Храм святой софии в салониках: описание, история, фото, точный адрес – Храм Святой Софии в Салониках: tmax777 — LiveJournal

Храм Святой Софии в Салониках: tmax777 — LiveJournal

Одним из самых старых и прекрасных храмов в Салониках является храм Святой Софии. Этот храм, также как и базилика Дмитрия Салунского относится к древнехристианским  постройкам. Попасть в нее сложно, она в основном всегда закрыта. Построен храм в честь Христа, также как и Софийский собор в Стамбуле, эти два храма имеют много общего.
SAM_0692.jpg

SAM_0694.jpg
Архитектура храма представляет собой почти квадрат, разделенный на три нефа. В центре квадрата четыре столба и арки поддерживают огромный купол, который окружен квадратным барабаном и образует крест.
SAM_0708.jpg
Вокруг купола имеется ряд арочных окон, которые подсвечивают купол и красивое мозаичное панно Вознесение Христа.  На нефы храм разделен  античными и византийскими колоннами, которые отделяют  центральную часть от  боковых проходов, которые вместе с притвором формируют обходную галерею.
Алтарь, состоит из трёх частей, он присоединён на востоке к четырёхсторонней конструкции храма как независимое архитектурное строение.
SAM_0712.jpg


Внутреннее убранство храма относится к трем разным  периодам.  Первый период относится ко времени  иконоборчества.  В это время вместо икон в храмах использовались только изображения креста, вместо старых росписей делались декоративные изображения растений и животных, изображались светские сцены. В настоящий момент от той эпохи в храме сохранился орнамент, состоящий из крестов и листьев, отмеченный  мозаичными монограммами, принадлежащими императору Константину VI, а так  же  большой иконоборческий крест в конхе алтарной апсиды, от которого осталась лишь тень под образом Божьей матери, которая сидит на троне, с Младенцем Христом на руках. Эта мозаика относится к третьему периоду украшения храма  XI или XII веков.


SAM_0711.jpg

К этому же периоду относятся фрески, которые сохранились на оконных сводах, на фресках изображены образы святых монахов, а так же Святая Феодора из Салоник.
SAM_0706.jpg

SAM_0705.jpg


Ну а ко второму этапу относится прекрасная  купольная композиция «Вознесение»,  конец IX века так называемого «Возрождения эпохи македонских императоров».
SAM_0714.jpg
Храм имеет богатую историю, за время своего существования он был и кафедральным, и католическим храмом, и мечетью. Во время существования мечети внутреннее убранство храма не было уничтожено, так как сверху ценнейших мозаик был нанесен слой штукатурки. В 1890   храм очень сильно пострадал при пожаре,  однако в 1907—1910 годах турки сделали ее ремонт. А в 1912 году Святая София была возвращена христианам.  Храм включен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
SAM_0728.jpg
Остальные фотографии монастыря можно посмотреть здесь.


   


Рассказать друзьям или разместить в своём блоге:

Храм св. Софии в Салониках. Достопримечательности — Путеводитель по Греции

Представляет собой исключительно редкий образец церкви иконоборческого периода, сочетающий в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики.

В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История храма

На месте существующего храма в первой половине V века располагалась раннехристианская пятискатная базилика, посвящённая святому Марку. Вместе с другими постройками она представляла собой комплекс религиозных сооружений площадью более 8000 кв. м. Эта церковь была разрушена землетрясением в 618–620 годах, и на её месте был построен нынешний храм, занявший только часть прежнего комплекса.

Строительство храма относят к периоду между 690 и 730 годами, а первое письменное упоминание о нём содержится в письме Феодора Студита от 795 года. Окончание строительства храма Святой Софии приходится на период правления императора Льва III, при котором в Византийской империи началось иконоборчество, что объясняет минимальное количество мозаичных украшений храма.

В византийский период храм окружали многочисленные административные и культовые сооружения. Иоанн Камениата, описывая в начале X века церкви Салоник, называет храм Святой Софии одним из самых выдающихся.

В 1357 году в храме погребли архиепископа Григория Паламу, вскоре канонизированного в лике святых, а его мощи стали почитаться источником чудес. В X веке Софийский собор стал кафедральным храмом Фессалоникийской митрополии. В период завоевания города крестоносцами и существования Фессалоникского королевства в нём находилась кафедра католического епископа.

Около середины XI века храм был перестроен. К его западной части был пристроен просторный нартекс. Входные ворота прежней постройки были снесены, а восточную стену нартекса украсили фресковой живописью.

После завоевания Салоник турками в 1430 году храм до 1523 года продолжал использоваться для христианских богослужений, но потом, как и другие храмы города, был обращён в мечеть.

Храм Святой Софии, обращённый в мечеть Kimdime69, Public Domain

Турками был изменён внешний вид храма — фасад украсил портик в османском стиле, колокольню переделали в минарет, а затем возвели и второй минарет в османском стиле. Внутреннее убранство храма уничтожено не было, его покрыли штукатуркой, которая и сохранила мозаики собора. В 1890 году пожаром строению был причинены значительные разрушения. В 1907–1910 годах турки выполнили ремонт.

В 1912 году по итогам Первой Балканской войны город Салоники перешёл к Греции и Святая София была возвращена христианам. Османский минарет был разобран, а колокольне была возвращена изначальная функция. Храм является действующим и относится к митрополии Фессалоник. В современных Салониках собор находится в историческом центре города, а улица и площадь перед храмом носят названия в честь святой Софии.

Внутреннее убранство

Храм имеет квадратную форму, характерную для поздневизантийских крестокупольных базилик. Античные и византийские колонны, чередуясь, разделяют внутреннюю часть храма. Для колонн использованы капители, украшенные двумя рядами развивающихся листьев (аналог капителей в базилике Святого Димитрия), которые были позаимствованы из более древнего храма, вероятно, V века. Стены храма оштукатурены и раскрашены под мрамор. В ряде мест нанесён растительный орнамент.

