Права и свободы человека — высшая ценность
По мнению авторов Конституции 1993 года, одним из главных ее достоинств был блок так называемых «политических прав», которые были значительно расширены взамен прав «социальных» – таких, как право на труд, образование или получение медицинской помощи.
В Конституции указано:
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (статья 2).
Эта мысль развивается и далее в Конституции:
«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (статья 18).
К сожалению, на практике часто это лишь красивые слова, и принятые на основе Конституции законы нередко наполняются прямо противоположным содержанием.
Конституция России провозглашает:
«Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется» (статья 30).
И вслед за тем указано:
«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (статья 31).
Мы видим, что обе эти статьи, особенно статья 31, могут толковаться широко, что оставляет возможность для ограничения прав граждан в зависимости от потребностей властей.
Когда Конституция РФ только принималась, ее авторы говорили нам, что право на свободу собраний в России гарантируется, и порядок осуществления этого права исключительно уведомительный, то есть не требующий предварительного разрешения. Граждане обязаны уведомить власти о проведении митинга или шествия, а власти обязаны принять все меры, чтобы общественное мероприятие прошло безопасно. Какое-то время так и было.
В Конвенции говорится:
«1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ…
2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия» (статья 10).
С ней связана следующая статья, которая так и называется «Свобода собраний и объединений»: из нее вытекает, что право на свободу слова и право на свободу собраний являются основополагающими в демократическом обществе, нужными не только гражданам, но и власти для обратной связи, и могут быть ограничены только строго в перечисленных и чрезвычайных случаях. У ЕСПЧ практика на эту тему огромная и касается не только России, но и многих других стран Европы.
«5. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия» (статья 5).
Очевидно, что в свете ухудшения социально-политической обстановки в России, решительного наступления на права граждан право на свободу слова и свободу собраний будет иметь все более важное значение – как и будет расти стремление властей, проводящих так называемые «непопулярные реформы», не дать людям, страдающим от этих «реформ», выразить свое недовольство хотя бы каким-то значимым образом.
г. Электросталь,
Московская обл.
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ
Человек – это самая высокая ценность, почему?
Философия Человек – это самая высокая ценность, почему?
Количество просмотров публикации Человек – это самая высокая ценность, почему? — 1015
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Человек – это самая высокая ценность, почему? |
Рубрика (тематическая категория) | |
В связи с этим понятно, что человек – это главная проблема не только философии, но и важнейшая проблема всего социально-гуманитарного знания. Именно человек в этих науках становится действительно реальной личностью, выступая совокупностью, ансамблем всех социальных отношений. Человек – продукт природы и общества, т.е. в нем в единстве находятся и биологические, и социальные свойства.
Как природное, биологическое существо человек генетически передает черты, свойственные человеческому роду (прямохождение, развитая рука, взгляд, устремленный вверх и вперед, большой объём мозга по сравнению с общим весом тела, развитая нервная система, голос и т.д.), но одновременно с этим в нем наличествуют и социальные качества, которые собственно и делают ᴇᴦο человеком (способность создавать орудия труда, трудиться, преобразовывать природу и т.д.).
Социальное – внутренний, неотъемлемый компонент субстрата человеческого бытия, который представляет собой совершенно новый вид целостности. В категорию ʼʼсоциальноеʼʼ входит отражение жизни общества как совокупности множества индивидов, участвующих в изменении социальных и природных условий. Социальное выражает определенное развитие сложных систем, исторические формы их движения, носителем которых выступает весь человеческий род, общество. Однако биологическое и социальное находятся в человеке не в равных отношениях, ибо, как любое противоречие, биологическое подчиняется социальному, социальное господствует над биологическим, и человек не содержит в себе две сущности (биологическое и социально), а одну сущность – социальную. И ценность человека как социального существа обнаруживается в тех социальных связях и той роли, которую он выполняет в обществе. Как всегда и эти роли, и те связи, которые образуют человека, являются уникальными и неповторимыми.
Таким же уникальным существом является и сам человек со всеми присущими ему чертами и свойствами. Эрих Фромм писал, что человек – единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться. Поэтому ценность человека проявляется в том, что человек одновременно есть и субъект, и объект, и творец культуры и её творение. В нем, в человеке, сосредоточена вся культура. Он её вершина, самая высшая точка, с которой можно обозревать всю человеческую историю, как историю развертывания свободного, творческого духа, отражающего сферу своего бытия – природу и общество, где происходит соединение идеального и материального.
Все сказанное выше о человеке и ценностях в социально-гуманитарном знании позволяет сделать вывод о том, что ʼʼлюбая программа, игнорирующая бытие человека в качестве субъекта, не может считаться программой ᴇᴦο исследования как человекаʼʼ. (См.˸ Агацци Э. Человек как предмет философского познания. В кн.˸ ʼʼО человеческом в человекеʼʼ. М., 1991. С. 79). Поэтому элиминация человека путем чисто научного анализа и естественнонаучная попытка вывести человека за пределы объяснения ᴇᴦο роли в развитии природы ʼʼбросает вызов самому существованию человека как человекаʼʼ. (Там же). Человек – главный субъект и главный объект социально-гуманитарного познания и в данном высшая цель, ценность и результат данного познания.
Человек – это самая высокая ценность, почему?
В связи с этим понятно, что человек – это главная проблема не только философии, но и важнейшая проблема всего социально-гуманитарного знания. Именно человек в этих науках становится действительно реальной личностью, выступая совокупностью, ансамблем всех социальных отношений. Человек – продукт природы и общества, т.е. в нем в единстве находятся и биологические, и социальные свойства.
Как природное, биологическое существо человек генетически передает черты, свойственные человеческому роду (прямохождение, развитая рука, взгляд, устремленный вверх и вперед, большой объем мозга по сравнению с общим весом тела, развитая нервная система, голос и т.д.), но одновременно с этим в нем наличествуют и социальные качества, которые собственно и делают его человеком (способность создавать орудия труда, трудиться, преобразовывать природу и т.д.).
Социальное – внутренний, неотъемлемый компонент субстрата человеческого бытия, который представляет собой совершенно новый вид целостности. В категорию «социальное» входит отражение жизни общества как совокупности множества индивидов, участвующих в изменении социальных и природных условий. Социальное выражает определенное развитие сложных систем, исторические формы их движения, носителем которых выступает весь человеческий род, общество. Однако биологическое и социальное находятся в человеке не в равных отношениях, ибо, как любое противоречие, биологическое подчиняется социальному, социальное господствует над биологическим, и человек не содержит в себе две сущности (биологическое и социально), а одну сущность – социальную. И ценность человека как социального существа обнаруживается в тех социальных связях и той роли, которую он выполняет в обществе. Как всегда и эти роли, и те связи, которые образуют человека, являются уникальными и неповторимыми.
Таким же уникальным существом является и сам человек со всеми присущими ему чертами и свойствами. Эрих Фромм писал, что человек – единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться. Поэтому ценность человека проявляется в том, что человек одновременно есть и субъект, и объект, и творец культуры и ее творение. В нем, в человеке, сосредоточена вся культура. Он ее вершина, самая высшая точка, с которой можно обозревать всю человеческую историю, как историю развертывания свободного, творческого духа, отражающего сферу своего бытия – природу и общество, где происходит соединение идеального и материального.
Все сказанное выше о человеке и ценностях в социально-гуманитарном знании позволяет сделать вывод о том, что «любая программа, игнорирующая бытие человека в качестве субъекта, не может считаться программой его исследования как человека». (См.: Агацци Э. Человек как предмет философского познания. В кн.: «О человеческом в человеке». М., 1991. С. 79). Поэтому элиминация человека путем чисто научного анализа и естественнонаучная попытка вывести человека за пределы объяснения его роли в развитии природы «бросает вызов самому существованию человека как человека». (Там же). Человек – главный субъект и главный объект социально-гуманитарного познания и в этом высшая цель, ценность и результат данного познания.
5 главных ценностей в жизни каждого человека — Максим Дудкин
Понятие и виды человеческих ценностей
Ценность — это все то, что способно удовлетворять потребности человека.
Ценность — объективная значимость многообразия компонентов действительности (свойств, признаков какого-либо предмета или явления), содержание которых определяется потребностями и интересами людей.
Ценность и значимость не всегда совпадают. Значимость может быть позитивной или негативной; ценность — позитивная значимость.
Ценность — проявление социального бытия. Она формируется в процессе практики, ценность, то есть имеет общественную природу. Связь с практикой обусловливает историческую изменчивость ценностей; ценности меняются с развитием общества — то, что вчера было ценностью, может перестать быть ею сегодня.
Роль ценностей в жизни общества заключается в следующем:
1. через освоение многообразных ценностей человек приобретает социальный опыт, приобщается к культуре, формируется как личность;
2. человек создает новые и сохраняет старые ценности, что влияет на развитие культуры;
3. ценность поступков, мыслей, вещей заключается в том, насколько они способствуют общественному прогрессу и насколько велика их роль в самосовершенствовании человека.
Оценка и ее функции
Оценка — это система ценностей, на основе которой человек определяет свое отношение к миру.
В структуре оценки различают две стороны:
1. фиксация некоторых свойств предмета;
2. отношение человека к нему (одобрение или осуждение)
Функции оценки:
1. гносеологическая — отражает действительность и социальную значимость объекта;
2. активизирующая — формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность;
3. вариативная — выбор человеком каких-либо объектов на основе сравнения их между собой.
Ценностные ориентации личности
Ценностные ориентации — отношение субъекта к условиям своего существования, в котором проявляется результат свободного оценочного выбора социально-значимого предмета.
Ценностные ориентации — это ядро личности, обусловливающие ее активность.
Классификация ценностей
1. По видам потребностей:
— материальные
— духовные
2. По значимости:
— истинные
— ложные
3. По сферам деятельности:
— экономические
— эстетические
— религиозные и т.д.
4. В зависимости от носителя:
— индивидуальные,
— групповые;
— общечеловеческие
5. По времени действия:
— сиюминутные;
— кратковременные;
— долговременные
— вечные.
И др. виды ценностей.
Нравственные ценности
Этика наука о морали. Мораль — сфера должного. Нравственное — сфера реально существующих нравов
Исходные категории нравственности – добро и зло. Добро – это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Зло — отрицательные явления в общественной и частной жизни людей, силы торможения и разрушения.
Нравственный человек наделен чуткой совестью – способностью осуществлять моральный самоконтроль. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед самим собой и другими. Правильной мерой требования или воздания является справедливость. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что дает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное.
Коренной вопрос этики – смысл человеческого существования. От его реализации зависит человеческое счастье (наивысшая форма нравственного удовлетворения, проистекающая из сознания правильности, благородства основной жизненной линии поведения.
Религиозные ценности
Религия основана на фатальной вере в бога и не требует доказательства. Ценности здесь являются ориентиром в жизни верующих, обусловливает нормы и мотивы их поведения и поступков. Подразделяются на материальные (предметы культа, строения и т.д.) и духовные (вера).
Пронизаны нравственными ценностями категориями добра и зла и другими. Не могут существовать без эстетических, призванных для лучшего донесения слова божья людям.
Эстетические ценности
Термин «эстетическая ценность» служит для обозначения объекта эстетического отношения в его положительном значении. Эти ценности могут создаваться в различных видах деятельности, так как в них проявляется творчество, неотъемлемым элементом которого является красота.
Эстетическая ценность воплощает множество значений: психофизиологическое значение для органов чувств; значения для воспитания, для ценностной ориентации, для наслаждения. Основной категорией эстетической ценности есть прекрасное. разновидность эстетической ценности – возвышенное. Их антиподами являются безобразное и низменное. Эстетическая ценность через искусство и вне его играет особую роль в формировании качеств личности.
Обдумайте и обсудите ситуацию. Глеб рассказал другу Сергею о своих переживаниях по поводу отношений, которые сложились в их классе.На следующий день большая часть класса уже знала содержание их разговора. На уроке по основам здоровья Глеб и Сергей отвечали на вопрос о своих жизненных ценностях, и оба поставили на одно из первых мест такую ценность, как дружба. Оцените их поведение и их ответ на уроке.
Роль жизненных ценностей в формировании характера
Каждый человек в процессе жизни определяет для себя жизненные ценности. Именно они формируют фундамент личности человека, поскольку определяют то, что человек считает самым главным в своей жизни. Это убеждения, идеи, принципы, т. е. те основополагающие ориентиры, которые наполняют нашу жизнь смыслом, формируют наш характер, определяют нашу судьбу. Это то, что дает человеку возможность ответить на вопрос: «Для чего я живу?»
Жизненные ценности — это внутренние обязательства человека перед собой, он не может их нарушить.
Характер человека формируется под непосредственным влиянием жизненных ценностей, иногда человеку легче умереть, чем отказаться от них. И это не образное выражение, а реальные жизни людей, их судьбы. Ярким примером является жизнь выдающегося биолога, селекционера, генетика, путешественника Николая Ивановича Вавилова. В трагические годы сталинских репрессий он, столкнувшись с аморальными людьми, для которых главным в жизни было написание доносов,
Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Николай Вавилов очень любил повторять: «Жизнь коротка, надо спешить». А еще он писал: «Если ты стал на путь ученого, то помни, что обрек себя на вечные поиски нового, на неспокойную жизнь вплоть до самой смерти. У каждого ученого должен быть сильный ген беспокойства. Он должен быть одержимым».
Для настоящего ученого большой жизненной ценностью является возможность открывать новое. Как она может влиять на характер ученого?
фабрикование судебных дел против невиновных, разрушение науки, сказал: «Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся!» Говоря это, ученый имел в виду научные убеждения и базовые человеческие ценности. Для Вавилова главными в жизни были честь, достоинство, мужество, справедливость, творческий научный поиск во благо всего человечества. Эти ценности сформировали основные черты его характера — активность, трудолюбие, смелость, порядочность. Он погиб в сталинских застенках в 1943 году. Вся его жизнь — яркий пример человека, который защитил свои жизненные ценности ценой собственной жизни, пример характера, который определил судьбу.
Важно научиться анализировать свои жизненные ценности. Во-первых, определиться с их наличием. Во-вторых, сформулировать их в понятной для себя форме. В-третьих, помнить, что жизненные ценности проявляются не в словах, а в действиях, в вашей повседневной жизни.
Ценности и качество жизни
К сожалению, есть люди, которые не задумываются над определением ценностей своей жизни, они просто живут, приспосабливаясь к обстоятельствам любой ценой. Они могут красиво говорить о ценностях, но по их поступкам видно, что это лишь слова. На самом деле поведение таких людей определяется не жизненными ценностями, а какими-то другими факторами.
Каждый из вас формирует себя как личность, определяет черты своего характера, выбирает жизненные приоритеты.
Основные жизненные ценности, которые создают наш характер,— это семья, учеба, любовь, дружба, здоровье, творчество, свобода, справедливость, самосовершенствование.
Жизненные ценности начинают формироваться в детстве и являются основой всей дальнейшей жизни, влияют на ее качество.
Качество жизни — это восприятие человеком своего положения в обществе в зависимости от его системы ценностей и в связи с его целями и ожиданиями. Фактически качество жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека. Человек определяет качество своей жизни, сравнивая фактический уровень удовлетворения потребностей с ожидаемым. Такое сравнение состоит из объективных и субъективных критериев, которые характеризуют физическое, психическое и социальное благополучие.
Субъективно человек оценивает качество своей жизни по системе собственных ценностей. Если главной ценностью человека является, например, творческая работа, то именно ее наличие воспринимается как высокое качество жизни, а если человек считает, что главное — это деньги, то высокое качество жизни определяют доходы, но отнюдь не творческая работа. Таким образом, наши ценности оказывают непосредственное влияние на нашу субъективную оценку качества собственной жизни.
Опорные точки. Жизненные ценности играют важную роль в формировании характера человека и влияют на его оценку качества собственной жизни.
Вопросы для повторения и обсуждения
I уровень
1. Что такое качество жизни?
2. Когда начинают формироваться жизненные ценности?
II уровень
3. Какие основные жизненные ценности сформировали ваш характер?
4. Как человек определяет качество своей жизни?
III уровень
Виды ценностей человека
Могут ли нам навязать чужие ценности, которые мы не хотим разделять?
6. Почему люди иногда защищают свои жизненные ценности ценой собственной жизни?
7. Объясните, почему люди выбирают разные критерии для оценивания качества своей жизни?
IV уровень
8. Докажите, что жизненные ценности являются фундаментом личности человека.
9. Почему именно поступки определяют настоящие жизненные ценности человека?
Это материал учебника Основы здоровья 9 класс Таглина
Человеческие ценности
1. Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек?
Список ценностей огромен и у каждого человека индивидуален. У каждого человека свои нравственные — это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация — это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении, действиях человека.На наших ценностях основывается наш выбор
Ценности бывают истинные и ложные. Иногда, люди даже не осознают на основе чего они делают свой выбор. Простой бытовой пример: человек считает, что одна из его ценностей – здоровье, но при этом он курит, ест нездоровую пищу или употребляет алкогольные напитки, долго остается в постели, нежится. Можно сказать, что у этого человека здоровье – ложная ценность. Истинной ценностью можно назвать – получение физического удовольствия. На словах все может быть красиво, но дела человека говорят сами за себя.
Матфея 7:15-20:
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.
2.
НИКОЛАЙ СЫСОЕВ
Что является ценностью для вас? Подумайте об этом.
На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке — низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
«Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость». (Д.С. Лихачев)
Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз».
У Антона Павловича Чехова тоже есть известное выражение: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».
А что же говорит Библия?
Дата добавления: 2015-05-07; просмотров: 440 | Нарушение авторских прав
Похожая информация:
- Бертран Рассел о ценности философии
- Ваш заработок будет прямо пропорционален вашей ценности на рынке
- Возможность создания дополнительной ценности
- Вопрос 1. Понятие духовности. Духовные потребности, интересы и ценности
- Глава 6. Характеристика различных эмоций. диффузной или беспредметной угрозы человеку как социальному существу, когда опасности подвергаются его ценности
- Глоссарий. Активы – основные фонды, оборотные средства и нематериальные ценности, создаваемые за счет инвестиций
- ГРЕХ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
- Дело № 88 / 4’2004. ются нападкам расовые ценности
- Драгоценности и часы
- Заключительные замечания. Понятия полезности и ценности обычно используют в двух разных смыслах: (а) воспринимаемая ценность, степень удовольствия или боли
- ЗАРЯЖЕННЫЕ ДРАГОЦЕННОСТИ, АМУЛЕТЫ, ОБЕРЕГИ
- ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ, УБЕЖДЕНИЯ
Поиск на сайте:
Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям. По содержанию различаются ценности, соответствующие подсистемам общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и другие идеи, представления, знания.
Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества либо относятся к различным демографическим группам, а также профессиональным, классовым, религиозным, политическим и иным объединениям. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций.
По форме бытия различаются предметные и идеальные (духовные) ценности. Предметные ценности – это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, социальные блага, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа.
Как определить свои главные жизненные ценности?
Эти ценности существуют в мире конкретных вещей, явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главной сферой предметных ценностей выступают продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве. В качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность. Предметные ценности предстают как объекты потребностей и интересов человека.
К духовным ценностям относят общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и неправомерном, о смысле истории и предназначении человека. Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений.
Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, программирующих цели и способы деятельности – это стандарты, правила, каноны. более гибкие, предоставляющие достаточную свободу в реализации ценности это нормы, вкусы, идеалы.
По субъекту – носителю ценностного отношения – различаются ценности надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные. Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надиндивидуальные ценности – это результат развития общества и культуры. Те т другие ценности неразрывно связаны между собой.
Ценности определяются потребностями и интересами личности и общества, поэтому они имеют сложную структуру, особую иерархию. В ее основании лежат фундаментальные блага, необходимые для жизни человека как живого существа (природные богатства, материальные условия жизни) и высшие ценности, зависящие от социальной сущности человека, его духовной природы. Первая группа – это утилитарные ценности, они определяются внешней внеположной человеку целью. Практическая, утилитарная ценность есть ценность средства, так как полезность вещи определяется той задачей, которой она призвана служить. Выполнив свою задачу, эта вещь в качестве ценности умирает. Вторая группа – духовные ценности. Они имеют внутреннее основание. духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается в лежащих вне ее мотивах. Утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, духовные ценности – смысл человеческой деятельности.
Духовные ценности обладают неутилитарным и неинструментальным характером. Они не служат ни для чего иного , напротив, все иное приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями. Духовные ценности составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей. Выделяются общечеловеческие ценности (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представление о социальной справедливости, свободе, правах человека), ценности стиля жизни, самоутверждение личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.
Харский К.В.
Наш взгляд на систему личностных ценностей включает в себя следующие предположения:
1. Все что может представлять ценность для кого-либо на этом свете можно отнести к одной из четырех групп ценностей:
Идеологические ценности включают в себя любые идеи, все, что связано с творчеством, религиозные и политические идеологии, все, что связано с информацией. Идеологическая ценность не осязаемая, она представлена в сознании человека какими-либо словами и образами.
Материальные ценности включают в себя все, что непосредственно связано с деньгами в широком смысле. Так к материальным ценностям следует отнести: деньги, зарплаты, накопления, карьеру, место работы, должность, перспективы служебного роста, профессиональное образование и т.д. Материальным ценностям легко найти денежный эквивалент.
Эмоциональные ценности включают в себя все переживания характерные для человека. Это, конечно же: любовь, дружба, ненависть, месть, покой, душевное равновесие, гордость и т.д. Эмоциональные ценности имеют внутреннее представление, могут быть описаны словами, но они настолько субъективны, что каждый человек переживает немного по-своему.
Витальные ценности включают в себя, как следует из названия, все, что связано с самой жизнью: сохранение жизни, сохранение и укрепление здоровья, продолжение рода, дети, семья, экология, забота о родителях и т.д.
2. Истинная позиция ценности в иерархии проявляется не словах, которые говорит человек, а выборах, которые он делает.
Человек, рассуждая о том, что представляет для него ценность, часто ошибается. И дело тут не в стремлении выглядеть лучше, схитрить или как-то подогнать свой ответ под ожидаемое от него. Часто человек просто не осознает свою систему ценностей – это обычное для нас (людей) состояние. По крайней мере, пока мы не начнем сознательно изучать и изменять свои ценности. Все это значит только одно: исследуя ценности другого человека (да и свои тоже) обращайте внимание не на слова, а на действия. Вспомните русские народные сказки. Богатырь подъезжал к развилке дорог, а там камень, а на камне написано, что направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову потеряешь. Не имеет значения, что говорил или думал обо всем этом богатырь, важно одно – по какой дороге он продолжил свой путь. Если жизнь важнее, то он повернет направо, а если без коня и жизнь не нужна – налево.
3. Личностные ценности один из мощнейших фильтров из числа тех. что стоят между сознанием человека и окружающим миром.
Никто не может воспринимать мир непосредственно. Мир, прежде чем мы его воспримем своими пятью органами чувств, преломляется множеством фильтров. Назовем несколько главных: физиологические ограничения самих органов чувств, используемый язык и словарный запас, убеждения человека и личностные ценности. Если вас интересует информация о фильтрах восприятия, обратитесь к литературе по Нейролингвистическому программированию. Остановимся на том влиянии, которое оказывают на каждого из нас личностные ценности в качестве фильтра. Посмотрите в окно и запишите, что вы там увидели. Сделали?
Что такое человеческие ценности
Теперь попросите сдать то же самое вашего мужа или жену, детей, сотрудников, кто там сейчас рядом с вами. Ваши списки в чем-то будут совпадать, но, без всякого сомнения, будут и различия. Ценности, как фильтры делают одну простую вещь: важное они делают видимым, а не важное – наоборот.
Можно говорить, что, в буквальном смысле, не видимым. Человек, для которого автомобили не являются ценностью глядя в окно на громадную автостоянку увидит бездомную кошку, которая спит под одной из машин, а тот, для кого «Ягуар» — мечта всей жизни разглядит его при беглом осмотре среди нескольких сотен других авто. Ценности делают видимым то, что для человека имеет значение. Эту особенность можно использовать для выявления личностных ценностей человека.
Как выявить личностные ценности человека ?
1. Попросите человека рассказать о себе. Слушая автобиографию выделяете в ней моменты когда собеседник делал выборы: мог пойти в медицину, а пошел служить в армию, могла выйти за одного, но предпочла другого, мог продолжить карьеру в одном месте, но ушел на менее оплачиваемую работу… Наша жизнь сплошь состоит из выборов. Надо только научиться выявлять их в речи другого человека.
2. Уловите тенденцию. А тенденция, скорее всего, будет одна из четырех возможных:
Ваш собеседник – идеалист. Выборы, которые делал человек, продиктованы той или иной идеей, например, желанием достигнуть совершенства, найти смысл жизни и т.д.
Ваш собеседник – материалист. Выборы, которые делает человек, продиктованы исключительно материальными соображениями: получить прибыль, сохранить накопленное, снизить потери.
Ваш собеседник – эмоционал. Выборы, которые делает человек, продиктованы его эмоциями и переживаниями. Под влиянием чувств он выбирал высшее учебное заведение, под влиянием чувств принимал решение устроиться на работу, а затем под влиянием других чувств увольнялся с нее.
Ваш собеседник – виталист. Выборы, которые делает человек, продиктованы желанием сохранить жизнь, создать семью, сохранить здоровье и т.п.
Начав наблюдать за людьми и научившись определять их систему ценностей вы увидите, что у некоторых доминирует одна группа ценностей, а другие подавлены. Но есть люди у которых доминирует несколько (обычно две) групп ценностей, например: материальные и витальные, эмоциональные и материальные и другие возможные комбинации.
3. Проведите проверку. Зная, что личностные ценности – это мощный фильтр и предполагая доминирующую систему ценностей, предложите человеку рассказать что он думает о том или ином, конкретном событии.
Например:
Если у человека доминирует идеологическая система ценностей, предложите ему рассказать о современном искусстве, о различных религиозных концессиях, о возможности человеком достичь совершенства. Важно понять, что материалисту эти тему будут не интересны, и он проявит это в своих рассказах, сводя все дело к деньгам. Если такие темы предложить эмоционалу он станет говорить о своих переживаниях относительно означенного. Виталист скажет, как эти темы влияют на здоровье, детей и семью. Аналогично устройте проверку, предложив рассказ, материалисту (что он думает об изменениях курса доллара), эмоционалу (какая книга произвела на него сильное эмоциональное воздействие), виталисту (как сохранить здоровье).
Темы, которые мы обозначили в примерах условны, общаясь с конкретным собеседником, вы поймете, что именно надо предложить в качестве проверки. И обратите внимание: если вы угадали, то рассказ будет по теме, интересный, с массой деталей. Если не угадали, то собеседник будет сворачивать на важные для него темы: он скажет, что лучший способ сохранить здоровье – это быть богатым и покупать дорогие лекарства.
Для того чтобы понять систему ценностей собеседника вам должно хватить десяти минут. Если прошло десять минут, а вы не имеете не малейшего предположения о том, что важно для человека это значит одно из трех:
Первое – ваш собеседник не вполне жив.
Втoрое – он искусно скрывает свое личное отношение ко всему о чем бы вы его не спросили.
Третье – вы не те вопросы задаете, или пустили беседу на самотек, и, может быть, ваш собеседник просит вас рассказать о том и об этом изучая вашу систему ценностей…
Человек как высшая моральная ценность
Мир ценностей – специфическое человеческое творение, а сама аксиологическая способность в развитом виде связана лишь социальной формой движения. Тем не менее, логически вполне оправданно обратиться к истокам этой способности, уходящей своими корнями в фундаментальные свойства материи.
Многочисленные факты свидетельствуют о том, что всем живым организма присущ прекрасно отработанный в процессе эволюции механизм биологической оценки, что у них развита способность относиться к окружающему миру в соответствии со своими потребностями, делить вещи на полезные и вредные. Нечто подобное – как возможность, как предпосылка оценочной формы взаимоотношений материальных объектов – есть, по нашему мнению, и в неорганической природе.
Человек не просто одна из ценностей, а ценность особая, он – творец, создатель материальных и духовных ценностей. Даже не будучи делом рук человека, предметы природы являются ценностями лишь постольку, поскольку они способны удовлетворять потребности людей. Вот почему человек и человеческое общество представляют собой фундамент царства ценностей и вершину ценностной иерархии. Человек – высшая, ни с чем не сравнимая ценность. Если при широком, философско-социологическом подходе ценность отдельного человека и ценность человечества могут до известных пределов отождествляться, то в этике возникает необходимость разделить и даже в чем-то противопоставить эти понятия. Ведь сфера этическая – это сфера согласования личных и общественных интересов, а мораль, как уже отмечалось, выступает прежде всего как регулятор взаимоотношений между личностью и обществом, между их интересами.
Вот тут и возникает необходимость разграничения ценности отдельного человека и человечества, личности и общества. Высшей ценностью должно быть человечество, высшим благом – благо общества. Без этого нет морали, нет долга, ответственности, совести. Моральный человек обязательно должен исходить в своем поведении из общественного интереса, рассматривая благо общества как высшее благо, а само общество, человечество – как высшую ценность. Является ли в таком случае высшей ценностью каждый отдельный человек. И да и нет. Это следует понимать в том смысле, что благо отдельной личности, в конечном счете, есть лишь цель общества. Разумеется, общество существует для человека, ради его блага и счастья, но это не исключает того, что в каких-то конкретных ситуациях общество может не рассматривать данного человека как высшую ценность. Более того, нравственный человек и сам себя не всегда так рассматривает, считая высшей ценностью не себя, а общество, других людей, их благо. Ярким тому свидетельством служит поведение лучших представителей человечества, которые по велению своего нравственного сознания проявляли и проявляют самоотверженность вплоть до героического самопожертвования.
Получается парадокс: какая же человек высшая ценность, если и общество и он сам готовы ущемлять его интересы, а в чрезвычайных обстоятельствах даже посылать на смерть.
Однако здесь нет логического противоречия, а есть противоречие жизненное, вытекающее из необходимости согласования личного интереса с общественным. В результате оказывается, что и человечество, и человек есть высшие ценности, но в их взаимодействии определяющая роль принадлежит общественному интересу, а следовательно, ценности общества.
Поэтому можно сделать вывод, что в этической сфере и, более того, во всей общественной жизни благо общества, его интерес – всегда высшая ценность, а благо отдельного человека таковым является не всегда, зато личность есть высшая ценность, в конечном счете, как конечная цель всего общественного развития.
Признание человека высшей ценностью с необходимостью порождает такие нравственные отношения и моральные ценности, как уважение, доверие и любовь к человеку, заботу об его благе и счастье.
В созданном людьми царстве ценностей особое место принадлежит уважению. И дело здесь не только в том, что каждый человек дорожит уважением общества, окружающих, близких ему людей, а потерю уважения с их стороны рассматривает как огромную утрату.
Уважение само по себе есть чувство ценности, особый способ определения ценности людей или общественных институтов. Уважая кого-то или что-либо, человек тем самым добровольно принимает ценность объекта уважения, его права по отношению к нему.
Каждому виду достоинства ценности соответствует свой вид уважения, которое может быть персональным, групповым, профессиональным, гражданским, национальным и так далее. Существует и уважение к человеку как таковому, основанное на признании человеческого достоинства, ценности человека вообще.
Ценности в жизни человека: определение, особенности и их классификация
Этот вид уважения наиболее важен в сфере нравственности, он входит в качестве компонента в основные общечеловеческие нормы морали, во все гуманистические ценности. Другой общечеловеческой ценностью является вера в человека, доверие к нему, которое можно считать одним из универсальных моральных отношений. Как и уважение, доверие основано на признании достоинства человека, его ценности. Соответственно нескольким видам достоинства существуют и несколько видов доверия, начиная от персонального доверия именно к данному человеку и заканчивая доверием к человеку вообще, к человеку как таковому, доверием к людям.
Человеколюбие, забота о благе людей составляют основу таких моральных ценностей, как благородство, доброта, доброжелательность, чуткость, деликатность, тактичность и другие. Не случайно благородными называют деятельность и поведение, которые проникнуты заботой о людях.
Человек добрый, доброжелательный – это гуманный человек, желающий и делающий добро людям, способствующий их благу и счастью. Чуткий человек обладает обостренной внимательностью к делам и чувствам окружающих, способен на сострадание и сорадование. Деликатность – это внутренняя, присущая человеку тонкая и высокая внимательность к людям, мягкость и осторожность в обращении с ними.
Черты моральной ценности присущи и многим качествам общения, культуры поведения. Воспитанность, вежливость, культурность характеризуют усвоение личностью традиционных форм поведения, соблюдение ею правил приличия, требований этикета, внешней культуры. Важность этих правил признается людьми, начиная с глубокой древности, что нашло свое отражение в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках, в художественной литературе и конечно в этике.
В личном плане справедливость выступает и как определенная оценка поведения человека, и как принцип, норма его поведения и как нравственное чувство справедливости. Справедливость в особой степени должна быть присуща официальным представителям общества, должностным лицам, специально уполномоченным распределять между людьми материальные и духовные блага. Но она необходима и всем без исключения, ибо каждый человек, выполняя какие-либо общественные функции, выступает при этом как представитель общества, который должен действовать справедливо, объективно, беспристрастно.
Таким образом, именно гуманизм и справедливость ярче всего представляют и выражают тот комплекс социально-нравственных ценностей, который порождается признанием человека высшей, ни с чем не сравнимой ценностью.
Список литературы
1. Ефимов В. И., Таланов В. М. Общечеловеческие ценности. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011. – 252 с.
2. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. ‑ М.: Импэто, 1997. ‑ 96 с.
3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. ‑ М. : Прогресс, 1990. ‑ 495 с.
4. Калмыков В. Н. Основы философии. – Мн. : Выш. шк. (Вышэйшая школа), 2003. ‑ 541 с.
Библиографическое описание: Темирбаева С. К. Человек как высшая моральная ценность // Наука без границ. — 2016. — № 3. — С. 35-38.
В чем ценность жизни человека и какой её истинный смысл?
Текстовая версия передачи «КЛИМАТ. БУДУЩЕЕ СЕЙЧАС» с участием Игоря Михайловича Данилова. Часть 9.
В чём истинная ценность жизни? Почему в СМИ преобладает негатив и можно ли это изменить? Почему мы допускаем, что 1% заведомо мёртвых рабов системы ведут к гибели 99% потенциально живых людей? Почему Живым важно не молчать? Не стоит уповать на то, что кто-то придёт, что-то сделает. Духовное спасение человека — это его личная заслуга.
1:50:08 — 1:58:40
Предыдущая статья: «Радость — это естественная составляющая Жизни». Часть 8.
(Примечание, сокращения в тексте: ведущая Татьяна — Т; Игорь Михайлович Данилов — ИМ)
Ничто земное не может сравниться с Жизнью Духовной
Оператор (Анна): Про ценность Жизни… Вот в контексте климатической ситуации первая основа АЛЛАТРА — ценность жизни — раскрывается совсем по-другому, потому что речь идёт о Жизни Истинной.
Когда человек эту истинную Жизнь чувствует в другом человеке, ведь он никогда ничего плохого не сделает, не сможет себя повести бесчеловечно, потому что ценность Жизни имеется в виду — ценность Жизни этого Ангела (Т: Да, внутри), который в тебе и в другом. И это же совершенно меняется модель поведения, когда основой всего человечества является ценность Жизни.
ИМ: Это естественно, конечно. Ну опять-таки говорю, разделение есть в сознании, а в Духовном мире есть единение. И естественно, что воспринимая духовно свободного человека, духовно свободный, он его воспринимает как самого себя. И он никогда не поступит неподобающе по отношению к нему, никогда, это невозможно.
Человек его права и свободы как высшая конституционная ценность. концепция прав. международные стандарты в области прав человека
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 16Следующая ⇒Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.
Основные характеристики данного принципа:
1) права и свободы человека — высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;
2) содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина, отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;
3) права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государствогарантирует, соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;
4) все люди равноправныи имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;
5) установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона (то есть субъекты Российской Федерации не могут вторгаться в регламентацию правового статуса человека и гражданина) и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Под международными стандартами в области прав человека понимаются международно-правовые нормы, закрепляющие и развивающие принципы прав человека. В первую очередь, это обязательства государств предоставлять индивидам основополагающие права и свободы и не предпринимать действий, посягающих на эти права и свободы, не допускать какой-либо дискриминации, а также пресекать действия, нарушающие права человека. Помимо этого, устанавливается ответственность государств за невыполнение своих обязательств, определяются международные механизмы защиты прав человека.
Стандарты делятся на универсальные, т.е. признанные во всем мире (как правило, это нормативные акты, принятые ООН) и региональные, действие которых распространяется на определенный регион, обычно на территории какого-либо межгосударственного объединения (Совет Европы, Европейский Союз, СНГ и пр.) Региональные стандарты часто бывают более конкретными, предусматривающими более строгую ответственность в рамках межгосударственного объединения для государств-нарушителей этих стандартов.
Международные стандарты бывают в виде деклараций, международных договоров (пакты и конвенции), резолюций международных организаций, руководящих принципов.
Декларации принимаются обычно итоговым документом совещаний межгосударственных органов (например, резолюцией Генеральной ассамблеи ООН) и не имеют обязательной силы. Декларация – это свод принципов, определяющий дальнейшее направление развития международных отношений в определенной сфере. Государство может стараться приводить свое законодательство в соответствии с декларацией, но не обязано это делать.
Устав ООН[1] не содержит конкретного перечня прав человека. Тем не менее, этот документ стал одним из первых важнейших международно-правовых актов, в котором поставлен вопрос о необходимости универсального обеспечения прав личности, закреплен принцип всеобщего уважения прав и свобод всех людей и каждого человека, исключающего какую-либо дискриминацию. Пункт «с» ст. 55 обязывает государства содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола языка и религии».
Одним из главных достижений стало то, что Устав ООН заложил основы для вывода проблемы соблюдения прав человека из-под исключительной внутренней юрисдикции государства и создал предпосылки для эффективного регулирования этого вопроса непосредственно международным правом.
Международный билль о правах человека включает в себя: Всеобщую декларацию о правах человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических и социальных правах (1966), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).
Всеобщая декларация прав человека была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. День ее принятия отмечается ежегодно как Всемирный день прав человека. В Декларации закреплен широкий перечень гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав. В тексте документа отражен естественный характер прав человека, в ст. 1 говорится: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и своих правах».
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет право гражданина обращаться в первый наднациональный судебный орган – Европейский Суд по правам человека. Причем ответственность государств за невыполнение решений суда предусмотрена гораздо более строгая, чем Первым факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах за невыполнение рекомендаций Комитета по правам человека при ООН.
Право человека на жизнь
Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств.[1]. В Россиисуществование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации[2].
Жизнь человека — это высшая социальная ценность, охраняемая законом. Право на жизнь является естественным и неотъемлемым правом любого человеческого существа. Об этом шла речь на занятии школы «Правовых знаний», которое состоялось в Тульской областной универсальной научной библиотеке 31 октября 2006 года. Занятие провели: Бушуев Игорь Иванович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Тульского филиала Московского университета МВД РФ, и старший следователь контрольно-методического отдела Следственного управления при УВД по Тульской области майор юстиции Бойко Татьяна Константиновна.
Личные права находятся на первом месте и возглавляют всю систему прав и свобод человека и гражданина.Конституция России закрепила систему личных (гражданских) прав в полном соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.). Главное назначение и сущностная характеристика этих прав заключается в том, чтобы обеспечить личную свободу, независимость и самостоятельность человека. Личные права и свободы индивидуализируют человека, обеспечивают ему гарантии личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь. С их помощью гарантируются индивидуальные свободы человека, т.е. возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственно-этических, религиозных и других отношений. Что интересовало студентов на этом занятии?
Можно ли защитить жизнь человека во время войны?
Смертная казнь – быть или не быть?
Есть ли права у зачатого существа – будущего человека?
Стоит ли возвращать к жизни человека, который сознательно идет на самоубийство?
Оправдано ли оказание дорогостоящей помощи безнадежно больному человеку?
Отвечая на поставленные вопросы, специалисты опирались на ст. 20 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на жизнь. Но это право ограничено уголовно-правовым аспектом – условиями применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Однако любое право находится в зависимости от уровня развития экономики и правовой культуры общества. Провозглашая человека высшей ценностью, государство может только защищать жизнь как благо, благодаря которому все остальные права для данного человека существуют как самостоятельная ценность.