Храм киево – Храм в честь преподобных отцов Киево-Печерских « Русская Православная Церковь + Новосибирская Митрополия

Храм Всех Преподобных Отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках

5 янв. 2020 5 января 2020 года. В храме Всех Преподобных Отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках по заамвонной молитве была освящена икона Пресвятой Богородицы «В родах помощница».

4 янв. 2020 4 января 2020 года. Состоялся выезд географического кружка храма Всех Преподобных Отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках на территорию архитектурно-природного комплекса Урочища Введенское-Борисовка, расположенного в Троицком округе г. Москвы.

1 янв. 2020 1 января 2020 года. На территории храма Всех Преподобных Отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках состоялся традиционный праздник «День богатыря», посвященный памяти прп. Ильи Муромца.

31 дек. 2019 15 октября 2019 года. Выступление настоятеля храма иерея Алексея Петухова в Совете депутатов муниципального округа «Академический» по вопросу прирезки дополнительного земельного участка в целях строительства каменного храма и Духовно-просветительского центра.

29 дек. 2019 29 декабря 2019 года. В храме Всех Преподобных Отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках по заамвонной молитве была освящена икона святого пророка Даниила.

27 дек. 2019 27 декабря 2019 года. В храме Всех Преподобных Отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках состоялась обзорная экскурсия по храму для учащихся пятого кадетского класса ГБОУ №1534.

27 дек. 2019 27 декабря 2019 года. Помощник настоятеля храма Всех Преподобных Отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках по миссионерскому служению Маткина Алена приняла участие в итоговом собрании для миссионеров храмов Юго-Западного викариатства.

26 дек. 2019 26 декабря 2019 года. Клирик храма Всех Преподобных Отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках иерей Антоний Фукс и алтарник Шатский Александр посетили Отделение социальной реабилитации детей ТЦСО (филиал «Академический»).

24 дек. 2019 24 декабря 2019 года. В Доме причта храма Всех Преподобных Отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках состоялось последнее в этом году молодежное чаепитие.

22 дек. 2019 22 декабря 2019 года. В храме Всех Преподобных Отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках по заамвонной молитве была освящена икона святого Иоасафа, епископа Белгородского.

Троицкая надвратная церковь (Киево-Печерская лавра) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Троицкая надвратная церковь — православный храм, оформляющий главный вход в Киево-Печерскую лавру. Возведён в начале XII века, после чего неоднократно реконструировался.

Построена церковь была в 1106—1108 годах как часть фортификаций Лавры, над главным входом в подземный монастырь. Церковь была основана внуком князя черниговского и великого князя киевского Святослава Ярославича, который отказался от своего княжеского статуса и стал монахом Печерского монастыря 17 ноября 1106 года под именем Николай Святоша.[1] Николай 36 лет был монахом, и основал в Лавре больницу.

После значительного разрушения Успенского собора во время монгольского нашествия в 1240 году, Троицкая надвратная церковь стала главной церковью монастыря

[1]. В 1699 году в Троицкую церковь перенесён древний образ Казанской Божией Матери который находился на Золотых воротах.

В 1957—1958 годах в церкви проводились реставрационные работы, включая работы по восстановлению утерянных элементов декора, позолоту свода и ретуширование внешних картин.[1]

План Троицкой надвратной церкви Масляные картины на внешних стенах, ведущих к Святым вратам, расположенным ниже церкви Фрагмент росписи внешних стен, ведущих к Святым вратам.

Церковь расположена над Святыми вратами, которые являются главным входом в монастырь[2]. Возле входа находятся комнаты для караульных[1]. Церковь вклинивается между стенами монастыря, помогая защищать ворота[1]. Наружные поверхности стен монастыря, ведущих к воротам, покрыты фресками. Они были полностью обновлены в 1900—1901 годах Д. Сониным и другими

[1].

Троицкая надвратная церковь разделена на три нефа, каждый из которых содержит сферические апсиды. Внешняя каменная лестница ведёт в церковь[3][4].

Троицкая надвратная церковь является типичной каменной церковью времён Киевской Руси[2]. Домонгольскую кладку можно лицезреть на южном фасаде здания. В 17-18 столетиях мастер Стефанович произвёл реконструкцию, и церковь была обновлена в стилистике украинского барокко[2][4]. Именно во время этой реконструкции на церкви появились грушевидные купола, тогда же было обновлено её художественное убранство.