Одигитрия (мозаика апсиды) Fingalo, CC BY-SA 2.0

Купол храма опирается на цилиндрический барабан, который, снижаясь, принимает форму квадрата с двенадцатью окнами, пространство выше которых покрыто мозаикой с изображением Вознесения. Также мозаикой украшен и свод апсиды алтарной части, где имеется мозаичное изображение Богородицы, относящиеся к иконописному типу «Одигитрия».

Кроме мозаик в храме сохранились фрески XI века, которые были выполнены при его реконструкции после пожара 1037 года. Фрески расположены в один ряд на восточной стене нартекса. На большинстве из них изображены святые, канонизированные в лике преподобных. Среди них выделяются преподобная Феодора и преподобный Евфимий — святые из Салоник.

Мозаики

Мозаика апсиды — «Одигитрия»

Храм был построен в период иконоборчества, в связи с чем изначально апсида была украшена огромным крестом, а свод вимы — многочисленными небольшими крестами в прямоугольниках (так называемая аниконическая декорация).

Эти мозаичные изображения были созданы в 780-е годы (то есть после первого восстановления иконопочитания императрицей Ириной или незадолго до него). Такая датировка основана на сохранившихся монограммах Константина VI, его матери императрицы Ирины и надписи с упоминанием епископа Феофила, бывшего участником Седьмого Вселенского собора в 787 году.

Они находятся в своде алтаря рядом с крупным изображением равноконечного креста в круге.

Фрагмент мозаики «Одигитрия» неизвестен, Public Domain

Вскоре после окончательного восстановления иконопочитания императрицей Феодорой в 843 году изображение креста было заменено мозаичным изображением Богородицы, сидящей на троне, с младенцем Христом на руках.

Изображение выполнено на золотом фоне. Мастер, создававший мозаику, не был знаком с принципами исправления перспективных искажений. По этой причине созданная им фигура Богородицы на полукруглой поверхности апсиды получилась широкой и грузной, а фигура Богомладенца Христа, напротив, слишком маленькой.

На уровне плеч Богородицы сохранились контуры креста, первоначально украшавшего апсиду. Под изображением Богородицы сохранилась надпись, относящаяся к первоначальному мозаичному украшению апсиды:

«Господь Бог, сделай прочным это строение, так чтобы оно было непоколебимо до скончания века, для того чтобы был славен Ты, Твой Единородный Сын и Твой Пресвятой Дух».

 Между сводом алтаря и аркой на узкой лицевой части мозаикой выложена цитата из 64-го псалма:

«Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего»  (Пс. 64:5).

Мозаика купола — «Вознесение»

На большой мозаике купола изображена сцена Вознесения Иисуса Христа. Образ Христа заключен в многоцветную шарообразную рамку — мандорлу, поднимаемую в небо двумя ангелами. Христос, благословляющий правой рукой, изображён сидящим на радуге.

ОписаниеThessaloniki Agia Sophia14.jpg неизвестен, Public Domain

Вокруг этого центрального образа изображены двенадцать апостолов и Богородица в окружении двух ангелов, один из которых указывает на слова из апостольских деяний, написанные над их головами:

«…мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо»

 (Деян. 1:11).

Относительно датировки данной мозаики существуют следующие версии:

  • по мнению Шарля Диля и М. Ле Турно, создана в два этапа: Христос с ангелами — VII век, Богоматерь, ангелы и апостолы — IX век. Данная датировка, по мнению профессора Петербургского университета Д. В. Айналова, не имеет никаких оснований;
  • академик В. Н. Лазарев датирует мозаику IX веком на основании её сходства с росписями шестой капеллы в Гёреме и с мозаиками капеллы Сан Дзено в базилике Санта-Прасседе. Также в пользу такой датировки, на его взгляд, свидетельствует сохранившаяся в куполе надпись с упоминанием солунского архиепископа Павла (880—885 годы), которая, возможно, была выполнена одновременно с мозаикой.
  • искусствовед Г. С. Колпакова датирует мозаику ок. 849 годом то есть первыми годами после окончательного восстановления иконопочитания.

Изображения апостолов отделены друг от друга деревьями. Мастер попытался передать индивидуальные черты каждого апостола: один смотрит на небо, прикрывая глаза рукой, другой представлен задумчивым со слегка опущенной головой, которую он поддерживает рукой, третий выражает изумление, наклонив голову и сжимая руку у подбородка. Апостолы, в отличие от Христа и Богоматери, изображены не имеющими нимба. Богородица изображена в молитвенном положении с поднятыми вверх руками.

ОписаниеThessaloniki Agia Sophia11.jpg неизвестен, Public Domain

Характеризуя технику исполнения мозаики, австрийский искусствовед Отто Демус пишет, что она представляет пример идеальной оптической системы отрицательной перспективы, характерный для средневизантийского искусства.

Длинные ноги фигур, то есть те их части, что находятся на более или менее вертикальных и поэтому подверженных сильному сокращению участках купола, укороченные торсы, небольшие головы — словом, всё изображено именно так, чтобы при взгляде снизу пропорции фигур казались нормальными. Даже несколько странное изображение сидящего Христа в зените купола попадает в точку — зритель воспринимает Его фигуру почти неискажённой, а это значит, что она оказывается меньше и шире. Её относительная неуклюжесть связана с тем, что изображение сидящей фигуры на обозреваемой снизу горизонтальной поверхности для византийского художника было почти неразрешимой проблемой.

Также он отмечает, что помещение в куполе композиции Вознесение Христово является примером архаичной иконографии и не размещение в куполе Христа Пантократора, традиционного для столичного искусства Византии, объясняется провинциальным положением Салоник. Г. С. Колпакова относит мозаику к примерам архаического народного вкуса, но отмечает, что её отличает «

академизация приёмов, усиленная стилизация объёмов, их точёность, орнаментализация очертаний деталей».

