Вода Символ Воздух Земля Огонь, элементаль, химический элемент, знак, земля png
Вода Символ Воздух Земля Огонь, элементаль, химический элемент, знак, земля pngтеги
- химический элемент,
- знак,
- земля,
- воздух,
- символ,
- природа,
- идея,
- огонь,
- элементаль,
- земля Символ,
- классический элемент,
- круг,
- астрология и классические элементы,
- вода,
- png,
- прозрачный,
- бесплатная загрузка
Об этом PNG
- Размер изображения
- 894x894px
- Размер файла
- 279.92KB
- MIME тип
- Image/png
изменить размер PNG
ширина(px)
высота(px)
Лицензия
Некоммерческое использование, DMCA Contact Us




ЭЛЕМЕНТЫ • Большая российская энциклопедия
ЭЛЕМЕ́НТЫ (лат. elementa – семантич. калька греч. слова στοιχεῖα, которое в старославянском и др.-рус. языках фонетически транскрибировалось как «стихии» на основе визант. произношения), термин античной философии. В дофилософском употреблении греч. στοιχεῖα (как и лат. elementa) означало буквы алфавита (как графические, так и фонетические) в качестве последних, далее неразложимых «Э.» речи (логоса). По свидетельству Евдема Родосского, Платон первым ввёл термин «στοιχεῖα» в филос. лексикон для обозначения простейших начал, из которых состоит мир. Однако в действительности Платон по-прежнему употреблял этот термин как грамматич. метафору, считая («Тимей», 46b, 56b), что четыре стихии Эмпедокла (земля, вода, воздух и огонь) «не являются даже слогами», т. к. корпускулы их (правильные многогранники) разлагаются далее на треугольники (грани), которые и есть настоящие «Э.». В платоновском «Теэтете» (201d) Сократ приводит якобы услышанную им во сне теорию о том, что простейшие начала, из которых состоит всё на свете, – это как бы «буквы». Грамматическая, или алфавитная, аналогия в философии природы и эпистемологии была развита уже Гераклитом в его метафоре «книги природы», или вселенского «логоса» (текста, речи), в котором интегрируются все физич. противоположности, или «буквы» (стихии) мира. Алфавитная аналогия была известна также Демокриту, который сравнивал порождение бесконечного многообразия сложносоставных тел из неделимых атомов с созданием самых разных текстов из ограниченного набора «Э.
-букв». У Аристотеля метафора стирается, и «Э.» становится абстрактным филос. термином, употребляющимся очень широко (см. описание его разл. употреблений в 3-й главе 5-й кн. «Метафизики»), сохраняя общее значение «первичной составной части, неделимой по виду» («Метафизика», 1014а25).
Эмпедокл, ещё не пользующийся термином «στοιχεῖα», наделял свои 4 «корня всего» – традиц. начала ионийской физики – статусом Э., рассматривая их как вечные, неизменные, образующие своим пропорциональным смешением все вещи в мире. У Платона эти 4 чувственно воспринимаемые начала соотносятся с правильными многогранниками: пирамида (огонь), куб (земля), октаэдр (воздух) и икосаэдр (вода). Чтобы показать, что число простых тел не может быть ни меньше, ни больше четырёх, Платон устанавливает между ними соотношение геометрич. пропорции, в которой два крайних члена – огонь и земля, придающие космосу видимость и осязаемость, сопрягаются друг с другом через два промежуточных – воду и воздух (Тим. 32b). Эта идея соотнесения Э. с правильными многогранниками открывала путь к представлению о существовании пятого простого тела, форма которого соответствовала бы додекаэдру.
Уже у Аристотеля появляется учение об эфире как особом небесном Э., отличающемся по своим свойствам от традиционных четырёх. Характеризуя каждый Э. движением к его естеств. месту и наделяя огонь и воздух стремлением вверх, от центра мира к его периферии, а землю и воду – вниз, к центру, Аристотель считает эфир единственным простым телом, которое от природы движется по кругу (О небе I, 2 269a 7). Поскольку же круговращение, в отличие от движения по прямой, может длиться вечно, то и совершающее его тело тоже является вечным, не подверженным возникновению и гибели и не участвующим в циклич. взаимопревращениях остальных Э. Последние способны воздействовать друг на друга в силу своих противоположных свойств (сухости-влажности, тепла-холода), тогда как эфиру ничто не противоположно. Состоящие из эфира небеса рассматриваются как область неизменного и вечного бытия, противостоящая области становления.
Последующие философы, продолжая отождествлять субстанцию звёзд и планет с эфиром, не признавали его особым Э., видя в нём лишь разновидность огня (т. н. первоогонь), который, в отличие от обычного, не сжигает и не губит вещи, но дарит всему жизнь и бытие. У представителей стоицизма «творческий огонь» выполняет роль первоосновы традиц. четырёх Э., из которой те периодически возникают и в которую разлагаются. Признавая, что т. н. простые тела являются в действительности сложными сущностями, стоики тем не менее сохраняют за огнём, водой, воздухом и землёй имя Э. (στοιχεῖα), предлагая называть входящие в их состав материю и форму «началами» (ἀρχαί).
Лукреций впервые передаёт греч. στοιχεῖα как elementa, а Цицерон применяет новый термин к четырём «корням» Эмпедокла. В мед. текстах рим. эпохи Э. называются «телесные соки»: кровь, лимфа, чёрная и жёлтая жёлчь, которые ещё в Гиппократовом корпусе соотносились с огнём, водой, землёй и воздухом. В поздней античности термин активно используется в астрологии и алхимии для обозначения небесных тел, зодиакальных созвездий и духов разл. стихий. В средние века, наряду с учением о четырёх Э., появляются теории двух-, трёх- и пятиэлементного строения материи. В 12 в. Гильом из Конша разрабатывает корпускулярную теорию Э., связывая с каждым простым телом особый вид атомов. Алхимия усматривает в пятом Э. универсальную духовную основу («квинтэссенцию») всего сущего, способную превращаться во что угодно и получать любые вещества. В 17 в. Р. Бойль даёт атомистич. интерпретацию учения об Э., предлагая понимать под Э. вещество, которое не может быть разложено на др. вещества химич.
методами.
Элементы в китайской культуре
Кит. термин «у син» (букв. «пять действий/ фаз/рядов») обозначает универсальную классификационную схему, согласно которой все осн. параметры мироздания – пространственно-временны́е и двигательно-эволюционные – имеют пятичленную структуру, антропно детерминированную, прежде всего пятипалостью человеческой руки. Этимологич. значение иероглифа «син» – «перекрёсток дорог» определяет его структурно-динамич. семантику («ряд, шеренга, движение, ходьба»), которая предполагает также особую роль последовательности этих «шагов». Их круговорот имеет 4 гл. порядка: космогонический, взаимопорождения, взаимопреодоления, «современный» (в терминах Дж. Нидема). У син в космогонич. порядке суть вода, огонь, дерево, металл, почва, но это не изначальные субстанции космоса (как в греч. философии), а символы, или первые гл. члены пяти рядов-классов, на которые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из них характеризует определённое состояние в процессуальной связи с др. рядами-состояниями. В космогенезе появлению у син предшествуют по крайней мере два этапа – изначального хаоса (хунь-дунь), Беспредельного (у цзи) или Великого предела (тай цзи) и Вселенной, дуализированной силами инь и ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств [5 сторон света, 5 времён года, 5 чисел, 5 благодатей (дэ), 5 пневм (ци), 5 цветов, 5 вкусов и т. д.], у син образуют сложную мироописательную систему. Она включает 24 порядка 5 «элементов», комбинаторно создающих 120 позиций, связанных между собой чёткими структурными соотношениями, прямыми и обратными взаимопереходами. Важнейшие два порядка – взаимопорождение (дерево–огонь–почва–металл–вода–дерево…) и взаимопреодоление (почва–дерево–металл–огонь–вода–почва…) преобразуются друг в друга путём считывания противоположной последовательности через один элемент, что геометрически схематизируется как соотношение правильного пятиугольника и вписанной в него пентаграммы.
Истоки учения об у син восходят к древнейшим (кон. 2-го тыс. до н. э.) представлениям о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан – «пять сторон», у фэн – «пять ветров-направлений») или более поздним (1-я пол. 1-го тыс. до н. э.) классификациям результатов хозяйственно-трудовой деятельности человека (лю фу – «шесть складов», у цай – «пять материалов»). В «Гуань-цзы» (4–3 вв. до н. э.) говорится, что у син были созданы мифич. имп. Хуанди наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами. Древнейший текст, излагающий систематизир. представления об у син, – гл. «Хун фань» («Всеобъемлющий образец») из «Шу цзина», входящего в «Тринадцатиканоние». Развитую форму учение об у син обрело в 4–2 вв. до н. э., чему во многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжуншу. В дальнейшем оно легло в основу универсальной методологии «учения о символах и числах» (сян шу чжи сюэ, см. Нумерология) и стало неотъемлемой частью практически всех филос. и науч. построений кит. культурного ареала, продолжая играть ныне ведущую роль в теории кит. медицины, психопрактики, боевых искусств (ушу, кунфу, цигун, тай цзи цюань), геомантии (фэншуй).
Элементы в индийской философии
Первоэлементы космоса (махабхуты) выделяются на основе чувственных способностей человека: слух представлен акашей («эфир», «пространство»; не всегда включалась в число первоэлементов), осязание – ветром, зрение – огнём, вкус – водой и обоняние – землёй.
В буддизме материальные Э. ассоциируются с определённым состоянием: земля – с твёрдостью и плотностью, вода – с жидким состоянием, огонь – с жаром, ветер – с подвижностью, проявляющейся в действиях поддержания, притяжения, изменения и распространения. Сами Э. и их качества классифицируются в рубрике материально-чувственных дхарм, где они объединены свойством оказывать сопротивление. В махаяне к числу Э. причисляются также акаша и сознание. Ни один Э. не может существовать самостоятельно, без поддержки остальных: в каждой материальной частичке присутствуют в равной доле все четыре Э. (см. Атомизм), в связи с чем общий характер вещи определяется не количественным доминированием в ней того или иного Э., а степенью его интенсивности. Махабхуты, считающиеся первоэлементами, служат основой «вторичных» или «производных» Э. (упарупа), насчитывающих 23 наименования (чувственные способности – индрии, чувственные качества, состояния материи и т. п.).
Брахманистское учение о первоэлементах-махабхутах берёт своё начало в Упанишадах и эпосе, затем разрабатывается в аюрведе, а философски систематизируется гл. образом в вайшешике и санкхье. В вайшешике Э., за исключением акаши, состоят из атомов «своего» класса, но возможны и примеси неоднородных атомов, которые объясняются тем, что некоторые вещи, составленные преим. из атомов одного элемента, обладают качествами др. элементов. В отличие от буддистов, вайшешики не связывают землю с состоянием твёрдости, коррелирующим преим. с осязанием, земля может иметь и жидкое состояние (за счёт примеси атомов воды или в результате подогревания).
В санкхье махабхуты возникают в процессе эволюции пракрити из соответствующих танматр («тонких» Э.) и в ходе инволюции в них возвращаются. В отличие от вайшешики, здесь все Э. смешаны: всё содержится во всём, но при преобладании какого-то одного элемента.
Место, занятое в греч. системе первоначал воздухом, в инд. натурфилософии занимает ветер (ваю). В мифе творения Вселенной ветер созидается из дыхания первочеловека (Пуруши). В соответствии с единством микрокосмоса и макрокосмоса роль ветра в космосе понимается по аналогии с ролью дыхания (прана) в человеческом организме. Корреляция ветра и обоняния, характерная для ведийской и отчасти для эпич. литературы, была вытеснена корреляцией обоняния и земли.
В некоторых упанишадах ветер по своим функциям сближается с акашей и даже с Атманом. В «Брихадараньяка-упанишаде» он объявляется связующей нитью между этим и тем миром, с одной стороны, и вещами, в них содержащимися, – с другой. В космологич. концепции пуран звёзды и планеты удерживаются вместе «верёвками ветра».
Земля Fire Fire Air Знаки — Bilder und stockfotos
322Bilder
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Видео
DurchStEren SICE 322
. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.
Sortieren nach:
Am beliebtesten
astrologierad mit tierkreiszeichen auf weltraumhintergrund. виер элементе. кормовая карта. гороскоп-вектор-иллюстрация — земля, вода, огонь, воздух, знаки, графика, клипарт, мультфильмы и символыAstrologierad mit Tierkreiszeichen auf Weltraumhintergrund. Vier…
sammlung von 12 tierkreiszeichen, planeten und elementen zeichen. — земля, вода, огонь, воздушные знаки, графика, клипарт, мультфильмы и символыНабор из 12 уровней, планет и элементов.
зодиак-символ-серия — земля вода огонь воздух знаки фондовая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символзодиак-символ-серия
астрология. стернцайхен. tierkreis, geburtshoroskop. schwarz-weiß-vektorillustration — земля, вода, огонь, воздух, знаки, графика, клипарт, мультфильмы и символыАстрология. Штернцайхен. Tierkreis, Geburtshoroskop. Schwarz-Weiß
Астрология. Штернцайхен. Sternkreis, Geburtshoroskop. Schwarz-Weiß-Vektorillustration eines Horoskops. Häuser des Horoskops. Namen der Tierkreiszeichen
Tierkreiskreis auf dem Hintergrund des Raumes. Астрология….
Sternkreis auf dunkelblauem Hintergrund des Raumes. Астрология. Космограмма. Zwölf Tierkreiszeichen
астрологический символ — земля, вода, огонь, воздушные знаки, стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символы und -symbole12 Sternbildmarken и 4 Elemente Farbcodierung, Japanisch und…
12 Sternbildmarken und 4-Element-Farbcodierung, Japanisch und English
elemente von wasser, luft, feuer und erde in der astrology. finden sie das schicksal durch den standort der sterne heraus. астрология и wirtschaft. erstellung eines horoskops nach dem geburtshoroskop. векториллюстрация.
Elemente von Wasser, Luft, Feuer und Erde in der Astrologie….
Elemente Wasser, Luft, Feuer und Erde in der Astrologie. Finden Sie das Schicksal durch die Lage der Sterne heraus. Астрология и Wirtschaft. Erstellung eines Horoskops nach dem Geburtshoroskop. Вектордарстелунг.
АСТРОГРАФ — Элементы и модусы
В астрологии элементы и модусы являются основными строительными блоками зодиака. У каждого из двенадцати знаков есть элемент и модус, и вместе они дают этому знаку его качества.
Ниже вы найдете информацию об элементах и режимах из нашего знаменитого астрологического приложения TimePassages.
Огонь
Элемент Огня относится к мужскому типу или Ян, активен и внешне экспрессивен по своей основной природе. Это соответствует юнгианской типологии интуиции. Огонь — это сияющая форма энергии, несущая свет в окружающий мир, восторженная и возбудимая, ориентированная на себя, нетерпеливая и по существу оптимистичная. Огненные люди честны до мелочей, свободолюбивы и часто настаивают на своей точке зрения. Они живут в идеализме великих мыслей и дел.
Огненные знаки: Овен, Лев и Стрелец
Земля
Земной элемент женский или инь, принимающий и восприимчивый. Это соответствует юнгианской типологии ощущений. Энергия Земли заземлена и тяжела, откликаясь на тяжесть физических обстоятельств и ограничений. Земляне соприкасаются со своим телом и удовольствиями окружающего их физического мира. Они дают форму и структуру. Они терпят. Они самодостаточны, в отличие от более легких элементов Огня и Воздуха.
Земные знаки: Козерог, Телец и Дева
Воздух
Элемент Воздуха — это мужская или янская энергия, представляющая дыхание или прану — царство идей и архетипических ассоциаций, которые связывают физический и нефизический мир вместе. . Это соответствует юнгианской типологии мышления. Все формы отношений и мышления попадают в сферу его компетенции. Воздушные люди, как правило, живут в своих головах, будучи логичными и научными, а также любопытными к тому, что их окружает, и беспристрастными в своем мировоззрении. Они мечтают о мире с помощью своих ориентированных на будущее концепций. Они выбирают все стороны в споре, а не принимают чью-либо сторону, и, таким образом, обеспечивают социальную связь, которая может объединять разрозненные группы друг с другом.
Воздушные знаки: Весы, Водолей и Близнецы
Вода
Элемент Воды — это женская или иньская энергия эмоций. Это соответствует юнгианской типологии чувств. Восприимчивая и чувствительная к тонким потокам взаимосвязи, она протекает через все и соединяется на более глубоком и более бессознательном уровне, чем тот, который обеспечивается логическим мышлением. Люди Воды настроены на более глубокую и тонкую реальность, чем окружающие их типы. Их эмоции варьируются от страха и неприязни до безусловного принятия и любви к миру и существам, которых они находят в нем. Они могут быть ориентированы на безопасность и хорошо реагировать на твердость, направление и форму, предоставляемые другими. В лучшем случае они обеспечивают мощную связь с божественным внутри себя и каждого человека в окружающей их среде.