Духовная смерть – Грани жизни и соприкосновение бессмертной души человеческой с вечностью. Смерть тела. — О смерти — Духовный источник

Содержание

15 признаков того, что вас настигла духовная смерть

К счастью, после духовной смерти наша душа может переродиться.

Автор Редакция На чтение 7 мин. Просмотров 1.8k. Опубликовано

«Феникс должен сгореть дотла для того, чтобы возродиться» 

Джанет Финч

Мы теряем маленькие частички нашей души каждый раз игнорируя наши инстинкты или желания. Чем больше мы пытаемся угодить другим, вместо того чтобы следовать тому, что велит нам сердце – тем большую часть своей души мы теряем. Духовная смерть наступает после того, как мы переживаем травмирующие события, или теряем себя настоящих. К счастью, после духовной смерти наша душа может переродиться.

Наша душа сгибается под весом ответственности, стресса, обстоятельств и трагических событий. Все это, а также другие трудности на нашем жизненном пути, наносят урон душе.

Тем не менее, мы можем помочь нашей душе переродиться следуя зову своего сердца и окружив себя заботой и любовью. Если в последнее время вы чувствуете себя потерянным и вам кажется, что ваша душа пытается подать вам знак, прочитайте эту статью чтобы узнать, испытываете ли вы духовную смерть или перерождение.

15 Признаков того, что вы испытываете духовную смерть (и перерождение души)

1. Вы не помните определенные моменты своей жизни

Возможно, ваше подсознание блокирует определенные воспоминания для того, чтобы вы не чувствовали боли и могли спокойно жить дальше. Однако, для того, чтобы двигаться дальше, иногда необходимо вспомнить такие моменты и пережить их заново. Обратитесь к психотерапевту если чувствуете, что не в силах самостоятельно пережить болезненные воспоминания, или даже вспомнить определенные моменты из вашего прошлого. Если в вышесказанном вы узнали себя, возможно вы испытываете духовную смерть.

2. Вы страдаете от депрессии или другого психического расстройства

Если вы страдаете от депрессии или тревожного расстройства – это может быть признаком перерождения души. Вы как-бы пытаетесь сбросить свою старую кожу и переродиться. Данный процесс не происходит за одну ночь и может причинять вам дискомфорт.

3. Вы не считаете свою жизнь цельной

Вам кажется, что часть вас как будто сломлена и вы не можете по-настоящему увидеть мир вокруг себя. Ваше восприятие мира и самого себя разломлено, а некоторые частички вашей души еще не нашли свое место. Если вам кажется, что часть вашей души не на месте – вы переживаете духовную смерть.

4. Вам безразличен мир вокруг вас

Все, что вас окружает, кажется вам серым и бессмысленным. Неважно как сильно вы пытаетесь вписаться и прочувствовать положительные эмоции – вы все равно остаетесь безразличны. Вам проще блокировать свои эмоции вместо того, чтобы притворятся.

5. У вас бессонница

Когда мы переживаем духовную смерть, наше подсознание пытается принять наши жизненные перемены. К примеру, если вы бросили ненавистную вам работу и решили последовать своей мечте и начать свой бизнес, то вероятнее всего у вас появится бессонница так как ваше подсознание будет пытаться приспособиться к вашему последнему решению.

6. Вам кажется, что вы стоите не месте

У вас может возникнуть чувство, что вы проживаете один и тот же день заново, как будто в ловушке. Это сигнал о том, что вам нужно изменить направление, в котором вы движетесь и прислушаться к своему внутреннему голосу. Многие люди сталкиваются с подобным на протяжении жизни. Вам нужно помнить, что вы – не дерево и в любой момент можете подняться и изменить свое жизненное направление. От новой жизни вас отделяет всего лишь одно решение.

«Секрет перемен состоит в том, чтобы сосредоточиться на создании нового, а не на борьбе со старым.» – Сократ

7. После травмирующего события в вашей жизни, вы не чувствуете себя самим собой

После того как вы пережили тяжелое расставание, развод, клиническую смерть или смерть близкого человека – вы никогда не будете прежними. Каждое подобное событие в вашей жизни отнимает часть вашей души и как результат – вы испытываете духовную смерть.

8. Жизнь не оправдывает ваших ожиданий

Если у вас появилось ощущение, что жизнь вас подвела – это может быть одним из признаков духовной смерти. Вы попросту не удовлетворены тем, что жизнь предлагает вам в данный момент и хотите достичь чего-то большего.

9. Вы не можете выбрать одно направление

Если вам кажется, что жизнь предлагает вам сразу несколько путей, которые вы можете избрать – вы испытываете перерождение души. Вы наконец осознали, что ваш внутренний потенциал ограничен и вы не хотите попусту его тратить. Однако, вам сложно выбрать одно направление в котором вы будете двигаться, потому что вы считаете, что сможете преуспеть во многом.

10. Вы пытаетесь сбежать от реальности с помощью алкоголя и наркотиков

Вам хочется найти способ сбежать от реального мира. Большинство людей, которые принимают алкоголь и наркотики даже не осознают, что их внутреннее «Я» требует внимания и любви.

11. Вы ставите под вопрос все, что знали ранее

Если вы вдруг решили пересмотреть свои взгляды, стиль жизни или жизнь в целом – возможно ваша душа ищет новое направление. Порой, необходимо избавиться от застоявшихся убеждений и шире взглянуть на мир.

12. Вам хочется найти свою цель в жизни

Всем нам свойственно порой задумываться о смысле жизни. Если вы испытываете духовную смерть, у вас может появится чувство, что вам надоела ваша жизнь и вам хочется ее изменить чтобы каждое утро просыпаться счастливым и знать, что этот день принесет вам много хорошего.

Если у вас появилось подобное чувство – не сомневайтесь в себе, следуйте своему сердцу. Чтобы разбудить свое настоящее внутреннее «Я» иногда нужно оставить позади свою старую жизнь, которая нам больше не подходит.

13. Вы потеряли контроль над своей жизнью

Даже если вы поставили себе цель, вам все равно может казаться, что вы не в силах что-либо сделать для ее достижения. Вы пока просто можете не знать в каком направлении вам нужно двигаться или как именно воплотить свои мечты в жизнь. Вы чувствуете себя беспомощным и не можете изменить свою жизнь, даже если очень сильно этого хотите.

14. Вы не можете найти свое место

Вам кажется, что вы не можете найти свое место в этой жизни. Переживая духовную смерть, мы начинаем чувствовать себя потерянными и уязвимыми и нуждаемся в поддержке и безопасности. Чтобы справиться с этим, нам необходимо понять, чего мы на самом деле хотим, а затем найти в себе силы следовать за своей мечтой. Как результат – наша душа сможет переродиться и мы ощутим себя частью чего-то большего.

15. Вы ощущаете постоянную усталость

Вы чувствуете себя уставшим, причем не только физически, но и морально. Вы не знаете причину такой усталости и даже полноценный сон вам не помогает. Нескончаемая рутина повседневной жизни давит на вас и ваша душа пытается от этого сбежать.

На протяжении всей жизни мы испытываем духовную смерть и перерождение даже сами того не осознавая. Смена работы, места жительства или другие перемены в жизни – все это формы духовной смерти и перерождения. Мы оставляем позади то, что нам не подходит и пытаемся достичь того, что сделает нашу жизнь полноценной.

Если вы не почерпнули из этой статьи для себя ничего полезного, запомните одно: жизнь слишком коротка чтобы оставаться несчастным. Если ваша душа нуждается в восстановлении, прислушайтесь к своему внутреннему голосу. В процессе духовной смерти вы можете потерять часть себя, но зато потом, вы сможете обрести гораздо большее и сами не поверите, что оказались на это способны.

«Чтобы измениться, нужно скорей не научиться чему-то, а разучиться» 

Ричард Рор

Перевод статьи — 15 Signs You’re Experiencing a Spiritual Death via Клубер

Духовная смерть. Таинство смерти

Духовная смерть

Духовная, или душевная, смерть, этот горький плод греха, родилась, как мы говорили, немедленно после грехопадения. Эту смерть и имел в виду Бог в той заповеди, которую Он дал Адаму и Еве. Как только произошло преслушание, пишет святитель Григорий Палама, «душа Адама, отделенная от Бога, была умерщвлена». После этой духовной смерти Адам, который, конечно, был восприимчив к покаянию, прожил

девятьсот тридцать лет (Быт. 5, 5), когда наступила, наконец, телесная смерть. В другой беседе тот же святой говорит: «Грех — это мыслимая смерть. Ибо «ощутимая» упраздняется, когда придет будущее Царство, «мыслимая же входит в силу» для тех, кто преступил закон Божий здесь и ушел с земли нераскаянным» [[146]]. Так что «смерть души» — это, по сути, наличие греха [[147]], или, по словам святого Фалассия, «худой навык есть болезнь души, а грех, действительно сделанный, есть смерть ее» [[148]]. С тех {стр. 65} пор те, кто удаляет себя «по своей воле от Бога», отделяются от Него. Отделение же от Бога — это смерть. И как отделенный от света погружается во тьму, так и отделение от Бога имеет следствием отвержение благ и даров Божиих. Те, кто отверг своим отступничеством Божественные дары, лишаются всех благ и «пребывают во всяческом прещении». Так что духовная смерть, или смерть души, есть не что иное, как отчуждение человека от самой Жизни, то есть от Бога [[149]]. И как говорит преподобный Макарий Египетский, «истинная смерть сокрывается внутри, в сердце; и человек умерщвлен внутренно» [[150]].

С того момента, как человек поверил в слова измыслителя лжи и начальника зла диавола, а не в Бога истины и любви, в его душе стал господствовать миродержитель тьмы века сего (Еф. 6, 12), тот, кто имеет силу и державу смерти (Евр. 2, 14). Люди, закованные в кандалы греха, подобны народу, который блуждает во тьме и живет во стране и сени смертней (Ис. 9, 2). С тех пор, как они были порабощены грехом, они не имеют просвещенного разума истинного богопознания; они похожи на мертвецов, хотя их биологическая смерть еще не пришла [[151]]. То, что рабство духовной смерти поистине мучительно, явствует из слов божественного Павла, ко{стр. 66}торый пишет: «Христос пришел избавить нас

от власти тьмы» (Кол. 1, 13)». Божественный Апостол не сказал просто «от тьмы», но от власти темныя, так как она «над нами имеет великую силу и господствует». И если страшно и тягостно кому бы то ни было быть под игом духовной смерти, то несравненно страшнее то, что она господствует над нами «с властью» [[152]].

Эту смерть и имел в виду Господь, когда некто, захотев последовать за Ним, попросил разрешения прежде пойти похоронить своего отца. На эту просьбу Господь ответил: «…Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22. Лк. 9, 60). Мертвые, которые будут погребать мертвецов, конечно, не были мертвы телесно. Как могли бы они тогда погребать мертвых? Мертвые в данном случае были духовно мертвы. Господь, пишет святитель Григорий Палама, назвал мертвыми и тех живущих, которые были «умершие душою» [[153]]. То же самое хотел подчеркнуть Господь и в волнующей притче о блудном сыне, когда отец сказал старшему сыну:

«…Этот сын мой был мертв и ожил…» (Лк. 15, 24), то есть: этот мой сын был умершим, потому что отделился от меня, отца своего (Бога), а теперь покаялся и возвратился в отчий дом (Церковь) и снова ожил! И когда Господь говорит иудеям: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 24–25), — то под словами «смерть» и «мертвые» Он имеет в виду духовную смерть от греха и людей, мертвых духовно.

{стр. 67}

Страшное состояние духовной смерти, которое теснейшим образом связано с грехом (Рим. 5, 12) [[154]]. применимо не только к тем, кто жил до Христа и был мертв по

преступлениям и грехам своим (Еф. 2, 1; 5. Кол. 2, 13), но и к тем, кто живет после Христа, но порабощен греху. Поэтому божественный Павел призывает их подняться от мрачного сна греха, восстать от смерти, чтобы осветил их Свет жизни, то есть Христос (Еф. 5, 14) [[155]].

По этому поводу святитель Григорий Богослов в надгробной речи своему отцу говорит: «Одна для нас жизнь — стремиться к жизни; и одна смерть — грех, потому что он губит душу. Все прочее, о чем иные думают много, есть сонное видение, играющее действительностью, и обманчивая мечта души» [[156]].

Итак, смерть, по сути дела, есть содеянный грех (Иак. 1, 15), ибо он пленил душу и завладел ею. Этот грех отделяет нас от Бога, Который есть Жизнь и Источник Жизни. Следовательно, «евангельская Божественная истина такова: святость — это жизнь, греховность — смерть; благочестие — это жизнь, нечестие — смерть; Бог — это жизнь, диавол — смерть. Смерть — это отделение от Бога, жизнь же — обращение к Богу и жизнь в Боге» [[157]].

Кроме тягостного состояния духовной смерти, существует и другое состояние, еще более скорбное. Если великим злом является нравственная смерть души, по{стр. 68}скольку она отделяет и отчуждает душу от Бога, то величайшее зло — вечная смерть; она, как неисправимое зло, есть вершина всех зол. Для тех, кто умер духовно, но еще жив телесно, остается надежда на покаяние, восстание и спасение. «Я знаю, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — что мы все подлежим наказанию. Но для нас еще не стало невозможным прощение, и мы не находимся вне покаяния. Ибо мы еще стоим на стезе каждодневного борения за свою кончину во Христе и готовы к суровым трудам покаяния» [[158]]. Однако когда мы уходим из этого мира «во грехах», нераскаянными, и впадаем в объятия «бессмертной смерти» [[159]], уже не существует больше никакой возможности борьбы, покаяния, восстания из мертвых и просвещения Божественным Светом Христа.

