Высказывания толстого: 25 высказываний Льва Толстого на каждый день

Цитаты / Лев Толстой

О знании

Лучше знать немного истинно хорошего и нужного, чем очень много посредственного и ненужного.

«Круг чтения»

Знание только тогда знание, когда оно приобретено уси­лиями своей мысли, а не памятью.

«Круг чтения»

Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом или хотя отвечает на вопрос, возникший уже в душе. Мысль же чужая, воспринятая умом и памятью, не вли­яет на жизнь и уживается с противными ей поступками.

«Круг чтения»

Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный — тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни.

«Круг чтения»

О вере

Истинная религия есть такое установленное человеком отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этою бесконечностью и руководит его поступками.

«Круг чтения»

Сущность всякой религии состоит только в ответе на во­прос, зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру. Нет ни одной религии, от самой возвышенной и до самой грубой, которая не имела бы в осно­ве своей этого установления отношения человека к окружаю­щему его миру.

«Круг чтения»

Вера суть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.

«Круг чтения»

Люди живы любовью; любовь к себе — начало смерти, любовь к Богу и людям — начало жизни.

«Круг чтения»

О цели жизни

Я был бы несчастливейшим из людей, ежели бы я не нашел цели для моей жизни – цели общей и полезной…

Дневник. 17 апреля 1847

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

Письмо А.А. Толстой. Октябрь 1857

Я был одинок и несчастлив, живя на Кавказе.

Я стал думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать…Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после я не доходил до такой высоты мысли… И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением… Я нашел простую, старую вещь, я нашел, что есть бессмертие, что есть любовь и что жить надо для другого, для того, чтобы быть счастливым вечно…

Письмо А.А. Толстой. Апрель-май 1859

Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга — богатых, ученых, не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. Я отрекся от жизни нашего круга.

«Исповедь». 1879

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Записная книжка. 13 марта 1890

Если нет сил гореть и разливать свет, то хоть не засти его.

«Круг чтения»

Вообрази себе, что цель жизни — твое счастие, — и жизнь жестокая бессмыслица. Признай то, что говорит тебе и муд­рость людская, и твой разум, и твое сердце: что жизнь есть служение тому, кто послал тебя в мир, и жизнь становится постоянной радостью.

«Круг чтения»

Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям. Это были: школы, посредничество, голодающие и религиозная помощь.

Дневник. 8 апреля 1901

…деятельность нравственная… составляет высшее призвание человека…

«О том, что называют искусством». 1896

О слове

Один человек крикнет в наполненном народом здании: «Горим!» — и толпа бросается, и убиваются десятки, сотни людей.

Таков явный вред, производимый словом. Но вред этот не менее велик и тогда, когда мы не видим людей, пострадавших от нашего слова.

«Круг чтения»

О воспитании и образовании

Основа воспитания — установление отношения к началу всего и вытекающего из этого отношения руководства поведения.

«Круг чтения»

Для того чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного Человека, — только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придется жить.

«Круг чтения»

Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе.

Письмо к А.А. Толстой. 15–30 декабря 1874

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

«О воспитании»

Первое и главное знание, которое свойственно прежде всего преподавать детям и учащимся взрослым, – это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим, и что всегда, при всех возможных условиях, дурным?

«О воспитании»

Если учитель имеет только любовь к делу, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.

«Азбука. Общие замечания для учителя»

…воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя.

Письмо к Ф. А. Желтову. 18 декабря 1895

О человеке

Люди как реки: вода во всех одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь одним и самим собою.

«Воскресение»

Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое.

«Война и мир». Эпилог. 1863–1868

О войне

«Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?»

«Набег», 1853

«…война… противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

«Война и мир», 1863–1868 гг.

«Ведь совершенно очевидно, что если мы будем продолжать жить так же, как теперь, руководясь как в частной жизни, так и в жизни отдельных государств одним желанием блага себе и своему государству, и будем, как теперь, обеспечивать это благо насилием, то, неизбежно увеличивая средства насилия друг против друга и государства против государства, мы, во-первых, будем всё больше и больше разоряться, перенося б

ольшую часть своей производительности на вооружение; во-вторых, убивая в войнах друг против друга физически лучших людей, будем всё более и более вырождаться и нравственно падать и развращаться».

«Одумайтесь!» 1904.

«Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, а чтоб она стала непоколебимым требованием честной совести».

Интервью французскому журналисту

Ж. А. Бурдону (газета «Фигаро»).

Ясная Поляна. 2/15 марта 1904

Мы собрались здесь для того, чтобы бороться против войны…надеемся победить эту огромную силу всех правительств, имеющих в своем распоряжении миллиарды денег и миллионы войск…в наших руках только одно, но зато могущественнейшее средство в мире – истина

Доклад, подготовленный для Конгресса мира в Стокгольме

Для меня безумие, преступность войны, особенно в последнее время, когда я писал и потому много думал о войне, так ясны, что кроме этого безумия и преступности ничего не могу в ней видеть.

Письмо к Л.Л. Толстому. 15 апреля 1904

Война такое несправедливое и дурное дело, что те, которые воюют, стараются заглушить в себе голос совести.

Дневник. 6 января 1853

О цивилизации

То, что называют цивилизацией, есть рост человечества. Рост необходим, нельзя про него говорить, хорошо ли это или дурно. Это есть, в нем – жизнь. Как рост дерева. Но сук или силы жизни, растущие в суку, неправы, вредны, если они поглощают всю силу роста. Это с нашей лжецивилизацией.

Дневник. 6 июля 1905

Об искусстве и творчестве

Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает. Настоящий поэт сам невольно и с страданием горит и жжет других. И в этом все дело.

