Собор Святой Софии в Константинополе: описание храма, краткая история
Это грандиозное архитектурное сооружение на берегу Босфора каждый год привлекает множество туристов и паломников из многих стран и с разных континентов. Движет ими осознание того факта, что простое описание Храма Святой Софии в Константинополе из школьного учебника истории не даёт полного представления об этом выдающемся памятнике культуры античного мира. Его необходимо увидеть своими глазами хотя бы один раз в жизни.
Даже самое подробное описание Храма Святой Софии в Константинополе не обеспечит всей полноты представления об этом архитектурном феномене. Без последовательного рассмотрения той череды исторических эпох, сквозь которую ему довелось пройти, вряд ли получится осознать всю важность этого места. Прежде чем он предстал перед нашим взором в том состоянии, в каком его могут видеть современные туристы, утекло много воды.
Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. Даже несмотря на то что фактическими авторами собора были другие люди, жившие гораздо позже, в эпоху правления императора Юстиниана. Из исторических источников нам известно два имени этих крупнейших архитекторов своей эпохи. Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. Именно им принадлежит авторство как инженерно-строительной, так и художественной части единого архитектурного проекта.
Как строился храм
Описание Храма Святой Софии в Константинополе, изучение его архитектурных особенностей и этапов строительства неизбежным образом приводит к мысли о том, что изначальный план его возведения существенно менялся под воздействием различных политических и экономических обстоятельств. Подобного масштаба сооружений в Римской империи до этого не было.
Исторические источники утверждают, что дата основания собора — 324 год от рождества Христова. Но то, что мы видим сегодня, начало возводиться примерно через два столетия после этой даты. От сооружений четвёртого века, основателем которых был Константин I Великий, в настоящее время сохранились лишь фундаменты и отдельные архитектурные фрагменты. То, что стояло на месте современного Собора Святой Софии, носило название Базилики Константина и Базилики Феодосия. Перед правившим в середине шестого века императором Юстинианом стояла задача воздвигнуть нечто новое и доселе невиданное. По-настоящему поражает воображение тот факт, что грандиозное сооружение собора продолжалось всего лишь пять лет, с 532 по 537 годы. На строительстве одновременно трудилось более десяти тысяч рабочих, мобилизованных со всех концов империи. На берег Босфора для этого доставлялись в необходимом количестве лучшие сорта мрамора из Греции. Средств на строительство император Юстиниан не жалел, поскольку возводился не просто символ государственного величия Восточной Римской империи, но и Храм во славу Господа. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения.
Из исторических источников
Описание Храма Святой Софии в Константинополе можно найти в ранних исторических хрониках придворных византийских летописцев. Из них явствует, что на современников производили неизгладимое впечатление грандиозность и величие этого сооружения.
Многие считали, что совершенно невозможно построить такой собор без непосредственного вмешательства божественных сил. Главный купол величайшего христианского храма древнего мира был издалека виден всем морякам в Мраморном море, приближавшимся к Босфорскому проливу. Он служил своеобразным маяком, и в этом было ещё и духовно-символическое значение. Так было задумано изначально: византийские храмы должны были затмить своим величием всё то, что строилось до них.
Интерьер собора
Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. Но по своему объёму и уровню исполнения интерьеров Храм Софии в Константинополе значительно превосходит всё, что строилось до него. Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. Его волей из многих городов империи на отделку храма были доставлены готовые колонны и другие архитектурные элементы, взятые из ранее существовавших античных сооружений. Особую сложность представляло купольное завершение. Грандиозный главный купол поддерживала арочная колоннада с сорока оконными проёмами, обеспечивавшими верхнее освещение всего храмового пространства. С особой тщательностью отделывалась алтарная часть собора, на её декорирование ушло значительное количество золота, серебра и слоновой кости. По свидетельству византийских историографов и оценкам современных экспертов, император Юстиниан только на интерьер собора потратил несколько годовых бюджетов своей страны. В своих амбициях он хотел превзойти ветхозаветного царя Соломона, воздвигнувшего Храм в Иерусалиме. Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами. И есть все основания полагать, что императору Юстиниану удалось осуществить своё намерение.
Византийский стиль
Софийский собор, фото которого в настоящее время украшают рекламную продукцию множества туристических агентств, является классическим воплощением имперского византийского стиля в архитектуре. Стиль этот легко узнаваем. Своим монументальным величием он, безусловно, восходит к лучшим традициям имперского Рима и греческой античности, но перепутать эту архитектуру с чем-то другим просто невозможно.
Византийские храмы без труда можно обнаружить на значительном удалении от исторической Византии. Это направление храмового зодчества и сегодня являются преобладающей архитектурной стилистикой на всей территории, где исторически доминировала православная ветвь мирового христианства. Для этих сооружений характерны массивные купольные завершения над центральной частью здания и арочные колоннады под ними. Архитектурные особенности этого стиля вырабатывались веками и стали неотъемлемой частью русской храмовой архитектуры. Сегодня даже не все догадываются о том, что исток её находится на берегу Босфорского пролива.
Уникальные мозаики
Всемирно признанной классикой изобразительного искусства стали иконы и мозаичные фрески со стен Собора Святой Софии. В их композиционных построениях легко просматриваются римские и греческие каноны монументальной живописи.
Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ. Сама техника мозаики имеет значительно более сложную технологию по сравнению с традиционно темперной росписью по сырой штукатурке. Все элементы мозаичных фресок создавались мастерами по только им одним известным правилам, в которые не допускались непосвящённые. Это было и медленно, и очень затратно, но средств на интерьер Храма Святой Софии византийские императоры не жалели. Торопиться мастерам было некуда, ведь то, что они создавали, должно было пережить многие века. Особую сложность в создании мозаичных фресок создавала высота стен и кровельных элементов собора. Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. Византийские иконописцы были первыми в истории мирового изобразительного искусства, кому приходилось учитывать этот фактор. До них такого опыта ни у кого не было. И с поставленной задачей они справились достойно, это могут сегодня засвидетельствовать многие тысячи туристов и паломников, ежегодно посещающих Софийский собор в Стамбуле.
В длительный период османского правления византийские мозаики на стенах храма были залеплены слоем штукатурки. Но после проведённых в тридцатые годы двадцатого века реставрационных работ они предстали взору в практически первозданном виде. И сегодня посетители Храма Святой Софии могут наблюдать византийские фрески с изображениями Христа и Девы Марии вперемежку с каллиграфически выведенными цитатами сур из Корана.
