Феномен незавершенных действий: что такое эффект Зейгарник и как довести все до конца
Мысли о незавершенных делах способны повысить тревожность и помешать заниматься текущими задачами. Это одно из следствий так называемого эффекта Зейгарник — способности мозга сильнее фокусироваться на несделанном, чем на том, что мы довели до конца. Подробнее об эффекте и о том, как с его помощью развить продуктивность и улучшить ментальное здоровье, рассказывает сертифицированный коуч МСС ICF Ольга Рыбина
Официант с избирательной памятью: как открыли эффект
Один из преподавателей Берлинского университета часто проводил семинары не в аудиториях, а в кафе — со своими студентами он обедал и дискутировал. Этим преподавателем был известный психолог Курт Левин.
В один из учебных дней Курт Левин и его студентка Блюма Зейгарник обратили внимание на то, что официант не записывает заказы, даже если они достаточно большие и сопровождаются дополнительными пожеланиями посетителей. Это вызвало у психологов интерес. Они подозвали официанта и попросили его повторить, что заказали за каждым столиком. Молодой человек выполнил их просьбу. Он отлично помнил детали неоплаченных заказов, но, как оказалось, не помнил тех, по которым счет был закрыт.
Избирательная память официанта натолкнула преподавателя и ученицу на интересную мысль: человек придает разное значение завершенным и неоконченным действиям. Позже Блюма провела серию исследований, посвятив этому феномену свою дипломную работу. Открытие, которое сделала студентка, впоследствии назвали в ее честь.
Феномен незавершенных действий
В ходе своих исследований Зейгарник сконцентрировалась на обосновании теории поля Курта Левина, согласно которой каждое взаимодействие между людьми или предметами устанавливает так называемую напряженность.
Во время одного из исследований участников разделили на две группы. Каждая группа получила несложные задания: собрать пазл, решить головоломку или математическую задачу. Разница была в том, что участникам одной группы позволили довести начатое до конца, а участникам другой — нет. Потом всех отпустили на перерыв, после которого исследователь спросила, помнят ли участники задания и попросила их перечислить. Выяснилось, что незавершенные задания запомнились практически в два раза лучше, чем те, что удалось доделать.
Таким образом, исследователи пришли к выводу: если человеку не дать возможность закончить начатое дело, он не только будет эмоционально напряжен, но и запомнит детали задания, сохранив доступ к следам памяти.
Блюма Зейгарник отмечает, что если действие не завершить, то намерение останется неосуществленным. Это, в свою очередь, приведет к созданию аффективной активности, которая впоследствии проявит себя в другой деятельности. В случае незавершенности — в постоянном воспроизведении действия в сознании.
Материал по теме
Позже психолог Мария Овсянкина дополнила открытие Зейгарник своими экспериментами. Она выяснила: незаконченная задача, даже без каких либо напоминаний, воспринимается «квазипотребностью». Поэтому навязчивые мысли систематически возвращают нас к задаче, и мы испытываем потребность закончить прерванное действие — и тем самым прийти к разрядке.
Позже эксперименты, начатые Блюмой Зейгарник, продолжил исследователь памяти Джон Баддели. Он давал участникам анаграммы, которые они должны были решить за определенный отрезок времени. Если они не успевали решить их в заданный промежуток — получали ответ. Спустя некоторое время испытуемых спросили, помнят ли они ответы в анаграммах, и выяснилось, что участники лучше запомнили слова, которые не смогли разгадать.
Когда действие феномена ослабевает
Работа эффекта зависит от разных факторов, в том числе от мотивации. Чем больше процесс эмоционально увлекает, тем больше будет беспокоить его незавершенность.
Одним из примеров влияния мотивации на эффект Зейгарник является исследование психолога Джона Аткинсона. Он, сосредоточившись на мотивационных аспектах завершения задачи, подтвердил действие феномена, при этом уточнив: на то, как мы запоминаем неоконченные дела, оказывают влияние индивидуальные различия. Все, кто подошел к заданиям с более высокой мотивацией, стараются решить как можно больше задач. Поэтому количество незавершенных заданий при ограничении времени увеличивается. Если же у участника уровень мотивации ниже, то невыполненные задания он запоминает хуже.
Кроме того, проявление эффекта зависит от вознаграждения. Феномен проявляется слабее, когда человек ждет награду за определенную часть работы. При этом перерыв в работе может уменьшить продуктивность и желание продолжать. Это подтвердили соответствующие исследования, в которых двум группам людей дали задание. Первой группе пообещали вознаграждение, а второй — нет. После оплаты к работе вернулись только 58% участников из первой группы и 86% — из второй. Также участники из первой группы тратили меньшее количество времени на каждую задачу. В результате исследователи сделали вывод, что награда, полученная за потраченное время, а не за количество выполненных заданий, уменьшает запас мотивации и, соответственно, интерес к выполнению задачи.
В свою очередь, китайские исследователи считают, что важно учитывать физиологические особенности каждого отдельного человека. Ученые обнаружили корреляцию между проявлением эффекта и объемом серого вещества в двустороннем гиппокампе и парагиппокампе. Больший объем вещества способствует более яркому проявлению феномена. По мнению исследователей, разгадка в том, что людям с такой анатомией проще концентрировать внимание на цели.
Эффект Зейгарник в повседневной жизни
Пожалуй, один из самых ярких примеров, иллюстрирующих эффект Зейгарник, — сказка «Тысяча и одна ночь».
Похожий прием используют в рекламных роликах и сериалах. К прерванной на самом интересном месте серии зрители вернутся с большей вероятностью, чем в случае если сюжет будет понятным и завершенным.
Еще 50 лет назад двое ученых, Дж. Хаймбэк и Дж. Джейкоби, провели исследования о применении эффекта в рекламе. И пришли к выводу: необходимо, чтобы ролик интриговал моментально. Тогда в случае прекращения просмотра человек почувствует некую незавершенность. Также будет лучше, если в самом сюжете будет недосказанность, — в этом случае вероятность запомнить бренд увеличивается.
Еще один пример работы эффекта Зейгарник — важные разговоры или встречи, которые неожиданно прерывают. Отсутствие элемента завершенности приводит к напряжению. В результате люди, не достигшие договоренности, не способны полноценно переключить внимание на другие задачи.
Материал по теме
Как побороть прокрастинацию
Эффект Зейгарник — не просто очередная «причуда» человеческого мозга. Это еще и инструмент, который позволяет удерживать в фокусе приоритеты. Если научиться им пользоваться, он может помочь справиться с прокрастинацией, повысить эффективность обучения, увеличить личную продуктивность и ментальное здоровье.
Тем, кто склонен откладывать дела в долгий ящик, необходимо заставить себя приступить к задаче, чтобы возникшее когнитивное напряжение подтолкнуло в дальнейшем завершить начатое.
Он считал: «Когда работается хорошо, переставай писать». Таким образом, его подсознание работало все время. И писатель не просто с воодушевлением возвращался к неоконченному делу — он возвращался с новыми идеями.
Поэтому алгоритм борьбы с прокрастинацией с применением эффекта Зейгарник будет таким:
- просто начать;
- остановиться, когда работа увлечет;
- вернуться к выполнению задачи на следующий день.
При этом следует помнить: часто мы боимся начать, потому что задача слишком сложная или недостаточно структурированная. В этом случае следует сразу разбивать большие задачи на маленькие и сначала приступать к выполнению простых, а позже переходить к более сложным. К примеру, если необходимо сделать объемную презентацию, стоит разделить задачу на этапы: работа с текстом, поиск иллюстраций, редактирование — и так далее. И начать с самых легких.
Как повысить эффективность обучения
Знание принципов феномена Зейгарник поможет сделать обучение более эффективным. Как правило, педагоги считают: если учебная задача прерывается и возобновляется позже, то информация, усвоенная во время выполнения этой задачи, с большей вероятностью запоминается. Поэтому преподаватели рекомендуют не зубрить, а несколько раз просматривать информацию, затем прерывать изучение и отвлекаться на другие дела. Кратковременные тактические перерывы позволят сохранить эффект незавершенности, благодаря которому вы будете мысленно возвращаться к изученному материалу. Информация с большей вероятностью останется в памяти до предстоящего экзамена или тестирования.
Кроме того, не следует ставить мысленную галочку и вешать на изученное ярлык «пройденный материал». Мозгу необходимо дать понять, что это только часть пройденного и вы продолжите дополнительно изучать тему в будущем. Так получится минимизировать побочное действие эффекта и не забыть всю информацию сразу после экзамена.
Эффективность применения феномена в обучении доказывают проведенные исследования. К примеру, японцы нашли способ использовать эффект Зейгарник, чтобы заинтересовать детей на школьных экскурсиях по истории. Для этого перед поездкой преподаватели читают неполную лекцию, а затем говорят детям, что во время экскурсии им предстоит выполнить задание: ответить на вопросы викторины по темам, которые уже были пройдены. Но на какие именно темы будет викторина, заранее не сообщают. По результатам исследования все, кто отвечал во время экскурсии на вопросы викторины, проявили большую вовлеченность: они с воодушевлением искали знакомые места и лучше запоминали новый материал, полученный на экскурсии. Кроме того, те, кому была прочитана неполная подготовительная лекция, лучше ответили на вопросы викторины.
Эффект Зейгарник также применяют в области преподавания русского языка как иностранного. Для этого используют упражнения с незавершенными текстами.
Бизнес-тренеры используют этот эффект при проведении вебинаров. Для этого они, к примеру, ставят группе задачу и не раскрывают правильный ответ. В результате участники постоянно мысленно возвращаются к задаче, фокус и концентрация внимания повышаются, они с нетерпением ждут разгадки. Более того, некоторые особенно активные участники в ходе тренинга предлагают свои варианты решения — в результате они включаются в процесс обучения еще сильнее.
Материал по теме
Эффект Зейгарник и личная продуктивность
Исследователи из Государственного университета Флориды Рой Баумейстер и Эй-Джи Масикампо доказали, что людям трудно начинать новые задачи, если в их памяти остается большое количество незавершенных проектов. При этом каждая новая задача продолжает усугублять ситуацию, ведь она подразумевает прерывание той, что выполняется в текущий момент. В результате увеличение количества дел приводит к когнитивной перегрузке, становится труднее выполнять работу качественно. Мысль даже о несрочном пятиминутном деле может неделями крутиться в голове и мешать сконцентрироваться на текущих проблемах.
Дело в том, что для мозга «завершить» значит «разобраться»: зафиксировать факт, определить составляющие и определить сроки выполнения. Оптимальной стратегией для повышения продуктивности будет составить список задач и разбить их на конкретные пункты, а около каждого пункта проставить дедлайн. При этом срок выполнения в дальнейшем можно корректировать, а часть задач — делегировать. Важно дать мозгу понять: об этих задачах уже позаботились, все под контролем.
Кроме этого, не следует брать на себя ответственность за то, что зависит от других. Руководитель может отложить запуск проекта, а клиент уехать в отпуск или заболеть. Поэтому все задачи необходимо формулировать с позиции своей ответственности — и если потребуется, фиксировать новые сроки.
