Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Советский психолог Блюма Зейгарник в ходе эксперимента отметила, что официанты отлично помнят тех посетителей, кто не расплатился за заказ, и почти ничего не могут сказать о клиентах, с которыми проблем не возникло. Когда в прошлом есть незавершенное дело, подсознание постоянно к нему возвращается и требует закончить. Оно отыскивает схожие ситуации и персонажей, чтобы поставить точку в конфликте, ответить обидчику, доделать проект. Жизнь превращается в цикличный процесс, наполненный тревогой и разочарованием. Психолог Ольга Некрасова рассказывает, как самостоятельно закрыть гештальт и выйти из «замкнутого круга».
Что такое гештальт
Гештальт в переводе с немецкого языка Gestalt означает «целостный образ». Наверное, каждому знакомы картинки в интернете, где нужно отыскать некий образ, который едва выделяется на общем фоне. Мозг с этим без труда справляется, потому что человеческое восприятие очень целостное. Настолько, что иногда его ставит в тупик отсутствие финала или развязки в жизненных ситуациях.
Например, если сильно хотеть пить и уронить стакан с газировкой за секунду до того, как утолить жажду, человек испытает, разочарование, злость, обиду. Можно налить себе воды снова, но эта мелкая неприятность надолго испортит настроение, ведь логичного удовлетворения своего желания получить с первого раза не удалось.
Ситуации, в которых мы не преуспели, преследуют нас и лишают энергии. И, если пример с водой и стаканом забудется через пару часов, есть ситуации которые отравляют жизнь многие годы.
Обиды на родителей
Обиды — самый распространенный вариант незакрытого гештальта. Особенно если дело касается детской обиды на родителей. Дети не могут выразить гнев, упреки и претензии в отношении взрослых. Они накапливаются в подсознании и формируют три основных типа сценариев:
1. Во взрослой жизни человек выбирает партнера, похожего на родителей, чтобы высказать ему все претензии своего детства. Но это не приносит удовлетворения, поскольку выяснять отношения приходится не с настоящими мамой и папой, а с их «заместителями».
2. Человек подсознательно ищет для себя «идеального родителя», которого так не хватало в детстве. Например, девушка, выросшая без отца или с отцом-абьюзером, видит «заменителя» отца в мужчине, который рядом. Она превращается рядом с ним в маленькую капризную девочку, которая требует заботы и внимания, изводит ревностью и обижается, если не получает желаемого.
3. Выросший ребенок собственным примером пытается показать, как быть хорошим родителем. Он строит «идеал» семьи и требует от окружающих соответствия благополучной картинке. Если в чем-то пазл не складывается, это вызывает гнев и фрустрацию.
«Разбитое сердце»
И мужчины, и женщины, чей разрыв с партнером произошел не по их инициативе, стремятся доказать «бывшим», что те совершили роковую ошибку. Чтобы заставить экс-партнера пожалеть о сделанном, они демонстрируют в соцсетях счастливую жизнь свободного человека или выкладывают фото с новыми пассиями. Но чаще всего — ищут похожего по характеру и типу темперамента нового партнера, чтобы дать себе «еще один шанс». Даже если расставание произошло из-за несовпадения взглядов и приоритетов.
В качестве антисценария возможен отказ от серьезных отношений или подсознательный страх, который заставляет вечно оставаться на стадии конфетно-букетного периода. Как только появляется более тесная связь, человек разрывает союз и уходит.
Несбывшиеся мечты
Неважно, какая потребность оказалась неудовлетворенной — материальная или эмоциональная. Чувство обиды и несправедливости будет преследовать и заставлять наступать на одни и те же грабли.
Например, ребенок мечтает заниматься хоккеем, а родители отдают его в шахматную секцию, потому что это безопаснее и полезнее для интеллектуального развития. Вероятных исхода во взрослом возрасте два:
- человек обесценивает свои достижения и редко чувствует удовольствие от жизни;
- он навязывает свои мечты детям, и история повторяется в следующем поколении.
Собственные ошибки
Считается, что «время лечит»: обиды забываются, невысказанные слова благодарности или извинения теряют смысл. Подсознание же так не считает. Оно заставляет чувствовать вину и терзаться невозможностью исправить ошибку, если источника страданий уже нет в живых или связь с ним полностью потеряна. Дети, которые не успели сказать родителям о своей любви, супруги, не поблагодарившие друг друга за совместно прожитые годы, — эти гештальты настолько мучительны, что способны вызывать тяжелую депрессию.
Как закрыть гештальт
Для завершения гештальта отношения приходится выяснять не с родителями, партнерами и окружением, а с самим собой. Закрыть гештальт — это значит проработать собственные чувства, травмы и обиды, вернувшись к их истокам и прочувствовав боль сполна.
Для этого существуют следующие техники.
Письмо себе
Писать нужно ручкой на бумаге — гаджеты не подойдут. Для начала стоит рассказать о своих чувствах и погрузиться в образ из прошлого. Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу. Важно говорить о себе, не обвиняя других людей и не возлагая на них ответственность.
Следующий шаг — максимально искренне сформулировать благодарность человеку или ситуации, забыть которые не получается. Описать, чему удалось научиться, благодаря им, какой опыт извлечь.
Что делать с письмом дальше — сжечь, оставить на память, смастерить кораблик и пустить его по воде — уже неважно.
«Пустой стул»
Ставятся два стула друг напротив друга — для себя и воображаемого собеседника. «Собеседника» нужно представить максимально подробно — выражение лица, одежду, настроение. Это шанс рассказать человеку все, что «за душой», не переживая о последствиях. Кричать и плакать — нормально, эмоции должны быть прожиты.
Затем, пересев на место собеседника, нужно ответить на претензии от его лица. Потом пересесть обратно и договорить. И так до тех пор, пока «диалог» не сойдет на нет естественным образом.
Заканчивается практика словами благодарности:
«Спасибо, что ты был в моей жизни. Благодаря тебе я научилась…».
Альтернативная концовка
Это похоже на эффектный прием из кино: нужно написать альтернативную историю, в которой все закончилось хорошо и так, как хотелось. То есть попробовать сделать привычное неожиданным и «правильным». В процессе реализации методики иногда получаются неплохие рассказы.
Ну и, наконец, можно приложить усилия и отыскать человека, ставшего причиной терзаний, чтобы поблагодарить, извиниться или выполнить обещание, даже если кажется, что о нем уже никто не помнит.
Либо сделать то, что всегда хотелось, но не представлялось возможным: пусть это и покупка велосипеда или уроки музыки. В конце концов, быть взрослым хорошо именно потому, что можно поступать, как хочется, не спрашивая разрешения у родителей.
Как понять, что техника сработала?
Если гештальт закрыт, человек спокойно реагирует на ситуации и людей, которые напоминают ему о прошлом. Пропадает необходимость что-то доказывать и делать «назло». Приходит чувство облегчения и гармонии с собой.
Все гештальты закрыть невозможно. Пока человек жив, они будут время от времени формироваться. Но навык заканчивать дела и расставлять все точки над «i» позволяет жить здесь и сейчас. И делать это максимально счастливо.
Материалы по теме:
- Учителя, дышите полной грудью!
-
Как разорвать «порочный круг» детских травм в семье
-
Герои русской классики на приеме у психотерапевта
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Как закрыть гештальт : evo_lutio — LiveJournal
Многие знают выражение «незавершенный гештальт».
Это похоже на зависшую компьютерную программу, которая мешает работать всему остальному.
Самая большая засада с незавершенными гештальтами в том, что завершить многие из них просто так нельзя.
Помните сказку про Глиняного парня? Он все время был голоден, и чем больше ел, тем крупнее становился, тем больше ему хотелось. Он сначала всю еду у бабки с дедом съел, а потом их самих съел. Точно так же может поступить с вами ваш незавершенный гештальт, который вы стремитесь завершить. Он сначала сожрет ваше время и силы, потом вашу жизнь, а потом и вас самих, даже физически.
Эффект особой памяти на незавершенные действия открыла наша ученая-психолог Б.В. Зейгарник, ученица Курта Левина. Суть этого феномена в том, что психика стремится все намеченное доводить до конца, и если она сконцентрирована на какой-то задаче, то пока она не придет к какому-то логическому концу, эта задача будет приоритетом, на нее будет обращено внимание, от нее будет сложно отвлечься и почти невозможно забыть. И если вы даже отвлечетесь от задачи, она все равно будет маячить где-то рядом с вашим сознанием, все время требуя в свою сторону внимания, пока не будет завершена.
Сам по себе этот эффект очень хорош, он заставляет людей не отвлекаться то и дело на новые раздражители, а заканчивать работу, не скользить по поверхности жизни, а углубляться в задачи. Однако, в некоторых случаях феномен незавершенных гештальтов очень вредит человеку. Например, тогда, когда завершение работы зависит не только от него, а от других людей и обстоятельств. В этом случае он оказывается в подвешенном состоянии, не может ни это завершить, ни другую работу начать, и сливает свою жизненную энергию в черную дыру.
Один из самых распространенных случаев такого гештальта – незаконченные отношения. Вы влюбились, у вас возник образ взаимной страсти, были какие-то основания для этого или была в этом сильная потребность, вы поставили перед собой задачу создать с данным человеком любящую пару или даже ячейку общества, а человек не торопится соответствовать вашим ожиданиям, не отвечает вам или отвечает мало. Вы не можете поставить точку, поскольку в гештальт вложено много сил и пока есть хотя бы один шанс получить желаемое, вы продолжаете бороться за любовь.
Чем дольше этот гештальт находится в области вашего направленного внимания, тем сильней он становится, как Глиняный парень, питающийся вашей энергией. Чем больше гештальт, тем сложнее его закрыть, тем настойчивей он требует действий для своего завершения (для взаимности и женитьбы, всего, что вы запланировали). И теперь, чтобы не испытывать стресс, ваша психика вынуждена создавать иллюзии, находить подтверждения того, что все идет по плану. Мощный гештальт настаивает на том, чтобы все ваши силы, все ваше внимание, все ваши эмоции были брошены на его завершение. Так возникают гештальт-ловушки.
Как закрываются подобные гештальты?
Чтобы закрыть гештальт, его нужно перестроить таким образом, чтобы его центр оказался в зоне вашего влияния, внутри вашего локуса контроля. Незавершенный гештальт потому и не завершен, что он выходит за область вашего локуса, вы не можете дотянуться до его границ и поэтому вам не удается его завершить.
Вы видите, как полезно иметь хорошо настроенный внутренний локус? В этом случае незавершенных гештальтов просто не возникает, все гештальты вы способны завершить сами, своими силами.
Как выглядит любовный гештальт, если вы открываете его внутренним локусом? Вы не формулируете для себя задачу, которая выходит за область вашей ответственности. Вы не говорите себе: «Отличная девчонка. Надо ей вдуть!» Вы понимаете, что девчонка может оказаться замужней или лесбиянкой, а может быть такой наглухо заколоченной рапунцелью, что силенок ваших не хватит разморозить ее. Или может быть она вполне обычная, свободная девчонка, но вы – совершенно не в ее вкусе. К тому же ни разу не рыбак. Разве не глупо формулировать задачу «вдуть»?
Обратите внимание, гештальт создается не тогда, когда вы просто ляпнули об этом приятелю или написали ЯБВ под фоткой в интернете. Нет, он создается тогда, когда вы всерьез(!) поставили перед собой такую задачу и далее стали вкладывать в решение этой задачи много энергии. От постановки задачи формируется контур гештальта, сначала довольно тонкий, который вы можете сместить или изменить. Но чем больше энергии вы вложили в намеченное, тем мощней и неизменней стал ваш гештальт. Вскоре из чего-то гипотетического, он превращается в нечто актуальное и влияющее на вашу жизнь.
Выросшая лярва (а гештальт, наполненный вашей энергией, это именно оно – полевая структура, такие в 19 веке считали паразитическими астральными сущностями — лярвами, за то, что они хоть и не живые существа в полном смысле слова, но живут своей жизнью и очень часто оказываются сильней человека, породившего их) начинает управлять вашим поведением и вашим настроением. Вы чувствуете себя плохо, когда отдаляетесь от цели, чувствуете счастье, когда хотя бы немного приближаетесь к ней. Из-за такого отрицательного и положительного подкрепления в вашем мозгу формируются нейронные цепи или даже целые нейронные структуры. Еще недавно вы знать не знали эту девчонку, а теперь совсем влюбились и полностью на ней зациклились. А всего-то потому, что поставили себе задачей непременно ей вдуть.
Еще хуже, если вы твердо решили жениться, поскольку цель «вдуть» сама по себе не так сложна и не так глобальна, ее и воплотить легче, и отказаться от нее не так уж тяжело. А вот если вы решили, что нашли половинку и никто лучше этой девчонки в жены вам не подходит, здесь может получиться довольно серьезная гештальт-ловушка, которая выпьет из вас много крови и отнимет много лет. Причем изначально вы могли решить просто вдуть, а постепенно так увлеклись воплощением, значимость девочки так возросла, что вы всерьез решили жениться. Механизм роста гештальта примерно понятен?
Как должен был выглядеть гештальт с этой девочкой, чтобы быть целиком в зоне вашего локуса контроля, то есть в области вашего влияния? Да как угодно, но во-первых, без далеко идущих планов, во-вторых, учитывая волю второго участника. Например: «Отличная девчонка! Надо предложить ей секс!» Секс предложить вы можете кому угодно. Даже если человек откажется, гештальт ваш будет вполне себе завершен, вы ведь кроме предложения ничего более не планировали. Или: «Отличная девчонка! Надо попробовать ее рассмешить, заинтересовать, понравиться ей». Попытка не пытка, как говорится. Вы попробуете, а если не получится, забьете на нее, ваш гештальт вам такое позволит. Если же получится, вы создадите новый гештальт, но точно так же расположите его во внутреннем локусе, в сфере того, что вам по силам. И все будет у вас под контролем.
Что делать с гештальтами, которые сформировались вне зоны вашего контроля? Вы сами не заметили как оказались заложниками какой-то ловушки, то ли иллюзии приняли за собственные возможности, то ли были втянуты туда в обход своего сознания, то ли размечтались и попались. Что теперь делать?
Такой гештальт нужно перестроить, иначе вам его не закрыть.
Но перестроить вы можете лишь тот гештальт, который вам по силам. Если ваш гештальт – это настоящая аддикция (сильная зависимость, мания, безумная страсть) то такая лярва вас сильней. Вы можете бороться с ней как Иван-царевич со Змеем-Горынычем. Все ее головы будут отрастать вновь.
Чтобы победить такой гештальт, его нужно сначала лишить сил.
Хорошая новость в том, что вы сами кормите свою лярву своими эмоциями, и стоит ее какое-то время не кормить, она ослабеет. Если же не кормить лярву долго, она станет такой слабой, что вы легко поймаете ее и поменяете ее установки и настройки.
Но есть и плохая новость. Сильная лярва (аддикция, привязанность) заставляет вас ее кормить. Вы хотите оторвать от нее свое внимание, не думать о ней, не питать ее эмоциями, но она заставляет вас, тянет из вас силы. Можно сказать, что аддикция устроена так, что не вы ее кормите, а она сама вами кормится, и это чистая правда.
Вы изо всех сил пытаетесь не заходить на страничку в социальной сети того, кто вас бросил. Вы говорите себе, что все кончено, что хватит тратить на этого человека свое время и сливать ему свою жизнь (только не ему, а вашей лярве, ему ваша жизнь может быть совсем не нужна и даже обременительна), но тяга оказывается сильней вас, вы снова решаете глянуть одним глазком. Вам кажется, что на борьбу с собой уходит столько сил, что глянуть и закрыть намного проще. Глянуть, закрыть и заняться своими делами. Да? Однако, вы видите на его странице какой-то подозрительный комментарий подозрительной женщины, идете на ее страницу, изучаете ее профиль, комментарии под ее записями, и вот уже пара-тройка часов незаметно проскользнули мимо вас. И дело не только в потерянном времени, отнятом у вашей жизни. Лярва стала больше и еще сильней. Она ведь питается вниманием и эмоциями, а вы не просто были поглощены по уши, но еще и переживали изо всех сил, ваше сердце замирало, а ладони потели. Это очень питательный корм, на котором лярва растет как качок на протеине, только куда быстрей. (Лярва живет не где-то, а в вашем собственном психическом поле, поэтому питается она вашей энергией).
И опять хорошая новость. Худеет и слабеет лярва тоже быстро. Не ходите неделю на страничку и она уже не будет тянуть вас с такой силой, а если и будет, то несколько минут, а потом отпускать. Если вы бросали курить, вы знаете, как именно это бывает. Сначала хочется курить постоянно и сильно, потом постоянно, но слабо, потом сильно, но редко, потом иногда немного схватывает, но быстро отпускает. Потом уже не хочется, но иногда снится во сне. Нейронные сети в мозгу рассыпаются (а сильная лярва состоит из нейронных сетей) не получая положительного подкрепления. Процесс идет. Но чтобы сделать этот процесс не таким сложным, важно не просто удерживать свое внимание, моря его скукой, надо дать ему другое направление. Понятное дело, для внимания аддикта нет приятнее направления, чем аддиктин. Однако, вы вольны предложить своему вниманию рака на безрыбье и он подчинится, лишь бы не упираться в пустоту. Займите себя, отвлеките, не боритесь со зловредным гештальтом один на один, позовите на помощь всех знакомых зверей как Иван-царевич, все дружественные вам ресурсы, даже давно забытые вами.
Когда вам удалось снизить вес и размер гештальта, он перестал подавлять вашу волю, но продолжает понемногу сосать энергию, начинайте его перестраивать.
Осознайте, что изначальная структура поставленной задачи такова, что выходит за границы вашего локуса.
Вспомните (или узнайте, если не знали) гештальт-молитву, которую придумал прекрасный Ф. Перлз, это лучшая мантра для перестройки гештальта:
«Я – это Я, а ты – это ТЫ.
Я делаю свое дело, а ты – свое.
Я живу в этом мире не для того,
чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим.
И если мы случайно нашли друг друга, это прекрасно.
Если нет, этому нельзя помочь»
Как только вы впишете гештальт в свои границы, отделите от себя то, что касается воли другого человека, перестроите свой гештальт с учетом и уважением чужой субъектности, вы сможете его завершить.
Например, гештальт: «Я хочу жениться на этой женщине» нужно перестроить в форму: «Я хочу сделать этой женщине предложение» или «Я хочу попытаться вызвать любовь в этой женщине». Предложение сделано? Получен отказ? Гештальт закрыт. Переходите к другим задачам. Попытались вызвать любовь? Вам отказали? Гештальт закрыт. Стоит ли создавать новые гештальты и повторять такие же точно попытки? Если ничего коренным образом не поменялось, вряд ли стоит. Лучше переходите к другим задачам.
Если понимание всех этих вещей перевести с умозрительного уровня на уровень чувств, то есть прочувствовать, насколько бесполезно тянуть руки за чужие границы и биться лбом о закрытую дверь, эта схема начинает работать эффективно.
Пробовали работать со своими гештальтами когда-нибудь? Что-то получалось?
Я в соцсетях:
Энди Рутледж :: Принципы гештальта
Не случайно последняя часть этой серии статей посвящена закрытию. Я отложил это до последнего не из-за остроумного каламбура, а потому, что, в отличие от других гештальт-принципов, ответственное рассмотрение принципа закрытия включает в себя множество мучительных контекстов: войну, обман, политический и экономический крах, разбитые дома, разбитые сердца, кровь, слезы и ненужная агония. Вы уверены, что хотите принять участие в этом принципе? Вы действительно так хотите испачкать руки? Несмотря на то, что вы найдете повсюду на эту тему, закрытие предназначено не только для создания умных логотипов.
Принцип закрытия буквально заключается в выводах. Мы, люди, очень хорошо умеем делать выводы из неполной информации. В основном мы умеем делать неправильные выводы, часто с результатами, упомянутыми выше. Но в справочном материале, который вы можете найти, гештальт-принцип замыкания редко ассоциируется с реальной жизнью. Обычные ссылки на принцип замыкания логичны, умны и безобидны; все радуги и единороги. В целом, принцип закрытия намного жестче.
Итак, сначала я буду избегать шаблонных примеров и пытаться заставить вас думать о закрытии немного по-другому, даже дать вам возможность испытать это на себе (ваша задача состоит в том, чтобы поразмышлять над этим опытом и проанализировать его) . Да, продолжайте, погуглите «закрытие гештальта» и посмотрите умные изображения позже, но не избегайте жизненно важных концептуальных вещей, лежащих под поверхностью. Копать глубже.
Принцип замыкания:
Глядя на сложное расположение отдельных элементов, люди склонны сначала искать один узнаваемый узор.
Заполнение
Когда нам представлена неполная картина, мы пытаемся использовать принцип завершения, чтобы заполнить недостающую информацию и сформировать законченный образ или идею, основанную на общих или легко узнаваемых шаблонах из нашего прошлого опыта и понимания. И поскольку у нас в любом случае почти никогда нет полной картины, принцип завершенности лежит в основе почти каждого решения, которое мы принимаем, каждого понимания, на которое мы претендуем, и каждой нашей попытки понять сложность окружающего мира. Поскольку мы так сильно полагаемся на закрытие, мы иногда страдаем от ужасных последствий, когда неправильно используем его… и когда его целенаправленно используют, чтобы обмануть нас.
Степень, в которой работает принцип закрытия, обратно пропорциональна усилию, необходимому для того, чтобы заставить его работать. Итак, если легко заполнить недостающие части, чтобы увидеть узнаваемый узор или форму, происходит закрытие, и мы воспринимаем завершенную форму. Если отсутствует слишком много формы или паттерна, что требует от нас усердной работы, чтобы понять это, закрытие произойдет с меньшей вероятностью. Таким образом, чтобы использовать замыкание в качестве эффективного механизма проектирования, вы должны сделать так, чтобы замыкание происходило легко.
Прежде чем мы перейдем к более практичным примерам закрытия, давайте рассмотрим пару примечательных экстраполяций.
Наглядные примеры замыкания
Развлечение с замыканием: Бобби Макферрин заставляет нас использовать замыкание в этом видеоВ этом примере (ниже) Бобби Макферрин позволяет нам ознакомиться с базовым паттерном, а затем все наслаждаются спонтанной использование замыкания, поскольку мы в массовом порядке точно заполняем недостающие части, когда нас об этом просят.
Возможно, вы уже видели это видео, так как в последнее время оно набирает обороты, но посмотрите его еще раз. Обратите внимание, как легко происходит закрытие, и попытайтесь понять, почему это происходит.
Всемирный фестиваль науки 2009: Бобби Макферрин демонстрирует силу пентатоники обороняясь от массивной высадки союзников в Кале. Немцы знали, что там произойдет высадка, и знали, что силами вторжения командует генерал Паттон. Немцы знали все это, потому что они получили много информации, которая рисовала для них очень ясную картину. Более того, в Кале были хорошие, легкодоступные порты, и он находился очень близко к немецким ракетным базам Фау-1 и Фау-2. Нападение на Кале имело смысл. Чтобы подтвердить это, не нужно было иметь на руках официальные приказы союзников.
К несчастью для них, в то время как немцы сосредоточились на защите от высадки в Кале, вторжение 6 июня 1944 года произошло вместо этого в Нормандии. На самом деле вся Первая группа армий США Паттона была вымышленной. Его просто не было и никогда не было. Это было частью уловки, чтобы обмануть немцев.
Столкнувшись только с частью картины, немцы восполнили недостающую информацию, основываясь на собственных логических предположениях, и увидели очень привлекательный и долгожданный сценарий; узнаваемый узор/целое. Остальное, как говорится, уже история.
Простые упражнения в закрытии
Примерьте их для размера. Результаты могут быть очень уникальными для вас (и, следовательно, весьма красноречивыми) или могут быть типичными человеческими реакциями. В любом случае результаты должны заставить вас задуматься и позволить экстраполировать аналогичные примеры.
- Покупки на мелкую и единственную срочную финансовую сторону всегда будут доступны.
- 1, 3, 5, __, 9
- Жил-был человек из Нантакета…
- ** Я **** ******* это * клянусь, я ***** ***** *****.
- Офур рексо над венес эйаср гао…
* * *
Эти примеры, а также видео и рассказ ранее предлагаются для того, чтобы вы глубже задумались о том, как работает человеческий разум.
Как и в случае с любым из гештальт-принципов, базовое понимание визуальных/графических характеристик принципа замыкания может дать лишь поверхностное понимание того, что происходит. Профессиональная ответственность требует от вас более глубокого изучения и работы, чтобы получить более полное представление о том, почему этот принцип работает… или почему он может не работать в некоторых случаях.Другие наглядные примеры закрытия
Визуально закрытие работает так же, как и концептуально. Мы смотрим на, казалось бы, несопоставимые части картины и заполняем недостающие части по общему шаблону, который, казалось бы, подходит. Людям легче правильно интуитивно понять определенные виды изображений. Лица, например…
Объекты других видов сложнее, но мы, как правило, успешно выясняем, на что ссылаются, если имеется достаточно информации для
Иногда замыкание заполняет промежутки между изображениями для создания движения. Вместо снимков мы видим «видео».
Введение
Закрытие опасно, изменчиво, соблазнительно, гипнотически и даже игриво. Он работает, чтобы показать нам образ, которого на самом деле не существует перед нашими глазами; оно проникает в наш опыт и в нашу психику, чтобы создать фикцию и заставить нас поверить в нее. Из этих результатов мы строим наши мнения, предположения, понимание… нашей реальности.
Ранее я упоминал, что закрытие связано с подведением итогов, и в этой статье я попытался показать, насколько опасным может быть это дело. Даже когда закрытие работает, оно может работать, чтобы сказать нам ложь. Как дизайнер, вы должны остерегаться способов, которыми принцип замыкания может быть использован для введения в заблуждение, обмана и причинения вреда. Вместо этого я рекомендую вам использовать его для удовольствия и привлечения интереса к вашей работе. Вы обладаете огромной силой, а вместе с ней и большой ответственностью.
Надеюсь, вам понравилась эта серия статей о гештальт-принципах восприятия. Я также надеюсь, что вы относитесь к ним не как к завершению своих исследований по этому вопросу, а как к самому началу. Я намеренно исключил примеры из этих исследований, намеренно оставил вещи недосказанными, намеренно оставил пути неизведанными… и все это для того, чтобы подарить вам радость открытия. Есть намного больше. И как профессионал у вас есть обязанности.
Я надеюсь, что по мере того, как вы исследуете отдельные части этих принципов, выявляется паттерн, и для вас происходит закрытие. И я надеюсь, что вы никогда не перестанете пересматривать свои выводы, какими бы они ни были.
Ссылки:
- Универсальные принципы дизайна , Уильям Лидвелл, Критина Холден и Джилл Батлер
Серия Принципов Гештальта:
- Принципы Гештальта 1: Фигура/Фон
- Гештальт-принципы 2: Сходство
- Гештальт-принципы 3: близость, равномерная связность и хорошее продолжение
- Гештальт-принципы 4: Общая судьба
- Гештальт-принципы 5: Закрытие
7 гештальт-принципов дизайна
В общем, гештальт-принципы помогают нам понять, как мы обрабатываем визуальную информацию, либо начиная с целого, а затем переходя к частям, либо пытаясь разбить запутанное целое на более простые Компоненты.
В этой статье мы расскажем, что такое гештальт-психология, семь принципов гештальт-дизайна и как применить их в своей работе.
Что такое гештальт-психология?
Гештальт-психология — это теория, изучающая человеческое восприятие. Он возник в Австрии и Германии в начале 20 века как противоречие принципам элементальной и структуралистской психологии. Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка — пионеры гештальт-психологии.
7 принципов гештальт-веб-дизайна
Когда дело доходит до нашей интерпретации визуальных стимулов, мы всегда ищем самый простой способ понять что-то. Гештальт-психологи назвали это Законом Прегнанца (он же «хорошая фигура» или «закон простоты»).
Люди интерпретируют двусмысленные или сложные изображения как самую простую из возможных форм.
Таким образом, вместо того, чтобы рассматривать дизайн олимпийского логотипа как набор обрезанных кругов и листочков, мы видим просто набор переплетенных колец.
Согласно Закону Прегнанца, мы видим логотип Олимпийских игр в виде сцепленных колец, а не набора бессмысленных сложных форм.Вы можете попробовать , чтобы увидеть более сложное расположение, но это требует больше усилий — ваши глаза просто хотят вернуться к более простому образцу.
Существует семь принципов гештальт -веб -дизайна:
- Принцип близости
- Принцип закрытия
- Принцип сходства
- Принцип
- Принцип
- Принцип
- Принципы
- . Принцип
- Принцип
- . Принцип
- 7 что у вас есть общее представление о семи гештальт-принципах дизайна, давайте углубимся в каждый из них.
Гештальт-принцип близости
Гештальт-принцип близости заключается в том, что мы рассматриваем объекты, расположенные близко друг к другу, как более связанные, чем объекты, находящиеся далеко друг от друга.
Визуально расстояние определяет родство. Объекты, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как связанные, а объекты, расположенные далеко друг от друга… — нет.
Например, посетите новостной сайт Google ниже. Текст «Заголовки» явно связан со всем содержимым на карточке ниже, даже если он не заключен внутри карточки.
Близость помогает нам упорядочить сложные отношения на этом изображении.Вы также можете комбинировать близость и общие области для создания более сложных эффектов. Узнайте, как это сделать в Mook, бесплатном шаблоне Webflow для креативных агентств, разработанном Тимом Ноем.
Здесь Тим использует как близость, так и общие регионы, чтобы прояснить, что «наша работа» и «узнайте, что мы сделали для других» связаны. То же самое касается блока «Стратегия», основного текста и изображения ниже.
Гештальт-принцип закрытия
Гештальт-принцип замыкания заключается в том, что когда мы видим сложное расположение, мы ищем один узнаваемый паттерн.
Мы всегда пытаемся внести смысл и порядок в бессмысленный хаос (и мы не говорим о ваших последних отношениях), и наши глаза делают это посредством овеществления: заполнения недостающих данных, чтобы придать смысл тому, что мы видим .
Вы можете увидеть это в действии в этом (к сожалению, отвергнутом) дизайне для OneFund Майка Эриксона, также известного как Logomotive. (Не говоря уже о подавляющем большинстве минималистичных дизайнов логотипов, которые вы видите.)
В поисках завершения ваш разум создает букву F из ничего.Здесь нам не дается вся визуальная информация, необходимая для формирования буквы F, но мы экстраполируем недостающую информацию, предоставленную тенями, для создания буквы. Мы делаем это потому, что в противном случае изображение представляет собой всего лишь несколько, казалось бы, случайных блоков черного цвета с каким-то типом внизу.
Закрытие — это то, что заставляет работать все минималистичные логотипы.
Гештальт-принцип подобия
Гештальт-принцип подобия заключается в том, что мы рассматриваем элементы, имеющие общие характеристики, как более связанные, чем те, которые не имеют.
Вы уже видели несколько примеров подобия в действии (см. раздел об однородности связности и о дизайне MailChimp в разделе об инвариантности). Но чтобы увеличить масштаб еще немного, взгляните на этот дизайн от Designer News:
Круглый значок помогает нам понять, что два сообщения о дизайне сайта связаны (т. е. сообщения одного и того же типа).Здесь значок веб-страницы с желтым фоном служит для соединения двух сообщений о дизайне сайта, давая понять, что это сообщения одного и того же типа. Тот факт, что один и тот же цвет появляется на кнопке «Подписаться» справа, может натолкнуть вас на мысль, что это тоже как-то связано, но другая форма и текст помогают отличить его.
Гештальт принцип непрерывностиГештальт принцип непрерывности заключается в том, что мы видим элементы, которые находятся на линии или кривой, как более связанные, чем элементы, которые не находятся на линии или кривой.
Мы знаем, что эти три точки связаны из-за продолжения.Как показано на сайте Subaru Zero Landfill, линии и кривые также помогают нам понять отношения. Как вы можете видеть на скриншоте выше, очевидно, что точки на этом грубом кольце тесно связаны друг с другом — по крайней мере, в большей степени, чем с текстом в других областях страницы.
Гештальт-принцип восприятия
Гештальт-принцип восприятия заключается в том, что люди инстинктивно воспринимают объекты либо как фигуру (фокальная точка), либо как фон (фон).
Когда несколько объектов сопоставляются друг с другом, мы естественным образом создаем ощущение пространственной связи между ними, даже при отсутствии явных визуальных сигналов. Это означает, что даже очень простое расположение объектов может быть использовано для создания ощущения взаимосвязи и, следовательно, даже намека на повествование.
Один из способов сделать это — сравнить размер двух (или более) объектов, автоматически приравняв меньший объект к фигуре, а больший — к земле. Вы можете видеть это на изображениях выше — независимо от его цвета, мы всегда видим меньший прямоугольник как фигуру, а больший — как фон.
Мы также склонны довольно творчески интерпретировать такие отношения, используя прошлый опыт, чтобы наполнить визуальный контент повествованием. Например, на изображении выше я не могу не видеть маленький прямоугольник как человека, смотрящего в сторону темнеющего неба.
Вы можете воспользоваться этим преимуществом в дизайне своего веб-сайта, чтобы переключить внимание с более крупных элементов на более мелкие. Это одна из причин, по которой комбинация кнопки и копии, расположенная поверх изображения без полей, привлекает внимание к кнопке.
Evernote использует фигуру/фон, чтобы привлечь внимание к кнопке «Зарегистрироваться».Вы также можете использовать визуальные подсказки, такие как тени, чтобы прояснить пространственные отношения между различными элементами. Вот почему вы найдете так много теней в рекомендациях Google по дизайну материалов 9.0129
Гештальт-принципы организации
Под эгидой организации подпадают пять принципов: однородная связанность, общие регионы, общая судьба (синхрония), параллелизм и фокусные точки мы видим элементы, которые визуально связаны, как более связанные, чем элементы без связи.
Формы слева кажутся более родственными, чем справа, даже если формы одинаковы!На изображении выше большой синий прямоугольник и меньший синий кружок слева кажутся более связанными, чем фигуры справа, хотя повторение синего также предполагает связь.
Обратите внимание, что соединительный элемент (небольшой прямоугольник наверху) не должен фактически касаться других объектов, чтобы создать ощущение взаимосвязи. Это объясняет, почему стрелки часто используются для соединения текста с изображением, как вы можете видеть на изображении ниже.
Стрелки помогают нам соединить текст и изображение, чтобы лучше понять сообщение графики.Без стрелок можно связать «здесь и здесь хорошо выглядит» с соответствующими изображениями, но это потребует некоторого вывода со стороны зрителя, чтобы понять, что одно «здесь» относится к планшету, а другое к телефону. Стрелки делают связи между копией и изображением более четкими, облегчая понимание всего этого.
Общие области
Общие области возникают, когда вы видите элементы как часть группы, если они заключены в одну область.
Вы постоянно видите веб-сайты, использующие этот визуальный трюк. На самом деле, это стало одним из признаков того, что многие люди осуждают как растущую однородность веб-дизайна. Но это не уменьшает силы техники в прояснении взаимосвязей между различными группами элементов дизайна.
Принцип общих областей помогает нам соединить заголовок, основной текст и изображение в историю.На снимке экрана выше (взято с сайта Google Now) дизайнер использует гигантские карты, чтобы помочь нам понять, что заголовок, изображение и абзац связаны между собой. Мы сразу получаем, что «Нужная информация в нужное время» определяет тему как изображения, так и копии ниже и о том, что «Помощь круглосуточно» вводит новую группу элементов.
Общая судьба (синхрония)
Общая судьба возникает, когда мы видим элементы, которые движутся в одном направлении, как более связанные, чем элементы, которые неподвижны или движутся в разных направлениях.
Лодка связывает изображение и текст общей судьбой.Вы можете увидеть, как принцип общей судьбы претворяется в жизнь с прекрасным драматизмом в «Лодке», в которой параллаксная прокрутка используется как для передачи хаотических бросков шторма, так и для поступательного движения истории, которую она рассказывает.
Со всем этим движением вы простите, что упустили тот факт, что текст в центре экрана выше связан с двумя изображениями переднего плана, между которыми он находится. Но по мере того, как лодка и бушующие штормом волны обычно перемещаются вправо от экрана, связь между текстом на переднем плане и изображениями становится яснее, потому что они перемещаются вверх по экрану. (Хотя дизайнеры добавили драматизма, наклонив и сдвинув текст и изображение при прокрутке.)
Параллелизм
Параллелизм возникает, когда мы видим параллельные элементы более связанными, чем непараллельные.
Чтобы увидеть параллелизм в действии, я не могу придумать лучшего примера, чем итальянский футурист Ф.Т. Классическая визуальная поэма Маринетти «Parole in liberta» («Свободные слова» или «Слова на свободе»).
строки параллельного текста помогают нам разобраться в этом сложном наборе букв.Среди этой хаотической мешанины текста Маринетти предлагает случайные передышки (относительной) ясности и связанности, размещая несколько строк шрифта параллельно друг другу. Эти параллельные линии создают напряжение из-за разбросанного текста, но также создают облегчение, на мгновение восстанавливая нормальное впечатление от чтения в динамической композиции.
Фокусные точки
Фокусные точки — это точки интереса, акцента или различия, которые захватывают и удерживают наше внимание.
Фокусные точки служат ключом к такому количеству элементов веб-дизайна, что кажется странным указывать на это. Но эта центральность делает еще более важным разумно и целенаправленно применять акценты и различия — в конце концов, как говорится, «если все подчеркнуто, ничего не будет».
Конечно, есть всевозможные способы сделать акцент в дизайне, в том числе:
- Резкое изменение цвета , например, когда кнопка CTA или другая ссылка окрашиваются в контрастный цвет курсив, все заглавные буквы и т. д.
- Драматические пробелы , например, когда вы размещаете фокус в полной изоляции от других элементов
И многое другое.
Гештальт-принцип симметрии
Гештальт-принцип симметрии заключается в том, что люди воспринимают симметричные элементы как часть единой группы.
Неудивительно, что люди склонны искать порядок в объектах, и симметрия — одно из средств достижения этого. Вот почему нас так удовлетворяет симметрия: это простое гармоничное правило, передающее ощущение порядка и правильности в вещах. Вероятно, поэтому симметрия так популярна в правительственных зданиях по всему миру. (И почему в моде дизайн с тремя колонками.) Исследования также показали, что наш стандарт «красоты» в лицах во многом зависит от симметрии.
Наша любовь к симметрии объясняет популярность трехколонного дизайна.Несмотря на то, что симметричные формы приятны, они также могут показаться немного статичными или устаревшими из-за всей этой гармоничности.