Я любви искала и не нашла: Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувс… – «Я любви искала и не нашла» (Бесприданница Островский А. Н.)

«Я любви искала и не нашла» (Бесприданница Островский А. Н.)

Все действие «Бесприданницы» скон­центрировано вокруг одного персо­нажа — Ларисы — и носит целена­правленный и напряженный характер. Можно даже сказать, что в целом «Гроза» более эпична, а «Бес­приданница» — более драматична. Это проявляется, в частности, в том, что действие в «Бесприданнице» протекает быстрее, чем в «Грозе». В «Грозе» за­вязка действия происходит почти на наших глазах, а в «Бесприданнице» действие уже «завязано» до того, как поднялся занавес. Лариса еще раньше была влюблена в Паратова; после его внезапного отъезда она из отчаяния дает согласие стать женой Карандышева. Сюжетная пружина уже натянута. Поэтому драматург получает возможность соблюсти «единство времени». Самый горячий приверженец классицистических правил мог быть доволен Ост­ровским. Ведь называемое «единство времени» тре­бовало, чтобы сценическое действие продолжалось не более суток. В «Бесприданнице» же оно проте­кает даже быстрее: начинается в полдень и закан­чивается в полночь. Но эти 12 часов перевернули всю жизнь Ларисы, которая наконец-то поняла свое положение в собственническом мире.

В конце пьесы она с горечью говорит: «На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердеч­ного слова. А ведь так жить холодно».

Драма Ларисы и заключается в том, что она живет в холодном, жестоком и. безжалостном мире, в котором нет милосердия. Это относится ко всем, кто окружает героиню: к родной матери, к Кнуро­ву, Вожеватову, Паратову, Карандышеву…

В «Бесприданнице» отчетливо проявляется столк­новение между циничной, антигуманной филосо­фией и практикой дельцов и «горячим сердцем» героини, пытающейся отстоять свою человеческую индивидуальность, гибнущую в неравной борьбе с ми­ром, в котором царствуют деньги, выгода, расчет.

Лариса — красивая, умная, гордая, самолюбивая девушка. Она наделена душевной чуткостью и от­зывчивостью. Чувство собственного достоинства не позволяет ей пассивно мириться с окружающей об­становкой. Она противопоставлена всем остальным действующим лицам. Те преследуют свои личные, своекорыстные цели, Лариса же неспособна на ложь и обман. Она живет в ожидании необыкновенного счастья, тянется к людям, готова верить им, но мечты ее о счастье несбыточны.

«Лариса» в переводе означает «чайка». Героиня «Бесприданницы», как и Катерина из «Грозы», тоже хочет улететь далеко-далеко. Отсюда ее тяготение к широкому, беспредельному пространству, что неод­нократно подчеркивается в пьесе.

Как в «Грозе», так и в «Бесприданнице», дейст­вие в основном происходит на улице, на берегу Вол­ги. Это укрупняло конфликт, помогало восприни­мать трагическую участь героини на широком фоне русской природы, символизирующей устремленность к иной — светлой, свободной жизни, к полету. Но первая же ремарка в пьесе «Бесприданница» соеди­няет две противоположные сферы: пошлое, обыден­ное, будничное «здесь» и таинственно-поэтическое «там». Здесь — обычная кофейня с официантами, там — вид на Волгу и большое пространство: леса, села и прочее. И Лариса, едва появившись на сце­не, садится на скамейку и смотрит в бинокль на Волгу. Как вы думаете, зачем Островский застав­ляет ее пользоваться биноклем? Любоваться при­родой можно и без него. Не в театре же сидит Лариса, а на бульваре… Очевидно, с помощью би­нокля она хочет приблизить к себе поэтический простор, волжскую даль и вместе с тем отодви­нуться, отгородиться от пошлой реальности, которая ей так противна.

Кульминацией пьесы можно считать сцену, когда Лариса поет романс на слова Е. А. Баратынского.

Мир романса с его нежностью, надрывом, откры­тостью в выражении чувств — это и есть мир Ла­рисы. Жизнь она воспринимает сквозь призму ро­мансных представлений и идеалов. Однако красивые иллюзии долго существовать не могут. Ее возвы­шенные представления о любви, об «идеале муж­чины», о дружбе, вообще о жизни закономерно терпят крах.

В русской литературе любовь всегда была серьез­ным испытанием для действующих лиц, испытанием на человечность, на душевную стойкость и благо­родство. В «Бесприданнице» только Лариса выдержи­вает это испытание. Все остальные (Паратов, Кну­ров, Вожеватов, Карандышев) любви недостойны. Для них существует своя система ценностей: или любовь, или расчет. Расчет побеждает.Как же относится сама Лариса к этой системе ценностей? Вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос. Она, конечно, решительно протестует против мира торгашества, цинизма, унижения челове­ческого достоинства, но, вместе с тем, на себе уже испытывает воздействие нового времени, его социа­льные, идейные, нравственные тенденции. У нее уже нет той цельности, которая так характерна была для Катерины. Еще раз отметим: в Ларисе, разумеется, есть нечто, резко выделяющее ее среди окружающих: яркий характер, талантливость, внутренняя чистота, правдивость. «Не в матушку,— так говорит о ней Вожеватов.— У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего и скажет, что не надо». «То есть правду?» — спрашивает Кну­ров. «Да, правду, а бесприданницам так нельзя»,— утверждает Вожеватов.

Даже в манере одеваться Лариса резко отли­чается от родной матери. Авторские ремарки в этом отношении точны и выразительны. Старшая Огудалова «одета изящно, но смело и не по летам», а младшая «одета богато, но скромно». (Попробуйте и здесь применить прием устного рисования.)

И все же Лариса в гораздо большей степени, чем Катерина, своя в этом мире. Она может быть без­жалостной и бессердечной. Вот в первом действии Лариса выговаривает Карандышеву, упрекая его в бестактности: «Я сделалась очень чутка и впечатли­тельна». Все это так, но чуткости она требует только по отношению к себе. Во втором действии Карандышев буквально умоляет ее: «Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь!» Лариса не склонна его жалеть. «Вы только о себе, — упрекает она своего жениха. — Все себя любят!» Карандышев действи­тельно думает прежде всего о себе; но разве Лариса поступает иначе?

Отмечая глубину внутреннего мира своей героини, Островский вовсе не идеализирует ее. Чувствуется в Ларисе ранняя усталость от жизни, какая-то опусто­шенность, разочарованность. В «Грозе» все же ощу­щалось, что Катерина пришла в этот мир откуда-то со стороны, что она «не от мира сего» (если вос­пользоваться названием одной из позднейших пьес Островского). Лариса же тут выросла, тут воспи­тывалась, тут получила первые представления о жизни, о людях. И друг детства Вася Вожеватов потихонечку возил ей романы, «которые девушкам читать не дают». Становится понятным, почему она не просто влюблена в Паратова: в ее глазах он — идеал мужчины, а ведь это уже критерий, та свое­образная точка отсчета, которая определяет многие противоречивые черты в ее сознании и поведении.

Тлетворное влияние среды уже затронуло герои­ню «Бесприданницы», отравило ее чистую душу. Драма происходит не только вокруг нее, но и в ней самой. Она в конечном счете сама осознает себя вещью и готова даже принять циничное предло­жение Кнурова. «Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, — говорит она, — засверкали брил­лианты». В финале Лариса не щадит ни Карандышева, ни, что особенно важно, самоё себя: «…я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота».

В заключительном монологе Ларисы ощущается какой-то надрыв, что-то похожее на истерику. Мо­жет быть, она сама даже не отдает себе отчета в том, что она говорит, что ей несет выбор, что ожи­дает ее в будущем. «Позовите Кнурова» — ведь это все равно, что в петлю, что в омут. Поэтому вы­стрел Карандышева для нее — единственный выход, избавление от позора, от медленной мучительной казни сознания. Подобно Катерине, она сама себя судит. Не суда людей она боится, а суда соб­ственной совести. Смерть оказывается единственным и самым желанным выходом.

«Бесприданница» — одна из лучших пьес позд­него Островского. Здесь уже заметно усложняется психологическая характеристика действующих лиц. В отличие, например, от Кабанихи или, тем более, от Дикого, персонажи, окружающие Ларису, не вы­глядят прямыми злодеями. Характеры их более слож­ные, порою противоречивые. Внутренняя психологи­ческая сложность героев пьесы есть одно из прояв­лений жанровой специфики «Бесприданницы». Перед нами — психологическая драма, ведущая в перспек­тиве к драматургии А. П. Чехова.

Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла ее нет на свете нечего и искать.

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Когда мне не хватало денег, я садился думать, а не бежал зарабатывать. Идея — самый дорогой товар на свете.

Стивен Пол Джобс (50+)

Любимому … я никогда не прекословлю
И злость не вымещаю на посуде.
Мы всё решим спокойно и с любовью,
Как он мне скажет, так по-моему и будет!

Неизвестный автор (1000+)

Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них — равнодушия.

Хелен Келлер (20+)

Все смотрят на время, но время ни на кого не смотрит.

Еврейские пословицы и поговорки (50+)

И в душу я свою врата закрыла.
Кому — то меня просто не понять.
Мне часто говорят, что я красива.
Мне б красоту на счастье обменять…

Елена Иванова (10+)

Как холодно было бы на свете без женской любви!

Артур Конан Дойл (10+)

Они скандалили, будто не знали, что злые слова нельзя взять и забыть. Не знали, что люди ругаются на полную, а мирятся наполовину, и так каждый раз от любви отрезается, и ее становится все меньше и меньше.

Письмовник (Михаил Шишкин) (40+)

Я не хочу зарабатывать на жизнь, я хочу жить!

Оскар Уайльд (500+)

Учитесь отличать важное и второстепенное. Высшее образование — не показатель ума. Красивые слова — не показатель любви. Красивая внешность — не показатель красивого человека. Учитесь ценить душу, верить поступкам, смотреть на дела.

Неизвестный автор (1000+)

Я просто хочу получать удовольствие от жизни! Я не хочу хамить, скандалить и что-то кому-то доказывать, не хочу тратить время на общение с теми, кто мне неприятен, с людьми, которые меня не понимают, и пытаться достучаться до них. Не хочу пытаться вмещать свои мысли в чужую голову. Мне некогда! Я хочу жить своим настоящим.

Олег Рой (100+)

слов? Лариса(со слезами). Уж если быть вещью, т

слов?

Лариса(со слезами). Уж если быть вещью, так одно, утешение – быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова.

Карандышев. Что вы, что вы, опомнитесь!

Лариса. Ну, так я сама пойду.

Карандышев. Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю.

Лариса(с горькой улыбкой). Вы мне прощаете? Благодарю вас. Только я-то себе не прощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы.

Карандышев. Уедемте, уедемте сейчас из этого города, я на все согласен.

Лариса. Поздно. Я вас просила взять меня поскорей из цыганского табора, вы не умели этого сделать; видно, мне жить и умереть в цыганском таборе.

Карандышев. Ну, я вас умоляю, осчастливьте меня.

Лариса. Поздно. Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты.

Карандышев. Я готов на всякую жертву, готов терпеть всякое унижение для вас.

Лариса(с отвращением). Подите, вы слишком мелки, слишком ничтожны для меня.

Карандышев. Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу?
(Падает на колени.)Я вас люблю, люблю.

Лариса. Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. Подите, я вашей быть не могу.

Карандышев(вставая). О, не раскайтесь!
(Кладет руку за борт сюртука.)Вы должны быть моей.

Лариса. Чьей ни быть, но не вашей.

Карандышев(запальчиво). Не моей?

Лариса. Никогда!

Карандышев. Так не доставайся ж ты никому!
(Стреляет в нее из пистолета.)

Лариса(хватаясь за грудь). Ах! Благодарю вас!
(Опускается на стул.)

Карандышев. Что я, что я… ах, безумный!
(Роняет пистолет.)

Лариса(нежно). Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама… сама. Ах, какое благодеяние…
(Поднимает пистолет и кладет на стол.)

 Из кофейной выходят
Паратов,
Кнуров,
Вожеватов,
Робинзон,
Гаврилои
Иван.

Явление двенадцатое

Лариса,
Карандышев,
Паратов,
Кнуров,
Вожеватов,
Робинзон,
Гаврилои
Иван.

Все. Что такое, что такое?

Лариса. Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама.

За сценой цыгане запевают песню.

Паратов. Велите замолчать! Велите замолчать!

Лариса(постепенно слабеющим голосом). Нет,  не  зачем…  Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю.
(Посылает поцелуй.)

Громкий хор цыган.

16 октября 1878 г.

Комментарии

Печатается по тексту первой публикации в журнале  «Отечественные записки», 1879, э 1, с отдельными уточнениями по изданию Сочинений А. Н. Островского, т. X, Спб., 1884.

Как свидетельствует помета Островского на первом листе автографа, драма была задумана 4 ноября 1874 года в Москве. 1 октября 1876 года, сообщая Ф. А. Бурдину о своей работе над комедией «Правда – хорошо, а счастье лучше», Островский писал:

«Все мое внимание и – все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить ее в этом же году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное

Лариса: “Я любви искала и не нашла”🔥

Все действие “Бесприданницы” сконцентрировано вокруг одного персонажа – Ларисы – и носит целенаправленный и напряженный характер. Можно даже сказать, что в целом “Гроза” более эпична, а “Бесприданница” – более драматична. Это проявляется, в частности, в том, что действие в “Бесприданнице” протекает быстрее, чем в “Грозе”. В “Грозе” завязка действия происходит почти на наших глазах, а в “Бесприданнице” действие уже “завязано” до того, как поднялся занавес. Лариса еще раньше была влюблена в

Паратова; после его внезапного отъезда она из отчаяния дает согласие стать женой Карандышева.

Сюжетная пружина уже натянута. Поэтому драматург получает возможность соблюсти “единство времени”. Самый горячий приверженец классицистических правил мог быть доволен Островским.

Ведь называемое “единство времени” требовало, чтобы сценическое действие продолжалось не более суток. В “Бесприданнице” же оно протекает даже быстрее: начинается в полдень и заканчивается в полночь. Но эти 12 часов перевернули всю жизнь Ларисы, которая наконец-то поняла свое положение в собственническом мире.

В конце пьесы она с горечью говорит: “На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно”.

Драма Ларисы и заключается в том, что она живет в холодном, жестоком и. безжалостном мире, в котором нет милосердия. Это относится ко всем, кто окружает героиню: к родной матери, к Кнурову, Вожеватову, Паратову, Карандышеву…

В “Бесприданнице” отчетливо проявляется столкновение между циничной, антигуманной философией и практикой дельцов и “горячим сердцем” героини, пытающейся отстоять свою человеческую индивидуальность, гибнущую в неравной борьбе с миром, в котором царствуют деньги, выгода, расчет.

Лариса – красивая, умная, гордая, самолюбивая девушка. Она наделена душевной чуткостью и отзывчивостью. Чувство собственного достоинства не позволяет ей пассивно мириться с окружающей обстановкой. Она противопоставлена всем остальным действующим лицам. Те преследуют свои личные, своекорыстные цели, Лариса же неспособна на ложь и обман.

Она живет в ожидании необыкновенного счастья, тянется к людям, готова верить им, но мечты ее о счастье несбыточны.

“Лариса” в переводе означает “чайка”. Героиня “Бесприданницы”, как и Катерина из “Грозы”, тоже хочет улететь далеко-далеко. Отсюда ее тяготение к широкому, беспредельному пространству, что неоднократно подчеркивается в пьесе.

Как в “Грозе”, так и в “Бесприданнице”, действие в основном происходит на улице, на берегу Волги. Это укрупняло конфликт, помогало воспринимать трагическую участь героини на широком фоне русской природы, символизирующей устремленность к иной – светлой, свободной жизни, к полету. Но первая же ремарка в пьесе “Бесприданница” соединяет две противоположные сферы: пошлое, обыденное, будничное “здесь” и таинственно-поэтическое “там”. Здесь – обычная кофейня с официантами, там – вид на Волгу и большое пространство: леса, села и прочее. И Лариса, едва появившись на сцене, садится на скамейку и смотрит в бинокль на Волгу.

Как вы думаете, зачем Островский заставляет ее пользоваться биноклем? Любоваться природой можно и без него. Не в театре же сидит Лариса, а на бульваре…

Очевидно, с помощью бинокля она хочет приблизить к себе поэтический простор, волжскую даль и вместе с тем отодвинуться, отгородиться от пошлой реальности, которая ей так противна.

Кульминацией пьесы можно считать сцену, когда Лариса поет романс на слова Е. А. Баратынского.

Мир романса с его нежностью, надрывом, открытостью в выражении чувств – это и есть мир Ларисы. Жизнь она воспринимает сквозь призму романсных представлений и идеалов. Однако красивые иллюзии долго существовать не могут.

Ее возвышенные представления о любви, об “идеале мужчины”, о дружбе, вообще о жизни закономерно терпят крах.

В русской литературе любовь всегда была серьезным испытанием для действующих лиц, испытанием на человечность, на душевную стойкость и благородство. В “Бесприданнице” только Лариса выдерживает это испытание. Все остальные любви недостойны.

