Зеркало меняющейся жизни: Trojden | «Зеркало» меняющейся жизни: Данилов Д. Д.

Trojden | «Зеркало» меняющейся жизни: Данилов Д. Д.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Справочные сведения:

В романском стиле сооружались европейские храмы, создавались скульптуры в Х-ХII веках. Готический стиль в архитектуре, живописи и скульптуре получил наибольшее распространение в XIII-XIV веках. Стиль ренессанс господствовал в литературе, архитектуре и изобразительном искусстве в эпоху Возрождения — в XV-XVI веках. В XVII веке в искусстве Европы и Америки преобладал стиль барокко. В XVIII веке в эпоху Просвещения господствовал стиль классицизм.

• Сколько времени уходило на смену одного художественного стиля другим в истории культуры Запада до XIX века?

Справочные сведения:

В первой половине XIX века в архитектуре и изобразительном искусстве Европы и Америки был распространён поздний классицизм — ампир. Одновременно в 1800-1830-е годы в литературе, архитектуре, изобразительном искусстве распространяются романтизм и близкие к нему новые подражания старым стилям (неоготика).

С 1830-х годов в литературе и изобразительном искусстве уверенно развивается новый стиль — реализм. 1870-е годы отмечены появлением в изобразительном искусстве импрессионизма. Со второй половины XIX века в архитектуре распространяется эклектика.

• Сколько стилей сменилось в культуре западной цивилизации за неполный XIX век (1800-1880-е годы)? (Авторский вариант — с. 303.)

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

• Объясните значение слов: культура, искусство, модернизация, капитализм (словарь).

• Как быстро происходили перемены в науке, технике и социально-экономической жизни XIX века (приведите примеры)? (§ 1-2)

• Каких характерных для разных исторических явлений XIX века литературных героев Вальтера Скотта, Марка Твена, Проспера Мериме, Эдгара По, Шарлотты Бронте, Джорджа Байрона, Оноре де Бальзака, Стендаля вы помните? (Учебники по литературе для 5-8 классов «Шаг за горизонт», «Год после детства», «Путь к станции «Я»», «Дом без стен»)

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Спор классицизма и романтизма

• Почему, на ваш взгляд, классицизм и реализм соперничали друг с другом?

• Сделайте вывод о быстрой смене стилей в культуре XIX века. (Используйте продуктивное чтение — см. пример на с. 16.)

Бури революций и войн на рубеже XVIII-XIX веков удалось пережить ведущему стилю эпохи Просвещения — классицизму. Многие художники и поэты воспевали идеалы гражданского долга, бескорыстного служения обществу, подвиги во имя прогресса и величия государства. Так, знаменитый живописец Давид создаёт картины, посвящённые гражданским подвигам времён Великой французской революции или эпохи Наполеона. Триумфальная арка и Вандомская колонна, прославляющие победы армии Наполеона, напоминали о военных подвигах времён Римской империи. Так поздний классицизм — стиль ампир («имперский») — утверждал в Европе идеал «просвещённой империи».

Однако нравы, воцарившиеся в обществе к началу XIX века — после Великой французской революции, мало напоминали «Царство Разума, Братства и Свободы», о котором мечтали просветители. Несмотря на те грандиозные преобразования, которые произошли в обществе, технический прогресс, расширение гражданских свобод, трудно было не заметить уродливых проявлений действительности, среди которых особенно вопиющими были нищета, рабский труд женщин и детей на фабриках, сотни бедняков на городских окраинах и десятки богатеев-скряг в роскошных особняках.

Несоответствие мечты просветителей и реальности привело многих к мысли, что «не Разум должен быть в центре внимания художника, а Дух свободный и мятежный», или, иначе говоря, что порывы человеческой души, движение внутреннего, духовного мира важнее мира материального. Так появился новый стиль — романтизм. Приверженцы этого направления в искусстве пытались противопоставить просветительским идеалам гражданственности, долга и общественного прогресса идеал мятежной личности, независимой, сильной, творческой и свободной.

Триумфальная арка в Париже. Один из главных символов ампира — позднего классицизма

Клятва в зале для игры в мяч. Худ. Ж.-Л. Давид

20 июня 1789 г. депутаты Генеральных штатов клянутся не расходиться, пока не создадут для Франции конституцию.

В поисках такого героя, например, английский писатель Вальтер Скотт обращался к народным легендам и средневековым балладам о благородном разбойнике Робин Гуде или рыцаре Айвенго. На страницах его произведений перед читателями «железного» XIX века разворачивалась битва одинокого героя прошлого с «мировым злом».

Французский живописец Эжен Делакруа (1798-1863), по словам историков, сам стал героем «романтической битвы» с классицизмом. Так, оказавшись свидетелем уличных боёв во время очередной революции во Франции, в 1830 году, Делакруа создаёт картину «Свобода, ведущая народ». Из всего обилия происходящих вокруг событий он выбирает самые яркие, богатые контрастами, увлекая зрителя в мир, где каждый добрый герой кистью живописца лишён любых недостатков, а с героя злого «соскоблены» все привлекательные черты — зритель должен увидеть это вечное противостояние добра и зла ярче, контрастнее, чем оно присутствует в реальной жизни.

Вальтер Скотт. Худ. Д. Гилберт

Свобода, ведущая народ. 1830 г. Худ. Э. Делакруа

Революционеры, отбросив королевские войска, поднимаются на баррикаду. Их ведёт сама Свобода, в которой одни зрители увидели «помесь торговки с древнегреческой богиней», а другие — «сильную женщину с хриплым голосом и огнём в глазах».

Сюжеты для своих картин Делакруа часто черпал в произведениях Шекспира, Гёте, однако наибольшее влияние на его творчество оказала поэзия англичанина Джорджа Байрона (1788-1824). Родившись за год до Французской революции, Байрон стал своеобразным символом этой эпохи.

Он принимал участие в борьбе греческого народа с османским владычеством, был близок к итальянским революционерам и пользовался огромной популярностью у молодёжи.

Его герои — личности неординарные, живущие по своим законам, следующие велению сердца, исполненные веры в собственную мечту, находящие применение своим силам в революционной борьбе против тёмных сил. «Тираны давят мир — я ль уступлю?» — восклицает Байрон, готовый в одиночку идти против вселенского зла. И в то же время, в отличие от героев классицизма, всегда уверенных в своей правоте, герои Байрона мучаются переживаниями:

Бегу от самого себя,

Ищу забвенья, но со мною

Мой демон злобный, мысль моя —

И в сердце места нет покою.

Джордж Байрон. Худ. Р. Весталл

Манифестом романтического искусства стало произведение французского писателя Виктора Гюго (1802-1885) «Собор Парижской богоматери», написанное в 1830 году. Против главных героев романа — простых людей XIV века — прекрасной цыганки Эсмеральды и уродливого, но доброго и благородного горбуна Квазимодо — сплотились, кажется, все силы зла. В лице короля Людовика XI и священника Фролло герои обрели могущественных соперников, в чьих руках власть, деньги, общественное положение. Но даже используя всё своё могущество, они не могут сломить силу духа, благородство, искренность и доброту Эсмеральды и Квазимодо.

В то же время, когда люди зачитывались Гюго и Байроном, концертные залы и музыкальные салоны наполнила музыка, отражающая тонкие порывы романтичной души: зазвучали оперы, концерты, романсы Ф. Шуберта и Р. Шумана, Ф. Шопена и Г. Берлиоза, Р. Вагнера и Ф. Листа. В театрах публика рукоплескала актёрам, способным нарушить классические законы игры и смелой фразой, красивым жестом, яркой позой передать залу вдохновение, добрую или злую страсть свободной личности. В тишине парков классических усадеб появлялись специально запущенные уголки, где в хаосе «диких» ветвей прятались беломраморные беседки или искусственные «развалины», настраивающие на романтический лад.

Битва за «Эрнани» Худ. П.-А. Бенар. Скандал между сторонниками классицизма и романтизма на премьере пьесы В. Гюго

В первой половине XIX века в споре с классицизмом родился новый стиль — романтизм.

2. Новый стиль — реализм

• Докажите, что Бальзак, Стендаль и Верди работали в реалистическом стиле.

• Сделайте вывод о быстрой смене стилей в культуре XIX века.

К началу 30-х годов XIX века всё отчётливее и громче слышится тяжёлая поступь индустриального общества. Тишину лугов и дубрав разрывает громыхание паровозов. Между устремлёнными ввысь мачтами парусников дымят приземистые пароходные трубы. Материальный мир с его механическими станками и денежными расчётами оставляет всё меньше места идеалам классицистов и мечтам романтиков. Писатели, поэты и художники стремятся отразить реальные человеческие судьбы и характеры, неотделимые от мира, в котором они существуют, — мира стремительно меняющегося и часто жестокого. Так на свет рождается новый стиль — реализм, ставящий перед собой цель правдиво отображать жизнь, воспевая добро и критикуя зло.

Один из зачинателей этого стиля — французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) так и говорил: «Секрет всемирного вечного успеха — в правдивости». В своих произведениях Бальзак создаёт образы сильных духом, умных и талантливых людей, но в мире, наполненном катастрофами и проблемами, эти люди ведут себя по-разному.

Одни, будучи выходцами из дворянского сословия, сохраняют верность идеалам чести и разоряются. Другие же, напротив, используют малейшую возможность обогатиться, пусть даже путём обмана. Таким образом, герой романа «Шагреневая кожа» Рафаэль де Валента удовлетворяет все свои желания, уничтожая в себе благородство. В конце автор горько восклицает: «Мир принадлежал ему, он мог всё — и не хотел уже ничего».

Целый цикл своих произведений Бальзак назвал «Человеческая комедия». В нём выведено около 2 тысяч персонажей, представляющих самые разные слои капиталистического общества, и попадают они в самые обычные, жизненные ситуации — женятся, занимаются карьерой, вступают в семейные споры и так далее. Это позволяет Бальзаку «объять всю историю современных нравов». Один из самых выразительных персонажей — ростовщик Гобсек, который выманивает у людей золото, играя на человеческих пороках и тайнах. В итоге же он умирает в квартире, набитой гниющими запасами продовольствия.

Ростовщик. Иллюстрация к повести О. Бальзака «Гобсек»

Иллюстрация к роману Стендаля «Красное и чёрное»

Анжел юс. Худ. Ж. Милле. Муж и жена, услышав вечерний колокольный звон, оставили свою крестьянскую работу и тихо молятся об умерших.

Подобные мотивы пронизывают творчество другого французского писателя, Анри Бейля, писавшего под псевдонимом Стендаль (1783- 1842). Его роману «Красное и чёрное» предшествует характерный эпиграф: «Правда, горькая правда». Главный герой романа Жюльен Сорель, выходец из городских низов, поклонник эпохи Наполеона, считает, что достижением того времени стала возможность добиться более высокого положения в обществе, независимо от происхождения. Однако в годы реставрации монархии эти возможности значительно уменьшились. Человек благородный и чувствительный, Жюльен готов на всё, чтобы изменить создавшуюся ситуацию. Но он погибает в неравной схватке с лицемерием, двуличием и изворотливостью богачей. Главной целью Стендаля было провозглашение идей добра — нравственного, духовного начала в человеке, которое позволяет сохранить свои принципы и честь, невзирая на трудности и препятствия.

Реалистические подходы проявлялись не только в литературе, но и в других видах искусства. Так, музыку итальянца Джузеппе Верди (1813-1901) называют реалистической музыкальной драмой. В 1853 году публику шокировала опера Верди «Травиата». Всех поразило то, что автор не пытался «убежать» в прошлое, а обратился к современной жизни. Но ещё большее негодование вызывало то, что главной героиней оперы становится не совсем обычная дама (в переводе слово «Травиата» означает «падшая женщина»). На сцене перед изумлёнными зрителями разворачивалась история деревенской девушки, попавшей в Париж, звучали её чувства и страдания. В опере Верди не было той пышности и надуманности, которой обычно отличались произведения этого жанра. Композитор широко использовал в музыке бытовые мотивы, которые сделали его творчество близким и понятным многим людям. Произведения Верди обогатили сокровищницу мирового музыкального искусства новыми приёмами и решениями в изображении жизни.

Картины крестьянского быта, сцены тяжёлого, изнурительного труда земледельцев запечатлел на своих картинах французский живописец Жан Франсуа Милле (1814-1875). Его родителям-крестьянам стоило огромного труда собрать деньги для обучения сына. Главной темой для Милле навсегда осталась тема крестьянской жизни: «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин». Вершины живописного мастерства, которых удалось достичь Милле, стремление правдиво отобразить все стороны крестьянского быта, психологические приёмы, им используемые, позволяют говорить о нём как о художнике реалистического направления.

С 1830-х годов распространяется стиль, получивший название «реализм».

3. Модернизация порождает эклектику и импрессионизм

• Какими причинами вы можете объяснить появление в искусстве таких направлений, как импрессионизм и эклектика? • Сделайте вывод о быстрой смене стилей в культуре XIX века.

Во второй половине XIX века реализм продолжает господствовать в литературе и искусстве. Между тем непрерывно менявшаяся жизнь ставила перед художниками, скульпторами, писателями задачи наиболее полно отразить все эти изменения. Однако существовавшие в живописи и других видах искусства приёмы не могли в этом помочь. Художники начали поиск новых возможностей.

В 1863 году на одной из выставок появилась картина Эдуарда Мане (1832-1883) «Завтрак на траве». В тот момент никто не обратил внимания на новые живописные приёмы, которые использовал художник. Публике не понравилась трактовка сюжета, и картина подверглась беспощадной критике. Тем не менее это не сломило упорства живописца. Он продолжал писать в своей манере, хотя творчество и не приносило ему дохода. Через несколько лет вокруг Мане собралась группа молодых художников: Клод Моне (1840-1926), Камиль Писсарро (1830-1903), Пьер Огюст Ренуар (1841-1919), Альфред Сислей (1839-1899), Эдгар Дега (1834-1917). Особенностью их живописи было желание передать то, что нельзя сфотографировать, — жизнь в её движении, в мимолётных впечатлениях. Отображая случайные ситуации с помощью живописной техники отдельных цветовых мазков, художники создавали образы, которые обретали законченность уже в глазах зрителя. Глядя на картины мастеров этого направления, человек ощущает вибрацию воздуха, сверкание солнечного света, реальность и текучесть форм. Всё это подчеркивало значимость подлинной, современной жизни.

И виденья странно

Рдяны, как закат,

Тая, по песчаной

Отмели скользят,

Реют неустанно,

Реют и горят,

Тая, как закат,

На косе песчаной.

П. Верлен (перевод Г. Шенгели)

Впечатление. Восход солнца. Худ. К. Моне

Путь живописцев к признанию был очень долгим и трудным. Чтобы добиться известности, художники выставляли свои работы в Салоне парижского Дворца промышленности. Но не каждая работа выдерживала строгую критику жюри. Приходившие на выставку посетители, привыкшие к традиционным приёмам живописи, разглядывая работы, насмехались над художниками, называя их творения «мазнёй» и «издевательством». Одна из картин живописца Клода Оскара Моне, представленная на очередной выставке, называлась «Впечатление.

Построен по приказу баварского короля Людвига II как воплощение романтических мечтаний о Средневековье. Внутри отделан в стилях барокко, готика, византийском и мавританском. В замок были проведены отопление и водопровод с горячей и холодной водой.

Замок Нойшванштайн

Здание Парламента в Лондоне

Парижский театр «Гранд Опера»

Восход солнца». Один из журналистов дал художникам, творившим в подобной манере, прозвище «импрессионисты» (от французского слова «впечатление»). Он даже не мог себе представить, какое сильное влияние окажет импрессионизм на дальнейшее развитие живописного искусства Франции и других стран Европы.

Показать величие западной цивилизации, покорившей и объединившей мир, — такую задачу ставили перед собой скульпторы и архитекторы конца XIX века. Они пытались уловить и воплотить в своём творчестве образы нового времени. С притоком населения в города возникла необходимость появления зданий нового типа, в которых могло одновременно проживать большое количество жильцов. Постепенно на улицах европейских городов стали появляться многоэтажные дома. В это же время в строительстве начинают использовать новые материалы: чугун, сталь, железобетон. Но конструкции, возводившиеся с помощью этих материалов, не могли удовлетворить взыскательное общество, следовательно, не могли послужить основой для создания нового архитектурного стиля. Поэтому в европейской архитектуре XIX века утвердился эклектизм (от греческого eklektikos — выбирающий) — направление, основанное на заимствовании и использовании деталей и элементов разных стилей. Примерами таких построек могут служить здание венского Парламента (архитектор Теофилиус Эдвард фон Хансен) и Дворец юстиции (архитектор Александр Виллеман).

Однако шедевром этого направления во всём мире считается творение французского архитектора Жана Луи Шарля Гарнье (1825- 1898) — здание парижского театра «Гранд Опера». Величавое здание, соединившее в себе архитектурные традиции разных времён, покоряет красотой и праздничностью. Оно считалось эталоном для всех театральных построек того времени.

Мыслитель. Скульпт. О. Роден

Пытаясь заработать себе на жизнь трудом помощника скульптора, постигал премудрости мастерства Огюст Роден (1840-1917). Он отвергал академические позы и правила, которые навязывало ему общественное мнение ценителей искусства. Скульптор старался доказать, что, изображая человеческое тело, можно передать любую идею, состояние или настроение. Один из современников, разглядывая работу Родена «Бронзовый век», заметил, что в ней отразился «переход от дремоты к жизненной силе, готовый претвориться в движение. Медленный жест пробуждения… должен передать… первый трепет сознания в молодом человечестве, первую победу разума над животными инстинктами в «доисторические времена»».

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДА И СРАВНЕНИЕ ЕГО С АВТОРСКИМ

В XIX веке представители разных направлений светской литературы и искусства Запада стремились отразить ускорившийся ритм жизни, обнажить новые, порождённые модернизацией «болезни общества».

Ключевые слова: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

• Попробуйте с позиции трёх художников-учеников, представляющих разные стили (классицизм, романтизм и реализм), составить словесное описание происходящего на ваших глазах закрытия фабрики во время кризиса перепроизводства.

• В тетради или текстовом редакторе заполните таблицу «Стили культуры Запада XIX века (1800-1880-е годы)».

 

Поздний классицизм

Романтизм

Реализм

Импрессионизм

Цели стиля

    

Представители стиля

    

Средства художественного выражения

 



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница