Как понять что плачет душа. Как плачет душа
Давайте мы с вами попытаемся разобраться, что же это такое за состояние, когда душа болит и плачет. Причем разобраться не только в этом состоянии, но и в причинах, по которым душа хочет плакать. С них и начнем, поскольку поводов для душевных страданий немало, но все их можно очень точно классифицировать.
Почему душа плачет
Этих причин, точнее групп причин, на самом деле не так уж и много. Душа может плакать только от переживаний. Что это за переживания? Это могут быть переживания родителей за своих детей или, наоборот — детей за родителей. Это могут быть тяжелые думы о своих друзьях и близких. Это также могут быть размышления о судьбах конкретных людей, групп людей и даже целых народов. Кто-то скажет — о человечестве в целом. Возможно, но такие переживания, как правило, лишены остроты. А острота появляется от переживаний о конкретных людях или существах, к которым мы привыкли, и нам больно видеть, как они страдают. Случается и так, что у человека тихо плачет душа по давно ушедшим временам. Это одна из форм ностальгии. И в самом деле, когда человек вспоминает, например, свое детство, трудно порой удержаться от одновременно грустных и приятных воспоминаний. Грустных, потому что это уже никогда больше не повторится. Душевные страдания — это неотъемлемая часть любого разумного существа, обремененного различными привязанностями, ведь переживаем мы из-за того, что привязаны, любим кого-то или что-то.
Как плачет душа у разных людей
Плакать душа может по-разному. У кого-то это тихая грусть, когда человек любит подолгу находиться в одиночестве и молча грустить, постоянно напоминая себе о давно ушедших людях или тех, с кем расстался. Плач души может вполне выражаться и в видимых слезах — нередко воспоминания навевают нам их. У кого-то это проявляется в порывах отчаяния и даже гнева. В этом случае сильные переживания могут быть обусловлены ощущениями несправедливости чего-то происходящего или произошедшего. Словом, плачет душа в соответствии с темпераментом человека. У кого-то это тихий и грустный беззвучный плач, у кого-то этот плач выражается в слезах и даже в крике и гневе. Иногда бывает так, что человек может вести себя внешне абсолютно нормально и спокойно, однако его внутреннее состояние такое, что, кажется, будто сердце кровью обливается и душа уже не просто плачет, а рыдает. Такие люди наиболее подвержены стрессам, депрессиям и различным нервным заболеваниям. В этом случае рекомендуется давать хоть какое-то внешнее выражение своим переживанием. Не можете плакать, так хотя бы делитесь с кем-то своими переживаниями и мыслями о беспокоящей вас ситуации.
Депрессия хоть и может быть в любом возрасте, наиболее часто встречается у пожилых людей, особенно перенесших инсульт. Сложность диагностирования этого заболевания в том, что оно может протекать скрытно, маскируясь под другие болезни, например, сердца, вызывая при этом постоянный боли, перебои, одышку и замирания. Подобная боль не поддается лечению. Человек теряет ко всему интерес.
При депрессии возможны потеря аппетита или нарушение сна. Заболевший может как поправиться, так и значительно . Больного мучает озноб, тошнота, потливость, удушье. Может возникнуть боль в груди или животе, рвота, онемение конечностей. Те, кто часто подвержен депрессивным состояниям, уже знают свойственные им симптомы и заранее принимают назначенные врачом антидепрессанты, а тем, кто сталкивается с такой проблемой впервые, откладывать лечение не стоит.
Одним из методов лечения депрессии в психотерапии является дыхательно-релаксационный тренинг. Суть его в том, чтобы в процессе тренировки вы перешли с грудного дыхания на диафрагменное, что позволит длительность выдоха в два раза в сравнении со временем вдоха. Это приводит к углублению дыхания, уменьшению активности стволовой части мозга и улучшению микроциркуляции в сосудах. Внутреннее напряжение снижается, чувство уменьшается.
Наиболее часто депрессии возникают в осенне-зимний период, это объясняется недостатком света. Чтобы это компенсировать и общее состояние пациента, специалисты применяют фототерапию. При помощи яркого белого света, проходящего через сетчатку глаза, оказывается воздействие на гипоталамус, что приводит к увеличению допамина и серотонина, необходимых для нормальной работы мозга.
Среди признаков депрессии называется и нарушение сна. Сон больного становится тревожным и поверхностным. Некоторые заболевшие не могут заснуть даже с лекарствами, тогда к ним применяют метод депривации сна. Суть этого метода в том, что человеку не дают заснуть в течение 36 часов, с утра бессонной ночи до вечера следующего дня. Далее наступают две ночи восстановительного естественного сна без лекарств. Если все проходит хорошо – третья ночь также проводится без сна. Если состояние больного улучшается, то в дальнейшем депривации проводятся два раза в месяц.
Лечить бессонницу можно и менее радикально – с помощью подушек с травами или ароматических масел. Если с травой может сильно шуршать или иметь резкий неприятный запах, то стоит использовать салфетку с ароматическими маслами, положенную под наволочку. Масла должны быть неконцентрированными. Лучше всего для снятия симптомов депрессии подойдут ладана, ромашки, жасмина, лаванды, чабреца, мяты и аниса.
Не стоит забывать и о фитотерапии. При лечении депрессивных состояний используются сборы следующих составов:
— пустырник, кипрей, таволга, душица;
— шишки хмеля, боярышник, чабрец, ноготки, валериана;
— мелисса, зюзник, полынь обыкновенная, одуванчик, укроп.
Принимать отвары из этих сборов нужно по половине стакана утром и вечером на протяжении трех месяцев. На ночь можно добавить ложку меда.
Так при лечении депрессии необходимо отказаться от алкоголя и курения, исключить просмотр телепередач раздражающего характера. Вместо этого лучше заняться спортом, совершать прогулки перед сном и слушать приятную музыку. Благодаря этому вы сможете вновь обрести душевный покой, наладить сон и будете активно противостоять депрессии.
Если вас что-то тревожит внутри, и вы задает
Когда плачет душа? | Православная Жизнь
Не закостенеть, не заскорузнуть, не одеревенеть…
Ежеминутно с тупым упорством преодолевать свою косность. Схватив душу в охапку, тащить ее изо всех сил к свету. Тащить, изнемогая от непрерывных пинков и побуждений.
Безостановочно двигать недвижимое. Себя.
Земная юдоль. Юдоль плача. Душа рвется прочь.
«Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе; восхождения в сердце своем положи, во юдоль плачевную, в место еже положи, ибо благословение даст законополагаяй…» (Псалом 83).
Лучше прожить один день с Тобой, чем тысячу без Тебя.
«Яко лучше день един во дво́рех Твоих паче тысящ».
***
Мы по уши увязли в равнодушии. И из этой безличной субстанции не так-то легко выбраться.
Огрубевшие и заскорузнувшие, мы разучились чувствовать и распознавать: грубостью заколачиваем чуткость, жестокостью добиваем доброту, тьмой запеленываем свет, скаредностью умерщвляем милость. Мы до того очерствели, что не слышим свою собственную душу, которая вопиет. Мы держим ее в черном теле, банально забываем о ней.
По сути: нам наплевать на душу. Иначе мир бы был другим.
– Не до тебя, и так тошно, – затыкаем ее впопыхах.
И снова раздаются слова пророка Иеремии: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31:15).
Плач Рахили. Плач о душах.
Рахиль, праматерь колен Иосифа и Вениамина, любимая жена патриарха еврейского народа Иакова, оплакивала не только будущее плененного еврейского народа, насильно переселенного в Вавилон. Она жила задолго до Вавилонского пленения. Иеремия иносказательно говорит: если бы Рахиль восстала из гроба и увидела, что случилось с потомками, с их душами, она бы зарыдала.
Бесплодные, потерянные, мертвые души.
Аллегорично: Рахиль сопереживала будущему состоянию людских душ.
***
Сегодня в тренде забота о своем здоровье.
Здоровое питание, спорт, йога – об этом нам круглосуточно вещают СМИ, при этом тычется в лицо кричащая реклама всяческих модных и полезных продуктов и средств.
День удался, если ты поел полезной пищи, выпил хорошего винца, сделал пробежку или сходил в тренажерный зал – в общем, качественно позаботился о себе.
Что же здесь плохого? Ведь так разумно жить, заботясь о себе. Жизнь ведь дается человеку один раз.
Получайте от жизни удовольствие, чувствуйте ее вкус, познавайте ее прелести, смакуйте ее. Тем более мантры нашего века старательно учат нас этому.
Однозначно: это достойная установка для последователей теории Дарвина.
Вот жаль, никто не рассказывает, что такое высший вкус жизни и кто его может прочувствовать.
Если мы лишим тело пищи, не будем о нем заботиться, оно истощится и будет болеть. А если мы не будем питать душу, что случится с ней? Да то же самое – души, необогащенные полезными познаниями и добрыми помыслами, тощи, а также полны недугов, свидетельствующих о голодании и бесплодии.
***
Практически каждый человек изо дня в день лишает себя не менее насущного, чем пища для тела, отгоняя мысль, где-то глубоко внутри червоточащую, о чем-то более важном, чем все земные удовольствия. Безразлично отмахиваясь от нее: «Подождет!»
Успею еще подать копеечку сгорбленной маленькой бабушке, стоящей растерянно на многолюдной улице и нерешительно протягивающей руку, тихо, почти шепотом, просящей милостыню. Видимо, только окончательная нужда заставила ее пойти на это.
Успею еще проведать пожилых родителей, ждущих моего звонка как манны небесной, успею попросить прощения, успею выполнить обещанное, успею прочесть правильные книги, успею простить. Успею…
Зато как мы спешим собирать долги. «Скорее бы!» Требуем выполнения обещаний, торопимся указать на ошибки, поставить человека на место, спешим заслужить одобрение и получить долгожданную награду. Спешим, опережая всех.
Жизнь кипит, но в разрезе с абсолютной реальностью.
Мы не заботимся о том, ради чего живем. Безразличие сковало нашу волю. Мы живем по инерции, куда нас направят, туда и катимся.
Высший вкус жизни остается ненужным и непостижимым. Равнодушие расползается как болезнь. Душа – забыта и забита, как в футляре.
А ведь лишь миг – и останется от человека на земле одно воспоминанье.
И станет перед ним самый главный вопрос о его жизни. На грани бытия.
И меньше всего будет его интересовать здоровый образ жизни и правильное питание.
И вот только тогда душа будет услышана. Вся ее боль и печаль.
И тогда она заплачет.
Наталья Горошкова
Почему болит душа без причины и хочется плакать
Просмотров: 396
24 октября, 2019 — Комментариев нет
Человеческая душа — зеркало несокрушимой Вселенной.
Г. Лейбниц
Стоит только проснуться, как пресловутые драные кошки настойчиво и зло начинают скрести коготками в загрудинной области. Рвутся наружу мукой мученической… Нет там никаких кошек — хирурги подтверждают. А боль есть. Конкретная. Явная. Душевная. Отчего, почему болит душа?
Кто условно, кто истово печемся мы об истерзанной душе. Двадцать первый век. Но, как и сто, и тысячу лет назад, не легчает. Кто, зачем оказывает воздействие на нас? Может, само тело, глупое, такое творит? Кормишь, поишь, греешь его, а оно болеет и страдает. Вот только в желании поспать душа и тело едины.
Лишь сон несет бесчувственное забвение страданиям. Как вязкий морок отделяет и отдаляет от реальности — в том временное спасение. Только спать всю жизнь не получается. Надо как-то жить днем, взаимодействовать с людьми — через силу, неприязнь, претензии, страхи, обиды. Пытаешься. Ох, тяжко. Эзотерика, метафизика, психотехники… Все попробовал? Не пробовал найти таких же, как ты? Похожих на тебя людей можно встретить на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. И узнать, что человек — это два в одном. Тело — частица — плюс психика (душа) — волна.
Психика состоит из восьми векторов. Каждый вектор — совокупность свойств, желаний и талантов, свой особый тип мышления. Свойства заданы человеку от рождения для выполнения видовой роли. Знать устройство каждого вектора — понимать, как устроена жизнь.
Мы в одиночку не выживаем, оттого разнообразие функций. Кожный вектор наделяет человека логическим мышлением, умением извлекать пользу-выгоду, ценить время, статус. Человек с кожным вектором хочет денег, смены впечатлений. Когда-то — добытчик, охотник, в современном мире — менеджер, инженер, бизнесмен, военный.
Знаменитый анальный вектор наделяет человека противоположными свойствами. Такой человек больше всего ценит семью, маму, друзей, чистоту и порядок во всем. Уважает прошлое, традиции, историю. Имеет аналитическое мышление. Его задача — сбор и передача опыта и знаний. Это лучшие мастера, учителя, воспитатели.
Без людей со свойствами кожного и анального векторов Виду Человеческому — никуда. Люди с кожным вектором изобрели колесо и топор! А люди со свойствами анального вектора дают возможность не создавать орудия труда заново — в точности передают то, что уже было создано до них, будущим поколениям.