Записная книжка. 28 октября 1870

Искусство – одно из средств различения доброго от злого, одно из средств узнавания хорошего.

Дневник. 20 октября 1896

Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Карениной» я любил мысль семейную…

Запись в Дневнике С.А. Толстой. 3 марта 1877

Главная цель искусства… та, чтобы проявить, высказать правду о душе человека… Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям.

Дневник. 17 июня 1896

Ясная Поляна, Москва

Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его.

«Лето в деревне». 1858

…главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого Заказа, в том месте, в котором я … просил в память Николеньки закопать меня… И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает.

«Воспоминания». 1906

Помню, что мне досталось въезжать в Москву в коляске с отцом. Был хороший день, и я помню свое восхищение при виде московских церквей и домов, восхищение, вызванное тем тоном гордости, с которым отец показывал мне Москву.

«Воспоминания». 1906

Какое великое зрелище представ­ляет Кремль! Иван Великий стоит как исполин посреди дру­гих соборов и церквей… Белые каменные стены видели стыд и поражение непобедимых полков наполеоновых; у этих стен взошла заря освобождения России от наполеоновского ига, а за несколько столетий в этих же стенах положено было начало освобождения России от власти поляков во времена Самозванца; а какое прекрасное впечатление производит эта тихая река Москва! Она видела, как быв еще селом, никем не занимаемая, потом возвеличивалась. Сделавшись городом, видела ее все несчастия и славу и наконец, дождалась до ее величия. Теперь эта бывшая деревенька … сделалась величайшим и многолюднейшим городом Европы.

Ученическое сочинение. 1837

О природе

Смотрел, подходя к Овсянникову, на прелестный солнечный закат. В нагроможденных облаках просвет, и там, как красный неправильный угол, солнце. Всё это над лесом, рожью. Радостно. И подумал: Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем.

Дневник. 14 июня 1894

Самая чистая радость, радость природы.

Письмо к С. А. Толстой. 6 мая 1898

…друг — хорошо; но он умрет, он уйдет как-нибудь, не поспеешь как-нибудь за ним; а природа, на которой женился посредством купчей крепости или от которой родился по наследству, еще лучше. Своя собственная природа. И холодная она, и неразговорчивая, и важная, и требовательная, но зато это уж такой друг, которого не потеряешь до смерти, а и умрешь, всё в нее же уйдешь.

Письмо к А. А. Фету. 12 мая 1861

Теперь лето и прелестное лето, и я, как обыкновенно, ошалеваю от радости плотской жизни и забываю свою работу. Нынешний год долго я боролся, но красота мира победила меня. И я радуюсь жизнью и больше почти ничего не делаю.

Письмо к А. А. Фету. 8 июля 1880

Природа входит в человека и дыханием, и пищей, так что человек не может не чувствовать себя частью ее и ее частью себя.

Дневник. 2 января 1899

Дело жизни, назначение ее радость. Радуйся на небо, на солнце. На звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. Нарушается эта радость, значит. Ты ошибся где-нибудь — ищи эту ошибку и исправляй. Нарушается эта радость чаще всего корыстию, честолюбием… Будьте как дети – радуйтесь всегда.

Дневник. 15 сентября 1889

Утром опять игра света и тени от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уж, темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива, и всё – главное, маханье берез прешпекта такое же, как было, когда я 60 лет тому назад в первый раз заметил и полюбил красоту эту.

Письмо к С. А. Толстой. 3 мая 1897

…люди живут, как живет природа: умирают, родятся, совокупляются, опять родятся, дерутся, пьют, едят, радуются и опять умирают, и никаких условий, исключая тех неизменных, которые положила природа солнцу, траве, зверю, дереву. Других законов у них нет…

«Казаки». 1863

Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.

«Казаки». 1863

О любви, браке, семье

Любить — значит жить жизнью того, кого любишь.

«Круг чтения»

Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастия делает счастие.

«Круг чтения»

Если сколько голов, столько умов, то и сколько сердец, столько родов любви.

«Анна Каренина»

Истинное и прочное соединение мужчины и женщины — только в духовном общении. Половое общение без духовного — источник страдания для обоих супругов.

«Круг чтения»

Кроме смерти, нет ни одного столь значительного, резкого, всё изменяющего и безвозвратного поступка, как брак.

Из письма к М. Л. Оболенской. 18 декабря 1896 г.

Жениться надо всегда так же, как мы умираем, т. е. только тогда, когда невозможно иначе.

Из письма к М. А. Сопоцько. 24 августа 1893 г.

О писателях

Многому я учусь у Пушкина, он мой отец, и у него надо учиться.

С. А. Толстая. Дневники. 1873 г.

Читал и Герцена «С того берега» и тоже восхищался. Следовало бы написать о нем, чтобы люди нашего времени понимали его. Наша интеллигенция так опустилась, что уже не в силах понять его. Он уже ожидает своих читателей впереди. И далеко над головами теперешней толпы передает свои мысли тем, которые будут в состоянии понять их.

Дневник. 12 октября 1905 г.

Чехов был у нас, и он понравился мне. Он очень даровит, и сердце у него, должно быть, доброе, но до сих пор нет у него своей определенной точки зрения.

Письмо к Л. Л. Толстому. 4 сентября 1895 г.

Очень много благодарен Вам за столь любопытное и прекрасное исследование о Сильвестре. Судя по нем, я догадываюсь, какие сокровища — подобных которым не имеет ни один народ — таятся в нашей древней литературе. И как верно чутье народа, тянущее его к древнерусскому и отталкивающее его от нового.

Письмо к архимандриту Леониду (Кавелину). 16…20 марта 1875 г.

О молчании, многословии и злословье

Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать.

«Путь жизни»

Говори только о том, что для тебя ясно, иначе молчи.

«На каждый день»

Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не смолчал.

«Круг чтения»

Правда, что там, где есть золото, есть и много песку; но это никак не может быть поводом к тому, чтобы говорить много глупостей для того, чтобы сказать что-нибудь умное.

«Что такое искусство?»

Больше всех говорит тот, кому нечего сказать.

«Круг чтения»

Часто молчание лучший из ответов.

«Путь жизни»

Злословие так нравится людям, что очень трудно удержаться от того, чтобы не сделать приятное своим собеседникам: не осудить человека.

«Круг чтения»

Лев Толстой — лучшие цитаты из книг, афоризмы и высказывания

Что выбрать

Библиотека

Подписка

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

  1. Главная
  2. org/ListItem»>Библиотека
  3. ⭐️Лев Толстой
  4. Цитаты из книг автора

90 451 

цитата

Бесплатно

Анна КаренинаЛев Толстой

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

16 января 2013

Поделиться

Бесплатно

Война и мир. Книга 1Лев Толстой

В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтобы они ехали.

13 августа 2014

Поделиться

Бесплатно

Анна КаренинаЛев Толстой

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

23 сентября 2013

Поделиться

Бесплатно

Анна КаренинаЛев Толстой

Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие – награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий.

15 февраля 2014

Поделиться

Бесплатно

Без любви жить легчеЛев Толстой

Как теперь, так и тогда явное признание и исповедание православия большею частию встречалось в людях тупых, жестоких и безнравственных и считающих себя очень важными. Ум же, честность, прямота, добродушие и нравственность большею частью встречались в людях, признающих себя неверующими.

4 октября 2014

Поделиться

Бесплатно

Анна КаренинаЛев Толстой

Женщина, видишь ли, это такой предмет, что, сколько ты ни изучай ее, все будет совершенно новое.

8 мая 2013

Поделиться

Бесплатно

Война и мир. Книга 1Лев Толстой

Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы. Анна Павловна Шерер, напротив, несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов.

5 марта 2014

Поделиться

Бесплатно

Анна КаренинаЛев Толстой

Никто не доволен своим состоянием, и всякий доволен своим умом

24 декабря 2013

Поделиться

Бесплатно

Война и мир. Книга 1Лев Толстой

Le charmant Hippolyte[47] поражал своим необыкновенным сходством с сестрою-красавицею и еще более тем, что, несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой и необычайной, античной красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот – все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение.

19 февраля 2014

Поделиться

Бесплатно

Война и мир. Книга 1Лев Толстой

Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка.

4 марта 2014

Поделиться

123

9046

О проекте

Что такое MyBook

Правовая информация

Правообладателям

Документация

Помощь

О подписке

Купить подписку

Бесплатные книги

Подарить подписку

Как оплатить

Ввести подарочный код

Библиотека для компаний

Настройки

Другие проекты

Издать свою книгу

MyBook: Истории

Лев Николаевич Толстой цитаты (711 цитат)

256   2512

Дата рождения: 28. Август 1828
Дата смерти: 7. Ноябрь 1910
Другие имена: Lev Tolstoj, Lev N. Tolstoj, Лев Толстой

Граф Лев Никола́евич Толсто́й — один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук , почётный академик по разряду изящной словесности .

Писатель, ещё при жизни признанный главой русской литературы. Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века. Лев Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом; его пьесы ставились на сценах всего мира.

Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп», «Плоды просвещения» и «Власть тьмы», автобиографические религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера?» и др.

Фото: Sass, Moscow. / Public domain

Произведение

Война и мир
Лев Николаевич Толстой

Исповедь
Лев Николаевич Толстой

Воскресение
Лев Николаевич Толстой

Anna Karenina
Лев Николаевич Толстой

Христианство и патриотизм
Лев Николаевич Толстой

Крейцерова соната
Лев Николаевич Толстой

Хозяин и работник
Лев Николаевич Толстой

Отец Сергий
Лев Николаевич Толстой

„Труд, труд! Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь.

—  Лев Николаевич Толстой

„Толстое дерево началось с тонкого прута. Девятиэтажная башня началась с кладки малых кирпичей. Путешествие в тысячу верст начинается с одного шага. Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.“

—  Лев Николаевич Толстой

„Когда же будет в людях то же, что и в природе? Там борьба, но честная и красивая. А тут подлая.“

—  Лев Николаевич Толстой

„В одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.“

—  Лев Николаевич Толстой, книга Война и мир

Война и мир

„У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье…“

—  Лев Николаевич Толстой

„Любовь — это сущность души, она должна укрепиться и очиститься от всех дурных чувств, раздражения и иронии, направленных против человека.“

—  Лев Николаевич Толстой

„Каждый мечтает изменить мир, но никто не ставит целью изменить самого себя.

—  Лев Николаевич Толстой

„У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в данную минуту находишься рядом.“

—  Лев Николаевич Толстой

„Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.“

—  Лев Николаевич Толстой

„Когда уже становилось жарко, но дамы наши ещё не выходили к чаю, я часто ходил в огород или сад есть все те овощи и фрукты, которые поспевали. И это занятие доставляло мне одно из главных удовольствий. Заберёшься, бывало, в яблочный сад, в самую середину высокой заросшей, густой малины. Над головой — яркое горячее небо, кругом — бледно-зелёная колючая зелень кустов малины, перемешанных с сорною зарослью. Тёмно-зелёная крапива с тонкой цветущей макушкой стройно тянется вверх; разлапистый репейник с неестественно лиловыми колючими цветками грубо растёт выше малины и выше головы и кое-где вместе с крапивою достаёт даже до развесистых бледно-зелёных ветвей старых яблонь, на которых наверху, в упор жаркому солнцу, зреют глянцевитые, как косточки, круглые, ещё сырые яблоки. Внизу молодой куст малины, почти сухой, без листьев, искривившись, тянется к солнцу; зелёная игловатая трава и молодой лопух, пробившись сквозь прошлогодний лист, увлаженные росой, сочно зеленеют в вечной тени, как будто и не знают о том, как на листьях яблони ярко играет солнце.“

—  Лев Николаевич Толстой

«Юность»

„Делай, что должно, а там будь что будет.“

—  Лев Николаевич Толстой

„Трудно представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом.“

—  Лев Николаевич Толстой

„Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство.“

—  Лев Николаевич Толстой, книга Христианство и патриотизм

Из книги «Христианство и патриотизм»
Источник: [Толстой Л., Христианство и патриотизм, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/Tolst_HrPatr.php, Москва, 17 марта 1894]

„Ценность жизни обратно пропорциональна квадрату расстояния до смерти.“

—  Лев Николаевич Толстой

„Без любви жить легче. Но без неё нет смысла.“

—  Лев Николаевич Толстой

„Мне очень не нравятся высокомерные люди, которые ставят себя выше других. Так и хочется дать им рубль и сказать, узнаешь себе цену — вернешь сдачу.“

—  Лев Николаевич Толстой

„Убивая животных ради пропитания, человек подавляет в себе высшие духовные чувства — сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, — и, переступая через себя, ожесточает свое сердце. Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?“

—  Лев Николаевич Толстой

„Это самое ужасное рассуждение: если я не могу всего — значит, я ничего не буду делать.

—  Лев Николаевич Толстой

„Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.“

—  Лев Николаевич Толстой

„В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и неправильный.“

—  Лев Николаевич Толстой

Подобные авторы

Цитаты Льва Толстого — BrainyQuote

Цитаты Льва Толстого — BrainyQuote

Русский — Писатель 9 сентября 1828 г. — 20 ноября 1910 г.

Два самых могущественных воина — это терпение и время.

Лев Толстой

Если ты хочешь быть счастлив, будь.

Лев Толстой

Каждый думает изменить мир, но никто не думает изменить себя.

Лев Толстой

Удивительно, насколько полно заблуждение, что красота есть добро.

Лев Толстой

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Лев Толстой

Музыка — это стенограмма эмоций.

Лев Толстой

Единственный смысл жизни — служить человечеству.

Лев Толстой

Высокомерный человек считает себя совершенным. В этом главный вред высокомерия. Мешает главной задаче человека в жизни — стать лучше.

Лев Толстой

Искусство — это не ремесло, это передача переживаемого художником чувства.

Лев Толстой

Истина, как и золото, должна быть получена не путем ее роста, а путем вымывания из нее всего, что не является золотом.

Лев Толстой

Одно из первых условий счастья состоит в том, чтобы связь между Человеком и Природой не прерывалась.

Лев Толстой

Настоящая жизнь проживается, когда происходят крошечные изменения.

Лев Толстой

Во имя Бога, остановитесь на мгновение, прекратите свою работу, оглянитесь вокруг.

Лев Толстой

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Лев Толстой

Даже в долине смертной тени два плюс два не шесть.

Лев Толстой

Историки подобны глухим, которые продолжают отвечать на вопросы, которые им никто не задавал.

Лев Толстой

Я сижу на спине человека, души его и заставляю нести меня, а между тем уверяю себя и других, что очень сочувствую ему и желаю облегчить его участь всеми возможными средствами, кроме как слезть с него.

Лев Толстой

Чем больше государство, тем более неправильный и жестокий его патриотизм и тем больше сумма страданий, на которых основана его власть.

Лев Толстой

Мы проиграли, потому что сказали себе, что проиграли.

Лев Толстой

Ницше был глуп и ненормальен.

Лев Толстой

Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю.

Лев Толстой

Скука: стремление к желаниям.

Лев Толстой

Правительство — это ассоциация людей, которые совершают насилие над остальными из нас.

Лев Толстой

Радость может быть реальной только в том случае, если люди смотрят на свою жизнь как на служение и имеют в жизни определенную цель вне себя и своего личного счастья.

Лев Толстой

Главное различие между словами и делами состоит в том, что слова всегда предназначены людям для их одобрения, а дела могут совершаться только для Бога.

Лев Толстой

Наше тело — это машина для жизни. Он организован для этого, это его природа. Пусть жизнь течет в нем беспрепятственно и пусть защищается.

Лев Толстой

Во всей истории нет войны, которая не была бы затеяна правительствами, только правительствами, независимыми от интересов народа, для которого война всегда губительна даже в случае успеха.

Лев Толстой

Если так много мужчин, так много умов, конечно, так много сердец, так много видов любви.

Лев Толстой

Война настолько несправедлива и уродлива, что все, кто ее ведет, должны стараться заглушить в себе голос совести.

Лев Толстой

Закон осуждает и наказывает только действия в определенных и узких пределах; тем самым оно в некотором роде оправдывает все подобные действия, лежащие за этими пределами.

Лев Толстой

Без знания того, кто я и зачем я здесь, жизнь невозможна.

Лев Толстой

Изменения в нашей жизни должны происходить от невозможности жить иначе, как по требованиям нашей совести, а не от нашей мысленной решимости попробовать новую форму жизни.

Лев Толстой

Человек может жить и быть здоровым, не убивая животных для еды; поэтому, если он ест мясо, он участвует в убийстве животных только ради своего аппетита.

Лев Толстой

Сказать, что произведение искусства хорошо, но непонятно большинству людей, это то же самое, что сказать о какой-нибудь пище, что она очень хороша, но большинству людей ее есть нельзя.

Лев Толстой

Вера есть смысл жизни, тот смысл, благодаря которому человек не губит себя, а продолжает жить. Это сила, благодаря которой мы живем.

Лев Толстой

И все люди живут Не заботой о себе, А любовью к ним, которая есть в других людях.

Лев Толстой

Война, с другой стороны, настолько ужасна, что ни один человек, особенно христианин, не имеет права брать на себя ответственность за ее развязывание.

Лев Толстой

Он никогда не выбирает мнение; он просто носит то, что оказывается в моде.

Лев Толстой

Мы должны не только отказаться от нашего теперешнего стремления к росту государства, но мы должны желать его уменьшения, его ослабления.

Лев Толстой

Если бы не было внешних средств затемнения совести, то половина людей сейчас же застрелилась бы, потому что жить вопреки своему разуму есть невыносимейшее состояние, и все люди нашего времени находятся в таком состоянии.

Лев Толстой

Всякое насилие состоит в том, что одни люди принуждают других под угрозой страдания или смерти делать то, чего они не хотят делать.

Лев Толстой

Человек сознательно живет для себя, но является бессознательным орудием в достижении исторических, всеобщих целей человечества.

Лев Толстой

Три вопроса Лев Толстой

Однажды одному королю пришло в голову, что если бы он всегда знал, когда нужно все начинать; если бы он знал, кого следует слушать, а кого следует избегать; и, главное, если бы он всегда знал, что важнее всего, он никогда бы не потерпел неудачу ни в одном деле, за которое бы ни взялся.

И эта мысль пришла ему в голову, и он возвестил по всему своему королевству, что даст большую награду тому, кто научит его, в какое время следует совершать каждое действие, и кто самые нужные люди, и как ему может знать, что важнее всего сделать.

И пришли к королю ученые мужи, но все по-разному отвечали на его вопросы.

На первый вопрос некоторые говорили, что для того, чтобы знать время для всякого действия, надо заранее составить таблицу дней, месяцев и лет и жить строго по ней. Только так, говорили они, все может быть сделано в свое время. Другие утверждали, что нельзя заранее определить время для каждого действия, но что, не предаваясь праздному времяпрепровождению, надо всегда внимать всему происходящему, а потом делать самое нужное. Другие же говорили, что, как бы ни был внимателен царь к происходящему, одному человеку невозможно правильно определить время для каждого действия, а нужно иметь совет мудрецов, которые помогли бы ему определить время. нужное время для всего.

Но с другой стороны другие говорили, что есть некоторые вещи, которые не могут ждать, чтобы быть вынесенными на совет, но о которых нужно сразу решить, браться за них или нет. Но чтобы решить это, нужно знать заранее, что должно было случиться. Это знают только маги; и, следовательно, чтобы знать правильное время для каждого действия, нужно консультироваться с магами.

Столь же разнообразны были ответы и на второй вопрос. Некоторые говорили, что королю больше всего нужны его советники; другие, священники; другие, врачи; в то время как некоторые говорили, что воины были самыми необходимыми.

На третий вопрос о самом важном занятии некоторые ответили, что самое важное в мире — это наука. Другие говорили, что это умение вести войну; а другие, опять же, что это было религиозное поклонение.

Поскольку все ответы были разными, король не согласился ни с одним из них и никому не дал награду. Но все же желая найти правильные ответы на свои вопросы, он решил посоветоваться с отшельником, широко известным своей мудростью.

Отшельник жил в лесу, из которого никогда не выходил, и принимал только простых людей. Итак, царь надел простую одежду и, не дойдя до кельи отшельника, спешился с коня. Оставив своего телохранителя, он пошел дальше один.

Когда король подошел, отшельник копал землю перед своей хижиной. Увидев царя, он поздоровался с ним и продолжил копать. Отшельник был хил и слаб, и каждый раз, когда он вонзал лопату в землю и переворачивал немного земли, он тяжело дышал.

Царь подошел к нему и сказал: «Я пришел к тебе, мудрый отшельник, чтобы попросить тебя ответить на три вопроса: Как мне научиться делать правильные вещи в нужное время? Кто те люди, которые мне больше всего нужны, и кому я должен, следовательно, уделять больше внимания, чем остальным? А какие дела самые важные и требуют моего первоочередного внимания?»

Отшельник слушал царя, но ничего не отвечал. Он просто плюнул себе на руку и продолжил копать.

«Ты устал, — сказал король, — позволь мне взять лопату и немного поработать для тебя».

«Спасибо!» — сказал отшельник и, отдав лопату королю, сел на землю.

Когда он вырыл две грядки, король остановился и повторил свои вопросы. Пустынник опять ничего не ответил, а встал, протянул руку за лопатой и сказал:

«Теперь отдохни — и дай мне немного поработать».

Но король не дал ему лопату и продолжил копать. Прошел час, другой. Солнце стало садиться за деревья, и король, наконец, воткнул лопату в землю и сказал:

«Я пришел к тебе, мудрец, за ответом на мои вопросы. Если вы не можете мне ничего дать, скажите мне об этом, и я вернусь домой».

«Вот кто-то бежит», сказал отшельник. — Давайте посмотрим, кто это.

Король обернулся и увидел, что из леса выбежал бородатый мужчина. Мужчина держал руки прижатыми к животу, из-под них текла кровь. Достигнув короля, он упал в обморок на землю, слабо постанывая. Царь и отшельник расстегнули одежду мужчины. В его животе была большая рана. Царь вымыл его, как мог, и перевязал своим платком и полотенцем, которые были у отшельника. Но кровь не переставала течь, и царь снова и снова снимал пропитанную теплой кровью повязку, промывал и перевязывал рану. Когда, наконец, кровь перестала течь, человек ожил и попросил чего-нибудь попить. Царь принес свежей воды и дал ему. Между тем солнце село, и стало прохладно. Итак, царь с помощью отшельника внес раненого в хижину и положил его на постель. Лежа на кровати, мужчина закрыл глаза и замолчал; но король так устал от прогулки и от проделанной работы, что присел на пороге и тоже заснул — так крепко, что проспал всю короткую летнюю ночь.

Когда он проснулся утром, он долго не мог вспомнить, где он был, или кто был этот странный бородатый мужчина, лежащий на кровати и пристально смотрящий на него сияющими глазами.

«Прости меня!» — слабым голосом сказал бородач, когда увидел, что король проснулся и смотрит на него.

«Я не знаю тебя, и мне не за что тебя прощать», — сказал король.

«Вы меня не знаете, но я знаю вас. Я тот твой враг, который поклялся отомстить тебе за то, что ты казнил его брата и забрал его имущество. Я знал, что ты пошел один к отшельнику, и решил убить тебя на обратном пути. Но день прошел, а ты не вернулся. Итак, я вышел из засады, чтобы найти тебя, и наткнулся на твоего телохранителя, и они узнали меня и ранили. Я убежал от них, но должен был истечь кровью, если бы ты не перевязал мою рану. Я хотел убить тебя, и ты спас мне жизнь. Теперь, если я буду жив и если ты того пожелаешь, я буду служить тебе как самый верный раб и повелю своим сыновьям делать то же самое. Простите меня!»

Король был очень рад, что так легко помирился со своим врагом и приобрел его в друзья, и он не только простил его, но и сказал, что пришлет своих слуг и своего лекаря, чтобы сопровождать его, и пообещал восстановить его имущество.

Попрощавшись с раненым, царь вышел на крыльцо и огляделся в поисках отшельника. Перед отъездом он хотел еще раз выпросить ответа на поставленные им вопросы. Отшельник был снаружи, на коленях, сеял семена в грядки, выкопанные накануне.

Король подошел к нему и сказал: «В последний раз прошу тебя ответить на мои вопросы, мудрец».

«Вам уже ответили!» — сказал отшельник, все еще приседая на своих тонких ногах и глядя на царя, стоявшего перед ним.

«Как ответили? Что ты имеешь в виду?» — спросил король.

«Разве ты не видишь?» — ответил отшельник. «Если бы ты вчера не пожалела мою немощь и не выкопала для меня этих грядок, а пошла бы своей дорогой, тот человек напал бы на тебя, и ты бы раскаялся, что не остался со мной. Так что самое важное время было, когда вы копали грядки; и я был самым важным человеком; и сделать мне добро было вашим самым важным делом. Потом, когда этот человек прибежал к нам, самое важное время было, когда вы ухаживали за ним, ибо, если бы вы не перевязали ему раны, он бы умер, не примирившись с вами. Значит, он был самым важным человеком, и то, что вы для него делали, было вашим самым важным делом. Помните тогда: важно только одно время – сейчас! Это самое важное время, потому что это единственное время, когда у нас есть сила. Самый нужный человек тот, с кем ты находишься, ибо никто не знает, будет ли он когда-нибудь иметь дело с кем-нибудь другим; и самое главное дело — сделать этому человеку добро, потому что только для этого и послан человек в эту жизнь. ”


От Евангелие Толстого .

Перевод Луизы и Эйлмера Мод; проиллюстрировано Филиппом Гнейтингом.

Подробнее о рассказах Толстого читайте в Евангелие Толстого: отрывки из его рассказов, духовных сочинений и романов .

Подпишитесь на еженедельную рассылку Plough Weekly по электронной почте

Очерк Льва Толстого Что такое искусство

Лев Толстой на пашне , Илья Репин, 1887, Смитсоновский институт

 

Как определить искусство? Что такое подлинное искусство и что такое хорошее искусство? Лев Толстой ответил на эти вопросы в книге «Что такое искусство?» (1897 г. ), его наиболее полное эссе по теории искусства. Теория Толстого имеет много очаровательных сторон. Он считает, что искусство — это средство передачи эмоций с целью содействия взаимопониманию. Осознавая чувства друг друга, мы можем успешно практиковать эмпатию и в конечном итоге объединиться для дальнейшего коллективного благополучия человечества.

 

Более того, Толстой решительно отрицает, что удовольствие есть единственная цель искусства. Вместо этого он поддерживает моральное искусство, способное понравиться всем, а не только избранным. Хотя он занимает четкую позицию в пользу христианства как действительной основы морали, его определение религиозного восприятия является гибким. В результате его можно легко заменить всякими разными идеологическими схемами.

 

Лично я не отношусь к толстовской теории как к своду законов понимания искусства. Больше всего на свете: «Что такое искусство?» само по себе является произведением искусства. Произведение о значении искусства и благодатной почве, на которой могут расцвести поистине прекрасные идеи.

 

Большинство картин, использованных в этой статье, нарисованы художником-реалистом Ильей Репиным. Русский художник создал серию портретов Толстого, которые экспонировались вместе на выставке 2019 года «Репин: Миф о Толстом» в Государственном музее Л.Н. Толстой. Более подробную информацию об отношениях между Толстым и Репиным можно найти в этой статье.

 

Кем был Толстой?
Лев Толстой в кабинете на Ясной Поляне , Илья Репин, 1887, Государственный музей Льва Толстого

 

Вам нравится эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Лев Толстой (Граф Лев Николаевич Толстой) родился в 1828 году в родовом имении Ясная Поляна, примерно в 200 км от Москвы. Его семья принадлежала к русской аристократии, поэтому Лев унаследовал графский титул. В 1851 году он пошел в царскую армию, чтобы расплатиться с накопленным долгом, но быстро пожалел об этом решении. В конце концов, он ушел из армии сразу после окончания Крымской войны в 1856 году. 

 

Путешествуя по Европе и увидев страдания и жестокость мира, Толстой преобразился. Из привилегированного аристократа он превратился в христианского анархиста, выступающего против государства и пропагандирующего ненасилие. Это учение вдохновляло Ганди и выражалось в непротивлении злу. Это значит, что со злом нельзя бороться злыми средствами и нельзя ни принимать его, ни сопротивляться ему.

 

Произведения Толстого прославили его во всем мире, и он по праву считается одним из четырех гигантов русской литературы рядом с Достоевским, Чеховым и Тургеневым. Его самые известные романы Война и мир (1869) и Анна Каренина (1877). Однако он также написал несколько философских и богословских текстов, а также театральные пьесы и рассказы. Завершив свой шедевр « Анна Каренина », Толстой впал в состояние невыносимого экзистенциального отчаяния.

 

Очарованный верой простого народа, он обратился в христианство. В конце концов, он отверг Русскую Церковь и любую другую Церковь как коррумпированную и искал свои собственные ответы. Его богословские исследования привели к формулированию его собственной версии христианства, которая глубоко повлияла на его социальное видение. Он умер в 1910 лет в возрасте 82 лет после перенесённой пневмонии.

 

Искусство, основанное на красоте и вкусе 
Портрет Л. Н. Толстого, Илья Репин, 1912, Музей-усадьба «Пенаты» Ильи Репина

 

Толстой написал «Что такое искусство?» в 1897 году. Там он изложил свое мнение по нескольким вопросам, связанным с искусством. На протяжении всего этого эссе он остается уверенным, что он первый дал точное определение искусства:

«…как бы странно это ни звучало, несмотря на горы книг, написанных об искусстве, точного определения искусства так и не построено. И причина этого в том, что концепция искусства была основана на концепции красоты».

 

Так что же такое искусство для Толстого? Прежде чем ответить на вопрос, русский романист ищет подходящее основание для своего определения. Рассматривая работы других философов и художников, он замечает, что они обычно исходят из того, что в основе искусства лежит красота. Для них красота есть либо то, что доставляет определенного рода удовольствие, либо то, что совершенно по объективным, всеобщим законам.

 

Толстой думает, что оба случая ведут к субъективным определениям красоты и, в свою очередь, к субъективным определениям искусства. Те, кто осознают невозможность объективного определения красоты, обращаются к изучению вкуса и спрашивают, почему вещь нравится. Опять же, Толстой не видит в этом смысла, так как вкус тоже субъективен. Невозможно объяснить, почему одна вещь нравится кому-то, а кому-то не нравится, заключает он.

 

Теории, оправдывающие канон
Эскизы Льва Толстого , Илья Репин, 1891, Частная коллекция

 

Теории искусства, основанные на красоте или вкусе, неизбежно включают только тот вид искусства, который нравится определенным людям:

«Сначала признать определенный набор произведений искусством (потому что они нам нравятся), а затем составить такую ​​теорию искусства, чтобы в нее вписывались все те произведения, которые нравятся определенному кругу лиц».

 

Эти теории призваны оправдать существующий художественный канон, охватывающий все, от греческого искусства до Шекспира и Бетховена. На самом деле канон — это не что иное, как произведения искусства, ценимые высшими классами. Для оправдания новых постановок, которые нравятся элитам, постоянно создаются новые теории, расширяющие и подтверждающие канон:

«Какие бы безумия ни появлялись в искусстве, как только они находят признание в высших классах нашего общества, быстро изобретается теория, объясняющая и санкционирующая их; точно не было в истории периодов, когда известные особые круги людей признавали и одобряли ложное, уродливое и бесчувственное искусство, впоследствии не оставившее следа и совершенно забытое».

 

Истинное определение искусства, по Толстому, должно основываться на нравственных принципах. Прежде всего, мы должны задаться вопросом, морально ли произведение искусства. Если это морально, то это хорошее искусство. Если это не морально, то это плохо. Это обоснование приводит Толстого к очень странной идее. В какой-то момент в своем эссе он заявляет, что шекспировские «Ромео и Джульетта», Гёте Вильгельм Мейстер, и его собственные «Война и мир» являются аморальными и, следовательно, плохим искусством. Но что именно имеет в виду Толстой, когда говорит, что что-то есть хорошее или плохое искусство? И какова природа морали, которую он использует для своих художественных суждений?

 

Что такое искусство?
Толстой в крестьянской одежде, Илья Репин, 1901, ГРМ

 

Искусство — это средство передачи чувств так же, как слова передают мысли. В искусстве кто-то передает чувство и «заражает» других тем, что он чувствует. Толстой заключает свое определение искусства в следующих отрывках:

«Вызывать в себе чувство, которое однажды испытал, а вызвав его в себе, затем посредством движений, линий, цветов, звуков или форм, выраженных словами, так передать это чувство, которое могут испытывать другие то же чувство – это деятельность искусства.

Искусство есть человеческая деятельность, состоящая в том, что один человек сознательно посредством известных внешних знаков передает другим пережитые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и также испытывают их».

 

В сущности, искусство есть средство соединения людей, объединенных общим чувством. Это облегчает доступ к психологии других, способствует сочувствию и пониманию, разрушая стены Субъекта. Эта функция искусства не только полезна, но и необходима для прогресса и благополучия человечества.

 

Бесчисленные чувства, переживаемые людьми как в прошлом, так и в настоящем, доступны нам только через искусство. Потеря такой уникальной способности была бы катастрофой. «Люди были бы как звери», — говорит Толстой и даже доходит до того, что утверждает, что без искусства человечество не могло бы существовать. Это смелое заявление, напоминающее афоризм Ницше о том, что человеческое существование оправдано только как эстетическое явление.

 

Искусство в расширенном и ограниченном смысле слова
Лев Толстой в зале с арками, Илья Репин, 1891, Государственный Русский музей

 

Определение Толстого распространяется почти на все аспекты человеческой деятельности, далеко за пределы изобразительного искусства. Даже рассказ мальчика о том, как он встретил волка, может быть искусством. Это, однако, только в том случае, если мальчику удастся заставить слушателей почувствовать страх и муку встречи. Согласно этой точке зрения, произведения искусства повсюду. Колыбельная песня, шутка, мимика, украшение дома, одежда и утварь, даже триумфальное шествие — все это произведения искусства.

 

Это, на мой взгляд, самое сильное место теории Толстого. А именно, что он считает искусством почти всю человеческую деятельность. Однако есть различие между этим расширенным искусством и искусством в ограниченном смысле этого слова. Последнее соответствует изобразительному искусству и является той областью, которую Толстой исследует далее в своем очерке. Слабое место теории в том, что она никогда не исследует акт творчества и искусства, которые не разделяются с другими.

 

Настоящие и поддельные произведения искусства
Лев Толстой отдыхает в лесу, Илья Репин, 1891, ГТГ

 

Различие между настоящим и поддельным, хорошим и плохим искусством — вклад Толстого в область искусствоведения. Несмотря на множество недостатков, эта система предлагает интересную альтернативу оценке и оценке искусства.

 

Толстой называет настоящим искусством (т. е. подлинным, верным себе) то искусство, которое проистекает из честной, внутренней потребности в выражении. Продукт этого внутреннего побуждения становится настоящим произведением искусства, если он удачно вызывает чувства у других людей. В этом процессе получатель художественного впечатления настолько сливается с опытом художника, что чувствует произведение как свое собственное. Поэтому настоящее искусство убирает барьер между Субъектом и Объектом, между получателем и отправителем художественного впечатления. Кроме того, он снимает барьер между получателями, переживающими единство через общее чувство.

 

«В ​​этом освобождении нашей личности от ее обособленности и обособленности, в этом соединении ее с другими и заключается главная особенность и великая притягательная сила искусства».

Кроме того, произведение, не вызывающее чувств и духовного единения с другими, является поддельным искусством. Каким бы поэтичным, реалистичным, эффектным или интересным он ни был, он должен соответствовать этим условиям, чтобы добиться успеха. В противном случае это просто подделка, выдающая себя за настоящее искусство.

 

Эмоциональная заразительность
Лев Толстой в розовом кресле, Илья Репин, 1909 год, Государственный музей Льва Толстого

 

Эмоциональная заразительность – необходимое качество художественного произведения. Степень заразности не всегда одинакова, а варьируется в зависимости от трех условий:

  1. Индивидуальность передаваемого чувства: чем специфичнее для человека чувство, тем удачнее художественное произведение.
  2. Ясность передаваемого чувства: ясность выражения способствует передаче чувств и увеличивает удовольствие, получаемое от искусства.
  3. Искренность художника: сила, с которой художник чувствует эмоции, которые он/она передает через свое искусство.

 

Из всех трех наиболее важна искренность. Без него не могут существовать два других условия. Стоит отметить, что Толстой находит искренность почти всегда присутствующей в «крестьянском искусстве», но почти всегда отсутствующей в «высочайшем искусстве». Если произведению не хватает хотя бы одного из трех качеств, это подделка. Напротив, он реален, если обладает всеми тремя. В таком случае остается только судить, хорошо это настоящее произведение или плохо, более или менее удачно. Успех произведения искусства основывается прежде всего на степени его заразительности. Чем заразительнее произведение искусства, тем лучше.

 

Религиозное восприятие искусства
«Погребение Христа». Греко, Эль Греко, 1570-1576 гг., Национальная галерея – Музей Александроса Сутсоса

 

Толстой считает искусство средством движения к совершенству. Со временем искусство развивается, делая доступным опыт человечества ради человечества. Это процесс нравственной реализации, в результате которого общество становится добрее и сострадательнее. Подлинно хорошее произведение искусства должно сделать доступными те добрые чувства, которые приближают человечество к его нравственному завершению. В этих рамках хорошее произведение искусства также должно быть нравственным.

 

Но как мы можем судить о том, какие чувства нравственно хороши? Ответ Толстого заключается в том, что он называет «религиозным восприятием века». Это определяется как понимание смысла жизни группой людей. Это понимание является моральным компасом общества и всегда указывает на определенные ценности. Для Толстого религиозное восприятие его времени находится в христианстве. В результате все хорошее искусство должно нести основополагающее послание этой религии, понимаемой как братство между всеми людьми. Этот союз человека, направленный на его коллективное благополучие, утверждает Толстой, должен почитаться как высшая ценность из всех.

 

Хотя это относится к религии, религиозное восприятие не то же самое, что и религиозный культ. На самом деле определение религиозного восприятия настолько широкое, что описывает идеологию в целом. К такому толкованию приводит мнение Толстого о том, что даже если общество не признает никакой религии, оно всегда имеет религиозную мораль. Это можно сравнить с направлением текущей реки:

Если река вообще течет, у нее должно быть направление. Если общество живет, должно существовать религиозное восприятие, указывающее направление, в котором более или менее сознательно тяготеют все его члены.

 

Заключение
«Что есть истина» Христос и Пилат, Николай Ге, 1890, ГТГ

 

Можно с уверенностью сказать, что более чем через столетие после смерти Толстого «Что такое искусство?» сохраняет свою привлекательность.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *