Жизненно необходимые умения и навыки – Проект по физкультуре на тему: Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями

интересные знания которые пригодятся в жизни


Выживание в условиях дикой природы требует определенных знаний, и чем больше этих знаний, тем больше шансов на удачный исход событий. Никогда нельзя отбрасывать возможность оказаться в экстремальной ситуации. Необходимые знания для постройки укрытия, для защиты от погодных условий, диких животных и т.п.

Выживание в экстремальных ситуациях

Выживание в экстремальных ситуациях без определенной подготовки может привести к печальным последствиям. Поэтому знания как добыть еду, развести огонь, согреться, укрыться от неблагоприятных условий становятся жизненно необходимыми.

Оказавшись в экстремальной ситуации человек оказывается перед следующими проблемами:
— необходимость в еде
— необходимость в воде
— необходимость в тепле
— необходимость в укрытие
Чтобы решить эти проблемы необходимо подготовиться к ним. Главное, оказавшись в экстремальной ситуации, никогда не паникуйте, сохраняйте спокойствие. Страх — самый главный враг в выживании.

Какие навыки необходимы для выживания

Каждый кто хочет научиться выживать в дикой природе должен знать теорию автономного существования. Но теория должна быть подкреплена практикой. Ниже мы опишем самые главные навыки для выживания.

Навык разведения огня

Находясь в дикой природе необходимо уметь развести огонь из подручных средств. Огонь поможет согреться и приготовить пищу, отпугнуть животных и насекомых.
Разведение огня — самый базовый навык, необходимый для выживания.

Навыки нахождения воды

Для человеческого организма крайне необходима вода. Если без еды можно прожить достаточно долгое время, то без воды смерть наступает в течение нескольких дней. Именно поэтому умение найти воду и обеззаразить ее жизненно необходимо.

Добыть воду можно как из природных источников воды (водоемы, реки, родники), так и альтернативными методами, например с помощью конденсации.

Ориентирование на местности

Немаловажным является навык ориентирования на местности. Для этого надо уметь пользоваться картой и компасом, а также уметь определить стороны горизонта. Ориентируясь на местности, вы сможете с легкостью выйти в безопасное место.

Знание опасных диких животных

Многие дикие животные могут нанести серьёзный урон здоровью. Например в лесу можно наткнуться на ядовитую змею. Чтобы этого не произошло, необходимо иметь знания где они обитают и как избежать встречи с ними.

Умение оказать первую помощь

В экстремальных ситуациях часто может понадобиться оказание первой помощи.

В дороге можно подвернуть ногу, упасть с высоты, отравиться ягодами и растениями. Всегда могут понадобиться знания оказания первой помощи. Главное в таких ситуациях не паниковать.

Умение построить укрытие

Как только вы обеспечите себя едой и водой, может понадобится умение сделать временное укрытие. Потребуется знание как построить шалаш или другое укрытие. Оказавшись в той или иной ситуации необходимо иметь знания, позволяющие построить укрытие с необходимой функциональностью.

Физическая подготовка

Кроме знаний, необходимых для выживания, также потребуется хорошая физическая подготовка. Выживание в экстремальных ситуациях всегда подразумевает тяжелые физические нагрузки.

Экстремальные и автономные условия выживания

Следует различать экстремальные и автономные условия выживания.

Экстремальные условия как правило имеют внезапный характер. Экстремальные условия подразумевают пребывание в дикой природе, в незнакомом месте.

Такая ситуация может возникнуть в результате стихийного бедствия, катастрофы, крушения транспорта. В экстремальные условиях приходится сооружать убежище, добывать пищу и воду. Скорее всего, всё это придется осуществлять без каких-либо специальных инструментов.

Автономное выживание подразумевает заранее продуманные условия. Выживание может проходить в известной местности с использованием всех необходимых инструментов. Человек заранее готов к подобной ситуации.

Физическая подготовленность, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки

Гжельский государственный художественно-промышленный институт

 

Шифр __ГиМУ 1-09-33_

 

 

 

                   

 

                            

                                 Контрольная работа №1

по дисциплине       Физическая культура

студента   1   курса факультета заочного обучения

Черункова Александра Валерьевича

Домашний адрес  Московская область, г. Раменское ул. Красноармейская д.10 кв.165

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Вариант 3

1.Физическая подготовленность, двигательная активность, жизненно  необходимые умения и навыки.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции. Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но, в то же время, существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека. Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственно работоспособности.     

Физическая подготовленность — это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью. Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно — сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и ее цели.       Для поддержания оптимальных физических и психических качеств (здоровья) необходима постоянная двигательная активность, которая прежде всего воздействует на обменные процессы в организме. Общеизвестно, что в основе жизни лежит обмен веществ. Он складывается из процессов ассимиляции (образования, усвоения, восстановления) и диссимиляции (использование, выведение из организма, разрушения) различных веществ. Преобладание первых характерно для активного периода жизни, в пожилом возрасте начинает преобладать диссимиляция. И к 70 годам, например, мускулатура человека, ведущий малоактивный образ жизни, может уменьшиться в объеме до 40 %. Особенно страдают мышцы, обеспечивающие сохранение позы, что делает человека сутулым, а подчас изменяет весь облик. Значительно атрофируются и некоторые другие органы и ткани, почти вдвое, например, уменьшается печень. Недостаток движения – гипокинезия нередко приводит к ожирению. Современная медицина считает излишний вес серьезным нарушением обмена веществ, которое влечёт за собой весьма тяжкие последствия. От ожирения страдает нервная ткань, мозг, особенно у пожилых людей. Все это сопровождается функциональными нарушениями, снижающими выносливость и силовые качества, возникает состояние гиподинамии.  Некоторые учёные считали, что старческое увядание определяется изнашиванием органов и тканей вследствие излишне высокой функциональной активности, полагая, что убывает какая-то жизненная субстанция, полученная при рождении, которую организм самостоятельно восстанавливать не может. Другие исследователи говорили о какой-то неопределённой жизненной энергии, исчерпывание которой подводит предельную черту жизненному циклу. Такую точку зрения в наши дни защищал канадский патофизиолог Ганс Селье. «Каждый из нас, утверждал он, с рождения получает определённое количество «адаптационной энергии», расходование которой приближает к старости и смерти.» Современная наука все более уверенно опровергает эти теории. Если функциональная активность неизбежно приводит к изнашиванию организма, то почему же люди, отдающие много сил и энергии спорту, физическим упражнениям, стареют медленнее тех, кто ведёт малоподвижный образ жизни? Мы наблюдаем очень часто людей, которые в 70 лет более бодры и здоровы, чем иные 50-летние. Дело в том, что организм животных и человека обладает физиологическими механизмами, которые обеспечивают восстановление и регенерацию затраченных сил (энергии) и телесных структур (клеток, органов, тканей). Движение регулирует изменения во всех органах и системах организма – происходит усиленный синтез нуклеиновых кислот и белков в протоплазме клеток. Но для этого физические нагрузки должны быть достаточно велики. Так, для получения тренировочного эффекта академик Н.М. Амосов рекомендует здоровому человеку доводить частоту пульса во время ежедневных физических упражнений до 120-140 ударов в минуту, то есть вдвое больше нормы, в течении 10-30 минут. Советский учёный Н.А. Аршавский в экспериментах доказал, что физические упражнения вызывают усиление расхода энергетических запасов организма, одновременно усиливая усвоение пищевых веществ в значительно большем объеме, чем их расход. Это приводит к росту объема мышц и возрастанию запасов энергии. Такой организм от увеличения физических нагрузок (не чрезмерных) не изнашивается, а обновляется. Выходит, чем больше он тратит энергии, тем больше ею запасается. Человек действительно обретает новые силы, молодеет. У пожилых людей, систематически занимающихся физическими упражнениями, мышечная масса растёт почти так же, как у молодых, а процессы старения резко замедляются. Дозированная, постоянно возрастающая в объеме физическая нагрузка обязательно приводит к улучшению самочувствия, сна, памяти, повышению работоспособности. Спустя некоторое время после напряжённой физической работы мышца накапливает определённое количество важного энергетического соединения – аденозинтрифосфатной кислоты. Со временем этот избыток вещества становится постоянным уровнем, исходным для дальнейшего роста и накопления энергии. Упражняемый орган увеличивает свою массу и достигает более высокого структурного и функционального совершенства. При этом обновлённая ткань лучше приспосабливается к новым внешним раздражителям, и орган, целостный организм более адекватно реагируют на любые изменения внешней среды, приспосабливаются к ним быстрее и с меньшими затратами энергии, медленнее и менее глубоко утомляются. В этой особенности живой материи сказывается её приспособительная изменчивость, которая лежит в основе эволюции и тренировки. При повышенных физических нагрузках организм человека нуждается в соразмерном с ними количестве питательных веществ, которые он получает с пищевыми продуктами. В противном случае будет нарушен баланс питательных веществ и энергии. Только тренировка — постоянная и хотя бы не уменьшающаяся в объеме — вместе со сбалансированным по энерготратам питанием обусловливает эффективность самообновления и совершенствования всех систем.        Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности — в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды . Физические  качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям формируются двигательные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности .Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижения на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.п. Умения и навыки спортивного характера (в гимнастике, фигурном катании на коньках, технические приемы игры в футбол и т.д.) имеют  косвенную  прикладность. Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числе трудовыми. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений. Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей. В обществе труд является жизненной необходимостью человека, источником его духовного и социального благополучия.