ОписаниеThessaloniki Agia Sophia13.jpg неизвестен, Public Domain

Данная мозаика стала прототипом росписи купола Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (середина XII века), а её отдельные мотивы были использованы для создания мозаичной композиции конхи алтаря лютеранской церкви Вознесения в Иерусалиме (1907—1910 годы).

Храм Святой Софии (Салоники) — Википедия

Хра́м Свято́й Софи́и (греч. Ἁγία Σοφία) — крестокупольный трёхнефный христианский храм в городе Салоники, освящённый во имя Софии Премудрости Божией. Находится в ведении Фессалоникийской митрополии, одновременно подчинённой Элладской православной церкви и Константинопольскому патриархату.

Представляет собой исключительно редкий образец церкви иконоборческого периода, сочетающий в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики. В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[2].

История храма

На месте существующего храма в первой половине V века располагалась раннехристианская пятискатная базилика, посвящённая святому Марку. Вместе с другими постройками она представляла собой комплекс религиозных сооружений площадью более 8000 квадратных метров[3]:94. Эта церковь была разрушена землетрясением в 618-620 годах, и на её месте был построен нынешний храм, занявший только часть прежнего комплекса.

Строительство храма относят к периоду между 690 и 730 годами[3]:96, а первое письменное упоминание о нём содержится в письме Феодора Студита от 795 года[4]. Окончание строительства храма Святой Софии приходится на период правления императора Льва III, при котором в Византийской империи началось иконоборчество, что объясняет минимальное количество мозаичных украшений храма.

Храм Святой Софии, обращённый в мечеть

В византийский период храм окружали многочисленные административные и культовые сооружения. Иоанн Камениата, описывая в начале X века церкви Салоник, называет храм Святой Софии одним из самых выдающихся[5]. В 1359 году в храме погребли архиепископа Григория Паламу, вскоре канонизированного в лике святых, а его мощи стали почитаться источником чудес[6]. В X веке Софийский собор стал кафедральным храмом Фессалоникийской митрополии. В период завоевания города крестоносцами и существования Фессалоникского королевства в нём находилась кафедра католического епископа.

Около середины XI века храм был перестроен[3]:109. К его западной части был пристроен просторный нартекс. Входные ворота прежней постройки были снесены, а восточную стену нартекса украсили фресковой живописью.

После завоевания Салоник турками в 1430 году храм до 1523 года продолжал использоваться для христианских богослужений, но потом, как и другие храмы города, был обращён в мечеть[3]:96. Турками был изменён внешний вид храма — фасад украсил портик в османском стиле, колокольню переделали в минарет, а затем возвели и второй минарет в османском стиле. Внутреннее убранство храма уничтожено не было, его покрыли штукатуркой, которая и сохранила мозаики собора. В 1890 году пожаром строению был причинены значительные разрушения. В 1907—1910 годах турки выполнили ремонт. В 1912 году по итогам Первой Балканской войны город Салоники перешёл к Греции и Святая София была возвращена христианам. Османский минарет был разобран, а колокольне была возвращена изначальная функция. Храм является действующим и относится к митрополии Фессалоник. В современных Салониках собор находится в историческом центре города, а улица и площадь перед храмом носят названия в честь святой Софии.

Архитектурные особенности

Размеры храма составляют 42 (длина) на 35 (ширина) метров, диаметр купола — около 10 метров, а высота рукавов креста — около 16 метров[7]. Архитектура храма сочетает в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики. Купол положен на парусах, которые опираются на столбы. Выделяются очень глубокие подкупольные арки, которые образуют крестообразно расходящиеся от купола рукава[8]. При этом пространство храма расчленено на три нефа, хотя боковые нефы и не соответствуют апсидам, которые находятся на стыке центрального и боковых нефов[9]. К архитектурным элементам, характеризующим переход от куполообразной к крестокупольной базилике, относится также и то, что барабан имеет прямоугольную форму, купол держится на полуцилиндрических балках[3]:95.

Центральный неф

В архитектуре храма виден ряд недостатков (например, основание купола не имеет формы круга, а почти четырёхугольное с закругленными углами), которые объясняются тем, что, вероятно, архитектор ещё не освоил строительство нового вида церквей с базированием купола на арках[3]:94-95. Общий стиль памятника провинциален, хотя масштаб постройки и сложность композиции свидетельствуют о восстановлении архитектурных традиций VI века[7]. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, храм Святой Софии напоминает константинопольские постройки Юстиниана и в первую очередь церковь Святой Ирины[9].

В архитектуре алтарной части видны новые архитектурные формы, вызванные изменениями, произошедшими в чине литургии: для приготовления Святых Даров сделано помещение для жертвенника, а справа от алтаря, симметрично жертвеннику, — диаконник для хранения церковной утвари и облачений[3]:96.

Внутреннее пространство храма разделено двумя рядами колонн, своды купола держатся на четырёх объемных колоннах византийского стиля, а неф имеет крестовый свод.

Внутреннее убранство

Храм имеет квадратную форму, характерную для поздневизантийских крестокупольных базилик. Античные и византийские колонны, чередуясь, разделяют внутреннюю часть храма. Для колонн использованы капители, украшенные двумя рядами развивающихся листьев (аналог капителей в базилике Святого Димитрия), которые были позаимствованы из более древнего храма, вероятно, V века[3]:99. Стены храма оштукатурены и раскрашены под мрамор. В ряде мест нанесён растительный орнамент.

Купол храма опирается на цилиндрический барабан, который, снижаясь, принимает форму квадрата с двенадцатью окнами, пространство выше которых покрыто мозаикой с изображением Вознесения. Также мозаикой украшен и свод апсиды алтарной части, где имеется мозаичное изображение Богородицы, относящиеся к иконописному типу «Одигитрия».

Кроме мозаик в храме сохранились фрески XI века, которые были выполнены при его реконструкции после пожара 1037 года. Фрески расположены в один ряд на восточной стене нартекса. На большинстве из них изображены святые, канонизированные в лике преподобных. Среди них выделяются преподобная Феодора и преподобный Евфимий — святые из Салоник.

Мозаики

Мозаика апсиды — «Одигитрия»
Фрагмент мозаики «Одигитрия»

Храм был построен в период иконоборчества, в связи с чем изначально апсида была украшена огромным крестом, а свод вимы — многочисленными небольшими крестами в прямоугольниках (так называемая аниконическая декорация). Эти мозаичные изображения были созданы в 780-е годы (то есть после первого восстановления иконопочитания императрицей Ириной или незадолго до него). Такая датировка основана на сохранившихся монограммах Константина VI, его матери императрицы Ирины и надписи с упоминанием епископа Феофила, бывшего участником Седьмого Вселенского собора в 787 году[10]. Они находятся в своде алтаря рядом с крупным изображением равноконечного креста в круге.

Вскоре после окончательного восстановления иконопочитания императрицей Феодорой в 843 году изображение креста было заменено мозаичным изображением Богородицы, сидящей на троне, с младенцем Христом на руках. Изображение выполнено на золотом фоне. Мастер, создававший мозаику, не был знаком с принципами исправления перспективных искажений[11]. По этой причине созданная им фигура Богородицы на полукруглой поверхности апсиды получилась широкой и грузной, а фигура Богомладенца Христа, напротив, слишком маленькой.

На уровне плеч Богородицы сохранились контуры креста, первоначально украшавшего апсиду. Под изображением Богородицы сохранилась надпись, относящаяся к первоначальному мозаичному украшению апсиды — «Господь Бог, сделай прочным это строение, так чтобы оно было непоколебимо до скончания века, для того чтобы был славен Ты, Твой Единородный Сын и Твой Пресвятой Дух».[3]:107 Между сводом алтаря и аркой на узкой лицевой части мозаикой выложена цитата из 64-го псалма — «Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего» (Пс. 64:5).

Мозаика купола — «Вознесение»

На большой мозаике купола изображена сцена Вознесения Иисуса Христа. Образ Христа заключен в многоцветную шарообразную рамку — мандорлу, поднимаемую в небо двумя ангелами. Христос, благословляющий правой рукой, изображён сидящим на радуге. Вокруг этого центрального образа изображены двенадцать апостолов и Богородица в окружении двух ангелов, один из которых указывает на слова из апостольских деяний, написанные над их головами: «…мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Относительно датировки данной мозаики существуют следующие версии[12]:

  • по мнению Шарля Диля и М. Ле Турно, создана в два этапа: Христос с ангелами — VII век, Богоматерь, ангелы и апостолы — IX век. Данная датировка, по мнению профессора Петербургского университета Д. В. Айналова, не имеет никаких оснований;
  • академик В. Н. Лазарев датирует мозаику IX веком на основании её сходства с росписями шестой капеллы в Гёреме и с мозаиками капеллы Сан Дзено в базилике Санта-Прасседе. Также в пользу такой датировки, на его взгляд, свидетельствует сохранившаяся в куполе надпись с упоминанием солунского архиепископа Павла (880—885 годы), которая, возможно, была выполнена одновременно с мозаикой.
  • искусствовед Г. С. Колпакова датирует мозаику ок. 849 годом[13]:270 то есть первыми годами после окончательного восстановления иконопочитания.

Изображения апостолов отделены друг от друга деревьями. Мастер попытался передать индивидуальные черты каждого апостола: один смотрит на небо, прикрывая глаза рукой, другой представлен задумчивым со слегка опущенной головой, которую он поддерживает рукой, третий выражает изумление, наклонив голову и сжимая руку у подбородка. Апостолы, в отличие от Христа и Богоматери, изображены не имеющими нимба. Богородица изображена в молитвенном положении с поднятыми вверх руками.

Характеризуя технику исполнения мозаики, австрийский искусствовед Отто Демус пишет, что она представляет пример идеальной оптической системы отрицательной перспективы, характерный для средневизантийского искусства.

Длинные ноги фигур, то есть те их части, что находятся на более или менее вертикальных и поэтому подверженных сильному сокращению участках купола, укороченные торсы, небольшие головы — словом, всё изображено именно так, чтобы при взгляде снизу пропорции фигур казались нормальными. Даже несколько странное изображение сидящего Христа в зените купола попадает в точку — зритель воспринимает Его фигуру почти неискажённой, а это значит, что она оказывается меньше и шире. Её относительная неуклюжесть связана с тем, что изображение сидящей фигуры на обозреваемой снизу горизонтальной поверхности для византийского художника было почти неразрешимой проблемой.[11]

Также он отмечает, что помещение в куполе композиции Вознесение Христово является примером архаичной иконографии и не размещение в куполе Христа Пантократора, традиционного для столичного искусства Византии, объясняется провинциальным положением Салоник[11]. Г. С. Колпакова относит мозаику к примерам архаического народного вкуса, но отмечает, что её отличает «академизация приёмов, усиленная стилизация объёмов, их точёность, орнаментализация очертаний деталей»[13]:271.

Данная мозаика стала прототипом росписи купола Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (середина XII века)[14], а её отдельные мотивы были использованы для создания мозаичной композиции конхи алтаря лютеранской церкви Вознесения в Иерусалиме (1907—1910 годы)[15].

Включение в число объектов Всемирного наследия

15 января 1987 года Грецией для включения в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО была номинирована группа раннехристианских и византийских памятников в городе Салоники, включающая и храм Святой Софии. В сентябре 1988 года Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест представил своё заключение с обоснованием возможности их включения в реестр.[16] На 14-й сессии Комитета Всемирного наследия, состоявшейся в Бразилии 5—9 декабря 1988 года, указанная группа памятников была включена в Список объектов Всемирного наследия под номером 456.[17]

Примечания

  1. ↑ В настоящее время принадлежит номинально, фактически митрополия Фессалоник находится в управлении Элладской православной церкви (см. перечень епархий Вселенского патриархата и список членов Священного синода Элладской церкви)
  2. ↑ Paleochristian and Byzantine Monuments of Thessalonika. unesco.org. Проверено 5 мая 2010. Архивировано 29 января 2012 года.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Папахатзис Н. Памятники Салоник. — MOLHO. — 159 с. — ISBN 960796405-5.
  4. ↑ Феодор Студит // Patrologia Graeca, vol. XCIX, col. 918
  5. Иоанн Камениата. Взятие Фессалоники // Две византийские хроники. — М.: Изд-во вост. лит-ры, 1957.
  6. ↑ Григорий Палама // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. 13. — ISBN 5-89572-022-6.
  7. 1 2 Комеч А. И. Византийская архитектура VI - XII вв. // Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. — М.: Наука, 1987. — 319 с.
  8. ↑ Византийское искусство 7-8 веков // Всеобщая история искусств / Под общ. ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. — М.: Искусство, 1961. — Т. 2, книга первая.
  9. 1 2 Лихачёва В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. — Л: Искусство, 1981. — С. 87.
  10. Лазарев В. Н. Эпоха иконоборчества (730–843) [V.3. Абстрактная символика] // История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.
  11. 1 2 3 Отто Демус. История средневизантийской системы // Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский. — М.: Индрик, 2001. — 160 с.
  12. Лазарев В. Н. Эпоха иконоборчества (730–843) [V.6. Влияние народного искусства на искусство столицы] // История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.
  13. 1 2 Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М.: Азбука, 2010. — 528 с. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-9985-0447-1.
  14. Морозова М. Е. Некоторые особенности построения фрески в куполе Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Проверено 10 апреля 2010.
  15. Лисовой Н. Н. Елеонская гора // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. 18. — С. 310—317. — ISBN 978-5-89572-032-5.
  16. ↑ Advisory Body Evaluation (англ.). Проверено 14 апреля 2010. Архивировано 29 января 2012 года.
  17. ↑ Report of the World Heritage Committee ( Twelfth Session) (англ.). Проверено 14 апреля 2010. Архивировано 29 января 2012 года.

Литература

Ссылки

Храм Святой Софии, Салоники: uchitelj — LiveJournal

Храм Святой Софии представляет собой исключительно редкий образец церкви иконоборческого периода, сочетающий в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики. Строительство храма относят к периоду между 690 и 730 годами а первое письменное упоминание о нём содержится в письме Феодора Студита от 795 года. Окончание строительства храма Святой Софии приходится на период правления императора Льва III, при котором в Византийской империи началось иконоборчество, что объясняет минимальное количество мозаичных украшений храма.

Размеры храма - 42x35 м, диаметр купола — около 10 м, высота рукавов креста — около 16 м. Купол на парусах, опирается на мощные столбы. В византийский период храм окружали многочисленные административные и культовые сооружения.

Около середины XI века храм был перестроен. К его западной части был пристроен просторный нартекс. Входные ворота прежней постройки были снесены, а восточную стену нартекса украсили фресковой живописью. В архитектуре алтарной части видны новые архитектурные формы, вызванные изменениями, произошедшими в чине литургии: для приготовления Святых Даров сделано помещение для жертвенника, а справа от алтаря, симметрично жертвеннику — диаконник для хранения церковной утвари и облачений.

После завоевания Салоник турками в 1430 году храм до 1523 года продолжал использоваться для христианских богослужений, но потом, как и другие храмы города, был обращён в мечеть. Турками был изменён внешний вид храма, фасад украсил портик в османском стиле, колокольню переделали в минарет, а затем возвели и второй минарет в османском стиле. Внутреннее убранство храма уничтожено не было, его покрыли штукатуркой, которая и сохранила мозаики собора.
Между 1907 и 1909 гг. здание было восстановлено после пожара 1890 г. В 1912 году по итогам Первой Балканской войны город Салоники перешёл к Греции и Святая София была возвращена христианам. Османский минарет был разобран, а колокольне была возвращена изначальная функция. Большая часть внутренней отделки была оштукатурена после Великого Салоникского пожара 1917 года. Купол не был восстановлен до 1980 г.



Фото из Википедии

Думаю картинки в подписях не нуждаются


Рисунок 1864. Фото из Вик пиедии.
Похоже галерею снесли.

Как всегда - обломки на заднем дворе, как христианские, так и мусульманские

Композиция мне очень понравилась. 🙂

И веночек очень мил - прямо хоть с собой уноси.)))

Интерьер https://uchitelj.livejournal.com/1279768.html
Мозаики https://uchitelj.livejournal.com/1280365.html
https://en.wikipedia.org/wiki/Hagia_Sophia,_Thessaloniki

Храм Святой Софии (Салоники) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор.
Православная церковь
Храм Святой Софии
Αγία Σοφία
Holy Wisdom Salonica 2.jpg
Фасад собора Святой Софии
Страна Holy Wisdom Salonica 2.jpg Греция
Город Фессалоники
Конфессия Православие
Епархия Фессалоникийская митрополия
Тип здания Церковь
Архитектурный стиль Архитектура Византии
Первое упоминание VIII век
Дата основания VII век[2]
Строительство между 690 — 730 годами
Основные даты
795 — первое письменное упоминание
X век — кафедральный храм
Фессалоникийской митрополии

середина XI века — перестройка храма
1523 — обращён в мечеть
1912 — передан Вселенскому патриархату [1]
1988 — включён в перечень объектов
Всемирного наследия ЮНЕСКО

Статус памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО
Состояние действующий храм
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Хра́м Свято́й Софи́и (греч. Ἁγία Σοφία) — крестокупольный трёхнефный христианский храм в городе Салоники, освящённый во имя Софии Премудрости Божией. Находится в ведении Фессалоникийской митрополии, одновременно подчинённой Элладской православной церкви и Константинопольскому патриархату.

Представляет собой исключительно редкий образец церкви иконоборческого периода, сочетающий в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики. В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[3].

Содержание

  • 1 История храма
  • 2 Архитектурные особенности
  • 3 Внутреннее убранство
    • 3.1 Мозаики
  • 4 Включение в число объектов Всемирного наследия
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Храм Святой Софии (Салоники) - это... Что такое Храм Святой Софии (Салоники)?

Координаты: 40°37′58.24″ с. ш. 22°56′49.54″ в. д. / 40.632844° с. ш. 22.947094° в. д. (G) (O) (Я)40.632844, 22.947094

Хра́м Свято́й Софи́и (греч. Ἁγία Σοφία) — крестокупольный трёхнефный христианский храм в городе Салоники, освящённый во имя Софии Премудрости Божией. Представляет собой исключительно редкий образец церкви иконоборческого периода, сочетающий в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики. В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[2].

История храма

На месте существующего храма в первой половине V века располагалась раннехристианская пятискатная базилика, посвящённая святому Марку. Вместе с другими постройками она представляла собой комплекс религиозных сооружений площадью более 8000 квадратных метров[3]:94. Эта церковь была разрушена землетрясением в 618-620 годах, и на её месте был построен нынешний храм, занявший только часть прежнего комплекса.

Строительство храма относят к периоду между 690 и 730 годами[3]:96, а первое письменное упоминание о нём содержится в письме Феодора Студита от 795 года[4]. Окончание строительства храма Святой Софии приходится на период правления императора Льва III, при котором в Византийской империи началось иконоборчество, что объясняет минимальное количество мозаичных украшений храма.

Храм Святой Софии, обращённый в мечеть

В византийский период храм окружали многочисленные административные и культовые сооружения. Иоанн Камениата, описывая в начале X века церкви Салоник, называет храм Святой Софии одним из самых выдающихся[5]. В 1357 году в храме погребли архиепископа Григория Паламу, вскоре канонизированного в лике святых, а его мощи стали почитаться источником чудес[6]. В X веке Софийский собор стал кафедральным храмом Фессалоникийской митрополии. В период завоевания города крестоносцами и существования Фессалоникского королевства в нём находилась кафедра католического епископа.

Около середины XI века храм был перестроен[3]:109. К его западной части был пристроен просторный нартекс. Входные ворота прежней постройки были снесены, а восточную стену нартекса украсили фресковой живописью.

После завоевания Салоник турками в 1430 году храм до 1523 года продолжал использоваться для христианских богослужений, но потом, как и другие храмы города, был обращён в мечеть[3]:96. Турками был изменён внешний вид храма — фасад украсил портик в османском стиле, колокольню переделали в минарет, а затем возвели и второй минарет в османском стиле. Внутреннее убранство храма уничтожено не было, его покрыли штукатуркой, которая и сохранила мозаики собора. В 1890 году пожаром строению был причинены значительные разрушения. В 1907—1910 годах турки выполнили ремонт. В 1912 году по итогам Первой Балканской войны город Салоники перешёл к Греции и Святая София была возвращена христианам. Османский минарет был разобран, а колокольне была возвращена изначальная функция. Храм является действующим и относится к митрополии Фессалоник. В современных Салониках собор находится в историческом центре города, а улица и площадь перед храмом носят названия в честь святой Софии.

Архитектурные особенности

План храма

Размеры храма составляют 42 (длина) на 35 (ширина) метров, диаметр купола — около 10 метров, а высота рукавов креста — около 16 метров[7]. Архитектура храма сочетает в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики. Купол положен на парусах, которые опираются на столбы. Выделяются очень глубокие подкупольные арки, которые образуют крестообразно расходящиеся от купола рукава[8]. При этом пространство храма расчленено на три нефа, хотя боковые нефы и не соответствуют апсидам, которые находятся на стыке центрального и боковых нефов[9]. К архитектурным элементам, характеризующим переход от куполообразной к крестокупольной базилике, относится также и то, что барабан имеет прямоугольную форму, купол держится на полуцилиндрических балках[3]:95.

Центральный неф

В архитектуре храма виден ряд недостатков (например, основание купола не имеет формы круга, а почти четырёхугольное с закругленными углами), которые объясняются тем, что, вероятно, архитектор ещё не освоил строительство нового вида церквей с базированием купола на арках[3]:94-95. Общий стиль памятника провинциален, хотя масштаб постройки и сложность композиции свидетельствуют о восстановлении архитектурных традиций VI века[7]. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, храм Святой Софии напоминает константинопольские постройки Юстиниана и в первую очередь церковь Святой Ирины[9].

В архитектуре алтарной части видны новые архитектурные формы, вызванные изменениями, произошедшими в чине литургии: для приготовления Святых Даров сделано помещение для жертвенника, а справа от алтаря, симметрично жертвеннику, — диаконник для хранения церковной утвари и облачений[3]:96.

Внутреннее пространство храма разделено двумя рядами колонн, своды купола держатся на четырёх объемных колоннах византийского стиля, а неф имеет крестовый свод.

Внутреннее убранство

Храм имеет квадратную форму, характерную для поздневизантийских крестокупольных базилик. Античные и византийские колонны, чередуясь, разделяют внутреннюю часть храма. Для колонн использованы капители, украшенные двумя рядами развивающихся листьев (аналог капителей в базилике Святого Димитрия), которые были позаимствованы из более древнего храма, вероятно, V века[3]:99. Стены храма оштукатурены и раскрашены под мрамор. В ряде мест нанесён растительный орнамент.

Купол храма опирается на цилиндрический барабан, который, снижаясь, принимает форму квадрата с двенадцатью окнами, пространство выше которых покрыто мозаикой с изображением Вознесения. Также мозаикой украшен и свод апсиды алтарной части, где имеется мозаичное изображение Богородицы, относящиеся к иконописному типу «Одигитрия».

Кроме мозаик в храме сохранились фрески XI века, которые были выполнены при его реконструкции после пожара 1037 года. Фрески расположены в один ряд на восточной стене нартекса. На большинстве из них изображены святые, канонизированные в лике преподобных. Среди них выделяются преподобная Феодора и преподобный Евфимий — святые из Салоник.

Мозаики

Мозаика апсиды — «Одигитрия»
Фрагмент мозаики «Одигитрия»

Храм был построен в период иконоборчества, в связи с чем изначально апсида была украшена огромным крестом, а свод вимы — многочисленными небольшими крестами в прямоугольниках (так называемая аниконическая декорация). Эти мозаичные изображения были созданы в 780-е годы (то есть после первого восстановления иконопочитания императрицей Ириной или незадолго до него). Такая датировка основана на сохранившихся монограммах Константина VI, его матери императрицы Ирины и надписи с упоминанием епископа Феофила, бывшего участником Седьмого Вселенского собора в 787 году[10]. Они находятся в своде алтаря рядом с крупным изображением равноконечного креста в круге.

Вскоре после окончательного восстановления иконопочитания императрицей Феодорой в 843 году изображение креста было заменено мозаичным изображением Богородицы, сидящей на троне, с младенцем Христом на руках. Изображение выполнено на золотом фоне. Мастер, создававший мозаику, не был знаком с принципами исправления перспективных искажений[11]. По этой причине созданная им фигура Богородицы на полукруглой поверхности апсиды получилась широкой и грузной, а фигура Богомладенца Христа, напротив, слишком маленькой.

На уровне плеч Богородицы сохранились контуры креста, первоначально украшавшего апсиду. Под изображением Богородицы сохранилась надпись, относящаяся к первоначальному мозаичному украшению апсиды — «Господь Бог, сделай прочным это строение, так чтобы оно было непоколебимо до скончания века, для того чтобы был славен Ты, Твой Единородный Сын и Твой Пресвятой Дух».[3]:107 Между сводом алтаря и аркой на узкой лицевой части мозаикой выложена цитата из 64-го псалма — «Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего»  (Пс.65:5).

Мозаика купола — «Вознесение»

На большой мозаике купола изображена сцена Вознесения Иисуса Христа. Образ Христа заключен в многоцветную шарообразную рамку — мандорлу, поднимаемую в небо двумя ангелами. Христос, благословляющий правой рукой, изображён сидящим на радуге. Вокруг этого центрального образа изображены двенадцать апостолов и Богородица в окружении двух ангелов, один из которых указывает на слова из апостольских деяний, написанные над их головами: «…мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо»  (Деян.1:11). Относительно датировки данной мозаики существуют следующие версии[12]:

  • по мнению Шарля Диля и М. Ле Турно, создана в два этапа: Христос с ангелами — VII век, Богоматерь, ангелы и апостолы — IX век. Данная датировка, по мнению профессора Петербургского университета Д. В. Айналова, не имеет никаких оснований;
  • академик В. Н. Лазарев датирует мозаику IX веком на основании её сходства с росписями шестой капеллы в Гёреме и с мозаиками капеллы Сан Дзено в базилике Санта-Прасседе. Также в пользу такой датировки, на его взгляд, свидетельствует сохранившаяся в куполе надпись с упоминанием солунского архиепископа Павла (880—885 годы), которая, возможно, была выполнена одновременно с мозаикой.
  • искусствовед Г. С. Колпакова датирует мозаику ок. 849 годом[13]:270 то есть первыми годами после окончательного восстановления иконопочитания.

Изображения апостолов отделены друг от друга деревьями. Мастер попытался передать индивидуальные черты каждого апостола: один смотрит на небо, прикрывая глаза рукой, другой представлен задумчивым со слегка опущенной головой, которую он поддерживает рукой, третий выражает изумление, наклонив голову и сжимая руку у подбородка. Апостолы, в отличие от Христа и Богоматери, изображены не имеющими нимба. Богородица изображена в молитвенном положении с поднятыми вверх руками.

Характеризуя технику исполнения мозаики, австрийский искусствовед Отто Демус пишет, что она представляет пример идеальной оптической системы отрицательной перспективы, характерный для средневизантийского искусства.

Длинные ноги фигур, то есть те их части, что находятся на более или менее вертикальных и поэтому подверженных сильному сокращению участках купола, укороченные торсы, небольшие головы — словом, всё изображено именно так, чтобы при взгляде снизу пропорции фигур казались нормальными. Даже несколько странное изображение сидящего Христа в зените купола попадает в точку — зритель воспринимает Его фигуру почти неискажённой, а это значит, что она оказывается меньше и шире. Её относительная неуклюжесть связана с тем, что изображение сидящей фигуры на обозреваемой снизу горизонтальной поверхности для византийского художника было почти неразрешимой проблемой.[11]

Также он отмечает, что помещение в куполе композиции Вознесение Христово является примером архаичной иконографии и не размещение в куполе Христа Пантократора, традиционного для столичного искусства Византии, объясняется провинциальным положением Салоник[11]. Г. С. Колпакова относит мозаику к примерам архаического народного вкуса, но отмечает, что её отличает «академизация приёмов, усиленная стилизация объёмов, их точёность, орнаментализация очертаний деталей»[13]:271.

Данная мозаика стала прототипом росписи купола Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (середина XII века)[14], а её отдельные мотивы были использованы для создания мозаичной композиции конхи алтаря лютеранской церкви Вознесения в Иерусалиме (1907—1910 годы)[15].

Включение в число объектов Всемирного наследия

15 января 1987 года Грецией для включения в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО была номинирована группа раннехристианских и византийских памятников в городе Салоники, включающая и храм Святой Софии. В сентябре 1988 года Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест представил своё заключение с обоснованием возможности их включения в реестр.[16] На 14-ой сессии Комитета Всемирного наследия, состоявшейся в Бразилии 5—9 декабря 1988 года, указанная группа памятников была включена в Список объектов Всемирного наследия под номером 456.[17]

Примечания

  1. В настоящее время принадлежит номинально, фактически митрополия Фессалоник находится в управлении Элладской православной церкви (см. перечень епархий Вселенского патриархата и список членов Священного синода Элладской церкви)
  2. Paleochristian and Byzantine Monuments of Thessalonika. unesco.org. Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 5 мая 2010.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Папахатзис Н. Памятники Салоник. — MOLHO. — 159 с. — ISBN 960796405-5
  4. Феодор Студит // Patrologia Graeca, vol. XCIX, col. 918
  5. Иоанн Камениата Взятие Фессалоники // Две византийские хроники. — М.: Изд-во вост. лит-ры, 1957.
  6. Григорий Палама // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. 13. — ISBN 5-89572-022-6.
  7. 1 2 Комеч А. И. Византийская архитектура VI - XII вв. // Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. — М.: Наука, 1987. — 319 с.
  8. Византийское искусство 7-8 веков // Всеобщая история искусств / Под общ. ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. — М.: Искусство, 1961. — Т. 2, книга первая.
  9. 1 2 Лихачёва В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. — Л: Искусство, 1981. — С. 87.
  10. Лазарев В. Н. Эпоха иконоборчества (730–843) [V.3. Абстрактная символика] // История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.
  11. 1 2 3 Отто Демус История средневизантийской системы // Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский. — М.: Индрик, 2001. — 160 с.
  12. Лазарев В. Н. Эпоха иконоборчества (730–843) [V.6. Влияние народного искусства на искусство столицы] // История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.
  13. 1 2 Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М.: Азбука, 2010. — 528 с. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-9985-0447-1
  14. Морозова М. Е. Некоторые особенности построения фрески в куполе Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Проверено 10 апреля 2010.
  15. Лисовой Н. Н. Елеонская гора // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. 18. — С. 310—317. — ISBN 978-5-89572-032-5.
  16. Advisory Body Evaluation  (англ.). Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 14 апреля 2010.
  17. Report of the World Heritage Committee ( Twelfth Session)  (англ.). Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 14 апреля 2010.

Литература

Ссылки

Храм Святой Софии, Ιερός Καθεδρικός Ναός της του Θεού Σοφίας, Church of Hagia Sophia in Thessaloniki, Agias Sofias

  • Адрес: Agias Sofias, Thessaloniki 546 22, Греция
  • Телефон: +30 231 027 0253
  • Сайт: www.agiasofia.info
  • Архитектурный стиль: архитектура Византии
  • Длина: 42 м
  • Ширина: 35 м
  • Высота рукавов креста: 16 м
  • Диаметр купола: 10 м
  • Владелец: Министерство культуры и спорта Греции

Храм Святой Софии

Храм Святой Софии – это одна из самых старых церквей в Салониках, памятник, внесенный в список Культурного наследия ЮНЕСКО. Он известен мозаиками, фресками, массивными подкупольными арками и скульптурами, относящимися к раннехристианскому и византийскому периоду.

История храма Святой Софии

До V в. в этой части города размещался храмовый комплекс площадью 8000 кв. м, центром которого была пятискатная раннехристианская базилика Святого Марка. Она была разрушена в ходе землетрясения, случившегося в 618-620 гг. Строительство собора Святой Софии в Салониках началось примерно в 690-730 гг. Первое упоминание о нем датируется 795 г. Строительство закончилось в иконоборческий период, когда в стране правил император Лев III.

Примерно в X в. храм Святой Софии был центром Салоников, поэтому вокруг него строились культовые и административные сооружения. Когда город завоевали крестоносцы, в церкви стала размещаться кафедра католического епископа. В период с 1430 по 1523 г. в Салониках господствовали турки, и собор Святой Софии использовался в качестве мечети. В 1912 г. он был возвращен Греции и христианской церкви.

Архитектурные особенности храма Святой Софии

По своей архитектуре собор является типичной греческой крестово-купольной базиликой. Такие строились в стране в средневизантийский период. Купол храма Святой Софии, расположенного в Салониках, уложен на паруса (часть свода), опирающиеся на высокие столбы. Отличительной чертой являются глубокие подкупольные арки. Они образуют рукава, которые крестообразно расходятся от купола.

Пространство салоникского собора Святой Софии поделено колонами на три нефа – центральный и два боковых. Здесь можно рассмотреть такие уникальные элементы, как:

  • прямоугольный барабан, который как раз отличает крестокупольную базилику от куполообразной;
  • помещение для жертвенника, где готовятся Святые Дары;
  • диаконник – место хранения облачений и церковной утвари.

В свое время Храм Святой Софии был одним из новых видов церквей в Салониках, поэтому при его проектировании были допущены некоторые ошибки. Например, вместо идеального круглого купола архитектор установил четырехугольный с закругленными концами.

Центральный неф храма Святой Софии в Салониках

Убранство храма Святой Софии

Украшением интерьера служат византийские и античные колонны, которые формируют внутреннее пространство. Они отделаны капителями с изображением развевающихся листьев. Фактура стен в соборе Святой Софии в Салониках имитирует мрамор. В некоторых местах на них были нанесены растительные узоры.

Главными достопримечательностями салоникского храма Святой Софии служат фрески и мозаики. Среди них:

  • мозаика «Вознесение»;
  • Мозаика Вознесение в храме Святой Софии, Салоники
  • мозаика «Одигитрия», нанесенная на апсиду алтарной части;
  • Алтарь в храме Святой Софии с мозаикой Одигитрия
  • фрески XI в. с изображением преподобной Феодоры, преподобного Евфимия и других святых.

Благодаря архитектуре и убранству в 1988 г. собор Святой Софии в Салониках вошел в состав византийских и раннехристианских памятников, которые стали объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться до храма Святой Софии?

Один из старейших храмов планеты находится на одноименной живописной площади в 425 м от моря и 2 км от центра города. Добраться до собора Святой Софии в Салониках можно на автобусах №№16, 24 и 50. Из центра города до него можно дойти пешком за 12 мин.

Чтобы добраться до храма Святой Софии в Салониках на автомобиле, нужно двигаться на юго-восток по дорогам Filippou, Leonida Iasonidou и Egnatia. Обычно они не сильно загружены, поэтому поездка занимает не более 10 мин.