О вечной смерти речь пойдет в соответствующем разделе. Ниже мы рассмотрим телесную смерть как результат нашего преступления Божественной заповеди.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

«Бдите и молитеся, да не внидете в напасть»

«Ты носишь имя, будто ты жив, но ты мертв» (Апок. 3, 1)

Когда ты слышишь: «смерть души», не подумай, что душа умирает подобно телу. Нет, она бессмертна. Смерть души есть грех и вечное мучение. Поэтому и Христос говорит: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Погибшее остается только в удалении от лица Того, Кто погубил (113, 701).
Смерть души – нечестие и беззаконная жизнь (36, 832).

Как многие из живых бывают мертвыми, зарыв, как в могилу, свою душу в тело, так многие из скончавшихся живут, блистая правдой (46, 318).

Есть смерть телесная, есть и духовная. Подвергнуться первой не страшно и не грешно, потому что это дело природы, а не доброй воли, следствие первого грехопадения… Другая же смерть – духовная, так как происходит от воли, подвергает ответственности и не имеет никакого извинения. Святитель Иоанн Златоуст (44, 32).

Хотя человеческая душа поистине называется бессмертной, и она имеет своего рода смерть… Смерть бывает тогда, когда душу оставляет Бог… За этой смертью следует ещё смерть, которая в Божественном Писании называется второю. Её Спаситель имел в виду, когда сказал: «бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Эта смерть тягостнее и ужаснее всех зол, ибо она состоит не в отделении души от тела, а в соединении их для вечного мучения. Блаженный Августин (113, 701).
Душа, уклонившаяся от своего непорочного естества, умирает. Душа, достигшая христианского совершенства, пребывает в этом естестве. Если же она обратится к действиям, противным естеству, то немедленно умирает. Преподобный авва Исаия (82, 230–231).

Без Духа Божия – душа мертва и без Духа не может делать того, что Божие (33, 231).
Как душа есть жизнь тела, так и в вечном и небесном мире жизнь души есть Дух Божий (33, 233).
Истинная смерть – в сердце, и она сокровенна, ею умирает внутренний человек. Преподобный Макарий Египетский (33, 130).

Когда человек, оставив всеплодие благ, по преслушанию насытился тлетворным плодом, имя же этому плоду – смертный грех, тогда немедленно умер для лучшей жизни, божественную жизнь обменяв на неразумную и скотскую. И поскольку однажды примесилась к естеству смерть, она вошла в рождающихся по преемственности. От этого и нас приняла в себя мертвенная жизнь, так как сама жизнь наша некоторым образом умерла. Ибо в прямом смысле мертва жизнь наша, лишенная бессмертия. Поэтому между двумя этими жизнями занимает середину тот, кто осознает себя между двумя жизнями, чтобы истреблением худшей доставить победу не потерпевшей изменения. И как человек тем, что умер для истинной жизни, впал в эту мертвую жизнь, так, когда умирает для этой мертвой и скотской жизни, проставляется в жизнь всегда живую. И поэтому несомненно, что невозможно прийти в блаженную жизнь, не умертвив себя для греха. Святитель Григорий Нисский (19, 303).

Растление души есть уклонение на распутия от прямой и правой мудрости; именно правая мудрость и растлилась и развратилась, пожелав всего злого. Ибо когда правые помыслы развращаются, тотчас, как тернии и волчцы, прорастают в душе семена зла. Таким образом, как в мертвом теле плодятся черви, так в душе, лишившейся Божественной благодати, расплодились, будто черви: зависть, лукавство, ложь, ненависть, вражда, брань, злопамятство, клевета, гнев, ярость, печаль, тщеславие, месть, гордыня, спесь, немилостивость, лихоимство, хищение, неправда, неразумная похоть, наушничество, пересуды, спорливость, поношения, осмеяния, славолюбие, клятвопреступления, проклятия, богозабвение, дерзость, бесстыдство и всякое другое зло, ненавистное Богу; так что человек перестал быть образом и подобием Божиим, как создан вначале, а начал быть образом и подобием диавола, от которого всякое зло. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 45).

Никакая смерть так не страшна, как смерть нечестивого грешника. Нечестие его возжигает неугасимый пламень, отчаяние и безнадежность. Избави нас, Господи, от такой смерти и помилуй по благости Твоей. Преподобный Ефрем Сирин (28, 509).

Смерть бывает «троякая»: телесная, духовная и вечная. Телесная смерть состоит в разлучении души от тела. Эта смерть – общая всем, праведным и грешным, и неминуема, как видим. Об этой смерти говорит Божие Слово: «человекам положено однажды умереть» (Евр. 9, 27). Вторая смерть – вечная, которой осужденные грешники вечно будут умирать, но никогда не смогут умереть; пожелают обратиться в ничто из-за жестокого и нестерпимого мучения, но не смогут. Об этой смерти говорит Христос: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Апок. 21, 8). Третья смерть – духовная, которой мертвы все, не верующие во Христа, истинную Жизнь и Источник Жизни. Также и христиане, исповедующие Бога и Христа, Сына Божия, но живущие беззаконно, мертвы этой смертью. Святитель Тихон Задонский (104, 1865).

Знаете ли вы, что такое душевная смерть? Душевная смерть – это тяжкий, смертный грех, за который человек будет вечно мучиться в аду. Почему же тяжкий грех является смертью для души? А потому что он отнимает у души Бога, которым только она и может жить, ибо как жизнью тела является душа, так и жизнью души является Бог, и как тело без души мертво, так и душа без Бога тоже мертва. И хотя грешный человек ходит, будучи живым по телу, но душа его, не имеющая Бога – своей жизни, мертва. Потому-то святой Каллист, патриарх Цареградский, и говорит: «Многие в живом теле имеют мертвую душу, погребенную как бы во гробе». Гробом является тело, а мертвецом – душа. Гроб ходит, а душа в нем бездыханна, то есть безбожна, ибо не имеет в себе Бога. Таким образом, живое тело носит в себе мёртвую душу.

Если кто не верит сказанному мной, тот пусть послушает слова Самого Господа. Он явился некогда Своему возлюбленному ученику Иоанну и сказал ему: «Ангелу Сардинской церкви напиши: … знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Апок. 3, 1). Внемлем словам Господним: человека достойного, святого, с чином Ангела, «Ангела Сардийской церкви», Он называет живым, но считает его мертвым: «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв». Именем жив, а на самом деле мертв; именем свят, а делами мертв; именем Ангел, а делами подобен не Ангелу, но супостату. Он жив телом, но мертв душой. Почему же?

Причину этого объясняет Сам же Господь: «ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим» (Апок. 3, 2). О как это страшно и ужасно! Тот земной Ангел имел некоторые добрые дела, имел, по-видимому, и житие святое, считался и назывался людьми Ангелом, и даже Сам Господь не отнимает у него ангельских титулов и называет его Ангелом. Но поскольку он не совершенно добродетелен, не совершенно свят, не совершенно Ангел во плоти, а только по имени и мнению Ангел, свят и добродетелен, по делам же совсем иное, поэтому-то и считает его Бог мертвым. Что же можем думать о себе мы, грешные, не имеющие ни одного доброго дела, но валяющиеся в непрестанных грехах, как свиньи в болоте? Какими мы явимся перед Богом, как не мертвыми? Не скажет ли и нам Господь эти слова: «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв»? (103, 262–263).

…Почему же опоздал Иаир? Потому, что он был нерадив и ленив. Разболелась дочь его. Он же слышит, что в их город пришел Великий Врач, исцеляющий всякие болезни словом или прикосновением, да еще и безвозмездно, не требуя ничего, кроме веры в Господа нашего Иисуса Христа; и говорит себе Иаир: пойду и я к Тому Врачу, поклонюсь Ему и попрошу, чтобы Он пришел в мой дом и исцелил мою единственную дочь. Доброе подумал Иаир, но не сделал этого тотчас: будучи нерадивым и ленивым, он день ото дня, час от часа откладывал прийти к Иисусу, говоря: завтра пойду. Когда утро наступало, он снова говорил: завтра пойду, а потом снова: завтра пойду. Когда он так откладывал со дня на день, болезнь в отроковице усилилась, и пришел к его дочери смертный час, и она умерла. Здесь мне есть дело к Иаиру.

В лице его дочери, болевшей и умершей, показан образ нашей душевной смерти. Ибо когда к человеку или случайно, или от естественной слабости, или от диавольского искушения придет какое-либо греховное желание, тогда душа его болеет. И как больной телом находится между надеждой и отчаянием, ибо он то надеется еще выздороветь, то, не надеясь выздороветь, ожидает смерти, так и душа находится между совершением греха и воздержанием от него. Она колеблется смущением, как трость ветром, когда, с одной стороны, совесть возбраняет грех, а с другой – греховное желание влечет его к замышленному злому делу. Когда он в этом сомнении начинает понемногу склоняться больше к желанию, толкающему его на грех, нежели к совести, запрещающей грех, тогда и начинается болезнь, и он болеет, пока не родит беззаконие.

Когда же он придет к начаткам греховным, то начинает умирать; когда же наконец совершится грех, тогда отнимается от него благодать, и он делается мертвым. Ибо как душа является жизнью тела, гак и благодать является жизнью для души, и как тело становится мертвым после ухода души, так и душа становится мертвой после отнятия у нее через грех Божией благодати. В лице самого Иаира показан образ нашего нерадения, показан пример того, что мы ищем духовного врача для нашей души не в ту пору, когда она начинает болеть греховным желанием, не в ту, когда она уже начинает и умирать, то есть касаться греховного тела, и даже не в ту, когда она уже умирает. Когда же?

В этом отношении мы даже хуже Иаира. Ведь он обратился к Иисусу тогда, когда умирала его дочь, или, как говорит святой Матфей, когда только что скончалась. Мы же не спешим обратиться к Иисусу и молить Его о воскрешении нашей души даже в том случае, когда она уже давно умерла и оледенела, когда она запахла греховной мертвечиной и сгнила. Мы даже увеличиваем каждый день ее мертвенность, повторяя те же грехопадения. Мы не заботимся о том, чтобы покаянием воскреснуть от духовной смерти в благодатную жизнь, но откладываем наше покаяние от утра и до утра, день ото дня и час от часа. Молодой откладывает покаяние до старости, а старый откладывает до того времени, когда начнет болеть к смерти: тогда, говорит, покаюсь. О безумный! Неужели тогда хочешь покаяться, когда совершенно изнеможешь и духом, и телом? (103, 540–541).

Смерть души есть разлучение с Богом, то есть лишение присутствия благодати Божией, бывающее через смертный грех. Ибо как для тела жизнь есть душа, так для души жизнь – Бог. И как после разлучения души с телом тело умирает, так и при отступлении от души благодати Божией душа становится мертвой. Согласно с этим святой Каллист говорит: «Многие имеют в живом теле мертвые души, как бы погребенные во гробе». Внемлем: он называет тело грешного человека живым гробом для мертвой души. И правда! Ибо и Христос Господь, обличая лицемерных фарисеев, говорит в Евангелии: «уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23, 27).

По какой же причине благодать Божия отходит от души (как душа от тела) и делает душу мертвой? Всем известно, что причина этого – грех. Ибо как в тела человеческие телесная смерть вошла через грех Адама, так через грех же входит в наши души смерть душевная. Смерть телесная вошла, однажды через грех Адамов, а смерть душевная входит много раз через наши согрешения. Сколько раз мы согрешаем, и согрешаем тяжкими смертными грехами, столько же раз благодать Божия отнимается от душ наших, и наши души становятся мертвыми. Вот в чем заключается смерть душевная.

Что же есть воскресение души? Воскресение души есть возвращение благодати Божией к душе человеческой. Ибо как во время Общего Воскресения, когда души возвратятся к своим телам, тотчас же все тела оживут, так и в настоящей нашей грешной жизни, когда благодать Божия возвращается к душам нашим, тотчас же души наши оживотворяются. И в этом состоит воскресение души. Святитель Димитрий Ростовский (103, 983).

Нечувствие насаждается в душу враждебным Богу миром и враждебными Богу падшими ангелами… при содействии нашего произволения. Оно возрастает и укрепляется жизнью по началам мира; оно возрастает и укрепляется от последования падшим разуму и воле, от оставления служения Богу и от небрежного служения Богу (111, 153).

Состояние мнимого спокойствия святые отцы называют нечувствием, умерщвлением души, смертью ума прежде смерти тела (112, 374).

Нечувствие тем страшно, что обладаемый им не понимает своего бедственного состояния: он обольщен и ослеплен самомнением и самодовольством (112, 377).

Гибель наша совершилась через уничтожение нашего общения с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаной и восстановлении общения с Богом (109, 328).

Падением изменились и душа и тело человеческое… Падение было для них вместе и смертью… Смерть есть только разлучение души с телом, прежде того уже умерщвленных отступлением от них Истинной Жизни, Бога (110, 8).

Горестно наше состояние… Оно – вечная смерть, врачуемая и уничтожаемая Господом Иисусом, Который есть Воскресение и Жизнь (108, 230).

Забывая о смерти телесной, мы умираем смертью душевной (112, 120–123).
Человек есть существо падшее. Он низвергнут на землю из рая, ибо привлек к себе смерть преступлением заповеди Божией. Смерть по преступлении поразила душу человека и неисцелимо заразила его тело (112, 125).

Душа, не приносящая плода о Христе, пребывающая в падшем естестве своем, приносящая бесплодный плод естественного добра и довольствующаяся им, не привлекает Божественного попечения о себе. Она в свое время отсекается смертью (112, 133).

Пристрастие к земле умерщвляет душу вечной смертью. Оживляется же душа словом Божиим, которое… возносит мысли и чувства ее к Небу (112, 323).

Соблазны, когда немощный человек стоит перед ними лицом к лицу, убивают его вечной смертью (112, 431).

Верующему во Христа невозможно умереть вечной смертью иначе как отречением от Христа (112, 437).
Горе мне, если дух при разлучении с телом окажется умерщвленным вечной смертью. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 458).

azbyka.ru/otechnik/prochee/entsiklopedija-izrechenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi-po-razlichnym-voprosam-duhovnoj-zhizni/77_1

Духовная смерть. Введение в православную аскетику

Духовная смерть

Нарушив заповедь, человек должен был испытать на себе действие Божественного приговора: «В тот же день смертью умрете» (Быт.2:17). Телесная смерть — разлучение души и тела — для Адама последовала через 930 лет, но духовная смерть — разлучение души с Богом — осуществилась немедленно. Человек лишился благодати и первое, что он увидел, — это то, что он наг, а первое, что ощутил, — стыд. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3:7). Конечно, до этого они не были слепы, но Божественная благодать, озарявшая их тела, скрывала от их очей наготу, поэтому никакие плотские помыслы не оскверняли ум прародителей. Теперь же человеческий ум, по словам святителя Григория Нисского, как опрокинутое зеркало, вместо того, чтобы отражать Бога, принимает образ бесформенной материи. Страсти потрясают первоначальное иерархическое строение человеческого существа.

Омрачение ума прародителей проявилось в том, что они пытались скрыться от Лица Божья среди деревьев рая, забыв и о Божественной любви, и о вездесущии Бога, а потом и о Его всеведении: пытались оправдаться. Кроме того, человека охватили греховные помышления.

Воля человека ожесточается во грехе: вместо покаяния прародители избирают лукавое самооправдание и обнаруживают враждебность по отношению к Богу. Их воля утратила святость, приобрела удобопреклонность ко злу, так как в ней утвердился закон греха.

Омрачение чувств сказалось в том, что вместо сыновней любви к Богу они испытали перед Ним рабский страх. Вместо взаимной любви они ощутили сначала похоть, то есть увидели друг в друге предмет эгоистического удовольствия, испытали стыд, а затем вражду друг к другу — Адам во всем обвиняет Еву и Бога. Так грех разделяет не только человека и Бога, но и людей между собой.

Помрачение ума, воли и чувств прародителей — это признаки духовной смерти, которой человек подвергся в результате грехопадения. Духовная смерть не была актом мести со стороны Творца, но она стала естественным следствием отделения человека от Бога.

Духовная смерть привела к расстройству природы человека. Все силы души его получили неподобающее направление, склонились ко злу, к страстям. Ум забыл свое истинное питание, ведение духовное и прилепился к чувствам, вместе с чем подпал духовной слепоте, страсти неведения Бога и вещей божественных, утратил способность созерцать божественное, видеть духовную истину, таинственно воспарять к Богу. Разум («логос») потерял силу нравственного руководства над неразумными силами души — чувственным желанием и раздражительностью — и подчинился их беспорядочным движениям, побуждавшим человека стремиться только к удовольствию и избегать страданий. Выйдя из-под контроля разума, неразумные силы души превратились в «неестественные» страсти. Это термин преподобного Максима Исповедника, отличающего греховные страсти от «естественных страстей» — голода, жажды, усталости и т.п., которые также усвоились природе человека после грехопадения, но в отличие от первых являются «безукоризненными», то есть негреховными. Сила хотения стала страстью плотоугодия, а сила раздражительности- страстью насильничества, побуждающей к борьбе за мирские блага, средства услаждения и выражающейся в ненависти ко всему, что препятствует удовольствию и причиняет страдание.

Таким образом, человек впал во власть плотского самолюбия. Заблуждение в истине и привязанность к чувствам, страстная любовь или ненависть к чему-либо чувственному наполнили его жизнь и составили в нем закон плоти, закон животной жизни, подчиненной плотскому мудрованию.

Таким образом, душа человека в основном подчинилась телу и его потребностям. Неразумная плоть стала управлять разумом, а разум стал жить пожеланиями плоти. Человек из духовного сделался плотским. Вся прежняя иерархия перевернулась в человеке, ранее открытом для благодати и изливавшем ее в мир. Если дух человека должен был жить Богом, душа — духом, тело — душой, то теперь дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями небожественными, подобными той чарующей доброте и красоте, которые змий открыл жене, когда привлек ее внимание к древу. Душа, в свою очередь, становится паразитом тела — поднимает страсти. И, наконец, тело становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

О духовной смерти — Максим Солохин — LiveJournal

Словосочетание «духовная смерть» нередко встречается в православных текстах. И у меня возникла потребность конкретизировать моё понимание этого понятия, чтобы неправославные не думали, будто это всего лишь красивый речевой оборот, не имеющий смысла — а православные лучше понимали то, что я пишу вообще.
Если быть предельно кратким, духовная смерть – это необходимость. Любая необходимость в чем-либо кроме Бога.
Дело в том, что главное свойство духа (и человеческого духа, и бестелесного духа) – это свобода. Причем не пошлая марксистская «свобода как осознанная необходимость», а абсолютная, предельная свобода, при которой любые законы и правила игры задаются нами самими по нашей воле.
В том-то и заключается наша духовная смерть, что нам даже представить себе трудно такое состояние, когда мы не связаны никаким Законом, когда выше нашей воли только воля Единого Бога. Мы до такой степени привыкли к наличию всякого рода законов, что понятие «духовная смерть» утратило для нас конкретное содержание. Просто потому, что «неизвестно, кто открыл воду, но это сделали не рыбы». Тому, кто находится в состоянии духовной смерти, невозможно понять по-настоящему, что такое духовная смерть. И только тот, кто начал оживать, может осознать, что он находится в состоянии смерти.
Для Бога нет ничего невозможного, для Него нет никакой необходимости. То же самое – для всякого человека, который в мире с Богом. Когда я в мире с Богом, Бог действует не независимо от меня, но в согласии со мной. И я действую не независимо от Бога, но в согласии с Богом. Потому и для меня ни в чем нет никакой необходимости, но всё совершается по моей воле, потому что моя воля согласна с волей Бога. Это и есть духовная жизнь. Так жил Адам до грехопадения, так живут святые, прошедшие до конца путь покаяния и достигшие цели христианской жизни.
Духовная смерть – это когда Бог действует по Своей воле, не принимая во внимание нашу волю, когда Он ставит нас перед фактом, не согласовывая с нами Свои действия. Как и мы действуем, не принимая во внимание Его волю, не согласовывая с Ним свои действия. В состоянии духовной смерти царствует Необходимость. Чтобы выйти из смерти, надо искать воли Божией, действовать согласно с Его изволением – тогда и Бог мало-помалу начинает согласовывать с нами Свои действия. Необходимость начинает уменьшаться, а Свобода – расти. Так жил Адам после того, как признал свою неправду перед Богом и принял наказание Бога с мудростью и с любовью.
Путь к свободе заключается в том, чтобы принять Необходимость как проявление не безличного Закона, но воли Творца. Принять её не безлично, но с молитвой, обращаясь к Тому, от Кого она происходит в качестве наказания. Принять невольное наказание как добровольное – вот выход состояния духовной смерти, пройдя через который мы вступаем в коридор Покаяния, на противоположном конце которого нас ожидает Христос, который молился о вольной Чаше будто о невольной. Но об этом рано говорить с теми, кто находится в состоянии духовной смерти, кто ещё и не пытался выйти, кто просто даже и не знал о возможности выхода.
Для православных, которые знают и начали двигаться к выходу – хочу добавить несколько важных замечаний. «Духовная смерть» — это греховная скверна. Это тюрьма нашего духа. Пока мы не вышли из неё, мы нуждаемся в покаянии. Но это скверна для нас, а не для Бога. Бог не гнушается нами из-за того, что мы умерли. Напротив, Он подражает нам, вольно принимая казнь за нас будто невольную – чтобы открыть нам путь к Выходу.
И потому если мы свободны от личного греха, мы святы несмотря на греховную скверну духовной смерти.
Богородица не имела личного греха – и вот, Она справедливо называется святой и даже Пресвятой, хотя Она подобно нам родилась в скверне духовной смерти, как и мы была под бременем невольных страданий, прившедших в нашу жизнь вследствие греха Адама. Потому что мы остаемся чистыми от греха до тех пор, пока воспринимаем скверну как скверну. Дух должен быть свободен, это свойственно ему по природе. Быть под законом, под необходимостью – скверно, недостойно разумного существа. Необходимость – это тюрьма духа. ЗОНА.
Личный грех начинается с того, что мы находим в невольности свои плюсы, начинаем получать удовольствие от своего пребывания на этой зоне, пускаем здесь корни. С этого времени мы уже не просто наказаны смертью, с этого времени мы сами становимся скверными в глазах Создателя. Ибо Он наказал нас для вразумления, а не для того, чтобы окончательно отвергнуть. Кто наслаждается наказанием, тот безнадежен и не может исправиться. Это хуже, чем духовная смерть. Это духовное разложение.

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви


   III. ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СМЕРТИ

   Итак, все люди заключены под властью смерти: духовной и физической.
   Есть ли какой-то выход из этой ситуации? Можно ли как-то избежать смерти и избавиться от её господства?

   Давайте попробуем ответить на этот вопрос при помощи Священного Писания.

    1. Можно ли избежать неизбежного?
   Позвольте мне использовать следующий пример в качестве иллюстрации решения данной проблемы. Вопрос: В каком случае можно избежать наказания? Ответ: В том случае, если (а) ты невиновен или в том случае, если (б) твоя вина будет прощена.
   Применим это к нашей теме:
   а). Смерти может избежать безгрешный человек, но таковых на земле нет.
   б). Грешник же может избежать смерти только в том случае, если его грехи будут прощены.
   Прощение никогда не бывает бесплатным (безвозмездным). Прощение всегда подразумевает, что прощающий несёт убытки за должника. Это справедливо и по отношению и к грехам. Но грехи могут быть прощены только самим Богом. Именно поэтому для прощения наших грехов Господь Бог должен был пострадать вместо нас. Слово Божье учит, что «…без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22). Поскольку прощение грехов дарует Бог, то и пролить кровь должен был Бог, придя на землю во плоти. Так и случилось…

   А. Вот как об этом и свидетельствует Слово Божье:
  1 Петра 2:24 «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились».
  1 Петра 3:18 «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом».
  1 Иоанна 2:2 «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». 1 Иоанна 3:5 «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нём нет греха».
  1 Коринфянам 15:3-4 «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию…»
  Галатам 1:3-5 «…благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков. Аминь».

   Б. В этом заключается Благая Весть: Бог предлагает нам спасение и жизнь вечную через веру в жертву Иисуса Христа, умершего за наши грехи на кресте:
  Иоанна 3:16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
   Иными словами, смысл Благой Вести в том, что она рассказывает человеку, как он может избежать неизбежного, то есть смерти!

   Кто-то может сказать: «Вечная жизнь – это противоположность духовной смерти, а спасение и дар вечной жизни есть избавление от духовной смерти. А как насчёт физической смерти? Можно ли как-то избежать физического тления?»
  
Давайте рассмотрим и этот вопрос.

    2. Спасение – есть спасение от духовной или физической смерти?

   А. Обещание Бога:
   Господь дал обещание в Ветхом Завете: Исаия 25:8 «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь». Осия 13:14 «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня».
   Вопрос: В чём заключается обещание Бога?
   Ответ: Бог обещает избавить людей от власти смерти.

   Б. Исполнение Божьего обещания
   Своё обещание Бог исполняет в Новом Завете. Для этого Он предпринимает два шага:
   Первый шаг избавления людей от власти смерти – Искупление души (искупление грехов): Матфея 20:28 «…так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». => Это избавление от духовной смерти.
   Второй шаг избавления людей от власти смерти – Искупление тела: Римлянам 8:18-23 «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь [творение] освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». => Это избавление от физической смерти.

   Важно понять, что человек не имеет надежды на спасение от физической смерти, если он не получил спасение от духовной смерти. А тот, кто обрёл спасение от грехов, тот, даже если и умрёт физически, снова оживёт: Иоанна 6:47 «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную». Иоанна 8:25-26 «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек».

   Вот как об этом говорится в Библии:
   А. Как смерть вошла в мир через Адама, так жизнь войдёт в мир через Христа: 1 Коринфянам 15:20-26 «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть».

   Б. Не все мы умрём: 1 Коринфянам 15:51-57 «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» => Это есть исполнение обещания, данного Богом в Ветхом Завете.
   Об этом же свидетельствует 1 Фессалоникийцам 4:13-18 «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами».

   Очень важно обратить внимание на то, что не только христиане воскреснут и облекутся в бессмертные тела. Библия говорит о том, что и нечестивые люди тоже воскреснут. Но разница заключается в том, что праведники получат бессмертные тела, чтобы провести вечность с Богом, тогда как нечестивые получат: Иоанна 5:28-29 «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения». Откровение 20:6 «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти». Иными словами, тот кто воскреснет в воскресение жизни, обретёт нетленное тело для вечной жизни. А тот, кто воскреснет в воскресение осуждения, обретёт озеро огненное и смерть вторую.

   Итак, Господь Бог сделал всё возможное для того, чтобы мы – Его творение – обрели вечное избавление от власти греха и смерти. Господь имеет ключи от ада и смерти: Откровение 1:17-18 «…не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти».

   Сегодня Он, как при заключении Ветхого Завета с народом Израилевым, предлагает каждому сделать свободный выбор между жизнью и смертью: Второзаконие 30:19 «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое…»

Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни, Часть 77

Человек подвергся смерти, но и в этом случае Бог оказал ему великое благодеяние, именно тем, что не оставил его вечно пребывать во грехе. Бог изгнал человека из рая, как бы в ссылку, чтобы человек в течение известного времени очистил свой грех и, вразумленный наказанием, снова возвращен был в рай. Если в сосуде, только что сделанном, обнаружится недостаток, его переливают или переделывают, чтобы он стал новым и целым; то же бывает и с человеком в смерти. Для того он и сокрушается ее силой, чтобы во время воскресения явиться здоровым, то есть чистым, праведным и бессмертным. Феофил Антиохийский (113, 239).

После своего падения первый человек жил еще многие сотни лет. Но не солгал Бог, когда сказал: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 17), ибо потому, что человек отпал от истинной жизни, над ним в тот же день исполнился приговор смерти, а через несколько лет после постигла Адама и смерть телесная. Святитель Григорий Нисский (113, 240).

За грех Господом благодетельно установлена смерть, Адам изгоняется из рая, чтобы не смел более прикасаться к древу, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно. Значит, изгнание из рая есть более дело попечительности Божией о человеке, нежели гнева (113, 239). Источник.

Хотя прародители жили еще много лет, но как только услышали, что они: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19), сделались смертными, и с тех пор можно было сказать, что они умерли. В этом смысле и сказано в Писании: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 17), то есть вы услышите приговор о том, что с этих пор вы уже смертны. Святитель Иоанн Златоуст (113, 240).

Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Так как Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал этому наказанию, Он и устраивает так, что самое наказание служит спасению. Ибо смерть разрушает нашу животную природу и таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой – избавляет человека от болезней, освобождает от трудов, прекращает его скорби и заботы и заканчивает страдания. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание. Святитель Кирилл Александрийский (113, 629).

Ты сократил длительность жизни нашей; самый большой срок ее – семьдесят лет. Но мы грешим пред Тобою в семьдесят раз седмерицею. По милосердию Ты сократил дни наши, чтобы не удлинялся ряд грехов наших. Преподобный Ефрем Сирин (113, 239). Источник.

Падением изменились и душа, и тело человека… Падение было для них вместе и смертью… смерть есть только разлучение души с телом, прежде того уже умерщвленных отступлением от них Истинной Жизни, Бога (110, 8). Источник.

Смерть – великое таинство. Она – рождение человека из земной, временной жизни в вечность (110, 69). Источник.

И тело продолжает существовать, хотя видим, что оно разрушается и обращается в землю, из которой взято; оно продолжает существовать в самом тлении своем, оно продолжает существовать в тлении, как семя в земле (110, 70). Источник.

Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его (110, 70). Источник.

В собственном смысле разлучение души с телом не есть смерть, оно – только следствие смерти. Есть смерть несравненно более страшная! Есть смерть – начало и источник всех болезней человека: и душевных, и телесных, и лютой болезни, исключительно именуемой у нас смертью. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (110, 113).

Разве не знаете, братия мои, какому страху и какому страданию мы подвергаемся в час исхода из этой жизни при разлучении души с телом?.. К душе приступают добрые Ангелы и Небесное Воинство, также и все… сопротивные силы и князи тьмы. Те и другие хотят взять душу или назначить ей место. Если душа приобрела здесь добрые качества, вела жизнь честную и была добродетельна, то в день ее отшествия добродетели эти, какие приобрела здесь, делаются добрыми Ангелами, окружающими ее, и не позволяют прикасаться к ней какой-либо сопротивной силе. В радости и веселии со святыми Ангелами берут ее и относят ко Христу, Владыке и Царю Славы, и поклоняются Ему вместе с нею и со всеми Небесными Силами. Наконец отводится душа в место упокоения, в неизглаголанную радость, в вечный свет, где нет ни печали, ни воздыхания, ни слез, ни забот, где бессмертная жизнь и вечное веселие в Царстве Небесном со всеми прочими, угодившими Богу. Если же душа в этом мире жила постыдно, предаваясь страстям бесчестия и увлекаясь плотскими удовольствиями и суетой мира сего, то в день ее исхода страсти и удовольствия, какие приобрела она в этой жизни, делаются лукавыми демонами и окружают бедную душу, и не позволяют приблизиться к ней Ангелам Божиим; но вместе с сопротивными силами, князями тьмы, берут ее, жалкую, проливающую слезы, унылую и сетующую, и отводят в темные места, мрачные и печальные, где грешники ожидают дня Суда и вечного мучения, когда низринут будет диавол со своими ангелами (27, 355). Источник.

Велик страх в час смерти, когда душа с ужасом и скорбью разлучается с телом, потому что в этот час душе предстанут дела ее, добрые и злые, сделанные ею днем и ночью. Ангелы поспешат исторгнуть ее, а душа, видя свои дела, боится выйти из тела. Душа грешника со страхом разлучается с телом, с трепетом идет предстоять бессмертному Судилищу. Принуждаемая же выйти из тела, глядя на дела свои, говорит со страхом: «Дайте мне хоть один час сроку…» Дела же ее, собравшись вместе, отвечают душе: «Ты нас сделала, с тобой мы и пойдем к Богу» (25, 538).

Мучительность раскаяния грешника при смерти превышает даже страх смерти и разлучения (25, 309). Источник.

Придет день, братия, непременно придет и не минует нас день, в который человек оставит все и всех и пойдет один, всеми оставленный, пристыженный, обнаженный, беспомощный, не имеющий заступника, неготовый, безответный, если только день этот застигнет его в нерадении: «в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает» (Мф. 24, 50), когда он веселится, собирает сокровища, роскошествует. Ибо внезапно придет один час – и всему конец; небольшая горячка – и все обратится в тщету и суету; одна глубокая, мрачная, болезненная ночь – и человек пойдет, как подсудимый, куда поведут взявше его… много тогда тебе, человек, нужно будет проводников, много молитв, много помощников в час разлучения души. Велик тогда страх, велик трепет, велико таинство, велик переворот для тела при переходе в иной мир. Ибо если и на земле, переходя из одной страны в другую, мы имеем нужду в ком-нибудь, кто укажет путь, и руководителях, то тем более будут они нужны, когда переходим в беспредельные века, откуда никто не возвращается. Еще повторяю: много нужно тебе помощников в этот час. Наш это час, а не чей-нибудь, наш путь, наш час, и час страшный; наш это мост и нет по иному прохода. Это общий для всех конец, общий для всех и страшный. Трудная стезя, по которой должны проходить все; путь узкий и темный, но все на него вступим. Это горькая и страшная чаша, но все выпьем ее, а не иную. Велико и сокровенно таинство смерти, и никто не может объяснить его. Страшно и ужасно, что тогда испытывает душа, но никто из нас не знает этого, кроме тех, которые предварили нас там; кроме тех, кто уже изведал это на опыте (27, 237).

Когда приближаются владычные Силы, когда приходят страшные воинства, когда божественные изъятели повелевают душе переселиться из тела, когда, увлекая нас силой, отводят в неминуемое судилище, тогда, увидев их, бедный человек… содрогается, как от землетрясения, весь трепещет… Божественные изъятели, взяв душу, восходят по воздуху, где стоят начальства, власти и миродержатели сопротивных сил. Это – наши злые обвинители, страшные мытари, переписчики, сборщики дани; они встречают на пути, описывают, осматривают и вычисляют грехи и рукописания этого человека, грехи юности и старости, вольные и невольные, совершенные делом, словом, помышлением. Велик там страх, велик трепет бедной душе, неописуемо страдание, какое терпит она тогда от неисчислимого множества тьмами окружающих ее врагов, клевещущих на нее, чтобы не дать ей взойти на Небо, поселиться в свете живых, вступить в Страну Жизни. Но святые Ангелы, взяв душу, отводят ее. Преподобный Ефрем Сирин (13, 645). Источник.

Смерть никого не оставляет, и чем дольше живем, тем ближе она к нам. Этот предел Божий как неизвестен нам, так и весьма страшен, Неизвестен, поскольку смерть похищает без разбора старых и молодых, младенцев и юношей, готовых и неготовых, праведных и грешных. Страшен, поскольку отсюда начинается нескончаемая, непрестающая, всегда пребывающая вечность. Отсюда мы отходим или в вечное блаженство, или в вечную муку; ‘или в место радости, или в место плача. Отсюда мы начинаем или вечно жить, или вечно умирать; или вечно царствовать на Небе со Христом и святыми Его, или вечно страдать в аду с сатаной и ангелами его (104, 1862). Источник.

Как поведение плотского и духовного человека различно и житие неравно, так и кончина не сходна, и после кончины будущее состояние. Плотскому человеку смерть страшна, но духовному мирна; плотскому человеку смерть печальна, но духовному радостна; плотскому человеку смерть горестна, но духовному сладостна. Плотский человек, умирая временно, умирает и вечно: «Помышления плотские суть смерть», – говорит святой апостол (Рим. 8, 6), но духовный через эту смерть переходит к Вечной Жизни, ибо мудрость духовная есть жизнь и мир… Плотскому – ад, геенна, но духовному Небо будет жилищем. Плотский вселяется с диаволом и ангелами его в вечный огонь, но духовный со Христом, Которому усердно служит, – в вечную радость. Обоим воздается по делам их, которые в теле сотворили (104, 1868).

Для тех, которые перестают грешить, каются, страдание и смерть Христовы не остаются тщетными, но получают плод свой, то есть отпущение грехов, оправдание, и ходатайствуют о Вечной Жизни; но не кающимся, а пребывающим во грехах никакой пользы не приносят и потому из-за их нераскаянной жизни бывают тщетными. И Кровь Христова за всех, в том числе и за них пролитая, за них как бы напрасно пролита, ибо плода своего, то есть обращения, покаяния, новой жизни и отпущения грехов и спасения, в них лишается. Хотя «Христос за всех умер», по учению апостола (2Кор. 5, 15), но смерть Христова только тех спасает, которые каются о грехах и веруют в Него, а в нераскаянных она не получает своего спасительного плода. И это не по вине Христа, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2, 4) и «за всех умер», но по вине не желающих каяться и пользоваться смертью Христовой (104, 1970–1971).

На кого хотим надеяться в день нашей смерти, на того и ныне, во «время жизни нашей, должны возлагать всю надежду, к нему прибегать и прилепляться. Тогда нас все оставит: честь, богатство останутся в мире; тогда исчезает сила, разум, хитрость и премудрость; тогда ни друзья, ни братия, ни приятели наши не помогут нам; все оставят нас тогда. Один Христос, Искупитель наш, если в Него ныне истинно веруем и надеемся на Него, не оставит нас. Он сохранит нас тогда; Он Ангелам’ Своим повелит путешествовать с нами, нести наши души на лоно Авраамово и там упокоит нас. К этому единому Помощнику мы должны ныне прилепляться верой и на Него одного возлагать все упование и это упование не посрамит и во время смерти, и после смерти. Святитель Тихон Задонский (104, 1883–1884). Источник.

«Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1, 21).

Праведные и святые радуются в час смерти и разлучения, имея перед очами своими великий труд своего подвижничества, бдения, молитвы, посты и слезы (25, 309).

Душа праведного при смерти ликует, потому что после разлучения с телом желает войти в покой (25, 309). Источник.

Если был тружеником, то не скорби о приближении этого доброго переселения, потому что не печалится возвращающийся домой с богатством (25, 518).

Смерть, которая страшна всякому и ужасает смертных, богобоязненному представляется пиршеством (28, 97). Источник.

Смерть боится приближаться к боящемуся Бога и только тогда приходит к нему, когда ей поведено разлучить его душу с телом (28, 97). Источник.

Смерть праведных – конец борьбы со страстями плоти; после смерти борцы прославляются и приемлют победные венцы (28, 366). Источник.

Смерть – святым блаженство, праведным – радость, а грешникам – скорбь, нечестивым – отчаяние (28, 403). Источник.

По Твоему, Господи, повелению душа разлучается с телом, чтобы ей вознестись в ту житницу жизни, где все святые ожидают Великого Дня Твоего, надеясь в тот день облечься славою и воздать Тебе благодарение. Преподобный Ефрем Сирин (25, 506). Источник.

Тщательно подвизающиеся в добродетели, переселяясь от здешней жизни, поистине, как бы отпускаются на свободу от страданий и уз. Святитель Иоанн Златоуст (38, 395).

Когда человеческая душа исходит из тела, совершается некое великое таинство. Ибо если она виновна в грехах, то приходят полчища демонов, злые анге

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о