Аутентичность это что за понятие, особенно в психологии.
Привет, друзья. Продолжу сегодня разъяснять понятия некоторых иностранных слов, используемых в нашей речи. Я считаю, что русский язык ими наполнен в избытке. Но не все они являются мусором. Например, аутентичность. Это что означает? Особенно интересно ее использование в психологии. Как она характеризует человека?
Наш язык постоянно пополняется новыми словами. Это нормально, потому что мир усложняется. А средства коммуникации делают доступ к любой информации очень легким. Чтобы понимать суть происходящего, необходимо во многом разбираться. Понятие аутентичности, как раз из этой области.
Что оно означает
Много чего в информационном поле нам просто засоряет мозг. Используется часто, как дань современной моде на все англоязычное. Но понятие аутентичности не относится к словам-паразитам. И оно не из английского языка.
Слово «аутентичность» в переводе с древнегреческого означает «подлинность». Если говорить простыми словами, то это определение чего-то настоящего, достоверного, неподдельного.
Это понятие используется в различных сферах нашей жизни.
- В философии оно применяется к проблемам самоопределения и формирования самого человека (возможность выбирать свой жизненный путь).
- Для информационного потока аутентичность это гарантия того, что средства массовой информации не выдумывают новости. Т.е. используемые ими источники являются реальными и соответствуют заявленным самими этими СМИ.
- Производственная сфера использует этот термин для подтверждения оригинальности выпущенного изделия. Что оно создано официальным изготовителем и не является контрафактом.
- Искусство понятие аутентичности относит к подтверждению достоверности передаваемого образа. Как противопоставление плагиату. Например, оригинальность рукописи, без последующих правок, или своеобразное исполнение в музыке.
В психологии
Здесь аутентичность это то, что характеризует человеческое поведение. Можно сказать, что она определяет отношение нашей жизненной роли к своему внутреннему содержанию. Простыми словами, это означает насколько естественно мы себя ведем в реальной жизни.
У каждого человека имеются собственные базовые установки мировосприятия. Все, что мы приняли в детстве и что отшлифовалось в период взросления являются нашими жизненными ориентирами. Это личная система координат на карте окружающей действительности.
Естественно, что каждый из нас мир видит по-своему. Следовательно имеет собственные представления, как на него реагировать. Но многие ведут себя под влиянием существующих модных тенденций и навязанных стереотипов современного общества. Т.е. не в соответствии со своими убеждениями.
Вот такое поведение человека снижает его аутентичность. Противоположностью этого понятия является человеческое лицемерие. Аутентичность человека — это возможность адекватно высказываться и выражать свое отношение в общении с другими.
Ее проявления
Любой из нас может легко увидеть это в собственном поведении. Стоит только вспомнить, как мы ведем себя, когда мы одни, и как это выглядит в контакте с другими людьми. Особенно если нужно произвести впечатление или спрятать свои истинные переживания.
Аутентичность — это то, что хорошо наблюдается в поведении детей. Они непосредственны изначально, потому что их сознание еще не заполнено лживыми понятиями от слов «надо» и «должен».
Получается, что аутентичным можно считать человека настолько, насколько его поведение отличается от уединенного состояния и поведения в присутствии других людей. Существуют признаки, по которым можно это определить:
- имея свое представление об окружающем мире, человек принимает его несовершенство, себя в нем и окружающих, без приписывания каких-либо особых ролей каждому из этих элементов, реально смотрит на мир и ничего не предвосхищает;
- имеет свою точку зрения по любому вопросу его жизни, может адекватно ее выражать, где это уместно и без опасения, что она может не совпасть с общепринятыми представлениями;
- не идет на сделку со своей совестью, не делает заявлений и не совершает поступков, противоречащих его жизненным установкам;
- не воспринимает на веру слухи и сплетни от других людей, поскольку знает, что большинство людей слабы и падки на скрытую агрессию;
- является сформировавшейся личностью, так как спокойно относится к состоянию одиночества, без раздражения несет ответственность за последствия своих поступков.
Чем она полезна
Естественное выражение собственного «я» важно для любого человека. Прежде всего по отношению к самому себе. Поскольку самообман вообще неблагодарное занятие. А также в общении с другими людьми. Искренность намерений легко распознается нашим подсознанием.
К такому человеку больше доверия. А следовательно и отношения завязываются более откровенные, прочные. Гораздо правильнее выслушать другого, а после поделиться своими мыслями и чувствами, если это уместно. Нежели раздавать советы тем, кто в них не нуждается и об этом не просил.
Жить в согласии со своим внутренним миром помогает сохранять ясность сознания и устойчивость психики. Аутентичность поведения это то, что делает нас личностями. А сложившаяся личность всегда привлекает внимание. Мы ведь к этому стремимся?
Как бы это смешно ни звучало, но все наши проблемы и неприятности создаются по причине игнорирования своего истинного «я». Большая часть людей на планете этим вопросом вообще не заморачиваются. Считают, что главное материальный успех, а остальное приложится.
Но все, как раз, наоборот. Чем ближе мы к источнику своей неповторимости и уникальности, тем большими подарками нас вознаграждает жизнь. Именно поэтому способность человека принять свое естество считается главной задачей психологии. Все ее практики посвящены поиску дороги к себе.
Заключение
Как вы поняли, аутентичность это что-то важное в осознании себя частью большого и сложного мира. Это я применительно к психологии. В этом отношении редко кто может считать свое состояние близкое к аутентичному. Большинство людей утеряли свою непосредственность.
Рождаясь и воспитываясь в людской среде сложно сохранить свою первозданность. Но одно из направлений современной психологии под названием гештальт-терапия работает как раз с понятием аутентичности. Эта практическая терапия будет полезна тем, кто ходит по кругу своих неудач не видя выхода.
Вот, пожалуй, и все. Желаю вам позитивного отношения к жизни и стремления к саморазвитию. До скорой встречи.
С уважением
Сергей Бездворный
значение слова простыми словами, текста договора, синонимы, способы установления, принцип, что это в психологии
Аутентичность (др.-греч. authentikys – подлинный) – правильность свойств, взглядов, чувств, намерений; искренность, неподдельность.
Отсюда, “аутентичный” означает настоящий, оригинальный. Аутентичными могут быть вещи и товары, – абхазский чай, астраханский арбуз, японская музыка, тот же “iphone”.
“Неаутентичный” (фальсифицированный) – то есть, поддельный, фальшивый.
Аутентичность в психологии
В психологии применяется термин, схожий с понятием “аутентичность”, – “конгруэнтность” (лат. congruens – соответствующий; соответствие; равенство).
Конгруэнтность означает соответствие между словами и жестами (мимикой).
Это мера соответствия между тем, что личность говорит, думает и чувствует. Конгруэнтного человека легко понять, он не скрывает и не утаивает, говорит как есть и говорит то, что чувствует на самом деле.
“Неконгруэнтность” проявляется во лжи, лести, в поведении не соответствующем действительности (скажем, человеку грустно, а говорит он, что ему весело). Проявляется “неконгруэнтность” из-за страхов, зависимости от чужого мнения.
Аутентичность текстов
Аутентичный текст – это текст официального документа, который должен соответствовать содержанию текста на другом языке. То есть, перевод одного официального документа на другой язык должен быть аутентичным подлиннику. Применяется аутентичность текстов, в основном, в международном праве, когда текст какого-либо документа был разработан на одном языке, а перевести его нужно еще на несколько других иностранных языков для разных государств.
Аутентичность информации
Свойство это проявляется в гарантии того, что заявленный субъект, объект или ресурс идентичны тому, что о них говорили, писали, рекламировали.
Аутентичность в искусстве
Здесь будет применима фраза “подлинность произведения искусства”. Аутентичность в искусстве противопоставляется плагиату.
В литературе – авторский текст без редактирования, без правок (рукописи авторов, письма, переписки, личные дневники и записи).
В живописи – так называемый “авторский стиль”, особая подача и техника.
В музыке – авторская манера исполнения, использование конкретных инструментов.
Аутентичность в технике
Подлинность изготовляемой продукции; такой продукт выпущен на официальном заводе-производителе.
Противопоставлением аутентичной технике будет контрафактная продукция.
Аутентичный человек
В психологии аутентичный человек характеризуется как тот, что умеет отказываться от различных социальных ролей (профессионала, отца или матери, брата или сестры) и проявляет свои качества через мысли, эмоции и поведение.
Также проявление аутентичности тесно связано с личными мотивами и социальными нормами. И, если в обществе принято думать и делать по-другому, то происходит столкновение интересов личности и общества.
В гуманистической психологии аутентичная личность считается идеальной. Именно через аутентичность осуществляется личностный рост.
Полностью аутентичных людей нет, ведь человек существо социальное. Так или иначе, на мысли, точку зрения человека влияет социум.
И надо понимать, что аутентичность будет выделять человека среди остальных. Ярким примером аутентичного человека является тот же Мэрилин Мэнсон.
Аутентичность личности
Аутентичность (греч. authentikys — подлинный). Понятие, разработанное в гуманистической психологии и психотерапии и отражающее одну из важнейших интегративных характеристик личности. По Роджерсу (Rogers С. R.), который активно использовал этот термин, аутентичность — это способность человека в общении отказываться от различных социальных ролей (психотерапевта, профессионала, педагога, руководителя и т. п.), позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению. Наряду со способностью к безусловному принятию и эмпатии аутентичность является обязательной составляющей эффективного человеческого общения.
Границы понятия аутентичности нечетки. Часто в качестве синонимов термина аутентичности используются такие определения, как полноценно функционирующая личность (Роджерс), свобода (Олпорт), самоактуализация (Маслоу), самость, целостная личность (Перлс), конгруэнтность (Гриндер, Бендлер).
Психологический смысл аутентичности можно определить как согласованное, целостное, взаимосвязанное проявление основных психологических процессов и механизмов, обусловливающих личностное функционирование. Проявление или непроявление аутентичности с этой точки зрения наблюдается при столкновении личностных мотивов и интересов с социальными нормами, доминирующими тенденциями общественного сознания. В такой ситуации аутентичное поведение предполагает цельное переживание непосредственного опыта, не искаженного психологическими защитными механизмами. Человек вовлеченно воспринимает происходящее и затем непосредственно проявляет свое эмоциональное отношение к нему. Его мысли и действия согласованы с эмоциями. В современных направлениях психологии, разрабатывающих формальную структуру коммуникации, поведение такого человека оценивается как конгруэнтное (т. е., с точки зрения стороннего наблюдателя, информация, поступающая от него по вербальному и невербальному каналам, является согласованной).
В традициях гуманистической психологии аутентичность характеризует также некую идеальную личность, в противоположность невротической личности. На пути к аутентичности осуществляется личностный рост. В гештальт-терапии аутентичности, самости предшествуют этапы осознавания относительности социальных норм, неэффективности поведенческих шаблонов, утверждения собственной ценности с открытием в себе возможности проявления любых, даже негативных эмоций, с одновременным принятием на себя ответственности за аутентичное поведение в обществе. В этом контексте аутентичность — это не образец для подражания, скажем, герою, а выстраданная в борьбе с самим собой свобода в принятии своих уникальных особенностей и неповторимой стратегии построения собственной жизни. Примером аутентичного поведения может служить поведение участника тренинговой группы, который, испытывая страх перед предстоящим групповым обсуждением вопроса «Как ты сейчас себя чувствуешь?», честно признается в том, что боится.
Аутентичность, Психология – Гештальт Клуб
Практически все, с кем не обсуждаешь перспективы развития личности, считают, что если ты будешь самим собой, то все у тебя получится. Все проблемы с самим собой исходят из того, что ты хочешь чего-то не сам, а этого хотят окружающие, или они считают, что хотеть определенных вещей правильно. А вот если ты сам… то все получится.
Это верно. Люди действительно чувствуют себя в жизни гораздо лучше, если они выражают свои интересы, преследуют свои цели и добиваются значимых для них самих результатов. Про такие личности мы говорим «цельные», а качество, которым они обладают, называется «аутентичностью».
Аутентичность – это способность личности отказываться от социальных ролей, позволяя проявляться подлинным, уникальным для данной личности эмоциям, мыслям и поведению.
Это прекрасно и очень привлекательно, особенно когда полагаешь, что как только ты стал собой, тебя сразу за это полюбят. Но дело в том, что люди перестают быть аутентичными не просто так, из-за лени.
Проявления личности в детстве не всегда принимаются родителями. Дело в том, что ребенок, в силу незрелости своей нервной системы, свои порывы души может выражать социально неприемлемым или даже опасным способом. Природное любопытство просто прекрасно, но не в форме тыканья гвоздиками в розетку. Рисование тоже очень хорошо, но не на обоях или на капоте соседской машины. Ребенку ставят рамки, и без этих рамок его вхождение в общество было бы затруднительно.
Да, рамки полезны, но немалая часть детей не получает от родителей иных рецептов самовыражения. Другой вариант блока самовыражения – слишком узкие рамки дозволенного. Любой выход за огороженную территорию вызывает у родителей гнев и отвержение. И нередко узкий коридор желаемых проявлений психической активности ребенка не соответствует его потребностям совсем. Соответственно ребенок наращивает дополнительные психологические «надстройки» в своей личности, для того чтобы оставаться в обществе. Фактически он начинает манипулировать самим собой, увиливать от себя, чтобы не выпадать из социума.
В психологии много говорится о защитах психики. Это разные психологические приемы, которые человек предпринимает с самим собой, для того чтобы не испытывать негативных чувств. С одной стороны это совсем не плохо. Не нужно постоянно бросаться на амбразуру, можно немного повременить, обмозговать, разработать альтернативы. Иногда нужно защититься от нападения окружающих, объяснить окружающий мир со своей безопасной и более дружелюбной точки зрения. Но очень часто защиты оказываются направленными на манипуляцию самим собой, чтобы не дай бог не выпасть из социального контекста.
Это не только страшно в детстве, если тебя не взяли играть в шалаш. Взрослому тоже может быть в «шалаше» отказано, если он не будет вести себя так, как положено «шалашной компании». Что значит вдруг стать самим собой в устоявшемся окружении родных и знакомых? Это может оказаться шагом, который вычеркнет вас из их рядов. И поэтому частенько проявление своих истинных чувств и стремлений в глазах человека становится предательством самого себя и других. Если ты делаешь что-то наперекор обществу, то ты «сам себе злой буратино» и не удивляйся, что тебя перестали принимать старые знакомые. Они тебя любили за твою маску. И вообще, мама с папой тебя не для этого рОстили, чтобы ты вдруг своим «Я» в один присест разрушил все их усилия по воспитанию.
Особенно боль от отвержения старого социального круга сильна, если человек становится аутентичным без особой цели. Ну, вот утром встал и подумал, а не вырвать ли мне свое «Я» из пут психологических защит и социальных масок. Он начинает работать, но когда начинаются напряги с окружающими, ему легко приходит вопрос: «А нафига это мне вообще надо?»
Любое изменение требует определенного мужества. Изменения сами по себе не всегда легки и себя приходится вытаскивать из груды переживаний прошлого. Нужно принять свою новую идентичность и суметь сказать нет окружающим. Любое общество, любой круг людей, в которые мы входим, склонен поддерживать баланс и старается затащить бунтовщика обратно в свою социальную сеть ( не интернетную, а реальную).
Многие «дополнительные надстройки» собственной психики могут мастерски подавлять аутентичность несложными приемами. Убеждения человека играют громадную роль в том, разрешит ли себе человек быть самим собой. Насколько ему сложно расстаться со своим социумом, если вдруг он изменится? Насколько социум примет те или иные изменения? Убеждение в том, что в жизни человек не имеет особого выбора, подавляет его внутреннее «Я». С этими психологическими образованиями тоже придется повоевать.
Разным людям приходится проявлять разное количество усилий в достижении аутентичности. Интроверты более аутентичны, потому что они мало подделываются под общество. Женщины в целом более склонны показывать свое «Я», чем мужчины. Культура позволяет дамам показывать больше эмоций и эмоционально расслабляться.
В общем, надо быть готовым к тому, что будет не так уж все гладко первое время, но игра стоит свеч. Старый социальный круг сменится новым. Как правило, новые отношения более крепкие и удовлетворяют эмоциональные потребности в большей степени. Людям творческим это помогает лучше выражать себя и свой внутренний мир. Это большее удовольствие от жизни. Потому что это та жизнь, которая конкретно нужна каждому человеку.
Психологическая энциклопедия — значение слова Аутентичность
(греч. authentikys — подлинный). Понятие, разработанное в гуманистической психологии и психотерапии и отражающее одну из важнейших интегративных характеристик личности. По Роджерсу (Rogers С. R.), который активно использовал этот термин, А. — это способность человека в общении отказываться от различных социальных ролей (психотерапевта, профессионала, педагога, руководителя и т. п.), позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению. Наряду со способностью к безусловному принятию и эмпатии А. является обязательной составляющей эффективного человеческого общения.Границы понятия А. нечетки. Часто в качестве синонимов термина А. используются такие определения, как полноценно функционирующая личность (Роджерс (Rogers С. R.)), свобода (Олпорт (Allport F.Н.)), самоактуализация (Маслоу (Maslow A.H.)), самость, целостная личность (Перлс (Perls F.S.)), конгруэнтность (Гриндер (Grinder J.), Бендлер (Bandler R.)).Психологический смысл А. можно определить как согласованное, целостное, взаимосвязанное проявление основных психологических процессов и механизмов, обусловливающих личностное функционирование. Проявление или непроявление А. с этой точки зрения наблюдается при столкновении личностных мотивов и интересов с социальными нормами, доминирующими тенденциями общественного сознания. В такой ситуации аутентичное поведение предполагает цельное переживание непосредственного опыта, не искаженного психологическими защитными механизмами. Человек вовлеченно воспринимает происходящее и затем непосредственно проявляет свое эмоциональное отношение к нему. Его мысли и действия согласованы с эмоциями. В современных направлениях психологии, разрабатывающих формальную структуру коммуникации, поведение такого человека оценивается как конгруэнтное (т. е., с точки зрения стороннего наблюдателя, информация, поступающая от него по вербальному и невербальному каналам, является согласованной).В традициях гуманистической психологии А. характеризует также некую идеальную личность, в противоположность невротической личности. На пути к А. осуществляется личностный рост. В гештальт-терапии А., самости предшествуют этапы осознавания относительности социальных норм, неэффективности поведенческих шаблонов, утверждения собственной ценности с открытием в себе возможности проявления любых, даже негативных эмоций, с одновременным принятием на себя ответственности за аутентичное поведение в обществе. В этом контексте А. — это не образец для подражания, скажем, герою, а выстраданная в борьбе с самим собой свобода в принятии своих уникальных особенностей и неповторимой стратегии построения собственной жизни. Примером аутентичного поведения может служить поведение участника тренинговой группы, который, испытывая страх перед предстоящим групповым обсуждением вопроса «Как ты сейчас себя чувствуешь?», честно признается в том, что боится.
Смотреть значение Аутентичность в других словарях
Аутентичность Ж. — 1. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: аутентичный.
Толковый словарь Ефремовой
Аутентичность — — подлинность, достоверность.
Экономический словарь
Аутентичность — (authenticity) — см. Dasein (прил.).
Социологический словарь
Аутентичность — — понятие экзистенциалистской философии, связанное с проблемами самоопределения и самоконституирования человека, характера обусловленности совершаемых им выборов……..
Философский словарь
Посмотреть еще слова :
Аутентичность — Психология Дома Солнца
Однако и основываясь на самоотчете человека, который осуществляет действие, также невозможно достоверно утверждать, является ли это действие проявлением его свободной воли, и принимает ли он на себя ответственность за последствия этого действия.Экзистенциальный анализ любого конкретного действия невозможен без анализа общей структуры бытия человека, без выделения тех базовых отношений к миру, которые он осуществляет в своей жизни. Только описав эти общие характеристики бытия, мы можем определить место конкретного действия в этом процессе (с какими другими действиями оно связано смысловыми связями, какое изменение оно вносит в «общую направленность» жизни), чтобы как-то говорить о том, насколько свободным был субъект в момент его осуществления.
И все же, даже проделав этот анализ, мы не сможем достоверно утверждать что-либо, не будучи включенными в процесс бытия, который мы анализируем. Очень сложно было бы объяснить «на пальцах», что такое свобода, человеку, в субъективном опыте которого не представлены акты свободного выбора. Но если человек «знает» свободу, у него есть некий внутренний критерий, с помощью которого он может чувствовать моменты собственного выбора и делать суждения о том, насколько свободным является каждое его действие.
Для чего мы говорим о свободе? На наш взгляд, «аутентичность» в кругу экзистенциальных понятий находится примерно в таком же положении, в каком экзистенциальные понятия – в кругу психологических понятий вообще. Те же свобода и ответственность гораздо легче поддаются описанию, чем аутентичность, поскольку представляют собой относительно простые и фундаментальные характеристики процесса бытия. Аутентичность же – это более интегральное «экзистенциальное образование», для проявления которого требуется достаточно высокий уровень развития многих «экзистенциальных способностей» субъекта.
Музыкант импровизирует; он, и только он может говорить о том, является ли его импровизация аутентичной, удалось ли ему слить в единый процесс собственное бытие и процесс порождения нот, соединить «точку рождения» действия с «точкой осуществления» его. Слушая ту же импровизацию ретроспективно, он уже не может почувствовать, была ли она аутентичной, если у него не возникло ощущение «внутренней достоверности» в момент ее создания.
Действие может осуществляться свободно, но при этом не быть аутентичным. И вместе с тем, несвободное действие, осуществляемое по шаблону или внешнему указанию без внутреннего согласия, аутентичным быть не может. Человек может принимать на себя ответственность за последствия собственного действия, но одно это не сделает его действие аутентичным. И вместе с тем, аутентичное действие всегда ответственно, поскольку является наиболее ясным проявлением того, что есть человек, – тем последним, на чем и за что он может стоять. Связано ли аутентичное действие с духовным началом, ценностями? Да – в той мере, в какой ценности образуют ядро субъекта, насколько они стали смысловым основанием его бытия.
Верно ли, что аутентичность всегда связана с некоторым действием? Нет. Во внешнем взаимодействии с каким-либо материалом ее можно пережить наиболее концентрированно и полно, однако переживание аутентичности может быть связано и с внутренним действием – с актом выбора или занятия некоторой позиции, с переживанием того, что является значимым, в контакте с инобытием – бытием другого человека или с произведением искусства, истинность которого может быть очевидна лишь аутентичному созерцателю.
Наиболее близким понятию «аутентичность» среди слов, более привычных широкому кругу людей, нам кажется слово «искренность». Аутентичность – это искренность, открытость, честность человека. Не только и не столько по отношению к другим людям, сколько по отношению к себе самому, к тому внутреннему началу или «камертону», который Франкл называл совестью. Быть аутентичным значит жить по совести : не только «по совести» , но еще и «жить» , то есть осуществлять то, что является внутренне оправданным, а не отказываться от этого. Проявление аутентичности, «встреча с самим собой» может произойти у человека и остаться единичным событием, если он не интегрирует свое переживание, полученный опыт в процесс своей жизни. И напротив, аутентичность в действии ведет человека к большей аутентичности «по жизни», – но вместе с тем и делает его менее свободным. Человеку, не открывшему собственную аутентичность или редко сталкивающемуся с ней, не так сложно и не так тяжело предать себя , пусть даже актом свободного выбора, чем человеку более аутентичному. Ясным выражением аутентичности является словосочетание «верность самому себе».
Мы дали приближенное «функциональное» описание аутентичности. Попробуем теперь наметить экзистенциальные основания, или условия, необходимые для ее проявления в бытии.
Первым и основным условием аутентичности является осознание , или открытость опыту внутреннему и внешнему, или чувствительность к самому себе , способность слушать себя . Это не абстрактно-оторванный поиск чего-то в себе в противовес миру. Напротив. Человек слушает себя и переживает себя через мир . Каждое внешнее событие вызывает у него некоторую реакцию, которая не всегда является для него желаемой. Человек не всегда чувствует то, что он, по его представлениям, «должен» чувствовать. И то, чего он чувствовать «не должен», он вытесняет, проецирует или как-то иначе отделяет от «себя». Но человек способен пережить себя как субъекта только если он активно реагирует на внешний мир, поэтому вытеснение собственных чувств оборачивается для него отчуждением от самого себя, утратой чувства «Я» и ведет его к бессилию, неуверенности, внутренней пустоте, отсутствию смысла. Ведь смысл – это пристрастность , когда человеку «не все равно», когда что-то в жизни ему небезразлично – значимо для него.
События, которые происходят в жизни человека, всегда происходят с ним , и потому неминуемо значимы для него; если нам кажется, что в нашей жизни не происходит значимых событий, дело не в жизни, а в нашей способности воспринимать эту значимость, слушать голос своего живого внутреннего «Я», а не внешнего, отчужденно-мертвого рассудка. Первым шагом к аутентичности является открытие для себя и принятие человеком собственных чувств, осознание своего права чувствовать, переживать, то есть, быть. Чем шире жизненный мир человека, чем богаче смыслы, которые он способен из него вычерпывать, чем больше того, что ему небезразлично (и за что тем самым он находится в ответе), тем более аутентично его бытие.
Первым шагом к аутентичности было осознание . На этом этапе человек осознает собственные чувства как данность , как нечто «объективное». Но для того чтобы стать свободным по отношению к этим чувствам и принять на себя ответственность за них, человеку необходим второй шаг. Это обретение доверия к самому себе , или внутреннего согласия со своими чувствами. Человеку необходимо поверить, что его внутренний источник (в той мере, в какой он способен слушать его) приносит ему более истинные мнения, чем внешние авторитеты. Любые внешние авторитеты являются отчужденными, мнимыми, если доверие им не подкреплено внутренним согласием.
Доверять себе нужно лишь потому, что это единственное, чему вообще можно доверять, чтобы можно было доверять чему-либо еще . Но что значит «доверять»? Мои чувства не приносят мне объективной истины о мире, а лишь истину о моем собственном бытии. Она становится истиной о мире в той степени, в какой я принадлежу миру, то есть, не-отчужден от него. Если человек осознал ярость или гнев, которые он испытывает, довериться им – не значит пойти и уничтожить их объект. Это значит принять их как некую истину, информацию о том, что нечто в бытии человека является для него угрожающим, то есть, значимым реально – даже если оно не является значимым с точки зрения всех внешних критериев или «вообще не должно» быть значимым, по мнению этого человека. Таким образом, доверять собственным чувствам не означает доверять слепо, стремиться к их непосредственной реализации, но рассматривать их как материал для рефлексии, как некоторые истины о жизненном мире субъекта, к которым можно и д о лжно как-то отнестись в рефлексии и в действии.
Третьим шагом к аутентичности является обретение способности к принятию решений. Когда что-то для человека значимо, он решает , как с этим поступить. Но и на этапе решения он непрерывно соотносит возможные варианты действия со своим внутренним голосом: он осознает, он сфокусирован , удерживается в фокусе себя. Иначе принятое решение может оказаться неверным. Правильное решение – это внутренне оправданное решение. Даже если в результате избранная альтернатива окажется не идеальной с точки зрения внешних критериев, человек может сказать, что он поступил так, как он счел нужным .
Доверие к самому себе лежит в основе свободного выбора, будучи единственным его «достоверным» критерием. Однако парадоксальным образом оно ограничивает «формальную» свободу человека. Вместо множества путей, равно чуждых и безразличных ему, он начинает видеть тот единственный путь, который по-настоящему является его собственным . И человек постоянно выбирает, следовать этому пути или отказаться от него.
Четвертый шаг к аутентичности – способность осуществлять действие даже в ситуации, когда его «внутренняя очевидность» перестает быть человеку явленной. Это тоже доверие самому себе, но доверие «ретроспективное», которое позволяет действовать по собственной воле, следовать собственному выбору, прислушиваясь к сомнениям и вопрошая их, но не следуя им раньше времени , слепо. Человек не может постоянно удерживаться в фокусе себя, но если он верит в то, что избранный им путь является верным, если он принимает на себя ответственность за этот путь, у него больше шансов вновь оказаться в фокусе себя.
Однако аутентичность – не простая последовательность шагов, а свойство целостного бытия, включающего в себя в свернутом виде все эти этапы, все эти «экзистенциальные способности», которые в онтогенезе формируются раздельно, но впоследствии интегрируются, образуя целостность, которая становится основным качеством бытия.
Аутентичность всегда связана не только с переживанием, но и с осуществлением человеком себя, причем и переживает, и осуществляет себя он в неразрывной связи с внешним миром. Это обретение некоторой устойчивой внутренней позиции, с которой человек может контактировать с внешним миром, принимая и преобразуя его:
Говорят, что я пьянствовать вечно готов, – я таков.
Что я ринд и что идолов чту как богов, – я таков.
Каждый пусть полагает по-своему, спорить не буду.
Знаю лучше их сам про себя, я каков, – я таков.
(Омар Хайям)
Без этой внутренней позиции полноценный контакт с миром оказывается невозможным. Если человек не стоит твердо на этом основании, многие вещи мира способны пошатнуть или даже разрушить его, и потому он избегает их, его бытие оказывается неполным . Не будучи честным по отношению к самому себе, невозможно стать честным по отношению к другому; не будучи достаточно сильным и смелым, невозможно быть открытым перед другим человеком, принимать его и оказывать ему поддержку. Аутентичность же терапевтична сама по себе. Ее обладателю не нужны никакие методики и специальные приемы.
Аутентичность – это способность сказать: я есть . Я такой , и я согласен с этим. И я буду поступать в соответствии с самим собой и с тем, что я переживаю как важное для себя.
Без аутентичности не может быть творчества, которое отличается от графомании. Что делает некий материальный объект произведением искусства, кроме fiat создателя? «…единственное реальное основание, которое я могу придумать, почему вообще что-либо появляется на свет, это то, что кто-то желает, чтобы оно появилось», – писал Уильям Джеймс. Но чтобы произведение искусства действительно было таковым, оно должно быть еще и искренним , аутентичным. Когда я аутентичен, я живу. Я аутентичен, когда я что-то делаю, если я живу тем , что я делаю.
Аутентичность – способность к осуществлению человеком себя. Но человек не может стать аутентичным раз и навсегда, в смысле обретения некоторого свойства. Аутентичность – это качество бытия, свойство процесса, которое в каждом действии человека то проявляется, то вновь становится сокрытым. Раскрыть собственную аутентичность означает полностью родиться . Это еще не значит стать вполне человеком , но уже – обрести такую возможность.
Твёрдость характера и аутентичность
Успех в достижении ваших целей требует твердости характера: страсти и настойчивости в течение длительного времени. Твердость характера заставляет нас постоянно двигаться в направлении нашей Полярной звезды, несмотря на неизбежные жизненные испытания и невзгоды. Для этого необходимо уметь игнорировать отвлекающие факторы и не оставлять свою цель.
Но жизнь не исчерпывается достижением целей. Можно иметь страсть и упорство в движении к цели, но при этом чувствовать себя опустошенным, как только достигается вершина горы. Я считаю, что в любом движении по направлению цели, наряду с твердостью и выдержкой, у каждого героя должна быть еще одна характеристика – аутентичность, другими словами — подлинность.
Согласно идеям гуманистического психолога Карла Роджерса, по своей природе мы мотивированы на то, чтобы двигаться к своей истинной сущности. По Карлу Роджерсу, «полноценно функционирующий человек» («fully functioning person») находится в глубоком контакте со своими переживаниями и эмоциями, ориентируется на значимые цели и проекты и придерживается просоциальных ценностей. Роджерс также выступает за важность сохранения стабильности, согласованности и подлинности наших убеждений о себе.
На самом деле, Роджерс полагал, что это самые важные базовые потребности и что чем больше несоответствие между нашим личным опытом и нашей сознательной самооценкой, тем больше внутренний конфликт и потребность в психотерапии. Основной целью психотерапии, согласно Роджерсу, является развитие безусловного позитивного отношения к себе и другим и культвирование своей аутентичности.
Последние исследования показывают, что аутентичность действительно важна для полноценной и психологически здоровой жизни. Подлинность оказалась связана с более высоким уровнем положительных эмоций, удовлетворенности жизнью, взаимодействия с окружающей средой, повышенным чувством автономии, позитивными отношениями с другими людьми, личностным ростом, самопринятием, а также сниженным уровнем стресса и тревоги. Также исследователи обнаружили связь обретенной аутентичности с более безопасной формой самооценки, которая не зависит от оценки других.
Но что это за чувство аутентичности, подлинности? Люди, как правило, описывая наиболее значимые моменты своей жизни, упоминают те, когда они чувствовали глубокую связь с самими собой и с окружающими. Данные, основанные на ответах участников экспериментов, показали, что чем больше человек чувствовал самоидентификацию с самим собой, тем больше смысла было в его жизни и удовлетворения от неё. Кроме того, когда люди описывали свои самые подлинные переживания, они говорили о том, что чувствуют наполненность, спокойствие, любовь, энтузиазм, открытость для новых впечатлений и гармонию с окружающей их средой.
Твердость и аутентичность
Но как соотносится аутентичность с твердостью характера? В новом исследовании два шведских ученых Миа Вайнио и Дайва Доукантейт изучали нюансы отношений между твердостью характера, аутентичностью и благополучием, основываясь в своем исследовании на основополагающих трудах специалистов гуманистической психологии (5). Измеряя аутентичность, они попросили людей оценить себя по трем факторам: уровню подлинности жизни ( «Я живу в соответствии со своими ценностями и убеждениями»), самоотчуждения ( «Я чувствую себя вне связи с настоящим собой») и подвластности внешним воздействиям («Я всегда чувствую, что мне нужно делать то, что другие ожидают от меня»).
Действительно, немецкий психоаналитик Карен Хорни считала, что отчуждение от собственной личности является основным источником дезадаптации, утверждая, что истинная сущность человека является «живым, уникальным ядром личности, единственной частью, которая может и хочет расти». Она зашла столь далеко, что стала утверждать, что отчуждение от реального себя подобно договору с дьяволом: «отказ от самости соответствует продаже своей души!»
Так что же нашли шведские исследователи? Во-первых, твердость характера положительно коррелировала со всеми показателями благополучия, в том числе с гармонией в жизни и чувством согласованности. Они измеряли гармоничность жизни, предлагая оценить такие высказывания: «Мой образ жизни позволяет мне быть в гармонии». Чувство согласованности ученые измеряли, спрашивая людей, в какой степени их мир понятен, управляем и значим. Положительная связь между твердостью характера и этими результатами позволяет предположить, что люди, обладающие выдержкой, твердостью характера, могут идти вслед за своей страстью и продолжать иметь гармоничную связь с окружающей их средой. Действительно, Роджерс отмечал, что, когда мы активно вовлечены в наше собственное развитие, мы отдаляемся от жестких, фиксированных моделей поведения.
С учетом сказанного самые сильные отношения были установлены между твердостью характера и показателями эвдемонии — автономией, связью с окружающей средой, самопринятием, личностным ростом, целью в жизни и позитивными отношениями с другими. Отношения между твердостью характера и счастьем были слабее. Это согласуется с результатами предварительного исследования, которое показало, что выдержка больше связана с чувством смысла жизни, чем просто с хорошим самочувствием.
Это также согласуется с большим пластом данных из литературы по позитивной психологии, которые показывают различие между смыслом и счастьем. Счастье связано с тем, насколько вы удовлетворены своей жизнью, как часто вы испытываете положительные эмоции и как часто – отрицательные эмоции. В противоположность этому смысл больше связан с самопостижением, постоянным стремлением к личностному росту и культивацией ваших достоинств. Смысл и счастье, как правило, идут рука об руку, но они не всегда равноценны. И независимо друг от друга они способствуют улучшению жизни.
Самое интересное, что удалось обнаружить исследователям — что отношения между твердостью характера и счастьем зависят от уровня аутентичности и согласованности, испытываемых человеком. Это говорит о том, что твердость характера и достижение целей может дать вам смысл, но этого недостаточно, чтобы быть удовлетворенным своей жизнью. В соответствии с Карлом Роджерсом и другими психологами-гуманистами, подлинность в своих наиболее значимых занятиях и чувство согласованности в вашей жизни являются необходимыми недостающими кусочками этой головоломки. Действительно, когда исследователи учли подлинность и чувство согласованности, отношения между твердостью и счастьем полностью исчезли.
Эти результаты согласуются с другими исследованиями, показывающими, что осознание и достижение согласных с нашими ценностями целей – целей, которые соответствуют нашей идентичности, основным потребностям, особенностям характера и талантам — связаны с более высоким уровнем удовлетворенности жизнью. Таким образом, не только упорство в достижении целей, но и подлинность этих целей, и постоянное поддержание идентичности также важны для чувства благополучия. Как отмечают исследователи:
«Твердость характера, возможно, отражает не жесткую решимость продолжать добиваться своих целей любой ценой, а отражает решимость добиваться целей, пока эти цели согласуются с нашими внутренними ценностями».
Настоящая твердость характера требует стабильной связи с нашей истинной самостью и внутренней стабильностью, чтобы справиться с предельно хаотичным, полным неопределенности, невзгод и колебаний миром. Но в то время как «экзистенциальное мужество», безусловно, важно для восстановления от неизбежных повседневных факторов стресса, его одного недостаточно для полного удовлетворения жизнью. Когда твердость характера подкрепляется подлинными порывами вашей души и просоциальными целями, вы становитесь неудержимым героем.
Автор фото: Владимир Базан
Источник: Monocler.