Амбитендентность это в психологии: амбитендентность | это… Что такое амбитендентность?

что такое амбивалентность и почему трудно уволиться с нелюбимой работы — T&P

Слово «амбивалентность» то используют как синоним равнодушия, то относят к тем непонятным терминам, которые смутно помнятся по школьным урокам физики. В новом выпуске рубрики «Словарный запас» T&P разбираются, что оно означает и как его использовать в повседневной речи.

В первой половине XX века термин использовали в основном в психиатрии, но постепенно он перешел в другие науки и повседневную речь. Примеры амбивалентного поведения в жизни встречаются часто. Например, если человек понимает, что алкоголь вредит здоровью, но не может от него отказаться, то можно говорить об амбивалентном отношении к трезвости. Когда хочется уволиться с нелюбимой работы, но принять решение не получается, потому что она приносит стабильный доход, — это тоже амбивалентность. Литературный пример, который любил приводить Фрейд, — противоречивые чувства Отелло к Дездемоне в трагедии Шекспира.

Первым слово «амбивалентность» использовал швейцарский психиатр Эйген Блейлер. В 1908 году врач опубликовал работу, в которой назвал заболевание, известное как «преждевременное слабоумие», новым именем — шизофрения. Блейлер дал описание основным симптомам шизофренического мышления, среди которых, кроме аутизма, деперсонализации и расстройства ассоциаций, он особенно выделял «амбивалентность» (лат. ambo — «оба», valentia — «сила») — одновременное наличие у человека взаимоисключающих мыслей. Из-за этой двойственности мышления личность раскалывается на две антагонические субличности, и больной идентифицирует себя то с одной, то с другой. Врач писал о таком состоянии следующее: «Любовь и ненависть (у больного. — Прим. ред.) к одному и тому же лицу могут быть одинаково пламенны и не влияют друг на друга. Больному одновременно хочется есть и не есть, он одинаково охотно исполняет то, что хочет, и чего не хочет, в одно и то же время думает: «Я такой же человек, как и вы» и «Я не такой, как вы». «Бог» и «черт», «здравствуй» и «прощай» для него равноценны и сливаются в одно понятие».

Психиатр выделял три типа амбивалентности. Эмоциональной амбивалентностью он описывал одновременное позитивное и негативное чувство к человеку, предмету или событию. Например, при ревности можно испытывать и любовь, и ненависть, а ностальгия вызывает не только радость от приятного воспоминания, но и грусть от того, что событие осталось в прошлом.

Волевая амбивалентность значит, что человек не может сделать выбор и в итоге часто вообще отказывается принимать решение. Такие сомнения наглядно иллюстрирует притча про Буриданова осла: голодное животное стоит между двумя одинаково привлекательными стогами сена и не может выбрать ни один. Избегая выбора, человек часто испытывает облегчение, но в то же время стыдится своей нерешительности — то есть один вид двойственности порождает другой.

Третий тип, интеллектуальная амбивалентность, — это когда в рассуждениях чередуются взаимоисключающие идеи. К примеру, уверенность в справедливости «божественного промысла» сменяется атеизмом. Считается, что именно такой «раскол» мышления в первую очередь указывает на развитие шизофрении.

При этом Блейлер отмечал, что противоречивое поведение — не обязательно признак шизофрении. По его мнению, оно может быть свойственно совершенно здоровым людям, особенно с шизоидным типом личности. Тревожиться стоит, если человек постоянно страдает от двойственности идей, чувств или затрудняется принимать решения, а его настроение и реакции меняются очень быстро, когда это ничем не мотивировано. Психологи обращают внимание на то, что сомнения и неопределенность являются естественной составляющей жизни. Причинами амбивалентности, если речь не идет о патологии психики, может быть нерешительность, замкнутость, фобии, склонность к самокритике или наоборот — перфекционизм, подсознательный страх совершить ошибку и потерпеть неудачу, эмоциональная и интеллектуальная незрелость. Считается, что алкоголь, наркотики, наркоз и сильный стресс усиливают проявления амбивалентности. Как правило, осознать состояние сложно, потому что это подсознательный процесс.

Как говорить

Неправильно: «Весь день у меня было вялое, амбивалентное состояние, поэтому из дома я так и не вышел».

Правильно: «Меня доводит до отчаяния собственная амбивалентность: повышение на работе одновременно и радует, и пугает».

Правильно: «Амбивалентное отношение Коли к деньгам удивляет: он то экономит на каждой мелочи, то спускает всю зарплату за день».

Denis Bondarev

Теги

#словарный запас

#шизофрения

#Эйген Блейлер

#амбивалентность

  • 175 600

Что такое амбивалентность и почему мы испытываем противоречивые чувства

Многие люди, а особенно девушки, хоть иногда, но сталкивались с неоднозначным проявлением чувств к другому человеку. Хочется больше времени проводить рядом, но рядом быть невозможно — начинаются ссоры и разборки. Ощущение «люблю и ненавижу» — это чувство, которое в психологии называется «амбивалентность».

В этой статье мы расскажем, что такое амбивалентные чувства, какая бывает амбивалентность и как справиться с противоречивыми чувствами.

Что такое амбивалентное отношение

Понятие «амбивалентность» произошло от латинских слов «ambi»,, что означает двойное, двойственное и «valentia» — сила. То есть буквальный перевод — «двойная сила, двойственное ощущение».

То есть, говоря простыми словами, это двойственное отношение к объекту. Двоякое проявление эмоций как позитивных, так и негативных, которые имеют одинаковую степень проявления.

Чтобы говорить именно про амбивалентность, надо чтобы одна и та же причина, момент или фактор вызывал двоякое отношение и неоднозначные чувства.

Пример ситуации. При прыжке с тарзанки вы чувствуете одновременно страх и эйфорию — это амбивалентность. Вы едите устриц — их вкус у вас вызывает отвращение и одновременно наслаждение — это тоже амбивалентные эмоции. Но если вам нравится ваша работа из-за близости к дому, но вам не нравится то, что вы делаете — это уже не двоякие чувства.

Для психически здоровой личности амбивалентность не представляет опасности — он может принять решение и сделать выбор. Но для мнительных, внушаемых и тревожных людей амбивалентность чувств будет приносить дискомфорт, страх, сомнения. Если такое случается, надо обращаться за помощью к психологу.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас снижена самооценка, вы не чувствуете уверенность, вам сложно принимать решения, у вас есть страх будущего. Это могут быть симптомы амбивалентности. Наши психологи помогут вам выйти из непростой ситуации, разрешить волнующий вас вопрос и сохранить свою нервную систему.

Амбивалентный подход в разных сферах

Психология и психиатрия разделяют амбивалентные чувства на несколько категорий, По сути, разделяя их на сферы жизни:

Виды амбивалентности

Характеристика

Эмоциональная амбивалентность

Двойственность эмоций, чувств и мышления. Чаще всего проявляется в романтических отношениях и привязанности. В эту же категорию может входить и сексуальная амбивалентность.

Волевая двойственность

Также называется термином «амбитендентность». Когда человек имеет противоположные цели и не может определиться.

Интеллектуальная двойственность

У человека есть несколько разноплановых идей и он не может принять решение, какую из них воплощать в жизнь.

Социальная амбивалентность

Двойное поведение, основанное на общепринятых «правилах» и «законах» отдельно взятой группы людей. Например, если человек посещает церковь, но утверждает, что не верит в Бога.

Причины амбивалентного состояния

Специалисты сходятся во мнении, что спровоцировать амбивалентные переживания и аналогичное поведение могут несколько факторов:

  • алкогольная и наркотическая зависимость
  • употребление психотропных препаратов
  • депрессия
  • низкая самооценка
  • инфантилизм
  • сильный стресс
  • эпизоды насилия и абьюзивные отношения
  • чрезмерная критика

Многие факторы, влияющие на двойственность поведения взрослого человека, возникают еще в детстве и закрепляются в подсознании.

Двойственный характер личности не дает ничего хорошего как самому человеку, так и окружающим. Сомнения, дискомфорт, страх, как последствия амбивалентности, приводят к неврозам.

В психиатрии амбивалентность не является самостоятельным расстройством психики. Она часто проявляется при различных психических заболеваниях:

  • шизофрении
  • ОКР (обсессивно-компульсивном расстройстве)
  • психозах
  • различных фобиях
  • панических атаках

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы или ваш ребенок испытали сильный стресс или находились в состоянии депрессии. Наши психологи проведут консультацию по телефону и помогут найти причину психического расстройства, расскажут, как повысить самооценку, научиться принимать решения и избежать серьезных проблем со здоровьем.

Коррекция состояния

Так как амбивалентность это причина более серьезных психических расстройств, то, значит, лечить ее нужно исходя из заболевания, вызвавшего такое состояние.

Определить, какое именно психическое расстройство «настигло» пациента может только специализированный врач — психотерапевт или психиатр. Самостоятельно диагностировать у себя патологию психики не получится.

Специалист учитывает индивидуальные особенности каждого человека, собирает анамнез, проводит беседу и назначает, как правило, комплексную терапию.

Из лекарственных препаратов назначаются нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, седативные, снотворные и препараты из группы ноотропов.

Кроме медикаментозного лечения, амбивалентам помогает и терапия с психологом. Это могут быть личные беседы, групповые терапевтические занятия, специальные тренинги и курсы.

Важно! Постоянное ощущение тревоги, переживания, депрессивный настрой мешают человеку принимать взвешенные и осознанные решения. Поэтому из такого состояния нужно выходить как можно скорее, чтобы оно не привело к психическим расстройствам и амбивалентности.

Частые вопросы

Что означает амбивалентность?

+

Определение этого понятия мы привели в самом начале статьи — это двойственное чувство, противоречие переживаний, ощущений и эмоций по отношению к какому-либо объекту (человеку, предмету, явлению).

Каковы причины развития двойственности у детей?

+

Двойственное поведение у детей развивается из-за нехватки родительской любви, заботы, внимания. Также у чрезмерно опекающих родителей или слишком требовательных, дети вырастают с двойственным отношением.

Навязчивая привязанность и ненависть — это амбивалентность?

+

Да, если такие эмоции возникают в отношении одного человека, то это двойственные чувства. Обратитесь к психологу, чтобы скорректировать ваше поведение.

Как проявляется двойственность в поведении?

+

Человек поступает не так, как озвучивает, он противоречивый, растерянный, конфликтный, невротичный, апатичный, заторможенный.

Чем опасна двойственность?

+

Она может приводить к алкогольной, наркотической и табачной зависимостям, сильным стрессам, соматическим расстройствам и психическим заболеваниям, а также к увлечениям различными оккультными практиками и увлечениям.

Заключение эксперта

Значение амбивалентности – противоречие и двойственность. В норме такие ощущения испытывает почти каждый человек в отношении одного объекта или события. Если ощущение двойственности имеет кратковременный характер, то беспокоиться не о чем. Но если противоположные эмоции мешают вашей нормальной жизни, приносят тревогу, сказываются на психоэмоциональном здоровье, то нужно обращаться за помощью к психологу.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 317

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Амбиции — это хорошо или плохо?

[Статья изменена 18 января 2020 г.]

Источник: Pixabay

Амбиции можно определить как стремление к каким-либо достижениям или отличиям, которое включает, во-первых, стремление к достижению и, во-вторых, готовность работать над этим даже перед лицом невзгод или неудач.

Быть честолюбивым — значит достигать в первую очередь не ради самого достижения (то есть быть многообещающим), а ради отличия себя от других. Будь мы последним человеком на земле, было бы мало или вообще не было бы смысла быть честолюбивым.

Амбиции часто путают со стремлением. В отличие от простого стремления, которое имеет конкретную цель в качестве объекта, честолюбие — это черта или склонность, и как таковая она настойчива и всепроникающа. Человек не может изменить свое честолюбие не больше, чем любую другую черту характера: достигнув одной цели, по-настоящему амбициозный человек вскоре формулирует другую, к которой следует продолжать стремиться.

Об амбициях часто говорят на одном дыхании с надеждой, как о «надеждах и амбициях». Надежда — это желание, чтобы что-то произошло, в сочетании с ожиданием того, что это произойдет. Напротив, амбиции — это стремление к достижениям или отличиям в сочетании с готовностью работать в направлении 9.0013 это. Противоположностью надежде является страх, безнадежность или отчаяние; противоположность амбициям — это просто «отсутствие амбиций», что не является негативным состоянием.

Пожалуй, это даже предпочтительное состояние. Во многих восточных традициях честолюбие рассматривается как зло, которое, привязывая нас к мирским занятиям, удерживает нас от духовной жизни и ее плодов добродетели, мудрости и спокойствия. Напротив, на Западе честолюбие превозносится как предварительное условие или предвестник успеха, даже несмотря на то, что сам западный канон склонен противоречить ему.

Например, в Республике Платон говорит, что, будучи лишенными амбиций, хорошие люди избегают политики, оставляя нас на произвол плохих людей и их амбиций. Даже если бы его попросили или пригласили, хороший человек отказался бы править. Чтобы заставить хороших людей занимать руководящие должности, Платон заходит так далеко, что предлагает ввести наказание за отказ править.

У Аристотеля было более тонкое понимание амбиций. В «Никомаховой этике» он определяет добродетель как склонность стремиться к промежуточному звену между избытком и недостатком, что, в отличие от избытка или недостатка, является формой успеха и поэтому достойно похвалы. Например, те, кто бросаются сломя голову во всякую опасность, — опрометчивы, а те, кто убегает от всякой опасности, — трусы, но мужество обозначается средним или промежуточным.

По Аристотелю, чтобы быть добродетельным в сфере, нужно быть близким к среднему между избытком и недостатком в этой сфере. Итак, хотя потерпеть неудачу можно во многих отношениях, добиться успеха можно только одним способом — вот почему потерпеть неудачу легко, а добиться успеха трудно. Точно так же люди могут быть плохими во многих отношениях, но хорошими только в одном.

Аристотель продолжает обсуждение основных добродетелей и связанных с ними пороков. В сфере «малой чести и бесчестия» он называет «честолюбие» порочным излишеством, «отсутствие честолюбия» порочным недостатком и «должным честолюбием» добродетельной серединой.

По сей день люди все еще говорят об амбициях после Аристотеля, как о «здоровых амбициях», «нездоровых амбициях» и «отсутствии амбиций». Здоровое честолюбие можно понимать как размеренное стремление к достижению или отличию, а нездоровое честолюбие — как неумеренное или неупорядоченное стремление к таковому. Здоровые амбиции индивидуальны и социально конструктивны, в то время как нездоровые амбиции мешают и разрушительны и больше похожи на жадность.

В « Политике » Аристотель признает, что человеческие амбиции и жадность являются одними из наиболее частых причин преднамеренных актов несправедливости. Несколько столетий спустя Фрэнсис Бэкон усовершенствовал это положение: пока честолюбивым людям ничто не мешает, они скорее заняты, чем опасны; но как только им препятствуют или понижают в должности, они становятся «тайно недовольными, смотрят на людей и дела дурным глазом и больше всего радуются, когда дела идут в обратном направлении». Бэкон советовал правителям быть осторожными в привлечении амбициозных людей и обращаться с ними, «чтобы они оставались прогрессивными, а не ретроградными».

Высокоамбициозные люди чувствительны к сопротивлению и неудачам и почти постоянно испытывают неудовлетворенность или разочарование. Как и в случае с Сизифом, их задача никогда не выполняется, и, как и в случае с Танталом, их добыча всегда недосягаема. Как у Тантала над головой висел камень, так и у амбициозных людей на шее висит петля неудачи.

Действительно, именно страх неудачи сдерживает амбиции всех, кроме самых смелых или опрометчивых людей. Как мания может закончиться депрессией, так и честолюбие может закончиться страданием и отчаянием. Жить с амбициями — значит жить в страхе и беспокойстве, если только тяжесть наших амбиций не может быть облегчена благодарностью, то есть чувством признательности за все, что у нас уже есть. Хотя благодарности особенно не хватает людям, ориентированным на будущее, честолюбие гораздо менее ядовито, если даже без альпинизма жизнь все еще кажется достойной жизни.

Люди не являются по-настоящему честолюбивыми, если они не готовы идти на жертвы во имя своих амбиций — даже если цель их амбиций может не стоить их жертв, и не только потому, что она может никогда не быть достигнута или даже приблизиться к ней. Можно даже утверждать, что при чистом, неприкрытом честолюбии конец никогда не стоит жертв. К счастью, честолюбие редко бывает чистым, а обычно смешивается с бескорыстными целями и мотивами, даже если они могут быть скорее случайными, чем преднамеренными и определяющими; и может случиться так, что все наши величайшие достижения — это все или почти все случайности честолюбия.

В этом смысле амбиции подобны подвешенной морковке, которая подгоняет осла, тянущего телегу. Исследования показали, что в среднем амбициозные люди достигают более высокого уровня образования и дохода, строят более престижную карьеру и, несмотря на пагубные последствия своих амбиций, сообщают о более высоком уровне общей удовлетворенности жизнью. Из-за невезения и недальновидности самые амбициозные люди в конечном итоге терпят неудачу в своих амбициях, но это все равно ставит их далеко впереди своих более непритязательных сверстников.

Почему одни люди более амбициозны, чем другие? Короче говоря, амбиции — это сложная конструкция, основанная на множестве факторов, включая, помимо прочего, родительские образцы для подражания и ожидания, порядок рождения и соперничество между братьями и сестрами, чувство неполноценности или превосходства, страх неудачи и отвержения, интеллект, прошлые достижения, соперничество, зависть, гнев, месть и инстинктивное стремление к жизни и сексу.

С чисто психологической точки зрения амбиции можно рассматривать как защиту эго, которая, как и все защиты эго, служит для защиты и поддержки определенного представления о себе. Вместо амбиций, которые представляют собой довольно изощренную защиту эго, люди, которым не хватает силы, чтобы взять на себя ответственность за свои действия, с большей вероятностью ответят менее зрелыми защитами эго, например, рационализируя, что «жизнь несправедлива» или что они «несправедливы». меньше дивы и больше командного игрока». Если их эго намного больше, чем их храбрость, они могут стать пренебрежительными или даже деструктивными, последнее также является средством привлечения внимания или саботажа, чтобы предоставить готовое оправдание своей неуспешности: «Дело не в том, что я потерпел неудачу, а в том, что я потерпел неудачу. Я был сорван».

Одной из защит эго, которая заслуживает особого изучения в контексте амбиций, является сублимация, которая является одной из наиболее зрелых и успешных из всех защит эго. Если Джон злится на своего босса, он может пойти домой и выразить свой гнев, разбив несколько тарелок, или вместо этого он может пробежаться по беговой дорожке.

Первый случай (разбитие нескольких тарелок) является примером смещения, перенаправления неприятных чувств на кого-то или что-то менее важное, что является защитой незрелого эго. Второй случай (бег на беговой дорожке) является примером сублимации, направления непродуктивных или деструктивных сил на социально одобряемую и часто созидательную деятельность, что, конечно, является гораздо более зрелой защитой эго.

Примером сублимации, относящейся к амбициям, является человек с садистскими или смертоносными побуждениями, который реализует эти импульсы, вступая в армию или, как судья Уоргрейв в романе Агаты Кристи «, а потом никого не стало» , становясь судьей повешенным. В конце романа, в постскриптуме, письмо находят в бутылке недалеко от побережья Девона. Письмо содержит признание покойного судьи Уоргрейва, в котором он раскрывает пожизненный садистский темперамент в сочетании с яростным чувством справедливости. Хотя он жаждал запугать, пытать и убить, он не мог оправдать причинение вреда невинным людям. Поэтому вместо этого он стал повешенным судьей, который пришел в трепет при виде осужденных (и виновных) преступников, дрожащих от страха.

В жизни мало что бывает либо хорошим, либо плохим. Скорее их хорошее и плохое зависит от того, что мы можем или не можем сделать из них. Люди с высокой степенью здорового честолюбия обладают проницательностью и силой (силой, которая часто порождается проницательностью), чтобы контролировать слепые силы честолюбия, то есть формировать свои амбиции так, чтобы они соответствовали их интересам и идеалам, и используйте его так, чтобы он поджигал их, не сжигая при этом ни их, ни окружающих. Наивысшее понимание, рожденное из смирения, возможно, заключается в том, что не обязательно быть честолюбивым, чтобы достигать высоких результатов или даже чувствовать себя живым.

Люди сужаются или расширяются в зависимости от степени и характера своих амбиций. Честолюбие нуждается в взращивании и утончении, но у него нет учителей.

Нил Бертон — автор книги « Рай и ад: психология эмоций » и других книг.

Психология амбиций | Psychology Today

Источник: Public Domain

Всякий раз, когда я посещаю Уолден-Понд, я думаю о прекрасном панегирике, произнесенном Ральфом Уолдо Эмерсоном в связи с кончиной Генри Дэвида Торо. После долгих похвал Эмерсон оставил место для некоторой критики, что так необычно, когда речь идет о недавно умершем; он упрекал Торо в том, что он не пытался сделать больше со своим потенциалом: «Если бы его гений был только созерцательным, он был бы приспособлен к своей жизни, но с его энергией и практическими способностями он казался рожденным для великих предприятий и командования; сожалею о потере его редкой способности к действию, что я не могу не считать его недостатком то, что у него не было честолюбия. Желая этого, вместо того, чтобы заниматься инженерным делом для всей Америки, он был капитаном черничной вечеринки. Молоть бобы — это хорошо к концу империй в один из этих дней, но если, в конце лет, это все еще только бобы?»

Панегирик Эмерсона перекликается с его афоризмом о том, что вы должны стремиться выше, , если вы попадете в цель. Можно сказать, что это здоровое честолюбие необходимо молодым и способным людям; больше из нас достигает меньшего, потому что мы не пытаемся, чем не достигаем, потому что слишком стараемся.

Назовем это тезисом Эмерсона.

Есть еще один подход к амбициям, который я почерпнул из мыслей малоизвестного психиатра Элвина Семрада, который однажды сказал: «Вы можете достичь всего, чего хотите, если готовы платить за это». Вы хотите быть президентом Соединенных Штатов? Заплатите цену: если вы прилагаете усилия каждую минуту своей жизни для достижения этой цели, ваши шансы не могут быть незначительными. (См. Clinton, W.J.) Вы хотите стать известным писателем? Тратьте каждую секунду на то, чтобы научиться писать, работая над письмом, встречаясь с другими писателями, издателями и агентами. Делайте это десятилетиями, и вполне вероятно, что вы станете настоящим писателем. Теперь давайте предположим, что вы также хотите взять несколько отпусков, или жениться, или завести детей, или поиграть в боулинг по воскресеньям… Такова цена. От чего вам придется отказаться, чтобы достичь своей мечты?

У меня всегда были мечты и амбиции; Я полагаю, что большинство авторов блогов для Psychology Today делают то же самое, иначе они не прилагали бы усилий, чтобы угождать, развлекать и информировать, как они это делают. Большинство из нас, вероятно, были бы не прочь стать авторами бестселлеров или кем-то в этом роде, получив славу и последующие средства. Но какую цену мы готовы заплатить? В свои двадцать лет я так и не понял той привязанности к семье, которую я видел в своем отце и во многих других, чьи достижения, хотя часто выдающиеся, никогда не достигали отметки их первоначальных амбиций. Я представлял себя другим: я потянусь к золоту, а не к бронзе.

Теперь с детьми я смотрю на вещи по-другому.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *