Закон управляет людьми а разум законом: сочинение на тему закон управляет людьми а разум законом

Томас Фуллер цитата: Закон управляет людьми, разум — законом.

—  Томас Фуллер

Вариант: Закон управляет людьми, разум — законом.

Взято из Wikiquote. Последнее обновление 29 июня 2022 г.

Темы
мужчины, закон, человек, разум

Томас Фуллер
60английский историк и проповедник 1608 — 1661

Похожие цитаты

„Закон не управляет человеком, человек управляет законом.“

—  Бауыржан Карасаев Казахский афорист 1997

„Король должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять.“

—  Еврипид древнегреческий драматург -480 — -406 до н.э.

„Царь должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять.“

—  Еврипид древнегреческий драматург -480 — -406 до н.э.

„Чем сильнее закон, тем он бесполезнее.
Закон — мнение людей. Законы полны чуши.

—  Бауыржан Карасаев, книга Новый максимы

„Законодательство должно быть голосом разума, а судья — голосом закона.“

—  Пифагор древнегреческий философ, математик и мистик, создатель школы пифагорейцев -585 — -495 до н.э.

„Нет между людьми закона более нравственного, чем закон власти и подчинения.“

—  Томас Карлейль британский писатель, публицист, историк и философ 1795 — 1881

„Горе земле, в которой подчинённые, начальники и суды, а не законы управляют гражданами и делами!“

—  Михаил Илларионович Кутузов русский генерал-фельдмаршал 1745 — 1813

„Законы, управляющие человеком извне, имеют сравнительно небольшое значение: гораздо важнее то, каким образом человек управляет сам собой.“

—  Сэмюэл Смайлс шотландский писатель и реформатор 1812 — 1904

Цитаты из книги «Саморазвитие»

„Тело управляет разумом или разум управляет телом?
Я не знаю…“

—  Стивен Патрик Моррисси английский музыкант и поэт 1959

„Человеческий разум не подчиняется законам. Никто не может сказать, кто свободнее — я или Бессмертный Император.“

—  Ивлин Во английский писатель 1903 — 1966

Марсий
1. Придворная хроника.
Елена (1950)

„Если бы природа имела столько законов, сколько имеет государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею.“

—  Карл Людвиг Бёрне немецко-еврейский писатель и публицист 1786 — 1837

„Закон никогда не сделает людей свободными; это люди должны сделать закон свободным.“

—  Генри Дэвид Торо американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель 1817 — 1862

„Совесть — закон законов.“

—  Альфонс де Ламартин французский писатель, поэт и политический деятель 1790 — 1869

„Закон — я немею перед законом.“

—  Николай Васильевич Гоголь русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист 1809 — 1852

Из произведений

„Счастье человека состоит не в телесных удовольствиях, а в том, чтобы исходить из голоса разума, позволяющего человеку проявлять природосообразное поведение, связанное с пониманием законов необходимости (логоса). Основная цель познания в том, чтобы, открывая истины, прислушиваться к голосу природы (закону необходимости) и поступать сообразно ее законам.“

—  Гераклит

„Закон единения с природой — это основной принцип учения даосизма, в котором утверждается, что надо быть в гармонии и не противостоять основным законам Вселенной. Следуйте естественной природе вещей и не вмешивайтесь. Никогда не предъявляйте претензий Природе и не противопоставляйте себя ей. Управляйте ею, следуя её законам.“

—  Брюс Ли киноактёр, популяризатор и реформатор боевых искусств 1940 — 1973

„Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.“

—  Демокрит древнегреческий философ, математик и астроном

Этот перевод ждет рассмотрения. Правильный ли перевод?

„Народ не ведом по своей воле; демократическая формула; ни по воле одного человека: диктаторская формула. Но по законам. Я не говорю здесь о техногенных законах. Есть нормы, естественные законы жизни; и есть нормы, естественные законы смерти. Законы жизни и законы смерти. Нация движется к жизни или смерти в соответствии со своим уважением к одному или другому из этих законов.“

—  Кодряну, Корнелиу Зеля Основатель «Железной гвардии» 1899 — 1938

„Философ, – писал он, – желающий изменить какой-нибудь дурной закон, не проповедует восстания против этого закона. Совсем иной характер у анархиста. Анархист отрицает самое существование закона, отвергает право закона приказывать нам, возбуждает людей к непризнанию в законе обязательного повеления и зовёт к восстанию против исполнения закона.“

—  Джереми (Иеремия) Бентам английский философ, социолог, юрист 1748 — 1832

„Люди путают законы с правами.“

—  Станислав Ежи Лец польский поэт, философ, писатель-сатирик и афорист XX века 1909 — 1966

Связанные темы

  • Мужчины
  • Закон
  • Человек
  • Разум

Нормативная база и требования к питьевой и минеральной воде

Невозможно… по всем земным стандартам. Это противоречит всему тому, что мы знаем. Но возникает вопрос: могут ли наши земные стандарты хотя бы в некоторой степени быть универсальными?

Клиффорд Дональд Саймак (1904–1988гг.) – американский писатель – фантаст.

Выпуск питьевой и минеральной воды, предоставляемой нашей компанией, регламентируется многочисленными законодательными нормативными и методическими документами.  Безусловно, все они соблюдаются с нашей стороны. Ниже представлены наиболее значимые из них.

Международные документы

Закон управляет людьми, разум — законом.

Томас Фуллер (1608 – 1661гг) –
английский  историк и проповедник

  • О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду. Технический регламент Евразийского экономического союза. ТР ЕАЭС 044/2017
  • О безопасности пищевой продукции. Технический регламент таможенного союза. ТР ТС 021/2011
  • О безопасности упаковки Технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 005/2011
  • Пищевая продукция в части ее маркировки Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011
  • Руководство по обеспечению качества питьевой воды: 4-е изд. [Guidelines for drinking-water quality – 4th ed.]. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2017 г.

Федеральные законы

Там, где существует десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону. 

Уинстон Черчилль (1874-1965гг) – британский политический деятель.

