Черты сильной личности школьника – 3.Общая характеристика личности младшего школьника. Роль самооценки в младшем школьном возрасте.

Сильные стороны и положительные качества школьника ~ Проза (Психология)

Сильные стороны и положительные качества школьника
Сильные стороны и положительные качества школьника
Школа обладает возможностью влиять на развитие сильных сторон и положительных качеств ребенка. Очевидно, что в школе ученики получают множество знаний и учебных навыков. Несомненно, что объем школьной нагрузки оказывает влияние на интеллектуальное развитие.
В дополнение к когнитивным (связанные с знаниями и психологическими процессами) и учебным задачам, которые ставит школа, она обеспечивает детям неформальный учебный план: от школьников ожидается соблюдения правил, сотрудничество с другими учениками, уважение к власти и подготовка к тому, чтобы стать хорошими гражданами

Педагогу-психологу необходимо отметить качества, которые наилучшим образом отражают природные способности, положительные черты характера и особые таланты ребенка. Необходимо записывать в журнал поэтапного изменения проблемного поведения ребенка, чтобы включить в свой календарно-тематический план.

Визуальные способности

• черчение
• фотография
• запоминание деталей
• рисование
• живое воображение
• зрительное представление
• чтение карты
• ориентирование
• способность к творчеству

Логика и мышление

• способность к работе с компьютером
• организованность
• способности к решению задач
• абстрактное мышление
• математика и цифры
• логические игры
• расшифровка кодов
• здравомыслие
• способности к наукам
• сообразительность
• быстрая обучаемость
• острая память
• понятливость
• ум

Телесная сфера

• исполнительские наклонности

• вживание в роль
• гармоничность движений
• танцы
• сценическое мастерство
• какой-либо вид спорта
• физическая сила грациозность
• выносливость •
• телесная гармония
• ловкость
• координация движений

Музыкальные способности

• игра на музыкальных инструментах
• пение
• ритмика
• запоминание мелодий
• сочинение музыки
• чтение нот
• восприятие музыки

Личность и черты характера

• способность к творчеству
• инициативность
• целеустремленность
• терпеливость
• надежность
• отзывчивость
• смелость
• внимательность
• трудолюбие
• легкая приспособляемость
• добродушие
• ответственность
• благородство

• уверенность
• независимость
• аккуратность
• решительность
• правдивость
• проницательность нежность
• зрелость открытость
• расторопность
• оптимизм
• преданность
• серьезность
• честность
• дисциплинированность
• привязанность
• сила характера
• добросовестность

Социальные навыки

• дружелюбие
• лидерство
• стремление помочь
• добродушие
• увлечение спортом
• вежливость
• порядочность
• уступчивость
• умение быть в команде
• умение выполнять что-либо в коллективе
• умение делиться
• способность к сопереживанию
• чуткость
• способность к примирению
• веселость обаятельность

• способность к поддержке
• остроумие
• умение слушать
• привлекательность

Лингвистические способности

• чтение
• богатый словарный запас
• умение хорошо говорить запоминание фактов
• умение творчески писать
• поэзия
• диспуты
• умение шутить, смешить
• умение рассказывать

Внешность

• аккуратность
• привлекательность
• статность осанки
• особые черты

Отношение к природе

• склонность наблюдать
• любовь к животным
• любознательность
• любовь к туризму
• развивающее коллекционирование
Литература:
1. 1. М.Борба. «Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться. М.: Вильямс, 2005
Школа хороших манер
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/shkola_horoshih_maner

Школа хороших манер — один из методов воспитания детей и подростков.
Оптимальный возраст детей — от 12 до 15 лет. Возможно использовать и в школах, и в интернатах, хотя изначально метод был придуман для семейного воспитания.
Детям утром объявляется: «У вас начинается Школа хороших манер. Ваша задача каждый день придумывать один простой пункт о своем поведении, в первую очередь выражающий дружественое отношение друг к другу или к родителям, а вечером по этому пункту вы ставите себе оценку. Пункты могут быть разными: поприветствовать утром всех «Доброе утро!»↑ с улыбкой, помочь маме накрыть на стол, обращаться друг к другу вежливо (не Аська, а Ася)… Каждый день вы добавляете себе новый пункт, а по всем ставите оценки. Все пункты сами записываете на компьютер. Пока с утра не подведены итоги прошедшего дня и не придуман новый пункт, никаких развлечений — это первое дело дня».
Подсказки
• Если дети затрудняются в придумывании новых пунктов, родители иногда могут им помочь, составив свой, рекомендательный список, из которого дети могут что-то выбирать.
• Едва ли целесообразно включать в список дела из помощи по дому, которые и так раньше были на детях (например, сходить в магазин).
• Оценку ставить не за «Я делал», а «Я сделал», и оценивать объективно, с позиции стороннего наблюдателя. Не «Я сказала всем спокойной ночи», а «Меня услышали все, кому я пожелала спокойной ночи!»

Как привести себя в порядок — это в первую очередь отвлечь от негативных или других ненужных мыслей (переживаний), снять напряжение и успокоиться. Обычно здесь помогают следующие приемы:
Вести дневник
• работа с верованиями
• эмоциональный дневник
• что произошло, объем потерь
• тетрадь позитивного опыта
• написать прощение
Двигательная активность
• спорт, танцы, йога,
• прогулка, секс
Выброс негатива

• выговориться
• выбросить обвинения
Расслабление
• выспаться, аутотренинг
Дыхание
• пение
• удивленное «О?»
• ровное, удлиненный выдох
• проораться, резкие выдохи
Смена декораций. Новые:
• обстановка. офис-улица,
• окружение: любимый, другая компания
• роль, амплуа.
• точка зрения. Обсудите!
Якоря
• музыкальные
• пищевые, цвета и запаха,
• воспоминаний
Подарки
• «Потешить тушку»: маникюр, массаж, spa
• знаки внимания
• шопинг, ресторан, лакомства
• подарки любимым

3.Общая характеристика личности младшего школьника. Роль самооценки в младшем школьном возрасте.

Развитие личности младшего школьника.

Младший школьный возраст (7—11 лет) не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности (каким например является подростковый), тем не менее в этот период достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, поскольку меняется ведущая деятельность. Складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в целую систему коллективов (в общешкольный, классный, в малые группы, в них существующие). Включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности, другим людям, к учению и связанным с ним обязанностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения

, происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к IV классу. Моральные знания и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I–II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь, то учащиеся III–V классов, помимо опыта собственного поведения (который, естественно, обогащается) и указаний старших (они воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт других людей. Значительно большее влияние приобретают чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов. Также формируется и моральное поведение. Дети совершают моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям взрослых, учителя (7–8 лет). Ученики III–IV классов в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

Характер в младшем школьном возрасте только складывается. Характерологические проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью. В этой связи иногда за черты характера можно ошибочно принять временные психические состояния. Иногда кажется, что ребенок проявляет настойчивость, умение преодолевать трудности в учебной деятельности, доводить каждое дело до конца. Но опытный психолог может определить, что это – временное психическое состояние и ребенок проявляет указанные качества лишь при определенных условиях: наблюдая пример другого человека или при собственной успешной деятельности. Неудачи выбивают такого ребенка из колеи.

В поведении младших школьников более отчетливо и прозрачно проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности, которые позднее перекрываются (маскируются, как говорят психологи) привычными формами сложившегося в жизни поведения. Застенчивость, замкнутость могут быть непосредственным проявлением слабости нервной системы, импульсивность, невыдержанность – проявлением слабости тормозного процесса, замедленность реакции и переключения с одной деятельности на другую – проявлением малой подвижности нервных процессов. Разумеется, это обстоятельство нисколько не снимает задач воспитания: нервная система, как указывал И. П. Павлов, весьма пластична и способна к некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий. К тому же, как мы знаем, за типологическими проявлениями возможен контроль со стороны сознания, что и необходимо воспитывать у школьников.

Характер младшего школьника отличается некоторыми особенностями: склонностью незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав, не взвесив всех обстоятельств. Причина этого явления ясна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность к активной внешней разрядке. Поэтому далеко не все случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недисциплинированностью.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7—8-ми лет) еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче терять веру в свои силы и возможности.

Распространенные в младшем возрасте недостатки характера – капризность и упрямство – объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворяются. Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, его хочется, во имя того, что надо.

К возрастным особенностям школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной особенностью является подражательность – младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности через личный опыт, пример, с другой – таит некоторую опасность: младший школьник перенимает не только положительное. Если первокласснику понравилось, как старший школьник играет в волейбол, то копируется все: развинченная походка, грубые выражения, вульгарные манеры старшего.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями. Во-вторых, младшие школьники (особенно I–II-х классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать внешние проявления удовольствия или неудовольствия. В-третьих, младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, страха, гнева. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать нежелательные проявления.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств характера. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель в их глазах, – все это необходимо для опоры в воспитании.

К началу обучения в III-м классе постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, сдерживать себя и контролировать свои поступки, не поддаваться импульсам, т. е. – к волевой регуляции своего поведения.

Ученики III-го и особенно IV-го классов способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования. Но порой побеждает и мотив низшего уровня (стремление получить удовольствие). В этой ситуации воспитатель должен проявить твердость, в противном случае закрепляется нежелательная привычка (например, бросать уроки и спешить к телевизору, если идет интересная передача).

Если главным двигателем развития личности является система мотивов и потребностей, то естественно рассматривать и качества личности как порождение определенных потребностей. Устойчивые потребности в соединении с привычным способом их реализации составляют качества личности. Любое качество личности – это не столько форма поведения, даже ставшая привычной, сколько единство устойчивых мотивов и форм поведения, усвоенных для его реализации.

Когда возраст ребенка приближается к школьному, он начинает страстно мечтать о школе. Психологические исследования показывают, что ребенок не просто хочет учиться, хотя и учиться он тоже хочет: поступление в школу означает изменение позиции, освоение новой социальной роли. Для него учение в школе – это выполнение важной работы, обретение новой социальной позиции.

Роль самооценки в младшем школьном возрасте. У каждого человека в процессе его жизни, деятельности, общения с людьми формируется определенная самооценка. Она складывается под влиянием двух основных факторов: оценки окружающих людей и сравнения результатов своей деятельности с результатами деятельности других людей, с образцом.

Самооценка у детей далеко не всегда адекватна их реальным достижениям и возможностям в разных видах деятельности. Одни дети себя переоценивают, другие – недооценивают, причем как переоценка, так и недооценка могут касаться только отдельных видов деятельности, а могут быть общими, когда человек (ребенок) самоуверен или, наоборот, не уверен в себе, во всем.

Если ребенок, в особенности младший школьник, сталкивается с неуспехом, если в сравнении с другими детьми он всегда чувствует, что он хуже, особенно если это подчеркивается взрослыми и детьми, у него легко возникает чувство неуверенности в себе, формируется неадекватная, заниженная самооценка. Ребенок с такой самооценкой боится дерзать, взять на себя даже посильные задачи: он боится неуспеха, тех переживаний, которые с ним связаны.

Самооценка, как известно, формируется под влиянием оценок окружающих и результатов его собственной деятельности. Однако по мере того, как самооценка складывается, она начинает в свою очередь активно влиять на поведение ребенка, определяя его реакции на воздействия воспитателей.

Если определенная самооценка поддерживается окружающими достаточно длительное время и если она к тому же высокая и обеспечивает ребенку почетное положение в коллективе и самоуважение, то сохранение такой самооценки становится в конце концов потребностью ребенка. Эта потребность в определенной, удовлетворяющей человека самооценке составляет основу его уровня притязаний.

После того как уровень притязаний ребенка сложился, каждую оценку взрослыми его знаний, умений, возможностей он сопоставляет со своей собственной самооценкой, и отношение к взрослому начинает в значительной мере зависеть от того, насколько, по мнению ребенка, тот правильно его оценил. Таким образом, сложившаяся самооценка и уровень притязаний начинают опосредовать отношение ребенка к другим людям. Если ребенок например себя переоценивает, то вполне справедливая и объективная оценка начинает казаться ему несправедливой. Это порождает у него отрицательное эмоциональное состояние и часто нарушает контакт между ним и взрослым, ведет к непослушанию, нежеланию учиться, конфликтам.

Формирование личности ребенка в значительной степени зависит от того, как сложатся отношения между его самооценкой и притязаниями, с одной стороны, и его реальными достижениями – с другой. А эти отношения могут сложиться по-разному. Требования к себе, притязания и самооценка могут оказаться ниже реальных достижений человека (ребенка), и тогда в процессе развития он не реализует своих возможностей. Может случиться и так, что притязания потребуют напряжения всех сил, и это приведет к интенсивному развитию всех способностей ребенка. Наконец может оказаться, что притязания в какой-то области или общие притязания окажутся намного выше реальных и даже потенциальных возможностей ребенка. В таких случаях, как правило, собственный опыт, оценка других людей рано или поздно перестроят самооценку и притязания ребенка и приведут их в соответствие с реальными возможностями.

Ученики, с одной стороны, остро переживают неуспех, а с другой – игнорируют его, выбирая более трудные задачи. Причем они обязательно ищут или объективные причины, или виновников своих неудач: задача плохая, учитель виноват, ребята помешали. Реакция этих младших школьников на неуспех имеет агрессивный характер. Они ни в коем случае не признаются в своей слабости, в непосильности для них того, на что они претендуют. И главное – свою слабость они скрывают не только от других, но и от себя.

Потребность сохранить высокую самооценку заставляет такого ученика остро реагировать на все и всех, кто каким-то образом обнаруживает его несостоятельность. Если учитель, товарищи или родители пытаются указать такому ученику на его слабость, он отчаянно сопротивляется, вступая с ними в конфликт: учитель придирается, товарищи плохие, родители его не понимают. Такое состояние называют аффектом неадекватности. Это неприятное, тяжелое эмоциональное состояние является результатом повышенных притязаний, которые не совпадают с возможностями, т. е. результатом того, что устойчивая самооценка оказывается выше, чем реальные достижения, выше, чем оценка, которую ребенок получает от других.

Аффект неадекватности выполняет определенную защитную функцию. Он ограждает ребенка от травмирующих его воздействий. Таким образом, аффект неадекватности помогает сохранить самооценку, то отношение к себе, которое обеспечивает самоуважение.

Аффективные состояния часто встречаются у младших школьников. Однако в этом возрасте такие состояния еще неустойчивы и быстро проходят. Особенно остро рассматриваемая проблема стоит в отношении подростков.

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося

Жантасова Жулдуз Ермековна.

26.11.2001

5 класс.

Общее физическое развитие нормальное.

Состояние здоровья в норме.

Семья полная, многодетная. Воспитание в семье отличное, девочке уделяется достаточно внимания. По словам классного руководителя, родители присутствуют на каждом родительском собрании, интересуются успеваемостью дочери, помогают при выполнении домашних заданий, если это необходимо.

Успеваемость хорошая, учится на 4 и 5, успевает одинаково по всем предметам, старается учиться только на «отлично».

Девочка в достаточной мере начитана, интересуется различными областями знаний, может поддержать беседу, как по истории, так и по физике, постоянно стремится углубить знания, читает справочники, берется за выполнение дополнительных заданий.

Богатый словарный запас, в речи встречается много эпитетов, метафор. Речь зачастую очень эмоциональна, что характеризуется повышением тона, при этом девочка активно жестикулирует, особенно если тема разговора ей интересна или информация, которую она хочет сообщить, важна для нее.

Произвольное внимание развито в высокой степени, но характеризуется неустойчивостью. На уроках девочка часто отвлекается на посторонние шумы, участвует в разговорах на сторонние темы.

Учебный материал схватывает очень быстро, при работе на уроке, когда нужно прочитать новый материал и пересказать, выполняет задание одна из первых. При пересказе материала наблюдается осмысленность прочитанного, наблюдается грамотное употребление слов-синонимов. Материал запоминает легко. Как стало понятно из слов учителя литературы, девочка отличается отличной памятью, как кратковременной, так и долговременной, приводился пример со стихотворением, которое девочка смогла с легкостью воспроизвести через месяц после непосредственного заучивания текста. Из наблюдений педагога-психолога, у девочки хорошо развита механическая и зрительная память.

Может отличить существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, общие понятия усваиваются быстрее абстрактных, чтобы осмыслить абстрактное понятие требуется определенное время, или же помощь учителя-предметника. Навыки сравнения и обобщения развиты в высокой степени. Девочка легко находит пути решения возникших трудностей, что было продемонстрировано при подготовке к празднику для мам. В возникшей ситуации, когда аппаратура дала сбой, девочка нашла альтернативный вариант: включение музыкального сопровождения на мобильном устройстве.

Воображение развито в высокой степени. Легко придумывает образы, сюжеты. Примером служит подготовка газеты с поздравлением для мальчиков. Когда было предложено придумать концепцию данной газеты, девочка привела в пример около трех различных вариантов оформления.

При выполнении учебной работы девочка демонстрирует особую старательность. Со слов учителя математики, девочка всегда выполняет все домашнее задание, аккуратно оформляет в рабочей тетради, что создает приятное впечатление.

С интересом относится к учебным предметам, особый интерес проявляет к иностранным языкам и истории, всегда участвует во всех мероприятиях, предложенных учителями-предметниками. К отметкам относится крайне серьезно, нервничает, если у нее не лучшая оценка в классе. К похвале относится положительно, наблюдается негативная реакция на порицание. Основной мотив учебной деятельности – интерес, с легкостью приступает к изучению материала, если тема ей интересна.

Как стало ясно из слов учителей-предметников и классного руководителя, девочка очень организованна, всегда содержит свои вещи в чистоте и порядке, но может оставить вещь в кабинете и забыть о ней. Высокий уровень самоконтроля, девочка способна работать самостоятельно над учебным материалом.

Уважительно относится к труду, как своему собственному, так и посторонних людей. В трудовой деятельности больше привлекает сам процесс работы, нежели сделанная вещь. Обладает базовыми навыками и умениями, положительно реагирует на предложение нового вида трудовой деятельности, с легкостью овладевает новым навыком. Например, при подготовке праздника для мам необходимо было сделать подарок своими руками, а именно изготовить шкатулку из бумаги. Девочка с интересом наблюдала за процессом изготовления данной поделки, а затем сама старательно пыталась повторить все в точности, в конечном итоге поделка удалась. Следует отметить, что девочка оказывала помощь ребятам, у которых возникли проблемы с выполнением данного задания. Привычки к длительному выполнению труда нет, девочка очень неусидчива и постоянно отвлекается на посторонние вещи.

К общественной жизни коллектива относится положительно. Принимает участие во всевозможных конкурсах и олимпиадах на школьном уровне. Активно участвует в мероприятиях, проводимых в школе и в классе, разной тематики. Особого интереса к общественной жизни страны не проявляет, но, если какая-то новость, услышанная по телевизору или из иного источника, вызывает интерес, активно обсуждает данную новость с классным руководителем или одноклассниками. В классе отвечает за культмассовый сектор, отвечает за проведение мероприятий и за обеспечение участия в нем одноклассников. Справляется отлично.

Активно интересуется музыкой, рисованием, но на любительском уровне. Очень любит читать, читает много, частый посетитель школьной библиотеки, читает преимущественно художественную литературу, но не исключен интерес к развлекательной и научно-популярной литературе. Важно отметить артистические способности девочки. Хорошо инсценирует различные сюжеты, принимает активное участие в подготовке сценок для праздников, справляется с полученной ролью отлично. Например, при подготовке проекта «Здоровый образ жизни» взяла роль девочки, употребляющей алкоголь, с ролью справилась блестяще, с юмором.

Девочка непоседлива, много двигается, на перемене ни секунды не сидит на месте. При этом иногда нарушая школьный режим, например, часто опаздывает на уроки или же за перемену не успевает приготовиться к уроку. Требования взрослых выполняет частично, игнорирует призывы к тишине, постоянно вертится к одноклассникам. Может говорить одновременно с учителем.

В коллективе пользуется популярностью, к ней часто обращаются с просьбой списать или помочь при выполнении какого-либо задания. Сама же девочка проявляет дружелюбность к товарищам, хотя может иногда и негативно оценить их, особенно, когда недовольна действиями или поведением одноклассников. В школе находиться любит, это обусловлено скорее активным участием в культмассовых мероприятиях, порой засиживается в библиотеке. К учителям относится с уважением, старается выполнять требования, прислушивается к советам и рекомендациям.

Можно отметить следующие положительные черты формирующейся личности: доброжелательность, готовность помочь, отзывчивость, добросовестность, искренность, требовательность к себе, настойчивость, целеустремленность. Девочка очень жизнерадостная, положительно относится к новым людям, старается понравиться, произвести приятное впечатление. Всегда готова помочь, будь то учитель или одноклассник, не важно. Негативные черты: неусидчивость, неустойчивость внимания, немного упряма, создает вокруг себя много шума, при этом сама замечает за собой это и просит ее останавливать. Не скрывает эмоций, легко можно понять отношения девочки к человеку или выполняемой работе, что может рассматриваться как с положительной, так и с отрицательной стороны. Преобладающее настроение – веселое, приподнятое. За все время наблюдения за ребенком, ни разу не было замечено резких перепадов настроения.
Проанализировав вышеперечисленные черты, можно сделать вывод, что девочка по типу темперамента – сангвиник.

Приведенные выше недостатки обусловлены особенностями темперамента и характера ребенка. В дальнейшей работе с девочкой следует особое внимание уделять более строгому контролю над выполнением заданий, призывать девочку придерживаться установленного школой режима, актуализировать внимание на поведении во время уроков и перемен, быть к ней чуть строже. Так же следует оказывать внимание творческим способностям девочки и по возможности задействовать ее в различных культмассовых мероприятиях. Немаловажным аспектом является и учебная деятельность, следует чаще призывать ее к участию в проектах, конкурсах, олимпиадах, с целью раскрытия потенциала.

какие качества ее отличают, как развить в себе такой характер

Понятие сильной личности широко было раскрыто в школьном воспитании детей в советское время. Приоритетом в воспитании детей было воспитание человека как личности во взаимодействии с обществом. Быть слабой личностью в то время было стыдно, прежде всего, перед обществом.

В наше время в воспитании приоритет отдается взаимодействию со своим эго, своим «Я». При правильном подходе к своему «Я», самоуважении, возможны дальнейшие общественные отношения.

Что такое сильная личность?

Поэтому сильная личность в современном обществе — это личность физически и психически здорового человека, умеющего лично удовлетворять свои потребности, имеющего правильные приоритеты, стремящегося к росту, продвижению и улучшению всех сфер своей жизни, и, что важно, приученного к труду и обучению.

Правильными приоритетами можно назвать: склонность к планированию времени, исключение вредных привычек, здоровый образ жизни, работа над духовным и карьерным ростом. Сильная личность имеет и наследственные признаки, но в основном, это воспитание и работа над собой в дальнейшем.

Какие основные сильные черты личности?

Основные сильные черты личности, которые можно выделить, это:

  1. Способность к саморазвитию.
  2. Обучаемость.
  3. Правильно распределенные жизненные приоритеты.
  4. Устойчивость к внешним воздействиям, к стрессам.
  5. Здоровый эгоизм (здоровым эгоизмом можно назвать желание удовлетворять личные потребности без ущерба для окружающих, во избежание причинения дискомфорта близким).
  6. Самоконтроль и дисциплина.
  7. Целеустремленность.

Здесь приведены основные качества сильной личности. Чтобы добиться успеха в жизни, достичь некоторых поставленных целей, необходимо обладать всеми вышеперечисленными качествами.

Также основополагающим условием успеха является правильная постановка целей. Не стоит забывать, какими бы ни были средства осуществления целей, они не должны противоречить моральным, государственным и личным принципам.

Люди с сильной личностью чаще занимают руководящие должности, их с большей охотой принимают на высокооплачиваемые должности. Но это не значит, что успех обеспечен только в карьере. Сильные личности с легкостью находят общий язык внутри семьи, с друзьями, т. к. у них не возникает чувства неуверенности и самоедства, они знают свою позицию в жизни и это необременительно для окружающих, а только делает общение более приятным.

Как воспитать в себе сильную личность?

Поэтому важно стремиться развить или воспитать в себе качества сильной личности. Как воспитать эти качества? Можно обратиться к литературе по психологии, чтобы изучить способы воспитания сильной личности.

Становится понятно, что духовное начало в человеке идет неразрывно с физическим. Поэтому необходимо обратить внимание также на физическое развитие, тем более, что регулярные физические нагрузки вырабатывают выносливость, дисциплину, а это благоприятно сказывается на самооценке.

Следует выделить недостатки своей личности и поработать над их устранением. Важно также уделить внимание духовному развитию. Это очень широкое понятие. Здесь и духовная вера, и творчество, и искусство, как духовное развитие.

Для духовного развития широко используются медитативные практики. Важно периодически обращаться внутрь себя, заглянуть в душу, побыть наедине с собой, чтоб переосмыслить некоторые понятия, взвесить все плюсы и минусы, разобраться во многих ситуациях и просто передохнуть и успокоить нервы.

Каждый человек сам выбирает пути к своей душе, для некоторых – это поход к священнику, в святые места, обращение к искусству, музыке, рисованию, танцу, возможно, это просто обычная прогулка в парке. Когда все ясно и прозрачно, становится более понятно, к чему лучше стремиться, какие цели стоит выбирать и какие средства можно использовать для достижения этих целей.

Видео по теме статьи

Сильная личность – какая она

Вы, наверное, не раз слышали слова «сильный духом человек» или «сильная личность». Но однозначно сказать о том, что же именно стоит за этими словами, довольно трудно.

Чаще всего, говоря о сильной личности, люди подразумевают железную волю, выдержку, позитивный взгляд на жизнь и способность подобно птице- фениксу возрождаться из пепла. Такого человека не ломают никакие трудности или удары судьбы, горе и невзгоды.

Да, у сильных людей определённо есть чему поучиться.

Как вы думаете, кто изображён на фотографии?

Это советский легкоатлет Валерий Брумель, заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион, чемпион Европы и СССР по прыжкам в высоту.

Три раза подряд – в тысяча девятьсот шестьдесят первом, шестьдесят втором и шестьдесят третьем годах – Валерий Брумель был признан лучшим спортсменом планеты.

Именно в эти годы он установил шесть мировых рекордов, последний из которых был обновлён лишь через восемь лет.

Когда он выступал, все ожидали нового рекорда.

На пике своей спортивной карьеры Валерий Брумель попал в автомобильную катастрофу и получил сложнейший перелом ноги, потребовалось более тридцати операций для того, чтобы спортсмен мог только самостоятельно передвигаться, казалось, что на спортивной карьере можно было поставить крест. Валерий не терял надежды. Упрямство – часть его сильной личности – не позволяло ему сдаться без боя, и он вернулся к тренировкам. После нескольких лет, проведённых в гипсе, это было нелегко. Но ещё труднее было перенести то, что многие перестали в него верить. И всё-таки спортсмен не желал уходить побеждённым. Несмотря на преследующие его травмы, он смог преодолеть себя и покорил свою последнюю высоту.

В марте 1969 года Валерий Брумель собрал близких друзей и знакомых на стадионе и в их присутствии с пяти попыток взял высоту двести пять сантиметров.

Несмотря на то, что эта высота не принесла никаких медалей, это был настоящий подвиг. Валерий Брумель так и остался в народной памяти образцом несломленной воли, сильным человеком.

Для того, чтобы ощутить себя полноценной и сильной личностью, необходимо также активное социальное поведение. Сильные личности способны на открытое проявление своих эмоций, чувств и переживаний. Такие люди никогда не боятся иметь своё мнение и стремятся быть в курсе всего.

Сильная личность – это и человек с сильным характером. На уроках истории и литературы вы наверняка уже познакомились с героями различных произведений, обладающих сильным характером. Судьбы этих людей говорят нам о том, что даже в очень трудной жизненной ситуации они смогли добиться своей цели благодаря настойчивости и целеустремлённости.

Например, главный герой произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» лётчик-истребитель Алексей Мересьев. В одном из воздушных боёв его самолёт был подбит. При падении лётчик остался жив, но сильно повредил ноги. Восемнадцать суток раненый лётчик по зимнему морозу ползком пробирался к линии фронта. Превозмогая боль, голод и усталость Алексей смог добраться до своих. В госпитале, чтобы спасти раненому жизнь, врачам пришлось ампутировать обе его ноги. Мересьев получил протезы и стал осваивать их со своим обычным упорством.

Но несмотря на все старания Алексея, врачи скептически отнеслись к тому, что, лишившись ног, лётчик хочет не просто вернуться на фронт, но и продолжить летать. Но когда они увидели, как танцует безногий лётчик, дали положительный ответ, и Алексей вернулся в авиацию и продолжил защищать Родину.

Вам, наверное, будет интересно узнать, что у главного героя «Повести о настоящем человеке» есть живой прототип. Советский военный лётчик. Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев.

Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всегоза время войны совершил восемьдесят шесть боевых вылетов, сбил одиннадцать вражеских самолётов: четыре – до и семь – после ранения.

Таким образом, сильные личности обладают ещё одним качеством: они умеют отказываться от личных благ и интересов, когда нужно помочь другим, защитить родину, отстоять независимость и свободу Отечества.

Эгоизм говорит лишь о том, что человек больше всего беспокоится о своём благополучии и зависит от него, а зависимый человек не может быть сильным.

У сильной личности, напротив, хватает внутренней энергии для того, чтобы учитывать интересы других людей, то есть быть нравственным, а свои способности и положительные черты характера употреблять на полезные для других людей или всего общества дела.

Необходимо уважать себя и одновременно анализировать свои поступки и осознавать причины их совершения: чем менее критично человек к себе относится, тем хуже к нему будут относиться окружающие.

Важно понимать, что пороками человеческой личности являются лень, эгоизм, высокомерие, а добродетелями – любовь к ближнему, справедливость и честность.

Сильная личность отличается настойчивостью и целеустремлённостью.

Например, немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. В возрасте двадцати восьми лет композитор начал терять слух, но глухота не смогла остановить в Бетховене желание творить. Как говорил композитор: «Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным».

К концу своей жизни Бетховен не только полностью оглох, но и стал терять зрение, и будучи абсолютно глухим написал одно из лучших своих произведений – девятую симфонию.

Бетховен был человеком сильной воли, настойчивым и целеустремлённым. Это помогло ему несмотря на глухоту развить свой талант и стать гениальным композитором. 

А как вы думаете, смог бы Бетховен творить, если бы сказал себе: «Я слаб, я болен, и я не могу писать музыку?»

Многие учёные считают, что понятие сильной личности неоднозначное. Например, в старших классах вы будете знакомиться с произведением Фёдора Достоевского «Бесы».

Один из героев романа – отставной офицер Николай Ставрогин. Человек большой силы спокойно выходит на дуэль и стреляет в воздух, чтобы не убивать соперника, но не находит в себе сил раскаяться публично в своих преступлениях. Сила личности у него есть, но на нужное и реально трудное дело этой силы не хватило.

Автор романа говорил: «У нас в России каждый студент готов отдать свою жизнь за Родину не раздумывая. А вот посвятить ей пять лет прилежной учёбы — не в состоянии».

Как мы с вами видим, сильная личность должна обладать целым рядом определённых качеств. Американский психотерапевт Эми Морин определила девять вещей, которые сильные личности делают каждый день. Итак, сильные личности:

·        осознают и управляют своими эмоциями;

·        сохраняют здоровый оптимизм;

·        решают проблемы;

·        снисходительны к себе;

·        определяют эмоциональные границы; 

·        мудро управляют временем;

·        стремятся достичь цели;

·        стремятся стать ещё сильнее.

Как мы с вами видим, быть сильной личностью могут не только избранные и талантливые люди, но и все, кто готов работать над собой и прилагать некоторые усилия. 

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты.

Сильной личностью можно назвать личность, которая обладает сильным характером. Такого человека не ломают никакие трудности или удары судьбы, горе и невзгоды.

Ему должны быть присущи следующие качества:

·        воля;

·        выдержка;

·        активное социальное поведение;

·        открытое проявление своих эмоций, чувств, переживаний;

·        сильный характер;

·        настойчивость;

·        целеустремлённость;

·        способность отказаться от личных благ и интересов;

·        здоровая самокритичность.

10 черт сильной личности, которые можно и нужно в себе развивать

Очень трудно изменить тот характер, который дан нам при рождении. К примеру, если человек от природы излишне чувствителен или очень застенчив, то, скорее всего, такие качества останутся с ним навсегда. Да, пусть многие черты в нас трудно изменить, но есть такие качества, которые нужно развивать, чтобы быть сильной личностью.

Черты сильной личности, которые нужно развивать

Умение устанавливать личные границы

У каждого человека должны быть установлены четкие личные границы. И для этого нужно иметь огромную силу воли, чтобы уметь не поддаваться на уловки провокаторов и при этом не выглядеть хамом, сохраняя позитивный настрой. Только сильные личности способны в любой ситуации установить эмоциональные границы.

Чувство собственного достоинства

Важно развивать свою самооценку. Смотрите только не переборщите. Ведь с детства нас учат не хвастаться, быть скромным и сдержанным, это отчасти правильно. С человеком, у которого завышенная самооценка, не так уж и хочется общаться. Но также с тем, кто сам себя не уважает, постоянно находится в апатии и депрессии, находиться рядом – мало приятного. Именно чувство собственного достоинства дает человеку уверенность в себе и позволяет достичь целей.

Оптимизм

Возьмите в привычку, оставаться в оптимистическом настрое круглыми сутками. Старайтесь в любой ситуации искать только положительные стороны и моменты. Даже если ваши дела вдруг обернулись крахом, вынесете из этого опыт, и двигайтесь дальше. Так поступают именно сильные личности.

Ответственность за поступки и слова

Сильные личности умеют признавать свои ошибки, они могут извиниться, если неправы.

Трудолюбие

Сидеть и ждать, когда появится подходящее место работы – это не совсем хорошо. Сильная личность не будет сидеть без дела. Человек, который трудолюбив, обязательно добивается успеха в делах. Но, если лень накрывает периодически, трудолюбие можно в себе развить. Просто сосредоточьтесь на цели и не отвлекайтесь на посторонние вещи.

Эмоциональный интеллект

Вот такая черта сильной личности. Это достаточно сложно в себе развить, но можно! Умение по жестам, улыбкам, взгляду собеседника понимать причины его поведения, возможно, то, о чем он думает, умение буквально считывать людей – это одна из главных составляющих эмоционального интеллекта.

Харизма

Харизма – качество, которое способен развить в себе совершенно любой человек. Знаете, есть такие люди, которые входят в комнату, и сразу же привлекают всеобщее внимание. Вы тоже так можете. При беседе, постарайтесь смотреть собеседнику в глаза спокойным, расслабленным взглядом, больше улыбайтесь.

Самообладание

Сильные люди могут сдерживать и подавлять свои эмоции, и, кажется, что их вообще ничем не возможно пронять. На самом деле они обладают огромным самообладанием, они не бесчувственны, а контролируют чувства, они знают, что если позволят дать себе слабину, то могут не достичь желаемой цели.

Эффективность

Сильные люди эффективно распределяют свое время, они не тратят энергию впустую, они не мучают себя ненужными встречами и людьми, они могут здесь и сейчас сосредоточиться на важном.

Самодисциплина

Сильные люди постоянно самосовершенствуются, они сильны и умом и телом, они умеют себя красиво и правильно подать, благодаря самодисциплине.

Многие успешные люди добились высот именно благодаря тому, что развивали в себе качества сильной личности. И вы тоже так можете, главное желание!

10 признаков сильной личности | Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Считаете ли вы себя сильной личностью? Пройдитесь по нашему чек-листу, чтобы понять, насколько ваша оценка соответствует реальности. Если у вас нет каких-то качеств, не расстраивайтесь: зная свои слабости, вы сможете нащупать путь к самосовершенствованию.

Итак, вас можно назвать сильным человеком, если:

1. Вы умеете прощать

Взвалив на свои плечи груз обид, человек сам себя разрушает. Тот, кто не способен отпустить ситуацию, становится рабом негативных мыслей и чувств, которые приносят еще больше страданий и лишь высасывают энергию.

Избавиться от гнева, ненависти и жажды мести не всегда легко, но вы не сможете двигаться дальше, пока не скинете эту ношу. Умение прощать делает нас гораздо сильнее, свободнее и счастливее.

Избавиться от гнева, ненависти и жажды мести не всегда легко, но вы не сможете двигаться дальше, пока не скинете эту ношу
Источник

2. Вы способны признавать свои ошибки

Наверное, никто не любит признавать свои ошибки. Но есть существенная разница между слабыми и сильными людьми. Первые в любом случае будут выгораживать себя, обвинять других и продолжать настаивать на своей правоте, игнорируя факты. Вторые способны взять на себя ответственность.

Осознав, что несправедливо обидел кого-то своими поступками или словами, сильный человек извинится и сделает выводы. Допустив просчет в работе, он честно признается в этом и попытается исправить ситуацию. Только такие люди способны расти над собой и меняться к лучшему.

3. Вы не сдаетесь даже в трудные времена

У всех бывают сложности. Выговор начальника, увольнение, болезненное расставание, плохая оценка за экзамен… Слабого человека любая неприятность может выбить из колеи. Такие люди склонны снова и снова пережевывать токсичные мысли: «Я слишком глуп для этой работы», «У меня ужасный характер», «Я просто не заслуживаю счастья», «Почему мне ВСЕГДА не везет?»

Сильные люди воспринимают неудачи как неотъемлемую часть жизненного опыта и пытаются разглядеть в них новые возможности. Они не погружаются в пучину отчаяния, а задают себе вопросы: «Какие уроки я могу извлечь из этой ситуации?», «Как использовать полученную информацию в качестве базы для развития?», «Что в следующий раз можно сделать по-другому?»

4. Вы смело отстаиваете свои ценности

Жизнь слабого человека полна разнообразными «актами капитуляции»: где-то побоялся открыто защитить свои взгляды и смолчал, где-то уступил агрессору, где-то пошел против собственных убеждений, где-то услужливо рассмеялся над глупой шуткой.

Быть сильным не значит вести себя воинственно, рваться в первые ряды или сшибать с дороги любого, кто попадется. Это значит уметь стоять за себя, относиться с уважением к собственным ценностям, говорить и действовать, исходя из своих глубинных убеждений и чувств.

5. Вы защищаете свои личные границы

Сильный человек умеет говорить «нет» и отстаивать свои личные границы — вежливо, но твердо. Он может без чувства вины отклонить приглашение на вечеринку, отказаться поработать сверхурочно, ограничить общение с людьми, которые ему неприятны, или дать отпор слишком навязчивым родственникам.

Сильный человек умеет говорить «нет» и отстаивать свои личные границы — вежливо, но твердо.

6. Вы знаете, как контролировать свои эмоции

Эмоциональный интеллект — это суперсила. Он подразумевает, что вы не поддаетесь минутным порывам (например, желанию вылить накопившийся негатив на близкого человека), а тщательно выбираете слова и поступки, которые не будут противоречить вашим целям и идеалам.

Чувствуя, как внутри закипает гнев или раздражение, человек с развитым эмоциональным интеллектом может вовремя остановиться, успокоить себя и сохранить самообладание даже в самой критической ситуации.

7. Вас не радуют поражения и не огорчают победы других людей

Сильный человек не сравнивает себя с окружающими и не самоутверждается за счет других. Ему это просто не нужно. Его счастье — быть самим собой, а не лучше кого-то.

Он ценит и уважает себя как уникальную и неповторимую личность, однако не отказывается от самосовершенствования. Он готов развиваться, но не для того, чтобы кого-то превзойти, а для собственного удовлетворения.

8. Вы не боитесь браться за сложные задачи

Личностная сила проявляется в готовности принимать жизненные вызовы и стремлении к мастерству. Человек, обладающий этими качествами, не боится открывать для себя неисследованные области, браться за сложные задачи и приобретать новые навыки. Его не останавливает страх совершить ошибку. Он понимает, что способен стать лучше, поэтому не бежит от трудностей и продолжает двигаться дальше, чтобы по максимуму реализовать свой потенциал.

9. Вы не ищете всеобщей любви

Иногда сила заключается в том, чтобы перебороть свое желание быть всеобщим любимчиком. Возможно, вам хочется, чтобы все восхищались вами и обожали вас. Но еще ни одному человеку не удалось одновременно защищать свои позиции и оставаться милым со всеми и всегда.

Ожидая постоянного одобрения от окружающих, вы обнаружите, что вынуждены угождать им и во всем поощрять их. В какой-то момент вам придется отказаться от собственных интересов и принципов. Стоит ли соглашаться на такой компромисс? Ответ очевиден.

10. Вы делаете все возможное, чтобы добиться своих целей

Слабые люди ищут оправдания собственному бездействию: «Сейчас не самое подходящее время», «Мне не хватает таланта», «Если бы только у меня были связи…», «Это слишком сложно», «Нет денег». Сильные — находят возможности и, как бы трудно ни было, шаг за шагом продвигаются к своим целям, не откладывая до понедельника, начала месяца или следующего года.

Слабые люди ищут оправдания собственному бездействию: «Сейчас не самое подходящее время»
Источник

Да пребудет с вами сила!

По материалам книг «Шесть столпов самооценки», «Сила эмоционального интеллекта», «Гибкое сознание», «Личные границы», «Книга радости»

Обложка поста отсюда