Значение полумесяца и звезды: Миф о звезде и полумесяце

Миф о звезде и полумесяце

История символики

Символ полумесяца со звездой старше ислама на несколько тысяч лет. Известно, что эти древние астрономические символы использовались различными народами при поклонении луне и божествам неба. Полумесяц и звезда были символами карфагенской богини Танит, а также греческой богини Дианы.

Полумесяц был и символом города Византия (впоследствии Константинополя, ныне Стамбула). По легенде, его выбрали в честь произошедшего в 340 году до н.э. сражения с армией македонского царя Филиппа II. Ввиду отсутствия флота македонцы попробовали взять город наземным штурмом, начав атаку ночью. Однако нападавших выдала яркая луна, и эффект внезапности не сработал — штурм захлебнулся, и македонцы отступили.

Ликующие горожане благодарили покровительницу Византия — Гекату, богиню лунного света. В ее честь начали чеканить монеты с изображением символов ночи — полумесяца и шестиконечной звезды. Так, полумесяц стал символом города. Он оставался им и когда в 330 году н.э. Византий стал Константинополем — столицей Римской империи, и когда в 1453 году город захватили турки-османы. Языческий древнегреческий знак, который на протяжении более тысячи лет был символом столицы христианского мира, стал ассоциироваться с исламом.

Полумесяц используют и для наверший православных церквей. Кресты на куполах православных храмов имеют свою, особенную форму. Полумесяц (цата), расположенный в нижней части креста, не имеет никакого отношения ни к исламу, ни к победе над мусульманами (хотя эта версия и встречается в литературе). Кресты с полумесяцем украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Дмитриевский собор во Владимире (1197 г.) и другие, построенные до столкновения с мусульманами.

В Византии тех времен цату связывали с царской властью. Возможно, с этим связано появление ее как символа великокняжеского достоинства на портрете киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века.

Полумесяц и ислам

За долгую историю образ ислама в сознании мусульман смешался с традициями минувших эпох. Одними из таких символов являются полумесяц и звезда.

Раннее мусульманское общество не имело символа. Во времена Пророка Мухаммада (с.а.в.) исламские армии и караваны в качестве своей идентификации использовали простые одноцветные (обычно черные, зеленые или белые) флаги. И в последующем мусульманские лидеры использовали флаги этих цветов без обозначений, письма или символики.

В Коране и Сунне ничего не говорится о каких-либо символах ислама, который универсален, поэтому идея какого-то отдельного символа исламу в определенном смысле чужда.

По легенде, в 1299 году Осман, властитель крошечного княжества на территории Малой Азии, увидел во сне полумесяц, который простирался от одного конца земли до другого. Приняв это за доброе предзнаменование, он сделал полумесяц символом своей династии. Сон не обманул Османа — его потомки создали огромную державу и стали не только величайшими владыками в мусульманском мире, но и духовными его вождями — халифами.

Когда османы завоевали Константинополь в 1453 году, они заимствовали этот символ и превратили в знак своей военной победы. Постепенно сочетание полумесяца со звездой стало ассоциироваться с достижениями мусульманской культуры, а затем и с культурой ислама в целом. Этот символ есть на флагах исламских государств, мечетях, почтовых марках.

В течение сотен лет Османская империя управляла всем мусульманским миром. За этот период в сознании мусульман и немусульман полумесяц начал устойчиво ассоциироваться с самим исламом и его приверженцами, хотя он оставался символом османской династии, а никак не самой религии Единобожия. Эта связь закрепилась в XIX веке, когда в дополнение к Красному Кресту был создан Красный Полумесяц.

Некоторые мусульмане носят кулон в виде полумесяца. Тем не менее эта подвеска не имеет никакого сакрального смысла, она просто идентифицирует вероисповедание своего хозяина.

Ислам запрещает создавать культ кого-либо и чего-либо, помимо Аллаха — будь то люди, животные, деревья или небесные светила. Ислам пришел в этот мир, чтобы установить чистое Единобожие и избавить человека от поклонения и почитания идолов и языческих традиций. С этой целью Посланник Аллаха (с.а.в.) низверг всех мекканских и аравийских истуканов и идолов и научил людей отвергать все, что не имеет отношения к чистому вероучению религии Аллаха, в том числе и превращение определенного символа в нечто священное.

Полумесяцы на мечетях

Изначально полумесяцы стали украшать мечети новообразованного Османского государства с одной целью — установить визуальное отличие от других храмов и построек. При этом никакого сакрального смысла полумесяцам на мечетях не придавали. Использование не противоречащей принципам ислама символики, не придавая ей святости и величия, не порицается исламом. Поэтому с ростом Османской империи и принятия ею роли халифата использование наверший в виде полумесяца приобрело широкое распространение. В некоторых регионах они служат обозначением времени окончания строительства мечети и каждого из минаретов: отражается фаза Луны в форме полумесяца, поэтому на разных мечетях полумесяц может иметь разную форму, даже в форме круга (полной луны).

Ожидание новолуния

Ежегодное ожидание мусульманами новолуния перед началом священного месяца рамазан и при его завершении иногда может приобрести совсем иной смысл в глазах иноверца, который не знает подоплеки происходящего. Ожидание новолуния перед началом рамазана, а также радость от появления молодого месяца на небосклоне — вовсе не почитание луны, как может показаться постороннему наблюдателю, а наступление священного месяца (согласно лунному календарю), на протяжении которого они смогут очистить свои души от прежних прегрешений.

Полумесяц со звездой: что означает на самом деле символ исламской религии

Русская семерка

Когда наши современники описывают духовное противостояние христианства и ислама, они обычно говорят о борьбе креста с полумесяцем. И мало кто знает, что эти религиозные символы имеют общую историю. На заре нашей цивилизации они обозначали божественный союз двух противоположных начал. Сейчас изображение полумесяца со звездой прочно ассоциируется в обществе с мусульманской религией.[С-BLOCK]

© Русская семерка

Видео дня

На флагах многих стран, в которых большинство населения исповедует ислам, красуется стилизованный образ ночного светила. Изображение молодого месяца имеет оккультный смысл. С древнейших времен люди видели в нем символ возрождения и трансформации мира. Немало мифов связано с лунным циклом, когда ночное светило появляется на небе, достигает состояния идеального круга, а затем опять исчезает, чтобы вернуться обновленным.

Языческие божества многих народов делятся на носителей солнечной и лунной энергии. Достаточно вспомнить о греческой богине Диане или ее карфагенской «коллеге» по имени Танит. Еще в храмах Древнего Египта полумесяц и солнце часто изображали вместе, чтобы подчеркнуть единство Дня и Ночи, союз двух противоположностей. Сознание людей тогда не было разделено, они не считали, что поклонение одному божественному началу означает отказ от другого. [С-BLOCK]

Древние шумеры называли полумесяц символом бога Сина. Доктор исторических наук Валерий Иванович Гуляев в своей книге «Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории» привел описание каменной стелы, посвященной восшествию на престол царя Ур-Намму, который правил около 2109-2098 гг. до нашей эры. Неизвестные мастера вырезали вверху стелы изображение полумесяца и звезды с 12 лучами, которая символизировала солнце.

Таким образом, первый представитель III династии, происходившей из города Ура, хотел заявить о легитимности своей власти над Шумером и Аккадом, доставшейся ему в непростой борьбе. Согласно вышеупомянутой каменной стеле, восшествие Ур-Намму на престол приветствуют и Солнце, и Луна. То есть изначально многолучевая звезда, расположенная рядом с полумесяцем, символизировала дневное светило.[С-BLOCK]

Такое изображение можно увидеть на храмах, монетах, царских коронах и печатях большинства стран древности, расположенных как в Азии, так и в Европе. Как и древние шумеры, жители многих государств считали этот символ обозначением царской власти, поддерживаемой высшими силами. Данный знак стал ассоциироваться с божественным благословением, ведь в сознании язычников нет ничего выше персонифицированных Солнца и Луны.

На монетах царя Чаштаны – первого в династии правителей индийского княжества Западные Кшатрапы, существовавшего с 110 до 395 года – можно увидеть полумесяц. Римская империя, Тюркский каганат, Персидское царство также использовали этот символ в своей официальной геральдике.[С-BLOCK]

В христианских странах древний знак претерпел существенные изменения, место солнца занял крест, а изображение молодой луны либо пропало, либо сохранилось как некий элемент декора. Например, внизу православных крестов, которые устанавливают на церквях, до сих пор можно увидеть полумесяц. Это удивляет большинство наших современников, ведь мало кто слышал об исходном значении данного символа, который был переосмыслен христианами.[С-BLOCK]

Полумесяц со звездой стал ассоциироваться в массовом сознании с мусульманской религией лишь в последние столетия. К такому выводу пришел известный советский востоковед Василий Владимирович Бартольд в своей научной работе «К вопросу о полумесяце как символе ислама», которая была опубликована в 6-м томе его «Сочинений».

«Несмотря на некоторые факты, указывающие на раннее усвоение этого символа ислама, появление полумесяца над крышами и куполами мечетей и противопоставление его кресту христианских храмов – явления сравнительно поздние и не получившие общего распространения», – написал В.В. Бартольд.[С-BLOCK]

Поскольку молодой месяц был официальным символом династии Сасанидов, правившей Персидской империей в III-VII веках, появление данного знака на культовых сооружениях доисламского периода было данью правителям, оплатившим строительство. Некоторые вассалы Сасанидов использовали символ своих сюзеренов для обозначения личной лояльности и преданности правителям империи.

Известно, что древнегреческая богиня лунного света, Геката, считалась покровительницей Константинополя, поэтому полумесяц занимал свое законное место на гербе столицы Византии. После завоевания этого города турками в 1453 году, династия Османов стала использовать символ Константинополя как свой геральдический знак, а город был переименован в Стамбул.

На это указал и В. В. Бартольд.[С-BLOCK]

«Во всяком случае, полумесяц как религиозный символ, имевший для мечети то же значение, что и крест для христианских храмов, был характерен не для ислама вообще, но специально для турецко-османского ислама и, например, на туркестанских мечетях не встречался до русского завоевания», – написал ученый-востоковед.

А мы знаем, что первый из Туркестанских походов русской армии начался в 1847 году. То есть как минимум до середины XIX века в Средней Азии не считали полумесяц со звездой символом мусульманской религии.[С-BLOCK]

Но династический знак правителей Османской империи с течением времени стал противопоставляться христианскому кресту. Это неудивительно, ведь между странами, жители которых придерживались разных религий, часто возникали войны «за веру». Религиозное противостояние не утихает и в наше время.[С-BLOCK]

Многие исследователи выдвигают самые разные, спорные и противоречивые версии происхождения мусульманского символа. Некоторые даже заявляют о единстве креста и полумесяца, основываясь на древних языческих знаках Дня и Ночи.

Глеб Владимирович Носовский и Анатолий Тимофеевич Фоменко написали в соавторстве книгу «Реконструкция подлинной истории. Как было на самом деле». В ней они выдвинули весьма неоднозначную теорию: «Крест в виде звезды – например, 8-ми или 6-конечной – известен в средневековой иконографии. Такие изображения крестов-звезд можно увидеть на стенах известного киевского Софийского собора. Получается, что крест с полумесяцем на куполах русских храмов и турецкий полумесяц со звездой, символизирующей крест, – это лишь различные виды одного и того же христианского символа!».[С-BLOCK]

Авторы книги утверждают, что некогда единый знак последователи двух религий просто поделили между собой: крест достался одним, а полумесяц со звездой – другим. Тем более что Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко насчитали 29 изображений мусульманского символа на гербах старинных русских городов, что также свидетельствует, по мнению исследователей, о былом единстве.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *