Времена года вивальди весна описание – А. вивальди «времена года»: история, содержание, интересные факты, слушать

Вивальди. «Времена года. Весна»

Музыка показывает человеку те возможности величия,
которые есть в его Душе.

(Эмерсон Р.У.)

Музыка – как отражение нашей жизни, где всё взаимосвязано и ничего не проходит бесследно. Гениальные музыкальные произведения Антонио Вивальди пробуждают возвышенные чувства в каждом, помогают задуматься о настоящем, о Душе.

Антонио Вивальди (1678 — 1741) – выдающийся композитор, его восхитительная музыка до сих пор вдохновляет людей. На своей родине, в Венеции, он прославился как гениальный скрипач, преподаватель в приюте для детей-сирот «Pio Ospedale delia Pieta», а позже и как концертмейстер оркестра «Pieta». Работал импресарио оперного театра, в котором заведовал практически всеми руководящими должностями. Вивальди написал около 450 концертов, более 100 симфоний, 80 сонат, 50 опер – и это лишь примерный перечень его произведений.

Антонио Вивальди — новатор музыки, экспериментатор инструментальных тембров — придал новое звучание скрипке, сделав ее более удобной для игры. Этим он превратил её в настоящий концертный инструмент. Скрипач и дирижер Фабио Бионди сказал: «Для меня Вивальди – это энергия в чистом виде. В его музыке пульсирует первозданное дыхание, и это дыхание самого композитора. Эта музыка заставляет меня улыбаться… Вивальди, несомненно, был гением, оказавшим большое влияние на историю музыки и скрипичной игры».

После смерти композитора его музыку предали забвению – на смену пришел новый неаполитанский стиль. Об Антонио Вивальди и его мастерстве забыли почти на 200 лет. К счастью, в 1926 году в монастыре неподалёку от Турина было найдено несколько томов его произведений. И сейчас люди имеют возможность услышать прекрасные творения великого композитора.

Оздоравливающие свойства музыки для психического и физического состояния человека

В 20 веке музыка Антонио Вивальди стала самой исполняемой музыкой в мире. И то, что она невероятно популярна по сей день — далеко не случайность. Научно подтверждено, что произведения маэстро положительно влияют на жизнедеятельность человека. Психологи утве

Вивальди времена года описание для детей. Весна в классической музыке

В чём разница между «авторами» с позволения сказать, строчащими свои произведения как из пулемёта, и с теми, кто работает над каждой частью своего творчества тщательно и долго? В том, что среди вторых несравненно больше шансов встретить настоящий талант или даже гения.

Например, история создания Вивальди его знаменитого цикла Времена года не оставляет сомнений: композитор подошёл к своей работе более чем серьёзно, а не штамповал очередную поделку в бесконечном ряду. Слишком многие сегодня, увы, поступают иначе (и отнюдь не только в музыке).

О самом цикле

Но хватит морализаторства! Какова же история создания «времён года» Антонио Вивальди, о которой мы только что сказали немало хвалебных слов?

Под названием «Четыре времени года» известна часть двенадцати скрипичных концертов, сочинённых мэтром. Это – не только одни из самых известных работ Вивальди, но и, наверное, самое выдающееся музыкальное произведение стиля барокко. Композитор написал эти концерты в 1723 году (по другим данным – в 1720-м), а сделал достоянием публики – лишь в 1725-м. По всей видимости, время ушло на доработку и устранение «шероховатостей». Каждый из концертов имеет три части – по одной на месяц; ему предшествует сонет, который постепенно вводит слушателя в музыкальное повествование, задаёт его программу.

В художественной атмосфере барокко любое произведение искусства обязательно имеет некие побочные смыслы, намёки. В данном случае намекается на четыре стадии человеческой жизни, на четыре местности в Италии (соответствующие сторонам света).

К своему самому знаменитому произведению Вивальди шёл быстро и неуклонно. Уже с первых публикаций его репутация как композитора стремительно развивалась. Тематика времён года кем только из деятелей искусства не затрагивалась! Но помимо обычности и освоенности сюжета это обстоятельство подразумевало и вызов: суметь воплотить данный мотив художественно не слабее, чем другие. И Антонио Вивальди справился, достойно ответил на вызов!

Наиболее различаются по сравнению с общепринятыми тогда (например, у Шуберта), вивальдиевские музыкальные трактовки зимы. Вместо одного лишь пессимизма, итальянский композитор указывает и на то, что холодная пора – предшественник весны.

Нюансы создания

Каждый почти музыкальный справочник, энциклопедия или издание по истории музыки скажет вам, что «Времена года» сочинены и изданы почти одновременно – в 1725 году. Недавнее исследование, проведённое Паулем Эвереттом, позволяет сдвинуть дату написания концертов на пять лет назад. Примечательно, что Вивальди собственноручно подготавливал текст «Времён года» к печати. Более того, судя по всему, это произошло как раз в 1720-м, и лишь непонятная задержка в Амстердаме оттянула публикацию на пять лет! Манчестерский же текст всего лишь копия.

Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов «Four Seasons» является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. Весна это первый концерт из цикла «Времена года».

В первой части знаменитого цикла концертов Вивальди «Времена года» при помощи музыки знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы.

Сопровождающий прекрасную музыку сонет, Вивальди также разделил на три части: в первой выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй мирным сном спит пастушок, а в третьей — пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269

По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии и для весны это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки землей.

Сонет:

Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром».

Мелодия в первой части весеннего цикла — Allegro — часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть — Largo — мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт — мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть. Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта — ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны. Главным героем цикла Весна Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.

А. Вивальди нередко мыслил свою музыку программно. При этом программу того или иного произведения композитор то ограничивал определенным подзаголовком («Пастушка», «Отдых», «Фаворит»), то развертывал как картину каждой из частей в цикле. Именно так он поступает в своих прославленных 4-х концертах для скрипки, струнного квинтета и органа (или чембало). В современной исполнительской практике они объединяются в цикл «Le quattro stagioni» — «Четыре времени года» (в оригинале такого заголовка нет):

  • Концерт E-dur «Весна» (La primavera)
  • Концерт g-moll «Лето» (L’estate)
  • Концерт «Осень» (L’autunno)
  • Концерт «Зима» (L’inverno)

Каждый из концертов имеет развернутую литературную программу, изложенную в 4-х сонетах: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Возможно, их автором был сам Вивальди (точное авторство не установлено).

Весна

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Лето

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.

Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастуш

Анализ музыкальной формы: А. Вивальди «Весна»

Концерт «Весна», как и три других концерта «Времен года» написан в трехчастной форме, утверждение которой в истории музыки связано как раз с именем А.Вивальди. Крайние части быстрые, написаны в старинной концертной форме. Вторая часть медленная, с певучей мелодией, написана в старинной двухчастной форме.

Первая часть

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

(Здесь и далее приводится поэтический текст сонетов в переводе Владимира Григорьева. Стремясь сохранить точность смысла, что, конечно же, очень важно, особенно, если речь идет о программности, автор русского перевода отошел от формы сонета и перевел этот текст, как и остальные, четырьмя четверостишьями.)

Общая схема части:

A (a+a+b+b)

И

A(b)

И

A(b)

И

A(b)

И

A(a-трансф.)

И

A(b+b)

Е-Dur

 

Е-Dur

 

H-Dur

 

cis-moll

 

 

 

Е-Dur

Где «А» – это Tutti, «И» – это Интермедии, а «а» и «b» — тематические элементы Tutti.

Тематическим материалом первой части, который претерпевает определенное развитие, является музыкальный материал Tutti.

Рассмотрим его подробнее:

Его экспозиция представляет собой двухчастную форму, состоящую из четко разделенных на сегменты структур.

Раздел «а» — состоит из трех равновеликих фраз: \\с+с+с1\\, ярко представляя трехчастную структуру в миниатюре.

Сама фраза «с» — является основным тематическим зерном. Условно она может быть разделена на 2 субмотива (два ритмических акцента, достигаемых каждый на более высоком мелодическом звуке)

Ее характер празднично-танцевальный, энергичный, поступательный. Затактовый скачок на большую терцию от I к III ступени, а после на квинту от I к V ступени придает мелодии фанфарный характер. В целом тема танцевальна, о чем свидетельствует простота и повторность структур, а также вращающееся движение мелодии.

С точки зрения синтаксиса вся часть основана на единой ритмической формуле .

Ритмическое развитие построено путем ее перестановки и комбинаторики. В звуковысотном аспекте это игра с I, III и V ступенями как устоями. Объединяющим моментом выступает басовая линия (тоническое остинато чембало и баса ровными четвертями). Завершает это построение компактно расположенная каденция, останавливающаяся на D. Только у солиста и первых скрипок допевается D53 соединяя два раздела. Затем весь раздел повторяется на рр.

Итак, можно заметить, что практически весь музыкальный материал первого раздела Tutti вырастает из первого его построения.

Раздел «b» — структурно построен также как и раздел «а», из трех фраз: \d+d+d1\, хотя он длиннее раздела «а». Раздел «а» занимает 3 такта, а раздел «b» — 3,5 такта (добавляется в «d1»). Это вполне объяснимо, т.к. в разделе «b» — происходит «развитие» и «торможение» импульса, заложенного в разделе «а».

Мелодический материал этого раздела представляет собой продолжение развития восходящей квинтовой интонации. Здесь главенствует с ритмической стороны синкопа, а с звуковысотной – добавление VI ступени, и в целом ход – VI-V.

После затактового скачка к V ступени дальнейшее развитие базируется на ее опевании с остановкой на ней. Причем ритмический рисунок «d» взят из «с1»

Если поделить данный раздел на сегменты, можно проследить, как переставив их местами композитор создает эффект торможения:

В фактуре присутствуют два пласта: мелодический (изложенный почти все время параллельными терциями скрипками и альтами) и гармонический (изложенный чембало и басом).

с—-с—-с1 с—-с—-с1 d—-d—-d1 d—-d—-d1
Т ТSD Т ТSD Т ТDТ Т ТDТ

По всем признакам образуется фактура явно гомофонного типа – мелодия и аккомпанемент.

Прямо на последнюю долю Tutti вступает солист. Это раздел интермедии №1.

В этом разделе очень ярко и картинно изображается пение птиц, с помощью трех солистов: Солирующей скрипки и концертмейстеров 1х и 2х скрипок.

Причем средства, благодаря которым создается столь незабываемый эффект достаточно просты и скупы.

Два верхних голоса имитируют друг друга, в тот момент как нижний добавляет небольшие вкрапления повторяющихся подголосков, часто это просто один звук с украшением. Построение первой имитации представляет собой репетицию доминанты, постепенно ускоряющуюся (т.е. ритмически дробящуюся), с нисходящим гаммаобразным завершением. Построение второй имитации короче, это репетиция тоники на кварту выше. Третья имитация опевает и тонику и доминанту вместе. В целом получается структура дробления с замыканием. Третья имитация проходит и в нижнем голосе на квинту ниже (от тоники), что разрушает симметрию парных имитаций и подводит к проведению Tutti. Общая мелодическая структура интермедии напоминает волну — сопоставление мелодических опор си2, ми3, и в завершение си2 и ми3 в совместном звучании. В этой интермедии господствует полифонический принцип построения.

В качестве Tutti в этом концерте используется Раздел «b» первоначальной темы. Этот раздел в начальном Tutti играет роль продолжения развития и завершения. Он не симметричен и не квадратен, но структурно завершен, что, возможно, делает его подходящим материалом для создания связки между двумя развивающимися разделами — интермедиями.

Вторая интермедия сцеплена с концом Tutti. Поэтический текст отрывка говорит о журчании ручьев и дуновении Зефира. Интермедия состоит из двух разделов, каждый из которых представляет завершенную волну:

Первый раздел — волнообразное покачивание параллельными терциями. Тонально возникает четкая трехчастность – 2 такта тоники, 2 такта доминанты и 2 такта тоники. Практически энциклопедическая демонстрация принципа I:M:T, с кульминацией в точке золотого сечения. Мелодический материал строится путем опевания 3 и 5 ступеней тоники и доминанты, что отсылает нас к построению «а». Наименьшим сегментом из которого конструируется музыкальная ткань интермедии можно считать отрезок музыкальной ткани равный одной четверти. Следующий сегмент является уже вариантом первого – его обращением.

Схема 1 сегмента:

Его обращение:

Второй раздел интермедии продолжает движение первого. Он короче (соотношение 12:8, т.е. на одну треть), тонально более дробен, а мелодически более слитен. Шестнадцатые длительности в басовых голосах продолжают темп движения предыдущего раздела, а мелодическая линия в увеличении проводит сегмент повторяющегося мелодического отрывка из первого раздела, причем сразу же на высоте, достигнутой в кульминации поступательным движением первого раздела. Развитие останавливается на доминанте.

Tutti вступает в тональности доминанты.

Следующая интермедия также непосредственно подхватывает последний звук Tutti. Это картина грозы.

Структурно эта интермедия тоже представляет собой волну. Она построена как диалог двух типов фактур, каждая из которых подчеркивает определенные мелодико-гармонические опоры. Создается как бы два плана интермедии: «диалог» внешний (два противоположных фактурных типа – вначале сменяющих друг друга, а позже соединяющихся в совместном звучании), и «диалог» внутренний (восходящая, позже нисходящая мелодико-гармоническая секвенция, где вначале встречное мелодическое движение баса и мелодии, а позже параллельное нисходящее). При соединении всего вышеизложенного можно увидеть, что интермедия, хотя и является «связующим материалом», но структурно целостна и завершена. Эта интермедия единственная в концерте «Весна», где можно наблюдать интенсивное гармоническое движение. Именно это придает ей ощущение неустойчивости и мобильности, хотя структура ее достаточно ясная и завершенная.

Фактурное строение подчеркивает этот «лестничный» подъем и поступенный спад. Первые два такта экспонируют противостояние: весь оркестр целый такт исполняет репетиции на тонике (h), изображая по-видимому гром, а отвечающие им восходящие пассажи от тоники до тоники в верхнем регистре изображают, вероятно, молнию. Последующее развитие построено на диалоге солиста (арпеджированные фигурации в верхнем регистре) и оркестра (линия баса в виде репетиции звука), причем начала и концы реплик сцеплены друг с другом. Ответ баса наполовину короче реплики солиста, что добавляет устремленности в первой половине интермедии. В конце интермедии, когда требуется приостановить движение, нисходящее движение подчеркивается фактурным суммированием: единой без перерывов сольной линией и накладывающимися на нее репликами оркестра, появляющимися в два раза чаще, а в кадансе и вовсе сплошными.

Восхищает то, что весь этот раздел построен буквально из двух простейших фактурных сегментов, мастерски сопоставленных друг с другом и вплетенных в нить мелодико-гармонического развития.

Поскольку предыдущая интермедия модулировала в параллельный минор (cis-moll), то Tutti звучит в этой тональности опять плавно вплетаясь последним звуком в интермедию.

Следующая интермедия опять «посвящена» теме птичьего пения. Это создает определенную симметричную арку в форме. Фактура и принципы строения очень схожи. На фоне педали (тоники cis-moll) разворачиваются имитации тех же солистов, что и в первой интермедии. Первая двухтактная фраза солиста («просящее» хроматическое восхождение по звукам баса из предыдущей интермедии (гроза)) имитируется на квинту ниже у концертмейстера первых скрипок. Последующие переклички трелей на основе секстаккорда сis-moll, постепенно ускоряющиеся, как и в первой интермедии приводят к проведению трансформированного Tutti. Следует отметить, что это синтез Tutti и интермедии. Четыре с половиной такта Tutti представляют собой соединение ритмической, фактурной и частично мелодической структуры раздела «А» из первого Тutti с устремленным секвенционным гармоническим движением, характерным для интермедии.

Продолжение интермедии после раздела quasi- tutti звучит уже на педали доминанты к E-Dur. Это соло, напоминающее зеркально мотив имитаций, завершающих первую интермедию.

Небольшие масштабы вышеизложенных трех разделов дают возможность предположить, что это все единый раздел интермедии, включивший в себя туттийные элементы.

Во-первых, разделы (Tutti и интермедии) сильно дробятся (по протяженности И-Т-И представляют собой раздел равный одной из предыдущих интермедий), и каждый из разделов незавершен, хотя все в целом они представляют законченное построение.

Во-вторых, черты Тutti и интермедий синтезируются в Тutti.

И в-третьих, материал интермедий, обрамляющих Tutti родственен материалу первой интермедии.

Подобное дробление и изменение структур вполне закономерно в предрепризной интермедии.

Реприза дважды проводит тематический элемент «b» — Tutti.

Общая музыкальная логика части построена на изменении ведущей интонации из Tutti под влиянием индивидуализированных интермедий, и синтезирование ритмоинтонации Tutti и черт интермедийности в предрепризном разделе.

Вторая часть

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Как и во всех вторых частях «Времен года» присутствует единство фактуры на протяжении всей части (хотя размеры части и не позволяют особенные контрасты). Часть написана в старинной двухчастной форме.

Всего в фактуре есть три пласта:

Верхний – мелодический – певучий, кантиленный.

Средний – гармоническое заполнение – «шелестение травы и листвы», очень тихий, написанный мелкими пунктирными длительностями, проводящий подголоски параллельными терциями. Движение средних голосов в основном трелеобразное, кружащееся. Причем первые две доли такта – статическое движение – терцовая «трель», которая, хоть и монотонная, но движущаяся, благодаря изысканному пунктиру. На третьей доле мелодическое движение активизируется – этим оно как бы подготавливает звуковую высоту следующего такта, создавая легкий «сдвиг» или «покачивание» фактуры.

И басовый – подчеркивающий гармоническую основу – ритмически характерный, изображающий «гавканье пса».

Как пишет Н. Арноркур «динамические изменения проходят совершенно несинхронно во всех голосах» (17,127). Такая же ситуация позже будет и во второй части концерта «Зима». Композитор динамически выделяет образно важный пласт фактуры.

Ритмическое остинато среднего и нижнего пласта фактуры практически сопутствует всей форме, что создает кинематографическое ощущение, что само состояние этой части длилось очень долго, — то есть длилось до того, как зазвучала музыка и будет длиться после этого, — но мы, как будто с кинокамерой, приблизили эту картинку всего на несколько минут, ощутили ее состояние, и также, неслышно отдалили. Такое же ощущение сопутствует и остальным вторым частям цикла.

Два раздела этой части по протяженности практически равнозначны. Также и музыкальный материал в основном тот же. Отличие частей обусловлено различием их функций в форме, и связано больше со структурой, группировкой музыкального материала. Первая часть состоит из двух разделов: первый – шесть тактов не считая вступления – экспозиция материала. Представляет собой три двухтактовых фразы.

Первые две фразы идентичны ритмически, хотя разнонаправлены мелодически. В своих окончаниях они как бы «зависают» на второй доле такта, причем на одном звуке – доминанте, что с одной стороны создает впечатление статичности (из-за постоянного возврата к одному звуку и остановкам на нем), а с другой – напряжения (т.к. этот звук доминанта, да еще и многоразово повторенная). Следует заметить, что в первой части концерта этот звук (соль-диез второй октавы) также был значимым опорным тоном мелодии Tutti, а мелодия также строилась по опорным звукам трезвучия.

Третья фраза ритмически завершает построение.

Мелодическое движение также смещается с акцентирования доминанты на тонику. Причем тонические звуки подчеркиваются и в сопровождении – начальная терция ми-соль диез становится терцией до диез-ми, то есть из сопровождения звук доминанты также исключается.

Следующая фраза по протяженности более длительная (12 тактов). Как и в разделе «b» первой части здесь завоевывается VI ступень. Построение модулирует в тональность доминанты. Усиление гармонического развития (диатоническая секвенция) сглаживается более статичным ритмом (три четверти и половинка с точкой) и волнообразно нисходящим мелодическим движением (секвенцией). В основу секвенции положена первая фраза части с измененным интервалом скачка (вначале секста, далее кварта). Во фразе присутствуют те же принципы комбинаторики, что и в разделах tutti первого концерта.

Интересен эффект в сопровождении – в первом такте оно находится в первой октаве, а во втором та же гармония перемещается во вторую, что создает эффект «взлета», усиливая незначительный сдвиг мелодии (на малую секунду по сравнению с первой фразой). Появляются изменения в среднем пласте – теперь все три доли продолжается мерное покачивание, лишь вначале секвенционного звена вторые скрипки подчеркивают верхний звук терции сопровождения на октаву ниже. Причем каждый такт первые и вторые скрипки мелодически перекрещиваются, создавая единую линию плавным нисходящим движением первых скрипок, оплетаемых вторыми.

Модуляция в тональность доминанты происходит очень быстро (4 такта) в конце части, как раз в кадансе. Это напоминает тактовую формулу среднего пласта – длительное статическое движение, и потом быстрый сдвиг в конце такта. Причем тональность Д не утверждается – следующая часть начинается, как и первая в тональности тоники.

Первое построение второй части представляет собой урезанный вариант построения из первой части. Из шеститактового построения изымаются 4-й и 5-й такты.

В связи с укорачиванием структуры появляется эффект недосказанности, ожидания последующего развития. «Изъятая» из первого построения интонация появляется, в восходящей хроматической секвенции, звено которой, соединяет общие контуры секвенции первой части с ритмом первого построения первой части, что опять нас отсылает к комбинаторике. В кульминации достигается та же вершина, что и в первой части (до 2-ой октавы), но на сильной доле и с завершающей интонацией (октавный скачок вниз), в отличии от первой интонации, требующей дальнейшего развития — восходящего октавного скачка на слабой доле. Кульминация подчеркнута цезурой – паузой на третьей доле такта. Последнее четырехтактовое построение (повторенное) создает эффект завершения, благодаря гармоническому кадансовому обороту, кружащемуся характеру движения и измененной ритмически завершающей интонации из первой части. Последний звук мелодии растворяется в продолжающейся фактурной фигурации.

Третья часть

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Общая схема части:

А (а+b+d+a1)

И1

А2 (секвенционное развитие)

И2

А3 (минорное проведение)

И3 (предыкт перед репризой

А4

E-Dur

 

cis-moll

 

E-Dur-moll

 

E-Dur

Хотя размер третьей части указан как 12/8, в действительности структурной единицей является 3/8, поскольку постоянный сдвиг сильной доли на разные доли такта не вызывает слухового «неудобства». Хотя фразы в основном строятся блоками по 12 восьмых.

Tutti (А) третьей части состоит из четырех интонационных блоков: а*2(3т + 2,75т) + b(2т) + c(1,75т) + а1(2т). Заметна достаточно явно структура дробления (с замыканием). Причем общий интонационный и структурный план напоминает идентичный план первой части концерта. Раздел «а» (повторенный дважды) построен, как с+с+с1, причем параллельными терциями на фоне тонической педали. Мелодическая линия (а она как и в первой части подчеркнута первыми скрипками и солирующей скрипкой) имеет те же точки опоры – вначале тоническую терцию, раскачивающуюся до квинты. Опоры второго раздела Tutti первой части распределились между тремя разделами третьей части (которые количественно в сумме равны первому разделу третьей части). В разделе b – подчеркнута доминанта, достижению которой «посвящена первая часть». Раздел d – подготовительная «раскачка» перед репризой – разделом а1 – в котором подчеркнуто нисхождение от шестой к третьей ступени. Вот один из примеров идентичности структур первой и третьей части на примере сравнения их мелодических голосов:

Первая часть, Tutti, раздел А

Третья часть, Tutti, раздел А

Сходство состоит не только в структуре мелодической линии, но и во всех средствах музыкальной выразительности.

Структурной единицей раздела а – является первый такт – с. Его интонационное строение наиболее отвечает подзаголовку части – danza pastorale. Эта фраза состоит из трех сегментов, которые в миниатюре образуют волну развития. Выдержаны ритмические модусы эпохи возрождения.

В третьей фразе происходит ритмический сдвиг – торможение, основанный на тех же принципах комбинаторики, что и в первой части концерта. Раздел «b» интонационно построен на фанфарных попевках, причем вторая фраза, как эхо первой. Третий раздел «d» ритмически построен на повторяющихся пунктирных попевках, а интонационно раскачивается, приводя к четвертому разделу, построенному на интонациях первого, а именно: первой попевке + спуск четвертными нотами – торможение.

Первая Интермедия (9,5т) – представляет собой мелодическую волну (с поддержкой баса), построенную из экспозиции (2,5т), развития (5т) и каданса (2т), и модулирует в параллельный минор – cis-moll. Экспозиция – это императивная мелодическая установка (волна с эхом) равномерными восьмыми по звукам трезвучия и опевающим, что сразу контрастирует с модусными ритмическими сегментами Tutti. В этом проявляется «индивидуальное» начало в концерте. Развитие представляет собой волну (2,5т + 2,5т), где восходящая секвенция уравновешивается нисходящей. Нисходящая секвенция подчеркнута хроматизированным фригийским оборотом. Причем момент начала одной и конца другой не определен – поскольку они вытекают одна из другой.

Второе tutti представляет значительный интерес. В отличии от первой части, где изменения в tutti происходят единожды во второй половине концерта, а во всех других случаях от tutti остается маленький «отрывок», здесь tutti активно изменяется, уже во втором проведении приобретая некоторые черты (и функции) интермедии.

Как и в первой части в качестве повторяющегося Tutti выбран отрывок «а» (три такта). Но его продолжение в стилистическом плане как бы «проваливается» в иное измерение. Полнокровное звучание Tutti, хоральная фактура, фригийский оборот в мелодии, опеваемый интонациями dies irae, ритмическое однообразие и замедление (движение ровными четвертями с точкой, как в разделе а1 tutti). Первые два такта эхом повторяются на piano. Последующие 5,5 тактов идет постепенный «выход» из данного состояния, на фоне ритмически однообразного фона восьмыми. Вначале (2 такта) мелодизируются начальные звуки «хорала», при этом превращаясь в мелодико-гармоническую секвенцию последующие 2 такта следует кадансирование в основной тональности (ми) с резким модулирующим сдвигом в доминанту в последних 1,5 тактах.

Вторая интермедия достаточно крупная (24такта) и многотемная. Фактически она выполняет функцию разработки. Она начинается в тональности доминанты и заканчивается в ней подготавливая тоническое проведение Tutti. Причем начальные 1,5 такта вполне можно было бы соединить с последним тактом интермедии, настолько они идентичны по типу материала, различаясь лишь по функции – экспозиция и завершение.

А вот все что происходит между двумя этими попевками фанфарного характера («индивидуализированный» вариант фанфарных интонаций Tutti) является продолжением интенсивного развития всех интонаций части, поскольку вторая интермедия является структурным вариантом первой.

В этой интермедии 3 раздела. Первый(4т) – это секвенционное развитие начальных интонаций. Ритмический рисунок перекликается с первой интермедией, но акцент делается на такой рисунок — из раздела второго tutti.

Второй раздел напоминает четвертый раздел tutti, и частично выполняет функцию Tutti. Он построен как 3 + 3 + 2 такта, вначале на педали Д потом на Т.

В следующем разделе(9 тактов), который напоминает вторую часть первой интермедии, вернее является ее структурным вариантом, поскольку сохраняется нисходящее движение и мелодические контуры, хотя и в обращении. Ритмический рисунок слегка варьируется. Звено секвенции в два раза длиннее, чем в первой Интермедии. После четырех звеньев секвенции следует кадансирование в тон H-Dur.

Следующее tutti вступает как реприза в основной тональности. Но после первого проведения темы его эхо (повторение) сильно видоизменяется. Под влиянием изменений во втором tutti интонации основной темы проводятся в одноименном миноре в полнокровной фактуре.

При этом во всех голосах движение перестраивается в сторону нисхождения. Первый фраза основана на измененной первой фразе tutti, проведенной здесь три раза, как звено нисходящей секвенции. Хроматизированный фригийский оборот появляется в средних голосах.

Следующий фраза связана с интонациями второго tutti, но тоже видоизмененными. Проведение мелодии «dies irae» в увеличении и с интонационными изменениями (малая секунда), активное секвенционное движение баса равномерными длительностями драматизирует движение.

Третье построение в некотором роде соединяет элементы двух предыдущих причем в «компрессии» (хотя и дважды повторенной): Минор и хроматизированный фригийский оборот (уже в басу) из первого и равномерное общее ритмическое движение, «певучесть» из второго. При этом мелодические контуры у них общие.

После подобной кульминации следует раздел «затишья» — предыкт перед репризой. Как и в первой части Весны – это монолог «одинокой» скрипки на фоне педали доминанты. В конце соло обыгрываются контуры фригийского оборота в мелодии.

Tutti звучит в сокращенном варианте – без фанфарного раздела и без повторов.

Обобщая анализ первого концерта, можно заметить:

  1. Одну из основных ролей в построении музыкальной ткани концерта играют принципы похожие на комбинаторику, то есть формирование музыкальной ткани из ограниченного числа интонационно-ритмических сегментов.

  2. Между частями концерта возникают параллели – ритмические, интонационные, звуковысотные, фактурные и другие.

  3. Синтаксическое деление и соединение разделов Tutti в первой и третьей части подобны.

  4. Интермедии концертов строятся как законченные эпизоды с экспозицией, развитием и репризой.

Вернуться в раздел Библиотека работ по анализу музыкальных форм

Классическое наследие: Вивальди. Времена года — Весна

Времена года (итал. Le quattro stagioni «Четыре времени года») венецианского композитора Антонио Вивальди — одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Написано в 1723 году, впервые опубликовано два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269

1. Allegro. Пришла весна
2. Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.
3. Allegro, danza pastorale. Деревенский танец

Сонет:

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.   

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.   

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.   

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Весна (первая часть) открывается звуками ликования – пением птиц и журчанием родника, затем вдруг слышатся раскаты грома, но вскоре настроение праздника возвращается.

Вторая часть переносит слушателя на зеленый луг. Томная тема у скрипок вызывает в воображении поэтические картины деревенского быта: спящий пастух и ленивый лай собаки, который, по-видимому, иллюстрируют звуки альтов.

Третья часть – это пасторальный танец. Начальная тема рисунком мелодии напоминает звучание волынки, и, вслед за тем, солист опять возвращается к светлому праздничному настроению.


Классическое наследие: Вивальди. Времена года. «Весна»

Видео-путешествие, сопровождаемое музыкой великого композитора, проведет нас по различным местам жизни и становления таланта Вивальди, через всю Италию в Вену – город его славы и признания величия. Прекрасная музыка, прекрасные виды – вы не заметите, как пробежит время!

Презентация к уроку по музыке по теме: «Времена года» А. Вивальди — 14.12.2013

                          Времена года как тема искусства и музыки

«Времена года» Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений. Даже в сравнении с другими концертами того же опуса эти концерты демонстрируют поразительное новаторство Вивальди в области барочного концерта. К каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

«Весна» (La Primavera)

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

 

Концерты этого цикла — это так называемая программная музыка, то есть музыка, соответствующая определенной, в данном случае, литературной программе. Всего у Вивальди можно насчитать более сорока программных произведений.   Во «Временах года» мы имеем дело действительно с самой настоящей программой: музыка точно следует за образами стихов. Сонеты так хорошо соответствуют музыкальной форме концертов, невольно возникает подозрение, не сочинены ли, наоборот, сонеты к уже написанной музыке? Первая часть данного концерта иллюстрирует первые два четверостишия, вторая часть — третье четверостишие, а финал — последнее.  

Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны — «Весна грядет!»; играет весь оркестр (tutti). Этот мотив (каждый раз в исполнении всего оркестра и солиста) помимо того, что обрамляет эту часть, еще несколько раз звучит по ходу части, являясь своего рода рефреном, что придает всей части форму, похожую на рондо. Далее следуют эпизоды, иллюстрирующие следующие строки сонета. В этих случаях играют три солиста – скрипка-соло и концертмейстеры групп первых и вторых скрипок; все остальные участники молчат. Даже без имеющейся в партитуре ремарки — «Canto de gl’ Ucelli» — ясно, что музыка, звучащая в высоком регистре, изображает здесь «пение птиц» (дословный перевод строки сонета: «радостно приветствуют ее птицы своим пением.

Следующий эпизод (после рефрена) иллюстрирует слова сонета о бегущих ручьях. И опять рефрен. Следующий эпизод — гремит гром («чернотой покрывается небо, весна возвещает о себе молнией и громом»). Вивальди в высшей степени изобретательно изображает это явление природы: раскаты грома переданы грозным стремительным звучанием всего оркестра, играющим в унисон. Вспышки молнии в первый раз звучат у всех трех солистов скрипачей во взметающихся гаммообразных пассажах. В следующие разы они переданы пассажами у главного солиста. Грозу сменяет музыка рефрена — неомраченная радость прихода весны. И вновь — в следующем эпизоде — поют птицы («Потом он отгремел, и птицы начали снова свое прекрасное пение»).

Вторая часть («Сон крестьянина»). Образец поразительного остроумия Вивальди. Над аккомпанементом первых и вторых скрипок и альтов парит мелодия солирующей скрипки. Именно она иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Pianissimo sempre в мягком пунктирном ритме играют все скрипки оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам же Вивальди поручил изображать лай собаки, охраняющей сон хозяина.

Третья часть («Танец-пастораль»). Здесь царит полное энергии и жизнерадостности настроение. В литературе о Вивальди можно встретить утверждение, что «основным ритмом в этой части выступает поступь быстрой сицилианы».

«Лето» (L’Estate)

В полях лениво стадо бродит.

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает, сохнет все в природе,

Томится жаждой все живое.

Кукушки голос звонко и призывно

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

И теплым ветром напоен простор.

Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:

Бьют молнии, грохочет гром,

И спелые колосья вырывает

Гроза безжалостно кругом.

Первая часть. «Изнеможение от жары» — такова первая ремарка композитора. Музыка звучит pianissimo. В музыкальной ткани много разрывов, «вздохов», остановок. Далее мы слышим голоса птиц — сначала кукушки, затем щегленка.

И вот, первый порыв холодного северного ветра — борея, предвестника грозы. Его изображают все скрипки оркестра (включая солиста), тогда как у альтов и басов, согласно ремаркам в партитуре, «резкие порывы ветра» и просто «разные ветры».

Но этот первый порыв проносится, и возвращается настроение истомы от жары (рефрен этой части, та музыка, с которой начался концерт). Но и это проходит: остаются одна солирующая скрипка и бас (его линия проводится виолончелью и аккомпанирующим органом, как указано в партитуре, хотя часто и даже, как правило, аккомпанемент во «Временах года» поручается клавесину). У скрипки слышатся интонации жалобы. И вновь врывается порыв ветра.

Вторая часть замечательно строится на резком контрасте мелодии, олицетворяющей пастушка, его страх перед стихией природы, и грозными раскатами грома приближающейся грозы. Кончается вторая часть затишьем — затишьем перед бурей…

Третья часть. И вот буря разражается. Потоки воды устремляются в разных направлениях, изображаемые гаммаобразными пассажами и арпеджиями, устремляющимися вверх и вниз. Завершается концерт грозным унисоном всего оркестра.

«Осень» (L’Autunno)

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,

Но петь и танцевать уже невмочь.

И, завершая радость наслажденья,

В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утором на рассвете скачут к бору

Охотники, а с ними егеря.

И, след найдя, спускают гончих свору,

Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,

Израненный, слабеющий беглец

От псов терзающих бежит упрямо,

Но чаще погибает, наконец.

Первая часть. После грозы, разразившейся летом, мы попадаем на осенний веселый праздник урожая. «Танец и песня крестьян» — поясняет авторская ремарка в начале части. Жизнерадостное настроение передается ритмом, напоминающим ритм первой части «Весны». Яркость образам придает использование эффекта эха, столь излюбленного не только Вивальди, но и всеми композиторами Барокко. Это играет весь оркестр и вместе с ним солист.

Новый раздел первой части — забавная жанровая сценка: «Захмелевшие». Солист в струящихся у скрипки пассажах «разливает» вино; мелодии в оркестровых партиях, с их нетвердой походкой, изображают захмелевших поселян. Их «речь» становится прерывистой и невнятной. В конце концов, все погружаются в сон. Завершается первая часть тем, с чего она и началась — ликующей музыкой веселого празднества.

Вторая часть. Крепкий сон и тихая южная ночь. Особый колорит звучанию придает способ исполнения своих партий струнными инструментами: Вивальди предписывает музыкантами играть с сурдинами. Все звучит очень таинственно и призрачно. При исполнении этой части особая ответственность ложиться на клавесиниста: его партия не выписана композитором полностью, и предполагается, что клавесинист ее импровизирует. Эта импровизация должна в идеале быть конгениальной музыке самого Вивальди.

Третья часть («Охота»). Музыкальный и поэтический жанр caccia (итал. — качча, «охота») культивировался в Италии еще в XIV — XV веках. В вокальных — текст описывал сцены охоты, преследования, а музыка изображала скачки, погоню, звучание охотничьих рогов. Эти элементы обнаруживаются и в этой части концерта. В середине охоты музыка изображает «выстрел и лай собак» — так поясняет этот эпизод сам Вивальди.

«Зима» (L’Inverno)

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лед

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идет не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима и свои наслажденья.

Первая часть. Здесь действительно царит очень холодная атмосфера

Вторая часть. Полное единение солиста и аккомпанирующего ему оркестра. Льется чудесная ария в стиле bel canto. Эта часть необычайно популярна как самостоятельное совершенно законченное произведение.

Третья часть. Вновь жанровая сценка: катание на коньках. Вивальди и изображает — в забавных «кувыркающихся» пассажах скрипки — как можно «легко поскользнуться и упасть» или как «ломается лед» (если дословно переводить содержание сонета). Но вот задул теплый южный ветер — предвестник весны, и разворачивается противоборство — бурная драматичная сцена. Это и есть завершение «Зимы» и всего цикла «Времен года».

Конспект урока по музыке и МХК «Вивальди. Времена года»

Тема урока: «Времена года» Антонио Вивальди.

Симфонический программный цикл из 4-х концертов «Времена года».

Форма урока: интегрированный урок.

Вопрос учебной темы: «Если бы Вивальди не предпослал своей музыке программу, не нарисовал словами картину, поняли бы мы о чем рассказывает музыка?»

Цель урока: Выявить характерные особенности музыки Вивальди; помочь освоить понятие «программная музыка»; научить определять общее настроение музыки; научить проводить сравнительный анализ между картинами, музыкальными и литературными произведениями.

Задачи:

  1. Обучающие: познакомить учащихся с симфоническим программным циклом «Времена года», некоторыми секретами популярности музыки Вивальди;

  2. Развивающие: развивать информационные, коммуникативные компетенции учащихся.  Развивать слуховое и зрительное восприятие. Развивать чувства, эмоции, образно – ассоциативное мышление;

  3. Воспитательные: Воспитание у учащихся более утонченного и осознанного восприятия произведений искусства, формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического и образного мышления.

Учебные предметы: музыка, МХК, литература, изобразительное искусство.

Информационные ресурсы: учебники, Интернет-ресурсы, ссылки на мультимедийные учебные программы.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, СD диск «Времена года» Вивальди.

Образовательные ресурсы: :

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru/wikipedia.org/wiki;

  2. История изобразительного искусства.- http://www.arthistory.ru//

  3. Классическая музыка. – http://www.classic-musik.ru/

Ход урока.

Звучит отрывок из концерт «Времена года» А.Вивальди.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами совершим путешествие во времени, и перенесемся в конец XVII века.

Но прежде, чем я продолжу, я предлагаю вам маленький тест.

Тест на определение: Определите о каком городе идет речь в данном тексте, какие слова стали ключом к разгадке.

Текст: «Работали тогда, когда позволяло свободное время, между развлечениями, в шуме и толпе, в маленьком кафе, выходящем на Сан-Джорджио Маджоре, в театральном антракте, макая перо в старую красную чернильницу, или между бутылкой токайского и испанским табаком. Пели на улицах, на площадях, вдоль каналов. Владельцы магазинов пели, выставляя напоказ свои товары; ремесленники пели, возвращаясь домой с работы; гондольеры пели, ожидая пассажиров. Веселье было сутью нации, а юмор – сутью речи».

После обсуждения учащиеся дают правильный ответ. Город о котором идет речь в тексте – Венеция; ключевые слова: каналы, гондольеры.

Учитель: Среди множества дворцов, церквей, украшавших Венецию, была скромная обитель – Приют скорби. Все меломаны Европы считали за честь побывать там и услышать знаменитый оркестр состоящий целиком из девочек-сирот. Этим «музыкальным чудом» руководил аббат Антонио Вивальди, которого называли Pretro Rosso – Рыжий Монах. Прозвище выдавало весёлый нрав и огненный темперамент. И это все не смотря на то, что маэстро Вивальди был всю жизнь тяжело болен и при ходьбе задыхался.

(слайды 1, 2 )

Учитель: Ребята, давайте запишем в тетради биографические данные композитора. Антонио Вивальди (1678– 1741) — итальянский композитор, скрипач, дирижер, педагог, католический священник. Главной областью его творчества была инструментальная музыка. Ему принадлежит 465 концертов для различных инструментов. Центральное место среди них занимают скрипичные произведения. Крупнейший скрипач-виртуоз XVIII в., Вивальди создал жанр сольного инструментального концерта.

Вивальди писал музыку в стиле «барокко», а для этого стиля характерна «живописность мышления», т.е. маэстро как бы живописует с натуры. Обратимся к его знаменитому циклу концертов «Времена года».

(cлайд 3,4)

Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Она давала возможность средствами данного искусства запечатлеть события и дела наиболее характерные для того или иного времени года. Весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяло начало и символизировала юность, а зима – конец пути — старость.

Циклу композитор предпослал программу, которой музыка старается следовать.

Ребята, мы с вами уже знакомились с понятием «программная музыка». Давайте вспомним, что оно означает.

Учащиеся отвечают: инструментальная музыка в которой есть литературное сопровождение (программа) называется «программной».

Учитель: Вивальди сочинил цикл музыкальных картин «Времена года». В них есть программа написанная самим композитором. Описание того, что он хотел бы передать в звуках. Произведение состоит из 4-х самостоятельных циклов: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». А сейчас мы с вами проведем небольшую ознакомительную экскурсию по страницам этих циклов. Итак, читаем и слушаем Вивальди…

Вопрос: Слушая музыку, какие ассоциации возникают у вас?

Задание классу: при прослушивании фрагмента концерта «Лето», составить свою программу.

(После прослушивания дети описывают свои впечатления, какие чувства они испытывали, какие зрительные образы представляли).

Учитель: А теперь сравним ваши впечатления с собственной программой Вивальди.

Вивальди предпослал концерту «Лето» следующую программу: утомлённый жарой, в тени деревьев засыпает пастушок, но послышался далекий гром, собирается гроза, и вот уже словно водопад обрушился с неба, заливая поля. «В полях лениво стадо бродит. От тяжкого удушливого зноя страдает. Сохнет все в природе, томится жаждой всё живое. Вдруг налетает страстный и могучий Борей, взрывая тишины покой. Вокруг темно, злых мошек тучи и плачет пастушок застигнутый грозой.»

Существование такого рода программы вовсе не означает, что музыка Вивальди превращается в своего рода иллюстрации к картинам природы. Грозу Вивальди «рисует» не только как обрушившуюся стена дождя и поток воды, но и как грозу в душе человека – его неукротимую энергию, страстный порыв, отчаянную решимость. Например, концерт «Осень» — это целый рассказ о радости крестьян, собравших урожай. Музыка шаг за шагом «живописует» их танцы, праздничное веселье, мы слышим, как льются струи вина, лают собаки.

А сейчас мы с вами прослушаем и посмотрим презентацию цикла «Времена года». (Учащиеся слушают музыку, смотрят презентацию, читают стихи).

(слайд 5,6,7,8)

Учитель: Ребята , какое впечатление произвела на вас музыка? Как вы считаете, сумел ли композитор передать своими стихами характер каждой части цикла?

(Ответы учащихся)

Учитель: Сейчас мы с вами послушаем полностью 1 часть концерта №4 фа минор «Зима» Allegro non molto. Посмотрите на экран, перед вами сонет написанный Вивальди, давайте его прочитаем: (учащиеся читают вслух)

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И с севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замёрзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лёд

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идёт не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима и свои наслажденья.

Учитель: Я хочу, чтобы вы свои впечатления от стихов и музыки выразили в красках. Теперь мы не только слушаем, читаем, но и рисуем Вивальди!

(Учащиеся слушают концерт, читают стихи, рисуют свои образы).

Учитель: Давайте теперь посмотрим ваши рисунки. Проанализируйте работы своих одноклассников. Смогли вы выразить в красках музыкальные образы?

(учащиеся обсуждают работы одноклассников).

Глядя на ваши рисунки можно сказать, что музыка Вивальди доступна для понимания каждого человека, потому что он умел пробудить в слушателе его жизненные ассоциации. «Будь понятным!» — так можно сформировать один из секретов популярности композитора.

Музыка Вивальди остается в памяти, к ней хочется возвращаться вновь и вновь, потому что композитор кроме рецепта «Будь понятным!» открыл ещё один секрет. В музыке существуют «опознавательные знаки», короткие мотивы, которые легко запомнить, пропеть, простучать. Например, мотив «Так судьба стучится в дверь» Бетховена, «Танец маленьких лебедей» Чайковского и т.д. Именно из таких мотивов складываются все мелодии Вивальди в быстрых частях его концертов, и именно маэстро принадлежит честь открытия этого метода, которым впоследствии воспользовались величайшие композиторы, а также широко используют сейчас в современной рок-музыке.

(слайды 9,10)

В истории классической музыки Вивальди первым нашел путь к сердцу каждого независимо от возраста, образования, он сумел стать желанным собеседником даже для тех, кто считает классическую музыку вычурной и скупой. Ребята, вы согласны с таким определением?

(учащиеся высказывают свое мнение о музыке А.Вивальди)

Учитель: Итак, мы подходим к заключительной части урока. Сейчас мы проверим, как вы поняли сегодняшнюю тему урока (учитель включает презентацию с дидактическим материалом, учащиеся работают с интерактивной доской).

Работа с учащимися по закреплению темы по дидактическому материалу на мультимедиа и по индивидуальным листкам опроса.

Учитель: Ребята, к какому выводу мы пришли? (учащиеся подводят итог урока, делают выводы).

Учитель оценивает работу учащихся, выставляет оценки.

Задает домашнее задание:

прослушать самостоятельно концерты Вивальди «Весна» и «Осень» и составить свою программу к прослушанному концерту;

— объяснить, почему музыка Вивальди так хорошо запоминается;

в чём заключается секрет понятности музыки Вивальди;

— сообщение о жизни и творчестве Антонио Вивальди.

  • Результаты представленных работ: сообщения, доклады, рефераты.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АКСАЙСКИЙ ДАНИЛЫ ЕФРЕМОВА КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

План-конспект

интегрированного урока по МХК, музыке, ИЗО, литературе

«А.Вивальди «Времена года»

Подготовила учитель музыки и МХК

Сердюкова Л.А.

2015