Благодарите за все: «Всегда радуйтесь», «Непрестанно молитесь», «За все благодарите» / Православие.Ru – «Слава Богу за всё» / Православие.Ru

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Часть 1

Протоиерей Александр Куликов
Протоиерей Александр Куликов
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Эти слова, которые так любил повторять протоиерей Александр Куликов († 29 апреля 2009 г.), настоятель храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке (Москва), очень точно характеризуют дух целого поколения людей, живших совсем недавно. Гонимые и презираемые обществом, они подвизались в молитве и благодарении Богу и в этом обретали духовную радость, которой делились с ближними. Они стали связующим звеном между новомучениками и нами. Они воплотили в своей жизни Евангелие во времена гонения на Церковь, когда казалось, что все вокруг рушится и вокруг торжествует зло. От их маленькой, ярко горящей свечи веры возгорелось пламя возрождения Русской Церкви.

Истоки

Александр Сергеевич Куликов родился 1 декабря 1933 года в деревне Александрово Рамешковского района Тверской области и был крещен в честь благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября / 6 декабря). Вот как он сам и его родные сестры Мария Сергеевна и Серафима Сергеевна Куликовы рассказывали о своей маме и о той атмосфере веры, которая их окружала в детстве.

Протоиерей Александр: Наша мама, Анна Васильевна, была глубоко верующей. Рано утром встанет в праздник, напишет нам записку: «То-то сделайте, напоите корову, подоите ее…» – все подробности, перекрестит и уедет в церковь молиться.

Мария Сергеевна: Тогда закрыли храм Троицы в Рамешках! Он был подворьем Троице-Сергиевой лавры, иеромонах там служил когда-то.

Протоиерей Александр: И вот мама уезжала, исповедовалась, причащалась. А мы все сами делали. Вот какая была сила веры у мамы удивительная! Приходит бригадир: «Где Анна? Опять богомолка уехала?»

Серафима Сергеевна: Ее называли колхозники «Анна Кашинская». А папа был очень против религии, стеснялся, что мама такая…

Протоиерей Александр: …горящая! И всегда все хорошо было, всё мы успевали сделать. Мама приезжала довольная, окрыленная, как бы летала духовно.

Мария Сергеевна: Когда батюшке было три годика, он упал на порожек и расшиб себе бочок. Я держу его, а он не дает до бочка дотронуться, у него уже опухоль. Приехал брат мамин, Алексей. Увидал мальчика и говорит: «Что же вы делаете? Срочно к врачу». И повезли его в Тверь. Показали врачу. Врач сказал: «Через неделю на операцию». Мама пришла расстроенная к бабушке: «Не дам я операцию такому малышке делать» На другой день берет его в храм, причащает и к владыке Фаддею (епископу Калининскому и Кашинскому, недавно прославленному в лике святых[1]. –

А.Н.) попала под благословение…

Священномученик Фаддей (Успенский)
Священномученик Фаддей (Успенский)
Протоиерей Александр: …и она задала вопрос: «Владыка, делать операцию? Врачи сомневаются, делать или нет, мальчик слабенький очень!» Владыка перекрестился и говорит: «Нет, операцию не надо делать, вот к этой иконе подойди, Тихвинской Божией Матери, возьми от нее маслице, помажь бочок и почаще причащай младенца». Она стала так делать, и все прошло. Мама считала, что владыка Фаддей исцелил меня.

В селе Рамешки жила одна очень благочестивая женщина. У нее собирались, читали книги церковные, службы, беседовали о праздниках…

Мария Сергеевна: Старец еще у нас был, без его благословения мама ничего не делала. За 15 километров она к нему шла лесом ночью в Замутье. Папа: «Куда ты идешь?!» А она: «Только ты мне не запрещай. Я иду с Богом. Я иду в храм». У нее такая крепкая была вера, ничего не страшилась.

Старец прозорливый был, блаженный инок Иоанн, приехал с Афона по благословению на свою родину духовно помогать и воспитывать людей, когда храмы закрылись, во время войны. Столько у всех скорбей, и все к нему шли! И мама так рвалась к нему в храм поисповедоваться, причаститься…

Серафима Сергеевна: О детях очень молилась. По ночам проснешься: она стоит на коленях и молится. Даже такими словами: «Я с детьми не справлюсь, Господи, Ты Сам управи».

Мария Сергеевна: «Матерь Божия, помоги воспитать детей, я уже не смогу»! Словно сдавала Матери Божией всех нас.

Протоиерей Александр:

И умерла от излияния в мозг.

Мария Сергеевна: Когда немцы были в Твери, мы приехали к маме. А самый ближний храм – в Бежецке, надо было ехать. С такими трудностями мы добирались! Автобусы не ходили. Только хлеб развозили в военные части на грузовиках. Но Господь помогал: никого не сажают, а нас сажают. И мы едем в Бежецк, в храм. Там у нас матушки жили, три мамины тети, они нас встречали. А службы какие! Так трогательно. В пасхальную ночь не разрешили батюшке служить. Почему? Потому что в Страстной четверг была брошена бомба, и разорили весь вокзал, оттуда стоны доносились. Мы пели пасхальную службу в келье – мама, тетя Анастасия, Еннафа наша, и Таисия, еще тетя Маша, с которой мы приехали. Всю ночь пели со слезами! Потом Таисия ушла в Иерусалим. Все это чудеса!

Серафима Сергеевна: А в пальцевском Спасском монастыре[2] бабушкина родная сестра была – игумения Серафима.

Протоиерей Александр: Все они наши молитвенницы, молились и молятся за нас!

Под покровом Богородицы и исповедников Российских

Отец Александр рано познал горе и страдания. Его отец и старший брат погибли на фронте в 1943 году, в 1948 году умерла мама. Отец Александр переехал к сестрам в Тверь, где в соборе Белая Троица прислуживал у епископа Арсения (Крылова)[3], за которым в 1950 году последовал в Уфу. У отца Александра хранился Новый Завет на четырех языках с дарственной надписью владыки: «На молитвенную и добрую память моему иподиакону Александру Сергеевичу Куликову за честное и весьма добросовестное служение и отношение ко мне, смиренному епископу Арсению, во время служения и после оного. Да благословит Всемилостивый Господь Бог сего раба Божия Александра на служение Божие истинным пастырем, к чему он и готовится. Смиренный епископ Арсений. Москва, 27 апреля 1958 г.»[4].

Протоиерей Александр: Моя жизнь такая, что я рано стал сиротой и попал в Тверь к чудному епископу – владыке Арсению (Крылову). Он меня как отец принял. Я прислуживал ему иподиаконом. Потом его перевели в Уфу. А я жил с сестрами. Владыка пригласил меня с ним поехать в Уфу, сестры согласились. И я переехал туда перед армией: как раз два года жил в Уфе при владыке, прислуживал в алтаре, а в будничные дни нес послушания в канцелярии. Владыка был очень духовным, его окружало много хороших людей. Там жил один старичок иеромонах, блаженный (преподобный Моисей (Чигвинцев, 1913–1982), подвижник Уфимской земли, ныне причисленный к лику святых.

– А.Н.), рядом с нами через стену, постучит: «Александр, иди – будем молиться!» И запевает всенощную: «Подпевай!.. А давай теперь шить подрясники!» – и резал материал, портил иногда, но делал. Обличал нас, что мы с другим иподиаконом иногда варили мясо: «Зачем вам мясо? Вон там собачке бросьте, голодная собачка…» – но с любовью! Говорит и «улыбается в усы». Владыка очень хорошо относился ко мне: я был как у родного человека у него.

Когда меня взяли в армию, то направили в город Ош, потом в Фергану. Так из рук владыки Арсения я попал к отцу Борису. Хотя я сирота, а Промысл Божий вот так вел от одного духовного человека к другому.

***

В Средней Азии во время воинской службы (1952–1955) отец Александр встретился с архимандритом Борисом (Холчевым)[5], с будущим владыкой Стефаном (Никитиным)[6] и с Марией Николаевной Соколовой[7]. Рукополагал его в сан диакона (24 июня 1958 г.) в Успенском трапезном храме Новодевичьего монастыря епископ Дмитровский Пимен (Извеков), будущий патриарх. Первым местом служения был Владимирский храм села Куркина. Затем батюшка служил диаконом в храме Преображения Господня на Преображенской площади (с ноября 1959 г. до 1960 г.) при митрополите Крутицком и Коломенском Николае (Ярушевиче). В 1960 году назначается диаконом в Николо-Кузнецкий храм и служит там в 1960–1968 и 1969–1983 годах. Отец Александр был любимым помощником протоиерея Всеволода Шпиллера[8]. В тот период завязалась его переписка с жившим в затворе иеромонахом Павлом (Троицким)[9] и духовная дружба с архимандритом Таврионом (Батозским)[10].

Об отце Александре рассказывает протоиерей Владимир Воробьев, настоятель храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Александра Никифорова: Отец Владимир, батюшка пережил несколько исторических эпох: советское время, «оттепель» и духовное возрождение – наше, уже благополучное, время. Менялся ли он, вживаясь в каждую из них?

Протоиерей Владимир: Все люди меняются, ведь жизнь есть движение, и ничего неизменного в жизни нет. Отец Александр, конечно, тоже менялся в сторону совершенствования, становился все светлее и светлее. Но в то же время он был цельным. Я не знаю каких-то разрывов в его жизни. Он, мне кажется, не пережил никаких личных катаклизмов, духовных переворотов, как это бывает со многими людьми. Несмотря на то, что вокруг него в истории нашей страны происходили кризисные явления, все резко менялось, часто переходило в свою противоположность, отец Александр оставался самим собой. Можно сказать, что в этом смысле время было не властно над ним. Отец Александр принадлежал к числу священников, которые прошли долгий период советского атеизма и гонения на церковную жизнь. Хотя ему самому не пришлось испытать тяжких репрессий, но претерпевать давление со стороны властей приходилось.

Из воспоминаний отца Александра: Искушений много и во время учебы было, и после учебы. Старались отвлечь от Церкви: и запугивали, и по-хорошему уговаривали, чтобы мы следили, что-то говорили… обещали всякое благо – только сделай, что просят! Но ведь нас учили: главное – это вера, держаться ее, не уступать, жить по совести.

Архимандрит Борис (Холчев)
Архимандрит Борис (Холчев)
Протоиерей Владимир: Он родился еще до войны, остался сиротой, служил в армии в Средней Азии. Но Господь привел его, совсем простого юношу из крестьянской семьи, в Фергану, а потом в Ташкент к отцу Борису (Холчеву), духовному сыну отца Алексея Мечёва.

Из воспоминаний отца Александра: Я пришел к батюшке солдатом, когда служил в армии, в городе Фергане. И вот на сочельник Рождества Христова я чудом попал в храм. И в это время служба: запевают «Волною морскою» (в сочельник поется). И так умилительно – трио мужское. Батюшка служит и читает. Встал я сзади, стою, а старушки говорят: «Солдатик, ты подойди, у нас очень хороший батюшка». А я уже девять месяцев не был в храме, так жаждал поговорить и исповедаться жаждал!

Кончилась служба, народ стал расходиться, там впереди свободно, и я пошел вперед, думаю: попрошу, чтобы вызвали батюшку – поисповедоваться. Вдруг батюшка идет с крестом, обращается прямо ко мне – никого тут и не было: «Вы хотели поисповедоваться?» – «Да, батюшка, жажду, вот уже девять месяцев, как я служу в армии». Поисповедовался, и он говорит: «Постоянно вам сюда ходить нельзя (время было советское, гонения на христианство), приходи ко мне домой, тут я недалеко живу». Дал мне адрес и предупредил сестер, что будет приходить солдат: «Вы у него ничего не спрашивайте, посадите и пусть меня ждет». После службы он приходил, исповедовал меня. А потом за трапезой сидели. Какие были эти трапезы – чудные, духовные, просто поразительно! Во-первых, к батюшке постоянно приезжали москвичи, «Маросейка».

Протоиерей Владимир: В Ташкенте он знал и будущего епископа Стефана (Никитина), тогда – отца Сергия, который раньше был старостой храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке, при отце Сергии Мечёве. В 1956 году отец Александр поступил в Московскую духовную семинарию и 13 ноября 1960 года был рукоположен в сан священника епископом Дмитровским Пименом в Николо-Кузнецком храме. Таким образом, он служил почти что 51 год. Время его служения разделяется на несколько периодов. Диаконом он начинал у митрополита Николая (Ярушевича) в Преображенском соборе (на Преображенской площади в Москве), 20 лет – в Николо-Кузнецком храме при отце Всеволоде Шпиллере, был любимым помощником отца Всеволода и принял от него его духовных чад. Потом – в храме мучеников Адриана и Наталии на Лосиноостровской.

«Саша, вынаша смена»

Протоиерей Владимир: И, наконец, период его настоятельства, когда батюшка был призван возродить общину и храм Николы в Кленниках на Маросейке. Конечно, это было устроено Промыслом Божиим. Почему Господь его избрал? Мы можем теперь только удивляться тому, как заранее он был предназначен для этой цели.

***

Уже будучи настоятелем возрожденного храма на Маросейке, отец Александр часто вспоминал слова отца Бориса (Холчева), сказанные ему на прощание в Ташкенте.

Из воспоминаний отца Александра: Три года служил я в армии. А когда закончил службу, с ним (отцом Борисом. – А.Н.) прощался, благодарил и спросил: «Батюшка, за что же вы ко мне так относились?» – А он: «Ну, Саша, – так задумался, помолился, – вы – наша смена». Так и сказал. Ну, я-то понял «смена», потому что поступаю в семинарию и буду служить священником. А когда получил назначение в Кленники, то получилось, что он сказал о смене маросейской.

Протоиерей Владимир: После того как он овдовел, Святейший Патриарх Алексий предложил ему епископскую кафедру. Но отец Александр сказал: «Какой я епископ, Ваше Святейшество? Нет-нет, этого я не могу». Точно так же он пытался отказаться и от настоятельства в Кленниках. Его удержал от этого отец Василий Евдокимов, священник из Ташкента, знавший многих из маросейской общины, сам ходивший на Маросейку. Он предупредил отца Александра: «Если предложат – не отказывайся». Из послушания отец Александр согласился.

Из воспоминаний отца Александра об открытии маросейского храма: Назначение меня сюда тоже было необычное. Начали открывать везде храмы (в конце 1980 – начале 1990-х гг. – А.Н.). И вот Мария Васильевна Зубова, по благословению, начала хлопотать о возвращении Русской Православной Церкви храма Мартина Исповедника (ее родственники участвовали в его устроении). Стали искать священника для этого храма и предложили мне. А мы уже дружили, еще до открытия Маросейки, «мечёвские», группа была – и родственники, и многие ближайшие к отцу Алексию, к отцу Сергию чада, Мария Николаевна Соколова приезжала. Они и меня приглашали, я уже был принят в мечёвскую семью как свой от отца Бориса. И Лариса Петровна Виноградова вдруг говорит: «Что же мы волнуемся о том храме Мартина Исповедника, когда надо заботиться о восстановлении храма Алексия Мечёва?» Я согласился: «Давайте». Дал благословение, они отправились узнавать. И так быстро все пошло, по молитвам батюшки Алексия, что раньше того храма наш открыли. И вскоре я получил назначение настоятелем на Маросейку.

Протоиерей Владимир: Отец Александр смог не только возродить храм на Маросейке во всей его красе, но и создать там приход, живущий благодатным духом, свойственным прежней общине, до закрытия храма.

Из воспоминаний отца Александра: К сожалению, я не научился ничему тому, что батюшка (архимандрит Борис (Холчев). – А.Н.) хотел донести до нас. Прежде всего, пронести веру в тяжелое время, стойкости учиться. И к молитве приучал: это было не формально, а по-настоящему. Рассказывал о Маросейке, как здесь было все, строгость духовная – устав соблюдать, жизнь вести строгую, но и радости было много… Чувствовалось, что вера, любовь к людям, терпение друг к другу и молитва, конечно, самое главное. И чтение слова Божия. Ежедневно читали по главе Евангелия, по главе Апостола или даже по две главы Апостола. Такая традиция. И отец Сергий оставил специальную таблицу (она была у отца Бориса) и благословлял так делать.

Интерьер храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке
Интерьер храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке
Такой увидела Маросейку во время своего первого посещения храма настоятельница Покровского монастыря в Бюсси-ан-От игумения Ольга (Слезкина): Я приехала в Москву и наконец добралась до церкви, о которой много-много читала, читала много про батюшку отца Алексия. Из книги я поняла, какой там царил дух! Там было хорошо описано, как все собирались, как все это было по-семейному. И вот я вхожу в храм и чувствую – здесь все, как прежде! Очень-очень чувствуется присутствие батюшки! Сохранилась та же «семейная» простая атмосфера. Потом меня повели наверх, показали келью батюшки Алексия, иконописную мастерскую, другие комнаты, где собирались прихожане, отмечая праздники и дни ангела за чаепитиями. Действительно, везде чувствовался настоящий дух Маросейки!

Протоиерей Владимир Воробьев с детьми отца Александра  сыном протоиереем Сергием и дочерью матушкой Людмилой на Николо-Архангельском кладбище. 1 мая 2009 г.
Протоиерей Владимир Воробьев с детьми отца Александра – сыном протоиереем Сергием и дочерью матушкой Людмилой на Николо-Архангельском кладбище. 1 мая 2009 г.
Протоиерей Владимир: Отец Александр был человеком удивительно благодатным: тихим, смиренным, кротким, радостным. Вокруг него всегда царили мир и любовь. Люди, узнавшие однажды отца Александра, тянулись к нему и стремились остаться рядом с ним. Он не раздражался, не сердился, он никогда не был жестко требовательным или даже слишком строгим. Его любви, смирения и кротости хватало, чтобы каждого человека привлечь к духовной жизни, привлечь на путь соработничества или служения Церкви.

В его семье выросло много священников. Муж его сестры и два их сына – священники. Его сын – священник, дочь – матушка. Среди его внуков уже три священника. Вот такая получилась маленькая «семейная семинария». Их и не только их, а многих своих сверстников, близких, духовных чад он наставлял в духовной жизни своим примером.

Он не имел тщеславия, у него не было властолюбия, он никогда не стремился занимать первые места. Наоборот, всю жизнь всегда отказывался от первых мест, считая себя недостойным. Этот дух смиренного, кроткого послушания, радостного служения в любви – то, что отец Александр оставил нам. У отца Александра можно учиться этому духу, которым было пронизано все его долгое и верное служение Богу.

Александра Никифорова: Отец Владимир, вы знали отца Александра более сорока лет. Батюшка был таким, как вы рассказываете, и в молодости?

Протоиерей Владимир: Он всегда был человеком, излучающим радость. С ним всегда было легко и просто. Я никогда не чувствовал большой дистанции, но не мог не уважать, не чтить отца Александра. Он умел делать замечания так, что не было обидно. Наоборот, как-то очень легко было принять то, что он скажет. А он говорил. Будучи священником, он всегда чувствовал, когда сказать надо. Но с такой любовью и кротостью, что сказанное было легко принять. Я всегда воспринимал его как старшего брата, хотя он намного старше меня по хиротонии. По возрасту не так значительно, а по хиротонии намного старше. Но он вел себя именно как старший брат. Даже когда я у него исповедовался и приходил к нему с вопросами, он говорил: «Ну, какой я тебе духовник?». Всегда умалял себя, не старался возвыситься. И Господь его возвысил. Конечно, Господь дал ему такую великую честь, такое прекрасное служение в храме на Маросейке, соделав наследником великого святого старца Алексия Мечёва и священномученика Сергия, сподобил быть во главе прославления отца Алексия, принести его мощи в храм. Это все получилось необыкновенно. И в этом, конечно, великая награда отцу Александру еще здесь, на земле.

Возвращение настоятеля в свой приход. Перенесение мощей праведного Алексия Московского (Мечёва). 29 сентября 2001 г.
Возвращение настоятеля в свой приход. Перенесение мощей праведного Алексия Московского (Мечёва). 29 сентября 2001 г.
Вот как о прославлении праведного Алексия вспоминал отец Александр: Все знали о праведном отце Алексии и его сыне. Когда мы открыли храм, то сразу стали собирать материалы и думать о прославлении. Обратились к Святейшему, он благословил наше начинание. Потом произошло прославление старца Алексия и его сына священномученика Сергия. Дальше стали узнавать о мощах: отец Алексий был похоронен на Лазаревском кладбище, оттуда его перенесли на Немецкое. Туда уже ходили молиться многие: и из других городов приезжали люди, и мы ходили. Отец Алексий был очень почитаем и среди «мечёвских». Это изнутри от верующего народа исходило – люди начинали глубоко верить, шли на могилку, молились, получали просимое (чудеса ведь были, все записано). Мы обратились к Святейшему о прославлении, и Святейший пошел нам навстречу сразу. Да чудо, конечно, чудо Божие!

Последние дни батюшки на земле

Александра Никифорова: Отец Владимир, батюшка часто делился с нами радостью после ваших совместных паломнических поездок на Афон, на Святую землю. Как они вспоминаются вам?

Протоиерей Владимир: Я отца Александра очень люблю. Для меня всякое общение с ним было большой радостью, а эти поездки – незабываемы. С ним, конечно, так хорошо было везде и всюду. А на Афоне тем более. Уже будучи больным, он старался не пропустить ни одной службы. Он очень любил посещать святые места. Каждый год заботился: «А мы поедем в такой-то монастырь? А на источник поедем? Поедем ли посмотреть это святое место?» И мы старались каждый год объехать то, что хотелось батюшке, побывать во всех тех местах и у тех святынь, которые он любил. Он очень любил паломничать, и с ним это было особенно замечательно.

Александра Никифорова: Несколько лет назад во время такой поездки ваша группа была приглашена к Грузинскому патриарху Илии, и батюшка горячо рассказывал об этой встрече. Всегда чувствовалось, что он с необыкновенным уважением относится к церковной иерархии!

Протоиерей Владимир: Отец Александр к священноначалию относился замечательно: с глубоким уважением, почитанием и послушанием. Но и ко всем он относился с трогательным почтением и во всех людях всегда видел доброе. Если, бывало, выразишь сомнение по поводу какого-то события, он обязательно постарается найти в этом событии что-то хорошее: «А, может быть, из этого вот так хорошо получится». Всегда надеялся, что будет хорошее! То есть его душа всегда была обращена к добру, к свету, поэтому так и сияло радостью его лицо. Он никогда не унывал. Даже в своей тяжелой болезни, когда сильно страдал, когда уже умирал, никогда не жаловался и не унывал.

Александра Никифорова: А какими были последние дни отца Александра?

«Блажен путь, воньже идеши днесь, душе». Отпевание отца Александра в храме святителя Николая в Кленниках. 1 мая 2009 г.
«Блажен путь, воньже идеши днесь, душе». Отпевание отца Александра в храме святителя Николая в Кленниках. 1 мая 2009 г.
Протоиерей Владимир: Отец Александр еще на Пасху даже немного привстал дома с постели и мог общаться, разговаривать. Я с ним тоже разговаривал. Потом ему стало хуже, и он уже вставать не мог. Когда в последний раз, за несколько дней до его кончины, я пришел к отцу Александру, мне сказали, что он уже не общается. Я подошел и сказал: «Батюшка, Христос воскресе!» И он мне ответил: «Аминь, аминь». Это были его последние слова. Аминь – значит «истинно так».

Отец Александр и перед этим был уже несколько раз на краю смерти. Были такие тяжелые приступы, что казалось, жизнь его кончается. В последний раз во время приступа мне позвонили из больницы со словами, что батюшка, кажется, умирает. Я взял дароносицу и на машине спешил его причастить. Вбегаю в больницу, в его палату, только успел причастить – ему стало лучше. Он так благодарил, так радовался, снова ему стало хорошо, и он даже мог выходить, а скоро и выписался из больницы.

Святые никогда не оскудеют у Бога

Александра Никифорова: Отец Владимир, когда мы прощались с отцом Александром, потом с матушкой Екатериной Кречетовой[11], мне подумалось, что уходит целое поколение людей, которые были связующим звеном между новомучениками и нами. Необыкновенные люди необыкновенного духа! Как вы думаете, возможно ли их продолжение в нас?

Протоиерей Владимир: Конечно, отец Александр и матушка Екатерина были носителями этого духа. Они знали многих подвижников и старцев XX века, впитали от них дух веры и любви, дух верности Церкви и, стараясь передать этот дух близким, совершали свое служение.

Трудно на самом деле рассказать о том, какой была жизнь Церкви при советской власти. Я часто ловлю себя на мысли, что хоть и рассказываю об этом, но почувствовать полностью происходившее тогда новому поколению очень-очень трудно, даже почти что невозможно. Рассказываешь, видишь, что человек сочувствует, стремится понять, но до конца сделать этого не может. Так, видимо, всегда бывает. Свой собственный опыт трудно передать. В этом проблема духовного преемства. Духовное преемство осуществляется в подвиге. И именно от этого – будет ли у нового поколения свой подвиг веры, подвиг любви – зависит, передаст ли новое поколение дальше духовное сокровище, которое доходит до нас от прежде живших подвижников, от наших новомучеников, преподобных, святителей.

Каждое время имеет своих подвижников. Святой VI века преподобный Нифонт Цареградский на вопрос: «Всегда ли будут святые?» – ответил: «Святые никогда не оскудеют у Бога, но в последние времена они пойдут путем смирения и удобно скроют себя от людей». Может так случиться, что мы доживем до такого времени, когда святые «удобно скроют себя от людей». Они, конечно, будут у Бога, но их будет трудно увидеть.

С другой стороны, утешением, мне кажется, может быть такое рассуждение. При советской власти многие были уверены, что такое время уже наступило: святые где-то есть, но их не видно, и мы вынуждены жить в такие предпоследние времена, когда святых людей мы не увидим. А теперь, в конце жизни, оборачиваясь назад, я вижу, как милостив ко мне был Господь, как много святых и праведных людей я встретил на своем пути. Даже в те трудные времена Господь посылал замечательных подвижников. Может быть, я их не сразу узнавал. А может, и узнавал, но вблизи не оценишь человека в полной мере. Но по прошествии времени понимаешь, какой святой стоял рядом с тобой. И их было немало. Нам нужно молиться о том, чтобы наша Церковь не оскудела подвижниками.

Каждому поколению Господь посылает своих святых. Отец Александр своим примером и своим словом всегда учил вере, любви, смирению, кротости и радости о Господе.

(Окончание следует.)

Беседы с протоиереем Александром Куликовым были записаны осенью 2006 г. на Маросейке и 30 ноября 2007 г. в Жаворонках. Воспоминания отца Александра об архимандрите Борисе (Холчеве) и епископе Стефане (Никитине) читайте на сайте www.pravmir.ru.

Сердечно благодарю протоиерея Николая Кречетова, священника Димитрия Шередекина, Марию Васильевну Зубову и Марию Кречетову за помощь в подготовке материала.

Использованы фотографии из архива М.В. Зубовой, В.А. Проскурякова и Марии Кречетовой, сайта www.pravmir.ru.

***


[1] Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский; 12 ноября 1872 г., с. Наруксово Нижегородской губернии – 31 декабря 1937 г., Калинин; память 18/31 декабря) причислен к лику святых в 1997 г. Его мощи пребывают в Вознесенском соборе г. Твери.

[2] Спасский пальцевский монастырь в Рамешковском районе Тверской области. Первоначально в Пальцеве существовала женская община, приписанная к тверскому Христо-Рождественскому монастырю. Позднее (ок. 1914) община была преобразована в женский общежительный монастырь. Закрыт в 1930-х гг.

[3] Епископ Арсений (в миру Алексей Васильевич Крылов; 2 марта 1879, с. Петровское, Московская обл. – 26 мая 1962, Москва) отличался смирением и добротой к своей пастве. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

[4] См.: Куликова С.С. Епископ Арсений (Крылов; 1879–1962) // Московский журнал. № 6.

[5] Архимандрит Борис (в миру Борис Васильевич Холчев; 20 июня 1895 г., Орел – 11 ноября 1971 г., Ташкент) – выпускник философского отделения историко-филологического факультета МГУ, ученый-психолог, исповедник веры.

[6] Владыка Стефан (в миру Сергей Алексеевич Никитин; 28 сентября, 1895 г., Москва – 28 апреля 1963 г., Калуга) – выпускник медицинского факультета МГУ, врач-невропатолог, епископ Можайский, исповедник веры.

[7] Монахиня Иулиания (в миру Мария Николаевна Соколова; 8 ноября 1899 г., Москва – 16 февраля 1981 г., Семхоз) – духовная дочь праведного Алексия Мечёваи его сына священномученика Сергия; иконописец, основательница иконописной школы при Московской духовной академии.

[8] Протоиерей Всеволод Шпиллер (14 июля 1902 г., Киев – 8 января 1984 г., Москва) – священник Болгарской Православной Церкви, с февраля 1950 г. – Русской Православной Церкви; выдающийся богослов, пастырь и проповедник.

[9] Иеромонах Павел (в миру Петр Васильевич Троицкий; 11 января 1894 г., с. Тысяцкое, Тверская губ. – 6 ноября 1991 г.) – исповедник веры.

[10] Архимандрит Таврион (в миру Тихон Данилович Батозский; 10 августа 1898 г., Краснокутск, Харьковская губ. – 13 августа 1978 г., Латвийская ССР) – исповедник веры.

[11] Екатерина Тихоновна Кречетова (11.08.1938 – 14.05.2009) – дочь старца-протоиерея Тихона Пелиха.

ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе , смотреть онлайн

Святой Церковью читается Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 5, ст. 14–23.

 

14. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.

15. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.

16. Всегда радуйтесь.

17. Непрестанно молитесь.

18. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

19. Духа не угашайте.

20. Пророчества не уничижайте.

21. Все испытывайте, хорошего держитесь.

22. Удерживайтесь от всякого рода зла.

23. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

(1 Фес. 5, 4–23)

 

Очень интересный и красивый отрывок, дорогие братья и сестры! Это практически самое окончание Первого Послания апостола Павла к Фессалоникийцам. Мы с вами его практически полностью прочитали, но, как всегда в субботу, возвращаемся к тексту, прочитанному ранее. Этот отрывок был опущен специально, для того чтобы быть прочитанным сегодня. Здесь апостол Павел дает свои последние наставления. Если читать его на оригинальном греческом языке, он чрезвычайно поэтичен, даже в русском языке это немного заметно. Многие стихи очень краткие, занимают буквально одно предложение в повелительном наклонении, поэтому все глаголы, которыми заканчиваются эти предложения, тоже в некоторой степени рифмуются. В греческом языке тоже есть стихотворная форма, поэтому отрывок звучит поэтично и хорошо запоминается.

Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Первое увещевание – вразумляйте бесчинных. Мы помним, что в первую очередь под бесчинными апостол Павел подразумевает определенных людей в Фессалоникийской церкви, которые творили бесчинство, вносили беспорядок в устойчивый ход жизни. Некоторые из них ожидали очень скорого Христова пришествия и решили, что можно уже не работать, а только проповедовать о близящемся пришествии Господа. Но поскольку Христос все не приходил, то, не работая, эти люди становились нахлебниками, обузой для кого-то другого: надо было кушать, а одной проповедью скорого Второго пришествия сыт не будешь. Конечно, происходили беспорядки, так как эти люди напрягали окружающих, среди которых были не только христиане, но и язычники. Апостол Павел писал: «Нужно спокойно жить, трудиться, зарабатывать себе на хлеб, чтобы не вызывать нареканий у внешних», чтобы язычники, видя этих лентяев-христиан, не говорили между собой: «Вот к чему привело их христианство: бездельники, паразиты общества». И сейчас мы можем услышать в наш адрес такие рассуждения – иногда безосновательные, иногда имеющие под собой основу. В наше время бывают люди, которые много разглагольствуют, много «проповедуют», но свои элементарные обязанности забывают. Потому это вразумление актуально и по сей день.

Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Прекрасное короткое наставление. Действительно, тема радости имеет чрезвычайно важную роль в Новом Завете. Христос очень часто обращается к своим ученикам: «Радуйтесь!». Во-первых, это было формой приветствия. Греческое слово χαίρε и латинское salve в начале любого письма или во время встречи обозначали «Радуйся!». Практически во всех акафистах, которые мы читаем в храме или дома, тоже часто встречается «Радуйся» или «Радуйтесь», что идет с тех времен, когда этим словом приветствовали друг друга. Радость – один из плодов Духа Святого, поэтому призыв всегда радоваться имеет самую прочную христианскую почву.

Непрестанно молитесь. Некоторые полагают, что здесь речь идет о непрестанной Иисусовой молитве. Конечно, можно это место растолковать и так, но во времена апостола Павла, скорее всего, речь шла о регулярной молитве.

За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Здесь имеет место не совсем точный перевод; более точным будет – «Во всем благодарите». Смысл, хотя и немного, но меняется. Можем ли мы постоянно от всего сердца благодарить за все? Смысл некоторых событий мы не понимаем, и подчас нам трудно сказать Богу «спасибо» за какие-то события и факты нашей жизни. Может быть, когда-то мы возрастем в вере, в Духе Святом, и нам станет понятен смысл каких-то событий, скорбей, трагедий в нашей жизни, тогда мы сможем за это тоже сказать «спасибо». Но если четко придерживаться смысла оригинала, то нужно понимать так: даже если происходят скорби, страдания, неудачи, то, несмотря на это, нужно продолжать благодарить Бога. Бог дает много радости, много прекрасных моментов в жизни, много благ. Каждый человек, какой бы он ни был несчастный, все равно может найти в своей жизни огромное количество поводов для радости. Мы знаем, что многие люди с какими-то проблемами, с ограниченными возможностями, часто бывают очень счастливыми, радостными. И наоборот, подчас люди здоровые, богатые, успешные любят поскорбеть, пострадать просто в силу того, что не могут поблагодарить Бога за все то, что у них есть. А стоит только научиться благодарить, даже несмотря на какие-то неприятности, сразу мир становится светлым, и человек становится счастливым и радостным.

Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. 21-й стих находится в прямой связи с 20-м. Пророчества не уничижайте, то есть не сводите на «нет» пророческий дар. Далее идет речь как раз о пророчествах: Все [пророчества] испытывайте, хорошего держитесь. То есть речь не идет о том, что надо испытать вообще все, что можно, пуститься во все тяжкие, а потом выбрать из всего этого что-то хорошее. Сказанное относится именно к пророчествам.

Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Это практически единственное место в Новом Завете, где так четко говорится о так называемой трихотомии. Есть учение о дихотомии (ди — это два) и о трихотомии, то есть о двухсоставности либо трехсоставности. Это уже антропологическая тонкая проблема того, как рассматривать человека: только как душу и тело (а дух это некая высшая часть души) или надо «разделить» человека на три части: дух, душу и тело. Апостол Павел дух, душу и тело обозначает отдельно.

На самом деле, смысл этих понятий очень менялся, и сложно понять, что в конкретных случаях имелось в виду, например, в тех же святоотеческих творениях. Напомню, что в библейской традиции слово «тело» обозначает человека в его целостности. Оно состоит из разных частей, но при этом оно одно целое. Душа – это жизнь. С точки зрения Библии определенную душу имеют все живые существа, включая животных. В Ветхом Завете была заповедь «не есть крови животных», потому что в крови заключена душа этих животных, то есть душа – это некая биологическая сила. Иногда душой называют человека в его субъективности – как некое мыслящее, воспринимающее существо. Дух – это что-то высшее, некий образ и подобие Божие, где есть возможность «поселиться» Духу Святому и руководить жизнью человека через пребывание в этой высшей составляющей человеческого существа. Это, конечно, некоторые условности, но если мы говорим про трехсоставность, то приблизительно это имеется в виду под телом, душой и духом.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Сандей Аделаджа: За все благодарите

«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе», 1Фессалоникийцам 5:18.

Мы все понимаем важность исполнения воли Бога на свою жизнь, стремимся к этому. Оказывается, что она заключается в способности быть благодарным. Благодарным за все. Благодарить – это значит дарить благо, дарить что-то хорошее: радость, счастье, любовь, признание. Казалось бы, что может быть проще и приятнее! К сожалению, немалый процент людей живет в ропоте и недовольстве: воспринимает все происходящее, как должное, сожалеет о том, чего не хватает, постоянно жалуется, плачет, раздражается, влачит жалкое существование в страхе и безысходности.

Но я предлагаю вам воспринимать саму жизнь и все, что даровано нам Богом, с благодарением, радоваться каждому лучу солнца, дарить улыбки окружающим, быть всегда в хорошем настроении, независимо от проблем и обстоятельств.

Если вы воспринимаете все, что у вас есть в жизни, как должное, то вы идете по пути проклятия! Наступит день, когда вы начнете терять то, на что не обращали внимания или думали, что это неотъемлемая часть вашей жизни, которая никуда не денется. Спросите человека, который побывал в автомобильной катастрофе и лишился ног, задумывался ли он когда-нибудь о том, что это привилегия, дарованная ему Богом, – ходить по земле?

Ваш выбор. Что вы выберете: скорбеть или славить? Благодарить или рыдать? Либо вы будете сознательно закрывать глаза на то, чего вам не хватает, и открывать глаза на то, что имеете, благодарить Бога за все, что вы уже получили от Него, либо вы будете страдать и плакать о том, чего может и не быть. Если вы не примете решение радоваться тому, что у вас есть, и быть благодарным Богу только за то, что вы живы, и спасены, то можете проплакать всю свою жизнь!

Как и у монеты, у любой ситуации есть две стороны: одна выглядит “плохой”, другая – “хорошей”. Что есть – то есть. За все благодарите!

Кто не благодарит за то, что имеет, не достоин получить следующее!
Как только благодарность исчезает из нашей жизни, чудеса исчезают!

Если даже кто-то или что-то отняли у вас уважение, успех, любовь, деньги, – не принимайте сразу образ жертвы! Трудно быть благодарным, когда мысли заполнены эгоцентризмом и саможалостью. На самом деле все, что происходит, все во благо, даже если в данный момент имеет неприглядный вид. Не можете изменить обстоятельства – измените отношение к ним. В каждой ситуации, которая выглядит плохой, найдется ещё больше хорошего, если только вы захотите его найти. Как вы назовете ситуацию, такой она и будет для вас. Как лодку назовешь, так она и поплывет. Именно вы решаете, какое определение дать ситуации – плохая или хорошая.

Сам Бог может допустить негативную ситуацию для того, чтобы вы реализовали свое призвание, так как это произошло с Иовом. Не теряйте времени, не плачьте и не бойтесь, идите смело вперед и помните, «что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу», Римлянам 8:28.

Бог обязательно проведет всех нас через испытания. Перед прорывом или благословением обязательно будет происходить то, что нам не нравится: трудности и неприятности, которых мы не ожидаем. Но если нам удастся в трудные времена остаться благодарными Богу за все хорошее и плохое, то победа будет принадлежать нам.

Также как проявлять, нужно уметь благодарность принимать. В каждом из нас Богом заложена великая сила, которая может сделать мир лучше. И если мы осознаем, что именно эта сила, действуя через нас, улучшает жизнь людей вокруг, тогда нам будет легко выражать и принимать благодарность. Как только мы освободимся от нашего страха и убедим себя в том, что именно мы – ответ на нужды этого мира, мы – носители Божьего Царства на земле, нам станет легко дарить и принимать благодарность. Не скромничайте, когда вас почитают!

Кто почитает Бога – того почтит Бог. Мы почитаем Бога, когда почитаем людей. «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы», Матфея 5:14.

Сказать “спасибо” – означает выразить одобрение человеку, значит сделать добро. Одобрение – это мощный стимул к личностному росту человека. В разговорах с людьми такие красивые слова, как “спасибо” и “благодарю”, мы употребляем не так часто, как хотелось. Обычно нам намного легче выразить благодарность Богу, чем человеку, через которого Бог что-то для нас сделал.

Пусть наша память будет короткой на то, что делаем мы, и длинной на то, что делают нам: тогда нетрудно будет выразить признательность каждому человеку за любую услугу, которую нам оказали. Если вам кажется, что человека не за что благодарить, благодарите хотя бы за то, что он не сделал ничего плохого!

“Спасибо” – это приятная необходимость. Это как маленькая шестеренка во взаимоотношениях. Если ею пренебрегать, то механизм человеческих отношений будет скрипеть, расшатается и в итоге перестанет работать. Совсем другое дело, если взаимоотношения “смазывать” словами и поступками благодарности! Настройтесь делиться счастьем и тогда слова благодарности обязательно найдутся!

Благодарности, как и радости, много не бывает! Благодарность привлекает людей. Благодарного человека будут долго и тепло вспоминать. Не позвольте, чтобы “спасибо” затерялось в суете трудового дня. Найдите время в любой ситуации, остановитесь и вспомните, кому вы еще не сказали “спасибо”.

Служители с благодарным сердцем обязательно будут почитаемы Богом и людьми. Такие люди никогда и ни в чем не будут нуждаться, всегда рядом с ними окажется человек, который посодействует в восполнении любой их нужды.

Всегда говорите “спасибо”, чтобы подчеркнуть значимость человека и того, что он делает. Не будьте скупы на комплименты, хорошие слова и благодарные поступки. Вы не представляете, какая могущественная сила высвобождается с каждым “спасибо” в жизнь другого человека. Ваше вовремя и правильно сказанное “спасибо” может повлиять на его дальнейшую жизнь. Не смотрите на “благодарность” как на мелочь, саму собой разумеющуюся, а относитесь к ней, как движущей жизненной силе!

Все в нашем мире – относительно. Относительно наших взглядов на жизнь, Бога и окружающих. Мы уже знаем, что неважно, что с нами происходит, а важно, как мы к этому относимся. Обычно мы применяем это правило к плохим событиям и обстоятельствам, но это также должно быть применимо и ко всему хорошему, что происходит в нашей жизни, особенно когда это хорошее приходит через конкретного человека.

Говорите людям “спасибо”, вкладывая особое значение в смысл этого слова. Воздавайте славу, честь и хвалу Господу Богу, благодарите за признательность, выраженную вам, делитесь радостью с другими, дарите им свою любовь, мир и… “спасибо”! Переплетайте молитву с благодарением: “…всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом…”, Филиппийцам 4:6! И так каждый день! Выражайте свою благодарность во всем, что делаете. Пусть слава Богу никогда не перестанет изливаться из ваших уст, сердце будет переполнено благодарностью к Нему и окружающим людям и тогда радость и веселье будут сопровождать вас во все дни победоносной жизни!

Рекомендуемая литература
«Благодарное сердце» и «Чествуйте людей», автор Сандей Аделаджа.

С благодарностью к каждому из Вас,

Сандей Аделаджа
Посольство Божье

К   н   и   г  а
в Вашу библиотеку

За все благодарите Бога | Чудеса Божьи

За все благодарите Бога«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:18)

 За все благодарите…Какая обширная тема! Что можно еще сказать к тому, что уже сказано в многочисленных комментариях и проповедях. Что есть слово «все»? Все означает все, без исключения, — и доброе и плохое, что случается в нашей жизни.

Мы на земле странники и пришельцы. У нас нет ничего своего. Все дано нам в аренду, во временное пользование. Кем? Создателем. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, растительная и животная пища – все это не наше, а Божье. Бог, как добрый Отец, все дал людям для разумного употребления, как добрым, так и злым. И нам нечем хвалиться. Все — Его. Мы, люди, не в состоянии выкупить все то, что Бог дал нам. Нам нечем заплатить, кроме как благодарностью нашему Богу.

Что же такое благодарность и почему надо всегда благодарить Бога?

1 Благодарность – это показатель нашего смирения и послушания Господу.

Неблагодарный человек с ожесточенным сердцем не способен оценить невидимую глазом заботу и любовь Отца Небесного. Приходит благо в его жизнь – благодарит Бога, приходит злое – ропщет на своего Творца. Поэтому такой человек редко имеет радость и мир в сердце. Суета правит им.

В человеке смиренном и послушном Господу царит тишина. Он способен видеть духовно всю красоту и великолепие мироздания Божьего. И это приносит ему нескончаемую радость и мир в сердце.

2 Благодарность – это наша ответственность в отношении всего, что дал нам Бог.

Давайте, возьмем пример из обычной жизни. Вот у человека есть два сына. Отец вручает им подарки на дни рождения. Один сын, принимая подарок из рук отца, как само собой разумеющееся, пользуется им немного и забрасывает в дальний угол. Через пару дней вовсе забывает о нем. Другой же сын, приняв подарок, расцелует отца, выражая  ему свою любовь и признательность, и каждый день бережно пользуется подаренной вещью, стирает с нее пыль, хранит в безопасном месте, т.е. всячески выражает свое почтение и любовь отцу. Как думаете, кому из этих сыновей сердце отца будет открыто сильнее? Кому из них он доверит большее? Также и Господь смотрит на наши сердца. Благодарны ли мы? Насколько мы ответственны ко всему, что дал нам Творец?

Водоемы, пашни, воздушная среда, наши жилища, личные вещи, финансы, автомобили, – какова твоя мера ответственности ко всему, что дал тебе Бог? Насколько бережно ты относишься к имуществу Божьему, насколько ценишь им?

Ибо все от Него и к Нему, как говорит Писание.

3 Благодарность – это соединительная нить между нами и Богом.

Когда мы от всего сердца благодарим Бога за все, что Он нам дает, мы тотчас входим в присутствие Божье. Отсюда и все преимущества: защита и охрана Божья, попечение Божье, радость и мир во Христе Иисусе и многое другое, вытекающее из общения с нашим Господом. Глубина благодарности приходит с навыком. Вначале это где-то на уровне речи, умственной молитвы. Затем, по мере развития, чувство благодарности охватывает также наши эмоции. Высший уровень благодарности — это когда все наше естество –наш дух,  ум, эмоции, каждая наша клеточка – находятся в молитвенном состоянии и глубочайшем благоговении пред Господом. Здесь уже нет потребности в словах – все наше естество (дух, душа и тело) находится в безмолвной молитве постоянно.

Дай нам, Бог, не ожесточиться сердцами нашими, но всегда быть способными благодарить Тебя за все.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте

подписаться на обновления сайта, чтобы получать новые статьи на Email

Всего доброго. С уважением, Вячеслав Ерогов

За все благодарите | У истока

И снова я приветствую всех читателей моего блога! Как правило, я рассказываю предысторию, которая положила начало к тому или другому рассказу. Рассказ “За все благодарите”, не исключение. Он родился как раз из наблюдаемой мною сцены… Была я как-то в гостях в одной многодетной семье. Эта семья только что получила большую квартиру, родители заботливо, как могли обставляли просторные комнаты мебелью, квартира преображалась, становилась уютной…

Нашу беседу с хозяйкой дома прервало негромкое восклицание девочки, лет тринадцати: “Мама, я не хочу коричневую мебель, я хочу бук! Почему у других девочек в комнате светлая мебель, а у меня темная…” Мама старалась объяснить дочери какие-то обстоятельства, взывала к ее совести, призывала быть ее благодарной, но та не переставала стонать сквозь слезы: “хочу бук!” В конце концов, мать выставила девочку из комнаты, а та уходя все еще подвывала: “хочу бууук…”

Я а, молча наблюдая за этой сценой, невольно вспомнила свое детство. Конечно, все познается в сравнении. Мой отец был пьяницей и можно себе представить в каких условия росли мы, три девочки. Мама одна тянула всю семью на свою зарплату и конечно, у нас даже не было возможности выбирать, что купить из одежды, зачастую мы носили из того, что кто-то отдал от своих детей… Трудные воспоминания, но эта жизнь научила меня быть благодарной Богу за достаток, который я имею сегодня. И об этом, я не перестаю говорить и своим детям. Итак, после долгого вступления, предлагаю вашему вниманию рассказ:

За все благодарите

– Ты что, хочешь, чтобы я надела эту юбку? – спросила маму Нина, наморщив нос и пренебрежительно ткнув пальцем на одежду, висевшую на стуле. Мама вздохнула.

– Ты должна быть благодарна Богу, что Он так заботится о тебе. Думаю, что многие девочки желали бы иметь такую же одежду.

И, помолчав, уже более строгим и повелительным тоном добавила:

– И все же сегодня тебе придется надеть именно эту юбку, потому что она очень теплая, а на улице мороз.

Ниночка была четвертым ребенком из пятерых детей и отличалась от остальных строптивым характером, чем доставляла немало забот своим родителям. Она и сама это понимала и старалась сдерживать и бороться со своими чувствами, но это ей не всегда удавалось. Девочка часто высказывала вслух недовольство по поводу слишком рыхлых котлет или недостаточно тоненьких блинчиков. Поэтому Ниночке часто приходилось слышать одну и ту же фразу:

– Надо благодарить Бога за то, что ты можешь кушать досыта, а не просто сухой хлеб.

«Сухой хлеб! Да кто же в наше время сухой хлеб ест? – мысленно протестовала она. – Некоторые девочки из нашего класса каждый день получают на десерт мороженое с орехами, или тортик со сливками, или йогурт какой-нибудь. А я довольствуюсь яблоками да бананами!»

По мере того, как Ниночка возрастала, вместе с нею возрастали и ее причуды, располагая родителей больше и больше молиться за дочь. Они-то понимали, что своим недовольством, высказанным вполголоса, их девочка огорчает Господа, потому что ее юное сердце производит ропот, а не славу великому Богу. Много можно перечислить вещей и обстоятельств, которыми Нина была недовольна, например, таких как: обувь слишком тяжелая, подушка очень жесткая, а шерстяные носки «кусаются»… Но не об этом я хочу рассказать тебе, мой юный читатель, сегодня. Однажды с девочкой, о которой я говорю, произошел случай, через который Бог произвел в ней покаяние и открыл ей глаза.

В класс, в котором училась Ниночка, пришла новенькая. Нина сразу отметила кротость и воздержанность ее характера, чем сама Нина, считавшая себя христианкой, не отличалась. Но самое большое впечатление на класс произвела одежда Риммы (так звали новенькую). Одета она была очень бедно. Аккуратно выглаженное старенькое платье «украшали» две большие заплаты, подшитые на локтях, старенькие колготки просвечивались почти насквозь, подчеркивая места штопки. Очевидно, что Римма стеснялась своего одеяния, потому что всякий раз, выходя к доске, густо краснела, хотя всегда отвечала на «отлично». Почему-то Ниночке стало искренне жаль Римму, и она постаралась подружиться с ней. Но девочка дичилась.

Как-то раз несколько мальчиков стали дразнить и обзывать Римму, дергая ее за рукава платья. Ниночка, кипя «благородным» гневом, кинулась на обидчиков и в один миг разогнала их, приговаривая:

– Двоечники вы бездарные, да вы все вместе взятые не стоите ее светлого ума!

***

Дома Нина была тиха, видимо ее тревожили какие-то мысли. Когда мама поинтересовалась ее успехами в школе, Ниночка рассказала ей о событиях этого дня. Мама слушала со вниманием, иногда вздыхала и сочувственно качала головой. Нина умолкла, а мама встала и, подойдя к шкафу, открыла его.

– Если ты хочешь, то мы пересмотрим твои вещи и отберем что-нибудь для Риммы.

Ниночка от радости захлопала в ладоши:

– Мамочка, милая, как ты хорошо придумала, а мне и в голову не пришла такая мысль! Давай быстрее все пересмотрим. У меня вон сколько вещей. Римма такая худенькая и ростом поменьше, ей все подойдет, что мне маловато.

Некоторое время мать и дочь пересматривали и откладывали вещи, которые могли бы пригодиться Римме. В этот вечер Нина уходила спать, предвкушая радость завтрашнего дня. Она даже не заметила, что ее подушка была по-прежнему жесткой.

В школе Нина отвела Римму в сторонку, и они о чем-то тихонько толковали, потом Римма кивнула головой и стала писать карандашом на клочке бумаги. «Половина дела сделана, – радовалась Нина, – адрес Риммин есть!»

Поскольку Римма увидела к себе расположение со стороны своей одноклассницы, ее замкнутость постепенно рассеялась. Она была рада, что теперь у нее появилась настоящая подруга, которая не будет над ней посмеиваться и унижать в обществе других девочек. Поэтому, когда Ниночка принесла обещанные вещи, Римма не скрывала своего восторга, выкладывая их одну за другой из пакетов. Родителей дома не было, а Риммин пятилетний братик, прижимаясь к своей сестре, недоверчиво поглядывал на Нину. Гостья же тем временем украдкой осматривала убогое жилище, удивляясь его бедноте. Краска на голом дощатом полу местами стерлась до третьего слоя, и от этого он казался грязным. Одна дверца шкафа висела на единственной петле, а в письменном столе отсутствовали два ящика. Кровать была покрыта старым потрепанным покрывалом, а на окнах висели давно отслужившие свой срок занавески. «Господи, – думала Нина, – почему же они так бедно живут?» Римма аккуратно складывала вещи в шкаф, когда раздался звонок. Этот звонок прозвучал как сигнал тревоги. Звонивший, похоже, не собирался отпускать кнопку звонка, пока ему не отворят дверь. Римма побледнела и прошептала в паническом страхе:

– Папа.

Мальчик куда-то мгновенно исчез. А Римма побежала в прихожую, таща Нину за руку и приговаривая:

– Скорее одевайся, скорее!

Риммина паника передалась Нине. Руки у нее затряслись, она поспешно обулась и накинула куртку. Между тем, звонить не переставали. Римма дрожащими руками открыла дверь, и в дом с громкой бранью ввалился пьяный мужчина. Вид его был ужасным. Он стал бранить дочь за то, что та долго не открывала дверь, отвесив ей звучный шлепок по затылку. Потом он прихлопнул дверь, навалившись на нее всем телом, и тут увидел Нину. Нина вся затрепетала под этим взглядом. Она никогда не видела пьяного человека так близко.

– Это кто? – невнятно спросил он.

– Это моя… – начала робко Римма.

– А что она тут делает? – рявкнул он, взяв Ниночку за воротник. На девочку пахнуло перегаром, и она вся сжалась под взглядом этих мутных глаз.

– А ну, чтоб твоей ноги здесь не было!

И он, с трудом открыв дверь, вытолкнул девочку из дома. От такого сильного толчка Нина упала, сильно ударившись коленом. Но, несмотря на это, она вскочила и пустилась бежать. Слезы застилали ей глаза, а в ушах свистел ветер. Обессилев, она остановилась, чтобы отдышаться. Потом девочка упала на колени в снег и расплакалась. Она ясно поняла причину всей бедности этой семьи. Девочка жалела себя, что так пострадала. Мысли кружились и путались в голове. Она вспомнила свои недовольства и частый ропот. На мгновение ей представилось, что она живет в этом доме вместо Риммы, что нищенская одежда надета на нее, и что в доме для пищи есть только сухой хлеб. Девочка содрогнулась. Потом медленно встала и побрела домой. Она твердо решила просить прощения за свое поведение у родителей и у Бога. «Буду молиться и просить Бога, – решила она, – чтобы Он изменил меня».

Войдя в свой дом, она вдруг почувствовала, что попала в тихий райский уголок. Мама что-то готовила на кухне, звеня посудой; младший брат, что-то напевая сам себе, занимался своими игрушками. Позднее вся семья слушала Ниночкин рассказ, и, преклонив колени, к Богу вознеслась горячая молитва не только взрослых, но и детей. Особенно искренно молилась Нина и благодарила Бога, перечисляя Его милости к себе. Особенно о том, что Он дал ей любящих и добрых родителей, которые указывают ей путь к Богу.

Дружба же двух девочек не расстроилась. Наоборот, сначала Римма и ее братик, потом и их мама стали частыми и желанными гостями в доме Нины. Через эту семью и Римма, и ее мать обрели для себя Спасителя и Заступника и были счастливы в этом.

Галина Шперлинг

Рассказ вошел в книгу “Моя дорогая мама”

При цитировании материалов сайта прямая ссылка обязательна.

Полное использование материалов сайта без согласования с автором запрещено.

Давайте уважать друг друга.

За все благодарите Бога

«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:18)

 За все благодарите…Какая обширная тема! Что можно еще сказать к тому, что уже сказано в многочисленных комментариях и проповедях. Что есть слово «все»? Все означает все, без исключения, — и доброе и плохое, что случается в нашей жизни.

Мы на земле странники и пришельцы. У нас нет ничего своего. Все дано нам в аренду, во временное пользование. Кем? Создателем. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, растительная и животная пища – все это не наше, а Божье. Бог, как добрый Отец, все дал людям для разумного употребления, как добрым, так и злым. И нам нечем хвалиться. Все — Его. Мы, люди, не в состоянии выкупить все то, что Бог дал нам. Нам нечем заплатить, кроме как благодарностью нашему Богу.

Что же такое благодарность и почему надо всегда благодарить Бога?

1 Благодарность – это показатель нашего смирения и послушания Господу.

Неблагодарный человек с ожесточенным сердцем не способен оценить невидимую глазом заботу и любовь Отца Небесного. Приходит благо в его жизнь – благодарит Бога, приходит злое – ропщет на своего Творца. Поэтому такой человек редко имеет радость и мир в сердце. Суета правит им.

В человеке смиренном и послушном Господу царит тишина. Он способен видеть духовно всю красоту и великолепие мироздания Божьего. И это приносит ему нескончаемую радость и мир в сердце.

2 Благодарность – это наша ответственность в отношении всего, что дал нам Бог.

Давайте, возьмем пример из обычной жизни. Вот у человека есть два сына. Отец вручает им подарки на дни рождения. Один сын, принимая подарок из рук отца, как само собой разумеющееся, пользуется им немного и забрасывает в дальний угол. Через пару дней вовсе забывает о нем. Другой же сын, приняв подарок, расцелует отца, выражая  ему свою любовь и признательность, и каждый день бережно пользуется подаренной вещью, стирает с нее пыль, хранит в безопасном месте, т.е. всячески выражает свое почтение и любовь отцу. Как думаете, кому из этих сыновей сердце отца будет открыто сильнее? Кому из них он доверит большее? Также и Господь смотрит на наши сердца. Благодарны ли мы? Насколько мы ответственны ко всему, что дал нам Творец?

Водоемы, пашни, воздушная среда, наши жилища, личные вещи, финансы, автомобили, – какова твоя мера ответственности ко всему, что дал тебе Бог? Насколько бережно ты относишься к имуществу Божьему, насколько ценишь им?

Ибо все от Него и к Нему, как говорит Писание.

3 Благодарность – это соединительная нить между нами и Богом.

Когда мы от всего сердца благодарим Бога за все, что Он нам дает, мы тотчас входим в присутствие Божье. Отсюда и все преимущества: защита и охрана Божья, попечение Божье, радость и мир во Христе Иисусе и многое другое, вытекающее из общения с нашим Господом. Глубина благодарности приходит с навыком. Вначале это где-то на уровне речи, умственной молитвы. Затем, по мере развития, чувство благодарности охватывает также наши эмоции. Высший уровень благодарности — это когда все наше естество –наш дух,  ум, эмоции, каждая наша клеточка – находятся в молитвенном состоянии и глубочайшем благоговении пред Господом. Здесь уже нет потребности в словах – все наше естество (дух, душа и тело) находится в безмолвной молитве постоянно.

Дай нам, Бог, не ожесточиться сердцами нашими, но всегда быть способными благодарить Тебя за все. Источник

4 молитвы благодарности Богу за все

4 молитвы благодарности Богу за все

4.3 (86.36%) 330 голос.

Оглавление:

Благодарственная молитва Господу Богу

«Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего, в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве.

Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость.»

Благодарственная молитва Всевышнему

«Собор святых Ангел и Архангел, со всеми небесными силами поет Тя, и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. Спаси мя, Иже еси в вышних Царю, спаси мя и освяти, Источниче освящения; от Тебе бо вся тварь укрепляема есть, Тебе безчисленнии вои трисвятую песнь поют. Тебе и аз недостойный, седящему во свете неприступнем, егоже ужасаются вся-ческая, молюся: ум мой просвети, сердце очисти, и устне отверзи, яко да достойно возмогу пети Тебе: Свят, Свят, Свят еси Господи, всегда, ныне, и присно и в безконечныя веки веков. Аминь.»

Благодарственная молитва Иисусу Христу

«Господи Иисусе Христе Боже наш, Боже всякого милосердия и щедрот, милость Которого безмерна и человеколюбия – неизмеримая пучина! Мы, припадая к Твоему величию, со страхом и трепетом, как недостойные рабы, приносим благодарение Тебе о милостях, оказанных нам. Как Господа, Владыку и благодетеля, мы Тебя славим, хвалим, поем и величаем и, припадая, снова благодарим! Твое несказанное милосердие смиренно молим: как ныне Ты принял наши мольбы и исполнил их, так и в будущем дай нам преуспевать в любви к Тебе, к ближним и во всех добродетелях. И сподоби нас всегда благодарить и славить Тебя, вместе с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и единосущным Твоим Духом. Аминь.»

Молитва благодарственная за все благодеяния Божии, св. Иоанна Кронштадтского

«Господи! Что принесу Тебе, чем отблагодарю Тебя за Твои непрестанные, величайшие мне и прочим людям Твоим милости Твои? Ибо вот, я каждое мгновение оживляюсь Духом Твоим Святым, каждое мгновение дышу воздухом, Тобой разлитым, легким, приятным, здоровым, укрепляющим, — просвещаюсь Твоим радостным и животворным светом — духовным и вещественным; питаюсь духовной пищей пресладкой и животворной и питьем таковым же, святыми Тайнами Тела и Крови Твоей и пищей и питиями сладости вещественными; Ты одеваешь меня пресветлым, прекрасным царским одеянием — Собой Самим и одеждами вещественными, очищаешь мои прегрешения, исцеляешь и очищаешь многие и лютые страсти мои греховные; отъемлешь мое душевное растление в державе безмер-ной благости, премудрости и крепости Твоей, исполняешь Духом Твоим Святым — Духом святыни, благодати; подаешь душе моей правду, мир и радость, пространство, силу, дерзновение, мужество, крепость, и тело мое одаряешь драгоценным здравием; научаешь руце мои на ополчение и персты мои на брань с невидимыми врагами моего спасения и блаженства, со врагами святыни и державы славы Твоей, с духами злобы поднебесными; венчаешь успехами дела мои, о имени Твоем совершаемые… За все сие благодарю, славлю и благословляю всеблагую, отеческую, всесильную державу Твою, Боже, Спасителю, Благодетелю наш. Но познан буди и прочими людьми Твоими тако, якоже мне явился еси, Человеколюбче, да ведают Тебя, Отца всех, Твою благость, Твой промысл, Твою премудрость и силу и прославляют Тебя, со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Другие молитвы Иоанну Кронштадтскому.


Сохранить молитвы в социальных сетях:

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *