Третий Спас — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Тре́тий Спа́с (Хлебный Спас, Ореховый Спас) — день в народном календаре славян, посвящённый воспоминанием перенесения Нерукотворного образа Спасителя и приходящийся на 16 (29) августа. Третий Спас обычно считался полупраздником[1].
В этот день выпекают хлеб из зерна нового урожая[2]. Также было принято торговать холстами, полотнами[3].
Народные названия праздника:
- «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас» — с этого дня продают домотканые холсты[4];
- «Орешный» или «ореховый Спас», так как к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и разрешается их собирать в лесах;
- «Хлебный Спас» — заканчивается уборка хлеба;
- «Осенний Спас», «Холодный Спас» (прикам.)[5] — встреча осени;
- «Посевы», «Досевки» — сеются озимые хлеба;
- «Малый Спас»[1] — обычно считался полупраздником.
укр. Третій Спас, Післясвято Успіння[6], Xлібний Спас[7], Спас на полотні[8]; белор. Трэці Спас, Малы Спас, Хлебны Спас[9]; серб. Св. Роман.
В этот день почитают врача мученика Диомида, которому молятся при разных недугах и болезнях, а также Феодоровскую икону Божией матери, перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах[4].
В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают»[10], поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас»[4]. В этот день было принято торговать холстами, полотнами[3].
Святят новые колодцы[11]. Чистят к осени целебные источники, пьют подземную водицу, обходят колодцы кругами, как бы замыкая тёплое время года. На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба: «Третий Спас хлеба припас» [12]. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов[1].
В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья[13].
В степных губерниях России начинали сеять озимые за три дня до Обжинок и заканчивали в течение трёх дней после Обжинок. Сроки корректировались в зависимости от погоды и уборки яровых. Иногда отсевались раньше — к Яблочному Спасу[14].
На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса[15]. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно[16]. У В. Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, приведён оригинальный взгляд: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб.» Возвращаясь к названию третьего Спаса, называемого «хлебным» или «орешным», народ отмечал его как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «
- Третий Спас хлеба припас.
- Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
- Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
- Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
- Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
- После Успения пришло — солнце на осень пошло (укр. Після Успення прийшло — сонце на осінь пішло)[18].
- ↑ 1 2 3 Некрылова, 2007, с. 419.
- ↑ Крук, Котович, 2003, с. 44.
- ↑ 1 2 Георгиева, 2008, с. 230.
- ↑ 1 2 3 Котович, Крук, 2010, с. 235.
- ↑ Атрошенко, 2013, с. 18.
- ↑ Скуратівський В. Т. Український народний календар. — К. : Техніка, 2003. — С. 182
- ↑ Лозко Г. С. «Українське народознавство». Видання друге доповнене та перероблене. – К., 2004 — С. 448
- ↑ Кушнір В. Г.[uk] Народознавство Одещини. — Одеса: Гермес, 1998. — С. 113
- ↑ Лозка, 2002, с. 165.
- ↑ Рожнова, 1992, с. 147.
- ↑ Рожнова, 1992, с. 105.
- ↑ Сахаров, 1885, с. 111–112.
- ↑ Сахаров, 1885, с. 111.
- ↑ Ховратович, 1994, с. 109.
- ↑ Баранова и др., 2001, с. 569.
- ↑ Даль, 1880, с. 99.
- ↑ Скуратівський, 1994, с. 69.
- Атрошенко О. В. Русская народная хрононимия: системно-функциональный и лексикографический аспекты // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уральский федеральный университет. — Екатеринбург, 2013.
- Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.
- Георгиева Т. С. Культура повседневности. Русская культура и православие : Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 400 с. — ISBN 978-5-7567-0476-1.
- Даль В. И. О повѣрьях суевѣріях и предразсудках русскаго народа. — СПб.: Изд. М.О. Вольфа, 1880. — 148 с.
- Спасать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 3.
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
- Колесо времени: традиции и современность / Янка Крук, Оксана Котович. — Мн.: Беларусь, 2003. — 350 с. — ISBN 985-01-0477-5.
- Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. —
СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408. - Погодой год припоминается: русский народный земледельческий календарь / Б. Ховратович. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1994. — 206 с. — ISBN 5-7479-0447-7.
- Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
- Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
- Скуратівський В. Т. Святвечір : нариси-дослідження : у 2-х кн. — К.: Перлин, 1994. — 207 с. — (Українська пізнавальна б-ка «Земляни». Серія «Українці»). — ISBN 5-7707-3429-9. (укр.)
какого числа отмечают, дата и история праздника
Ореховый Спас в 2020 году отмечается 29 августа. Это народно-христианский праздник, последний из трех Спасов. Он связан с почитанием полотна, на котором изображен образ Спасителя. Официальное церковное название праздника – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В народе этот день также называют Третьим или Хлебным Спасом.
Содержание статьи- История праздника
- Традиции и обряды праздника
- Что можно есть в Ореховый Спас
- Что нельзя делать в Ореховый Спас
- Приметы и поверья
История праздника
Ореховый, или Холщовый Спас приурочен к событию, которое произошло при жизни Иисуса Христа. Правитель сирийского города Эдесса Авгарь болел проказой. Он верил, что Иисус может исцелить его от болезни. Авгарь написал ему письмо и отправил с ним живописца Ананию, чтобы тот передал его и нарисовал портрет Сына Божьего. По прибытии в Палестину художник увидел Христа, окруженного толпой людей. Не имея возможности пробраться к Иисусу, Анания встал на высокий камень и пытался изобразить портрет. Попытка не увенчалась успехом.
Христос заметил художника и приказал принести воду и полотенце (убрус). Он умылся и вытер лицо. На полотенце отпечатался его образ. Иисус отдал убрус Ананию и послал с ним обратно в Эдессу своего ученика. Авгарь при помощи этого полотенца исцелился от проказы. Жители Эдессы считали убрус великой святыней и поклонялись ему. 29 августа 944 года по приказу императора Константина его перевезли в Константинополь. В 1204 году, во времена крестового похода, святыня была утеряна.
Название «Ореховый» праздник получил за то, что в этот день начинался сбор урожая орехов. Спасом на холстах его именовали потому, что 29 августа было принято торговать холстами и полотнами. Название «Хлебный» он получил за то, что в это время заканчивалась уборка хлеба.
Традиции и обряды праздника
В Ореховый Спас в храмах проходят богослужения. Прихожане освящают орехи, мед, фрукты, хлеб.
Начинается заготовка лещины. Земледельцы убирают зерновые, подготавливают поля к посеву озимых культур. Хозяйки готовят пироги, булочки, пряники из муки нового урожая. Внутрь они кладут ореховую начинку. Домашней выпечкой принято угощать родственников и соседей. В этот праздник семьи собираются за богатым столом. Хозяйки готовят мясные и рыбные блюда, молочные продукты. На столе присутствуют яблоки, мед и орехи.
Хозяйки готовят лечебные настойки. Они заливают орехи коньяком или водкой и ставят в темное место. Эту настойку используют зимой против простуды. В этот день принято засушивать ветки орешника и делать из них веники для бани.
В некоторых регионах сохранились традиции устраивать ярмарки, на которых торговцы продают полотняные изделия.
Что можно есть в Ореховый Спас
К Ореховому Спасу уже заканчивается Успенский пост, поэтому разрешается употреблять в пищу любые блюда и продукты, алкогольные напитки.
Что нельзя делать в Ореховый Спас
В этот праздник запрещается ругаться, обижать близких людей, грубить и отказывать нуждающимся в помощи.
Приметы и поверья
- Гроза в этот день – примета теплой осени.
- Если на Ореховый Спас купить изделие из ткани, то весь год будет сопутствовать удача.
- Если в этот день засушить кусок каравая или хлеба первого урожая и положить его за икону, он оградит семью от бед.
- Если на Третий Спас положить в кошелек два сросшихся ореха, следующий год пройдет в благополучии.
- По вкусу первого съеденного в этот день ореха можно предсказать будущее. Сладкий орех сулит счастье и благополучие, горький – трудности и разочарование.
Читать ~4 мин.
Сколько просмотров за сегодня: 1
Сколько всего было просмотров: 3
Яблочный Спас, Медовый Спас, Хлебный Спас: традиции и обычаи праздников.
«Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают». Спас в христианстве — от имени Иисуса Христа, Спасителя. В народе есть свое объяснение названию праздника — в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа — своя история и даже свои праздничные угощения к столу. В традициях этих праздников разбиралась Наталья Летникова.
14 августа — Медовый Спас, или Спас на воде
Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей — засухи и пожаров.
На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Верующие вспоминают славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход благоверный князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни.
Еще одно название праздника 14 августа — Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.
Владимирская Богоматерь (1514)
Князь Андрей Боголюбский (1885-1896)
А что народ?
В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора — «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.
Традиционное угощение для Медового Спаса — выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.
Главный напиток Медового Спаса — питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.
19 августа — Яблочный Спас, или Спас на горе
Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.
В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды — своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.
Б. М. Кустодиев. Яблоневый сад. (1918)
Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)
Как праздновали первые осенины
Яблочный Спас — как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки — главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», — утверждали в народе.
29 августа — Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах
В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного — в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно — написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.
В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома — самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди — длинные зимние вечера.
М. Стахович. Дожинки (1821)
А. Ковальский-Веруш. Дожинки (1910)
«Третий Спас — хлеба припас»
День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас — время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.
Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас — зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.
Третий летний спас, льняной или «на полотне»: история и традиции праздника
На исходе лета, 29 августа празднуют последний из трёх Спасов, Льняной. В народном календаре он ещё зовётся холщовым, полотняным, ореховым, хлебным. История праздника тесно связана не только с бытом славян, но и с религиозными традициями.
Почему праздник называют Льняным или Спасом на полотне
В эту пору заканчивалась жатва, созревали орехи, открывались ярмарки, на которых шёл торг продуктами и холстами, начиналось веселье.
В деревенском быту праздник отмечался торгом холстами и расшитым полотном
Последний летний Спас получил название полотняного или льняного — ведь издавна символом благополучия и здоровья у наших предков считалась льняная нить, а домотканое полотно — оберегом от зла.
Использование льна в обрядах направлено на получение материального благополучия, здоровья, счастья
Праздничное гулянье совпало с православным торжеством в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В результате народный праздник хлеба и даров земли прочно соединился с религиозным, и мы, как и наши предки, отмечаем льняной Спас в храме, освящая полотно и прикладываясь к иконам.
Третий Спас — одна из вех Успенского поста
Праздник наступает следом за Успением Богородицы, завершая пост. 29 августа в православии чествуется «Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944 г)».
Возникновение праздника связано с событием 10 века, когда драгоценная реликвия была передана в собор Святой Софии Константинополя
История «полотняного» праздника
С христианским праздником связана интересная легенда. В 1 веке н.э. Эдессой правил царь Авгарь. Узнав о чудесах, совершаемых Спасителем, правитель написал ему письмо с просьбой исцелить его от тяжкой болезни — проказы. Не слишком надеясь увидеть самого Христа, он дал поручение своему письмоносцу Ананию привезти хотя бы Его изображение. Иисус, встретив посланника и прочитав ещё невысказанную им просьбу, омыл лицо водой и отёр его полотенцем, на котором отпечатался Его лик. Получив Убрус (полотно с нерукотворным изображением лика Спасителя), Авгарь исцелился, после чего он и многие жители города обратились в христианство. Величайшая святыня была установлена над городскими воротами, и все должны были воздавать Нерукотворному Образу поклонение.
На иконе изображен момент получения царём Авгарем Нерукотворного Образа
Позднее эти земли стали принадлежать римлянам, а затем арабам-мусульманам. В 944 году драгоценная реликвия была выкуплена и в день празднования Успения Богоматери торжественно перенесена в Константинополь. А чествование Нерукотворного Образа стало совершаться церковью на следующий день, 29 августа (16.08 по старому стилю).
29 августа проходит православное престольное торжество в честь Спасителя
Традиции: что освящают в этот день
Обычаи, связанные с полотном, появились благодаря библейской истории происхождения праздника. В этот день посещают храм, после праздничного богослужения освящают самотканые холсты. На освящение приносят в церковь также орешки, пшеничные снопы и хлеб.
В этот день принято освящать символы праздника: полотно, хлеба
В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают».
У полотняного Спаса есть и другие народные названия, связанные с крестьянским бытом:
- Ореховый Спас — к этому времени созревала лещина и начинались её массовые сборы. В этот день плели банные ореховые веники, считая, что они помогут избавиться от любой хвори.
Хозяйки занимались также заготовкой лечебной настойки из перепонок орехов
- Хлебный Спас — заканчивалась уборка хлеба: «Третий Спас хлеба припас». Главным угощением праздничного застолья становился каравай, испечённый из муки нынешнего урожая.
На праздничный стол выставляли первый каравай из нового урожая, а оставшиеся кусочки, завернув в тряпичину, прятали за икону как оберег
Досевки — время посева озимых. Хозяюшки, проводив в поле мужчин, молились о добром урожае, а вечером угощали всех пирогами и гречневой кашей.
Видео: третий Спас
Праздник, завершающий лето, старались отметить щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас — зимой будет квас».
Обязательным у наших предков было посещение бани в праздник. Считалось, что водные процедуры способны защитить от зла и проклятий. В этот день нельзя лениться, принято работать в огороде и в поле. Сохранилась традиция очищать колодцы, источники с целебной водой.
До сих пор сохранилась традиция в последний Спас святить воду в колодце
Поверья: как день провести
С праздничным августовским днём связано немало поверий:
- На Полотняный Спас обязательно покупали ткани для зимнего рукоделия, а приобретённые в этот день одежды изо льна, считалось, будут носкими.
- На стол выставляли самые разные кушанья — Успенский пост уже закончился. По народному поверью, если попробовать каждое блюдо, любое желание обязательно исполнится, а деньги потекут рекой.
Чем богаче праздничный стол — тем прибыльнее будет год
- Загадывали в этот день о сроках посева яровых. Зёрна из 3 колосков закапывали в трёх разных местах и примечали: если быстрее прорастут зёрнышки из первого колоса — значит, посев должен быть ранним, второго — средним, третьего — поздним.
- Полотняный Спас не имеет особых запретов. Единственное — нельзя ссориться с близкими и проклинать своих недругов. Считается, что неприятности и проклятия непременно вернутся.
- Не советуют также в этот день одному ходить в лес. Согласно древним поверьям, одиноких путников там могут поджидать леший и всякая нечисть.
Что обещают народные приметы
Видео: приметы и поверья третьего Спаса
Полотняный Спас — последний народный праздник, завершающий лето. По традиции 29 августа благодарят природу за щедрый урожай и начинают готовиться к зиме, потому и советуют: «Пришёл Спас — готовь рукавицы про запас».
Ореховый Спас 29 августа 2018 года: традиции и приметы
В народе Третий Спас называли праздником урожая. Ранее в это время активно велись сельскохозяйственные работы, а ярмарки заполнялись новыми товарами. Сохранились ли народные традиции и приметы в настоящее время, вы сможете узнать в нашей статье.
Уже 29 августа наступает последний из трех Спасов, который получил название Ореховый или Хлебный Спас. На Руси в это время начинался сбор урожая и проводились ярмарки, где торговцы могли порадовать покупателей свежими продуктами. Сейчас многие традиции и приметы уже забыты, но некоторые из них сохранились и по-прежнему пользуются популярностью. Эксперты сайта dailyhoro.ru расскажут вам, как правильно провести Ореховый Спас и чего категорически не стоит делать в этот день, чтобы избежать неприятностей.
Традиции праздника
В давние времена в этот день православные верующие освящали воду в колодцах. Данный обряд назвался водосвятием. Считалось, что освященная вода обладает сильными целебными свойствами, поэтому набирали ее сразу про запас.
Если в большинство православных праздников запрещено заниматься тяжелой работой, то Ореховый Спас — исключение. Наоборот, в этот день нельзя бездельничать и отлынивать от дел.
Хозяйки традиционно проводили время за домашней работой, пекли хлеб, блюда с орехами и другие угощения. Вечером вся семья собиралась за столом, где каждый мог оценить вкус плодов свежего урожая.
Приметы гласят, что в этот день по лесу разгуливают нечистые силы в поисках своей жертвы. Несмотря на это, страх не мог заставить людей отказаться от похода в лес и собирания орехов. Первой в лес входила самая старшая замужняя женщина, а за ней молодые девушки и незамужние барышни. Если эта традиция нарушалась, считалось, что самая юная из женщин не выйдет замуж очень долго.
В этот же день начинали готовить настойки на основе плодов нового урожая. Готовились они в первую очередь на орехах. Считается, что один глоток такого напитка способен исцелить любую болезнь.
Праздник несет в себе и церковный характер, поэтому в это время принято посещать церковь и молиться. Также в этот день в храмах освящают воду, орехи и хлеб.
Несмотря на то, что в этот день принято больше трудиться, не стоит забывать о том, что Ореховый Спас является праздником. В это время принято приглашать в дом гостей и подавать на стол множество различных угощений. Кроме того, к этому дню Успенский пост будет завершен, а значит, вы сможете побаловать себя и порадовать гостей любыми блюдами, даже из мяса и рыбы. Важно, что на столе обязательно должен присутствовать свежеиспеченный хлеб и блюда с орехами.
Приметы на Ореховый Спас
Наши предки называли Ореховый Спас праздником урожая. Если текущий год был неурожайным или большинство плодов были невкусные и гнилые, значит, таким же будет и следующий урожай.
По традиции в Третий Спас принято собирать орехи. Однако наши предки считали, что в это время по лесам гуляют нечистые силы, поэтому отправляться в путь в одиночестве было небезопасно. Чтобы защитить себя, за день до праздника было необходимо собрать орехи и сделать из них бусы. Такое украшение являлось сильным оберегом и помогало избежать неприятностей и встречи с нечистью.
Найти гнилой орех в этот день — плохой знак. Это значит, что в ближайшее время вам придется столкнуться с неприятностями.
Что защитить себя от порчи и сглаза, в Третий Спас обязательно нужно съесть хотя бы один орешек. Желательно, чтобы перед этим он был освящен в храме.
Если в этот день вас случайно облили водой, не стоит воспринимать это в штыки. Это значит, что вскоре вас ожидает огромная удача. Считается, сто в Ореховый Спас вода обладает сильными целебными свойствами. Искупавшись в реке или водоеме, вы защитите себя от болезней на весь год.
Также из орехов можно сделать оберег для дома. Для этого орешки необходимо освятить, а затем положить в каждой комнате. Таким образом вы сможете защитить свой дом и его обитателей от врагов и болезней.
Чтобы Третий Спас не прошел зря, используйте сильную энергетику дня для привлечения желаемого. В связи с этим мы предлагаем вашему вниманию эффективные заговоры, с помощью которых вы сможете привлечь в свою жизнь деньги и удачу. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и
Ореховый Спас — традиции и приметы на праздник урожая
Корни праздника Ореховый Спас уходят в дохристианские времена. Приметы и традиции праздничного дня, а также ритуалы и заговоры, которые можно читать только в эту дату, найдете в этой статье.
Третий Спас — суть и дата праздника
Август богат праздниками. На последний месяц лета приходится три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый. Последний является заключительным, Третьим Спасом. Отмечается Ореховый Спас 29 августа, на следующий день после Успения и завершения Успенского поста. Согласно дате, называют еще Осенним, или Холодным Спасом.
В дохристианские времена Ореховый Спас был праздником жатвы, как Медовый и Яблочный. Созревает лесной орех, подходил к концу сбор зерна, отсюда еще одно наименование — Хлебный Спас. Это отражено в пословицах: «Третий Спас хлеба припас».
Несколько столетий назад с 29 августа начинали торговать холстами и полотном. Поэтому дату иногда именуют Холщовым Спасом. Ярмарки наполнялись новыми товарами, свободные от сбора урожая люди стремились приобрести полезные в быту вещи.С приходом православия на русские земли к аграрному смыслу праздника добавился религиозный. Праздник урожая превратился в выражение благодарности Господу за «хлеб насущный». На Осенний Спас почитают мученика Диомида. Ему молятся о выздоровлении. Почитается Федоровская икона Божьей Матери. Перед ней молятся женщины о ладе в семье, избавлении от житейских трудностей, беременности и легких родах.
С датой Хлебного Спаса совпадает годовщина перенесения Нерукотворного образа Спасителя. С его помощью ученик Христа исцелил Авгаря. После этого мусульмане похитили образ. Века спустя императору Михаилу удалось вернуть его в Константинополь. В 13 веке икону снова украли в ходе одного из крестовых походов. Ее везли на корабле, он затонул, реликвия была утеряна навсегда.
Традиции и обряды
Православный крестьянин день начинал с молитвы, церкви, участия в водосвятии. Как и в Медовый Спас, на Хлебный принято освящать воду в колодцах. Обычно уделяют внимание тем, которые обошли стороной предыдущие водосвятия. Колодезную воду набирали про запас, она считалась целебной. Кто не успел почистить колодец 14 августа, приступал к этому сейчас. Его обходили вокруг, что символизировало завершение лета и начало осени.Бытовых забот не избегали, это будний день, посвященный сбору зерна и орехов, выпечке, заготовке и консервации овощей и фруктов. Хлеб пекли из муки нового урожая, крошки не выбрасывали, отдавали птицам. Если удавалось закончить сбор зерна к Хлебному Спасу, серпы перевязывали последними колосками и оставляли в красном углу — на урожай в будущем году.
Несмотря на разгул лесной нечисти, отправлялись на сбор грибов и орехов. Первой приступала к поискам самая уважаемая женщина населенного пункта, после нее заходили в лес остальные. Девушки предсказывали будущее на год. Первый найденный орех окажется спелым и вкусным – ждать большой любви. Недозрелый принесет новости, гнилой — горе. С виду спелый, но горький на вкус обещает проблемы в личной жизни.
Консервированные овощи, грибы и компоты — на этом домашние заготовки не заканчиваются. Третий Спас считался подходящим временем для изготовления настоек на водке и самогоне. Особенной популярностью пользовалась настоянная на орехах, собранных в этот же день. Она хороша при простуде.
Ореховый Спас, как говорилось ранее, — торговый день, с него начинались продажи тканей. Традиционно посещали ярмарки и рынки. В конце лета пригодятся новые сельскохозяйственные инструменты взамен изношенных. Следовало подготовиться и к осенним холодам, обзавестись теплой одеждой.
Приступали к работе после службы в церкви, а после трудового дня накрывали столы и праздновали. В селах праздник с большим размахом не проходил, слишком много работы в конце лета. В городах народные гулянья были более шумными и массовыми. В некоторых регионах праздновали прямо на полях. Работающих там встречали хлебом-солью, угощали гречневой кашей, к закату приглашали за стол.
За день до Третьего Спаса заканчивается Успенский пост, запрещающий употребление мяса, рыбы и некоторых других продуктов. Поэтому застолья на хлебный праздник урожая были обильными. Основное украшение стола – каравай. Обязательно подавались блюда с орехами, в основном, выпечка и сладкая каша. Запеченые яблоки, мясные и грибные пироги, шарлотки красовались на каждом столе.
Большой популярностью пользовалась водка, настоянная на ореховых перепонках. За столом желают здоровья крепкого, словно ореховая скорлупа, благодати и благословения. Не лишним пожелать богатства.
Советы празднующим християнам
Как и в любой другой христианский праздник, следует посетить церковь. Ниже описаны продукты, которые можно освятить на Ореховый Спас. Раздайте милостыню, угостите бедных орехами и хлебом. Молиться следует о достатке, семейных неурядицах, зачатии и легких родах, выздоровлении.
Не избегайте работы, связанной с заготовкой продуктов. Хлебный Спас — праздник урожая, поэтому заняться домашней консервацией — не грех. Можно работать в саду или огороде, печь хлеб, который должен стать главным украшением праздничного стола.Ярмарки — одна из традиций Третьего Спаса. Стоит последовать примеру предков, покупки на Хлебный Спас приносят удачу.
Для застолья готовят выпечку с орехами и яблоками. Мед уже не является главным героем стола, как на Медовый Спас, но добавлять его никто не запрещает. Пироги с грибами, овощами и мясом уместны на трапезе. Выпечка должна стоять на первом месте — все-таки это праздник урожая. Приглашают гостей, угощают соседей — на Спас принято делиться.
Что можно святить в церкви
Орех — главный атрибут даты. Освящать можно любые орехи. В идеале — собранные лично в лесу или на приусадебном участке. Но можно святить и купленные. Орехи символизируют здоровье и благосостояние.
Нельзя обойти вниманием хлеб и другую мучную выпечку. Она должна быть изготовлена из муки нового урожая. Опять же, лучше всего святить изготовленные лично вами продукты.Не запрещается добавлять в корзины яблоки и мед, но обычно их освящают в предыдущие Спасы. Иногда приносят в храм овощи. Мак, изюм также не будут лишними.
Воду святят практически в любой церковный праздник, и 20 августа — не исключение. Святая вода поможет от любой беды. Обычная колодезная вода, также приобретает целительные свойства.
Суеверия и приметы на Третий Спас
Обычно в православные праздники нельзя работать, но Третий Спас — время сбора урожая. Поэтому работы не избегают, занимаются консервацией продуктов на зиму и сбором плодов и зерна. Лень будет наказана жизнью в нужде на протяжении года.
Считалось, что урожая хлеба и орехов одновременно не бывает. Если много зерна — мало будет орехов, и наоборот. Больше двух лет подряд, как считали предки, обилия лесного ореха не бывает. Из ореховых веток в конце лета делают банные веники. Ими лечили самые тяжелые болезни. Но хранить такой веник нужно отдельно от остальных, чтобы не терял свойств.Нельзя отказывать в угощении нищим, иначе придется самому просить милостыню. Не впустивший на ночлег странника рискует оказаться без крыши над головой. Нельзя ругаться и желать зла. Все плохие слова и действия вернутся к отправителю, каждый получит по заслугам за содеянное на Ореховый Спас.
Следует что-нибудь купить, хотя бы недорогую вещь. Скряга, оставивший купцов без денег в этот день, рискует целый год просидеть в нищете. За столом нужно попробовать каждое блюдо и похвалить хозяйку — целый год проживете в достатке. На каждое угощение нужно загадать желание. Если хозяйка смутится в ответ на похвалу, быть вам удачливым.
Нельзя ходить в лес без оберега. 29 августа там хозяйничает нечистая сила. Она может навести блуд — заставить потеряться «в двух соснах».
Упал орех на голову — к удаче. Богатство обещается тому, кто найдет два или три сросшихся ореха. Их нужно хранить в кошельке или кармане, подняв с земли или сорвав с дерева левой рукой. Получить мешок орехов в подарок — на счастье.
Если журавли улетели, к Покровам уже будут морозы, а весна окажется богатой на солнечные деньки. Птицы не спешат отправляться на юг — осень будет теплой, зима придет поздно, а весной будет холодно. Гроза обещает теплую осень и позднюю зиму.
Ритуалы и заговоры на Хлебный Спас
Существует поверье — ведьмы 29 августа изготавливают посохи, жезлы и волшебные палочки. Традиционный материал — орешник. Обладающие нужными навыками маги обзаводятся новыми инструментами, наполненным силой Орехового Спаса. Она же усиливает заговоры и ритуалы, основными компонентами для которых служат орехи и хлеб.
Заговор на двойной орех
Сам по себе двойной или тройной орех является денежным талисманом, привлекающим богатство. Его можно усилить заговором:
Пусть счастливый орех станет для меня оберегом,
Принесет мне удачу и денег целую телегу.
Как и советует денежная примета, храните его в кошельке или кармане — поближе к деньгам.
Ореховый приворот
Все три Спаса способствуют любовной магии. На Третий можно сделать приворот, крепкий, как грецкий орех. Сорвите один и расколите на две половинки. Съедобную часть употребите по назначению. На маленьком листе бумаги напишите ваше имя и имя возлюбленного. Положите его в орех и свяжите его половинки красной ниткой так, чтобы они держались вместе. Возьмите в руки и читайте заговор:В одно целое две части соединила, нашу любовь скрепила.
Будет раб Божий (имя) обо мне рабе Божьей (имя) тосковать,
Обо мне одной думать и мечтать.
Наши сердца в унисон забьются,
А судьбы навсегда переплетутся.
Пусть Ореховый Спас моё желание исполнит,
Мою жизнь счастьем наполнит. Аминь.
После прочтения орех нужно закопать там, где живет любимый. Делать это надо молча, уходить домой — не оглядывясь, не вступая в разговоры.
Талисманы из орехов
Внутрь ореховой скорлупы можно положить записку с заветным желанием, перемотать половинки ниткой и носить при себе. В течении года желание исполнится. На Руси таким способом делали привороты, в Китае — привлекали удачу, Европе — ворожили на деньги. Допускается склеить половинки клеем — если записка выпадет, желание не сбудется.
Тонко истолченная скорлупа грецкого ореха привлекает деньги. Ей посыпают купюры, товары перед торговлей, рабочие инструменты. Среди современных неоязычниц популярна денежная косметика на основе соответствующих растений — мяты, базилика, ромашки. Толченая скорлупа может войти в состав скраба.
Ореховые ветки свяжите крест накрест красной ниткой и повесьте возле входной двери. Оберег закроет вход нечисти, черным колдунам и прочим сомнительным личностям.
Денежный заговор на хлеб
Наговаривают на богатство хлеб, испеченный своими руками из муки нового урожая. Делают это перед тем, как поставить его на праздничный стол в честь Хлебного Спаса. Произнести заговор нужно три раза:
Зерно в землю упало, ростком взросло, колосом зазолотилось, хлебушком оборотилось. Как в полях вволю хлеба, так и денег у меня до неба. Как хлеба растут — колосятся, так и денежки мои растут-прибавляются. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Первый кусочек должен достаться тому, кто наговаривал.
Обряд на исполнение желания
Нужно отложить кусок хлеба, отрезанный от выставленного на праздничный стол 29 августа. Наговаривать его нужно в следующую после Орехового Спаса субботу или воскресенье — не позже, чем через неделю. Если хлеб испортился, Высшие Силы не готовы исполнять загаданное желание. Встаньте на рассвете, зажгите свечу. Посолите хлеб с такими словами:Хлебом-солью богов встречаю, свою мечту привечаю. Желаю, чтобы (описать желание одной фразой). Хлеб-соль съедаю, желаемое получаю, богов благодарю.
Съешьте соленый хлеб. Сделайте три глотка воды из полного стакана и скажите:
Как вся жизнь из воды происходит, так и мое желание из нее выйдет. Вода-водица, исполни мою мечту.
Свечу затушите, окунув в стакан с остатками воды с заговором:
Хлеб, соль и вода не подведут никогда. Хлеб, соль и вода — радость, а не беда. Как я сказала, так и будет. Аминь.
Свечу — в церковь, остатки воды — в канализацию.
Лечение детей хлебом
В дату Орехового Спаса знахарки издавна принимали больных детей. Лечили энурез, испуг, сглаз, заикание. С таким заговором следует обкатывать голову малыша куском черного хлеба:
Хлеб качу, катаю, с раба Божьего (имярек) беду сгоняю. Выкатываю, выманиваю, выганиваю все страхи, пристреки, уроки, сглазы, приглазы, завидки хвалу неискреннюю, злобу тайную. Выгоняю лихо из ручек, из ножек, из головушки, из щечек, из жилок, из прожилок, из белых кудрей, из ясных очей. Испуг, испуг, изыди! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Такой хлеб есть людям нельзя, его отдают собакам или птицам. Еще один способ лечения детских проблем не требует заговоров, достаточно знать молитву «Отче наш» наизусть. Девять раз прочитайте ее над трехлитровой банкой с теплой водой. Ребенка разденьте, поставьте в таз и облейте ей с головы до ног. В воду бросьте кусок черного хлеба на пару часов. Потом его отдайте собаке или птицам.
Третий Спас — праздник урожая и окончания лета, который с приходом православия приобрел еще и религиозный смысл. Это день, наполненный силой земли и природы. Его энергетику можно направить на лечение, обогащение или приворотное колдовство. Существует множество примет и традиций Хлебного Спаса. Соблюдающий их обретет счастье.
Ореховый спас 2019: приметы и традиции православного праздника 29 августа
Ореховый спас отмечают ежегодно 29 августа. Еще его называют Хлебным, Спасом на Холсте, а в церковном календаре он отмечен, как – Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Отмечать этот праздник начали задолго до зарождения христианства, и православные следуют этой традиции и по сей день, рассказывает Joinfo.ua.
История праздника
Задолго до появления христианства в Древней Руси предки проводили праздничные ритуалы, призванные спасти народ от голода и различных несчастий. Язычники поклонялись Богу Солнца, Богу Урожая. И называли их Спасом, то есть спасителем, избавителем от бед.
В те далекие времена Ореховый Спас считался праздником сбора зерна. Отсюда и его второе название – Хлебный. К этому времени созревал и лесной орех, что тоже нашло свое отображение в названии торжества. Тогда пошла традиция приносить в дар Богам спелые фрукты, хлеб, орехи и холщовую ткань.
С появлением православия прибавился религиозный аспект празднования. Свою историю он берет с тех времен, когда Иисус Христос ходил по свету и проповедовал христианство. Однажды он оказался в городе Едесса, где правил больной проказой царь Авгарий. Ни одному целителю не удавалось избавить царя от тяжелого недуга.
Прослышав о появлении Спасителя в их городе, Авгарий отправил художника, чтобы тот нарисовал его портрет и царь смог исцелиться, прикоснувшись к лику Господа. Но художнику не удалось выполнить наказ Авгария.
Иисус Христос узнал о страшном недуге царя и его просьбе, попросил у мирян чашу с водой и тряпицу. Умылся водой из чаши, промокнул лицо полотенцем и его лик отпечатался на полотне. Царь Авгарий был исцелен, а нерукотворному образу стали поклоняться все верующие, и именно с него были написаны первые иконы.
По прошествии времени мусульмане похитили святыню. Через несколько столетий император Михаил смог вернуть его в Константинополь. Однако в XIII веке Нерукотворный Образ снова был похищен во время одного из крестовых походов. Его переправляли на корабле, который затонул, и святыня была потеряна навсегда.
Традиции и обычаи праздника
Основной традицией Орехового Спаса является посещение праздничного богослужения в Церкви и молитва. Согласно церковным канонам в этот день освящают лесные и грецкие орехи, хлеб и хлебобулочные изделия.
Традиционно к этому празднику завершался сбор урожая и из новой муки пекли каравай. Его освящали в церкви и затем ели всей семьей. Оставшуюся часть хлеба заворачивали в холщовую ткань и хранили за иконой. Считалось, что таким образом семья защищена от голода. Эта традиция сохраняется и до сих пор в некоторых селах.
Орехи и блюда с ними являются главным угощением на праздничном столе. Они в этот день считаются целебными и поэтому могут придать сил и избавить от недугов. Угощали не только гостей, но и раздавали яства на улице.
На Хлебный Спас и родниковая вода считалась способной исцелять многие болезни. Существует еще одна традиция – обходить колодец вокруг, таким образом замыкая круг проблем и оставляя все неприятности в прошлом.
Ранее существовала традиция 29 августа устраивать большие ярмарки в городах и селах. Считалось, что торговать в этот день особенно прибыльно. Именно на Ореховый Спас было принято приобретать изделия из холщовых и других тканей.
Помимо этого, было принято заготавливать ореховую настойку на зиму. Вообще, третий Спас отмечали с меньшим размахом, так как необходимо было готовиться к осени и зиме. Вечером после трапезы было принято париться в бане веником, сделанным из ореховых веток.
Приметы, поверья и обряды
Первой собирать орехи начинала самая уважаемая женщина в селении. Затем к ней присоединялись остальные односельчане и все старались собрать наибольшее количество орехов. Ведь считалось, что чем больше собрано плодов, тем лучше будет урожай ржи в следующем году.
Незамужние девушки предугадывали, что сулит судьба им в следующем году. Помогал в этом первый найденный ними орех. Если он будет спелым и вкусным – можно ожидать большой любви, недозрелый – сулит известия, гнилой – беду. А если орех на внешний вид спелый, но на вкус горчит – проблемы в личной жизни.
Упавший в лесу на голову орех обещает удачу в жизни. Неимоверным везением считалось найти сросшиеся два орешка. Они сулили своему обладателю большие прибыли. Только срывать их следовало левой рукой и помещать необходимо в кошелек.
Было принято пристально наблюдать за поведением птиц. А в особенности ласточек, аистов и журавлей. Если аисты отлетают в теплые края до Орехового Спаса, то зима будет ранней и холодной, а весна – теплой и солнечной. Если после праздника – осень будет затяжной и теплой, зима – поздней, весна – довольно прохладной.
Существовало древнее поверье, что в день Третьего Спаса каждая ведьма делает себе волшебную палочку из орешника. Потому что именно в этот день он обладал магической мощью. Обычные люди из этих веток делали венки-обереги на удачу и банные веники.
Так как считалось, что в лесу полно всякой нечисти, на Хлебный Спас заходить туда можно было только с оберегом. Запрещено было отказывать человеку в пище и помощи. Также, как и в любой церковный праздник, запрещается ссориться и сквернословить. Правда последнее условие нужно соблюдать ежедневно.
Пусть Ореховый Спас принесет благополучие, здоровье и достаток в ваш дом! А также одарит богатым осенним урожаем!