Сильнейшим акцентом внутреннего убранства Троицкой надвратной церкви является деревянный позолоченный иконостас, выполненный в 1734 г. лаврскими сницарями Иваном Опанасовым и Яковом Оветко в стиле украинского барокко. Он изготовлен из липы в технике «сквозной резьбы» и расписан мастерами малярни Никольского больничного монастыря. Интерьер церкви дополняет паникадило на 16 свечей, отлитое в 1724 г. Его вес составляет 664 кг.

Стенопись Троицкой надвратной церкви — ценнейший памятник украинского монументального искусства 20-30-х гг. ХVІІІ в. Она выделяется безупречным рисунком, сочностью и выразительностью красок, высоким композиционным мастерством, включает в себя более 100 композиций и представляет собой своеобразный богословский трактат в цветах, в котором православное догматическое учение о церкви изложено художественным языком эпохи барокко, с присущими ему поэтическими и эстетичными приемами. Иконографическая программа росписей с её тщательно разработанной богословской концепцией была создана совместно лаврскими малярами, иконописцами и богословами.

На западной стене центрального нефа находится композиция «Первый Вселенский (Никейский) собор», посвященную новому этапу в развития христианства — церковному съезду в Никее в 325 году. Вдоль этой стены — ряд деревянных скамей, изготовленных в 30-е гг. ХVІІІ в., спинки которых украшены живописными пейзажами. Эти стасии (или скамьи) предназначались для престарелых и больных монахов Никольского больничного монастыря.

Пол церкви устлан фигурными чугунными плитами, отлитыми на брянских заводах Демидовых в 1732 году.

Успенский собор Киево-Печерской лавры — Википедия

Собор Успения Пресвятой Богородицы (в обиходе «Великая церковь») — главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Киевской Руси, усыпальница киевских князей.

Заложен в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на средства князя Святослава Ярославовича. Его возведение было овеяно легендами. Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами, пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы: «Меру же Я послала — пояс Сына Моего». Активнейшим участником строительства в патерике назван племянник Якуна Слепого, знатный варяг Шимон Африканович, от которого позднее выводили своё происхождение многие русские роды — Вельяминовы, Воронцовы, Аксаковы.

Д. С. Лихачёв связывал с возведением Успенского храма начало распространения на Руси почитания Богородицы:

Образ Успенского храма дважды является в воздухе. Один раз над полем битвы, другой — в бурю; оба раза он служит спасению — по воздуху переносится Шимон, и ветром прибивает к берегу корабль Шимона. «Свыше» даются, кроме зрительного образа, и пропорции, и точные размеры храма. Как и во влахернском чуде, «забота» Богоматери ведет к обращению язычников в православие[1].

П. А. Раппопорт отмечал, что образ Печерской церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: «Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неукоснительно сохранялся»

[2].

Изображение храма в книге «Беседы Святого Ивана Златоуста» 1623 года

Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 его разграбили монголы хана Батыя. Собор был отремонтирован в 1470 году, однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев. Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей православной литовско-русской шляхты. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году. Восстановлен в 1729 году, расширен и украшен в стиле украинского барокко.

Разрушение[править | править код]

Руины Успенского собора после взрыва в 1941 году

Во время Великой Отечественной войны собор был разрушен взрывом 3 ноября 1941 года. Согласно материалам советской Чрезвычайной государственной комиссии, фигурировавшим на Нюрнбергском процессе, взрыв совершили немецкие оккупационные войска[3]. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма[4], среди них литой серебряный престол из алтаря, серебряные царские врата,

серебряные ризы, снятые с икон, серебряные гробницы, Евангелия в драгоценных окладах, собрание тканей и парчи, а также около 2 тысяч драгоценных предметов. В те же дни теряется след древней иконы Печерской Богоматери, давшей название всей Киево-Печерской лавре. Согласно данной версии, подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления[5].

Высказывались версии, что храм взорвали то ли отступавшие советские части[6], то ли проникшие в город советские партизаны[5]

.

Указанные версии опровергаются не только фактами массового вывоза ценностей и массового выселения жителей из района Лавры оккупационными войсками непосредственно перед взрывом, но и тем, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику[4][7]. В середине 1990-х годов её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Eichwede), директора Forschungеsstellе Osteuroра Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. В пользу немецкой подрывной акции говорят не только технические ограничения советских радиомин[7], но и секретный приказ Гитлера командованию полиции и СС от 9 октября:

Никакие священники, монахи или другие местные люди, которые обычно работают там, не имеют права входить в монастырь, который содержится в цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не должен быть местом труда или религиозной деятельности. Должен быть передан полиции и СС, а затем уничтожен или оставлен на их усмотрение

[7].

Известно также про высказывания высокопоставленных нацистских чинов о том, что отсутствие данной святыни ослабит национальное сознание украинцев, а также о необходимости воспрепятствования тому, «…чтобы древние места религиозного культа становились местами паломничества и, следовательно, центрами движения за автономию»[7]. Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма[7]:

Одну из самых знаменитых церквей Киева я застал в руинах. Взлетел в воздух размещавшийся в ней советский склад боеприпасов — так, во всяком случае мне объяснили. Позднее я узнал от Геббельса, что эта церковь была взорвана по приказу рейхскомиссара на Украине Эриха Коха, чтобы уничтожить этот символ украинской национальной гордости. Геббельс рассказал мне об этом с неодобрением: он был в ужасе от жёсткого курса, практикуемого в России. Во время моих первых поездок Украина, на самом деле, была еще настолько мирной, что я мог проезжать большие леса без специального сопровождения, тогда как полугодом позднее из-за совершенно неправильной политики ост-комиссаров весь регион кишел партизанами[8].

Восстановление[править | править код]

Восточный фасад (с апсидами) воссозданного Успенского собора Интерьер Успенского собора в процессе создания новых росписей

После окончания войны, в 1947 году началась работы по изучению руин и их аккуратной разборке — до Великой Отечественной войны храм так и не был как следует изучен и обмерен, поэтому даже груды развалин, оставшиеся после подрыва собора в 1941 году, представляли огромный научный интерес. Работы сопровождались археологическими раскопками и продолжались вплоть до 1970 года. В 1971 году уцелевшая после взрыва часть собора (придел св. Иоанна Богослова) и выявленные раскопками фундаменты храма были законсервированы и обустроены для экскурсионного показа[9].

В начале 1980-х годов встал вопрос реконструкции храма. Ввиду полного отсутствия качественных обмерных данных довоенного периода, габариты Успенского собора и характер прорисовки отдельных деталей были определены фотограмметрическим методом. Данная работа была проведена в лаборатории Геодезии и Картографии Географического факультета Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко при участии кандидата географических наук С. Б. Хведчени[uk]. В результате обработки фотоснимков были получены высокоточные ортогональные проекции планов и фасадов Успенского собора[9]. Данный материал лег в основу проекта восстановления собора, разработанного коллективом одной из мастерских киевского научно-исследовательского института «Укрпроектреставрация» в 1984 году (руководитель — архитектор О. Граужис, инженер А. Антонюк и др.).

Изначально предполагалось восстановить Успенский собор к празднованию 1000-летия Крещения Руси[9]. Однако, начавшиеся было строительные работы вскоре были приостановлены виду широких протестов представителей научной и творческой общественности. По воспоминаниям очевидцев тех событий, причиной всех недоразумений была недостаточная информированность людей относительно содержания проекта и его технических характеристик[9]. В итоге, время было упущено и к 1988 году удалось лишь вновь утвердить первоначальный проект. Ввиду кризисных явлений в экономике позднего СССР, строительные работы так и не возобновились, и в 1990 г. был убран забор, окружавший стройплощадку[9].

Вновь приступить к воссозданию Успенского собора удалось только через несколько лет — после обнародования указа Президента Украины Леонида Кучмы от 9 декабря 1995 года о восстановлении Успенского и Михайловского Златоверхого соборов. На этот раз закончить храм было решено к другому юбилею — празднованию 950-летия основания Киево-Печерской лавры, которое должно было отмечаться в 2001 году. В 1998 году начались строительные работы (по проекту архитектора О. Граужиса), которые продолжались два года. Торжественное освящение восстановленного Успенского собора состоялось 24 августа 2000 года под руководством предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Владимира. В это время была завершена лишь внешняя отделка храма, работы по росписи интерьеров началась только в 2013 году и продолжаются до сих пор.

Великая лаврская церковь была одним из самых крупных по размерам памятников древнерусской архитектуры. Это был шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами, которые с востока завершались апсидами. Столпы имели в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое — больше, чем в Софийском соборе. Пропорции ширины к длине храма (2:3) стали каноническими для других храмов древней Руси. Фасады были украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во внешнем декоре — орнаменты из кирпича (меандровые фризы). В древности к северу храма примыкала квадратная в плане крестильня.

Внутренняя центральная часть была украшена мозаиками (в том числе — Оранта), на остальных стенах была фресочная роспись. По Киево-Печерскому патерику, одним из авторов мозаик мог быть монах Алипий Печерский. После многочисленных перестроек эти творения искусства не сохранились.

В 1998 году под собором были найдены остатки трипольской землянки[10].

  1. ↑ Д. С. Лихачев. «Градозащитная семантика успенских храмов на Руси»
  2. ↑ П. А. Раппопорт. «Зодчество Древней Руси»
  3. ↑ Разрушение и разграбление культурных и исторических ценностей и культурно-просветительных учреждений на Украине и в Белоруссии. Из сообщения чрезвычайной государственной комиссии о разрушениях и зверствах, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в городе Киеве (Документ СССР-9) // Материалы Нюрнбергского процесса
  4. 1 2 http://www.voskres.ru/army/church/slepinin.htm Архивная копия от 17 июня 2010 на Wayback Machine Киев сакральный: Успенский собор и его разрушение.
  5. 1 2 Фокус.ua: Крещатик в огне, 24.09.2008
  6. ↑ Andrew Evans, Marc Di Duca. Ukraine
  7. 1 2 3 4 5 Газета «2000»: Кто взорвал Успенский собор, статья Евгения Павловича Кабанца, ведущего научного сотрудника отдела истории Лавры Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
  8. Speer, Albert. Erinnerungen. — Ungekürzte Ausg., 1. Aufl. — Berlin: Ullstein, 2005. — 610 Seiten с. — ISBN 3548367321, 9783548367323.
  9. 1 2 3 4 5 Хведченя С. Б. Жизнь и смерть Успенского собора. — Журнал «Вокруг Света». Март 1999
  10. ↑ Г. Ю. Івакін, С. І. Климовський. Проблеми охорони археологічних пам’яток Києва. АРОІКС. — К.: КНЛУ, 1999. — Вип. 3.

Всехсвятская церковь Киево-Печерской лавры — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 ноября 2015; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 ноября 2015; проверки требуют 3 правки.

Церковь Всех Святых — памятник архитектуры XVII века, расположенный в Киеве на территории Киево-Печерской лавры. Построена в стиле украинского барокко в 1696—1698 годах.

Церковь Всех Святых возводилась в одно время с Экономичными вратами по проекту архитектора Дмитрия Аксамитова. Экономичные врата входят в систему лаврских фортификаций.

Церковь построена по типу крестово-купольной деревянной церкви. Это — двухъярусное сооружение. Вход в церковь — с юга, с Экономичной улицы Верхней Лавры, под небольшой аркадой, которую украшает фронтон. К самой церкви от входа на второй этаж ведёт галерея с массивными дубовыми ступенями.

Все пять куполов церкви открыты внутрь помещения и имеют окна. Интерьер церкви имеет два мраморных мозаичных киота на южной и северной стенах.

Всехсвятская церковь Киево-Печерской лавры. Интерьер. Вид на иконостас.

Первичная настенная роспись не дошла до нашего времени. То, что можно увидеть сегодня — это работа учеников Лаврской иконописной мастерской, выполненная в 1905 году под руководством художника Ивана Ижакевича. Стенопись периода модерна органично вплетена в барокковую архитектуру сооружения и образует целостный ансамбль.

Липовый резной иконостас, вероятно, изготовлен одновременно со строительством церкви, хотя не вся живопись иконостаса дошла до нашего времени.

  • Килессо С. К. Киево-Печерская Лавра. — К., Техника, — 2003. — 200 стр.: илл.

Церковь Святого Николая (Киево-Печерская лавра) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 марта 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 марта 2019; проверки требуют 3 правки.

Церковь Святого Николая, Никольская или Николаевская церковь — памятник архитектуры конца XVII — начала XVIII столетий, находится на территории Киево-Печерской лавры. Церковь относится по стилю к казацкому барокко. Голубой купол покрыт золотыми звёздами и увенчан крестом с золотым голубем на нём. Освящена во имя святого Николая Мирликийского.

Сейчас в здании церкви находится лекторий Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Адрес: Киев, Лаврская улица, 15, корпус 25

По одной из версий, основание церкви связано с именем черниговского князя Святослава Давидовича, который принял постриг в Киево-Печерском монастыре под именем Николая Святоши и на средства которого в 1106—1108 годах построена Троицкая Надвратная церковь. Николай Святоша основал больницу для монахов, которая со временем вошла в состав Никольского монастыря. Возможно, именно в этот период была построена деревянная Николаевская церковь, но данных о времени её сооружения, как и других деревянных зданий, не сохранилось.

Первым упоминанием о церкви считают приписку Касиана в рукописи Киево-Печерского патерика 1462 года, но она может иметь и другое толкование.

По другой версии, деревянная церковь была основана в начале XVII столетия.

Каменная церковь сооружена примерно в 1700 году по обычной схеме трапезных, принятой в то время в Киеве, — к трапезной палате с востока прилегает гранёный алтарь, завершённый куполом, а с запада передняя. После пожара 1718 года с запада добавлена больничная палата, а с севера — гранёный тамбур при входе в пономарню.

В 1768 году была построена колокольня Никольского трапезного храма. Только с востока и юга церковь сохранила свой первоначальный вид. В 1861 году над первым этажом был надстроен второй этаж, где разместилась больничная церковь «Утоли моя печали». Считается, что это сильно испортило вид сооружения на то время.

Во время Великой Отечественной войны Николаевская церковь сильно пострадала от пожара.

В 1956—1958 годах её отреставрировала архитектор Евгения Пламеницкая в формах XVIII столетия, поздние надстройки были разобраны. На фасаде Николаевской церкви в 1982 году была установлена бронзовая доска с барельефным портретом Агапита Печерского, инока Киево-Печерской лавры, врача безмездного, святого Русской православной церкви.

Церковь всех преподобных отцов Киево-Печерских — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Православная церковь
Церковь во имя всех преподобных отцов Киево-Печерских

Комплекс храмов на территории Ближних пещер
Страна Києво-Печерська лавра.Комплекс Києво-Печерської лаври.Національний заповідник Києво-Печерська Лавра,Київ 04.JPG Украина
Адрес Киев, улица Лаврская, 15
Конфессия Православие
Епархия Киевская епархия (Украинская православная церковь)
Тип здания домовая церковь
Автор проекта О. Р. Ветринский
Архитектор И. Г. Дзичканц
Первое упоминание 1872 год
Дата основания 1872 год
Строительство 1872—1872 годы
1872 год — первое освящение храма, 21.11.2002 — второе освящение храма
Состояние Действующий храм

Храм всех преподобных отцов Пече́рских — наземный домовой храм Киево-Печерской лавры, расположенный на территории Ближних пещер. В обиходе именуется «тёплым храмом»[1][2].

Здание, в котором была обустроена церковь построено в 1839 году. Изначально оно предназначалось для монашеских келий. «Тёплая церковь» была обустроена в 1872 году, на втором этаже здания. В этом же году её освятили в честь всех Преподобных Отцов Печерских[3]. В советский период, когда усилилась волна гонений на Церковь, храм был переоборудован под выставочный зал, в котором проходили экскурсии по истории лаврских пещер. В 2002 году церковь реконструировали. Ровенские иконописцы под руководством Олега Боровика расписали церковь. Торжественное освящение храма состоялось 21 ноября 2002 года[~ 1][4].

В храме хранится множество ценных священных реликвий[3]:

  • Список иконы Божьей Матери Свенской (Печерской), выполненный в мастерских Киево-Печерской лавры в ХІХ ст. (в алтаре храма)
  • Икона Великомученицы Варвары с частицей её мощей, написанная во второй половине ХІХ века
  • Ларец с частицей мощей Серафима Саровского
  • Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей;
  • Иконы Вседержителя и Божьей Матери Черниговской (Гефсиманской), что принадлежали митрополиту Владимиру (Богоявленскому);
  • Ковчег — мощевик, изготовленный во второй половине ХІХ века, с частью Древа Животворящего Креста Господнего, частью гроба св. апостола Андрея Первозванного и 40 частицами мощей святых угодников
  • Икона Феодосия Черниговского с частицей его мощей, написанная в середине ХІХ века.
Комментарии
  1. ↑ В рамках программы «200 храмов Москвы» фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы» 23 сентября 2014 года был освящён временный деревянный храм строящегося храмового комплекса Всех Преподобных Отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках, для которого в Киево-Печерской Лавре написана Свенская-Печерская икона Божией Матери

Трапезная церковь Киево-Печерской лавры — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 августа 2015; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 августа 2015; проверки требуют 7 правок. Трапезная церковь

Трапезная церковь — одна из поздних церквей Киево-Печерской лавры. Возведена в 1893—1895 годах в русско-византийском стиле по проекту академика архитектуры Владимира Николаева на месте трапезной 1684—1694 годов, которую разобрали «за ветхостью».

Трапезная церковь и трапезная палата представляют единую постройку. Трапезная церковь освящена в честь Антония и Феодосия Печерских — основателей Киево-Печерского монастыря.

В основу проекта архитектор Владимир Николаев положил Софию Константинопольскую. Трапезная церковь уникальна своим огромным куполом. Его диаметр — 20 м. Он является самым большим куполом на Украине, не имеющим внутренней опоры.

Внутреннее убранство Трапезной разработано Алексеем Щусевым. Орнаментальная живопись храма и палаты выполнена в модном в то время стиле модерн. Это уникальный образец украинского модерна в культовом искусстве.

Над украшением храма работали живописцы Иван Ижакевич, Григорий Попов, Лаков и др. На стенах трапезной палаты изображены 14 печерских святых, чьи мощи почивают в Ближних пещерах. Среди изображённых: Никон Великий — первый летописец Киевской Руси, Нестор-летописец — первый древнерусский историк, Варлаам — первый игумен и один из первых иноков Печерского монастыря, Марко Пещерник — один из самых почитаемых чудотворцев Печерской обители, Никола Святоша — луцкий князь Святослав Давыдович из династии Рюриковичей. На его средства построена Троицкая надвратная церковь над главным входом в монастырь (она является древнейшей из всех уцелевших построек Печерской лавры, возведена в 1108 году). Это был первый случай в истории Киевской Руси, когда князь из правящей династии принял монашеский постриг. Преподобный Прохор-чудотворец, в начале XII века спасавший киевлян от страшного голода сделанными им хлебами из сорной травы лебеды. Киевляне по сей день благодарны ему за сотворённое чудо и почитают Прохора святым.

Живопись трапезной палаты сильно пострадала в годы Второй мировой войны. Живопись на потолке палаты погибла полностью, поскольку была разобрана крыша второго этажа. Под воздействием дождей и талого снега штукатурка потолка отсырела и осыпалась вместе с живописью. Живопись потолка восстановлена в 2014 году по сохранившимся проектам Щусева.

Мраморный иконостас выполнен в псевдорусском стиле по проекту Щусева. Белый каррарский, розовый и серый мрамор привезён из Италии, зелёный — из Британии. Замечательная ажурная каменная резьба выполнена киевским каменных дел мастером Дрекслером. Это один из самых замечательных каменных иконостасов Киева и Украины.

В церкви сохранился уникальный майоликовый пояс, а в палате — два больших мозаичных киота — замечательный образец мозаик начала ХХ века.

После войны в церкви был установлен маятник Фуко, подвешенный к куполу. Его демонтировали в 1970-х годах.

Благодаря замечательной акустике Трапезная церковь использовалась как концертный зал Киевской государственной филармонии для проведения камерных и хоровых концертов.

Во время последних реставрационных работ 2014 года в церкви и палате заменены окна и двери, положен новый пол, от грязи и копоти промыта настенная живопись, почищен иконостас, устроена внутренняя подсветка купола.

В Трапезной церкви ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. В дни больших православных праздников отсюда ведут репортаж, а во время Рождественского и Пасхального богослужений совершается теле- и радиотрансляция.

За трапезной есть видовая площадка, с которой открывается панорама на комплекс построек Ближних и Дальних пещер лавры, Днепра и левого берега города Киева.

У стены трапезной церкви находятся могилы казацких полковников Андрея Краснощекова, Федора Флорова, а также Василия Кочубея и Ивана Искры, казнённых гетманом Иваном Мазепой в 1708 году за их доносительство Петру Первому на гетмана. Над могилой Петра Столыпина, убитого в 1911 году в Киеве и отпетого в Трапезной церкви, установлен большой каменный крест из чёрного лабрадорита.