Жена сократа: Терпение никогда не смешно | Почему Сократ терпел выходки Ксантиппы

Терпение никогда не смешно | Почему Сократ терпел выходки Ксантиппы

Почему Сократ терпел выходки Ксантиппы?

Всемогуща судьба, и даже такой мудрец, как Сократ(469 – 399 гг. до н. э.), не смог посредством знания и добродетели возвыситься над ней… Знаменитый афинский философ своё время, в основном, посвящал умственному образованию молодых людей, вступая с ними в длинные диалоги, но деньги за свои услуги не брал, не желая прослыть профессиональным учителем. Он искренне верил, будто избран для занятий философией свыше и приставлен к народу Афин, «как овод к коню», дабы тот не впадал «в духовную спячку», а заботился о своём нравственном самосовершенствовании и развитии интеллекта: «Бог послал меня в этот город, чтобы я будил каждого из вас, носясь целый день повсюду, уговаривал, упрекал непрестанно». Но однажды на афинском базаре он вступил в житейский диалог с молодой девушкой по имени Ксантиппа. Она стояла, подбоченившись, среди глиняных горшков и звонким голосом зазывала покупателей, расхваливая свой товар. Сократ часто прохаживался возле меняльных лавок, рыночных продавцов и знал почти каждого из них в лицо, но эту голосистую красавицу видел впервые. Афинянам он был хорошо известен, как мудрый человек, искусный мастер разговора и отличный советчик.

Народная слава пришла к афинскому философу во время первой половины Пелопоннесской войны. Он доблестно воевал, поражая всех отвагой, физической силой и закалкой. От наград Сократ отказывался, отдавая их другим. О выдержке, терпении и самоуглублении философа уже тогда ходили легенды, и девушка, продававшая глиняные горшки, вероятно, была польщена его вниманием, узнав, какой знаменитый афинянин поднял её на руки, но пощёчину ему всё-таки закатила.

Сократу, решившему взять её в жёны, придётся до конца жизни терпеть затрещины, скандальный нрав и разные истерические выходки, проявляя смирение. Но почему он выбрал эту молодую девушку в спутницы жизни? Только ли красота Ксантиппы так притянула Сократа, что он решил немедленно связать с ней свою судьбу, или острый как бритва её язык напомнил женские уроки красноречия?

Женился Сократ поздно, приблизительно на сорок восьмом году жизни, пропустив пятое семилетие – лучшее время по мнению афинского мудреца Солона для вступления мужчины в брак. Сын камнетёса Софрониска и повитухи Финареты (Фенареты) из пригорода Афин (дема Алопека), вступил в брак с девушкой по имени Ксантиппа сразу после заключения Никиева мира в Пелопоннесской войне. Такой вывод можно сделать, исходя из того, что на момент смерти Сократа в 399 г. до н. э. его старшему сыну Лампроклу исполнилось двадцать лет.

В молодости философ был безнадёжно влюблён в молодую красавицу из Милета по имени Аспасия, открывшую в Афинах школу красноречия. Придя к ней первый раз на занятие из любопытства, молодой камнетёс был поражён её обаянием и умными, смелыми речами. Она отважно вступала в дискуссии с мужчинами своим певучим, нежным голосом, подшучивая над глупостью и невежеством. С того дня он забросил ваяние, посвящая всё время философии и ораторскому искусству, однако молодая и знатная красавица ничем не выделяла неказистого камнетёса из толпы других поклонников. Сократ, должно быть, страдал от неразделённого чувства и боль свою выразил в словах отчаяния: «Любовь к женщине – это яд». Но одинаковы страсти человеческие, и спустя почти двадцать четыре века повторит его мысли поэтесса Анна Ахматова: «… горек яд неразделённой любви!».

Молодой камнетёс старался не пропускать уроки Аспасии и впоследствии всем говорил, что благодаря этим занятиям и стал философом. Он входил в «кружок» правителя Афин, лидера демократов Перикла (Периклеса) и часто с ним встречался в его доме. От влюблённого Сократа великий стратег узнал о красивой, умной учительнице красноречия из Милета. Вместе с ним он пришёл на выступления чужеземки и был очарован ею с первого взгляда. Аспасия ответила стратегу взаимностью, и они, несмотря на все сложности, связали свои судьбы в браке.

Перикл часто собирал в своём доме друзей, и в дискуссиях его «кружка» принимали участие Аспасия, философ Анаксагор, приглашённый стратегом по её просьбе из Клазомен, и другие великие греки. Разным премудростям научился у них молодой Сократ: у Аспасии – искусству риторики и спора, тонкой иронии, проникновенному и уважительному отношению к женщине, у Анаксагора – понятию тезиса «всё во всём», единства большого и малого, от Перикла – удивительной выдержке и терпению.

Философ искал утешения от любовного женского яда и всем сердцем привязался к племяннику правителя Афин Алкивиаду, красивому и своенравному юноше. Вместе с ним он участвовал в походах, когда началась Пелопоннесская война, выносил его с поля боя после ранения, спасая не раз ему жизнь. Сократ много времени уделял воспитанию племянника Перикла, отличавшегося прекрасными способностями и стремившегося с самого детства к лидерству.

Алкивиад был очень богат, окружён молодыми бездельниками и часто проявлял неуважение к людям. Он мог из бахвальства ударить любого уважаемого гражданина, и хотя под влиянием Сократа извинялся потом и даже просил наказать его плетьми, тщеславие и стремление везде быть первым мешали воспитанию нравственности.

После заключения Никиева мира Алкивиад стал правителем Афин, возглавив группировку войны. Он женился на девушке из богатой семьи, однако это не мешало ему посещать салон ионийских гетер, который содержала Аспасия. Приблизительно в это же время Сократ и познакомился на базаре с девушкой по имени Ксантиппа, острый язычок которой и красота так его приворожили, что он женился на ней.

Его молодая жена быстро убедилась, что, несмотря на то, что философ дружил со стратегами и к нему приходили многие знатные афиняне за советом, богатства ей не видать. И она топтала в ярости пироги, которые присылал Алкивиад, знавший, что денежную помощь его наставник не примет. Её имя стало нарицательным для сварливых истеричных жён во все времена: острый язык пригодился ей для отборной ругани, и она его использовала с утра и до позднего вечера.

Сократу советовали прогнать строптивую женщину, позорившую его в общественных местах, но он улыбался и говорил: «Я хотел научиться искусству ладить с людьми и женился на Ксантиппе в уверенности, что если вынесу её нрав, то смогу выдержать всякие характеры». Многие осуждали философа за его супружеское терпение и предлагали ему побить Ксантиппу, но Сократ только посмеивался: «Вы хотите, чтобы город стал свидетелем наших ссор, чтобы я при всех вступил в драку с женой, а вы бы подзадоривали как на петушином бою… Поверьте мне, терпение никогда не смешно. ». В глубине души философ, должно быть, понимал причину злого неистовства Ксантиппы: «Она, по-видимому, никогда его не любила». Сам он навсегда остался верен чувству своей молодости и искал в женщинах несравненную красоту и ум Аспасии, говорившей в своих беседах о равноправии: «Брак должен быть союзом двух любящих сердец».

Острый ум Ксантиппы, разочарованной в браке с мудрым «болтуном» и «бездельником», обрушился на него жёсткими упрёками, и он смиренно переносил её «грозы и дождичек», так и не догадавшись повысить образованность своей жены. Если Сократа просили посоветовать, как воспитать или найти хорошую спутницу жизни, он признавал, что лучше это может сделать умудрённая жизненным опытом Аспасия.

Философ использовал ещё один шанс семейного благополучия – в Афинах, опустошённых чумой и войной, издали декрет, позволявший каждому афинянину иметь двух жён, и все дети признавались законными. Сократ женился вторым браком на овдовевшей внучке знаменитого стратега Аристида, известного своей справедливостью. Он говорил, что желал подать пример законопослушания и служения своей родине, но, возможно, втайне надеялся, что этот брак сделает сносной его семейную жизнь.

Его новую избранницу звали Мирто, она была очень бедна и, должно быть, обрадовалась предложению философа стать его второй женой (или служанкой). Как её приняла Ксантиппа, неизвестно, но эта сварливая, обозлённая невзгодами женщина, по слухам изменявшая Сократу и не стеснявшаяся втайне собирать деньги с его учеников, скандалила даже с сыном Лампроклом. Дальнейшая судьба Мирто не известна истории. Возможно, она скончалась до суда над Сократом, и потому в тюрьму к нему прощаться не пришла. Ксантиппа принесла на руках младшего сына философа и рыдала при прощании с мужем, возмущаясь несправедливостью: «Ты умираешь безвинным!». А он ей заметил с иронией: «А ты хотела, чтобы заслуженно?». Ученики пообещали Сократу поддержать его семью, и Ксантиппа с детьми не знали нужды, получая помощь из разных городов Древней Греции. Когда философа спрашивали о поведении в браке, он уклонялся и посылал к Аспасии. Каждый из них шёл по жизни своим путём, но увековечили их на одном барельефе из бронзы вместе: она в платке, накинутом на волнистые волосы, говорит о любви, Сократ находится рядом и внимательно слушает, а сзади Эрос её мысли записывает. В Ватикане хранится гемма с портретом Аспасии, и на ней повторяется эта же тема.

Ксантиппа — жена Сократа — ET

Фото: public domain/wikipedia

Самый знаменитый дельфийский оракул объявил этого человека мудрецом. Был задан конкретный вопрос: «Кто из эллинов самый мудрый?» Вот ответ оракула: «Мудр Софокл, мудрей Еврипид, но мудрее всех Сократ».

Развалины храма Аполлона в Дельфах, Греция; Сократ, бюст из музея Ватикана; Вид на развалины акрополя древних Афин. Фото: public domain/wikipedia

Сократ ничуть этому не удивился, но, как обычно, удивил других. Он произнёс слова, которые мир до сих пор помнит и часто цитирует: « Я-то знаю, что я ничего не знаю ». Правда, добавил: «А другие не знают и этого».

Все в Афинах узнавали этого нелепого с виду человека. Он, казалось бы, бесцельно бродил по улицам города. Одет бедно, внешность смешная: лысая голова с очень крутым лбом, широкий короткий нос, толстые губы. Иногда обращался к людям со странными вопросами, иногда обращались к нему.

И тут же собиралась толпа, чтобы послушать диалог со знаменитым Сократом, потому что разговоры всегда получались интересными и поучительными. Люди запоминали эти вопросы-ответы и старались записать.

Все афоризмы Сократа, которые нам известны — это записи его учеников и почитателей. Сам Сократ записей никаких не вёл. Считал, что от этого его память слабеет.

Как-то в Афинах оказался учёный знахарь, который по внешности мог определять характер и судьбу человека. Увидев Сократа, он дал такую характеристику: «Жаден, гневлив, развратен, не обуздан до бешенства». Афиняне возмутились — всё наоборот: добр, спокоен и даже невозмутим. Но сам Сократ, кротко улыбнувшись, сказал, что знахарь совершенно прав: «Да, гневлив и необуздан, но научился держать себя в руках».

1 — Сократ с учениками, Иоганн Фридрих Гройтер; 2 — Мудрость Сократа почиталась через века и у исламкских философов. Сократ с учениками в исламской трактовке. Фото:publik domain/wikipedia

Слово «обуздать» уже давно крутилось у многих афинян на уме, кто знал о семейной жизни уважаемого мудреца. Не зря его жену звали Ксантиппа, что переводится «рыжая кобылица». Она была намного моложе своего умного мужа. По мнению современников, боги просто за что-то наказали уважаемого философа, соединив его с такой женщиной.

Скандальная, требовательная, вспыльчивая и даже драчливая, Ксантиппа не давала покоя мужу. Друзья и ученики сочувствовали Сократу и задавали вопросы: как и зачем он терпит такую жену? На что философ отвечал: «Чтобы научиться управлять лошадью, я для тренировки выберу молодую и норовистую. Если справлюсь с такой — справлюсь с любой. Если научусь жить с Ксантиппой, значит, смогу общаться с самым сложным человеком». А Ксантиппе всё было не так, то есть у Сократа была постоянная возможность для опыта и самосовершенствования.

Но вот что интересно. Напомним, что Сократ не оставил никаких письменных свидетельств своих размышлений ни о жизни, ни о жене. Откуда же тогда мы знаем, что ему так не повезло в семейной жизни? Один и тот же автор, ученик Сократа Ксенофонт в воспоминаниях об учителе писал, что Ксантиппа была хорошей, любящей и заботливой женой, а в другом источнике выставлял её уже в виде ужасной скандалистки.

1— Статуя Сократа перед Афинской академией наук. 2 — Ксенофонт — древнегреческий писатель и историк. Будучи учеником Сократа, стремился дать представление о его личности и учении в трудах: «Воспоминания о Сократе» (Ἀπομηονεύματα Σωκράτους) и «Апология Сократа» (Ἀπολογία Σωκράτους πρός τούς δικαστάς), в которых учение Сократа излагается в плане применения его к обыденной жизни. Еще о Сократе он изложил весьма интересный трактат «Домострой» (другой перевод — «Экономика»). Он написан в форме диалога между Сократом и богатым афинянином Критобулом и посвящён изложению идей Сократа о правильном управлении домашним хозяйством. Фактически, это первое в истории сочинение по экономике. 3 — Говорят, что однажды, не довольствуясь всеми теми оскорблениями, в которых она изливала досаду на Сократа, Ксантиппа в ярости вылила ему на голову ведро помоев. — После такой бури, — только и сказал на это мудрец, — можно было ожидать, что гроза не пройдет без дождя! Фото: public domain/wikipedia

Вот этот другой источник — своеобразный учебник ведения диалогов-споров. Вымышленный мудрец по имени Сократ ведёт словесную войну с глупым агрессивным человеком — женщиной Ксантиппой. Глупость нападает — мудрость даёт достойный отпор и побеждает. Ученики Сократа тоже сочиняли такие диалоги и записывали их. Вот эти диалоги и сохранились.

А нам, вероятно, надо помнить, что это вымышленные гипотетические споры умного человека с агрессивным глупцом. Со временем люди перестали обращать внимание на это противоречие в оценке жены Сократа, и образ Ксантиппы стал символом женской глупости, сварливости и агрессивности.

Имя Ксантиппы на века стало нарицательным для вечно недовольных жён. В современной психологии даже есть такой термин — «комплекс Ксантиппы». Считается, что вечное женское недовольство, желание скандалить и попрекать мужа объясняется наличием у женщины этого комплекса.

Афоризмы Сократа.

Заговори, чтобы я тебя увидел.
Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.
Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.
Женишься ты или нет — всё равно раскаешься.
Женись несмотря ни на что. Попадётся хорошая жена — станешь исключением, попадётся плохая — станешь философом.

P. S. В отношении последнего афоризма: Сократ был признан мудрейшим из мудрейших ещё до женитьбы на Ксантиппе, так что всё-таки, наверно, у него были другие причины и предпосылки для этого.

Ксантиппа (ок. 435 г. до н.э.) Предыстория и факты

Ксантиппа была женой древнегреческого философа Сократа. Она родилась около 435 г. до н.э. и была примерно на 35 лет моложе своего мужа. У нее было три сына от Сократа: Лампрокл, Софрониск и Менексен.

Семья Ксантиппы считается высокопоставленной. Одна из причин, подтверждающих это, заключается в том, что ее старший сын, Лампрокл, был назван в честь ее отца, а не Сократа. В древних Афинах был обычай называть старшего сына в честь более известного деда.

В «Федоне» Платона философ изображает Ксантиппу как послушную мать и жену. Она также была представлена ​​​​в « Меморабилиях» Ксенофонта почти таким же образом, хотя в его « Симпозиуме» она была изображена как одна из женщин, с которыми труднее всего согласиться. Несмотря на это, сегодня широко распространено мнение, что она была сварливой и деспотической женой, которая сделала жизнь Сократа несчастной. Сократ женился на Ксантиппе не потому, что его привлекала ее красота или потому, что она была преданной матерью, а из-за ее вспыльчивого характера. Считалось, что он сказал, что выбрал ее, потому что знал, что ее спорный характер обострит его философские рассуждения. Сравнивая себя с человеком, который хочет научиться ездить на лошади, Сократ утверждает, что человек научился бы большему, если бы предпочел ездить на вспыльчивой лошади, а не на кроткой. Если человек научится управлять дикой лошадью, то обязательно следует, что он может управлять всеми видами лошадей. Он сказал, что хочет общаться и общаться с самыми разными людьми, и поэтому, если он научится ладить со своей трудной женой, он сказал, что сможет ладить с кем угодно.

Впрочем, и с Сократом было нелегко, так как он любил усложнять простые разговоры. Кроме того, было известно, что он часто отсутствовал дома и участвовал в философских дискуссиях с другими афинянами. Но Сократ никогда не принимал от людей денег в обмен на эти философские изыскания. Для него философ должен заботиться только о достижении знания и истины. В результате его можно найти в «Апологии» Платона, жалующегося на то, что у него почти нет денег. Если Ксантиппа действительно происходила из зажиточной семьи, можно представить, что Сократ зависел от финансовой поддержки семьи Ксантиппы. Вдобавок ко всему этому Сократ признался, что любит человека — молодого и красивого полководца Алкивиада. В «Горгии» Платона Сократ сказал, что он был не только любителем философии, но и любовником Алкивиада, сына Клиния. В Древней Греции было обычным делом, когда два мужчины испытывали друг к другу романтическое влечение. Римский автор Элиан рассказывает, что, когда Алкивиад послал Сократу пирог, Ксантиппа неоднократно наступала на него.

Несмотря на то, что Сократ говорил, что женился на Ксантиппе из-за ее дерзкого характера, он редко возражал ей. Каждый раз, когда Ксантиппа бросалась на него в яростной словесной атаке, Сократ кротко уходил и садился на пороге. Однажды она отправила его на рынок купить несколько вещей. Вернувшись домой, Ксантиппа обнаружила, что Сократ забыл купить один предмет. Она бросила на него жестокую словесную атаку, заставив его медленно идти к порогу. Он сидел и утешал себя глубокими философскими размышлениями. Затем вышла Ксантиппа с ведром, полным воды, и вылила ее на голову Сократа. Соседи и прохожие видели, что произошло, и спрашивали Сократа, почему он ничего не сказал своей жене. Вытирая воду с лица, Сократ ответил: «Это вполне естественно. После грома идет дождь».

Пять причин, почему Сократ был ужасным мужем

By. Ван Брайан

Сократу часто приписывают цитату


«Конечно, женись. Если у тебя будет хорошая жена, ты будешь счастлив. Если ты получишь плохой, ты будешь философом».

И мы все (в основном мужчины) смеемся над этим. Вследствие отношения Сократа к своей жене Ксантиппу часто вспоминают как сварливую, сварливую жену, которая была занозой в заднице для самого престижного персонажа философии. Говорили, что Ксантиппа была настолько неприятной, что однажды вылила содержимое ночного горшка на голову Сократа. Это подводит нас к другому старому выражению…


«За каждым великим древним философом стоит женщина, которая ненавидит его чертову внутренность».

Думаю, так оно и есть…

Это не значит, что все писатели писали о Ксантиппе как о мегере. Платон изображает ее как преданную жену и мать на первых страницах Федона . Тем не менее, подавляющее большинство сходятся во мнении, что она была сварливой, беспокойной женой, которая была источником многих головных болей для философа.

Однако, справедливости ради, с Сократом, скорее всего, было трудно жить. Он, конечно, был трудным человеком для разговора. Я думаю, что разговор пойдет так…

Эй, Сократ, у нас хороший день.

Это? Возможно, поскольку вы так хорошо осведомлены и мудры во всех этих хороших вещах, вы сможете удовлетворительно объяснить мне, что значит быть «хорошим».

О Зевс, помоги мне. Продолжай в том же духе и однажды тебя казнят .

Несмотря на его склонность превращать любую черную болтовню в длинную философскую беседу, было еще несколько причин, по которым Сократ мог быть довольно ужасным мужем.

И я скажу это как своего рода отказ от ответственности: рассказывая о жизни Сократа, мы сталкиваемся с так называемой проблемой Сократа. По сути, мы никогда не можем быть уверены, что характер Сократа (Сократа на страницах философских диалогов) имеет хоть какое-то сходство с самим человеком.

Здесь нам придется совершить прыжок веры. Как выразился один из наших коллег: «Возможно, это не лучшая история, но своего рода история».

1. Сократ хотел поспорить

Звучит безумно, правда? Это потому, что так оно и есть, по крайней мере, по нашим современным стандартам.

На симпозиуме Ксенофонта , который не следует путать с симпозиумом Платона, Сократа спрашивают, почему он мирится со своей женой, женщиной, которая является «самой проницательной».

Сократ довольно просто отвечает на это. Он женился на Ксантиппе именно из-за ее спорного характера. Он думал, что если он сможет смириться с ней, совладать с ее вспыльчивым характером, то сможет легко общаться с любым другим человеком в Афинах.

Сократ приводит в пример всадника, который хочет стать экспертом. Вместо того, чтобы ездить на ручных мулах, наездник выберет какого-нибудь брыкающегося мустанга, чтобы отточить свои навыки и способности.

Сократ говорит…


«Я следую примеру всадника, который хочет стать искусным наездником, и ни одно из ваших мягкоротых, послушных животных не для меня. Лошадь, которой я хочу владеть, должна показать какой-то дух: я уверен, что если он сможет управлять таким животным, то будет достаточно легко справиться с любой другой лошадью, кроме того. И это как раз мой случай. я хочу иметь дело с людьми, общаться с людьми вообще; отсюда мой выбор жены. Я прекрасно знаю, что если я смогу вынести ее дух, то с легкостью смогу привязаться к любому другому человеку». -Ксенофонт (Симпозиум)

Итак, Сократ женился на своей жене не потому, что любил ее, или потому, что она была преданной матерью, или даже потому, что она была красива — знаете, по глупым причинам. Он женился на ней, чтобы она могла стать тренировочным партнером для его философских экскурсий, хотя она, вероятно, не желала этого.

Я думаю, что, когда они начали спорить, Сократ, вероятно, подтолкнул ее. Она, вероятно, упомянула бы, что он слишком много времени напивается на симпозиумах. Затем он говорил что-нибудь пассивно-агрессивное о ее матери. Знаешь, нормальные вещи.

Я не брачный консультант, но если вы женитесь на своей жене с единственной целью поспорить с ней, не удивляйтесь, когда она опрокинет вам на голову ночной горшок.


2. У Сократа не было работы


«И если бы я что-нибудь приобрел, или если бы мои увещевания были оплачены, в этом был бы какой-то смысл: но теперь, как вы видите, даже наглость моих обвинителей осмеливается сказать, что я когда-либо требовал или добивался платы от кого-либо; у них нет свидетелей этого. И у меня есть свидетельство об истине того, что я говорю; моя бедность тому достаточное свидетельство». -Платон ( Апология )

Это довольно благородное чувство. Сократ — философ, преданный своей задаче и не ищущий финансового вознаграждения за свои услуги. Как мудро с его стороны.

Или это?

Если и есть люди, которые не считают это прекрасным, так это, вероятно, его жена и дети. Вы их помните? Это те люди, которые зависят от Сократа в том, что касается их обеспечения, подачи еды на стол. Ну, не волнуйтесь, если вы забыли о них. Возможно, Сократ тоже.

И прежде чем вы решите сказать мне, что приобретение денег уничтожило бы философскую добродетель Сократа, я хочу напомнить вам, что было много других философов, которые с этим не согласились бы.


Аристотель — один из них. На страницах своей « Никомаховой этики» Аристотель рассказывает нам, как нам следует стремиться к мудрости и пониманию ради них самих. Стремление к знаниям приведет нас к счастливой жизни. Это правда.

Аристотель также говорит нам, что мы не можем игнорировать наличие крыши над головой и еды на наших столах. Человеку нужны деньги, философ он или нет. Это не значит, что Сократу нужно было полностью продаться и попытаться разбогатеть, но немного дохода могло бы быть неплохо.

Тем не менее, возможно, что Ксантиппе не нужен был Сократ, чтобы принести домой фалафель. Считается, что Ксантиппа могла происходить из богатой или, по крайней мере, умеренно богатой семьи. Мы можем сделать это предположение, потому что ее старший сын, Лампрокл, был назван в честь своего деда по материнской линии.

Это было немного странно. Древняя традиция требовала, чтобы первенца называли в честь его деда по отцовской линии. Единственное исключение было, если дедушка по материнской линии был богат или пользовался большим уважением в обществе. Таким образом, отец Ксантиппы, которого, как полагают, звали Лампрокл, должен был прочнее утвердиться в афинском обществе. Его имя было бы предпочтительнее.

Если это правда, то, возможно, Сократ зависел от семейных денег своей жены, что не слишком помогает его делу. Он начинает походить на безбашенного мужа, хотя и блестящего, философски настроенного.

3. Сократ напился со своими приятелями

Итак, у Сократа есть сварливая жена, и у него нет работы. Каков следующий шаг в этом избитом клише? Он, конечно же, выпивает со своими приятелями!

Древние греки называли их симпозиумами. Они были культурным продуктом как для философов, так и для простых граждан. На симпозиуме присутствовали только мужчины (я предполагаю, что в их клубе была вывеска, гласившая: «Девушкам вход воспрещен»). Они пили из общей винной чаши, и, как только все становились добрее и веселее, начиналась философская дискуссия.

Отличный повод выпить. Сегодня мы изучаем философию днем ​​и выпиваем ночью. Мало ли мы знаем, что они на самом деле дополняют друг друга!

Жаль, что я не думал об этом как о оправдании, когда учился в колледже. Если бы моя мать когда-нибудь позвонила мне и спросила, пью ли я, я мог бы просто сказать ей: «Я работаю над философией!»

Итак, Сократ на этих симпозиумах со всеми своими друзьями. Где Ксантиппа? Я предполагаю, что она дома одна, ожидая, когда ее пьяный муж споткнется о дверь. Это один из вариантов.

Мне всегда нравилось представлять, что, когда Сократа не было дома, Ксантиппа приглашала к себе жен всех остальных философов, и они пили рецину и обменивались сплетнями. Возможно, это не соответствует исторической действительности, но это вызывает у меня улыбку.

4. Сократ любил кого-то другого

Сократ женился на своей жене, потому что в ней был какой-то дух, а не обязательно потому, что он любил ее. Однако Сократ признается, что любит другого человека: мужчину, если вам действительно нужно это знать.

Алкивиад, молодой и красивый военачальник, был настоящей любовью Сократа, помимо философии, конечно. Во времена классической Греции не было ничего необычного или, во всяком случае, неотесанного, когда два мужчины по обоюдному согласию вступали в романтические и сексуальные отношения.

На страницах платоновского

Горгия Сократ рассказывает нам, как он является любовником Алкивиада…


«Я вижу, что у нас с тобой общие чувства. Ведь мы оба любовники, и у каждого из нас по две любви: я люблю Алкивиада, сына Клиния, и философию». –Платон ( Горгий )

Алкивиад также неожиданно появляется во время событий платоновского Симпозиума . Молодой человек врывается на вечеринку и рассказывает, как он восхищается Сократом и как он много раз пытался его соблазнить.

Вероятно, важно отметить, что в этом диалоге нет свидетельств того, что Сократ когда-либо спал с Алкивиадом. Молодой человек надеялся переспать с Сократом, чтобы философ мог передать ему немного мудрости. Сократ ответил, что он получит короткую часть сделки, променяв философскую мудрость на дешевые острые ощущения.

Так что Сократ, возможно, не спал с Алкивиадом, возможно, он не прелюбодей. И все же я не могу себе представить, чтобы Ксантиппа была очень счастлива, если ее муж стал рассказывать всем Афинам, что любит кого-то другого. такое поведение просто не способствует здоровому браку.

5. Сократ заставляет Ксантиппу оставить казнь

Вы, наверное, уже знаете, чем заканчивается эта история. Сократ делает свое дело достаточно долго, он расстраивает всех нужных людей, и в конце концов его приговаривают к смертной казни за свои преступления; на удивление, быть сомнительным мужем не было одним из них.

В начале платоновского « Федона » Сократ сидит в своей темнице в ожидании казни. С него только что сняли кандалы, и теперь охранники начинают смешивать яд болиголова. Когда друзья Сократа входят в камеру, Ксантиппа сидит рядом со своим мужем, держа на руках его младшего ребенка. Она безудержно плачет. Ксантиппа говорит своему мужу…


«О Сократ, это последний раз, когда либо ты разговариваешь со своими друзьями, либо они с тобой». -Платон ( Федон )

В этот момент я должен немного восхищаться Ксантиппой. После всех паршивых вещей, через которые Сократ заставил ее пройти, после всех страданий и головных болей, он все еще ее муж, а она все еще его жена. На самом деле это довольно трогательно. И приятно видеть, что если Сократа и не волнует его земная жизнь, то, по крайней мере, заботит его жена.

И чем он отплатил ей за верность? Разве Сократ советуется с ней и говорит ей, что любит ее? Целует ли он свою дочь и говорит ей, что все будет хорошо?

Нет. Он отправляет ее домой даже не попрощавшись. Сократ довольно резко приказывает одному из своих друзей отвести Ксантиппу домой. Ее выводят, она все время рыдает.

Ну да ладно. Возможно, Сократ вывел ее из темницы, чтобы ей не пришлось быть свидетельницей казни любимого мужа.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *