Высказывания а к толстого: Алексей Толстой — цитаты

Алексей Константинович Толстой: цитаты, афоризмы и высказывания

59 цитат

Граф Алексе́й Константи́нович Толсто́й 24 августа [5 сентября] 1817, Санкт-Петербург — 28 сентября [10 октября] 1875, село Красный Рог, Черниговская губерния — русский писатель, поэт, драматург из рода Толстых. Член-корреспондент Петербургской Академии наук с 1873 года.

Род деятельности: 

драматург, писатель, поэт

Дата рождения: 

05.09.1817

Дата смерти: 

10.10.1875 (58)

Книги: 

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Пояснение к цитате: 

1854 г.

Все, что не ты — так суетно и ложно,
Все, что не ты — бесцветно и мертво.

Но здесь случилось, что случается иногда с людьми, привыкшими играть с другими как с пешками: они в своих сметах слишком дешево ставят нравственное чувство человека и расчёт их бывает неверен.

Пояснение к цитате: 

Из статьи «Проект постановки на сцену трагедии «Царь Федор Иоаннович».

В природе человеческой окрашивать чужие поступки нашим личным расположением к их совершителям.

Пояснение к цитате: 

Из статьи «Проект постановки на сцену трагедии «Царь Федор Иоаннович».

Не верь мне, друг, когда, в избытке горя
Я говорю, что разлюбил тебя,
В отлива час не верь измене моря,
Оно к земле воротится, любя.

Уж я тоскую, прежней страсти полный,
Мою свободу вновь тебе отдам,
И уж бегут с обратным шумом волны
Издалека к любимым берегам!

Полная и голая правда есть предмет науки, а не искусства.

Вянет лист, проходит лето,
Иней серебрится.
Юнкер Шмидт из пистолета
Хочет застрелиться.


Погоди, безумный! снова
Зелень оживится…
Юнкер Шмидт! честное слово,
Лето возвратится.

Нас редко оскорбляет обвинение в пороках, которых мы решительно чужды.

Древняя юридическая формула: «Да будет мне стыдно!» — была отменена и забыта, но дух ее не вовсе исчез из народного сознания.

Пояснение к цитате: 

Из статьи «Проект постановки на сцену трагедии «Царь Федор Иоаннович».

Удовольствие, ощущаемое нами при виде художественного портрета, есть иное чувство, чем созерцание оригинала в зеркале. Напротив, оригинал часто бывает нам неприятен, а воспроизведение нас привлекает. Причина тому, что живопись (когда она достойна этого имени) отбрасывает всё, что в оригинале случайно, незнаменательно, индифферентно, и сохраняет только его сущность.

Пояснение к цитате: 

Из статьи «Проект постановки на сцену трагедии «Царь Федор Иоаннович».

Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре —
О, не грусти, ты все мне дорога!
Но я любить могу лишь на просторе —
Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега.
<…>
И любим мы любовью раздробленной
И тихий шепот вербы над ручьем,
И милой девы взор, на нас склоненный,
И звездный блеск, и все красы вселенной,
И ничего мы вместе не сольем.

Но не грусти, земное минет горе,
Пожди еще — неволя недолга, —
В одну любовь мы все сольемся вскоре,
В одну любовь, широкую как море,
Что не вместят земные берега!

Пояснение к цитате: 

1858 год.

Иллюзия, производимая искусством, не должна быть иллюзией полного обмана.

Ты жертва жизненных тревог,
И нет в тебе сопротивленья,
Ты, как оторванный листок,
Плывёшь без воли по теченью.

Пояснение к цитате: 

1858 г.

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
<…>
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
<. ..>
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Пояснение к цитате: 

предположительно в январь 1851 года. Написано после встречи на балу Софьи Андреевны Миллер (в девичестве Бахметевой) своей будущей жены, лицо которой скрывала маска.

Вонзил кинжал убийца нечестивый
В грудь Деларю.
Тот, шляпу сняв, сказал ему учтиво:
«Благодарю».

Колокольчики мои,
Цветики степные!

Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошенной травы
Головой качая?

Высказывания об А.К. Толстом — презентация онлайн

Приложение № 3
Высказывания об А.К. Толстом
Александр Иванович Кошелев: «Мы все в восторге от стихов графа
Толстого… Как его зовут? Кто он такой? Стихи его, помещенные в
«Современнике», просто чудо. Хомяков, Аксаков их все наизусть знают.
Хомяков <…> говорит: после Пушкина мы таких стихов не читали…»
2 апреля 1856 г.
Константин Сергеевич Аксаков: «Современные поэты, наиболее
замечательные: это Некрасов, Полонский, Фет, Майков, Щербина, Стахович,
гр. Толстой.
…Недавно довольно резко отделился от других: это гр. А.К. Толстой. Еще
и прежде в прекрасных стихах его слышна была русская струна и русское
сочувствие; но в прошлом году было напечатано несколько его
стихотворений, чрезвычайно замечательных. Всего замечательнее по
своему, особому какому-то, строю стиха баллада «Волки», а также «Ой, как
бы Волга-матушка да вспять побежала» и «Колокол».
<…> Все эти прекрасные стихотворения, полные мысли, мысли, которая
рвется за пределы стиха, а в наше переходное время только такие
стихотворения и могут иметь настоящее живое достоинство».
1857 г.
Иван Сергеевич Тургенев:<…> Мне хочется только высказать несколько
мыслей, внушенных воспоминанием о симпатической личности отошедшего
в вечность поэта.
Я сказал: поэта. Да; он был им несомненно, вполне, всем существом
своим: он был рожден поэтом – а это в наше время, везде – и пуще всего в
России – большая редкость. Одним этим словом определяется поколение, к
которому он принадлежал – (известно, что у нас в нынешнее время молодых
поэтов не имеется) определяются также его убеждения, его сердечные
наклонности, все его бескорыстие и искренние стремления. – Положение
Толстого в обществе, его связи открывали ему широкий путь ко всему тому,
что так ценится большинством людей; – но он остался верен своему
призванию – поэзии, литературе, он не мог быть ни чем иным как только
именно тем, чем создала его природа; он имел все качества, свойства, весь
пошиб литератора, в лучшем значении слова.
Толстой обладал в значительной степени тем, что одно дает жизнь и
смысл художественным произведениям – а именно: собственной,
оригинальной и в то же время очень разнообразной физиономией; он
свободно, мастерскою рукою распоряжался родным языком, лишь изредка
поддаваясь то искушениям виртуозности – желанию пощеголять
архаическими – правда, иногда весьма счастливыми – оборотами; то другим,
мгновенным соображениям, в сущности чуждым, как вообще все
политическое – его сердцу и уму. – Он оставил в наследство своим
соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических
стихотворений, которые – в течение долгих лет – стыдно будет не знать
всякому образованному русскому; он был создателем нового у нас
литературного рода – исторической баллады, легенды; на этом поприще он
не имеет соперников – и в последней из них, помещенной в октябрьском №
«Вестника Европы» (в день известия о его смерти. – В.Д.), – он достигает
почти Дантовской образности и силы. – Наконец – и как бы в подтверждение
сказанного выше о многосторонности его дарования, кто же не знает, что в
его строго-идеальной и стройной натуре била свежим ключом струя
неподдельного юмора – и чтьо граф А.К. Толстой, автор «Смерти Иоанна
Грозного» и «Князя Серебряного» — был в то же время одним из творцов
памятного всем «Кузьмы Пруткова»?
Вот поэт, которого мы лишились – и который едва ли скоро будет
заменен. И пусть те, которым эти строки попадутся на глаза, не пожимают
плечами и не думают, что эта утрата преуцвеличена мною, смею уверить их,
что проложить и оставить за собою след будет со временем в состоянии
только тот, кто поймет и признает эту утрату…
Я попытался набросить несколько черт физиономии Толстого как поэта;
что сказать о нем, как о человеке? – Всем, знавшим его, хорошо известно,
какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым
чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и
прямая. «Рыцарская натура» – это выражение почти неизбежно приходило
всем на уста при одной мысли о Толстом; я бы позволил себе употребить
другой, в наше время несколько заподозренный – но прекрасный, и в
данном случае самый уместный – эпитет. Натура гуманная, глубоко
гуманная! – вот чтобыл Толстой – и как у всякого истинного поэта, жизнь
которого неуклонно переливается в его творчество – эта гуманная наура
Толстого сквозит и дышит во всем, что он написал».
1875 г.
Афанасий Афанасьевич Фет: «<…> считаю себя счастливым, что
встретился в жизни с таким нравственно здоровым, широко образованным,
рыцарски благородным и женственно нежным человеком, каким был
покойный граф Алексей Константинович».
1890 г.
Иван Александрович Гончаров: «В поэтичности и мыслительности Вы
имеете соперников (слова относятся к поэту Я.П. Полонскому) – в последнем,
в искренности, в благородстве и прямоте чувств и убеждений – очень
немногих. Припомнишь Тютчева, графа А. Толстого – и задумаешься…»
Март 1876 г.
Николай Андреевич Римский-Корсаков: «Я давно не сочинял романсов.
Обратившись к стихотворениям Алексея Толстого, я написал четыре романса
и почувствовал, что сочиняю их иначе, чем прежде. Мелодия романсов,
следя за изгибами текста, стала выходить у меня чисто вокальною».
1909 г.
Материалы взяты из книги:
Венок Алексею Константиновичу Толстому : сборник / Сост. и примеч.
В.Г. Деханов. Брянск : ООО «Ладомир», 2012. – 167 с.
Из письма С.А. Миллер от 7 сентября 1856 г. (Москва)
«… Я был сегодня утром у Хомякова, у которого я нашел Константина
Аксакова, – достойный человек, которого я люблю всем сердцем, – и был
еще там маленький Попов; говорят, что он слвянофил.
Ты не можешь себе вообразить, как мое самолюбие было польщено
всем тем, что они мне сказали насчет моих стихотворений… Хомяков мне
сказал, что он, прочитав «Спесь» и «Колокол», хотел мне написать письмо, –
и они прибавили: «Ваши стихи такие самородные, в них такое отсутствие
всякого подражания и такая сила и правда, что если бы Вы не подписали их,
мы бы приняли их за старинные народные».
Эти слова для меня – самая лучшая хвала, которую я мог бы пожелать, и
они не эти только два стихотворения хвалили».
Письма цитируются по книге: Толстой, А.К. Собрание сочинений в
четырех томах / А.К. Толстой. – Т. 4. – М., 1969. – 416 с.

Роль народных пословиц и поговорок по роману А. К. Толстого «Серебряный князь»

В художественном произведении фольклорные элементы, такие как пословицы и поговорки, могут выполнять разнообразные функции: они могут служить средством характеристики героя, означает авторскую оценку классификации, выражение общественных отношений в обществе, моральную максиму, выражающую отношение автора к герою, к сюжетной линии

Мы обнаружили в романе «Серебряный принц» 75 паремиологических единиц. Почти все пословицы и поговорки дословно соответствуют народным вариантам, записанным в словаре В. И. Даля. За немногими исключениями. Толстой намеренно изменяет пословицу «в числах безопасность». 279]. Не меняя смысла выражения, автор расставляет разные акценты: оно показывает, что влиятельные дворяне, знатные воеводы не могут противостоять деспотизму Грозного в силу своей неорганизованности, разобщенности. Авторскую поправку вскрыла и другая пословица: вместо «случай делает совершенным» в романе мы видим «ночная сделка делает совершенным» [II, 381], что является признаком социальной группы (речь идет о разбойниках, которые в роман, опять-таки по народному обычаю, именуемый «изгоями»). Пословица, записанная Далем как «волосы длинны, а ум короток» [II, 247], у Толстого обращается к выражению «борода у него длинна, а борода ум короток». Говоря, что «голод не тетя, не чрево его» [II, 329] только «голод не моя тетя». Мы втроем встретились, в романе пословицы употребляются дважды, но опять же в другом контексте, они каждый раз несут разную архитектоническую, смысловую и эмоциональную нагрузку. Возьмем, к примеру, пословицу «пребывать в — вместе». Он выполняет мотивообразующую функцию, вводя в художественное пространство романа мотив брака с нелюбимым. Впервые она говорит Морозову о милиции в разговоре с Еленой Дмитриевной, предполагая, что сердце девушки может со временем откликнуться на любовь Вяземского [II, 201]. Но читателю понятно, что это попытка влюбить в себя Елену Морозову.

Насыщая его персонажами-простолюдинами народные пословицы, Толстой показывает, что это простонародье — сокровищница традиционной мысли, национального художественного языка. В составе речевой характеристики персонажей используется обилие просторечия.
Реже, но также встречаются в речи Никиты Паремия Серебряного, Юнда Морозова, Максима Скуратова. Эти персонажи пословиц используют не остроты, которые цветут речью, а несут в себе идейный смысл. Много народных выражений в речи Ивана Грозного. Это связано с тем, что Иван IV всегда хотел прослыть царем близким и доступным людям. Однако многие пословицы и поговорки в его устах искажают его смысл. Поговорка «прошлое да будет в прошлом» [II, 487] принимает ироническую окраску, как по ходу романа уже отмечалось, обиды на царя. В том же эпизоде ​​посольство Ермака к Ивану Грозному говорит Митя и Кольца и их злодеяния, хотя прошло уже 17 лет. Другие пословицы отражают зловещий смысл царствования Ивана Грозного, его мировоззрение: «А я бы съел, да зубом не поймать» [II, 242], «Птенцам голову — не положить» [II, 248].

Подводя итоги анализа употребления русских пословиц в произведениях А. К. Толстого, можно сделать следующие выводы. Паремии в произведениях писателя, как и в фольклоре, выполняют функции:
• институциональных (утверждают законность в обществе) — «хороший поворот заслуживает другого» [22, II, 190];
• социальный контроль (хвалят за добрые дела, порицают за плохое поведение) — «Женская верность — в башню высоченная дубовая дверь да засовы железные» [22, II, 290];
• психологическая (утешение в трудной ситуации) — «Сердце девичье восковое: стерпит, слюбится!» [II, 201].
Однако, попадая в художественный текст, они приобретают дополнительное значение. Паремии в произведениях Толстого по художественной ткани могут выполнять разнообразные стилистические функции: этнографические, маркировочные, экспрессивные, характерно-характерные, сюжетно-сюжетные. Поскольку пословицы являются обобщением народной мудрости, то и использование их автором в художественной ткани произведения за пределами авторских границ носит характер субъективизма и обобщения господствующих национальных морально-этических принципов.

Толстой А.К. Сб. Соч.: 4 т. — М., 1969. — Том 2

 

Алексей Константинович Толстой Стихи > Моя поэтическая сторона

Граф Алексей Константинович Толстой был одним из культовых Толстых 19 9022-го века России, троюродным братом более известный Лев Толстой. Он более известен под сокращенной формой А. К. Толстого, и, как и многие его родственники, он был не только поэтом, но и драматургом и писателем. Его исторические драматические произведения были настолько значительными, что многие исследователи русской литературы считают его одним из самых важных в своей области. Он также написал ряд сатирических произведений, часто используя псевдоним Козьма Прутков.

Родился 5 сентября 1817 года в Петербурге, в семье графа Константина Петровича Толстого. К сожалению, отец Алексея вскоре уехал из дома, и мать была вынуждена увезти малолетнего сына из города сначала в свое имение в Черниговской губернии, а затем в Красный Рог, где жил ее брат.

Дядя Алексея взял на себя роль его первого наставника и вскоре с помощью других начал изучать такие языки, как английский, французский и немецкий. Именно тогда А.К. начал писать стихи, что было весьма примечательно для шестилетнего мальчика. Во многих смыслах это было идиллическое детство.

В 1826 году он вернулся с матерью и дядей в Санкт-Петербург, где его пригласили в придворные круги в качестве официального «товарища по играм» к юному наследному принцу, мальчику, который станет царем Александром II. Ему нравилось проводить время в царском дворце в Царском Селе, и двое товарищей по играм выросли и стали хорошими друзьями на протяжении как минимум сорока лет. Год спустя А.К. был потрясен, когда его привезли в Веймар в Германии, где он встретился с Гёте, и этот великий человек, несомненно, произвел на него огромное впечатление. С этого начался долгий период путешествий, и А. К. особенно полюбил Италию, которую вскоре стал считать своей «родиной».

В возрасте 18 лет А. К. начал карьеру в Департаменте экономики и статистики в Санкт-Петербурге, вскоре после того, как потерял любимого дядю и унаследовал имение Красный Рог. Его поэтические произведения становились все более заметными, и его творчество привлекло внимание Василия Жуковского и Пушкина, которые оба выразили ему свое одобрение и поддержку. Однако на данном этапе у него не было амбиций опубликовать свою работу.

Его первые набеги на мир издательского дела были в форме готических, иногда жутких рассказов. Было две новеллы под названием Семья Вурдалака и Триста лет спустя , за которыми следует «ужасающая политическая сатира под названием Вампир». Однако он изменил направление, когда в 1851 году влюбился в замужнюю женщину и находился под ее влиянием, и написал ряд любовных стихов для нее и о ней, например,

Мои дорогие колокольчики, и Среди бала. . Здесь воспроизведено другое произведение, короткое произведение под названием Приливы и отливы любви :
Толстой, наконец, получил более широкое признание за свою работу, когда некоторые из его стихов были опубликованы в Журнал «Современник » за 1854 год.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *