ему три или четыре раза, и, наконец, устал отвечать и спросил: «Ну хватит, уважаемый, просто скажите мне, куда вы хотите поехать». А человек ответил: «Никуда, я просто хочу перейти на другую сторону». Так если вы просто должны перейти на другую сторону, то бесполезно задавать неуместные вопросы. Это то, чем занимается большинство людей – они задают неуместные вопросы только для того, чтобы скоротать время.Итак, просто поразмышляйте над всем тем, о чем я сказал. Возвращайтесь к этому снова и снова.
Мы нашли ответы на 16 вопросов, которые приходили в голову многим, но часто оставались без ответа
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Есть такие вопросы, которые почти каждый когда-нибудь себе задавал, но узнать ответ не доходили руки.
AdMe.ru сделал все за вас и нашел ответы на эти вопросы, а заодно узнал кое-что новое о мире, в котором мы все живем.
- Почему так сложно налить воду в чашку нормально, не залив стол?
Скажите за это спасибо эффекту Коанда: когда мы льем жидкость из сосуда, она стремится повторить изгиб его края. Если поток жидкости сильный, струя срывается с края и все проходит без происшествий. Но стоит потоку ослабеть, как ваш чай уже бежит по стенке чайника и оказывается на скатерти. Так что переливать жидкости стоит уверенно, а не по чуть-чуть.
- Почему мы можем практически заснуть перед телевизором, но когда через 5 минут ложимся в постель, сон будто испаряется?
Когда мозг занят просмотром телевизора, ему не надо ничего анализировать, мыслительные процессы минимизируются, прибавьте к этому монотонный звуковой фон — и вы засыпаете. Как только вы выключите телевизор, в мозг начнут лезть мысли и дурацкие вопросы о жизни. А если еще и зубы пойдете чистить, то точно надо будет все начинать сначала.
- Если все клетки человека постоянно обновляются, почему тогда шрамы и татуировки остаются на всю жизнь?
Есть клетки, которые часто обновляются, к примеру эпидермис. Шрамы, растяжки и татуировки затрагивают более глубокий слой кожи — дерму, которая обновляется в разы медленнее, но все же это происходит. Вы могли заметить, что шрамы по прошествии лет становятся чуть менее заметными, а татуировки слегка бледнеют.
- Плод в утробе матери производит отходы жизнедеятельности? И если да, куда они выходят?
Уже в возрасте 2 месяцев эмбрион производит мочу, которую выделяет в амниотическую жидкость, где он сам же и «плавает». Он может даже заглатывать эту жидкость, ничего страшного в этом нет. Что касается дефекации, то обычно это происходит, когда ребенок уже появился на свет. Если же он «недотерпел», то это не очень хорошо, так как все это дело может попасть плоду в легкие. Обычно такое бывает у переношенных детей.
- По какому времени живут космонавты на МКС?
Они используют «всемирное координированное время» (UTC) — это тот самый стандарт, от которого отсчитывают часовые пояса и аналог времени по Гринвичу. То есть, можно сказать, у них такое же время, как в Великобритании. Использование UTC было одинаково удобно обеим космическим державам — СССР и США — на заре эры космонавтики.
- Как электронные музыканты и диджеи дают живые концерты? Они просто нажимают на кнопку Play?
Диджей может создавать музыку прямо на сцене в режиме реального времени, как любой другой музыкант, хотя у него есть еще варианты: наиграть какую-то часть трека на синтезаторе, «закольцевать» ее, потом сыграть таким образом еще одну часть и из этого всего собрать трек заново. Также музыкант может взять уже готовые дорожки и немного изменять их на ходу.
Размышления о том, как правильно спрашивать, чтобы получать ответы / Habr
Часто приходится наблюдать, как разработчик пытается узнать у аналитика или клиента нужную ему информацию. В результате это превращается в бесконечный обмен письмами и совещаниями и не факт, что в результате разработчик получит тот ответ, который ему нужен.Основная причина в том, что у людей, которые спрашивают и у людей, которые отвечают отличаются «картины мира», т.е. разные взгляды на одни и теже вещи. Картина мира – способ восприятия и интерпретации событий и явлений [1]. К примеру, если вопрос задает разработчик, он задает вопросы с точки зрения решаемой им конкретной задачи (важной для него, но мелкой в с точки зрения системы в целом), архитектор после прочтения вопроса, может ответить на него с точки зрения архитектуры системы в целом, а аналитик на этот же вопрос — с точки зрения требований и в терминалогии сферы проекта. То есть задавая один и тот же вопрос людям с разными сферами деятельности мы можем получить разные ответы. Они не будут неправильными, просто они будут отражать разное видение одного и того же объекта/ситуации (иными словами – «картины мира»). Надо сказать, что картины мира у всех людей в принципе различаются.
Простой жизненный пример: спросите у соседа справа, что для него значит «хороший разработчик» и возможно Вы получите ответ, который с Вашим представлением никак не совпадает.
Таким образом, прежде, чем задать вопрос, необходимо позаботиться о его смысловом содержании(предмете вопроса).
Предмет вопроса — это концептуальное видение объекта, определяемое исследователем и отражающее его сущностное содержание [2]. Соотвественно смысловое содержание вопроса – это выражение предмета вопроса. Именно смысловое содержание вопроса сильно зависит от взгляда на вещи. Поэтому задавая вопрос, необходимо помнить постое правило: «какой вопрос – такой ответ».
Так же стоит помнить, что существуют следующие типы вопросов:
1. Закрытые вопросы – вопросы на которые можно дать однозначный ответы Да/Нет. Пример: Допускается ли использовать в рамках проекта .NET?
2. Открытые вопросы – вопросы на которых нет однозначного ответа и нам важно услышать от собеседника его мнение и взгляды по предмету вопроса. Пример: Какое будет Ваше мнение об использовании .NET в рамках проекта?
3. Наводящие вопросы – вопросы, сформулированные так, чтобы подсказать собеседнику ожидаемый от него ответ. Пример: В настоящий момент Ваши сервера работают под управлением MS Windows Server 2008, мы можем реализовать функиональность на Java или .Net. Какое будет Ваше решение?
4. Контрольные вопросы — вопросы цель которых проверить, что вы достигли понимания предмета вопроса. К примеру: Я правильно понял, что мы будем реализовывать проект с помощью .NET?
Чтобы грамотно сформулировать вопрос, который поможет вам получить нужный ответ, можно пользоваться рядом практик:
1. Прежде чем задать вопрос, необходимо для себя четко определить предмет задаваемого вопроса(сформулировать его содержание). Иначе говоря то, о чем вы хотите спросить и что ожидаете услышать в ответ. Таким образом вы сможете заранее определить, кто сможет ответить на Ваш вопрос.
2. Исходите из того, что картины мира людей разные и один и тот же вопрос может быть понят по разному. Поэтому прежде чем его задать, постарайтесь хотя бы вкратце обрисовать собеседнику ваше видение ситуации ( «картину мира»). Благодаря этому вы сможете синхронизировать ваши взгляды на предмет вопроса. Так же помните, что иногда возникает необходимо уточнить терминологию, используемую Вами при изложении предмета вопроса, потому что одни и теже термины могут быть поняты собеседниками по-разному или не поняты в принципе.
3. Избегайте избыточного использования «закрытых вопросов. Зачастую у людей, к которым адресован такой вопрос,
нет однозначного ответа и/или им нужна дополнительная информация, чтобы принять решение. Злоупотребление данным типом вопросов ведет к созданию напряженной атмосферы при коммуникации, так как у партнера может сложиться впечатление, что его допрашивают. Закрытые вопросы лучше всего использовать для подведения итогов в качестве контрольных вопросов.
4. Если у Вас есть несколько вариантов решения проблемы, но Вы затрудняетесь в выборе одного из них, то сначала опишите проблему, опишите возможные варианты решения с их плюсами и минусами и задайте вопрос, какое из предложенных решений можно использовать. При такой постановке вопроса, вы предоставляете информацию для принятия решения и одновременно ограничиваете возможные варианты ответа. Как правило, для человека проще выбрать что-то из уже готовых вариантов, чем дать ответ на абстрактный вопрос « а как надо?».
5. Если вам необходимо задать вопрос, в ответ на который Вы ожидаете, что вам расскажут некие подробности о предмете вопроса, то воспользуйтесь стратегией «от общего к частному». Задавая сначала общий вопрос, затем уточняя детали. А не наоборот, иначе начиная с детальных вопросов, можно упустить главное – что именно надо сделать или что именно вы пытаетесь решить. При этом лучше начинать с открытых вопросов, затем плавно преходя к уточняющим и подводя итоги закрытыми вопросами.
6. Если Вы чувствуете, что собеседник Вас не понял или полученный ответ не совсем понятен Вам, используете уточняющие вопросы, которые позволят синхронизировать взгляды на предмет вопроса ваши и собеседника. К примеру:
— Мы планируем в рамках проекта использовать .NET. Устроит ли вас этот вариант?
— С точки зрения ведения нашего бизнеса, нам главное обеспечить производительность приложения.
— Мы правильно поняли, что при условии если будет обеспечена производительность приложения мы можем использовать .NET?
Литература:
1. Wiki Картина мира.
2. Социология: искусство задавать вопросы, Л.Я. Аверьянов
3. Как правильно задавать вопрос?
4. Ораторское мастерство, или как правильно задавать вопросы?
Роберт Шекли. Верный вопрос
Ответчик был построен, чтобы действовать столько, сколько необходимо, — что очень большой срок для одних и совсем ерунда для других. Но для Ответчика этого было вполне достаточно. Если говорить о размерах, одним Ответчик казался исполинским, а другим — крошечным. Это было сложнейшее устройство, хотя кое-кто считал, что проще штуки не сыскать. Кто его создал? Чем меньше о них сказано, тем лучше. Они тоже знали. Итак, они построили Ответчик — в помощь менее искушенным расам — и отбыли своим особым образом. Куда — одному Ответчику известно. Потому что Ответчику известно все. На некой планете, вращающейся вокруг некой звезды, находился Ответчик. Шло время: бесконечное для одних, малое для других, но для Ответчика — в самый раз. Внутри него находились ответы. Он знал природу вещей, и почему они такие, какие есть, и зачем они есть, и что все это значит. Ответчик мог ответить на любой вопрос, будь тот поставлен правильно. И он хотел. Страстно хотел отвечать! Что же ещё делать Ответчику? И вот он ждал, чтобы к нему пришли и спросили.
***
— Как вы себя чувствуете сэр? — участливо произнес Морран, повиснув над стариком.
— Лучше, -со слабой улыбкой отозвался Лингман.
Хотя Морран извел огромное количество топлива, чтобы выйти в космос с минимальным ускорением, немощному сердцу Лингмана то артачилось и упиралось, не желая трудиться, то вдруг пускалось вприпрыжку и яростно молотило в грудную клетку. В какой-то момент казалось даже, что оно вот-вот остановится, просто назло. Но пришла невесомость — и сердце заработало.
У Моррана не было подобных проблем. Его крепкое тело свободно выдерживало любые нагрузки. Однако в этом полете ему не придется их испытывать, если он хочет, чтобы старый Лингман остался в живых
— Я ещё протяну, — пробормотал Лингман, словно в ответ на невысказанный. — Протяну, сколько понадобится, чтобы узнать.
Морран прикоснулся к пульту, и корабль скользнул в подпространство, как угорь в масло.
— Мы узнаем. — Морран помог старику освободиться от привязных ремней. — Мы найдем Ответчик!
Лингман уверенно кивнул своему молодому товарищу. Долгие годы они утешали и ободряли друг друга. Идея принадлежала Лингману. Потом Морран, закончив институт, присоединился к нему. По всей Солнечной сиситеме они выискивали и собирали по крупицам легенды о древней гуманоидной расе, которая знала ответы на все вопросы, которая построила Ответчик и отбыла восвояси.
Подумать только! Ответ на любой вопрос!- Морран был физиком и не испытывал недостатка в вопросах: расширяющаяся Вселенная, ядерные силы, «новые— звезды…
— Да, — согласился Лингман.
Он подплыл к видеоэкрану и посмотрел в иллюзорную даль подпространства. Лингман был биологм и старым человеком. Он хотел задать только два вопроса.
Что такое жизнь?
Что такое смерть?
***
После особенно долгого периода сбора багрянца Лек и его друзья решили отдохнуть. В окресностях густо расположенных звезд багрянец всегда редел — почему, никто не ведал, — так что вполне можно было поболтать.
— А знаете, — сказал Лек, — поищу-ка, я пожалуй, этот Ответчик.
Лек говорил на языке оллграт, языке твердого решения.
— Зачем? — спросил Илм на языке звест, языке добродушного подтрунивания. — Тебе что, мало сбора багрянца?
— Да, — отозвался Лек, все ещё на языке твердого решения. — Мало.
Великий труд Лека и его народа заключался в сборе багрянца. Тщательно, по крохам выискивали они вкрапленный в материю пространства багрянец и сгребали в колоссальную кучу. Для чего — никто не знал.
— Полагаю, ты спросишь у него, что такое багрянец? — предположил Илм, откинув звезду и ложась на её место.
— Непременно,- сказал Лек. — Мы слишком долго жили в неведении. Нам необходимо осознать истинную природу багрянца и его место в мироздании. Мы должны понять, почему он правит нашей жизнью. — Для этой речи Лек воспользовался илгретом, языком зарождающегося знания.
Илм и остальные не пытались спорить, даже на языке спора. С начала времен Лек, Илм и все прочие собирали багрянец. Наступила пора узнать самое главное: что такое багрянец и зачем сгребать его в кучу?
И конечно, Ответчик мог поведать им об этом. Каждый слыхал об Ответчике, созданном давно отбывшей расой, схожей с ними.
— Спросишь у него еше что-нибудь: — поинтересовался Илм.
— Пожалуй, я спрошу его о звездах,- пожал плечами Лек. — В сущности, больше ничего важного нет.
Лек и его братья жили с начала времен, потому они не думали о смерти. Число их всегда было неизменно, так что они не думали о жизни.
Но багрянец? И куча:
— Я иду! — крикнул Лек на диалекте решения-на-грани-поступка.
— Удачи тебе! — дружно пожелали ему братья на языке величайшей привязанности.
И Лек удалился, прыгая от звезды к звезде.
***
Один на маленькой планете, Ответчик ожидал прихода Задающих вопросы. Порой он сам себе нашептывал ответы. То была его привилегия. Он знал.
Итак, ожидание. И было не слишком поздно и не слишком рано для любых порождений космоса прийти и спросить.
Все восемнадцать собрались в одном месте.
— Я взываю к Закону восемнадцати! — воскликнул один. И тут же появился другой, которого ещё никогда не было, порожденный Законом восемнадцати.
— Мы должны обратиться к Ответчику! — вскричал один. — Нашими жизнями правит Закон восемнадцати. Где собираются восемнадцать, там появляется девятнадцатый. Почему так?
Никто не смог ответить.
— Где я? — спросил новорожденный девятнадцатый. Один отвел его в сторону, чтобы все рассказать.
Осталось семнадцать. Стабильное число.
— Мы обязаны выяснить, — заявил другой, — почему все места разные, хотя между ними нет никакого расстояния.
Ты здесь. Потом ты там. И все. Никакого передвижения, никакой причины. Ты просто в другом месте.
— Звезды холодные, — пожаловался один.
— Почему?
— Нужно идти к Ответчику.
Они слышали легенды, знали сказания. «Некогда здесь был народ — вылитые мы! — который знал. И построил Ответчик. Потом они ушли туда, где нет места, но много расстояния—.
— Как туда попасть? — закричал новорожденный девятнадцатый, уже исполненный знания.
— Как обычно.
И восемнадцать исчезли. А один остался, подавленно глядя на бесконечную протяженность ледяной звезды. Потом исчез и он.
***
— Древние предания не врут, — прошептал Морран. — Вот Ответчик.
Они вышли из подпространства в указанном легендами месте и оказались перед звездой, которой не было подобных. Морран придумал, как включить её в классификацию, но это не играло ни какой роли. Просто ей не было подобных.
Вокруг звезды вращалась планета, тоже не похожая на другие. Морран нашел тому причины, но они не играли никакой роли. Это была единственная в своем роде планета.
— Пристегивайтесь сэр, — сказал Морран. — Я постараюсь приземлиться как можно мягче.
***
Шагая от звезды к звезде, Лек подошел к ответчику, положил его на ладонь и поднес к глазам.
— Значит, ты Ответчик.
— Да, — отозвался Ответчик.
— Тогда скажи мне, — попросил Лек, устраиваясь поудобнее в промежутке между звездами. — Скажи мне, что я есть?
— Частность, — сказал Ответчик. — Проявление.
— Брось, — обиженно проворчал Лек. — Мог бы ответить и получше… Теперь слушай. Задача мне подобных — собирать багрянец и сгребать его в кучу. Каково истинное значение этого?
— Вопрос бессмысленный, — сообщил Ответчик. Он знал, что такое багрянец и для чего предназначена куча. Но объяснение таилось в большем объяснении. Лек не сумел правильно поставить вопрос.
Лек задавал другие вопросы, но Ответчик не мог ответить на них. Лек смотрел на все по-своему узко, он видел лишь часть правды и отказывался видеть остальное. Как объяснить слепому ощущение зеленого?
Ответчик и не пытался. Он не был для этого предназначен.
Наконец Лек презрительно усмехнулся и ушел, стремительно шагая в межзвездном пространстве.
Ответчик знал. Но ему тебовался верно сформулированный вопрос. Ответчик размышлял над этим ограничением, глядя на звезды — не большие и не малые, а как раз подходящего размера.
«Правильные вопросы… Тем, кто построил Ответчик, следовало принять это во внимание, — думал Ответчик. — Им следовало предоставить мне свободу, позволить выходить за рамки узкого вопроса—.
Восемнадцать созданий возникли перед Ответчиком — они не пришли и не прилетели, а просто появились. Поеживаясь в холодном блеске звезд, они ошеломленно смотрели на подавляющую грамаду Ответчика.
— Если нет расстояния, — спросил один, — то как можно оказаться в других местах?
Ответчик з н а л, что такое расстояние и что такое другие места, но не мог ответить на вопрос. Вот суть расстояния, но она не такая, какой представляется этим существам. Вот суть мест, но она совершенно отлична от их ожиданий.
— Перефразируйте вопрос, — с затаенной надеждой посоветовал Ответчик.
— Почему здесь мы короткие, — спросил один, — а там длинные? Почему там мы толстые, а здесь худые? Почему звезды холодные?
Ответчик все это знал. Он понимал, почему звезды холодные, но не мог объяснить это в рамках понятий звезд или холода.
— Почему, — поинтересовался другой, — есть Закон восемнадцати? Почему, когда собираются восемнадцать, появляется девятнадцатый?
Но, разумеется, ответ был частью другого, большего вопроса, а его-то они и не задали.
Закон восемнадцати породил девятнадцатого, и все девятнадцать пропали.
***
Ответчик продолжал тихо бубнить себе вопросы и сам на них отвечал.
***
— Ну вот, — вздохнул Морран. — Теперь все позади.
Он похлопал Лингмана по плечу — легонько, словно опасаясь, что тот рассыплется.
Старый биолог обессилел.
— Пойдем, — сказал Лингман. Он не хотел терять времени. В сущности, терять было нечего.
Одев скафандры, они зашагали по узкой тропинке.
— Не так быстро, — попросил Лингман.
— Хорошо, — согласился Морран.
Они шли плечом к плечу по планете, отличной от всех других планет, летящей вокруг звезды, отличной от всех других звезд.
— Сюда, — указал Морран. — Легенды были верны. Тропинка, ведущая к каменным ступеням, какменные ступени — во внутренний дворик… И — Ответчик!
Ответчик представился ис белым экраном в стене. На их взгляд, он был крайне прост.
Лингман сцепил задрожавшие руки. Наступила решающая минута его жизни, всех его трудов, споров…
— Помни, — сказал он Моррану, — мы и представить не в состоянии, какой может оказаться правда.
— Я готов! — восторженно воскликнул Морран.
— Очень хорошо. Ответчик, — обратился Лингман высоким слабым голосом, — что такое жизнь?
Голос раздался в их головах.
— Вопрос лишен смысла. Под «жизнью— Спрашивающий подразумевает частный феномен, объяснимый лишь в терминах целого.
— Частью какого целого является жизнь? — спросил Лингман.
— Данный вопрос в настоящей форме не может разрешиться. Спрашивающий все ещё рассматривает «жизнь— субъективно, со своей ограниченной точки зрения.
— Ответь же в собственных терминах, — сказал Морран.
— Я лишь отвечаю на вопросы, — грустно проинес Ответчик.
Наступило молчание.
— Расширяется ли Вселенная? — спросил Морран.
— Термин «расширение— неприложим к данной ситуации. Спрашивающий оперирует ложной концепцией Вселенной.
— Ты можешь нам сказать хоть что-нибудь?
— Я могу ответить на любой правильно поставленный вопрос, касающийся природы вещей.
Физик и биолог, обменялись взглядами.
— Кажется я понимаю, что он имеет ввиду, — печально проговорил Лингман. — Наши основные допущения неверны. Все до единого.
— Невозможно! — возразил Морран. — Наука…
— Частные истины, — бесконечно усталым голосом заметил Лингман. — По крайней мере, мы выяснили, что наши заключения относительно наблюдаемых феноменов ложны.
— А закон простейшего предположения?
— Всего лишь теория.
— Но жизнь… безусловно, он может сказать, что такое жизнь? — Ясно, — медленно выговорил Морран. — Он не в состоянии ответить на наши вопросы, оперируя нашими понятиями и предположениями.
— Думаю, именно так. Он связан корректно поставленными вопросами, а вопросы эти требуют знаний, которыми мы не располагаем.
— Следовательно, мы даже не можем задать верный вопрос? — возмутился Морран. — Не верю. Хоть что-то мы должны знать. — Он повернулся к Ответчику. — Что есть смерть?
— Я не могу определить антропоморфизм.
— Смерть — антропоморфизм! — воскликнул Морран, и Лингман быстро обернулся. — Ну наконец-то мы сдвинулись с места.
— Реален ли антропоморфизм?
— Антропоморфизм можно классифицировать экспериментально как, А — ложные истины или В Частные истины — в терминах частной ситуации.
— Что здесь применимо?
— И то и другое.
Ничего более конкретного они не добились. Долгие часы они мучили Ответчик, мучили себя, но правда ускользала все дальше и дальше.
— Я скоро сойду с ума, — не выдержал Морран. — Перед нами разгадки всей Вселенной, но они откроются лишь при верном вопросе. А откуда нам взять эти верные вопросы?!
Лингман опустился на землю, привалился к каменной стене и закрыл глаза.
— Дикари — вот мы кто, — продолжал Морран, нервно расхаживая перед Ответчиком. — Представте себе бушмена, требующего у физика, чтобы тот объяснил, почему нельзя пустить стрелу в Солнце. Ученый может объяснить это только своими терминами. Как иначе?
— Ученый и пытаться не станет, едва слышно проговорил Лингман. — Он сразу поймет тщетность объяснения.
— Или вот как вы разъясните дикарю вращение Земли вокруг собственной оси, не погрешив научной точностью?
Лингман молчал.
— А, ладно… Пойдемте сэр?
Пальцы Лингмана были судорожно сжаты, щеки впали, глаза остекленели.
— Сэр! Сэр! — затряс его Морран.
Ответчик знал, что ответа не будет.
***
Один на планете — не большой и не малой, а как раз подходящего размера — ждал Ответчик. Он не может помочь тем, кто приходит к нему, ибо даже Ответчик не всесилен.
Вселенная? Жизнь? Смерть? Багрянец? Восемнадцать?
Частные Истины, полуистины, крохи великого вопроса.
И бормочет Ответчик вопросы сам себе, верные вопросы, которые никто не может понять.
И как их понять?
Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа.
Перевел И. Авдаков