К наследию исламского периода в истории собора реставраторы тоже отнеслись с уважением. Интересно отметить и тот факт, что некоторым православным святым на мозаичных фресках иконописцы придали портретное сходство с правящими монархами и другими влиятельными людьми своей эпохи. В последующие столетия такая практика станет обычной при возведении кафедральных католических соборов в крупнейших городах средневековой Европы.
Своды собора
Софийский собор, фото которого увозят с берегов Босфора туристы, свой характерный силуэт приобрёл не в последнюю очередь благодаря грандиозному купольному завершению. Сам купол имеет относительно небольшую высоту при внушительном диаметре. Такое соотношение пропорций в дальнейшем войдёт в архитектурный канон византийского стиля. Высота его от уровня фундамента — 51 метр. Превзойдён он по величине будет только в эпоху Ренессанса, при возведении знаменитого Собора святого Петра в Риме.
Особую выразительность своду Софийского собора придают две купольные полусферы, расположенные с запада и с востока от главного купола. Своими очертаниями и архитектурными элементами они повторяют его и в целом создают единую композицию свода собора. Все эти архитектурные открытия древней Византии впоследствии много раз использовались в храмовом зодчестве, при возведении кафедральных соборов в городах средневековой Европы, а потом и по всему миру. В Российской империи византийский купол Собора Святой Софии нашёл очень яркое отражение в архитектурном облике Морского Никольского собора в Кронштадте. Как и знаменитый храм на берегу Босфорского пролива, он должен был быть виден с моря всем морякам, приближающимся к столице, символизируя тем самым величие империи.
Конец Византии
Как известно, любые империи достигают своего расцвета, а потом движутся в сторону деградации и заката. Не минула эта участь и Византию. Восточная Римская империя обрушилась в середине пятнадцатого века под тяжестью собственных внутренних противоречий и под нарастающим натиском внешних врагов. Последнее христианское богослужение в Храме Святой Софии в Константинополе состоялось 29 мая 1453 года. Этот день был последним и для самой столицы Византии. Просуществовавшая почти тысячу лет империя была в этот день повержена под натиском турок-османов. Прекратил своё существование и Константинополь. Теперь это город Стамбул, на протяжении нескольких веков он был столицей Османской империи. Завоеватели города ворвались в храм в момент богослужения, жестоко расправились с находящимися там, и безжалостно разграбили сокровища собора. Но само здание турки-османы разрушать не собирались — христианскому храму суждено было стать мечетью. И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора.
Купол и минареты
В период Османской империи внешний облик Храма Святой Софии претерпел существенные изменения. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. Существовавшее в пятнадцатом веке здание храма этой цели соответствовало отнюдь не идеально. Молебны в мечети должны совершаться в направлении Мекки, в то время как православный храм ориентирован алтарём на восток. Турки-османы провели реконструкцию доставшегося им храма — пристроили грубые контрфорсы к историческому зданию для укрепления несущих стен и соорудили четыре больших минарета в соответствии с канонами ислама. Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. В юго-восточной части интерьера был сооружён михраб, таким образом, молящиеся мусульмане должны были располагаться под углом к оси здания, оставляя слева алтарную часть храма. Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами. Но именно это позволило реставрировать в девятнадцатом веке аутентичные росписи стен храма. Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. Софийский собор в Стамбуле уникален ещё и тем, что в его внешнем облике и во внутреннем содержании причудливым образом переплелось наследие двух великих культур и двух мировых религий — православного христианства и ислама.
Музей Айя-Софья
В 1935 году здание мечети Айя-София было выведено из разряда культовых. Для этого понадобился специальный декрет президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка. Этот прогрессивный шаг позволил поставить точку в притязаниях на историческое здание представителей разных религий и конфессий. Лидер Турции смог к тому же обозначить свою удалённость от разного рода клерикальных кругов.
Из государственного бюджета были профинансированы и проведены работы по реставрации исторического здания и территории вокруг него. Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. В настоящее время Софийский собор в Стамбуле является одной из важнейших культурно-исторических достопримечательностей Турции. В 1985 году храм внесён в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как один из наиболее значимых материальных объектов в истории развития человеческой цивилизации. Добраться до этой достопримечательности в городе Стамбуле очень просто — находится она в престижном районе Султанахмет и заметна издалека.
краткое описание, фото 🚩 Места отдыха
Собор Святой Софии — это одна из достопримечательностей Стамбула, которую посещают туристы со всего света. Красивейший музей хранит в себе массу тайн и трагических историй, которые увлекут любого слушателя.
Собор Святой Софии был построен в IV веке в районе 532-537 годов. Строительство проходило под покровительством византийского императора Юстиниана, который происходил из крестьян. Его главной целью было сделать величественную постройку, которая служила бы главным зданием столицы, и превосходила по красоте все известные строения. К сожалению, первоначальное строение не сохранилось до наших времен из-за кровавого бунта во время гражданского восстания. Здание было полностью сожжено.
Однако, это не помешало Юстиниану возвести еще одно строение. В это раз он твердо решил довести свою цель до конца. Он расширил место для строительства, скупив часть близлежащих земель. К работе были привлечены лучшие архитекторы того времени. Так появилась Малая Айя София.
По словам экспертов, на строительство собора ушло более чем 130 тонн золота, что на тот период времени было непомерной суммой. Собор Святой Софии строился на протяжении 6 лет, а в работу было вовлечено более десяти тысяч строителей.
Строительные материалы брались из разных уголков страны. Император лично привез из города Эфес восемь колон зеленого мрамора и 8 колонн из храма Солнца в Риме. Кроме этого, в строительстве использовались облегченные кирпичи, которые не уступали обычным в прочности, но не утяжеляли конструкцию. В отделке храма использовали слоновую кость, серебро и золото. Изначально император предполагал покрыть золотом все убранство храма от пола до потолка, но астрологи уговорили его этого не делать. По их словам, после него будут править «слабовольные» правители, которые разворуют золото и разрушат собор.
В основании здания лежит фундамент размером 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров, а его диаметр — 30 метров. Ширина стен в некоторых местах храма достигает 5 метров. Для особой прочности в стены встраивали стволы ясеня.
В 1204 году произошло событие, которое стало позорным пятном в мировой истории. Участники крестового похода захватили и опустошили христианский город, хотя должны были защищать его из соображений веры. Константинополь был полностью разграблен, а Собор Святой Софии лишился 90% христианских реликвий.
- Как ни странно, собор Святой Софии назвали не в честь мученицы Святой Софии, хотя такая существовала в мировой истории. В переводе с греческого языка «sofia» означает мудрость, поэтому дословно название собора звучит как «Мудрость Божья».
