Закрытый гештальт что это – Гештальт – что это такое простыми словами, закрыть гештальт — что это такое в отношениях

Что такое гештальт? Что значит «закрыть гештальт» и как это сделать

Закрыть гештальт — это значит закончить незавершенное дело, которое не дает покоя, завершить начатое. В обыденной речи гештальт — незаконченное дело. Например, можно сказать: «Книга плохая, но я все-таки ее дочитаю, чтобы закрыть гештальт».

«Этот гештальт я закрыл», — объявил актер Максим Виторган, избив режиссера Константина Богомолова — любовника своей жены Ксении Собчак.

Вообще же немецкое слово Gestalt означает форму, фигуру, целостный образ. В психологии гештальт — это структура, которая воспринимается как единое целое, а не как сумма отдельных элементов. Классический пример: мелодия — это не набор отдельных звуков, а единое целое — гештальт. Поэтому мы можем узнать знакомую музыку, даже если она сыграна на разных инструментах.

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология — это направление в психологии, которое объясняет человеческое восприятие, мышление и личность с помощью принципа целостности. Гештальпсихология появилась в первой половине XX века, ее основатели — Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка. Они первыми начали изучать эффект гештальта — целостностного восприятия сложных явлений.

Человек воспринимает мир не в виде отдельных деталей, а в виде целостных образов — гештальтов, полагают гештальтисты.

Стремление объединять разрозненные данные и быстро сделать вывод закрепилось в процессе эволюции, полагают современные ученые — нашим предкам это умение спасало жизни. Например, заметив в кустах пятнистую шкуру, древний человек не тратил время на рассуждения, а мгновенно понимал, что это ягуар и нужно спасаться.

Простой пример гештальта. Взгляните на картинку ниже — вы видите черные пятна на белом фоне.

Оптическая иллюзия, иллюстрирующая эффект гештальта.

А теперь приглядитесь — в правой части рисунка изображен пес-далматинец. Как только вы его увидите, то больше не сможете «развидеть» — начнет работать эффект гештальта, ваш мозг сам научится объединять пятна в изображение собаки.

Этим же стремлением искать общий смысл в разрозненных фактах объясняются некоторые когнитивные искажения — ошибки человеческого восприятия. Так, по случайным поступкам мы судим о характере человека, а по нескольким совпадениям делаем вывод о причинно-следственных связях. Это удобно, но не всегда верно.

В делах человек также стремится к завершенности, полагают гештальтисты. Поэтому недочитанная книга или недосмотренный фильм запоминаются лучше. Даже неприятное или бессмысленное дело часто хочется завершить, а не бросить на середине. И поэтому так бросаются в глаза и раздражают идеальные вещи с одной маленькой ошибкой.

«Ад перфекциониста» — незакрытый гештальт.

В настоящее время гештальтпсихология — скорее историческое направление, отмечает в статье для «Постнауки» Мария Фаликман — доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ. Гештальтпсихологии мышления как таковой не осталось. А гештальтпсихология восприятия существует в синтезе с когнитивной психологией.

Что такое гештальт-терапия?

Гештальт-терапия появилась в 1940-50-х годах, она не имеет прямого отношения к гештальтпсихологии. Этот вид психотерапии рассматривает человека как единое целое — общность духовных, физических, социальных особенностей. Во главу угла она ставит стремление к полной самореализации.

Отцом гештальт-терапии считается немецко-американский врач-психиатр Фриц Перлз. Перлз полагал, что задача психотерапевта — помочь человеку разобраться с нерешенными проблемами, ограничивающие личностный рост, закрыть деструктивные гештальты. Перлз не был гештальпсихологом, однако использовал термин гештальт в похожем смысле.

Фредерик (Фриц) Перлз. Фото: Wikimedia

Деструктивным гештальтом может быть незавершенное дело из прошлого. Например, неудачи пациентки в отношениях с мужчинами гештальт-терапевт может объяснять тем, что она все детство пыталась добиться расположения и похвалы отца, но так их и не получила. Если не осознать и не закрыть этот гештальт, женщина так и будет тянуться всю жизнь к эмоционально холодным мужчинам — доказывать им, что достойна любви.

Незакрытым гештальтом могут быть текущие проблемы, которые человек не способен полностью осмыслить, вписать в единую картину мира. Здесь, по версии гештальт-терапевтов, также необходимо всесторонне изучить проблему и закрыть гештальт, чтобы двигаться дальше. Эта идея перекликается с теорией когнитивного диссонанса Леона Фестингера.

Пациенты работают с гештальт-терапевтом либо индивидуально, либо в гештальт-группе. Конкретные методические приемы при этом могут быть разными. Самая известная техника гештальт-терапии — «метод пустого стула». Человек предлагают представить, что на пустом стуле напротив сидит он сам, и поговорить с собой. Терапевт в это время наблюдает за эмоциями и поведением говорящего.

Что значит закрыть гештальт?

Гештальт-терапию разработал Фриц Перлз в середине прошлого столетия. Фигура была очень яркая, сильная, противоречивая — советую почитать о нем.

На учение Перлза повлияли и восточные философские концепты — постулаты принятия, осознанности, момента «здесь и сейчас». 

Одно из основных понятий гештальт-терапии — это понятие о гештальте. Перлз считал, что незавершенные ситуации прошлого — гештальты, требуют завершения, иначе они продолжают влиять на настоящее.

Травма — это сильный стресс, которому подвергся человек и на который он не смог отреагировать.

Основные реакции на стресс — это «бей, беги, замри». В социуме, в основном, возникает процесс замирания. Когда мы не можем ответить, ударить или убежать, то мы замираем, не выражая это стрессовое состояние.

Мы пытаемся задержать его в теле, соответственно, у нас в теле заблокировано очень много страхов, которые впоследствии влияют на нашу жизнь. Любой триггер, который будет нас как-то пугать, напоминать об этом стрессе, будет моментально переводить нас в состояние испуга.

th-anh-7Q96WZwlBDc-unsplash.jpg

Например, в передачах про животных, когда хищник нападает на жертву, и жертва спасается, мы видим, как потом животное трясет — оно через тряску выводит стресс из себя, который оно пережило, то есть оно заканчивает цикл — был страх, животное спаслось и отреагировало до конца, выпустив этот стресс и страх из тела.

Человек же в отличие от животного не имеет такой возможности, поэтому мы за свою жизнь накапливаем огромное количество неотреагированных ситуаций. Мы все проходим процесс обучения, воспитания в детстве. Часто он связан с тем, что нельзя делать то, чего нам хочется, и с тем, что нам говорят, что мы должны делать.

У нас остается очень много невыраженных чувств — протеста, обиды, злости, агрессии к воспитателям и родителям. Чувства, которые живут в нас, и мы выпускаем их на различные ситуации, притягиваем людей, события — как будто уже взрослый человек продолжает мстить родителям.

roberto-nickson-4kwPIu2PK2E-unsplash.jpg

Одна из задач гештальт-терапии — это реагирование, снятие накопившегося стресса и последующее освобождение. Но задача — не в том, чтобы высказать родителям претензии, а в том, чтобы с помощью терапевта проработать сложные моменты и в безопасной ситуации выразить или прожить их, пересмотреть эти события прошлого.

Нет необходимости просматривать все события, есть основные, касающиеся родителя, с которым мы были ближе и к которому у нас остается большее количество претензий.

Также Перлз считал, что у каждого человека есть большое количество фантазий относительно окружающих, контакта с другими людьми. Зачастую мы живем, опираясь на собственные фантазии, принимаем на их основе решения о действии или бездействии, в результате, мы живем в неком фантазийном отношении к миру — не к реальности, а к фантазии относительно мира. 

diego-rubilar-RG4QEqcIb54-unsplash.jpg

Таким образом, регулярно прокручивая в голове эти фантазии, мы из них делаем свои внутренние законы, паттерны по отношению к другим и миру. 

Основные принципы гештальт-терапии:

  • целостность — неразделимость души и тела
  • принцип «здесь и сейчас» — быть в настоящем моменте, а не в фантазиях прошлого или будущего, опираясь на них
  • принятие ответственности на себя — как я сам создаю всё то, что со мной происходит

В процессе работы клиент учится таким важным вещам: как опираться на свои собственные желания и потребности, а не удовлетворять потребности других, не подавлять и не копить свои чувства, выражать себя через творчество, свои истинные желания и мечты.

dylan-alcock-fa7q_doWL5A-unsplash.jpg

Гештальт-молитва:

«Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты — это ты, и я — это я,
И если нам случилось найти друг друга — это прекрасно.
А если нет — этому нельзя помочь».

Фриц Перлз, «Gestalt Therapy Verbatim», 1969 г.

Фото: https://www.instagram.com/braybraywoowoo/

Что значит закрытый гештальт в психологии и как понять что он неоконченный

В разговорной речи нередко сейчас встречается фраза «закрыть гештальт». Этому выражению присваивается множество разных значений. Но немногие понимают истинную его суть.

Беседующие люди

Беседующие люди

Что такое закрытый гештальт

Само слово gestalt с немецкого дословно переводится как «личность, образ, фигура». Однако в перечень переводов можно добавить и «целостность», «структура». Впервые это слово было представлено миру в труде Кристиана фон Эренфельса. Гештальт-подход гласит, что человек всегда видит не только реальность, но и несколько обрабатывает ее с помощью собственных опыта и впечатлений. Глядя на картину в музее, человек видит не единичные мазки, а изображение целиком. При этом испытывает какие-то ощущения при просмотре, получает какую-то важную для него информацию. Вот эта целостность восприятия является гештальтом. Остальные картины музея отходят на второй план, пока выделена одна из них. После просмотра и получения чувства удовлетворения все они снова сливаются в единый «фон».

Таким же фоном является весь окружающий нас мир. Человек может вычленить один его кусочек, тогда все остальное несколько теряет свою значимость. Так, примером может послужить работа официанта. Из всего мира он выделяет одну конкретную задачу – заказ для определенного клиента. Это – его гештальт.

Пример выделения гештальта-формы из «фона»

Пример выделения гештальта-формы из «фона»

Интересно. Дела без логического завершения чаще помнятся лучше завершенных. Это явление – «эффект Зейгарник», получило название в честь психолога советских времен Блюмы Зейгарник. Именно она на примере тех же официантов отметила, что свои текущие заказы они помнят, выполненные почти сразу же забывают.

Открытый, начатый гештальт держит человека в некотором напряжении до получения конкретного результата. К примеру, мужчина отвлекся от своей работы с целью съесть принесенный из дома обед. Если его будут отвлекать, не давать завершить начатое, скорее всего, он будет нервничать и сердиться, даже если его голод не так силен. Так проявляется нервное напряжение – стимул закончить дело. После его завершения напряжение спадает, можно говорить, что гештальт закрыт.

Такое напряжение нормально. Оно помогает концентрироваться на текущей задаче и не отвлекаться от нее. Иначе доводить дела до конца у людей получалось бы плохо. Незакрытый гештальт – это продолжение такого напряжения, что не лучшим образом сказывается на человеке. Именно поэтому открытые гештальты нужно доводить до конца, стараться не затягивать их.

Как закрыть гештальт в отношениях

Незавершенный гештальт преследует в романтических отношениях тоже. Чаще всего он выглядит так: с прошлым партнером были некие конфликты, препирательства, после которых осталось чувство недосказанности и неудовлетворенности. В новых отношениях человек поневоле провоцирует такие же ссоры. Он заново проигрывает те проблемы, которые с прошлым спутником не были решены.

Мужчина и женщина ссорятся

Мужчина и женщина ссорятся

Нередкий случай, если неоконченный гештальт, – в самой незавершенности отношений. Например, женщина влюбилась в мужчину, но он решил не отвечать ей взаимностью. В ее сознании живет надежда на воссоединение, на то, что молодой человек воспылает к ней страстью, и все у них будет хорошо. Девушка цепляется за любую мелочь, которая сулит ей удачу в этом начинании.

Что самое сложное – закрыть такие гештальты может быть достаточно трудно. Проблема не отпускает, оставляет какие-то шансы на удачное разрешение. Люди вкладывают в нее свои силы, время, хотя на самом деле все их ожидания изначально провальны. Напряжение растет, и психика придумывает иллюзии, показывая мозгу то, чего на самом деле нет, чтобы снизить нагрузку. Старания человека усиливаются, возрастает и защитный ответ психики… Круг замыкается, и получается гештальт-ловушка.

Женщина в гештальт-ловушке

Женщина в гештальт-ловушке

Именно поэтому к проблеме следует отнестись серьезно. Завершить гештальт, хоть как бы ни было это трудно, необходимо. Здесь лучший способ – убирание «крючков», зацепок, которыми он держится. Сделать это можно по-разному: пережить ситуацию, высказать ее, получить ответ или просто сместить фокус важности на другое дело. И для мужчин, и для женщин советы немного различаются.

Для женщин

Женщины чаще мужчин страдают от незакрытых гештальтов в любви. Это связано с их большей эмоциональностью, более частыми перепадами настроения. Кажется, уже девушка вышла замуж за другого, любит его. А мысли «вот как надо было сказать тому, первому» остаются, даже если подобных чувств нет и не было. Проблемы прошлых отношений воскрешаются в этот раз.

Учитывая женское мышление, лучшими способами закрытия гештальта будут:

  • Разговор по душам. Пусть даже с тем некогда значимым человеком ничего уже не связывает, все равно можно встретиться и поговорить. Высказать свои догадки, предположения. Хотя бы ради того, чтобы посмеяться над ними. После такой беседы неминуемо наступит облегчение.
Мужчина и женщина беседуют

Мужчина и женщина беседуют

  • Рассказ. Следует представить себе то развитие событий, которое не дает покоя, и проговорить его (обязательно вслух, фраза за фразой). Желательно упор делать не на возвышенно-романтические детали, а напротив, на серый быт. Так поступают для того, чтобы не давать сознанию лишние «зацепки». Оптимальный вариант – если рассказывают аудитории.
  • Проигрывание. Если новый парень, муж согласен, то вместе с ним нужно разыграть ситуации из прошлого. Он будет играть прошлую пассию, извиняться и принимать извинения по необходимости, позволяя завершить гештальт.

Для мужчин

Мужчины далеко не так возвышенны, как женщины, потому к романтическим переживаниям относятся приземленнее. Они предпочитают не оставлять недоговоренностей, четко оговаривая факты. Однако это – не защита от незавершенных гештальтов вообще. При этом сильный пол привык больше все держать в себе, не делиться переживаниями с окружающими. Учитывая такую особенность, можно сказать, что поможет закрыть гештальт именно это:

  • Сравнение и улучшение. Этот способ означает работу над собой. Становясь лучше, мужчина может претендовать на более красивых и умных женщин рядом. Это умаляет ценность старого гештальта.
Мужчина работает над собой

Мужчина работает над собой

  • Самоанализ. Не доверяя вынесению внутренней проблемы на всеобщее обострение, парни вполне могут помочь себе самостоятельно. Для этого им нужно переосмыслить, что зацепило, почему, так ли оно важно.
  • Прощение, прощание, благодарность. Встречаться с бывшей пассией не придется. Достаточно просто написать ей письмо, отправлять которое не обязательно. В нем следует описать все свои обиды, переживания. Затем простить женщину и обязательно попрощаться. Это поставит логическую точку гештальта. В конце, чтобы осадок остался лишь хороший, не мешает выразить благодарность за все то хорошее, что принесла эта дама.

Как незавершенный гештальт мешает жизни

Все гештальты нужно закрывать. Это обязательное условие сохранения психологического здоровья. Чем они, будучи незавершенными, вредны, следует разобрать поподробнее:

  1. Постоянный стресс. Гештальт без окончания – постоянное напряжение, даже если внимание переключено на другое дело. Длительное состояние напряжения означает стресс.
 Мужчина в стрессе

Мужчина в стрессе

  1. Проекция прошлого. Постоянные возвраты к прошлому, проекция его на настоящее. Это, в свою очередь, негативно влияет на сегодняшнюю жизнь и взаимоотношения.
  2. Увеличение масштаба гештальта. Опасность незавершенных дел в том, что напряжение не только сохраняется, но и умножается. В критических случаях дело доходит до аддикции – сильной зависимости.

Важно! Серьезную аддикцию (или лярву) победить самостоятельно почти невозможно. Сама она закрыться тем более не сможет. Это состояние привычки, ненормальной зацикленности. В таком случае крайне рекомендуется посетить психотерапевта.

Кроме того, незакрытый гештальт отнимает невероятное количество сил, времени, энергии. Он полностью опустошает человека. Сил у того не остается ни на что. Сперва незаконченное дело отнимает толику человеческих ресурсов. Чем дальше проблема смещается в центр внимания, чем больше сил к ней прикладывают, тем больше она растет. Здесь крайне важно вовремя разомкнуть этот круг.

Симптомы незакрытого гештальта

Явление такое, как незакрытый гештальт, – это проблема, что требует быстрого разрешения. Прежде, чем предпринимать меры, нужно провести диагностику. Среди симптомов незавершенных гештальтов:

  • Постоянное чувство неудовлетворенности;
  • Низкая стрессоустойчивость;
  • Нарушенные механизмы социальной адаптации;
  • Тяжелые отношения между человеком и родителями, друзьями, близкими;
Сложные взаимоотношения

Сложные взаимоотношения

  • Сложно концентрироваться на делах;
  • Мысли то и дело переключаются на один и тот же момент;
  • Часто случается необъяснимое чувство грусти, тоски;
  • Есть депрессия;
  • Имеются фобии.

Если присутствует несколько из вышеперечисленных симптомов, то следует внимательно проанализировать свое состояние. Так удастся вычленить корень проблемы. После есть выбор: или работать над ним самостоятельно, или посетить психолога.

Профилактика незакрытых гештальтов

Лучший способ решения любой проблемы – не давать ей шанса на появление. В случае с незавершенными делами работает тот же принцип. Профилактикой в таком случае будет жизнь по принципам гештальт-психологии. Гештальты тогда будут закрываться сами, без специального внимания:

  1. Жить сегодня. Будущее неизвестно, прошлое уже позади. Важно только то, что сейчас.
  2. Внимание на то, что рядом. Незачем ставить в центр внимания то, чего нет рядом, особенно, если это что-то из прошлого.
  3. Фантазировать с умом. Мечтать полезно. Но не нужно тешить гештальт приятными выдуманными зацепками. Нельзя фантазировать о заведомо нереальном.
Мечтающая женщина

Мечтающая женщина

  1. Действовать. Мало только размышлять, нужно еще и действовать, чтобы не создавать значимое напряжение или чтобы не «перегореть».
  2. Сразу выражать свои чувства. Этим часто грешат женщины, говоря загадками и намеками. Если мужчина их не поймет, дама рискует остаться с проблемой незакрытого гештальта. Поэтому не нужно тянуть, следует сразу говорить о своих ощущениях и чувствах.
  3. Принимать все состояния. И боль, и некоторый дискомфорт – естественные состояния, как и удовольствие. Поэтому следует принимать их спокойно.
  4. Ставить в центр внимания свои желания. Часто гештальт может быть навязан со стороны. Этого допускать нельзя.
  5. Брать ответственность. Принимая какие-то решения, следует отдавать себе отчет в том, что есть еще и ответственность за них. Уклоняться от нее нельзя ни в коем случае. Исключение – если зона ответственности чужая.
  6. Соразмерять желания и возможности. Иногда хочется все и сразу, но такое распыление до добра не доводит. У человека есть ограниченный запас ресурсов, на этот показатель следует ориентироваться.
  7. Не бояться просить помощи. Сильный пол может стараться держать марку и не допускать в свои переживания других. Иногда такая тактика приносит только вред. Если есть понимание, что ситуация выходит из-под контроля или становится особенно болезненной, не стоит воздерживаться от посещения психолога.

Жить нужно здесь и сейчас, не тащить за собой груз прошлого. Если проблема незаконченного гештальта появляется, то обязательно следует уделить ей должное внимание. Психологическое здоровье человека так же важно, как и физическое.

Видео

«Что такое гештальт? » – Яндекс.Знатоки

Гештальт — это то, что возникает вместе с появлением какой-либо нашей потребности. В момент, когда у нас возникает нехватка чего-либо, у нас появляются чувства, мысли, идеи, воспоминания, образы, которые в конечном счете сподвигают нас заняться удовлетворением нашей потребности. Гештальт — это совокупность того, что у нас возникает внутри и того, что есть снаружи, что так или иначе связано с нашей потребностью и ее возможным удовлетворением. В момент формирования гештальта мы как будто собираем различные ингредиенты для приготовления какого-либо блюда. Блюдо, как и гештальт — это не просто сумма частей, это нечто большее.

Например, мне захотелось есть. Я осознаю свое желание поесть, и в этот момент начинается формирование гештальта: я начинаю думать о том, что именно хочу съесть, у меня возникают образы различных блюд в голове, это сопровождается конкретными ощущениями в теле, у меня формируется некоторый план того, как я могу удовлетворить свою потребность, я каким-либо образом осуществляю этот план: нахожу конкретное блюдо в окружающей среде и съедаю его. Все это процесс формирования и закрытия гештальта.

Главная философия гештальтистов — это приверженность целостному подходу к человеку. Для гештальтистов важно рассматривать человека и его опыт целостно, в то время, как для большинства направлений психотерапии того времени, когда появилась сначала гештальтпсихология, а затем и гештальт-терапия, было характерно деление человека на разные части. Самым распространенным разделением было и остается разделение на тело и психику. Даже если какие-то направления и искали причинно-следственные связи между психическими и телесными проявлениями, то, тем не менее, рассматривали эти процессы, как параллельные, а не как части одного целого. Гештальт-терапевты — приверженцы того, что человек проявляет себя целостно, что ничто из этого не первично и, при этом, и то, и другое одинаково важно.

Важно, например, не только, что я говорю, но и как говорю, и как при этом проявляюсь телесно. Может быть я замираю, когда рассказываю о своем счастливом детстве? Или сжимаю кулаки? Или стискиваю зубы? Если не принимать во внимание телесные проявления человека, то его опыт останется не до конца понятным. Возможно даже, что часто бывает, человек и телесно проявляет себя вполне соотвествующе своим вербальным проявлениям. Но я, например, слушая его, испытываю невероятную грусть, или страх, хотя сам человек этого не испытывает по причине того, что какая-то часть его опыта отщеплена. В момент нашего с ним взаимодействия мы с ним формируем совместное поле нашего опыта, и мои переживания, будучи воспринятыми им, могут помочь ему дособрать недостающие части для формирования и закрытия его гештальта.

«Гештальт» — это термин, который был выбран для обозначения единицы такого целостного опыта. Этот термин — главный элемент, на который опирается вся остальная философия гештальт-терапии.

Главная задача гештальт-терапии — помочь клиенту дособрать необходимые ингредиенты для формирования и последующего закрытия гештальтов. Незакрытые гештальты тянут из нас энергию, как фоновые процессы в компьютере, от которых обычно мало пользы, но при этом они едят ресурсы и иногда бывают даже вредны. Закрытие гештальта — это не обязательно делание того, что не было сделано в прошлом. Часто, наоборот, человек, разместив свои воспоминания и застывшие переживания в контексте отношений с другим человеком, становится способным отпустить свое прошлое, отказавшись наконец от неактуальных уже планов. В процессе гештальт-терапии клиент получает или возвращает себе то, что делает его опыт более полным. Это необязательно что-то приятное и хорошее, напротив, чаще это что-то крайне болезненное. Но обретаемая постепенно полнота опыта в итоге наделяет клиента способностью быть живым и получать от жизни больше радости и удовольствия.

Что такое гештальт, или Почему официант сразу забывает выполненный заказ — T&P

«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в абсолютно неправильном значении. В очередном выпуске рубрики — в чем секрет картин Ренуара и почему мы понимаем слово, даже если в нем поменять местами почти все буквы.

«Тебе просто надо закрыть гештальт» — такой совет можно услышать от доброжелателей. Но чтобы понять, что такое гештальт, и правильно использовать это понятие, нужно на какое-то время отвлечься от психотерапии и обратиться к психологии восприятия.

В буквальном переводе с немецкого Gestalt означает «форма, вид, фигура», а производное от него слово Gestaltung — «оформление». Другие более или менее подходящие по смыслу русские аналоги — «целостность», «структура» и «модель». Официальной датой рождения термина считается 1890 год, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд Über Gestaltqualitäten («О качествах формы»). Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта — о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств — дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие.

Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть ее»

Эта идея продолжала развиваться в течение 1910-х—1930-х годов, когда психологи начали активно изучать восприятие произведений искусства. Ученые выяснили, что когда мы смотрим на картину или статую, главную роль играет некое целостное восприятие объекта, несводимое к свойствам суммы составляющих ее элементов. Образно говоря, когда мы смотрим на картину Ренуара или другого импрессиониста, мы не замечаем и не оцениваем каждый мазок, а видим единое целое и именно это общее сочетание цветов и форм нас впечатляет. Такое целостное восприятие и стали называть «гештальтом».

Параллельно гештальт-подход к восприятию вырос в самостоятельное направление психологии — благодаря Максу Вертхаймеру, ученику фон Эренфельса. В 1912 году он опубликовал работу «Экспериментальные исследования восприятия движения». Ученый описал, как две вспышки света, сверкнувшие в двух разных местах в разное время, могут восприниматься как один источник света, переместившийся с одного на другое место— если правильно подобрать расстояние и временной интервал (оптический обман работал при интервале около 60 миллисекунд).

Таким образом, наблюдатель воспринимал не два отдельных элемента, а единое целое. Это подтвержало идею о том, что цельная модель отличается от простой суммы частей. Похожие эксперименты проводились и с музыкой — Эрнст Мах в своей работе «Анализ ощущений» доказал, что изменение тональности и темпа мелодии не мешает идентифицировать мотив. Похожий эксперимент — но только с текстом — сейчас широко тиражируется в соцсетях: благодаря способности мыслить гештальтами вы можете понять предложение, даже если в каждом слове поменять порядок букв и оставить на месте только начальные и конечные.

Исследования гештальта продолжил датский психолог Эдгар Рубин. Он делил любое воспринимаемое человеком изображение на Фигуру (объект) и Фон. Фигура — это то, на чем сосредоточено наше внимание, а фон — все остальное. Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый рисунок, который можно «прочитать» либо как изображение вазы, либо как изображение двух лиц — смотря на чем сконцентрироваться. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план.

Из психологии термин перекочевал в психотерапию и прочно там обосновался, породив новое направление— гештальт-терапию. Ведь понятие фона и фигуры сохраняется и в повседневности — если представить, что реальность, в которой мы существуем — это фон, а различные объекты или процессы — это фигуры. Когда у нас появляются те или иные потребности, мы можем «выдергивать» фигуры из фона и сознательно с ними взаимодействовать, а по завершении взаимодействия, фигура снова сливается с фоном. Например, мы проголодались и ищем еду, а дожевав и проглотив гамбургер, забываем об этой потребности и отвлекаемся на что-то другое.

По сути, «фигурой», гештальтом, может быть любой процесс — увлечение кем-либо, ссора или начатое дело.

Незавершенные процессы мы запоминаем лучше — это явление называется «эффектом Зейгарник» по имени советского психолога Блюмы Зейгарник. Будучи еще студенткой, она подметила, что официанты в кафе прекрасно помнят все невыполненные заказы и моментально забывают выполненные. Позже Зейгарник провела ряд экспериментов, подтвердивших, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти.

Это напряжение помогает нам не забыть о своих потребностях, но для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно доводить до логического завершения. Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть» ее. И человек начинает повторять прежние схемы в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером.

Понятие просочилось и в поп-культуру: в мультсериале «Трансформеры» Гештальтом зовут сложносочиненного робота, состоящего из нескольких роботов меньшего размера. Название было придумано поклонниками сериала, но потом стало официальным — возможно, потому что робот действительно оказался наглядной иллюстрацией сложного термина.

Как говорить

Неправильно: «Эта неожиданная научная теория разрушает гештальты». Правильно — «разрушает шаблоны».

Правильно: «Варя в детстве хотела быть врачом, но не получилось. Незавершенный гештальт заставил ее отправить сына на медицинский факультет»

Правильно: «Этот художник играет с оптическими иллюзиями и гештальтами»

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

Гештальт – что это такое простыми словами, закрыть гештальт

Немного истории: само слово пришло к нам из немецкого языка. Впервые было употреблено еще в конце 19 века философом Кристианом фон Эренфельсом в его труде «О качествах формы».

Прямым переводом самого слова «gestalt» на русский язык является «форма, вид, фигура».

Позднее, в начале 20-го века, психологи начали изучать описанное явление гештальта, а ученик Эренфельса – Макс Вертхаймер – вывел этот подход в отдельное направление.

Поэтому, в психологии гештальт употребляется в смысле целостности и осознанности окружающего и происходящего в каждый конкретный момент времени.

Иными словами – мало кто из людей способен к осознанию и идентификации собственных эмоций, чувств, переживаний, а сама ситуация «что-то не то», «не знаю, чего хочу», «не могу разобраться в своих чувствах» – является гештальтом, то есть ситуацией, когда человек не может понять и осознать самого себя.

Помочь разобраться в этих ситуациях, научиться понимать и принимать себя может помочь особая терапия.

Гештальтпсихология акцентирует внимание именно на особенности человеческого восприятия общей картины, а не ее составляющих – это можно объяснить на примере любого произведения искусства. Так, слушая музыку, человек акцентирует внимание на общем звучании, а не на отдельных нотах и тональности, а глядя на картину – внимание сосредотачивается на общем виде, а не на отдельных мазках кисти. Продолжать можно долго, но общий смысл понятен.

В гештальт-терапии же происходит практически то же самое, но непосредственно с человеком и ситуациями из его жизни, эмоциями, чувствами. Человек в обычной жизни видит лишь общую картинку, не вдумываясь о ее составляющих, а гештальт-терапевт помогает увидеть эти самые составляющие в определенных ситуациях, а также осознать их, придя к пониманию их правильности или неправильности в каждой конкретной ситуации.

Эффект Зейгарник или что значит «закрыть гештальт»?

Вы когда-нибудь сталкивались с ощущением, что ситуация или проблема, произошедшая с вами в прошлом, преследует вас до сих пор? Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье.

Классический эксперимент Б. В. Зейгарник

Курт Левин всегда любил неформальное общение со своими студентами и часто играл с ними в так называемую «игру-поиск». Однажды, обедая в кафе со своими учениками, среди которых была и Блюма Вульфовна Зейгарник, он обратился к официанту с просьбой вспомнить заказ, который только что сделали несколько клиентов за соседним столиком. Официант без труда перечислил все заказанные ими блюда. Тогда Левин попросил проделать то же самое, но с заказами клиентов, которые уже расплатились и ушли из кафе. Молодой человек не смог вспомнить ни одного блюда, объяснив это тем, что клиенты уже рассчитались, и поэтому их заказы уже не приоритетны для него. Эта ситуация послужила поводом для предположения, что незаконченные действия или ситуации мы помним гораздо лучше, чем уже завершившиеся.

Широко используемые результаты классического эксперимента Зейгарник (1927) утверждают, что прерванные действия или ситуации действительно приобретают некоторый особый «статус» в памяти. В эксперименте участникам было задано около 20 задач. Эти задачи включали арифметику, головоломки, а также использование навыков моторики рук, включая строительство «зданий» из картонных коробок и создание глиняных фигур. В ходе выполнения этих заданий процесс прерывался, прежде чем участники успевали завершить действие и были вынуждены отложить его. Прерывание происходило, «когда объект выглядел наиболее погруженным в работу». В результатах эксперимента сообщалось, что это произошло, когда субъект обнаруживал, как должна быть решена проблема, но еще не предвидел окончательного результата.

Участникам было разрешено завершить вторую половину задания.

После выполнения всех задач испытуемым было предложено сообщить обо всех проблемах с использованием метода свободного отзыва. Зейгарник обнаружила, что незавершенные задачи были приведены в качестве примера проблем с выполнением на 90% чаще, чем завершенные. Зейгарник пришла к выводу, что существует значительное преимущество сохранения в памяти прерванных задач, по сравнению с теми, которые были решены. Хотя теория об «особом статусе» неразрешенных проблем в памяти является привлекательной, результаты эксперимента Зейгарник кажутся несколько противоречивыми.

Любое мемориальное преимущество в эксперименте Зейгарник должно коррелировать с законченными задачами, поскольку участник логически, в среднем, должен тратить больше времени на законченную задачу. Но, все же, используя меньше времени на обработку прерванных заданий, участники вспоминали их чаще.

Зейгарник объясняла этот эффект с точки зрения мотивационных факторов, предполагая, что когда объект намеревается выполнить требуемые операции по одной из задач, возникает «квази-потребность» завершения задания. Таким образом, «преимущество» прерванных задач должно быть обусловлено продолжением этой квази-зависимости, которая мотивирует человека на поиск решений, касающихся незаконченных задач.

С тех пор было предложено учитывать дополнительные социальные, мотивационные и личностные факторы в вариациях и модификациях оригинального эксперимента.

 Богославский и Гатри (1941) предположили, что напряженность, которая присутствует во время решения проблемы, увеличивает запоминаемость проблемы.

Однако в других исследованиях были обнаружены расхождения с результатами оригинального эксперимента.

Розенцвейг (1943) выдвинул гипотезу о некой форме репрессии, чтобы объяснить расхождение с результатами Зейгарник. В исследовании, которое он провел, испытуемым было сказано, что задачи состоят из теста на интеллект. И в этом случае участники более полно помнили завершенные задачи, чем те, которые остались нерешенными. Розенцвейг объяснил это защитной реакцией мозга, при которой человек желает быстрее вытеснить ситуации или действия, характеризующие его как глупого, неуклюжего, неуместного и т.д. Другие ученые предложили факторы, связанные со стрессом (Гликсмен, 1949), индивидуальными различиями (Аплер, 1946) и субъективной усталостью для учета расхождения между их результатами и оригинальным экспериментом Зейгарник. Использование теорий, основанных на социальных, мотивационных и других, связанных с личностью переменных, были приняты с ограниченным успехом.

Такие теории не смогли объяснить многочисленные, казалось бы, противоречивые выводы.

Более высокая степень успеха может быть достигнута при попытке объяснить оригинальные результаты Зейгарник и некоторые последующие эксперименты с точки зрения когнитивной модели решения проблем. Пересмотрев эффект Зейгарник в плоскости современных теорий проблемных представлений, целей и контекстных эффектов, возможно, мы можем объяснить обстоятельства, при которых эффект будет иметь место.

Модификации эксперимента Б. В. Зейгарник

Изучая когнитивные факторы, многие ученые пытались объяснить как первоначальный эффект, так и различные исследования, которые порой не повторяли оригинальный эксперимент.

Одними из таких ученых стали сотрудники университета Колорадо.

В первом эксперименте они попытались сопоставить методы, использованные Зейгарник (1927 г.). Однако одним из необходимых изменений было использование только ментальных задач, без вхождения в структуру исследования задания, связанного с моторикой рук. Субъектами стали 39 студентов (25 женщин и 14 мужчин) из Мичиганского университета. В этом исследовании использовались задачи с двадцатью словами, в том числе математические, логические и аналитические (Мослер, 1977). Все они были разбиты на отдельные группы и требовали для успешного решения от 15 секунд до четырех минут. Каждая задача была представлена ​​на отдельном листе бумаги и имела свое краткое название, например, «Мост».

Следующим этапом была субъективная оценка при помощи шкалы. По каждой ранее приведенной задаче испытуемым было предложено оценить, насколько они уверены в том, что их ответ был верным.

Субъектам были предоставлены следующие инструкции: «у вас будет ряд заданий. Пожалуйста, работайте быстро и точно. Не решайте задания интуитивно: попробуйте все проанализировать и дать четкий ответ. Как только вы заканчиваете одну задачу – вам тут же предоставят следующую. Не беспокойтесь, если вам не удастся закончить решение».

Следуя этим инструкциям, испытуемым были представлены две первые задачи. Одна была простой, и каждый участник завершал ее в течение периода между 30 и 210 секундами. Вторая была достаточно сложной, и каждого испытуемого успешно прерывал экспериментатор между 15 и 60 секундами. Экспериментатор следовал этой схеме на протяжении решения всех 20 тестовых заданий. Задачи теста были представлены в одном случайном порядке для всех испытуемых.

Сразу же после окончания выполнения всех 20 заданий участников попросили написать о заданиях, которые они могли вспомнить. Также экспериментатор просил отметить, насколько правильно участники решили каждую задачу, которую они смогли вспомнить, исходя из субъективной оценки корректности.

Результаты показали, что участники практически одинаково хорошо вспоминали как незавершенные задания, так и задания, которые они успели выполнить, и были абсолютно уверены в правильности их решения. 

Был сделан вывод, что уверенность относительно того, как хорошо участники справились с задачей, формирует чувство удовлетворения. 

Также выяснилось, что свободное запоминание выполненных задач немного лучше, чем запоминание прерванных задач. Однако это неудивительно, учитывая, что субъект тратит значительно больше времени как при верном решении задания, так и при ошибочном, по сравнению с временным отрезком, который тратится на выполнение прерванной задачи. 

В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах завершения задачи. Он также обнаружил подтверждение эффекта Зейгарник, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияют индивидуальные различия между участниками. Аткинсон пришел к выводу, что те субъекты, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией к их выполнению, пытаются решить как можно большее их количество и, соответственно, число незавершенных задач при условии лимита времени увеличивается. Напротив, если участник был менее мотивирован, статус невыполненной задачи был менее интересен для него и, соответственно, менее запоминающимся (Аткинсон, 1953).

Еще одним вариантом классического эксперимента стало исследование М. Овсянкиной относительно желания испытуемых вернуться к завершению прерванной задачи.

Суть его состояла в том, что субъектам давали для выполнения простейшее задание – например, сложить фигурку из разных элементов. Когда задание было почти выполнено, экспериментатор прерывал участника и просил выполнить абсолютно другое действие. В это время экспериментатор должен был «нейтрализовать раздражитель» — накрыть стимульный материал газетой, бумагой, тканью и т.д. После того, как второе действие было завершено участником, экспериментатор должен был сделать вид, что чем-то очень занят и не слышит вопросов субъекта, но в то же время, должен был за ним наблюдать. Оказалось, что 86% участников возвращались к первому действию, которое было прервано в начале.

Левин, ознакомившись с результатами этого исследования, сначала был возмущен, почему взрослые люди возвращаются к выполнению бессмысленных и глупых задач, таких как простое складывание фигур. Но затем он пришел к заключению, что эмоциональное и психологическое напряжение, возникающее в ситуации решения любой по сложности задачи, должно быть снято, иначе наше сознание постоянно будет нас возвращать к этому незавершенному действию. Именно такую «заряженную» или напряженную систему Левин называл «квази-потребностью» или намерением что-то сделать в данный момент, что, по его мнению, отличалось от истинной потребности, существующей постоянно в сознании человека.

Понятие «закрытого гештальта»

Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.

Исходя из разработанных теорий и проведенных исследований, психологи все чаще стали использовать гештальт-принцип по отношению к ситуациям. Понятие «закрытого гештальта» приобрело окраску незавершенной эмоциональной или поведенческой реакции человека в определенной ситуации. Стали появляться предположения, что люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях именно из-за открытого гештальта. К примеру, ситуация, произошедшая с человеком, имела для него неудовлетворительный финал. Напряжение, возникшее вследствие этого, имеет постоянный характер и не снимается эмоциональной разрядкой, поскольку человек не может изменить уже сложившиеся обстоятельства. Однако, существует один из парадоксальных принципов гештальт-терапии, который гласит, что ситуация или событие могли быть прерваны из-за механизма избегания как защитной реакции сознания. Событие могло быть психотравмирующим, и его переживание заставило человека «уйти» от действий, необходимых для завершения и последующей интериоризации. Но субъект постоянно прибегает к одним и тем же действиям, незавершенным в прошлом, склонен к фантазиям и раздумьям о былой ситуации, повторяет одни и те же сценарии действий в параллельных ситуациях в настоящем времени.

 Поэтому прибегают к методу проигрывания ситуаций и возможных вариантов событий, которые позволят «отпустить» ситуацию. Задача психотерапевта — увеличить осознанность действий человека, обратить его внимание на то, что он делает и для чего. То есть, перевести гештальт из неосознанного в осознанное состояние. Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение.

В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.

Список литературы:
  • 1. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
  • 2. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976.
  • 3. Birenbaum G. Das Fergessen einer Fornahme. — «Psych. Forschung», 1931.
  • 4. Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis Berlin, 1926.
  • 5. Lewin K. A dynamic theory of personality. N. Y. — London, 1935.
  • 6. Lewin K. Principles of topological psychology. N. Y., 1936.
  • 7. Lewin K. The conflict between Aristotelian and Galilean modes of thought in contemporary psychology. N. Y., 1927.
  • 8. Lewin K. Die phychologische situation bei Zohn und Strafe. Leipzig, 1931.
  • 9. Owsiankina M. Die Wiederaufnahme unterbrochenen Handlungen.—«Psych. Forsch.», 1928, Bd 10.
  • 10. Zeigarnik B. Uber das Behalten erledigter und unerlegiter Handlungen.— «Psych. Forsch.», 1927, Bd 9.

Автор: Чечко Ирина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!