Царю небесный утешителю молитва текст: Царю Небесный: молитва, текст, толкование, аудио…

Царю Небесный: молитва, текст, толкование, аудио…

Содержание статьи

  • О молитве Царю Небесный
  • Царю Небесный текст молитвы
  • Толкование молитвы «Царю Небесный»
  • О Святом Духе в Писании

О молитве Царю Небесный

Молитва Царю Небесный — это обращение к Святому Духу, являющееся частью церковного богослужения. Святой дух — третье Лицо Святой Троицы, Господу Животворящему. Название молитвы происходит от первых двух слов из ее текста. От Пасхи до Вознесения эта молитва не читается, ее место занимает тропарь Пасхи «Христос воскресе…». от Вознесения до Дня Святой Троицы молитву не произносят.

Молитва Царю Небесный — стихира шестого гласа на стиховне на великой вечерни Пятидесятницы. Ее относят к VIII—IX векам. Авторство молитвы остается неизвестным. Точную дату обозначить нельзя, но известно, что ее не было при Константинопольском уставе IX века. Читать молитву Царю Небесный можно и келейно, в домашней молитве.

Часто приходится слышать о том, что Царю Небесный — очень сильная молитва. Произносить ее можно, когда человек:

  • Просит о помощи в любом деле.
  • Не может освободиться от власти греха.
  • Испытывает кризис веры.

Но сила молитвы зависит не от того, какой текст произносится, а от веры человека. Ритуальное произношения текста молитвы без истинного разговора с Богом не имеет никакой «особенной» силы.

Царю Небесный текст молитвы

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Объяснение:

Душе – дух. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – всё наполняющий. Сокровище – хранилище, источник. Благих – добрых. Вселися в ны – вселись в нас. Скверна – грех.

На русском:

Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух Истины, везде сущий (находящийся) и всё наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель Жизни, прийди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

Толкование молитвы «Царю Небесный»

Святой Дух упоминается в Ветхом Завете три раза: дважды в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах. А вот в Новом Завете Святой Дух появляется уже гораздо чаще. В виде голубя он спускался во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа. О нем не раз говорили евангельские персонажи. Он приходил к Апостолам, когда те шли на проповедь. Поэтому при произношении молитвы Царю Небесный нет привычного припева «возрадуйся» или «радуйся», но зато есть слово «приди», которое призывает третье лицо Святой Троицы.

Читайте также — Акафист преподобному Серафиму Саровскому

О Святом Духе в Писании

Нетленный Твой дух пребывает во всём. Прем.12,1

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Ин.16:13–14

Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Деян.1,8

Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою. Рим.15,32

Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Ин.4,23

Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперёд, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Мк. 13:11

Ибо не мерою даёт Бог Духа. Ин.3,34

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем- «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божий. Рим.8,14–16

И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Еф. 4,30

Читайте также — Что такое молитва?

Человеку бывает сложно осмыслить, что такие ипостаси Бога. Кто есть — Святой Дух? Чтобы объяснить на более понятном человеку примере, можно сказать, что мужчина одновременно является:

  1. Братом
  2. Отцом
  3. Сыном

В молитве говорится о вездесущности Господа, о том, что ничто и никто не укроется от Него. Дух пребывает везде, и мы просим его защитить нас от власти смерти и греха, которым человек был поражен. Мы говорим о Святом Духе «Утешитель», потому что Он утешает нас в скорбях, называем Его Духом Истины, потому что Истина есть только в Боге. Мы говорим, что Он — жизни Податель, потому что для человека источник жизни в Боге и Его милости. Поселившись в нас и, очистив нас от скверны грехов, Дух Святой дарует нам вечную жизнь и спасение через жертву Господа нашего Иисуса Христа.

Читайте также — Святой Дух

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Царю Небесный — Молитвослов


Аудио:

00:50

 

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же вез­де́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, при­и­ди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спа­си́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Пере­вод: Царь Небес­ный, Уте­ши­тель (Совет­ник, Настав­ник), Дух исти­ны, вез­де сущий (нахо­дя­щий­ся) и все напол­ня­ю­щий (при­сут­стви­ем Сво­им), Сокро­ви­ще благ и Пода­тель жиз­ни, при­и­ди и посе­лись в нас (сре­ди нас), очи­сти нас от вся­ко­го гре­ха и спа­си, Пре­б­ла­гий, души наши.


От Пас­хи до Воз­не­се­ния вме­сто этой молит­вы чита­ет­ся тро­парь Пас­хи «Хри­стос Вос­кре­се…», а от Воз­не­се­ния до Дня Свя­той Тро­и­цы (49 дней) она не читается.

* * *

В этой молит­ве мы молим­ся Свя­то­му Духу, тре­тье­му Лицу Свя­той Тро­и­цы. Мы назы­ва­ем в ней Духа Свя­то­го Царем Небес­ным, пото­му что Он, как истин­ный Бог, рав­ный Богу Отцу и Богу Сыну, неви­ди­мо цар­ству­ет над нами, вла­де­ет нами и всем миром.

Назы­ва­ем его Уте­ши­те­лем, пото­му что Он уте­ша­ет нас в наших скор­бях и несчастиях.

Назы­ва­ем Его Духом исти­ны (так назвал Его Сам Спа­си­тель – Ин.15:26), пото­му что Он, как Дух Свя­той, науча­ет всех толь­ко одной истине, прав­де, толь­ко тому, что для нас полез­но и слу­жит к наше­му спа­се­нию. Он Бог, и Он вез­де нахо­дит­ся и все Собою напол­ня­ет:

Иже вез­де сый и вся испол­ня­яй.

Он, как управ­ля­ю­щий всем миром, все видит и, где что нуж­но, дает. Он есть сокро­ви­ще бла­гих, то есть источ­ник всех бла­го­де­я­ний, источ­ник добра.

Мы назы­ва­ем Духа Свя­то­го – жиз­ни Пода­те­лем, пото­му что все в мире живет и дви­жет­ся Духом Свя­тым, то есть всё от Него полу­ча­ет жизнь, а хри­сти­ане полу­ча­ют от Него свя­тую веч­ную жизнь (Ин.3:5), очи­ща­ясь от гре­хов и обре­тая доб­ро­де­те­ли.

Мы про­сим Его, что­бы Он при­шел и все­лил­ся «в нас». Послед­нее мож­но пони­мать дво­я­ко (и одно пони­ма­ние отнюдь не исклю­ча­ет дру­го­го): или мы хотим, что­бы каж­дый из нас стал оби­те­лью Духа, хра­мом Бога; либо (ср. Ин.1:14) – что­бы Свя­той Дух оби­тал сре­ди нас, меж­ду нами, объ­еди­няя хри­сти­ан в еди­ное Тело Хри­сто­во – Цер­ковь.

Очи­сти нас от вся­кой сквер­ны, то есть гре­ха, сде­лай нас свя­ты­ми, достой­ны­ми Тво­е­го в нас пре­бы­ва­ния, и Спа­си, Доб­рый Источ­ник выс­ше­го добра, наши души от гре­хов и через это даруй нам Цар­ство Небес­ное.


См.: “Царю Небес­ный” в Словаре.

  • Пожертвовать
  • 211 тыс. 3