- В Соборе Святой Софии живет самый главный кот по имени Гли. Животное ведет себя в храме как настоящий хозяин, приветствуя посетителей. Говорят, что его гладил сам Барак Обама.
- Считается, что в Соборе Айя София крестилась княгиня Ольга. Она была первым правителем древнерусского государства, который принял крещение.
- В 1054 году посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. В следствии этого произошел раскол церкви на две ветви: каталическую и православную.
- По приданиям в соборе хранилась туринская плащеница, в которое было завернуто тело Иисуса Христа. Во время четвертого крестового похода реликвия была похищена. Сейчас она хранится в одном из соборов Италии.
С собором связано множество легенд и мистических суеверий. Наиболее популярные из них связаны с «плачущей колонной». Это сооружение именуется колонной Святого Григория и расположено в южной части собора. Основание колонны покрыто медными пластинами, в которых есть небольшое углубление. Считается, что если просунуть в него большой палец и прокрутить ладонь по кругу три раза, желание обязательно сбудется.
Еще одним мистическим местом является «холодное окно». Это еще одна загадка Собора Святой Софии, которая будоражит умы очевидцев. Из этого окна всегда дует холодный ветер, даже когда на улице жарко.
Кроме видимой части собора, Айя София имеет большую подземную часть, которую так и не удалось изучить. Согласно летописям, для того чтобы соорудить здание было выкопано более 70 огромных котлованов, которые на данный момент затоплены. В 1945 году американцы пытались откачать из них воду, но им это так и не удалось. У них перегорело более 30 насосов, но уровень воды в подземелье так и не изменился.
Единственное место, которое удалось изучить более подробно — 12-метровый колодец у главного входа. Исследования показали, что под полом есть огромные пустоты, что подтверждает теорию о нахождении под полом огромных цистерн с водой.
Собор Святой Софии поражает не только своими размерами, но и внутренним убранством. Заходя со стороны Императорских ворот, попадаешь сначала в первый, а затем во второй притвор. Пристройки украшены мраморными плитами и чашей для крещения младенцев. Здесь же размещен большой экран, на котором рассказывают о достопримечательностях собора. В правой части притвора стоит огромный саркофаг, а напротив него расположен колокол.
Второй притвор имеет более богатое убранство. Потолок выложен позолоченной мозаикой, а на стенах — мрамор с зеркальным узором. Здесь же располагается лестница, которая ведет на второй этаж. Через второй притвор можно попасть к фонтану для омовений. Над воротами располагается одна из самых красивейших мозаик собора, которая видна практически из любого уголка здания. На ней изображен создатель храма — Юстиниан, Богоматерь и император Констанстин. Вторая мозаика располагается прямо над Императорскими воротами. Она имеет название Иисус Панкратор. Прямо над Императорскими воротами располагается императорское ложе.
Во внутреннем дворе собора расположена крестильны, или баптистерий. Купель имеет внушительный размер и прочные ступени. Считается, что в ней крестят не только младенцев, но и людей в зрелом возрасте.
Все пространство собора украшено висящими люстрами. Вверху висят восемь огромным исламских медальонов, на которых написаны имена Аллаха, мухамеда и первых халифов Али и Абу Бакра. На стенах изображены четыре шестикрылых серафима. Размер изображения составляет 11 метров. Ранее на стенах были лики ангелов, орлицы и льва.
В центральной части собора располагается омфалион, который символизирует «пуп земли». Именно здесь происходил процесс коронации императоров. Сзади располагается специальное возвышение — трибуна муэдзина. Оно было предназначено для молитв служителя собора.
На втором этаже здания располагается императорское ложе. На стены нанесены рунические символы — письменность древних германцев. В правом крыле второго этажа расположена гробница правителя Венеции — дожа Энрико Дандоло. Останков правителя в ней нет. По иронии судьбы его гробница находится в том соборе, в разграблении которого он лично принимал участие. По легенде его останки отдали на съедение собакам.
На данный момент, в Соборе находится музей. Его погут посетить все желающие. Музей работает с 9:00 до 18:00 каждый день, кроме понедельника. Стоимость посещения составляет 40 TL, что приравнивается к 450 российским рублям.
Айя-София, Стамбул — собор Святой Софии: история, описание
Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории. Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.
История создания Айя-Софии
В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.
Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.
Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.
Мечеть двух религий
Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.
С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.
28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.
И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.
Советуем прочитать о Казанском соборе.
Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.
Архитектура и внутреннее убранство
Ни одно фото не способно передать величие и строгую красоту Айя-Софии. Но нынешнее здание отличается от первоначальной постройки: не раз перестраивался купол, а в мусульманский период к основному зданию было пристроено несколько строений и четыре минарета.
Первозданный вид храма полностью отвечал канонам византийского стиля. Внутри храм поражает размерами больше, чем снаружи. Массивная купольная система состоит из большого купола, достигающего более 55 метров в высоту, и нескольких полусферических перекрытий. Боковые нефы отделены от центрального малахитовыми и порфировыми колоннами, вывезенными из языческих храмов античных городов.
От византийского убранства до наших дней дошло несколько фресок и изумительных мозаик. В годы, когда здесь располагалась мечеть, стены были замазаны штукатуркой, и ее толстый слой сохранил эти шедевры до наших дней. Глядя на них, можно представить, каким великолепием отличалось убранство в лучшие времена. К изменениям османского периода, не считая минаретов, относятся михраб, мраморный минбар и богато декорированная ложа султана.
Интересные факты
- Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
- На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
- Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.
Полезная информация: как попасть в музей
Айя-София расположена в старейшем районе Стамбула, где находится много исторических мест – Голубая мечеть, Цистерна, Топкапы. Это самое значительное здание города, и не только коренные стамбульцы, но и любой турист расскажет, как пройти к музею. Можно доехать общественным транспортом на трамвайной линии Т1 (остановка Султанахмет).
Музей работает с 9:00 до 19:00, а в период с 25 октября по 14 апреля – до 17:00. Понедельник – выходной. В кассе всегда большая очередь, поэтому приходить нужно заранее, особенно в вечерние часы: продажу билетов прекращают за час до закрытия. Можно купить электронный билет на официальном сайте Айя-Софии. Вход стоит 40 лир.
Собор Святой Софии в Стамбуле: фото и описание
В историческом центре турецкой столицы возвышается архитектурный памятник, имеющий колоссальную значимость в истории. Собор Святой Софии в Стамбуле заставит восхищаться любого посетителя. Огромные минареты украшают здание снаружи и позволяют ему выглядеть как мечеть, но внутри видно убранство христианской церкви. Оказавшись там, вы прикоснётесь к великой истории старейших государств.
Богатейшая история собора
Изначально это была христианская церковь, а после османских завоеваний она была обращена в мечеть. В XX веке здесь был устроен музей. История Айя София в Стамбуле богата и интересна, ведь он связан с христианской и мусульманской культурами.
На месте нынешнего собора было несколько сооружений. Сначала здесь была большая церковь. Первая постройка датируется 360 годом — когда Стамбул именовался Константинополем. Храм отличался деревянной крышей, был выполнен в форме базилики. В начале V века здесь начали беспорядки, и здание сожгли. В 415 году здесь провели полную реконструкцию. Но и это здание уничтожили, уже при правлении Юстиниана.
Архитекторами стали знаменитые зодчие, обладавшие великим талантом — Анземиос и Исидорос. Юстиниан заботился о строительстве собора, архитектура была абсолютно иной, не похожей на предыдущие версии. Чтобы воздвигнуть храм, потребовалось 5 лет.
Собор Святой Софии в Стамбуле стал культовым местом. Впоследствии здесь происходили церемонии коронования византийских императоров.
В начале XIII века здание и весь город были оккупированы и разграблены крестоносцами. Состояние постройки стало неудовлетворительным. А в XV веке город был захвачен султаном Мехмедом. Происходили ужасные события, во время захвата все, кто здесь молился, были убиты. Мечеть Айя София в Стамбуле появилась именно в это время. Уникальное событие, когда христианский храм преобразуется в мусульманский. В середине XIX века здесь проводилась реконструкция, которой занимались братья Фоссати.
В 1935 году было принято решение о создании музея. Фрески и мозаики ранее были заштукатурены, и во время основания музея их очистили, выставили на показ. Но здесь выделили небольшое помещение, где могут совершать мусульманские обряды сотрудники музея.
Потрясающая архитектура и величественный фасад
Если вы не знаете, как выглядит собор Святой Софии в Стамбуле — ознакомьтесь с фотографиями и почитайте описание. Архитектурное чудо имеет длину 100 м, ширина составляет 69,5 м. Восточная Римская империя не знала храмов больше этого. Высота купола — целых 55,6 м. При строительстве использовался мрамор, также применяли камни и лёгкий кирпич. Стены очень прочные, т. к. использовался раствор из ясеневого листа.
Здание представляет собой прямоугольную базилику. Структура постройки — три нефа. Трансепт с нефом пересекаются, при этом образуется крест. Главный неф — это 4 колонны. Благодаря аркам, держащимся за счёт колонн, установлен купол. Соборная купольная система считается шедевральным архитектурным решением.
Что ждёт посетителя внутри?
Интерьер поражает: часть стен покрыта мрамором, остальные — удивительными мозаиками. При их создании использовались драгоценные металлы, стекло, разноцветные камни и терракота. Мозаики растительного и геометрического типа являются творениями VI века. Фигурные — появились в иконоборческий период.
На экскурсии по собору Святой Софии справа от входа вы увидите пол, покрытый разноцветными камнями. Именно на этом месте осуществлялось коронование императоров. Внутри собора находится большое количество колонн — 104. Во время правления османцев здесь добавились: михрабы, указывающие на Мекку, минбары (кафедры для проповедей) и другие элементы. Также здесь размещена ложа султана. Помещения украшены бронзовыми светильниками и красивыми окнами. Султан Марад привёз сюда мраморные шары, которые относятся к древним временам. Также отмечаются огромные каллиграфические панели.
Рунические надписи — удивительный элемент собора Святой Софии. Исследователи не имеют точных данных об их происхождении. Скандинавские руны найдены только в 60-х годах XX века. Учёные предполагают, что это не последняя находка. Храм таит множество загадок и не исследован полностью.
Таинственные подземелья
Нижняя часть собора находится под водой. Выяснилось, что в этих недрах скрываются драгоценности, были найдены даже человеческие останки. Но самое примечательное — исследователями обнаружен огромный подземный ход, ведущий к дворцу Топкапы. Но пока подземелье мало изучено ввиду ряда трудностей.
Интересные факты и легенды
Существует немало необычных поверий, связанных с храмом Святой Софии в Стамбуле.
Внутри собора есть «плачущая колонна», выполненная из меди. В ней есть необычное отверстие, откуда постоянно вытекает вода. Многие верят, что если приложить в углублении большой палец и загадать желание, повернув его — желаемое исполнится. Ещё одна магическая способность колонны — снимать боль. Вы должны приложиться к ней больным местом — тогда болевые ощущения стихнут или исчезнут вовсе. Колонна расположена в нижней части, справа от входа в собор.
В храме есть так называемое «холодное окно». Его особенность заключается в том, что в любую погоду (даже в жаркий день) отсюда дует прохладный ветер.
Легенда про изображение кисти руки человека — крайне любопытна, у неё есть несколько разных версий. Находится она справа от амвона. На поверхности мраморной плиты есть отпечаток кисти. Считается, что сюда приложился завоеватель Мехмед II. А по греческой версии — это отпечаток руки Девы Марии. Она коснулась стены во время литургии.
Юстиниан желал сделать покрытие стен золотом. Но местные астрологи сказали, что в один момент сюда придут властвовать скупые и бедные правители, а все ценное в храме будет захвачено. Поэтому император решил ограничиться в роскоши, тем самым позаботившись о собственной славе.
Легенда о спасшемся византийском императоре гласит о том, что во время его казни турки взяли меч, но появились ангелы и унесли Константина IX. Они доставили его в пещеру подземелья у Золотых ворот, правитель уснул, превратившись в мрамор. Считалось, что он будет спать, пока турки не вернут свой город. Все настолько этого испугались, что вход в город был замурован, а вокруг воздвигли тюрьму.
История о спасении священника связана с чудесами храма. Пока шла резня, турецкие солдаты забежали в собор, а внутри молился старик. Они не смогли его убить: стена разверзлась, и священник пропал. Теперь в правой части собора слышен шум. Если храм вернётся к христианам — старик вернётся и продолжит молиться.
В этом храме началось активное разделение христианства. Православные и католики отстаивали свои идеи. Во время крестового похода отсюда была украдена Туринская плащаница.
Подобных историй множество. Здание настолько поражало своим величием, что люди искренне верили в его мощь и божественные силы. А каждая достопримечательность — повод для рассказа об исторических событиях.
Полезная информация для посетителей
Часы работы собора Святой Софии в Стамбуле различаются в зависимости от сезона. Летний период начинается 15 апреля и заканчивается 30 октября. Двери для посетителей открываются в 9:00, музей работает до 19:00. Билет в кассе можно купить за час до окончания работы — в 18:00.
Если вы планируете посетить собор в зимний период — он работает с 9:00 до 17:00. Кассы также закроются за час — в 16:00.
Сейчас музей работает в ежедневном режиме, но в первые дни Рамадана и во время праздника жертвоприношений Курбан-байрам действующее расписание меняется. В такие дни попасть сюда можно только во второй половине рабочего дня.
Цена за вход составляет 40 турецких лир. Со временем она меняется, поэтому рекомендуем уточнять информацию — на официальном сайте или у организаторов экскурсии.
Есть категории граждан, для которых посещение будет бесплатным. Это распространяется на детей до 12 лет и младше. Исключением является Гарем: за ребёнка платить не придётся, если он младше 6 лет.
Чтобы понять, как добраться до Айя София в Стамбуле — посмотрите адресна карте, но проще всего отправиться туда в составе организованной туристической группы. Это избавит от проблем с транспортом и посещением. Вас будет сопровождать русскоговорящий гид и расскажет интересные факты о соборе.
Приезжать сюда лучше пораньше, до открытия. Иначе возле собора соберётся большая очередь, ведь этот музей — один из самых посещаемых. Вы можете приобрести музейную карту, дающую возможность бесплатного прохода без очереди в музеи Стамбула.
Мы предлагаем вам познакомиться с турецкой культурой, посетить собор, а также другие достопримечательности этой страны. Ознакомьтесь с туристическими маршрутами по Стамбулу и бронируйте экскурсии, которые вас заинтересуют.
Взгляните на фото Айя София в Стамбуле, и вы поймёте, что это место обязательно стоит посетить. Одно архитектурное сооружение рассказывает многовековую историю, неразрывно связанную с религией христиан и мусульман. Величественный памятник архитектуры стал настоящим сердцем Стамбула и надолго остаётся в памяти туристов, побывавших в Турции!
Собор Святой Софии в Константинополе
Стоит заметить, что в 537 году собор был построен заново и более основательно. Старый храм, возведенный в 324 году, был сожжен в ходе восстания «Ника» в Константинополе.
Здание возводилось в течении пяти лет. Оно строилось при басилевсе Юстиниане I в период расцвета Византии и подчеркивало статус юстиниановых завоеваний. При проектировании здания были задействованы сразу два архитектора — Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Кроме того, при строительстве собора ежедневно более 10 тысяч человек.
Купол поистине восхищал входивших в собор посетителей. При его высоте в 55,6 метра он имел диаметр 31 метр, однако, благодаря воздействию света и небольших колонн создавалось ощущение, будто он парит в воздухе, что придавало некую божественность увиденному.
Все стены были сплошь покрыты мозаиками, содержащими церковные сюжеты. Это яркий пример византийского монументального искусства. Интересным историческим фактом являются рунические надписи на стенах храма. Вероятно, их сделали воины-скандинавы, находившиеся на службе императора и решившие оставить след на христианской святыне.
При возведении здания использовались лучшие строительные материалы. Мрамор доставлялся из африки, колонны из Рима. Юстиниан настоял на использовании золота, серебра и слоновой кости – так он намеревался подчеркнуть свое величие в глазах язычников. В конечном итоге, строительство храма обошлось государству в три годовых дохода.
В 989 году землетрясение разрушило часть храма, обвалив и его купол. Реставрационные работы были вверены архитектору из Армении по имени Трдат. Он смог не только сохранить здание, но и сделать купол даже более возвышенным. Тем не менее, здание потеряло часть прежнего величия, так как его стены пришлось подпереть контрфорсами.
В 1453 году к стенам Константинополя подошли турки, целью которых был захват города и уничтожение Византии. Султан Мехмет II захватил город, а Софийский Собор был вскоре преобразован в мусульманскую мечеть. Христианский крест был заменен на исламский полумесяц.
Здание несколько раз реставрировалось. Последний раз ремонт был в 1847 году, так как создалась угроза обрушения купола. После свержения монархии в Османской империи к власти пришло правительство Ататюрка. Согласно его декрету, Собор Святой Софии был преобразован в музей, которым он остается и по сей день, называясь Айя-София.
Софийский собор в Константинополе
Интересные ответы
- Многообразие грибов в жизни человека и природе доклад сообщение
Грибы являются самыми загадочными живыми существами на нашей планете. Их в природе насчитывается огромное количество видов.
- Животные Арктики — сообщение доклад (4 класс. Окружающий мир)
Арктика – это заснеженная, холодная территория вечной мерзлоты. Ее берега омывают морозные воды Северного Ледовитого океана. Климат здесь невероятно суров – ледяные ветры и нескончаемые снегопады
- Доклад на тему Николай Гоголь сообщение
Великий сатирик XIX века, Гоголь Николай Васильевич, рожденный в 1809 г., был уроженцем украинского хутора Большие Сорочинцы. Его родители были бедными помещиками.
- Жизнь и творчество Платона
Платон является древнегреческим философом, создавшим одно из основных философских направлений античной науки. Появляется на свет будущий философ в состоятельной семье
- Кальмар — сообщение доклад (3, 7 класс, Окружающий мир, Биология)
Кальмары являются наиболее подвижными моллюсками, относящимся к классу головоногих. Они способны перемещаться с огромной скоростью, которая может достигать 200 км/час
СВ. СОФИИ ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
Собор Св. Софии Премудрости Божьей, Святая София Константинопольская, Айя-София. / Ориг.: Греч. Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya
Знаменитый памятник византийской архитектуры. Крупнейший христианский храм до постройки собора Св. Петра в Риме. С 1453 года мечеть Айя-София. С 1935 года Музей Айя-София. Находится в Стамбуле (бывш. Константинополь). В 1985 году включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Византийский период
Первая церковь св. Софии появилась при Константине Великом в 324-337 годах. Находившаяся в 360-380 годах в руках ариан, она была передана никенианам императором Феодосием I. Храм несколько раз горел и восстанавливался (404, 415 годы). При Феодосии II вновь отстроенная церковь сгорела в 532 году. Первые Софийские церкви представляли собой пятинефные базилики с богатым внутренним убранством.
После пожара 532 года император Юстиниан задумал восстановить храм в большем объеме. Руководили его возведением архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. При строительстве грандиозного собора использовали мрамор, золото и серебро, слоновую кость, драгоценные камни. Сам он представлял собой трехнефный храм с гигантской купольной системой. Высота собора в итоге составила 55,6 м, диаметр величественного купола – 31 м. В IX-X веках стены храма украсили мозаичные и фресковые композиции. За годы своего существования он обзавелся множеством надписей-граффити на стенах, среди которых есть даже надписи скандинавскими рунами (вероятно, оставлены варягами, служившими византийским императорам). Практически сразу со времени постройки Софию Константинопольскую стали называть великой.