2.Средства физической  культуры и спорта в управлении  совершенствования функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности.

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.                               В физиологическом отношении физические упражнения характеризуются переходом организма на повышенный (сравнительно с покоем) уровень функциональной активности. Диапазон этого перехода может быть, в зависимости от особенностей упражнений, весьма значителен. Легочная вентиляция, например, может возрасти в 20 или более раз; минутный объем крови – в 10 и более раз. Соответственно увеличивается объем и интенсивность всех процессов в организме. Функциональные сдвиги во время упражнений стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации, благодаря чему физические упражнения при определенных условиях служат мощным фактором повышения функциональных возможностей организма и совершенствования его структурных свойств. Отмечая поразительную способность организма не только не изнашиваться под влиянием физической деятельности, но и развиваться, А.А.Ухтомский писал: «…живое вещество характеризуется могучей способностью ассимиляции, которая постоянно восполняет текущие траты. Эта способность ассимиляции и компенсации так могуча, что, как убеждают опыты, сплошь и рядом ведет к тому, что именно работающий орган накапливает вещество в рабочем потенциале, особенно выше того уровня, на котором они были до работы. Благодаря такой избыточной компенсации и получается, что именно работа и упражнения ведут к увеличению массы и развитию органов…».Внешний облик физически тренированного человека свидетельствует о здоровье и готовности к интенсивной, длительной и хорошо координированной двигательной деятельности.  Под влиянием физических упражнений у человека в состоянии покоя дыхательные движения становятся более редкими (6 – 8 раз в минуту) и более глубокими, тем самым облегчается обновление воздуха в легких. Исследования показали, что у спортсменов уровень дыхания ниже, чем у нетренированных людей. Важнейшим показателем состояния дыхательного аппарата является, как известно, жизненная емкость легких. Этот показатель зависит и от врожденных данных, а не только от различных условий воспитания, одним из которых являются спортивные тренировки. Часто спортсменами становятся физически одаренные люди с жизненной емкостью легких до 7 и более литров. Жизненная емкость легких особенно велика у спортсменов, занимающихся греблей, плаванием, лыжными гонками. Жизненная емкость легких у спортсменов обычно на 25 — 30% превышает должные величины. Минутный объем дыхания у тренированных людей несколько меньше, чем у нетренированных.                                                                                                                             Под влиянием тренировки в тесной связи с функцией дыхания меняется и функция кровообращения. Усиленная мышечная работа приводит к гипертрофии сердечной мышцы – увеличению ее массы, утолщению мышечных волокон, а также функциональным изменениям. У спортсменов увеличение размеров сердца обнаруживалось при рентгенографическом исследовании, а часто и при определении границ сердца с помощью выстукивания. Вес сердца у тренированных людей доходит до 400-500 г, а у нетренированных он составляет всего 200-300 г. Экспериментами доказано, что под влиянием упражнений возрастает интенсивность окислительных процессов в сердечной мышце и оказывается выше ее рабочий потенциал. Растет количество гемоглобина и богатых энергией фосфорных соединений. Вместе с тем, по — сравнению с сердцем нетренированного человека сердце спортсмена работает экономичнее, затрачивая меньше энергии на одну единицу объема выбрасываемой крови. 
Одновременно с ростом массы сердечной мышцы изменяется ее кровеносная сеть.Тренировки увеличивают количество капилляров сердца. Для суждения о функции кровообращения важно учитывать данные о работе сердца и об основных показателях гемодинамики (частота сердечных сокращений и уровень артериального давления). У спортсменов в состоянии покоя она составляет 50 
– 60 ударов в минуту. Особенно это выражено у бегунов на длинные дистанции, велосипедистов, лыжников и пловцов. В процессе занятий физическими упражнениями меняется ряд электрографических показателей, что является признаком хорошего снабжения сердечной мышцы кислородом. Давление в пределах 100 – 110 мм свидетельствует о таких изменениях сосудистого русла, которые создают условия для экономной работы сердца, так как кровь поступает в сосуды при уменьшенном сопротивлении.   В процессе упражнений увеличивается сила, уравновешенность и подвижность основных нервных процессов. Благодаря этому быстрее и успешнее устанавливаются условные рефлексы. Большинство тренированных людей относится к сильному и подвижному типу нервной системы. Под влиянием физических упражнений совершенствуются нервные процессы, которые помогают человеку успешнее настроиться на предстоящую деятельность. Мобилизация всех сил и возможностей особенно удается квалифицированным спортсменам. Подобная настройка организма обнаруживается в отношении самых разных функций организма – дыхание, кровообращение, обмен веществ. Изменение функционального состояния мозга, двигательного аппарата и вообще всех органов при физических упражнениях связано с повышением лабильности тканей. Большую роль играют изменения деятельности желез внутренней секреции при физических упражнениях. Особенно много данных имеется об изменении функций надпочечниковых желез в процессе тренировки. Адреналин и кортикоидные гормоны очень важны для обеспечения работоспособности человека. Деятельность желез внутренней секреции регулирует нервная система и обусловливает нормальную функцию всех органов и систем. Гормоны действуют на нервную систему, тонизируя ее, повышая ее функциональные возможности.Учение о стрессе представляет интерес при оценке влияния физических упражнений и развития устойчивости к вредно действующим факторам. При правильной дозировке нагрузки упражнения повышают устойчивость организма к холоду, действию некоторых ядов, к некоторым инфекциям и даже проникающей радиации в меньшем количестве по — сравнению с людьми, не подвергавшимся тренировке.      Под влиянием рационального двигательного напряжения возникает ряд прогрессивных изменений в костно – скелетной опоре. Отчетливый эффект тренировки выражается в в увеличении силы мышц. Мышцы тренированного человека обладают способностью к выполнению не только большего однократного усилия, но и длительной работе. Под влиянием упражнений улучшается способность мышц к расслаблению, одновременно увеличивается возможность мышц к напряжению и возрастает разница между производимым напряжением и расслаблением. Совершенствование функций мышц тесно связано с совершенствованием нервной регуляции двигательной деятельности. Возбуждение мышц, о которых судят по их электрической активности, происходит в результате центробежных импульсов из центральной нервной системы, вызывающих сокращение и напряжение мышц. В то же время, работа мышц является раздражителем для рецепторов, от которых в центральную нервную систему проходят центростремительные импульсы, несущие текущую информацию по ходу самого движения. Важнейшим эффектом совершенствования мышечной системы под влиянием физических упражнений является повышение остроты мышечного чувства. Красиво двигается лишь тот, кто хорошо чувствует движение.            Физические упражнения совершенствуют осанку человека, она характеризует не только форму тела, но и функции состояния двигательного аппарата. Формирование полноценной осанки связано с увеличением подвижности суставов, особенно в межпозвоночных сочленениях. Не меньшее значение имеет формирование нервно – мышечного аппарата туловища – способность мышц к расслаблению, напряжению и растягиванию. Хорошее развитие мышц спины является важным условием для формирования правильной осанки, оказывает положительное влияние на деятельность систем дыхания и кровообращения. Наибольшее влияние физических упражнений на формирование осанки наблюдается в младшем и среднем школьном возрасте (до 14 – 15 лет). В процессе физических упражнений сила мышц увеличивается, физические упражнения содействуют лучшему формированию нижних конечностей, в частности – свода стопы.     Вместе с тем, нельзя характеризовать все многообразие приспособительных   реакций организма на упражнения только признаками адаптационного синдрома. При выполнении физических упражнений одной группой мышц увеличивается сила и выносливость другой группы мышц. После освоения одних способов плавания — легче обучаться другим. Физические упражнения оказывают влияние не только на дыхательную и сердечно — сосудистую систему, но и на все остальные системы организма, в частности на пищеварительную. Они стимулируют двигательную функцию кишечника, которая часто бывает снижена у людей после сорока лет. Систематические занятия физкультурой помогают сохранить здоровье, бодрость, работоспособность очень длительное время. В процессе жизни до сорока лет функциональные возможности человека повышаются, затем они постепенно снижаются. Физические упражнения могут задержать этот процесс и способствовать деятельности всех систем организма человека на более молодом уровне. В процессе «воспитания движением» совершенствуется деятельность центральной нервной системы, так как освоение двигательных навыков, приобретение мастерства в них связаны с развитием тончайших координационных процессов с выработкой условных рефлексов. По мере совершенствования функциональных возможностей организма улучшается течение процессов возбуждения и торможения, что и лежит в основе быстроты, ловкости и экономности затрат энергии при выполнении сложных движений. Обучение движениям имеет своим основным содержанием физический образ, то есть системное освоение человеком в процессе специального обучения рациональным способом управления своими движениями, приобретая таким путем необходимый в жизни фонд двигательных умений и навыков. В процессе «воспитания движением» совершенствуется деятельность центральной нервной системы, так как освоение двигательных навыков, приобретение мастерства в них связаны с развитием тончайших координационных процессов с выработкой условных рефлексов. По мере совершенствования функциональных возможностей организма улучшается течение процессов возбуждения и торможения, что и лежит в основе быстроты, ловкости и экономности затрат энергии при выполнении сложных движений. Обучение движениям имеет своим основным содержанием физический образ, то есть системное освоение человеком в процессе специального обучения рациональным способом управления своими движениями, приобретая таким путем необходимый в жизни фонд двигательных умений и навыков

 

3.Личное отношение к  здоровью как условие формирования  здорового образа  жизни.

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем. Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей. Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.п. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья организма настолько велико и объемно, что его внутренние защитные функции не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды. Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ. Если общая культура личности отражает широту овладения ценностным содержанием духовной и материальной культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и способность к их продуцированию, то профессиональная культура личности по существу отражает проявление общей культуры в специфических условиях профессиональной деятельности. Физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры человека, как важнейшая качественная динамичная характеристика его личностного развития, как фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия, способ и меру реализации сущностных сил и способностей. Индивидуальная физическая культура является результатом личностного осмысления, выработки представлений, отношений, убеждений, «программ поведения». В ней интегрируются структура самосознания, аспекты саморегуляции, самопознания, самоотношения. На этой основе формируется  «Я-концепция» личности, обеспечивается ее устойчивое адаптивное культурной поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности. Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.Таким образом, феномен физической культуры личности позволяет представить ее как интегральное качество личности, как условие и предпосылку эффективной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры и как цель личностного саморазвития и самосовершенствования.

 


Роль жизненно необходимых умений и навыков в физической и психологической подготовке

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

                                                                  Кафедра физического воспитания и спорта

 

Направление подготовки 100700.62 «Торговое дело»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Физическая культура»

Вопрос № 2. 

Роль жизненно необходимых умений и навыков в физической и психологической подготовке.

Вопрос № 26.

Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния человека.

 

 

Студент: 3 курса, заочной формы обучения

Кудюкова Ольга Олеговна

№ студенческого билета ТД3б11з-301

 

 

Преподаватель: Ключников С. А.

Дата сдачи в деканат ____________________

 

 

 

 

 

 

Мурманск, 2013 г.

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………..3

Вопрос № 2………………..………………………………………………4

Вопрос № 26……………………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Быть здоровым — это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая молодости духа и внутренней красоты. Великие поэты, вдохновляющие нас гимном к прекрасному, часто отождествляют красоту и здоровье. Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.

Однако имеются причины, по которым у человека происходит спад психофизических сил. Одной из наиболее существенных является нездоровье.

Психофизическая тренировка является не только эффективной формой лечебной физкультуры, но и разновидностью психотерапии и аутотренинга. Построенная на базе научно обоснованной системы физической культуры, психологии и психотерапии, она использует общеразвивающие и специальные упражнения, а также некоторые виды специальных дыхательных упражнений и точечный массаж в целях повышения функциональных возможностей организма, восстановления здоровья и работоспособности. Благодаря использованию подобного метода самовоспитания и самосовершенствования человек овладевает искусством управления своими духовными и физическими силами, способствует их росту.

 

 

 

 

 

Вопрос № 2.  Роль жизненно необходимых умений и навыков в физической и психологической подготовке.

Психофизическая подготовка — это метод самовоздействия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого дыхания, образного представления нормального функционирования организма, словесного подкрепления с целью повышения психофизического потенциала, воспитания активного внимания, воли, развития памяти, формирования самообладания и адекватной реакции на раздражители.

Роль психофизической тренировки особенно велика в условиях резкого сокращения двигательной активности человека. В связи с недостатком движения организм человека испытывает на себе влияние дисгармонии нервных и физических функций.

Установлено, что переживания и длительные психотравмирующие состояния, особенно на фоне имевшегося отклонения в состоянии здоровья (болезнь, переутомление, стрессовое состояние), провоцируют нарушения деятельности вегетативной нервной системы, желез внутренней секреции и внутренних органов. Все это вызывает обострение и осложнения хронических заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, а также изменения в мышцах и соединительной ткани.

Тренировка эмоциональной устойчивости и адекватной реакции на различные ситуации усиливает сопротивляемость организма стрессовым воздействиям и способствует общему оздоровлению. Эмоциональная деятельность тесно взаимосвязана с функцией коры головного мозга. Эта связь осуществляется и укрепляется под влиянием психофизической тренировки. Такая подготовка дает возможность занимающемуся не только на время избавиться от чрезмерного нервно-физического напряжения, но и создает необходимость предпосылки для пассивно-активного отдыха для уравновешивания нервных процессов.

Важнейшим условием при овладении психофизической подготовкой является умение регулировать процессы дыхания, мышечный тонус и состояние психики. Специальные дыхательные упражнения не только повышают устойчивость организма и кислородной недостаточности, но и способствуют уравновешиванию нервных процессов, и, что важно, повышают эффективность идеомоторных актов (образно представляемых движений и состояний).

От степени мышечного напряжения, как известно, во многом зависит потребность организма в кислороде, а под воздействием расслабления мышц (релаксации) снижается поток импульсов, идущих от рецепторов мышц, связок и суставов в центральную нервную систему. Мышечная релаксация, используемая во многих вариантах, повышает уровень протекания нервных процессов. Переход от напряжения мышц к релаксации и снова к напряжению способствует своеобразной гимнастике нервных центров, в частности вегетативной нервной системы.

Правильное применение дыхательных упражнений и оптимальных кратковременных задержек дыхания после выдоха, а иногда и на высоте вдоха повышает устойчивость организма к кислородной недостаточности, что благотворно влияет на ферментные системы, кровоснабжение сердца и мозга. Система упражнений психофизической тренировки помогает регулировать артериальное давление, расширять кровеносные сосуды и сеть капилляров, улучшать обеспечение организма кислородом, уравновешивать нервные процессы.

Психофизическая подготовка способствует также устранению излишних, непроизвольных, неконтролируемых движений. Специальные упражнения снимают спазмы, навязчивые состояния, мысли и т.п. смена напряжения и расслабления мышц в сочетании со специальными дыхательными упражнениями оказывает регулирующее влияние и на гладкую мускулатуру внутренних органов и сосудистой системы.

Большое значение в психофизической тренировке имеет снижение болевого синдрома, что достигается применением самомассажа, производимого надавливанием пальцев на биологически активные точки. Эти точки соответствуют вторичным соединениям в соединительной и мышечной тканях, вызванным тем или иным заболеванием. Самомассаж активных точек, как и вибрация, вызванная звукодвигательными упражнениями, способствуют нормализации местного питания тканей.

Необходимо подчеркнуть, что сочетание произвольной мышечной активности и устного убеждения при психофизической тренировке более эффективно, чем изолированное словесное самовнушений, используемое в аутогенной тренировке. Психический тонус тесно связан с мышечным тонусом. Следовательно, между мышечной активностью и психическим тонусом существует определенная взаимозависимость. Было установлено, что дыхательные и двигательные реакции ослабляют состояние тревоги. Именно на этом основана целесообразность применения психофизической тренировки при комплексном лечении и профилактики неврозов.

Многолетний опыт работы показывает, что психофизическое воздействие занятий на человека, особенно при функциональных расстройствах нервной системы и неврозах, несравнимо усиливается в тех случаях, когда лечебная физкультура сознательно сочетается с самовнушением.

Известно, что в психофизической подготовке существенная роль отводится психике, то есть сознанию и эмоциям. Напомним, что сознание — это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной реальности. Как высшая регулирующая функция нервной системы, сознание стимулирует биоритмы мозга и стремление человека к гармоническому развитию. В лечебной физкультуре наше сознание играет особенно важную роль.

Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками также предполагают направленный выбор видов спорта, систем физических упражнений. В этом случае выбор проводится, чтобы достичь лучшей специальной психофизической подготовленности к избранной профессии.  
Так, если ваша будущая профессия требует повышенной общей выносливости, то вы должны выбирать виды спорта, в наибольшей степени развивающие это качество (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.). Если ваш будущий труд связан с длительным напряжением зрительного анализатора, освойте виды спорта и упражнения, тренирующие микромышцы глаза (настольный теннис, теннис, бадминтон). Хорошее владение элементами спортивного туризма и альпинизма необходимо будущим экспедиционным работникам; гребля и плавание — гидрологам; верховая езда — ветеринарным врачам и зооинженерам и т.д.

Использование прикладных видов спорта и систем физических упражнений для обеспечения психофизической надежности и безопасности при выполнении профессиональных видов работ основано на том, что занятия различными видами спорта, а также уровень квалификации спортсменов откладывают отпечаток на его функциональную подготовленность, на степень владения прикладными двигательными умениями и навыками. Если в школьные годы молодому человеку не удалось освоить такие навыки, как плавание, передвижение на лыжах, то это следует сделать в студенческие годы. И хотя из этого молодого человека уже не получится пловец экстра-класса, он достигнет другой цели — заблаговременно подготовит себя к будущей профессии, к возможным экстремальным ситуациям в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 26.  Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния человека.

Вуз предоставляет студентам три вида отдыха, различных по длительности: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха и каникулярный отдых зимой и летом. Несмотря на количественные различия, все три вида отдыха должны быть построены по одному принципу: восстановить нарушенное предшествующей работой оптимальное соотношение основных нервных процессов в коре головного мозга и увеличить связанную с этим умственную работоспособность.

Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого наполовину составляют мышцы. Движения мышц создают громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком ощущений, поддерживающих его в нормальном рабочем состоянии. Поэтому умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в укреплении которого огромная роль принадлежит физической культуре.

При умственной деятельности в коре головного мозга образуются замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью и инертностью. Если после прекращения физической деятельности человек почти сразу может отключиться от нее, то при умственном труде интенсивная деятельность мозга продолжается значительное время и после завершения ее. Так, напряженная умственная работа непосредственно перед отходом ко сну затрудняет засыпание, приводит к так называемым ситуационным сновидениям, когда человек даже во сне продолжает решать нерешенную задачу, думать о прочитанном или написанном. В этих условиях нервная система не получает необходимого отдыха.

Связь движений с умственной деятельностью характеризуют следующие закономерности. В период напряженного умственного труда у людей обычно наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатые губы, напряженная шея, отмечено, что чем сложнее задача, которую приходится решать, тем выше напряжение мышц. Оказывается, импульсы, направленные от напряженной мускулатуры в ЦНС, стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Таким образом, нервная система стремится сохранить работоспособность. Если процесс идет достаточно долго и монотонно, то кора головного мозга адаптируется к этим раздражителям, что приводит к ее торможению и работоспособность снижается.

Тонус и работоспособность головного мозга поддерживаются в течение длительных промежутков времени и оптимизируются в тех случаях, когда сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках, а также многих других физических упражнений, выполняемых с умеренной интенсивностью. Не менее важно и состояние мускулатуры человека, которая «помогает» нервной системе справиться с интеллектуальными нагрузками. Так, если человек после работы спал меньше обычного, тоническое напряжение мускулов увеличивается. Переутомленный мозг как бы мобилизуется для борьбы с переутомлением. Поэтому для успешной умственной работы необходим не только тренированный мозг, но и тренированное тело.

Принцип активного отдыха стал основой организации отдыха и при умственной деятельности, где соответствующим образом организованные движения до, в процессе и по окончании умственного труда оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее действенны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями. В ходе их выполнения в коре больших полушарий возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры головного мозга, поднимает тонус всего организма. Надо добавить сюда и такой субъективный психологический фактор, как естественность и физиологичность физических упражнений, которые никогда не воспринимаются человеком как нечто навязанное ему, как вторжение в естественные механизмы его тела.

Знания, умения, навыки, необходимые для жизни

15.04.2015 28 553 10 Время на чтение: 13 мин. Знания, умения, навыки, необходимые для жизниЗнания, умения, навыки, необходимые для жизни

Сегодня будет очень важная статья, поскольку в ней я хочу рассмотреть основные жизненно необходимые знания, навыки, умения, которыми, на мой взгляд, должен обладать каждый современный человек. То есть, то, что непосредственно будет способствовать достижению успеха в любом деле.

Сейчас окружающий мир уже совершенно не тот, что был 30, 20 и даже 10 лет назад, поэтому и знания, навыки, умения, необходимые для жизни в нем, тоже другие.

Современный мир не стоит на месте — он стремительно развивается. Поэтому, чтобы хорошо жить в этих быстро меняющихся условиях, человек тоже должен развиваться такими же темпами. Если его развитие будет отставать, либо же его вообще не будет — это будет означать движение назад относительно движущихся вперед окружающих условий. Таким образом, знания, навыки и умения человека в современном мире должны не только быть соответствующими времени, но и постоянно развиваться и совершенствоваться.

Что, в первую очередь, необходимо человеку в нынешних условиях, чтобы жить нормальной, полноценной жизнью? Ответ банален и прост: деньги! Именно деньги играют важнейшую роль в жизни абсолютно любого человека: фактически, достижение практически любых жизненных целей прямо или косвенно зависит от денег. Причем, чаще всего — самым прямым образом. Чтобы питаться — человеку нужны деньги, чтобы питаться качественными продуктами — нужно больше денег, чтобы одеваться — нужны деньги, чтобы растить детей — нужны деньги, чтобы отдыхать — нужны деньги, чтобы купить, построить или даже арендовать так необходимое жилье — снова нужны деньги.

У нас не коммунизм, где в теории все это могло бы быть бесплатным, а капитализм (от слова «капитал»). То есть, даже название общественного строя, в котором мы живем, как бы намекает на то, что является в нем основополагающим фактором для жизни.

Таким образом, все ключевые знания, умения, навыки, необходимые для жизни в современном мире, так или иначе связаны с «добычей» ресурса, который лежит в его основе — денег.

Какие знания, навыки, умения нужны, чтобы добывать деньги? Раньше все было просто: для этого необходимо было получить образование и устроиться на работу. Кто не имел образования — тоже устраивался на работу и зарабатывал немного меньше. Но в любом случае, всем хватало денег, чтобы нормально жить.

Сейчас все в корне поменялось. Во-первых, наличие образования не гарантирует наличие работы, и, тем более, не гарантирует наличие работы с хорошим заработком, достаточным для жизни. Множество исследований показывает, что очень немногие люди довольны своей работой и заработной платой, считают, что зарплаты им хватает на жизнь. А подавляющее большинство, даже работая, фактически, живет в бедности (а многие — даже в огромных долгах!).

Во-вторых, само получение образования сейчас обходится очень недешево. И если рассматривать образование как инвестицию, то его «период окупаемости» часто превышает период обучения, то есть, составляет от 5 лет и выше. В то время как люди, которые не пошли учиться, а начали зарабатывать, открыв собственное дело, к этому моменту уже имеют в разы большие заработки. Поэтому на вопрос о необходимости получения высшего образования сейчас уже нельзя ответить так однозначно, как 30 лет назад: все течет, все меняется.

Ну и в-третьих, ввиду стремительно меняющейся ситуации в любой сфере деятельности, высшее образование никак не сможет дать знания, которые вы будете использовать для заработка всю оставшуюся жизнь. Даже скорее, наоборот, как показывает практика, оно дает знания, которые уже неактуальны. В лучшем случае — неактуальны уже лет 5, а в худшем — лет 20. Система образования, к сожалению, реально не успевает меняться за изменяющимся миром, поэтому в жизни вам в лучшем случае пригодится 10% из того, чему вас учили в институте, но более вероятно, что вообще ничего не пригодится (все зависит от специальности). Зато у вас будет диплом, без которого, как считают многие, «сейчас никуда»…

В современных условиях наше образование не дает знания, умения, навыки, необходимые человеку в жизни. Зачастую он получает те знания, которые уже нигде не может применить ввиду их неактуальности, а потому быстро забывает.

Однако, нельзя утверждать, что получение образования совершенно не нужно. Кое-какие важные навыки (не знания, а именно навыки!) оно дает, и об этом я упомяну чуть позже. Главный вывод из этого всего я хочу сделать следующий:

Поскольку образование практически не дает человеку жизненно необходимые знания, умения, навыки, то человек может получить их только самостоятельно — путем самообразования.

Причем, во многих случаях это можно сделать совершенно бесплатно ну или, во всяком случае, не за такие огромные деньги, в которые обойдется учеба в институте. А пользы при этом будет гораздо больше.

Ну а теперь переходим к самому главному: какие знания, навыки, умения являются жизненно необходимыми в современном мире?

1. Работа за компьютером. Самый богатый человек современности по рейтингу Форбс — Билл Гейтс в конце прошлого века сказал: «кто в совершенстве овладеет электронной почтой — в 21 веке станет миллионером». Конечно же он прав, если не понимать эту цитату буквально. В нашу эру компьютерные технологии используются буквально везде, поэтому очень сложно будет достичь успеха в чем-либо, не имея достаточных и актуальных знаний, навыков, умений работы за компьютером.

2. Коммуникабельность. В современном мире крайне сложно и практически нереально прийти к достижению каких-то жизненных целей в одиночку. Вам постоянно приходится общаться с другими людьми: работодателями, подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами, чиновниками и т.д. И от того, насколько грамотно и результативно проходит это общение, во многом зависит успех дела, которым вы занимаетесь. В том числе финансовый успех. Поэтому хорошо развитые коммуникативные навыки и умения можно отнести к числу жизненно необходимых.

3. Саморазвитие. Чтобы достичь успехов в любом деле, необходимо быть личностью, то есть, выделяться из общей массы людей, иметь какие-то индивидуальные знания, умения, навыки. Для этого необходимо заниматься саморазвитием: ставить себе цели, стремиться к их достижению, проводить самоанализ и совершенствовать себя во всех направлениях.

4. Финансовая грамотность. Как вы помните, деньги являются одним из важнейших факторов достижения любой цели. Поэтому каждый человек должен быть финансово грамотным: знать, как правильно зарабатывать деньги разными способами, как правильно их тратить, как их учитывать и распределять, как сохранять и приумножать деньги, то есть, все то, что включает в себя понятие управление личными финансами.

5. Умение учиться. И, наконец, самые необходимые навыки, которые я оставил напоследок — это умение учиться. Я не зря так много внимания в начале статьи уделил тому, что современный мир очень быстро меняется и развивается, и любые, пусть даже новейшие полученные знания очень быстро становятся неактуальными. Исходя из этого, для достижения жизненных целей современный человек должен постоянно находиться в процессе обучения: изучать новое законодательство, новые технологии работы, новые возможности для заработка и т.д.

И вот навыки и умения учиться как раз и можно получить в институте, что, на мой взгляд, гораздо важнее знаний, которые он дает. Потому что знания быстро устареют, а вот умение учиться будет необходимо всегда. И это и есть та польза, которую сегодня можно извлечь из получения высшего образования.

Вот эти 5 перечисленных навыков и умений я считаю основными жизненно необходимыми на сегодняшний день. Именно их наличие и постоянное развитие поможет человеку зарабатывать деньги — ресурс, без которого невозможно обеспечить себе и своим близким достойную жизнь.

И, что самое интересное, развивать в себе эти знания, умения и навыки придется преимущественно самостоятельно, потому что вас нигде этому не научат, а если даже и научат — то знания быстро устареют.

Сайт Финансовый гений — один из тех ресурсов, которые дают вам возможность совершенно бесплатно получить эти необходимые знания и навыки. Помимо этого, вы можете получать и совершенствовать знания из книг, других интернет-ресурсов, семинаров и тренингов. Все, что вам нужно — это желание развиваться и действия в этом направлении. Помните, что эти жизненно необходимые знания, умения и навыки не даст вам никто, пока вы сами не захотите их получить.

Поэтому всегда рад видеть каждого из вас в числе постоянных читателей сайта, активных комментаторов и участников форума. Если у вас есть дополнения или возражения, свое мнение о том, какие знания, умения и навыки являются жизненно необходимыми в современном мире — буду рад услышать их в комментариях. Если вы считаете эту информацию полезной — поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях и на форумах, где вы общаетесь. До новых встреч!

10 навыков, которыми необходимо овладеть, чтобы найти лучшую работу в XXI веке

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В XXI веке работодателей сложно удивить красным дипломом, знанием компьютерных программ и высокой продуктивностью. В эру высоких технологий и автоматизации привычных процессов нужно приложить усилия, чтобы оставаться востребованным специалистом. Необходимо быть не только уверенным в себе, но и уметь анализировать, иметь лидерские качества и знать, как решить конфликт.

AdMe.ru разобрался, какими навыками необходимо обладать, чтобы легко найти работу и стать эффективным работником в наше время.

1. Коммуникационные навыки

Практически в любой сфере деятельности многое зависит от взаимодействия с людьми. Умение начинать диалог, расположить к себе собеседника, поддерживать беседу и внимательно слушать — одни из самых важных навыков в XXI веке. Помимо этого следует научиться анализировать разговор и максимально точно передавать необходимую информацию в письменном виде.

  • Чтобы развить навыки общения, можно начать с книги «Переговоры без поражения. Гарвардский метод», Роджер Фишер, Уильям Юри, Брюс Паттон, 2018.
  • Также советуем книгу «Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации», Марк Роудз, 2015.

2. Уверенность в себе

Многим кажется, что уверенность в себе — это врожденная черта, однако ее можно в себе развить. Уверенность в своих силах помогает проанализировать ситуацию, оценить условия и возможности и добиться поставленной цели. Для успешного построения карьеры следует верить в себя.

  • Для первых успешных шагов в развитии уверенности можно прочесть книгу «Уверенность в себе. Книга для работы над собой», Элис Мьюир, 2015.
  • Или следуйте простой инструкции, чтобы зарядиться мотивацией для дальнейших достижений.

3. Креативность

Работодатели в XXI веке заинтересованы в творческих людях, готовых генерировать идеи и искать нестандартный подход к задаче. Поэтому идеальному сотруднику следует быть готовым принимать творческие решения. Не стоит путать креативность с оригинальностью: творческое мышление несет смысл, а не только непохожесть.

  • Чтобы начать мыслить не так, как все, можно прочесть книгу Майкла Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно», 2015.
  • Развить творческие способности поможет рукопись Остина Клеона «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения», 2018.

4. Лидерские навыки

20 полезных навыков, которые должен освоить каждый

Мы живем в удивительно комфортабельное и сытое время. Из крана течет холодная и горячая вода, в соседнем магазине полки ломятся от еды, а друг-компьютер дает немедленный и исчерпывающий ответ на любой вопрос. Нельзя сказать, что это плохо, отнюдь. Но сможем ли мы прожить без этих благ цивилизации? Что мы будем делать в том случае, если наша личная судьба (или судьба всего человечества, почему нет?) вдруг резко изменится и нам придется самим себя обеспечивать всем необходимым?

В последние годы очень популярен жанр «survival horror» — выживание после всеобщего апокалипсиса. Однако компьютерные развлечения не слишком способствуют реальным умениям. Чтобы проверить вашу готовность к любым жизненным обстоятельствам, мы приводим список из 20 самых необходимых умений, которые должен знать каждый. Интересно, сколько пунктов из этого списка можете отметить вы?

  1. Разжечь огонь. Очень многие из нас не сумеют разжечь костер даже при наличии сухих дров и спичек. Что уж тут говорить про более тяжелые условия.
  2. Иметь основные навыки выживания. Знание мест, где можно найти воду, что вы можете и не можете есть в дикой природе, как строить убежище, как поймать рыбу, как правильно переходить реку, как сохранить температуру тела.
  3. Как выращивать овощи. Если все магазины исчезнут, то только огород поможет вам выжить. Если, конечно, вы сумеете что-либо вырастить.
  4. Уметь плавать. Есть ряд чрезвычайных ситуаций, когда вам может понадобиться уметь плавать, чтобы выжить самому или помочь другому человеку.
  5. Как менять шину. Относится как к автомобилю, так и к велосипеду.
  6. Как оказать первую помощь. Мы постоянно видим на экранах десятки разных смертельных сюжетов, но стоит оказаться в опасной ситуации, когда от нашей помощи зависит человеческая жизнь и здоровье, как впадаем в ступор.
  7. Как правильно одеваться. Существует огромное количество модных журналов, рассказывающих о цвете галстуков, но вам может понадобиться совсем другая информация. Узнайте, как защитить себя от холода и жары, что обезопасить от укусов насекомых и сохранить себя от травм.
  8. Как взаимодействовать с людьми. В тяжелые времена вам понадобится взаимовыручка и помощь людей. Пора восстанавливать эти утраченные в эпоху социальных сетей навыки.
  9. Как поднять свой собственный вес. Если вы с трудом можете передвигаться от холодильника к компьютеру и обратно, то вряд ли сможете помочь себе и своим близким в трудных ситуациях. Скорее будете лишней обузой.
  10. Уметь торговаться. В кризисные времена стоимость вещей будет сильно меняться и деньги, возможно, потеряют привычный статус. Ваше благосостояние будет сильно зависеть от вашего умения торговаться и договариваться.
  11. Как защитить себя от одного или нескольких нападающих. Навыки самообороны не приобретаются путем многочасового уничтожения монстров на экране монитора. В случае кризисной ситуации, вероятно, это первый навык, который может вам пригодиться.
  12. Научитесь рассказывать истории. В условиях отсутствия электричества и интернета ничто так не скрасит ваши долгие вечера, как увлекательная жизненная история.
  13. Как чинить все на свете. Вам придется освоить профессию плотника, столяра, автомеханика и сантехника. И дело совсем не в экономии денег. Просто вызвать будет некого.
  14. Осваивайте навигацию без GPS. Умение ориентироваться по компасу и карте является в наше время уже почти забытым.
  15. Научитесь шить. Если вас смущает девочковое сидение с иголкой, то осваивайте выделку и шитье звериных шкур костяной иголкой.
  16. Умейте водить машину. Возможно сейчас вы ездите на общественном транспорте или вас возит личный шофер. Но в случае кризиса ни тот, ни другой вариант не работает.
  17. Знайте как хранить продукты. Вялить мясо, консервировать, делать соления и варенья теперь придется самому, а не выбирать на полке супермаркета.
  18. Научитесь готовить. Рано или поздно вам придется это сделать. Если, конечно, не хотите умереть от вечной яичницы с беконом и бутербродов.
  19. Как жить без Google. Возможно, вы почувствуете себя немного сиротой. Крепитесь.
  20. Учитесь бегать. Если некоторые из предложенных выше умений вы усвоили плохо, то умение бегать может быть вашей последней надеждой.

А какими ценными навыками преодоления кризисных ситуаций можете похвастаться вы? Поразите нас своим комментарием, начинающимся со слов «я умею…»!

2.2 Двигательные умения и навыки

Во всем многообразии задач физического воспитания ведущей является формирование системы двигательных умений и навыков. Знание закономерностей этого процесса обеспечит рациональное содержание каждого этапа обучения двигательному действию, поможет правильно оценить неравномерность овладения двигательным действием и возможности варьирования условиями обучения, позволит более грамотно строить системы уроков и подводящих упражнений, используя эффект переноса навыков.

Развитие двигательного действия в процессе обучения

В процессе обучения двигательному действию изменяется характер управления движениями тех или иных частей тела. В результате повышается уровень овладения двигательным действием. Схематически этот процесс может быть изображен следующим образом:

На базе специальных знаний и в результате систематических упражнений учащиеся, приобретая ограниченные возможности для выполнения двигательного действия (двигательное умение), имеют неограниченные перспективы совершенствования (двигательное умение высшего порядка). Деление на три уровня владения двигательным действием является условным, не имеет стабильных границ разделения, но чрезвычайно полезно при определении образовательных задач.

Двигательное умение

Процесс овладения двигательным действием начинается с формирования умения, опирающегося на предварительно полученные знания и ранее приобретенный опыт. Двигательное умение – это способность выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания ученика на каждом движении, входящем в изучаемое двигательное действие.

Характерные признаки: 1.Управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, происходит неавтоматизированно. В результате сознание ученика загружено контролем каждого движения, работа совершается неэкономно, при значительной степени утомления. 2. Способ решения двигательной задачи нестабильный: происходит поиск способов наилучшего ее решения. 3. Двигательное умение, как первый уровень владения двигательным действием, не может миновать ни один обучающийся. Правда, длительность этого переходного уровня к навыку различная и зависит от способности ученика, совершенства методики обучения, сложности двигательного действия и пр.

Основой двигательного умения является творческий поиск, сравнение, оценка способов выполнения движений, соединения их в целостное двигательное действие, а это несет в себе большие образовательные возможности. Двигательное умение является тем уровнем владения двигательным действием, который характерен для всех подводящих упражнений. Если они будут стабилизированы, то могут возникнуть осложнения при формировании двигательного навыка изучаемого двигательного действия (известно, что изолированно изученная часть, входя в состав целостного двигательного действия, претерпевает некоторые изменения).

Двигательный навык

Многократное систематическое проявление двигательного умения при относительно постоянных условиях обучения приводит к тому, что умение превращается в двигательный навык. Двигательный навык – это способность выполнить двигательное действие, позволяющая акцентировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него.

Характерные признаки: 1. Выполнение отдельных движений, входящих в двигательное действие, без сосредоточения на них внимания ученика. Достигается это за счет наступившей автоматизации процесса выполнения движений.

2. Автоматизированное выполнение движений является приобретенным в результате обучения или жизненной практики.

3. Автоматизация не снимает ведущей роли сознания при выполнении двигательного действия. При формировании двигательных навыков автоматизируются не содержание, не смысл действий, а процесс исполнения некоторых движений, некоторых элементов их структуры (например, координационные отношения нервно-мышечных процессов, взаимосвязи двигательных и вегетативных компонентов). Поэтому нельзя противопоставлять сознательное автоматизированному. Сознательное и автоматизированное в двигательных навыках предстает в диалектическом единстве.

4. Сознание ученика направлено в основном на узловые компоненты действия, на учет изменений в обстановке и творческое решение двигательной задачи.

По необходимости обучаемый берет под контроль выполнение каждого движения, вводя необходимые коррективы в исполнение или переключаясь на выполнение другого действия (например, при потере равновесия в стойке на голове и руках ученик группируется и делает перекат вперед).

5. Двигательный навык обладает высокой устойчивостью. Это означает, что двигательное действие может выполняться с меньшей возможностью нарушений в других условиях (в ином спортивном зале, на других снарядах и пр.), при действии на учеников непривычных раздражителей (зрителей, сильного шума, повышенной температуры и пр.).

6. Для двигательного навыка свойственна определенная системность в движениях. Это выражается объединением отдельных движений в целостное двигательное действие с устранением лишних движений, задержек. Повышается точность движений, совершенствуется их ритм, укорачивается время действия в целом. Достигается это за счет того, что проприорецептивные сигналы об окончании каждой предыдущей части действия становятся автоматическим пусковым импульсом для каждой последующей части.

7. Формирование двигательного навыка сопровождается перераспределением функций анализаторов. Повышается роль двигательного анализатора, так как мышечное чувство приобретает ведущее значение в контроле за движениями и в этом смысле отчасти замещает функции зрительного анализатора. Зрительный анализатор переключается на контроль обстановки и результативности деятельности.

Совершенное владение навыком приводит к возникновению своеобразного комплексного ощущения, которое является результатом тончайших дифференцировок и синтеза показаний всех анализаторов. Спортсмен-пловец это ощущение называет чувством воды, футболист – чувством мяча и т.п.

Основным содержанием образовательных задач физического воспитания является формирование системы двигательных навыков. Программы физического образования студентов предусматривают обучение тем системам двигательных действий, которые создают в комплексе с другими факторами готовность к жизни, к трудовой, военной и спортивной деятельности. Причем расширение объема сформированных двигательных навыков повышает успешность во всех видах физической деятельности. Поле сознания человека небезгранично, поэтому доведение до автоматизма выполнения ряда движений делает работу менее утомительной, не сковывает сознание потребностью контролировать каждый элемент движения, наоборот, высвобождает сознание для творческой деятельности.

Работами И.М. Сеченова и И.П. Павлова был установлен основной физиологический механизм формирования произвольных движений. Он заключается в образовании временных связей, с помощью которых регулируется выполнение мышцами двигательного акта. В их основе может лежать образование условных рефлексов первого порядка, высшего порядка, манипуляционных рефлексов и др. Важнейшее значение принадлежит последним рефлексам, так как они связаны с возникновением неунаследованных видов ответных реакций.

Процесс формирования двигательного навыка условно разделяется на три физиологические фазы. (Речь идет только о физиологических фазах, связанных с непосредственным повторением двигательного действия. Следовательно, здесь не будет рассмотрено создание мотивационной установки, предшествующей практическому исполнению двигательного действия.)

1-я фаза характеризуется образованием условнорефлекторных связей при широкой иррадиации возбудительных процессов в центральной нервной системе. Внешне это выражается воссозданием лишь общей картины двигательного действия, сопровождающегося неточными и часто ненужными движениями.

2-я фаза отличается тем, что излишняя иррадиация возбуждения ограничивается развитием тормозных процессов, происходит уточнение центральнонервных процессов во времени и пространстве. Этому соответствует более правильное выполнение двигательного действия, устранение лишних движений. Однако в связи с еще недостаточно совершенными взаимодействиями возбудительных и тормозных процессов наблюдается излишняя скованность в движениях.

3-я фаза характеризуется завершением становления двигательного динамического стереотипа, обусловливающего правильное, более совершенное выполнение двигательного действия. Навык приобретает все те черты, о которых говорилось выше.

Следовательно, формирование двигательного навыка завершается возникновением двигательного динамического стереотипа, то есть слаженной уравновешенной системы нервных процессов, образовавшейся по механизму условных рефлексов.

Динамический стереотип является физиологической основой системности в движениях при стандартных действиях (например, бег по дорожке), когда все составляющие его движения стереотипно повторяются в одной и той же последовательности. Если же действие совершается в менее стереотипных условиях (например, бег по пересеченной местности) или в непредвиденно измененных (например, бег по сырой дорожке), то эффективность действия обеспечивается вариациями основного стереотипа (теория «аварийных стереотипов» предполагает образование резервных стереотипов к основному по мере накопления двигательного опыта).

Однако динамический стереотип не является единственной формой приспособления организма к окружающей среде (И.П. Павлов). При постоянно изменяющихся условиях деятельности (например, в спортивных играх) одной из форм экстренного приспособления является способность нервных центров к экстраполяции, то есть к быстрому формированию двигательных и вегетативных функций в соответствии с возникшими условиями деятельности. Эффект экстраполяции зависит от уровня владения двигательным действием и от количества сформированных у человека двигательных навыков. Чем богаче двигательный опыт ученика, тем шире диапазон экстраполяции. Например, вратарь способен эффективно произвести необычный бросок за мячом только в том случае, если владеет школой всех вратарских приемов.

Динамический стереотип и экстраполяция имеют значение в каждом виде двигательных действий, но степень их выраженности и взаимодействия различна. Это следует всегда учитывать при обучении.

Физиологические фазы формирования двигательного навыка нельзя смешивать с этапами обучения двигательным действиям. Физиологические фазы – это биологические процессы, происходящие в организме под влиянием двигательного действия. А этапы обучения – это педагогический процесс взаимной деятельности учителя и учеников при изучении последними двигательного действия. Зная биологические закономерности, можно подобрать такие средства и методы обучения, которые ускорят и облегчат формирование навыка.

Следует помнить, что в физиологии процесс овладения двигательным действием рассматривается только как процесс формирования двигательного навыка без выделения таких уровней владения двигательным действием, как двигательное умение и двигательное умение высшего порядка. Выделение подобных уровней облегчает конкретизацию постановки педагогических задач в соответствии с этапами обучения. 1-я фаза формирования двигательного навыка характеризуется признаками, которые присущи двигательному умению, а 3-я фаза – двигательному умению высшего порядка (см. «Двигательное умение высшего порядка»).

В 3-й фазе происходит так называемая автоматизация движений. Без знания ее законов невозможно грамотно построить процесс обучения. Еще И.П. Павлов установил, что по мере стабилизации условных рефлексов они могут осуществляться участками коры головного мозга, которые в данный момент обладают пониженной возбудимостью (известной степенью заторможенности). Участки же коры с оптимальной возбудимостью при этом высвобождаются для творческой деятельности. Если функционирование творческих отделов коры сопровождается явлениями сознания, то работа отделов с пониженной возбудимостью и есть то, что мы называем автоматизированной деятельностью.

Согласно последним данным, автоматизация движений связана с появлением в определенных участках коры головного мозга так называемых тормозных валов, то есть своеобразной функциональной изоляции, которая окружает автоматизированные временные связи, ограждая их от сбивающих внешних влияний и позволяя нервным процессам протекать с высокой эффективностью. В том случае, когда установившийся стереотип нервных процессов не отвечает изменившимся условиям, функциональная изоляция снимается (происходит растормаживание) и эти процессы включаются в общую систему функциональных связей в центральной нервной системе. Другими словами, происходит изменение старого стереотипа или начинается формирование нового.

Закономерности автоматизации движений могут вступать в противоречие с некоторыми педагогическими приемами реализации принципа сознательности. Установлено, что при наступившей автоматизации попытки ученика осознать по ходу выполнения действия каждый элемент движения могут привести к деавтоматизации навыка. При этом действуют следующие правила: во-первых, если внимание ученика обращается на внешние характеристики движения (направление, амплитуду, темп движений), то деавтоматизации навыка не наступает, если же внимание сосредоточивается на внутренней структуре движений (координации сокращений отдельных мышечных групп), то она наступает; во-вторых, если ученика научили контролировать каждую характеристику движения с первых шагов формирования двигательного навыка, то осознание всех моментов движения и в 3-й фазе не приведет к деавтоматизации; в-третьих, внимание ученика должно быть сосредоточено на каждом элементе движения при переучивании, при необходимости разрушить старый навык.

В физиологии принято условно выделять три компонента двигательного навыка: афферентный, центральный (программирующий) и эфферентный.

Афферентный компонент двигательного навыка воспринимает раздражители, которые требуют ответных двигательных актов. В тех случаях, когда раздражитель является сложным (например, в спортивных играх таким сложным раздражителем выступает та или иная ситуация игры), афферентный синтез затрудняется. В афферентном синтезе важнейшее значение принадлежит обратным связям. При медленном выполнении движений обратные связи позволяют корригировать данное движение или его фазу по ходу выполнения. При быстро осуществляющихся повторных движениях (например, при беге) дефицит времени не позволяет вносить коррективы в текущее движение и коррекция осуществляется лишь при каждом последующем движении. Наконец, при кратковременных одноактных движениях (например, при метаниях снаряда) корригировать их можно только при повторных попытках.

Центральный компонент навыка обеспечивает обработку поступившей информации и программирование предстоящих движений. Осуществление этого процесса бывает затруднено дефицитом времени, когда исполнителю приходится принимать решение очень быстро.

Эфферентный компонент обеспечивает выполнение запрограммированных движений. Эффект выполнения будет зависеть от соответствия выработанной программы наличным функциональным возможностям организма. Рассогласование между программой и фактическим выполнением движений чаще всего наблюдается при утомлении ученика, при отрицательных эмоциях.

Формирование и дальнейшее совершенствование двигательного навыка при его полном биоэнергетическом обеспечении наиболее эффективно протекает при оптимальном уровне эмоционального возбуждения. Если уровень возбуждения превышает условную границу порога, то резко падает эффективность воспроизведения навыка. Поэтому технически подготовленный футболист иногда не попадает в пустые ворота с 3-5 м., а баскетболист не реализует штрафные броски.

Стабилизация и пластичность навыка

После того как двигательный навык сформировался, его развитие не заканчивается. Если продолжается рациональное повторение, то происходит дальнейшее совершенствование навыка. При этом наблюдается противоречие между продолжающейся стабилизацией навыка и стремлением сделать навык более гибким, способным к воспроизведению в изменяющихся условиях (см. «Двигательное умение высшего порядка»). Жизненно оправданным будет такой двигательный навык, который, с одной стороны, обладает большой устойчивостью к различным помехам (к действию на ученика повышенной температуры, шума и пр.), с другой – достаточной гибкостью, позволяющей воспроизводить его в изменившихся условиях (при выполнении гимнастических упражнений на других снарядах, при прыжке через канаву и пр.). Разрешение подобного противоречия опирается на такие свойства высшей нервной деятельности, как стабильность и пластичность. И. П. Павловым это отражено уже в самом названии физиологической основы системности в движениях – динамический стереотип.

В педагогическом процессе это противоречие преодолевается оптимальным соотношением простого повторения изучаемого двигательного действия с вариативным (см. «Структура обучения»). Определение длительности того и другого повторения и меры разнообразия вариантов является ведущей задачей любой методики обучения.

Постепенность и неравномерность формирования навыка

Постепенность формирования двигательного навыка отражена в его фазности: навык появляется через ряд частичных преобразований, за относительно длительный промежуток времени. Неравномерность же формирования навыка выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Она может иметь четыре разновидности:

1. Формирование навыка с «отрицательным ускорением». Это означает, что на первых этапах обучения происходит сравнительно быстрое овладение двигательным действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобный вид формирования навыка характерен для обучения сравнительно легким двигательным действиям, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали.

2. Формирование навыка с «положительным ускорением». Это означает, что на первых этапах обучения качественный прирост навыка незначителен. Затем он резко возрастает. Подобный вид формирования навыка характерен для обучения относительно сложным двигательным действиям, когда внешние незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения двигательным действием.

3. Замедление в развитии навыка. Происходит это при обоих видах ускорений, когда навык достигает определенного совершенства. Следовательно, чем совершеннее навык, тем больше требуется усилий и педагогического мастерства, чтобы добиться его дальнейшего улучшения.

4. Задержка в развитии навыка («плато»). Возможны две причины появления задержки: внутренняя, обусловленная протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка; внешняя, вызванная неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития двигательных качеств. Если причина определена правильно, то для преодоления задержки потребуется или только время (первая причина), или существенное изменение средств и методов обучения (вторая причина). Длительность задержки может быть самой разнообразной.

Разрушение навыка

Двигательный навык, как и всякий условный рефлекс, если отсутствует подкрепление, разрушается. Разрушение подобно формированию навыка происходит постепенно, но в обратном порядке.

В начале регрессирования навык не претерпевает еще качественных изменений, но ученики начинают испытывать неуверенность в своих силах, поэтому иногда происходят срывы в выполнении двигательного действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, то есть исчезает индивидуальность в технике исполнения, на что в прошлом было затрачено много времени и труда. Внешне это выражается в качественном ухудшении двигательного действия: ученик показывает худший результат в метании снаряда, допускает ошибки при исполнении гимнастических упражнений и пр. При дальнейшем отсутствии упражнений все эти явления становятся более ощутимыми. Наконец ученик полностью может потерять способность выполнять некоторые сложные двигательные действия.

Следовательно, качественные отличия навыка (быстро бегать, высоко прыгать и пр.) без систематических занятий ухудшаются быстро. Однако двигательный навык полностью не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается. Например, при отсутствии упражнений человек теряет способность плавать быстро, экономно, красиво, но он никогда не потеряет умения вообще плавать. То же можно сказать о езде на велосипеде, о ходьбе на лыжах. В специальном исследовании было установлено, что даже в таком координационно-сложном упражнении, как катание на коньках, люди, ставшие на лед после 10-12-летнего перерыва, за одно занятие восстанавливали прежнее умение передвигаться.

Двигательный навык может ухудшиться не только вследствие отсутствия повторений, но и тогда, когда снизится уровень двигательных качеств, функциональных возможностей организма. Например, спортивные успехи бегунов-стайеров станут меньшими, если из-за возрастных изменений уменьшится уровень максимального потребления кислорода. В дальнейшем спортсмен может полностью потерять способность выполнить те двигательные навыки, в которых когда-то достигал большого мастерства. Так, пожилые гимнасты довольно легко выполняют маховые упражнения средней технической сложности на перекладине и брусьях, но уже не в состоянии справиться с силовыми упражнениями на кольцах.

Перенос двигательных навыков

Одной из образовательных задач физического воспитания является задача создания определенных систем двигательных навыков. В результате несколько двигательных навыков, формируясь одновременно или последовательно, оказывают друг на друга влияние. С физиологической точки зрения взаимодействие навыков есть процесс взаимодействия одновременно или последовательно формируемых координационных структур действий (при обучении нескольким двигательным действиям примерно в одно и то же время, например: в серии уроков, на одном уроке или после завершения изучения одного действия обучают другому).

Различают несколько разновидностей взаимодействия навыков. Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего навыка. Например, навык метания малого мяча поможет освоить метание гранаты. Формирование каждого последующего двигательного навыка опирается на ранее приобретенные в результате жизненного опыта и обучения. При этом используются те структурные элементы уже сформированных навыков, которые сходны с соответствующими элементами нового навыка.

Отрицательным переносом (интерференцией) называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего навыка. Например, навык подъема завесом на перекладине может замедлить освоение подъема верхом.

Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать при классификации физических упражнений, разработке программ физического образования, планирования учебного процесса, подборе систем подводящих упражнений. При этом следует максимально использовать возможный эффект от положительного переноса и предупреждать отрицательное влияние. Однако если два отрицательно взаимодействующих навыка уже сформированы, то их совмещение в одном уроке может быть использовано как методический прием совершенствования двигательных действий. Например, навыки в опорном прыжке, согнув ноги, и в соскоке в упор, присев на коне, действуют по принципу отрицательного переноса. Но если оба двигательных действия выучены (навыки сформированы), то с целью их дальнейшего совершенствования, для развития умения перестраиваться с одного характера движений на другой их можно повторять на одном уроке поочередно: то прыжок, то вскок в упор.

Двигательное умение высшего порядка

Процесс совершенствования сформированного двигательного навыка бесконечен. Его основная задача – научить ученика свободно владеть навыками в любых условиях – производственных, бытовых, военных, спортивных. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность. Если же ученик, например, уверенно преодолевает высоту при прыжках в спортивном зале, но не может использовать этот навык при преодолении естественного препятствия, то практическая ценность подобного навыка сводится к нулю.

Двигательное умение высшего порядка – это умение применять выученные двигательные действия в реальных условиях жизни.

Подобное умение возникает на основе сформированного двигательного навыка и сравнительно высокого уровня специальных знаний. По существу именно умения высшего порядка и являются конечной целью обучения.

Характерные признаки: 1. Умение высшего порядка отличается повышенной ролью пусковой функции сознания. Только объективный анализ сложившейся ситуации, причем чаще всего при дефиците времени, позволяет воспроизвести тот двигательный навык, который приведет к наибольшему эффекту. 2. Движения, составляющие двигательное действие, могут осуществляться автоматизированно, но могут попадать и под контроль сознания, если потребуется коррекция при непривычных условиях. 3. Умение высшего порядка всегда проявляется в целостной двигательной деятельности.

Приспособление сформированного навыка к изменяющимся условиям – процесс творческий, интенсивно развивающий интеллектуальную сферу ученика. Формирование умений высшего порядка является выражением прикладного значения физического воспитания, резервом повышения спортивного мастерства.

Разновидности умений высшего порядка

Характер требований, предъявляемых к двигательным навыкам, позволяет выделить три разновидности умений высшего порядка.

1. Умения эффективно использовать приобретенные навыки параллельно или в разнообразной последовательности в соответствии с требованиями окружающей обстановки. Например, умение реализовать навык бега, преодолевая естественные препятствия.

2. Умения использовать одновременно два или несколько сформированных навыков. Например, метание при беге.

3. Умения эффективно использовать последовательно два или несколько сформированных навыков. Например, после кувырков выполнить упражнение в равновесии.

Перечисленные виды тесно связаны друг с другом и могут выражаться в различных сочетаниях. Например, умения двух последних видов в первом виде. Причем первый вид умений является наиболее сложным, однако и наиболее значимым в смысле прикладности.

Закономерности формирования и совершенствования двигательного навыка проявляются в каждом случае обучения двигательному действию. Однако длительность формирования, совершенствования или угасания очень вариативна и зависит от способности ученика, особенностей самого навыка, совершенства методики обучения и личности учителя, предшествующего двигательного опыта и пр.