Для них существует своя система ценностей: или любовь, или расчет. Расчет побеждает.

Как же относится сама Лариса к этой системе ценностей? Вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос. Она, конечно, решительно протестует против мира торгашества, цинизма, унижения человеческого достоинства, но, вместе с тем, на себе уже испытывает воздействие нового времени, его социальные, идейные, нравственные тенденции.

У нее уже нет той цельности, которая так характерна была для Катерины. Еще раз отметим: в Ларисе, разумеется, есть нечто, резко выделяющее ее среди окружающих: яркий характер, талантливость, внутренняя чистота, правдивость. “Не в матушку,- так говорит о ней Вожеватов.- У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего и скажет, что не надо”. “То есть правду?” – спрашивает Кнуров. “Да, правду, а бесприданницам так нельзя”,- утверждает Вожеватов.

Даже в манере одеваться Лариса резко отличается от родной матери. Авторские ремарки в этом отношении точны и выразительны. Старшая Огудалова “одета изящно, но смело и не по летам”, а младшая “одета богато, но скромно”.

И все же Лариса в гораздо большей степени, чем Катерина, своя в этом мире. Она может быть безжалостной и бессердечной. Вот в первом действии Лариса выговаривает Карандышеву, упрекая его в бестактности: “Я сделалась очень чутка и впечатлительна”.

Все это так, но чуткости она требует только по отношению к себе. Во втором действии Карандышев буквально умоляет ее: “Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь!” Лариса не склонна его жалеть. “Вы только о себе, – упрекает она своего жениха. – Все себя любят!” Карандышев действительно думает прежде всего о себе; но разве Лариса поступает иначе?

Отмечая глубину внутреннего мира своей героини, Островский вовсе не идеализирует ее. Чувствуется в Ларисе ранняя усталость от жизни, какая-то опустошенность, разочарованность. В “Грозе” все же ощущалось, что Катерина пришла в этот мир откуда-то со стороны, что она “не от мира сего” . Лариса же тут выросла, тут воспитывалась, тут получила первые представления о жизни, о людях.

И друг детства Вася Вожеватов потихонечку возил ей романы, “которые девушкам читать не дают”. Становится понятным, почему она не просто влюблена в Паратова: в ее глазах он – идеал мужчины, а ведь это уже критерий, та своеобразная точка отсчета, которая определяет многие противоречивые черты в ее сознании и поведении.

Тлетворное влияние среды уже затронуло героиню “Бесприданницы”, отравило ее чистую душу. Драма происходит не только вокруг нее, но и в ней самой. Она в конечном счете сама осознает себя вещью и готова даже принять циничное предложение Кнурова. “Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, – говорит она, – засверкали бриллианты”. В финале Лариса не щадит ни Карандышева, ни, что особенно важно, самое себя: “…я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать.

Я не нашла любви, так буду искать золота”.

В заключительном монологе Ларисы ощущается какой-то надрыв, что-то похожее на истерику. Может быть, она сама даже не отдает себе отчета в том, что она говорит, что ей несет выбор, что ожидает ее в будущем. “Позовите Кнурова” – ведь это все равно, что в петлю, что в омут. Поэтому выстрел Карандышева для нее – единственный выход, избавление от позора, от медленной мучительной казни сознания. Подобно Катерине, она сама себя судит. Не суда людей она боится, а суда собственной совести.

Смерть оказывается единственным и самым желанным выходом.

“Бесприданница” – одна из лучших пьес позднего Островского. Здесь уже заметно усложняется психологическая характеристика действующих лиц. В отличие, например, от Кабанихи или, тем более, от Дикого, персонажи, окружающие Ларису, не выглядят прямыми злодеями.

Характеры их более сложные, порою противоречивые. Внутренняя психологическая сложность героев пьесы есть одно из проявлений жанровой специфики “Бесприданницы”. Перед нами – психологическая драма, ведущая в перспективе к драматургии А. П. Чехова.

«Я любви искала и не нашла» (А. Н. Островский)

«Я любви искала и не нашла» (А. Н. Островский).

Любовь… Она как птица, свободная и непредсказуемая. Она парит высоко в чистом, безоблачном небе. Ты будто ощущаешь её присутствие над собой, протягиваешь к ней руки — она взмахивает крылом и уплывает в бесконечные просторы неба. Пространство, в котором она живёт, увлекает тебя, и, когда вдруг удаётся взлететь вслед за этой птицей, тебя охватывает чувство блаженства. Ты свободен, ты летишь, охваченный ощущением лёгкости, спокойствия. Но лишь немногим удаётся взлететь вслед за птицей. Немногим удаётся обрести могучие крылья. И немногим удаётся удержаться на волнах небесного океана…

Город Брикетов, в котором происходит действие пьесы, будто клетка: «… в глубине низкая чугунная решётка, за ней — вид на Волгу, на большое пространство: леса, сёла и проч.». В этом городе своя жизнь. Лариса Дмитриевна Огудалова, чьё имя переводится как «чайка», будто птица в этой клетке. Её душа рвётся в родную стихию — стихию свободы, покоя, — счастья. Она мечтает расправить свои крылья и окунуться в небесные воды. Мечтает о чистом чувстве, она ищет любовь. Ларису окружают циничные люди, для которых истинное значение имеют деньги, власть и положение в обществе. Те люди, которые из-за корыстных побуждений могут пожертвовать своими чувствами, продать себя. Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, предлагая дочь в качестве товара, ловит богатеньких женихов. «Любит и сама пожить весело, — говорит Василий Данилыч Вожеватов, — как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся». Лариса красива, неглупа, талантлива, «обращение свободное, оно и тянет». Эти качества — очень дорогой товар, за который не каждый может заплатить. Харита Игнатьевна наживается на своей дочери, собирая со всех Ларисиных ухажёров понемногу. Ларису Огудалову окружают мужчины. Мужчины разных лет, с разными состояниями и разным положением в обществе.