В каждом векторе своя боль. Обладателям анального вектора больно от потери семьи, при нарушении привычного уклада, от несправедливого отношения. Кожные люди очень болезненно переживают имущественные потери. Для зрительного вектора нет жизни без любви, эмоций, красоты, интеллектуальных игрищ. И всегда желания человека обеспечены свойствами для достижения желаемого.
Казалось бы — достигни желаемого и все дела. Только не получается, и болит душа.
Почему душа болит без причины
Не болит она без причины. Дело в том, что семь из восьми векторов наполняют себя удовольствием от добывания хлеба насущного (материальными желаниями). Но один вектор внутренне резко отличается от остальных семи. Звуковой. Ему совершенно не важны семья, деньги, власть, слава и знания. То, что важно для других. Ему бы отыскать смысл жизни. Не больше и не меньше. Родился малыш со звуковым вектором, задает такие вопросы родителям, что те руками разводят. Что там, за космосом? Как появился на свете первый человек? Кто я такой, зачем тут?
Звуковикам задан абстрактный интеллект. Они ищут ответ на вопросы: что является первопричиной сущего, в чем смысл моей жизни? Чтобы обрести смысл жизни, они готовы нырять на дно океана и лететь к звездам. Какой современный психолог сможет дать ответ на подобные вопросы?
Поиск обычно начинается с фантастических книг. Звуковой человек поглощает тонны информации и не может насытиться. Философия, религия, психология, эзотерика изучаются самым тщательным образом. Физика, математика, информатика, химия прекрасно ложатся на ум. Но ответа на главный вопрос обладатели звукового вектора не находят нигде. От этого испытывают сильную душевную боль.
Почему болит душа и хочется плакать
Совсем другую боль испытывает человек со зрительным вектором. Вся жизнь его нацелена на любовь. Сияющие глаза, как любознательный объектив, встречают каждого. Им интересно жить. Тусовщики, придумщики, яркие и веселые, они обожают сюрпризы и большие компании. Их жизнь — игра. Не зря именно они выбирают профессии актеров, певцов, танцоров. Сцена — это возможность создавать чувственные связи с сотнями людей. Они способны влюбляться безоглядно и нырять в страдание от разрыва эмоциональных связей, если бросили, растоптали, плюнули в душу. Могут по-настоящему заболевать от разрыва с любимыми. Что же делать этим красивым, добрым интеллектуалам, когда болит душа?
Лишь один рецепт сработает в ситуации разрыва. Зато стопроцентно, с гарантией. Чувствовать любовь. Наученные с детства выносить врожденный страх смерти (страх за себя) наружу, превращать его в страх за другого — сопереживание, сочувствие, люди со зрительным вектором способны любить людей, как никто.
Оглянитесь, кто в вашем окружении собирает у плеча большее количество желающих излить душу? Кого за глаза называют «жилеткой»? С кем рядом легко выплакаться, выговориться, выплеснуть свои самые потаенные думы и мечты? Как вы думаете, что ощущает в моменты откровений такой человек? Да, любовь. Искреннее сострадание вашему горю.
Огромный объем нерастраченных эмоций, размером с дирижабль, надо каждый день тратить — чувствовать. Причем тратить верно — отдавать другим людям. Плакать не о себе — о других. Потому что, если свойства зрительного вектора не реализовывать, эмоции останутся внутри, их не вместит объем тела — значит, они будут взрываться наружу принудительно. Выражаться страхами, что «меня не любят», что «скоро умру». Выльются в истерику, аффектацию, пошлую демонстрацию непрофессионального актерства. Душа может болеть в случаях эмоциональных зависимостей, которыми страдают обладатели зрительного вектора.
Почему болит душа у человека
Когда в одном человеке соединяются анальный и зрительный векторы, то забота о детях частенько превращается в гиперопеку. С одной стороны, это самые заботливые мама или бабушка. Уж накормит, так накормит, пожалеет, так пожалеет, а похвалит — так похвалит. Мечта, а не бабушка! Если вы лежите больной в постели — дни могут показаться счастливейшими. Вам будут позволять все, что запрещали делать до того. Кормить с ложечки… С другой стороны, это может приучить к безделью и желанию лишь получать от других, ничего не отдавая. Эгоизм в квадрате.
Дело в том, что человек — это принцип удовольствия. Бессознательно каждый из нас просчитывает, стоит ли шевельнуться — исключительно ради получения за это «вкусняшки». Как тигр, прыгающий через огненный обруч, поощряется сладким. Всего две силы управляют нашими действиями — либидо и мортидо. Если в детстве оббежать дом пять раз, играя в прятки, ничего не стоит, то в юности человек вряд ли станет просто бегать. К старости уж тем более. Мы — рабы привычек. Наше удовлетворение желания хотеть со временем требует усилий. Оттого и жизнь получается безвкусная, пресная. Пиршество лени.
И все заданные от природы желания, которые могли бы наполнить нас бесконечным счастьем и радостью, оказываются в пролете. Во-первых, потому, что мы их попросту не знаем. А во-вторых — нам не дали возможности попробовать самим в детстве сделать и то, и это, ознакомиться со своими возможностями. Бабушка уже все сделала за нас! Оттого позволять детям и родственникам садиться вам на шею и жить их жизнью нежелательно. Иначе вы будете ощущать несправедливость жизни, обиды и страдать. Лучше перенаправить свои прекрасные свойства — умение заботиться о других, наводить чистоту и порядок, создавать руками целые произведения искусства — в созидание красоты в мире. И научить этому других. Боли в душе не будет.
Почему болит душа — причины
Основная причина душевной боли — незнание самих себя внутренне. Как это ни парадоксально, но мы нахватываемся ложных установок, целей, чужих принципов уже годам к двадцати. И начинаем тащить этот психологический груз в будущее. Еще лет через …надцать ломаемся от непосильной ноши.
Как следствие — болеем. Вначале душит психосоматика в виде панических атак, сосудистых заболеваний, аллергий, депрессий и прочего. Затем обиды, страхи, претензии друг к другу нарастают. Мы же не знаем не только себя, мы и других не знаем. Ждем одного — получаем совсем другое!
Вот отсюда и боль в душе. Наше неумение наполнить свои природные желания загоняет тело и душу в серьезные, хронические, неизлечимые болезни. Доктор пропишет таблетки, вы полечите тело. А душа вновь остается без ощущения счастья и радости, чего так сильно желает. Ей больно. Она страдает. Особенно у людей со звуковым вектором.
Чтобы чувствовать себя счастливыми, им нужно научиться сосредотачиваться на других людях. Понимать их внутренний мир. Видеть причинно-следственные связи происходящих с ними событий. Смыслы — они снаружи, не внутри! Зрительнику нужно нести свою эмоциональность в массы, учить чувственности других.
По щелчку это не получится. Нужно иметь системное мышление. Научиться строить эмоциональные связи с людьми. Понимать людей. Выражать смыслы точным словом. Ведь то, что осознано и названо, уже не болит. Лишь изучая работу механизмов психики и понимая себя и других, можно изменить внутреннее состояние, и душа перестанет болеть.
Отзывы:
«…Ну а как жить после предательства любимого человека, когда нету любви и завяли помидоры? Нет, ну правда, мне сейчас это очень смешно говорить, а тогда я на полном серьезе не могла ни работать, ни выходить из дому, а только пить алкоголь и целый день слушать музыку, даже смотреть кино и читать я просто не могла – все расплывалось и мысли сразу уносили в собственные страдания. Общаться с людьми не хотелось, даже с друзьями.
После тренинга по СВП не изменилось ничего во внешнем мире и окружающих меня людях, а мое внутреннее состояние кардинально и молниеносно изменилось с минуса на плюс.
Ощущение было, что тебя наполнили светом и радостью, и одна мысль – только бы не расплескать эти чудесные ощущения, не забыть их…»
Ольга Н., Москва
«…после того как Юрий Ильич сказала на лекции по звуковому вектору, что «реализация себя в письменном творчестве – это лучшая профилактика психических заболеваний» – я пишу с еще большим желанием, чем успокаиваю еще и свой зрительный вектор…»
Наталья Д., психолог
Автор Оксана Васильева
Корректор Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Предыдущая статьяКак правильно воспитывать детей, знают не все Следующая статья
Муж неудачник: что делать
Отчего душа плачет? | Дмитрий Авдеев
Интервью с Д. А. Авдеевым. Журнал «Православная беседа» №1, 2011
— Тема психического, душевного здоровья очень актуальна. Врачи отмечают резкий рост так называемых «пограничных» состояний, что, несомненно, усугубляется неблагополучной социальной обстановкой. Все больше людей, нуждающихся в помощи психиатров и психотерапевтов. Но давайте разграничим эти понятия: психиатрия и психотерапия. Ведь сам термин «психотерапия» не так давно утвердился в отечественном здравоохранении?
— Психиатрия — это медицинская наука, которая занимается лечением психических заболеваний. Область «большой психиатрии» — психозы, в происхождении которых особая роль принадлежит индивидуально-биологическим факторам. «Малая психиатрия» — это пограничные состояния, неврозы, расстройства личности, зависимые состояния и прочее. Психотерапия — прикладная дисциплина, которая занимается лечением именно пограничных расстройств. Это лечение словом, лечение души — душой. Официально эта область медицины была «узаконена» распоряжением Минздрава СССР в 1975 году.
Душевная поддержка, утешение, успокоение, отвлечение, разъяснение — вот к чему, собственно говоря, призвана психотерапия. Метод этот очень важный. В структуре всех психических заболеваний психозы, требующие назначения медикаментозных средств, занимают 20% , а 80% — это пограничные состояния, состояния на грани нормы и патологии. В их лечении важно участие психотерапевта, причем именно такого, который имеет правильное представление о человеческой душе.
— То есть православного. Вот мы и перешли к православной психотерапии. В чем ее главное отличие от психотерапии неправославной?
— Что дало святое Православие уверовавшему психотерапевту? Четкое понимание, если говорить медицинским языком, нормы и патологии. Знание о силах души. Правильную антропологическую иерархию, то есть знание о подчиненности души — духу, тела — душе. Верующий психотерапевт понимает, что грех, греховные страсти — это та неведомая миру «бацилла», которая в первую очередь и приводит человека в состояние душевного немирствия. Зависть, гордость, сребролюбие, тщеславие… Душа, порабощенная страстями, не может испытывать мира, радости. И врачевать такую душу только «таблетками» — неэффективно, бесполезно, а порой даже вредно! Конечно, важно человека успокоить, дать ему надежду, но верующий врач укажет и на обстоятельства, которые, возможно, стали причиной душевных проблем.
…Не разговаривает дочь с матерью пять лет из-за какого-то «принципа». Истерзалась вся, всех врачей обошла, таблеток незнамо сколько выпила… А всего-то и нужно — попросить у мамы прощения! Подойти, обнять, поцеловать — и камень упадет с сердца! Или если человеком движет зависть… Что, назначим ему «успокоительные» таблеточки три раза в день?
— То есть православный врач за болезненными проявлениями помогает больному увидеть главную их причину — греховную страсть?
— Православный врач не исключает медикаментозный подход, но дополняет и обогащает его, потому что смотрит на человека в единстве его духовных, душевных и телесных проявлений. За годы своей работы, а это уже больше двадцати лет, я выделил следующие основные принципы православной психотерапии. Первое — и главное — это исповедание православной веры самим специалистом. То есть сам врач верует в Бога, подвизается в преображении своих собственных страстей, своей гордыни, своего тщеславия. Относится к душе любого приходящего к нему человека как к душе богоподобной. Второе: базирование своей деятельности на святоотеческом фундаменте. Святые отцы оставили нам бесценное наследство — просто россыпи жемчуга! В нем содержится все, что нужно для врачевания и спасения души. А третье — это так называемый фильтр. Фильтр этот — верующее сердце православного специалиста. Многие методы и направления современной психотерапии, увы, совершенно неприемлемы для православного человека. Один тибетский «учитель» еще в 1974 году говорил, что буддизм придет на Запад через психологию. Это и происходит сегодня. Достаточно зайти в любой книжный магазин, подойти к разделу «психология», и ужаснешься — чего там только нет! Всевозможные «кармические тренинги» и прочее…
Православная психотерапия использует не всякий «духовный» опыт, а именно опыт православной духовности, потому она так и называется. Поначалу вокруг этого термина было много споров, но вот несколько лет назад Свято-Троицкая Сергиева лавра издала книгу митрополита Иерофея (Влахоса) «Православная психотерапия». Эта книга все расставила по своим местам. Отрадно, что даже в последней психотерапевтической энциклопедии есть большая статья – «Православная психотерапия».
— Но это предполагает, что люди, которые к Вам обращаются, тоже должны быть верующими? Или это необязательно?
— Порог моего кабинета может переступить любой человек, и верующий, и неверующий, и представитель другой конфессии, и некрещеный, но я сразу говорю, что я специалист православного вероисповедания: не «кодирую», не гадаю по руке, не занимаюсь гипнозом…
Если человек, который узнал обо мне, прочитав мою книгу, посетив сайт в Интернете, заинтересовался, если у него есть ко мне вопросы, я готов к беседе с ним. И наша встреча, с Божией помощью, может принести добрые плоды.
— Для кого-то Ваш кабинет может стать первой ступенькой на пути к храму?
— Да, я так и говорю, что психотерапия может стать мостиком к Православию. Часто ко мне обращаются люди, которые еще не готовы на Исповедь прийти, к Таинствам церковным прибегнуть. И я понимаю, насколько велика на мне ответственность — я должен такого человека не отдалить от храма, а сделать все, чтобы приблизить к нему.
— Вы не пытались подсчитать, сколько людей из числа неверующих, обратившихся к Вам, в итоге пришли к вере?
— Как писал Тютчев: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Это может случиться не сейчас, не через меня, но я надеюсь, что все-таки наша встреча не пройдет бесследно, какую-то зарубку в душе человека оставит, когда-нибудь он повернется ко Христу. Моя задача — за то время, пока человек со мной, попытаться ему что-то важное объяснить, растолковать — в том числе и личным примером, добрым отношением. Порой не на все вопросы есть мгновенные ответы. Люди находятся иногда в тяжелейших жизненных обстоятельствах. «Работа» психотерапевта сродни искусству. Если Господь вложит в сердце, что сказать, то и хорошо.
— Не подменяет ли в таком случае православный психотерапевт священника?
— Я убежден, что именно верующие миряне, православные психологи, психотерапевты могут и должны вести сегодня душепопечительскую практику наряду с приходскими священниками. О соработничестве православного психотерапевта и священнослужителя прекрасно говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Естественно, заменить священника мы не можем и не должны, но вот попытаться повлиять на человека, помочь ему, чтобы он, находясь в душевной смуте, не впал в еще большие греховные искушения, нам, с Божией помощью, может быть и по силам.
— Дмитрий Александрович, а каков был ваш личный путь к вере? Ведь, наверное, когда Вы поступали в медицинский институт, Вы не были верующим человеком?
— Не был. Но интерес к духовной жизни пробудился давно. Кафедра, на которую я попал, поступив в клиническую ординатуру Казанского медицинского института, занималась пограничными состояниями. Теми самыми неврозами, в основе которых слезы, стрессы, боль, обиды, разочарования. Все это заставило меня задуматься о духовных факторах как первопричинах душевных страданий. «Последней каплей» на пути моего воцерковления стало вот что. В 1991 году я плыл на теплоходе по Волге и как молодой аспирант читал лекции по «Психологии успеха» в каком-то «бизнес-туре» — меня взяли бесплатно в этот тур, и я рад был стараться…
— В девяностые годы это было модно — внедрение практической психологии…
— Я составил лекции, как мне казалось тогда, неплохо, может быть, в этих советах были и полезные рекомендации… Но на теплоходе вместе с нами плыл священник, и вот беседы с ним на вечерней палубе и стали той «последней каплей»…Но когда я стал воцерковляться, меня постиг жесткий кризис. Я понял, что классическая психотерапия порой диаметрально отличается от христианского подхода к душепопечению. Более того — большинство ее методов абсолютно неприемлемы для православного человеком. К примеру, гипноз, различные медитативные психотехники. Я понял, что из себя представляет психоанализ… И у меня возникло серьезное желание уйти из профессии. Но меня на это не благословили. Мой духовник сказал: «Слово-то какое замечательное — психо-терапия. Психо — душа, терапия — лечение. Давай попробуем наполнить его православным содержанием…». Сама жизнь многое мне подсказывала. Я работал в кардиологической клинике, занимался реабилитацией людей, перенесших инфаркт миокарда. Скажем: мужчина 48 лет, полон сил, обилие планов, и вдруг — тяжелейшая болезнь, инфаркт. Все рухнуло в одночасье! Тут тебе и слезы, и нежелание жить. Чем утешить такого человека? Православную психотерапию можно назвать… терапией правды. Но не нашей куцей человеческой правды, а правды Божией.
Как утешить мать, которая потеряла единственного сына, как не тем, что сказать ей, что у Бога… смерти нет?! И это — правда! У Бога нет смерти, и за сына нужно молиться. И нужно продолжать выполнять ту миссию, которую Господь на тебя возложил, пока ты жив, пока дышишь…
И вот эта правда Божия стала творить чудеса. Мои пациенты начали воцерковляться. Стали исповедоваться, причащаться…
— Можно сказать, что Вы стали в нашей стране пионером этого направления в психотерапии?
— Мне повезло, потому что я работал в клинике, в которой главным врачом была моя мама. Она тоже тогда воцерковлялась. Я, конечно, как положено, разработал программу реабилитации, которую мог предъявить официальному здравоохранению, но в ней за наукообразными фразами скрывалась именно эта «терапия правдой Божией». Я был счастлив, все это давало силы, вдохновляло.
Неоценимую роль в моей жизни, в моем становлении как православного христианина сыграло общение с митрополитом Чебоксарским и Чувашским Высокопреосвященнейшим Варнавой, тогда он был архиепископом. Клиника в Чебоксарах, в которой я трудился, находилась в нескольких метрах от кафедрального Введенского собора и резиденции владыки. Я мог прийти к нему на прием, получить напутствие, благословение. Через маму, которая ездила к архимандриту Иоанну (Крестьянкину), я получал советы и этого духоносного старца…
Еще одно событие, которое повлияло на мой профессиональный путь. Это знакомство с работой профессора-психиатра Дмитрия Евгеньевича Мелехова «Психиатрия и проблемы духовной жизни». Профессор Мелехов был сыном священника Рязанской епархии, глубоко верующим человеком. О его отеческом отношении к пациентам ходили легенды… Все эти обстоятельства и привели меня к убеждению, что в обществе необходимо формировать христианское отношение к психическим заболеваниям, развивать православную психотерапию.
В 1994 году я написал свою первую небольшую книжечку «Через страдания к свету Православия». Издал ее за свой счет небольшим тиражом и ходил по храмам, аптекам, больницам, просил разрешения оставить где-нибудь на столе несколько экземпляров, чтобы люди могли почитать…
— Вы встречаете понимание среди ваших коллег? Обретаете единомышленников?
— Сейчас их стало больше, но вообще-то мало. Сегодня даже больше верующих среди хирургов, терапевтов, чем среди психологов и психиатров. То ли не удается моим коллегам избежать искушения всему найти рациональное объяснение, то ли сама профессия накладывает отпечаток некоего «всезнания», этакой «экспансии», когда на всех людей смотрят с позиции «больной — здоровый». Поэтому порой я встречаю в медицинской среде жесточайшее неприятие своих взглядов.
— Неприятие правды Божией?
— Да. Но всем не угодишь. Потому и не удержался я в светской медицине. И в 1998 году вынужден был «отовсюду уйти». И — полетел в Иерусалим, молиться… К тому времени отец Анатолий (Берестов) открыл Душепопечительский центр, я уже с ним сотрудничал и вскоре стал принимать в этом центре. Потом по благословению отца Димитрия Смирнова вел прием в больничном храме святого мученика Вонифатия при областной психиатрической больнице. По приглашению Кипрской Церкви год провел на Кипре, мы организовали там реабилитационный центр русского прихода. Выступал на конференциях, на кипрском радио, печатал статьи в периодических изданиях. Пел на клиросе в русской церкви. Окончил в Румынии богословскую докторантуру по теме «Формирования христианского отношения к психическим заболеваниям».
— Почему в Румынии?
— Меня многое связывает с этой страной. Вот уже восемь лет крупное румынское издательство «София» издает мои книги, я читал лекции студентам богословского факультета Бухарестского университета, выступал на конференциях. Во время моих визитов проходили встречи с читателями и презентации моих книг. Чтобы лучше разбираться в богословских вопросах, окончил докторантуру в Университете имени Лучиана Благи (г. Сибиу).
— В прошлом, 2010 году исполнилось пять лет созданному Вами Институту проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. Что представляет собой Институт, чем он занимается?
— Чем занимается, говорится в самом названии. Оно может показаться несколько тяжеловесным, но полностью отвечает сути. У нас нет больших помещений и штатов — всего 12 сотрудников. Занимаемся издательской деятельностью, издано более 50 книг и брошюр, а также аудио- и видеодисков. Работает Центр православной психотерапии, консультативную помощь в нем за 5 лет получили более 7 тысяч человек. Создан веб-сайт, который пользуется большой популярностью. Я читаю лекции студентам в России и за рубежом, выступаю перед священниками и врачами. То есть мы стремимся всеми доступными способами формировать в обществе христианское отношение к психическим заболеваниям. Кстати, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» целый параграф посвящен этому вопросу. Церковь говорит о трех важных причинах психических недугов. Это болезни от естества, болезни как следствие поработивших душу страстей и болезни как следствие демонического штурма.
— То есть одержимости?
— Да. Но это уже область пастырского душепопечения, в это вмешиваться я не дерзаю.
— Дмитрий Александрович, как Вы уже заметили, в современной психотерапии сегодня множество методик и приемов, которые могут таить в себе опасность. И они довольно активно внедряются. Как с этим бороться?
— Через проповедь Православия! Чем больше будет верующих психологов, психотерапевтов, тем эффективнее будет наша деятельность. А установка на скандал не приводит к победе. Если человек не верит в Бога и для него душа — просто сгусток нервных узлов, биологических жидкостей, то доказать ему что-либо трудно. Надо развивать православную святоотеческую психологию и психотерапию. Благо нам есть на что опереться. Деятельность православного психотерапевта сегодня очень востребована, я вижу это по письмам, звонкам, обращениям людей. Все уже «наелись» оккультными салонами, всяческими «целительницами».
— По идее, православный человек должен быть душевно здоровым. Мы знаем слова апостола Павла: «Радуйтесь!» К этой радости в Духе Святом призван каждый христианин, плоды Духа Святого — любовь, мир… Но не секрет, что и среди православных немало страдающих депрессиями, неврозами, легко подверженных унынию, тоске… В чем причина? Вера наша слаба, или есть такие болезни, когда и верующему необходима помощь врача?
— И вера слаба, и от греха мы не свободны, а лишь только идем путем борьбы с ним. Православный человек может, по попущению Божию, и заболеть, в том числе и психически. А для кого-то душевная болезнь — это путь ко спасению, Господом возложенный крест. Все мы несем тяготы, скорби. Иногда, даже не имея серьезной болезни, человек оказывается в труднейших жизненных обстоятельствах, когда ему особенно нужна поддержка, сочувствие, понимание, взгляд со стороны.
— К Вам обращаются люди с зависимостями — алкогольной, наркотической?
— Безусловно. Я занимаюсь психотерапевтическим сопровождением ремиссии. Это состояние, когда человек вырвался из наркотического угара, оставил пьянку. Но жизнь продолжается, будут в ней и скорби, и неприятности, может быть и безденежье, и обиды — как удержаться в трезвости? А с другой стороны, будут и радости — праздники, свадьбы — и здесь нужно уметь чувствовать себя спокойно за праздничным столом. Стойкий результат после отказа от наркотиков или алкоголя может появиться только через год, и нужно помочь человеку этот год продержаться.
— Как Вы относитесь к таким широко рекламируемым методикам, как кодирование, инъекции, когда пьющие «зашиваются» — на год, на несколько лет?
— Эти методы основаны на обмане и страхе. На этом можно как-то удержаться, но ведь в душе человека ничего не меняется! Несколько лет назад одна моя знакомая защитила диссертацию, и темой ее исследования были психические нарушения в период ремиссии алкоголизма. Основной контингент — «закодированные». Да, многие из них бросили пить. Но рано радоваться, посмотрим на оборотную сторону. Пышным цветом расцвели бессонница, депрессия, различные заболевания. Покаяния — никакого, стало быть, и перемен к лучшему — никаких. Кода-то ведь никакого нет! Это просто такая эмоционально-стрессовая психотерапия. Покойный доктор Довженко проводил сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии. Человек перед этим несколько дней не употреблял алкоголь, плюс деньги платил доктору — все это создавало «эффект бомбы», а дальше обрастало легендами: «вот Вася выпил — и умер». Но эти эффекты хорошо известны, у некоторых племен в Африке описывалась смерть, когда шаман (колдун) говорил: кто украл — тот сейчас умрет. Вору становилось плохо, и он действительно умирал… Но мы ведь не в Африке, мы русские люди, у нас есть сокровище — святое Православие. Но мы порой… сидим на мешке с «золотом» и протягиваем руку за милостыней…
Иногда рассказываешь людям какие-то вещи — известные, в общем-то, любому церковному человеку — о помощи Матери Божией, святых. И люди, порой, удивляются и спрашивают: «А откуда Вы это узнали? А где об этом можно прочитать?» Дай, Господи, Руси возрождения! Дай, Господи, идти нам путем стезей Господних! Вот в этом и есть исцеление. По большому счету, в случае всех пограничных состояний сам христианский путь является терапией, сама вера исцеляет. Греческое слово «сотериа» имеет два значения: спасение и исцеление. Душа, которая идет путем спасения, становится цельной, исцеляется.
У меня есть группа больных, которые как крест от Господа несут свою душевную болезнь, и многие из них так растут духовно! Как-то пытался утешить одного человека, он инвалид 2-й группы по шизофрении. А он мне сказал: «Доктор, не волнуйтесь, то положение, в котором я нахожусь, самое спасительное для меня…».
— Недавно прошла информация о том, что в США очень многие употребляют антидепрессанты…
— Ежегодный каталог новых антидепрессантов — 3–4 сантиметра толщиной! А методов психотерапии — больше тысячи. Это немного напоминает ту ситуацию, когда в XI веке от Православной Церкви отделилась католическая конфессия, потом от католичества — протестантизм, и пошло, пошло дробиться, возникают все новые и новые ответвления. Так и здесь: не обретя «единого на потребу», психотерапия стала дробиться, пытаясь помочь мятущейся душе. Душа, покаяние, Вечная жизнь, Царство Небесное, Церковь — все это слова одного ряда, и если выйти из этого ряда, душа не лечится! Вот и начинается: одни хотят гипнозом душу лечить, другие углубляются в проблемы детства и там копошатся… Как-то за границей я задал вопрос одному психоаналитику: какова эффективность вашего лечения? На меня посмотрели с изумлением: что вы, доктор, какая эффективность? Это жизненный стиль, это процесс!
— Метод психоанализа получил распространение в нашей стране?
— Получает. Фрейду удалось так наукообразно и так, казалось бы, премудро все описать… И вот что удивительно: студенчество, врачи, психологи, интеллигенция — тысячами устремляют свой взор в сторону «наследия Фрейда», который был ярым богоборцем и покончил жизнь самоубийством.
— «Врач, исцелися сам!»
— Вот именно! У меня есть идея написать брошюру, где просто дать биографии основоположников нынешних нехристианских школ психологии. Это был бы захватывающий «триллер»! Может быть, как-нибудь и займусь.
— Как православный психотерапевт, какой диагноз Вы поставили бы современному российскому обществу?
— Ставить диагноз обществу — это очень ответственно, но почему-то напрашиваются слова: маловерие, неверие. Нам бы укрепиться в вере, нам бы быть со Христом! И себе в первую очередь этого желаю.
ПОЧЕМУ БОЛИТ ДУША
Почему что-то беспокоит внутри, есть состояние неудовлетворенности, многие это называют — «болит душа».
Боль в душе — один из самых верных знаков на дороге жизни, указывающий, что вы свернули не туда. Чувство тоски и странное тревожное предчувствие означают, что человек идет против своей истинной природы, против своих высших принципов и настоящих ценностей. Сегодня мы поговорим о том, почему болит душа.
ПОЧЕМУ БОЛИТ ДУША?
Хочется, а не можется…
Душа болит, если вы внутренне себе чего-то не позволяете. Например, распространенная ситуация среди женщин: каждой ведь хочется чувствовать себя волшебным прекрасным существом, но разум запрещает: «Нет, мол, толстая ты, куда тебе до идеалов красоты». Или когда очень хочется просто бросить все и переехать жить в Индию, но родители категорически против, и вы не позволите себе пойти против их воли.
В такой ситуации душа словно в клетке — хочет вырваться, но вы сами не можете позволить себе открыть замок, хотя ключи давно болтаются в кармане. Не нужно бояться быть собой и жертвовать тем, что вам чуждо — душа отплатит состоянием радости и благодарности!
Не хочется, а надо…
Тоже распространенная ситуация, когда люди предпочитают следовать чьим-то чужим идеалам, когда душа просит их совсем о другом. Часто наши высшие ценности совсем не совпадают с «моралью общества», но «что бы выжить», мы идем на уступки, делаем то, что нам претит. Например, обманываем, воруем, врем. Да, незаметно, да, так делают все, но душу не проведешь.
Бытует мнение, что подчиняясь воле тех, кто кажется сильней, мы сделаем карьеру, станем успешными, получим признание. Но по факту эффект получается как раз противоположный. К истинному счастью и успеху можно прийти только под руководством души. Не идите против ваших самых светлых принципов, как бы страшно не было.
Мир не интересен…
Вообще, это довольно частый случай и это часто бывает предвестником большого духовного прыжка. Возникает ощущение, что материальные блага не могут принести счастья, пропадает интерес к достигательству, надоедает конкурировать, пропадает смысл в погоне за деньгами и статусом. Суета вокруг всех этих мнимых ценностей кажется вам по-настоящему бессмысленной и сами вы в ней принимать участие больше не желаете. Ни алчности, ни зависти, ни каких-либо желаний в сердце уже не осталось.
Когда болит не душа, а эго…
Большинство людей путают проявления своей души и самое обыкновенное нытье эго. Ведь боль в душе — это очень тонкий сигнал, который подсказывает, что мы удаляемся от своих духовных идеалов. Ну а эго, оно просто хочет халявной жалости и любви. Вот в каких случаях не душа болит, а распухшее эго заигралось:
Чувство вины или обиды
Никогда оно не исходит из чистых уголков сердца. Жалость к себе и обвинения окружающих в своих страданиях — нет, это не от души. Да, это от эго!
Чувство тревоги
Шепот души часто путают с самой обыкновенной озабоченностью, которая появляется, когда рой негативных мыслей бушует в голове. Волноваться по поводу будущего и нервно грызть ногти — нет, это не душа болит, а пора контролировать мысли, а у многих они еще и не свои и не о своем.
Чувство несправедливости
Иногда кажется, что мир с нами нечестен. И чувство несправедливости перерастает чуть ли не в праведный духовный гнев. «Почему они так со мной поступают?» — кричит что-то в вас. Но это не душа, а эго.
Скука
Все опостылело, ничего не хочется, мир видится скучным и неинтересным. Лень. И кажется, что душа увядает. Но в действительности, вам просто нужно научиться ставить цели и не опускать руки раньше времени.
Доказательства и споры
Только эго желает кому-то что-то доказывать и спорить, соревноваться. Если вы сейчас не первый в каком-то вопросе и вас это гложет, тянет и напрягает — это не душа болит, а эго кричит.
БОЛЬ В ДУШЕ: ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ ХВОРАЮЩИМ
Не убегайте
Когда человек чувствует «духовное недомогание», редко кто его спросит «почему болит душа?». Обычно дают популярный в народе рецепт от всех бед: «Да ты отвлекись, не думай об этом, переключись на другой канал!». Но признаем честно, что это едва ли не самый худший совет из всех. На самом деле, полезно сделать как раз противоположное: присмотреться к источнику дискомфорта. Ведь боль в душе — предвестник перемен, а если мы не прислушиваемся — случается что-то худшее и порой многое уже нельзя предотвратить.
Будьте только здесь
Нет лучшего лекаря, чем настоящий момент. Отключитесь от всего, что не касается этой секунды. Просто отбросьте мысли, отбросьте переживания, и впитывайте то, что есть. Тогда начнет распускаться роза вашей души — как на ладони, раскроются все настоящие потребности и подлинные нужды. Просто останьтесь здесь. Вернитесь в сейчас. Не вспоминайте и не жалейте о прошлом и не бойтесь за будущее.
Доверьтесь
Ваше внутреннее сердце (не путайте с физическим органом) — самый точный инструмент для измерения чистоты помыслов. Мысли, которые вызывают страх, должны быть отброшены. Боль в душе можно вылечить, если довериться направляющей руке мира и выбирать те варианты реальности, которые нам подсказывает наше сердце.
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Как плачет душа?
Давайте мы с вами попытаемся разобраться, что же это такое за состояние, когда душа болит и плачет. Причем разобраться не только в этом состоянии, но и в причинах, по которым душа хочет плакать. С них и начнем, поскольку поводов для душевных страданий немало, но все их можно очень точно классифицировать.
Почему душа плачет
Этих причин, точнее групп причин, на самом деле не так уж и много. Душа может плакать только от переживаний. Что это за переживания? Это могут быть переживания родителей за своих детей или, наоборот — детей за родителей. Это могут быть тяжелые думы о своих друзьях и близких. Это также могут быть размышления о судьбах конкретных людей, групп людей и даже целых народов. Кто-то скажет — о человечестве в целом. Возможно, но такие переживания, как правило, лишены остроты. А острота появляется от переживаний о конкретных людях или существах, к которым мы привыкли, и нам больно видеть, как они страдают. Случается и так, что у человека тихо плачет душа по давно ушедшим временам. Это одна из форм ностальгии. И в самом деле, когда человек вспоминает, например, свое детство, трудно порой удержаться от одновременно грустных и приятных воспоминаний. Грустных, потому что это уже никогда больше не повторится. Душевные страдания — это неотъемлемая часть любого разумного существа, обремененного различными привязанностями, ведь переживаем мы из-за того, что привязаны, любим кого-то или что-то.
Как плачет душа у разных людей
Плакать душа может по-разному. У кого-то это тихая грусть, когда человек любит подолгу находиться в одиночестве и молча грустить, постоянно напоминая себе о давно ушедших людях или тех, с кем расстался. Плач души может вполне выражаться и в видимых слезах — нередко воспоминания навевают нам их. У кого-то это проявляется в порывах отчаяния и даже гнева. В этом случае сильные переживания могут быть обусловлены ощущениями несправедливости чего-то происходящего или произошедшего. Словом, плачет душа в соответствии с темпераментом человека. У кого-то это тихий и грустный беззвучный плач, у кого-то этот плач выражается в слезах и даже в крике и гневе. Иногда бывает так, что человек может вести себя внешне абсолютно нормально и спокойно, однако его внутреннее состояние такое, что, кажется, будто сердце кровью обливается и душа уже не просто плачет, а рыдает. Такие люди наиболее подвержены стрессам, депрессиям и различным нервным заболеваниям. В этом случае рекомендуется давать хоть какое-то внешнее выражение своим переживанием. Не можете плакать, так хотя бы делитесь с кем-то своими переживаниями и мыслями о беспокоящей вас ситуации.
Почему душа плачет? специально для takimobrazom
zamorin — 20.08.2010 ПлаксаЗамели дворника. Причем не понятно из-за чего. Привезли в отделение
прямо с метлой и в фартуке. И потащили в КПЗ. А там места нету.
Время — ночь, сиди его, сторожи. Ребята посмеялись, отправили
сторожить дворника Плаксу. Плаксой был лейтенант Авдеев, огромный
как медведь милиционер, служил в горячих точках, двумя пальцами
гнул монету. Но имел слабость – очень уж был сентиментален. Мужики
ему какую-нибудь жалостную байду расскажут, и он ревет, слезы
ручьями текут по широкой его русской морде.
Вот сидят они с дворником. Спать охота. Авдеев спрашивает:
— Ты чего метлу не сдал? Поди, вещдок?
— Да нет, я при ней привыкший. А ты боишься?
— Чуть чего, я тебя до утра одним ударом усыплю.
— У нас командир части тоже сильный был, одним ударом два зуба мне
выбил.
Авдеев заплакал. Потом посмотрел на дворника и спросил:
— Нет вот ты мне скажи, чего я реву все время, может это после
контузии?
— Нет, это у тебя дар слез.
— Мой тесть тоже четыре дня пьет, потом тоже теще говорит, что у
него дар слез открылся, чтоб не била. Очень, кстати, религиозный
человек.
— Ну, слезы разные бывают. Слезы тоже заражены недугом, больны. Это
слезы телесные, пустые. Бесплодные. А тебя, слава Богу, нашел враг
твой — слезы! Теперь не полижут псы кровь твою в последний
день.
— Да ты, батя, на голову потекший.
— А вот давай поплачем вместе!
— Чего я – с ума сошел?
— А вот раньше монахи собирались вместе услышать мудрость от
старца, а он им и говорит – «Восплачем, братия» и все плакали.
— А чего плакали-то?
— Каялись перед Богом. Грешники же все. Покаяние рождает плач, а
плач рождает слезы. Плакать — это естественное, нормальное
состояние человека. Если он не плачет, то, значит, впал в скорбное
бесчувствие, это признак, что человек живет по грехам, такого даже
дьявол оставляет искушениями, чтобы он продолжал умерщвлять свою
душу. Такой и нищ, и слеп и наг, и не чувствует этого.
— Типа голый король?
— Типа этого…
— Ты, поди, сектант какой?
— Да ну тебя.
— А тогда скажи, чего плакать? Жить надо, радоваться!
— А ты радуйся и плачь, потому что слезы – это как некий предел
между духовным и телесным. Вот я смотрю тебе, Господь дал дар слез,
иди за своими слезами, они всему научат тебя. Вот ты когда
плачешь?
— Да как раз не вовремя. Начну пистолет чистить, или в тетрадку к
сыну смотрю и – реву как корова. А в церкви или на похоронах – ни
слезинки.
— Был такой древний прием – переложение слез, только слеза пошла,
сразу думать о смерти и Страшном суде. Но обычно слезы тут же
пересыхают, потому что мы все духовно бесчувственные. Я
пробовал.
— Я вот иногда запираюсь сам один в камере, подумаю там о мире, о
людях и реву в голос, командный состав пугается.
— При твоей комплекции можно и в голос реветь – это как начальное
упражнение.
— За такие вот упражнения и сижу с такими, как ты.
— Не бойся, ты не настолько велик, чтобы так себя