Исследования показывают, что незавершенные задачи и мысли о работе, которую предстоит сделать, приводят к нарушению сна — особенно в выходные дни. Все это истощает эмоциональные ресурсы. Психологи утверждают, что правильное использование эффекта Зейгарник поможет меньше переживать о неоконченных рабочих делах и сохранить психическое здоровье. Чтобы тревожные мысли возникали реже, рекомендуется регулярно наводить порядок на рабочем месте, особенно перед выходными. А в конце рабочего дня резюмировать, что удалось сделать сегодня, а что получится решить в следующие дни. Главное, ничего не оставлять в подвешенном состоянии.
Эффект Зейгарник поможет закончить все задачи
24 февраля 2014ПродуктивностьРабота и учёба
Если у вас проблемы с выполнением проектов и планов, свою личную продуктивность можно повысить с помощью эффекта Зейгарник. Этот психологический эффект касается незавершенных задач, и не позволяет вам оставить их невыполненными.
Ия Зорина
Автор Лайфхакера, атлет, КМС
Поделиться
0У вас когда-нибудь бывало такое, что вы напрочь забываете задание, как только оно выполнено? А пока оно не закончено, не можете насовсем выкинуть его из головы, даже если работаете над чем-то другим? Впервые этот эффект был замечен психологом Блюмой Зейгарник, и назван в её честь эффектом Зейгарник. Самое интересное, что эту психологическую особенность можно использовать на работе, чтобы больше успевать и выполнять задания лучше.
Блюма Зейгарник
Психолог, основатель патопсихологии в СССР, одна из создателей факультета психологии МГУ. Зейгарник является автором более сотни трудов по психологии и патопсихологии, написанных лично или в соавторстве, обладателем премии Курта Левина и Ломоносовской премии I степени.
Во время пребывания в ресторане, Зейгарник отметила, что официанты запоминали сложные сочетания блюд, которые заказывали посетители, но как только еда оказывалась на столе, эти знания тут же исчезали из их памяти. Незавершенные заказы как будто застревали в памяти, до тех пор, пока не были выполнены.
Заинтересовавшись этим эффектом, Зейгарник провела эксперименты в своей лаборатории. Испытуемым нужно было выполнить несколько разных задач. В ходе эксперимента участникам не давали закончить некоторые из этих задач, оправдывая это тем, что не хватает времени. После эксперимента испытуемых спрашивали, какие из задач им запомнились.
Оказалось, что участники в 90% случаев лучше запоминали задачи, которые им не дали закончить. Другими словами, суть этого эффекта заключается в том, что невыполненные задачи прочно сидят в вашей голове, и вы автоматически продолжаете о них думать.
Если вы оглянетесь вокруг, станет ясно, что эффект Зейгарник можно найти практически повсеместно. Он постоянно используется в СМИ и рекламе, например, чтобы привязать людей к сериалам.
Но есть в нем и положительная сторона — эту особенность можно использовать, чтобы выполнять больше задач и лучше концентрироваться на работе.
Как применять эффект Зейгарник
Поскольку незавершенные задачи становятся для нас навязчивыми мыслями, для продуктивности в работе можно применять периоды концентрации, избегать многозадачности и отвлекающих факторов.
Когда вы завершаете задачу, возникает ощущение спокойствия насчет неё. Если же вы выполняете несколько задач в один период времени, мозг просто не сможет полностью сконцентрироваться ни на одной из них, поскольку мысли периодически будут возвращаться ко всем незавершенным делам.
Хорошие новости для прокрастинаторов
Если у вас регулярные проблемы с выполнением планов, эффект Зейгарник поможет вам завершить их. Главное — начать, а там психологическая особенность не даст вам забыть о начатом деле и просто так бросить его.
Но как же заставить себя начать? Это зависит от ситуации. Если вы планируете большой проект и постоянно откладываете его из-за страха перед объемами работы, не стоит приниматься за самые сложные части. Начните с того, что кажется достаточно управляемым и легким. А потом вы просто не сможете забыть о проекте, и доведете его до конца.
Ожидаемая награда и эффект Зейгарник
Однако этот эффект работает не всегда, и те, кто стандартно трудится по 8-10 часов в день, с большой вероятностью не смогут использовать его. Почему это так?
Исследование университета Миссисипи, проведенное в 2006 году, показало, что эффект Зейгарник перестает работать в том случае, если человек ожидает награду. В эксперименте участвовали две группы, которые так же работали над заданием, как и в эксперименте Зейгарник. В процессе их прерывали до того, как работа была выполнена. Но первой группе сказали, что им заплатят за участие в исследовании, а второй группе награды не обещали.
В результате, 86% участников, не знающих об оплате, предпочли вернуться к заданиям после того, как их прервали, тогда как, среди ожидающих оплату, к задаче после перерыва вернулись только 58%. Когда исследование было закончено и участники получили награду, они не видели смысла в том, чтобы возвращаться к заданиям. Кроме того, участники, ожидающие платы, меньше времени тратили на задание, даже если возвращались к нему.
Если применить данные этого исследования к обычному рабочему дню, который длится 8 часов, получается безрадостная картина. Окончание рабочего дня действует как прерывание во время эксперимента: когда 8 часов заканчиваются, задание откладывается до следующего дня. А оплата именно за время, а не за выполненные задания, действует, как ожидаемая награда.
Исследование показывает, что награда может снизить эффект Зейгарник, и ожидание награды, в виде заработной платы, снижает интерес к самой задаче. Другими словами, благодаря награде, 8-часовой рабочий день заставляет нас не думать о работе.
эффект Зейгарник, или как открытия профессоров психологии помогают доводить пользователей до цели на сайте — Дизайн на vc.ru
Статья для начинающих UX/UI-дизайнеров, исследователей и аналитиков. В статье рассказывается о том, как открытия профессоров психологии Московского государственного и Гарвардского университетов могут помочь большему числу пользователей достичь необходимых целей на сайте.
12 583 просмотров
Время прочтения ~4 минуты.
Советский психолог, доктор психологических наук, профессор и одна из создателей факультета психологии МГУ Блюма Вульфовна Зейгарник, в 1927 году под руководством Курта Левина (чьи идеи оказали большое влияние на социальную психологию) провела ряд экспериментов в ходе которых обнаружила интересную закономерность: память о незавершенных действиях сохранялась у человека почти в два раза (1,9) дольше чем память о завершенных действиях.
Слева: Блюма Зейгарник. Справа: результаты экспериментов Зейгарник. wikipedia.org
В ходе экспериментов, Зейгарник просила испытуемых решить несколько задач за определенное время. При этом, в процессе решения задач, половине испытуемых не давали завершить часть задач, ссылаясь на нехватку времени.
После чего Зейгарник просила всех испытуемых перечислить задачи, которые они запомнили. Оказалось, что среди сохранившихся в памяти задач, отношение завершенных к незавершенным в среднем равнялось 1,9. То есть почти в два раза больше задач вспомнили те испытуемые, которых прервали во время решения задачи.
По итогу экспериментов Зейгарник резюмировала, что в случае прерывания решения задачи у испытуемого возникал определённый уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи.
А согласно теории поля Курта Левина, задача, которая уже была начата, устанавливает напряженность, и это напряжение снимается лишь по завершению задачи. Но если задача прерывается, то снижение напряжения затруднено, за счет чего задача дольше сохраняется в памяти человека. Данный эффект незавершенных действий и есть эффект Зейгарник. Если всё это звучит слишком сложно, то простыми словами эффект Блюмы Зейгарник можно описать так:
Эффект Зейгарник: Незавершенные задачи остаются в памяти человека дольше, чем завершенные.
Блюма Зейгарник, Доктор психологических наук, профессор и одна из создателей факультета психологии МГУ
Эффект Овсянкиной
Позже, другой профессор психологии Гарвардского университета, но также с русскими корнями, Мария Овсянкина, дополнила эффект Зейгарник своими исследованиями. В частности, она выяснила, что прерванная или незавершенная задача, даже без дополнительных стимулов и напоминаний, воспринимается испытуемыми как «квазипотребность».
То есть, незавершенная задача создает навязчивые мысли, направленные на то, чтобы вернуться к задаче и закончить прерванное действие. Другими словами, при незавершенной задаче, человек сам стремится к завершению (разрядке). Данный феномен был назван эффектом Овсянкиной.
Применение эффекта Зейгарник и эффекта Овсянкиной в дизайне сайтов
Наверняка вы наблюдали подобные эффекты в своей жизни, например, когда хотели посмотреть 1-2 серии сериала, а в результате просмотрели целый сезон. Сценаристы сериалов хорошо знакомы с описанными выше эффектами и потому каждая серия заканчивается на интересном и интригующем моменте сюжета. Подобное прерывание похоже на прерванную задачу в экспериментах Зейгарник и Овсянкиной. Зритель очень хочет добраться до конца истории (завершить начатую задачу) и потому проводит за просмотром больше времени, чем планировал.
Аналогичным образом эффекты Зейгарник и Овсянкиной применяют и на сайтах, например, многие новостные СМИ указывают броский заголовок, который прерывается многоточием. Пользователь заинтригован и появляется желание прочитать статью целиком, чтобы завершить начатую задачу.
Броские заголовки и незавершенные подзаголовки вызывают желание пройти по ссылке и прочитать всю новость gazeta.ru
Другой пример применения эффектов Зейгарник и Овсянкиной в дизайне – это корзина интернет-магазинов. В большинстве сайтов, корзина является самостоятельной страницей. Но некоторые интернет-магазины делают корзину первым шагом в оформлении товара. Таким образом пользователь зашедший в корзину просмотреть товары становится вовлеченным в процесс оформления покупки.
Выйти из такой корзины означает прервать задачу. А это, исходя из экспериментов выше, остается в памяти надолго и подталкивает пользователей вернуться к задаче и закончить прерванное действие.
Страница корзины не отделена, а является первым шагом оформления покупки burberry.com
Другой пример применения феномена Зейгарник и феномена Овсянкиной – это использование трекеров (индикаторов) прогресса. На примере оформления кредитной карты на сайте банка Тинькофф, пользователь только зашел на страницу с описанием условий по карте, а трекер прогресса уже показывает, что пройдено 5%.
То есть пользователь уже вовлечен в процесс оформления, словно он уже проделал часть работы. Он видит весь путь и подсказку, что необходимо сделать чтобы дойти до конца. Уход будет означать прерванную задачу. А потому, многие пользователи стараются завершить начатое.
Трекер прогресса на странице с описанием кредитной карты банка Тинькофф tinkoff.ru
Вывод:
По возможности, используйте шаги или другие индикаторы выполнения задач пользователем в дизайне сайтов, чтобы визуально указать предстоящий путь и акцентировать внимание на том, что задача не завершена. Тем самым, вы сможете повысить вероятность выполнения задачи, а вместе с этим и конверсию сайта.
В данной статье очень кратко разобран лишь один способ улучшения пользовательского опыта. Если вы хотите узнать больше о UX-дизайне на основе поведенческой экономики, инженерной психологии и UX-исследований, то специально для вас мы составили электронный учебник «Конверсия на стероидах», в котором собрано множество подобных точек роста конверсии в виде удобного курса по UX-дизайну.
Приходите и прокачивайте свои скиллы в дизайне и набирайтесь убедительных аргументов для обоснования своих дизайн-решений перед заказчиками.
Электронный учебник «Конверсия на стероидах» Эдуард Файзуллин
Объяснение эффекта Зейгарник — Мир психологов
Ваш собственный опыт подготовки к экзаменам может подсказать вам, что сеансы непрерывной концентрации могут помочь вам лучше запомнить ключевые фрагменты информации. Действительно, многие учащиеся будут заниматься периодами «зубрежки» — интенсивного повторения непосредственно перед тестом — в надежде, что основные факты и цифры по предмету будут заучены заранее, чтобы подготовиться к экзамену.
Однако это общепринятое мнение опровергается наблюдением, сделанным в психологическом исследовании. Теперь известен как Эффект Зейгарник , было обнаружено, что прерывание во время задачи, требующей сосредоточенности, может на самом деле улучшить , а не обращать внимание на способность человека запоминать ее впоследствии.
Этот неожиданный эффект влияет на методы, которые мы могли бы использовать для изучения и запоминания важных фрагментов информации.
Открытие эффекта Зейгарник
Литовский психолог Блюма Зейгарник наблюдал эффект прерывания обработки памяти у 1927. Во время учебы в Берлинском университете ее профессор Курт Левин заметил, что официанты в кафе лучше запоминают незавершенные счета, чем оплаченные и заполненные. Это, по-видимому, предполагает, что простое завершение задачи может привести к тому, что о ней забудут, в то время как незавершенные задачи, такие как обслуживание гостей за столом, которые еще не закончили свою еду, помогали гарантировать, что официант помнит их заказ.
Зейгарник решила проверить эту гипотезу в экспериментальных условиях и опубликовала свои выводы в «О выполненных и незаконченных задачах» в 1927. В ходе эксперимента она попросила каждого участника выполнить ряд отдельных задач, таких как решение головоломки или сборка плоской коробки. Примерно в половине заданий руководитель эксперимента незаметно прерывал участников, в то время как в оставшихся заданиях им давали время для их выполнения без перерыва.
После эксперимента Зейгарник опросила каждого участника, попросив их вспомнить детали каждой задачи, которую они пытались выполнить. Результаты были неожиданными, но, похоже, подтвердили первоначальное наблюдение Левина о влиянии прерывания на сохранение памяти официантов.
Первоначальные результаты Зейгарник показали, что участники могли вспомнить детали прерванных задач примерно на 90% лучше, чем те, которые они могли выполнять без помех. (Зейгарник, 1927). 1 Эти результаты свидетельствуют о том, что желание выполнить задание может привести к тому, что оно останется в памяти человека до тех пор, пока оно не будет выполнено, и что окончательность его завершения приводит к процессу забывания о нем.
Если быть точным, это подтверждает наше понимание функции памяти в том смысле, что активные репетиция информации позволяет ее удержание , в то время как информация, которая не репетируется, с большей вероятностью будет отброшена. Эта особенность репетиции памяти является ключевой, например, в модели рабочей памяти Баддели и Хитча.
Блюма Зейгарник
Блюма Вульфовна Зейгарник родилась в Пренай, Литва, в 1901 году. В детстве ей помешал менингит, но в 1922 году ей удалось поступить в Берлинский университет. Защитив докторскую диссертацию в 1927 году под руководством психолога Курта Левина, она продолжила работу в университете и опубликовала статью «О завершенных и незавершенных задачах», результаты которой впоследствии стали известны как эффект Зейгарник.
Зейгарник стал членом влиятельной группы ученых, известной как Кружок Выготского, названный в честь его лидера, русского психолога Льва Выготского (1896-1934). Она умерла в Москве в 1988 году в возрасте 86 лет.
Подтверждение
Эффект Зейгарник имел бы ограниченное применение, если бы его нельзя было воспроизвести, и после публикации Зейгарник было проведено множество исследований в попытке воспроизвести ее выводы. Эти исследования дали неоднозначные результаты, но в некоторой степени подтверждают ее первоначальные утверждения.
Британский психолог Джон Бэддели, который позже разработает модель рабочей памяти вместе с Грэмом Хитчем, в 1963 году провел эксперимент, в котором участников просили решить набор анаграмм, каждую в течение установленного периода времени. Если бы они не смогли решить анаграмму вовремя, им бы дали решение. Когда он попросил участников вспомнить слова решения, он обнаружил, что участники с большей вероятностью помнят анаграммы, которые они не решили, чем те, которые они завершили, что подтверждает эффект Зейгарник (Baddeley, 19).63). 2
В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах выполнения задачи. Он также наблюдал эффект Зейгарник в воспоминании, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияли индивидуальные различия между участниками. Аткинсон отметил, что те испытуемые, которые подходили к задачам с более высокой мотивацией для их выполнения, будут больше подвержены влиянию тех, которые они не смогли выполнить, и с большей вероятностью запомнят их. Напротив, если участник был менее мотивирован, незавершенный статус задачи вызывал меньше беспокойства и, следовательно, менее запоминался для него (Аткинсон, 19 лет).53). 3
Эффект Зейгарник был интересным наблюдением, когда его тезка популяризировала его в 1927 году, но как наши знания об этом могут быть применены в повседневных ситуациях? Можно ли использовать эффект прерывания задачи в положительном ключе, например, для сохранения памяти?
Запоминание деталей
В то время как исследования по применению открытий Зейгарник для лучшего запоминания ограничены, один из способов использования эффекта Зейгарник при попытке запомнить детальную информацию, такую как длинный номер телефона, или при повторении темы, может заключаться в том, чтобы не пытаться запомнить его целиком за один присест.
Взгляните на информацию, ознакомьтесь с ней, затем «прервите себя» — отведите взгляд от написанного на несколько мгновений и подумайте о чем-нибудь другом, прежде чем вернуться еще несколько раз, чтобы запомнить фрагменты числа. Наконец, соберите эти фрагменты вместе и попытайтесь вспомнить число полностью.
Реклама
Могут ли маркетологи применять эффект Зейгарник, чтобы побудить потребителей воспринимать брендинг и рекламные сообщения?
В 1972 году Джеймс Хеймбах и Джейкоб Джейкоби предположили в статье, что «звон» в некоторых рекламных объявлениях может играть на эффекте Зейгарник, поскольку зрители будут вынуждены слушать музыкальную часть до ее естественного завершения. Поэтому они предположили, что зрители с большей вероятностью услышат рекламный контент, если он сопровождается узнаваемым джинглом, который, по их мнению, должен был услышать конец, чем если бы он не сопровождался. Более того, они предположили, что прослушивание только фрагмента знакомой рекламы может побудить аудиторию запомнить ее. В серии экспериментов они проверили эти гипотезы, сконструировав видеокассеты телевизионных программ, чередующиеся с различными полными или незавершенными рекламными роликами, и проверили, как зрители припоминают рекламу после просмотра кассет. Было обнаружено, что высоко мотивированные участники (те, чья «потребность в достижениях» была измерена как высокая) продемонстрировали эффект Зейгарник в воспоминании рекламных объявлений с мелодией. Кроме того, прерывание, особенно ближе к концу рекламы, способствовало лучшему запоминанию рекламы, что подтверждает влияние эффекта Зейгарник на запоминание рекламы зрителем (Heimbach and Jacoby, 19).72). 4
Что такое эффект Зейгарник?
Запоминание деталей незавершенных задач чаще, чем выполненных, является обычным явлением. Положительные эффекты этой тенденции можно использовать.
У большинства из нас, вероятно, был обычный опыт лежания без сна по ночам, думая о незавершенной задаче, чувствуя стресс и тревогу по поводу ее завершения.
Однако маловероятно, что вы чувствовали такой же уровень срочности с уже выполненными задачами.
На самом деле, вы можете не так много помнить о делах, которые вы отметили в своем списке дел. Это связано с тем, что ваш мозг может «удалить» информацию, которую он считает ненужной, после того, как она была использована.
Эта теория, известная как эффект Зейгарник, может помочь объяснить один из многих сложных способов работы памяти.
И хотя незавершенная работа может вызвать дискомфорт, вы также можете использовать ее для улучшения общего психического здоровья и душевного спокойствия.
Эффект Зейгарник — это теория, приписываемая литовскому психологу Блюме Зейгарник, описывающая тенденцию человеческой памяти запоминать прерванные или незавершенные задачи легче, чем завершенные.
Например, вы можете вспомнить больше о вещах, над которыми вы сейчас работаете или с которыми еще не закончили. Если вас прерывают во время работы над чем-то, вы также можете больше вспомнить об этой задаче.
Однако вы также можете с большей вероятностью забыть детали задач, выполненных полностью, без перерыва. Это связано с тем, что человеческий мозг имеет тенденцию «сбрасывать» или стирать информацию, которая может быть больше не нужна, удаляя ее из памяти.
Происхождение и история
Литовский психолог Блюма Зейгарник открыла эту теорию после того, как была поражена способностью официанта кафе запоминать длинные заказы на еду и напитки для нее и ее коллег, не записывая их.
Однако, когда через некоторое время она вернулась в кафе за чем-то, официант не узнал ее и не вспомнил, как обслуживал ее вечеринку.
Зачарованный, Зейгарник расспросил официанта о его памяти. Он признался, что часто забывает все заказы после того, как они доставлены, и всех клиентов, когда их чек оплачен.
Незавершенные задачи официанта были единственным, что имело значение — и именно поэтому он смог проделать такую фантастическую работу.
Лучший способ понять эффект Зейгарник — посмотреть на несколько примеров из реальной жизни.
Представьте, что вы сидите дома и смотрите любимую телепередачу. В конце эпизод заканчивается клиффхэнгером. Возможно, вам захочется узнать больше, потому что история незакончена. Это эффект Зейгарник.
Другой пример эффекта Зейгарник обычно встречается в образовании. Обычно ученики сдают экзамены в школе, которые требуют изучения и зубрежки перед экзаменом. Но после окончания экзамена у них могут возникнуть трудности с повторением изученной информации.
Этот провал в памяти связан с тем, что мозг учащегося может сказать ему, что ему больше не нужна информация, полученная для теста, и удалить ее из памяти.
Другой пример — после собеседования. Вы можете сосредоточиться на всех вещах, которые вы считаете неправильными, которые произошли во время интервью, а не на положительных моментах.
Но после того, как вас наняли, все эти негативные мысли могут исчезнуть, когда вы начнете готовиться к новой роли.
Теория эффекта Зейгарник может указывать на положительное влияние на психическое здоровье.
Во-первых, подсознание будет побуждать ваше сознание к составлению подробного плана, когда ему будет предложено задание. Как только план воплощается в жизнь, подсознанию больше не нужно напоминать сознанию о необходимости работать над достижением цели. В результате ум становится более расслабленным.
Когда эффект Зейгарник активен в мозгу, вы можете постоянно ставить перед собой цели. Таким образом, вы можете быть сосредоточены на планировании достижения этих целей. Вы можете быть настолько сосредоточены на своих целях, что не прекращаете планировать и следовать этим планам, пока задача не будет выполнена.
Недостатком эффекта Зейгарник может быть то, что при его активации кто-то может никогда не перестать ставить цели или задачи. Ваш разум может «застрять», всегда поглощенный поиском следующего достижения, за которое нужно взяться.
Это можно представить как бегуна, перепрыгивающего препятствие за препятствием на бесконечной дорожке, только чтобы увидеть впереди только новые препятствия.
Без отдыха это может привести к выгоранию. Иногда нежелательные мысли о незавершенных задачах могут привести к:
- тревога
- стресс
- бессонница
- чувство подавленности
Несмотря на возможность стресса и выгорания, эффект Зейгарник имеет свои преимущества. В равной степени можно использовать его в своих интересах.
Борьба с прокрастинацией
Во-первых, можно использовать эффект Зейгарник для преодоления прокрастинации.
Чтобы использовать эффект Зейгарник для борьбы с склонностью к прокрастинации, начните со следующих шагов:
- Составьте план.
- Начните с небольшого и простого шага.
- Не пытайтесь сразу выполнить задание.
Идея состоит в том, что незавершенная задача с большей вероятностью останется свежей в вашем мозгу, пока она не будет завершена. Сделав сначала небольшой шаг, ваш разум может постепенно подтолкнуть вас к более значительным шагам, пока рутинная работа не будет выполнена.
Учиться лучше
Многие студенты могут подумать, что лучше зубрить перед экзаменом, стараясь усвоить как можно больше информации за небольшой промежуток времени. Некоторые считают, что это поможет им запомнить больше фактов и хорошо сдать тест.
Однако эффект Зейгарник говорит о том, что, возможно, лучше разбить время обучения на более мелкие сеансы в течение более длительного периода.
Вы можете запомнить больше информации, если будете позволять себе перерывы, чтобы ваш мозг какое-то время мог сосредоточиться на чем-то другом. Во время этих перерывов вы можете многократно прокручивать материал, пока экзамен не будет завершен. Это может создать лучшую способность к запоминанию во время теста.
Улучшение психического самочувствия
Несмотря на то, что эффект Зейгарник может иметь неблагоприятные последствия для вашего психического здоровья, он также может иметь и положительный эффект.
Например, когда вы достигаете своих целей, вы можете испытывать чувство выполненного долга. Эта положительная эмоция может привести к другим положительным эмоциям, таким как повышение самооценки и повышение уверенности в себе.
Когда неприятная рутинная работа, наконец, завершена, вы можете почувствовать, что огромный груз свалился с ваших плеч, и вы чувствуете себя завершенным. Это избавление от стресса может улучшить ваше общее эмоциональное здоровье и привести к более спокойному уму.
Теория эффекта Зейгарник утверждает, что люди склонны запоминать незавершенные или незавершенные задачи лучше, чем завершенные. Эта теория может иметь как отрицательное, так и положительное влияние на психическое здоровье.
Негативные эффекты могут вызвать стресс и тревогу из-за постоянной постановки целей и мыслей о незавершенных проектах, требующих завершения. Тем не менее, это также может оставить вас с большим чувством выполненного долга и повысить самооценку.
Использование эффекта Зейгарник дает вам преимущество, и эту теорию можно использовать для самосовершенствования.
В целом, фактическое воздействие зависит от вашего индивидуального психического здоровья. Если вы испытываете стресс или симптомы тревоги из-за эффекта Зейгарник, может быть полезно поговорить со специалистом в области психического здоровья.
Если вы готовы получить помощь в управлении своим психическим здоровьем, вы можете посетить руководство Psych Central по поиску поддержки.
Эффект Зейгарник и завершение всего
Круг и круг
Завершение чар
Так развяжется узел
Крест развяжется
Кривое станет прямым
И проклятию будет положен конец.
—Т. С. Элиот в «Воссоединении семьи» (1939), ч. 2, сек. 3
Незавершенность — оставление дела или отношений незавершенными — может быть серьезным препятствием для полноценной жизни в настоящем. Чтобы осознать этот эффект, я целенаправленно поощряю поведенческий эксперимент в течение одного часа, одного дня или одной недели: не выполняйте никаких задач, поручений, работ, целей или обязательств. Наблюдайте, как вы себя чувствуете. Вскоре вы заметите, насколько вы неудобны, неудовлетворены и огорчены. Что здесь происходит?
Психологические исследования незавершенности датируются как минимум концом 1920-х годов, когда русский психолог Блюма Зейгарник дала 138 детям простые задания, такие как головоломки и арифметика. Она прервала одну половину в середине задачи и позволила другой половине выполнить задачи. Через час лишь примерно каждый десятый (12%) вспомнил о выполненных заданиях, а 8% вспомнили одинаковое количество каждого. Однако целых 80% запомнили прерванные задачи! Многократные эксперименты подтвердили, что люди всех возрастов склонны запоминать незавершенные задачи гораздо лучше, чем завершенные. 1
Автор и психолог Баффингтон описал эффект Зейгарник, заявив, что люди склонны помнить негативные переживания и чувства дольше, чем позитивные. Более того, люди также ощущают большее влияние негативных сообщений, чем позитивных. Опираясь на это явление, Баффингтон пришел к выводу, что постоянное подчеркивание положительных моментов, в частности, рисование позитивных мысленных картинок, избегая при этом включения негативов в то, что вы говорите, может повлиять на детей и взрослых, чтобы они имели более позитивное отношение. 2
Эти результаты показывают, что задачи, как правило, забываются или не запоминаются, потому что мотивация к их выполнению полностью удовлетворена. Таким образом, кажется, что у нас мало мотивации вспоминать законченные работы, в то время как интерес к незавершенным проектам сильно усиливается, что улучшает нашу память. Например, если вы коллекционер, вы, вероятно, знаете, какие предметы вам еще нужны, и не помните, что вы уже нашли. Мораль такова: мы помним то, что не доделали, особенно негатив, а то, что доделали, склонны не помнить. Консультанты, достойные их соли, знают это, и последствия огромны.
Эффект Зейгарник влияет на вашу жизнь, и его можно наблюдать каждый день. Стресс от ежедневных хлопот и разочарований часто возникает из-за незавершенных задач. Амбивалентность и прокрастинацию часто можно проследить из одного и того же источника: газоны надоедают вам подстричься; посуда требует мытья; счета подталкивают вас к оплате. Как обременительна умственная и эмоциональная энергия, которую они потребляют, и как они крадут у нас настоящее.
Эффект Зейгарник сохраняется до тех пор, пока субъект вовлечен в незавершенные задачи, то есть чувствует себя связанным с тем, что он говорит этому человеку о себе. 3 Другие исследования российского ученого Блюмы Зейгарник, посвященные прерыванию испытуемых при выполнении простых задач, таких как сборка пазлов, показали, что испытуемые с наименьшей вероятностью справятся с заданием, это те, кого отвлекали в самом начале. По-видимому, у участников не было времени, чтобы когнитивно погрузиться в задачу, поэтому они испытывали трудности с восстановлением после отвлечения внимания. Те, кого прервали ближе к концу задачи, с большей вероятностью продолжали ее доводить до конца.
Однако дальнейшее исследование Розенсвейга показало противоположный эффект у людей, выполнявших угрожающие, стрессовые задачи, которые вызывали у них чувство собственного достоинства и гордости (тест интеллекта), по сравнению с не угрожающими, не вызывающими стресса задачами. задачи (помогая классифицировать головоломки для использования в будущем). Люди в первом состоянии, когда прерывание было равносильно провалу, вспоминали больше выполненных задач, чем незавершенных! Этот исследователь интерпретировал эти результаты как означающие, что, когда самооценка напрямую задействована, люди обычно помнят свои успехи и забывают о неприятных неудачах. 4
Интересно, можно ли применить обе формы эффекта Зейгарник? Предлагается второй поведенческий эксперимент: когда на карту поставлена жизнь, которой вы обязаны жить, то есть ваша гордость и самоуважение, решите доводить до конца все, каждую минуту, везде со всеми, включая себя. Вкладывайте достаточно времени, энергии и внимания в каждую задачу, чтобы честно быть когнитивно вложенными в нее, чтобы вы, вероятно, упорствовали до завершения задачи. Если у вас войдет в привычку выполнять настойчивые завершения, вы сможете обнаружить последствия, которые вы испытываете.
По моему опыту, такие завершения обычно приводят к удовлетворению продуктивных изменений, удовлетворению от смакования ваших успешных завершений и обретению большего внутреннего спокойствия. Исследования показывают, что вы не будете помнить о незавершенных задачах, поскольку вы их выполняете, но будете помнить о своих завершенных успехах. В жизни могут быть некоторые противоположности, которые имеют привычку незавершенности и, по-видимому, могут даже чувствовать себя в ловушке завершенности, но это просто не относится к большинству из нас.
Сравнивать завершенность с незавершенностью — вот разница между влиянием Моцарта и «Битлз», с одной стороны, чья музыка удивительно завершена, и многими современными композиторами, которые постоянно оставляют вас в воздухе, висящим и незавершенным. Что вы чувствуете, когда слушаете каждую? В этом разница между аккуратно упорядоченным домом или офисом и неаккуратным. Что вы чувствуете, когда входите в дом или офис, хорошо обустроенный или неорганизованный? Каково это, когда вас прерывают во время встречи или разговора или позволяют завершить начатое?
Широкий спектр неприятных ощущений, которые испытывает большинство из нас, отражает то, как сильно на нас давит незавершенность, которая блокирует нашу способность жить в настоящем. Завершение и завершение могут стать основным способом значительно снизить уровень стресса и добиться большего, при этом развивая большее присутствие в каждый момент.
Обратите внимание на то, что является незавершенным, незавершенным или нерешенным в вашей жизни, и запишите это, чтобы сделать это более конкретным и реальным для вас. Вы даже можете присвоить каждому элементу эмоциональный или энергетический вес в фунтах. Удивительно, сколько сотен лишних эмоциональных килограммов мы постоянно носим с собой! Как чудесно освобождает осознанный выбор избавиться от этого лишнего багажа и путешествовать налегке.
Честно сталкиваясь с любым существенным вопросом в вашей личности, отношениях, работе или личной жизни, вы можете считать себя весьма удачливым, если вы закончите или завершите от 80% до 90%. Я не знаю никого, кто когда-либо на 100% решает вечные проблемы своей жизни. Ты? А теперь можешь успокоиться?
Ссылки
1. Блюма Зейгарник, «Uber das Behalten von Erledigten and Unerledigten Handlungen». Psychologische Forschung 9, 1927, страницы 1-85; исследование, обобщенное в Robert M. Goldenson, The Encyclopedia of Human Behavior (Нью-Йорк: Dell Publishing Co., Inc., 19).75), стр. 885.
2. Перри В. Баффингтон, Дешевые психологические уловки (Атланта, Джорджия: Peachtree Publishers Ltd., 1996), стр. 93-95.
3. Интерпретация самоучастия, предложенная в J. P. Chaplin, Dictionary of Psychology, Second Revised Edition (New York: A Laurel Book/Dell Publishing, 1985), page 498.
4. Saul Rosenzweig, «Experimental Study of ‘ Подавление» с особой ссылкой на реакции, связанные с потребностью и защитой эго, на фрустрацию», Journal of Experimental Psychology, 32, 19.