Религиозность и духовность — не одно и то же
Если ты читаешь пять раз в день намаз – это не значит, что ты духовный человек. Может, ты просто делаешь это, потому что твои родители это делают, но не от души делаешь.Если ты ходишь каждую субботу и воскресенье в церковь, причащаешься и тому подобное – это не значит, что ты духовный человек. Может, ты это делаешь просто потому, что боишься попасть в ад, или же потому, что все люди делают и тебе тоже надо. А может, потому, что тебя могут осудить за то, что ты не ходишь в церковь.
Если ты ходишь в храм к Будде и делаешь все необходимые ритуалы, это не значит, что ты духовный человек.
Мы не хотим оскорбить никого из верующих. Ваше дело, в кого вам верить, но помните: Бог в вашем сердце.
Все вышеописанные примеры людей – это религиозные люди, которые просто машинально повторяют те или иные действия, потому что так надо.
Конечно, в любое действие можно привнести дух, будь то делание намаза или хождение в храм или в церковь, но это возможно только тогда, когда вы испытываете радость от того, что вы делаете.
Радость – это способ души прокричать: вот кто я есть!
Для того чтобы ваша душа на полную начала жить через ваше тело, вам необходимо стать более осознанными, то есть перестать жить своим умом, а больше сердцем и чувствами.
В самых высоких чувствах спрятана ваша самая глубокая истина.
Чтобы быть в контакте с Богом, не обязательно ходить куда-то или делать что-то ритуальное.
Духовный человек — это тот, который всегда находится в контакте со своей душой и следует за ней. Это не так-то просто, поскольку у современного человека ум властвует над всем. Все пропускается через ум.
У нас цивилизация умов, а не сердец. Если бы было наоборот, то человечество не было бы сегодня в столь плачевном состоянии. И, конечно, на Земле был бы мир, и не было бы разделения на нации, религии, касты — мы бы искали только то, что нас объединяет, а не разъединяет.
Только научившись быть бдительным и не позволяя уму/эго управлять собой, можно быть осознанным.
Помните: единственный враг внутри нас, а не снаружи, и это ваше эго. Научиться видеть его в себе и не позволять ему управлять вами – это есть шаг в духовной эволюции.
Бог внутри каждого человека. Вы только вспомните, как слышать его внутри себя. Только осознанность вам поможет быть более бдительными.
Основные инструменты общения Бога с человеком:
— чувства;
— мысли;
— слова (самые ненадежные, так как они могут быть неверно поняты).
Чувства только те, которые являются самыми высокими, то есть только любовь.
Мысли только те, которые приносят радость.
Слова только те, которые несут истину.
Всё остальное из других источников.
Если к вам в голову приходят мысли, приносящие не радость, то они не от Бога.
Если к вам приходят чувства отрицательные, то они не от Бога.
Если слова лживы, то они не от Бога.
Господь желает вам только всего самого наилучшего, но как вы создадите жизнь свою, зависит только от вас. Чем более вас интересует ваш дух, а не материальное, тем ближе вы к Богу. Но помните, что и это только одна сторона медали.
Кто видит Бога и в мирском, и в возвышенном, тот улавливает всю картину.
Кто понимает, что Бог как верх, так и низ; как тьма, так и свет; как мужчина, так и женщина; как Инь, так и Ян — тот улавливает всю картину.
Жизнь — это парадокс.
Бог — это Всё, Что Есть, и Всё, Что Не Есть.
Любите всё и не относитесь ко всему серьезно. Играйте в жизнь и наслаждайтесь каждым мгновением, получайте радость, будьте здесь и сейчас, следуйте за душой – это всё и есть духовность.
При этом всегда можно прийти к духовности и через религию, но не всегда, чаще всего религиозные люди не духовные.
Выводы:
— можно прийти к духовности через религию, но не обязательно;
— если человек религиозный, то он не обязательно духовный;
— самый главный враг внутри нас; кто умеет его видеть, тот на пути к духовной эволюции;
— Бог внутри каждого человека, и он общается с ним постоянно; вопрос не в том, кто говорит, а кто слушает;
— духовный человек это тот, кто видит своё эго и не дает ему управлять собой; тот, кто слышит свою душу и следует за ней, в этом ему помогает осознанность.
— религиозный человек, как правило, просто выполняет заученные ритуалы, но когда они выполнены, на этом его духовность и заканчивается, тогда как духовный человек живёт душой каждый миг своей жизни, даже во сне.
Духовность и религия
ДУХОВНОСТЬ, ВЕРА И РЕЛИГИЯ
Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральныхценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы. Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Духовность – это то, что противоречит материальности, телесности, является условием экзистенции человека и общества.
• Духовность – специфическое свойство жизнедеятельности человека, выражающееся в бережном отношении к себе и окружающему миру, формирующее совокупность нематериальных ценностей, характеризующихся устойчивостью к девальвации.
Что такое религия?
Религия есть форма отражения действительности в фантастических понятиях и представлениях. Признак любой религии – вера в какие-либо сверхъестественные силы. Крупнейшими на сегодня религиями являются христианство и ислам. Также многие жители Земли исповедуют индуизм, буддизм, конфуцианство… Религий множество. Каждая религия включает в себя религиозное сознание, религиозный культ, религиозную организацию. Представлены эти три составляющих религии могут в быть в очень разных формах, но суть их примерно одинакова.
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, мало понятной для очень многих людей. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в ее искажениях, которых не избежала ни одна религия.
Поэтому вопрос о том, что составляет существо религии, какие признаки являются в ней определяющими, а какие — несущественными, требует особого рассмотрения.
Религия имеет две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.
С внешней стороны религия представляет собой прежде всего мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами ее распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (Церкви) с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.
С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание Бога.Предварительное понимание религии дает и этимология данного слова.
Соотношение понятий.
Какой же смысл сокрыт в понятии «духовность»? Поисками ответа на этот вопрос заняты многие умы человеческие.
Определение духовности как результата нравственности, приобщения к общечеловеческим ценностям. При этом «дух» относится многими исследователями к культурологической, мировоззренческой категории. В большей части работ духовность отождествляется с развитием интеллекта, формированием мировоззрения, убеждений, с принципом саморазвития и самореализации личности.
«То, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём… Человек вообще является человеком тогда , когда он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия». Духовность означает, прежде всего, разрушение животной природы в человеке и раскрытие в нём его божественного сознания.
Только духовность может поставить человека на священный путь, который приведёт его к цели. Только духовность может возвысить человека и поднять его на более высокий уровень… Забывая о духовности, человек ведёт искусственную жизнь, в основе которой лежат земные удовольствия.
Почему духовность часто отождествляют с религией?
«Кто добр и духовен?» — спрашивали религиозные люди и давали ответ: «Только религиозный человек». Так и Конфуций признавался: «Небо — автор моей добродетели». А вот совсем другой пример — известного учёного В.И. Вернадского. Он был глубоко убеждён, что именно от религии происходят все вообще духовные проявления человеческой личности; с религией и только с ней связаны все формы духовности.
Первое. Понятие «духовность» почти совпадает с «духовным началом» как всем самым лучшим, светлым, возвышенным, что есть в человеке. А потому «духовность» всегда позитивна, всегда положительное явление.
Второе. «Духовное начало» рассматривается как нечто, связывающее и роднящее человека с Богом и божественным миром. В свою очередь и религия есть отражение такой связи с Богом. Не случайно слово «religio» означает буквально «восстановление связи» (re-ligio). Отсюда вполне логично отождествить религию и духовность.
В некоторых случаях духовность как «духовное начало» оказывается не просто положительным явлением, но вообще единственно хорошим, что есть в человеке. Она отрывается и противопоставляется всему «недуховному», под которым подразумевается «грубое», «тёмное», «злое» материальное начало. «Темницей» души называл тело Платон, полагая, что только бестелесная душа связывает человека с Божественным миром.
«Духовность, то есть преобладание духа, может и должна быть господствующим состоянием человека, потому что духовность — норма человеческой жизни и только тогда он стоит на уровне с человеческим достоинством».
Именно дух, а не тело является высшим и определяющим личность человека началом.
Казалось бы, все аргументы в пользу отождествления духовности и религии, довольно убедительны. И всё же такой подход значительно сужает понятие «духовности», оставляя за скобками множество аспектов.
Во многом это происходит потому, что основное внимание сосредоточивается на самом факте обладания духом (или душой, различение которых в данном контексте не важно). Но зададимся вопросом: только ли обладание духом может лежать в основе понимания духовности? Ведь духовность может рассматриваться и как проявление человеческого духа. Тогда вовсе не обязательно, что все проявления духа окажутся направленными к добру и свету. Ведь бывают демонические проявления духа, демонические религии, и демоническое в искусстве. Следовательно, духовность в таком ракурсе может оказаться со знаком «плюс» или со знаком «минус».
Если признать, что духовность может быть направленной и к добру и к злу, иметь множество видов и форм, то можно выделить несколько возможных вариантов соотношения духовности и религии (по чисто формально-логическим допущениям):
Религиозная духовность и её разнообразие.
По-видимому, религиозная духовность имеет столько же форм и образов, сколько существует религий и верований, стран и народов, культур и цивилизаций, социальных слоев, возрастных категорий и исторических эпох. Даже в одном и том же вероисповедании образы религиозной духовности могут быть весьма различны: ребенка и старца; мужчины и женщины; человека I и ХХI столетий; горожанина и сельского жителя; богача и бедняка; религиозного «модерниста» или, напротив, «фундаменталиста».
В определённом смысле, сколько верующих, столько и образов религиозной духовности. А возможно, не только верующих, но и вообще всех людей, так как даже убеждённый атеист может оказаться по сути верующим — в то, что Бога нет, что материя первична, что нет бессмертия души.
Очевидно одно — образов религиозной духовности значительно больше, чем самих вероисповеданий.
Министерство Высшего и Среднего специального Образования
Узбекский Государственный Университет Мировых Языков
Факультет 1 — английской
филологии.
По предмету:
Основа Духовности
На тему:
Духовность и религия
Подготовила:_______________________
Приняла:_______________________
Ташкент-2009
Внерелигиозная духовность — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 марта 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 марта 2019; проверки требуют 2 правки.Внерелигио́зная духо́вность (нерелигио́зная духо́вность, нецерко́вная духо́вность) — социокультурный феномен, получивший распространение вслед за отделением церкви от государства, и проявленный в общественном сознании через различение понятий религиозности, конфессиональности, воцерковлённости, с одной стороны, и духовности, с другой.
Вопреки тому, что в эпоху государственных религий слова духовность и религиозность использовались как взаимозаменяемые, в условиях светского государства духовное начинают относить (особенно на Западе) ко внутренней жизни отдельной личности (часто в духе Нью Эйдж), тогда как
С начала 1990-х годов социологи и психологи религии фиксируют появление среди респондентов в США и Европе группы респондентов, осознающих себя как духовные, но не религиозные. Слово «духовность» приобретает популярность на политическом, публицистическом, научном уровнях. Впервые об этой группе заговорили на примере американских «бэби-бумеров» первого послевоенного поколения, обнаруживая у них непривычно высокий уровень индивидуализма, неприятия религиозных институтов и стремления к поиску личного опыта.
Опросы показывают, что группа духовных, но не религиозных респондентов почти всегда неоднородна, и объединяющим для них фактором является не общее понимание духовности, а скорее общее недоверчивое отношение к религии. При этом лишь небольшая их часть является активными «бриколерами», то есть конструируют собственную систему взглядов, используя для этого элементы восточных и западных религий, системы взглядов Нью Эйдж, нерелигиозные источники [3].
В странах Запада исследователи отмечают связь нецерковной духовности с феминистской духовной и религиозной мыслью и духовностью, построенной на идеях экологии, а также с такими социокультурными течениями как неоязычество, викканство, шаманство, друидизм, геянство (англ.)русск., научная фантастика и практиками, такими как обрядовая магия, астрология, спиритуализм, гадание на картах Таро, Книге Перемен. Также общими для данных социокультурных феноменов являются практики медитации (как, например, медитация осознанности и трансцендентальная медитация).
Криминализация внерелигиозной духовности[править | править код]
Во многих странах начала XXI века, даже декларирующих отделение церкви от государства, сохраняется понятие преступления против религии и соответствующее правоприменение. Так, в 12 странах мира предусмотрена смертная казнь за «вероотступничество» – под определение которого могут попадать не только выход из официальной религии с целью её замены другой или отказ от религиозности, но и любые проявления внерелигиозной духовности
- ↑ Schlehofer M. M., Omoto A. M., Adelman J. R. How Do «Religion» and «Spirituality» Differ? Lay Definitions Among Older Adults (англ.) // Journal for the Scientific Study of Religion (англ.)русск. : journal. — 2008. — Vol. 47, no. 3. — P. 411—425. — doi:10.1111/j.1468-5906.2008.00418.x.
- ↑ Principe W. Toward Defining Spirituality (неопр.) // Sciences Religieuses/Studies in Religion. — 1983. — Т. 12. — С. 127—141.
- ↑ Колкунова Ксения Александровна. «Духовные, но не религиозные» респонденты в современных исследованиях (рус.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. — 2015.
- ↑ Джон Мак-Манус Би-би-си. Гуманисты будут добиваться отмены законов о богохульстве (рус.). BBC News Русская служба. Дата обращения 1 марта 2019.
- Robert C. Fuller. «Exotic Messages, Familiar Themes.» Spiritual, but Not Religious: Understanding Unchurched America. — Oxford University Press. — 2001. — 224 p.
Религиозность и духовность — не одно и то же. Статья раздела ‘Вне течений’. Эзотерика и духовное развитие.
Люди очень часто путают религиозность и духовность. И это прискорбно — ведь духовный человек может не обязательно быть религиозным, а религиозный — не обязательно духовным. Источник — Эзотерика. Живое Знание
Конечно, можно прийти к духовности через религию, но можно и без неё.
Если ты читаешь пять раз в день намаз – это не значит, что ты духовный человек. Может, ты просто делаешь это, потому что твои родители это делают, но не от души делаешь.
Если ты ходишь каждую субботу и воскресенье в церковь, причащаешься и тому подобное – это не значит, что ты духовный человек. Может, ты это делаешь просто потому, что боишься попасть в ад, или же потому, что все люди делают и тебе тоже надо. А может, потому, что тебя могут осудить за то, что ты не ходишь в церковь.
Если ты ходишь в храм к Будде и делаешь все необходимые ритуалы, это не значит, что ты духовный человек.
Мы не хотим оскорбить никого из верующих. Ваше дело, в кого вам верить, но помните: Бог в вашем сердце.
Все вышеописанные примеры людей – это религиозные люди, которые просто машинально повторяют те или иные действия, потому что так надо.
Конечно, в любое действие можно привнести дух, будь то делание намаза или хождение в храм или в церковь, но это возможно только тогда, когда вы испытываете радость от того, что вы делаете.
Радость – это способ души прокричать: вот кто я есть!
Для того чтобы ваша душа на полную начала жить через ваше тело, вам необходимо стать более осознанными, то есть перестать жить своим умом, а больше сердцем и чувствами.
В самых высоких чувствах спрятана ваша самая глубокая истина.
Чтобы быть в контакте с Богом, не обязательно ходить куда-то или делать что-то ритуальное.
Духовный человек — это тот, который всегда находится в контакте со своей душой и следует за ней. Это не так-то просто, поскольку у современного человека ум властвует над всем. Все пропускается через ум.
У нас цивилизация умов, а не сердец. Если бы было наоборот, то человечество не было бы сегодня в столь плачевном состоянии. И, конечно, на Земле был бы мир, и не было бы разделения на нации, религии, касты — мы бы искали только то, что нас объединяет, а не разъединяет.
Только научившись быть бдительным и не позволяя уму/эго управлять собой, можно быть осознанным.
Помните: единственный враг внутри нас, а не снаружи, и это ваше эго. Научиться видеть его в себе и не позволять ему управлять вами – это есть шаг в духовной эволюции.
Бог внутри каждого человека. Вы только вспомните, как слышать его внутри себя. Только осознанность вам поможет быть более бдительными.
Основные инструменты общения Бога с человеком:
- чувства;
- мысли;
- слова (самые ненадежные, так как они могут быть неверно поняты).
Чувства только те, которые являются самыми высокими, то есть только любовь.
Мысли только те, которые приносят радость.
Слова только те, которые несут истину.
Всё остальное из других источников.
Если к вам в голову приходят мысли, приносящие не радость, то они не от Бога.
Если к вам приходят чувства отрицательные, то они не от Бога.
Если слова лживы, то они не от Бога.
Господь желает вам только всего самого наилучшего, но как вы создадите жизнь свою, зависит только от вас. Чем более вас интересует ваш дух, а не материальное, тем ближе вы к Богу. Но помните, что и это только одна сторона медали.
Кто видит Бога и в мирском, и в возвышенном, тот улавливает всю картину.
Кто понимает, что Бог как верх, так и низ; как тьма, так и свет; как мужчина, так и женщина; как Инь, так и Ян — тот улавливает всю картину.Жизнь — это парадокс.
Бог — это Всё, Что Есть, и Всё, Что Не Есть.
Любите всё и не относитесь ко всему серьезно. Играйте в жизнь и наслаждайтесь каждым мгновением, получайте радость, будьте здесь и сейчас, следуйте за душой – это всё и есть духовность.
При этом всегда можно прийти к духовности и через религию, но не всегда, чаще всего религиозные люди не духовные.
Выводы:
- можно прийти к духовности через религию, но не обязательно;
- если человек религиозный, то он не обязательно духовный;
- самый главный враг внутри нас; кто умеет его видеть, тот на пути к духовной эволюции;
- Бог внутри каждого человека, и он общается с ним постоянно; вопрос не в том, кто говорит, а кто слушает;
- духовный человек это тот, кто видит своё эго и не дает ему управлять собой; тот, кто слышит свою душу и следует за ней, в этом ему помогает осознанность.
- религиозный человек, как правило, просто выполняет заученные ритуалы, но когда они выполнены, на этом его духовность и заканчивается, тогда как духовный человек живёт душой каждый миг своей жизни, даже во сне.
Автор: Заур Мамедов
Рейтинг: 2.31 (Проcмотров: 2173)
Читайте раздел Вне течений на портале эзотерики naturalworld.guru.
Религия и духовность — в чем разница
Многие люди ошибочно полагают, что духовность и религия вещи тождественные. На самом деле эти понятия имеют немало различий, в которых мы и намерены разобраться в этой статье.
Напрасное опасение
Когда мы слышим словосочетание «духовный человек», мысленно приходят ассоциации, связанные с религией. Некоторые даже чувствуют опасение, боятся попасть в секту или другую группу фанатичных людей. Правда в том, что духовность не несет в себе философию религии, а даже если вера присутствует, то она занимает самую минимальную часть интересов.
В кого верить?
Религия — это вера в Бога, причем каждая религия поклоняется своему, «истинному» создателю. Членам таких сообществ предписываются определенные правила поведения, создаются запреты, которые они обязаны исполнять. Образ жизни и отношение к окружающему миру «шаблонное», не отличается друг от друга.
Духовность стирает рамки мышления, дает полную свободу выбора своих действий, в том числе и выбор религиозного течения.
Власть разума
Некоторые религии управляют людьми, воздействуют страхами на подсознание верующих. В канонах священных книг написано подробное руководство для праведного человека, например, список вещей, которые можно надевать, принципы общения и поведения.
Духовность дарит любовь, а не страх. Весь мир открыт для нас, не стоит боятся, стоит лишь слушать голос совести. Духовные люди придерживаются главных законов морали, ответственны, прежде всего, перед самими собой.
Ответы на вопросы
Религия окончательно сформирована и способна ответить на любой вопрос. Даже убийство человека может быть оправданным при определенных условиях. Все мы знаем историю «Крестовых походов», которые многие годы сталкивали народы под религиозными знаменами.
Духовный человек ищет истину каждый день, точных ответов на его вопросы не существует. У каждого своя правда и только путем долгого развития можно понять настоящую суть.
Разные мнения
Религиозные проповедники никогда не задумываются о других верах и отговаривают прихожан от изучения канонов религиозного «соперника», признавая их абсолютно ложными и неправильными.
Духовный человек стремится познать истинную веру, углубляясь в учения каждой из религий, собирая информацию по крупицам, объединяя все вероисповедания. Таким образом можно узнать, в чем причина популярности той или иной религии, что общее, а что совершенно противоположное. Такой подход позволяет найти зерна истины, взять ценный опыт из разных Священных Писаний.
Счастье
Смысл большинства религий — земной труд, который подарит некие блага после смерти. Для счастливой загробной жизни необходимо соблюдать догмы, жить по правилам и религиозным законам. Жесткие запреты приводят к подавлению личности, полному выпадению из обычной, повседневной жизни.
Смысл духовности — счастье, а для счастья не бывает запретов. Личная свобода помогает воплощать мечты, быть там, где хочется.
Вопрос кармы
Что такое карма? Простым языком — закон истины. Страх кармы в религии был сформирован сразу, как наказание за грехи, расплата за содеянное, адские мучения после смерти. Кармические правила заключены в заповедях.
Свобода, которую пропагандирует духовность, ни в коем случае не дает права причинять вред другим людям. Духовный человек ежеминутно помнит о карме, принимает решение в соответствии с природной энергией, и понимает, что расплата за любой проступок его будет ожидать уже при жизни.
Путь истины
Последователи религиозных учений повторяют путь, проложенный сыном Божьим или самим Богом.
Духовные люди предпочитают идти по собственному пути, прокладывать тропинки к истине в одиночку. Опыт, полученный во время самопознания, бесценен.
Стоит отметить, что зачастую, духовные люди, сами того не ведая, намного ближе к Богу, чем многие религиозные последователи.
Post Views:
317
Религиозная духовность и её разнообразие.
По предмету: Философия
На тему: «Религиозное понимание духовности – сверхчувственная реальность»
Выполнила:
Студентка 2 курса 14 группы
Лечебно-Профилактического
Факультета
Ананян Л.И.
Г. Ростов-на-Дону
Г.
Религиозное понимание духовности – сверхчувственная реальность
Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральныхценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы. Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Духовность – это то, что противоречит материальности, телесности, является условием экзистенции человека и общества.
• Духовность – специфическое свойство жизнедеятельности человека, выражающееся в бережном отношении к себе и окружающему миру, формирующее совокупность нематериальных ценностей, характеризующихся устойчивостью к девальвации.
Что такое религия?
Религия есть форма отражения действительности в фантастических понятиях и представлениях. Признак любой религии – вера в какие-либо сверхъестественные силы. Крупнейшими на сегодня религиями являются христианство и ислам. Также многие жители Земли исповедуют индуизм, буддизм, конфуцианство… Религий множество. Каждая религия включает в себя религиозное сознание, религиозный культ, религиозную организацию. Представлены эти три составляющих религии могут в быть в очень разных формах, но суть их примерно одинакова.
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, мало понятной для очень многих людей. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в ее искажениях, которых не избежала ни одна религия.
Поэтому вопрос о том, что составляет существо религии, какие признаки являются в ней определяющими, а какие — несущественными, требует особого рассмотрения.
Религия имеет две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.
С внешней стороны религия представляет собой прежде всего мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами ее распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (Церкви) с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.
С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание Бога.Предварительное понимание религии дает и этимология данного слова.
Соотношение понятий.
Какой же смысл сокрыт в понятии «духовность»? Поисками ответа на этот вопрос заняты многие умы человеческие.
Определение духовности как результата нравственности, приобщения к общечеловеческим ценностям. При этом «дух» относится многими исследователями к культурологической, мировоззренческой категории. В большей части работ духовность отождествляется с развитием интеллекта, формированием мировоззрения, убеждений, с принципом саморазвития и самореализации личности.
«То, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём… Человек вообще является человеком тогда , когда он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия». Духовность означает, прежде всего, разрушение животной природы в человеке и раскрытие в нём его божественного сознания.
Только духовность может поставить человека на священный путь, который приведёт его к цели. Только духовность может возвысить человека и поднять его на более высокий уровень… Забывая о духовности, человек ведёт искусственную жизнь, в основе которой лежат земные удовольствия.
Почему духовность часто отождествляют с религией?
«Кто добр и духовен?» — спрашивали религиозные люди и давали ответ: «Только религиозный человек». Так и Конфуций признавался: «Небо — автор моей добродетели». А вот совсем другой пример — известного учёного В.И. Вернадского. Он был глубоко убеждён, что именно от религии происходят все вообще духовные проявления человеческой личности; с религией и только с ней связаны все формы духовности.
Первое. Понятие «духовность» почти совпадает с «духовным началом» как всем самым лучшим, светлым, возвышенным, что есть в человеке. А потому «духовность» всегда позитивна, всегда положительное явление.
Второе. «Духовное начало» рассматривается как нечто, связывающее и роднящее человека с Богом и божественным миром. В свою очередь и религия есть отражение такой связи с Богом. Не случайно слово «religio» означает буквально «восстановление связи» (re-ligio). Отсюда вполне логично отождествить религию и духовность.
В некоторых случаях духовность как «духовное начало» оказывается не просто положительным явлением, но вообще единственно хорошим, что есть в человеке. Она отрывается и противопоставляется всему «недуховному», под которым подразумевается «грубое», «тёмное», «злое» материальное начало. «Темницей» души называл тело Платон, полагая, что только бестелесная душа связывает человека с Божественным миром.
«Духовность, то есть преобладание духа, может и должна быть господствующим состоянием человека, потому что духовность — норма человеческой жизни и только тогда он стоит на уровне с человеческим достоинством».
Именно дух, а не тело является высшим и определяющим личность человека началом.
Казалось бы, все аргументы в пользу отождествления духовности и религии, довольно убедительны. И всё же такой подход значительно сужает понятие «духовности», оставляя за скобками множество аспектов.
Во многом это происходит потому, что основное внимание сосредоточивается на самом факте обладания духом (или душой, различение которых в данном контексте не важно). Но зададимся вопросом: только ли обладание духом может лежать в основе понимания духовности? Ведь духовность может рассматриваться и как проявление человеческого духа. Тогда вовсе не обязательно, что все проявления духа окажутся направленными к добру и свету. Ведь бывают демонические проявления духа, демонические религии, и демоническое в искусстве. Следовательно, духовность в таком ракурсе может оказаться со знаком «плюс» или со знаком «минус».
Если признать, что духовность может быть направленной и к добру и к злу, иметь множество видов и форм, то можно выделить несколько возможных вариантов соотношения духовности и религии (по чисто формально-логическим допущениям):
Религиозная духовность и её разнообразие.
По-видимому, религиозная духовность имеет столько же форм и образов, сколько существует религий и верований, стран и народов, культур и цивилизаций, социальных слоев, возрастных категорий и исторических эпох. Даже в одном и том же вероисповедании образы религиозной духовности могут быть весьма различны: ребенка и старца; мужчины и женщины; человека I и ХХI столетий; горожанина и сельского жителя; богача и бедняка; религиозного «модерниста» или, напротив, «фундаменталиста».
В определённом смысле, сколько верующих, столько и образов религиозной духовности. А возможно, не только верующих, но и вообще всех людей, так как даже убеждённый атеист может оказаться по сути верующим — в то, что Бога нет, что материя первична, что нет бессмертия души.
Очевидно одно — образов религиозной духовности значительно больше, чем самих вероисповеданий.
Заключение
Духовность – это воплощение во взглядах личности нравственного начала, утверждение в сознании человека веры в моральные Абсолюты.
Духовность есть одухотворенность жизни человека высокими нравственными идеалами, наполненность ее христианскими добродетелями, постоянное совершенствование себя. Такая духовность коренным образом преобразует человека и всю его жизнь.
Духовность — это тот внутренний стержень, который формирует личность, тот внутренний тормоз, который останавливает человека перед нарушением норм нравственности, или то, что воодушевляет на подвиг, подвижничество, жертвенность, героизм.
Преп. Серафим Саровский путь очищения от греха определял как «стяжание Святого Духа», то есть обретение человеком «духовных сокровищ», обретение им духовности.
Основа религиозной духовности — это вера в Бога и построение поведения определяется канонами веры, религиозной моралью. Религиозная духовность определяется через понятия «святой дух» и «душа». Духовность, таким образом, базируется на сверхъестественном трансцендентном начале.
В светской традиции под духовностью понимается совокупность всех функций сознания, а под «душой» — духовные (нравственные, эстетические и т.п.) качества человека. В светском образовании духовность часто отождествляется с культурой, которую наработало человечество, и со всем, что направлено на освоение культуры, на создание культуры.
Список использованной литературы
1. Каган М.С. О духовном//Вопросы философии. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1985.
2. Кант И. Религия в пределах только разума//Трактаты и письма. – М., 1980.
3. Капустин Н.С. Свобода совести – общечеловеческая ценность. Ростов-на-Дону, 1991.
4. Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал. Серия «Мыслители», выпуск 4. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
5. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философские науки, 1991.
6. Логинов Л.Ф. Сущность духовности. Православный голос Кубани: август 2003., №8.
7. Симонов Г.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989.
8. Франк С.Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1993.
9. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Логос, 2004.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Духовность — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
В психологии
Проблема духовности в психологии впервые стала рассматриваться в конце XIX – начале XX века в рамках понимающей психологии, представители которой (Вильгельм Дильтей, Эдуард Шпрангер) делали акцент на изучении человеческой психики в связи с духовными видами деятельности (культура, искусство, этика и др.), а не с естественными науками. В дальнейшем духовность стала предметом изучения аналитической психологии Карла Густава Юнга, в которой духовная культура Запада и Востока анализировалась с использованием концепций коллективного бессознательного и архетипов. Юнг заложил основы психологического анализа религии и алхимии.[1]
Следующим этапом психологического изучения духовности стало её рассмотрение в рамках гуманистической, трансперсональной и экзистенциальной психологии. В психосинтезе Роберто Ассаджоли духовность связана с высшим бессознательным, которое служит источником творческого вдохновения. Абрахам Маслоу рассматривает духовность в связи с пиковыми переживаниями, которые возникают в процессе самоактуализации. Станислав Гроф рассматривает духовность в связи с трансперсональными переживаниями и духовными кризисами. В современных работах по трансперсональной психологии большое внимание уделяется описанию и анализу практик духовного целительства, используемых в шаманизме и других традиционных культурах. Виктор Франкл считает духовность высшим антропологическим измерением личности, которое он помещает над телесным и психическим измерениями. Альтернативным подходом к проблеме духовности в экзистенциальной психологии является концепция Адриана Ван Каама[en], который связал духовность с трансцендентностью.[1]
В христианской психологии духовность рассматривается в связи с высшими силами божественной либо демонической природы, которые проявляются в человеческих поступках. При этом существование каких-либо других видов духовности христианская психология отрицает.[1]
В подавляющем большинстве подходов к духовности она рассматривается как явление, выходящее за рамки индивидуальности и связанное со сверхличностными, божественными или космическими силами. Духовность является признаком зрелости личности, вышедшей за пределы своих узких интересов и преходящих ценностей.[1]
В современном западном религиоведении
Духовность в наиболее общих чертах характеризуют как «жизнь, проживаемую в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы» и другие значимые для человека образы. В современных исследованиях, особенно западных, обращается внимание на отсутствие тождества между духовностью и религиозностью. По Айлин Баркер, к примеру, духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека.[2] С отделением церкви от государства в эпоху Просвещения в современных обществах всё большее значение приобретает внерелигиозная духовность.