Среди всех женихов, которые ходят к Ларисе («старик какой-то с подагрой да разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный», или кассир, который просто засыпал Хариту Игнатьевну деньгами и которого арестовали у них же в доме), выделяется Сергей Сергеич Паратов. «Блестящий барин» затмевает всех. Сергей Сергеич для Ларисы — идеал мужчины. Красивый, мужественный, смелый. Мужчина, у которого доброе сердце и в котором она, по её словам, не может быть уверена. Но мы видим, что Паратов далёк от идеала. Он, конечно же, смел и рискован, он общителен, он уважаем в обществе, но, мне кажется, слишком сильна в нём корысть. Возможно, в его сердце живёт любовь к Ларисе. Он, по крайней мере, очень увлечён ею, но Паратов отказывается от непорочной, искренней Ларисы, от её чистой любви в пользу низменных ценностей — денег. Он говорит о себе: «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно». Сергей Сергеич собирается жениться на очень богатой девушке. Он нашёл выгоду: ради золотых приисков он готов продать свою свободу, продать себя…

Чувство же Ларисы к Паратову чистое и светлое. Она не отрицает своих чувств и прямо говорит, что если бы явился Сергей Сергеич, то было бы достаточно одного его взгляда, чтобы она вновь принадлежала ему. А Сергей Сергеич будто специально мучает Ларису Дмитриевну: добивается признания, что она его любила и любит по-прежнему. Лариса ждала ответного чувства от Паратова, но он ответил ей лишь мимолётной страстью, увлечением. Ведь для Паратова не существует чувства идеального. «В любви равенства нет», — говорит он. И если случается равная с обеих сторон любовь, то «это какое-то кондитерское пирожное выходит, какое-то безе». Лариса готова бежать с Паратовым: «Сергей Сергеич приехал на один день, и она бросает ради него жениха, с которым ей жить всю жизнь». Паратов будто оказывает на Ларису колдовское воздействие. Своими словами, своими обещаниями он заставляет её поверить ему вновь, простить, забыть обиду. Она вновь принадлежит ему. «Вы — мой повелитель», — говорит Лариса Паратову. «Я брошу все расчёты и уж никакая сила не вырвет вас у меня…» Все эти обещания были пустыми. Паратов хотел уговорить Ларису поехать с ним за Волгу. Последние дни своей холостяцкой жизни он собирался провести как можно веселей и для этого пригласил Ларису Дмитриевну.

Лариса поверила обещаниям Паратова, а он убил в ней последнюю веру в то, что настоящая любовь существует. «Угар страстного увлечения скоро проходит, — говорит Паратов, — остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны…» А знающие Паратова люди, такие как Вожеватов и Кнуров, утверждают, что каким бы смелым Сергей Сергеич ни был, а миллионную невесту на Ларису не променял бы. Романс, который Лариса пела гостям, очень точно характеризовал состояние героини: Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей… Паратов вновь возбудил в Ларисе чувства к нему, хотя она уже смирилась со своим положением. Она решила выйти замуж за Карандышева, мечтала о простой жизни в Заболотье, мечтала гулять по лесам, собирать ягоды, грибы. «Я по крайней мере душой отдохну, — говорит Лариса, — пусть там и дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем.

Юлий Капитоныч Карандышев, возможно, любит Ларису. Он восхищается ею, боготворит её. Три года он ухаживал за Ларисой. Терпел Юлий Капитоныч и насмешки, и то, что придерживали его в женихах на всякий случай. И награждён он был за постоянство, за терпение. Лариса же собирается за него замуж от безысходности: «Не приписывайте моего выбора своим достоинствам…» — говорит Лариса Дмитриевна. Она не отрицает, что Карандышев для неё — соломинка, за которую хватается утопающий». Но Карандышев самолюбив. Для него неважно, что Лариса его не любит. Главное, чтобы посторонние думали, что выбор Ларисин был свободен, что она предпочитает его другим ухажёрам. Лариса для Карандышева является как бы ступенькой в высшее общество города. Он хочет добиться уважения Кнурова, Вожеватова, Паратова… В то время как Лариса Дмитриевна хочет уехать в Заболотье, хочет тишины и уединения, Юлий Капитоныч специально водит её по улицам. «Ему покрасоваться хочется. Да и не удивительно: из ничего да в люди попал», — говорит Харита Игнатьевна. Ему хочется повеличаться, погордиться, ведь он «влезает в лучшее общество». Ларисе Карандышев неприятен: «… как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!» Она стыдится за Юлия Капитоныча. Тем, что Паратов, Вожеватов да Кнуров издеваются над Карандышевым, они терзают Ларису. Василий Данилыч Вожеватов является другом семьи Огудаловых. Он знает Ларису с малых лет. И она ему тоже нравится. Но, как человек с положением в обществе, с ценностями вроде купеческого слова, он не даёт волю своим чувствам. Даже когда Лариса Дмитриевна просит его о помощи, когда его поддержка необходима ей как никогда, он отказывается помочь ей всего лишь потому, что проиграл её в споре с Кнуровым. Вожеватов даже видит определённую выгоду в том, что проиграл: расходов меньше. Мокий Пармёныч Кнуров считает, что они, близкие друзья Ларисы, обязаны принять участие в её судьбе. Кнуров сразу определяет Ларису как вещь: «А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку». Он считает, что не создана Лариса для бедной семейной жизни, в ней нет земного, житейского. «Эта женщина создана для роскоши, — говорит Кнуров. — Дорогой бриллиант и дорогой оправы требует». Мокий Пармёныч предлагает Ларисе своё покровительство. Он как бы хочет выступить в роли ювелира, который и камень отточит, и оправу подберёт дорогую.

Лариса понимает, что все воспринимают её как вещь: «Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите». В конце концов Лариса Дмитриевна оказывается на развилке. У неё три пути. Первый — смириться с унизительным положением, выйти замуж за Карандышева, который простит ей всё, уехать в Заболотье, где продолжать тихо жить и вести домашнее хозяйство; второй — признаться себе, что является вещью, причём дорого вещью, и быть под покровительст-вом Кнурова. Окунуться в роскошь, блеск. И третий — самоубийство… Во время разговора с Паратовым Лариса упоминала о самоубийстве: «Для несчастных людей много простора в божьем мире; вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге — выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет». Ларисе не пришлось выбирать один из путей. Юлий Капитоныч застрелил её. Он освободил её от душевных мук и тем самым совершил для неё благодеяние. Лариса Огудалова страдала, терпела много унижений, искала чистое и прекрасное чувство. Она не нашла любви, но её душа вырвалась наружу. Она будто выпорхнула из клетки и обрела свободу…

“Я любви искала и не нашла” 👍

Любовь – Она как птица, свободная и непредсказуемая. Она парит высоко в чистом, безоблачном небе. Ты будто ощущаешь ее присутствие над собой, протягиваешь к ней руки – она взмахивает крылом и уплывает в бесконечные просторы неба. Пространство, в котором она живет, увлекает тебя, и, когда вдруг удается взлететь вслед за этой птицей, тебя охватывает чувство блаженства.

Ты свободен, ты летишь, охваченный ощущением легклсти, спокойствия.

Но лишь немногим удается взлететь вслед за птицей. Немногим удается обрести могучие крылья. И немногим

удается удержаться на волнах небесного океана. Город Брикетов, в котором происходит действие пьесы, будто клетка: “Е в глубине низкая чугунная решетка, за ней – вид на Волгу, на большое пространство: леса, села и проч.”.

В этом городе своя жизнь. Лариса Дмитриевна Огудалова, чье имя переводится как “чайка”, будто птица в этой клетке. Ее душа рвется в родную стихию – стихию свободы, покоя, – счастья.

Она мечтает расправить свои крылья и окунуться в небесные воды. Мечтает о чистом чувстве, она ищет любовь.

Ларису окружают циничные люди, для которых истинное значение имеют деньги, власть

и положение в обществе. Те люди, которые из-за корыстных побуждений могут пожерт-вовать своими чувствами, продать себя. Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, предлагая дочь в качестве товара, ловит богатеньких женихов. “Любит и сама пожить весело, – говорит Василий Данилыч Вожеватов, – как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся”. Лариса красива, неглупа, талантлива, “обращение свободное, оно и тянет”.

Эти качества – очень дорогой товар, за который не каждый может заплатить. Харита Игнатьевна наживается на своей дочери, собирая со всех Ларисиных ухажеров понемногу. Ларису Огудамову окружают мужчины.

Мужчины разных лет, с разными состояниями и разным положением в обществе. Среди всех женихов, которые ходят к Ларисе, выделяется Сергей Сергеич Паратов. “Блестящий барин” затмевает всех. Сергей Сергеич для Ларисы – идеал мужчины. Красивый, мужественный, смелый.

Мужчина, у которого доброе сердце и в котором она, по ее словам, не может быть уверена. Но мы видим, что Паратов далек от идеала. Он, конечно же, смел и рискован, он общителен, он уважаем в обществе, но, мне кажется, слишком сильна в нем корысть.

Возможно, в его сердце живет любовь к Ларисе. Он, по крайней мере, очень увлечен ею, но Паратов отказывается от непорочной, искренней Ларисы, от ее чистой любви в пользу низменных ценностей – денег. Он говорит о себе: “У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”.

Сергей Сергеич собирается жениться на очень богатой девушке. Он нашел выгоду: ради золотых приисков он готов продать свою свободу, продать себяЕ Чувство же Ларисы к Паратову чистое и светлое. Она не отрицает своих чувств и прямо говорит, что если бы явился Сергей Сергеич, то было бы достаточно одного его взгляда, чтобы она вновь принадлежала ему.

А Сергей Сергеич будто специально мучает Ларису Дмитриевну: добивается признания, что она его любила и любит по-прежнему.

Лариса ждала ответного чувства от Паратова, но он ответил ей лишь мимолетной страстью, увлечением. Ведь для Паратова не существует чувства идеального. “В любви равенства нет”, – говорит он. И если случается равная с обеих сторон любовь, то “это какое-то кондитерское пирожное выходит, какое-то безе”. Лариса готова бежать с Паратовым: “Сергей Сергеич приехал на один день, и она бросает ради него жениха, с которым ей жить всю жизнь”.

Паратов будто оказывает на Ларису колдовское воздействие. Своими словами, своими обещаниями он заставляет ее поверить ему вновь, простить, забыть обиду. Она вновь принадлежит ему. “Вы – мой повелитель”, – говорит Лариса Паратову. “Я брошу все расчеты и уж никакая сила не вырвет вас у меняЕ” Все эти обещания были пустыми. Паратов хотел уговорить Ларису поехать с ним за Волгу.

Последние дни своей холостяцкой жизни он собирался провести как можно веселей и для этого пригласил Ларису Дмитриевну.

Лариса поверила обещаниям Паратова, а он убил в ней последнюю веру в то, что настоящая любовь существует. “Угар страстного увлечения скоро проходит, – говорит Паратов, – остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывныЕ” А знающие Паратова люди, такие как Вожеватов и Кнуров, утверждают, что каким бы смелым Сергей Сергеич ни был, а миллионную невесту на Ларису не променял бы. Романс, который Лариса пела гостям, очень точно характеризовал состояние героини: Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоейЕ Паратов вновь возбудил в Ларисе чувства к нему, хотя она уже смирилась со своим положением. Она решила выйти замуж за Карандышева, мечтала о простой жизни в Заболотье, мечтала гулять по лесам, собирать ягоды, грибы. “Я по крайней мере душой отдохну, – говорит Лариса, – пусть там и дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем.

Юлий Капитоныч Карандышев, возможно, любит Ларису. Он восхищается ею, боготворит ее. Три года он ухаживал за Ларисой. Терпел Юлий Капитоныч и насмешки, и то, что придерживали его в женихах на всякий случай.

И награжден он был за постоянство, за терпение. Лариса же собирается за него замуж от безысходности: “Не приписывайте моего выбора своим достоинствамЕ” – говорит Лариса Дмитриевна. Она не отрицает, что Карандышев для нее – соломинка, за которую хватается утопающий”. Но Карандышев самолюбив.

Для него неважно, что Лариса его не любит. Главное, чтобы посторонние думали, что выбор Ларисин был свободен, что она предпочитает его другим ухажерам. Лариса для Карандышева является как бы ступенькой в высшее общество города. Он хочет добиться уважения Кнурова, Вожеватова, Паратова…

В то время как Лариса Дмитриевна хочет уехать в Заболотье, хочет тишины и уединения, Юлий Капитоныч специально водит ее по улицам. “Ему покрасоваться хочется. Да и не удивительно: из ничего да в люди попал”, – говорит Харита Игнатьевна. Ему хочется повеличаться, погордиться, ведь он “влезает в лучшее общество”.

Ларисе Карандышев неприятен: “Е как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!” Она стыдится за Юлия Капитоныча. Тем, что Паратов, Вожеватов да Кнуров издеваются над Карандышевым, они терзают Ларису. Василий Данилыч Вожеватов является другом семьи Огудаловых. Он знает Ларису с малых лет.

И она ему тоже нравится. Но, как человек с положением в обществе, с ценностями вроде купеческого слова, он не дает волю своим чувствам. Даже когда Лариса Дмитриевна просит его о помощи, когда его поддержка необходима ей как никогда, он отказывается помочь ей всего лишь потому, что проиграл ее в споре с Кнуровым. Вожеватов даже видит определенную выгоду в том, что проиграл: расходов меньше.

Мокий Парменыч Кнуров считает, что они, близкие друзья Ларисы, обязаны принять участие в ее судьбе. Кнуров сразу определяет Ларису как вещь: “А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку”. Он считает, что не создана Лариса для бедной семейной жизни, в ней нет земного, житейского. “Эта женщина создана для роскоши, – говорит Кнуров. – Дорогой бриллиант и дорогой оправы требует”.

Мокий Парменыч предлагает Ларисе свое покровительство. Он как бы хочет выступить в роли ювелира, который и камень отточит, и оправу подберет дорогую. Лариса понимает, что все воспринимают ее как вещь: “Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите”. В конце концов Лариса Дмитриевна оказывается на развилке.

У нее три пути. Первый – смириться с унизительным положением, выйти замуж за Карандышева, который простит ей все, уехать в Заболотье, где продолжать тихо жить и вести домашнее хозяйство; второй – признаться себе, что является вещью, причем дорого вещью, и быть под покровительст-вом Кнурова. Окунуться в роскошь, блеск. И третий – самоубийство

Во время разговора с Паратовым Лариса упоминала о самоубийстве: “Для несчастных людей много простора в божьем мире; вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге – выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет”. Ларисе не пришлось выбирать один из путей.

Юлий Капитоныч застрелил ее. Он освободил ее от душевных мук и тем самым совершил для нее благодеяние. Лариса Огудалова страдала, терпела много унижений, искала чистое и прекрасное чувство.

Она не нашла любви, но ее душа вырвалась наружу. Она будто выпорхнула из клетки и обрела свободу.

Лариса: “Я любви искала и не нашла” 👍

Все действие “Бесприданницы” сконцентрировано вокруг одного персонажа – Ларисы – и носит целенаправленный и напряженный характер. Можно даже сказать, что в целом “Гроза” более эпична, а “Бесприданница” – более драматична. Это проявляется, в частности, в том, что действие в “Бесприданнице” протекает быстрее, чем в “Грозе”. В “Грозе” завязка действия происходит почти на наших глазах, а в “Бесприданнице” действие уже “завязано” до того, как поднялся занавес.

Лариса еще раньше была влюблена

в Паратова; после его внезапного отъезда она из отчаяния дает согласие стать женой Карандышева. Сюжетная пружина уже натянута. Поэтому драматург получает возможность соблюсти “единство времени”.

Самый горячий приверженец классицистических правил мог быть доволен Островским. Ведь называемое “единство времени” требовало, чтобы сценическое действие продолжалось не более суток. В “Бесприданнице” же оно протекает даже быстрее: начинается в полдень и заканчивается в полночь.

Но эти 12 часов перевернули всю жизнь Ларисы, которая наконец-то поняла свое положение в собственническом мире.

В

конце пьесы она с горечью говорит: “На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно”.

Драма Ларисы и заключается в том, что она живет в холодном, жестоком и. безжалостном мире, в котором нет милосердия. Это относится ко всем, кто окружает героиню: к родной матери, к Кнурову, Вожеватову, Паратову, Карандышеву…

В “Бесприданнице” отчетливо проявляется столкновение между циничной, антигуманной философией и практикой дельцов и “горячим сердцем” героини, пытающейся отстоять свою человеческую индивидуальность, гибнущую в неравной борьбе с миром, в котором царствуют деньги, выгода, расчет.

Лариса – красивая, умная, гордая, самолюбивая девушка. Она наделена душевной чуткостью и отзывчивостью. Чувство собственного достоинства не позволяет ей пассивно мириться с окружающей обстановкой.

Она противопоставлена всем остальным действующим лицам. Те преследуют свои личные, своекорыстные цели, Лариса же неспособна на ложь и обман. Она живет в ожидании необыкновенного счастья, тянется к людям, готова верить им, но мечты ее о счастье несбыточны.

“Лариса” в переводе означает “чайка”. Героиня “Бесприданницы”, как и Катерина из “Грозы”, тоже хочет улететь далеко-далеко. Отсюда ее тяготение к широкому, беспредельному пространству, что неоднократно подчеркивается в пьесе.

Как в “Грозе”, так и в “Бесприданнице”, действие в основном происходит на улице, на берегу Волги. Это укрупняло конфликт, помогало воспринимать трагическую участь героини на широком фоне русской природы, символизирующей устремленность к иной – светлой, свободной жизни, к полету. Но первая же ремарка в пьесе “Бесприданница” соединяет две противоположные сферы: пошлое, обыденное, будничное “здесь” и таинственно-поэтическое “там”. Здесь – обычная кофейня с официантами, там – вид на Волгу и большое пространство: леса, села и прочее.

И Лариса, едва появившись на сцене, садится на скамейку и смотрит в бинокль на Волгу. Как вы думаете, зачем Островский заставляет ее пользоваться биноклем? Любоваться природой можно и без него.

Не в театре же сидит Лариса, а на бульваре… Очевидно, с помощью бинокля она хочет приблизить к себе поэтический простор, волжскую даль и вместе с тем отодвинуться, отгородиться от пошлой реальности, которая ей так противна.

Кульминацией пьесы можно считать сцену, когда Лариса поет романс на слова Е. А. Баратынского.

Мир романса с его нежностью, надрывом, открытостью в выражении чувств – это и есть мир Ларисы. Жизнь она воспринимает сквозь призму романсных представлений и идеалов. Однако красивые иллюзии долго существовать не могут.

Ее возвышенные представления о любви, об “идеале мужчины”, о дружбе, вообще о жизни закономерно терпят крах.

В русской литературе любовь всегда была серьезным испытанием для действующих лиц, испытанием на человечность, на душевную стойкость и благородство. В “Бесприданнице” только Лариса выдерживает это испытание. Все остальные любви недостойны. Для них существует своя система ценностей: или любовь, или расчет.

Расчет побеждает.

Как же относится сама Лариса к этой системе ценностей? Вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос. Она, конечно, решительно протестует против мира торгашества, цинизма, унижения человеческого достоинства, но, вместе с тем, на себе уже испытывает воздействие нового времени, его социальные, идейные, нравственные тенденции.

У нее уже нет той цельности, которая так характерна была для Катерины. Еще раз отметим: в Ларисе, разумеется, есть нечто, резко выделяющее ее среди окружающих: яркий характер, талантливость, внутренняя чистота, правдивость. “Не в матушку,-так говорит о ней Вожеватов.-У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего и скажет, что не надо”. “То есть правду?” – спрашивает Кнуров. “Да, правду, а бесприданницам так нельзя”,-утверждает Вожеватов.

Даже в манере одеваться Лариса резко отличается от родной матери. Авторские ремарки в этом отношении точны и выразительны. Старшая Огудалова “одета изящно, но смело и не по летам”, а младшая “одета богато, но скромно”.

И все же Лариса в гораздо большей степени, чем Катерина, своя в этом мире. Она может быть безжалостной и бессердечной. Вот в первом действии Лариса выговаривает Карандышеву, упрекая его в бестактности: “Я сделалась очень чутка и впечатлительна”. Все это так, но чуткости она требует только по отношению к себе.

Во втором действии Карандышев буквально умоляет ее: “Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь!” Лариса не склонна его жалеть. “Вы только о себе, – упрекает она своего жениха. – Все себя любят!” Карандышев действительно думает прежде всего о себе; но разве Лариса поступает иначе?

Отмечая глубину внутреннего мира своей героини, Островский вовсе не идеализирует ее. Чувствуется в Ларисе ранняя усталость от жизни, какая-то опустошенность, разочарованность. В “Грозе” все же ощущалось, что Катерина пришла в этот мир откуда-то со стороны, что она “не от мира сего” . Лариса же тут выросла, тут воспитывалась, тут получила первые представления о жизни, о людях.

И друг детства Вася Вожеватов потихонечку возил ей романы, “которые девушкам читать не дают”. Становится понятным, почему она не просто влюблена в Паратова: в ее глазах он – идеал мужчины, а ведь это уже критерий, та своеобразная точка отсчета, которая определяет многие противоречивые черты в ее сознании и поведении.

Тлетворное влияние среды уже затронуло героиню “Бесприданницы”, отравило ее чистую душу. Драма происходит не только вокруг нее, но и в ней самой. Она в конечном счете сама осознает себя вещью и готова даже принять циничное предложение Кнурова. “Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, – говорит она, – засверкали бриллианты”.

В финале Лариса не щадит ни Карандышева, ни, что особенно важно, самое себя: “…я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота”.

В заключительном монологе Ларисы ощущается какой-то надрыв, что-то похожее на истерику. Может быть, она сама даже не отдает себе отчета в том, что она говорит, что ей несет выбор, что ожидает ее в будущем. “Позовите Кнурова” – ведь это все равно, что в петлю, что в омут. Поэтому выстрел Карандышева для нее – единственный выход, избавление от позора, от медленной мучительной казни сознания.

Подобно Катерине, она сама себя судит. Не суда людей она боится, а суда собственной совести. Смерть оказывается единственным и самым желанным выходом.

“Бесприданница” – одна из лучших пьес позднего Островского. Здесь уже заметно усложняется психологическая характеристика действующих лиц. В отличие, например, от Кабанихи или, тем более, от Дикого, персонажи, окружающие Ларису, не выглядят прямыми злодеями.

Характеры их более сложные, порою противоречивые. Внутренняя психологическая сложность героев пьесы есть одно из проявлений жанровой специфики “Бесприданницы”. Перед нами – психологическая драма, ведущая в перспективе к драматургии А. П. Чехова.