  • О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон от 5.09.1998 г. № 158-ФЗ.
  • О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ (ред. от 08.12.2020)
  • О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
  • Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.12. 2009 N 381-ФЗ
  • Водный кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 03.06.2006 N 74-ФЗ
  • Об охране окружающей природной среды Закон РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1
  • О сертификации продукции и услуг. Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1
  • О недрах Федеральный Закон от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ.
  • О защите прав потребителей. Федеральный закон от 09.01.1996 года N 2-ФЗ
  • О радиационной безопасности населения Федеральный Закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ

Постановления Правительства

Самая благотворная и полезная для человечества идея, если она вводится правительством в подвластной стране по принуждению, быстро делается божьим наказанием народу.

Илья Репин (1844- 1930гг.) — русский живописец, и педагог.

  • Положение о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476
  • Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476
  • Положение о федеральном государственном экологическом надзоре. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 г. N 426.

Государственные Стандарты

Где есть закон, там нет проблемы. Во всякой раскладке фактов ищи не закон, а противоречие закону. За ним скрывается проблема, за проблемой — открытие.

Лев Клейн (1927 – 2019гг.) советский и российский учёный, археолог, филолог

ГОСТ Вода и водоподготовка

  • Вода и водоподготовка. Термины и определения. ГОСТ 30813-2002
  • Вода питьевая. Метод определения массовой концентрации мышьяка ГОСТ 4152-89
  • Вода. Методы определения содержания катионов (аммония, бария, калия, кальция, лития, магния, натрия, стронция) с использованием капиллярного электрофореза ГОСТ 31869-2012
  • Вода. Методы определения содержания общего и растворенного органического углерода ГОСТ 31958-2012
  • Вода. Методы определения содержания общей ртути беспламенной атомно-абсорбционной спектрометрией. ГОСТ 31950-2012
  • Вода. Методы определения фосфорсодержащих веществ. ГОСТ 18309-2014
  • Вода. Методы определения цветности ГОСТ 31868-2012
  • Вода. Методы определения щелочности и массовой концентрации карбонатов и гидрокарбонатов. ГОСТ 31957-2012
  • Вода. Минерализация проб азотной кислотой для определения некоторых элементов. ГОСТ Р ИСО 15587-2-2014
  • Вода. Минерализация проб смесью соляной и азотной кислот для определения некоторых элементов. ГОСТ Р ИСО 15587-1-2014
  • Вода. Общие требования к отбору проб. ГОСТ 31861-2012
  • Вода. Определение содержания элементов методом атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной плазмой ГОСТ Р 57165-2016

ГОСТ Вода питьевая

  • Вода питьевая. Метод определения массовой концентрации селена ГОСТ 19413-89
  • Вода питьевая. Метод определения массовой концентрации стронция ГОСТ 23950-88
  • Вода питьевая. Метод определения содержания бора ГОСТ 31949-2012
  • Вода питьевая. Метод определения содержания сульфатов ГОСТ 31940-2013
  • Вода питьевая. Метод определения содержания сухого остатка. ГОСТ 18164-72
  • Вода питьевая. Метод определения суммарной удельной альфа-активности радионуклидов. ГОСТ 31864-2012
  • Вода питьевая. Методы измерения массовой концентрации общего железа. ГОСТ 4011-72
  • Вода питьевая. Методы определения вкуса, запаха, цветности и мутности ГОСТ 3351-74
  • Вода питьевая. Методы определения запаха, вкуса и мутности ГОСТ Р 57164-2016
  • Вода питьевая. Методы определения массовой концентрации меди ГОСТ 4388-72
  • Вода питьевая. Методы определения массовой концентрации фторидов ГОСТ 4386-89
  • Вода питьевая. Методы определения содержания остаточного активного хлора. ГОСТ 18190-72
  • Вода питьевая. Методы определения содержания свинца, цинка, серебра. ГОСТ 18293-72
  • Вода питьевая. Методы определения содержания сульфатов. ГОСТ 4389-72
  • Вода питьевая. Методы определения содержания хлоридов. ГОСТ 4245-72
  • Вода питьевая. Методы санитарно-бактериологического анализа. ГОСТ 18963-73
  • Вода питьевая. Обнаружение и количественный учет Escherichia coli и колиформных бактерий. Часть 1. Метод мембранной фильтрации ГОСТ 31955.1-2013
  • Вода питьевая. Определение содержания анионов методом хроматографии и капиллярного электрофореза. ГОСТ 31867-2012
  • Вода питьевая. Определение содержания марганца фотометрическими методами. ГОСТ 4974-2014
  • Вода питьевая. Определение содержания элементов методами атомной спектрометрии. ГОСТ 31870-2012
  • Вода питьевая. Определение содержания элементов методом инверсионной вольтамперометрии. ГОСТ 31866-2012
  • Вода питьевая. Отбор проб для микробиологического анализа. ГОСТ 31942-2012
  • Вода питьевая. Отбор проб. ГОСТ 31862-2012

ГОСТ воды минеральные

  • Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые. Технические условия. ГОСТ 13273-88.
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Правиле приемки и методы анализа минеральных вод. ГОСТ 23268.0-91.
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Методы определения органолептических показателей и объема воды в бутылках. ГОСТ 23268.1-91
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Методы определения двуокиси углерода. ГОСТ 23268.2-91
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Метод определения гидрокарбонат-ионов. ГОСТ 23268.3-78
  • Воды минеральные питьевые, лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Метод определения сульфат-ионов. ГОСТ 23268.4-78
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Методы определения ионов кальция и магния. ГОСТ 23268.5-78
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Методы определения ионов натрия ГОСТ 23268. 6-78
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Методы определения ионов калия. ГОСТ 23268.7-78
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Методы определения нитрит-ионов. ГОСТ 23268.8-78
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Методы определения нитрат-ионов. ГОСТ 23268.9-78
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Метод определения ионов аммония ГОСТ 23268.10-78
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Методы определения ионов железа. ГОСТ 23268.11-78
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Метод определения перманганатной окисляемости. ГОСТ 23268.12-78
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Метод определения ионов серебра. ГОСТ 23268.13-78
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Методы определения ионов мышьяка. ГОСТ 23268.14-78
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Методы определения бромид-ионов ГОСТ 23268.15-78
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Методы определения йодид-ионов ГОСТ 23268.16-78
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Методы определения хлорид-ионов. ГОСТ 23268.17-78
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Методы определения фторид-ионов. ГОСТ 23268.18-78
  • Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Методы определения органолептических показателей и объема воды в бутылках. ГОСТ 23268.1-91

ГОСТы вспомогательные

  • Автомобильные транспортные средства для перевозки пищевых жидкостей. Технические требования и методы испытаний. ГОСТ 9218-2015
  • Бутылки стеклянные для пищевых жидкостей. Технические условия. ГОСТ 10117-91
  • Водоснабжение. Термины и определения. ГОСТ 25151-82
  • Гидрология суши. Термины и определения. ГОСТ 19179-73
  • Государственная система обеспечения единства измерений. Автоцистерны для пищевых жидкостей. Методы и средства поверки. ГОСТ 8.404-
  • Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора. ГОСТ 2761-84.
  • Качество вод. Термины и определения. ГОСТ 27065-86
  • Качество воды. Обнаружение и подсчет Pseudomonas aeruginosa. Метод мембранной фильтрации ГОСТ ISO 16266-2018
  • Качество воды. Обнаружение и подсчет кишечных энтерококков. Часть 2. Метод мембранной фильтрации ГОСТ ISO 7899-2-2018
  • Качество воды. Определение содержания растворенных анионов методом жидкостной ионообменной хроматографии. Часть 1. Определение содержания бромидов, хлоридов, фторидов, нитратов, нитритов, фосфатов и сульфатов. ГОСТ ISO 10304-1-2016
  • Напитки безалкогольные и слабоалкогольные, квасы. Метод определения двуокиси углерода. ГОСТ 32037-2013
  • Охрана природы (ССОП). Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения. ГОСТ 17.1.1.01-77
  • Продукты пищевые. Инверсионно-вольтамперометрический метод определения массовой концентрации йода. ГОСТ 31660-2012
  • Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. ГОСТ Р 51074-97.
  • Продукты пищевые. Методы выявления и определения количества бактерий вида Pseudomonas aeruginosa. ГОСТ Р 54755-2011
  • Продукты пищевые. Методы отбора проб для микробиологических испытаний ГОСТ 31904-2012
  • Продукты пищевые. Определение следовых элементов. Определение содержания свинца, кадмия, цинка, меди и железа с помощью атомной абсорбционной спектрометрии после микроволнового разложения ГОСТ EN 14084-2014
  • Продукция безалкогольной промышленности. Методы определения сухих веществ. ГОСТ 6687.2-90
  • Сооружения водозаборные, водосбросные и затворы. Термины и определения ГОСТ 26966-86
  • Сырье и продукты пищевые. Атомно-абсорбционный метод определения токсичных элементов. ГОСТ 30178-96
  • Услуги торговли. Реализация питьевой воды в розлив. Общие требования ГОСТ Р 58645-2019
  • Установки дистилляционные опреснительные стационарные. Методы химического анализа соленых вод. ГОСТ 26449.1-85

Санитарные правила и нормы

Всё, что только есть на свете свободного, изысканного, смелого, гармоничного и мастерски-законченного, …, всё это развилось исключительно благодаря «тирании» жёстких правил.

Фридрих Ницше (1844- 1900гг.) –
немецкий  мыслитель, композитор, поэт.

  • Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078-01
  • Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02
  • Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02
  • Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01
  • Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01
  • Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1116-02
  • Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
  • Санитарные правила и нормы для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Гигиенические требования к производству и качеству питьевых очищенных, минерализованных и природных минеральных вод. СанПиН 2.3.4.009-98.
  • Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения СанПиН 4630-88

Прочие нормативные, методические и справочные документы

Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия

Вольтер (1694-1778гг) –
французский философ, поэт и прозаик.

  • Инструкция по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (утв. МПР РФ 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором РФ 31.12.1997 N 58) (ред. от 13.07.2006) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.03.1998 N 1485
  • Контроль качества и безопасности минеральных вод по химическим и микробиологическим показателям. Методические рекомендации № 96/225
  • Контроль качества и безопасности минеральных вод по химическим и микробиологическим показателям. Российский научный центр реабилитации и физиотерапии. Методические рекомендации N 96/225
  • Нормы радиационной безопасности (НРБ-96). ГН 2.6.1.054-96
  • О создании и введении системы сертификации питьевой воды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемых в хозяйственно-питьевом водоснабжении. Постановление государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 28 апреля 1995 года N 5.
  • Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи. Приказ Минприроды России от 26.02.2018 N 64
  • Правила охраны недр при составлении технологических схем разработки месторождений минеральных вод. Постановление Госгортехнадзора РФ от 01.12.1999 N 88
  • Руководство по составлению технологических схем и проектов разработки месторождений технических подземных вод. РД 07-367-00» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.06.2000 N 31)

Что такое верховенство права

Верховенство закона — это термин, который часто используется, но его трудно определить. Часто можно услышать высказывание о том, что верховенство закона означает правление закона, а не людей. Но что подразумевается под «правлением закона, а не людей»?

Разве законы не принимаются мужчинами и женщинами в их роли законодателей? Разве мужчины и женщины не обеспечивают соблюдение закона как полицейские и не толкуют закон как судьи? И разве не все мы выбираем следовать или не следовать закону в своей повседневной жизни? Как верховенство права существует независимо от людей, которые его создают, интерпретируют и живут по нему?

Самый простой ответ на эти вопросы заключается в том, что верховенство закона никогда не может быть полностью отделено от людей, составляющих наше правительство и наше общество. Верховенство права — это скорее идеал, к которому мы стремимся, но иногда не можем соответствовать ему.

Идея верховенства права существует уже давно. Многие общества, в том числе и наше, разработали институты и процедуры, чтобы попытаться воплотить верховенство закона в реальность. Эти институты и процедуры способствовали определению того, что составляет верховенство закона и что необходимо для его достижения.

В этом разделе «Диалога» представлены цитаты, определяющие компоненты верховенства закона в том виде, в каком они понимались в разное время и в разных контекстах. Участникам Диалога предлагается использовать эти цитаты для придания смысла понятию верховенства закона. Затем рассматривается рабочее определение верховенства закона, предложенное Всемирным проектом правосудия Американской ассоциации юристов.

Из чего состоит верховенство закона?

Ни один свободный человек не может быть взят или заключен в тюрьму, или изгнан, или сослан, или каким-либо образом уничтожен, и мы не пойдем на него или не пошлем на него, кроме как по законному приговору его пэров или по закону страны.

— Статья 39 Великой хартии вольностей (1215)

В 1215 году король Англии Иоанн подписал Великую хартию вольностей (или Великую хартию). Группа баронов, могущественных дворян, поддержавших короля в обмен на земельные владения, потребовала от короля подписания хартии о признании их прав.

Статья 39 Великой хартии вольностей была написана для того, чтобы гарантировать, что жизнь, свобода или собственность свободных подданных короля не могут быть произвольно отобраны. Вместо этого нужно было следовать законному суждению сверстников субъекта или законам страны.

Какое отношение этот древний документ имеет к верховенству закона? Достаточно много. Он признает, что судьба человека не должна находиться в руках одного человека — в данном случае короля. Он требует, чтобы решение в отношении лица было вынесено в соответствии с законом. Великая хартия вольностей посеяла семена концепции надлежащей правовой процедуры, поскольку она развивалась сначала в Англии, а затем в Соединенных Штатах.

Надлежащая правовая процедура означает, что каждый имеет право на справедливое и беспристрастное слушание для определения его законных прав.

Если бы люди были ангелами, не было бы необходимости в правительстве. При создании правительства, которым должны управлять люди над людьми, великая трудность заключается в следующем: вы должны сначала дать правительству возможность контролировать управляемых; и, во-вторых, обязывать его контролировать себя.

Джеймс Мэдисон, Federalist Paper № 51 (1788)

Цитата Джеймса Мэдисона из «Federalist Papers» затрагивает суть проблемы, заключающейся в том, что даже правовое правительство в конечном счете «управляется мужчинами, а не мужчинами». Создатели Конституции США решили эту проблему, разделив власть между различными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной). Эта структура управления, известная как разделение властей, гарантирует, что ни один человек не сможет получить абсолютную власть и стоять выше закона.

Каждая ветвь нашего правительства имеет определенный уровень контроля или надзора за действиями других ветвей.

Верховенство права не зависит от разделения властей в американском стиле. В парламентской системе, например, объединены полномочия исполнительной и законодательной власти; такие процедуры, как вотум недоверия и регулярные выборы, служат проверкой партии, контролирующей парламент. Ключевым моментом является то, что каждая форма правления должна иметь некоторую систему, гарантирующую, что никто в правительстве не будет иметь столько власти, чтобы действовать выше закона.

Издание законов, которым человек не может и не будет подчиняться, ведет к пренебрежению всеми законами. В республике очень важно, чтобы народ уважал законы, ибо, если мы бросим их на ветер, что станет с гражданским управлением?

— Элизабет Кэди Стэнтон (1860)

Нации очень трудно поддерживать верховенство закона, если ее граждане не уважают закон. Предположим, что люди в вашем сообществе решили, что не хотят, чтобы их беспокоили правила дорожного движения, и начали игнорировать знаки остановки и сигналы светофора. Способность полицейских обеспечивать соблюдение законов будет подавлена, и улицы вашего района быстро станут хаотичным и опасным местом. Верховенство закона действует, потому что большинство из нас согласны с тем, что важно соблюдать закон, даже если полицейский не присутствует, чтобы обеспечить его соблюдение. Наше согласие как граждан подчиняться закону для поддержания нашего общественного порядка иногда описывается как неотъемлемая часть общественного договора. Это означает, что в обмен на блага общественного порядка мы соглашаемся жить по определенным законам и правилам.

Цитата

Элизабет Кэди Стэнтон также подчеркивает еще один важный аспект верховенства закона. Людей нужно просить подчиняться законам, которым они могут и будут подчиняться. Если законы станут невозможными — или даже трудными — для соблюдения, уважение граждан к закону начнет разрушаться.

Не может быть свободного общества без права, управляемого независимой судебной властью. Если одному человеку может быть позволено определять для себя, что такое закон, то это может сделать каждый.

Это означает сначала хаос, затем тиранию.

— США Судья Верховного суда Феликс Франкфуртер, США против United Mine Workers (1947)

Судебная независимость означает, что судьи независимы от политического давления и влияния, когда они принимают свои решения. Независимая судебная власть необходима для поддержания верховенства закона. На судей не должны оказывать давление политические партии, частные интересы или общественное мнение, когда от них требуется определить, чего требует закон. Сохранение независимости судебной власти от этих влияний гарантирует, что у каждого есть равные шансы представить свое дело в суде, а судьи будут беспристрастны при принятии своих решений. Судьи также должны объяснять свои решения в публичных письменных мнениях, и их решения могут быть обжалованы в вышестоящем суде для пересмотра. Эти элементы принятия судебных решений обеспечивают подотчетность судей принципам верховенства права.

С самого начала наши государственные и национальные конституции и законы уделяли большое внимание процессуальным и материальным гарантиям, призванным обеспечить справедливое судебное разбирательство в беспристрастных судах, в которых каждый ответчик равен перед законом.

Этот благородный идеал не может быть реализован, если бедный человек, обвиненный в преступлении, должен предстать перед своими обвинителями без помощи адвоката.

— Судья Хьюго Блэк, Гидеон против Уэйнрайта, 372 США 335 (1963)

Заключение Верховного суда по делу Гидеон против Уэйнрайта закрепило право на адвоката малоимущих подсудимых по уголовным делам, которые не могли самостоятельно оплатить юридическую помощь. Решение по делу Гидеона было основано на Шестой поправке к Конституции, которая гарантирует обвиняемым по уголовным делам «помощь адвоката». В деле «Гедеон» обсуждался вопрос о том, требует ли эта гарантия помощи от государства предоставления адвоката, если ответчик не может позволить себе осуществить свое конституционное право.

В уголовном процессе государство имеет в своем распоряжении много ресурсов, в том числе адвокатов, которые ведут дело государства. Как отмечает судья Блэк, трудно утверждать, что с ответчиком обращались справедливо и беспристрастно и что ему был предоставлен равный статус перед законом, если ответчик должен предстать перед государством без собственного адвоката.

Я утверждаю, что человек, нарушающий закон, который совесть считает несправедливым, и который добровольно принимает наказание в виде тюремного заключения, чтобы пробудить общественное сознание в связи с его несправедливостью, в действительности выражает высочайшее уважение к закону.

— Мартин Лютер Кинг-младший, «Письмо из бирмингемской тюрьмы» (1963)

Слова Мартина Лютера Кинга из бирмингемской тюрьмы напоминают нам о том, что между законом и справедливостью существует различие. Закон, даже если он применяется единообразно, сам по себе не гарантирует справедливого результата. Верховенство права призвано способствовать стабильности, но общество, которое действует в рамках верховенства закона, также должно сохранять бдительность, чтобы гарантировать, что верховенство закона также служит интересам справедливости. Как указывает эта цитата, сохранение силы верховенства закона иногда зависит от людей, которые готовы рискнуть наказанием в поисках справедливости.

[N]Ни законы, ни процедуры, используемые для их создания или реализации, не должны быть секретными; и . . . законы не должны быть произвольными.

— США Судья Апелляционного суда Дайан Вуд, «Верховенство права во времена стресса» (2003 г.)

Комментарии судьи Вуда подчеркивают необходимость, во-первых, открытой и прозрачной системы принятия законов и, во-вторых, законов, которые применяются предсказуемо и единообразно. Важны открытость и прозрачность. Если люди не могут знать и понимать, что такое закон, нельзя ожидать, что они будут ему следовать. В то же время люди заслуживают того, чтобы знать, почему был принят тот или иной закон и почему их просят соблюдать его.

Верховенство закона также требует, чтобы люди могли ожидать предсказуемых результатов от правовой системы; именно это имеет в виду судья Вуд, когда говорит, что «законы не должны быть произвольными». Предсказуемость результатов означает, что люди, которые действуют одинаково, могут ожидать, что закон будет обращаться с ними таким же образом. Если аналогичные действия не приводят к аналогичным юридическим результатам, люди не могут руководствоваться законом в своих действиях, а «верховенство закона» не существует.

Когда мы [американцы] говорим о верховенстве закона, мы предполагаем, что говорим о законе, который поддерживает свободу, справедливость и равенство.

— США Судья Верховного суда Энтони Кеннеди, интервью с президентом ABA Уильямом Нойкомом (2007 г.)

Судья Кеннеди предполагает, что верховенство закона приобрело особое значение для народа Соединенных Штатов, основываясь на нашей истории обращения к закону для выполнения обещаний свободы, справедливости и равенства, изложенных в учредительных документах нашей страны. Как будет далее обсуждаться в Части II Диалога, наше понимание верховенства закона в Соединенных Штатах действительно развивалось вокруг убеждения, что основной целью верховенства закона является защита определенных основных прав. Конституция Соединенных Штатов представляла собой первую попытку нации создать писаную конституцию законов, которая связывала бы правительство и гарантировала определенные права его народу. Сегодня верховенство закона часто связывают с усилиями по содействию защите прав человека во всем мире.

Что означает верховенство закона?

Прочитав предыдущие цитаты и комментарии о верховенстве закона, попросите участников Диалога приступить к выяснению значения термина «верховенство закона». При этом попросите участников подумать над следующими вопросами:

  • Определите, какие компоненты цитат и комментариев вы считаете важными для определения верховенства права, а какие факультативными или желательными . Будьте готовы объяснить свои рассуждения.
  • Рассмотрите любые важные аспекты верховенства закона, которые, по вашему мнению, не отражены в цитатах и ​​комментариях. Кто они такие?
  • Сформируйте группы из четырех-пяти участников. Члены каждой группы должны использовать свое индивидуальное понимание верховенства права для создания общего группового определения верховенства права, с которым могут согласиться все члены группы.
  • Поделитесь определениями группы с другими участниками Диалога.
  • Сравните и обсудите сходства и различия между определениями групп. Определите компоненты верховенства права, которые были общими для всех групп.

Верховенство закона и проект ABA World Justice

В 2007 году президент ABA Уильям Нойком учредил проект «Всемирная справедливость». Проект «Всемирное правосудие» признает проблему, состоящую в том, что «верховенство права» — это часто используемый термин, которому редко дают определение». Одной из целей проекта «Всемирное правосудие» является разработка общепринятого определения верховенства закона, которое можно было бы использовать для измерения приверженности верховенству закона как в Соединенных Штатах, так и за рубежом. Основываясь на убеждении, что верховенство закона является необходимым условием для построения обществ, которые предлагают возможности и равенство для всех своих граждан, Проект «Всемирная справедливость» предлагает использовать свое определение верховенства права для создания индекса, который будет измерять, как страны вокруг мир соблюдает — или не соблюдает — верховенство закона.

Проект «Всемирное правосудие» предложил рабочее определение верховенства права, которое включает четыре принципа:

  1. Система самоуправления, в которой все лица, включая правительство, несут ответственность перед законом
  2. Система, основанная на справедливых, общеизвестных, широко понимаемых и стабильных законах
  3. Справедливый, надежный и доступный юридический процесс, в котором права и обязанности, закрепленные в законе, обеспечиваются на равной основе
  4. Разносторонние, компетентные и независимые юристы и судьи

Вопросы

для Обсуждение
  • Всемирный проект правосудия утверждает, что «верховенство права является платформой для сообществ возможностей и справедливости и имеет важное значение для решения самых стойких и вредных болезней в мире». Согласны ли вы с этим утверждением? Почему или почему нет?
  • Сравните определение верховенства закона, данное Всемирным проектом справедливости, с вашими собственными определениями верховенства закона, которые вы разработали индивидуально или в своей небольшой группе. Какие сходства и различия вы видите в определениях? Есть ли элементы определения World Justice Project, которые вы могли бы добавить к вашему собственному определению верховенства права? Почему или почему нет?
  • Подумайте о своем собственном опыте или знакомстве с законодательством Соединенных Штатов. Как вы думаете, в какой степени верховенство закона в Соединенных Штатах соответствует определению верховенства закона, данному Всемирным проектом справедливости? Как вы думаете, в какой степени Соединенные Штаты не соответствуют этому определению?
  • Проект «Всемирное правосудие» предполагает, что четыре принципа, которые он использовал для определения верховенства закона, являются универсальными принципами. Как вы думаете, будут ли эти принципы общепризнанными странами всего мира? Почему или почему нет? Считаете ли вы, что эти принципы должен ли быть общепринятым? Если нет, то как бы вы изменили это определение, чтобы отразить то, что вы считаете универсальными принципами верховенства закона ?

Фома Аквинский о законе

Прочтите Saint Thomas Aquinas, О праве, морали и политике (Hackett), xiii-xxii и 11-83.

См. xx-xxi для получения информации о части, вопросе, структуре статьи Summa и возражениях, Sed Contra, Respondeo и структуре ответов на возражения статей.

Фома Аквинский (1225-1274)

Философия и богословие в мыслях Фомы

О. Для Фомы философия — это ancilla theologiae (служанка теологии). Фома Аквинский был прежде всего теологом, хотя он вполне мог отличить собственно философию от теологии. Он считал, что
(1) философия может доказать посредством разума без помощи откровения некоторые истины, предлагаемые христианской верой;

(2) оно может прояснить истины, которые невозможно доказать;
и (3) он может защищать принципы христианской веры от их недоброжелателей.

Истинная философия не может вступать в противоречие с христианской верой, но может и не дотягивать до нее — например, существование Бога как действующей причины вселенной может быть установлено одним лишь разумом, полное значение «Бога» может исходить только от веры.

Фома Аквинский — не единственный, но самый важный средневековый мыслитель, пытавшийся включить многие идеи Аристотеля в христианскую философию. Он заходит настолько далеко в принятии взглядов Аристотеля, насколько это мог сделать христианин его времени. Но есть некоторые моменты, в которых даже Фоме пришлось бы отойти от Аристотеля: главные из них: (i) аристотелевская точка зрения о том, что вселенная вечна, и (ii) неприятие Аристотелем индивидуального бессмертия.

B. Христианская ФИЛОСОФИЯ: Философия, как ее понимает Фома, зависит от того, что существует мир природы; что его субстанциальные компоненты регулярно проявляют свои собственные каузальные силы; что существуют разумные существа, способные понять мир природы своими собственными умственными способностями.

C. ХРИСТИАНСКАЯ философия: Христианская философия для Фомы зависит от того, что мир тварей полностью основан — в его существовании, продолжительности и деятельности — на Боге, который свободно создает, сохраняет и взаимодействует с тем, что Он создал. *****

План, соответствующий (примерно) экспозиции Томаса

А. Закон в целом
B. Виды права
C. Вечный закон
D. Божественный закон
E. Естественное право
1. в целом
2. заповеди
3. постижение естественного закона — synderesis 90 183 F. Как человеческое право связано с естественным правом
G. Человеческое право
1. Зачем нужно человеческое право
2. Специфика человеческого права
3. Как оформлены для сообщества и классов людей
4. Подавляет ли оно все пороки или предписывает действия всех добродетелей.
5. Все ли подчиняются закону
6. Есть ли исключения из истинных человеческих законов
7. Следует ли когда-нибудь изменить человеческий закон
8. Как быстро следует изменить человеческий закон/важность обычая 90 183

Я отклонюсь от этой схемы, поменяв местами Э-Г, чему будет посвящена большая часть нашего времени. Причина этого в том, что человеческий закон нам более знаком, и хорошее философское исследование исходит из того, что нам наиболее знакомо.

Право в целом

Фома Аквинский описывает закон как «определенное правило и меру действий, посредством которых человек побуждается к действию или удерживается от действия». (q90, a1) Поскольку правилом и мерой человеческих действий является разум, закон имеет существенное отношение к разуму; в первую очередь божественному разуму; во-вторых, человеческому разуму, когда он действует правильно, т. е. согласно цели или конечной причине, заложенной в нем Богом.

Право по своей природе направлено на благо, и особенно на всеобщее или общее благо. (q90, а3) Оно адресовано в первую очередь не частным лицам, а всему народу, собравшемуся вместе, или лицам, отвечающим за общину в целом.

Промульгация, т. е. применение закона к тем, к кому он применяется, и сообщение этого закона им, существенна для природы закона. Естественный закон провозглашается Богом: «Бог вложил его в человеческий разум, чтобы он познавался им естественным образом». Божественные и человеческие законы могут быть провозглашены устно или, еще лучше, письменно.

Виды права

Фома Аквинский признает четыре основных вида закона: вечный, естественный, человеческий и божественный. Последние три зависят от первых, но по-разному. Если бы мы расположили их в иерархическом порядке, наверху было бы вечное, потом природное, потом человеческое. Божественный закон не противоречит естественному закону, но он достигает людей другим путем, через откровение.

Вечный Закон

Вечный закон идентичен разуму Бога, как его видит сам Бог. Его можно назвать законом, потому что Бог относится к вселенной, которую он создает, как правитель относится к сообществу, которым он правит. Когда разум Божий рассматривается так, как он понимается Самим Богом, т. е. в его неизменной, вечной природе (q91, а1), это вечный закон.

Божественный Закон

Божественный закон происходит от вечного закона в том виде, в каком он исторически предстает перед людьми, особенно через откровение, т. е. когда он предстает перед людьми как божественные повеления. Божественный закон делится на Ветхий Закон и Новый Закон (q91, a5). Ветхий и Новый Закон примерно соответствует Ветхому и Новому Заветам Библии. Когда он говорит о Ветхом Законе, Фома думает главным образом о Десяти Заповедях. Когда он говорит о Новом Законе, учении Иисуса.

Старый Закон — предписывает поведение извне — достигает людей через их способность бояться — Закон обещает земные награды (социальный мир и его блага)

Новый Закон — предписывает внутреннее поведение — достигает людей на примере божественной любви — обещает небесную награду

Человеческое право

Философия Фомы, как и следовало ожидать, зная, сколь многим он обязан Аристотелю, пронизана чувством телеологии. Нигде это не является более ясным и важным, чем в его рассуждениях о человеческом законе. Здесь вы можете подумать, что он определил бы человеческий закон как то, что мы иногда в наши дни называем позитивным правом, законы, фактически принятые и введенные в действие в наших человеческих сообществах. Но на самом деле человеческий закон соответствует как раз тем так называемым позитивным законам, какими должны быть писаные и принятые законы. Согласно Томасу, так называемые законы, которые не соответствуют тому, чем они должны быть, вовсе не являются истинными законами. (См. q95, а2, с. 59)

Я не буду давать собственное определение человеческого закона, данное Томасом, потому что оно опирается на концепцию естественного права, к которой мы обратимся позже. Теперь мы можем сказать, что Фома думает о человеческих законах как о законах, изобретенных человеческим разумом (q91, a3, p. 21), адаптированных к конкретным географическим, историческим и социальным обстоятельствам.

Закон направлен на общее благо, и человеческий закон не исключение. Поощрение добродетели необходимо для общего блага, и человеческие законы являются инструментами поощрения добродетели. Еще Аристотель указывал, что большинство людей удерживает от преступлений страх перед законом. Фома принимает это суждение, предполагая (R. Ad 1, p. 57), что посредством принуждения даже злонамеренных людей можно привести к добродетели.

Законы также важны, говорит Томас, по другим причинам, отмеченным Аристотелем.

(1) Легче найти несколько мудрых людей, которые могут издавать хорошие законы, чем найти многих, которые при отсутствии законов могут правильно судить в каждом случае.

(2) Законодатели могут долго размышлять, прежде чем издавать законы, в то время как многие частные дела должны рассматриваться быстро, когда они возникают.

(3) Законодатели судят абстрактно и с меньшей вероятностью поддаются влиянию эмоций, вызванных конкретными обстоятельствами или теми вещами, которые способствуют коррупции. Опасность извращения закона, формулируемого вообще, меньше, чем опасность извращения суждения в частных случаях, когда не существует закона, который бы руководил суждениями. (вопрос 95, А. 1, Р. Объявление 2)

Хотя законы и являются общими, они все же приспособлены к природе общества, которая не везде одинакова, и к классам индивидов, составляющих общество. Например, может быть один свод законов, регулирующий ведение торговли, другой свод законов, регулирующий контроль родителей над своими детьми, третий свод законов, устанавливающий ограничения полномочий того, что считается полицией.

Другими словами, могут быть разные законы для разных категорий граждан, выполняющих разные функции в обществе. Еще законы являются общими для двух способов. Все человеческие законы, достойные называться законами, направлены на общее благо. И даже частные законы, скажем, для купечества, в чем-то являются общими: они идут дальше одного случая. (вопрос 96, а. 1)

Человеческий закон, говорит Томас, не обязан подавлять все пороки. Она создана для большинства людей, далеких от совершенства в добродетели. Оно направлено на более тяжкие пороки, от которых большинство может воздержаться, т. е. на те, которые причиняют вред другим, например, на убийство, воровство и тому подобное. Если бы закон попытался узаконить совершенство, это сделало бы людей враждебными по отношению к закону и лишило бы его цели. (вопрос 96, а. 2)

По той же причине закон предписывает не все действия добродетели. Но он предписывает некоторые действия, соответствующие каждой добродетели. Например, некоторые действия, которые сделал бы праведник, предписаны; некоторые действия, которые сделал бы умеренный человек, предписаны. (А.3)

Все подчиняются человеческому закону и должны подчиняться человеческому закону, то есть истинному человеческому закону, а не случайным его извращениям, которые иногда выдаются за закон. Но правитель (обязанный устанавливать и обеспечивать соблюдение закона) находится в особом положении. Обычно он обязан следовать закону, который сам же и установил. Но нет никого над ним, чтобы судить его в этой жизни. Однако он не освобожден, так как он будет привлечен к ответственности перед Богом. (А.5).

Фома рассматривает, когда допустимо нарушать букву закона (в А. 6). Он понимает, что, поскольку закон по своей природе является общим, он может требовать исключений. В большинстве случаев это должно производиться только с согласия политических властей, но бывают и исключения из этого правила, когда общественное благо подвергается необычайной опасности.

Согласно Аквинату, человеческие законы могут быть изменены, потому что опыт в практических вопросах может позволить нам улучшить их. (В. 97, А. 1) Стр. 76-77 интересны тем, что, хотя они перекликаются с отрывками из Аристотеля, они намекают на ту идею долговременного морального и политического прогресса, которая впоследствии стала влиятельной в 17-м и 18-м веках. Просветление.

Аристотель понимал, что возможен прогресс в искусстве и философии, но он видел в истории цикличность и предвидел, что социальные катастрофы приведут к утрате культурного и технического прогресса, хотя они могут быть восстановлены в более позднем цикле. Фома, напротив, имеет по существу линейное представление об истории, связанное с христианской идеей о том, что существует только одна Большая История, и каждое человеческое событие занимает в ней свое уникальное место.

Человеческий закон можно изменить, и время от времени его следует изменять, но его нельзя изменять легкомысленно. Причина в том, что уважение к закону во многом является вопросом обычая или привычки, и несущественные изменения подрывают этот обычай. Более тонко настроенный, теоретически лучший закон не служит общему благу, если люди проявляют меньше уважения к закону и менее преданно ему следуют. (А.2)

Связь человеческого и природного права

Чтобы определить человеческий закон, томист должен обратиться к естественному закону. Томас говорит, что

именно от предписаний естественного закона, как от общих и недоказуемых принципов, человеческий разум должен исходить к некоторым частным определениям законов. Эти особые определения, выработанные человеческим разумом, называются человеческими законами. (q91, a3, стр. 21)

Естественный закон — это закон с моральным содержанием, более общий, чем человеческий закон. Естественный закон имеет дело с необходимыми, а не с переменными вещами. При разработке человеческих законов человеческий практический разум движется от общих принципов, заложенных в естественном праве, к случайным предписаниям человеческого закона.

Естественное право более совершенно, чем человеческое, из-за изменчивого предмета человеческих законов.

Естественный закон менее конкретен, чем человеческий закон, но человеческие законы являются приложениями естественного права и не могут отклоняться от того, что мы могли бы назвать духом естественного закона применительно ко времени и месту промульгации человеческого закона. Если человеческий закон отклоняется таким образом, если он не является надлежащим и разумно оправданным применением естественного закона, то это извращение закона, то есть закон только по названию (q9).5, а2, с. 59).

Естественный закон утверждает, что в целом человеческая жизнь должна быть сохранена, и должны быть предприняты шаги для ее сохранения. Но законы, регулирующие автомобильное движение, чтобы, среди прочего, сохранить здоровье и жизнь людей, являются приложениями, характерными для эпохи, в которой существуют автомобили. Еще одна спецификация, кодифицированная в человеческом праве, заключается в том, что в США обычно следует двигаться справа, а в Великобритании обычно следует двигаться слева. На этом уровне человеческий закон отчасти является вопросом чисто обычая. Человеческий закон в одном месте отличается от человеческого закона в другом, но если это законы, а не извращения закона, то все они имеют одни и те же цели, те, которые содержатся в естественном законе, являющемся выражением вечного закона.

Естественное право — в целом

Естественный закон вводится в q91, a2 (p20):
все вещи в какой-то степени причастны вечному закону, поскольку, а именно, от его запечатления в них, они получают соответствующие склонности к своим собственным действиям и целям. Между прочим, разумное творение более превосходно подчинено божественному промыслу, поскольку оно причастно части промысла, заботясь о себе и о других. Поэтому он имеет долю вечного разума, вследствие чего имеет естественную склонность к своему собственному действию и цели, и это участие вечного закона в разумном творении называется естественным законом.

Аквинский рассматривает творения по типам как управляемые конечными причинами или целями, к которым они стремятся естественным образом. Эти цели заложены в них Творцом. Большинство существ активно преследуют свои цели инстинктивно. Хотя у людей тоже есть правильные цели, мы не всегда поступаем так, как должны. Наши действия часто определяются нашими аппетитами вопреки природе и естественным законам. Когда в душе человека правит разум, мы выбираем то, что согласуется с природой.

Естественный закон — заповеди

Разум в людях способен уловить некоторые общие принципы, заложенные в человеческой природе. Первый принцип естественного закона гласит: «Добро следует делать и стремиться к нему, а зла избегать» (q94, a2, p. 47). На этом основаны все другие предписания естественного права. По-видимому, Аквинат имеет в виду, что некоторые предписания естественного права являются спецификациями этого предписания, которое в высшей степени абстрактно). Эти другие заповеди включают (стр. 48):

«Все, что является средством сохранения человеческой жизни и предотвращения ее препятствий, принадлежит естественному закону»; другими словами, хорошее оправдание морального или правового правила состоит в том, что оно способствует сохранению человеческой жизни. За этим стоит тот факт, что все живые существа обладают склонностью к выживанию [соответствующей питательной способности души, как ее понимают аристотелевцы].

«Половой акт, воспитание потомства» и жизнь занимают надлежащее место в жизни человека, как и в жизни других животных [соответствует чувствительной способности];

В соответствии с нашим своеобразным обладанием разумом люди обязаны «избегать невежества» (и стремиться познать Бога) и не оскорблять тех, среди кого приходится жить. [Они относятся исключительно к рациональной способности.]

Фома Аквинский никогда не приводит исчерпывающего списка этих заповедей.

Постижение естественного закона — Синдерезис

Понимание принципов естественного права достигается особой способностью, называемой синдерезис . Это естественная интеллектуальная привычка, в некотором смысле привычка, но не в центральном смысле.

Это естественно, потому что все люди рождаются с этим.

Он интеллектуален, потому что делает возможным постижение принципов.

Как нечто, находящееся в душе и являющееся основой для понимания принципов, это может быть способность (сила) или привычка. Но простые способности могут идти в любом направлении, к добру или злу; Синдерезис ориентирован на добро. Так что это не просто способность, а привычка.

Привычка ( габитус ) — это латинский аристотелевский способ выражения того, что Аристотель называл hexis (состояние или расположение). Привычка есть первый акт души, который может быть осуществлен во втором акте; здесь акт совести. Совесть связана с synderesis , поскольку активное мышление того, что вы знаете (2-й акт), относится к знанию, которое у вас есть, но которое может быть или не быть активным в любой момент времени (1-й акт). Мы не всегда испытываем совесть, но у каждого человека есть способность, называемая синдерезис .

Аквинский, однако, отрицает, что synderesis есть привычка в более полном смысле (q94, a1), т. е. моральная привычка. Он цитирует Августина, который говорит, что «привычка — это то, посредством чего что-то делается, когда это необходимо» (стр. 45). Следовательно, нравственные добродетели суть привычки; мужественный человек может не проявлять мужества в каждый момент (потому что не каждое действие требует мужества) — и все же, когда это необходимо, он сделает мужественный поступок.

И в отличие от большинства состояний, которые мы называем привычками, синдерезис является не приобретенным, а врожденным или, как выразился Аквинский, «естественным».

Так вот, synderesis не является привычкой, описанной Августином, поскольку она может быть отвергнута желаниями, как у младенцев и злых людей.

Термин synderesis имеет все признаки греческого термина. Однако его нет ни у Аристотеля, ни у кого-либо из классических греческих авторов, близких к нему по времени. Я никогда не встречал его ни в одном тексте раньше самого Фомы Аквинского, хотя не уверен, что он его изобрел.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *