28 августа праздник православный: Православный календарь на 28 августа – О запретах на праздник Успения Пресвятой Богородицы / Православие.Ru

Почему мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы 28 августа?

В Евангелии ничего не говорится об Успении Пресвятой Богородицы, мы знаем об этом событии только из церковного Предания. Но и в Предании не указаны подробности, например, точный день, когда это произошло. Откуда же взялась дата празднования Успения — 28 (15 по старому стилю) августа?

28 (15) августа: «День Марии Богородицы»

Почему мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы 28 августа?Облачное Успение (икона Десятинного монастыря),  к. XII — н. XIII вв.

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, как возникали церковные праздники. В первую очередь христиане стали праздновать дни, связанные с событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Прежде всего — дни Его Воскресения из мертвых (Пасха) и Рождества, которое в древней Церкви называлось Богоявлением, то есть днем явления Бога в мир, и входило в единый праздничный цикл с Крещением Господним.

Читайте также: Что такое переходящие и непереходящие праздники? И как определяются их даты?

А вот праздники, посвященные Богородице, возникли позже. Ведь и почитание Пресвятой Девы Марии установилось в Церкви не сразу. Только в 431 году на III Вселенском Соборе в городе Эфесе епископы христианских общин окончательно согласились, что Деву Марию следует почитать как Богородицу, то есть удостоившуюся стать Родительницей не просто человека Иисуса, но воплотившегося Бога. С тех пор и можно говорить об общецерковном почитании Божией Матери.

В это время никто уже, конечно, не помнил и не знал обстоятельств Ее жизни. Сохранялись разве что отдельные предания, жившие в Поместных Церквах, которые высоко чтили Богородицу и прежде.

В их числе была Иерусалимская Церковь, колыбель всего христианского мира. Здесь еще в IV веке существовал особый день, посвященный Богородице, — 28 (15 ) августа.

В одном из древнейших дошедших до нас сборников богослужебных библейских чтений — древне-армянском Лекционарии, созданном еще до отделения армян от единой Церкви (то есть до середины V века), 15 августа обозначено как «день Марии Богородицы». Этот армянский Лекционарий — перевод еще более древнего иерусалимского сборника богослужебных чтений. Так что это именно Иерусалимская Церковь выбрала 15 августа для празднования памяти Богородицы.

Ее примеру последовала и Церковь Константинополя, столицы Византийской империи. 28 (15) августа праздновал день Богородицы один из самых знаменитых константинопольских храмов — Влахернский, тот самый, где Божия Матерь некогда распростерла покров над христианами, молившимися о снятии вражеской осады. Об этом свидетельствует «Стишной пролог» — древний календарь дней памяти святых (месяцеслов), составленный в стихотворной форме. Кстати, Влахернский храм и сам был посвящен Деве Марии; в середине V века византийская императрица Пульхерия даже велела положить здесь Ее ризу.

Рождество в конце лета?

Что же именно праздновали древние Церкви Иерусалима и Константинополя 28 (15) августа? Событие с непонятным на первый взгляд названием: «стояние на третьей миле от Вифлеема».

Судя по всему, христиане вспоминали одну из остановок на пути Богородицы, носившей под сердцем Младенца, и праведного Иосифа Обручника из Иерусалима в Вифлеем. В Евангелиях этой истории нет, но она описана в одном из древних христианских апокрифов* — Протоевангелии Иакова (*Апокрифы — тексты, которые Церковь считает недостаточно достоверными, чтобы включить их в Священное Писание, но заимствует отдельные сведения из них.). Из этого же памятника, кстати, Церковь почерпнула сведения о двух других событиях, положивших основу праздникам Рождества Богородицы и Введения Ее во храм.

Протоевангелие Иакова повествует, как Иосиф и Мария идут в Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения. Пройдя три мили, Иосиф обернулся и увидел, что лицо Марии печально, а затем оглянулся еще и увидел ее радостной. «Перед моими глазами два народа, — объяснила обрученная ему Дева. — Один плачет и рыдает, другой радуется и веселится».

Когда же они прошли полпути, Мария просила Иосифа помочь Ей сойти с осла на землю, ибо «То, что в Ней, заставляло Ее идти пешком». Стало ясно: приближается час Рождества Младенца. Тогда Иосиф укрыл Марию в пещере, а сам отправился на поиски женщины, которая могла бы принять роды, — и вдруг начались чудеса: «Я, Иосиф, шел и не двигался. И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и вкушающие (пищу) не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и всё в этот миг остановилось». Когда же Иосиф вновь оказался у пещеры, то, как говорится в апокрифе, вначале увидел у ее входа сияющее облако, а затем в пещере засиял свет, невыносимый для глаз, и явился Младенец.

Почему мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы 28 августа?Головы Богородицы и Иоанна Богослова, апостола, которому Иисус Христо поручил заботиться о Богородице. Фрагмент иконы “Облачное Успение”

Получается, что, вспоминая «стояние на третьей миле от Вифлеема», христиане Палестины и Константинополя по сути праздновали Рождество Христово, только акцент переносили на почитание Его Матери.

Другие христианские Церкви (к примеру, копты) отмечали очень похожий праздник в честь Богородицы сразу после Рождества Спасителя, в конце декабря. Да и в Православной Церкви следующий за Рождеством день, 26 декабря (8 января по новому стилю), именуется Собором Пресвятой Богородицы и посвящен Ее чествованию.

Какая из дат, претендующих быть днем Рождества Христова, — декабрьская или августовская — ближе к истине, нам теперь уже не разобраться. Не так уж это и принципиально: даты всех праздников, связанных с евангельскими событиями, более или менее условны, ведь никто специально не запоминал, в какой день Христос крестился во Иордане или преобразился на горе Фавор. Относительно точно можно установить только дату Его распятия (и, значит, Воскресения) — благодаря указанию апостола Иоанна, что суд над Христом состоялся накануне ветхозаветной Пасхи (Ин 19:14). Пасху иудеи всегда праздновали в один и тот же день, или, точнее, ночь — с 14-го на 15-й день месяца нисана, который выпадает на конец марта — начало апреля…

Что же до Рождества Христова, здесь важна не дата, а сам факт: Бог пришел в сотворенный Им мир.

При чем тут Успение?

Какое отношение всё это имеет к Успению Богородицы? Как ни странно, прямое. Дело в том, что к VI–VII веку, когда праздник Успения уже вошел в круг самых значительных, христиане разных Церквей — и восточных, и западных — даты Рождества Спасителя и Успения Богородицы стали сближать. Где-то — например, в римской Церкви — кончину Пресвятой Богородицы взялись праздновать 18 января (а 14 августа — отдельно — взятие Ее на небо).

А в Константинополе император Маврикий в 595 году волевым решением «назначил» дату празднования Успения на 28 (15) августа — в честь одержанной им в этот день победы над персами. По всей видимости, он просто утвердил традицию празднования Успения, которая существовала и раньше.

Почему мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы 28 августа?В верхней части иконы, по сторонам от смертного одра Девы Марии, изображены апостолы, прилетевшие со всех концов света “как на облаках” проститься с Богородицей. Иконографический сюжет с летящими апостолами известен из апокрифических источников и появляется в иконописи с XI века. Фрагмент иконы “Облачное Успение”

Можно ли считать это делом случая? Или в памяти христиан действительно сохранилось какое-то древнее предание о том, что Богородица преставилась в тот же самый день, когда родился Христос? Последнее маловероятно, учитывая, что в памяти Церкви не сохранились ни точная дата Рождества, ни какие-либо обстоятельства ухода Богородицы из земной жизни: всё, что мы знаем о Ее Успении, позаимствовано из апокрифической литературы…

Вероятнее всего, 28 (15) августа не является точной датой преставления Божией Матери, как и 7 января (25 декабря) не есть доподлинно известный день Рождества Христова, как и 19 (6) августа — не точная дата Преображения Христова…

И тем не менее, решение Церкви соединить день прославления Богородицы с празднованием Ее Успения кажется абсолютно естественным и логичным!

Важнейшее событие в жизни христианина, с точки зрения Церкви, — его встреча со Христом, переход из жизни временной в жизнь вечную. Недаром дни памяти большинства святых совпадают с днями их смерти или, лучше сказать, успения: ведь земную смерть христианин воспринимает как сон, от которого усопший пробудится в день всеобщего воскресения. Не случайно, наверное, и переход Богородицы в жизнь вечную стал праздноваться в тот самый день, который Церковь уже предназначила для прославления Богородицы. Ведь то, как, по церковному Преданию, Она оставила землю — на руках у Христа, — есть наилучшее свидетельство Ее близости к Богу, а стало быть — и святости.

|Читайте также: Почему Богородица почитается Церковью выше, чем все святые?

28 августа Церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы

28 августа по новому стилю и 15 августа по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть».

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, Ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Она молилась и ожидала Своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее душу с Собой.

Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: “Радуйтесь! Я с вами – во все дни”.

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных богородичных праздников Церкви.

Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием – «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII в. 16 января, т. е. вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX в. в то же число – «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа – Вознесения Богоматери на небо).

В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI в., когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI, а V в. – сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV в. существовало множество храмов, посвященных Богородице.

Один из них – Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Архиеп. Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» указывает на то, что согласно свидетельству Стишного пролога (древнего месяцеслова в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и что свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII в. мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.

Источник

У нас есть к Вам просьба…

Статьи нашего сайта охватывают все приходы Гагаузской автономии. Для продолжения плодотворной работы сайта, нам необходима ваша помощь! Мы планируем делать видео передачи с участием священнослужителей Гагаузии, в связи с чем собираем средства для приобретения специального оборудования.

Пожалуйста, поддержите сайт «Православная Гагаузия». Вы можете отправить нам любое пожертвование (10, 15 или 20 лей), чтобы сайт продолжал работу. Нам не обойтись без Вашей помощи!

Пожертвовать

Успение Пресвятой Богородицы (Первая Пречистая)– традиции праздника

В среду, 28 августа, православные христиане будут отмечать последний двунадесятый праздник летнего периода – Успение Пресвятой Богородицы. В народе он имеет еще одно название – Первая Пречистая. Этот день также знаменует завершение Успенского поста, который начался 14 августа.

OBOZREVATEL подготовил информацию об истории возникновения праздника, а также о традициях дня, которых пытались придерживаться в народе.

Успение завершает летний цикл двунадесятых праздников

Успение завершает летний цикл двунадесятых праздников

Первая Пречистая: история праздника

В литургических книгах праздник 28 августа имеет такое название – Успения Пресвятой славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

После вознесения Иисуса Пресвятая Богородица, которая жила в Эфесе, молилась о том, чтобы поскорее встретиться со своим сыном. Однажды во время молитвы Богородице явился Архангел Гавриил и сказал, что уже через три дня она встретится с Господом.

Перед Успением все апостолы собрались у ее ложа. По душу пришел сам Господь. Апостолы похоронили тело Богородицы в пещере и три дня молились. Когда могилу решили открыть, чтобы утешить опоздавшего апостола Фому, – тела Богородицы не обнаружили. Тогда все убедились, что она вознеслась на небо. В тот же день Пресвятая Дева явилась апостолам и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».

На период Успения приходится посев озимых

На период Успения приходится посев озимых

Традиции праздника Успения Пресвятой Богородицы (Первая Пречистая)

Как и на каждый праздник, в этот день стоит посетить церковную службу и поставить в храме свечу за здоровье родных и близких, помолиться за детей. Перед иконой Успения следует просить о защите и благодарить за покровительство.

В древности верующие на Успение несли в церковь семена и колосья для освящения. Таким образом они выражали Господу благодарность за урожай и просили благословения на следующий год.

Начиная с 28 августа, христиане будут отмечать три Пречистые. В народе о них говорят так: «Первая Пречистая рожь засевает, вторая – дождем поливает, а третья – снегом покрывает». В период Успения происходит озимый посев. Также после праздника начиналась заготовка калины.

Как и в древности, сейчас считают, что на праздник Успения Пресвятой Богородицы дети должны уделить время своей матери, а в целом праздничный день лучше провести в кругу родителей и родных.

После Успения начинается Мясоед, вместе с которым приходит пора свадеб. Юноши пытаются успеть до 28 августа посвататься к девушкам, потому что это последняя возможность в этом году попросить их руки и сердца. А незамужним девушкам нужно начинать присматривать для себя суженого, иначе до следующей весны выйти замуж не получится.

Ранее OBOZREVATEL сообщал, какой будет погода в последнюю неделю лета.

Подписывайся на наш Telegram. Получай только самое важное!

28 августа 2017 года православные празднуют Успение Пресвятой Богородицы

В понедельник 28 августа 2017 года Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник – Успение Пресвятой Богородицы, который предварялся Успенским постом.

Согласно Преданию, известие о Своем преставлении Матерь Божия получила от архангела Гавриила заранее. После этого Она усиленно молилась и держала пост, с радостью ожидая назначенного Ей часа.

Материал по теме


Успение: Мирная кончина, подобная сну

Успение: Мирная кончина, подобная сну

Великий Праздник Успения Богоматери может показаться нецерковному человеку очень странным. Как можно параздновать чью-то смерть? Все у христиан как не «у людей», скажет кто-то. Для них радость то, что для других горе

Свидетелями успения Богородицы стали все апостолы Христа, кроме Фомы, которые специально для этого чудесным образом были собраны в Иерусалиме.

В час исхода Своей Матери, перед Ее ложем явился Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцов, пророков и праведников. Душу Богородицы Спаситель принял в Свои руки, что отражено в иконографии праздника.

После успения Божией Матери, апостолы приготовили Ее тело к погребению, а после, с пением священных псалмов, отнесли его к Гефсиманской пещере, где и захоронили.

Спустя три дня в Иерусалим пришел апостол Фома. Узнав, что он не успел ко дню погребения, апостол опечалился.

Встретившись с другими учениками Христа, Фома попросил их показать ему гроб Пречистой Богородицы. Когда ему показали место и отвалили камень, оказалось, что тела Божией Матери там уже нет, а лежит только Ее плащаница.

Апостолы удивились, и стали молиться о том, чтобы Господь открыл им, что произошло.

Вечером же, после общей трапезы, во время молитвы они услышали пение ангелов.

Посмотрев вверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, Которая, окруженная ангелами, была вся в сиянии небесного света.

По учению Церкви, Христос вознес Пресвятую Богородицу во плоти в Свое Небесное Царство и поставил выше всех ангельских сил.

Читайте также:
О празднике Успения Пресвятой Богородицы, его истории и смысле подробнее читайте здесь.

 

Фото: О. Варов/patriarchia.ru

Успение Богородицы 2018: история православного праздника отмечаемого 28 августа

Но это не имеет особого значения, поскольку этот праздник по праву принадлежит к числу двунадесятых праздников – важнейших событий истории православной церкви и всей христианской веры в целом. Да и само событие имеет богатое религиозно-символическое значение. И Joinfo.ua сейчас расскажет вам обо всём это более подробно.

История праздника

Начнём с того, что точных данных ни о том, когда умерла дева Мария, ни о том, где она похоронена, нет. Вообще. В евангелиях это не упоминается, в ранних апокрифах – тоже. Последние события, в которых Пресвятая Богородица принимает хоть какое-то участие – Пятидесятница и схождение Святого Духа на апостолов. А вот что с ней стало дальше – не известно.

С одной стороны, достоверно известно, что сам Иисус попросил своего ученика Иоанна позаботиться о деве Марии. Но в дальнейших многочисленных событиях, связанных с именем Иоанна, Богородица не фигурирует. Так что её дальнейшая судьба – исключительно догадки и вымыслы, призванные придать ей больше веса в качестве религиозного символа. Дескать, непорочность до самой смерти, чуть ли не вознесение на небеса по велению своего сына, явления архангелов из высшего круга и прочее. Причём активнее всего эти апокрифы начали плодиться, начиная с пятого века.

Что касается конкретных исторических данных, то мы чётко знаем, что праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечали в большом масштабе уже в седьмом веке нашей эры, согласно постановлению папы Римского Сергия. А провозгласил именно 28 августа днём Успения Пресвятой Богородицы римский христианский император Маврикий, правивший как раз в конце шестого века.

Особенности празднования Успения Пресвятой Богородицы

Несмотря на то, что основной мотив этого праздника – смерть, грустить и печалиться не стоит. В аллегорической форме, вознесение Девы Марии на небо к сыну означает тот факт, что и каждый нормальный христианин после смерти отправится к Иисусу. Если раскается в своих грехах, конечно. Тем не менее, данная смерть – ещё и начало «вечной жизни». Поэтому стоит радоваться, молиться и по возможности, приближать себя к тому состоянию, в котором попасть в Рай будет проще всего – праведности.

А для этого стоит посещать богослужения, соблюдать пост, а точнее – последний день Успенского Поста, во время которого ограничения всё ещё действуют. Так что праздничный стол обязан быть постным и безалкогольным. Кроме того, не стоит забывать и о других ограничениях поведения, касающихся поста. В этот день хотя и можно работать в поле, но от работы по дому лучше воздержаться, а если есть свободное время, то стоит его провести в молитве.

Мы также полагаем, что вам было бы полезно узнать о некоторых народных традициях, связанных с августом. Хотя месяц уже заканчивается, но он ещё может преподнести неприятные погодные сюрпризы, к которым нужно быть готовыми.

14-27 августа 2019: Успенский пост

Что такое Успенский пост

Успенский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви. Завершается он праздником, в честь которого и назван – Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Этот и еще один праздник — Преображение Господне (19 августа) — создают настрой Успенского поста, напоминая нам об удивительном смирении и готовности пройти все уготованное Им, которые показали всей Своей земной жизнью Господь и Богородица. Так же и мы не должны воспринимать пост как навязанное нам ограничение, но как добровольно принятое и ведущее нас к Богу действие.

Успенский пост длится всего две недели – с 14 по 27 августа включительно, но при этом он такой  же строгий, как и Великий.  

Еще одно, народное, название Успенского поста — «Спасовка», так как приходящиеся на конец лета праздники – Происхождение честных древ Животворящего Креста (14 августа), Преображение Господне (19 августа) и Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (29 августа) часто называют «Спасами».

Даты Успенского поста

Даты Успенского поста неизменны. Успенский пост всегда длится ровно две недели, начинается через месяц после Петрова поста, 14 августа, а завершается 27 августа, 28 августа – праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Что можно есть в Успенский пост

В Успенский пост можно есть овощи, фрукты, крупы, грибы, хлеб, орехи, мед. Из трапезы исключаются яйца, мясные и молочные продукты. Рыба в Успенский пост разрешается один раз – в праздник Преображения Господня, 19 августа.

Церковный устав предполагает во время Успенского поста такое же строгое, как и в Великий, воздержание, но степень его каждый постящийся должен определять для себя сам, ориентируясь на свое состояние здоровья, образ жизни и советы духовника. Успенский пост дан верующим для укрепления душевных сил, а не для ослабления сил физических, тем более в самом конце летнего оздоровительного периода.

Подробнее смотрите в Календаре питания на Успенский пост.

История Успенского поста

Успенский пост соблюдался верующим с древних времен. Известно, что еще в V веке в году было четыре поста – для каждого времени года свой (Успенский пост приходится на календарное лето, но считается уже осенним). Также была распространена традиция: тем, кто не постился в Великий пост, воздерживаться от Недели всех святых (воскресенье через неделю после Троицы) до Успения. На рубеже Х-ХI веков этот период был сокращен до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня по старому стилю), а двухнедельный пост перед Успением (с 1 по 14 августа по старому стилю) был установлен на Константинопольском Соборе 1166 года.

Церковь знает Успенский пост с самых первых веков христианства. Мы читаем упоминание о нем в беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу, для осени осенний — в седьмом месяце, для зимы — зимний».

О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского (конец XIV века — 1429 год): «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

По строгости Успенский пост приближается к Великому. До революции 1917 года в дни августовского поста нельзя было проводить карнавалы, показывать шутовские представления и театральные постановки.

«Медовый Спас»

«Медовый Спас» — народное название первого дня Успенского поста. Он приходится на 14 августа. В этот день Церковь вспоминает сразу несколько событий.

Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста возник из древней традиции совершать в августе в Константинополе крестный ход с Крестом Господним, а также выставлять святыню для народного поклонения. Средневековому городу было непросто пережить летнюю жару, нехватку питьевой воды и эпидемии, а потому верующие усердно молились в этот тяжелый период Богу и просили у Спасителя помощи.

В Русской Православной Церкви в этот день также вспоминают победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами, которая была одержана им в ХII веке. В благодарность за победу, совершенную помощью Господа и Матери Божьей, в этот день было установлено чествование Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.

«Медовым» Спас стал потому, что в августе заканчивается сбор меда, и верующие, приходя в праздник в храм, освящали новый урожай.

«Яблочный Спас» — народное название праздника Преображения Господня. Преображение – непереходящий двунадесятый, то есть один из 12 основных после Пасхи церковных праздников. В Русской Православной Церкви он всегда отмечается 19 августа.

Перед тем как пойти на Крестную Смерть, Христос вместе с тремя учениками отправился на гору, где в чудесном Его Преображении пока только им троим была явлена Его Божественная природа. Это событие описано в Евангелии, и, вспоминая его, верующие чествуют Господа нашего Иисуса Христа, ставшего человеком и прошедшего муки и смерть ради Спасения всех людей.

«Яблочным» Спас был назван потому, что в конце лета было принято освящать урожай. В разном климате он разный, но самым распространенным и доступным фруктом в России были и остаются яблоки.

«Ореховый Спас»

«Ореховый», «Хлебный», «Третий Спас» – народные названия праздника, который приходится на следующий после Успения день. Иногда праздник также называют «Спас на холсте».

Верующие вспоминают в этот день Перенесение Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным этот образ был назван потому, что не был написан, а отпечатался на плате, которым Господь еще при жизни вытер лицо. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Спас стал одной из самых любимых и распространенных икон.

Народные традиции Успенского поста

Народной традицией Успенского поста издавна было освящение нового урожая. Помимо меда, яблок, винограда и других плодов, освящали также хлебные колосья и орехи. С благодарностью и молитвой верующие несли в храм урожай, без которого было тяжело и даже невозможно пережить зиму. Освящение плодов и меда и сегодня остается традицией Успенского поста. Но важно, чтобы вопросы, обязательно ли есть мед в «Медовый Спас», сколько и каких нужно нести в храм плодов и можно ли есть яблоки до «Яблочного Спаса», не затмевали смысл поста.

Нужно в период Успенского поста уделить внимание своей душе, своему внутреннему состоянию, а не внешней атрибутике. Баночка меда или корзинка с яблоками, с которыми верующие идут в храм в определенные дни, – это лишь приятное и радостное дополнение к Литургии и совместной молитве.

Как нужно поститься?

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

Каждому человеку нужно опрелелить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.

Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь — тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.

Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Конечно, особая тема — детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.

Самое главное, что «нельзя есть в пост», — это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

На заставке: икона Успения Богоматери (фрагмент), www.ruicon.ru

28 августа православный мир отмечает праздник — Успение Пресвятой Богородицы

28 августа – одна из главных дат, занесенных в православный календарь. В этот день православные христиане отмечают большой праздник Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы. Он посвящен воспоминаниям о смерти (успении) Девы Марии. Католическая церковь отмечает Успение по старому стилю – 15 августа. В православии праздник принадлежит к числу двунадесятых (Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), т.е. является одним из 12 главных праздников для православных христиан. Ему предшествовал двухнедельный строгий пост, во время которого нельзя было вкушать пищу животного происхождения: мясные и молочные продукты, яйца и рыбу.

История праздника гласит, что после Воскрешения Господа Иисуса Христа Дева Мария оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова. В его отсутствие Богородица жила в доме его родителей. Для всех верующих и апостолов Она несла утешение и назидание. Беседуя с ними, она рассказывала о Благовещении, непорочном зачатии, рождении и земной жизни Иисуса Христа. Матерь Божья несла надежду на утверждение Христианской Церкви всем верным, помогала делами и молитвами.

Кончина Пресвятой Богородицы не изведана и дивна. Пречистое тело Девы Марии погребли на семейном кладбище. Сразу после погребения верующие обустроили на том месте храм и свято чтили гроб Богородицы. Апостолы, которые проповедовали христианское учение в различных странах по всему миру, собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Божьей Матерью и похоронить ее. Не присутствовал только апостол Фома. Он пришел на третий день в Иерусалим, чтобы проститься с Приснодевой Марией. По его просьбе апостолы открыли гробницу, но не обнаружили там тела Богородицы. На его месте лежали лишь пелены, в которые было завернуто тело. Они издавали благоухающие запахи и позже были переданы в храм на сохранение. Вечером этого же дня, когда апостолы отправились за трапезой, им явилась Дева Мария в окружении ангелов. Согласно церковным учениям, она произнесла следующие слова: “Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни“. Православные христиане верят, что Ее молитвами Господь Бог защитит от всего плохого и поможет всем страждущим, поэтому обращаются к Ней, как к заступнице и покровительнице.

28 августа церковь отмечает блаженное Успение Девы Марии, при котором Её душа была принята Её Сыном Иисусом Христом. В этот же день заканчивается Успенский пост , который длился с 14 по 27 августа и является вторым по строгости после Великого поста.

Традиционно многие народные поверья и обряды приурочивались именно к 28 августа. Православный праздник, приметы связанные с ним являют собой неразрывное культурное наследие нашего народа.

Предлагаем также ознакомиться с народными приметами на сентябрь месяц, который вот-вот распахнет перед нами двери осени.