В 989 году произошло крупное землетрясение, в результате которого пострадал собор. Его пришлось подпереть контрфорсами, а также перестроить купол.
Османский период
В 1453 году Константинополь – главный центр православия – был захвачен турками под предводительством султана Мехмеда II. Софийский собор был разграблен. Вскоре он был превращен в мечеть Айя-София. В XV-XVI веках к ней были пристроены четыре минарета. В XVI веке к Айе-Софии были добавлены контрфорсы, еще более изменившие ее первоначальный облик. Тогда же появился мраморный минбар (кафедра для имама). В XVIII веке алтарь в восточной части здания был заменен михрабом в юго-восточном углу (он указывал направление на Мекку). Многие мозаики и фрески были замазаны штукатуркой. В середине XIX века по поручению султана Абдул-Меджида I были произведены ставшие необходимыми реконструкционные работы.
Современный период
Современная история начинается для Айи-Софии в 1935 году, когда президент Турецкой республики Кемаль Ататюрк присвоил ей статус музея. Тогда же мозаики и фрески Софийского собора, очищенные от штукатурки, вновь увидели свет. В 1985 году Музей Айя-София был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2006 году в музее было выделено помещение для совершения мусульманских обрядов его сотрудниками. В 2007 году некоторыми американскими бизнесменами и политиками был создан «Совет по освобождению Святой Софии», целью которого является возвращение Софийскому собору статуса христианской церкви.
Смежные статьи Литература- Артамонов Ю.А. Три древнерусские надписи из храма св. Софии в Константинополе – Стамбуле. М., 2009.
- Евтушенко Г. Храм Святой Софии в Константинополе. СПб., 2008.
- Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. М., 2005.
- Лазарев В.Н. Мозаики собора Св. Софии в Константинополе // История византийской живописи. М., 1986.
- Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1981.
- Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.
Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле). Описание, интересные факты, история
Грандиозную архитектуру и богатейшую историю храма Святой Софии, расположенного в Турции, невозможно передать словами в полной мере. Ежегодно это легендарное, величественное сооружение привлекает в Стамбул (бывший Константинополь) тысячи туристов.
Содержание статьи:
Расположение и адрес храма Святой Софии в Константинополе
Храм Святой Софии Константинопольской находится на площади Султанахмет (железнодорожная станция Джанкуртаран района Фатих в Стамбуле). Точный адрес: Istanbul, Cankurtaran Mh., Soğuk Çeşme Sk 14-36.
Как добраться до собора на машине
Наиболее быстрый и прямой путь от аэропорта Ататюрк до площади Султанахмет пролегает по улице Кеннеди, которая тянется вдоль побережья Мраморного моря. Время в пути составит приблизительно 40 мин.
GPS-навигатор предложит более короткий путь по следующему маршруту: E-5 Karayolu, D-100, Turgut Özal Millet Caddesi, Ordu Avenue, Yeniçeriler Caddesi, Peykhane Caddessi, Torun Sokak, Akbiyik Caddesi, Ishak Paşa Caddesi.
Общая длина пути составит чуть более 17,5 км. Однако стоит учесть, что автомобильные пробки в историческом и туристическом центре Стамбула увеличат время, проведенное в дороге.
История собора
- Основанный в 324 г. императором Константином I, собор Святой Софии был сожжен спустя почти 100 лет. Храм отстроили вновь по указу Феодосия II.
- В 532 г. судьба базилики повторилась: в результате восстания он снова был разрушен до основания.
- Правивший в то время император Юстиниан, возродил собор на прежнем месте. За 5 лет была проделана грандиозная, непревзойденная работа, результат которой по сей день украшает побережье Мраморного моря.
- В 1453 г. османские захватчики основали в здании храма мечеть, перестроив его и изменив внутреннее убранство в соответствии с культурой и религией. Тот факт, что мечеть в захваченном Константинополе стала одной из крупнейших, подчеркивает величественность строения, его роскошь и архитектурную сложность.
- В 1935 г. мечеть была преобразована в музей. Реставраторы постарались максимально сохранить богатейшую историю здания. На стенах посетители могут увидеть православные фрески и иконы, соседствующие с сурами из Корана.
Первые постройки
Первые деревянные постройки были заложены в самом центре Константинополя, на торговой площади, и до наших дней не сохранились. Церкви сжигались в результате восстаний, но каждый раз отстраивались заново в том же месте. Не менялось и имя храмов. Найденные в 1936 г. руины строений свидетельствуют о богатом мраморном убранстве базилик и их внушительных размерах.
Юстинианова базилика
Храм Святой Софии в Константинополе отличается роскошью. Юстиниан не скупился при возведении базилики. В Константинополь свозился лучший мрамор из Греции. Со всей империи привозились архитектурные элементы, которые раннее являлись частями иных античных сооружений. Для украшения использовались драгоценные камни, жемчуг, слоновая кость.
Работой руководили выдающиеся мастера — Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Фрески создавались и после завершения строительства. Собор олицетворял собой величие византийской империи. Масштабы, высокая архитектурная сложность и роскошь собора убеждали иностранных послов в «божественной помощи» при строительстве, преумножая количество последователей христианства.
Парящий купол
Купол диаметром 31,5 м. опирается на 4 колонны. Его основание опоясывают 40 арочных проемов, благодаря которым создается иллюзия парения, а огромное здание освещается изнутри солнечным светом.
Расположенный на холме, собор Святой Софии был виден с любой точки Константинополя.
Архитектурные особенности храма
К уникальным особенностям храма в первую очередь следует отнести систему полукуполов, благодаря которым центральный купол соединяется с храмом. При строительстве собора использовались колонны из зеленого мрамора, привезенные из Эфеса. Также использовались 8 колонн, являвшихся частью храма Солнца.
Храм Святой Софии в Константинополе оснащен 9 входами. Для прихожан были открыты лишь 3. Центральный портал использовался императорской семьей. Два боковых входа были предназначены для придворной свиты.
После обращения христианского собора в мечеть, к зданию было пристроено 4 минарета: 3 белокаменных и 1 кирпичный. Эта особенность связана с тем, что пристройки выполнялись не одновременно, при разных султанах.
Пристроенные контрфорсы существенно изменили первоначальный вид собора и скрыли за собой более 30 окон. Они возводились с целью укрепления строения, и не отличаются изяществом форм и тонкостью работы. В дальнейшем к мечети пристраивались усыпальницы для султанов.
Мозаичный цикл
Храм Святой Софии в Константинополе богато украшен фресками и мозаиками, которые свозились со всей Византии на протяжении нескольких столетий. Об этом свидетельствуют работы, относящиеся к различным эпохам: от простых орнаментов до иконописи.
Тот факт, что даже захватчики, проповедующие мусульманство, не уничтожили религиозное достояние христианства, подтверждает неповторимость и великолепие фресок. Замазанные штукатуркой, мозаики прекрасно сохранились до сегодняшнего дня.
Посетители музея могут видеть, как тесно переплелись две религии: отреставрированные фрески с христианскими мотивами перемешаны с сурами из Корана.
Мозаика апсиды
На апсиде изображение Божьей Матери с Иисусом на руках, восстановленное после уничтожения во времена иконоборчества. Мозаика выполнена в классических для византийской эпохи цветах, символизирующих величие: золотой фон и темно-синие одежды. Мастер сумел в полной мере передать трепетное отношение византийцев к физической красоте.
Мозаики южного вестибюля и северного тимпана
Южный вестибюль украшен мозаикой, где изображена богоматерь с Иисусом на руках. Император Константин подносит ей город, названный его именем. Император Юстиниан приносит в дар собор Святой Софии. Очень символичная сцена, которая наглядно показывает роль религии в Византии.
Интересная история у мозаики, на которой император Константин IX вместе с супругой подносят дары Христу. Императрица изображена молодой женщиной, в то время, как на престол она взошла в возрасте 50 лет. Так же примечательно и то, что лица императорской четы перебивались несколько раз.
Лик августейшей Зои уничтожался и вновь наносился после изгнания и возвращения ко двору. А образ императора изменялся трижды. Императрица, и дважды вдова, приказывала изображать на фреске лик нового супруга каждый раз, как выходила замуж.
В нишах северного тимпана из 30 изображений пророков и святых сохранились образы Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Игнатия Богоносца, Василия Великого, Дионисия Ареопагита. Цветовые решения тяготеют к белым и серым оттенкам. Изображения просты, не отличаются тонкими каллиграфическими линиями и формами.
Входная мозаика нарфика
Мозаика изображает сцену, в которой император Лев VI преклоняется перед Иисусом, сидящем на троне. По обе стороны от центрального образа расположены медальоны с изображениями богоматери и архангела Гавриила.
Легенда гласит, что по задумке автора, император Лев VI молит Христа о прощении за свой незаконный четвертый брак, из-за которого был отлучен от церкви.
Портрет императора Александра
Северная галерея украшена портретной мозаикой императора Александра в полный рост. Установлена точная дата ее создания — 912 г. В глаза бросается напряженность позы императора, продиктованная дворцовым этикетом. Торжественное облачение выполнено в пурпурных тонах и украшено драгоценными камнями.
Тем не менее, качество работы не самое высокое для того времени. Об этом свидетельствуют большое количество серебра в мозаике фона, непокрытые участки фрески, художественное сходство и обобщенность линий.
Исламские элементы архитектуры и убранства
Первый минарет был выполнен из красного кирпича при султане Фатихе Мехмеде. Еще два выполнялись из белого камня при султанах Баязиде II, Селиме II.
По указу султана Мурада III был возведен последний четвертый минарет, а также появился резной минбар из мрамора. Во время правления Махмуда I алтарь был переделан в михраб и украшен подсвечниками, привезенными из Буды.
Славянские граффити
Кроме византийских мозаик и исламской символики на стенах, колонах, подоконниках встречаются надписи, оставленные выходцами из Руси. Чаще встречаются граффити, указывающие происхождение авторов.
Наибольшее количество надписей можно увидеть на одном из подоконников северной галереи. Там же находится колона на которой имеется надпись из 14 строк. Все граффити сделаны в промежуток времени между XI и XV вв.
Рунические надписи
Первые изображения скандинавских рун были обнаружены в 1964 г. В связи с тем, что специальные работы по их обнаружению и изучению не ведутся, узнать доподлинное количество и обстоятельства, при которых надписи были оставлены, не представляется возможным.
Режим работы собора
В храме до сих пор ведутся реставрационные работы, но это не отражается на режиме экскурсий. Планируя посещение собора Святой Софии в Стамбуле (Константинополе), следует учесть, что время его работы зависит от сезона.
Сезон | Время работы |
С 15 апреля по 31 октября | С 9:00 до 19:00 |
С 1 ноября по 15 апреля | С 9:00 до 17:00 |
- Касса прекращает продажу билетов за час до закрытия музея. Стоимость билета составляет 60 турецких лир.
- С 1 ноября 2018 г. по понедельникам музей закрыт для посещения жителей и гостей Стамбула.
- Так же действует ограничения для посещений во время Рамадана.
Правила посещения храма
- На входе в музей установлен металлоискатель. Сумки посетителей тщательно проверяются сотрудниками музея. Также необходимо оставить денежный залог.
- Фотографируя древние мозаики, необходимо отключить вспышку камеры во избежание повреждений экспонатов.
Легенды и интересные факты
При такой длинной и богатой истории храм хранит свои неразгаданные тайны и секреты, многие из которых объясняются красивыми легендами. А исторические и архитектурные подробности передают атмосферу, величие этого памятника культуры.
Наиболее интересные легенды и факты:
- В соборе есть знаменитая плачущая колонна, исполняющая желания. Изначально колонна была названа в честь святителя Григория Чудотворца, святые мощи которого по легенде замурованы в «столп». Православные прихожане просили исцеления от недугов перед иконой, установленной над колонной, и прикасались к медным накладкам. После завоевания Константинополя, в меди проделали отверстие для большого пальца руки. Смысл и ритуал сводился к загадыванию желания и последующему повороту ладони. При этом большой палец должен оставаться внутри отверстия, а остальные 4 не должны отрываться от поверхности медной накладки. По легенде, при перестройке собора в мечеть в строительную смесь, использованную у колонны, добавили слюну пророка Мухаммеда, землю из Мекки и воду источника Замзам. После чего колонна начала источать влагу.
- Еще одна легенда объясняет шум, доносящийся из одной из стен собора, согласно которой во время захвата Константинополя стена разъехалась и спасла священника, читающего молитву в тот момент. Спасенный от гибели, он по сей день продолжает читать молитву (чем и объясняется шум). А освобождение его наступит вместе возвращением христианства в храм.
- В южной части собора, на втором этаже есть «холодное окно» с видом на Голубую мечеть. Феномен в том, что при любой погоде, даже самой жаркой, из этого окна веет прохладой.
- Легенды гласят, что при постройке собора в строительный состав добавляли измельченный экстракт листьев ясеня, благодаря которому достигнута прочность здания.
- Для отделки собора было использовано не менее 12 сортов мрамора привезенного из различных мест: Босфора, Греции, Египта, Спарты, Ливии.
- Под храмом расположена сложная и малоизученная сеть тоннелей, часть которых затоплена водой и имеет тупиковые ветки.
- Главный купол собора в основании имеет овальную, а не круглую форму. По направлению к югу радиус составляет чуть меньше 32 м. С запада на восток радиус основания меньше на 1 м.
Мечеть Айя-София
Храм Святой Софии в Константинополе имел свою уменьшенную копию, построенную теми же мастерами, но чуть ранее. Церковь св. Сергия и Вакха прослужила еще полвека после падения Византийской империи. Затем султан Беязит II переделал ее в малую мечеть Айя-София, которой она остается до нынешних пор.
Архитектура храма святой Софии в КонстантинополеЕе архитектура также претерпела изменения, а на территории установлены усыпальницы и ритуальный фонтан. После ряда землетрясений мечеть регулярно обновляется: производятся ремонтные и реставрационные работы.
Внутренняя архитектура является прообразом храма Святой Софии. Но на стенах не сохранилось ни одной фрески или мозаики. Некогда выложенный золотой смальтой купол, сегодня выбелен и скромно украшен сурами из Корана.
Собор Софии Константинопольской был более 10 веков величайшим христианским храмом. 28 мая 1453 г. прошла последняя служба, которую прервали османские захватчики. После падения Константинополя олицетворение византийской одухотворенности и христианства на 5 веков перевоплотился во вторую по величине и ценности мечеть всего исламского мира.
Музей Айя-София
Притязания представителей обеих религий относительно собора Святой Софии Константинопольской и его назначения были пресечены Мустафой Кемалем Ататюрком. В 1935 г. здание объявлено историческим музеем. С этих пор не прекращаются реставрационные работы, спонсируемые государством. В 1985 г. Музей Айя-София пополнил список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Схема храма Святой Софии
- Вход.
- Императорские ворота.
- Плачущая колонна.
- Алтарь. Михраб.
- Минбар.
- Ложа Султана.
- Омфалос.
- Мраморные урны из Пергама.
- Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I.
- Минареты султана Селима.
Что посмотреть рядом
Голубая мечеть
Напротив музея Айя-София расположена Голубая мечеть, построенная при правлении султана Ахмета I в 1609-1916 гг. с целью восстановления авторитета Турции. Интересной особенностью является тот факт, что на постройку этой (действующей) мечети тратились бюджетные деньги государства, в то время как обычай диктовал использовать средства завоеванных государств.
Свое название мечеть получила из-за цвета использованных изникских изразцов в отделке интерьера. Для изникских фабрик изготовление голубой керамической плитки по указу Ахмета I стало последней работой — султан запретил выпускать продукцию для других целей. Но большие объемы работы сказались на качестве: со временем камень потерял первоначальные цвета.
Особого внимания заслуживает внутреннее убранство мечети: вырезанный из цельного куска, мраморный михраб, растительные мотивы, украшающие стены. Архитектурный стиль представляет собой смесь османского и византийского зодчества.
А 6 минаретов практически уравняли Голубую мечеть с исламской святыней, мечетью Масджид аль Харам, которой вскоре пристроили еще один минарет для восстановления первенства. Вне зависимости от вероисповедания Голубая мечеть рекомендуется для экскурсионного посещения туристами.
Площадь Ипподром
Голубая мечеть отделена от музея Айя-София площадью Ипподром. Конные бега — одно из основных развлечений древнего мира — требовали наличия соответствующей площадки. В Константинополе ипподром был внушительных размеров и мог вместить более 40 тыс. зрителей.
После падения Константинополя комплекс разграбили, сама площадь уменьшилась в размерах и стала служить местом для конных прогулок и многодневных церемониальных мероприятий. До сегодняшних дней ипподром так и не застроен, однако до современников дошли только редкие руины.
Стоит обратить внимание на обелиск Феодосия, выполненный из розового гранита. Легенды гласят, что обелиск был значительно выше, но укорочен при транспортировке из Луксора в Константинополь в 390 г.
Змеиная колонна представляла собой бронзовую кадильницу. Но чаша давно утрачена, а из трех змеиных голов археологи обнаружили лишь одну, которая теперь хранится в археологическом музее Стамбула. 5-метровые остатки колонны часто называют «витой колонной».
Колонна Константина, 21-метровое сооружение из тщательно подогнанных каменных блоков, единственная из сохранившихся украшений спины ипподрома, созданная в византийскую эпоху. В 944 г. колонна была отреставрирована и украшена позолоченными пластинами с гравюрами. Во время крестового похода все украшения были переплавлены и вывезены.
Немецкий источник украшает вход на площадь Ипподром и имеет интересную историю. Созданная в Германии, конструкция была привезена в Стамбул и установлена в качестве благодарности Вильгельма II за возможность строительства железнодорожного пути через город.
Постройка диссонирует с древними историческими памятниками в стилевом отношении, хоть и обладает неповторимой красотой. На восьмиугольном высоком основании расположена беседка. Ее купол выложен золотой мозаикой и вензелями Вильгельма II и Абдул-Гамида II. Семь сторон мраморного основания оборудованы кранами и чашами.
Цистерна базилика
Еще одной интересной достопримечательностью Стамбула вблизи собора Святой Софии является Цистерна базилика. Более 40 цистерн было обнаружено под бывшем Константинополем. Очевидно, что водохранилища создавались на случай длительной осады города.
Резервуар объемом 80 тыс. м3 строился не одно столетие. Его стены выложены из огнеупорного кирпича и заизолированы водостойким раствором. 336 разномастных колон, происхождение которых точно не установлено, поддерживают свод на высоте 8 м.
В Цистерне сняты кадры таких известных кинокартин, как «Одиссея», «Из России с любовью». Д. Браун выбрал Цистерну главным местом действия своего романа «Инферно». Масштабность, уникальность этой достопримечательности заслуживают внимания туристов Стамбула.
Даже оказавшись проездом в Турции, стоит найти возможность посетить храм Святой Софии в бывшем Константинополе, проникнуться духом византийской эпохи, почувствовать влияние, которое оказывают масштабы и красота собора.
Оформление статьи: Светлана Овсяникова
Видео на тему: Храм Святой Софии в Константинополе
Храм Софии в Константинополе: