Человек человеку — друг, товарищ и брат
- Человек человеку — друг, товарищ и брат
- Человек человеку — друг, товарищ и брат
-
Из программы Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом КПСС (1961). Так в программе формулируется один из принципов «Морального кодекса строителей коммунизма», который гласит: «Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат». Употребляется иронически.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.
.
- Человек человеку волк
- Человек — это звучит гордо
Смотреть что такое «Человек человеку — друг, товарищ и брат» в других словарях:
ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ
человек — , а, м. == Человек труда. патет. О трудящемся, рабочем. ◘ После революции человек труда превращается таким образом в общественного деятеля. Шкаратан, Ваксер, 109. Герой нашего времени это человек труда. Кал. 80, 27 авг. Уважение к труду и … Толковый словарь языка Совдепии
ДРУГ — НЕДРУГ — Счет дружбы не портит. Счет дружбе не помеха. Чаще счет, дольше (крепче) дружба. Стал бы кормить и волка, коли б траву ел. Враг хочет голову снять, а Бог и волоса не дает. Друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит. Полюбил его, как… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Прости меня моя любовь
— Прости меня моя любовь … ВикипедияДРУЖБА — разновидность избирательно личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Исторически Д. рождается из ин тов позднеродового общества (соответствующее греч. слово philia, т … Философская энциклопедия
ГУМАНИЗМ — (от лат. humanus человеческий, человечный) направление обществ. мысли, характеризующееся защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, борьбой за человечность обществ. отношений. Долгое время изучение Г. проходило в историч.… … Советская историческая энциклопедия
Коротич, Виталий Алексеевич — Виталий Коротич Віталій Олексійович Коротич … Википедия
Библиография В. А. Коротича — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Коротич, Виталий Алексеевич … Википедия
КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА — Подлинно науч. понимание природы социального расчленения общества, определение сущности обществ. классов и клас. борьбы дает марксизм ленинизм. Характеризуя клас. деление в эксплуататорском обществе и вырабатывая науч. определение классов, В. И.… … Советская историческая энциклопедия
Человек человеку – друг, товарищ… или?
Многие ещё помнят этот документ –
МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА:
- Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
- Добросовестный труд на благо общества.
- Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
- Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
- Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все – за одного.
- Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку – друг, товарищ и брат.
- Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
- Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
- Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
- Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
- Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
- Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Сейчас над подобными документами принято глумиться. Ещё бы: там говорится про дружбу, братство, честность и нравственную чистоту. Про добросовестный труд на благо Родины. Про какой-то там коллективизм. А про «бабло» вообще ничего не сказано. Господа, это же всё сказки для наивных лохов! Деньги и личное обогащение – вот где истинные ценности!
Боюсь, что такое мировоззрение стало в России господствующим. Безвременье 90-х сделало своё чёрное дело.
Беларусь ещё как-то сопротивляется, старается сохранить хоть что-то от времён социализма. Поглядывает с тоской в сторону «старшей сестры»: может, одумалась? Может, предложит цивилизационную модель, ради которой действительно стоит объединяться в союзное государство? Но нет, похоже, России не до того. Всё толкут воду в ступе, формулируют национальную идею. И всё без толку.
Как по мне, причина в том, что не может быть у России иной идеи, кроме построения справедливого общества, назови его хоть коммунизмом, хоть царствием Божиим на земле. И есть люди, которые это понимают, но провозгласить стесняются. Потому что идея коммунизма скомпрометирована. Все же знают теперь, что это утопия. Был СССР, и нет его. Невозможно построить коммунизм на земле.
Может, действительно, невозможно. Но парадокс в том, что строить его всё равно надо! Просто, чтобы оставаться людьми. Непонятно, правда, в какой форме. Не по Ленину же. Как-то надо без гражданской войны. Без массовых репрессий. Но обязательно, чтобы был коллективизм. Социальная справедливость. И от каждого по способностям. И каждому по труду. Ну, когда-то и по потребностям.
Как это сделать – куча вариантов. На китайцев хоть посмотреть. Думать надо. И пробовать. За двадцать лет такого не построишь. Может, и за сто не управишься, чтобы в идеальном виде. Но говорить, что справедливое общество в принципе невозможно – это враньё. Люди это чувствуют, и потому идея коммунизма бессмертна.
Коллективизм у нас в крови. Если делаешь что-нибудь лишь для себя, собственных удовольствий ради, то в этом нет настоящей радости. А есть ощущение своей животности. И почему-то совестно. И наоборот, нет ничего радостнее чувства товарищества, когда вместе, предельным усилием то ли супостата одолели, то ли пожар потушили, то ли храм построили. Храм – это я высоко хватил; на худой конец – машину из грязи вместе вытолкали. Даже если при этом костюм замарал. Растворение в коллективе единомышленников при выполнении трудной задачи – это предельный кайф, доступный человеку. Спокойно тебе и «осмысленно». Испытав это чувство однажды, знаешь уже опытно, а не из книг: человек – существо общественное.
Есть такая фраза: «Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным». Её приписывают Достоевскому.
Народ страны, в которой я родился, считал прекрасным и истинным те идеи, что сформулированы в моральном кодексе. Я там прожил 30 лет, могу подтвердить: многие так думали и старались жить. И дышалось среди этих людей легко. Их можно обвинять в наивности, но они были красивы. Они любили стихи Евтушенко и Ахмадулиной, создали лучший в мире балет, летали в космос и строили Братскую ГЭС. С коммунизмом не получилось, но они хотя бы сделали попытку. Им здорово мешали извне. Да и лидеры страны оказались несоразмерны великой цели.
Такими предками можно гордиться. Оберегать их память и рассказывать о них детям в школе. И тогда, даст Бог, подросшие дети сформулируют, наконец, национальную идею.
Сергей Тихорецкий
Коллективизм у нас и у них: Россия и Европа
Человек человеку — друг? — Альтернативный взгляд Salik.biz
Кто из нас не видел шокирующего видео в интернете, когда пассажиры в ожидании поезда преспокойно наблюдают, как человек падает на рельсы и его переезжает вагон. Отчего так происходит, и как мы сами, вероятно, поведем себя в этой ситуации? Это мы и попытались выяснить.
Для начала определимся с терминологией. Альтруизмом мы будем называть такое поведение, которое способствует приспособленности и выживанию одного человека, но при этом приводит к трате ресурсов (денег, времени, еды), принадлежащих помощнику. По сути, мы говорим о действиях, наносящих ущерб тому, кто помогает. Но нужно помнить, что есть и реципрокный альтруизм. В основе этого типа помощи другим лежит принцип «ты мне, я тебе». Люди тратят свои силы, время и деньги с неосознанным пониманием того, что и им могут помочь в последующем. Не самое плохое вложение ресурсов, если задуматься. По крайней мере, всё честно.
— Salik.bizДоброта нравится девушкам
Один из основателей синтетической теории эволюции, Феодосий Добржанский назвал своё эссе «Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции». Альтруизм также обретает смысл с точки зрения учения Дарвина. Во-первых, альтруистическое поведение – это хорошая реклама в борьбе самца за внимание противоположного пола. Если он позволяет себе тратить ресурсы на других, значит, у него их много. Такой успех самца можно объяснить высоким качеством его генов, а значит, и его репродуктивным успехом. К тому же самец-альтруист будет более расположен к заботе о самке и их потомстве. Несколько примитивное объяснение, но верно передаёт суть. Во-вторых, альтруизм очень тесно связан со степенью родства того, кто помогает, и того, кто является адресатом помощи. Биологи неоднократно показывали, что живые существа более охотно помогают своим родственникам, тем, у кого с ними больше общих генов. Последняя «биологическая» ремарка перед погружением в мир психологии: как Вы, наверное, уже поняли, альтруистическое поведение свойственно не только людям как виду, но и другим животным. Особенно хорошо изучено просоциальное (идущее на пользу обществу) поведение у обезьян и общественных насекомых, таких как муравьи или пчёлы.
А почему я?
Серьёзное исследование готовности помогать началось после гибели некой американки Кэтрин (Китти) Сьюзан Дженовезе 13 марта 1964-го года. В ту ночь Китти возвращалась с работы домой, и возле дома на неё напал мужчина по имени Уинстон Мосли. Он нанёс ей несколько ударов ножом, но крики проснувшихся соседей его отпугнули. Девушка, истекая кровью, двигалась к двери дома. Через некоторое время Мосли вернулся, снова ударил Китти ножом несколько раз и скрылся. Китти добралась до холла, но за её спиной вновь возник мужчина с ножом. Мосли изнасиловал Китти и убил её. Вся трагедия длилась около получаса. Сложно представить, что испытывала Кэтрин Дженовезе в эти минуты. Через некоторое время после того, как Мосли окончательно покинул место преступления, один из жителей дома посоветовался с другом по телефону и только тогда вызвал полицию. Полицейские были на месте преступления через две минуты, но Китти уже была мертва. С тех пор имя Китти вошло в историю и в учебники социальной психологии. Явление, когда окружающие видят, что другой подвергается смертельной опасности на их глазах, но никак не реагируют, так и называется — синдром Дженовезе.
Учёные-психологи стали искать причины, которые бы объясняли, почему одни люди помогают, а другие — нет. Оказывается, что дело не столько в наших личных качествах, сколько в самой ситуации, когда необходима помощь. Социальные психологи Бибб Латане и Джеймс Даббс в 1970-х годах провели серию простых опытов. Они или их помощники роняли в лифте мелкие предметы (монеты или карандаши). Когда с ними ехал один человек, помощь приходила в 40% случаев. Если же в лифте находилось шестеро пассажиров, менее 20% падений предметов находили отклик у людей. Выводы эксперимента ясны: чем больше людей являются свидетелями ситуации, тем меньше вероятность, что кто-то из них Вам поможет. Можно сказать, что ответственность за произошедшее и необходимость реагировать делятся между каждым очевидцем события. Вполне очевидно, что в больших группах эта ответственность минимальна и приводит к своеобразной апатии.
Не высовываться
В случае с проявлением инициативы в большой группе может иметь значение и другой фактор – фактор привлечения внимания. Человек предпочитает быть незаметным на глазах у значительного скопления людей. Как известно, молоток бьёт по самому выступающему гвоздю, и поэтому нам так неудобно бывает проявлять какую-то активность на глазах у других, даже если это помощь человеку, попавшему в беду.
Конечно, история с Кэтрин Дженовезе мало напоминает упавшую в лифте монету. По этой причине уже известный нам Бибб Латане и психолог Джудит Родин провели другой эксперимент. Испытуемые садились в комнате заполнять опросники, а женщина-экспериментатор уходила в другую комнату. Через некоторое время мужчины слышали, как она, встав на стул, что-то искала в шкафу. Затем до них доносился женский крик, шум падения. Всё это сопровождалось стонами: «Боже мой!.. Нога! Я не могу пошевелиться!.. Колено… Помогите же мне!». Понятно, что с женщиной не происходило ничего такого: это была запись на магнитофоне. Но удивительный эффект размывания ответственности сработал и тут: мужчины, заполнявшие опросники в одиночестве, приходили на помощь сами или звали других в 70% случаев. Пары мужчин помогали почти в два раза реже. Одни думали, что не произошло ничего страшного, другие заявили, что не хотели ставить женщину в «неловкое положение». Вы только подумайте: «неловкое положение»!
Самаритяне торопятся
Ещё один фактор, который, согласно результатам исследований, имеет значение – это время. В экспериментах, проведённых американским социопсихологом Дэниелом Бэтсоном и его коллегами, было доказано, что спешка существенно уменьшает количество альтруистов. В качестве примера можно рассмотреть следующий опыт. Учёные предложили одним студентам рассказать о жизни и учёбе семинаристов, а другим – записать на плёнку короткие проповеди на тему притчи Иисуса о добром самаритянине. Если коротко, в ней рассказывается, как два человека (левит и священник) прошли мимо избитого и ограбленного путешественника и только третий, самаритянин, перевязал раны этого человека и отвёз его в гостиницу, где оставил денег на его содержание. Всех участников эксперимента отправили на студию звукозаписи в соседнем здании. Одним говорили, что они должны торопиться, потому что опаздывают, а другим сообщили, что времени достаточно. На улице, у входа в студию звукозаписи, находился мужчина, который кашлял и стонал. Те семинаристы, которые торопились, помогли ему приблизительно в 10% случаев. Студенты с достаточным количеством времени оказывали помощь почти в 6 раз чаще, чем студенты из первой группы. И эти результаты не зависели от того, о чём должен был рассказывать семинарист. То есть человек шёл говорить о добром самаритянине, но сам поступал как священник и левит из притчи, буквально перешагивая через человека. Группа учёных под руководством Бэтсона в 1978-м году проводила похожее исследование среди студентов Канзасского университета. Результаты были теми же: те, кто торопился, помогали значительно реже тех, кто никуда не спешил.
Сами разберутся!
В другом эксперименте исследовалось, как влияет интерпретация события на готовность людей помочь. На автостоянке инсценировалась драка между мужчиной и женщиной. Реакция прохожих очень сильно зависела от того, что кричала женщина в момент ссоры. Если она кричала: «Оставьте меня в покое. Я Вас знать не знаю!», то ей помогали в 65% случаев, но если от женщины слышали: «Отстань от меня! И зачем я только за тебя вышла!», помощь приходила в 3 раза реже. Простого переноса конфликта в рамки семьи хватало для остужения пыла спасителей, для усмирения их праведного гнева. Этот эксперимент ценен тем, что очень хорошо показывает нашу готовность безразлично относиться к проблеме семейного насилия. Мы говорим себе в такие моменты: «Это не наше дело. Их семья, а, значит, им и разбираться». Лично мне приходилось быть свидетелем, как полицейские спокойно относятся к семейным конфликтам, надеясь, видимо, на супружеское благоразумие и добрый дух семьи. К сожалению, иногда это не срабатывает.
Может показаться странным, почему я уделяю столько внимания ситуационным факторам и ничего не говорю о роли личности в альтруизме. Посмотрите, какое влияние оказывают внешние условия на поведение людей: стоит Вам оказаться одному, и Вы уже готовы спасти жизнь и здоровье человека. Мы часто недооцениваем значение ситуации для нас, объясняя всё внутренними качествами людей, а это — опасная ошибка. Она скрывает от нас возможность объективного суждения о происходящем и затуманивает взор. Кто знает, возможно, в критической ситуации кто-то вспомнит об этих исследованиях, и чья-то жизнь будет спасена.
Предложения со словосочетанием ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ДРУГ ТОВАРИЩ И БРАТ
Прежде я не раз задумывался о том, почему так здорово расходятся с жизнью людей советского времени такие, скажем, прекрасные, неоспоримо верные заповеди коммунизма: «Человек человеку — друг, товарищ и брат», или «Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству», или «Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни». Но железный занавес, охранявший чистые помыслы строителей коммунизма от буржуйского беспредела, проржавел, и на державу под видом всеобщей демократизации обрушилась лавина капиталистического кошмара, категорически отрицающего, что человек человеку — друг, товарищ и брат, а только волк, конкурент и сатрап.Неточные совпадения
Мы грешим, когда всеваем в сердца ближних сомнения в вере, осмеиваем их благочестие, отваживаем от молитвы и храма, сеем раздоры между братьями, супругами, сослуживцами или товарищами. Однако даже больше, чем необходимость найти для друга финансовую поддержку и работу, его тревожило сознание потери близкого человека — товарища в детских играх и соучастника в проказах, почти брата. Несколько минут братья что-то оживлённо говорили стоящим вокруг них новым товарищам, сопровождая слова движениями рук и посохов. Мои товарищи и я — братья в группе 2/33. Мне было приятно, что старший брат уже не смотрит на меня как на маленького, что я стал для него товарищем. Зачем тебе и твоим товарищам понадобилось тело моего брата? — Может, ты и не очень был склонен покидать столицу, но я тебя решил вернуть на свою родину, где лежат в земле твои предки, где живут брат, сестра и другие родственники; где остались твои школьные товарищи — первые самые верные и надёжные друзья. Впрочем, это не мешало ему уважать и ценить брата, в конце концов, на вкус и цвет товарищей нет. Не только «пролетарий» и «буржуа» не братья друг другу, а волки, но и пролетарий и пролетарий не братья, а «товарищи», товарищи по интересам, по несчастью, по общности материальных желаний. Отсюда — жена, сослуживцы, дети, внуки, оттуда — родители, брат, фронтовые товарищи, да мало ли кто. Обозначь их родственные отношения (мама, папа, брат, сестра) или друг, товарищ, одноклассник. Было бы ложным утешением оплакивать брата, возможно, если он и оплакивал, то брата, какого у него не было: близкого друга, надёжного товарища. Одни громко прощались с братьями и товарищами, другие, испуская последний вздох, произносили имена своих матерей, мест своей родины: скоро холод сковывал их члены, проникал во внутренности. В социалистической вере товарищ заменил брата веры христианской. — Нет, брат мой, тебе не придётся читать молитву за упокой души их товарищей, — возразил служитель. Я до безумия любил своего плутишку брата, который, став более подвижным, сделался хорошим товарищем по играм. Как правило, люди, не имеющие братьев и сестёр, не привыкли делиться, помогать товарищам, они живут только для себя. Друг приехал через несколько дней в посёлок и ухаживал за больным товарищем с нежностью родного брата. Это же твой брат и товарищ. Тем более, что ты всякому друг, товарищ и брат, поэтому особо стесняться один другого не приходится. Во имя павших, во имя заточенных друзей, товарищей и братьев он совершил расчёт, осуществил возмездие. Только в этом случае страна провожала в последний путь не «вождя и учителя», а верного товарища, брата. Если ваш ребёнок постоянно подтрунивает и смеётся над товарищами, над братьями и сёстрами, и даже учителями и родителями — подумайте, нет ли в его окружении какого-то источника боли, страдания. К тому же это были все товарищи моего двоюродного брата, с которым я очень дружила. Ни мама, ни папа, ни друг, ни товарищ, ни брат. Сантехник, явившийся ко мне по вызову, — прежде всего сантехник, а уж потом друг, товарищ и брат, причём последнее совсем не обязательно — в этом качестве он предстанет в кругу семьи, близких и т. В брате торжествует человек, в товарище торжествует класс. Как правило, спастись им не удавалось, более того: в плен черкесам попадал и тот несчастный храбрец, который привозил выкуп за брата, товарища или господина. Вот она приходит к нам в гости и начинает жаловаться на родителей, дедушку с бабушкой, сестру и брата, на одноклассников и товарищей по двору. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.Человек человеку — друг? — Naked Science
Для начала определимся с терминологией. Альтруизмом мы будем называть такое поведение, которое способствует приспособленности и выживанию одного человека, но при этом приводит к трате ресурсов (денег, времени, еды), принадлежащих помощнику. По сути, мы говорим о действиях, наносящих ущерб тому, кто помогает. Но нужно помнить, что есть и реципрокный альтруизм. В основе этого типа помощи другим лежит принцип «ты мне, я тебе». Люди тратят свои силы, время и деньги с неосознанным пониманием того, что и им могут помочь в последующем. Не самое плохое вложение ресурсов, если задуматься. По крайней мере, всё честно.
Доброта нравится девушкам
Один из основателей синтетической теории эволюции, Феодосий Добржанский назвал своё эссе «Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции». Альтруизм также обретает смысл с точки зрения учения Дарвина. Во-первых, альтруистическое поведение – это хорошая реклама в борьбе самца за внимание противоположного пола. Если он позволяет себе тратить ресурсы на других, значит, у него их много. Такой успех самца можно объяснить высоким качеством его генов, а значит, и его репродуктивным успехом. К тому же самец-альтруист будет более расположен к заботе о самке и их потомстве. Несколько примитивное объяснение, но верно передаёт суть. Во-вторых, альтруизм очень тесно связан со степенью родства того, кто помогает, и того, кто является адресатом помощи. Биологи неоднократно показывали, что живые существа более охотно помогают своим родственникам, тем, у кого с ними больше общих генов. Последняя «биологическая» ремарка перед погружением в мир психологии: как Вы, наверное, уже поняли, альтруистическое поведение свойственно не только людям как виду, но и другим животным. Особенно хорошо изучено просоциальное (идущее на пользу обществу) поведение у обезьян и общественных насекомых, таких как муравьи или пчёлы.
А почему я?
Серьёзное исследование готовности помогать началось после гибели некой американки Кэтрин (Китти) Сьюзан Дженовезе 13 марта 1964-го года. В ту ночь Китти возвращалась с работы домой, и возле дома на неё напал мужчина по имени Уинстон Мосли. Он нанёс ей несколько ударов ножом, но крики проснувшихся соседей его отпугнули. Девушка, истекая кровью, двигалась к двери дома. Через некоторое время Мосли вернулся, снова ударил Китти ножом несколько раз и скрылся. Китти добралась до холла, но за её спиной вновь возник мужчина с ножом. Мосли изнасиловал Китти и убил её. Вся трагедия длилась около получаса. Сложно представить, что испытывала Кэтрин Дженовезе в эти минуты. Через некоторое время после того, как Мосли окончательно покинул место преступления, один из жителей дома посоветовался с другом по телефону и только тогда вызвал полицию. Полицейские были на месте преступления через две минуты, но Китти уже была мертва. С тех пор имя Китти вошло в историю и в учебники социальной психологии. Явление, когда окружающие видят, что другой подвергается смертельной опасности на их глазах, но никак не реагируют, так и называется — синдром Дженовезе.
Учёные-психологи стали искать причины, которые бы объясняли, почему одни люди помогают, а другие – нет. Оказывается, что дело не столько в наших личных качествах, сколько в самой ситуации, когда необходима помощь. Социальные психологи Бибб Латане и Джеймс Даббс в 1970-х годах провели серию простых опытов. Они или их помощники роняли в лифте мелкие предметы (монеты или карандаши). Когда с ними ехал один человек, помощь приходила в 40% случаев. Если же в лифте находилось шестеро пассажиров, менее 20% падений предметов находили отклик у людей. Выводы эксперимента ясны: чем больше людей являются свидетелями ситуации, тем меньше вероятность, что кто-то из них Вам поможет. Можно сказать, что ответственность за произошедшее и необходимость реагировать делятся между каждым очевидцем события. Вполне очевидно, что в больших группах эта ответственность минимальна и приводит к своеобразной апатии.
Не высовываться
В случае с проявлением инициативы в большой группе может иметь значение и другой фактор – фактор привлечения внимания. Человек предпочитает быть незаметным на глазах у значительного скопления людей. Как известно, молоток бьёт по самому выступающему гвоздю, и поэтому нам так неудобно бывает проявлять какую-то активность на глазах у других, даже если это помощь человеку, попавшему в беду.
Конечно, история с Кэтрин Дженовезе мало напоминает упавшую в лифте монету. По этой причине уже известный нам Бибб Латане и психолог Джудит Родин провели другой эксперимент. Испытуемые садились в комнате заполнять опросники, а женщина-экспериментатор уходила в другую комнату. Через некоторое время мужчины слышали, как она, встав на стул, что-то искала в шкафу. Затем до них доносился женский крик, шум падения. Всё это сопровождалось стонами: «Боже мой!… Нога! Я не могу пошевелиться!.. Колено… Помогите же мне!». Понятно, что с женщиной не происходило ничего такого: это была запись на магнитофоне. Но удивительный эффект размывания ответственности сработал и тут: мужчины, заполнявшие опросники в одиночестве, приходили на помощь сами или звали других в 70% случаев. Пары мужчин помогали почти в два раза реже. Одни думали, что не произошло ничего страшного, другие заявили, что не хотели ставить женщину в «неловкое положение». Вы только подумайте: «неловкое положение»!
Самаритяне торопятся
Ещё один фактор, который, согласно результатам исследований, имеет значение – это время. В экспериментах, проведённых американским социопсихологом Дэниелом Бэтсоном и его коллегами, было доказано, что спешка существенно уменьшает количество альтруистов. В качестве примера можно рассмотреть следующий опыт. Учёные предложили одним студентам рассказать о жизни и учёбе семинаристов, а другим – записать на плёнку короткие проповеди на тему притчи Иисуса о добром самаритянине. Если коротко, в ней рассказывается, как два человека (левит и священник) прошли мимо избитого и ограбленного путешественника и только третий, самаритянин, перевязал раны этого человека и отвёз его в гостиницу, где оставил денег на его содержание. Всех участников эксперимента отправили на студию звукозаписи в соседнем здании. Одним говорили, что они должны торопиться, потому что опаздывают, а другим сообщили, что времени достаточно. На улице, у входа в студию звукозаписи, находился мужчина, который кашлял и стонал. Те семинаристы, которые торопились, помогли ему приблизительно в 10% случаев. Студенты с достаточным количеством времени оказывали помощь почти в 6 раз чаще, чем студенты из первой группы. И эти результаты не зависели от того, о чём должен был рассказывать семинарист. То есть человек шёл говорить о добром самаритянине, но сам поступал как священник и левит из притчи, буквально перешагивая через человека. Группа учёных под руководством Бэтсона в 1978-м году проводила похожее исследование среди студентов Канзасского университета. Результаты были теми же: те, кто торопился, помогали значительно реже тех, кто никуда не спешил.
Сами разберутся!
В другом эксперименте исследовалось, как влияет интерпретация события на готовность людей помочь. На автостоянке инсценировалась драка между мужчиной и женщиной. Реакция прохожих очень сильно зависела от того, что кричала женщина в момент ссоры. Если она кричала: «Оставьте меня в покое. Я Вас знать не знаю!», то ей помогали в 65% случаев, но если от женщины слышали: «Отстань от меня! И зачем я только за тебя вышла!», помощь приходила в 3 раза реже. Простого переноса конфликта в рамки семьи хватало для остужения пыла спасителей, для усмирения их праведного гнева. Этот эксперимент ценен тем, что очень хорошо показывает нашу готовность безразлично относиться к проблеме семейного насилия. Мы говорим себе в такие моменты: «Это не наше дело. Их семья, а, значит, им и разбираться». Лично мне приходилось быть свидетелем, как полицейские спокойно относятся к семейным конфликтам, надеясь, видимо, на супружеское благоразумие и добрый дух семьи. К сожалению, иногда это не срабатывает.
Может показаться странным, почему я уделяю столько внимания ситуационным факторам и ничего не говорю о роли личности в альтруизме. Посмотрите, какое влияние оказывают внешние условия на поведение людей: стоит Вам оказаться одному, и Вы уже готовы спасти жизнь и здоровье человека. Мы часто недооцениваем значение ситуации для нас, объясняя всё внутренними качествами людей, а это – опасная ошибка. Она скрывает от нас возможность объективного суждения о происходящем и затуманивает взор. Кто знает, возможно, в критической ситуации кто-то вспомнит об этих исследованиях, и чья-то жизнь будет спасена.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Скопировать ссылку
Цитаты из русской классики со словосочетанием «человек человеку друг товарищ и брат»
ЧЕЛОВЕ́К, -а, мн. лю́ди и (устар. и шутл.) челове́ки, м. (косвенные падежи мн. ч. челове́к, челове́кам, челове́ками, о челове́ках употр. только в сочетании с количественными словами). 1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Все значения слова «человек»ЧЕЛОВЕ́К, -а, мн. лю́ди и (устар. и шутл.) челове́ки, м. (косвенные падежи мн. ч. челове́к, челове́кам, челове́ками, о челове́ках употр. только в сочетании с количественными словами). 1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Все значения слова «человек»ДРУГ1, -а, мн. друзья́, —зе́й и (устар.) дру́ги, м. 1. Тот, кто связан с кем-л. дружбой. Искренний друг. Друг детства, Друзья по оружию.
ДРУГ2 (кратк. ф. к другой).
Все значения слова «друг»ТОВА́РИЩ, -а, м. 1. Человек, участвующий с кем-л. в одном деле, промысле, предприятии и т. п.; сотоварищ.
Все значения слова «товарищ»БРАТ, -а, мн. бра́тья, —ьев, м. 1. Каждый из сыновей в отношении к другим детям этих же родителей.
Все значения слова «брат»-
Моих родителей и меня привлекала советская идеология: всеобщее равенство, человек человеку друг, товарищ и брат.
-
Им обоим казалось, что они живут в самой счастливой стране мира, где человек человеку друг, товарищ и брат.
-
Провозглашённый принцип о том, что человек человеку друг, товарищ и брат, действовал недолго.
человек человеку — друг, товарищ и брат — с русского на все языки
См. также в других словарях:
Человек человеку — друг, товарищ и брат — Из программы Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом КПСС (1961). Так в программе формулируется один из принципов «Морального кодекса строителей коммунизма», который гласит: «Гуманные отношения и взаимное уважение между… … Словарь крылатых слов и выражений
ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ — бог, если знает свои обязанности. Стаций Цецилий Человек человеку волк. Плавт Человек человеку друг, товарищ и брат. Программа КПСС Человек человеку Друг, Товарищ и Брут. Анатолий Рас Волк волку человек. Янина Ипохорская Ворон: «Человек человеку… … Сводная энциклопедия афоризмов
человек — , а, м. == Человек труда. патет. О трудящемся, рабочем. ◘ После революции человек труда превращается таким образом в общественного деятеля. Шкаратан, Ваксер, 109. Герой нашего времени это человек труда. Кал. 80, 27 авг. Уважение к труду и … Толковый словарь языка Совдепии
ДРУГ — НЕДРУГ — Счет дружбы не портит. Счет дружбе не помеха. Чаще счет, дольше (крепче) дружба. Стал бы кормить и волка, коли б траву ел. Враг хочет голову снять, а Бог и волоса не дает. Друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит. Полюбил его, как… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Прости меня моя любовь — Прости меня моя любовь … Википедия
ДРУЖБА — разновидность избирательно личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Исторически Д. рождается из ин тов позднеродового общества (соответствующее греч. слово philia, т … Философская энциклопедия
ГУМАНИЗМ — (от лат. humanus человеческий, человечный) направление обществ. мысли, характеризующееся защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, борьбой за человечность обществ. отношений. Долгое время изучение Г. проходило в историч.… … Советская историческая энциклопедия
Коротич, Виталий Алексеевич — Виталий Коротич Віталій Олексійович Коротич … Википедия
Библиография В. А. Коротича — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Коротич, Виталий Алексеевич … Википедия
Коммунистическое воспитание — планомерное, целеустремлённое и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма, составная часть теории научного коммунизма. До возникновения марксизма не было … Большая советская энциклопедия
КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА — Подлинно науч. понимание природы социального расчленения общества, определение сущности обществ. классов и клас. борьбы дает марксизм ленинизм. Характеризуя клас. деление в эксплуататорском обществе и вырабатывая науч. определение классов, В. И.… … Советская историческая энциклопедия